Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

РЕШЕНИЕ СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СНГ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "ВЫСОКОНАДЕЖНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" (ПРИНЯТО В Г. ЯЛТЕ 08.10.1999)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1


                                РЕШЕНИЕ
                     О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ
               "ВЫСОКОНАДЕЖНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ"

                      (Ялта, 8 октября 1999 года)

       Совет  глав  правительств  Содружества  Независимых Государств
   решил:
       1. Утвердить   Межгосударственную   программу  "Высоконадежный
   трубопроводный транспорт" (прилагается).
       2. Координацию   действий   по   ее  реализации  возложить  на
   Координационный      совет      Межгосударственной       программы
   "Высоконадежный   трубопроводный   транспорт"   и   Исполнительный
   комитет Содружества Независимых Государств.
       3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.

       Совершено в городе Ялте 8 октября 1999 года в одном экземпляре
   на русском языке.  Подлинный экземпляр хранится  в  Исполнительном
   Комитете  Содружества  Независимых  Государств,  который  направит
   каждому государству его заверенную копию.

                                                            (Подписи)






                                                           Утверждена
                                    Решением Совета глав правительств
                                   Содружества Независимых Государств
                                       о Межгосударственной программе
                                       "Высоконадежный трубопроводный
                                                           транспорт"
                                               от 8 октября 1999 года

                      МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
               "ВЫСОКОНАДЕЖНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ"

                                Введение

       Настоящая Межгосударственная     программа     "Высоконадежный
   трубопроводный транспорт" ("ВНТТ") (далее - Программа) разработана
   с  целью  комплексного решения крупной научно-технической проблемы
   по  модернизации  сети  магистральных   трубопроводов,   а   также
   реализации связанных с ней экономических и экологических задач.
       Программа представляет   собой    увязанный    по    ресурсам,
   исполнителям    и     срокам    реализации    комплекс    научно -
   исследовательских,     опытно-конструкторских,      экономических,
   правовых, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих
   решение  задач  в  области  экономического  развития  стран   СНГ.
   Программа  ориентирована  на  повышение эффективности эксплуатации
   трубопроводного транспорта со снижением его аварийности  не  менее
   чем в семь раз.
       Программа включает в себя семь направлений,  каждое из которых
   служит реализации конкретных задач и получению определенного круга
   самостоятельных результатов.
       Государственными заказчиками    Программы   выступают   органы
   государственного  управления   стран   СНГ   в   области   добычи,
   переработки и транспортировки энергоресурсов.
       Программа разработана    с    учетом     межправительственного
   Соглашения    о    формировании   и   статусе   межгосударственных
   инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере и
   "Порядка     формирования    и    реализации    межгосударственных
   инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере",
   подписанных    главами    правительств   Содружества   Независимых
   Государств 11 сентября 1998 года в г. Москве.
       Программа классифицируется   как   межгосударственная.   В  ее
   реализации  принимают  участие  Республика   Армения,   Республика
   Беларусь,  Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика
   Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.
       По своей функциональной ориентации Программа является научно -
   технической и инновационной:
       в части  разработки  и  внедрения  новых  методов  и  средств,
   обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов;
       создания систем наблюдения и контроля за состоянием объектов;
       выхода производства стран на мировой уровень;
   а  также   экологической  в  части  осуществления  мероприятий  по
   улучшению  состояния  природной  среды,  улучшению  экологического
   состояния   объектов   и   комплексного   повышения  экологической
   безопасности населения.
       Реализация    Программы    предусматривает    организационно -
   экономический    механизм   использования   результатов   научно -
   исследовательских   и  опытно-конструкторских  работ,  конкурсного
   отбора и экспертизы разработок,  текущего контроля и корректировки
   заданий    Программы.    Научно-исследовательские    и    опытно -
   конструкторские  работы  и  их  результаты  являются  основой  для
   формирования  государственных,  отраслевых  и  региональных планов
   социально-экономического развития по внедрению новых технологий  и
   услуг,  составления  бизнес-планов и заключения контрактов в сфере
   привлечения инвестиций.
       По срокам   реализации   Программа  является  среднесрочной  и
   рассчитана на период до 2005 года.

           I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                    ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

       За исторически  короткий  период  времени  в  бывшем СССР была
   создана уникальная по протяженности и  производительности  система
   магистральных  трубопроводов  для транспортировки природного газа,
   нефти и продуктов их переработки.  Эта  трубопроводная  система  -
   одно  из  самых  крупных  инженерных  сооружений  XX  века.  Общая
   протяженность сети магистральных трубопроводов  в  СНГ  составляет
   более 300 тыс. км. В частности:
       - крупнейшая в мире сеть магистральных  газопроводов  среднего
   диаметра достигает общей протяженности 220 тыс. км;
       - сеть магистральных нефтепроводов - 66,5 тыс. км;
       - сеть магистральных нефтепродуктопроводов - 19,6 тыс. км.
       Российская часть магистралей составляет  свыше  208  тыс.  км,
   причем  доминируют в ней трубопроводы высокого давления и большого
   диаметра - 1020 - 1420 мм.  Эксплуатируется  800  компрессорных  и
   насосных станций, резервуарные парки объемом более 20 млн. куб. м,
   подземные хранилища емкостью  45,6  млрд.  куб.  м.  Протяженность
   промысловых нефтепроводов и газопроводов составляет 350 тыс. км.
       По грузообороту  магистральные  трубопроводы  занимают  второе
   место после железных дорог,  являются самым эффективным и надежным
   видом  транспорта  пожаро-взрывоопасных  углеводородов  и   играют
   решающую  роль  в  снабжении  энергоресурсами  и химическим сырьем
   внутренних потребителей,  а также в обеспечении основных  валютных
   поступлений  от  поставок природного газа,  нефти и нефтепродуктов
   зарубежным странам.  Нефтегазовый  комплекс  дает  около  половины
   валютных доходов России.
       Современные условия    работы    трубопроводного    транспорта
   характеризуются  прогрессирующим  старением основных фондов.  Так,
   более  50%  магистральных  трубопроводов   эксплуатируются   более
   20 лет,  а  около  половины  из  них  -  свыше  30 лет.  Состояние
   трубопроводов по мере  увеличения  продолжительности  эксплуатации
   под влиянием процессов старения,  накопления повреждений в металле
   трубопроводов  ухудшается.  Циклические  воздействия   внутреннего
   давления  вызывают  накопление  усталостных  повреждений  в  зонах
   дефектов,  допущенных   при   изготовлении   труб   и   проведении
   строительно-монтажных   работ.   Эти   повреждения   часто  служат
   источниками   трещин   малоцикловой   усталости.    Несовершенство
   технологии    нанесения    изоляционного    покрытия,   применение
   некачественных  материалов,   брак   строительно-монтажных   работ
   приводят  к развитию коррозионных повреждений наружной поверхности
   трубопроводов. Наличие сероводорода, воды в составе перекачиваемой
   продукции  способствует  образованию внутренней коррозии.  Все эти
   факторы в значительной степени увеличивают риск отказов и  крупных
   промышленных  аварий,  снижают  надежность  работы  трубопроводных
   систем.
       Общее падение  промышленного  производства  в  странах  СНГ  и
   тяжелое  положение  в   национальных   экономиках   не   позволяют
   рассчитывать  в  ближайшее  время  на  быструю  модернизацию парка
   магистральных трубопроводов.  При складывающихся темпах проведения
   капитального  ремонта  потребуется  свыше  50  лет на модернизацию
   действующего парка трубопроводов,  что  заведомо  не  обеспечивает
   простого   воспроизводства  мощностей  действующих  трубопроводных
   систем и ведет к их деградации.
       В то  же  время ужесточение экологических требований,  а также
   введение более жестких норм и  экономических  санкций  со  стороны
   государства,    пользователей   и   местных   органов   власти   к
   трубопроводным  организациям  и   системам   требуют   постоянного
   совершенствования технологий,  оборудования,  материалов и методов
   работы с целью исключения аварий и отказов как  эксплуатирующихся,
   так и вновь проектируемых и строящихся трубопроводных систем.  Это
   требует   значительных  инвестиций  и  прежде  всего  в   научно -
   исследовательской  и  инженерной  областях,  где могут проводиться
   отвечающие современным требованиям научно-технические разработки.
       Принципиальное отличие   задач   повышения   эффективности   и
   надежности  трубопроводных  систем  на современном этапе состоит в
   необходимости структурных  и  технологических  изменений  во  всем
   неразрывно    связанном    комплексе   технологических   процессов
   диагностики,  технического обслуживания,  ремонта и  реконструкции
   трубопроводных   систем   без   нарушений   режимов   эксплуатации
   трубопроводов.
       Рост срока службы магистральных трубопроводов,  ограниченность
   финансовых ресурсов,  необходимых для проведения  замены  линейной
   части   трубопроводов  и  технологического  оборудования,  придают
   проблеме  обеспечения  надежности  и   безопасности   эксплуатации
   магистральных трубопроводов особое значение.
       В дальнейшем прогнозируется рост аварий, количество которых по
   сравнению  с  1993 годом возросло в три с лишним раза.  Потери при
   этом,  к примеру,  нефти составляют более 10 млн. т, т.е. почти 4%
   от объема добычи.  Прямые потери по Российской Федерации превышают
   270 млн.  долл.  США.  Ученые и специалисты государств Содружества
   оценивают Программу как стратегическое направление по техническому
   перевооружению энергетического комплекса.
       С переходом   стран   СНГ  к  рыночным  формам  хозяйствования
   образовалось  значительное  число  самостоятельных   хозяйствующих
   организаций   (компании,   акционерные  общества,  государственные
   предприятия,  в том  числе  РАО  "Газпром",  АК  "Транснефть",  АК
   "Транснефтепродукт",   АО   "Роснефтегазстрой",   НК   "Роснефть",
   "Укргазпром",   "Укрнефть",   "Белтрансгаз",    "Белнефтепродукт",
   "КазтрансОйл"     и    т.д.),    осуществляющих    проектирование,
   строительство и эксплуатацию трубопроводов различного  назначения.
   Все   они   встречаются   со   сходными   проблемами   в   области
   трубопроводного транспорта,  при этом технологическое  единство  и
   взаимосвязь  трубопроводных  систем  предопределяют  необходимость
   рассмотрения и решения важнейших научно-технических  проблем  этой
   области  в  едином комплексе,  в рамках сосредоточения финансовых,
   технических  и  интеллектуальных  ресурсов  всех  заинтересованных
   организаций на их решении.
       Система магистральных   трубопроводов   является   одним    из
   важнейших   факторов   экономической   интеграции   государств   -
   участников   СНГ,   и   только   ее    совместная    эксплуатация,
   совершенствование  и  развитие может обеспечить научно-техническое
   развитие и экономический рост.
       Предлагаемой Программой "ВНТТ" намечено решение  таких  важных
   проблем,  как  осуществление  системного  анализа  технического  и
   экологического состояния магистральных и промысловых трубопроводов
   и   на   его   основе   определение   уточненного  ресурса  работы
   трубопроводов  различного  назначения   в   различных   природно -
   климатических   условиях,   совершенствование  проектных  решений,
   повышение  технического  и  технологического   уровня   ремонтно -
   восстановительных работ и реконструкции трубопроводов,  разработка
   и  внедрение  соответствующей  техники  по  всему   циклу   работ,
   ужесточение  требований  к  трубам,  повышение  надежности сварных
   соединений,  разработка  и  внедрение  новых  методов  диагностики
   трубопроводных систем и др.
       Приоритетными направлениями Программы являются:
       - гармонизация действующих  норм  со  стандартами  европейских
   стран, США и Канады;
       - научное  обоснование  требований   к   металлу   и   сварным
   соединениям труб,  трубным деталям,  достижение высокого уровня их
   качества, в  частности  на  основе  внедрения  достижений научно -
   технологической программы "Создание конкурентоспособных на мировых
   рынках   сварных   конструкций,   ресурсосберегающих   технологий,
   материалов и оборудования для сварного производства";
       - разработка новых технологий  и  техники  для  строительства,
   ремонта и реконструкции магистральных и промысловых трубопроводов;
       - защита от почвенной и химической коррозии труб, изоляционные
   материалы  и  ингибиторы,  электрохимическая защита и коррозионный
   мониторинг;
       - надежность    эксплуатации    трубопроводов,   экологическая
   безопасность и мониторинг;
       - постановка  диагностики на современном уровне с определением
   остаточного ресурса трубопроводов;
       - прокладка газопроводов и нефтепроводов в морских акваториях.
       Перечисленные проблемы  имеют  существенную   значимость   для
   государств  СНГ  в  повышении  эффективности  экономики,  развитии
   нефтегазоносных    районов,    социальной    сферы,    обеспечении
   экономической безопасности и рационального природопользования.  Их
   решение предполагает высокую эффективность технических,  правовых,
   организационных мероприятий, широкое распространение прогрессивных
   технологий по строительству и эксплуатации трубопроводных систем.
       Достижение поставленных   в   Программе    целей    и    задач
   предполагается через реализацию семи направлений, которые только в
   комплексе  могут  дать  намеченный   эффект.   Поэтому   отдельные
   разработки, касающиеся, в частности, диагностики, защиты и ремонта
   трубопроводов, увязаны по срокам исполнения и исполнителям.
       Программой предусматривается выполнение  значительного  объема
   работ  при  участии  восьми  государств  СНГ  и более 50 научных и
   производственных организаций.  Координация их действий приобретает
   существенную роль в исполнении заданий Программы. Требуется четкая
   процедура согласования нормативных документов и  взаимодействие  с
   центральными и местными органами управления.  В первую очередь это
   касается   обеспечения   финансирования   Программы,   утверждения
   стандартов   и   норм,   внедрения   новых  технологий  ремонта  и
   строительства трубопроводов,  контроля  за  состоянием  систем.  В
   связи с этим управление ресурсами Программы, реализация намеченных
   этапов в  планируемые  сроки  могут  быть  осуществлены  только  с
   помощью  программного  подхода и программных методов и при наличии
   единого координационного центра.

          II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
                         И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Основными целями и задачами настоящей Программы являются:
       - повышение   надежности   эксплуатации   действующих   систем
   трубопроводного транспорта;
       - создание единого нормативно-технического пространства  стран
   СНГ в сфере трубопроводного транспорта;
       - гармонизация действующих стандартов и  технических  норм  со
   стандартами  промышленно  развитых  стран  Европы,  США  и  других
   государств.
       Программа реализуется  в течение 1998 - 2005 годов с ежегодным
   уточнением в  ней  заданий,  включаемых  по  решению  руководящего
   органа   Программы   -   Координационного   совета,  утверждаемого
   правительствами стран - участниц Программы.
       Программа "Высоконадежный   трубопроводный  транспорт"  начала
   разрабатываться по решению Совета Министров СССР  в  1991  году  и
   была  приостановлена на период формирования независимых государств
   на территории бывшего СССР.  По поручению Правительств  Украины  и
   России  в  1993  году Программа преобразована в Межгосударственную
   научно-техническую   программу   "Высоконадежный    трубопроводный
   транспорт"  (МГНТП  "ВНТТ").  Учредителями  Программы на том этапе
   работ выступили РАО "Газпром",  ГП "Роснефть", АО "Транснефть", АО
   "Роснефтегазстрой",   "Укргазпром",  "Укрнефть".  Для  организации
   разработки Программы  в  течение  1996  -  1997 годов была создана
   ассоциация "ВНТТ" под эгидой Межправительственного совета по нефти
   и газу.
       Межгосударственная программа   "Высоконадежный  трубопроводный
   транспорт" является постоянно действующей системой,  открытой  для
   участия  в  ее  реализации  стран СНГ,  научных и производственных
   организаций стран Содружества,  организаций и фирм  других  стран,
   специализирующихся в области трубопроводного транспорта.
       Интеграция государств Содружества в этой  области  обусловлена
   необходимостью:
       - проведения согласованной научно-технологической  политики  в
   области   повышения  надежности  функционирования  трубопроводного
   транспорта;
       - развития  научно-технических связей и концентрации усилий на
   эффективном  решении   актуальных   задач   внедрения   достижений
   научно-технического    прогресса   в   области   строительства   и
   эксплуатации магистральных и промысловых трубопроводов;
       - проведения согласованных мероприятий в вопросах технического
   нормирования,    стандартизации,    сертификации,     лицензионной
   деятельности  и  реализации научно-технической продукции в области
   трубопроводного транспорта.
       Объединение научно-технического   потенциала   стран   СНГ  на
   решении  ключевых  проблем  трубопроводного  транспорта   позволит
   эффективно  использовать  научно-технический  задел,  созданный  в
   предшествующий период в рамках СССР, будет способствовать развитию
   широкой   кооперации   в  сфере  проектирования,  строительства  и
   эксплуатации  систем  трубопроводного   транспорта,   эффективному
   внедрению  научно-технических  разработок  и  результатов  научных
   исследований как в странах СНГ,  так  и  в  рамках  международного
   сотрудничества,  а также обеспечит защиту авторских прав, развитие
   лицензионной  деятельности  и  широкое  привлечение  инвестиций  в
   области  научных и прикладных исследований в сфере трубопроводного
   транспорта.

                  III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

       Основой системы     программных      мероприятий      являются
   взаимоувязанные  научно-исследовательские и опытно-конструкторские
   работы,    экономические,     производственные,     правовые     и
   организационно-хозяйственные мероприятия,  изложенные  в  разделах
   XI - XVII Программы.
       Комплекс программных  мероприятий  сформирован  вокруг целевой
   задачи или по технологическому признаку  и  включает  в  себя  все
   этапы   "от  идеи  до  практического  применения",  в  том  числе:
   научно-исследовательские    и    опытно-конструкторские    работы,
   экспериментальные      разработки;      проведение      испытаний;
   внешнеэкономические связи;  охрану окружающей среды;  нормативное,
   правовое и метрологическое обеспечение и другие.
       Так, Программа  предусматривает   разработку   широкой   гаммы
   стандартов и иных нормативно-технических документов,  определяющих
   научно-технологическое развитие в сфере трубопроводного транспорта
   и    его   метрологическое   обеспечение.   Планируется   создание
   принципиально  новых  приборов,  оборудования  и  аппаратуры   для
   контроля качества выполнения строительно-монтажных работ, контроля
   качества и изготовления материалов,  узлов и комплектующих изделий
   для систем трубопроводного транспорта,  включая развитие систем их
   сертификации, в том числе создание условий для сертификации систем
   качества   строительно-монтажных   организаций   на   соответствие
   международным стандартам серии ИСО-9000.
       В Программе    найдет     отражение     реализация     крупных
   межгосударственных    проектов    по   сооружению   трубопроводных
   магистралей,  таких, как строительство Каспийского трубопроводного
   консорциума  и газопровода Ямал - Западная Европа на принципиально
   более высоком технологическом и экологическом уровне.
       Право собственности на результаты исследований Программы,  как
   правило,  принадлежит заказчикам,  если в договорных отношениях не
   оговорено иное.
       Результаты исследований  в  рамках  Программы  для государств,
   вступивших в Ассоциацию  "ВНТТ",  компаний,  фирм,  организаций  и
   других  предприятий,  принимающих  участие в реализации Программы,
   являются  общей  интеллектуальной  собственностью  и  могут   быть
   использованы    ими    для   производственной   деятельности   без
   ограничения.

                  IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

       В рамках   реализации   заданий,   включаемых   в   Программу,
   предусматривается    сохранение   и   развитие    сети    научно -
   исследовательских,   опытно-конструкторских   и   производственных
   организаций,  специализирующихся в области систем  трубопроводного
   транспорта,  обеспечение  их  заказами  на разработку и устойчивым
   финансированием.
       К разработке  и  реализации  заданий   Программы   планируется
   широкое привлечение производственных организаций России, Украины и
   других стран СНГ, в том числе конверсионных предприятий и научно -
   исследовательских организаций.
       Общая потребность   в   материально-технических   (машины    и
   оборудование,  сырье, топливо, испытательные полигоны и станции) и
   трудовых  ресурсах  удовлетворяется  за  счет  научно-технического
   потенциала     участников    Программы.    Научно-техническое    и
   информационное обеспечение  Программы  осуществляется  посредством
   информационных  баз  участников  Программы  на основе специального
   проекта, который будет разработан Координационным советом.
       В Программе    принимает   участие   восемь   государств   СНГ
   (Азербайджанская Республика и Грузия свое участие  в  Программе  в
   последующие  годы будут рассматривать по мере формирования годовых
   бюджетов стран), 12 министерств и ведомств из различных государств
   Содружества,  более  50  научных  и производственных объединений и
   предприятий.
       Финансирование Программы   осуществляется,   как  правило,  из
   внебюджетных  источников  путем  заключения  прямых  хозяйственных
   договоров  о  долевом финансировании между участниками Программы и
   исполнителем  (исполнителями)  задания.   Финансирование   заданий
   Программы может частично осуществляться за счет бюджетных средств,
   выделяемых министерствам  -  участникам  Программы  на  проведение
   НИОКР.   Ассоциацией   "Высоконадежный  трубопроводный  транспорт"
   финансирование осуществляется за счет целевых  взносов  участников
   Программы,  а также привлечения коммерческих кредитов, спонсорских
   взносов и пожертвований. Кроме того, Ассоциация может осуществлять
   финансирование  Программы  за  счет  своей прибыли от коммерческой
   деятельности, направляемой на реализацию уставных задач.
       Общий ориентировочный     объем    финансирования    Программы
   составляет  17119,6  тыс.  долл.  США,  в  том  числе  капитальные
   вложения  - 281,5 тыс.  долл.  США.  В общий ориентировочный объем
   финансирования включены уже завершенные к 1998 году работы в целях
   установления   права   собственности   заказчиков   на  результаты
   исследований в рамках Программы.
       В настоящее время уже ведется уже около 40% работ. На 1999 год
   предусмотрено финансирование в размере более 4,5 млн. долл. США.
       За счет  средств,  выделяемых  заказчиками  работ  и бюджетных
   ассигнований,  планируется покрыть  около  70%  требуемого  объема
   финансирования Программы.  30% средств сосредоточено на реализации
   раздела "Новые технологии строительства,  ремонта и  реконструкции
   трубопроводов",   17%   средств   -   на   разработке  нормативных
   документов, 15% - на меры по защите трубопроводов от коррозии.
       После утверждения   Программы   предусматривается   подготовка
   соответствующих материалов по ее презентации в странах Восточной и
   Центральной  Европы  в  целях  привлечения инвестиций,  расширения
   состава ее участников и сферы внедрения разработок.
       Наряду с  этим  намечена  презентация  Программы  в  субъектах
   Российской Федерации и областях государств -  участников  СНГ  для
   привлечения доли средств,  получаемых местными властями за транзит
   углеводородов.
       Министерства и ведомства,  а так же научные и производственные
   объединения и  предприятия  из  различных  государств  Содружества
   финансируют     разработки     Программы    в    зависимости    от
   заинтересованности в результатах научных разработок, которые они в
   будущем намерены    использовать   в   своей   производственно   -
   хозяйственной деятельности.
       В настоящее   время   уже   финансирует   разработки  разделов
   Программы Республика  Казахстан,  Российская  Федерация,  Украина.
   Остальные   государства - участники  рассматривают  дополнительные
   возможности  привлечения   собственных   средств   предприятий   и
   организаций   и  других  источников  финансирования.  Одновременно
   государствами - участниками Программы рассматривается  возможность
   участия  своих  научных  и  научно-производственных  объединений в
   качестве исполнителей  как  разделов  Программы  так  и  отдельных
   научных тем.
       Ряд заданий  Программы   выполняется   за   счет   совместного
   финансирования    одновременно    несколькими    заинтересованными
   предприятиями и организациями заказчиков из  разных  государств  -
   участников  Содружества.  При  этом  объемы и сроки финансирования
   устанавливаются  по  согласованию  с  организациями  заказчиков  и
   подрядчиков и Координационным советом Программы.
       Конкретные ежегодные    объемы    финансирования    уточняются
   Координационным   советом   Программы   на   своих  заседаниях  по
   согласованию с  государствами  -   участниками   Программы   и   с
   предприятиями подрядчиками и заказчиками.

                    V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Механизм реализации  Программы  предусматривает  использование
   кредитно-денежного механизма, контрактной системы, государственной
   поддержки   по   организации  и  ассигнованию  выполняемых  работ,
   различных    прямых    и    косвенных    льгот,    предусмотренных
   законодательствами  стран  СНГ для исполнителей научно-технических
   программ,  а  также  системы  презентаций  на   специализированных
   форумах   за   рубежом.  Основой  механизма  реализации  Программы
   является система  договоров  (контрактов)  между  исполнителями  и
   заказчиками   работ   с  привлечением  сторонних  исполнителей  на
   конкурсной основе.
       Заказчики заданий   Программы  -  организации  трубопроводного
   транспорта - учредители  и  участники  формируют  предложения  для
   включения в качестве заданий разделов Программы,  определяют объем
   необходимого и выделяемого ими финансирования,  сроки выполнения и
   потенциальных  исполнителей.  Указанные предложения направляются в
   Координационный совет Программы,  которым организуется  проведение
   их рассмотрения,  экспертизы,  согласования и включения в качестве
   заданий  Программы  и  определение  условий   их   финансирования.
   Координационный совет определяет состав НИОКР,  выбор исполнителей
   которых проводится на конкурсной  основе,  организует  и  проводит
   конкурсы исполнителей НИОКР.
       По научно-исследовательским и опытно-конструкторским  работам,
   включенным  в  качестве  заданий  в  Программу,  под  руководством
   Координационного  совета  проводится   заключение   многосторонних
   договоров  между  заказчиками и исполнителями,  при этом заказчики
   работ  берут  на  себя  обязательства  по  договорам  в   пределах
   выделяемого  ими  финансирования и осуществляют оплату выполненных
   этапов работ непосредственно на расчетные счета исполнителей.
       Координационному совету   исполнителями   представляются   для
   рассмотрения  и  экспертизы  отчетные  материалы  по  разработкам,
   реализуемым   в  качестве  заданий  Программы,  а  также  итоговые
   материалы по выполнению заданий разделов Программы.  При этом  для
   работ,   выполняемых   на   условиях  совместного  финансирования,
   Координационным советом может  проводиться  рассмотрение  отчетных
   материалов  на коллегиальной основе с участием всех исполнителей и
   заказчиков таких работ.
       В качестве  заказчиков  работ,  включаемых в Программу,  могут
   выступать  правительства  стран  -   учредителей   и   участников,
   коммерческие  и  некоммерческие организации стран СНГ,  зарубежные
   фирмы.  В  этом  случае  генеральным  исполнителем   таких   работ
   выступает  Ассоциация  "Высоконадежный  трубопроводный  транспорт"
   ("ВНТТ") или иная организация,  определяемая на конкурсной  основе
   решением Координационного совета в этом качестве.
       Ассоциация "ВНТТ" или иная организация,  определенная решением
   Координационного  совета  в  качестве  генерального  заказчика  по
   разделам  (заданиям)  Программы,  заключает   договоры   НИОКР   с
   исполнителями   работ   за   счет   собственных  средств,  взносов
   учредителей,  спонсорских взносов и пожертвований, а также других,
   не запрещенных законодательством, источников финансирования.
       Программа реализуется   поэтапно,   с   ежегодным  обновлением
   состава проектов,  включаемых в качестве заданий на основе решений
   Координационного  совета  и анализа,  представляемых исполнителями
   отчетных  материалов  по  ходу   выполнения   Программы,   решений
   правительств      государств     -     участников,     а     также
   Межправительственного совета по нефти и газу.
       Программа формируется    и    реализуется    по    укрупненным
   направлениям,  отражающим  основную  проблематику  трубопроводного
   транспорта, и включает следующие разделы:
       - в  разделе "Разработка нормативов" предполагается разработка
   норм и СНиПов  на  проектирование  и  строительство  магистральных
   трубопроводов  с  более  высоким  уровнем  требований,  особенно в
   обеспечении качества производства работ; впервые будут разработаны
   нормы  на проектирование и строительство промысловых трубопроводов
   на нефтяных и газовых месторождениях.  В  рамках  Программы  будут
   разработаны  методы расчетов систем газопроводов на конструктивную
   надежность и завершена  разработка  Свода  правил  по  организации
   строительно-монтажных    работ    при   сооружении   магистральных
   газопроводов;
       - в разделе "Требования к трубам и трубным деталям (фитингам)"
   приведен  перечень  работ,  которые   необходимо   выполнить   для
   проведения оценки влияния структурных факторов, процессов старения
   и   поврежденности    на    служебные    характеристики    металла
   трубопроводов,  а  также новые требования к разработкам к трубам и
   трубным  деталям  (фитингам),   трубным   сталям.   Предполагается
   изготовить  и  подготовить к испытаниям опытно-промышленную партию
   нефтепроводных труб повышенной надежности;
       - в  разделе  "Ремонт  и строительство трубопроводов" приведен
   перечень предприятий,  заводов  и  конструкторских  бюро,  которые
   будут  принимать  участие в проектировании,  разработке и создании
   специальных  машин  и  оборудования  для  ремонта   трубопроводов,
   предполагается       проведение      комплексных      исследований
   работоспособности механических соединений труб,  разработка  новых
   технических условий на перевозку труб большого диаметра и длины по
   железной дороге;
       - раздел "Новые сварочные технологии,  методы контроля сварных
   соединений"  в  основном  посвящен  разработке   новых   сварочных
   технологий  и  методам  и  методологии разработки контроля сварных
   соединений.  Предполагается  создание   ряда   качественно   новых
   образцов   оборудования   для   производства   сварных   работ  на
   трубопроводах различного диаметра и назначения;
       - в  разделе  "Защита трубопроводов от коррозии" определен ряд
   НИИ  и  предприятий,  осуществляющих  разработку  новых   методик,
   проектирование  и  создание комплексов приборов и оборудования для
   защиты промысловых и магистральных трубопроводов от коррозии;
       - в   разделе   "Технологическая  надежность  и  безопасность"
   предполагается разработка ряда нормативных  документов,  правил  и
   методических    рекомендаций,   направленных   на   предотвращение
   возникновения  аварийных  ситуаций  на  трубопроводах.  Намечается
   создание  и внедрение системы контроля качества проектных решений,
   качества  выполнения  строительно-монтажных   операций   работ   и
   создание соответствующего банка данных;
       - раздел "Диагностика трубопроводов" посвящен разработке Свода
   правил  по  комплексной  диагностике  магистральных трубопроводов,
   методикам   технической   диагностики   трубопроводов   различного
   диаметра  в  различных  природно-климатических  условиях,  а также
   завершению  разработки   и   изготовлению   мобильного   комплекса
   диагностики резервуаров.

                 VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
                   И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

       При формировании  и   реализации   Программы   государственные
   заказчики  в  лице  национальных органов управления в нефтегазовой
   отрасли руководствуются поручениями их правительств.
       Для управления  формированием и реализацией Межгосударственной
   программы    "Высоконадежный    трубопроводный    транспорт"    из
   ответственных  представителей  учредителей и заказчиков Программы,
   ведущих ученых и специалистов в области трубопроводного транспорта
   стран  СНГ формируется Координационный совет,  полномочия которого
   определяются соответствующим "Положением о Координационном  совете
   по  Межгосударственной  программе  "Высоконадежный  трубопроводный
   транспорт".
       Состав Координационного   совета   утверждается   учредителями
   Межгосударственной   программы   "Высоконадежный    трубопроводный
   транспорт" в составе: председателя, двух заместителей председателя
   и членов  Координационного  совета.  По  решению  Координационного
   совета  в  его состав могут вводиться или выводиться из него члены
   Координационного совета - представители стран СНГ  и  организаций,
   участвующих  в  формировании  и  реализации  настоящей  Программы.
   Каждый член Координационного совета имеет один голос.
       Исполнительным органом    Координационного   совета   является
   Ассоциация "ВНТТ" или иная организация,  определенная его решением
   в  этом  качестве,  деятельность  которой  по  выполнению  функций
   аппарата Совета финансируется участниками Программы в соответствии
   с утверждаемой Координационным советом сметой расходов.
       Координационный совет формирует и утверждает состав экспертных
   групп  по  основным   направлениям   формирования   и   реализации
   научно-технической   программы  из  числа  авторитетных  ученых  и
   специалистов организаций и стран, участвующих в Программе.
       В соответствии   с   планами    работы    экспертные    группы
   рассматривают    предложения    заинтересованных   организаций   и
   специалистов для включения в качестве заданий в Программу  "ВНТТ",
   отчетные  материалы  по  выполненным этапам работ соответствующего
   раздела   Программы   и   представляют    необходимые    материалы
   (заключения,  проекты  раздела,  протоколы,  состав  исполнителей,
   материалы  конкурсов,  проекты  договоров,  технических   заданий,
   календарных   планов   и  т.д.)  для  рассмотрения  на  заседаниях
   Координационного совета.
       Заседания Координационного  совета  проводятся  не реже одного
   раза  в  квартал.  Решения  Координационного  совета   оформляются
   протоколом  и  в  рамках Программы являются обязательными для всех
   организаций, участвующих в ее формировании и реализации.
       Координационный совет    подотчетен   в   своей   деятельности
   правительствам стран - участниц Программы и действует  в  качестве
   некоммерческой    общественной    организации    без   образования
   юридического лица.
       Рассмотрение хода  реализации как Программы в целом,  так и ее
   разделов и отдельных заданий может проводиться в рамках проведения
   заседаний    коллегиальных   совещательных   органов   (правления,
   коллегии, научно-технические  советы   и   т.д.)   организаций   -
   заказчиков  и  уполномоченных  федеральных  органов исполнительной
   власти  стран  СНГ,  при  этом  организация  подготовки   отчетных
   материалов    Программы    и   их   представление   осуществляется
   Координационным советом.
       Координационный совет    по    Межгосударственной    программе
   "Высоконадежный  трубопроводный  транспорт"  несет ответственность
   перед правительствами стран - участниц Программы, ее заказчиками и
   учредителями  за  качественное  и своевременное выполнение заданий
   Программы,  ее  формирование  и  реализацию  на  высоком  научно -
   техническом уровне.

           VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
            И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Исходя из  целей  и  задач  Программы  в   качестве   основных
   социально-экономических результатов ее реализации будут являться:
       - снижение аварийности в системах  трубопроводного  транспорта
   и,  как  следствие,  улучшение экологической обстановки в основных
   промышленных и сельскохозяйственных регионах России и  стран  СНГ,
   снижение   антропогенного  воздействия  на  природно-экологические
   системы,  экономия технических и финансовых ресурсов, направляемых
   на локализацию и ликвидацию аварий трубопроводов;
       - интеграция систем трубопроводного  транспорта  стран  СНГ  в
   рамках   единого   нормативно-технического   пространства  и,  как
   следствие, рост объема заказов на материалы, приборы, оборудование
   и   комплектующие   изделия   для   обеспечения  жизнедеятельности
   трубопроводных  систем,  увеличение   объемов   их   производства,
   создание и сохранение рабочих мест в науке и промышленности;
       - увеличение    объемов    транспортируемой    по     системам
   трубопроводного транспорта продукции и,  как следствие,  повышение
   рентабельности трубопроводных организаций, создание дополнительных
   рабочих мест и улучшение условий труда;
       - повышение научно-технологического уровня проведения работ на
   всех  стадиях жизненного цикла трубопроводов - от проектирования и
   строительства до  вывода  из  эксплуатации  -  и,  как  следствие,
   снижение  объема  капитальных затрат и эксплуатационных расходов в
   системах  трубопроводного  транспорта,   улучшение   экономических
   характеристик   трубопроводных   систем,  создание  благоприятного
   экономического режима для пользователей,  общее снижение стоимости
   энергоносителей;
       - создание  благоприятного  режима  для   увеличения   притока
   инвестиций в сфере трубопроводного транспорта.
       По данным экологов,  доля аварий за последние шесть лет  из-за
   коррозии  и  износа  металла  увеличилась  и составляет почти 60%.
   Общее  количество  аварий,  зарегистрированных  в  1998   году   в
   соответствии с Правилами технической эксплуатации,  превысило 120.
   Ущерб от аварий  ежегодно  составляет  сотни  миллионов  долларов.
   Только  на  ликвидацию аварии на нефтепроводе,  произошедшей летом
   1994  года  в   Республике   Коми   на   Усинском   месторождении,
   Правительство России выделило около 290 млрд.  рублей. По расчетам
   экспертов,  1 рубль, вложенный в повышение надежности эксплуатации
   трубопроводных  систем,  позволит  избежать  затрат  в сумме 12  -
   15 рублей,  требуемых на ликвидацию аварии.  В связи с этим  более
   60%  средств от тарифа на прокачку углеводородов по трубопроводным
   системам направляется на поддержку работоспособности  трубы  и  ее
   надежности.
       К сведению,  АК "Транснефть" за период с 1993 по 1998 год было
   обследовано   23   тыс.  км  магистральных  нефтепроводов  методом
   ультразвуковой дефектоскопии и средствами профелеметрии.  При этом
   выявлено   14  тыс.  опасных  дефектов.  К  концу  1998  года  80%
   выявленных дефектов было отремонтировано,  что позволило уменьшить
   количество  аварий  в четыре раза.  Экономический эффект от только
   указанной  работы  составил  11,4  тыс.  долл.   США   на   1   км
   трубопровода.
       В целом экономический эффект от внедрения разработок Программы
   только  в сети магистральных трубопроводов оценивается в 3,4 млрд.
   долл. США.

                        VIII. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

   Наименование          Межгосударственная программа "Высоконадежный
   Программы:            трубопроводный транспорт" ("ВНТТ")

   Государственный       Минтопэнерго России, Госкомнефтегаз Украины
   заказчик, директор
   Программы:

   Основные              Ассоциация "ВНТТ", РАО "Газпром",
   разработчики          АК "Транснефть", НК "ЮКСИ", ОАО
   Программы:            АК "Транснефтепродукт", АО
                         "Роснефтегазстрой", ГП "Роснефть",
                         ОАО "Лукойл", "Укргазпром", "Укрнефть",
                         "Белтрансгаз", "Белнефтепродукт", ЗАО
                         "КазтрансОйл" и др.

   Цели и задачи         - сохранение высокого технического уровня
   Программы, важнейшие  и нормативно-технического единства систем
   целевые показатели:   трубопроводного транспорта в рамках СНГ и
                         создание общей системы нормативно -
                         технических документов в данной области,
                         гармонизированных со стандартами США,
                         Европы и других промышленно развитых стран;
                         - обеспечение высокой надежности действующих
                         систем трубопроводного транспорта, их
                         технической и экологической безопасности;
                         - эффективное использование научно -
                         технического задела, созданного в области
                         трубопроводного транспорта, развитие широкой
                         кооперации при проведении и внедрении
                         результатов научно-исследовательских работ

   Сроки и этапы         Программа реализуется поэтапно в течение
   реализации            1998 - 2005 годов, с ежегодным уточнением
   Программы:            состава заданий, включаемых в разделы
                         Программы

   Перечень разделов     - Содержание проблемы и обоснование
   Программы и основных  необходимости ее решения программными
   мероприятий           методами
                         - Основные цели, задачи, сроки, этапы
                         формирования и реализации Программы
                         - Система программных мероприятий
                         - Ресурсное обеспечение Программы
                         - Механизм реализации Программы
                         - Организация управления Программой и
                         контроль за ходом ее реализации
                         - Оценка эффективности, социально -
                         экономических и экологических последствий
                         от реализации Программы
                         - Паспорт Программы
                         - Список координаторов Программы
                         - Научные руководители разделов Программы
                         - Разработка нормативов
                         - Требования к трубам и трубным деталям
                         (фитингам)
                         - Ремонт и строительство трубопроводов
                         - Новые сварочные технологии, методы
                         контроля сварных соединений
                         - Защита трубопроводов от коррозии
                         - Технологическая надежность и безопасность
                         - Диагностика трубопроводов

   Министерства и        Министерство энергетики Республики Армения,
   ведомства государств  Министерство по координации деятельности
   СНГ - участники       производственных инфраструктур Республики
   реализации Программы: Армения, Министерство иностранных дел
                         Республики Беларусь, Министерство топлива и
                         энергетики Грузии, Министерство энергетики
                         индустрии и торговли Республики Казахстан,
                         Министерство финансов Кыргызской Республики,
                         Министерство внешней торговли и
                         промышленности Кыргызской Республики,
                         Министерство топлива и энергетики Российской
                         Федерации, Государственный комитет
                         Российской Федерации по стандартизации и
                         метрологии, Комитет по нефти и газу
                         Республики Таджикистан, Государственный
                         комитет нефтяной, газовой и
                         нефтеперерабатывающей промышленности
                         Украины, Российская академия наук,
                         Национальная академия наук Украины

   Исполнители разделов  ВНИИгаз, АО "ВНИИСТ", ИПТЭР, ОАО
   Программы и основных  "Гипротрубопровод", Гипроспецгаз,
   мероприятий:          Ассоциация "ВНТТ", ВНИИОЭНГ, ОАО "ЦТД",
                         НТЦ "Промбезопасность", Белнефтепродукт",
                         ИЭС им. Е.О. Патона, СКВ
                         "Транснефтеавтоматика", ГАНГ им. Губкина,
                         ГП "Кыргызгаз", ИКС, ЦНИИЧМ, МК
                         "Азовсталь", АО "ХТЗ", АО "ВТЗ", НПО
                         "Полиметалл", АО "НЛМК", АО "ВМЗ", ОАО СКБ
                         "Газстроймашина", ЗАО "КазтрансОйл", ЗАО
                         "АрмРосгазпром", Ассоциация
                         "Стройтрансгаз", Молдовагаз, ТОО
                         "Трубопроводтехник", ОАО СКБ "Стройдормаш",
                         ЗАО "Транспорт", НПО "Алькор",
                         НГСоргпроектэкономика; "РНТСО", ИФХ РАН,
                         ГЗАО "Армгазпроект", ДАО "Оргэнергогаз",
                         ВНИИТнефть, ЮжНИИтипрогаз, ВНИПИтрансгаз,
                         Институт механики АН Украины, ГП
                         "КомиНИПИстрой", Белтрансгаз

   Объемы и источники    Финансирование заданий Программы
   финансирования:       осуществляется из бюджетов стран -
                         участниц, внебюджетных источников, за счет
                         средств, выделяемых заказчиками заданий
                         Программы, в соответствии с установленным
                         распределением финансирования,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное