Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 14.05.2002 N 359-ПП ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ Г.МОСКВЫ В 2001 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НА 2002-2003 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1


УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ОТ 20.04.2004 N 245-ПП
   
                          ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 14 мая 2002 г. N 359-ПП
   
               ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
         И УСЛУГ Г. МОСКВЫ В 2001 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
                           НА 2002-2003 ГОДЫ
   
          (с изм., согл. постановления Правительства Москвы
                        от 29.07.2003 N 632-ПП)
   
      В 2001 году деятельность предприятий потребительского  рынка  и
   услуг  г.  Москвы  получила  дальнейшее  развитие.  Укрепляются  и
   совершенствуются рыночные механизмы.
      Объем розничного  товарооборота  в  2001  году достиг 910 млрд.
   рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых
   ценах  на  7,9%.  Население  города  бесперебойно   обеспечивалось
   основными продуктами питания и непродовольственными товарами.
      В развитие  потребительского  рынка  г.  Москвы  иностранными и
   отечественными компаниями  инвестировано  соответственно  более  4
   млрд. долларов США и 10 млн. рублей.
      Построено   и  реконструировано  2300   предприятий   торговли,
   общественного питания и бытового обслуживания населения,  получили
   развитие сетевые торговые системы.
      В отрасли занято более 1,3 млн. человек, прирост рабочих мест в
   2001 году составил около 30 тысяч.
      В 2001  году  по  отрасли  "Торговля  и  общественное  питание"
   налоговые поступления только в  городской  бюджет  составили  18,9
   млрд. рублей и их доля увеличилась до 16,3%.
      Проводилась работа по развитию  социальных  форм  обслуживания,
   реализации   мероприятий   по   упорядочению   работы   рынков   и
   мелкорозничной    сети,    улучшению    школьного    питания     и
   совершенствованию нормативно - правового обеспечения.
      Несмотря на   положительные   сдвиги   в   работе   предприятий
   потребительского  рынка  и  услуг  в целом,  многие важные вопросы
   остаются нерешенными.
      Особого внимания   требуют  вопросы  развития  социальных  форм
   обслуживания,  упорядочения системы  контроля  на  потребительском
   рынке города. Необходимо усилить внимание к проблемам по улучшению
   работы  рынков  и  мелкорозничной   сети,   развитию   современных
   предприятий  отрасли  и  дальнейшему  укреплению  ее материально -
   технической  базы,   совершенствованию   контроля   за   качеством
   алкогольной продукции и так далее.
      В соответствии с Законом города Москвы  от  09.12.98  N  29  "О
   торговой    деятельности    в   городе   Москве",   постановлением
   Правительства Москвы от 25.12.2001 N  1171-ПП  "О  предварительных
   итогах  выполнения  Программы  Правительства  Москвы на 2001 год и
   Программе Правительства Москвы на 2002 год" и в целях  дальнейшего
   развития  потребительского  рынка и услуг г.  Москвы Правительство
   Москвы постановляет:
      1. Утвердить  Основные  направления  развития  потребительского
   рынка  и  услуг  г.  Москвы  на  2002-2003  гг.  (далее - Основные
   направления) согласно приложению.
      2. Департаменту потребительского рынка и услуг,  департаментам,
   комитетам,  управлениям  и  префектурам  административных округов,
   задействованным в реализации Основных направлений,  в двухмесячный
   срок  разработать  план  организационных мероприятий по реализации
   Основных направлений.
      Установить, что   участники   реализации  мероприятий  Основных
   направлений представляют в Департамент  потребительского  рынка  и
   услуг  полугодовую  информацию  о  ходе их выполнения 10 июля и 10
   января за соответствующий отчетный период в установленном порядке.
      Координацию работы  органов исполнительной власти города Москвы
   и представление в Правительство  Москвы  обобщенной  информации  о
   ходе  выполнения  Основных  направлений  возложить  на Департамент
   потребительского рынка и услуг.
      3. Департаменту экономической политики и развития г.  Москвы по
   предложениям  Департамента   потребительского   рынка   и   услуг,
   согласованным    с    городскими    инвесторами   и   заказчиками,
   предусматривать в адресных инвестиционных программах Правительства
   Москвы   на   2002-2003   годы   проектирование   и  строительство
   предприятий   торговли,   общественного   питания    и    бытового
   обслуживания  в пределах лимитов капитальных вложений,  выделяемых
   из городских источников соответственно по отраслям "Прочие расходы
   -  Торговля  и  общественное  питание" и "Прочие расходы - Бытовое
   обслуживание населения".
      4. Департаментам     потребительского     рынка     и    услуг,
   государственного  и   муниципального   имущества   города   Москвы
   совместно   с  префектурами  административных  округов  во  втором
   полугодии 2002 года разработать целевую программу по  поддержке  и
   развитию  предприятий социального обслуживания населения,  обратив
   особое    внимание    на    решение    проблем,    связанных     с
   перепрофилированием   предприятий,  реализующих  товары  и  услуги
   повседневного спроса.
      5. Префектурам  административных  округов  в  III квартале 2002
   года представить в  Москомархитектуру  предложения  по  разработке
   перспективных   отраслевых   схем   размещения  торговых  объектов
   местного уровня.
      6. Москомархитектуре:
      6.1. С участием ГУП НИиПИ Генплана Москвы  в  2002-2003  гг.  в
   соответствии с предложениями префектур административных округов на
   основании  градостроительных  планов  административных  округов  и
   районов  разработать  перспективные  отраслевые  схемы  размещения
   торговых объектов местного уровня.
      6.2. При  разработке  и  согласовании предпроектной и проектной
   документации по районам комплексной реконструкции  и  модернизации
   жилищного  фонда  обеспечить  в  обязательном  порядке  размещение
   объектов  инфраструктуры  потребительского  рынка  для  реализации
   товаров и услуг повседневного спроса.
      7. Рекомендовать    районным    Управам    рассмотреть    планы
   первоочередных  мероприятий  по развитию сети магазинов по продаже
   товаров повседневного спроса.
      8. Префектурам административных округов:
      8.1. С  участием  архитектурно   -   планировочных   управлений
   административных    округов   разработать   планы   первоочередных
   мероприятий  по  развитию  сети  магазинов  по   продаже   товаров
   повседневного спроса.
      8.2. Совместно    с    Департаментами    государственного     и
   муниципального  имущества города Москвы и потребительского рынка и
   услуг  в целях  сохранения  объектов  социально   гарантированного
   уровня,   удовлетворения   спроса  жителей  в  товарах  и  услугах
   повседневного     спроса     руководствоваться     постановлениями
   Правительства  Москвы от 28.08.2001 N 789-ПП "О внесении изменения
   в постановление Правительства Москвы  от  13.08.96  N  689"  и  от
   28.08.2001  N  778-ПП  "Об утверждении Положения об установлении в
   особом  порядке  арендной  платы  за   объекты   нежилого   фонда,
   находящиеся в собственности Москвы".
      9. Департаменту  потребительского  рынка   и   услуг,   органам
   исполнительной  власти  города  Москвы  при  разработке  городских
   целевых программ,  программ социально -  экономического  развития,
   градостроительных   планов  развития  территорий  административных
   округов,  ТЭОС  и  районов  города   руководствоваться   основными
   положениями  и  параметрами  Генеральной  схемы размещения крупных
   торговых объектов.
      10. Москомархитектуре,    Москомзему    по    мере    выявления
   дополнительных земельных участков для размещения крупных  торговых
   объектов в  г. Москве  включать их  в Генеральную схему размещения
   крупных  торговых  объектов  и  реестр   конкурсных   объектов   с
   последующим   предоставлением   участков   инвесторам  в  порядке,
   установленном постановлением Правительства Москвы от 08.05.2001  N
   436-ПП   "Об  утверждении  Генеральной  схемы  размещения  крупных
   торговых объектов городского значения в  Москве  до  2020  года  и
   механизме ее реализации".
      11. Департаменту потребительского рынка  и  услуг  совместно  с
   префектурами  административных  округов  во  втором полугодии 2002
   года разработать концепцию развития потребительского рынка и услуг
   и представить на утверждение Правительства Москвы.
      12. В соответствии с Законом города Москвы от 11.07.2001  N  34
   "О   государственных   целевых   программах   в   городе   Москве"
   Департаменту потребительского рынка и услуг выступить  в  качестве
   заказчика   при   разработке   среднесрочной   программы  развития
   потребительского рынка и  услуг  г.  Москвы  на  2004-2006  гг.  и
   представить ее  на утверждение  Правительства Москвы  в I квартале
   2004 года.
   (в ред. постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 N 632-ПП)
      13. Департаментам  потребительского  рынка  и  услуг,  науки  и
   промышленной политики совместно  с  префектурами  административных
   округов  и  заинтересованными  организациями  до  1 июля 2003 года
   разработать концепцию и среднесрочную программу  развития  оптовой
   торговли    непродовольственными   товарами   и   представить   на
   утверждение Правительства Москвы в 2003 году.
      14. Департаменту   науки   и   промышленной   политики   и  ОАО
   "Московский комитет по науке и технологиям" по заявке Департамента
   потребительского  рынка  и  услуг рассмотреть вопрос о включении в
   планы НИОКР на 2002-2003 гг.  финансирование разработки  программы
   развития   потребительского   рынка  и  услуг  на  2004-2006  гг.,
   концепции    и     программы     развития     оптовой     торговли
   непродовольственными товарами.
      15. Департаменту потребительского рынка  и  услуг  совместно  с
   Департаментом  поддержки  и развития малого предпринимательства во
   втором полугодии 2002 года разработать и  внести  на  рассмотрение
   Правительства  Москвы  проект  закона города Москвы об организации
   контроля и административной ответственности за нарушения  в  сфере
   потребительского  рынка  и  услуг  г.  Москвы  с учетом требований
   федерального    законодательства    и     приоритетов     развития
   потребительского    рынка    и   услуг,   определенных   Основными
   направлениями.
      16. Во   исполнение   постановлений   Правительства  Москвы  от
   04.07.2000 N 513 "О развитии сети продовольственных  магазинов  по
   продаже  товаров  по  сниженным ценам",  от 13.02.2001 N 150-ПП "О
   создании   социально  ориентированной  розничной  торговой  сети",
   распоряжения  Мэра  Москвы  от  30.01.2001  N  69-РМ  "О  мерах по
   развитию сети социальных магазинов "Овощи - фрукты -  продукты"  в
   Москве"  Департаменту  государственного и муниципального имущества
   города Москвы,  префектурам административных округов  совместно  с
   Департаментом  потребительского рынка и услуг выделить в 2002-2003
   гг.  не менее  230  нежилых  помещений  и  20  земельных  участков
   площадью  0,2-0,3 га для открытия сетевых магазинов - дискаунтов и
   других социально ориентированных предприятий.  Выделение помещений
   производить на условиях закрытого конкурса.
      17. Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
   на Вице - мэра Москвы Шанцева В.П.,  министра Правительства Москвы
   Малышкова В.И. и префектов административных округов.
      О ходе  выполнения  постановления  доложить  Мэру  Москвы  в  I
   квартале 2003 года.
   
                                                           Мэр Москвы
                                                          Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                        к постановлению Правительства
                                                               Москвы
                                           от 14 мая 2002 г. N 359-ПП
   
                         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
                РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ
                      Г. МОСКВЫ НА 2002-2003 ГГ.
   
      Основные направления развития потребительского рынка и услуг г.
   Москвы на 2002-2003 гг.  основываются  на  учете  итогов  развития
   отрасли  за  предшествующий  период  и  исходят  из  необходимости
   решения актуальных проблем и поддержки положительных  тенденций  в
   организации    торговли,    общественного   питания   и   бытового
   обслуживания в целях повышения степени удовлетворения потребностей
   населения   города   в   товарах   и  услугах  в  соответствии  со
   складывающимся  спросом.   Основные   направления   опираются   на
   положения  Концепции  развития  внутренней торговли РФ и Программы
   Правительства Москвы на 2002 год,  а также на прогноз социально  -
   экономического развития г. Москвы на период до 2004 года.
   
        1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка
                           и услуг г. Москвы
   
      Потребительский рынок Москвы - это  крупный  сектор  городского
   хозяйства,  обеспечивающий  товарами  и услугами порядка 11,5 млн.
   человек - жителей и гостей столицы или около  8%  всего  населения
   России.
      В городе функционирует 27,8 тыс.  предприятий  потребительского
   рынка,  в том числе торговли - 15,4,  общественного питания - 6,7,
   бытового обслуживания - 5,7 тысячи и  167  рынков.  Мелкорозничная
   сеть   насчитывает   20,5   тыс.   объектов.   В  сфере  торговли,
   общественного питания  и  бытовых  услуг  занято  более  1,3  млн.
   человек,  или  каждый  четвертый  работающий в городском хозяйстве
   Москвы.
      В 2001   году   развитие   отрасли   происходило   в   условиях
   совершенствования и развития рыночных отношений.
      Ведущее положение  на  потребительском  рынке  занимает  сектор
   частного предпринимательства,  на долю которого  приходится  около
   98% от общих объемов розничного товарооборота и реализации бытовых
   услуг.  Государственными остались только 86 предприятий (комбинаты
   школьного   питания,  кладбища  и  некоторые  другие  предприятия,
   выполняющие  городские  функции).  Остальные   являются   частными
   предприятиями различных организационно - правовых форм.
      В этих  условиях  главными   средствами   воздействия   органов
   государственной  власти  и  управления  на субъекты  хозяйственной
   деятельности в сфере потребительского рынка и услуг  стали  методы
   правового    регулирования    и    саморегулирования    участников
   экономических отношений.
      Устойчивое развитие  экономики  города  и  реализация  активной
   социальной политики Правительства Москвы обеспечили  в  2001  году
   рост  реальных доходов москвичей на 104,7%  по сравнению с уровнем
   2000 года.  На  105,2%  в  сопоставимых  ценах  возросли  денежные
   расходы  населения  (с  учетом  приезжих)  на территории Москвы на
   покупку товаров  и  оплату  услуг.  При  этом  весь  предъявленный
   платежеспособный   спрос   населения   был   полностью   обеспечен
   предложением основных потребительских товаров и бытовых услуг.
      Объем продажи   потребительских   товаров   через   все  каналы
   реализации в Москве в 2001 году составил 886,4 млрд.  руб.,  что в
   сопоставимых  ценах  на  7,9%  выше уровня 2000 года.  В структуре
   розничного  товарооборота  на   долю   продовольственных   товаров
   приходилось    40,0%,    непродовольственных    -    60,0%.   Доля
   организованного рынка в формировании  оборота  розничной  торговли
   выросла  до  73%  против  71%  в 2000 году.  Удельный вес Москвы в
   объемных показателях розничного товарооборота России в  2001  году
   находился  на уровне 29,5%.  По имеющимся оценкам,  оборот оптовой
   торговли потребительскими товарами в Москве в 2001  году  составил
   порядка 1191 млрд. руб., или 43% от общего объема оптового оборота
   потребительских товаров в России.
      Число ассортиментных  разновидностей товаров в магазинах Москвы
   с универсальным ассортиментом продовольственных  товаров  достигло
   5 тыс. наименований и промышленных - 18,5 тыс. наименований, что в
   20  раз больше,  чем в начале 90-х годов.  В общем объеме товарных
   ресурсов,  реализуемых  в  Москве,  доля  товаров   отечественного
   производства возросла с 53,0% в 1997 году до 65,0% в 2001 году.
      Товарооборот общественного   питания   в  2001  году  возрос  в
   сопоставимых ценах на 4,9%  по сравнению с 2000 годом  и  составил
   23,9 млрд. руб.
      Объем бытовых услуг населению составил в 2001 году  21,5  млрд.
   руб., что в сопоставимых ценах на 5,3% ниже уровня 2000 года. В то
   же  время  по  видам  бытовых  услуг,   курируемым   Департаментом
   потребительского  рынка и услуг,  при общем объеме 9,4 млрд.  руб.
   индекс роста к уровню 2000 года составил 101,8%.
      Продолжала укрепляться  материально - техническая база отрасли,
   повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания. В
   2001 году введено в строй 1576 новых предприятий, в том числе: 792
   -  торговли,  273  -  общественного  питания,   378   -   бытового
   обслуживания населения,  133 - многопрофильных комплексов, цехов и
   др.  Реконструировано 750 предприятий  потребительского  рынка.  С
   учетом новых, реконструированных и модернизированных объектов доля
   предприятий,  отвечающих  современным  требованиям,  возросла   на
   потребительском рынке с 40,1% в 1997 году до 72,2% в 2001 году.
      Потребительский рынок      Москвы       обеспечил       высокую
   привлекательность   для   вложений  капиталов  и  их  эффективного
   использования.  Объем  прямых  иностранных  инвестиций  в  объекты
   потребительского рынка в 2001 году составил 581,6 млн. долл. США.
      За счет    нового    строительства     несколько     улучшилось
   территориальное  размещение  сети  предприятий  по  районам города
   (Восточный, Юго - Восточный административные округа и др.).
      Определенные структурные  изменения  происходили  в 2001 году в
   звене  мелкооптовой / розничной  торговли.   Они  были  связаны  с
   открытием  ряда  торговых  объектов  (например, компании "Метро"),
   деятельность  которых  направлена  на  вытеснение  рынков  из этой
   ниши, а также с упорядочением  работы и сети рынков на  территории
   Москвы.  За  период  2000-2001  гг.   общее  число рынков в городе
   сократилось с 240 до 167.
      В последние годы в торговле широко  внедряются  лучшие  мировые
   стандарты  и технологии,  связанные с сетевыми формами организации
   торгового обслуживания.  В городе  сформированы  крупные  торговые
   сети,  такие  как "Седьмой Континент",  "Перекресток",  "Рамстор",
   "БИН",  "Копейка", "ДИКСИ", "Пятерочка" и др. Сетевые структуры, в
   том  числе с использованием механизма франчайзинга,  формируются в
   общественном питании и бытовом  обслуживании  населения  ("Елки  -
   палки", "Русское бистро", "Ростикс", "БФТ - Диана" и др.).
      На сетевых  принципах  организации  строится  работа  магазинов
   сниженных    цен    (дискаунтов)    и   других   типов   социально
   ориентированных предприятий торговли.  Доля  таких  предприятий  в
   общем   количестве   предприятий  по  торговле  продовольственными
   товарами в 2001 году достигла 6,2%.
      Совершенствуется правовая       основа      предпринимательской
   деятельности   в   сфере   потребительского   рынка    и    услуг.
   Законодательно    обеспечивается    защита    прав   потребителей,
   развивается  система  сертификации  продукции  и  услуг,   приняты
   федеральные  законы,  направленные  на  упорядочение  деятельности
   контролирующих  органов  на  потребительском  рынке  и  пресечение
   необоснованных административных барьеров.
      В соответствии с принятыми нормативными  документами  создается
   Торговый   реестр   города  Москвы  <1>,  отрабатывается  механизм
   реализации Генеральной схемы размещения крупных торговых  объектов
   городского значения в Москве до 2020 года <2>.
      Утверждены новые правила работы  рынков,  а  также  ряд  других
   документов,  которые  позволили  создать  условия для упорядочения
   работы рынков,  их преобразования в современные торговые центры  и
   ликвидации рынков, не отвечающих установленным требованиям.
      Принято решение о сокращении  числа  государственных  унитарных
   предприятий  с  86 до 42 за счет приватизации,  а также ликвидации
   убыточных предприятий.
      Улучшилось экономическое  положение  предприятий  и организаций
   потребительского рынка и услуг.
      Налоговые поступления  только  в  городской  бюджет  по отрасли
   "Торговля и общественное питание" в 2001 году составили 18,9 млрд.
   руб.  Доля  наполняемости бюджета города от предприятий торговли и
   общественного питания оценивается в 16,3%. Налоговые поступления в
   консолидированный  бюджет  от  всех  предприятий отрасли составили
   43,2 млрд. руб.
      Вместе с  тем,  состояние  и  тенденции  развития этого важного
   сектора  городского  хозяйства  свидетельствуют  о  наличии   ряда
   серьезных    проблем,   снижающих   социальную   и   экономическую
   эффективность функционирования потребительского рынка и  услуг  г.
   Москвы  и  требующих  своего решения в рассматриваемой перспективе
   (2002-2003 гг.).
      Остаются высокими  темпы  инфляции  на  потребительском  рынке.
   Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в  Москве  в
   декабре  2001  года  составил  по  сравнению  с декабрем 2000 года
   120,4% (2000 г. - 124,4%), индекс цен на продукты питания - 120,6%
   (117,8%),  непродовольственные товары - 114,7%  (130,7%),  бытовые
   услуги населению - 129,5%  (125,6%). Показатели ценовой динамики в
   Москве в 2001 году были несколько выше, чем в целом по России.
      Стоимость минимального набора  продуктов  питания,  входящих  в
   потребительскую  корзину  (для  мужчин  трудоспособного возраста),
   рассчитанного по среднероссийским нормам потребления,  оценивалась
   в конце декабря в Москве в 1141,25 руб.  и возросла по сравнению с
   началом 2001 года на 21,1%.
      Наблюдается существенная  (до  20-25%)  дифференциация  цен  на
   одноименные  товары,  в  том  числе   первой   необходимости,   по
   территориям административных округов города <3>.
      Высокие темпы  роста потребительских  цен  наряду  с  действием
   макроэкономических  факторов  обусловлены  факторами,  лежащими  в
   сфере оптовой и розничной  торговли и бытовых услуг.  Это  высокие
   издержки  обращения,  наличие многочисленных посредников,  большая
   часть из которых не является ни технологически,  ни организационно
   необходимой <4>, монопольное положение и недостаточная конкуренция
   между  предприятиями  на  локальном   уровне   в   случае   низкой
   насыщенности торговой сети и др.
      Обеспечение ценовой  доступности  товаров  и  услуг  для   всех
   социальных  групп  населения  является  одной  из  главных проблем
   развития потребительского рынка Москвы с учетом  того,  что  почти
   четверть  населения города имеет денежные доходы ниже прожиточного
   минимума. В решении этой проблемы  наряду с мерами по стабилизации
   потребительских цен должны быть задействованы адресные мероприятия
   по поддержке развития сети  торгового и бытового обслуживания  для
   малообеспеченных категорий  граждан, а  также некоторых  социально
   значимых видов бытовых услуг (услуги бань, ритуальные услуги).
      Складывающаяся дислокация   объектов   торгового   и   бытового
   обслуживания   в   городе   не   полностью  отвечает  потребностям
   населения.  Органы территориального  и  городского  управления  не
   используют  в  полной  мере  свои  функции  по  сохранению профиля
   социально значимых объектов,  расположенных в пределах  пешеходной
   доступности, в том числе в случае аренды нежилых помещений <5>.
      Остро сказывается неравномерность  размещения сети торгового  и
   бытового  обслуживания  по  районам  города.   На периферии города
   сложилось   16   районов   с   обеспеченностью   ниже    социально
   гарантированного   уровня.     Продолжается   вымывание   объектов
   повседневного  спроса  в  центральной  части  города  и на крупных
   магистралях городского  значения.   Недостаточно развивается  сеть
   небольших  магазинов  социально  гарантированного  уровня в местах
   проживания москвичей.
      Обеспечение территориальной доступности товаров и услуг во всех
   районах города на уровне  не ниже установленных  градостроительных
   и социальных стандартов  (нормативов) обслуживания  входит в число
   главных  проблем  перспективного  развития потребительского рынка.
   Реальные возможности  ее  решения  выходят  за  рамки  двухлетнего
   периода   (2002-2003   гг.)   и  требуют  осуществления  комплекса
   градостроительных,  имущественно  -  земельных  и  организационных
   мероприятий,   включая  разработку  дифференцированных  нормативов
   развития и размещения сети с учетом типов предприятий  и  районных
   схем  размещения   объектов  социально  гарантированного   уровня,
   приоритетное выделение для  таких  объектов  нежилых  помещений  и
   земельных участков и т.д.
      Актуальной остается   проблема    обеспеченности    предприятий
   потребительского  рынка  и  услуг,  в  том  числе крупных торговых
   объектов, автостоянками и парковками <6>.
      Несмотря на   некоторое  сокращение,  рынки  сохраняют  высокий
   удельный вес в общей емкости торговой сети города (около 24%) и  в
   объемах  розничного  товарооборота.  Практика  оптовой и розничной
   торговли на рынках  во  многом  не  соответствует  государственным
   требованиям.
      Процессы структурной   перестройки   оптового   звена   системы
   товародвижения   отстают  от  запросов  розничной  торговли  и  не
   подготовлены  к  значительным  структурным   изменениям,   которые
   ожидаются  в  ближайшие  годы  на  потребительском рынке (развитие
   розничных  сетей   и   крупных   торговых   объектов:   гипер-   и
   супермаркетов, торговых комплексов и центров и др.).
      Дальнейшее развитие   социально   ориентированных   предприятий
   потребительского  рынка  и  услуг  сдерживается из-за трудностей с
   выделением нежилых  помещений,  а  также  земельных  участков  для
   строительства   распределительных   центров.   Проблемы   в  сфере
   имущественно - земельных отношений во  многом  замедляют  процессы
   создания  в  городе  сети торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри"
   <7>,  сетевых распределительных центров, крупных торговых объектов
   в  соответствии  с  Генеральной схемой размещения крупных торговых
   объектов городского значения.
      В Москве   была   создана  региональная  система  идентификации
   качества  алкогольной  продукции  и  контроля  за   ее   розничной
   реализацией,  которая показала свою высокую эффективность.  В 2001
   году сумма  акцизов,  перечисленных  в  консолидированный  бюджет,
   увеличилась  в  5  раз  по  сравнению  с  1998  годом.  Количество
   фальсифицированной     алкогольной      продукции,      выявленной
   контролирующими  органами  в  розничной сети,  сократилось за этот
   период с 46 до 7%.
      Однако с    внесением   изменений   в   Федеральный   закон   о
   государственном регулировании производства и  оборота  алкогольной
   продукции  <8>,  запретивших использование идентификационных марок
   субъектов  Федерации,  актуальной   становится   проблема   защиты
   внутреннего   алкогольного   рынка   города  от  некачественной  и
   фальсифицированной продукции в новых условиях.
      Проблема обеспечения  качества  и  безопасности товаров и услуг
   является  общей   стратегической   задачей   для   всех   секторов
   потребительского  рынка и услуг.  Наиболее остро она стоит в сфере
   неорганизованной торговли:  в розничном звене  -  на  рынках  и  в
   мелкорозничной   торговле;   в   оптовом   звене  -  при  хранении
   продовольствия  в так  называемых  "неприспособленных  помещениях"
   (цеха   и  склады  промышленных  предприятий,  нежилые  помещения,
   гаражи, спортивные сооружения и т.д.). Существование этого канала,
   тесно  связанного  с рынками,  выводит из системы государственного
   контроля  качества  и  налогового  контроля  значительные   объемы
   продовольственных товаров <9>.
      В сфере координации и контроля развития потребительского  рынка
   и   услуг   требуется   принятие   нового  городского  закона  для
   упорядочения  деятельности  контролирующих   органов,   устранения
   дублирования   в   их   работе.   Должна   быть   также   упрощена
   административно - разрешительная  практика  для  субъектов  малого
   предпринимательства, в том числе в мелкорозничной торговле.
   
         2. Цели, задачи и приоритеты развития потребительского
                             рынка и услуг
   
      Основные направления  призваны  обеспечить  решение  актуальных
   проблем развития потребительского рынка и услуг г.  Москвы в целях
   повышения степени удовлетворения потребностей населения  города  в
   торговых  и  бытовых  услугах  в  соответствии  со  складывающимся
   спросом.
      Общими концептуальными задачами основных направлений являются:
      - формирование социально ориентированной  системы  торгового  и
   бытового обслуживания,  обеспечивающей ценовую доступность товаров
   и услуг для всех социальных групп населения;
      - формирование   пространственной  сети  предприятий  торговли,
   общественного   питания   и   бытового   обслуживания   населения,
   обеспечивающей территориальную доступность товаров и услуг во всех
   районах города  на уровне  не ниже  принятых  градостроительных  и
   социальных стандартов (нормативов) обслуживания;
      - развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг: новое
   строительство,    реконструкция    и   модернизация   объектов   в
   соответствии с градостроительными концепциями и новейшими научно -
   техническими достижениями;
      - обеспечение в сфере потребительского рынка  и  услуг  баланса
   интересов   и   защиты   прав   потребителей,  предпринимателей  и
   государства  на   основе   совершенствования   форм,   методов   и
   организации правового регулирования, координации и контроля;
      - развитие  механизмов  и   инструментов   предпринимательской,
   инвестиционной и инновационной деятельности.
      В целях повышения эффективности и системности в решении проблем
   развития  потребительского  рынка  и  услуг  установить  следующие
   приоритеты на 2002-2003 годы.
      В области повышения социальной направленности:
      - создание системы социального мониторинга;
      - развитие сети предприятий социальной направленности,  включая
   магазины - дискаунты,  социальное питание  (школьное,  диетическое
   питание,  сеть предприятий быстрого питания), бытовое обслуживание
   в  части  социально  значимых   видов   услуг   (строительство   и
   реконструкция бань, развитие объектов похоронного обслуживания), и
   предприятий,  ориентированных  на  обслуживание   малообеспеченных
   категорий граждан;
      - защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности
   товаров  и  услуг  потребительского  назначения,  взаимодействие с
   общественными организациями потребителей.
      В области развития инфраструктуры:
      - размещение  предприятий  торговли,   общественного   питания,
   бытового обслуживания различных типов и специализации, в том числе
   объектов  социально  гарантированного  уровня,  в  соответствии  с
   градостроительными   планами  развития  территорий  и  Генеральной
   схемой размещения крупных торговых объектов городского значения  в
   Москве до 2020 года;
      - повышение уровня обеспеченности предприятий  потребительского
   рынка и услуг автостоянками и парковками;
      - упорядочение  рыночной  торговли,  преобразование  рынков   в
   современные торговые центры и комплексы;
      - упорядочение      мелкорозничной       сети,       ликвидация
   несанкционированной торговли, в том числе у станций метрополитена,
   в  подуличных  пешеходных  переходах  и  других  местах  массового
   пребывания населения;
      - развитие информационных технологий в  сфере  потребительского
   рынка, электронной торговли, создание новых и развитие действующих
   автоматизированных  информационных   систем   ("Карта   москвича",
   информационно  -  сбытовая система "ГИСИС",  "Карточка продавца" и
   т.д.).
      В области правового регулирования, координации и контроля:
      - систематизация  действующих   нормативных   актов,   внесение
   предложений об отмене устаревших актов, приведение отдельных актов
   в соответствие с федеральным законодательством;
      - защита   внутреннего   алкогольного  рынка  города,  создание
   системы  контроля  за  качеством  и  товародвижением   алкогольной
   продукции;
      - создание  равных  конкурентных  возможностей   для   развития
   крупных, средних и малых предприятий;
      - поддержка отечественных  структур,  организующих  собственные
   товаропроводящие сети;
      - защита  прав  предпринимателей,   ликвидация   необоснованных
   административных   барьеров,   упрощение   процедуры   выхода   на
   потребительский рынок  города новых предприятий  и создание равных
   конкурентных   возможностей   для   крупных,   средних   и   малых
   предприятий,  упорядочение  контрольной  деятельности  и  создание
   равных  конкурентных  возможностей  для  крупных,  средних и малых
   предприятий;
      - совершенствование   механизмов   координации:  в  развитии  и
   размещении оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в том числе
   сетевых  структур  и  объектов  типа "Кэш энд Кэрри",  обеспечении
   интеграционных процессов, укреплении региональных, межрегиональных
   и  межгосударственных  связей  потребительского  рынка  и развитии
   инвестиционной и инновационной деятельности;
      - развитие  организаций саморегулирования бизнеса,  ассоциаций,
   союзов    и    иных    представителей    коллективных    интересов
   предпринимателей;
      - повышение  квалификации   и   подготовки   кадров   в   сфере
   потребительского рынка и услуг;
      - противодействие терроризму на объектах потребительского рынка
   и услуг.
      Сформировать основные  направления  развития   потребительского
   рынка и услуг г.  Москвы как совокупность заданий, направленных на
   решение актуальных проблем и реализацию установленных  приоритетов
   с  целью  поддерживать  социально значимые виды торговых и бытовых
   услуг и защиту прав  потребителей,  повышать  технический  уровень
   предприятий   и  обслуживания  потребителей  и  улучшать  средства
   правового регулирования, координации и контроля.
      В соответствии с целями, задачами и приоритетами перспективного
   развития  потребительского   рынка   и   услуг   предусматривается
   выполнение заданий по трем взаимосвязанным направлениям <10>.
      Первое направление  ориентируется  на  обеспечение  доступности
   потребительского   рынка  и  услуг  в  цивилизованных  формах  его
   организации для абсолютного большинства населения.
      Второе направление          предусматривает          реализацию
   градостроительной, технической и инвестиционной политики в отрасли
   путем  нового строительства,  а также реконструкции и модернизации
   крупных, средних и малых объектов потребительского рынка и услуг.
      Третье направление   включает   задания  по  развитию  науки  и
   технологии,  подготовке  кадров  и  повышению   их   квалификации,
   организации  правового  регулирования,  координации  и  контроля в
   сфере торговли,  общественного  питания  и  бытового  обслуживания
   населения.
   
          3. Развитие секторов потребительского рынка и услуг
   
                             3.1. Торговля
   
      В целях    удовлетворения    в    полном    объеме    растущего
   платежеспособного спроса населения  на  потребительские  товары  в
   рамках  прогноза социально - экономического развития г.  Москвы на
   период до 2004  года  <11>  обеспечить  в  2002-2003  гг.  прирост
   объемов  оборота розничной торговли в сопоставимых ценах на уровне
   4,5-5,5% в год.
      Повысить культуру   и   качество   торгового   обслуживания   с
   использованием  современных  технологий,  а  также   прогрессивных
   архитектурно  -  строительных  решений.  Обеспечить  благоприятные
   условия для расширения  объема  торговой  деятельности  на  основе
   дальнейшего   развития   емкости  торговой  сети  и  улучшения  ее
   территориального  размещения,  в   том   числе   за   счет   более
   эффективного использования нежилого фонда города.
      Поддержать прогрессивные тенденции и  структурные  изменения  в
   отрасли, связанные:
      - с приоритетным развитием социально  ориентированных  объектов
   торговли;
      - с  переходом  к  сетевым  принципам  организации  торговли  и
   логистики, развитием розничных сетевых структур;
      - с ростом числа крупных современных торговых объектов  (гипер-
   и  супермаркеты,  торговые комплексы типа "Кэш энд Кэрри" и др.) и
   их доли на рынке;
      - с упорядочением рыночной торговли, сокращением удельного веса
   рынков в суммарной емкости торговой сети.
      В соответствии  с  Программой  Правительства Москвы на 2002 год
   <12> предусмотреть меры по дальнейшему ускоренному  развитию  сети
   торгового  обслуживания  по сниженным  ценам,  ориентированного  в
   первую очередь  на малообеспеченные категории граждан, в том числе
   магазинов - дискаунтов,  торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри",
   социальных магазинов "Овощи -  фрукты  -  продукты"  и  др.  <13>.
   Довести   долю   социально  ориентированных  предприятий  в  общем
   количестве предприятий по торговле продовольственными  товарами  в
   2003 году до 8,5-9,0%.
      На крупных предприятиях торговли распространить инициативу  ЗАО
   "ТД  "Перекресток"  и других сетевых структур по продаже товаров в
   утренние часы со скидкой 5-10%  для пенсионеров и малообеспеченных
   категорий граждан.
      В рамках  реализации  программы   развития   оптовой   торговли
   продовольствием  в  г.  Москве  на  2002-2004 гг.  <14> обеспечить
   формирование каналов  товародвижения,  в  том  числе  плодоовощной
   продукции с относительно низкими ценами для обслуживания социально
   ориентированных  предприятий  розничной  торговли.  В  этих  целях
   содействовать   организации   распределительных   центров  сетевых
   компаний, имеющих магазины сниженных цен, торговых комплексов типа
   "Кэш энд Кэрри" и иных объектов оптово - розничного распределения,
   в том числе на базе имущественных комплексов оптовых  предприятий,
   выставляемых  на  инвестиционные  конкурсы  (торги) по результатам
   применения процедур финансовой санации.
      Рассматривать задачу  совершенствования системы  товародвижения
   потребительских  товаров  в  качестве одной из главных предпосылок
   стабилизации цен на потребительском рынке города.
      В торговле продовольственными товарами активизировать начатые в
   2001  году  процессы  структурных  преобразований  в  звене "опт -
   мелкий  опт  -  розница",  направленные  на  создание  современной
   рыночной  инфраструктуры  оптовой  торговли,  сокращение звенности
   товарооборота, значительное уменьшение доли посредников на оптовом
   рынке,  снижение  издержек  обращения  за  счет лучшей организации
   логистики.  Предусмотреть в период до 2005  года  строительство  7
   новых  и  развитие 2 действующих распределительных центров сетевых
   торговых компаний, а также 10-12 торговых комплексов типа "Кэш энд
   Кэрри",  успешно  конкурирующих  с  рынками  в  сфере мелкооптовой
   торговли.
      Обеспечить достижение   необходимого   рыночного   разнообразия
   структур,  осуществляющих оптовую  торговую деятельность:  оптовых
   продовольственных  рынков,  сетевых  и территориальных (зональных)
   распределительных центров различных типов,  магазинов - складов  и
   т.д. Использовать при отработке вопросов развития оптовой торговли
   опыт создания в Москве крупных оптовых структур  в  сфере  оборота
   алкогольной продукции.
      В оптовой  торговле  непродовольственными  товарами  с   учетом
   состава операторов и состояния  инфраструктуры оптового звена <15>
   считать   приоритетными    следующие    направления    структурных
   преобразований,  ориентированные  на  развитие  современных  типов
   крупных оптовых предприятий:
      - создание  по  основным  товарным  группам  специализированных
   межрегиональных оптовых компаний;
      - организация   в  составе  розничных  сетей  распределительных
   центров, открытых для внешних покупателей;
      - развитие сети складских фирм - операторов оптового рынка.
      Разработать в 2002-2003 гг. концепцию и среднесрочную программу
   развития  оптовой  торговли непродовольственными товарами в Москве
   со  схемой  размещения  объектов,  взаимоувязанной  с  Генеральной
   схемой размещения крупных торговых объектов городского значения.
      Задействовать через  оптовую   торговлю   механизмы   поддержки
   отечественных  и  прежде  всего  московских  товаропроизводителей.
   Способствовать  промышленным  предприятиям   города   в   развитии
   фирменной   оптово   -  розничной  торговли,  в  том  числе  путем
   предоставления  на  льготных   условиях   нежилых   помещений,   и
   организации сбыта продукции через распределительные сети.
      Поддерживать развитие  и  закрепление  корпоративных  принципов
   организации и управления в торговле,  основанных на реализации как
   горизонтальных    (на    уровне    предприятий    и    объединений
   потребительского   рынка),   так   и   вертикальных   (на   уровне
   промышленных и оптовых предприятий) хозяйственных связей.
      Стимулировать процессы  интеграции оптовой и розничной торговли
   по встречным направлениям и  со  стороны  розничных  сетей,  и  со
   стороны  оптовых  продовольственных  предприятий.  Для  реализации
   проектов создания интегрированных объединений  с  участием  города
   передавать  в доверительное управление на конкурсной основе пакеты
   акций  предприятий  оптового  звена,   находящиеся   в   городской
   собственности, предприятиям розничной торговли, изъявившим желание
   принять участие в формировании новых структур.
      Повысить финансовую  устойчивость  производственно  -  торговых
   объединений  путем  подключения  к  ним  финансово   -   кредитных
   организаций   и   в   перспективе   -   формирования  финансово  -
   промышленных групп в сфере торговой деятельности.
      Всемерно поддерживать  развитие интегрированных объединений,  в
   том числе торговых холдингов,  торговых объединений ассоциативного
   типа,   а   также  добровольных  торговых  объединений  на  уровне
   предприятий и объединений потребительского рынка.
      Считать перспективными  направлениями создание сетевых структур
   в розничной торговле объединений магазинов:
      - с относительно ограниченным ассортиментом и невысокими ценами
   (магазины - дискаунты);
      - с одинаковой концепцией хозяйственного развития;
      - с   особыми   формами   торгового   обслуживания    (салонное
   обслуживание, торговля по каталогам и т.д.).
      Содействовать расширению масштабов применения  франчайзинга  на
   потребительском   рынке  как  средства  повышения  устойчивости  и
   конкурентоспособности  малых   предприятий,   улучшения   качества
   обслуживания, сокращения производственных затрат.
      В период  2002-2003  гг.  предусмотреть  создание   662   новых
   предприятий,  а также реконструкцию и модернизацию 505 действующих
   предприятий торговли.
      При развитии розничной торговой сети предусматривать:
      - универсализацию продовольственной торговли;
      - формирование   сети   крупных  торговых  предприятий  или  их
   комплексов в районах с низкой плотностью жилой застройки;
      - организацию сети магазинов сниженных цен;
      - формирование  в   периферийных   районах   города   магазинов
   социально   гарантированного   уровня   (расположенных  в  радиусе
   пешеходной доступности 300-500 м и торгующих широким ассортиментом
   продовольственных и непродовольственных товаров);
      - изменение существующей структуры  торговой  сети  центральной
   зоны города с увеличением доли объектов социально гарантированного
   уровня обслуживания населения  товарами массового и  повседневного
   спроса;   интенсификацию   существующей   застройки  перспективных
   территорий рынков, строительство на их основе торговых  комплексов
   и центров.
      Усилить внимание к  градостроительной  политике  развития  сети
   торговли.  Обеспечить  практическую  реализацию  Генеральной схемы
   размещения крупных торговых объектов в Москве до 2020 года в части
   объектов,  находящихся в стадии проектирования и строительства,  а
   также  объектов,  для  размещения  которых  на  конкурсной  основе
   имеются зарезервированные земельные участки. Предусмотреть меры по
   выявлению дополнительных земельных участков для размещения крупных
   торговых объектов и их включению в Генеральную схему.
      Разработать в 2002-2003  гг.  проекты  планировки  общественных
   территорий  "Южное Бутово" (ЮЗАО),  "Дмитровская" (СВАО),  "Южная"
   (ЮАО)  и  "Черкизовская"  (ВАО)  для   размещения   торговых   зон
   городского значения.
      С учетом   градостроительных   планов    развития    территорий
   административных  округов,  Генеральной  схемы  размещения крупных
   торговых  объектов  и  в  соответствии   с   нормативными   актами
   Правительства   Москвы  <16>  обеспечить  дальнейшее  упорядочение
   рыночной торговли.
      Предусмотреть меры по закрытию 22 неперспективных рынков, в том
   числе по выводу до 2003 года  7  рынков  с  территорий  спортивных
   сооружений  ("Лужники",  "Динамо",  ЦСКА и др.).  Взять под особый
   контроль  выполнение  управляющими  компаниями   обязательств   по
   преобразованию  (реконструкция,  новое  строительство) 38 рынков в
   современные торговые центры  и  торговые  комплексы  на  земельных
   участках,   предоставленных   городом   в   долгосрочную   аренду.
   Предусмотреть   в   период   до   2005   года   реконструкцию   13
   государственных  сельскохозяйственных  (бывших колхозных) рынков с
   созданием на них оптимальных условий для продавцов и  покупателей.
   Определить  перспективы  развития  остальных  96 рынков,  временно
   сохраненных в торговой инфраструктуре города, и разработать в 2002
   году городскую целевую программу по оптимизации размещения рынков,
   их реконструкции и преобразованию в торговые центры и комплексы на
   период до 2010 года.
      Осуществить мероприятия   по   повышению   уровня   организации
   торговли  и  улучшению контроля и надзора за деятельностью рынков,
   организации системы учета торгующих  на  рынках  с  использованием
   персональных     карточек    продавца,    выполнению    требований
   антитеррористической безопасности.
      В сфере мелкорозничной торговли приоритетными задачами районных
   Управ должны стать:
      - упорядочение  мелкорозничной торговли в подуличных пешеходных
   переходах;
      - приведение  ассортимента реализуемых товаров в соответствие с
   функциональным  назначением   объектов   мелкорозничной   торговли
   (продажа мороженого,  прохладительных напитков, печатной, табачной
   и другой продукции);
      - создание      сети      передвижных     торговых     средств,
   специализирующейся на быстром питании,  которую в  зависимости  от
   ситуации  можно использовать на улицах,  у станций метро,  в зонах
   отдыха, на праздничных мероприятиях;
      - ликвидация несанкционированной торговли.
      Приоритетными задачами сезонной торговли являются:
      - улучшение   материально   -   технической   базы  этого  вида
   обслуживания;
      - создание объектов, соответствующих современным требованиям, в
   том числе отработка малых (лотковых) форм торговли;
      - переход на новые формы реализации кваса: установка постмиксов
   и премиксов;
      - внедрение кегов со специальным оборудованием;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное