Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
22.09.2017
USD
58.22
EUR
69.26
CNY
8.83
JPY
0.52
GBP
78.63
TRY
16.58
PLN
16.17
 

ПРИКАЗ МИНЭКОНОМИКИ РФ ОТ 01.10.97 N 118 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   и синтетического бухгалтерского учета.
       В связи  с   этим   предприятию   следует   выделить   службу,
   занимающуюся анализом   финансово   -   экономического  состояния,
   основными задачами которой будут:
       разработка входных  (за  исключением тех,  которые в настоящее
   время уже используются в  бухгалтерском  учете)  и  выходных  форм
   документов с показателями.  Бухгалтерской службе следует заполнять
   эти формы с той периодичностью, которая наиболее целесообразна для
   поддержки работы финансовой службы предприятия;
       периодическое (ежеквартально,      ежемесячно,       ежегодно)
   составление пояснительных  записок  к выходным формам с расчетными
   показателями с  подробным  анализом   отклонений   (от   плановых,
   среднеотраслевых показателей,        показателей       предыдущего
   года, предприятий - конкурентов и т.д.) с выдачей рекомендаций  по
   устранению недостатков.
       Примерная функциональная  схема  взаимосвязей  по   проведению
   финансово -  экономического  анализа  предприятия  представлена на
   рисунке 1.
   
                Рис. 1. ПРИМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА
         ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
                         АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ
   
                    ------------------------¬
                    ¦    Принятие решения   ¦
             ------>¦                       ¦<-------¬ Выходные
             ¦      ¦Директор по экономике и¦        ¦ аналит. формы
   Бух.      ¦      ¦        финансам       ¦        ¦ и подробный
   отчетность¦      L------------------------        ¦ анализ по
             ¦                /\                     ¦ разделам
             ¦                ¦ Бизнес - план        ¦
             ¦      ----------+--------¬             ¦
             ¦      ¦ Производственно -¦ Бизнес -    ¦
             ¦      ¦   экономическое  ¦ план  ------+--------¬
             ¦      ¦    обоснование   +--->   ¦Группа анализа¦
        -----+----¬ L-------------------       ¦ и финансовых ¦
        ¦ Главный +--------------------------> ¦  стратегий   ¦
        ¦бухгалтер¦ Входные аналитические      L----T----------
        L----T-----        формы                    ¦
             ¦                                      ¦
             ¦        -------¬                      ¦        ------¬
             ¦    ----+-¬    ¦                      ¦     ---+-¬   ¦
   ----------+----+-¬   ¦    ¦               -------+-----+-¬  ¦   ¦
   ¦  Группа учета  ¦   ¦    ¦               ¦Сектор анализа¦  ¦   ¦
   ¦основных средств¦   ¦    ¦               ¦ финансово -  ¦  ¦   ¦
   ¦и нематериальных¦   ¦    ¦               ¦экономической ¦  ¦   ¦
   ¦    активов     ¦   ¦    ¦               ¦ деятельности ¦  ¦   ¦
   L--------------T--   ¦    ¦               L-------------T-  ¦   ¦
                  L----T-    ¦                             L--T-   ¦
                       L------                                L-----
   
       В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой
   политики на   основе   полученных    результатов    финансово    -
   экономического анализа    может   служить   принятие   решения   о
   реструктуризации имущественного     комплекса     в     результате
   проведенного анализа   рентабельности   основных   средств.   Если
   рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в
   структуре имущества высокая, следует  принять решение о ликвидации
   или продаже    (передаче),    консервации    основных     средств,
   целесообразности проведения  переоценки  основных средств с учетом
   их рыночной стоимости,  изменения механизма начисления амортизации
   и т.д.
       6. Разработка учетной политики как системы методов  и  приемов
   ведения бухгалтерского  учета  обязательна  для всех предприятий в
   соответствии с  Положением  по   бухгалтерскому   учету   "Учетная
   политика предприятия"    (ПБУ    1/94),    утвержденным   Приказом
   Министерства   финансов  Российской Федерации от 28 июля  1994  г.
   N  100  "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная
   политика предприятия" (зарегистрировано в Минюсте России 8 августа
   1994 г., рег. N 658).
       В связи  с  этим   целесообразно  на  основании   проведенного
   анализа финансово - экономического состояния   просчитать варианты
   тех или иных положений учетной политики,  поскольку от принятых  в
   этой части   решений   напрямую   зависит   количество   и   суммы
   перечисляемых налогов в бюджет  и  внебюджетные  фонды,  структура
   баланса, значения   ряда   ключевых   финансово   -  экономических
   показателей.
       При определении  учетной  политики  у  предприятия  существует
   выбор, который касается, главным образом, методов списания сырья и
   материалов в   производство,   вариантов   списания  малоценных  и
   быстроизнашивающихся предметов,  методов   оценки   незавершенного
   производства, возможности   применения   ускоренной   амортизации,
   вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.
       Наибольший эффект  оптимизация  учетной политики дает на этапе
   маркетинговых исследований конкретных видов продукции, освоения их
   производства, а  также  планирования новых производств и участков,
   технологических схем и создания новых структур.
       Примерная схема    взаимосвязей    структурных   подразделений
   предприятия на  этапе  выработки  вариантов  учетной  политики   и
   налогового планирования предприятия показана на рисунке 2.
   
                 Рис. 2. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
            СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЭТАПЕ
                 ВЫРАБОТКИ ВАРИАНТОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
                       И НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
   
                     -----------------------------¬
                     ¦      Принятие решения      ¦
                     L-----------------------------
                                  / \
                                   ¦
                       ------------+-----------¬     Варианты
   Варианты положений  ¦Директор по экономике и¦     организации
   по учетной     ---->¦       финансам        ¦<--¬ производства и
   политике       ¦    L------------------------   ¦ налогообложения
                  ¦            / \  Эффективность  ¦
                  ¦             ¦     вариантов    ¦
                  ¦             ¦                  ¦
   ---------------+--¬   -------+----------¬    ---+----------------¬
   ¦Главный бухгалтер¦   ¦Главный экономист¦    ¦Группа аналитиков  ¦
   ¦                 +-->¦                 +--->¦(или консалтинговая¦
   ¦                 ¦   ¦                 ¦    ¦фирма)             ¦
   L------------------   L------------------    L--------------------
         Данные для расчета по          Данные для оценки вариантов
         вариантам учетной              организации производства
         политики и организации
         производства
   
       При постановке  такой  задачи  можно  использовать  внутренние
   резервы предприятия, то есть его научно - технический и социальные
   потенциалы.
       7. В   целях   выработки   кредитной   политики    предприятия
   рекомендуется провести  анализ структуры пассива баланса и уровень
   соотношения собственных и заемных средств.
       На   основании   этих   данных  предприятие  решает  вопрос  о
   достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке.
   В  последнем  случае  принимается  решение  о привлечении  заемных
   средств, просчитывается эффективность различных вариантов.
       В отдельных  случаях предприятию целесообразно брать кредиты и
   при достаточности  собственных  средств,  так  как  рентабельность
   собственного капитала повышается в результате того,  что эффект от
   вложения средств  может  быть  значительно  выше,  чем  процентная
   ставка.
       Принимая  решение  о привлечении заемных средств,  предприятию
   целесообразно  составить  план  их возврата,  рассчитать за период
   кредита  процентную ставку и определить суммы процентов по данному
   кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка
   и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок
   налогообложения  курсовых разниц в том случае,  если кредит взят в
   валюте.
       Предприятию может  быть  выгодно взять вексельный кредит,  при
   этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.
       Финансовым   службам  рекомендуется  учитывать  все  возможные
   выгоды  и затраты  по  привлечению  финансовых  ресурсов как через
   систему кредитования,  так и через инструменты рынка ценных бумаг,
   а  также  разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех
   возможных источников получения предприятием средств.
       Финансовой службе предприятия рекомендуется:
       рассчитать      потребность     в    заемных средствах (при ее
   отсутствии - возможную выгоду от их привлечения);
       правильно выбрать   кредитную  организацию  (учитывая  наличие
   лицензии, размер процентной ставки,  способы ее расчета -  сложным
   процентом или  простым процентом,  сроки погашения,  формы выдачи,
   репутацию   на  рынке ценных бумаг,  условия пролонгации  кредитов
   и т.д.);
       составить план погашения заемных средств и  расчет  процентной
   суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.
       8.  Управление  оборотными  средствами  (денежными средствами,
   рыночными    ценными   бумагами),    дебиторской   задолженностью,
   кредиторской  задолженностью,  начислениями  и другими  средствами
   краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов),  а
   также  решение  вопросов  по  этим проблемам требует значительного
   количества   времени,   и   на   этом  направлении  наиболее  ярко
   проявляется  основная  проблема управления финансами:  выбор между
   рентабельностью   и вероятностью  неплатежеспособности  (стоимость
   активов    предприятия    становится   меньше   его   кредиторской
   задолженности).
       Финансовой службе    предприятия    целесообразно    постоянно
   контролировать очередность сроков финансирования активов,  выбирая
   один из нескольких существующих на практике способов:
       хеджирование (компенсация  активов  обязательствами при равном
   сроке погашения);
       финансирование по краткосрочным ссудам;
       финансирование по долгосрочным ссудам;
       финансирование преимущественно    по    долгосрочным    ссудам
   (консервативная политика);
       финансирование преимущественно    по    краткосрочным   ссудам
   (агрессивная политика).
       В настоящих    условиях    предприятие    может   поддерживать
   обеспеченность взятых ссуд следующими методами:
       увеличение доли ликвидных активов;
       удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.
       Однако следует   учесть,  что  эти  методы  ведут  к  снижению
   прибыльности:
       в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы;
       во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде
   в период наличия собственных средств.
       Кроме того,  может быть применен метод финансирования за  счет
   откладывания выплат по обязательствам,  однако существуют пределы,
   установленные законодательством,  до  которых  предприятие   может
   относить сроки платежей.
       В результате    анализа    оборачиваемости    дебиторской    и
   кредиторской задолженности   с   учетом  их  нормативных  значений
   рекомендуется провести следующие мероприятия:
       принятие  решения  о замене  неденежных  форм  расчетов или по
   крайней  мере  об установлении их оптимального критического уровня
   на  основе  анализа эффективности вексельных расчетов или операций
   по переуступке прав требования долга;
       составление программы  по  ликвидации задолженности по выплате
   заработной платы (при наличии такой задолженности);
       рассмотрение возможности   реструктуризации  задолженности  по
   платежам в  федеральный  бюджет  и  внебюджетные   государственные
   фонды.
       В результате  такого  анализа  целесообразно  провести  полную
   инвентаризацию задолженности   в   целях   реализации  возможности
   взаимного погашения задолженности  либо  ее  реструктуризации  или
   провести анализ  и  списание безнадежных долгов и невостребованных
   сумм. В ряде  случаев  предприятию  следует  начать  претензионную
   работу или обращаться с исками в арбитражный суд.
       В рамках  проводимой  реформы  предприятия   его   структурным
   подразделениям, ответственным    за    проводимые   финансовую   и
   экономическую политику  предприятия,   совместно   с   юридическим
   подразделением целесообразно выполнить вышеуказанные мероприятия в
   следующем порядке:
       а) провести  анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской
   задолженности;
       б) произвести инвентаризацию задолженности;
       в) рассчитать штрафные санкции;
       г) начать претензионную работу;
       д) обратиться в арбитражный суд.
       При этом   предприятию  рекомендуется  делать  анализ  влияния
   курсовых разниц  на  систему  показателей  отчетности  и   уровень
   налогообложения в том случае, если имеется задолженность в валюте,
   причем при  выработке  налоговой  политики  и   учетной   политики
   предприятия следует учитывать, что степень влияния курсовых разниц
   по дебиторской и кредиторской задолженности различна.
       Финансовым  службам целесообразно рассмотреть и задолженность,
   выраженную  в векселях,  рассчитав  при  этом  дисконтные суммы по
   векселям  как  к получению,  так  и к  уплате.  Эту работу следует
   проводить    совместно    с   бухгалтерией    предприятия   и  его
   аналитическими службами.
       9. В целях  управления  издержками  и  выбора  амортизационной
   политики рекомендуется    использовать    данные    финансово    -
   экономического анализа,  которые дают первоначальное представление
   об уровне издержек предприятия, а также уровне рентабельности. При
   разработке учетной  политики  предприятия  рекомендуется   выбрать
   такие методы  калькулирования себестоимости,  которые обеспечивают
   наиболее наглядное    представление    о    структуре     издержек
   производства, уровне   постоянных   и   переменных   затрат,  доле
   коммерческих расходов.
       Экономическим службам   целесообразно  периодически  проводить
   анализ структуры  издержек  производства,  производя  сравнение  с
   различного рода  базовыми  данными  и изучая природу отклонений от
   них.
       При   разработке  учетной  политики  службам,   осуществляющим
   планирование  деятельности  предприятия,  совместно с бухгалтерией
   следует   правильно   выбрать  базу  для  распределения  косвенных
   расходов   между  объектами  калькулирования  либо  выбрать  метод
   отнесения   косвенных   расходов  на  себестоимость  реализованной
   продукции.
       В целях  создания  предпосылок  для  эффективной аналитической
   работы и повышения качества принимаемых финансово -  экономических
   решений необходимо  четко  определить  и  организовать  раздельный
   управленческий учет затрат по следующим группам:
       переменные затраты,   которые   возрастают   либо  уменьшаются
   пропорционально объему производства.  Это расходы на закупку сырья
   и материалов,  потребление электроэнергии,  транспортные издержки,
   торгово - комиссионные и другие расходы;
       постоянные затраты,     изменение     которых    не    связано
   непосредственно с  изменением  объемов   производства.   К   таким
   затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит,
   арендная плата,  затраты  на   содержание   аппарата   управления,
   административные расходы и др.;
       смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части.
   К таким  затратам  относятся,  например, затраты на текущий ремонт
   оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.
       Следует учесть,  что на ряде предприятий провести определенную
   границу между  переменными  и  постоянными  затратами   достаточно
   сложно. Например,  в  затратах  на  электроэнергию  может быть как
   переменная составляющая,  непосредственно  зависящая  от   объемов
   производства, так и постоянная связанная,  например,  с освещением
   помещений, работой охранных систем,  компьютерных сетей и т.п.  Во
   всех случаях  руководству  предприятия  целесообразно стремиться к
   такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко
   разделена по названным группам.  В случае решения этой проблемы на
   предприятии возникнут   условия   для   проведения    углубленного
   операционного анализа      (анализ     безубыточности,     текущий
   функционально - стоимостный анализ и функционально  -  стоимостный
   анализ на будущие периоды).
       Большую роль при формировании финансовой политики  предприятия
   играет выбор амортизационной политики. Предприятие может применить
   метод ускоренной  амортизации,  увеличивая  тем  самым   издержки,
   произвести переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости
   либо по  рекомендуемым  коэффициентам,  что  опять   повлияет   на
   издержки производства,   на   сумму   налога   на   имущество,   а
   следовательно, на уровень внереализационных расходов.  Кроме того,
   сумма амортизации    влияет    и   на   налогооблагаемую   прибыль
   предприятия.
       Информационной базой     для     расчетов    по    определению
   вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной  политики
   являются бухгалтерские  группировочные  ведомости по учету затрат,
   журналы - ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.
       10. Проблемами,  решение  которых  обуславливает необходимость
   выработки дивидендной политики, являются следующие:
       с одной  стороны,  выплата дивидендов должна обеспечить защиту
   интересов собственника и создать предпосылки  для  роста  курсовой
   цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной
   тенденцией;
       с другой  стороны,  максимизация  выплаты дивидендов сокращает
   долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства.
       При формировании  дивидендной  политики  необходимо учитывать,
   что классическая  формула:  "курс   акций   прямо   пропорционален
   дивиденду и    обратно   пропорционален   процентной   ставке   по
   альтернативным вложениям" применима на практике далеко не во  всех
   случаях. Инвесторы    могут   высоко   оценить   стоимость   акций
   предприятия даже  и  без  выплаты  дивидендов,  если  они   хорошо
   информированы о  его  программах развития,  причинах невыплаты или
   сокращения выплаты  дивидендов  и  направлениях   реинвестирования
   прибыли.
       Принятие решения  о  выплате  дивидендов  и  их   размерах   в
   значительной мере    определяется    стадией    жизненного   цикла
   предприятия. Например,  если руководство предприятия  предполагает
   осуществить серьезную  программу реконструкции и для ее реализации
   намечает осуществить  дополнительную  эмиссию  акций,   то   такой
   эмиссии должен  предшествовать  достаточно долгий период устойчиво
   высоких выплат дивидендов,  что приведет к существенному повышению
   курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств,
   полученной в результате размещения дополнительных акций. В таблице
   4 даны характеристики существующих методик дивидендных выплат.
   
         Таблица 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИК ДИВИДЕНДНЫХ ВЫПЛАТ
   
   -------------T------------T------------T------------T------------¬
   ¦  Название  ¦  Основной  ¦Преимущества¦ Недостатки ¦ Примечания ¦
   ¦  методики  ¦  принцип   ¦  методики  ¦  методики  ¦            ¦
   +------------+------------+------------+------------+------------+
   ¦1. Методика ¦Соблюдение  ¦Простота    ¦Снижение    ¦Методика до-¦
   ¦постоянного ¦постоянства ¦            ¦суммы диви- ¦вольно часта¦
   ¦процентного ¦показателя  ¦            ¦денда на ак-¦в практике, ¦
   ¦распределе- ¦"дивидендно-¦            ¦цию (при    ¦несмотря на ¦
   ¦ния прибыли ¦го выхода"  ¦            ¦уменьшении  ¦предостере- ¦
   ¦            ¦            ¦            ¦чистой при- ¦жения теоре-¦
   ¦            ¦            ¦            ¦были) приво-¦тиков       ¦
   ¦            ¦            ¦            ¦дит к паде- ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦            ¦нию курса   ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦            ¦акций       ¦            ¦
   +------------+------------+------------+------------+------------+
   ¦2. Методика ¦Соблюдение  ¦1. Простота ¦Если прибыль¦            ¦
   ¦фиксирован- ¦постоянства ¦2. Сглажива-¦сильно сни- ¦            ¦
   ¦ных   диви- ¦суммы диви- ¦ние колеба- ¦жается, вып-¦            ¦
   ¦дендных вы- ¦денда на ак-¦ний курсовой¦лата фикси- ¦            ¦
   ¦плат        ¦цию в тече- ¦стоимости   ¦рованных ди-¦            ¦
   ¦            ¦ние длитель-¦акций       ¦видендов    ¦            ¦
   ¦            ¦ного периода¦            ¦подрывает   ¦            ¦
   ¦            ¦вне зависи- ¦            ¦ликвидность ¦            ¦
   ¦            ¦мости от ди-¦            ¦предприятия ¦            ¦
   ¦            ¦намики курса¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦акций. Регу-¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦лярность ди-¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦видендных   ¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦выплат      ¦            ¦            ¦            ¦
   +------------+------------+------------+------------+------------+
   ¦3. Методика ¦1. Соблюде- ¦Сглаживание ¦"Экстра" -  ¦"Экстра" -  ¦
   ¦выплаты га- ¦ние постоян-¦колебаний   ¦дивиденд при¦дивиденды не¦
   ¦рантирован- ¦ства регу-  ¦курсовой    ¦слишком час-¦должны вып- ¦
   ¦ного миниму-¦лярных вып- ¦стоимости   ¦той выплате ¦лачиваться  ¦
   ¦ма и "Экс-  ¦лат фиксиро-¦акций       ¦становится  ¦слишком час-¦
   ¦тра" - диви-¦ванных сумм ¦            ¦ожидаемым и ¦то          ¦
   ¦дендов      ¦дивиденда   ¦            ¦перестает   ¦            ¦
   ¦            ¦2. В зависи-¦            ¦играть долж-¦            ¦
   ¦            ¦мости от ус-¦            ¦ную роль в  ¦            ¦
   ¦            ¦пешности ра-¦            ¦поддержании ¦            ¦
   ¦            ¦боты  пред- ¦            ¦курса акций ¦            ¦
   ¦            ¦приятия -   ¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦выплата     ¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦чрезвычайно-¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦го дивиденда¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦("Экстра")  ¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦как премии в¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦дополнение к¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦фиксирован- ¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦ной сумме   ¦            ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦дивиденда   ¦            ¦            ¦            ¦
   +------------+------------+------------+------------+------------+
   ¦4. Методика ¦Вместо де-  ¦1. Облегча- ¦Ряд инвесто-¦Расчет на   ¦
   ¦выплаты ди- ¦нежного ди- ¦ется решение¦ров может   ¦то, что     ¦
   ¦видендов ак-¦виденда ак- ¦ликвидных   ¦предпочесть ¦большинство ¦
   ¦циями       ¦ционеры по- ¦проблем при ¦деньги и    ¦акционеров  ¦
   ¦            ¦лучают до-  ¦неустойчивом¦начнет про- ¦устроит по- ¦
   ¦            ¦полнительные¦финансовом  ¦давать акции¦лучение ак- ¦
   ¦            ¦акции       ¦положении   ¦            ¦ций, если   ¦
   ¦            ¦            ¦2. Вся не-  ¦            ¦эти акции   ¦
   ¦            ¦            ¦распределен-¦            ¦достаточно  ¦
   ¦            ¦            ¦ная прибыль ¦            ¦ликвидны,   ¦
   ¦            ¦            ¦поступает на¦            ¦чтобы в лю- ¦
   ¦            ¦            ¦развитие    ¦            ¦бой момент  ¦
   ¦            ¦            ¦3. Появляет-¦            ¦превратиться¦
   ¦            ¦            ¦ся большая  ¦            ¦в наличность¦
   ¦            ¦            ¦свобода ма- ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦невра струк-¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦турой источ-¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦ников       ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦средств     ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦4. Появляет-¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦ся возмож-  ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦ность допол-¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦нительного  ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦стимулирова-¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦ния высших  ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦управленцев,¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦наделяемых  ¦            ¦            ¦
   ¦            ¦            ¦акциями     ¦            ¦            ¦
   L------------+------------+------------+------------+-------------
   
                         Управление финансами.
             Организация системы финансового планирования
                       деятельности предприятия
   
       11. В  условиях  реформы  предприятию  требуется   современная
   система управления    финансами,    базирующаяся   на   разработке
   долгосрочной стратегии - бизнес - плана.
       В  бизнес  - плане  отражаются те виды деятельности,  которыми
   предприятие   планирует   заниматься   в ближайшей  и долгосрочной
   перспективе.  При этом необходимо учесть влияние внешних факторов,
   на  которые  предприятие  не  может  воздействовать (экономические
   факторы: инфляция, уровень безработицы, покупательская способность
   потребителей,   величина   процентной   ставки  за  кредит  и др.;
   политические, природные, научно - технический факторы и т.д.).
       Кроме  того,  бизнес  - план  должен содержать раздел основных
   показателей   финансово  - экономического  состояния  предприятия;
   раздел,  содержащий  информацию  о целях деятельности предприятия,
   определенных количественно, и их достижение по времени. Приводятся
   данные  о продукции,   потребности  в ней,   показатели  качества,
   экономические  показатели  продукции,   характеристики  дизайна  и
   результаты   его   сравнения   с  другими  аналогичными  товарами,
   патентные права,  показатели экспорта и его возможности,  основные
   направления    совершенствования   как   потребительских   качеств
   выпускаемой  предприятием  продукции,  так  и его  ассортиментного
   состава.
       Важным разделом    бизнес    -    плана    является    раздел,
   характеризующий рынок сбыта продукции предприятия,  который должен
   содержать   анализ   исследования   рынка,    потребителей   и  их
   сегментацию,  уровня  спроса,  мотивации  потребителей,  положения
   предприятия на рынке,  основных показателей рынка и объема продаж.
   Кроме  того,  необходим анализ конкурентоспособности предприятия -
   исследование    деятельности    конкурентов,    оценка   продукции
   конкурентов, сравнительная оценка.  Необходимы также маркетинговые
   исследования,   которые   включают  в себя  определение  стратегии
   маркетинга   сроком  от  года  до  пяти  лет,   товарной  политики
   (ассортимент,   создание   и  запуск   новых  товаров,   упаковка,
   использование  товарного  знака,  сервисное  обслуживание и т.д.),
   ценовой  политики,  условий и порядка организации сбыта продукции,
   формирования  спроса  и стимулирования  сбыта,  а  также затрат на
   маркетинг.
       Необходим и   раздел,   характеризующий   производственно    -
   технологическую и  инновационную политику предприятия и содержащий
   информацию:
       о местонахождении   предприятия  (наличие  трудовых  ресурсов,
   близость к  потребителям  и  поставщикам,  возможные  транспортные
   расходы, доступность   и   развитость   энергетических   ресурсов,
   промышленная и социальная инфраструктуры,  уровень местных налогов
   и т.д.);
       об объеме выпуска продукции с начала выпуска и  на  период  от
   года до пяти лет;
       о производственных мощностях (баланс  мощностей,  коэффициенты
   сменности оборудования и использования мощностей и т.д.);
       о долгосрочных  активах  (земля,   основные   производственные
   фонды, их состояние и потребность);
       о технологическом  уровне   производства,   его   соответствии
   современным требованиям, развитии НИОКР;
       о контроле за производственным процессом,  гарантиях  качества
   продукции, анализе  причин,  потерь  и  простоев  в  производстве,
   методах учета  затрат  материалов,  труда   и   других   элементов
   себестоимости продукции, таких, например, как брак;
       о производственном кооперировании и  материальном  обеспечении
   производства;
       об охране окружающей среды;
       о государственном    и    правовом   регулировании   в   сфере
   производства той или иной отрасли народного хозяйства.
       Составной частью  бизнес - плана является раздел,  посвященный
   кадровой политике и управлению персоналом,  содержащий  информацию
   об организационной    структуре    предприятия,   которая   должна
   соответствовать целям и задачам,  стоящим перед  предприятием;  об
   организации управления;  о численности и отборе кадров;  об оплате
   труда и мотивации трудовой деятельности,  а также  об  организации
   труда, обучении работников и социальной инфраструктуре.
       При разработке бизнес - плана предприятия должны  быть  учтены
   оценка риска   и   страхование.   Функционирование  предприятия  в
   условиях рыночной экономики неизбежно связано с риском,  вызванным
   ошибочными решениями,  принимаемыми руководством предприятия.  Так
   как вопросы,  связанные  с  риском  в  деятельности   предприятия,
   интересуют всех  работников предприятия,  акционеров,  инвесторов,
   поставщиков, потребителей,  поэтому  необходим  анализ   возможных
   рисков. Это  могут  быть  вопросы  сущности риска,  причины риска,
   факторов риска,  методов  компенсации  и   снижения   риска.   Они
   подразделяются на внешние и внутренние.
       Существующая система   страхования   рисков    предусматривает
   договоры о   страховании,   страховании   имущества,   страховании
   транспортных средств, страховании невозвратных кредитов.
       На основе  принятого бизнес - плана,  сформированного с учетом
   анализа финансово   -   экономического   состояния    предприятия,
   вырабатываются и  принимаются  решения  в  системе  управления его
   финансовыми ресурсами.
       Примерная схема   принятия   решений   в   системе  управления
   финансами показана на рис. 3.
   
        Рис. 3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
   
         ----------------------------------------------------¬
         ¦Разработка долгосрочной стратегии (бизнес - плана):¦
         ¦  Прогнозирование рыночного спроса и конкуренции;  ¦
         ¦  Определение товарных приоритетов производства и  ¦
         ¦             маркетинговой стратегии;              ¦
         ¦   Состояние ОПФ и технологий. Задачи повышения    ¦
         ¦                 качества продукции;               ¦
         ¦          Прогноз продаж в зависимости от          ¦
         ¦              конкурентоспособности;               ¦
         ¦      Финансовая стратегия; целевые показатели     ¦
         ¦          себестоимости и рентабельности.          ¦
         L-----------------------T----------------------------
                                 ¦
                                 ¦
   --------------¬               ¦                   ---------------¬
   ¦Краткосрочный¦              \ /                  ¦Краткосрочный ¦
   ¦   прогноз   ¦    -------------------------¬   --+    прогноз   ¦
   ¦   товарных  +-¬  ¦ Текущее финансово -    ¦   ¦ ¦  финансовых  ¦
   ¦рынков и цен ¦ ¦  ¦ экономическое          ¦   ¦ ¦    рынков    ¦
   L-------------- ¦  ¦ состояние предприятия, ¦   ¦ L---------------
                   +->¦ соотнесенное с         ¦<--+
                   ¦  ¦ краткосрочными         ¦   ¦
                   ¦  ¦ задачами предприятия   ¦   ¦ ---------------¬
   --------------¬ ¦  L----------T--------------   ¦ ¦  Мониторинг  ¦
   ¦   Учетная   ¦ ¦             ¦                 ¦ ¦состояния ОПФ,¦
   ¦  политика   ¦ ¦             ¦                 L-+ технологий,  ¦
   ¦ предприятия ¦ ¦            \ /                  ¦   системы    ¦
   ¦   Система   +--  -------------------------¬     ¦  управления  ¦
   ¦экономических¦    ¦  Определение исходных  ¦     ¦  качеством   ¦
   ¦ нормативов  ¦    ¦данных, используемых при¦     L---------------
   L--------------    ¦  составлении прогноза  ¦
                      ¦   основного бюджета    ¦
                      ¦  Определение системы   ¦
                      ¦  пороговых значений и  ¦
                      ¦возможных отклонений от ¦
                      ¦   режима нормального   ¦
                      ¦    функционирования    ¦
                      ¦      предприятия       ¦
                      L-----------T-------------
                                  ¦
                                 \ /
                      -------------------------¬
                      ¦Просчет и выбор варианта¦
                      ¦   годового бюджета,    ¦
          ----------->¦    соответствующего    ¦<-------------¬
          ¦           ¦краткосрочным задачам и ¦              ¦
          ¦           ¦  стратегическим целям  ¦              ¦
          ¦           ¦      предприятия       ¦              ¦
          ¦           L-----------T-------------              ¦
          ¦                       ¦                           ¦
          ¦                       ¦                           ¦
          ¦                      \ /                          ¦
   -------+------¬    -------------------------¬       -------+-----¬
   ¦ Мониторинг  ¦    ¦Формирование квартальных¦       ¦ Мониторинг ¦
   ¦  рыночной   +--->¦планов продаж, балансов ¦<------+ состояния  ¦
   ¦   среды     ¦    ¦  и прогнозов денежных  ¦       ¦предприятия:¦
   L------T-------    ¦  потоков предприятия   ¦       ¦ выявление  ¦
          ¦           L-----------T-------------       ¦ пороговых  ¦
          ¦                       ¦                    ¦ отклонений ¦
          ¦                       ¦                    L------T------
          ¦                      \ /                          ¦
          ¦    ----------------------------------------¬      ¦
          ¦    ¦Принятие решений по текущему управлению¦      ¦
          ¦    ¦         финансовыми предприятия:      ¦      ¦
          ¦    ¦       дебиторская задолженность;      ¦      ¦
          L--->¦       кредиторская задолженность;     ¦<------
               ¦         управление кредитами;         ¦
               ¦    управление валютными ресурсами;    ¦
               ¦  контроль за использованием прибыли.  ¦
               L----------------------------------------
   
       12.  Разработку  финансового  плана  целесообразно  начинать с
   прогноза  прибыли  и убытков,  так  как,  имея  данные по прогнозу
   объема    продаж,    можно   рассчитать   необходимое   количество
   материальных   и трудовых  ресурсов,   определить  материальные  и
   трудовые  затраты.   Аналогично  определяются  и другие  составные
   затраты  на  производство.  Далее разрабатывается прогноз движения
   (потока)   наличных   средств.   Необходимость   его   составления
   определяется   тем,   что  многие  из  затрат,   показываемых  при
   расшифровке прогноза прибылей и убытков,  не отражаются на порядке
   осуществления   платежей.   Прогноз   движения   наличных  средств
   учитывает приток наличных (поступления и платежи),  отток наличных
   (затраты и расходы),  чистый денежный поток (избыток или дефицит),
   начальное и конечное сальдо банковского счета.
       Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов  (по
   форме балансового  отчета),  который  и является хорошей проверкой
   прогноза прибылей,  убытков  и  движения  наличных  средств.   При
   составлении прогноза  баланса  учитываются  приобретения  основных
   фондов, изменение  стоимости  материальных   запасов,   отмечаются
   планируемые займы,  выпуск  акций  и  других  ценных  бумаг и т.д.
   Следует учесть  в  данных  расчетах   обеспечение   инвестиционной
   привлекательности предприятия.
       На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния
   предприятия просчитывается  его  финансовое положение,  финансовая
   стабильность, устойчивость.   Результаты   анализа   относительных
   показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки
   нового варианта финансового плана,  который  должен  начинаться  с
   выбора заданных значений.
       Для организации  системы  анализа  и   планирования   денежных
   потоков на  предприятии,  адекватной требованиям рыночных условий,
   рекомендуется создание современной системы  управления  финансами,
   основанной на   разработке  и  контроле  исполнения  иерархической
   системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить
   жесткий текущий   и   оперативный   контроль   за  поступлением  и
   расходованием средств,  создать  реальные  условия  для  выработки
   эффективной финансовой стратегии.
       Важнейшим элементом  обеспечения  устойчивой  производственной
   деятельности является  система  финансового планирования,  которая
   состоит из:
       систем бюджетного    планирования   деятельности   структурных
   подразделений предприятия;
       системы сводного    (комплексного)   бюджетного   планирования
   деятельности предприятия.
       Эти   системы   включают:   процессы   формирования  бюджетов,
   структуры  бюджетов,  ответственность за формирование и исполнение
   бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения
   бюджетов.
       Принципы бюджетного   планирования   деятельности  структурных
   подразделений и всего  предприятия  необходимо  внедрять  в  целях
   строгой экономии       финансовых       ресурсов,       сокращения
   непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов  и
   смет, большей  гибкости  в управлении и контроле за себестоимостью
   продукции, а также для  повышения  точности  плановых  показателей
   (для целей налогового и финансового планирования).
       Преимуществами внедрения  принципов  бюджетного   планирования
   являются:
       а) помесячное планирование бюджетов структурных  подразделений
   даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне
   действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и,
   соответственно, более  точное  плановое  значение размера прибыли,
   что важно  для  налогового  планирования   (включая   платежи   во
   внебюджетные фонды);
       б) в  рамках   утверждения   месячных   бюджетов   структурным
   подразделениям будет  предоставлена  большая  самостоятельность  в
   расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда,  что  повысит
   материальную заинтересованность  работников  в успешном выполнении
   плановых заданий;
       в) минимизация   количества  контрольных  параметров  бюджетов
   позволит сократить  непроизводительные  расходы  рабочего  времени
   работников экономических служб предприятия;
       г) бюджетное планирование позволит осуществить  режим  строгой
   экономии финансовых ресурсов предприятия,  что особенно важно  для
   выхода из финансового кризиса.
       13. В  целях  организации бюджетного планирования деятельности
   структурных подразделений   предприятия   целесообразно    создать
   следующую сквозную  систему бюджетов на предприятии,  состоящую из
   следующих функциональных бюджетов:
       бюджет фонда оплаты труда;
       бюджет материальных затрат;
       бюджет потребления энергии;
       бюджет амортизации;
       бюджет прочих расходов;
       бюджет погашения кредитов;
       налоговый бюджет.
       Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу  финансовых
   расчетов предприятия.
       С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во  внебюджетные
   фонды (пенсионный,     социального    страхования,    медицинского
   страхования, занятости) и часть налоговых отчислений.
       Бюджеты материальных  затрат  и  потребления  энергии отражают
   основную часть сторонних платежей предприятия.
       Бюджет амортизации    в    значительной   степени   определяет
   инвестиционную политику  предприятия,   кроме   того,   фактически
   амортизационные отчисления   могут   использоваться   в   качестве
   оборотных средств предприятия.
       Бюджет прочих  расходов  позволит экономить на наименее важных
   финансовых расходах.
       Бюджет погашения   кредитов  и  займов  позволит  осуществлять
   операции по погашению кредитов и займов в строгом  соответствии  с
   планом - графиком платежей.
       Налоговый бюджет включает в себя  все  налоги  и  обязательные
   платежи в  федеральный  и  бюджеты  других  уровней,  а  также  во
   внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования,
   медицинского страхования,   занятости   и   т.д.).   Этот   бюджет
   планируется только в целом по предприятию.
       Примерная система бюджетов предприятия приведена в таблице 5.
       Руководству предприятия   целесообразно    добиваться    более
   активного участия   всех  структурных  подразделений в  подготовке
   бизнес - плана и сводного бюджета. Их разработка является способом
   пробудить, усилить  и  организовать  коллективную волю руководства
   посредством осознания общих ценностей и целей предприятия.
       Рекомендуется выявить   наиболее   значимый   круг  нормативов
   (стандартных издержек) в краткосрочный период и  разработать  план
   действий по   их  соблюдению.  Этим  может  заняться  финансово  -
   экономическая служба или служба технического развития.  Этот  план
   действий может  выявить  приоритеты текущего управления финансами,
   способствуя равномерному   обеспечению   предприятия    оборотными
   средствами.
   
           Таблица 5. ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА БЮДЖЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
   
   ------------T--------------------------------------------T-------¬
   ¦  Бюджеты  ¦  Размер бюджетов структурных подразделений ¦ Итого ¦
   ¦           +--------------T--------------T--------------+сводный¦
   ¦           ¦ производств. ¦функциональные¦непромышленная¦ бюджет¦
   ¦           ¦   подразд.   ¦    службы    ¦    группа    ¦       ¦
   ¦           ¦    (цеха)    ¦              ¦              ¦       ¦
   ¦           +----T----T----+----T----T----+----T----T----+       ¦
   ¦           ¦ 1  ¦  2 ¦  3 ¦  4 ¦  5 ¦  6 ¦  7 ¦  8 ¦ 9  ¦       ¦
   +-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
   ¦Фонд оплаты¦ФОТ1¦ФОТ2¦ФОТ3¦ФОТ4¦ФОТ5¦ФОТ6¦ФОТ7¦ФОТ8¦ФОТ9¦ SUMФОТ¦
   ¦труда      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦       ¦
   +-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
   ¦Материаль- ¦МЗ1 ¦МЗ2 ¦МЗ3 ¦МЗ4 ¦МЗ5 ¦МЗ6 ¦МЗ7 ¦МЗ8 ¦МЗ9 ¦ SUMМЗ ¦
   ¦ные        ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦       ¦
   ¦затраты    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦       ¦
   +-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
   ¦Энергопот- ¦ЭП1 ¦ЭП2 ¦ЭП3 ¦ЭП4 ¦ЭП5 ¦ЭП6 ¦ЭП7 ¦ЭП8 ¦ЭП9 ¦ SUMЭП ¦
   ¦ребление   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦       ¦
   +-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
   ¦Амортизация¦А1  ¦А2  ¦А3  ¦А4  ¦А5  ¦А6  ¦А7  ¦А8  ¦А9  ¦ SUMА  ¦
   +-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
   ¦Прочие     ¦ПР1 ¦ПР2 ¦ПР3 ¦ПР4 ¦ПР5 ¦ПР6 ¦ПР7 ¦ПР8 ¦ПР9 ¦ SUMПР ¦
   ¦расходы    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦       ¦
   +-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
   ¦ИТОГО      ¦SUM1¦SUM2¦SUM3¦SUM4¦SUM5¦SUM6¦SUM7¦SUM8¦SUM9¦ SUMБП ¦
   ¦           +----+----+----+----+----+----+----+----+----+       ¦
   ¦Бюджет     ¦Бюджеты цехов ¦Бюджеты функ- ¦Бюджеты непро-¦       ¦
   ¦подразделе-¦              ¦циональных    ¦мышленной     ¦       ¦
   ¦ний        ¦              ¦служб         ¦группы        ¦       ¦
   +-----------+--------------+--------------+--------------+-------+
   ¦Кредитный  ¦                                            ¦ SUMКБ ¦
   ¦бюджет     ¦                                            ¦       ¦
   +-----------+--------------------------------------------+-------+
   ¦Налоговый  ¦                                            ¦ SUMНБ ¦
   ¦бюджет     ¦                                            ¦       ¦
   +-----------+--------------------------------------------+-------+
   ¦Итого      ¦Сводный бюджет по составу затрат равен      ¦ SUMСБ ¦
   ¦сводный    ¦сводному бюджету стр. под. плюс кредит.     ¦       ¦
   ¦бюджет     ¦и налоговый бюджеты                         ¦       ¦
   L-----------+--------------------------------------------+--------
   
       14. При разработке бюджетов структурных подразделений и  служб
   предприятий необходимо  руководствоваться  принципом декомпозиции,
   который заключается в том,  что каждый бюджет более низкого уровня
   является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е.  бюджеты
   цехов   являются   "вложенными"  в бюджет  производства,   бюджеты
   производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.
       Ежемесячно для     каждого     структурного      подразделения
   целесообразно разрабатывать     сводный     бюджет    структурного
   подразделения по следующей форме:
   
   --------------T----------------------------------T---------------¬
   ¦Наименование ¦             Бюджеты              ¦Итого сводный  ¦
   +-------------+------T------T---------T-----T----+  бюджет стр.  ¦
   ¦подразделения¦фонд  ¦матер.¦потребле-¦амор-¦пр. ¦ подразделения ¦
   ¦             ¦оплаты¦зат-  ¦ние энер-¦тиза-¦рас-¦               ¦
   ¦             ¦труда ¦раты  ¦гии      ¦ция  ¦ходы¦               ¦
   +-------------+------+------+---------+-----+----+---------------+
   ¦             ¦      ¦      ¦         ¦     ¦    ¦               ¦
   L-------------+------+------+---------+-----+----+----------------
   
       В дополнение к сводному  бюджету  составляются  функциональные
   бюджеты по соответствующим статьям затрат.
       Бюджет фонда оплаты труда предлагается составлять по следующей
   форме:
   
   ---------------------------T-------------------------------------¬
   ¦                          ¦         Бюджет ФОТ затрат           ¦
   ¦                          +-----------T------------T------------+
   ¦                          ¦   план    ¦    факт    ¦отклонение  ¦
   ¦                          +-----T-----+-----T------+-----T------+
   ¦                          ¦ежед-¦ на  ¦ежед-¦с нач.¦ежед-¦с нач.¦
   ¦                          ¦невно¦месяц¦невно¦месяца¦невно¦месяца¦
   +--------------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+
   ¦Основная зарплата         ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦      ¦
   +--------------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+
   ¦Дополнительная зарплата   ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦      ¦
   +--------------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+
   ¦Премиальные выплаты       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦      ¦
   +--------------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+
   ¦Итого                     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦      ¦
   L--------------------------+-----+-----+-----+------+-----+-------
   
       Бюджет материальных   затрат   предлагается   составлять    по
   следующей форме:
   
   ----------------------T------------------------------------------¬
   ¦Нормы расхода сырья, ¦         Бюджет материальных затрат       ¦
   ¦комплектующих, мате- +-----------T------------T-----------------+
   ¦риалов на производ.  ¦   план    ¦    факт    ¦отклонение (+, -)¦
   ¦программу структур.  +-----T-----+-----T------+-----T-----------+
   ¦подразделения        ¦ежед-¦ на  ¦ежед-¦с нач.¦ежед-¦  с нач.   ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное