Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 06.02.2007 N 76-ПП О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ.

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 6 февраля 2007 г. N 76-ПП
                                   
         О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
         И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ
                ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ.
   
       В  соответствии с постановлением Правительства Москвы и  Совета
   ректоров вузов Москвы и Московской области от 13 декабря 2005 г.  N
   1012-ПП/07/05  "О  взаимодействии  с  московскими  государственными
   вузами  федерального подчинения в 2005/2006 учебном году", в  целях
   определения   политики  в  области  взаимодействия  и  консолидации
   усилий  Правительства  Москвы  и Совета  ректоров  вузов  Москвы  и
   Московской  области,  научной  и  педагогической  общественности  в
   повышении  роли  системы высшего образования в эффективном  решении
   хозяйственно-экономических, социальных и культурных  задач  города,
   повышения    качества    подготовки    специалистов    с     высшим
   профессиональным      образованием,     формирования      атмосферы
   межэтнической солидарности, культуры, мира и ненасилия в  столичном
   мегаполисе Правительство Москвы постановляет:
       1.    Утвердить    городскую   среднесрочную    программу    по
   взаимодействию  и  оказанию  поддержки  московским  государственным
   вузам федерального подчинения в 2007-2009 гг. (приложение).
       2.  Возложить  на  Департамент семейной и  молодежной  политики
   города  Москвы  функции государственного заказчика  -  координатора
   Программы.
       3.  Персональное руководство городской среднесрочной программой
   по  взаимодействию и оказанию поддержки московским  государственным
   вузам  федерального подчинения в 2007-2009 гг. (далее -  Программа)
   возложить   на  руководителя  Департамента  семейной  и  молодежной
   политики города Москвы Гусеву Л.И.
       4.  Руководителям органов исполнительной власти  города  Москвы
   организовать  работу  по  реализации  мероприятий,  предусмотренных
   Программой.
       5. Осуществить размещение государственного заказа, формируемого
   в  рамках  реализации  Программы,  в  соответствии  с  требованиями
   законодательства Российской Федерации о размещении заказов,  в  том
   числе  Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении
   заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для
   государственных  и  муниципальных нужд",  а  также  правовых  актов
   города Москвы.
       6.  Департаменту  жилищной политики и  жилищного  фонда  города
   Москвы   предусмотреть  в  2007-2009  гг.  ежегодное  выделение   в
   установленном  порядке  по  представлению  Совета  ректоров   вузов
   Москвы  и  Московской области (далее - Совет ректоров вузов)  жилой
   площади   для   обеспечения  преподавателей  и  работников   вузов,
   состоящих  на  учете  по  улучшению  жилищных  условий   по   месту
   жительства,   в   рамках  объемов  и  на  условиях,   установленных
   Среднесрочной  программой жилищного строительства в  городе  Москве
   на  период  2006-2008  гг. и заданиями до 2010  года,  утвержденной
   постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. N 268-ПП.
       7.   В  целях  улучшения  жилищных  условий  преподавателей   и
   сотрудников вузов принять к сведению обязательство Совета  ректоров
   вузов   совместно   с   вузами   города   Москвы   и   префектурами
   административных округов города Москвы продолжить в  2007-2009  гг.
   работу  по  подготовке и внесению в Москомархитектуру предпроектных
   предложений  для использования незастроенных территорий  вузов  под
   различные  виды  строительства (жилые  дома  и  объекты  социальной
   сферы)    с    оформлением   в   установленном   порядке   проектов
   соответствующих правовых актов, устанавливающих:
       -   включение  объектов  жилищного  строительства  в   адресную
   инвестиционную    программу    города    Москвы    с    последующим
   финансированием за счет средств городского бюджета;
       -  долю  вузов  в объеме не менее 70% для предоставления  жилых
   помещений    преподавателям   и   работникам   вузов,    признанным
   нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января  2000  г.,  а
   также  для  формирования фонда специализированных  жилых  помещений
   для   размещения   на   время   трудового   контракта   иногородних
   работников;
       - обязательство Совета ректоров вузов о выделении из доли вузов
   5%  площади  для предоставления преподавателям и работникам  вузов,
   не ведущих жилищное строительство.
       8.    Департаменту    имущества   города   Москвы    продолжить
   установленную   практику   арендных  отношений   с   некоммерческой
   организацией    "Ассоциация   московских   вузов"   на    условиях,
   определенных  п.  22 постановления Правительства  Москвы  и  Совета
   ректоров вузов Москвы и Московской области от 13 декабря 2005 г.  N
   1012-ПП/07/05.
       9.   Департаменту  экономической  политики  и  развития  города
   Москвы,    Департаменту    финансов    города    Москвы    ежегодно
   предусматривать в бюджете города Москвы в 2008-2009  гг.  отдельной
   строкой  выделение Департаменту образования города  Москвы  средств
   на   оказание  финансовой  помощи  государственным  высшим  учебным
   заведениям  федерального  подчинения,  а  также  Академии  труда  и
   социальных  отношений с учетом числа полностью заполненных  штатных
   единиц,  общей численности студентов и числа студентов, проживающих
   в общежитиях, в том числе в 2007 году - в размере 812000000 руб.
       10.   Согласиться  с  предложением  Совета  ректоров  вузов   о
   расходовании  выделенных на 2007 год средств (п.  9)  по  следующим
   направлениям:
       -  515000000 руб. - для осуществления дополнительных  выплат  к
   заработной  плате  преподавателям высших учебных заведений  (размер
   выплат  по категориям преподавателей может устанавливаться  учеными
   советами вузов под их ответственность);
       -  134700000 руб. - на содержание и ремонт учебных зданий вузов
   и общежитий;
       -  120000000  руб.  -  на  материально-техническое  обеспечение
   учебных заведений;
       -  41700000  руб.  -  на  развитие инновационно-образовательной
   деятельности;
       -  600000  руб.  -  на  ежегодные именные премии  Правительства
   Москвы  московским вузам за высокую эффективность взаимодействия  с
   московскими общеобразовательными учреждениями.
       Принять   к  сведению,  что  расходование  выделенных   средств
   осуществляется вузами в соответствии с заключенными  контрактами  и
   сметами,  утвержденными  в установленном порядке  учеными  советами
   вузов.
       11. Установить, что финансирование мероприятий Программы в 2007
   году  осуществляется за счет и в пределах средств,  предусмотренных
   отраслевым  органам исполнительной власти города Москвы  в  бюджете
   города  Москвы  на Программу, а начиная с 2008 года  -  в  пределах
   перспективного финансового плана на 2007-2009 гг.
       12.   Департаменту   образования   города   Москвы   обеспечить
   перечисление   средств   бюджета  города   Москвы,   выделяемых   в
   соответствии  с  настоящим постановлением (пункт 9),  на  основании
   договоров,  заключаемых  с  вузами, при условии  представления  ими
   отчетов о целевом использовании средств по установленной форме.
       13.  Предложить Совету ректоров вузов обязать вузы своевременно
   представлять  в  Департамент образования  города  Москвы  отчеты  о
   расходовании  денежных  средств, полученных в  качестве  финансовой
   помощи на вышеуказанные цели.
       14.   Разрешить  префектурам  административных  округов  города
   Москвы  использовать  средства целевых  бюджетных  фондов  развития
   территорий города Москвы на финансирование мероприятий Программы  и
   оказание   материально-технической  поддержки  вузам   федерального
   подчинения.
       15.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
   на  первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы  Швецову
   Л.И.
   
                                                            Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                          от 6 февраля 2007 г. N 76-ПП
   
                   ГОРОДСКАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
           ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ
             ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ
                            В 2007-2009 ГГ.
   
                           Паспорт Программы
   
   ----------------------------T-------------------------------------------------------------¬
   ¦Наименование Программы     ¦О взаимодействии с московскими государственными вузами       ¦
   ¦                           ¦федерального подчинения в 2007-2009 годах                    ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Основание для разработки   ¦Постановление Правительства Москвы и Совета ректоров вузов   ¦
   ¦Программы                  ¦Москвы и Московской области от 13.12.2005                    ¦
   ¦                           ¦N 1012-ПП/07/05 "О взаимодействии с московскими              ¦
   ¦                           ¦государственными вузами федерального подчинения в 2005/2006  ¦
   ¦                           ¦учебному году", пункт 26                                     ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Государственный заказчик - ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.    ¦
   ¦координатор Программы      ¦Персональный руководитель Программы - руководитель           ¦
   ¦                           ¦Департамента семейной и молодежной политики города Москвы -  ¦
   ¦                           ¦Л.И. Гусева                                                  ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Государственные заказчики  ¦Департамент науки и промышленной политики города Москвы;     ¦
   ¦Программы                  ¦Департамент образования города Москвы;                       ¦
   ¦                           ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы     ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Разработчики Программы     ¦Управление координации деятельности Комплекса социальной     ¦
   ¦                           ¦сферы города Москвы;                                         ¦
   ¦                           ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;    ¦
   ¦                           ¦Совет ректоров вузов Москвы и Московской области             ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Основные исполнители       ¦Департамент градостроительной политики, развития и           ¦
   ¦Программы                  ¦реконструкции города Москвы;                                 ¦
   ¦                           ¦Департамент науки и промышленной политики города Москвы;     ¦
   ¦                           ¦Департамент поддержки и развития малого предпринимательства  ¦
   ¦                           ¦города Москвы;                                               ¦
   ¦                           ¦Департамент земельных ресурсов города Москвы;                ¦
   ¦                           ¦Департамент имущества города Москвы;                         ¦
   ¦                           ¦Департамент природопользования и охраны окружающей среды     ¦
   ¦                           ¦города Москвы;                                               ¦
   ¦                           ¦Департамент здравоохранения города Москвы;                   ¦
   ¦                           ¦Департамент образования города Москвы;                       ¦
   ¦                           ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;    ¦
   ¦                           ¦Комитет общественных связей города Москвы;                   ¦
   ¦                           ¦префектуры административных округов города Москвы;           ¦
   ¦                           ¦Совет ректоров вузов Москвы и Московской области;            ¦
   ¦                           ¦московские государственные вузы федерального подчинения      ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Сроки и этапы реализации   ¦2007-2009 годы                                               ¦
   ¦Программы                  ¦                                                             ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Цель Программы             ¦Расширение участия вузов города Москвы и Московской области в¦
   ¦                           ¦эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и ¦
   ¦                           ¦культурных задач города, обеспечивающее осуществление        ¦
   ¦                           ¦всесторонней инновационной деятельности на важнейших         ¦
   ¦                           ¦стратегических направлениях:                                 ¦
   ¦                           ¦- сохранение и развитие научного и педагогического           ¦
   ¦                           ¦потенциалов государственных вузов, ориентированных на        ¦
   ¦                           ¦создание и реализацию научных достижений в сфере             ¦
   ¦                           ¦фундаментальных и прикладных наук и формирование на этой     ¦
   ¦                           ¦основе новых учебных дисциплин и специальностей;             ¦
   ¦                           ¦- повышение качества подготовки и переподготовки специалистов¦
   ¦                           ¦с высшим профессиональным образованием, в особенности в      ¦
   ¦                           ¦интересах городского хозяйства, в т.ч. в области             ¦
   ¦                           ¦научно-инновационного предпринимательства;                   ¦
   ¦                           ¦- укрепление социальных гарантий научно-педагогических       ¦
   ¦                           ¦работников на основе стимулирования инновационной            ¦
   ¦                           ¦деятельности профессорско-преподавательского состава;        ¦
   ¦                           ¦- формирование поколения молодых специалистов, готовых взять ¦
   ¦                           ¦на себя ответственность за прогрессивное развитие страны,    ¦
   ¦                           ¦профессионально и морально подготовленных к осуществлению    ¦
   ¦                           ¦творческих прорывов в научной и научно-производственной      ¦
   ¦                           ¦деятельности, созданию атмосферы культуры, мира, ненасилия   ¦
   ¦                           ¦и межэтнической солидарности                                 ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Основные задачи Программы  ¦1. Повышение результативности использования                  ¦
   ¦                           ¦научно-технического потенциала высшей школы в интересах      ¦
   ¦                           ¦города, в т.ч. в рамках выполнения крупных межвузовских      ¦
   ¦                           ¦проектов на основе комплексного решения проблем городского   ¦
   ¦                           ¦хозяйства, организации выпуска импортозамещающей             ¦
   ¦                           ¦(экспортоориентированной) продукции, формирования            ¦
   ¦                           ¦технологических цепочек производства наукоемкой продукции,   ¦
   ¦                           ¦конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.          ¦
   ¦                           ¦2. Максимальная концентрация интеллектуальных, материальных и¦
   ¦                           ¦финансовых ресурсов на стратегических направлениях           ¦
   ¦                           ¦научно-технического прогресса, в особенности на проектах     ¦
   ¦                           ¦с высокой степенью готовности инновационного продукта.       ¦
   ¦                           ¦3. Организация с учетом роли ученых города Москвы в          ¦
   ¦                           ¦инновационном развитии страны совместной деятельности        ¦
   ¦                           ¦вузовской, академической и отраслевой науки по разработке и  ¦
   ¦                           ¦внедрению научно-технических (научно-технологических)        ¦
   ¦                           ¦достижений в перспективные производственные процессы, новые  ¦
   ¦                           ¦или усовершенствованные товары и услуги, реализуемые на      ¦
   ¦                           ¦внутреннем и внешнем рынках.                                 ¦
   ¦                           ¦4. Повышение профессионального уровня специалистов, их       ¦
   ¦                           ¦гражданской ответственности за социально-экономическое и     ¦
   ¦                           ¦интеллектуальное развитие государства, предусматривающее:    ¦
   ¦                           ¦- осуществление эффективной, многоуровневой                  ¦
   ¦                           ¦и многоступенчатой подготовки, переподготовки и повышения    ¦
   ¦                           ¦квалификации кадров для приоритетных направлений развития    ¦
   ¦                           ¦науки, технологий и техники, обеспечивающих                  ¦
   ¦                           ¦их профессиональную и социальную мобильность в условиях      ¦
   ¦                           ¦формирования рыночной экономики в стране;                    ¦
   ¦                           ¦- широкое вовлечение профессорско-преподавательского состава,¦
   ¦                           ¦аспирантов и студентов в научно-внедренческую деятельность   ¦
   ¦                           ¦путем создания бизнес-инкубаторов, центров технического      ¦
   ¦                           ¦превосходства, научно-внедренческих структур, интегрированных¦
   ¦                           ¦научно-технических и исследовательских коллективов и т.п.;   ¦
   ¦                           ¦- создание с участием вузов на основе всестороннего          ¦
   ¦                           ¦использования их творческих достижений, в особенности в      ¦
   ¦                           ¦смежных областях наук, кадрового,                            ¦
   ¦                           ¦лабораторно-исследовательского                               ¦
   ¦                           ¦и экспериментально-производственного потенциалов центров     ¦
   ¦                           ¦коллективного пользования, малых научно-производственных     ¦
   ¦                           ¦предприятий, технопарков, кластеров и т.п.;                  ¦
   ¦                           ¦- усиление материальной заинтересованности                   ¦
   ¦                           ¦научно-педагогических кадров в осуществлении эффективной     ¦
   ¦                           ¦инновационной деятельности.                                  ¦
   ¦                           ¦5. Подготовка и регулярное осуществление мероприятий по      ¦
   ¦                           ¦привлечению молодежи в научно-технологическое инновационное  ¦
   ¦                           ¦предпринимательство.                                         ¦
   ¦                           ¦6. Дальнейшее развитие системы крупных межвузовских проектов,¦
   ¦                           ¦обеспечивающей комплексное решение проблем городского        ¦
   ¦                           ¦хозяйства на основе интеграции соответствующих разработок    ¦
   ¦                           ¦вузов, академических и отраслевых институтов со сроком       ¦
   ¦                           ¦выполнения НИР и ОКР не более 2-3 лет:                       ¦
   ¦                           ¦- I стадия:                                                  ¦
   ¦                           ¦Проведение НИР, включая создание и исследование              ¦
   ¦                           ¦экспериментальных образцов, в т.ч. в условиях планируемого   ¦
   ¦                           ¦применения новых технологий (техники), разработку и          ¦
   ¦                           ¦согласование с профильными органами государственной власти   ¦
   ¦                           ¦города Москвы инновационных предложений, включающих          ¦
   ¦                           ¦технико-экономические обоснования и технические задания      ¦
   ¦                           ¦на выполнение ОКР;                                           ¦
   ¦                           ¦- II стадия:                                                 ¦
   ¦                           ¦Проведение ОКР по разработкам, отобранным на конкурсной      ¦
   ¦                           ¦основе по результатам НИР, для выполнения в полном объеме    ¦
   ¦                           ¦крупного комплексного проекта, обеспечивающего решение       ¦
   ¦                           ¦соответствующих проблем городского хозяйства со сроком       ¦
   ¦                           ¦окупаемости в течение 2-3 лет средств, инвестируемых в       ¦
   ¦                           ¦проект, за счет сокращения затрат городского бюджета на      ¦
   ¦                           ¦приобретение соответствующих материалов, изделий, услуг с    ¦
   ¦                           ¦учетом интегрального показателя "Цена/Качество" и налоговых  ¦
   ¦                           ¦поступлений в бюджет города в результате производственной    ¦
   ¦                           ¦(коммерческой) реализации инноваций.                         ¦
   ¦                           ¦7. Мониторинг научно-технического потенциала вузов и         ¦
   ¦                           ¦определение по его результатам номенклатуры разработок,      ¦
   ¦                           ¦обеспечивающих на федеральном и региональном уровнях создание¦
   ¦                           ¦технологий (техники), существенно опережающих мировой        ¦
   ¦                           ¦уровень.                                                     ¦
   ¦                           ¦8. Информационно-экономический анализ технической,           ¦
   ¦                           ¦технологической, производственной и рыночной перспективности ¦
   ¦                           ¦инновационной продукции, планируемой к созданию в 2008-2009  ¦
   ¦                           ¦годах и последующей реализации; подготовка на этой базе      ¦
   ¦                           ¦планов внедрения новых технологий (техники), в т.ч. на основе¦
   ¦                           ¦взаимодействия государственного и частного капитала.         ¦
   ¦                           ¦9. Организация целевой подготовки (переподготовки) кадров в  ¦
   ¦                           ¦направлении повышения их социальной и профессиональной       ¦
   ¦                           ¦мобильности, развития ответственности, интеллектуальной      ¦
   ¦                           ¦толерантности, здорового образа жизни в системах:            ¦
   ¦                           ¦- средняя школа - вуз;                                       ¦
   ¦                           ¦- вуз - производственная деятельность в условиях профильных  ¦
   ¦                           ¦предприятий;                                                 ¦
   ¦                           ¦- вуз - научно-производственные инжиниринговые,              ¦
   ¦                           ¦предпринимательские структуры, обеспечивающие решение        ¦
   ¦                           ¦реальных прикладных задач при выполнении студенческих        ¦
   ¦                           ¦научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ,   ¦
   ¦                           ¦дипломных проектов, диссертаций;                             ¦
   ¦                           ¦- спортивные мероприятия, художественная самодеятельность,   ¦
   ¦                           ¦молодежные средства коммуникаций и информации.               ¦
   ¦                           ¦10. Проведение в течение 2-3 лет перспективных исследований, ¦
   ¦                           ¦направленных на создание "прорывных" технологий,             ¦
   ¦                           ¦обеспечивающих инновационное развитие производственной       ¦
   ¦                           ¦инфраструктуры в 2010-2015 годах.                            ¦
   ¦                           ¦11. Разработка в соответствии с действующим законодательством¦
   ¦                           ¦финансово-экономических схем эффективной рыночной реализации ¦
   ¦                           ¦научно-технических достижений в интересах города в системе   ¦
   ¦                           ¦"Разработчик - Потребитель - Производитель - Инвестор".      ¦
   ¦                           ¦12. Создание организационно-экономических механизмов         ¦
   ¦                           ¦формирования научно-внедренческих структур                   ¦
   ¦                           ¦(бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, в особенности      ¦
   ¦                           ¦молодежные, научно-исследовательские лаборатории и центры и  ¦
   ¦                           ¦т.п.) и научно-производственных организаций (малые           ¦
   ¦                           ¦предприятия, технопарки, кластеры и т.п.), ориентированных на¦
   ¦                           ¦осуществление выпуска и внедрение (коммерческую реализацию)  ¦
   ¦                           ¦конкурентоспособной продукции.                               ¦
   ¦                           ¦13. Формирование с учетом Федерального закона от 21 июля 2005¦
   ¦                           ¦г. N 94-ФЗ, ст. 7 проблемно-ориентированных конкурсных       ¦
   ¦                           ¦комиссий с участием представителей производственных          ¦
   ¦                           ¦(научно-производственных) организаций, являющихся            ¦
   ¦                           ¦потенциальными потребителями новых технологий, профильных    ¦
   ¦                           ¦органов государственной власти города Москвы, Ассоциации     ¦
   ¦                           ¦московских вузов.                                            ¦
   ¦                           ¦14. Создание условий для привлечения                         ¦
   ¦                           ¦в научно-производственную сферу высококвалифицированных      ¦
   ¦                           ¦кадров.                                                      ¦
   ¦                           ¦15. Увеличение числа специалистов, занятых                   ¦
   ¦                           ¦в научно-технических и научно-производственных секторах      ¦
   ¦                           ¦городского хозяйства                                         ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Основные мероприятия       ¦+----------------------------------------------------------¬ ¦
   ¦Программы                  ¦¦N  ¦Наименование среднесрочных подпрограмм                ¦ ¦
   ¦                           ¦¦п/п¦                                                      ¦ ¦
   ¦                           ¦+---+------------------------------------------------------+ ¦
   ¦                           ¦¦1. ¦Среднесрочная программа "Разработка перспективных     ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦технологий в рамках крупных межвузовских проектов в   ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок"         ¦ ¦
   ¦                           ¦+---+------------------------------------------------------+ ¦
   ¦                           ¦¦2. ¦Среднесрочная программа "Развитие                     ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦инновационно-образовательной деятельности"            ¦ ¦
   ¦                           ¦+---+------------------------------------------------------+ ¦
   ¦                           ¦¦3. ¦Среднесрочная программа "Участие системы высшего      ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦образования в решении социальных и культурных задач   ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦города"                                               ¦ ¦
   ¦                           ¦L---+------------------------------------------------------- ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Финансовое обеспечение     ¦Общий объем финансирования <*> 396650 тыс. руб., в т.ч.      ¦
   ¦Программы                  ¦по годам реализации:                                         ¦
   ¦                           ¦---------------------T-------T---------T--------T----------¬ ¦
   ¦                           ¦¦                    ¦2007   ¦2008     ¦2009    ¦Всего     ¦ ¦
   ¦                           ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦Объем               ¦92000,0¦ 120750,0¦183900,0¦  396650,0¦ ¦
   ¦                           ¦¦финансирования по   ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦годам               ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦Источники           ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦финансирования      ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦Текущее бюджетное   ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦финансирование, в   ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦т.ч. по статьям     ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦расходов            ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+---T----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦Код¦Вид расходов    ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦211¦Заработная      ¦39018,5¦  54150,6¦ 73899,0¦  167068,0¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦плата           ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦213¦Начисление на   ¦10222,8¦  14187,4¦ 19361,5¦   43771,8¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦фонд оплаты     ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦труда (единый   ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦социальный      ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦налог) - 26,2%, ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦включая тариф   ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦на обязательное ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦страхование от  ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦несчастных      ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦случаев на      ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦производстве и  ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦профессиональных¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦заболеваний     ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦225¦Услуги на       ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦содержание      ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦имущества       ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦226¦Прочие услуги   ¦23500,0¦  29600,0¦ 45000,0¦   98100,0¦ ¦
   ¦                           ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦290¦Прочие расходы  ¦ 2608,4¦   2972,0¦ 12489,5¦   18069,9¦ ¦
   ¦                           ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦310¦Увеличение      ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦стоимости       ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦основных        ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦средств         ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦340¦Увеличение      ¦16650,3¦  19840,0¦ 33150,0¦   69640,3¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦стоимости       ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦материальных    ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦   ¦запасов         ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦Целевые бюджетные   ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦фонды               ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦Федеральный бюджет  ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦Внебюджетные        ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦источники           ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦¦(с расшифровкой)    ¦       ¦         ¦        ¦          ¦ ¦
   ¦                           ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
   ¦                           ¦¦Итого               ¦92000,0¦ 120750,0¦183900,0¦  396650,0¦ ¦
   ¦                           ¦L--------------------+-------+---------+--------+----------- ¦
   ¦                           ¦-------------------------------                              ¦
   ¦                           ¦<*> Объемы финансирования уточняются ежегодно при            ¦
   ¦                           ¦формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый   ¦
   ¦                           ¦год                                                          ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Ожидаемые результаты       ¦- создание и внедрение перспективных технологий, разработка  ¦
   ¦реализации Программы       ¦на этой основе и освоение промышленного выпуска (коммерческой¦
   ¦                           ¦реализации) конкурентоспособной, импортозамещающей,          ¦
   ¦                           ¦экспортоориентированной продукции на стратегических          ¦
   ¦                           ¦направлениях инновационного развития:                        ¦
   ¦                           ¦  - "Технология живых систем - Здравоохранение";             ¦
   ¦                           ¦  - "Новые материалы";                                       ¦
   ¦                           ¦  - "Городской транспорт";                                   ¦
   ¦                           ¦  - "Энергетика";                                            ¦
   ¦                           ¦  - "Эффективное землепользование в условиях крупных         ¦
   ¦                           ¦городов";                                                    ¦
   ¦                           ¦  - "Строительная индустрия";                                ¦
   ¦                           ¦  - "Производственные технологии и оборудование";            ¦
   ¦                           ¦  - "Повышение экологической безопасности города Москвы за   ¦
   ¦                           ¦счет совершенствования системы природоохранной деятельности";¦
   ¦                           ¦  - "Построение инновационно-образовательной системы "Наука -¦
   ¦                           ¦Образование - Рынок труда";                                  ¦
   ¦                           ¦  - "Формирование системы "Средняя школа - Вузы -            ¦
   ¦                           ¦Предприятие -Наука" по приоритетным направлениям развития    ¦
   ¦                           ¦науки и технологии";                                         ¦
   ¦                           ¦  - "Мониторинг и социологические исследования в студенческой¦
   ¦                           ¦среде, включая формирования банка данных по различным        ¦
   ¦                           ¦вопросам студенческой жизни";                                ¦
   ¦                           ¦  - "Развитие систем информационного обеспечения молодежной  ¦
   ¦                           ¦политики";                                                   ¦
   ¦                           ¦- экономически эффективное развитие системы "Наука -         ¦
   ¦                           ¦Инновации - Производство - Рынок", в особенности на основе   ¦
   ¦                           ¦создания наукоемких производств и научно-внедренческих       ¦
   ¦                           ¦структур, ориентированных на выпуск, в т.ч. с использованием ¦
   ¦                           ¦лабораторной и научно-производственной базы вузов,           ¦
   ¦                           ¦перспективной, импортозамещающей, экспортоориентированной    ¦
   ¦                           ¦продукции, обеспечивающих в течение 2-3 лет окупаемость      ¦
   ¦                           ¦инвестированных в научно-производственную деятельность       ¦
   ¦                           ¦средств за счет снижения затрат на приобретение              ¦
   ¦                           ¦соответствующей продукции с учетом интегрального показателя  ¦
   ¦                           ¦"Цена/Качество", экономии энергетических, финансовых и       ¦
   ¦                           ¦материальных ресурсов, налоговых поступлений в бюджет города;¦
   ¦                           ¦- формирование на стратегических направлениях                ¦
   ¦                           ¦специализированных инновационных подсистем, обеспечивающих   ¦
   ¦                           ¦комплексное решение важнейших проблем на базе синтеза новых  ¦
   ¦                           ¦знаний и интегрированного развития научно-исследовательской, ¦
   ¦                           ¦научно-прикладной, научно-образовательной, научно-           ¦
   ¦                           ¦производственной деятельности, экономически высокоэффективное¦
   ¦                           ¦решение важнейших проблем в среднесрочной и долгосрочной     ¦
   ¦                           ¦перспективе, в т.ч. создание "прорывных" технологий,         ¦
   ¦                           ¦ориентированных на научно-технический прогресс               ¦
   ¦                           ¦производственной инфраструктуры в 2010-2015 гг.;             ¦
   ¦                           ¦- создание необходимой научно-технической базы для реализации¦
   ¦                           ¦программ;                                                    ¦
   ¦                           ¦- рост объемов коммерчески привлекательных результатов НИР и ¦
   ¦                           ¦ОКР;                                                         ¦
   ¦                           ¦- рост объемов интеллектуальной собственности, вовлеченной в ¦
   ¦                           ¦хозяйственный оборот;                                        ¦
   ¦                           ¦- ежегодный дополнительный объем производства новой и        ¦
   ¦                           ¦усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет    ¦
   ¦                           ¦применения созданных передовых технологий;                   ¦
   ¦                           ¦- сохранение рабочих мест в сфере науки;                     ¦
   ¦                           ¦- повышение конкурентоспособности создаваемой инновационной  ¦
   ¦                           ¦продукции;                                                   ¦
   ¦                           ¦- привлечение молодых специалистов ко всем видам             ¦
   ¦                           ¦инновационной деятельности в рамках выполнения и последующей ¦
   ¦                           ¦реализации проектов Программы в системе "Наука -             ¦
   ¦                           ¦Образование - Производство - Рынок", в том числе научной,    ¦
   ¦                           ¦инженерной и инжиниринговой, организационно-управленческой и ¦
   ¦                           ¦финансово-экономической, производственно-технологической     ¦
   ¦                           ¦и т.п.;                                                      ¦
   ¦                           ¦- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме     ¦
   ¦                           ¦производства                                                 ¦
   +---------------------------+-------------------------------------------------------------+
   ¦Система организации        ¦Управление Программой осуществляется государственным         ¦
   ¦управления и контроля за   ¦заказчиком - координатором Программы - Комитетом по делам    ¦
   ¦исполнением Программы      ¦семьи и молодежи города Москвы.                              ¦
   ¦                           ¦Контроль за ходом исполнения и реализации Программы          ¦
   ¦                           ¦осуществляет Правительство Москвы.                           ¦
   ¦                           ¦Государственные заказчики Программы: Департамент науки и     ¦
   ¦                           ¦промышленной политики города Москвы, Департамент образования ¦
   ¦                           ¦города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики    ¦
   ¦                           ¦города Москвы - отвечают за реализацию Программы,            ¦
   ¦                           ¦осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и  ¦
   ¦                           ¦целевое использование выделенных на реализацию Программы     ¦
   ¦                           ¦бюджетных средств.                                           ¦
   ¦                           ¦В соответствии со ст. 5, п. 2 Закона "Об инновационной       ¦
   ¦                           ¦деятельности в городе Москве" от 07.07.2004 N 45 по Программе¦
   ¦                           ¦в целом и по соответствующим направлениям научно-технической ¦
   ¦                           ¦и научно-производственной деятельности создаются             ¦
   ¦                           ¦научно-координационные советы для осуществления координации  ¦
   ¦                           ¦работ, проведения комплексного информационно-экономического  ¦
   ¦                           ¦анализа хода выполнения проектов и входящих в них разработок,¦
   ¦                           ¦в т.ч. путем проведения семинаров, совещаний, выставок и     ¦
   ¦                           ¦подготовки на этой основе рекомендаций для принятия          ¦
   ¦                           ¦управленческих решений.                                      ¦
   ¦                           ¦Для обеспечения достижения конечного результата - освоение   ¦
   ¦                           ¦производства высокоэффективной продукции (экономически       ¦
   ¦                           ¦выгодной коммерциализации инноваций) в системе управления    ¦
   ¦                           ¦Программой реализуется принцип самоорганизации науки,        ¦
   ¦                           ¦заключающийся в том, что по всем мероприятиям Программы      ¦
   ¦                           ¦выделяются организации-координаторы, несущие всю полноту     ¦
   ¦                           ¦ответственности перед Правительством Москвы за эффективное   ¦
   ¦                           ¦выполнение разработок по приоритетным направлениям в системе ¦
   ¦                           ¦"Наука - Инновации - Производство - Рынок":                  ¦
   ¦                           ¦- "Технология живых систем - Здравоохранение" - МГУ          ¦
   ¦                           ¦им. М.В. Ломоносова (факультет фундаментальной медицины),    ¦
   ¦                           ¦МГТУ им. Н.Э. Баумана (факультет биомедицинской техники);    ¦
   ¦                           ¦- "Новые материалы" - МИСиС;                                 ¦
   ¦                           ¦- "Городской транспорт" - МИИТ;                              ¦
   ¦                           ¦- "Энергетика" - МГУ им. М.В. Ломоносова (физический         ¦
   ¦                           ¦факультет), МЭИ;                                             ¦
   ¦                           ¦- "Эффективное землепользование в условиях крупных городов" -¦
   ¦                           ¦ГУЗ;                                                         ¦
   ¦                           ¦- "Строительная индустрия" - МГСУ;                           ¦
   ¦                           ¦- "Производственные технологии и оборудование" - МГТУ        ¦
   ¦                           ¦"Станкин";                                                   ¦
   ¦                           ¦- "Повышение экологической безопасности города Москвы за счет¦
   ¦                           ¦совершенствования системы природоохранной деятельности" -    ¦
   ¦                           ¦МИИТ;                                                        ¦
   ¦                           ¦- "Информационно-экономический анализ инвестиционной         ¦
   ¦                           ¦перспективности инновационной продукции" - Ассоциация        ¦
   ¦                           ¦московских вузов                                             ¦
   L---------------------------+--------------------------------------------------------------
   
       Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                   ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
   
       Московская  высшая  школа, интеллектуальный  потенциал  которой
   определяют  свыше ста государственных вузов, имеет  многоотраслевой
   характер,    охватывая   практически   все   направления    научно-
   технических,    естественнонаучных,    социально-экономических    и
   гуманитарных знаний.
       В  вузах  Москвы  работает  многочисленный  отряд  специалистов
   высшей  квалификации,  среди которых около  девяти  тысяч  докторов
   наук.
       За  десятилетия, а иногда и более чем за столетие в  московских
   вузах  сложились  уникальные,  всемирно  известные  научные  школы,
   взаимодействовать с которыми ученые многих стран считают за честь.
       Высшим   учебным  заведениям  всегда  была  присуща  опора   на
   фундаментальную    науку   -   проведение   собственных    глубоких
   фундаментальных    исследований,   постоянное   взаимодействие    с
   Академией  наук.  Это  важно  не только  с  точки  зрения  развития
   системы  знаний,  но  и  как гарантия высокого  научно-технического
   уровня прикладных разработок.
       Московские  вузы  принимают активное участие в  решении  многих
   практических задач народного хозяйства страны и города,  работая  в
   тесной     связи     с    предприятиями,    отраслевыми     научно-
   исследовательскими   и   проектно-конструкторскими   организациями.
   Многие   вузы,   благодаря  своему  авторитету,   широким   научно-
   техническим связям, становятся координирующими центрами в  масштабе
   страны,   объединяющими  усилия  различных  организаций  в  решении
   важнейших проблем.
       Московские  вузы,  имея славные и давние  традиции,  выросли  в
   лидирующие, головные организации, определяющие основные  отраслевые
   направления развития высшего образования и научных исследований  на
   государственном уровне.
       Москве присуще уникальное, единственное в мире сочетание  -  на
   территории одного города сосредоточено огромное количество  мощных,
   разнопрофильных     академических     и     отраслевых      научно-
   исследовательских    институтов,   вузов,   научно-производственных
   объединений,   предприятий  высоких  технологий.   Высшие   учебные
   заведения   -  неотъемлемая  и  одна  из  важнейших  частей   этого
   конгломерата науки и производства, обладающего колоссальным научно-
   техническим потенциалом.
       Являясь  многопрофильными научно-образовательными учреждениями,
   сохранившими  и  приумножившими  в сложнейших  условиях  творческий
   потенциал своих научных школ, вузы способны:
       -  разрабатывать качественно новые технические, технологические
   и  организационно-экономические решения на основе  синтеза  научных
   достижений в различных областях знаний;
       -  создавать  с использованием имеющейся научно-лабораторной  и
   экспериментальной базы наукоемкие высокорентабельные  производства,
   в  том  числе  центры коллективного пользования, малые предприятия,
   технопарки  и  т.п., обеспечивая их централизованно инжиниринговыми
   и финансово-экономическими услугами;
       -  подготавливать  высококвалифицированные  кадры  для  решения
   научно-технических, организационно-экономических  и  управленческих
   задач,  связанных  с  техническим перевооружением  и  модернизацией
   производственного и хозяйственного комплекса города Москвы;
       -  привлекать,  используя  свою деловую  и  научную  репутацию,
   инвестиции  из  бюджетных и внебюджетных источников  финансирования
   для создания и внедрения высоких технологий;
       -  осуществлять  эффективную координацию в  области  проведения
   проблемно-ориентированных,     фундаментальных     и     прикладных
   исследований,  выполнения опытно-конструкторских  работ  на  основе
   выбора   экономически  оптимальных  направлений  научно-технической
   деятельности  и концентрации на этих направлениях интеллектуальных,
   материально-технических и финансовых ресурсов.
       Таким  образом,  на современном этапе высшая техническая  школа
   становится  ключевым  звеном  в системе  "Фундаментальная  наука  -
   Прикладная   наука   -   Образование  -  Производство   -   Рынок",
   обеспечивающим  прогрессивное  развитие  всего  научно-технического
   комплекса на основе организации инновационного процесса.
       Поэтому  постоянная связь Правительства Москвы с  вузами  важна
   для города и стратегически точна.
       В целях повышения эффективности использования интеллектуального
   потенциала   вузов   в  интересах  города   начиная   с   1995   г.
   финансируются наиболее значимые для города разработки  специалистов
   высшей школы. От Правительства Москвы эту деятельность формируют  и
   ведут  Департамент  науки  и  промышленной  политики  и  Московский
   комитет по науке и технологиям.
       Объемы   финансирования  науки  в  системе  "Вузы   -   Москве"
   составили:
       - 1996 г. - 7,2 млн. руб.;
       - 2000 г. - 28,0 млн. руб.;
       - 2005 г. - 100,0 млн. руб.
       Важнейший  аспект  совместной работы московских  вузов,  Совета
   ректоров  вузов  и  Правительства  Москвы  -  формирование  крупных
   межвузовских проектов.
       Разработка крупных проектов должна обеспечивать:
       -  комплексное решение проблем городского хозяйства с  высокими
   технико-экономическими показателями;
       -   организацию  и  совершенствование  важных  для   городского
   хозяйства   объектов   с   максимальным   использованием    научно-
   технического   потенциала   вузов  и   производственно-технического
   потенциала предприятий города;
       - создание и выпуск высокоэффективной экспортоориентированной и
   импортозамещающей продукции;
       - достижение реального экономического эффекта за счет:
         - экономии затрат городского и федерального бюджетов;
         - получения дивидендов от инвестированных в науку средств;
         - подготовки (переподготовки) кадров;
       -  социальную ориентацию перспективных проектов на формирование
   в   новых   наукоемких   производствах  высококвалифицированных   и
   высокооплачиваемых рабочих мест.
       Стратегические подходы к разработке крупных проектов:
       1.  Реализация  крупных  проектов должна  обеспечивать  решение
   наиболее  важных  для производственного и хозяйственного  комплекса
   города  Москвы  вопросов, связанных с техническим  перевооружением,
   повышением  эффективности функционирования  за  счет  максимального
   привлечения  к созданию перспективных производств недоиспользуемого
   промышленного   потенциала   города  и  специально   подготовленных
   высококвалифицированных кадров.
       2.  Особое  внимание должно быть обращено на создание  в  сфере
   "Наука  -  Производство"  не только высококвалифицированных,  но  и
   высокооплачиваемых  рабочих мест, имея в виду, что  уровень  оплаты
   труда  должен  существенно  превышать  размеры  средней  заработной
   платы в Москве.
       3.    Необходимо   сконцентрировать   усилия   на    разработке
   импортозамещающей  продукции  высокого  уровня,  прежде  всего,   в
   области   производства  лекарственных  препаратов   и   медицинской
   техники.
       Создание   на  базе  столичных  вузов  федерального  подчинения
   федерально-региональной     инновационной     системы     "Москва",
   обеспечивающей развитие в интересах Российской Федерации  и  города
   инновационного   процесса   "Наука  -   Образование   -   Кадры   -
   Производство  -  Рынок"  на  стратегических  направлениях   научно-
   технического  прогресса,  позволит осуществить  в  среднесрочной  и
   долгосрочной перспективе:
       -  расширение  выпуска конкурентоспособной,  импортозамещающей,
   экспортоориентированной   продукции,  в   основе   которого   лежат
   результаты выполненных НИР и ОКР;
       - развитие высокорентабельных наукоемких производств;
       -  вовлечение  в активную научно-производственную  деятельность
   высококвалифицированных  специалистов,  в   том   числе   в   сфере
   инжиниринга и менеджмента, имея в виду использование на этих  новых
   направлениях   молодых   преподавателей   и   научных   работников,
   аспирантов и студентов.
       Несмотря  на  то, что в Москве сосредоточено около 60%  научно-
   технического   потенциала  страны,  трудится  треть  всех   научных
   работников  России,  более  половины докторов  и  кандидатов  наук,
   стабильное  инновационное развитие экономики  столицы  и  России  в
   целом   пока   не   обеспечено.  При  огромном   научно-техническом
   потенциале  удельный вес Москвы в общем объеме созданных  передовых
   технологий  по  России  в целом не превышает  15%.  Не  сформирован
   масштабный    и    развитой    рынок   результатов    инновационной
   деятельности.
       Система  московского образования в течение ряда лет развивается
   практически  в  соответствии  с целями, определенными  приоритетным
   национальным  проектом  "Образование",  реализуемым  в  стране   по
   инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.
       Главное   преимущество   высокоразвитой   страны   связано    с
   возможностью  развития  ее  человеческого  потенциала,  которое  во
   многом определяется состоянием образования.
       Уровень   образования   -   это   исходная,   отправная   точка
   экономического  и  научно-технического  прогресса.   Отставание   в
   образовательном      развитии      прямо       сказывается       на
   конкурентоспособности государства и перспективах его развития.
       Последнее  десятилетие страна находится  на  этапе  перехода  к
   рыночной  экономике  и перед отечественным образованием  поставлены
   фундаментальные   задачи  обеспечения  устойчивого   инновационного
   развития  страны  с  приведением  содержания  образования   и   его
   структуры   к   новым   реалиям  российской   жизни,   претерпевшей
   глубочайшие   политические  и  социально-экономические   изменения.
   Необходимо    интегрироваться   в   международное   образовательное
   пространство,     обеспечив     рост    конкурентоспособности     и
   государственной   значимости   экспорта   образовательных    услуг,
   повышение  эффективности  по привлечению  иностранных  граждан  для
   обучения   в   московских  учебных  заведениях  на  компенсационных
   условиях.
       В  то  же время традиционная система образования, равно  как  и
   государственная     молодежная    политика,     не     обеспечивает
   целенаправленного     воспитания     самостоятельной,      идейной,
   ответственной  молодежи, ее подготовки к жизни  в  самоорганизуемом
   обществе.  Именно  на  это  и  должна  быть  нацелена  национальная
   молодежная   политика,   призванная   сформировать   и    закрепить
   необходимые  нормы  поведения и моральные ценности  в  общественных
   традициях.
       С  другой  стороны,  весь комплекс проблем  и  противоречий,  с
   которыми  столкнется  Россия  в  ближайшее  десятилетие,  формирует
   достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.
       Стремительное     старение    населения    и    неблагоприятные
   демографические  тенденции  заставят  общество  уже   в   ближайшем
   будущем  предъявить  к сегодняшней молодежи повышенные  требования:
   она   станет   основным  трудовым  ресурсом  страны,  ее   трудовая
   деятельность   в   большей  степени,  чем  ее   родителей,   станет
   источником  средств для социального обеспечения детей, инвалидов  и
   пожилых    поколений.   Достаточно   сказать,    что    коэффициент
   демографической  нагрузки  (количество  нетрудоспособных  на   1000
   человек  трудоспособного населения) по прогнозу Росстата  возрастет
   в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек.
       От   позиции   молодежи   в   общественно-политической   жизни,
   стабильности  и  активности будет зависеть темп продвижения  России
   по  пути демократических преобразований, именно молодые люди должны
   быть   готовы   к   противостоянию  политическим   манипуляциям   и
   экстремистским    призывам.    Однако    результаты    исследований
   показывают,  что  молодежь в целом довольно аполитична.  В  выборах
   даже  федерального уровня участвует менее половины молодых россиян,
   в  ходе  последнего исследования лишь 33% молодых респондентов  (до
   35  лет)  заявили,  что  интересуются политикой,  тогда  как  среди
   граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 -  45%.
   Только   2,7%   молодых  людей  принимают  участие  в  деятельности
   общественных  организаций.  Сходные  тенденции  в  США  и   странах
   объединенной  Европы  стали  основанием для  внедрения  специальных
   программ по вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь.
       В   условиях  глобализации  и  вынужденного  притока  мигрантов
   молодежь  призвана  выступить проводником идеологии  толерантности,
   развития  российской  культуры  и  укрепления  межпоколенческих   и
   межнациональных  отношений.  Однако в  настоящее  время  российская
   молодежь  демонстрирует противоречивое отношение к этим  проблемам.
   Согласно  опросу 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет  испытывает
   раздражение  или  неприязнь к представителям  иной  национальности,
   51%  одобрил  бы  решение о выселении за пределы региона  некоторых
   национальных групп.
       В   отличие  от  молодежи  наиболее  развитых  стран,   возраст
   вступления   которой  во  взрослую  жизнь  объективно   повышается,
   российская  молодежь  вынуждена вступать в  социально-экономические
   отношения   значительно  раньше.  Уже  сейчас  согласно  последнему
   всероссийскому опросу 34% опрошенных заработали свои первые  деньги
   до  15  лет,  еще  44%  - с 15 до 17 лет включительно,  11%  начали
   зарабатывать  деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и  старше.  При
   этом   различные  отрасли  экономики  принимают  молодые   трудовые
   ресурсы    крайне   неравномерно.   Если   в    сфере    услуг    и
   предпринимательства  молодежь  уже  сегодня  составляет   и   будет
   составлять   значительный  процент  работающих,  то  в   социальной
   бюджетной   сфере   и  сфере  государственного   и   муниципального
   управления  доля  молодых  работников  сегодня  незначительна.  Это
   может  привести  к  потере преемственности в кадровом  обеспечении,
   сделать  невозможным реформирование и привести к системному кризису
   в  социальной  сфере.  Кроме  того,  нарастают  противоречия  между
   "объективно  пожилой"  по  кадровому составу  социальной  сферой  и
   относительно   молодой   сферой   бизнеса.   Такая   ситуация    не
   способствует  готовности бизнеса взять на себя  необходимую  стране

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное