Стр. 6
наличие на рядах зажимов проверяемого устройства сигналов,
предназначенных для воздействия на другие устройства, находящиеся
в работе.
9. Выставление уставок реле устройств РЗА.
Проверка уставок реле проводится при номинальном напряжении
оперативного тока, при подаче на устройство параметров аварийного
режима от постороннего источника и полностью собранных цепях
устройства при закрытых кожухах реле.
Измеряется полное время действия каждой из ступеней устройства
и проверяется правильность действия сигнализации.
Ток и напряжение, соответствующие аварийному режиму, подаются
на все ступени и фазы (или все комбинации фаз) проверяемого
устройства и должны соответствовать следующим параметрам:
для защит максимального действия - 0,9 и 1,1 уставки
срабатывания для контроля несрабатывания защиты в первом и
срабатывания во втором случаях;
для контроля времени действия - ток или напряжение, равные 1,3
уставки срабатывания;
для защит с зависимой характеристикой проверяют две-три точки
характеристики;
для токовых направленных защит подается номинальное напряжение
с фазой, обеспечивающей срабатывание реле направления мощности;
для дифференциальных защит ток подается поочередно в каждое из
плеч защиты;
для защит минимального действия - 1,1 и 0,9 уставки
срабатывания для контроля несрабатывания защиты в первом и
срабатывания во втором случаях;
для контроля времени действия - ток или напряжение, равные 0,8
уставки срабатывания.
Для дистанционных защит временная характеристика снимается для
сопротивлений, равных 0, 0,5Z1, 0,9Z1, 1,1Z1, 0,9Z2, 1,1Z2, 0,9Z3,
1,1Z3. Регулировка выдержки времени второй и третьей ступеней
проводится при сопротивлениях, равных соответственно 1,1Z1 и
1,1Z2. Выдержка времени в первой ступени регулируется (при
необходимости) при сопротивлении 0,5Z1.
Проверяется правильность поведения устройств при имитации всех
возможных видов короткого замыкания в зоне и вне зоны действия
устройств РЗА.
10. Проверка взаимодействия проверяемого устройства с другими
включенными в работу устройствами защиты, электроавтоматики,
управления, сигнализации и действия устройства на коммутационное
оборудование.
Проверка взаимодействия проверяемого устройства с другими
проводится при номинальном напряжении оперативного тока.
11. Проверка работы всех цепей (схемы) присоединения при
заданных уставках.
Проверка осуществляется прогрузкой первичным током от
нагрузочных трансформаторов.
12. Подготовка устройств - релейной защиты, электроавтоматики,
управления и сигнализации к включению, включает:
повторный осмотр реле, режим которых изменялся при проверке
рабочим током и напряжением;
проверку положения флажков указательных реле, испытательных
блоков и других оперативных устройств, а также перемычек на рядах
зажимов;
инструктаж оперативного персонала по вводимым в работу
устройствам и особенностям их эксплуатации, сдачи этих устройств и
инструкций по обслуживанию оперативному персоналу;
запись в журнале релейной защиты о результатах проверки,
состоянии проверенных устройств и о готовности включения их в
работу. Оформление паспортов-протоколов устройств РЗА.
Приложение N 4
к Инструкции
по техническому обслуживанию
и ремонту оборудования тяговых
подстанций электрифицированных
железных дорог
ПОРЯДОК
И СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРОВ
1. Техническое обслуживание дизель-генераторов (ДГ) проводится
в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей на дизели,
генераторы, системы автоматики и контроля.
Ниже приводятся общие технические требования к наиболее
распространенным маркам отечественных дизель-генераторов.
2. Система технического и оперативного обслуживания ДГ тяговых
подстанций должна обеспечивать:
запуск ДГ на требуемую нагрузку в течение одного часа с
момента прибытия обученных работников дистанции электроснабжения
железной дороги на тяговую подстанцию;
непрерывную работу ДГ с требуемой нагрузкой не менее 8 часов
(запас топлива, смазки и технического ресурса ДГ до следующего
вида технического обслуживания).
3. Для обеспечения технического и оперативного обслуживания ДГ
устанавливается следующий порядок контроля и проверки его
работоспособности:
а) один раз в неделю следует проворачивать коленчатый вал на 2
- 3 оборота (15 - 20 оборотов механизма проворачивания). При этом
визуально проверяется наличие топлива, смазки, охлаждающей воды,
состояние аккумулятора (напряжение, ток подзаряда), отсутствие
видимых повреждений, течи;
б) один раз в 3 месяца следует проводить осмотр ДГ с запуском
и проверкой работы на холостом ходу в течение 30 минут.
При этом выполняются:
проворачивание коленчатого вала на 2 - 3 оборота (15 - 20
оборотов механизма проворачивания);
проверка системы удаления выхлопных газов и состояния
противопожарных средств, осмотр и при необходимости чистка
изоляции электрооборудования;
проверка температуры и давления систем охлаждения и смазки
дизеля, частоты и напряжения генератора; другие параметры,
указанные в заводской инструкции;
в) один раз в год следует проводить осмотр с запуском и
проверкой работы ДГ под нагрузкой в течение 30 минут. При этом,
кроме указанных работ, один раз в 3 месяца выполняют:
проверку частоты и уровня напряжения при нагрузке, которая
должна соответствовать требованиям Правил устройств
электроустановок по частоте и Правил технической эксплуатации
железных дорог по уровню напряжения;
проверку и регулировку натяжения ремней;
подтяжку болтовых креплений электропроводов;
проверку состояния контактов рубильников, кнопок, пускателей;
переход на режим подзаряда аккумулятора от ДГ;
проверку отсутствия недопустимого нагрева контактных
соединений и проводов (кабелей), а также подшипников генератора;
проверку состояния щеток и коллектора генератора.
Допускается в качестве нагрузки ДГ использовать нагрузочные
сопротивления или сеть отопления подстанции.
Выявленные недостатки должны быть устранены в сроки,
устанавливаемые ответственным за электрохозяйство дистанции
электроснабжения железной дороги.
4. При испытании электрической части генератора ДГ
выполняются:
измерение (один раз в 3 года) сопротивления изоляции обмоток
мегомметром на напряжение 1000 В, которое должно быть не менее 0,5
МОм;
измерение неравномерности зазора между статором и ротором.
5. При текущем ремонте (как правило, через 100 часов работы
дизеля ДГ) выполняются работы в соответствии с инструкциями
завода-изготовителя.
6. Капитальный ремонт выполняется по результатам испытаний и
состоянию отдельно дизеля и генератора в соответствии с
инструкциями заводов-изготовителей.
7. Порядок запуска ДГ.
Запуск ДГ должен проводиться обученным работником, который
должен:
убедиться, что температура дизеля, масла и воды не ниже +8 -С;
убедиться в легкости проворачивания коленчатого вала;
подготовить топливную систему, выпустить воздух с помощью
насоса ручной или автоматической прокачки;
поставить рукоятку включения топливного насоса в рабочее
положение;
убедиться в наличии масла в поддоне дизеля, ванне
турбонагнетателя, картере регулятора и топливного насоса, ванне
реверсивно-редукторной передачи, корпусе воздухоочистителя, а
также воды в расширительном бачке или радиаторе и топлива в
расходном баке;
проверить исправность систем зажигания и подогрева;
пустить ДГ. Для этого необходимо включить цепи аккумуляторной
батареи, нажать кнопку "Прокачка" и удерживать ее до тех пор, пока
давление в системе смазки не достигнет 98 кПа (1,0 кгс/кв. см). Не
отпуская кнопки "Прокачка", включить "Стартер" на время пуска
дизеля ДГ. Если в течение 12 секунд дизель не заработает, то
спустя 60 секунд повторить процедуру пуска. При затруднительном
пуске ДГ требуется установить причину неисправности и устранить
ее. Во время поиска неисправности обратить особое внимание на
работу воздухоподогревателя и топливного насоса;
у заработавшего ДГ проверить:
а) уровень масла в поддоне дизеля и его давление, которое
должно быть не менее 196 кПа (2 кгс/кв. см);
б) давление и температуру воды в контуре охлаждения, которые
соответственно должны быть не менее 9,8 кПа (0,1 кгс/кв. см) и 30
-С.
Включение ДГ на нагрузку проводится при достижении температуры
масла и охлаждающей жидкости не менее +35 -С и давлении масла не
ниже 245 кПа (2,5 кгс/кв. см). Номинальная нагрузка допускается
при температуре охлаждающей жидкости не менее +40 -С. С ростом
температуры до +80 -С включается вентилятор. При этом
подогреватель должен быть отключен. Если температура после
включения вентилятора не снижается, то необходимо снизить нагрузку
и приступить к выяснению причин подогрева.
8. Порядок остановки ДГ.
При остановке ДГ необходимо:
уменьшить, а затем снять нагрузку;
снизить частоту вращения коленчатого вала до величины,
указанной в инструкции завода-изготовителя;
сохранить холостой ход дизеля до тех пор, пока температура
масла и охлаждающей жидкости не снизится до +70 -С. Этот режим не
должен поддерживаться более 30 минут;
остановить дизель ДГ. Для этого необходимо прекратить подачу
топлива;
убедиться в продолжении работы центрифуги дизеля.
При длительной остановке ДГ требуется закрыть кран на
трубопроводе подвода топлива, осмотреть и протереть агрегат.
Экстренная (аварийная) остановка ДГ должна проводиться при
появлении не свойственных агрегату шумов и стуков, падении
давления масла ниже 147 кПа (1,5 кгс/кв. см), повышении
температуры масла и охлаждающей жидкости выше 105 -С, увеличении
частоты вращения коленчатого вала свыше допустимого (например,
1750 об./мин.) и других случаях, ведущих к аварии.
|