Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 22.04.98 N 2405-II ГД О ПОВТОРНОМ РАССМОТРЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 22 апреля 1998 г. N 2405-II ГД

              О ПОВТОРНОМ РАССМОТРЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Рассмотрев повторно  Земельный  кодекс  Российской  Федерации,
   принятый  Государственной  Думой  11  июня 1997 года и отклоненный
   Президентом  Российской  Федерации   (письмо   от 21 июля  1997 г.
   N Пр-1223), Государственная Дума  Федерального Собрания Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять Земельный  кодекс  Российской  Федерации  с  учетом
   предложений Президента Российской Федерации.
       2. Направить указанный Кодекс в Совет  Федерации  Федерального
   Собрания Российской Федерации.
       3. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                 ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                               Принят
                                                Государственной Думой
                                                  22 апреля 1998 года

       Настоящий Кодекс       устанавливает      правовые      основы
   совершенствования   государственного    регулирования    земельных
   отношений, развития   различных  организационно  -  правовых  форм
   хозяйствования на земле,  обеспечения воспроизводства и  повышения
   плодородия  почв,  сохранения и создания благоприятной для жизни и
   здоровья людей окружающей природной среды,  защиты прав  на  землю
   исходя   из   того,   что   земля   имеет   важное  экологическое,
   экономическое и социальное значение,  используется и охраняется  в
   Российской  Федерации  как  основа  жизни  и деятельности народов,
   проживающих на соответствующих территориях.
       Владение, пользование и распоряжение землей не должны наносить
   ущерб окружающей природной среде,  обороне и безопасности  страны,
   нарушать права и интересы граждан и иных лиц, охраняемые законом.

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Земельное законодательство

       1. В   соответствии   с   Конституцией   Российской  Федерации
   земельное  законодательство   находится   в   совместном   ведении
   Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       2. Земельное  законодательство  включает  в   себя   настоящий
   Кодекс, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные
   нормативные правовые акты Российской Федерации,  а также законы  и
   иные  нормативные  правовые  акты  субъектов Российской Федерации,
   нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
       3. Законы   и   иные   нормативные   правовые  акты  субъектов
   Российской Федерации,  регулирующие земельные отношения,  не могут
   противоречить  настоящему  Кодексу  и принимаемым в соответствии с
   ним иным федеральным законам.
       4. В  случае  противоречия  между  настоящим  Кодексом и иными
   федеральными  законами,  другими  нормативными  правовыми  актами,
   регулирующими земельные отношения, действует настоящий Кодекс.
       5. Федеральные органы  исполнительной  власти  могут  издавать
   акты,  содержащие нормы земельного законодательства, в случаях и в
   пределах,  предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными
   законами, и в соответствии с ними.
       6. Нормы земельного  права,  содержащиеся  в  других  законах,
   должны соответствовать земельному законодательству.
       7. Нормы гражданского законодательства применяются к земельным
   отношениям    с    учетом   положений,   установленных   земельным
   законодательством.
       8. Если    международным    договором   Российской   Федерации
   установлены иные правила,  чем те, которые предусмотрены настоящим
   Кодексом, применяются правила международного договора.

       Статья 2. Соотношение  земельного законодательства  Российской
   Федерации,  земельного   законодательства   субъектов   Российской
   Федерации   и   нормативных   правовых   актов   органов  местного
   самоуправления

       1. Земельное     законодательство     Российской     Федерации
   устанавливает   общие  для  всех  субъектов  Российской  Федерации
   основные начала регулирования  земельных  отношений,  обязательные
   требования   к   учету   и   охране  земель,  мониторингу  земель,
   землеустройству,     государственному     земельному     кадастру,
   государственному  контролю  за использованием и охраной земель,  а
   также  определяет  правовой  режим  земель,  имеющих   федеральное
   значение.
       2. В соответствии с  настоящим  Кодексом  субъекты  Российской
   Федерации  принимают  законы  и  иные  нормативные  правовые акты,
   регулирующие земельные отношения.
       3. Субъекты    Российской   Федерации   регулируют   земельные
   отношения  в  пределах  полномочий,   установленных   Конституцией
   Российской   Федерации,  настоящим  Кодексом,  иными  федеральными
   законами  и  издаваемыми  в  соответствии  с   ними   нормативными
   правовыми  актами  Российской Федерации,  а также законами и иными
   нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
       4. Органы   местного   самоуправления   регулируют   земельные
   отношения в пределах полномочий,  определенных настоящим Кодексом,
   Федеральным  законом  "Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления  в  Российской   Федерации",   законами   и   иными
   нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
       5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о
   земельных  отношениях  не могут противоречить федеральным законам,
   законам и иным нормативным  правовым  актам  субъектов  Российской
   Федерации.
       6. Законы  и  иные   нормативные   правовые   акты   субъектов
   Российской  Федерации,  нормативные правовые акты органов местного
   самоуправления, принятые в пределах их полномочий, входят в состав
   земельного   законодательства   и   обязательны  к  исполнению  на
   соответствующих территориях.
       7. Договоры  о  разграничении  полномочий  между  федеральными
   органами государственной власти и органами государственной  власти
   субъектов  Российской  Федерации  в  части регулирования земельных
   отношений не могут противоречить настоящему Кодексу.

       Статья 3. Полномочия  Российской  Федерации  на  регулирование
   земельных отношений

       1. К   полномочиям   Российской   Федерации  на  регулирование
   земельных отношений относятся:
       1) определение основных направлений государственной политики в
   области   управления,   владения,   пользования   и   распоряжения
   земельными ресурсами;
       2) разработка  и   принятие   федеральных   законов   и   иных
   нормативных  правовых  актов Российской Федерации,  контроль за их
   соблюдением;
       3) определение   концепции   развития   земельной   реформы  в
   Российской Федерации;
       4) установление  порядка отнесения земель к землям федеральной
   собственности;
       5) проведение   единой   инвестиционной   политики  в  области
   осуществления федеральных и межгосударственных программ  повышения
   плодородия   почв,   использования   и   охраны   земель,  ведения
   землеустройства, государственного земельного кадастра, зонирования
   земель, природно  -  сельскохозяйственного  районирования  земель,
   мониторинга земель,  землеустройства,  государственной регистрации
   прав  на  землю,  лицензирования  деятельности по землеустройству,
   обследованию земель;
       6) установление  единых  принципов  платы  за землю и основных
   начал государственного земельного  кадастра,  мониторинга  земель,
   землеустройства,   государственной   регистрации  прав  на  землю,
   лицензирования  деятельности  по  землеустройству  и  обследованию
   земель;
       7) управление и распоряжение (изъятие и предоставление  земель
   из одной категории в другую,  изменение разрешенного использования
   земель) землями федеральной собственности;
       8) выкуп  земель,  находящихся  в  частной  или  муниципальной
   собственности, для федеральных нужд;
       9) установление   особого   правового   режима  для  отдельных
   категорий земель;
       10) осуществление   международного  сотрудничества  Российской
   Федерации в области использования и охраны земель, воспроизводства
   и повышения плодородия почв;
       11) создание  федерального  органа  исполнительной  власти  по
   управлению   земельными   ресурсами   и  определение  порядка  его
   деятельности;
       12) иные   полномочия,  отнесенные  к  полномочиям  Российской
   Федерации  Конституцией  Российской   Федерации   и   федеральными
   законами.
       2. Федеральные  законы,  регулирующие   земельные   отношения,
   принимаются после предварительного согласования с законодательными
   (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
       3. Государственное  управление земельными ресурсами Российской
   Федерации   осуществляет   Правительство   Российской    Федерации
   непосредственно  или через федеральный орган исполнительной власти
   по управлению земельными ресурсами.
       4. Федеральный   орган  исполнительной  власти  по  управлению
   земельными ресурсами определяется Президентом Российской Федерации
   по предложению Правительства Российской Федерации.
       Федеральный орган   исполнительной   власти   по    управлению
   земельными  ресурсами  осуществляет возложенные на него полномочия
   непосредственно или через свои территориальные органы.
       Положение о   федеральном   органе  исполнительной  власти  по
   управлению   земельными   ресурсами    утверждает    Правительство
   Российской Федерации.

       Статья 4. Полномочия   субъектов   Российской   Федерации   на
   регулирование земельных отношений

       К полномочиям субъектов Российской Федерации на  регулирование
   земельных   отношений   относятся   полномочия,  не  отнесенные  к
   полномочиям Российской Федерации.

       Статья 5. Разграничение  полномочий на регулирование земельных
   отношений   между  законодательными  (представительными)  органами
   субъектов Российской Федерации и  органами  исполнительной  власти
   субъектов Российской Федерации

       Разграничение полномочий  на регулирование земельных отношений
   между  законодательными  (представительными)  органами   субъектов
   Российской  Федерации  и  органами исполнительной власти субъектов
   Российской   Федерации    осуществляется    указанными    органами
   самостоятельно  в  соответствии с настоящим Кодексом,  федеральным
   законом, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации.

       Статья 6. Полномочия  местного самоуправления на регулирование
   земельных отношений

       К полномочиям   местного   самоуправления   на   регулирование
   земельных   отношений    относятся    полномочия,    установленные
   Конституцией Российской   Федерации,   настоящим  Кодексом,  иными
   федеральными  законами  и  издаваемыми  в  соответствии   с   ними
   нормативными  правовыми  актами  Российской Федерации,  законами и
   иными   нормативными   правовыми   актами   субъектов   Российской
   Федерации,   нормативными   правовыми   актами   органов  местного
   самоуправления.

       Статья 7. Земельные отношения

       1. Земельные   отношения   -    отношения    между    органами
   государственной    власти,   органами   местного   самоуправления,
   юридическими лицами,  гражданами по поводу владения, пользования и
   распоряжения   землями,   а   также   по  поводу  государственного
   управления земельными ресурсами.
       Регулирование земельных отношений основывается на:
       1) сочетании  регулирования  использования  земли  в  качестве
   природного  ресурса,  объекта  недвижимости  и  основного средства
   производства;
       2) многообразии  форм  собственности,  владения  и пользования
   землей,  широких  правомочиях  субъектов  Российской  Федерации  и
   органов   местного   самоуправления   на  регулирование  земельных
   отношений на своих территориях;
       3) признании равенства участников земельных отношений в защите
   своих прав на землю:
       4) недопустимости    противоречащего    закону   вмешательства
   государства в деятельность граждан и юридических лиц по  владению,
   пользованию и распоряжению землей;
       5) государственном  управлении  землями  независимо  от   форм
   собственности и иных прав на землю.
       Имущественные отношения,    возникающие    при    распоряжении
   земельными участками,  регулируются гражданским законодательством,
   если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
       2. Участниками   земельных   отношений   являются   Российская
   Федерация,   субъекты    Российской    Федерации,    муниципальные
   образования, юридические лица и граждане Российской Федерации.
       3. Иностранные граждане,  лица без гражданства  и  иностранные
   юридические  лица  могут выступать участниками земельных отношений
   на условиях, предусмотренных статьей 46 настоящего Кодекса.
       4. Объектами  земельных отношений являются земельные участки и
   права на них.

       Статья 8. Земельный участок

       1. Земельный  участок  -  часть  поверхности  земли,   имеющая
   фиксированную границу,  площадь, местоположение, правовой статус и
   другие  характеристики,  отражаемые  в  государственном  земельном
   кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
       2. Граница  земельного  участка  фиксируется   на   планах   и
   выносится в натуру.  Площадь земельного участка определяется после
   выноса границы в натуру.
       3. Правовой  статус земельного участка включает в себя целевое
   назначение,  разрешенное  использование  и  зарегистрированное   в
   установленном  порядке  право  на  данный земельный участок (право
   собственности,  пожизненного  наследуемого  владения,  постоянного
   (бессрочного) пользования, срочного пользования или аренды).
       4. Земельные участки и права на них,  а также прочно связанные
   с  земельными  участками объекты (почва,  замкнутые водоемы,  лес,
   многолетние насаждения,  здания,  строения,  сооружения и другие),
   перемещение   которых  без  несоразмерного  ущерба  их  назначению
   невозможно,  находятся  в  обороте  нераздельно,  если   иное   не
   предусмотрено законом.
       5. Земельный участок может быть делимым и неделимым.
       Делимым признается  земельный  участок,  который без изменения
   своего целевого назначения и разрешенного использования может быть
   разделен   на   части,  каждая  из  которых  после  раздела  может
   образовать   самостоятельный   земельный    участок,    подлежащий
   государственной регистрации.
       Неделимым признается  земельный  участок,  который  по  своему
   целевому  и хозяйственному назначению и разрешенному использованию
   не может  быть  разделен  на  самостоятельные  земельные  участки.
   Земельный  участок  может  быть  признан  неделимым  на  основании
   закона.

                  Глава II. ЗЕМЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Статья 9. Состав земель Российской Федерации

       1. Земли в  Российской  Федерации  по  целевому  назначению  и
   правовому режиму подразделяются на следующие основные категории:
       1) земли сельскохозяйственного назначения;
       2) земли поселений;
       3) земли  промышленности,  транспорта,  связи,   радиовещания,
   телевидения,  информатики,  космического обеспечения,  энергетики,
   обороны и иного назначения;
       4) земли особо охраняемых территорий;
       5) земли лесного фонда;
       6) земли водного фонда;
       7) земли запаса.
       2. Земли,  указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются
   в соответствии с установленными  для  них  целевым  назначением  и
   правовым режимом.

       Статья 10. Целевое назначение и правовой режим земель

       1. Целевое назначение земель - установленные законодательством
   порядок,  условия,  предел эксплуатации (использования) земель для
   конкретных целей в соответствии с категориями земель.
       2. Правовой режим земель определяется совокупностью правил  их
   использования  и включения в гражданский оборот,  охраны,  учета и
   мониторинга,  установленных земельным,  градостроительным, лесным,
   водным,  природоохранным  законодательством  и законодательством о
   недрах, и распространяется на земли определенной категории.
       3. На  землях,  отнесенных к нескольким категориям,  действуют
   все  правила  и  ограничения,  установленные  для  соответствующих
   категорий.
       В случае  спора  по  правовому   режиму   земельного   участка
   приоритет имеет категория земель более строгого правового режима.
       4. Целевое назначение  и  правовой  режим  основных  категорий
   земель  определяются  федеральными  законами,  законами  субъектов
   Российской  Федерации   и   отражаются   в   градостроительной   и
   землеустроительной документации.

       Статья 11. Отнесение земель к категориям

       1. Отнесение   земель   к  категориям,  перевод  их  из  одной
   категории в другую осуществляются в отношении:
       1) земель федеральной собственности,  в том числе земель особо
   охраняемых территорий федерального значения,  земель лесного фонда
   в  лесах  первой  группы  Правительством  Российской Федерации или
   уполномоченным им федеральным органом;
       2) земель  сельскохозяйственного  назначения,  земель  лесного
   фонда в лесах второй и  третьей  группы,  водного  фонда  органами
   исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
       3) земель лесного фонда в лесах первой  группы  в  многолесной
   зоне  для  развития  поселений  и  при  отводе  земельных участков
   независимо от площади под линейные сооружения  согласно  проектной
   документации  и  установленным  нормативам органами исполнительной
   власти субъектов Российской Федерации;
       4) муниципальных   земель  поселений,  за  исключением  земель
   сельскохозяйственного      назначения,      органами      местного
   самоуправления;
       5) муниципальных   земель   сельскохозяйственного   назначения
   органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
       6) земель особо охраняемых территорий регионального и местного
   значения  законодательными  (представительными) органами субъектов
   Российской Федерации.
       Порядок перевода   земель   из   одной   категории   в  другую
   устанавливается   федеральным   законом   и   законами   субъектов
   Российской Федерации.
       2. Категория земель указывается в:
       1) постановлениях  органов  исполнительной  власти  и решениях
   органов  местного  самоуправления  о   предоставлении   (передаче)
   земельных  участков  или  об  установлении особых правовых режимов
   использования земель особо охраняемых территорий  и  земель  иного
   назначения;
       2) свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих
   права на землю;
       3) документах государственного земельного кадастра;
       4) документах государственной регистрации.
       3. Нарушение   установленной   настоящим   Кодексом,   другими
   федеральными  законами подведомственности перевода земель из одной
   категории в другую является основанием для:
       1) признания  недействительными  актов  органов исполнительной
   власти  субъектов  Российской   Федерации   и   органов   местного
   самоуправления, а также сделок с земельными участками, совершенных
   на их основании;
       2) отказа в государственной регистрации прав на землю.

       Статья 12. Разрешенное использование земельных участков

       1. Разрешенное     использование    земельного    участка    -
   использование земельного участка  с  учетом  целевого  назначения,
   установленных ограничений и обременений.
       Разрешенное использование земельного участка  определяется  на
   основе зонирования земель,  градостроительной и землеустроительной
   документации.
       2. Разрешенное    использование   земельного   участка   может
   содержать требования к:
       1) способам  использования земельного участка и запрещению тех
   из них,  которые ведут к деградации земли  и  снижению  плодородия
   почв или ухудшению окружающей природной среды;
       2) плотности,  высоте и глубине  застройки  в  соответствии  с
   градостроительной   документацией   и   строительными   нормами  и
   правилами;
       3) размещению  социально - культурных,  коммунально - бытовых,
   промышленных и иных  зданий,  строений  и  сооружений  в  пределах
   соответствующей зоны или земельного участка;
       4) видам пользования,  оказывающим негативное  воздействие  на
   здоровье человека или связанным с повышенной для него опасностью;
       5) предельно  допустимым   нормам   нагрузки   на   окружающую
   природную среду;
       6) сохранению зеленых насаждений;
       7) иным   требованиям,  установленным  федеральными  законами,
   законами  и  иными   нормативными   правовыми   актами   субъектов
   Российской  Федерации  и  нормативными  правовыми  актами  органов
   местного самоуправления.
       3. Перечень требований, включаемых в разрешенное использование
   земельного участка,  устанавливается вне зависимости  от  прав  на
   данный земельный участок.
       4. Разрешенное использование земельных  участков  определяется
   органами  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации и
   органами местного самоуправления при зонировании земель,  а  также
   при  предоставлении  конкретных земельных участков и указывается в
   документах,  предусмотренных  пунктом  2  статьи   11   настоящего
   Кодекса.
       5. Самовольное изменение разрешенного использования  земельных
   участков не допускается.

           Глава III. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

       Статья 13. Понятие   и   состав  земель  сельскохозяйственного
   назначения

       1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются  земли,
   предоставленные   для  нужд  сельского  хозяйства,  другие  земли,
   предназначенные для этих целей в  соответствии  с  территориальным
   планированием использования земель.
       2. В   составе   земель    сельскохозяйственного    назначения
   выделяются    сельскохозяйственные   угодья   и   земли,   занятые
   лесополосами,   внутрихозяйственными   дорогами,   коммуникациями,
   лесами,  болотами,  замкнутыми водоемами,  зданиями,  строениями и
   сооружениями,   необходимыми   для   функционирования    сельского
   хозяйства.
       3. К сельскохозяйственным угодьям относятся  пашни,  сенокосы,
   пастбища,   залежи,   земли,   занятые  многолетними  насаждениями
   (садами, виноградниками и другими).
       4. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Перевод
   этих земель в другие категории земель  для  несельскохозяйственных
   нужд допускается в исключительных случаях в порядке, установленном
   статьей 11 настоящего Кодекса.
       Порядок использования  земель внутри соответствующей категории
   земель  определяется  собственником,  пользователем,   владельцем,
   арендатором земельных   участков   в  соответствии  с  природно  -
   сельскохозяйственным районированием земель,  зонированием  земель,
   территориальным     планированием     использования    земель    и
   землеустроительной документацией.
       5. В  целях перераспределения земель для сельскохозяйственного
   производства,  создания  и  расширения  крестьянских  (фермерских)
   хозяйств,   личных   подсобных   хозяйств,   ведения  садоводства,
   животноводства,   огородничества,   сенокошения,   выпаса    скота
   создается государственный фонд перераспределения земель (земельный
   фонд).
       6. Государственный  фонд  перераспределения  земель (земельный
   фонд) формируется за счет земельных участков,  поступающих в  этот
   фонд при добровольном отказе от земельных участков, принудительном
   изъятии,  реквизиции и конфискации земельных участков,  ликвидации
   сельскохозяйственных    организаций,   крестьянских   (фермерских)
   хозяйств, личных подсобных и других хозяйств без правопреемника.
       Порядок формирования    и   использования   указанного   фонда
   регулируется федеральным законом,  законами и  иными  нормативными
   правовыми актами субъектов Российской Федерации.
       7. Для расселения граждан Российской Федерации  -  вынужденных
   переселенцев  из  государств  - участников Содружества Независимых
   Государств  -  в  случае  нежелания  последних   возвращаться   на
   территории, где они проживали,  формируется целевой земельный фонд
   за    счет   государственного   фонда   перераспределения   земель
   (земельного фонда),  земель запаса, передачи земель, находящихся в
   государственной и муниципальной собственности, а также посредством
   приобретения  или  изъятия  земельных   участков   у   граждан   и
   юридических лиц в установленном порядке.

       Статья 14. Предоставление     земель     сельскохозяйственного
   назначения

       1. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:
       1) хозяйственным товариществам и обществам, производственным и
   потребительским  кооперативам,  в  том  числе  колхозам,  казачьим
   обществам,  другим сельскохозяйственным организациям и общинам для
   сельскохозяйственного производства;
       2) государственным       и       муниципальным       унитарным
   сельскохозяйственным   предприятиям,  опытно  -  производственным,
   учебным, учебно  - опытным и учебно - производственным хозяйствам,
   научно   -    исследовательским    учреждениям,    образовательным
   учреждениям высшего профессионального,  среднего профессионального
   и начального профессионального  образования  сельскохозяйственного
   профиля       и      общеобразовательным      учреждениям      для
   сельскохозяйственного производства,  научно - исследовательских  и
   учебных целей;
       3) государственным   и   муниципальным  несельскохозяйственным
   предприятиям,  религиозным  организациям  для  ведения   сельского
   хозяйства;
       4) гражданам   для   ведения    крестьянского    (фермерского)
   хозяйства,   личного   подсобного  хозяйства,  дачного  хозяйства,
   садоводства,  животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса
   скота.
       2. Предоставление гражданам Российской Федерации - вынужденным
   переселенцам  из  государств  - участников Содружества Независимых
   Государств -  земельных  участков  из  целевого  земельного  фонда
   производится   для   жилищного   строительства,  личных  подсобных
   хозяйств,    создания    крестьянских    (фермерских)    хозяйств,
   сельскохозяйственных организаций.
       3. Земли  в   границах   землепользования,   занятые   лесами,
   кустарниками, болотами, карьерами, сельскохозяйственными зданиями,
   строениями и сооружениями, могут передаваться сельскохозяйственным
   организациям и предприятиям,  крестьянским (фермерским) хозяйствам
   в собственность,  постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное
   наследуемое    владение   и   аренду   с   правом   вовлечения   в
   сельскохозяйственный    оборот    в     порядке,     установленном
   законодательством.

                       Глава IV. ЗЕМЛИ ПОСЕЛЕНИЙ

       Статья 15. Понятие и состав земель поселений

       1. Землями  поселений  признаются  земли,  предоставленные для
   размещения и развития городов, поселков и сельских поселений.
       2. В состав земель поселений могут входить земельные участки:
       1) жилой и общественной застройки, занятые жилыми, культурно -
   бытовыми,   административными,   культовыми   и   иными  зданиями,
   строениями и сооружениями и предназначенные для этих целей;
       2) общего пользования,  занятые площадями, улицами, проездами,
   дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, бульварами,
   водоемами,   пляжами  и  иными  объектами  и  предназначенные  для
   удовлетворения общественных нужд населения;
       3) промышленной,   коммерческой   и  коммунально  -  складской
   застройки, занятые промышленными, коммунально - складскими и иными
   производственными объектами и предназначенные для этих целей;
       4) транспорта,   связи,   инженерных   коммуникаций,   занятые
   зданиями,     строениями    и    сооружениями    железнодорожного,
   автомобильного,  речного,  морского,  воздушного и трубопроводного
   транспорта,  магистралями  инженерной  инфраструктуры  и  связи  и
   предназначенные для этих целей;
       5) особо   охраняемых   территорий   и   объектов  природно  -
   заповедного, природоохранного,  оздоровительного, рекреационного и
   историко  -  культурного назначения,  занятые памятниками природы,
   природными  парками,  национальными  парками  и  дендрологическими
   парками,   ботаническими   садами,   лесами   и  используемые  для
   организованного массового отдыха  населения  и  туризма,  а  также
   земли с источниками, обладающими природными лечебными факторами, и
   земли,  на которых располагаются  памятники  истории  и  культуры,
   музеи - заповедники, музеи - усадьбы;
       6) водных   объектов,   занятых   поверхностными   водотоками,
   замкнутыми   водоемами,   поверхностными  водоемами,  акваториями,
   водоохранными     зонами,     гидротехническими     и      другими
   водохозяйственными сооружениями;
       7) сельскохозяйственного   использования,   занятые   пашнями,
   многолетними насаждениями, а также сельскохозяйственными зданиями,
   строениями и сооружениями;
       8) военных объектов и режимных зон;
       9) резерва,  не  вовлеченные  в  градостроительную  или   иную
   деятельность.
       3. На  земли  промышленности,  транспорта,  связи,  инженерных
   коммуникаций,  водоемов и акваторий, особо охраняемых территорий и
   объектов  сельскохозяйственного  назначения,  военных  объектов  и
   режимных    зон,    включенные    в   состав   земель   поселений,
   распространяются  правовой  режим   земель   поселений   и   режим
   соответствующей категории земель.

       Статья 16. Черта поселений

       1. Черта  поселений - внешние границы земель города,  поселка,
   сельского поселения, которые отделяют эти земли от иных земель.
       2. Установление   черты   поселений   производится  на  основе
   утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.
       Черта поселений  должна  устанавливаться по границам земельных
   участков граждан и юридических лиц.
       3. Черта  городов  Москвы  и Санкт - Петербурга утверждается и
   изменяется федеральным законом по согласованию с  законодательными
   (представительными)  органами  города Москвы и Московской области,
   города Санкт - Петербурга и Ленинградской области.
       4. Утверждение    и    изменение    черты    иных    поселений
   устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
       5. Включение земельных участков в черту поселений не влечет за
   собой прекращение прав собственников,  владельцев, пользователей и
   арендаторов земельных участков. Включение в черту поселений земель
   других  муниципальных   образований   допускается   на   основании
   договоров между ними.

       Статья 17. Пригородные зоны

       1. В   состав   пригородных  зон  могут  включаться  земли  за
   пределами  городской  черты,   составляющие   с   городом   единую
   социальную, природную и хозяйственную территорию.
       2. В  пригородных  зонах  выделяются  территории  пригородного
   сельскохозяйственного   производства,   зоны   отдыха   населения,
   резервные земли для развития города.
       3. Границы  и  правовой режим пригородных зон,  за исключением
   пригородных зон городов Москвы и Санкт - Петербурга,  утверждаются
   и изменяются законами субъектов Российской Федерации.
       4. Границы и правовой режим пригородных зон городов  Москвы  и
   Санкт - Петербурга утверждаются и изменяются федеральным законом.

           Глава V. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ,
          РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, КОСМИЧЕСКОГО
          ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЭНЕРГЕТИКИ, ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

       Статья 18. Состав  земель промышленности,  транспорта,  связи,
   радиовещания,  телевидения, информатики, космического обеспечения,
   энергетики, обороны и иного специального назначения

       1. Землями промышленности,  транспорта,  связи,  радиовещания,
   телевидения,  информатики,  космического обеспечения,  энергетики,
   обороны  и  иного  специального   назначения   признаются   земли,
   отведенные  в  установленном  порядке предприятиям,  учреждениям и
   организациям для выполнения соответствующих задач.
       2. В  целях  обеспечения  безопасности  населения  и  создания
   необходимых условий для эксплуатации промышленных,  транспортных и
   иных  объектов  устанавливаются зоны,  в пределах которых вводится
   особый  правовой  режим  использования  земель   или   обременения
   земельных участков (охранные, санитарные, защитные и другие).
       3. Земельные участки в  пределах  этих  зон  у  собственников,
   владельцев,  пользователей  и  арендаторов  земельных  участков не
   изымаются, за исключением случаев, если установленным режимом зоны
   предусматривается   полное  исключение  земель  из  хозяйственного
   оборота.
       4. Земельные участки,  исключенные из хозяйственного оборота в
   соответствии   с   санитарными   требованиями,   передаются    тем
   предприятиям, учреждениям  или  организациям,   чья   деятельность
   вызывает   необходимость   установления   санитарных   зон,   либо
   переводятся в земли запаса.
       5. Правила использования  земель  промышленности,  транспорта,
   связи,   радиовещания,   телевидения,   информатики,  космического
   обеспечения,  энергетики, обороны и иного специального назначения,
   а также правила установления зон с особыми условиями использования
   определяются  Правительством  Российской  Федерации  на  основании
   федеральных законов.
       Порядок использования таких земель на  территориях  конкретных
   объектов  устанавливается  уполномоченными органами исполнительной
   власти при отводе земельных участков.

       Статья 19. Земли промышленности, энергетики и недропользования

       1. К  землям  промышленности,  энергетики  и  недропользования
   относятся   земельные   участки,   занятые   производственными   и
   административными  зданиями  и  строениями,  тепловыми,   атомными
   станциями,     тепло-     и     гидроэлектростанциями,     линиями
   электропередачи,  подъездными  путями,  прирельсовыми  складами  и
   перевалочными базами,  инженерными коммуникациями, месторождениями
   полезных ископаемых и другими объектами,  используемыми  для  нужд
   промышленности, энергетики и недропользования.
       2. Размеры    земельных    участков,    предоставляемых    или
   приобретаемых  для  целей,  указанных в пункте 1 настоящей статьи,
   определяются  в  соответствии  с  утвержденными  в   установленном
   порядке нормами или проектно - технической документацией.
       3. Предоставление земельных участков для  разработки  полезных
   ископаемых осуществляется после оформления в установленном порядке
   прав на  пользование  недрами  и  восстановления  земель  согласно
   утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площадях
   в установленные сроки.

       Статья 20. Земли транспорта

       1. Землями   транспорта    признаются    земельные    участки,
   предоставленные    предприятиям,    учреждениям   и   организациям
   железнодорожного,  автомобильного, воздушного, внутреннего водного
   и  трубопроводного транспорта для осуществления возложенных на них
   специальных  задач  по  эксплуатации,  содержанию,  строительству,
   реконструкции,  ремонту,  развитию  наземных  и  подземных зданий,
   строений,  сооружений,  трубопроводов, устройств и других объектов
   железнодорожного,  автомобильного, воздушного, внутреннего водного
   и трубопроводного транспорта.
       2. При   строительстве,   реконструкции   и  ремонте  объектов
   транспорта  могут  выделяться  земельные  участки  для  размещения
   различных защитных инженерных сооружений и лесонасаждений, которые
   также признаются землями транспорта.

       Статья 21. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

       К землям   связи,   радиовещания,   телевидения,   информатики
   относятся   земельные   участки,   занятые   производственными   и
   административными зданиями и строениями, радиорелейными станциями,
   ретрансляционными  вышками  и  иными  сооружениями  и  инженерными
   коммуникациями,  имеющими специальное назначение  по  обслуживанию
   объектов связи, радиовещания, телевидения и информатики.

       Статья 22. Земли   обороны,    безопасности   и   космического
   обеспечения

       1. К землям обороны,  безопасности и космического  обеспечения
   относятся  земли,  предоставленные  для  размещения  и  постоянной
   деятельности   войсковых   частей,   образовательных   учреждений,
   реализующих  военные  профессиональные  образовательные программы,
   предприятий,  учреждений   и   организаций   федеральных   органов
   исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне, безопасности
   и космическому обеспечению.
       2. Режим   использования   земель   обороны,   безопасности  и
   космического  обеспечения  в   части   соблюдения   требований   к
   обеспечению безопасности населения устанавливается по согласованию
   с  соответствующими  органами  исполнительной   власти   субъектов
   Российской Федерации и органами местного самоуправления.
       3. При  необходимости  временного  использования  земель   для
   проведения  учений  и  других  мероприятий,  связанных  с  нуждами
   обороны,  безопасности  и  космического   обеспечения,   земельные
   участки  граждан  и  юридических  лиц  используются предприятиями,
   учреждениями и организациями обороны,  безопасности и космического
   обеспечения  на  основании  постановлений  органов государственной
   власти субъектов Российской Федерации на  условиях,  установленных
   пунктами 3, 4 статьи 120 настоящего Кодекса.
       4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
   и  органы  местного  самоуправления по согласованию с федеральными
   органами исполнительной власти,  выполняющими задачи  по  обороне,
   безопасности   и   космическому   обеспечению,  вправе  передавать
   земельные участки из земель,  предоставленных  для  нужд  обороны,
   безопасности  и  космического  обеспечения,  в срочное пользование
   гражданам   и   юридическим   лицам   для    сельскохозяйственного
   использования.
       Порядок использования земель  лесного  фонда,  предоставленных
   для   нужд   обороны,  безопасности  и  космического  обеспечения,
   определяется также и лесным законодательством.

              Глава VI. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

       Статья 23. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

       1. К землям особо охраняемых  территорий  относятся  земельные
   участки, которые имеют особое природоохранное, научное, историко -
   культурное,  эстетическое,  рекреационное,  оздоровительное и иное
   ценное   значение,   которые  изъяты  постановлениями  федеральных
   органов государственной  власти,  органов  государственной  власти
   субъектов  Российской  Федерации  или  решениями  органов местного
   самоуправления   полностью   или   частично   из    хозяйственного
   использования  и  гражданского  оборота  и  для которых установлен
   особый правовой режим.
       2. К  землям  особо  охраняемых территорий относятся земельные
   участки:
       1) природно - заповедного фондах;
       2) природоохранного назначения;
       3) оздоровительного назначения;
       4) рекреационного назначения;
       5) историко - культурного назначения;
       6) особо ценные.
       3. Порядок  отнесения,  использования  и  охраны  земель особо
   охраняемых  территорий   федерального   значения   устанавливается
   Правительством  Российской  Федерации  по  согласованию с органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации на основании
   федеральных законов.
       4. Порядок отнесения,  использования  и  охраны  земель  особо
   охраняемых    территорий   регионального   и   местного   значения
   устанавливается   органами   государственной   власти    субъектов
   Российской   Федерации   и  органами  местного  самоуправления  на
   основании  федеральных  законов,  законов   субъектов   Российской
   Федерации   и   нормативных   правовых   актов   органов  местного
   самоуправления.
       5. Субъекты  Российской  Федерации и муниципальные образования
   могут устанавливать иные  категории  особо  охраняемых  территорий
   (парки, зеленые зоны, природные ландшафты, заповедники и другие).

       Статья 24. Земли природно - заповедного фонда

       1. В  состав  земель  природно  - заповедного фонда включаются
   земельные участки с природными комплексами и  объектами,  имеющими
   особое   экологическое,   научное,   эстетическое,   культурное  и
   рекреационное значение.
       2. К  землям  природно  -  заповедного  фонда  относятся земли
   государственных природных заповедников,  в том  числе  биосферных,
   государственных    природных   заказников,   памятников   природы,
   национальных парков,  дендрологических парков,  природных  парков,
   ботанических садов.
       3. На землях государственных  природных  заповедников,  в  том
   числе биосферных, государственных природных заказников, памятников
   природы,  национальных парков,  дендрологических парков, природных
   парков и ботанических садов запрещается деятельность, не связанная
   с сохранением и изучением природных комплексов  и  объектов  и  не
   предусмотренная   федеральными   законами   и  законами  субъектов
   Российской Федерации.  На других  землях  природно  -  заповедного
   фонда   допускается  ограниченная  хозяйственная  и  рекреационная
   деятельность  в  соответствии  с  установленным  для  них   особым
   правовым режимом.  Изъятие земель природно - заповедного фонда для
   нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
       4. Территории государственных природных заказников, памятников
   природы,  а также часть территорий природных парков,  национальных
   парков могут включаться в земли иных категорий.
       5. Для  обеспечения  режима  функционирования  государственных
   природных  заповедников,  в том числе биосферных,  государственных
   природных заказников,  памятников  природы,  национальных  парков,
   дендрологических  парков,  природных  парков,  ботанических  садов
   могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах  этих
   зон  деятельности,  отрицательно  влияющей  на природные комплексы
   особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны
   быть обозначены специальными информационными знаками.
       Земельные участки в пределах  охранных  зон  у  собственников,
   владельцев,   пользователей   и   арендаторов   не   изымаются   и
   используются ими с соблюдением установленного для  этих  земельных
   участков особого правового режима.
       6. В местах проживания и хозяйственной  деятельности  коренных
   малочисленных   народов  в  случаях,  предусмотренных  федеральным
   законом о правовом статусе коренных малочисленных народов  России,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное