Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.11.2006 N 55 О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

              ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 16 ноября 2006 г. N 55
                                   
            О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
                 СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА
              КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Руководствуясь  статьей 104 Конституции  Российской  Федерации,
   Пленум Верховного Суда Российской Федерации
   
                             постановляет:
   
       1.   Внести   в  Государственную  Думу  Федерального   Собрания
   Российской     Федерации    проект    Кодекса     административного
   судопроизводства Российской Федерации.
       2.   Направить   законопроект   на   заключение   Правительства
   Российской Федерации.
       3.   Назначить   представителем  Верховного   Суда   Российской
   Федерации  при  рассмотрении  данного законопроекта  в  Федеральном
   Собрании  Российской  Федерации  первого  заместителя  Председателя
   Верховного Суда Российской Федерации В.И. Радченко.
   
                                          Председатель Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.М.ЛЕБЕДЕВ
                                                                      
                                              Секретарь Пленума, судья
                                                       Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.В.ДЕМИДОВ
   
   
   
   
   
                                                                Проект
                                                                      
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
                                   
               КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       (доработан   рабочей  группой,  образованной  по   распоряжению
   Руководителя  Администрации  Президента  Российской  Федерации   от
   08.07.2003 N 869)
   
                       РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                                   
                      ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
   
       1.     Настоящий     Кодекс     регулирует     административное
   судопроизводство  - порядок защиты в административных  судах  общей
   юрисдикции  (далее  -  суды)  прав,  свобод  и  охраняемых  законом
   интересов   человека  и  гражданина,  прав  и  охраняемых   законом
   интересов  юридических лиц и их объединений (далее - заявитель)  от
   неправомерных решений и действий (бездействия) федеральных  органов
   исполнительной  власти,  иных федеральных государственных  органов,
   органов   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
   органов  местного самоуправления, должностных лиц,  государственных
   и  муниципальных  служащих (далее - административный  ответчик),  а
   также    порядок   рассмотрения   иных   административных   споров,
   вытекающих из публично-правовых отношений.
       2.  В  случаях,  установленных настоящим Кодексом,  в  качестве
   административного   ответчика  может  выступать   гражданин   и/или
   организация (объединение граждан).
   
       Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
   
       1.   Порядок   административного   судопроизводства   в   судах
   определяется настоящим Кодексом.
       2.    Административное   судопроизводство   осуществляется    в
   соответствии  с теми процессуальными нормами, которые действуют  на
   день   совершения   процессуального  действия.  При   осуществлении
   административного    судопроизводства    суд    применяет     нормы
   материального права, которые действовали на момент нарушения  права
   заявителя.
       3.  В  случае отсутствия административно-процессуальной  нормы,
   регулирующей отношения, возникшие в ходе производства по делу,  суд
   применяет  норму  права,  регулирующую  сходные  отношения,  а  при
   отсутствии  такой нормы действует исходя из принципов осуществления
   правосудия в Российской Федерации.
       4. Суд, установив при рассмотрении и разрешении дела, что какой-
   либо   нормативный  правовой  акт  не  соответствует   нормативному
   правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет  нормы
   акта, имеющего большую юридическую силу.
   
       Статья 3. Задачи административного судопроизводства
   
       Задачами административного судопроизводства являются правильное
   и  своевременное рассмотрение и разрешение административных  дел  в
   соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
   конституционными   и   федеральными   законами,   а   в    случаях,
   предусмотренных   Конституцией  Российской   Федерации,   настоящим
   Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, в целях  защиты
   прав,  свобод  и охраняемых законом интересов заявителей,  а  также
   общественных  и государственных интересов от неправомерных  решений
   и действий (бездействия) административных ответчиков.
   
       Статья 4. Право на обращение с жалобой в суд за защитой
   
       1.   Заявитель   вправе  в  порядке,  установленном   настоящим
   Кодексом,  обратиться с жалобой в суд в соответствии с подсудностью
   дела по любому из следующих оснований:
       а)  нарушение  прав,  свобод  и  охраняемых  законом  интересов
   заявителя и/или создание угрозы их нарушения;
       б)  создание  препятствия осуществлению  заявителем  его  прав,
   свобод и охраняемых законом интересов;
       в)  непринятие  необходимых мер по реализации  прав,  свобод  и
   охраняемых законом интересов заявителя;
       г) незаконное возложение на заявителя какой-либо обязанности;
       д)    необходимость   установления   наличия   или   отсутствия
   определенного права или юридически значимого обстоятельства.
       2. В случаях, установленных настоящим Кодексом, дело может быть
   возбуждено  по  заявлению общественной организации, выступающей  от
   своего  имени в защиту прав, свобод и охраняемых законом  интересов
   гражданина   (граждан),   если  это   предусмотрено   ее   уставом,
   зарегистрированным  в  установленном законом  порядке,  а  также  в
   интересах   самой   организации,  либо  по  заявлению   (обращению)
   Президента   Российской   Федерации,  Уполномоченного   по   правам
   человека   в   Российской  Федерации,  прокурора  в   установленных
   настоящим Кодексом случаях.
       3.  Обращения в суд должностных лиц, государственных органов  и
   органов местного самоуправления именуются заявлениями.
   
       Статья 5. Пределы административного судопроизводства
   
       1.    Административное   судопроизводство   не    может    быть
   осуществлено,  если вопрос о конституционности обжалуемого  решения
   подлежит  рассмотрению в Конституционном Суде Российской  Федерации
   или   в   конституционном  (уставном)  суде   субъекта   Российской
   Федерации,    либо    если   обжалуемое   действие    (бездействие)
   административного   ответчика  является   предметом   гражданского,
   арбитражного или уголовного судопроизводства.
       2.   В   случае  если  требования,  содержащиеся  в  заявлении,
   подведомственны  одновременно административным  судам,  иным  судам
   общей  юрисдикции  и/или арбитражным судам, дело рассматривается  в
   административном суде, который решает спор в части, входящей в  его
   компетенцию.  Если  требование заявленное в  административном  суде
   одновременно рассматривается в иных судах, то производство  в  иных
   судах   приостанавливается  до  окончания   рассмотрения   дела   в
   административном суде.
       3. Суд приостанавливает производство по делу в случае обращения
   суда   или   административного  ответчика  в  Конституционный   Суд
   Российской   Федерации  с  запросом  о  проверке  конституционности
   федерального   закона  или  иного  нормативного   правового   акта,
   противоречие  с  которым проверяется при производстве  по  делу  об
   оспаривании    нормативного    правового    акта,    до    принятия
   соответствующего    решения   Конституционным   Судом    Российской
   Федерации.    Такое    же   решение   принимается    судом,    если
   Конституционным   Судом   Российской   Федерации   такая   проверка
   проводится по заявлению иных лиц.
   
       Статья 6. Независимость судей
   
       1.  При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются
   только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
       2.   Вмешательство   в  деятельность  судей  по   осуществлению
   правосудия  запрещается и влечет за собой установленную федеральным
   законом ответственность.
   
       Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
   
       Правосудие по административным делам осуществляется на  началах
   равенства  перед законом и судом всех граждан независимо  от  пола,
   расы,   национальности,  языка,  происхождения,  имущественного   и
   должностного  положения,  места жительства,  отношения  к  религии,
   убеждений,  принадлежности к общественным объединениям, гражданства
   или  подданства  и  других обстоятельств,  а  также  организаций  -
   независимо    от    их   организационно-правовой    формы,    формы
   собственности,   места   нахождения,   подчиненности    и    других
   обстоятельств.
   
       Статья 8. Осуществление правосудия на основе состязательности и
   равноправия сторон
   
       1.  Правосудие  по  административным  делам  осуществляется  на
   основе состязательности и равноправия сторон.
       2.    Суд,    сохраняя   объективность   и   беспристрастность,
   осуществляет руководство процессом, разъясняет заявителям их  права
   и   обязанности,   предупреждает  о  последствиях  совершения   или
   несовершения   процессуальных   действий,   в   целях   обеспечения
   равноправия   сторон   содействует  гражданам   в   реализации   их
   процессуальных  прав,  создает иные  условия  для  всестороннего  и
   полного   исследования   доказательств,  установления   фактических
   обстоятельств   и   правильного  применения  законодательства   при
   разрешении административных дел.
       3.  Суд  в  случаях, когда в соответствии с настоящим  Кодексом
   административным   ответчиком  является   гражданин,   осуществляет
   перечисленные  в  части  второй настоящей статьи  обязанности  и  в
   отношении административного ответчика.
   
       Статья 9. Приоритет интересов гражданина
   
       Если  при оценке доказательств возникают неустранимые сомнения,
   то такие доказательства не могут использоваться против гражданина.
   
       Статья 10. Гласность судебного разбирательства
   
       1. Рассмотрение дел во всех судах открытое.
       2.  Лица,  участвующие  в деле, и граждане,  присутствующие  на
   открытом  судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного
   разбирательства письменно и с помощью обычных средств  звукозаписи.
   Фотосъемка,   видеозапись,   радио-  и   телетрансляция   судебного
   заседания допускаются с разрешения суда.
       3.    Рассмотрение   дел   в   закрытых   судебных   заседаниях
   осуществляется   по   делам,  содержащим   сведения,   составляющие
   государственную  тайну,  а  также  по  другим  делам,   когда   это
   предусмотрено     федеральным    законом.     Закрытое     судебное
   разбирательство  допускается  также по  ходатайству  участвующих  в
   деле  лиц  в  целях  обеспечения неприкосновенности  частной  жизни
   граждан,  сохранения  коммерческой  или  иной  охраняемой   законом
   тайны.
       4.  О  рассмотрении  дела  в закрытом  судебном  заседании  суд
   выносит мотивированное определение.
       5.  При  разбирательстве  дела  в закрытом  судебном  заседании
   присутствуют  лица,  участвующие в  деле,  их  представители,  а  в
   необходимых   случаях   также  свидетели,  эксперты,   специалисты,
   переводчики.
       6.  Дело  в  закрытом  судебном  заседании  рассматривается   и
   разрешается    с    соблюдением   всех   правил   административного
   судопроизводства.
       7.  Судебное решение вручается лицам, участвующим в деле, и/или
   их представителям или направляется им по почте.
       8.  В  случае,  если  в  деле участвовало более  двадцати  пяти
   заявителей,  судебное  решение  подлежит  публикации   в   средстве
   массовой  информации  по  выбору суда либо  в  официальном  издании
   соответствующего  суда или вывешивается на доске  объявлений  суда,
   рассмотревшего дело.
       Решение  суда  о  публикации  судебного  решения  отражается  в
   резолютивной  части  судебного  решения  и  для  печатного   органа
   является обязательным.
       9.   Сообщение   о  решении  суда  об  отмене   или   изменении
   нормативного  правового  акта  публикуется  в  печатном  органе,  в
   котором   этот   акт  был  опубликован,  в  обязательном   порядке;
   сообщение  о  решении  суда об отмене или изменении  ненормативного
   правового  акта  может  быть  опубликовано  в  печатном  органе  по
   усмотрению суда.
       10. Судебное решение представляется по требованию участвующих в
   деле лиц в полнотекстовом формате.
       11.  Выдача  копий судебных решений иным лицам производится  за
   плату,  составляющую двести рублей и плюс десять рублей  за  каждую
   страницу свыше трех.
       12. Решение о выдаче копии решения в сокращенном виде принимает
   судья  (председательствующий  в  судебном  заседании),  исходя   из
   положений  части  3  статьи 55 Конституции Российской  Федерации  в
   целях   защиты   основ   конституционного  строя,   нравственности,
   здоровья,   прав  и  законных  интересов  других  лиц,  обеспечения
   обороны страны и безопасности государства.
   
       Статья 11. Обязательность судебных решений
   
       1.  Суды  принимают судебные решения в форме  постановлений,  а
   также в форме определений.
       2.  Вступившие в силу судебные решения обязательны для всех без
   исключения  федеральных  органов  государственной  власти,  органов
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
   местного  самоуправления,  их должностных  лиц,  государственных  и
   муниципальных    служащих,    общественных    объединений,     иных
   объединений,  организаций, учреждений и предприятий  независимо  от
   форм  собственности, граждан и подлежат неукоснительному исполнению
   на всей территории Российской Федерации.
       3.   Неисполнение  судебного  решения  влечет  ответственность,
   предусмотренную федеральным законом.
   
       Статья   12.   Язык,   на   котором  ведется   административное
   судопроизводство
   
       1.   Административное  судопроизводство  в  федеральных   судах
   ведется   на  русском  языке  -  государственном  языке  Российской
   Федерации.
       2.  Административное судопроизводство в межрайонных судах может
   также  вестись  и на государственном языке (языках) республики,  на
   территории которых они находятся.
       3.  Административное судопроизводство мировым судьей ведется на
   государственном  языке  или языке, установленном  законом  субъекта
   Российской Федерации.
       4.  В  случае когда административное судопроизводство велось  в
   соответствии с правилами, установленными частями второй  и  третьей
   настоящей  статьи, решение суда излагается на русском языке  и  при
   необходимости  по  ходатайству сторон сопровождается  переводом  на
   использовавшийся язык.
       5.  Лицам, участвующим в деле, не владеющим языком, на  котором
   ведется  судопроизводство, а также глухим и  немым,  обеспечивается
   право  знакомиться  со всеми материалами дела,  давать  объяснения,
   показания и заключения, выступать и заявлять ходатайства,  подавать
   жалобы  на  родном  языке либо на государственном  языке,  а  также
   пользоваться  услугами  переводчика (сурдопереводчика)  в  порядке,
   установленном настоящим Кодексом.
   
                     ГЛАВА 2. СОСТАВ СУДА. ОТВОДЫ
   
       Статья 13. Состав суда
   
       1.   Административные  дела  рассматриваются   мировым   судьей
   единолично.
       2.  Административные  дела в межрайонных судах  рассматриваются
   коллегией  из  трех  судьей.  В случаях, предусмотренных  настоящим
   Кодексом, дела рассматриваются единолично.
       3.   В   иных  административных  судах  административные   дела
   рассматриваются  по  первой инстанции и второй инстанции  коллегией
   из трех судей.
       4.  Административные  дела  по  жалобам  на  судебные  решения,
   вступившие  в  законную  силу, рассматриваются  коллегией  из  трех
   судей либо в составе президиума соответствующего суда.
       5.   Административные  дела  в  связи  с   вновь   открывшимися
   обстоятельствами рассматриваются в составе коллегии из трех  судей,
   по   представлениям   на   постановления   президиумов   судов    -
   президиумами, а мировым судьей - единолично.
   
       Статья 14. Отводы судьи
   
       1. Судья не может рассматривать дело и подлежит отводу:
       а)  если он является родственником или свойственником кого-либо
   из лиц, участвующих в деле, или их представителей;
       б) если он иным образом лично, прямо или косвенно заинтересован
   в  исходе  дела либо если имеются другие обстоятельства, вызывающие
   сомнение в его объективности и беспристрастности;
       в)  если он участвовал при предыдущем рассмотрении данного дела
   в качестве судьи в суде другой инстанции;
       г)  если он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал
   в   качестве   прокурора,   представителя,   свидетеля,   эксперта,
   специалиста, переводчика, секретаря судебного заседания.
       2.   При   наличии  оснований,  перечисленных  в  части  первой
   настоящей статьи, судья обязан заявить самоотвод.
       3.  Ходатайство об отводе судьи подается суду, рассматривающему
   дело,  до начала судебного разбирательства по существу, а  также  в
   ходе  судебного разбирательства, если обстоятельства, перечисленные
   в  части  1  настоящей статьи, стали известны лицам, участвующим  в
   деле, после начала судебного разбирательства.
       4. Ходатайство об отводе судьи должно быть мотивированным.
       5. Решение об удовлетворении ходатайства об отводе, заявления о
   самоотводе  либо  отказе  в нем принимается  в  форме  определения.
   Указанное  определение  должно быть  мотивированным  и  может  быть
   обжаловано  одновременно с обжалованием окончательного  решения  по
   делу.
   
       Статья  15.  Отвод  эксперта, переводчика, секретаря  судебного
   заседания
   
       1.  Эксперт,  переводчик, секретарь судебного  заседания  могут
   быть  отстранены  от участия в деле по основаниям,  предусмотренным
   для  отвода  судьи  пунктами  "а" -  "в"  части  первой  статьи  14
   настоящего Кодекса.
       2.  Эксперт,  кроме того, не может участвовать  в  рассмотрении
   дела:
       а)  если  он  находился  или находится  в  служебной  или  иной
   зависимости  от  кого-либо  из лиц,  участвующих  в  деле,  или  их
   представителей;
       б)  если он производил ревизию, аудиторскую проверку, материалы
   которой  послужили основанием для обращения в суд либо используются
   при рассмотрении данного дела.
       3.  При  наличии обстоятельств, указанных в статье 14  и  части
   второй   статьи   15   настоящего  Кодекса,  эксперт,   переводчик,
   секретарь судебного заседания обязаны заявить самоотвод.
       4.  Ходатайство  об  отводе  эксперта,  переводчика,  секретаря
   судебного заседания должно быть мотивированным.
       5. Ходатайство об отводе, заявленное лицом, участвующим в деле,
   заявление  о  самоотводе  подается  суду,  рассматривающему   дело,
   который  принимает  решение либо об удовлетворении  ходатайства  об
   отводе,  заявления  о  самоотводе либо об отказе  в  удовлетворении
   ходатайства в форме определения. Указанное определение должно  быть
   мотивированным и может быть обжаловано.
       6.  Ходатайство  об отводе не может быть заявлено  повторно  по
   мотивам, которые уже являлись предметом рассмотрения.
   
       Статья 16. Территориальная подсудность
   
       Жалобы   и   заявления  подаются  в  суд  по  месту  нахождения
   административного ответчика.
   
    ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ СУДОВ ПО РАССМОТРЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ
   
       Статья  17.  Осуществление  административного  судопроизводства
   мировым судьей
   
       1. Мировой судья рассматривает дела:
       а)  об  обжаловании постановлений о наложении  административных
   штрафов,  вынесенных  комиссиями  по  делам  несовершеннолетних   и
   защите их прав, и органами внутренних дел (милиции);
       б)  об  оспаривании  решений и действий  (бездействия)  органов
   территориального  общественного самоуправления,  а  также  решений,
   принятых на собраниях (сходах) граждан;
       в)   по   жалобам  о  неправильностях  в  списках   избирателей
   (участников референдумов).
       2.  Мировой  судья  рассматривает  дела  по  вновь  открывшимся
   обстоятельствам   в   отношении   постановлений   и    определений,
   вынесенных им и вступивших в законную силу.
       3. Мировой судья рассматривает административные дела в порядке,
   установленном   настоящим  Кодексом,  а  также   законом   субъекта
   Российской Федерации.
   
       Статья 18. Подсудность дел межрайонному суду
   
       1.   Межрайонный  суд  рассматривает  в  качестве  суда  первой
   инстанции административные дела:
       а)  об  обжаловании постановлений по делам об  административных
   правонарушениях,  вынесенных  несудебными  органами   (кроме   дел,
   предусмотренных пунктом "а" части 1 статьи 16 настоящего Кодекса);
       б)  об  обжаловании  протоколов о  применении  мер  обеспечения
   производства по делам об административных правонарушениях;
       в)  об  обжаловании  решений и действий  (бездействия)  органов
   местного   самоуправления,  их  должностных  лиц  и   муниципальных
   служащих;
       г)  об обжаловании решений избирательных комиссий по выборам  в
   органы   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
   местного   и   территориального  общественного   самоуправления   и
   соответствующих комиссий по проведению референдума;
       д)  об  обжаловании решений и действий, вытекающих из налоговых
   правоотношений   с   участием  физических  лиц   и   некоммерческих
   организаций;
       е)  об  обжаловании отказов в разрешении на въезд в  Российскую
   Федерацию и выезд из Российской Федерации, а также постановлений  о
   выдворении  за пределы Российской Федерации иностранных  граждан  и
   лиц без гражданства;
       ж)  об  обжаловании  решений  о  предоставлении  или  отказе  в
   предоставлении статуса вынужденного переселенца или беженца;
       з)   об   обжаловании  решений,  связанных  с   государственной
   регистрацией местных общественных объединений, местных  религиозных
   организаций и иных некоммерческих организаций;
       и)  об  обжаловании решений, связанных с выдачей разрешений  на
   занятие   определенными  видами  деятельности  или  на   совершение
   определенных действий;
       к)  об  обжаловании решений и действий (бездействия) таможенных
   органов и их должностных лиц;
       л)  по  спорам  о  компетенции  и иным  спорам  между  органами
   местного    самоуправления    и   территориального    общественного
   самоуправления;
       м)  о  приостановлении деятельности или ликвидации общественных
   объединений иных некоммерческих организаций (кроме дел,  отнесенных
   к компетенции иных судов);
       н)  по  жалобам военнослужащих на действия (бездействие) органа
   военного   управления,  командира  воинской   части,   кроме   дел,
   отнесенных к компетенции иных судов;
       о)  об  оспаривании нормативных и ненормативных правовых  актов
   органов   государственной  власти  и  должностных   лиц   субъектов
   Российской  Федерации (за исключением дел, отнесенных к подсудности
   окружных судов);
       п)   все   иные   дела  об  обжаловании  решений   и   действий
   (бездействия)  органов государственной власти Российской  Федерации
   и/или   органов   государственной   власти   субъектов   Российской
   Федерации,  их  должностных  лиц, государственных  служащих,  кроме
   дел, отнесенных к компетенции иных судов;
       р)  о  назначении физическим и юридическим лицам  наказаний  за
   административные   правонарушения,   отнесенные    к    компетенции
   федеральных   судов,  кроме  дел,  по  которым  в   качестве   меры
   административного  наказания может быть  назначен  административный
   арест;
       с) по обращениям государственных органов об обязании физических
   лиц   и  некоммерческих  организаций  выполнить  требования  в  тех
   случаях,   когда  такие  обязанности  в  соответствии   с   законом
   возлагаются в судебном порядке;
       т)  по  спорам  о  нарушениях прав на благоприятную  окружающую
   среду,  связанных  со  строительством  и  эксплуатацией  природных,
   хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов стоимостью до  одного
   миллиарда рублей;
       у)  по спорам о сохранении и использовании объектов культурного
   наследия;
       ф)  по спорам о прохождении службы служащими государственных  и
   муниципальных учреждений, которым присвоены классные чины,  включая
   споры о карьере.
       2.   Межрайонный  суд  рассматривает  в  качестве  суда  второй
   инстанции  дела  по  жалобам и представлениям  на  постановления  и
   определения,  принятые  по  административным  делам  и   делам   об
   административных правонарушениях мировыми судьями, действующими  на
   территории, на которую распространяется его юрисдикция, кроме  дел,
   по  которым  в  качестве меры административного наказания  назначен
   арест.
       3.  Межрайонный  суд  рассматривает дела по  вновь  открывшимся
   обстоятельствам   в   отношении   принятых   им   постановлений   и
   определений, вступивших в законную силу.
   
       Статья 19. Подсудность дел окружному суду
   
       1.  Окружной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции
   дела:
       а)  об  оспаривании  законов  субъектов  Российской  Федерации,
   нормативных   правовых  актов  законодательных   (представительных)
   органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
   нормативных   правовых  актов  высших  должностных  лиц   субъектов
   Российской    Федерации,   нормативных   правовых   актов    высших
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации, входящих в судебный округ;
       б)   об  оспаривании  нормативных  правовых  актов  федеральных
   органов   исполнительной   власти,  а  также   Центрального   банка
   Российской    Федерации,    Генеральной   прокуратуры    Российской
   Федерации,   Счетной   палаты   Российской   Федерации,   Судебного
   департамента  при Верховном Суде Российской Федерации,  Пенсионного
   фонда   Российской   Федерации  и  должностных   лиц,   назначенных
   Президентом  Российской  Федерации в  соответствии  с  пунктом  "к"
   статьи  83  Конституции Российской Федерации, кроме дел,  подсудных
   Верховному Суду Российской Федерации;
       в)    об   оспаривании   решений   и   действий   (бездействия)
   избирательной   комиссии   республики,   края,   области,    города
   федерального  значения,  автономной  области,  автономного  округа,
   окружной  избирательной комиссии по выборам  в  федеральные  органы
   государственной   власти   Российской  Федерации,   соответствующих
   комиссий   общероссийского  референдума,  за  исключением  решений,
   принимаемых   по   жалобам   на  решения,  действия   (бездействие)
   нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
       г)   об  обжаловании  решений  о  государственной  регистрации,
   приостановлении,    прекращении    деятельности    централизованных
   религиозных    организаций,    межрегиональных    и    региональных
   общественных  объединений,  а  также  государственной   регистрации
   общероссийских общественных объединений;
       д)  по  спорам между органами государственной власти  субъектов
   Российской   Федерации,  расположенных  на   территории   судебного
   округа,  между органами государственной власти субъекта  Российской
   Федерации  и местного самоуправления. В случае возникновения  спора
   между   органами   государственной  власти   субъектов   Российской
   Федерации, расположенных на территории различных судебных  округов,
   подсудность    дела    определяется    Судебной    коллегией     по
   административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
       е)   по   жалобам   военнослужащих  на  действия  (бездействие)
   командующих   округами,  флотами,  должностных   лиц   Министерства
   обороны   Российской   Федерации,   Министра   обороны   Российской
   Федерации,  а  также органов военного управления: округов,  флотов,
   Министерства  обороны  и  приравненных  к  ним  должностных  лиц  и
   органов  управления  министерств  и  ведомств,  в  составе  которых
   проходят службу военнослужащие;
       ж)   по   спорам,   связанным  с  предоставлением   гражданства
   Российской Федерации или выходом из него.
       2.  Окружной административный суд рассматривает в качестве суда
   второй  инстанции административные дела по жалобам на не вступившие
   в   законную   силу   постановления   и   определения   межрайонных
   административных судов, входящих в судебный округ.
       3.  Президиум  окружного административного  суда  рассматривает
   дела  по жалобам и представлениям на кассационные определения  этих
   судов,  на  вступившие в законную силу постановления и  определения
   межрайонных судов, входящих в судебный округ.
       4.  Окружной административный суд рассматривает дела  по  вновь
   открывшимся    обстоятельствам   в    отношении    вынесенных    им
   постановлений и определений, вступивших в законную силу.
   
       Статья 20. Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации
   
       1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает
   дела  по  жалобам  и  представлениям  на  определения  Кассационной
   коллегии  Верховного  Суда  Российской  Федерации  и  вступившие  в
   законную  силу  постановления и определения  Судебной  коллегии  по
   административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
       2.  Кассационная коллегия Верховного Суда Российской  Федерации
   рассматривает  дела  по  жалобам  на  постановления  и  определения
   Судебной   коллегии  по  административным  делам  Верховного   Суда
   Российской  Федерации,  вынесенные  ею  в  первой  инстанции  и  не
   вступившие в законную силу.
       3.  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
   Российской   Федерации   рассматривает  в  качестве   суда   второй
   инстанции   дела   по  жалобам  на  постановления   и   определения
   федеральных  окружных  административных  судов,  вынесенные  ими  в
   первой инстанции и не вступившие в законную силу.
       4.  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
   Российской    Федерации   рассматривает   дела   по    жалобам    и
   представлениям  на  вступившие  в  законную  силу  постановления  и
   определения окружных и межрайонных административных судов.
       5.  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
   Российской   Федерации   рассматривает  в  качестве   суда   первой
   инстанции дела:
       а)  об  оспаривании нормативных правовых актов и  ненормативных
   правовых  актов Президента Российской Федерации, палат Федерального
   Собрания    Российской   Федерации   и   Правительства   Российской
   Федерации;
       б) об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;
       в)  о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских
   и международных общественных объединений;
       г)  об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной
   избирательной   комиссии  Российской  Федерации   (за   исключением
   решений,   принимаемых   по   жалобам   на   решения   и   действия
   (бездействие)  нижестоящих  избирательных  комиссий,  комиссий   по
   проведению  референдума, а также на решения избирательных  комиссий
   субъектов   Российской   Федерации   в   случаях,   предусмотренных
   федеральным законодательством);
       д)  по разрешению споров, переданных ему Президентом Российской
   Федерации  в  соответствии  со статьей  85  Конституции  Российской
   Федерации,   между   органами  государственной  власти   Российской
   Федерации  и  органами государственной власти субъектов  Российской
   Федерации, а также между органами государственной власти  субъектов
   Российской Федерации.
       6.  Верховный Суд Российской Федерации рассматривает  по  вновь
   открывшимся   обстоятельствам  дела  о  пересмотре  вынесенных   им
   постановлений и определений, вступивших в законную силу.
   
       Статья 21. Дела, подсудные военным судам
   
       Военные суды рассматривают в пределах свой компетенции дела  по
   жалобам  военнослужащих на действия (бездействие)  командования  по
   вопросам прекращения воинской службы, переводов на другую службу  и
   в другую местность, наложения взысканий.
   
       Статья 22. Определение подсудности
   
       1.  В случаях когда рассмотрение дела в суде невозможно, вопрос
   о передаче дела в другой суд решается вышестоящим судом.
       2.  Если спор одновременно подсуден вышестоящему и нижестоящему
   административным судам, то дело рассматривается вышестоящим судом.
       3.  Если дело подсудно двум судам одного уровня либо если  дела
   по  одному  и  тому  же  основанию имеются  в  разных  судах,  дело
   рассматривается тем судом, в который заявление поступило раньше.
   
       Статья 23. Передача дела из одного суда в другой
   
       1.  В случае, когда жалоба заявителя подана с нарушением правил
   о  подсудности, установленных статьями 17 - 21 настоящего  Кодекса,
   суд,  в  который  подана жалоба, не позднее семи  дней  со  дня  ее
   поступления  направляет  жалобу  по  подсудности,  о  чем   выносит
   определение и уведомляет заявителя.
       2.  Решение  суда  о направлении дела по подсудности  в  другой
   административный  суд  того  же уровня  является  обязательным  для
   суда,   в   который  направлено  дело.  Споры  о   подсудности   не
   допускаются.
   
                   ГЛАВА 4. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ
   
       Статья 24. Лица, участвующие в деле
   
       1. Лицами, участвующими в деле, являются:
       а) заявитель;
       б) административный ответчик;
       в)  прокурор,  лица  и организации, в случаях,  предусмотренных
   настоящим Кодексом.
       г)   третьи  лица,  заявляющие  самостоятельные  требования  по
   жалобе.
       2.   В   качестве  третьих  лиц  по  заявлению  заявителя   или
   административного   ответчика  либо  по   инициативе   суда   могут
   привлекаться   физические  или  юридические  лица,   чьи   интересы
   затрагивают содержащиеся в жалобе требования.
       3.  По делам об обжаловании действий (бездействия) должностного
   лица  административным ответчиком является организация,  в  котором
   оно работает.
       4.  Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться
   всеми  принадлежащими  им процессуальными правами  и  добросовестно
   исполнять процессуальные обязанности.
   
       Статья 25. Права заявителя и административного ответчика
   
       1.  Заявитель и административный ответчик вправе знакомиться  с
   материалами  дела, делать из них выписки и копии, заявлять  отводы,
   представлять   доказательства  и  участвовать  в  их  исследовании,
   задавать  вопросы  другим лицам, участвующим  в  деле,  свидетелям,
   экспертам  и  специалистам, заявлять ходатайства, в  том  числе  об
   истребовании  доказательств, давать устные и письменные  объяснения
   суду,  приводить свои доводы по всем возникающим в  ходе  судебного
   разбирательства  вопросам, возражать против ходатайства  и  доводов
   других  лиц,  участвующих  в  деле,  обсуждать  совместно  с  судом
   правовые    вопросы,   связанные   с   заявленными    требованиями,
   пользоваться услугами представителей.
       2.  В  случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, права лица,
   участвующего в деле, переходят к его представителю.
   
       Статья 26. Административная процессуальная правоспособность
   
       Способность   иметь  административно-процессуальные   права   в
   административном судопроизводстве (административная  процессуальная
   правоспособность)  признается в равной мере  за  всеми  гражданами,
   юридическими    лицами,    объединениями,   обладающими    согласно
   настоящему  Кодексу  правом  на  судебную  защиту  прав,  свобод  и
   охраняемых законом интересов.
   
       Статья 27. Административная процессуальная дееспособность
   
       1.  Способность своими действиями осуществлять административно-
   процессуальные   права,   выполнять  административно-процессуальные
   обязанности     и     поручать    ведение    дела     представителю
   (административная  процессуальная  дееспособность)  принадлежит   в
   полном  объеме  гражданам,  достигшим  восемнадцати  лет,  а  также
   юридическим лицам и иным объединениям.
       2.   Несовершеннолетний   в   возрасте   от   четырнадцати   до
   восемнадцати  лет  может осуществлять свои процессуальные  права  и
   выполнять  процессуальные обязанности по своему выбору  лично  либо
   через  своих  законных  представителей -  родителей,  усыновителей,
   попечителей,  администрацию  воспитательных  учреждений,  а   также
   через органы социальной защиты населения.
       3.  Права  и  свободы  малолетних, а также граждан,  признанных
   недееспособными,  защищают в процессе их законные  представители  -
   родители,   усыновители,  опекуны,  администрации   воспитательных,
   лечебных учреждений или органов социальной защиты населения.
   
       Статья 28. Участие в деле нескольких заявителей
   
       1.  Жалоба  в  суд  может  быть  подана  совместно  несколькими
   заявителями.
       2.  В  случае,  если  к производству в суде  принято  несколько
   самостоятельных   жалоб  на  одни  и  те   же   решения,   действие
   (бездействие),  суд  вправе объединить их в  одно  производство  по
   ходатайству  лиц,  участвующих в деле, либо  по  своей  инициативе.
   Если  рассмотрение указанных жалоб находится на различных  стадиях,
   суд  вправе  рассматривать каждое заявление в  отдельности  или,  с
   согласия заявителей, объединить их в одно производство.
       3.  Решение об объединении производств или об отказе в  таковом
   принимается в форме определения.
   
       Статья 29. Сокращенное производство
   
       1.  Суд при наличии нескольких дел по заявлениям, предъявленным
   к  одному и тому же административному ответчику по одним и  тем  же
   основаниям,  может рассмотреть одно из этих дел  в  соответствии  с
   требованиями  настоящего  Кодекса,  использовав  его   в   качестве
   модельного при рассмотрении последующих дел.
       2.  При  наличии модельного дела, рассмотрение последующих  дел
   производится в сокращенном порядке. Суд вправе принять  решение  по
   последующему  делу  в  любой стадии процесса,  начиная  со  времени
   получения  отзыва  от  административного  ответчика  или  истечения
   срока на представление такого отзыва.
       Вопрос   о   вызове   в   судебное   заседание   заявителя    и
   административного ответчика суд решает по своему усмотрению.
       3.  К  решению  суда по последующему делу, которое  состоит  из
   вводной,  описательной и резолютивной частей,  прилагается  решение
   по модельному делу.
       4.   Решение   по  модельному  делу  является  основанием   для
   рассмотрения  последующих дел в сокращенном порядке  только  в  том
   суде, который вынес решение по модельному делу.
       5.  Решения, принятые на основании решения по модельному  делу,
   обжалуются в общем порядке.
   
       Статья 30. Процессуальное правопреемство
   
       1.  В  случаях  выбытия одного из участников  административного
   дела    суд    допускает   замену   стороны   ее   правопреемником.
   Правопреемство возможно на любой стадии процесса.
       2.  В случае ликвидации государственного органа его обязанности
   в   связи   с  рассмотрением  дела  в  судах  переходят  к  органу,
   принявшему  решение  о ликвидации, если решением  о  ликвидации  не
   установлен иной правопреемник.
       3.  Все  процессуальные  действия,  совершенные  до  вступления
   правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в  какой
   они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
   
       Статья  31.  Обращение в суд в защиту прав, свобод и  интересов
   других лиц
   
       1.   В   случаях,   предусмотренных   Конституцией   Российской
   Федерации,   федеральными  конституционными   законами,   Президент
   Российской   Федерации,  Уполномоченный  по   правам   человека   в
   Российской   Федерации,   общественные   объединения   в   случаях,
   предусмотренных  настоящим  Кодексом, вправе  обратиться  в  суд  с
   заявлением в защиту прав и свобод граждан. Заявление в защиту  прав
   и  свобод  недееспособного  лица может быть  подано  независимо  от
   просьбы этого лица или его законного представителя.
       2.  Лица,  подавшие  заявление в защиту интересов  других  лиц,
   пользуются   всеми   процессуальными  правами   и   выполняют   все
   процессуальные обязанности лица, подавшего жалобу. В случае  отказа
   дееспособного  гражданина  от  требований,  предусмотренных  частью
   первой настоящей статьи, суд прекращает производство по делу.
   
       Статья 32. Участие прокурора в процессе
   
       1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании не
   соответствующими   федеральному  закону,  не  действующими   и   не
   подлежащими  применению  законов  субъектов  Российской  Федерации,
   иных   нормативных  правовых  актов  должностных  лиц   и   органов
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
   местного самоуправления.
       2. Прокурор вправе также обратиться в суд с заявлением в защиту
   прав   гражданина,   который  по  состоянию   здоровья,   возрасту,
   недееспособности  и  другим  уважительным  причинам  не  может  сам
   обратиться в суд и дал согласие на представительство его  интересов
   прокурором.  Заявление  в защиту недееспособного  лица  может  быть
   подано без его согласия.
       3.    Прокурор,    подавший   заявление,    пользуется    всеми
   процессуальными правами и выполняет все процессуальные  обязанности
   лица,  подавшего  жалобу.  В случае отказа  прокурора  поддерживать
   требование,   предъявленное  в  защиту  интересов   другого   лица,
   рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо  или  его
   законный  представитель  не  заявят об отказе  от  требований.  При
   отказе  дееспособного заявителя от заявления, поданного прокурором,
   суд прекращает производство по делу.
   
                   ГЛАВА 5. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ
   
       Статья  33. Ведение дел через представителей в административных
   судах
   
       1.  Физические  лица вправе вести свои дела в  суде  лично  или
   через  представителей. Их представителями в административных  судах
   выступают   адвокаты,   кроме   случаев   установленных   настоящим

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное