Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 04.03.2003 N 12 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ СП 2.5.1198-03 (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 01.04.2003 N 4348)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 апреля 2003 г. N 4348
   ------------------------------------------------------------------
   
           МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 4 марта 2003 г. N 12
   
                         О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
            "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ
                ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
                            СП 2.5.1198-03"
   
       На основании Федерального  закона  от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
   "О  санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
   законодательства  Российской  Федерации,  1999,  N 14,  ст.  1650)
   и   "Положения   о  государственном   санитарно-эпидемиологическом
   нормировании",    утвержденного    Постановлением    Правительства
   Российской   Федерации  от  24  июля  2000  г.   N  554  (Собрание
   законодательства  Российской Федерации,  2000,  N 31,  ст.  3295),
   постановляю:
       Ввести   в  действие   с  03.06.2003  "Санитарные  правила  по
   организации пассажирских перевозок на  железнодорожном транспорте.
   СП  2.5.1198-03",  утвержденные Главным государственным санитарным
   врачом Российской Федерации 3 марта 2003 г.
   
                                                         Г.Г.ОНИЩЕНКО
   
   
   
   
   
                                                            Утверждаю
                                              Главный государственный
                                                      санитарный врач
                                               Российской Федерации -
                                                   Первый заместитель
                                             Министра здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Г.ОНИЩЕНКО
                                                           03.03.2003
   
                                        Дата введения: 3 июня 2003 г.
   
              2.5. ГИГИЕНА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ
   
            САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ
                ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
   
                 Санитарно-эпидемиологические правила
                            СП 2.5.1198-03
   
                         I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
   
       1.1. Настоящие Санитарные правила распространяются на комплекс
   стационарных   объектов   и  подвижной   состав   железнодорожного
   транспорта,    составляющих   систему   обеспечения   пассажирских
   перевозок.
       1.2.  Настоящие  Санитарные  правила  разработаны на основании
   Федерального   закона   от  30   марта   1999   г.   N   52-ФЗ  "О
   санитарно-эпидемиологическом   благополучии  населения"  (Собрание
   законодательства  Российской Федерации,  1999,  N 14,  ст.  1650),
   "Положения     о   государственном    санитарно-эпидемиологическом
   нормировании",    утвержденного    Постановлением    Правительства
   Российской   Федерации  от  24  июля  2000  г.   N  554  (Собрание
   законодательства  Российской Федерации,  2000,  N 31,  ст.  3295),
    Положения      о    порядке     осуществления    государственного
   санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного
   транспорта  ЦУВС-782  от 14 сентября 2000 г.,  зарегистрированного
   Минюстом России 10 ноября 2000 г., регистрационный N 2447.
   
                          II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       2.1. Настоящие  Санитарные  правила являются обязательными для
   всех   юридических  и физических  лиц,   связанных  с обеспечением
   пассажирских перевозок.
       2.2.  Проектная  документация  на  изготовление новых образцов
   пассажирского   подвижного   состава,   а  также  на  модернизацию
   существующих  типов,  изготовление отдельных элементов внутреннего
   оборудования должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение,
   выданное в установленном порядке.
       2.3.  Для продукции,  отделочных и конструкционных материалов,
   моющих и дезинфицирующих средств,  пищевых продуктов, используемых
   при   организации  пассажирских  перевозок,   обязательно  наличие
   санитарно-эпидемиологического   заключения,    выданного   главным
   государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту -
   заместителем    Главного    государственного   санитарного   врача
   Российской   Федерации   (заместителем  главного  государственного
   санитарного  врача  по  железнодорожному  транспорту) на основании
   экспертных   заключений  испытательных  лабораторных  центров  при
   центрах   госсанэпиднадзора   МПС   России   согласно  области  их
   аккредитации.
       2.4. Нормативы и требования настоящих Санитарных правил должны
   учитываться  при  проведении  сертификации  стационарных объектов,
   подвижного   состава   железнодорожного   транспорта,   услуг  для
   пассажиров  в Системе  сертификации на федеральном железнодорожном
   транспорте.
       2.5.  Контроль  за  соблюдением  настоящих  Санитарных  правил
   осуществляется   органами   госсанэпиднадзора  на  железнодорожном
   транспорте.
   
                III. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
               И НОРМАТИВЫ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ
   
         3.1. Требования к устройству и оборудованию основных
         пассажирских помещений наземных и подземных вокзалов
   
       3.1.1.    Пассажирские    помещения    как   составная   часть
   железнодорожных   вокзалов  по  принципу  функционального  деления
   подразделяются на:
       Операционные:   вестибюль,   операционный  и распределительный
   залы,  кассовый  зал,  справочное  бюро,  сервис-центр  с системой
   кабинетов,  залов, салонов связи и информации, кредитно-банковской
   системы.
       Помещения    ожидания    и   культурно-бытового   обслуживания
   пассажиров:  залы ожидания, камеры  хранения ручной клади, комнаты
   матери   и  ребенка,   комнаты   длительного   отдыха   транзитных
   пассажиров,  буфеты,  кафе,  рестораны, помещения кратковременного
   пребывания пассажиров (туалеты, парикмахерские).
       Административно-служебные   и подсобные  помещения:   кабинеты
   руководства  вокзала,  дежурных  по вокзалу,  диспетчерская,  иные
   служебно-бытовые     помещения,     медпункт,     помещения    для
   санитарно-контрольного     пункта     (СКП)    или    пограничного
   санитарно-карантинного поста (ПСКП).
       Помещения (залы) для пригородных пассажиров.
       3.1.2.  Помещения, предназначенные для пассажиров, запрещается
   занимать для целей, не связанных с их обслуживанием.
       3.1.3.  В подземных вокзалах, предназначенных для пассажирских
   поездов на высокоскоростных магистралях, в подземном зале прибытия
   и  убытия  электропоездов   размещаются  платформы протяженностью,
   соответствующей длине поезда (максимальная длина 450 м,  ширина не
   менее 8 м).
       В  вестибюле  подземного  вокзала предусматриваются на входе и
   выходе  два  ряда  дверей для снижения скорости движения воздуха в
   зоне пассажирского потока.
       3.1.4. Залы ожидания для пассажиров должны иметь удобный выход
   на  платформы,  а  зал  для  пассажиров  с детьми  - дополнительно
   непосредственную  связь  с комнатой матери и ребенка,  медицинским
   пунктом.
       3.1.5. В южных климатических районах зал ожидания должен иметь
   солнцезащитные  устройства  (навесы,  козырьки,  наружные  жалюзи,
   экраны)  на  окнах и витражах,  обращенных на южную и юго-западную
   стороны.
       3.1.6.  Площадь залов ожидания рассчитывается в зависимости от
   вместимости  вокзала  - от  1,7 кв.  м на одного пассажира в особо
   больших вокзалах до 2,0 кв. м в малых вокзалах.
       3.1.7.  Диваны  в залах ожидания следует размещать так,  чтобы
   ширина  прохода  между  ними  и стенами была не менее 1,0 - 1,8 м,
   обеспечивая  возможность  проведения уборки залов средствами малой
   механизации.  Размеры  индивидуальных сидений диванов должны быть:
   высота спинки - 820 мм, ширина сиденья - 615 мм, высота сиденья от
   пола - 435 мм.
       3.1.8. Поверхности стен и полов основных помещений должны быть
   легко доступными для проведения влажной уборки и дезинфекции.
       Не допускается для облицовки стен и колонн применять материалы
   с грубошероховатой поверхностью, ракушечник, туф.
       Каркас  подвесных потолков и звукопоглощающей облицовки должен
   быть   изготовлен   из   негорючего  пожаробезопасного  материала.
   Звукопоглощение   облицовкой  должно  соответствовать  требованиям
   акустического  расчета,  устанавливаемого  по  количеству  людей в
   зале, равному половине расчетной вместимости.
       3.1.9.  В  вокзалах  большой  расчетной вместимости пассажиров
   (700  и более)  рекомендуется предусматривать зал для пассажиров с
   детьми,  включающий  санузел  не  менее чем на 2 очка,  умывальное
   помещение (краны с раковинами и душевыми поддонами),  постирочную,
   сушилку  и самостоятельный  буфет.  Зал  для  пассажиров  с детьми
   изолируется  от  других  помещений  и размещается  вблизи  комнаты
   матери и ребенка.
       3.1.10.  Билетные  кассы  устраиваются  в виде  индивидуальных
   кабин,   изолированных   от   пассажирского   зала.   Их  надлежит
   располагать   группами,   объединяя   по  категориям  обслуживания
   пассажиров.   Устройство   и  оснащение   билетных   касс   должно
   соответствовать  санитарным  требованиям к рабочим местам билетных
   кассиров.
       3.1.11.  Медицинский пункт должен располагаться на 1-м этаже и
   иметь  выходы  на  перрон,  привокзальную площадь и в зал ожидания
   пассажиров.   Расположение,   ширина   дверей   и проходов  должны
   обеспечивать возможность движения с медицинскими носилками.
       Ответственность  за  санитарно-техническое состояние помещений
   медицинского пункта несет администрация вокзала.
       3.1.12.  Санитарно-контрольный  пункт  (СКП)  или  пограничный
   санитарно-карантинный   пост   (ПСКП)   следует   располагать   на
   территории вокзала, и он должен включать в себя комнату начальника
   СКП  (ПСКП),  комнату  для  врачей и помощников врачей,  подсобное
   помещение.  Должен быть обеспечен удобный выход на перрон и в залы
   вокзала;  рекомендуется  размещать СКП в помещениях с возможностью
   обозрения платформ прибытия и отправления поездов.
       3.1.13.  Санитарно-гигиенические  требования  к обустройству и
   содержанию помещений коммунально-бытового назначения.
       Помещения  бытового  обслуживания  пассажиров (парикмахерские,
   курительные,   срочного  ремонта  одежды,   обуви  и т.п.)  должны
   располагаться рядом с залами ожидания.
       Комнаты  (помещения)  для курения следует располагать смежно с
   санитарными узлами и оснащать урнами,  тамбуром с двойными дверями
   и вытяжной вентиляцией.
       Парикмахерские  оборудуются всеми видами санитарно-технических
   устройств:   водопроводом  с подводкой  холодной  и горячей  воды,
   канализацией,    отоплением,    вентиляцией,    электроснабжением.
   Обязательно наличие резервного водонагревателя.
       Стены  следует  покрывать  масляной  краской или глазурованной
   плиткой  на  высоту  1,5  - 1,8  м.  Полы  должны  быть  гладкими,
   доступными  для  влажной  уборки.  Мебель  должна допускать легкую
   очистку  и дезинфекцию.  Расстояние  между креслами должно быть не
   менее 1,8 м,  от стены - не менее 0,7 м.  В набор помещений должны
   быть включены кладовые для хранения чистого белья, использованного
   белья, парфюмерии.
       Помещения  для  уборщиц  и носильщиков должны быть оборудованы
   вытяжной вентиляцией, кранами с подводкой горячей и холодной воды,
   ванной  для мытья ветоши и уборочного инвентаря,  трапом для слива
   воды, сушильными шкафами.  Трап оснащается решеткой, песколовкой и
   гидравлическим затвором.
       3.1.14.  Багажное  отделение  вокзала  должно  располагаться в
   отдельном  здании  и состоять из кладовой,  оснащенной механизмами
   для погрузки и выгрузки багажа (электрокары, краны), и комнаты для
   приемосдатчика багажа.
       3.1.15.  В  бойлерной,  камерах  вентиляторов  и кондиционеров
   воздуха  необходимо предусматривать устройства для звукоизоляции и
   гашения      вибрации      в    соответствии     с    действующими
   санитарно-гигиеническими требованиями.
       3.1.16.    В    подземном   пространстве   наземных   вокзалов
   рекомендуется    размещать   объекты   с  наименьшим   количеством
   обслуживающего  персонала:  камеры хранения ручной клади,  бытовые
   помещения,   санитарные   узлы,   кладовые  уборочного  инвентаря,
   складские   помещения,   комнаты   для   передвижных   подъемников
   инвалидных колясок.
       Подземные  помещения  с длительным пребыванием в них персонала
   (свыше  3-х  часов) должны быть изолированы от помещений,  имеющих
   источники шума.
       В  помещениях и крытых переходах допускается устройство вместо
   лестниц  с уклоном  1:8,  уклон  наружных  пандусов не круче 1:12,
   уклон  пандусов  для  электрокар  1:20.  Лестницы и пандусы должны
   иметь  нескользкие  покрытия.   При  высоте  подъема  6 м  и более
   предусматривается  устройство  пассажирских  эскалаторов,   а  для
   инвалидов-колясочников - крупногабаритные пассажирские лифты.
       Устройство   движущихся   тротуаров   допускается   при  длине
   пешеходного   тоннеля   или   моста  более  150  м и  при  условии
   интенсивного потока пассажиров.
       В  подземных  вокзалах  на эскалаторах следует предусматривать
   установку   бактерицидных  устройств  ультрафиолетового  облучения
   поручней.
       3.1.17.  Для  удобства  пребывания и передвижения инвалидов на
   вокзале  необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном
   не менее 1:12),  грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с
   сопровождающими  лицами  (размер  кабины 110 x 140 см),  места для
   инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах,
   кафе,  ресторанах,  с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина
   70  см,  высота сиденья 52 см),  специальные кабины в общественных
   туалетах размером 225 x 155 см,  передвижные подъемники и пеники и
   переносные  рампы  для  посадки инвалидов с коляской с платформы в
   вагон.
       На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей
   должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см.
       3.1.18.   В   системе   зрительной   информации   на   вокзале
   предусматриваются  пиктограммы  с символами  доступности помещений
   для инвалидов-колясочников.
       3.1.19.  В  системе  звуковой  информации  на  вокзале следует
   предусматривать  для  удобства  инвалидов оснащение отдельных касс
   специальными  устройствами  для  пассажиров  с пониженным  слухом,
   облегчающими  общение  пассажира с кассиром.  Некоторое количество
   телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей
   с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы
   следует располагать на более низком уровне.
   
                     3.2. Требования к содержанию
                      основных помещений вокзалов
   
       3.2.1.  Начальник  вокзала  утверждает технологический процесс
   уборки  вокзала  и прилегающей  территории  уборщиками или лицами,
   ответственными  за  уборку,   который  согласовывается  с органами
   государственного    санитарно-эпидемиологического    надзора    на
   железнодорожном  транспорте.   Указанный  технологический  процесс
   должен    регламентировать    объем    и   кратность    проведения
   периодических, суточных и генеральных уборок.
       3.2.2. Ежегодно к летним пассажирским перевозкам рекомендуется
   проводить на вокзале текущий ремонт помещений, а к зимнему периоду
   - их утепление.
       3.2.3. Периодическая текущая уборка помещений вокзала включает
   в  себя  мытье  полов,  стен,  мебели  и уборку мусора.  Уборочный
   инвентарь  должен быть промаркирован ("для туалетов",  "для пола",
   "для  мебели").  Инвентарь  с маркировкой "для мебели" допускается
   использовать и для мытья стен.
       3.2.4.  Суточная уборка на вокзале проводится ежедневно в часы
   снижения интенсивности движения пассажирских поездов с применением
   поломоечных  машин,  пылесосов,  телескопических  вышек.  Суточная
   уборка  включает в себя протирание полов,  очистку оконных стекол,
   рам  и подоконников,   отопительных  приборов,   мебели,  мытье  и
   дезинфекцию  туалетов,  умывальных,  курительных комнат,  мусорных
   ящиков и урн.
       Дезинфицирующие   средства   и  методы   дезинфекции   следует
   использовать   дифференцированно,    применительно   к  конкретным
   объектам вокзала.
       3.2.5.  Для  сбора  мусора  на каждом наземном вокзале следует
   иметь  контейнеры,   устанавливаемые  на  огражденной  асфальтовой
   площадке,  которая  должна  быть  удобна для подъезда транспортных
   средств и иметь отвод ливневого стока в канализацию.
       В подземных вокзалах предусматривается комната для контейнеров
   с   мусором   и механизмом  их  подъема  на  наземную  площадку  к
   мусоровозу.
       На  всех  вокзалах  должно быть отведено специальное место для
   мытья и дезинфекции урн и контейнеров.
       3.2.6.   Устройство   для   очистки  обуви  пассажиров  должно
   размещаться  перед  входными  дверьми  вокзала,  иметь  приямок  и
   обогрев в зимний период года.
       3.2.7.  Посадочные перроны,  платформы вокзалов и остановочных
   пунктов  должны  содержаться  в чистоте  и иметь  урны  для  сбора
   мусора.  Количество устанавливаемых урн и их размещение зависит от
   уровня     пассажиропотока     и   согласовывается    с   органами
   государственного    санитарно-эпидемиологического    надзора    на
   железнодорожном  транспорте.  Очистка  урн от мусора проводится по
   мере их заполнения.
       В  период  посадки  и высадки  пассажиров движение по перронам
   автотранспорта  запрещается.   Перевозку  багажа  и других  грузов
   следует производить электрокарами,  а посадку в вагон инвалидов на
   коляске - мобильными подъемниками с электромоторным оборудованием.
       3.2.8. Поверхность платформ должна быть ровной, без выбоин, не
   допускающей травматизма пассажиров и скопления воды,  а покрытие -
   обладать противоскользящими свойствами.
       При  наличии  гололеда  следует  удалять с перрона (посадочных
   платформ)  снег  и передавать  по  средствам  звуковой  информации
   соответствующее предупреждение.
       3.2.9.  Объявления о запрещении курения в неположенных местах,
   соблюдении  чистоты  и порядка  следует размещать на видных местах
   пассажирских помещений вокзала и площадок ожидания.
   
              3.3. Требования к устройству, оборудованию,
        содержанию комнат матери и ребенка, комнат длительного
           отдыха пассажиров и пунктов общественного питания
   
       3.3.1.   Комната   матери   и  ребенка   (далее - КМиР) должна
   размещаться   в наименее  шумной  и изолированной  наземной  части
   вокзала,  желательно  с отдельным входом с привокзальной площади и
   (или)  из  пассажирского  здания;  ориентацию  окон  определять  в
   соответствии   с  климатическими   широтными  особенностями.   При
   расположении  КМиР на третьем этаже и выше следует предусматривать
   устройство лифтов.
       3.3.2.  Процентное соотношение спальных мест для матерей и для
   детей  устанавливается по местным условиям,  площадь на 1 спальное
   место должна быть не менее 5,4 кв. м.
       В помещениях КМиР,  в зависимости от потребности,  разрешается
   устанавливать несколько ячеек автоматических камер хранения.
       3.3.3.   Окна   спальных   и  игровых  комнат  не  допускается
   располагать  над  окнами  кухни и санузлов.  Вход в постирочную не
   должен   находиться  непосредственно  напротив  входа  в помещения
   спальных и игровых комнат.
       3.3.4.  Комнаты  длительного  отдыха  пассажиров (далее - КДО)
   надлежит  размещать в относительно тихой зоне,  преимущественно на
   втором  и вышележащих  этажах.  Количество  мест  в одной спальной
   комнате должно  быть  два - четыре, желательно с санузлом в каждой
   комнате.  Площадь на 1 спальное место должна быть не менее 6,1 кв.
   м.
       3.3.5.  КМиР  и КДО оборудуются гардеробными с индивидуальными
   шкафами  для  хранения  верхней  одежды,   спальными  с кроватями,
   прикроватными  тумбочками,  столом,  креслами  (стульями) по числу
   мест, шкафом для одежды, прикроватными светильниками, радиоточкой,
   зеркалом, необходимым набором посуды.
       В   смежных   помещениях  устраиваются  преддушевая  и душевые
   кабины,   санитарный   узел  и умывальная,   оснащенные  закрытыми
   мусоросборниками; комната с утюгами и гладильными досками.
       Отдыхающий   пассажир   обеспечивается  комплектом  постельных
   принадлежностей, белья, полотенцем.
       Для  уборщиц выделяются отдельные шкафы для хранения чистого и
   использованного (в мешках) постельного белья, спецодежды, отдельно
   для  личной  одежды,  вентилируемый шкаф для уборочного инвентаря,
   стол, тумбочка, стул.
       Набор  уборочного инвентаря включает пылесос,  щетки,  швабры,
   ветошь,  промаркированные ведра ("для туалетов",  "для пола", "для
   мебели").
       3.3.6.  В  помещениях  КМиР и КДО должна регулярно проводиться
   влажная    уборка   с  применением   дезинфицирующих   средств   в
   соответствии с технологическим процессом уборки вокзалов.
       Уборка  осуществляется утром и по мере необходимости в течение
   дня.  При  освобождении  пассажиром  спального места дополнительно
   проводится влажное обтирание мебели,  мытье посуды, находившейся в
   пользовании пассажира, смена постельного белья.
       Периодически  (не   реже   2  раз  в год)  и по  эпидемическим
   показаниям  постельные  принадлежности  подвергаются  химчистке  и
   камерной дезинфекции.
       Целесообразно   применение   постельного   белья  одноразового
   использования,  одеял из антимикробных волокон, матрацев и подушек
   с водогрязеотталкивающими и антимикробными свойствами.
       3.3.7.  Состав,  планирование помещений вокзальных ресторанов,
   кафе, буфетов определяются требованиями строительных норм и правил
   по   проектированию   предприятий   общественного   питания.    Их
   устройство,  оборудование и содержание должны отвечать требованиям
   санитарных   правил   для   предприятий  общественного  питания  и
   торговли.
       3.3.8.  Работники  комнат  отдыха  и КМиР подлежат медицинским
   осмотрам согласно действующим нормативным документам.
   
                     3.4. Требования к вентиляции,
                     отоплению и кондиционированию
   
       3.4.1.   Все   помещения  пассажирских  вокзалов  должны  быть
   оборудованы   системами   отопления   и  вентиляции,   отвечающими
   требованиям    норм    проектирования    отопления,    вентиляции,
   кондиционирования  и обеспечивающими  соответствующую  температуру
   воздуха.
       3.4.2.  Конструкция  отопительных приборов и вентиляции должна
   обеспечивать их удобную очистку от пыли и грязи.
       3.4.3.  Все  наружные входы должны иметь эффективно работающие
   воздушно-тепловые завесы или отапливаемые тамбуры.
       3.4.4. Скорость движения воздуха в зоне пребывания человека не
   должна превышать зимой 0,3 м/сек.
       3.4.5.   Воздухозаборные  устройства  должны  располагаться  в
   местах,  исключающих попадание в них загрязненного воздуха, газов,
   воды.
       3.4.6.  Рециркуляционный  воздух  следует  использовать лишь в
   исключительных случаях  в объеме, не превышающем 30% подаваемого в
   помещения  воздуха;  рециркуляционный  воздух необходимо очищать с
   помощью обеспыливающих и обеззараживающих фильтров,  а приточный -
   только обеспыливающими фильтрами.
       3.4.7.  Концентрация  пыли  в воздухе помещений в зоне дыхания
   пассажиров не должна превышать 0,5 мг/куб. м.
       3.4.8.  Концентрация  углекислого  газа  в воздухе помещений в
   зоне дыхания пассажиров не должна превышать 0,1 об.%.
       3.4.9.  Размещение фрамуг, приточных и вытяжных решеток должно
   обеспечивать   равномерный   воздухообмен  по  всему  помещению  и
   возможность сквозного проветривания комнат с исключением застойных
   мест.
       3.4.10. Относительная влажность воздуха должна быть в пределах
   30 - 60%.
       3.4.11.  В  летнее  время  механическая  приточная  вентиляция
   должна подавать в помещения не менее 30 куб.  м/час   воздуха на 1
   человека.
       3.4.12.  В  штате  сотрудников  вокзала  должен быть персонал,
   ответственный    за    эксплуатацию    и   техническое   состояние
   вентиляционных систем.
   
        3.5. Требования к системам водоснабжения и канализации
   
       3.5.1.    Наружные    сети    водоснабжения    и   канализации
   железнодорожных  вокзалов должны отвечать требованиям строительных
   норм и правил для наружных сетей водоснабжения и канализации.
       3.5.2. Внутренние сети водоснабжения и канализации должны быть
   выполнены в соответствии с требованиями строительных норм и правил
   для внутренних сетей водоснабжения и канализации.
       3.5.3.  Сети  горячего  водоснабжения  должны  соответствовать
   требованиям   строительных   норм   и правил  для  сетей  горячего
   водоснабжения.
       3.5.4.  Водопровод  вокзала  хозяйственно-питьевого назначения
   должен    обеспечиваться    водой    с   показателями    качества,
   регламентированными  требованиями  санитарных  правил  и норм  для
   питьевой воды.
       Водопровод  технический  устраивается  отдельно и должен иметь
   установленную опознавательную окраску.
       3.5.5.   Качество   питьевой   воды   и  санитарно-техническое
   состояние    сооружений    водопровода   контролируется   органами
   госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
       3.5.6.  Запрещается  использование  для производственных целей
   горячей воды из системы водяного отопления.
       3.5.7. Уборные (туалеты) общего пользования (раздельно мужские
   и  женские)  размещаются в пассажирском здании с учетом того,  что
   расстояние  от туалета до любого пассажирского помещения не должно
   превышать  75  м.  На  привокзальной  площади  и на  платформах  в
   зависимости    от    местных   условий   рекомендуется   установка
   дополнительных туалетов, в том числе замкнутого типа.
       Уборные  надлежит  оборудовать напольными чашами или унитазами
   без   сидений,   размещаемыми  в отдельных  кабинах,   разделенных
   перегородками.
       Количество   санитарных   приборов  рассчитывается  исходя  из
   вместимости  вокзала,   площадью  не  менее  2,75  м на  1 прибор.
   Количество   писсуаров   в  мужских   уборных  должно  быть  равно
   количеству унитазов.
       Обязательно наличие туалета для инвалидов с габаритами:
       длина - 2300 мм
       ширина - 1550 мм
       высота - 1950 мм
       ширина унитаза - 600 мм
       расстояние от унитаза до стены - 800 мм
       ширина двери не менее - 900 мм.
       В туалете устанавливаются штанги с навесными рукоятками.
       В умывальной должны быть расположены: умывальники из расчета 1
   на  каждые  4 санитарных  прибора,   но  не  менее  1 на  уборную;
   электрополотенца - 1 на каждые 2 умывальника;  в мужских уборных -
   штепсельные розетки для электробритв.
       В  туалетах  должно  быть  выделено  помещение  для хранения и
   дезинфекции уборочного инвентаря.
       3.5.8.  Для  обеспечения пассажиров и обслуживающего персонала
   питьевой   водой  допускается  установка  питьевых  фонтанчиков  и
   водоразборных кранов.
       3.5.9.  Следует предусматривать устройства для присоединения к
   водопроводу  поливных  шлангов  для  поливки  и влажной  уборки на
   перронах и платформах.
       3.5.10. На неканализованных вокзалах устраиваются общественные
   туалеты,  размещенные  вне  вокзала с замкнутыми системами сбора и
   удаления канализационных стоков.
   
                      3.6. Требования к освещению
   
       3.6.1.  Естественное  освещение  наземных  помещений  вокзалов
   обеспечивается   равномерным   по  помещению  размещением  окон  с
   соотношением к площади пола не менее 1:5.
       3.6.2.  Витражи  следует  устраивать  лишь  как  дополнение  к
   оконному остеклению, чтобы не снижать естественную освещенность.
       3.6.3.  Искусственное освещение наземных и подземных помещений
   вокзала может быть организовано на основе обустройства электросети
   с  лампами  накаливания  и лампами люминесцентными предпочтительно
   белого цвета (приложение N 1).
       3.6.4.   Аварийное   освещение  (от  независимого  источника),
   необходимое    для   эвакуации   людей   из   помещения,    должно
   предусматриваться в следующих помещениях вокзала:
       в   основных   проходных  помещениях  (вестибюли,   пешеходные
   тоннели, коридоры и лестницы);
       в  отдельных  помещениях,  где  одновременно  может находиться
   более 100 человек;
       в  помещениях  комнат  матери  и ребенка,  комнатах  отдыха  и
   медицинских пунктах.
       Аварийное освещение,  необходимое для эвакуации людей,  должно
   обеспечивать  освещенность  на  полу не менее 1 лк.  Двери,  через
   которые  должна  проводиться  эвакуация  людей,  а  также пожарные
   гидранты должны быть оборудованы световыми указателями.
       3.6.5. Светильники для внутренних помещений вокзалов очищаются
   не реже 2 раз в месяц,  для открытых пространств - не реже 3 раз в
   год.
   
                IV. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
              ДЛЯ ПУНКТОВ ЭКИПИРОВКИ И ПОДГОТОВКИ В РЕЙС
           ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ
   
            4.1. Требования к планировке пунктов экипировки
   
       4.1.1.  Пункты  экипировки пассажирских вагонов размещаются на
   территориях  железнодорожных  станций.  Участки  для строительства
   должны  соответствовать  требованиям  санитарных  правил  и норм с
   учетом возможности последующего их расширения.
       4.1.2.  Участок  пункта  экипировки  выбирается  с учетом розы
   ветров  с подветренной стороны по отношению к жилым и общественным
   постройкам и должен иметь:
       - ровную поверхность и организованный отвод поверхностных вод;
       -  уровень  грунтовых  вод  ниже  глубины  устройств подвалов,
   тоннелей;
       -    условия   для   строительства   и  реконструкции   систем
   водоснабжения, канализации, энергоснабжения.
       4.1.3.  Участок  пункта  экипировки  должен  быть  разделен на
   функциональные зоны:
       -  зона  очистки  пассажирских  вагонов,  наружной  обмывки  и
   дезинфекции;
       -  зона  безотцепочного  ремонта,  снабжения вагонов топливом,
   заправки водой, внутренней уборки и экипировки;
       - зона отстоя сформированных пассажирских составов и отдельных
   вагонов с отоплением их в осенне-зимний период года.
       4.1.4.   Санитарно-защитная  зона  пункта  экипировки  вагонов
   устанавливается  согласно требованиям санитарных правил и норм для
   санитарно-защитных  зон с учетом наиболее вредного (определяющего)
   фактора:  шум,  загазованность  и др.,  отрицательно  влияющего на
   условия проживания населения.
       4.1.5.  Территория пункта экипировки и санитарно-защитной зоны
   должна быть благоустроена и озеленена.
       4.1.6.  Междупутья  должны  иметь  твердое  покрытие (асфальт,
   бетон).
   
               4.2. Требования к системам водоснабжения,
          канализации, освещения, сбора мусора на территории
                           пункта экипировки
   
                      Водоснабжение и канализация
   
       4.2.1.   Проектирование  систем  водоснабжения  и канализации,
   выбор источников водоснабжения,  организация зон санитарной охраны
   источников   водоснабжения  и водозаборных  сооружений,   качество
   питьевой   воды  должны  соответствовать  требованиям  действующих
   строительных и санитарных норм и правил.
       Водопроводная   система  может  быть  общей  и раздельной  для
   хозяйственно-питьевых и производственных нужд. В случае устройства
   раздельных  систем водоснабжения их разделение должно быть полным,
   с исключением попадания воды из одной системы в другую.
       Водопроводную сеть следует проектировать кольцевой.  Тупиковые
   линии  разрешается устраивать в хозяйственно-питьевых водопроводах
   при диаметре труб не более 100 мм.
       С  целью  обеспечения  надежности водоснабжения должно быть не
   менее    2   основных   магистралей,    соединенных   перемычками,
   позволяющими  в случае  аварии  выключать  для  проведения ремонта
   какой-либо участок.
       Водопроводные  трубы следует укладывать выше канализационных с
   расстоянием между стенками труб по вертикали не менее 0,4 м.
       4.2.2.   Ревизия  системы  водоснабжения  проводится  по  мере
   необходимости,  обязательно  перед летними и зимними пассажирскими
   перевозками по графику, согласованному с органами государственного
   санитарно-эпидемиологического     надзора    на    железнодорожном
   транспорте.
       4.2.3.    Водоразборные    колонки    горячего    и  холодного
   водоснабжения должны быть на междупутьях парка приема (через одно)
   и путей технического обслуживания и экипировки с расстоянием между
   ними в 25 м.
       4.2.4.  Гидроколонки  должны  иметь  отмостки  из асфальта или
   бетона   с  уклоном  для  стока  воды  в канализацию,   защиту  от
   замерзания   (скалывание   льда   должно   производиться  по  мере
   необходимости,  но  не  реже  1 раза  в два  дня  по утвержденному
   графику).
       4.2.5.  Гидроколонки  оборудуются  специальными  устройствами,
   исключающими загрязнение оголовка водозаправочного шланга.  Шланги
   должны   храниться   в  специальном   отапливаемом   помещении   в
   подвешенном состоянии с защитой оголовков от загрязнения.  С целью
   предупреждения  несанкционированного  доступа  посторонних  лиц  к
   заправочным колонкам пассажирских составов следует предусматривать
   укрытия и запорные устройства.
       4.2.6.  Смотровые  колодцы  канализации  у гидроколонок должны
   быть с исправными дренажами.
       4.2.7.   Качество   питьевой   воды   и  санитарно-техническое
   состояние    сооружений    водопровода   контролируется   органами
   госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
       4.2.8. Канализация пункта экипировки должна обеспечивать прием
   поверхностных ливневых стоков, сточной воды после наружной обмывки
   пассажирских   составов  и внутренней  уборки  вагонов,   промывки
   мусоросборников.
       4.2.9.   Должна  быть  предусмотрена  возможность  подъезда  к
   вагонам  специализированного  автотранспорта для очистки вагонов с
   туалетными    системами   замкнутого   типа,    либо   установлены
   стационарные очистные устройства.
       При  этом  запрещается использовать для этих целей междупутья,
   где установлены гидроколонки.
       4.2.10. Пункт экипировки должен быть оборудован вагономоечными
   машинами  в  количестве,  достаточном  для  наружной обмывки  всех
   поездов, задействованных по данному пункту формирования (оборота).
       Вагономоечные машины следует размещать на входе в зону очистки
   пассажирских  вагонов.   Для  обеспечения  круглогодичной  обмывки
   пассажирских  вагонов следует устанавливать вагономоечные машины в
   закрытых  помещениях  с наличием  тепловых завес и калориферов для
   сушки вагонов в холодный период года.
       Вагономоечная  машина  должна  иметь  замкнутый  цикл  работы.
   Оборотная   вода   перед   повторным  использованием  для  обмывки
   пассажирских  составов  должна  очищаться  на  локальных  очистных
   сооружениях    от    нефтепродуктов,    взвешенных    веществ    и
   обеззараживаться   термически  при  температуре  +70  град.   С  с
   экспозицией 40 минут.
   
                        Сбор и удаление мусора
   
       4.2.11.  Начальники  поездов должны обеспечивать своевременное
   удаление  мусора  из  вагонов проводниками на транзитных станциях,
   определенных  для  этих  целей  МПС  России,   а  также  в пунктах
   формирования (оборота).  Складирование мусора должно производиться
   в строго установленных местах.
       4.2.12.  Мусор  из  пассажирских  вагонов  следует  собирать в
   стандартные  металлические контейнеры емкостью 0,5 - 0,75 куб.  м,
   число   которых   в пунктах  экипировки  определяется  из  расчета
   накопления  мусора  по  0,3 куб.  м от каждого вагона.  Контейнеры
   должны   иметь   плотно   закрывающиеся  крышки  и размещаться  на
   специальных междупутьях на расстоянии не более 50 м друг от друга.
       Контейнеры  промываются  после  удаления  мусора с применением
   моющих   и  дезинфицирующих   средств.    Подъезд   к  контейнерам
   мусоровозов,    автопогрузчиков    и   автокаров    должен    быть
   беспрепятственным.    Запрещается    размещать    контейнеры    на
   междупутьях,   оборудованных  электроподзарядными  устройствами  и
   гидроколонками.
       Следует   предусматривать   возможность  организации  в пункте
   формирования  (оборота)  пассажирских  поездов  селективного сбора
   мусора.
       4.2.13. Уборка междупутий и других участков пунктов экипировки
   должна  производиться  не реже трех раз в сутки бригадой уборщиков
   или с применением средств малой механизации.
       4.2.14.  Мусор  из  пунктов  экипировки  должен систематически
   вывозиться    автотранспортом,     дрезинами,     железнодорожными
   платформами  на  специальные  полигоны  или мусоросжигающие заводы
   коммунальных  предприятий  населенных  пунктов.  Сжигание мусора в
   контейнерах запрещается.
       4.2.15.   В   пунктах   экипировки  разрешается  устанавливать
   мусоросжигающие печи. Тип мусоросжигающей печи и выбор участка для
   нее    должен   быть   согласован   с  органами   государственного
   санитарно-эпидемиологического   надзора   с  учетом   обязательных
   требований:
       участок  должен  располагаться  на расстоянии не менее 50 м от
   служебно-бытовых и экипировочных устройств пункта,  с подветренной
   стороны, на расстоянии 300 м от селитебной зоны;
       иметь  очистные  сооружения  от газо- и аэрозольных выбросов в
   атмосферу и устройство искусственного дутья и тяги для обеспечения
   полного сгорания.
       Печи  оборудуются  механизмами  для  загрузки мусора в топку и
   оснащаются   подсобным   помещением   для  хранения  мусора  перед
   сжиганием.
       Территория мусоросжигательной печи должна иметь ограждение,  а
   подъезды к ней асфальтируются и содержатся в чистоте.
   
                         Освещение территории
   
       4.2.16.   Освещение  территории,   функциональных  и служебных
   помещений    пункта   экипировки   должно   отвечать   требованиям
   гигиенических нормативов.
       Освещенность открытых территорий по горизонтальной поверхности
   должна быть не менее указанной:
       на путях (включая пути горловины приема и отправления) - 5 лк;
       на   открытых   площадках   междупутий   и  на   экипировочных
   устройствах - 20 лк.
       4.2.17.   Электроарматура   должна   содержаться   в исправном
   состоянии  (с  немедленной  заменой  перегоревших  ламп) и по мере
   загрязнения очищаться от пыли, но не менее одного раза в месяц.
   
           4.3. Требования к базе по обслуживанию пассажиров
   
       4.3.1.  Помещение  резерва  проводников и база по обслуживанию
   пассажиров  (БОП)  пункта  экипировки  (если  имеются) должны быть
   оснащены  служебными и бытовыми помещениями,  столовой или пунктом
   приема пищи, которые должны отвечать требованиям строительных норм
   и правил.
       4.3.2.   Кладовые  для  хранения  и выдачи  белья,  постельных
   принадлежностей,   съемного   вагонного  оборудования  и продукции
   чайной    торговли    должны   быть   оснащены   приточно-вытяжной
   вентиляцией,   полками   и  стеллажами   и  иметь  средства  малой
   механизации.
       Запрещается хранить личную одежду, продукты питания в кладовых
   постельного белья.
       4.3.3. Продукция чайной торговли должна храниться в специально
   выделенном   помещении  в соответствии  с требованиями  санитарных
   правил и норм.
       4.3.4. Фабрики-прачечные постельного белья, швейные мастерские
   для  ремонта  постельных  принадлежностей  и мягкого  инвентаря  и
   помещения   для   мелкого   ремонта   (в   составе   БОП)   должны
   соответствовать   требованиям   строительных   норм   и правил  по
   проектированию предприятий бытового обслуживания населения.
       Содержание  прачечных регламентируется санитарными нормами для
   прачечных в населенных пунктах.
       Производительность   прачечной   рассчитывается   по  величине
   максимального   пассажиропотока   в  период   летних  пассажирских
   перевозок.
       4.3.5.  Работа  БОП  по  подготовке составов в рейс состоит из
   следующих операций:
       приемка использованного постельного белья;
       приемка мягкого инвентаря по графику сменяемости;
       снабжение постельным бельем;
       снабжение мягким инвентарем;
       снабжение предметами чайной торговли;
       стирка белья и мягкого инвентаря;
       снабжение   моющими   и дезинфицирующими  средствами  (в  т.ч.
   кожными антисептиками), уборочным инвентарем.
       4.3.6. График снабжения вагонов (составов) должен быть вывешен
   во всех кладовых БОП на летний и зимний периоды года.
       4.3.7. В БОП должно быть предусмотрено наличие дезинфекционных
   камер,   мощность   которых   позволяла  бы  обеспечить  обработку
   постельных  принадлежностей из пассажирских вагонов с кратностью 4
   раза в год.
       4.3.8.      Профилактическая      дезобработка      постельных
   принадлежностей,    инвентаря   проводится   силами   организации,
   эксплуатирующей   подвижной   состав,   по   режимам   и   срокам,
   приведенным в приложении N 2.
   
         4.4. Требования к топливному складу пункта экипировки
   
       4.4.1.   Площадка   топливного  склада  и дорожка  от  него  к
   экипировочным путям размещаются вблизи пунктов экипировки и должны
   иметь  твердое  покрытие.  Площадка  ограждается.  Сортировка угля
   производится на решетках.
       4.4.2.  Процесс  погрузки  и транспортировки топлива к вагонам
   должен   осуществляться  спецтранспортом,   доставка  угля  должна
   производиться  в специальных  коробках.   Транспортировка  топлива
   "навалом" в тележках запрещается.
   
        4.5. Требования к пункту экипировки вагонов-ресторанов
   
       4.5.1.  Для  экипировки  вагонов-ресторанов  выделяются  пути,
   расположенные  непосредственно у баз снабжения вагонов-ресторанов,
   с удобным подъездом к ним автотранспорта и автопогрузчиков.
       Междупутья  должны  иметь  твердое  покрытие  и быть  оснащены
   установками  для  электроподзарядки  аккумуляторных  батарей и для
   электропитания   холодильного   оборудования   и  водонагревателей
   вагонов-ресторанов  в период отстоя,  водозаправочными колонками с
   горячей и холодной водой, системой канализации и мусоросборниками.
       4.5.2.   Территория   пунктов   экипировки  вагонов-ресторанов
   ежедневно  убирается,  а  в теплое  время  года проводится влажная
   уборка не реже 2 раз в сутки (поливка утром и вечером).
       4.5.3.    Транспортировка    продуктов   к  вагонам-ресторанам
   производится    спецтранспортом    с   соблюдением   установленных
   санитарных требований.
   
         4.6. Организация медицинских осмотров и обследований
                     работников пунктов экипировки
   
       4.6.1.  Органы  государственного санитарно-эпидемиологического
   надзора  на  железнодорожном  транспорте совместно с дирекциями по
   обслуживанию пассажиров ежегодно определяют контингент работников,
   подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
       Администрация   вагонного  депо  (участка)  обеспечивает  явку
   обследуемых    в  установленные   сроки   и  снабжение   персонала
   медицинскими книжками установленной формы.
       4.6.2.  Порядок  и кратность  медицинских  осмотров работников
   пунктов экипировки осуществляется в установленном порядке.
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное