Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
12.06.2015
USD
54.53
EUR
61.48
CNY
8.79
JPY
0.44
GBP
84.27
TRY
19.86
PLN
14.8
 

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ (ПРИНЯТ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 16.10.1999 ПОСТАНОВЛЕНИЕМ 14-15 НА 14-ОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                               Принят
                                           на четырнадцатом пленарном
                                 заседании Межпарламентской Ассамблеи
                                            государств-участников СНГ
                                               (Постановление N 14-15
                                             от 16 октября 1999 года)
   
                            МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
                         О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ
   
                        Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Правовая  основа  проведения  местных референдумов в
   государстве-члене СНГ
   
       Местные   референдумы  в государстве-члене  СНГ  проводятся  в
   соответствии с конституцией государства-члена СНГ, его законами, а
   также уставами соответствующих муниципальных образований.
   
       Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе
   
       В настоящем Законе используются следующие термины:
       агитационные материалы  -  печатные,  аудиовизуальные  и  иные
   материалы,  содержащие  признаки  агитации  по  вопросам  местного
   референдума   и  предназначенные  для  массового  распространения,
   обнародования при проведении местного референдума;
       агитация по   вопросам  местного  референдума  -  деятельность
   граждан   государства-члена  СНГ,   инициативной  группы  местного
   референдума,  общественных объединений, имеющая целью побудить или
   побуждающая  участников  местного  референдума  проводить  местный
   референдум  или  отказаться  от  его  проведения,  голосовать  или
   отказаться  от голосования на местном референдуме,  поддержать или
   отвергнуть вынесенный на местный референдум вопрос;
       гарантии права на участие в местном  референдуме  -  правовое,
   организационное,   информационное  и  иное  обеспечение  права  на
   участие в местном референдуме граждан государства-члена СНГ;
       комиссии местного    референдума   -   коллегиальные   органы,
   формируемые в  порядке  и  сроки,  которые  установлены  настоящим
   Законом  и иными  законами  государства-члена СНГ,  организующие и
   обеспечивающие подготовку и проведение местных референдумов;
       комиссия местного  референдума  муниципального  образования  -
   комиссия  местного  референдума,  организующая  и   обеспечивающая
   подготовку  и  проведение  местного референдума на всей территории
   муниципального образования;
       территориальные комиссии   местного   референдума  -  комиссии
   местного референдума,  организующие и обеспечивающие подготовку  и
   проведение  местного  референдума  на  отдельных частях территории
   муниципального образования;
       местный  референдум  - голосование  граждан  государства-члена
   СНГ,  постоянно  или преимущественно проживающих в границах одного
   или  нескольких  муниципальных  образований,  по  важным  вопросам
   местного   значения,    которое   проводится   в  соответствии   с
   конституцией государства-члена СНГ, его законами, а также уставами
   муниципальных образований;
       наблюдатель -   лицо,   назначенное  при  проведении  местного
   референдума   инициативной   группой   по   проведению    местного
   референдума,  а  также  общественным объединением,  которое должно
   быть  создано  и   зарегистрировано   на   уровне   муниципального
   образования  или  более  высоком  уровне;  наблюдатель  на местном
   референдуме   уполномочен   вести   наблюдение   за    проведением
   голосования,  подсчетом  голосов  и  иной  деятельностью  комиссии
   местного референдума в период проведения голосования, установления
   его итогов,  определения результатов референдума, включая действия
   комиссии   местного   референдума   по    проверке    правильности
   установления   итогов   голосования   и   определения  результатов
   референдума;
       наблюдатель иностранный (международный) - лицо, представляющее
   иностранную или международную организацию,  приобретшее  право  на
   осуществление  наблюдения  за  подготовкой  и проведением местного
   референдума в  соответствии  с  порядком,  установленным  законами
   государства-члена СНГ;
       органы местного  самоуправления  -   представительные   органы
   местного  самоуправления  и  выборные  должностные  лица  местного
   самоуправления,   избираемые   непосредственно    гражданами    на
   территориях,  на  которых  осуществляется местное самоуправление в
   соответствии с конституцией государства-члена СНГ, его законами, а
   также   иные   органы,   образуемые   в  соответствии   с уставами
   муниципальных образований;
       право на участие в местном референдуме - конституционное право
   граждан государства-члена СНГ участвовать в местном референдуме, в
   том  числе  голосовать  по  проектам  нормативных  правовых актов,
   действующим  нормативным правовым актам,  другим вопросам местного
   значения,  находящимся  в  ведении  муниципального образования;  в
   отдельных случаях в соответствии  с  международными  договорами  и
   соответствующими   им   законами   право   на  участие  в  местном
   референдуме может быть предоставлено иностранным гражданам и лицам
   без  гражданства,  постоянно  или  преимущественно  проживающим на
   территории муниципального образования,  на тех же условиях,  что и
   гражданам государства-члена СНГ;
       участник  местного  референдума  - гражданин государства-члена
   СНГ, обладающий правом на участие в местном референдуме.
   
       Статья 3. Общие принципы проведения местного референдума
   
       1. Местный    референдум   проводится   на   всей   территории
   соответствующего   муниципального    образования    (муниципальных
   образований).
       2. Граждане  участвуют  в  местном   референдуме   на   основе
   всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
       3. Граждане  участвуют  в  местном   референдуме   на   равных
   основаниях.
       4. Гражданин голосует на местном  референдуме  за  или  против
   вынесенного на референдум вопроса непосредственно.
       5.   Участие   гражданина   государства-члена   СНГ  в местном
   референдуме  является  добровольным  и свободным.  Никто не вправе
   воздействовать  на  гражданина с целью принудить его к участию или
   неучастию   в местном  референдуме,   а  также  на  его  свободное
   волеизъявление.
   
       Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме
   
       1.  Каждый  гражданин  государства-члена  СНГ,  постоянно  или
   преимущественно   проживающий   на   территории   соответствующего
   муниципального образования, в границах которого проводится местный
   референдум, и  достигший  на  день проведения местного референдума
   18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме, участвовать
   в  предусмотренных  законом  и  проводимых законными методами иных
   действиях по подготовке референдума.
       2. Пребывание   гражданина   вне  места  его  постоянного  или
   преимущественного  проживания   во   время   проведения   местного
   референдума  на  данной территории не может служить основанием для
   лишения его права на участие в местном референдуме.
       3. В  местном  референдуме  не участвуют граждане,  признанные
   судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по
   приговору суда.
       4.   Гражданин   государства-члена  СНГ  может  участвовать  в
   референдуме  независимо  от  пола,  расы,  национальности,  языка,
   происхождения,   имущественного  и должностного  положения,  места
   жительства,   отношения  к религии,  убеждений,  принадлежности  к
   общественным  объединениям,  рода  и характера  занятий,  а  также
   других обстоятельств.
   
       Статья 5. Вопросы местного референдума
   
       1. На   местный   референдум   могут  быть  вынесены  вопросы,
   находящиеся в ведении местного  самоуправления  в  соответствии  с
   конституцией   государства-члена  СНГ,   его  законами,   уставами
   муниципальных    образований,    нормативными   правовыми   актами
   представительных органов местного самоуправления.
       2. На местный референдум  не  могут  быть  вынесены  следующие
   вопросы:
       - о досрочном  прекращении  или  продлении  срока  полномочий,
   приостановлении    осуществления   полномочий   органов   местного
   самоуправления,  а также о проведении  досрочных  выборов  органов
   местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
       - о  формировании  состава,  о  персональном  составе  органов
   местного самоуправления;  об избрании,  утверждении,  о назначении
   либо  о  даче  согласия  на  назначение  на   должность   или   на
   освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
       - о  принятии  или   об   изменении   бюджета   муниципального
   образования,   исполнении   и  изменении  финансовых  обязательств
   муниципального образования;
       - об отчуждении государственной и частной собственности;
       - о  принятии  чрезвычайных  и  срочных  мер  по   обеспечению
   здоровья и безопасности населения;
       - об изменении внешних границ  муниципального  образования,  а
   также переподчинении их территорий;
       - наносящие ущерб  памятникам  истории,  культуры,  природы  и
   заповедникам.
       3. На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы,
   не   находящиеся   в   ведении   соответствующего   муниципального
   образования.
       4. Вопросы,   выносимые   на  местный  референдум,  не  должны
   ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы  человека
   и  гражданина,  конституционные  гарантии  их реализации,  а также
   должны исключать возможность их множественного толкования.
       5. Принятие   органом   местного   самоуправления  решения  по
   существу  вопроса,  который  в  соответствии  с  законом,  уставом
   муниципального  образования  может быть вынесен на референдум,  не
   является  обстоятельством,  исключающим   возможность   проведения
   референдума по данному вопросу.
       6. Вопрос,  выносимый  на  местный  референдум,  должен   быть
   сформулирован так,  чтобы на него можно было дать лишь однозначный
   ответ.
       7. Вопросы,   выносимые   на  местный  референдум,  не  должны
   противоречить законодательству государства-члена СНГ.
       8. Уставами   муниципальных   образований,   правовыми  актами
   органов местного самоуправления не допускается  установление  иных
   ограничений  для  вопросов,  выносимых  на местный референдум,  за
   исключением указанных в настоящей статье.
   
       Статья 6. Обстоятельства,  исключающие   проведение   местного
   референдума
   
       1. Местный  референдум  не  проводится в условиях военного или
   чрезвычайного положения,  введенного на территории  государства  -
   члена    СНГ    либо    на   территории,   включающей   территорию
   соответствующего муниципального образования,  а  также  в  течение
   трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
       2. Уставом муниципального образования  может  быть  установлен
   срок,  в  течение которого повторный местный референдум с такой же
   по смыслу формулировкой вопроса не проводится.  Указанный срок  не
   может   превышать  двух  лет  со  дня  официального  опубликования
   (обнародования) результатов местного референдума, а при проведении
   местного референдума по уставу муниципального образования - одного
   года.
       3. Не   допускается  установление  обстоятельств,  исключающих
   проведение  местного  референдума,  кроме  указанных  в  настоящей
   статье.
       4. Принятие  органом  местного   самоуправления   решения   по
   существу   вопроса,   который   может   быть  вынесен  на  местный
   референдум,  не является обстоятельством,  исключающим  проведение
   местного референдума по этому вопросу.
   
         Глава 2. ИНИЦИАТИВА И НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
   
       Статья 7. Инициатива проведения местного референдума
   
       1. Инициатива   проведения  местного  референдума  принадлежит
   гражданам  государства-члена  СНГ,  имеющим  право  на  участие  в
   местном  референдуме,  политическим  партиям  и  иным общественным
   объединениям,  устав которых предусматривает участие в  выборах  в
   органы  государственной  власти  и  органы местного самоуправления
   посредством выдвижения кандидатов и  организации  их  предвыборной
   агитации  и которые зарегистрированы в органе юстиции того уровня,
   на котором предлагается провести референдум,  или  более  высокого
   уровня,  а  также  их  местным  отделениям.  Инициатива проведения
   местного референдума по принятию устава муниципального образования
   также    принадлежит    главе    муниципального    образования   и
   представительному  органу  местного  самоуправления. <1>   Уставом
   муниципального    образования   инициатива   проведения   местного
   референдума   по   иным   вопросам   может   быть    предоставлена
   представительному   органу   местного   самоуправления,  депутатам
   представительного органа местного самоуправления,  а  также  главе
   муниципального образования.
       --------------------------------
       <1> Особенности   процедуры   принятия  устава  муниципального
   образования  на  местном  референдуме   могут   быть   установлены
   отдельным законом государства-члена СНГ.
   
       2. Каждый гражданин  или  группа  граждан,  имеющие  право  на
   участие в местном референдуме, а также зарегистрированное органами
   юстиции не позднее  чем  за  шесть  месяцев  до  дня  обращения  в
   соответствующий    орган   с   инициативой   проведения   местного
   референдума  общественное  объединение,  указанное  в   пункте   1
   настоящей   статьи,   могут   образовать  инициативную  группу  по
   проведению местного референдума в количестве не  менее  5  человек
   для  сбора  подписей  граждан,  имеющих право на участие в местном
   референдуме,   в   поддержку   инициативы   проведения    местного
   референдума.   В  случае,  если  инициатором  проведения  местного
   референдума выступает   общественное   объединение,   указанное  в
   пункте 1  настоящей  статьи,   руководящий   орган   общественного
   объединения  или  руководящий  орган  его регионального,  местного
   отделения,  местной организации выступает в качестве  инициативной
   группы  по  проведению  местного  референдума  независимо от своей
   численности.
       3. Инициативная  группа  по  проведению  местного  референдума
   обращается  в   постоянно   действующую   избирательную   комиссию
   муниципального  образования,  на  территории которого предлагается
   провести местный референдум,  с ходатайством о регистрации группы.
   В   случае,  если  постоянно  действующая  избирательная  комиссия
   данного уровня отсутствует,  функции комиссии местного референдума
   муниципального  образования  временно  выполняет  представительный
   орган  местного  самоуправления  того  же  уровня,  если  иное  не
   предусмотрено уставом муниципального образования.  В случае,  если
   представительный  орган   местного   самоуправления   отсутствует,
   функции  комиссии  местного референдума муниципального образования
   временно выполняет глава муниципального образования,  а если глава
   муниципального образования не избран,  - вышестоящая избирательная
   комиссия.
       4. В  ходатайстве  инициативной  группы по проведению местного
   референдума указывается:
       - формулировка  вопроса  (вопросов) или текст проекта решения,
   проекта нормативного правового акта,  предлагаемого для  вынесения
   на местный референдум;
       - фамилии,  имена,  отчества,  даты  рождения,   адреса   мест
   жительства,  серии и номера паспортов или заменяющих их документов
   членов  инициативной   группы,   а   также   лиц,   уполномоченных
   действовать от имени инициативной группы.
       5. К  ходатайству  должен  быть  приложен  протокол   собрания
   инициативной группы по проведению местного референдума, на котором
   было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного
   референдума.  Ходатайство подписывается всеми членами инициативной
   группы.
       6. В   случае   если   формулировка   вопроса,   предлагаемого
   инициативной  группой  по  проведению  местного  референдума,   не
   отвечает  установленным  в  настоящем  Законе требованиям,  орган,
   уполномоченный  производить  регистрацию  инициативной  группы   в
   соответствии  с  пунктом  3 настоящей статьи,  может согласовать с
   инициативной группой  по  проведению  местного  референдума  новую
   формулировку,  не  меняющую  основное  содержание  вопроса.  Право
   изменения формулировки вопроса,  выносимого на местный референдум,
   принадлежит   исключительно   инициативной  группе  по  проведению
   местного референдума.  Формулировка вопроса, выносимого на местный
   референдум,  не может быть изменена после регистрации инициативной
   группы.
       7. Орган,  уполномоченный производить регистрацию инициативной
   группы в соответствии с  пунктом  3  настоящей  статьи,  установив
   соответствие   ходатайства   инициативной   группы  по  проведению
   местного референдума и приложенных к нему  документов  требованиям
   настоящего  Закона,  других законов государства-члена СНГ,  устава
   муниципального образования,  в течение 15 дней со дня  поступления
   ходатайства  принимает  решение о регистрации инициативной группы,
   выдает   ей   регистрационное   свидетельство    с    утвержденной
   формулировкой вопроса (вопросов),  проекта решения,  предлагаемого
   для вынесения на местный референдум,  и извещает  об  этом  органы
   местного   самоуправления   муниципального  образования,  а  также
   сообщает об этом в средства массовой информации.
       8. Если   избирательная  комиссия  муниципального  образования
   (комиссия  местного  референдума  муниципального  образования)  не
   сформирована,  орган,  зарегистрировавший  инициативную  группу по
   проведению  местного  референдума,  в  течение  7  дней   со   дня
   регистрации инициативной группы по проведению местного референдума
   формирует комиссию местного референдума муниципального образования
   в порядке, установленном настоящим Законом.
       9. В  случае  отказа  в  регистрации  инициативной  группы  по
   проведению местного референдума лицам,  уполномоченным действовать
   от   имени   инициативной   группы,   выдается   решение   органа,
   уполномоченного  производить  регистрацию  инициативной группы,  в
   котором указываются основания отказа.  Данное решение должно  быть
   выдано  инициативной  группе  не  позднее чем через два дня со дня
   принятия данного решения.
       10. Основанием  отказа  в  регистрации  инициативной группы по
   проведению  местного  референдума  может  быть  только   нарушение
   инициативной  группой  конституции,  других  законов государства -
   члена СНГ,  устава муниципального образования. Отказ в регистрации
   может быть обжалован в порядке, установленном законом, в суд.
   
       Статья 8. Сбор   подписей   граждан   в  поддержку  инициативы
   проведения местного референдума
   
       1. С   момента   получения   регистрационного    свидетельства
   инициативная  группа  по  проведению  местного  референдума вправе
   организовать  сбор  подписей  граждан,  обладающих   избирательным
   правом   на   территории  данного  муниципального  образования,  в
   поддержку инициативы проведения местного  референдума  в  порядке,
   установленном  настоящим  Законом.  При  этом  учитываются  только
   подписи,  собранные после даты  регистрации  инициативной  группы.
   Регистрационное   свидетельство,   форма   которого   утверждается
   избирательной  комиссией  соответствующего  уровня  государства  -
   члена  СНГ  и  которое  выдается инициативной группе по проведению
   местного референдума,  действительно в течение 30 дней со дня  его
   выдачи,   если   иное   не   установлено   уставом  муниципального
   образования.  Расходы,  связанные  со   сбором   подписей,   несет
   инициативная группа.
       2. Количество подписей,  необходимое для поддержки  инициативы
   проведения местного референдума, не может превышать 5 процентов от
   числа граждан,  имеющих право на участие  в  местном  референдуме.
   Уставом  муниципального образования может быть установлено меньшее
   количество  подписей,  необходимое  для   поддержания   инициативы
   проведения местного референдума.  Число граждан,  имеющих право на
   участие в местном референдуме,  определяется на  основании  данных
   последней по времени регистрации избирателей.
       3. Требуемое   количество   подписей   должно   быть   собрано
   инициативной  группой в течение 30 дней со дня выдачи инициативной
   группе  регистрационного  свидетельства.  Уставом   муниципального
   образования  может  быть  предусмотрен  иной  срок сбора подписей,
   который не может быть менее 20 дней.  В  случае,  если  в  течение
   этого  срока  не  будет  собрано  необходимое  количество подписей
   граждан,  имеющих  право  на  участие   в   местном   референдуме,
   дальнейший сбор подписей прекращается.
       4. Подписи собираются  посредством  внесения  их  в  подписные
   листы,  содержащие формулировку вопроса (вопросов),  выносимого на
   референдум.  В случае вынесения на референдум проекта нормативного
   правового  акта  органа  местного самоуправления лицо,  собирающее
   подписи,  должно предоставлять  текст  этого  проекта  гражданину,
   проставляющему свою подпись, по его первому требованию.
       5. Право сбора подписей принадлежит членам инициативной группы
   местного   референдума,  а  также,  по  ее  поручению,  гражданам,
   обладающим правом на участие в референдуме на  территории  данного
   муниципального образования. Лица, осуществляющие сбор подписей, не
   обязаны предъявлять какие-либо документы,  кроме подписного листа,
   нормативного  правового  акта,  выносимого на референдум,  а также
   закона,  иного нормативного правового  акта,  на  основе  которого
   проводится местный референдум.
       6. Подписные листы для сбора подписей граждан должны содержать
   следующие данные:
       - наименование муниципального образования, где проводится сбор
   подписей граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме;
       - дату  выдачи  инициативной  группе  по  проведению  местного
   референдума  регистрационного  свидетельства,  его регистрационный
   номер и наименование органа, выдавшего свидетельство;
       - формулировку   вопроса   (вопросов)   или  проекта  решения,
   предлагаемого для вынесения на местный референдум;
       - фамилию,   имя,   отчество,   дату   рождения,  адрес  места
   жительства,  серию и номер паспорта или заменяющего его  документа
   каждого    гражданина,   поддерживающего   инициативу   проведения
   референдума,  его подпись и дату ее внесения.  Указанные данные  и
   подпись гражданина вносятся им в подписной лист собственноручно.
       Каждый подписной  лист  должен  быть  заверен  подписью  лица,
   собиравшего   подписи  граждан,  и  уполномоченного  представителя
   инициативной группы с указанием даты  заверения,  фамилии,  имени,
   отчества,  адреса места жительства,  даты рождения, серии и номера
   паспорта или  заменяющего  его  документа  каждого  из  этих  лиц.
   Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в Приложении к
   настоящему Закону (см. Приложение).
       7. Подписи  могут  собираться  только  среди граждан,  имеющих
   право  участвовать  в  местном  референдуме,  на  всей  территории
   соответствующего муниципального образования. Установление квот для
   сбора  подписей  в  отдельных  частях  территории   муниципального
   образования не допускается. Участие администрации предприятий всех
   форм собственности,  учреждений и организаций  в  сборе  подписей,
   равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение
   участников  местного   референдума   за   внесенные   подписи   не
   допускаются.  Сбор подписей производится по месту работы,  службы,
   учебы,  жительства участников  местного  референдума,  а  также  в
   других местах,  где агитация и сбор подписей не запрещены законом.
   Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи  заработной
   платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может
   быть   основанием   для   того,   чтобы   избирательная   комиссия
   муниципального    образования   (комиссия   местного   референдума
   муниципального образования) либо суд  признали  собранные  подписи
   недействительными.
   
       Статья 9. Представление   и   проверка   подписей   граждан  в
   поддержку инициативы проведения местного референдума
   
       1. После окончания сбора подписей,  но  не  позднее  окончания
   срока,   указанного   в  пункте  3  статьи  8  настоящего  Закона,
   инициативная группа по проведению референдума  подсчитывает  общее
   количество  собранных  подписей  участников местного референдума и
   составляет  итоговый  протокол,   в   котором   указывается   дата
   регистрации  инициативной  группы,  дата окончания сбора подписей,
   количество собранных подписей.
       2. Количество  представляемых подписей,  собранных в поддержку
   инициативы проведения местного референдума, может превышать число,
   требуемое для    назначения   референдума,   не   более   чем   на
   15 процентов.   Избирательная    комиссия,    комиссия    местного
   референдума   не  вправе  ограничивать  количество  представляемых
   подписей   менее    указанного    предела.    Пронумерованные    и
   сброшюрованные  подписные  листы  и  экземпляр итогового протокола
   инициативной группы по проведению местного референдума  передаются
   уполномоченными     представителями    инициативной    группы    в
   избирательную  комиссию   муниципального   образования   (комиссию
   местного референдума муниципального образования).
       3. Избирательная комиссия муниципального образования (комиссия
   местного  референдума муниципального образования) в течение 7 дней
   проверяет соблюдение инициативной  группой  требований  настоящего
   Закона,    других    законов    государства-члена   СНГ,    устава
   муниципального   образования   при   сборе   подписей,   а   также
   достоверность   подписей,    собранных   в  поддержку   инициативы
   проведения местного референдума. По решению избирательной комиссии
   муниципального    образования   (комиссии   местного   референдума
   муниципального  образования)  для  проведения  указанной  проверки
   могут   создаваться  рабочие  группы  из  числа  членов  комиссии,
   работников   аппарата   комиссии,    привлеченных    специалистов,
   экспертов.  Их  заключения  могут служить основанием для признания
   собранных подписей недостоверными.
       4. Проверке  в соответствии с законом,  уставом муниципального
   образования могут подлежать либо все представленные подписи,  либо
   их часть.   В   этом   случае   должно  быть  проверено  не  менее
   20 процентов от общего числа подписей,  необходимых для назначения
   референдума.  Если количество представленных подписей не превышает
   500,  проводится полная проверка подписных листов. Подписные листы
   отбираются  для  выборочной проверки посредством случайной выборки
   (жребия)  на  заседании  избирательной   комиссии   муниципального
   образования    (комиссии   местного   референдума   муниципального
   образования).  При  проведении  жеребьевки  и  проверки  подписных
   листов  в комиссии вправе присутствовать члены инициативной группы
   по  проведению  местного   референдума   или   ее   уполномоченные
   представители,  представители  политических  партий и общественных
   объединений,  указанных в пункте 1  статьи  7  настоящего  Закона,
   действующих    на   территории   соответствующего   муниципального
   образования и зарегистрированных в органе юстиции того уровня,  на
   котором  предлагается  провести  референдум,  или  более  высокого
   уровня.  О времени проведения  каждой  проверки  подписных  листов
   избирательная   комиссия   муниципального   образования  (комиссия
   местного   референдума   муниципального    образования)    обязана
   заблаговременно  сообщать  указанным лицам.  Проверке подлежат все
   подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
       5. Проверке   и  учету  не  подлежат  подписи,  находящиеся  в
   подписных листах,  но исключенные уполномоченными  представителями
   инициативной   группы   по   проведению   местного  референдума до
   представления подписей  в  избирательную  комиссию  муниципального
   образования    (комиссию   местного   референдума   муниципального
   образования), если это ими специально отмечено.
       6. Если    при    выборочной    проверке    подписных   листов
   обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержу
   инициативы  проведения  местного  референдума,  учитывается только
   одна подпись.
       7. Недостоверными считаются:
       - подписи  лиц,  не обладающих правом  участвовать  в  местном
   референдуме  на  день  голосования,  и подписи участников местного
   референдума,   указавших   в   подписном   листе   сведения,    не
   соответствующие действительности. В этом случае подпись признается
   недостоверной при  наличии  справки  органа  внутренних  дел  либо
   заключения привлеченного к работе специалиста - эксперта;
       - подписи участников местного референдума  без  указания  всех
   требующихся сведений;
        - подписи,  собранные до получения  инициативной  группой  по
   проведению местного референдума свидетельства о регистрации;
       - подписи с исправлениями в дате внесения  подписи  участником
   референдума  и лицами,  удостоверяющими подписные листы,  если это
   исправление  специально  не  оговорено  участником  референдума  и
   лицом, удостоверяющим подписные листы;
       - подписи  участников  референдума,  в   которых   данные   об
   участниках референдума внесены способом,  отличным от рукописного,
   или карандашом;
       - подписи,  признанные недействительными на основании пункта 7
   статьи 8 настоящего Закона;
       - подложные  подписи,  то  есть  подписи,  в отношении которых
   установлено,  что  участник   местного   референдума   не   вносил
   собственноручно  свои  данные  и не расписывался в соответствующем
   подписном листе.  Подложность подписи  устанавливается  письменным
   подтверждением  участника  местного референдума,  представленным в
   избирательную  комиссию   муниципального   образования   (комиссию
   местного референдума муниципального образования);
       - все  подписи  в  подписном   листе,   если   по   заключению
   специалистов подписи,  выполненные от имени разных лиц одним лицом
   или от имени одного  лица  другим  лицом,  составляют  более  трех
   подписей в данном подписном листе.
       8. Оговоренные при составлении подписного листа исправления  и
   помарки   не   могут   быть   основанием   для  признания  подписи
   недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей,  если  не
   установлен  подлог  подписи  или принадлежность ее гражданину,  не
   обладающему правом участвовать в местном референдуме.
       9. В   случае  обнаружения  среди  проверяемых  подписей  доли
   недостоверных  подписей,  предельная  величина  которой  не  может
   составлять  менее  10  процентов  и  более  20  процентов от числа
   проверенных    подписей,    избирательная    комиссия    (комиссия
   референдума) отказывает в проведении местного референдума.
   
       Статья 10. Решение     избирательной     комиссии    (комиссии
   референдума)  муниципального  образования   по   итогам   проверки
   подписей
   
       1. По  результатам  проверки  избирательная комиссия (комиссия
   референдума) муниципального образования принимает постановление. В
   случае   обнаружения  нарушений  установленных  настоящим  Законом
   требований к порядку сбора  подписей  или  количеству  достоверных
   подписей,   представленных   инициативной  группой  по  проведению
   местного  референдума,   избирательная   комиссия   муниципального
   образования    (комиссия   местного   референдума   муниципального
   образования)  выносит  постановление  об   отказе   в   проведении
   референдума.    Копия    указанного   постановления   направляется
   инициативной группе по проведению местного референдума  в  течение
   двух дней со дня принятия решения. Члены этой инициативной группы,
   руководящий орган местного отделения  политической  партии,  иного
   общественного  объединения,  выступившие  с инициативой проведения
   референдума,  не могут в течение двух лет со  дня  принятия  этого
   решения  выступать  повторно  с  инициативой  проведения  местного
   референдума.
       2. В   случае   соответствия   порядка  выдвижения  инициативы
   проведения местного  референдума  требованиям  настоящего  Закона,
   других   законов  государства-члена  СНГ,   устава  муниципального
   образования   избирательная  комиссия  муниципального  образования
   (комиссия   местного  референдума  муниципального  образования)  в
   течение  15  дней  со  дня  представления  инициативной группой по
   проведению референдума документов,  указанных в пункте 1 настоящей
   статьи,  направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола
   инициативной    группы    и    копию    своего   постановления   в
   представительный орган местного  самоуправления  или  иной  орган,
   уполномоченный  принять решение о назначении местного референдума.
   Копия   постановления   избирательной   комиссии    муниципального
   образования    (комиссии   местного   референдума   муниципального
   образования) направляется также инициативной группе.
   
       Статья 11. Назначение местного референдума
   
       1. Решение  о  проведении  местного  референдума   принимается
   представительным  органом  местного  самоуправления,  если иное не
   предусмотрено уставом муниципального образования.  В случае,  если
   представительный   орган   местного   самоуправления  отсутствует,
   решение  о  проведении  местного  референдума  принимается  главой
   муниципального   образования.  В  решении  о  назначении  местного
   референдума указываются дата его  проведения,  вопрос  референдума
   или проект выносимого на местный референдум решения,  нормативного
   правового   акта.   Орган,   уполномоченный   назначить    местный
   референдум, принимает решение о назначении местного референдума не
   позднее 7 дней после представления ему документов, необходимых для
   назначения   местного   референдума,  в  порядке,  предусмотренном
   настоящим Законом.
       2. Местный   референдум   назначается  только  на  календарный
   выходной  день.   Не   допускается   назначение   референдума   на
   праздничный  день.  Срок  со  дня  назначения  референдума  до дня
   голосования не может быть меньше 45 и больше 60  дней.  Решение  о
   проведении    местного    референдума   должно   быть   официально
   опубликовано не  позднее  чем  за  45  дней  до  дня  голосования.
   Одновременно  публикуется выносимый на референдум вопрос (вопросы)
   или проект решения, нормативного правового акта.
       3. Дата  проведения  местного  референдума  не  позднее чем за
   25 дней до дня проведения референдума  может  быть  перенесена  на
   более  поздний  срок  (но  не  более  чем  на  90  дней)  органом,
   назначавшим местный  референдум,  в  целях  совмещения  проведения
   местного  референдума  с  иным референдумом либо выборами в органы
   государственной власти или органы местного самоуправления.
       4. Решение  о  назначении  местного  референдума,  а  также  о
   перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 3  настоящей
   статьи  публикуется  в  местных  средствах  массовой информации не
   позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.
       5. В   случае   отказа   в  проведении  местного  референдума,
   вынесенного комиссией местного референдума (постоянно  действующей
   избирательной     комиссией)     соответствующего    уровня    или
   представительным   органом    местного    самоуправления,    члены
   инициативной группы,  члены органа местного самоуправления данного
   созыва,  руководящий орган местного отделения политической партии,
   иного   общественного   объединения,   выступившие  с  инициативой
   проведения референдума,  в течение двух лет после принятия решения
   об  отказе  не  могут  выступать повторно с инициативой проведения
   референдума.
   
            Глава 3. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) УЧАСТНИКОВ МЕСТНОГО
          РЕФЕРЕНДУМА, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ МЕСТНОГО
                   РЕФЕРЕНДУМА, ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ
                          МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
   
       Статья 12. Регистрация (учет) участников местного референдума
   
       1. Регистрации (учету) подлежат  все  граждане  государства  -
   члена СНГ, имеющие право на участие в местном референдуме.
       2. Основанием  для  регистрации  (учета)  участников  местного
   референдума   является   факт  постоянного  или  преимущественного
   проживания   гражданина   государства-члена   СНГ   на  территории
   муниципального   образования,   который  устанавливается  органами
   регистрационного  учета населения в соответствии с законом данного
   государства.
       3. Регистрация   (учет)   участников   местного    референдума
   осуществляется  главой муниципального образования (в случае,  если
   уставом   муниципального   образования    такая    должность    не
   предусмотрена,    -   лицом,   уполномоченным   органом   местного
   самоуправления), командиром  воинской  части   по   состоянию   на
   1 января и 1 июля каждого года.
       4.  Органы исполнительной власти государства-члена СНГ обязаны
   оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и
   комиссиям  местного референдума при регистрации (учете) участников
   местного  референдума  и уточнении  сведений  о зарегистрированных
   участниках местного референдума.
       5. Участник    местного    референдума    имеет    право    на
   беспрепятственный   доступ    к    документированной    информации
   (персональным   данным)   о  себе,  в  том  числе  находящейся  на
   машиночитаемых носителях,  на уточнение этой  информации  в  целях
   обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать,
   кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.
   
       Статья 13. Порядок  составления  списков  участников  местного
   референдума
   
       1. Составление   списков   участников   местного   референдума
   осуществляется  в  соответствии с законами государства-члена  СНГ,
   настоящим   Законом   и  уставом  соответствующего  муниципального
   образования.  Списки участников местного референдума  составляются
   территориальными комиссиями местного референдума, а в случае, если
   территориальные комиссии местного референдума  не  формируются,  -
   комиссией   местного  референдума  муниципального  образования  на
   основе   сведений,   предоставляемых   по   установленной    форме
   уполномоченными   органами   или   должностными   лицами  местного
   самоуправления,  осуществляющими регистрацию  участников  местного
   референдума.
       2. Списки участников местного  референдума  -  военнослужащих,
   находящихся  в  воинской  части  и членов их семей,  постоянно или
   преимущественно   проживающих   на   территории   соответствующего
   муниципального  образования,  в  случае,  если  они  проживают  на
   территории расположения воинской части,  составляются на основании
   сведений, предоставляемых командиром воинской части.
       3. Списки участников  местного  референдума,  которые  в  день
   голосования будут находиться в санаториях,  профилакториях,  домах
   отдыха,  больницах,  иных  стационарных   лечебно-профилактических
   учреждениях  и  других  местах временного пребывания на территории
   муниципального  образования,  составляются  на  основании  данных,
   предоставляемых  руководителями таких учреждений.  Территориальная
   комиссия  местного  референдума,  составившая  списки   участников
   местного референдума по месту их временного пребывания, направляет
   информацию об участниках местного референдума, включенных в данные
   списки,  в  территориальную комиссию местного референдума по месту
   их постоянного или преимущественного проживания.
       4. Сведения,  указанные  в  пунктах  2  и 3  настоящей статьи,
   предоставляются в территориальные комиссии местного референдума, а
   в  случае,  если  территориальные комиссии местного референдума не
   формируются,  - в  комиссию  местного  референдума  муниципального
   образования непосредственно после назначения дня голосования.
       5. Список   участников   местного   референдума   составляется
   отдельно по каждому участку местного референдума.
       6. При  составлении  списка  участников  местного  референдума
   может     использоваться     государственная    автоматизированная
   информационная   система   в   порядке,   установленном   законами
   государства-члена СНГ.
       7. После   обобщения    и    проверки    необходимых    данных
   территориальная  комиссия местного референдума,  а в случае,  если
   территориальные комиссии местного референдума  не  формируются,  -
   комиссия    местного    референдума   муниципального   образования
   составляет  список  участников  местного  референдума  по   форме,
   утвержденной   комиссией   местного   референдума   муниципального
   образования.
       8. В  списке  участников  местного  референдума  сведения   об
   участниках  местного  референдума  располагаются  в алфавитном или
   ином порядке (по населенным пунктам,  улицам,  домам,  по  адресам
   участников  местного  референдума).  В списке указываются фамилия,
   имя,  отчество,  год рождения (в возрасте 18 лет  -  дополнительно
   день    и   месяц   рождения),   адрес   места   постоянного   или
   преимущественного проживания участника местного референдума.
       9. Список  участников местного референдума составляется в двух
   экземплярах,  которые  подписываются  председателем  и  секретарем
   территориальной  комиссии местного референдума,  а в случае,  если
   территориальные комиссии местного референдума  не  формируются,  -
   комиссии  местного  референдума  муниципального образования.  Один
   экземпляр  списка   участников   местного   референдума   остается
   соответственно  в  комиссии  местного  референдума  муниципального
   образования либо территориальной комиссии местного референдума,  а
   другой  экземпляр  передается  по  акту соответствующей участковой
   комиссии местного референдума не позднее чем за  25  дней  до  дня
   голосования.  После получения списка участковой комиссией местного
   референдума он  подписывается  также  председателем  и  секретарем
   участковой комиссии местного референдума. На участках референдума,
   образованных  на  территории  воинской  части,  список  участников
   местного  референдума  подписывается  председателем  и  секретарем
   участковой  комиссии  местного  референдума.   Список   участников
   местного  референдума  заверяется печатями соответственно комиссии
   местного    референдума    муниципального     образования     либо
   территориальной   комиссии   местного   референдума  и  участковой
   комиссии местного референдума.
   
       Статья 14. Порядок   включения  граждан  в  списки  участников
   местного референдума
   
       1. Все  граждане,  обладающие  на  день проведения голосования
   правом на участие  в  местном  референдуме,  включаются  в  списки
   участников  местного  референдума.  Гражданин  может быть внесен в
   список участников местного референдума  только  на  одном  участке
   местного референдума.
       2. В списки участников местного референдума в  соответствии  с
   международными   договорами   и   соответствующими   им   законами
   государства-члена  СНГ  могут быть включены иностранные граждане в
   порядке  и на  условиях,  предусмотренных  настоящим  Законом  для
   граждан государства, в котором проводится местный референдум.
       3. Основанием  для  включения  гражданина  в список участников
   местного референдума на конкретном  участке  местного  референдума
   является  факт его постоянного или преимущественного проживания на
   территории этого участка местного референдума.
       4. Граждане,  имеющие право на участие в местном референдуме в
   соответствии со статьей 4 настоящего Закона и временно проживающие
   в санаториях,  профилакториях,  домах  отдыха,  больницах,  других
   стационарных  лечебно-профилактических учреждениях и других местах
   временного пребывания,  включаются в  списки  участников  местного
   референдума  по  месту  их  временного проживания,  если указанные
   места  находятся  на  территории  соответствующего  муниципального
   образования. {В списки включаются также граждане, имеющие право на
   участие в местном референдуме  и  находящиеся  на  судах,  которые
   находятся  в  день  голосования  в плавании и приписаны к порту на
   территории муниципального образования.} <2>
       --------------------------------
       <2>  Текст,   выделенный  курсивом,  может  быть  исключен  из
   конкретного закона государства-члена СНГ.
       Примечание.  В  тексте  документа  вместо курсива использовано
   выделение фигурными скобками.
   
       5. Военнослужащие,  проходящие  военную  службу  по  призыву в
   воинских  частях,  военных  организациях  и  учреждениях,  которые
   расположены  на  территории  муниципального образования,  если эти
   военнослужащие  до  призыва  на  военную  службу   постоянно   или
   преимущественно  не проживали на территории данного муниципального
   образования,  при проведении местного референдума не включаются  в
   списки  участников  местного  референдума  и  не  учитываются  при
   определении числа участников местного референдума.
       6. Студенты и аспиранты,  проживающие в общежитиях, включаются
   в списки  участников  местного  референдума  по  месту  нахождения
   общежития.
       7. Участники местного референдума,  поселившиеся на территории
   участка  местного референдума после составления списков участников
   местного референдума и  предоставления  списков  для  ознакомления
   гражданам,  а также участники местного референдума,  по какой-либо
   причине не включенные в списки  участников  местного  референдума,
   включаются    соответствующей    участковой   комиссией   местного
   референдума в список участников местного референдума на  основании
   документов,  удостоверяющих  их личность и подтверждающих их место
   постоянного или преимущественного проживания на территории данного
   участка местного референдума.
   
       Статья 15. Ознакомление  участников  местного  референдума  со
   списками  участников  референдума.  Уточнение  списков  участников
   местного референдума
   
       1. Списки   участников  местного  референдума  предоставляются
   участковой  комиссией  местного   референдума   для   ознакомления
   участникам  референдума и дополнительного уточнения не позднее чем
   за 20 дней до дня голосования.
       2. Гражданин,   обладающий   правом   участвовать   в  местном
   референдуме,  вправе  заявить  в  участковую   комиссию   местного
   референдума   о  невключении  его  в  список  участников  местного
   референдума,  а также о любой  ошибке  или  неточности  в  списке.
   Участковая  комиссия местного референдума в течение 24 часов,  а в
   день голосования - в течение 2 часов с момента  обращения,  но  не
   позднее момента окончания голосования обязана проверить заявление,
   а также представленные  документы  и  либо  устранить  ошибку  или
   неточность,  либо  выдать  заявителю письменный ответ с изложением
   причин отклонения заявления.
       3. Участковая   комиссия   местного   референдума   производит
   уточнение списка участников местного референдума в соответствии  с
   установленным   порядком   организации   взаимодействия   комиссий
   местного   референдума   с   органами   местного   самоуправления,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное