Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ДОКЛАД "О ПОСЛЕДСТВИЯХ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АГЕНТСТВА СПУТНИКОВОГО КОНТРОЛЯ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1
                        ДОКЛАД О "МАСК"

                              СОДЕРЖАНИЕ

                                                           Пункты    Стр.


    Предисловие...........................................
    Препроводительное письмо..............................
    Вступление............................................  1 - 11
    А.  Справка...........................................  1 - 3
    В.  Мандат и деятельность Группы экспертов ...........  4 - 11

    Введение ............................................. 12 - 15
    Выводы ............................................... 16 - 19

    ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

    I. Предыстория........................................ 20 - 132
       А) Современное состояние технологии гражданских
          и военных спутниковых систем дистанционного зон-
          дирования, в том числе пилотируемых спутников... 23 - 83

          а) Программа Соединенных Штатов Америки......... 34 - 62
             i) Военные спутники; разведывательные спут-
                ники; спутники радиотехнической развед-
                ки; cпутники морской разведки; спутники
                системы раннего предупрежедения; спутники
                для обнаружения ядерных взрывов ..........34 - 45

            ii) Гражданские спутники; программа "Лэндсат";
                программа НСММ; программа "Сисат"; прог-
                рамма дистанционного зондирования
                "Скайлэб"; "Спейс Шаттл" и "Спейслэб";
                спутник "Стереосат"....................... 46 - 62

          b) Программы СССР .............................. 63 - 73
              i) Военные спутники; разведывательные спут-
                 ники; спутники радиотехнической развед-
                 ки; cпутники морской разведки; спутники
                 системы раннего предупрежедения; спутники
                 по наблюдению за ядерными взрывами ...... 63 - 72

             ii) Спутники гражданского назначения ........ 73

          с) Космическая программа Китайской Народной
             Республики .................................. 74

          d) Французская программа разведывательных
             спутников ................................... 75 - 78

          е) Космическая программа Индии ................. 79 - 80

          f) Космическая программа Японии ................ 81

          g) Европейское космическое агентство (ЕКА) ..... 82 - 83

       В) Метеорологические спутники, представляющие
          интерес для МАСК ............................... 84 - 89

          а) Военные метеоспутники ....................... 84 - 86

          b) Метеоспутники гражданского назначения ....... 87 - 89

       С) Возможности по приему и обработке данных,
          полученных со спутников дистанционного
          зондирования ................................... 90 -119

          а) Общие сведения .............................. 90 - 92

          b) Центры приема и обработки данных дистанцион-
             ного зондирования ........................... 93

             i) Соединенные Штаты Америки ................ 94 - 96

            ii) Африка ................................... 97 -100

           iii) Аргентина ................................ 101

           iv)  Австралия ................................ 102

            v)  Бразилия ................................. 103

            vi) Канада................... ................ 104

           vii) Китайская Народная Республика............. 105

          viii) Египет.................................... 106

           ix)  Франция .................................. 107

            x)  Индия..................................... 108

           xi)  Иран ..................................... 109

          xii)  Италия.................................... 110

         xiii)  Япония ................................... 111

          xiv)  Южная Африка.............................. 112

           xv)  Швеция.................................... 113

          xvi)  Таиланд................................... 114

         xvii)  Соединенное Королевство................... 115

        xviii)  Европейская программа "Эрснет"............ 116-118

          xix)  Другие средства........................... 119


       D) Ракеты-носители................................. 120-124

       Е) Тенденции в области дистанционного зондирования..125-132

          а) Общие сведения............................... 125-127

          b) Платформы.................................... 128-129

          с) Датчики...................................... 130

          d) Прием и передача данных...................... 131

          е) Обработка и интерпретация данных............. 132


    II.  Технические задачи и данные, которые могут
         потребоваться МАСК............................... 133-173

          а) Общие сведения............................... 133-135

       А. Контроль за соблюдением существующих международных
          соглашений по регулированию вооружений и
          разоружению...................................... 136-160

          а) Протокол о запрещении применения на войне
             удушливых, ядовитых или других подобных газов
             и бактериологических средств (Женевский
             протокол 1925 года)........................... 137-139

          b) Договор об Антарктике (1959 год).............. 140-141

          с) Договор о частичном запрещении испытаний
             (1963 год).................................... 142-144

          d) Договор о  принципах  деятельности  госу-
             дарств по  исследованию  и  использованию
             космического пространства, включая Луну и
             другие небесные тела (1967 год)............... 145-146

          е) Договор  о  запрещении  ядерного оружия в
             Латинской Америке (Договор Тлателолко)  и
             дополнительные протоколы I и II (1967 год).... 147-150

          f) Договор о нераспространении ядерного оружия
             (1968 год).................................... 151-154

          g) Договор о запрещении размещения на дне морей
             и океанов и в его недрах ядерного оружия и
             других видов оружия массового уничтожения
             (Договор о морском дне) (1971 год)............ 155

          h) Конвенция о запрещении разработки, производства
             и накопления запасов бактериологического
             (биологического) и токсинного оружия и об их
             уничтожении (Биологическая конвенция)
             (1972 год).................................... 156-158

          i) Конвенция о запрещении военного или любого
             иного враждебного использования средств воз-
             действия на природную среду (1977 год)........ 159-160


       В. Контроль за соблюдением международных соглашений
          по регулированию вооружений и разоружению........ 161-164

       С. Контроль за соблюдением двусторонних и других
          соглашений....................................... 165

       D. Контролирование международных кризисов........... 166-173

          a) Общие сведения................................ 166-168

          b) Разрешающая способность и датчики............. 169

          с) Площадь и частота охвата, время реагирования.. 170-171

          d) Вспомогательные данные........................ 172

          е) Ограничения, связанные с контролем............ 173


    III.  Технические средства, необходимые МАСК........... 174-274

          а) Общие сведения................................ 174-176

       А. Центр по обработке и интерпретации изображений
          (ИПИК)........................................... 177-192

          а) Общие сведения................................ 177-179

          b) Подсистема обработки данных (ПОД)............. 180-185

          с) Подсистема управления данными (ПУД)........... 186-188

          d) Подсистема анализа данных (ПАД)............... 189-192

       В. Наземный сегмент................................. 193-203

          а) Общие сведения................................ 193

          b) Конфигурация системы.......................... 194-195

          с) Станция приема................................ 196-199

          d) Система управления и контроля................. 200-203

       С. Космический сегмент.............................. 204-231

          а) Общие сведения................................ 204-206

          b) Наличие пусковой системы...................... 207

          с) Спутниковые орбиты............................ 208-215

          d) Платформы..................................... 216-222

          е) Полезные нагрузки............................. 223-231

       D. Технические аспекты развития МАСК................ 232-274

          а) Введение...................................... 232-235

          b) Этап I ....................................... 236-255

             i) Возможность получения данных .............. 236-239

            ii) Технические средства....................... 240-243

           iii) Объем данных............................... 244-247

            iv) Установление процедур...................... 248-253

             v) Кадровые ресурсы........................... 254

            vi) Перспективы................................ 255

          с) Этап II ...................................... 256-265

             i) Наземные станции........................... 256-261

            ii) Передача данных в ЦОИИ..................... 262-264

           iii) Перспективы................................ 265

          d) Этап III ..................................... 266-274

             i) Техническая осуществимость................. 266-271

            ii) Технические средства....................... 272-273

           iii) Перспективы................................ 274


    IV.  Другие технические соображения.................... 275-279


    ГЛАВА ВТОРАЯ.  ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

    I.   Общие юридические соображения в отношении контроля
         со спутников...................................... 280-303

       А. Международно-правовой режим, регулирующий
          деятельность в космическом пространстве.......... 287-299

       В. Наблюдение Земли................................. 300-302

       С. Контроль при помощи спутников по международному
          праву: выводы.................................... 303


    II.  Правовые последствия функций МАСК................. 304-360

       А. Контроль за соблюдением существующих соглашений
          о контроле над вооружениями и разоружении........ 308-349

          а) Протокол о запрещении применения на войне
             удушливых, ядовитых или других подобных газов
             и бактериологических средств (1925 год)....... 310

          b) Договор об Антарктике (1959 год).............. 311-320

          с) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия
             в атмосфере, в космическом пространстве и под
             водой (1963 год).............................. 321-323

          d) Договор о  принципах  деятельности  госу-
             дарств по  исследованию  и  использованию
             космического пространства, включая Луну и
             другие небесные тела (1967 год)............... 324-327

          e) Соглашение о деятельности государств на Луне
             и других небесных телах (1979 год)............ 328-329

          f) Договор  о  запрещении  ядерного оружия в
             Латинской Америке дополнительные протоколы
             I и II (1967 год)............................. 330-337

          g) Договор о нераспространении ядерного оружия
             (1968 год).................................... 338-342

          h) Договор о запрещении размещения на дне морей
             и океанов и в его недрах ядерного оружия и
             других видов оружия массового уничтожения
             (1971 год).................................... 343-344

          i) Конвенция о запрещении разработки, производства
             и накопления запасов бактериологического
             (биологического) и токсинного оружия и об их
             уничтожении (1972 год)........................ 345-347

          j) Конвенция о запрещении военного или любого
             иного враждебного использования средств воз-
             действия на природную среду (Конвенция о
             запрещении воздействия на природную среду в
             военных целях) (1977 год)..................... 348-349

       В. Контроль за соблюдением будущих международных
          правил в области вооружений и соглашений по
          разоружению...................................... 350-354

       С. Использование МАСК в качестве "национального тех-
          нического средства".............................. 355

       D. Контроль за соблюдением двусторонних региональных
          и других соглашений.............................. 356

       Е. Контроль за международными кризисами............. 357-360


    III.  Конкретные юридические вопросы, касающиеся
          учреждения и функционирования МАСК............... 361-377

       А. Основополагающие принципы МАСК................... 362-364

       В. Правовой статус МАСК............................. 365-377

          а) Правовой характер МАСК........................ 365-374

             i) МАСК в качестве специализированного или
                другого соответствующего учреждения Органи-
                зации Объединенных Наций................... 366-369

            ii) МАСК в качестве вспомогательного органа
                Генеральной Ассамблеи...................... 370-371

           iii) МАСК в качестве вспомогательного органа
                Совета Безопасности........................ 372

            iv) МАСК в качестве независимой организации.... 373

             v) Правовой характер МАСК: Заключение......... 374

          b) Характер учреждающего документа............... 375

          с) Юридическое лицо.............................. 376-377


    IV.  Юридические последствия деятельности МАСК......... 378-408

       А. Приобретение, использование и распространение
          данных и/или информации.......................... 378-398

          а) Определение терминов "данные" и "информация".. 378-379

          b) Сущестивующая практика, касающаяся получения
             и распространения данных/информации........... 380-382

          с) Задачи по сбору данных и/или информации....... 383-385

          d) Вопрос обеспечения секретной обработки, форми-
             рования и хранения данных..................... 386-388

          е) Вопрос о распространении данных и/или
             информации МАСК............................... 389-398

       В. Начало деятельности МАСК......................... 399-408

          а) Характер деятельности МАСК.................... 399

          b) По просьбе одного из главных органов Организа-
             ции Объединенных Наций........................ 400

          с) По просьбе Межправительственной организации... 401

          d) По просьбе члена МАСК......................... 402

             i) В отношении его собственной территории..... 402

            ii) Территории другого государства (других
                государств)................................ 403-405

           iii) Районы, не подпадающие по суверенитет како-
                го-либо государства........................ 406

          е) По просьбе государства (государств), не
             являющихся членами ........................... 407

          f) По просьбе государств-участников соглашения,
             предусматривающего проведение международного
             контроля ..................................... 408


    V. Членство и органы МАСК.............................. 409-421

       А. Членство МАСК.................................... 409-410

       В. Органы МАСК...................................... 411

          а) Ассамблея..................................... 412-415

             i) Полномочия и функции....................... 413

            ii) Периодичность заседаний.................... 414

           iii) Голосование................................ 415

          b) Совет......................................... 416-419

             i) Состав..................................... 416

            ii) Полномочия и функции....................... 417

           iii) Порядок проведения сессий.................. 418

            iv) Голосование................................ 419

          с) Секретариат МАСК.............................. 420-421

             i) Генеральный директор....................... 420

            ii) Персонал МАСК.............................. 421


    VI.   Финансирование МАСК.............................. 422

    VII.  Урегулирование споров в рамках МАСК.............. 423-440

       А. Некоторые необходимые условия.................... 423-424

       В. Стороны в спорах и характер возможных споров..... 425-426

       С. Механизм......................................... 427-440

          а) Положения, содержащиеся в документах о создании
             существующих международных организаций........ 427-435

          b) Характер и состав органа по урегулированию
             споров МАСК................................... 436-440


    ГЛАВА ТРЕТЬЯ.  ФИНАНСОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

    I.  Общие соображения.................................. 441-442

    II. Стадия I........................................... 443-445

    III.Стадия II.......................................... 446-447

    IV. Стадия III......................................... 448-450


    ПРИЛОЖЕНИЕ I.     СПИСОК ЭКСПЕРТОВ........................

    ПРИЛОЖЕНИЕ II.    ГЛОССАРИЙ ДЛЯ ГЛАВЫ ПЕРВОЙ:
                      ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.................

    ПРИЛОЖЕНИЕ III.   СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.......................

    ПРИЛОЖЕНИЕ IV.    КАРТЫ И ГРАФИКИ,ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПЕРВОЙ
                      ГЛАВЕ ..................................

    ПРИЛОЖЕНИЕ V.     ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В
                      ДЕЙСТВУЮЩИХ СОГЛАШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ
                      РАЗОРУЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВООРУЖЕНИЙ....

    ПРИЛОЖЕНИЕ VI.    СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ
                      ПРИ ПОДГОТОВКЕ ГЛАВЫ ТРЕТЬЕЙ ...........
                                  ВСТУПЛЕНИЕ


         А.   Справка


         1. На первой специальной  сессии  Генеральной  Ассамблеи,
    посвященной разоружению,  состоявшейся  в Нью-Йорке в мае-июне
    1978 года,    делегация    Франции    в    вербальной     ноте
    (А/S-10/AC.1/7), к которой был приложен меморандум, предложила
    создать международное агентство спутников контроля (МАСК). ге-
    неральная Ассамблея  отметила  это  предложение  в пункте 125d
    Заключительного документа,  принятого  в   конце   специальной
    сессии, и  отложила  изучение  этого вопроса до своей тридцать
    третьей очередной сессии.

         2. В меморандуме,  представленном Францией,  указывалось,
    что технический прогресс, достигнутый в области создания спут-
    ников наблюдения, является новым событием в области управления
    международными делами, и в нем указывалось, что "в рамках уси-
    лий в области разоружения, которые предпринимаются в настоящее
    время, этот  новый  метод  контроля  следовало бы поставить на
    службу международному сообществу".  В этом меморандуме отмеча-
    лось, что спутники наблюдения уже достигли весьма высокой сте-
    пени точности в своей способности вести наблюдение и в настоя-
    щее время  играют  важную роль в осуществлении контроля за вы-
    полнением определенных двусторонних соглашений в области конт-
    роля над  вооружениями и в осуществлении наблюдения в ходе не-
    которых кризисных ситуаций.  В нем также указывается,  что  во
    многих резолюциях  Организации  Объединенных Наций подчеркива-
    лась необходимость поставить соглашения в области  разоружения
    под эффективный  международный  контроль  и  что использование
    спутников наблюдения для целей контроля могло  бы  способство-
    вать преодолению трудностей в осуществлении контроля за выпол-
    нением таких соглашений и тем самым способствовать делу  разо-
    ружения.Кроме того,  в нем отмечалось, что спутники наблюдения
    могли бы внести вклад в эффективное  урегулирование  кризисных
    ситуаций и,тем  самым,  в  укрепление международного доверия и
    безопасности.

         3. Наконец в меморандуме, представленном Францией, описы-
    вались различные   важные   элементы   МАСК,  которые  следует
    рассмотреть, включая  руководящие  принципы,   функции,   ста-
    тут,технические средства и финансирование.


         В.   Мандат и деятельность Группы экспертов


         4. На своей тридцать третьей очередной сессии Генеральная
    Ассамблея, "будучи убеждена в важном  вкладе,.  который  такая
    техника может внести в решение проблем, связанных с контролем,
    с учетом,  в частности,  необходимости предусмотрения междуна-
    родных мер    недискриминационного   характера,   которые   не
    представляли бы вмешательства во внутренние дела  государств",
    приняла резолюцию 33/71 J, в которой содержалась просьба к Ге-
    неральному секретарю собрать мнения государств-членов о  пред-
    ложениях, содержащихся  в документе А/S-10/AC.1/7,  и провести
    при помощи группы квалифицированных правительственных  экспер-
    тов исследования   о  технических,  юридических  и  финансовых
    аспектах создания международного агентства спутников  контроля
    (МАСК) (Использование  в настоящем докладе выражение "междуна-
    родное агентство спутников контроля" (МАСК) не  предопределяет
    характера его будущей организационной структуры). Генеральному
    секретарю было также предложено "представить на тридцать  чет-
    вертой сессии  Генеральной Ассамблеи доклад об ответах,  полу-
    ченных от правительств,  и предварительных выводах Группы пра-
    вительственных экспертов".

         5. Во  исполнение  этой  резолюции  и по назначении соот-
    ветствующими правительствами своих представителей  Генеральный
    секретарь назначил   Группу  экспертов,  которая  провела  две
    сессии в Женеве в период 11-15 июня и 10-14 сентября 1979 года
    под председательством   г-на   Борцмейера   (Франция).  Список
    экспертов представлен в приложении I. Группа разработала пред-
    варительные выводы,  которые  Генеральный секретарь представил
    тридцать четвертой сессии Генеральной  ассамблеи  в  документе
    А/34/540 от  18 октября 1979 года.  Мнения государств-членов о
    предложении Франции  были   также   представлены   Генеральной
    Ассамблее в документе А/34/37. В соответствии с рекомендациями
    Группы экспертов  Генеральная  Ассамблея   приняла   резолюцию
    А/34/83 Е,  в  которой она просила Генерального секретаря про-
    вести углубленное исследование с помощью ранее созданной Груп-
    пы экспертов  и  своевременно представить всеобъемлющий доклад
    по этому вопросу, с тем чтобы Генеральная Ассамблея могла при-
    нять соответствующее   решение  на  своей  второй  специальной
    сессии, посвященной разоружению, в 1982 году.

         6. Во исполнение этой резолюции  Группа,  состав  которой
    остался без  изменений,  провела  в Женеве четыре сессии:  4-8
    февраля 1980 года, 19-30 мая 1980 года, 8-19 сентября 1980 го-
    да и 16-20 февраля 1981 года.  Для своей работы в соответствии
    со вторым мандатом она единогласно переизбрала на пост Предсе-
    дателя г-на У.Борцмейера (Франция). Группа дала высокую оценку
    ценной помощи,  оказанной консультантом по  правовым  вопросам
    д-ром И.Власеком,  профессором права Университета им.Мак Гилла
    в Монреале (Институт воздушного и космического права).  Группа
    также дала   высокую   оценку  помощи,  оказанной  техническим
    консультантом д-ром   Б.Ясани,   Стокгольмский   международный
    институт по  исследованию  проблем мира (СИПРИ).  Г-н Янссенс,
    генеральный секретарь  ЕВРОСАТ,  были  приглашен  Группой  для
    оценки ее  выводов о семинаре,  созванном Пагуошским движением
    по вопросу об использовании спутников для контроля за выполне-
    ние соглашений в области контроля над вооружениями и разоруже-
    ния. Г-н Р.Перри из  "Рэнд  корпорейшн"  был  также  приглашен
    Группой в его личном качестве,  с тем чтобы можно было исполь-
    зовать его опыт в области контроля за  выполнением  соглашений
    по контролю над вооружениями при помощи спутников.

         7. Для  деятельности  Группы  в  соответствии с ее обоими
    мандатами Центр Организации Объединенных Наций по  разоружению
    назначил г-жу Вальдхайм-Натюраль секретарем Группы.  Отдел Ор-
    ганизации Объединенных Наций по вопросам  космического  прост-
    ранства был  представлен  либо  г-ном  Л.Переком,  либо  г-ном
    Н.Ясентулиана.

         8. Группе была оказана полезная помощь путем предоставле-
    ния информации  представителями  Международного  союза  элект-
    росвязи (МСЭ), Всемирной метеорологической организации (ВМО) и
    Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

         9. Группа  хотела бы выразить свою благодарность всем ли-
    цам, указанным выше, которые способствовали подготовке данного
    доклада.

         10. На  заключительной  сессии в феврале 1981 года Группа
    экспертов единогласно приняла  данный  доклад  о  технических,
    юридических и финансовых последствиях создания МАСК.

         11. Настоящий доклад представляется Генеральному секрета-
    рю в соответствии с резолюцией А/34/83 Е,  с тем чтобы он  мог
    быть обсужден на второй специальной сессии Генеральной Ассамб-
    леи, посвященной разоружению.  Группа выразила надежду, что он
    будет рассмотрен  в  контексте других предложений и исследова-
    ний, направленных на содействие делу  разоружения,  и  что  он
    внесет вклад в осуществление Программы действий,  содержащейся
    в Заключительном документе первой специальной сессии Генераль-
    ной Ассамблеи, посвященной разоружению.


                               ВВЕДЕНИЕ


         12. В  соответствии  со своим первым мандатом (см.пункт 4
    выше) Группа  тщательно  рассмотрела  предложение  о  создании
    МАСК, описанное  в вышеупомянутом меморандуме,  представленном
    Францией специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной
    разоружению, который содержится в документе А/S-10/AC.1/7.

         13. В  своих  предварительных  выводах,  упоминавшихся  в
    пункте 5 выше, Группа отметила следующее:

         "(она) признала ценный вклад,  который может внести конт-
         роль с  помощью спутников в осуществление контроля за вы-
         полнением некоторых частей или видов соглашений по  разо-
         ружению и  о  контроле  над вооружениями.  Такой вклад не
         должен исключать другие способы  контроля.  Группа  также
         высоко оценила положительную роль, которую контроль с по-
         мощью спутников может играть в предотвращении или  разре-
         шении кризисных ситуаций в различных частях мира и, таким
         образом, содействовать процессу установления доверия меж-
         ду странами.  Группа считает постепенный подход к вопросу
         о создании международного  агентства  спутников  контроля
         практически осуществимым и усматривает в этом один из пу-
         тей ограничения и контроля финансовых обязательств между-
         народного сообщества.   Что  касается  первого  характера
         агентства, то представляется необходимым принять меры для
         обеспечения его независимости, что явится основной гаран-
         тией объективности проводимых им аналитических исследова-
         ний".


         14. С целью выполнения своего второго  мандата  (см.пункт
    5) Группа подробно рассмотрела технические,  юридические и фи-
    нансовые последствия создания МАСК.

         15. Группа начала свою работу рассмотрением положения дел
    в области  космической  техники,  связанной  с  осуществлением
    контроля при помощи спутников. С этой целью Группа использова-
    ла только  официальные  правительственные  публикации и другие
    общедоступные источники информации. Группа осознавала, что эта
    процедура имеет внутренние ограничения. Перед тем, как присту-
    пить к обсуждению возможности проверки  при  помощи  спутников
    выполнения существующих соглашений о контроле над вооружениями
    и разоружении,  а также соглашений, которые могли бы быть зак-
    лючены в   будущем,  она  изучила  технические  потребности  и
    средства, необходимые  для  создания  и   эксплуатации   МАСК.
    (Список существующих  соглашений и тексты их положений в отно-
    шении контрольных процедур излагаются в приложении V).  Группа
    продолжила свою  работу  проведением углубленного исследования
    юридических последствий ведения наблюдений при помощи  спутни-
    ков, проблем, связанных с созданием, структурой и функциониро-
    ванием МАСК.  Группа также изучила финансовые последствия раз-
    личных этапов развития МАСК и сделала попытку определить объем
    затрат, необходимый для создания центра по обработке и расшиф-
    ровке данных  (фаза I),  создания наземных принимающих станций
    (фаза II) и создания своего собственного  космического  компо-
    нента в дополнение к национальным системам (фаза III).


                                ВЫВОДЫ

         16. Группа признала ценный вклад,  который  может  внести
    контроль с  помощью  спутников в осуществление контроля за вы-
    полнением определенных соглашений в области контроля над  воо-
    ружениями и  разоружения.  Она также признала позитивную роль,
    которую контроль при помощи спутников мог бы играть в предотв-
    ращении или  урегулировании международных кризисных ситуаций и
    тем самым содействовать процессу  установления  доверия  между
    странами.

         17. С  технической  точки зрения осуществление наблюдений
    при помощи спутников для целей сбора информации,  связанной  с
    контролем за  осуществлением  договоров,  или  для контроля за
    кризисными ситуациями,  является как возможным,  так и вероят-
    ным. Технические средства для международного агентства спутни-
    ков контроля (МАСК),  включая спутники,  нужные для выполнения
    необходимых заданий,  могут быть приобретены поэтапно:  напри-
    мер, фаза I могла бы охватывать только создание  центра  обра-
    ботки и  расшифровки изображений,  фаза II могла бы охватывать
    создание станций приема данных,  которые могли бы получать  их
    от спутников  наблюдения  различных государств,  и в ходе фазы
    III агентство могло бы иметь свой собственный космический ком-
    понент, включающий в себя несколько спутников.

         18. С  юридической  точки  зрения  в международном праве,
    включая космическое право,  не существует  положений,  которые
    предусматривали бы  запрет  на  осуществление  деятельности по
    контролю при помощи спутников международной  правительственной
    организации, такой как МАСК.

         19. Что  касается финансовых последствий,  то,  поскольку
    тут возможны разнообразные технические варианты, оценки затрат
    на них  могут быть весьма различными;  краткий обзор этих оце-
    нок, подготовленный Группой,  содержится в тексте доклада. Ка-
    ковы бы  ни  были  предположения,  на которых основываются эти
    оценки, даже в ходе фазы III, которая является наиболее полной
    и наиболее дорогостоящей фазой,  ежегодные затраты международ-
    ного сообщества на МАСК будут значительно  меньше  I  процента
    суммы общих годовых расходов на вооружение.


         ГЛАВА ПЕРВАЯ.  ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (Глоссарий
                    технических терминов, используемых в настоящем
                    докладе, и список сокращений содержатся в
                    Приложении II и Приложении III соответственно)


         1. ПРЕДЫСТОРИЯ


         20. В  последнем  десятилетии  военные  спутники все шире
    использовались, например,  для  обнаружения   военных   целей,
    предсказания погодных условий,  обеспечения связи и облегчения
    навигации. В то же время на орбиту  выводились  и  гражданские
    спутники. Одна из основных функций некоторых видов гражданских
    спутников в этот период заключалась в выявлении и картировании
    природных ресурсов Земли.

         21. Хотя в настоящее время военные спутники способны зна-
    чительно облегчить проверку выполнения соглашений по  контролю
    над вооружением и разоружением, появление таких возможностей у
    гражданских спутников также позволило бы в  будущем  использо-
    вать их  в  этой области.  В настоящее время только две страны
    обладают необходимой космической техникой,позволяющей собирать
    информацию о военных установках и военной деятельности,  кото-
    рая имеет большое значение для проверки выполнения  соглашений
    по контролю над вооружениями и для контроля кризисных ситуаций
    - это Соединенные Штаты Америки и Советский Союз,  однако  ряд
    других стран  также создают соответствующий технический потен-
    циал.

         22. В последующих разделах содержится следующая  информа-
    ция:
         1) Мировой обзор современного состояния технологии  пило-
    тируемых спутников,  гражданских  и  военных  спутников систем
    дистанционного зондирования,  а также центров обработки и  ин-
    терпретации изображений (раздел А);
         2) описание технических характеристик и требований к  ин-
    формации, необходимой для контроля за соблюдением соглашений о
    контроле над вооружениями и разоружением, а также для контроля
    кризисных ситуаций (раздел В); и,наконец, изучение технических
    элементов, которые могли  быть  предоставлены  в  распоряжение
    Агентства на трех этапах (раздел С).


      А)  Современное состояние технологии гражданских и военных
          спутниковых систем дистанционного зондирования, в том
                     числе пилотируемых спутников

         23. Для изучения Земли из космоса параметры орбиты  спут-

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное