Стр. 4
и синтетического бухгалтерского учета.
В связи с этим предприятию следует выделить службу,
занимающуюся анализом финансово - экономического состояния,
основными задачами которой будут:
разработка входных (за исключением тех, которые в настоящее
время уже используются в бухгалтерском учете) и выходных форм
документов с показателями. Бухгалтерской службе следует заполнять
эти формы с той периодичностью, которая наиболее целесообразна для
поддержки работы финансовой службы предприятия;
периодическое (ежеквартально, ежемесячно, ежегодно)
составление пояснительных записок к выходным формам с расчетными
показателями с подробным анализом отклонений (от плановых,
среднеотраслевых показателей, показателей предыдущего
года, предприятий - конкурентов и т.д.) с выдачей рекомендаций по
устранению недостатков.
Примерная функциональная схема взаимосвязей по проведению
финансово - экономического анализа предприятия представлена на
рисунке 1.
Рис. 1. ПРИМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА
ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ
------------------------¬
¦ Принятие решения ¦
------>¦ ¦<-------¬ Выходные
¦ ¦Директор по экономике и¦ ¦ аналит. формы
Бух. ¦ ¦ финансам ¦ ¦ и подробный
отчетность¦ L------------------------ ¦ анализ по
¦ /\ ¦ разделам
¦ ¦ Бизнес - план ¦
¦ ----------+--------¬ ¦
¦ ¦ Производственно -¦ Бизнес - ¦
¦ ¦ экономическое ¦ план ------+--------¬
¦ ¦ обоснование +---> ¦Группа анализа¦
-----+----¬ L------------------- ¦ и финансовых ¦
¦ Главный +--------------------------> ¦ стратегий ¦
¦бухгалтер¦ Входные аналитические L----T----------
L----T----- формы ¦
¦ ¦
¦ -------¬ ¦ ------¬
¦ ----+-¬ ¦ ¦ ---+-¬ ¦
----------+----+-¬ ¦ ¦ -------+-----+-¬ ¦ ¦
¦ Группа учета ¦ ¦ ¦ ¦Сектор анализа¦ ¦ ¦
¦основных средств¦ ¦ ¦ ¦ финансово - ¦ ¦ ¦
¦и нематериальных¦ ¦ ¦ ¦экономической ¦ ¦ ¦
¦ активов ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ ¦
L--------------T-- ¦ ¦ L-------------T- ¦ ¦
L----T- ¦ L--T- ¦
L------ L-----
В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой
политики на основе полученных результатов финансово -
экономического анализа может служить принятие решения о
реструктуризации имущественного комплекса в результате
проведенного анализа рентабельности основных средств. Если
рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в
структуре имущества высокая, следует принять решение о ликвидации
или продаже (передаче), консервации основных средств,
целесообразности проведения переоценки основных средств с учетом
их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации
и т.д.
6. Разработка учетной политики как системы методов и приемов
ведения бухгалтерского учета обязательна для всех предприятий в
соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная
политика предприятия" (ПБУ 1/94), утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1994 г.
N 100 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная
политика предприятия" (зарегистрировано в Минюсте России 8 августа
1994 г., рег. N 658).
В связи с этим целесообразно на основании проведенного
анализа финансово - экономического состояния просчитать варианты
тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в
этой части решений напрямую зависит количество и суммы
перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура
баланса, значения ряда ключевых финансово - экономических
показателей.
При определении учетной политики у предприятия существует
выбор, который касается, главным образом, методов списания сырья и
материалов в производство, вариантов списания малоценных и
быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного
производства, возможности применения ускоренной амортизации,
вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.
Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе
маркетинговых исследований конкретных видов продукции, освоения их
производства, а также планирования новых производств и участков,
технологических схем и создания новых структур.
Примерная схема взаимосвязей структурных подразделений
предприятия на этапе выработки вариантов учетной политики и
налогового планирования предприятия показана на рисунке 2.
Рис. 2. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЭТАПЕ
ВЫРАБОТКИ ВАРИАНТОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
И НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
-----------------------------¬
¦ Принятие решения ¦
L-----------------------------
/ \
¦
------------+-----------¬ Варианты
Варианты положений ¦Директор по экономике и¦ организации
по учетной ---->¦ финансам ¦<--¬ производства и
политике ¦ L------------------------ ¦ налогообложения
¦ / \ Эффективность ¦
¦ ¦ вариантов ¦
¦ ¦ ¦
---------------+--¬ -------+----------¬ ---+----------------¬
¦Главный бухгалтер¦ ¦Главный экономист¦ ¦Группа аналитиков ¦
¦ +-->¦ +--->¦(или консалтинговая¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦фирма) ¦
L------------------ L------------------ L--------------------
Данные для расчета по Данные для оценки вариантов
вариантам учетной организации производства
политики и организации
производства
При постановке такой задачи можно использовать внутренние
резервы предприятия, то есть его научно - технический и социальные
потенциалы.
7. В целях выработки кредитной политики предприятия
рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень
соотношения собственных и заемных средств.
На основании этих данных предприятие решает вопрос о
достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке.
В последнем случае принимается решение о привлечении заемных
средств, просчитывается эффективность различных вариантов.
В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и
при достаточности собственных средств, так как рентабельность
собственного капитала повышается в результате того, что эффект от
вложения средств может быть значительно выше, чем процентная
ставка.
Принимая решение о привлечении заемных средств, предприятию
целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период
кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному
кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка
и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок
налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в
валюте.
Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при
этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.
Финансовым службам рекомендуется учитывать все возможные
выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через
систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг,
а также разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех
возможных источников получения предприятием средств.
Финансовой службе предприятия рекомендуется:
рассчитать потребность в заемных средствах (при ее
отсутствии - возможную выгоду от их привлечения);
правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие
лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным
процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи,
репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов
и т.д.);
составить план погашения заемных средств и расчет процентной
суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.
8. Управление оборотными средствами (денежными средствами,
рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью,
кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами
краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а
также решение вопросов по этим проблемам требует значительного
количества времени, и на этом направлении наиболее ярко
проявляется основная проблема управления финансами: выбор между
рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость
активов предприятия становится меньше его кредиторской
задолженности).
Финансовой службе предприятия целесообразно постоянно
контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая
один из нескольких существующих на практике способов:
хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном
сроке погашения);
финансирование по краткосрочным ссудам;
финансирование по долгосрочным ссудам;
финансирование преимущественно по долгосрочным ссудам
(консервативная политика);
финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам
(агрессивная политика).
В настоящих условиях предприятие может поддерживать
обеспеченность взятых ссуд следующими методами:
увеличение доли ликвидных активов;
удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.
Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению
прибыльности:
в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы;
во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде
в период наличия собственных средств.
Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет
откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы,
установленные законодательством, до которых предприятие может
относить сроки платежей.
В результате анализа оборачиваемости дебиторской и
кредиторской задолженности с учетом их нормативных значений
рекомендуется провести следующие мероприятия:
принятие решения о замене неденежных форм расчетов или по
крайней мере об установлении их оптимального критического уровня
на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций
по переуступке прав требования долга;
составление программы по ликвидации задолженности по выплате
заработной платы (при наличии такой задолженности);
рассмотрение возможности реструктуризации задолженности по
платежам в федеральный бюджет и внебюджетные государственные
фонды.
В результате такого анализа целесообразно провести полную
инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности
взаимного погашения задолженности либо ее реструктуризации или
провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных
сумм. В ряде случаев предприятию следует начать претензионную
работу или обращаться с исками в арбитражный суд.
В рамках проводимой реформы предприятия его структурным
подразделениям, ответственным за проводимые финансовую и
экономическую политику предприятия, совместно с юридическим
подразделением целесообразно выполнить вышеуказанные мероприятия в
следующем порядке:
а) провести анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской
задолженности;
б) произвести инвентаризацию задолженности;
в) рассчитать штрафные санкции;
г) начать претензионную работу;
д) обратиться в арбитражный суд.
При этом предприятию рекомендуется делать анализ влияния
курсовых разниц на систему показателей отчетности и уровень
налогообложения в том случае, если имеется задолженность в валюте,
причем при выработке налоговой политики и учетной политики
предприятия следует учитывать, что степень влияния курсовых разниц
по дебиторской и кредиторской задолженности различна.
Финансовым службам целесообразно рассмотреть и задолженность,
выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по
векселям как к получению, так и к уплате. Эту работу следует
проводить совместно с бухгалтерией предприятия и его
аналитическими службами.
9. В целях управления издержками и выбора амортизационной
политики рекомендуется использовать данные финансово -
экономического анализа, которые дают первоначальное представление
об уровне издержек предприятия, а также уровне рентабельности. При
разработке учетной политики предприятия рекомендуется выбрать
такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают
наиболее наглядное представление о структуре издержек
производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле
коммерческих расходов.
Экономическим службам целесообразно периодически проводить
анализ структуры издержек производства, производя сравнение с
различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от
них.
При разработке учетной политики службам, осуществляющим
планирование деятельности предприятия, совместно с бухгалтерией
следует правильно выбрать базу для распределения косвенных
расходов между объектами калькулирования либо выбрать метод
отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной
продукции.
В целях создания предпосылок для эффективной аналитической
работы и повышения качества принимаемых финансово - экономических
решений необходимо четко определить и организовать раздельный
управленческий учет затрат по следующим группам:
переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются
пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья
и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки,
торгово - комиссионные и другие расходы;
постоянные затраты, изменение которых не связано
непосредственно с изменением объемов производства. К таким
затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит,
арендная плата, затраты на содержание аппарата управления,
административные расходы и др.;
смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части.
К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт
оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.
Следует учесть, что на ряде предприятий провести определенную
границу между переменными и постоянными затратами достаточно
сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как
переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов
производства, так и постоянная связанная, например, с освещением
помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во
всех случаях руководству предприятия целесообразно стремиться к
такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко
разделена по названным группам. В случае решения этой проблемы на
предприятии возникнут условия для проведения углубленного
операционного анализа (анализ безубыточности, текущий
функционально - стоимостный анализ и функционально - стоимостный
анализ на будущие периоды).
Большую роль при формировании финансовой политики предприятия
играет выбор амортизационной политики. Предприятие может применить
метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки,
произвести переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости
либо по рекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на
издержки производства, на сумму налога на имущество, а
следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того,
сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль
предприятия.
Информационной базой для расчетов по определению
вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики
являются бухгалтерские группировочные ведомости по учету затрат,
журналы - ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.
10. Проблемами, решение которых обуславливает необходимость
выработки дивидендной политики, являются следующие:
с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту
интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой
цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной
тенденцией;
с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает
долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства.
При формировании дивидендной политики необходимо учитывать,
что классическая формула: "курс акций прямо пропорционален
дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по
альтернативным вложениям" применима на практике далеко не во всех
случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций
предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо
информированы о его программах развития, причинах невыплаты или
сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования
прибыли.
Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в
значительной мере определяется стадией жизненного цикла
предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает
осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации
намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой
эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво
высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению
курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств,
полученной в результате размещения дополнительных акций. В таблице
4 даны характеристики существующих методик дивидендных выплат.
Таблица 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИК ДИВИДЕНДНЫХ ВЫПЛАТ
-------------T------------T------------T------------T------------¬
¦ Название ¦ Основной ¦Преимущества¦ Недостатки ¦ Примечания ¦
¦ методики ¦ принцип ¦ методики ¦ методики ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦1. Методика ¦Соблюдение ¦Простота ¦Снижение ¦Методика до-¦
¦постоянного ¦постоянства ¦ ¦суммы диви- ¦вольно часта¦
¦процентного ¦показателя ¦ ¦денда на ак-¦в практике, ¦
¦распределе- ¦"дивидендно-¦ ¦цию (при ¦несмотря на ¦
¦ния прибыли ¦го выхода" ¦ ¦уменьшении ¦предостере- ¦
¦ ¦ ¦ ¦чистой при- ¦жения теоре-¦
¦ ¦ ¦ ¦были) приво-¦тиков ¦
¦ ¦ ¦ ¦дит к паде- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦нию курса ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦акций ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦2. Методика ¦Соблюдение ¦1. Простота ¦Если прибыль¦ ¦
¦фиксирован- ¦постоянства ¦2. Сглажива-¦сильно сни- ¦ ¦
¦ных диви- ¦суммы диви- ¦ние колеба- ¦жается, вып-¦ ¦
¦дендных вы- ¦денда на ак-¦ний курсовой¦лата фикси- ¦ ¦
¦плат ¦цию в тече- ¦стоимости ¦рованных ди-¦ ¦
¦ ¦ние длитель-¦акций ¦видендов ¦ ¦
¦ ¦ного периода¦ ¦подрывает ¦ ¦
¦ ¦вне зависи- ¦ ¦ликвидность ¦ ¦
¦ ¦мости от ди-¦ ¦предприятия ¦ ¦
¦ ¦намики курса¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦акций. Регу-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лярность ди-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видендных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выплат ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦3. Методика ¦1. Соблюде- ¦Сглаживание ¦"Экстра" - ¦"Экстра" - ¦
¦выплаты га- ¦ние постоян-¦колебаний ¦дивиденд при¦дивиденды не¦
¦рантирован- ¦ства регу- ¦курсовой ¦слишком час-¦должны вып- ¦
¦ного миниму-¦лярных вып- ¦стоимости ¦той выплате ¦лачиваться ¦
¦ма и "Экс- ¦лат фиксиро-¦акций ¦становится ¦слишком час-¦
¦тра" - диви-¦ванных сумм ¦ ¦ожидаемым и ¦то ¦
¦дендов ¦дивиденда ¦ ¦перестает ¦ ¦
¦ ¦2. В зависи-¦ ¦играть долж-¦ ¦
¦ ¦мости от ус-¦ ¦ную роль в ¦ ¦
¦ ¦пешности ра-¦ ¦поддержании ¦ ¦
¦ ¦боты пред- ¦ ¦курса акций ¦ ¦
¦ ¦приятия - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выплата ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайно-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го дивиденда¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦("Экстра") ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦как премии в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дополнение к¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фиксирован- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ной сумме ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дивиденда ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦4. Методика ¦Вместо де- ¦1. Облегча- ¦Ряд инвесто-¦Расчет на ¦
¦выплаты ди- ¦нежного ди- ¦ется решение¦ров может ¦то, что ¦
¦видендов ак-¦виденда ак- ¦ликвидных ¦предпочесть ¦большинство ¦
¦циями ¦ционеры по- ¦проблем при ¦деньги и ¦акционеров ¦
¦ ¦лучают до- ¦неустойчивом¦начнет про- ¦устроит по- ¦
¦ ¦полнительные¦финансовом ¦давать акции¦лучение ак- ¦
¦ ¦акции ¦положении ¦ ¦ций, если ¦
¦ ¦ ¦2. Вся не- ¦ ¦эти акции ¦
¦ ¦ ¦распределен-¦ ¦достаточно ¦
¦ ¦ ¦ная прибыль ¦ ¦ликвидны, ¦
¦ ¦ ¦поступает на¦ ¦чтобы в лю- ¦
¦ ¦ ¦развитие ¦ ¦бой момент ¦
¦ ¦ ¦3. Появляет-¦ ¦превратиться¦
¦ ¦ ¦ся большая ¦ ¦в наличность¦
¦ ¦ ¦свобода ма- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦невра струк-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦турой источ-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ников ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦средств ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦4. Появляет-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ся возмож- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ность допол-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦нительного ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦стимулирова-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ния высших ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦управленцев,¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦наделяемых ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦акциями ¦ ¦ ¦
L------------+------------+------------+------------+-------------
Управление финансами.
Организация системы финансового планирования
деятельности предприятия
11. В условиях реформы предприятию требуется современная
система управления финансами, базирующаяся на разработке
долгосрочной стратегии - бизнес - плана.
В бизнес - плане отражаются те виды деятельности, которыми
предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной
перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов,
на которые предприятие не может воздействовать (экономические
факторы: инфляция, уровень безработицы, покупательская способность
потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.;
политические, природные, научно - технический факторы и т.д.).
Кроме того, бизнес - план должен содержать раздел основных
показателей финансово - экономического состояния предприятия;
раздел, содержащий информацию о целях деятельности предприятия,
определенных количественно, и их достижение по времени. Приводятся
данные о продукции, потребности в ней, показатели качества,
экономические показатели продукции, характеристики дизайна и
результаты его сравнения с другими аналогичными товарами,
патентные права, показатели экспорта и его возможности, основные
направления совершенствования как потребительских качеств
выпускаемой предприятием продукции, так и его ассортиментного
состава.
Важным разделом бизнес - плана является раздел,
характеризующий рынок сбыта продукции предприятия, который должен
содержать анализ исследования рынка, потребителей и их
сегментацию, уровня спроса, мотивации потребителей, положения
предприятия на рынке, основных показателей рынка и объема продаж.
Кроме того, необходим анализ конкурентоспособности предприятия -
исследование деятельности конкурентов, оценка продукции
конкурентов, сравнительная оценка. Необходимы также маркетинговые
исследования, которые включают в себя определение стратегии
маркетинга сроком от года до пяти лет, товарной политики
(ассортимент, создание и запуск новых товаров, упаковка,
использование товарного знака, сервисное обслуживание и т.д.),
ценовой политики, условий и порядка организации сбыта продукции,
формирования спроса и стимулирования сбыта, а также затрат на
маркетинг.
Необходим и раздел, характеризующий производственно -
технологическую и инновационную политику предприятия и содержащий
информацию:
о местонахождении предприятия (наличие трудовых ресурсов,
близость к потребителям и поставщикам, возможные транспортные
расходы, доступность и развитость энергетических ресурсов,
промышленная и социальная инфраструктуры, уровень местных налогов
и т.д.);
об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на период от
года до пяти лет;
о производственных мощностях (баланс мощностей, коэффициенты
сменности оборудования и использования мощностей и т.д.);
о долгосрочных активах (земля, основные производственные
фонды, их состояние и потребность);
о технологическом уровне производства, его соответствии
современным требованиям, развитии НИОКР;
о контроле за производственным процессом, гарантиях качества
продукции, анализе причин, потерь и простоев в производстве,
методах учета затрат материалов, труда и других элементов
себестоимости продукции, таких, например, как брак;
о производственном кооперировании и материальном обеспечении
производства;
об охране окружающей среды;
о государственном и правовом регулировании в сфере
производства той или иной отрасли народного хозяйства.
Составной частью бизнес - плана является раздел, посвященный
кадровой политике и управлению персоналом, содержащий информацию
об организационной структуре предприятия, которая должна
соответствовать целям и задачам, стоящим перед предприятием; об
организации управления; о численности и отборе кадров; об оплате
труда и мотивации трудовой деятельности, а также об организации
труда, обучении работников и социальной инфраструктуре.
При разработке бизнес - плана предприятия должны быть учтены
оценка риска и страхование. Функционирование предприятия в
условиях рыночной экономики неизбежно связано с риском, вызванным
ошибочными решениями, принимаемыми руководством предприятия. Так
как вопросы, связанные с риском в деятельности предприятия,
интересуют всех работников предприятия, акционеров, инвесторов,
поставщиков, потребителей, поэтому необходим анализ возможных
рисков. Это могут быть вопросы сущности риска, причины риска,
факторов риска, методов компенсации и снижения риска. Они
подразделяются на внешние и внутренние.
Существующая система страхования рисков предусматривает
договоры о страховании, страховании имущества, страховании
транспортных средств, страховании невозвратных кредитов.
На основе принятого бизнес - плана, сформированного с учетом
анализа финансово - экономического состояния предприятия,
вырабатываются и принимаются решения в системе управления его
финансовыми ресурсами.
Примерная схема принятия решений в системе управления
финансами показана на рис. 3.
Рис. 3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
----------------------------------------------------¬
¦Разработка долгосрочной стратегии (бизнес - плана):¦
¦ Прогнозирование рыночного спроса и конкуренции; ¦
¦ Определение товарных приоритетов производства и ¦
¦ маркетинговой стратегии; ¦
¦ Состояние ОПФ и технологий. Задачи повышения ¦
¦ качества продукции; ¦
¦ Прогноз продаж в зависимости от ¦
¦ конкурентоспособности; ¦
¦ Финансовая стратегия; целевые показатели ¦
¦ себестоимости и рентабельности. ¦
L-----------------------T----------------------------
¦
¦
--------------¬ ¦ ---------------¬
¦Краткосрочный¦ \ / ¦Краткосрочный ¦
¦ прогноз ¦ -------------------------¬ --+ прогноз ¦
¦ товарных +-¬ ¦ Текущее финансово - ¦ ¦ ¦ финансовых ¦
¦рынков и цен ¦ ¦ ¦ экономическое ¦ ¦ ¦ рынков ¦
L-------------- ¦ ¦ состояние предприятия, ¦ ¦ L---------------
+->¦ соотнесенное с ¦<--+
¦ ¦ краткосрочными ¦ ¦
¦ ¦ задачами предприятия ¦ ¦ ---------------¬
--------------¬ ¦ L----------T-------------- ¦ ¦ Мониторинг ¦
¦ Учетная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦состояния ОПФ,¦
¦ политика ¦ ¦ ¦ L-+ технологий, ¦
¦ предприятия ¦ ¦ \ / ¦ системы ¦
¦ Система +-- -------------------------¬ ¦ управления ¦
¦экономических¦ ¦ Определение исходных ¦ ¦ качеством ¦
¦ нормативов ¦ ¦данных, используемых при¦ L---------------
L-------------- ¦ составлении прогноза ¦
¦ основного бюджета ¦
¦ Определение системы ¦
¦ пороговых значений и ¦
¦возможных отклонений от ¦
¦ режима нормального ¦
¦ функционирования ¦
¦ предприятия ¦
L-----------T-------------
¦
\ /
-------------------------¬
¦Просчет и выбор варианта¦
¦ годового бюджета, ¦
----------->¦ соответствующего ¦<-------------¬
¦ ¦краткосрочным задачам и ¦ ¦
¦ ¦ стратегическим целям ¦ ¦
¦ ¦ предприятия ¦ ¦
¦ L-----------T------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ \ / ¦
-------+------¬ -------------------------¬ -------+-----¬
¦ Мониторинг ¦ ¦Формирование квартальных¦ ¦ Мониторинг ¦
¦ рыночной +--->¦планов продаж, балансов ¦<------+ состояния ¦
¦ среды ¦ ¦ и прогнозов денежных ¦ ¦предприятия:¦
L------T------- ¦ потоков предприятия ¦ ¦ выявление ¦
¦ L-----------T------------- ¦ пороговых ¦
¦ ¦ ¦ отклонений ¦
¦ ¦ L------T------
¦ \ / ¦
¦ ----------------------------------------¬ ¦
¦ ¦Принятие решений по текущему управлению¦ ¦
¦ ¦ финансовыми предприятия: ¦ ¦
¦ ¦ дебиторская задолженность; ¦ ¦
L--->¦ кредиторская задолженность; ¦<------
¦ управление кредитами; ¦
¦ управление валютными ресурсами; ¦
¦ контроль за использованием прибыли. ¦
L----------------------------------------
12. Разработку финансового плана целесообразно начинать с
прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу
объема продаж, можно рассчитать необходимое количество
материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и
трудовые затраты. Аналогично определяются и другие составные
затраты на производство. Далее разрабатывается прогноз движения
(потока) наличных средств. Необходимость его составления
определяется тем, что многие из затрат, показываемых при
расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке
осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств
учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных
(затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит),
начальное и конечное сальдо банковского счета.
Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по
форме балансового отчета), который и является хорошей проверкой
прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При
составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных
фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются
планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д.
Следует учесть в данных расчетах обеспечение инвестиционной
привлекательности предприятия.
На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния
предприятия просчитывается его финансовое положение, финансовая
стабильность, устойчивость. Результаты анализа относительных
показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки
нового варианта финансового плана, который должен начинаться с
выбора заданных значений.
Для организации системы анализа и планирования денежных
потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий,
рекомендуется создание современной системы управления финансами,
основанной на разработке и контроле исполнения иерархической
системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить
жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и
расходованием средств, создать реальные условия для выработки
эффективной финансовой стратегии.
Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной
деятельности является система финансового планирования, которая
состоит из:
систем бюджетного планирования деятельности структурных
подразделений предприятия;
системы сводного (комплексного) бюджетного планирования
деятельности предприятия.
Эти системы включают: процессы формирования бюджетов,
структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение
бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения
бюджетов.
Принципы бюджетного планирования деятельности структурных
подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях
строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения
непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и
смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью
продукции, а также для повышения точности плановых показателей
(для целей налогового и финансового планирования).
Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования
являются:
а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений
даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне
действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и,
соответственно, более точное плановое значение размера прибыли,
что важно для налогового планирования (включая платежи во
внебюджетные фонды);
б) в рамках утверждения месячных бюджетов структурным
подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в
расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит
материальную заинтересованность работников в успешном выполнении
плановых заданий;
в) минимизация количества контрольных параметров бюджетов
позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени
работников экономических служб предприятия;
г) бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой
экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для
выхода из финансового кризиса.
13. В целях организации бюджетного планирования деятельности
структурных подразделений предприятия целесообразно создать
следующую сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из
следующих функциональных бюджетов:
бюджет фонда оплаты труда;
бюджет материальных затрат;
бюджет потребления энергии;
бюджет амортизации;
бюджет прочих расходов;
бюджет погашения кредитов;
налоговый бюджет.
Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых
расчетов предприятия.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные
фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского
страхования, занятости) и часть налоговых отчислений.
Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают
основную часть сторонних платежей предприятия.
Бюджет амортизации в значительной степени определяет
инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически
амортизационные отчисления могут использоваться в качестве
оборотных средств предприятия.
Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных
финансовых расходах.
Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять
операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с
планом - графиком платежей.
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные
платежи в федеральный и бюджеты других уровней, а также во
внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования,
медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет
планируется только в целом по предприятию.
Примерная система бюджетов предприятия приведена в таблице 5.
Руководству предприятия целесообразно добиваться более
активного участия всех структурных подразделений в подготовке
бизнес - плана и сводного бюджета. Их разработка является способом
пробудить, усилить и организовать коллективную волю руководства
посредством осознания общих ценностей и целей предприятия.
Рекомендуется выявить наиболее значимый круг нормативов
(стандартных издержек) в краткосрочный период и разработать план
действий по их соблюдению. Этим может заняться финансово -
экономическая служба или служба технического развития. Этот план
действий может выявить приоритеты текущего управления финансами,
способствуя равномерному обеспечению предприятия оборотными
средствами.
Таблица 5. ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА БЮДЖЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
------------T--------------------------------------------T-------¬
¦ Бюджеты ¦ Размер бюджетов структурных подразделений ¦ Итого ¦
¦ +--------------T--------------T--------------+сводный¦
¦ ¦ производств. ¦функциональные¦непромышленная¦ бюджет¦
¦ ¦ подразд. ¦ службы ¦ группа ¦ ¦
¦ ¦ (цеха) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----T----T----+----T----T----+----T----T----+ ¦
¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦Фонд оплаты¦ФОТ1¦ФОТ2¦ФОТ3¦ФОТ4¦ФОТ5¦ФОТ6¦ФОТ7¦ФОТ8¦ФОТ9¦ SUMФОТ¦
¦труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦Материаль- ¦МЗ1 ¦МЗ2 ¦МЗ3 ¦МЗ4 ¦МЗ5 ¦МЗ6 ¦МЗ7 ¦МЗ8 ¦МЗ9 ¦ SUMМЗ ¦
¦ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦затраты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦Энергопот- ¦ЭП1 ¦ЭП2 ¦ЭП3 ¦ЭП4 ¦ЭП5 ¦ЭП6 ¦ЭП7 ¦ЭП8 ¦ЭП9 ¦ SUMЭП ¦
¦ребление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦Амортизация¦А1 ¦А2 ¦А3 ¦А4 ¦А5 ¦А6 ¦А7 ¦А8 ¦А9 ¦ SUMА ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦Прочие ¦ПР1 ¦ПР2 ¦ПР3 ¦ПР4 ¦ПР5 ¦ПР6 ¦ПР7 ¦ПР8 ¦ПР9 ¦ SUMПР ¦
¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦ИТОГО ¦SUM1¦SUM2¦SUM3¦SUM4¦SUM5¦SUM6¦SUM7¦SUM8¦SUM9¦ SUMБП ¦
¦ +----+----+----+----+----+----+----+----+----+ ¦
¦Бюджет ¦Бюджеты цехов ¦Бюджеты функ- ¦Бюджеты непро-¦ ¦
¦подразделе-¦ ¦циональных ¦мышленной ¦ ¦
¦ний ¦ ¦служб ¦группы ¦ ¦
+-----------+--------------+--------------+--------------+-------+
¦Кредитный ¦ ¦ SUMКБ ¦
¦бюджет ¦ ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦Налоговый ¦ ¦ SUMНБ ¦
¦бюджет ¦ ¦ ¦
+-----------+--------------------------------------------+-------+
¦Итого ¦Сводный бюджет по составу затрат равен ¦ SUMСБ ¦
¦сводный ¦сводному бюджету стр. под. плюс кредит. ¦ ¦
¦бюджет ¦и налоговый бюджеты ¦ ¦
L-----------+--------------------------------------------+--------
14. При разработке бюджетов структурных подразделений и служб
предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции,
который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня
является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты
цехов являются "вложенными" в бюджет производства, бюджеты
производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.
Ежемесячно для каждого структурного подразделения
целесообразно разрабатывать сводный бюджет структурного
подразделения по следующей форме:
--------------T----------------------------------T---------------¬
¦Наименование ¦ Бюджеты ¦Итого сводный ¦
+-------------+------T------T---------T-----T----+ бюджет стр. ¦
¦подразделения¦фонд ¦матер.¦потребле-¦амор-¦пр. ¦ подразделения ¦
¦ ¦оплаты¦зат- ¦ние энер-¦тиза-¦рас-¦ ¦
¦ ¦труда ¦раты ¦гии ¦ция ¦ходы¦ ¦
+-------------+------+------+---------+-----+----+---------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+------+------+---------+-----+----+----------------
В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные
бюджеты по соответствующим статьям затрат.
Бюджет фонда оплаты труда предлагается составлять по следующей
форме:
---------------------------T-------------------------------------¬
¦ ¦ Бюджет ФОТ затрат ¦
¦ +-----------T------------T------------+
¦ ¦ план ¦ факт ¦отклонение ¦
¦ +-----T-----+-----T------+-----T------+
¦ ¦ежед-¦ на ¦ежед-¦с нач.¦ежед-¦с нач.¦
¦ ¦невно¦месяц¦невно¦месяца¦невно¦месяца¦
+--------------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+
¦Основная зарплата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+
¦Дополнительная зарплата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+
¦Премиальные выплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+
¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------+-----+-----+-----+------+-----+-------
Бюджет материальных затрат предлагается составлять по
следующей форме:
----------------------T------------------------------------------¬
¦Нормы расхода сырья, ¦ Бюджет материальных затрат ¦
¦комплектующих, мате- +-----------T------------T-----------------+
¦риалов на производ. ¦ план ¦ факт ¦отклонение (+, -)¦
¦программу структур. +-----T-----+-----T------+-----T-----------+
¦подразделения ¦ежед-¦ на ¦ежед-¦с нач.¦ежед-¦ с нач. ¦
|