Стр. 1
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2005 г. N 5/143
ОБ ОТЧЕТЕ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997-2005 ГОДЫ ЗА 2004 ГОД
Рассмотрев Отчет о реализации Концепции социально-
экономического развития Московской области на 1997-2005 годы за
2004 год, внесенный Губернатором Московской области Громовым Б.В.
в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Московской области N
11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах
социально-экономического развития Московской области", Московская
областная Дума решила:
Принять к сведению Отчет о реализации Концепции социально-
экономического развития Московской области на 1997-2005 годы за
2004 год (приложение).
Председатель
Московской областной Думы
В.Е. Аксаков
Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 15 июня 2005 г. N 5/143
ОТЧЕТ
О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ ЗА 2004 ГОД
Отчет о реализации в 2004 году Концепции социально-
экономического развития Московской области на 1997-2005 годы
(далее - Концепция) в соответствии с Законом Московской области N
11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах
социально-экономического развития Московской области" на основании
отчетной информации, полученной от Министерства финансов
Московской области, Министерства промышленности и науки Московской
области, Министерства транспорта Московской области, Министерства
сельского хозяйства и продовольствия Московской области,
Министерства имущественных отношений Московской области,
Министерства строительного комплекса Московской области,
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области,
Министерства внешнеэкономических связей Московской области,
Министерства экологии и природопользования Московской области,
Министерства социальной защиты населения Московской области,
Министерства здравоохранения Московской области, Министерства
культуры Московской области, Министерства образования Московской
области, Министерства по делам печати и информации Московской
области, Комитета по развитию предпринимательства Московской
области, Комитета потребительского рынка Московской области,
Комитета по делам молодежи Московской области, Комитета по
физической культуре и спорту Московской области, Главного
управления по труду и социальным вопросам Московской области,
Главного контрольно-ревизионного управления Московской области,
Главного управления региональной безопасности Московской области,
Главного управления внутренних дел Московской области, Главного
управления архитектуры и градостроительства Московской области, а
также Управления Федеральной налоговой службы по Московской
области.
Выбор приоритетных направлений реализации Концепции,
определяющей стратегию развития Московской области как субъекта
Российской Федерации, а также осуществление основных ее положений
производились на основании системы прогнозирования.
В 2004 году прогнозирование в Московской области осуществлялось
в соответствии с требованиями Закона Московской области N 11/96-ОЗ
"О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-
экономического развития Московской области".
Разработанный в соответствии с указанным Законом прогноз
социально-экономического развития Московской области на 2005 год
принят к сведению Правительством Московской области (постановление
Правительства Московской области от 09.08.2004 N 483/30 "О
прогнозе социально-экономического развития Московской области на
2005 год") и Московской областной Думой (решение Московской
областной Думы от 03.11.2004 N 4/115 "О прогнозе социально-
экономического развития Московской области на 2005 год").
В 2004 году прогноз социально-экономического развития
Московской области на 2005 год был разработан в соответствии с
Системой показателей социально-экономического развития Московской
области, установленной постановлением Губернатора Московской
области от 28.07.2004 N 150-ПГ "О Системе показателей социально-
экономического развития Московской области" и согласованной с
Московской областной Думой (решение Московской областной Думы от
24.03.2004 N 4/92).
Разработаны параметры прогноза социально-экономического
развития Московской области на период до 2007 года.
На основе Концепции и областных целевых программ в 2004 году
был разработан и 21 января 2005 года принят Закон Московской
области N 30/2005-ОЗ "О Комплексной программе социально-
экономического развития на 2005 год".
В 2004 году осуществлялась реализация мероприятий Комплексной
программы социально-экономического развития Московской области на
2004 год, утвержденной Законом Московской области N 140/2003-ОЗ "О
Комплексной программе социально-экономического развития Московской
области на 2004 год" (с изменениями, внесенными Законами
Московской области N 66/2004-ОЗ, N 177/2004-ОЗ, N 192/2004-ОЗ)
(далее - Комплексная программа).
Областные целевые программы, включенные в 2004 году в
Комплексную программу, отражали основные цели и задачи Концепции и
носили социально ориентированный характер.
В 2004 году в Московской области реализовывались следующие
областные целевые программы:
- областная целевая программа "Территориальная информационная
система Московской области на 2001-2005 годы";
- областная целевая программа "Леса Подмосковья" на 2001-2005
годы;
- областная целевая программа "О финансовой поддержке
сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных на
территории Московской области, занимающихся семеноводством
зерновых и зернобобовых культур, многолетних трав и картофеля, на
2001-2004 годы";
- областная целевая программа "Развитие племенной базы
животноводства Московской области на 2001-2004 годы";
- областная целевая программа "Газификация Московской области
на 2001-2004 годы";
- областная целевая программа "Геологическое изучение недр и
воспроизводство минерально-сырьевой базы Московской области на
2001-2005 годы";
- областная целевая программа "Транспортное обслуживание
населения Московской области Государственным унитарным
предприятием Московской области "Мострансавто" в 2001-2005 годах";
- областная целевая программа "Молодежь Подмосковья" на 2001-
2005 годы;
- областная целевая программа "Обеспечение населения
качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в
Московской области на 2002-2006 годы";
- областная целевая программа "Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального характера в Московской области на 2003-
2006 годы";
- областная целевая программа "Развитие образования в
Московской области на 2001-2005 годы";
- областная целевая программа "Содействие занятости населения
Московской области на 2002-2005 годы";
- областная целевая программа "Разработка Генерального плана
развития Московской области на период до 2020 года";
- областная целевая программа "Патриотическое воспитание
граждан в Московской области на 2002-2005 годы";
- областная целевая программа "Развитие хоккея в Московской
области на 2001-2005 годы";
- областная целевая программа "Социальная защита
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей в Московской области на 2002-2005 годы";
- областная целевая программа "Профилактика и лечение
артериальной гипертонии в Московской области" на 2003-2008 годы;
- областная целевая программа "Обеспечение содержания,
эксплуатации и ремонта мест погребения (кладбищ) и сооружений на
них, находящихся в государственной собственности Московской
области и собственности муниципальных образований Московской
области, на 2003-2005 годы";
- областная целевая программа "Социальная гарантия" на 2003-
2004 годы;
- областная целевая программа "Обеспечение правоохранительных
органов и органов управления для выполнения задач по укреплению
правопорядка на территории Московской области на 2004-2007 гг.";
- областная целевая программа "Экология Подмосковья на 2003-
2004 годы";
- областная целевая программа "Модернизация коммунальной
теплоэнергетики Московской области на период 2003-2007 гг.";
- областная целевая программа "Сохранение объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) в Московской области на
2003-2005 годы";
- областная целевая программа "Развитие отрасли птицеводства
Московской области на 2003-2005 годы";
- областная целевая программа "Радиационная безопасность
Московской области на 1999-2005 годы";
- областная целевая программа "Наука и промышленность
Московской области - правоохранительным органам Московской
области" на 2002-2005 годы;
- областная целевая программа "Наука и промышленность
Московской области - здравоохранению Московской области" на 2002-
2005 годы;
- областная целевая программа "Общая врачебная практика в
Московской области на 2002-2007 годы";
- областная целевая программа "Дороги Подмосковья на период
2004-2007 годов";
- областная целевая программа "Развитие и поддержка малого
предпринимательства в Московской области на 2004-2007 годы".
Общий объем финансовых ресурсов, привлеченных для реализации
тридцати областных целевых программ, входящих в 2004 году в состав
Комплексной программы, составил 14,8 млрд. руб., в том числе за
счет средств областного бюджета - 11,5 млрд. руб., что составило
78% от общего объема финансирования Комплексной программы в 2004
году.
В 2004 году Правительством Московской области, а также
Министерством экономики Московской области, Главным контрольно-
ревизионным управлением Московской области и другими
уполномоченными центральными исполнительными органами
государственной власти Московской области осуществлялся
ежемесячный контроль за реализацией мероприятий областных целевых
программ.
В 2004 году получила свое дальнейшее развитие система
государственного заказа Московской области.
Уточненный объем государственного заказа Московской области на
2004 год составил 3,4 млрд. рублей для восемнадцати
государственных заказчиков Московской области (далее -
государственный заказчик). Государственный заказ Московской
области в 2004 году выполнен в объеме 3,36 млрд. рублей, что
составило 98,9 процента от уточненного его объема. По сравнению с
2003 годом объем государственного заказа возрос на 24,1 процента.
Продукция поставлялась государственным заказчикам по семистам
пятидесяти трем государственным контрактам.
Поставщиками Московской области поставлено 58,2 процента всей
продукции, закупленной по государственному заказу, у поставщиков
из г. Москвы закуплено 36,3 процента продукции, у иных - 5,5
процента.
Получила свое дальнейшее развитие система закупок продукции
посредством проведения объединенных конкурсов на закупку и
поставку однотипной продукции для нескольких государственных
заказчиков.
В 2004 году проведение таких конкурсов позволило сэкономить
11,3 млн. рублей при общей сумме заключенных по итогам проведения
конкурсов государственных контрактов 329,0 млн. рублей.
Объединенные конкурсы были проведены по сорока трем позициям.
Это уголь, дизельное и печное топливо, продукты питания
длительного срока хранения, моющие средства и другие
потребительские товары. Общая сумма заключенных по итогам
проведения конкурсов государственных контрактов 106,2 млн. рублей.
В 2004 году впервые был проведен объединенный закрытый конкурс
на оказание автотранспортных услуг для государственных нужд
Московской области. По результатам данного конкурса на второе
полугодие 2004 года было заключено сорок девять государственных
контрактов тридцатью семью органами государственной власти
Московской области с девятью поставщиками автотранспортных услуг.
Общая сумма заключенных контрактов составила 222,8 млн. рублей.
Совместно с государственными заказчиками сформирован
государственный заказ Московской области на 2005 год в сумме 1,74
млрд. рублей, который в составе бюджета Московской области
утвержден Законом Московской области N 166/2004-ОЗ "О бюджете
Московской области на 2005 год" (с изменениями, внесенными
Законами Московской области N 210/2004-ОЗ, N 6/2005-ОЗ, N 58/2005-
ОЗ).
Доходы консолидированного бюджета Московской области за 2004
год составили 116,2 млрд. рублей, что на 26,6 млрд. рублей, или на
30 процентов, больше, чем в 2003 году.
Наиболее значимым звеном в механизме аккумуляции финансовых
ресурсов для реализации Концепции явился Закон Московской области
N 128/2003-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год" (с изменениями,
внесенными Законами Московской области N 174/2003-ОЗ, N 53/2004-
ОЗ, N 100/2004-ОЗ, N 107/2004-ОЗ, N 176/2004-ОЗ, N 188/2004-ОЗ) и
его безусловное исполнение.
Доходы областного бюджета за 2004 год были исполнены на 102,1
процента. Их объем составил 60,1 млрд. рублей, что на 12,3 млрд.
рублей больше, чем в 2003 году.
Концепцией определены:
- стратегическая цель - формирование бездефицитного областного
бюджета;
- тактическая - установление фиксированного дефицита областного
бюджета в минимальных размерах.
Начиная с 2000 года бюджеты Московской области на
соответствующий финансовый год принимались с величиной дефицита,
не превышающей установленный Бюджетным кодексом Российской
Федерации размер, - 15 процентов к общему объему доходов без учета
финансовой помощи от бюджетов других уровней.
Плановый дефицит областного бюджета на 2004 год составил 9,7
процента, или 4,7 млрд. рублей. В результате проведенных мер по
увеличению доходной базы областного бюджета (сверхплановое
поступление налоговых и неналоговых доходов составило 1,4 млрд.
рублей) и эффективного расходования бюджетных средств его дефицит
по итогам года был снижен до 3 млрд. рублей и составил 6
процентов.
Расходы областного бюджета за 2004 год исполнены в объеме 63,1
млрд. рублей, или 99 процентов. Объем расходов областного бюджета
возрос по сравнению с 2003 годом на 13,8 млрд. рублей, или на 28
процентов.
Одним из основных методов управления бюджетным процессом в
Московской области в 2004 году являлся постоянный контроль за
целевым и эффективным использованием бюджетных средств, который
осуществляли Главное контрольно-ревизионное управление Московской
области и Министерство финансов Московской области.
Проводимая в Московской области контрольно-ревизионная работа
позволила значительно повысить эффективность использования
государственных финансовых средств.
В 2004 году в установленном законодательством порядке
осуществлялся систематический контроль за ходом устранения
выявленных проверками и ревизиями недостатков при исполнении
областного и местных бюджетов. Средства, израсходованные с
нарушением бюджетного законодательства главными распорядителями,
распорядителями и получателями бюджетных средств, взыскивались в
соответствующий бюджет. Общий объем средств, возвращенных в 2004
году в бюджет Московской области в результате выявленных нарушений
бюджетного законодательства, составил свыше 36,7 млн. рублей.
Помимо контролирующих органов важным звеном в эффективном
управлении бюджетной системой Московской области являлось
Управление областного казначейства Министерства финансов
Московской области.
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области
от 01.03.2000 N 77-ПГ "О мерах по переходу на казначейское
исполнение областного бюджета и бюджетов муниципальных образований
Московской области" в 2004 году был завершен переход на
казначейское исполнение всех расходов областного бюджета, начатый
в 2000 году.
Это позволило установить контроль за прохождением финансовых
потоков, очередностью платежей, целевым использованием денежных
средств, а также соблюдением финансовой дисциплины главными
распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств
на этапе составления смет доходов и расходов.
Кредиторская задолженность организаций здравоохранения,
физической культуры и социального обеспечения по состоянию на 1
января 2005 года составила 970,8 млн. рублей, удельный вес
организаций, имеющих просроченную задолженность, - 8,2 процента;
учреждений образования - соответственно 203,7 млн. рублей и 1,4
процента; организаций культуры и искусства - 445,8 млн. рублей и
0,1 процента.
По сравнению с данными по состоянию на 1 января 2004 года
кредиторская задолженность организаций здравоохранения, физической
культуры и социального обеспечения возросла на 31,3 млн. рублей,
образования - на 1 млн. рублей, культуры и искусства - на 364,1
млн. рублей (по данным доклада "Об экономическом и социальном
положении Московской области" Мособлстата).
С целью снижения размера кредиторской задолженности
налогоплательщиков Московской области в 2004 году Управлением
Федеральной налоговой службы по Московской области было принято
две тысячи четыреста решений о ее реструктуризации. В счет
погашения реструктуризированной задолженности в 2004 году
поступило 0,6 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет - 0,5
млрд. рублей.
Дебиторская задолженность организаций здравоохранения,
физической культуры и социального обеспечения по состоянию на 1
января 2005 года составила 980,0 млн. рублей, удельный вес
организаций, имеющих просроченную задолженность, - 8,7 процента;
организаций образования - соответственно 93,0 млн. рублей и 24,0
процента; культуры и искусства - 403,7 млн. рублей и 0,1 процента.
В сравнении с данными по состоянию на 1 января 2004 года
дебиторская задолженность организаций здравоохранения, физической
культуры и социального обеспечения возросла на 310,5 млн. рублей,
образования - на 39,5 млн. рублей, культуры и искусства - на 379,9
млн. рублей (по данным доклада "Об экономическом и социальном
положении Московской области" Мособлстата). Основная причина роста
дебиторской задолженности бюджетных организаций - неритмичность их
финансирования из федерального бюджета в течение финансового года.
В 2004 году велась соответствующая работа по исправлению
сложившейся ситуации. Обязательства бюджета Московской области по
финансированию бюджетной сферы экономики в 2004 году были
выполнены полностью.
В последние годы в составе областного бюджета формируется фонд
стимулирования муниципальных образований Московской области.
В 2004 году обязательства областного бюджета по оказанию
муниципальным образованиям Московской области финансовой помощи
были выполнены в полном объеме. Если в 2003 году финансовая помощь
местным бюджетам составила около 11 млрд. рублей, то в 2004 году
указанная помощь превысила 16 млрд. рублей.
В отчетном году с целью стимулирования муниципальных
образований Московской области в увеличении налогооблагаемой базы
осуществлялось закрепление за местными бюджетами нормативов
отчислений от федеральных регулирующих налогов на долговременной
основе.
Так, в бюджете Московской области на 2004 год в полном объеме
были сохранены установленные в 2003 году нормативы отчислений от
федеральных регулирующих налогов в бюджеты муниципальных
образований, их деление на базовые и дополнительные, а также
трехлетний срок действия.
В отчетный период вопрос совершенствования межбюджетных
отношений являлся одним из главных составляющих системы бюджетного
процесса в Московской области.
Одним из направлений их реформирования являлось установление
единых нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов в
местные бюджеты для всех муниципальных образований Московской
области.
Так, базовый норматив по налогу на доходы физических лиц был
установлен в едином размере для 90 процентов муниципальных
образований Московской области, а по акцизам - для 100 процентов.
Основные принципы построения системы межбюджетных отношений в
Московской области были закреплены в соответствующих методиках
межбюджетного регулирования и определения объемов финансовой
помощи муниципальным образованиям Московской области. В указанных
методиках впервые методы определения взаимоотношений между
областным и местными бюджетами были формализованы. Это позволило
сделать их абсолютно прозрачными и доступными для анализа.
Одним из факторов, позитивно повлиявших на увеличение
налогооблагаемой базы местных бюджетов в 2004 году, была
положительная динамика основных показателей реального сектора
экономики Московской области.
В отчетном году отмечался дальнейший рост валового
регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного
производства, инвестиций, оборота розничной торговли, объема
платных услуг, предоставленных населению в Московской области.
Объем валового регионального продукта за 2004 год достиг, по
экспертной оценке, 585,4 млрд. рублей, увеличившись на 12,4
процента по сравнению с 2003 годом.
В отчетном периоде основой экономики Московской области
оставалась промышленность, которая обеспечила треть поступлений в
консолидированный бюджет Московской области.
Объем промышленного производства за 2004 год составил 380 млрд.
рублей, увеличившись на 14 процентов по сравнению с 2003 годом. В
отчетном году темпы роста промышленного производства в Московской
области были в два раза выше, чем в других субъектах Российской
Федерации, что обеспечило Московской области первое место в
Центральном федеральном округе.
Московская область в 2004 году продолжала оставаться одним из
ведущих регионов в Российской Федерации в производстве
сельскохозяйственной продукции. По этому показателю Московская
область занимала первое место в Центральном федеральном округе.
Объем продукции сельского хозяйства за 2004 год составил 20
млрд. рублей. Производство скота и птицы на убой (в живом весе)
увеличилось на 5,8 процента к уровню 2003 года, средние надои
молока - на 5 процентов, яйценоскость кур-несушек - на 6
процентов, обеспеченность кормами - на 11,2 процента.
По объему инвестиций в основной капитал и иностранным
инвестициям Московская область в отчетном году входила в пятерку
лидеров среди субъектов Российской Федерации, а по Центральному
федеральному округу занимала второе место.
Объем инвестиций в основной капитал вырос на 13,5 процента и
составил 136 млрд. рублей. Объем иностранных инвестиций превысил
1,8 млрд. долларов США, что почти в полтора раза выше уровня 2003
года.
Товарооборот розничной торговли в отчетном году возрос почти на
40 процентов, оборот общественного питания - также почти на 40
процентов, объем оказания платных услуг - на 9,4 процента.
По обороту розничной торговли в 2004 году Московская область
занимала второе место в Российской Федерации и Центральном
федеральном округе, а по темпам его роста вышла на первое место.
В 2004 году были приняты в эксплуатацию такие крупные торговые
объекты, как гипер-маркет "Ашан" в Красногорском районе площадью
26,4 тыс. кв. м, гипер-маркет "Ашан" в Химкинском районе площадью
78,5 тыс. кв. м, третья очередь торгово-развлекательного центра
"Мега" в Ленинском районе площадью 16 тыс. кв. м, торгово-
развлекательный центр "Мега" в Химкинском районе площадью 132,2
тыс. кв. м, торговый дом "Щелково" в Щелковском районе площадью
13,5 тыс. кв. м.
Кроме того, в 2004 году на территории Московской области
активно реализовывались инвестиционные проекты таких сетевых
компаний, как "Копейка", "Пятерочка" и "Перекресток".
Открытие новых и реконструкция действующих объектов
потребительского рынка дали возможность создать в отчетном году
более двадцати девяти тысяч дополнительных рабочих мест.
В 2004 году населению было оказано платных услуг на 85,2
миллиарда рублей. Индекс физического объема по сравнению с 2003
годом составил 109,4%.
На услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные и бытовые
услуги приходилось почти три четверти общего объема платных услуг
населению.
Позитивным фактором развития экономики Московской области
явилось улучшение финансового состояния организаций.
По итогам 2004 года совокупная прибыль организаций,
расположенных на территории Московской области, увеличилась на 25
процентов по сравнению с 2003 годом и превысила 60 млрд. рублей.
Количество убыточных организаций сократилось на 11 процентов. В
результате в 2004 году поступления налога на прибыль в бюджет
Московской области увеличились в полтора раза в сопоставлении с
2003 годом.
Реализация мер, направленных на повышение уровня жизни и
благосостояния населения Московской области, позволила обеспечить
в 2004 году рост налога на доходы физических лиц на 30 процентов
по сравнению с 2003 годом.
В декабре 2004 года номинальные денежные доходы в расчете на
душу населения составили 7864,2 рубля и увеличились по сравнению с
декабрем 2003 года на 31 процент. В структуре использования
денежных доходов населения на покупку товаров и оплату услуг
приходилось 75,3%, оплату обязательных платежей и взносов - 11,6%,
сбережения - 11,9%.
Основным фактором роста денежных доходов населения оставалось
повышение заработной платы.
Среднемесячная заработная плата в целом в Московской области за
период с января по декабрь 2004 года увеличилась по сравнению с
2003 годом на 27,8 процента и составила 7580 рублей, что на 11
процентов выше этого показателя по Российской Федерации (6832
рубля). Ее величина в отчетном периоде превысила размер
прожиточного минимума трудоспособного населения в 2,4 раза (в 2003
году данное соотношение составляло 2,2 раза).
В бюджетной сфере экономики Московской области в течение 2004
года было произведено поэтапное повышение доплат к заработной
плате, исчисленной на основании Единой тарифной сетки:
- с 1 апреля 2004 года до 70 процентов - педагогическим
работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры,
социальных учреждений для молодежи и учреждений социальной защиты
в соответствии с постановлением Правительства Московской области
от 22.03.2004 N 150/11 "О повышении доплаты педагогическим
работникам";
- с 1 сентября 2004 года до 90 процентов - педагогическим
работникам учреждений здравоохранения, работникам образовательных
учреждений, организаций культуры, физической культуры и спорта,
социального обслуживания для молодежи, социальной защиты
населения, органов внутренних дел, органов гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая
государственную противопожарную службу, военный комиссариат
Московской области, в соответствии с постановлением Правительства
Московской области от 03.08.2004 N 461/29 "О повышении размера
доплат к заработной плате работникам образовательных учреждений,
учреждений культуры, физической культуры и спорта, социального
обслуживания для молодежи, социальной защиты населения, органов
внутренних дел, государственной противопожарной службы, поисково-
спасательных отрядов, военного комиссариата Московской области и
военных комиссариатов муниципальных образований Московской
области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства
Московской области от 01.12.2004 N 727/47);
- с 1 декабря 2004 года - руководителям и специалистам до
размера:
145 процентов - в учреждениях образования, социального
обслуживания для молодежи и социальной защиты населения;
245 процентов - в учреждениях физической культуры и спорта;
260 процентов - в учреждениях культуры в соответствии с
постановлениями Правительства Московской области от 29.11.2004 N
724/47 "О повышении размера доплаты к заработной плате работникам
учреждений образования Московской области", от 29.11.2004 N 716/47
"О повышении размера доплаты к заработной плате работникам
учреждений культуры Московской области", от 29.11.2004 N 718/47 "О
повышении размера доплаты к заработной плате работникам учреждений
физической культуры и спорта Московской области", от 29.11.2004 N
717/47 "О повышении размера доплаты к заработной плате работникам
учреждений социального обслуживания для молодежи и социальной
защиты населения Московской области".
В результате проведенных мероприятий в учреждениях бюджетной
сферы заработная плата возросла на 38,6 процента и за период с
января по декабрь 2004 года составила: в сфере здравоохранения -
6740 рублей, в сфере образования - 5721 рубль, в сфере культуры -
4871 рубль. По темпам роста средняя заработная плата работников
отраслей бюджетной сферы Московской области на 10-20 процентных
пункта опередила темпы ее роста в других отраслях экономики
Московской области и превысила темпы по Российской Федерации и г.
Москве. Сократился разрыв в уровнях заработной платы бюджетной и
внебюджетной сфер экономики Московской области. Так, средняя
заработная плата в бюджетной сфере составила 75 процентов от
средней заработной платы в промышленности (в 2003 году - 65
процентов).
Росту заработной платы во внебюджетном секторе экономики
Московской области способствовала реализация Московского
областного трехстороннего (регионального) соглашения между
Правительством Московской области, Московским областным
объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей
Московской области на 2004-2005 годы в части повышения
минимального размера оплаты труда работников внебюджетной сферы с
1 января 2004 года до 2200 рублей.
Выплата заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы
экономики Московской области в 2004 году была обеспечена в полном
объеме, задолженности по выплате заработной платы не имелось.
В отчетном году Правительством Московской области принимались
меры по сокращению задолженности по выплате заработной платы во
внебюджетном секторе экономики Московской области, в результате
которых размер указанной задолженности по состоянию на 1 января
2005 года сократился в 2,3 раза по сравнению с 1 января 2004 года.
Среди принятых мер регулярное в течение 2004 года проведение
совещаний на уровне заместителя Председателя Правительства
Московской области с приглашением руководителей организаций-
должников и министров, курирующих соответствующие отрасли;
обращение к прокурору Московской области о принятии мер правового
характера к организациям, имеющим задолженность по выплате
заработной платы более 2 месяцев, и их руководителям. Аналогичная
работа проводилась и в муниципальных образованиях.
В результате проведенной работы в 2004 году 90,1 тысячи
работников выплатили задолженность по заработной плате на общую
сумму 538 млн. рублей.
За несвоевременную выплату заработной платы было оштрафовано
триста двадцать шесть руководителей организаций на сумму 482 тыс.
рублей.
Реальные располагаемые денежные доходы в декабре 2004 года по
сравнению с декабрем 2003 года увеличились на 21,7 процента, что
свидетельствует о повышении качества жизни населения Московской
области.
С 2001 года вступил в действие Закон Московской области "О
прожиточном минимуме в Московской области", в соответствии с
которым законодательно утверждается величина прожиточного
минимума. При этом в области прослеживается устойчивая тенденция
снижения доли населения, уровень жизни которого ниже величины
прожиточного минимума. Если в 2001 году эта доля составляла
примерно 32%, то в 2004 году снизилась до 22%.
Определенное влияние на увеличение налогооблагаемой базы
местных бюджетов оказал инфляционный фактор. Индекс
потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги в декабре
2004 года по сравнению с декабрем 2003 года составил 112,3
процента.
В 2004 году был разработан и принят Закон Московской области N
164/2004-ОЗ "О нормативах бюджетной обеспеченности, применяемых
при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской
области на 2005 год". При составлении консолидированного бюджета
Московской области на 2005 год нормативный метод расчета бюджетной
обеспеченности был применен в следующих сферах: жилищно-
коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальная
защита населения, физическая культура, культура, молодежная
политика, а также при расчетах содержания органов местного
самоуправления Московской области.
При формировании нормативов бюджетной обеспеченности на 2005
год были учтены изменения расходных полномочий различных уровней
бюджетной системы Российской Федерации, что способствовало
совершенствованию бюджетного процесса и межбюджетного
регулирования в Московской области.
В связи с изменением расходных полномочий в 2004 году были
внесены соответствующие коррективы в состав и методики расчетов
нормативов бюджетной обеспеченности в системах здравоохранения,
образования, социальной защиты населения и других, принята
методика расчета норматива бюджетной обеспеченности в сфере
молодежной политики.
Ежегодное планирование расходов на основе нормативов бюджетной
обеспеченности позволяет использовать комплексную оценку
потребности муниципальных образований Московской области в
денежных средствах, исключить необходимость проведения процедуры
согласования расходов местных бюджетов в ходе бюджетного процесса,
определять оптимальный объем финансовой помощи бюджетам
муниципальных образований.
Применение нормативов бюджетной обеспеченности устраняет
существующие расхождения в финансовой обеспеченности муниципальных
образований, обеспечивает единую методологию бюджетного процесса.
В 2004 году с использованием нормативного метода были полностью
профинансированы следующие отрасли: образование, культура,
искусство и кинематография, средства массовой информации,
здравоохранение и физическая культура, социальная политика; в
полном объеме была выделена финансовая помощь на реализацию
социальных задач муниципальным образованиям Московской области.
Общий объем указанных средств составил 27 млрд. рублей, что на 35
процентов больше, чем в 2003 году.
Эффективная налоговая политика явилась основным инструментом
пополнения в 2004 году доходной части бюджета Московской области и
местных бюджетов.
В отчетном периоде продолжались совершенствование и оптимизация
налоговой политики Московской области как основного инструмента
пополнения доходной базы консолидированного бюджета Московской
области.
Основной задачей налоговых органов в Московской области в 2004
году являлось обеспечение максимальной мобилизации налогов и
сборов во все уровни бюджетов.
По итогам 2004 года в бюджетную систему Российской Федерации от
налогоплательщиков Московской области, по данным Управления
Федеральной налоговой службы по Московской области, поступило
налогов и сборов на общую сумму 128,7 млрд. рублей с учетом
платежей единого социального налога, зачисляемых в федеральный
бюджет. Из общей суммы данных поступлений платежи в федеральный
бюджет составили 43 процента, в консолидированный бюджет
Московской области - 57 процентов (доля доходов областного бюджета
- 35 процентов, местных бюджетов - 22 процента).
Удельный вес доходов бюджетной системы Российской Федерации,
поступивших в 2004 году с территории Московской области,
увеличился на 3 процентных пункта по сравнению с уровнем 2003
года.
В отраслевой структуре налоговых платежей в отчетном году, по
данным Управления Федеральной налоговой службы по Московской
области, 54 процента (70 млрд. рублей) приходилось на долю базовых
отраслей экономики Московской области - промышленности,
транспорта, строительства.
Основное увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему
Российской Федерации в 2004 году по сравнению с 2003 годом
отмечалось в промышленности. Так, был достигнут двукратный прирост
указанных поступлений в отраслях черной металлургии,
лесозаготовительной, ликероводочной и рыбной промышленности, а
также на транспорте (особенно автомобильном и железнодорожном).
Основная сумма доходов консолидированного бюджета Московской
области формировалась за счет поступлений собственных доходов
(налоговых и неналоговых), объем которых составил почти 82,4 млрд.
рублей, увеличившись по сравнению с 2003 годом на четверть.
В общем объеме собственных доходов около 88,0 процента
приходилось на налоговые доходы, поступления которых превысили
плановые показатели на 1,8 процента. Превышение произошло за счет
перевыполнения плана по основным доходным источникам, таким как
налог на прибыль - на 2,4 процента, налог на доходы физических лиц
- на 1,0 процента, акцизы - на 4,5 процента, налоги на имущество -
на 1,7 процента.
По сравнению с 2003 годом налоговые платежи в бюджет Московской
области увеличились на 20,5 процента. По отдельным налоговым
источникам темпы роста составили более высокие значения:
поступление налога на прибыль возросло почти в 1,5 раза, налога на
доходы физических лиц - на 30 процентов, акцизов - на четверть.
Наиболее динамично увеличивался объем поступления налога на
прибыль организаций, что обусловлено значительным улучшением
финансового состояния организаций, зарегистрированных в Московской
области, а также увеличением с 2004 года ставки налога,
зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В условиях продолжающейся реформы налоговой системы Российской
Федерации в 2004 году проводилась целенаправленная налоговая
политика по созданию благоприятных социально-экономических условий
для ведения предпринимательской деятельности на территории
Московской области.
В качестве эффективной меры поддержки субъектов малого
предпринимательства в соответствии с Налоговым кодексом Российской
Федерации в Московской области с 1 января 2003 года Законом
Московской области N 136/2002-ОЗ "О системе налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
в Московской области" была введена и в 2004 году действовала
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В отчетном году в Московской области проводилась работа по
дальнейшему развитию указанной системы налогообложения: на уплату
единого налога на вмененный доход был переведен новый вид
предпринимательской деятельности - оказание услуг по хранению
автотранспортных средств на платных стоянках; внесены изменения в
отдельные значения корректирующего коэффициента базовой
доходности. В результате объем поступления налогов на совокупный
доход в консолидированный бюджет Московской области в 2004 году
превысил их величину в 2003 году в 2,5 раза.
В 2004 году работа по совершенствованию законодательства
Московской области о налогах и сборах была продолжена и в других
направлениях.
С 1 января 2004 года вступила в действие глава 30 "Налог на
имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской
Федерации. В целях приведения законодательства Московской области
в соответствие с федеральным законодательством и совершенствования
системы администрирования налогов были внесены изменения в Закон
Московской области N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество
организаций в Московской области" (Законами Московской области N
59/2004-ОЗ, N 146/2004-ОЗ) в части исключения формы налоговой
декларации и расчета авансовых платежей.
Аналогичные цели реализованы в 2004 году Законом Московской
области N 87/2004-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской
области "О транспортном налоге в Московской области".
В настоящее время Правительством Российской Федерации
поддержана законодательная инициатива Московской области,
подготовленная в 2004 году, по изменению порядка исчисления
транспортного налога в части установления для налогоплательщиков -
юридических лиц отчетных периодов и уплаты авансовых платежей по
данному налогу в течение налогового периода.
В 2004 году была продолжена работа по изменению механизма
зачисления налога на доходы физических лиц. В порядке эксперимента
по перераспределению поступлений этого вида налога в бюджет по
месту жительства налогоплательщика в отчетном периоде в рамках
межбюджетного регулирования указанный механизм отрабатывался с
участием Ленинградской и Тверской областей.
С 1 января 2005 года вступил в действие Закон Московской
области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской
области", разработка которого осуществлялась в 2004 году. Данный
Закон имеет социальную направленность, устанавливая налоговые
льготы для общественных организаций инвалидов, благотворительных
организаций, бюджетных учреждений и ряда других категорий
налогоплательщиков.
В целях мобилизации доходов консолидированного бюджета
Московской области в отчетном году работа осуществлялась на
следующих направлениях: недопущении реализации схем уклонения от
налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими свою
деятельность на территории Московской области; обеспечении полноты
учета средств, получаемых от реализации инвестиционных контрактов
на строительство объектов недвижимости жилого назначения;
увеличении неналоговых доходов.
В целях недопущения уклонения от налогообложения
налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории
Московской области, в течение 2004 года принимались меры по
выявлению и постановке на учет в налоговых органах Московской
области организаций, зарегистрированных в других субъектах
Российской Федерации, а именно:
- осуществляющих строительство объектов областной и
муниципальной собственности, ремонт и строительство объектов
дорожно-мостового хозяйства за счет средств бюджета;
- осуществляющих строительство объектов недвижимости на
территории Московской области за счет внебюджетных источников;
- эксплуатирующих на территории Московской области объекты
топливно-заправочного комплекса;
- имеющих объекты недвижимого имущества на территории
Московской области;
- осуществляющих поставку продукции для государственных нужд
Московской области, включенной в государственный заказ Московской
области;
- потребительского рынка.
Основная работа в данном направлении проводилась в местах,
прилегающих к Московской кольцевой автомобильной дороге (далее -
МКАД), автомобильным дорогам федерального значения, и на
территории развития Московской области "Международный аэропорт
"Шереметьево".
Принято постановление Правительства Московской области от
03.08.2004 N 459/30 "О мероприятиях по упорядочению постановки на
учет в налоговых органах по Московской области организаций,
осуществляющих в Московской области деятельность на внешней
стороне Московской кольцевой автомобильной дороги, вдоль
автомобильных дорог федерального значения и на территории развития
Московской области "Международный аэропорт "Шереметьево".
В результате проделанной работы в течение 2004 года на внешней
стороне МКАД было выявлено двести одиннадцать объектов (двести
пятьдесят организаций), осуществляющих там свою деятельность, из
которых десять организаций не состояли на учете в налоговых
органах Московской области.
Вдоль автомобильных дорог федерального значения ("Урал",
"Беларусь", "Россия", "Крым", "Украина", "Дон", "Холмогоры",
"Балтия") был выявлен сто восемьдесят один объект (двести восемь
организаций), из которых на учете в налоговых органах Московской
области не состояли одиннадцать организаций.
На территории развития Московской области "Международный
аэропорт "Шереметьево" соответственно восемьдесят девять объектов
(триста четыре организации), из которых сто четыре не состояли на
учете в налоговых органах Московской области.
Сведения об указанных организациях направлены в Управление
Федеральной налоговой службы по Московской области для проведения
контрольных мероприятий, на основании чего налоговыми органами
Московской области ряду организаций были вручены уведомления о
постановке на учет.
По итогам проведенных в 2004 году соответствующих мероприятий
общая сумма начисленных налоговых платежей в консолидированный
бюджет Московской области и административных штрафов составила
более 55 млн. рублей.
В целях мобилизации дополнительных источников доходной части
консолидированного бюджета Московской области в 2004 году
|