Стр. 1
КОЛЛЕГИЯ КОМИТЕТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2002 г. N 4/3
О ХОДЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2002-2005 ГОДЫ"
Заслушав и обсудив информацию заместителя начальника Управления
спортивных резервов и олимпийской подготовки Н.В. Маслова о ходе
разработки проекта областной целевой программы "Развитие детско -
юношеского спорта в Московской области на 2002-2005 годы",
Коллегия отмечает, что в соответствии с поручениями, данными
Президентом Российской Федерации на заседании Государственного
совета Российской Федерации 30.01.2002, а также с целью реализации
Основных направлений деятельности Комитета по физической культуре
и спорту Московской области на 2002-2003 годы, исполнения
постановления Коллегии Мособлспорткомитета от 25.04.2002 N 3/3 "Об
областной целевой программе "Развитие детско - юношеского спорта в
Московской области на 2002-2005 годы" рабочая группа
Мособлспорткомитета разработала проектные предложения по
разработке вышеуказанной программы.
При подготовке проектных предложений проведен детальный анализ
состояния детско - юношеского спорта в Московской области,
определена социально - экономическая эффективность решения данной
проблемы программными методами, разработан механизм реализации и
контроля за ходом исполнения программы, определены источники
финансирования системы программных мероприятий.
Основными целями при подготовке проектных предложений программы
являлись вовлечение максимально возможного числа детей, подростков
и молодежи в систематические занятия физической культурой и
спортом, формирование навыков здорового образа жизни, повышение
уровня профессиональной подготовки юных спортсменов, создание у
подрастающего поколения осознанной потребности в освоении
ценностей физической культуры и спорта, комплексное решение
проблем физического воспитания и оздоровления детей, подростков и
молодежи Подмосковья.
Коллегия Комитета постановляет:
1. Одобрить проектные предложения по разработке областной
целевой программы "Развитие детско - юношеского спорта в
Московской области на 2002-2005 годы" (прилагаются).
2. В соответствии с постановлением Правительства Московской
области от 26.03.2001 N 87/6 "О порядке разработки областных
целевых программ и контроля за их реализацией" направить проектные
предложения по разработке областной целевой программы "Развитие
детско - юношеского спорта в Московской области на 2002-2005 годы"
в Министерство финансов Московской области, Министерство экономики
Московской области и Комитет по делам территориальных образований,
общественных и территориальных связей Московской области для
согласования.
3. По результатам согласования и в случае положительного
заключения указанных в п. 2 центральных исполнительных органов
государственной власти Московской области Комитету по физической
культуре и спорту Московской области внести в установленном
порядке проектные предложения по разработке областной целевой
программы "Развитие детско - юношеского спорта в Московской
области на 2002-2005 годы" на рассмотрение Правительства
Московской области.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на
заместителя председателя Комитета В.Б. Букоткина.
Председатель
B.C. Пантелеев
Приложение
к постановлению Коллегии Комитета
по физической культуре и спорту
Московской области
от 25 июля 2002 г. N 4/3
Проект
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2002-2005 ГОДЫ"
Паспорт
областной целевой программы
------------------------T-------------------------------------------
|Наименование Программы |- Областная целевая программа "Развитие |
| |детско - юношеского спорта в Московской |
| |области на 2002-2005 годы" (далее - |
| |Программа) |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Основания |- Закон Московской области N 4/4 |
|для разработки |от 23.01.2002 "О детско - юношеском |
|Программы |спорте в Московской области"; |
| |- постановление Правительства Московской |
| |области от 26.03.2001 N 87/6 "О порядке |
| |разработки областных целевых программ |
| |и контроля за их реализацией"; |
| |- необходимость устранения негативных |
| |социально - экономических тенденций, |
| |имеющих место в Московской области; |
| |- ухудшение демографической ситуации. За |
| |последние 4 года количество постоянно |
| |проживающего детского населения |
| |Московской области в возрасте от 0 до 15 |
| |лет уменьшилось на 8,73% при ежегодном |
| |уменьшении этого показателя на 2,18%; |
| |- ухудшение уровня здоровья детей и |
| |подростков. За последние 6 лет показатель |
| |общей заболеваемости детей и подростков |
| |увеличился на 27,5%, в 2001 году этот |
| |показатель составил 1927,5 заболеваний на |
| |10000 человек, что свидетельствует о |
| |низком уровне здоровья детей. Особую |
| |тревогу вызывает отрицательная динамика |
| |количества: заболеваний органов дыхания - |
| |22,2%, двигательных нарушений - 13,6%, |
| |сколиозов - 1,1%, нарушений осанки - 4,4%.|
| |Как известно, физическая активность детей |
| |и дозированные физические нагрузки, |
| |упражнения являются мощными факторами в |
| |профилактике и лечении данных заболеваний |
| |и нарушений; |
| |- повышение уровня преступности, пьянства |
| |и наркомании среди детей, подростков |
| |и молодежи. Оперативная обстановка |
| |за 2001 год такова: удельный вес детской |
| |преступности в области составляет 9,5%, |
| |что является величиной высокой. За период |
| |с 1997 года по 2001 год количество |
| |несовершеннолетних, доставленных в ОВД |
| |за совершение правонарушений |
| |и преступлений, увеличилось с 15138 чел. |
| |до 21291 чел. (140,6%). Наблюдается |
| |увеличение количества детей и подростков, |
| |употребляющих алкогольные напитки |
| |и наркотики, за период с 1997 г. по 2001 |
| |г. число доставленных в ОВД за данные |
| |правонарушения увеличилось с 7547 чел. |
| |до 13400 чел. (177,6%). Указанные факты |
| |в недалеком будущем могут существенно |
| |ухудшить ситуацию на рынке труда |
| |Московской области и оказаться |
| |лимитирующим звеном при выходе экономики |
| |из кризисного состояния. В случае |
| |сохранения существующих темпов ухудшения |
| |демографической ситуации общество должно |
| |быть готово уже к 2005 году к уменьшению |
| |количества детей примерно на 1/3 |
| |от уровня 1998 года, уменьшению общего |
| |количества призывников на военную службу, |
| |старению трудоспособного населения. |
| |Уровень общей заболеваемости детей |
| |и подростков может возрасти на 24%, |
| |а уровень заболеваний и нарушений, |
| |который поддается коррекции с помощью |
| |занятий физическими упражнениями, |
| |увеличиться почти на 35%. Следует особо |
| |обратить внимание на кризисную динамику |
| |в сфере преступности среди детей, которая |
| |требует незамедлительной коррекции; |
| |- планирование и выделение средств |
| |на финансирование физической культуры |
| |и спорта и детско - юношеских спортивных |
| |школ производятся в произвольном порядке. |
| |Не обнаружено взаимосвязи уровня |
| |финансирования с потребностями жителей |
| |Московской области и с экономическим |
| |положением муниципальных образований. |
| |Средние данные суммарных расходов на ДЮСШ |
| |по муниципальным образованиям составляют |
| |соответственно 0,7% от расходной части |
| |бюджетов; |
| |- крайне недостаточный уровень |
| |обеспечения населения Московской области |
| |спортивными объектами. В настоящее время |
| |этот показатель составляет 9,4% |
| |от необходимой потребности |
| |для обеспечения минимальной двигательной |
| |активности (нормативная потребность |
| |рассчитана в соответствии с распоряжением |
| |Правительства РФ от 19.10.99 N 1683Р), |
| |в среднем по РФ 17% |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Государственный |- Комитет по физической культуре и спорту |
|заказчик и исполнитель |Московской области |
|Программы | |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Соисполнители |- Министерство образования Московской |
|Программы |области, Министерство здравоохранения |
| |Московской области, органы управления |
| |физической культурой и спортом местного |
| |самоуправления |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Цели Программы |- создание ресурсной базы для развития |
| |детско - юношеского спорта в области; |
| |- вовлечение максимально возможного числа |
| |детей и молодежи в систематические |
| |занятия физической культурой и спортом, |
| |увеличение числа занимающихся |
| |в спортивных школах по различным видам |
| |спорта; |
| |- формирование здорового образа жизни |
| |детей и подростков, сохранение и развитие |
| |традиций спортивных школ Московской |
| |области; |
| |- повышение уровня профессиональной |
| |подготовки юных спортсменов; |
| |- совершенствование Закона "О детско - |
| |юношеском спорте в Московской области"; |
| |- формирование у подрастающего поколения |
| |осознанной потребности в освоении |
| |ценностей физической культуры и спорта; |
| |- комплексное решение проблем физического |
| |воспитания и здоровья детей, подростков |
| |и молодежи, направленное на физическое |
| |и духовное оздоровление, их ориентацию |
| |на здоровый образ жизни и духовно - |
| |нравственные ценности |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Задачи Программы |- усиление координации деятельности |
| |государственных органов и общественных |
| |организаций в сфере детско - юношеского |
| |спорта; |
| |- укрепление материально - технической |
| |базы для развития детско - юношеского |
| |спорта; |
| |- расширение сети спортивных школ; |
| |- повышение уровня профессиональной |
| |подготовки тренерско - преподавательского |
| |состава; |
| |- обновление содержания, форм, средств |
| |физического воспитания и спортивной |
| |подготовки на основе развития технологий |
| |учебного и тренировочного процессов; |
| |- создание мощного фундамента здоровья, |
| |профилактика правонарушений и наркомании |
| |у детей, подростков и молодежи Московской |
| |области с помощью занятий физическими |
| |упражнениями и спортом; |
| |- усиление позиций спорта высших |
| |достижений в области как неотъемлемой |
| |части физкультурно - спортивного движения |
| |и средства для укрепления авторитета |
| |области внутри Российской Федерации |
| |и на международном уровне |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Перечень основных |- совершенствование нормативно - правовой |
|мероприятий Программы |базы системы детско - юношеского спорта; |
| |- развитие сети детско - юношеских |
| |спортивных школ (ДЮСШ) |
| |и специализированных детско - юношеских |
| |школ олимпийского резерва (СДЮШОР); |
| |- развитие сети школ высшего спортивного |
| |мастерства (ШВСМ) и училищ олимпийского |
| |резерва (УОР); |
| |- совершенствование организации |
| |проведения спортивно - массовых |
| |мероприятий и спортивных соревнований; |
| |- подготовка спортивного резерва |
| |и спортсменов высшей квалификации; |
| |- совершенствование медицинского |
| |обслуживания системы детско - юношеского |
| |спорта; |
| |- обеспечение системы детско - юношеского |
| |спорта высококвалифицированными кадрами; |
| |- развитие информационного и научно - |
| |методического обеспечения физического |
| |воспитания, спортивной тренировки, |
| |внедрение передовых научных достижений и |
| |современных технологий; |
| |- развитие материально - технической базы |
| |системы детско - юношеского спорта; |
| |- организация целенаправленной пропаганды |
| |физической культуры и спорта среди детей |
| |и подростков; |
| |- система управления и контроля |
| |за реализацией Программы |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Период, сроки и этапы |2002-2005 годы. |
|реализации Программы | |
| |На первом этапе (2002-2003 гг.) |
| |предусматриваются: |
| |- разработка современных технологий |
| |физического оздоровления в системе |
| |детско - юношеского спорта; |
| |- адаптация системы подготовки кадров |
| |к современным социально - экономическим |
| |условиям; |
| |- организационная деятельность, |
| |направленная на развитие детско - |
| |юношеского спорта, совершенствование |
| |и развитие нормативно - правового |
| |обеспечения. |
| |На втором этапе предусматриваются: |
| |- 2004-2005 годы - организационная |
| |деятельность, направленная на развитие |
| |детско - юношеского спорта; |
| |- совершенствование и развитие |
| |нормативно - правового обеспечения; |
| |- укрепление материально - технической |
| |базы; |
| |- информационно - образовательная |
| |и пропагандистская деятельность с целью |
| |формирования здорового образа жизни |
| |населения; |
| |- использование средств восстановления |
| |работоспособности, профилактики |
| |заболеваний и спортивного травматизма; |
| |- внедрение системы медико - |
| |педагогического контроля; |
| |- переход на долгосрочные, индивидуальные |
| |целевые программы спортивной подготовки |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Исполнители Программы |- Министерство экономики Московской |
| |области; |
| |- Министерство финансов Московской |
| |области; |
| |- Министерство промышленности и науки |
| |Московской области; |
| |- Министерство строительного комплекса |
| |Московской области; |
| |- Министерство образования Московской |
| |области; |
| |- Комитет по делам молодежи Московской |
| |области; |
| |- Министерство здравоохранения Московской |
| |области; |
| |- органы местного самоуправления |
| |муниципальных образований |
| |(по согласованию); |
| |- организации, определяемые на конкурсной |
| |основе в соответствии с действующим |
| |законодательством; |
| |- Комитет по физической культуре и спорту |
| |Московской области - в части |
| |организационного обеспечения мероприятий |
| |настоящей Программы |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Ресурсное обеспечение |- общая сумма затрат на реализацию |
|Программы с указанием |настоящей Программы - 2330,6 млн. руб., |
|объемов и источников ее|в том числе: средства областного бюджета -|
|финансирования |1243,1 млн. руб., бюджеты муниципальных |
| |образований - 1063,3 млн. руб. |
| |Из них по годам: |
| |2002 год - средства из областного бюджета |
| |на Программу не выделяются; |
| |2003 год - 602,2 млн. руб., в том числе |
| |областной бюджет - 303,2 млн. руб., в т.ч.|
| |на Олимпийскую подготовку - 24,2 млн. |
| |руб.; |
| |2004 год - 774,2 млн. руб., в том числе |
| |областной бюджет - 416,1 млн. руб.; |
| |2005 год - 930,0 млн. руб., в том числе |
| |областной бюджет - 523,8 млн. руб.; |
| |- объем финансирования настоящей |
| |Программы в части средств областного |
| |бюджета уточняется в процессе |
| |формирования областного бюджета |
| |на соответствующий финансовый год |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Ожидаемые социально - |- значительное улучшение психического |
|экономические |и физического здоровья детей и молодежи, |
|результаты |повышение их готовности к семейной жизни, |
|от реализации |производительному труду и защите Родины; |
|Программы |- увеличение количества регулярно |
| |занимающихся спортом детей в возрасте |
| |6-15 лет - до 20% от общего количества; |
| |- создание инфраструктуры для развития |
| |детско - юношеского спорта в Московской |
| |области; |
| |- рост числа детей, занимающихся |
| |в спортивных школах; |
| |- укрепление здоровья детей и повышение |
| |спортивного мастерства спортсменов |
| |спортивных школ; |
| |- улучшение социальной обстановки, |
| |снижение уровня наркомании, алкоголизма |
| |и криминализации на 15-20%; |
| |- уменьшение на 15-17% простудных |
| |заболеваний и на 10-15% заболеваний |
| |опорно - двигательного аппарата; |
| |- формирование здорового образа жизни |
| |и спортивного стиля поведения; |
| |- открытие ДЮСШ, СДЮШОР и ДЮКФП |
| |на территории Московской области - 29; |
| |- открытие отделений по видам спорта - |
| |123; |
| |- доведение общего количества детей |
| |и подростков, занимающихся в спортивных |
| |школах (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП), до 139300 |
| |человек (прирост - 90%); |
| |- количество областных спортивных |
| |мероприятий - до 230 (на 20%), в том числе|
| |пользующихся популярностью у детей |
| |и подростков: стритбол, "Кожаный мяч", |
| |"Золотая шайба" и др.; |
| |- количество спортсменов ДЮСШ, проходящих |
| |ежегодные медицинские обследования |
| |в областных медицинских учреждениях, - |
| |до 5000 человек; |
| |- количество отраслевых смотров - |
| |конкурсов - до 3 ежегодно; |
| |- улучшение материально - технической |
| |базы для развития детского спорта |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Контроль за реализацией|Осуществляется Правительством Московской |
|Программы |области и Московской областной Думой |
| |в порядке, установленном |
| |законодательством Московской области |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Разработчик Программы |Комитет по физической культуре и спорту |
| |Московской области |
+-----------------------+------------------------------------------+
|Сроки разработки |III квартал 2002 года |
|Программы | |
L-----------------------+-------------------------------------------
Раздел 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО
РАЗВИТИЯ ПРОГРАММНО - ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ
Разработка областной целевой программы "Развитие детско -
юношеского спорта в Московской области на 2002-2005 годы"
обусловлена сложившейся ситуацией резкого снижения уровня здоровья
детей и подростков.
На протяжении последних лет эта тревожная тенденция наблюдается
в целом по Российской Федерации, что обусловлено целым рядом
причин, но прежде всего колоссальными социально - экономическими и
политическими переменами в жизни нашего общества.
Сегодня проблема укрепления и сохранения здоровья становится
одной из острейших проблем социальной сферы. Процесс перехода от
государственных к рыночным формам экономики сопровождался
определенным снижением уровня жизни населения, уменьшением
расходов всех ветвей власти на социальную сферу, изменением
духовных и нравственных основ общественной жизни. Влияние этих
факторов на социальную обстановку в Московской области проявилось
в следующем:
1. Ухудшилась демографическая ситуация. За последние 4 года
количество постоянно проживающего детского населения Московской
области в этом возрасте уменьшилось на 76345 человек, что
составляет 8,73%, при среднем ежегодном уменьшении этого
показателя на 2,18%.
2. Впервые за послевоенный период начиная с 1991 г. смертность
населения превышает рождаемость и эта тенденция сохраняется.
3. Ухудшился уровень здоровья жителей Подмосковья и прежде
всего детей и подростков. За последние 6 лет показатель общей
заболеваемости детей и подростков в возрасте от 0 до 14 лет
увеличился на 27,5%. В 2001 году этот показатель составлял 1927,5
заболеваний на 1000 человек, что свидетельствует о низком уровне
здоровья детей. Ниже представлена таблица заболеваемости детей в
возрасте от 0 до 14 лет (на 1000 населения соответствующего
возраста) по основным заболеваниям, которые поддаются коррекции с
помощью занятий физическими упражнениями (таблица 1).
Таблица 1
--------------------T-----T-----T------T------T------T-------
|Классы болезней |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
| |год |год |год |год |год |год |
+-------------------+-----+-----+------+------+------+------+
|Болезни эндокринной| 14,4| 15,2| 17,0| 17,5| 19,2| 19,6|
|системы | | | | | | |
+-------------------+-----+-----+------+------+------+------+
|Болезни системы | 10,9| 10,5| 12,1| 13,2| 14,7| 17,8|
|кровообращения | | | | | | |
+-------------------+-----+-----+------+------+------+------+
|Болезни органов |870,8|983,3|1037,9|1131,7|1145,1|1186,9|
|дыхания | | | | | | |
+-------------------+-----+-----+------+------+------+------+
|Болезни мочеполовой| 26,9| 28,0| 30,4| 33,2| 34,5| 36,9|
|системы | | | | | | |
+-------------------+-----+-----+------+------+------+------+
|Болезни костно - | 33,1| 33,8| 49,0| 37,6| 39,7| 42,0|
|мышечной системы | | | | | | |
L-------------------+-----+-----+------+------+------+-------
С 1996 по 2001 годы количество сколиозов у детей этого возраста
выросло с 0,8% до 1,1%, нарушений осанки - с 3,5% до 4,4%.
Особую тревогу вызывает отрицательная динамика количества
заболеваний органов дыхания у подростков 15-17 лет (на 22,2% за 4
года), болезней костно - мышечной системы и соединительных тканей
(на 13,6% за 4 года).
Как известно, физическая активность детей и дозированные
физические упражнения являются мощными факторами в профилактике и
лечении данных заболеваний и нарушений.
4. Повысились уровни преступности, пьянства и наркомании среди
детей, подростков и молодежи. Оперативная обстановка за 2001 год
такова:
- удельный вес несовершеннолетних в общем числе лиц,
совершивших преступления в Московской области, составляет 9,5%,
что является высокой величиной;
- из них совершили преступления в группе 47,4%, т.е. около
половины от общего числа;
- за период с 1997 по 2001 год количество несовершеннолетних,
доставленных в ОВД за совершение правонарушений и преступлений,
увеличилось с 15138 чел. до 21291 чел. (140,6%);
- наблюдается значительное увеличение количества детей и
подростков, употребляющих алкогольные напитки и наркотики. За
период с 1997 по 2001 год число доставленных в ОВД за данные
правонарушения увеличилось с 7547 чел. до 13400 чел. (177,6%).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения России
Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков РФ
в 2000 году проведен мониторинг в ряде городов и районов
Московской области. Было обследовано 8486 подростков. В
результате мониторинга было установлено, что уровень
распространенности употребления алкогольных напитков составил в
среднем среди юношей 15-17 лет - 77,3%, среди девушек - 84,1%.
Число подростков в выпускных классах, не употребляющих
алкогольные напитки, составляет не более 10-15%. Уровень
распространенности курения среди подростков того же возраста -
36,0% среди юношей и 27,1% среди девушек.
Особую тревогу вызывает потребление наиболее опасных
наркотических и токсикоманических средств. Среди подростков 15-17
лет потребляют наркотики около 10% юношей и 7% девушек, причем
2,5% юношей и 1,1% девушек употребляют их на регулярной основе.
Среди ВИЧ - инфицированных подростков - 40% внутривенных
наркоманов.
5. О постоянном ухудшении здоровья молодежи призывного возраста
говорят следующие цифры (таблица 2).
Таблица 2
----T---------------------T----T----T----T----T-----
|N |Показатель |1997|1998|1999|2000|2001|
|п/п| |год |год |год |год |год |
+---+---------------------+----+----+----+----+----+
|1 |Динамика изменения |15,6|11,3|10,8| 9,6| 7,6|
| |кол-ва молодежи, | | | | | |
| |призванной | | | | | |
| |на военную службу, | | | | | |
| |в % от общего кол-ва | | | | | |
| |подлежащих призыву | | | | | |
+---+---------------------+----+----+----+----+----+
|2 |Динамика изменения | 7,4| 9,0|11,2|10,4|10,2|
| |кол-ва молодежи, | | | | | |
| |получивших отсрочку | | | | | |
| |по состоянию | | | | | |
| |здоровья, | | | | | |
| |в % от общего кол-ва | | | | | |
| |подлежащих призыву | | | | | |
L---+---------------------+----+----+----+----+-----
Указанные факты в недалеком будущем могут существенно ухудшить
ситуацию на рынке труда Московской области и оказаться
лимитирующим звеном при выходе экономики из кризисного состояния.
По данным статистического прогноза, в случае сохранения
существующих темпов ухудшения демографической ситуации в области
общество должно быть готово уже к 2008 году к уменьшению
количества детей в возрасте от 0 до 15 лет на 16,4% от уровня 2002
года при уменьшении общего количества населения на 3,5%,
уменьшению общего количества призывников на военную службу,
"старению" трудоспособного населения. При этом уровень заболеваний
и нарушений, который поддается коррекции с помощью занятий
физическими упражнениями, увеличится почти на 50%.
Благоприятное влияние занятий физическими упражнениями на
организм, духовную, интеллектуальную и эмоциональную сферу
человека общеизвестно. Дозированные физические нагрузки в
сочетании с рациональным питанием, режимом труда и отдыха являются
главным средством повышения физической работоспособности,
профилактики различных заболеваний и в значительной мере
определяют количественные и качественные характеристики
индивидуального трудового ресурса. В то же время идеология
спорта как честного соперничества сильных духом и телом людей
является одной из самых привлекательных для молодежи.
Сегодня спорт является мощным средством общения для миллионов
юношей и девушек во всем мире и является важнейшим средством
молодежной политики. Спорт и Олимпийское движение являются важной
частью нового социально - экономического и политического
направления деятельности государства. В связи с этим они могут
служить важным идеологическим инструментом в руках государственной
власти Московской области, средством для формирования
общественного мнения, привлечения широкого внимания общественности
к региону и продвижения различных областных и муниципальных
проектов на международном и федеральном уровне.
Особенно важно отметить, что детско - юношеский спорт и спорт
высших достижений неразрывно связаны между собой. Они сплачивают
нацию, уменьшают социальный стресс, привлекают на стадионы и
спортивные площадки тысячи людей. С другой стороны, спорт высших
достижений не может существовать без поддержки детско - юношеского
спорта, из которого и появляются все знаменитые чемпионы.
Нормативно - правовые основы деятельности в сфере
физической культуры и спорта в Московской области
В настоящее время главными документами, регламентирующими
деятельность отрасли, являются Федеральный закон "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральный закон "Об
образовании".
Несмотря на важность этих документов для развития физкультурно
- спортивного движения, они не определяют государственный
социальный стандарт в сфере физической культуры и спорта и не
устанавливают нормативы для финансирования.
Основными областными документами в сфере физической культуры и
спорта являются областные Законы "О физической культуре и спорте в
Московской области", "О детско - юношеском спорте в Московской
области" и Закон Московской области "Об образовании".
Существующая законодательная база не ограничивает, а напротив,
предполагает широкое участие "органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления, профсоюзных и
других организаций, а также граждан" в обеспечении деятельности
физкультурно - спортивных организаций и проведении оздоровительных
мероприятий. В результате анализа государственных документов
статистической отчетности установлено, что на территории
Московской области имеют место все из вышеперечисленных
источников.
Финансирование физической культуры и спорта
Московской области
В последнее время имеется положительная динамика расходов
областного консолидированного бюджета на физическую культуру и
спорт. Так, в 1998 году исполнение бюджета составило 88,5%, в 1999
- 101,2%, в 2000 - 104,4% и в 2001 - 107,6%.
В бюджете Российской Федерации расходы на физическую культуру
выделены отдельной строкой. В областном бюджете текущие расходы на
содержание отрасли включены в расходы по разделу 17
"Здравоохранение и физическая культура". Расходы на содержание
спортивных школ и повышение квалификации физкультурных работников
наряду с другими входят соответственно в расходы по разделам
"Внешкольная работа с детьми" и "Повышение квалификации", которые
управляются Министерством образования Московской области. В
областном бюджете расходы этого Министерства на содержание
спортивных школ и повышение квалификации физкультурных работников
отдельной строкой не выделены.
Система детско - юношеского спорта в Московской области
В настоящее время в Московской области сложилась и
функционирует определенная система детско - юношеского спорта, в
которую входит совокупность государственных, общественных и
частных организаций, осуществляющих свою деятельность в целях
физического воспитания юных спортсменов и развития детско -
юношеского спорта.
В систему входят:
- ДЮСШ и СДЮШОР, расположенные на территории Московской
области;
- 7 школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ)
Мособлспорткомитета;
- 3 училища олимпийского резерва (УОР), в том числе 1
областного в г. Одинцово и 2 федерального подчинения в г.
Щелково и Бронницы.
Динамика изменения количества спортивных школ всех типов в
разрезе ведомственной подчиненности за последние 5 лет приведена в
таблице 3.
Таблица 3
-------------------------T----------T----------T----------T----------T-----------
|Ведомство |1997 год |1998 год |1999 год |2000 год |2001 год |
| +----------+----------+----------+----------+----------+
| |количество|количество|количество|количество|количество|
| |спортшкол |спортшкол |спортшкол |спортшкол |спортшкол |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Образование | 71 | 68 | 68 | 68 | 72 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Профсоюзы | 39 | 36 | 35 | 34 | 34 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Спорткомитет | 21 | 32 | 32 | 36 | 35 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Вооруженные силы | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|ФСО "Юность России" | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Культура | - | 1 | 1 | 1 | 1 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Хоккейный клуб | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Футбольный клуб | - | - | - | 1 | 1 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Общественная организация| - | - | 1 | 1 | - |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|РОСТО | - | - | - | 1 | 1 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Частная | - | - | - | 1 | 1 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Всего | 139 | 142 | 142 | 148 | 150 |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Общее количество | 76873 | 82219 | 84867 | 84164 | 88717 |
|занимающихся | | | | | |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
| В том числе в возрасте | 69091 | 74262 | 76065 | 73464 | 78048 |
| 6-15 лет | | | | | |
+------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+
|Количество отделений | 371 | 416 | 429 | 441 | 476 |
|по видам спорта | | | | | |
L------------------------+----------+----------+----------+----------+-----------
Из таблицы 3 следует, что в 2001 году спортивные школы в
основном (94%) сконцентрированы в 3 ведомствах: органы
образования - 48%, профсоюзы - 22,7% и органы управления
физической культурой и спортом (спорткомитеты) - 23,3%, причем это
соотношение за истекшие 5 лет изменялось только в сторону
увеличения их количества в системе органов управления физической
культурой и спортом. Общее количество спортивных школ за истекшие
5 лет увеличилось на 11, количество отделений по видам спорта за
тот же период увеличилось на 105, количество занимающихся в
спортивных школах увеличилось на 11845 чел. Это говорит о том, что
развитие сети детско - юношеского спорта за указанный период шло в
основном за счет увеличения количества культивируемых в ДЮСШ и
СДЮШОР видов спорта, а также за счет расширения самих спортивных
школ.
В соответствии с социальными нормативами и нормами, одобренными
распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N
1063-р, норматив охвата занятиями в системе детско - юношеского
спорта не менее 20% детей в возрасте от 6 до 15 лет. По состоянию
на 01.01.2002 в Московской области в 158 ДЮКах, центрах, ДЮСШ,
СДЮШОР, 6 ШВСМ и УОР охвачено занятиями спортом (с учетом
областных ДЮСШ, расположенных в Москве) 83401 чел. детей и
подростков данного возраста при общей их численности 798008
человек, что составляет 10,4% (по Российской Федерации этот
показатель составляет в среднем 10,7%), т.е. 52% от нормативного
количества детей и подростков, занимающихся спортом.
По состоянию на 01.01.2002 в Московской области из 73
муниципальных образований 68 имеют ДЮСШ и СДЮШОР. Основные
данные по спортивным школам, ШВСМ и УОР в разрезе городов и
районов Московской области приведены в таблице 4.
Таблица 4
----T----------------------------T------T------T------T-------T-----------T-----------T----------T-------T------
|N |Муниципальное образование |Кол-во|Кол-во|Кол-во|Кол-во |Спортивно -|Учебно - |Спортив- |Всего |В том|
|п/п| |ДЮСШ |СДЮШОР|УОР |отделе-|оздоров. |тренирово- |ное |занима-|числе|
| | |и | | |ний по |и начальная|чный этап |совершен- |ется, |6-15 |
| | |ДЮКФП | | |видам |подготовка,|подготовки,|ствование |чел. |лет |
| | | | | |спорта |чел. |чел. |и высшее | | |
| | | | | | | | |спортивное| | |
| | | | | | | | |мастерство| | |
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|1 |Балашихинский р-н | 2 | 0 | 0 | 12 | 1341 | 595 | 0 | 1936 | 1936|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|2 |Бронницы | 0 | 1 | 1 | 9 | 296 | 165 | 113 | 574 | 399|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|3 |Волоколамский р-н | 1 | 0 | 0 | 2 | 409 | 226 | 0 | 635 | 635|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|4 |Воскресенский р-н | 0 | 3 | 0 | 4 | 532 | 750 | 95 | 1377 | 1279|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|5 |Восход | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|6 |Дзержинский | 1 | 1 | 0 | 9 | 569 | 303 | 46 | 918 | 846|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|7 |Дмитровский р-н | 1 | 2 | 0 | 6 | 668 | 648 | 35 | 1351 | 1133|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|8 |Долгопрудный | 2 | 0 | 0 | 5 | 702 | 171 | 33 | 906 | 794|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|9 |Домодедовский р-н | 1 | 0 | 0 | 5 | 752 | 194 | 6 | 952 | 946|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|10 |Дубна | 4 | 1 | 0 | 20 | 1108 | 728 | 81 | 1917 | 1663|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|11 |Егорьевский р-н | 2 | 0 | 0 | 10 | 517 | 314 | 0 | 831 | 786|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|12 |Железнодорожный | 0 | 1 | 0 | 4 | 543 | 204 | 10 | 757 | 720|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|13 |Жуковский | 1 | 2 | 0 | 4 | 508 | 257 | 29 | 794 | 689|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|14 |Зарайский р-н | 1 | 0 | 0 | 2 | 407 | 38 | 0 | 445 | 416|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|15 |Звенигород | 1 | 0 | 0 | 3 | 101 | 70 | 0 | 171 | 152|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|16 |Ивантеевка | 2 | 0 | 0 | 7 | 480 | 211 | 0 | 691 | 592|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|17 |Истринский р-н | 1 | 1 | 0 | 6 | 409 | 314 | 11 | 734 | 706|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|18 |Каширский р-н | 1 | 0 | 0 | 7 | 503 | 437 | 5 | 945 | 845|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|19 |Климовск | 1 | 0 | 0 | 10 | 726 | 52 | 0 | 778 | 616|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|20 |Клинский р-н | 0 | 1 | 0 | 3 | 908 | 311 | 7 | 1226 | 1012|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|21 |Коломенский р-н | 2 | 0 | 0 | 3 | 584 | 180 | 17 | 781 | 738|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|22 |Коломна | 3 | 2 | 0 | 11 | 1934 | 642 | 71 | 2647 | 2424|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|23 |Королев | 3 | 0 | 0 | 22 | 783 | 1121 | 120 | 2024 | 1637|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|24 |Котельники | 1 | 0 | 0 | 6 | 250 | 146 | 4 | 400 | 388|
+---+----------------------------+------+------+------+-------+-----------+-----------+----------+-------+-----+
|25 |Красноармейск | 1 | 0 | 0 | 2 | 185 | 146 | 0 | 331 | 279|
|