Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.09.2017
USD
57.67
EUR
69.1
CNY
8.83
JPY
0.52
GBP
76.69
TRY
16.81
PLN
16.21
 

РЕШЕНИЕ МОСОБЛДУМЫ ОТ 18.06.2003 N 10/61 О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О РЕФЕРЕНДУМЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                       МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
   
                                РЕШЕНИЕ
                       от 18 июня 2003 г. N 10/61
   
           О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О РЕФЕРЕНДУМЕ
                          МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
   
      Московская областная Дума решила:
      1. Принять  за  основу  проект  закона  Московской  области  "О
   референдуме Московской области" (прилагается).
      2. Направить проект закона Московской  области  "О  референдуме
   Московской   области"   в   комитеты,  Контрольно-счетную  палату,
   Государственно-правовое  управление  Московской  областной   Думы,
   Губернатору  Московской  области  Громову  Б.В.  для  подготовки и
   представления в рабочую группу,  образованную решением  Московской
   областной Думы от 04.09.2002 N 7/27, поправок.
      3. Поручить рабочей группе,  образованной  решением  Московской
   областной   Думы   от  04.09.2002  N  7/27,  обобщить  поступившие
   поправки.
      4. Контроль  за  исполнением  настоящего  решения  возложить на
   первого  заместителя  Председателя   Московской   областной   Думы
   Алексеева В.К.
   
                                                         Председатель
                                            Московской областной Думы
                                                         В.Е. Аксаков
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                                            к решению
                                            Московской областной Думы
                                           от 18 июня 2003 г. N 10/61
   
                                                               Проект
   
                                 ЗАКОН
                           МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
   
                    О РЕФЕРЕНДУМЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
   
                        Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
      Статья 1. Понятие   референдума  Московской  области.  Принципы
   проведения референдума Московской области
   
      1. Референдум Московской области (далее - референдум)  -  форма
   прямого   волеизъявления   граждан   Российской  Федерации,  место
   жительства которых расположено на территории  Московской  области,
   по  вопросам,  имеющим  важное значение для Московской области,  в
   целях принятия решений,  осуществляемого  посредством  голосования
   граждан  Российской  Федерации,  обладающих  правом  на  участие в
   референдуме.
      2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе,
   применяются в том же значении,  что и  в  Федеральном  законе  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
   референдуме граждан Российской Федерации".
      3. Референдум   проводится   в   соответствии   с  Конституцией
   Российской Федерации,  Федеральным законом "Об основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме граждан
   Российской  Федерации",  иными  федеральными   законами,   Уставом
   Московской области,  настоящим Законом,  иными законами Московской
   области.
      4. Гражданин  Российской  Федерации  участвует в референдуме на
   основе всеобщего  равного  и  прямого  волеизъявления  при  тайном
   голосовании.
      5. Участие  гражданина  Российской  Федерации   в   референдуме
   является  свободным  и  добровольным.  Никто  не  вправе оказывать
   воздействие на гражданина Российской Федерации с  целью  принудить
   его  к  участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать
   его свободному волеизъявлению.
      6. Деятельность    комиссий   при   подготовке   и   проведении
   референдума,  подсчете голосов,  установлении итогов  голосования,
   определении   результатов  референдума  осуществляется  открыто  и
   гласно.
      7. Иностранные  граждане,  лица  без  гражданства,  иностранные
   юридические   лица   не    вправе    осуществлять    деятельность,
   способствующую    либо    препятствующую   выдвижению   инициативы
   проведения  референдума  и  проведению   референдума,   достижению
   определенного результата на референдуме.
      8. Референдум  организуют  и  проводят  комиссии   референдума.
   Вмешательство  в  деятельность комиссий со стороны законодательных
   (представительных)  и   исполнительных   органов   государственной
   власти,  органов местного самоуправления, организаций, должностных
   лиц, иных граждан не допускается.
   
      Статья 2. Вопросы референдума
   
      1. На  референдум   могут   быть   вынесены   только   вопросы,
   находящиеся   в   ведении  субъекта  Российской  Федерации  или  в
   совместном ведении Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации,  если  указанные  вопросы не урегулированы Конституцией
   Российской Федерации, федеральным законом.
      2. Уставом  Московской  области,  законами  Московской  области
   могут быть определены вопросы,  подлежащие обязательному вынесению
   на референдум.
      3. Вопросы референдума  не  должны  ограничивать  или  отменять
   общепризнанные    права   и   свободы   человека   и   гражданина,
   конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
      4. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству
   Российской Федерации.
      5. Вопрос  референдума должен быть сформулирован таким образом,
   чтобы исключалась возможность его  множественного  толкования,  то
   есть на него можно было бы дать только однозначный ответ,  а также
   чтобы исключалась неопределенность правовых последствий  принятого
   на референдуме решения.
      6. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
      а) о  досрочном  прекращении  или  продлении  срока  полномочий
   органов   государственной    власти    Московской    области,    о
   приостановлении  осуществления  ими  своих  полномочий,  а также о
   проведении  досрочных  выборов  в  органы  государственной  власти
   Московской области либо об отсрочке указанных выборов;
      б) о  персональном  составе  органов   государственной   власти
   Московской области;
      в) об избрании депутатов и должностных лиц,  об утверждении,  о
   назначении на должность и об освобождении от должности должностных
   лиц,  а также о даче согласия на  их  назначение  на  должность  и
   освобождение от должности;
      г) о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и
   изменении финансовых обязательств Московской области;
      д) о  принятии  чрезвычайных  и  срочных  мер  по   обеспечению
   здоровья и безопасности населения.
      7. Установление иных ограничений  для  вопросов,  выносимых  на
   референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
   
      Статья 3. Право на участие в референдуме
   
      1. Гражданин  Российской Федерации,  достигший возраста 18 лет,
   место жительства которого  расположено  на  территории  Московской
   области,   вправе   голосовать   на   референдуме,  участвовать  в
   предусмотренных  федеральными  законами,   настоящим   Законом   и
   проводимых  законными  методами  других  действиях по подготовке и
   проведению референдума.
      2. Гражданин  Российской  Федерации  имеет  право участвовать в
   референдуме  независимо  от  пола,  расы,  национальности,  языка,
   происхождения,  имущественного  и  должностного  положения,  места
   жительства,  отношения  к  религии,  убеждений,  принадлежности  к
   общественным объединениям, а также других обстоятельств.
      3. Не  имеет  права  участвовать   в   референдуме   гражданин,
   признанный  судом недееспособным или содержащийся в местах лишения
   свободы по приговору суда.
      4. Граждане  Российской  Федерации  участвуют  в референдуме на
   равных основаниях.
   
      Статья 4. Право на прямое волеизъявление на референдуме. Тайное
   голосование
   
      1. Гражданин  Российской  Федерации  голосует на референдуме за
   вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.
      2. Голосование  на  референдуме  является  тайным,  исключающим
   возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
   
      Статья 5. Обстоятельства,  исключающие  назначение и проведение
   референдума
   
      1. Референдум   не  назначается  и  не  проводится  в  случаях,
   установленных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об основных
   гарантиях  избирательных  прав  и  права  на участие в референдуме
   граждан Российской Федерации".
      2. Московская  областная  Дума  вправе  отказать  в  назначении
   референдума только в случае нарушения  при  выдвижении  инициативы
   проведения  референдума  нормативных правовых актов,  регулирующих
   подготовку и проведение референдума.
      3. Референдум  с  такой  же  по смыслу формулировкой вопроса не
   проводится в течение двух лет со  дня  официального  опубликования
   результатов референдума.
      4. Установление иных обстоятельств,  исключающих  назначение  и
   проведение  референдума,  кроме  указанных в настоящей статье,  не
   допускается.
   
          Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА, ПОРЯДОК
                 ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
   
      Статья 6. Инициатива проведения референдума
   
      1. Инициатива   проведения  референдума  принадлежит  гражданам
   Российской  Федерации,  имеющим  в  соответствии  со   статьей   3
   настоящего Закона право на участие в референдуме.
      2. Выдвинуть  инициативу  проведения  референдума  может  также
   избирательное  объединение,  иное общественное объединение,  устав
   которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах  и
   которое   зарегистрировано  в  порядке,  определенном  федеральным
   законом, на уровне Московской области или на федеральном уровне не
   позднее  чем за один год до дня образования инициативной группы по
   проведению референдума.
   
      Статья 7. Образование   инициативной   группы   по   проведению
   референдума
   
      Каждый гражданин   Российской  Федерации  или  группа  граждан,
   имеющие  право  на  участие  в  референдуме,   вправе   образовать
   инициативную  группу  по  проведению  референдума  в количестве не
   менее 20 человек,  имеющих право на участие  в  референдуме.  Если
   инициатором    проведения   референдума   выступает   общественное
   объединение,  указанное в пункте 2  статьи  6  настоящего  Закона,
   руководящий   орган   этого   общественного  объединения  или  его
   структурного  подразделения  выступает  в  качестве   инициативной
   группы по проведению референдума независимо от своей численности.
   
      Статья 8. Регистрация    инициативной    группы  по  проведению
   референдума
   
      1. Инициативная группа по проведению референдума  обращается  в
   Избирательную   комиссию   Московской   области,  которая  со  дня
   обращения  инициативной  группы  действует  в  качестве   комиссии
   референдума, с ходатайством о регистрации группы.
      2. В ходатайстве инициативной группы по проведению  референдума
   должен   (должны)   содержаться   вопрос  (вопросы),  предлагаемый
   (предлагаемые) инициативной группой для вынесения  на  референдум,
   должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения,
   серия,  номер и дата выдачи паспорта  или  документа,  заменяющего
   паспорт гражданина,  с указанием  наименования или  кода выдавшего
   его  органа,  а  также   адрес  места  жительства  каждого   члена
   инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее  имени
   на  территории  Московской   области.   Ходатайство   инициативной
   группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
      3. К  ходатайству  должен  быть  приложен   протокол   собрания
   инициативной  группы  по  проведению референдума,  на котором было
   принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
      4. Избирательная  комиссия Московской области в течение 15 дней
   со дня поступления ходатайства  инициативной группы по  проведению
   референдума  обязана  рассмотреть ходатайство и приложенные к нему
   документы и принять решение:
      в  случае  соответствия  указанных   ходатайства  и  документов
   требованиям   Федерального   закона   "Об    основных    гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме граждан
   Российской  Федерации",  Устава  Московской  области,   настоящего
   Закона - о направлении их в Московскую областную Думу;
      в  противном  случае - об  отказе  в  регистрации  инициативной
   группы.
      5. Московская областная  Дума  обязана  проверить  соответствие
   вопроса,  предлагаемого  для вынесения  на референдум, требованиям
   статьи 2 настоящего Закона в течение 20 дней  со  дня  поступления
   ходатайства   инициативной  группы  по  проведению  референдума  и
   приложенных к нему документов в порядке,  установленном  настоящим
   Законом   и   другими  нормативными  правовыми  актами  Московской
   области.
      6. Московская  областная Дума не позднее чем через пять дней со
   дня поступления  ходатайства  инициативной  группы  по  проведению
   референдума  и  приложенных к нему документов обязана уведомить об
   этой инициативе Президента Российской Федерации,  Совет  Федерации
   Федерального  Собрания Российской Федерации,  Государственную Думу
   Федерального   Собрания   Российской   Федерации,    Правительство
   Российской   Федерации   и   Центральную   избирательную  комиссию
   Российской Федерации.
      7. Если   Московская   областная  Дума  признает,  что  вопрос,
   выносимый на референдум,  отвечает требованиям статьи 2 настоящего
   Закона,  Избирательная  комиссия  Московской  области осуществляет
   регистрацию инициативной группы по проведению референдума,  выдает
   ей  регистрационное  свидетельство,  а  также  сообщает  об этом в
   средства массовой информации.  Решение о регистрации  инициативной
   группы  по  проведению референдума принимается в пятнадцатидневный
   срок со дня  признания  Московской  областной  Думой  соответствия
   вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 2 настоящего
   Закона.
      8. Регистрационное  свидетельство,  форма которого утверждается
   Избирательной комиссией  Московской  области  и  которое  выдается
   инициативной  группе  по  проведению референдума,  действительно в
   течение трех месяцев со дня выдачи.
      9. В  случае  возникновения  спора  о  компетенции  в  связи  с
   выдвижением инициативы проведения референдума Президент Российской
   Федерации,   Совет   Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  Государственная Дума Федерального Собрания  Российской
   Федерации,  Правительство  Российской  Федерации вправе предложить
   Московской  областной  Думе  создать  согласительную  комиссию.  В
   работе    согласительной    комиссии    вправе   принять   участие
   представители инициативной группы по  проведению  референдума.  На
   время  работы согласительной комиссии течение срока,  указанного в
   пункте 7 настоящей статьи, приостанавливается.
      10. Если  Избирательная  комиссия  Московской области признает,
   что вопрос,  выносимый  на  референдум,  не  отвечает  требованиям
   статьи 2 настоящего Закона,  она отказывает инициативной группе по
   проведению референдума в регистрации.
      11. В   случае   отказа   инициативной   группе  по  проведению
   референдума  в  регистрации  ей  выдается  решение   Избирательной
   комиссии  Московской  области,  в  котором  указываются  основания
   отказа.
      12. Основанием   отказа   инициативной   группе  по  проведению
   референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной
   группой  Конституции  Российской  Федерации,  федеральных законов,
   Устава  Московской  области,  настоящего  Закона,   иных   законов
   Московской  области.  Отказ  в  регистрации может быть обжалован в
   суд.
   
      Статья 9. Сбор  подписей   в  поддержку  инициативы  проведения
   референдума
   
      1. В  поддержку  инициативы  проведения  референдума собираются
   подписи  участников  референдума.  Количество  подписей,   которое
   необходимо  собрать в поддержку инициативы проведения референдума,
   составляет   2   процента   от   числа   участников   референдума,
   зарегистрированных на территории Московской области в соответствии
   с пунктом 3 статьи 13 настоящего Закона.
      2. Подписи   могут   собираться  со  дня,  следующего  за  днем
   получения Избирательной комиссией Московской области уведомления о
   регистрации   инициативной   группы   по  проведению  референдума.
   Подписные листы  должны  изготавливаться  за  счет  средств  фонда
   референдума.   Период  сбора  подписей  участников  референдума  в
   поддержку инициативы проведения референдума должен  составлять  не
   менее 30 дней.
      3. Подписи  могут  собираться  среди  участников   референдума.
   Участие   органов   государственной   власти,   органов   местного
   самоуправления,   органов   управления   организаций   всех   форм
   собственности,  учреждений,  членов  комиссий референдума с правом
   решающего  голоса  в  сборе  подписей,  равно  как  и  принуждение
   участников   референдума   в   процессе   сбора   подписей   и  их
   вознаграждение за внесение подписи,  не допускается. Сбор подписей
   на рабочих местах,  в процессе и в местах выдачи заработной платы,
   пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.
      4. Право  сбора  подписей  участников  референдума  принадлежит
   дееспособному  гражданину  Российской  Федерации,   достигшему   к
   моменту   сбора   подписей   возраста   18   лет.   Уполномоченный
   представитель инициативной группы по проведению референдума  может
   заключать  с  лицом,  собирающим  подписи  участников референдума,
   договор о сборе  подписей.  Оплата  данной  работы  осуществляется
   только  через фонд референдума,  созданный инициативной группой по
   проведению референдума.
      5. Подписной  лист  изготавливается  по форме,  установленной в
   приложении 1 к настоящему Закону.  Участник референдума  ставит  в
   подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает
   свои фамилию,  имя,  отчество,  год рождения (в возрасте 18 лет на
   день  голосования  - дополнительно день и месяц рождения),  серию,
   номер паспорта или документа,  заменяющего паспорт  гражданина,  а
   также адрес места жительства,  указанный в паспорте или документе,
   заменяющем паспорт гражданина.  Данные об  участнике  референдума,
   ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения,  могут
   вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом,
   собирающим  подписи в поддержку инициативы проведения референдума.
   Указанные данные вносятся только от руки и не карандашом.  Подпись
   и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.
      6. При  сборе  подписей  участников  референдума  в   поддержку
   инициативы    проведения    референдума   допускается   заполнение
   подписного  листа  на  лицевой  и  оборотной  стороне.  При   этом
   оборотная  сторона  является продолжением лицевой стороны с единой
   нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной
   стороне подписного листа.
      7. При  сборе  подписей  в  поддержку   инициативы   проведения
   референдума   подписной   лист  удостоверяется  лицом,  собиравшим
   подписи,  которое собственноручно  указывает  свои  фамилию,  имя,
   отчество,  адрес  места  жительства,  серию  и  номер паспорта или
   заменяющего его документа,  дату его выдачи, ставит свою подпись и
   дату  ее  внесения,  и  уполномоченным представителем инициативной
   группы по проведению референдума,  которые напротив своей фамилии,
   имени, отчества ставят подпись и дату ее внесения.
   
      Статья 10. Процедура проверки подписей участников референдума в
   поддержку инициативы проведения референдума
   
      1. Наличие   необходимого   количества   подписей    участников
   референдума,   собранных   в   поддержку   инициативы   проведения
   референдума, является основанием для принятия решения о назначении
   референдума  в  порядке,  предусмотренном  статьей  11  настоящего
   Закона.
      2. Количество  представляемых  подписей участников референдума,
   собранных в поддержку  инициативы  проведения  референдума,  может
   превышать количество подписей,  необходимое для регистрации, но не
   более чем на 25 процентов.
      3. Подписные  листы  представляются  в  Избирательную  комиссию
   Московской области в сброшюрованном и  пронумерованном  виде.  При
   приеме  подписных листов Избирательная комиссия Московской области
   заверяет каждый  подписной  лист  печатью  Избирательной  комиссии
   Московской   области   и   выдает   уполномоченному  представителю
   инициативной группы  по  проведению  референдума  подтверждение  в
   письменной  форме  о  приеме  подписных  листов с указанием даты и
   времени их приема.
      4. Избирательная  комиссия  Московской  области  для проведения
   проверки  достоверности  подписей  и  соответствующих  им  данных,
   содержащихся  в  подписных листах,  может своим решением создавать
   рабочие группы из числа членов Избирательной  комиссии  Московской
   области,  работников  аппарата  Избирательной  комиссии Московской
   области,  привлеченных  специалистов.  К  такой   проверке   могут
   привлекаться  члены нижестоящих комиссий референдума,  эксперты из
   числа  специалистов  органов  внутренних  дел,  юстиции,   военных
   комиссариатов,    а    также   специализированных   учреждений   и
   организаций,  осуществляющих учет населения.  Их заключения  могут
   служить основанием для признания недостоверными данных в подписных
   листах.
      5. Избирательная    комиссия   Московской   области   проверяет
   достоверность подписей участников референдума в подписных  листах,
   а   также   правильность  оформления  подписных  листов.  Проверке
   Избирательной комиссией Московской области подлежит  20  процентов
   от   установленного   настоящим  Законом  необходимого  количества
   подписей.  Подписные  листы  для  выборочной  проверки  отбираются
   посредством   случайной   выборки  (жребия).  Процедура  случайной
   выборки определяется Избирательной комиссией  Московской  области.
   При  проведении  жеребьевки и при проверке подписных листов вправе
   присутствовать уполномоченный представитель инициативной группы по
   проведению   референдума.  Жеребьевка  проводится  непосредственно
   после выдачи подтверждения в  письменной  форме  приема  подписных
   листов.  О  времени  проведения  жеребьевки  и  проверки подписных
   листов Избирательная комиссия Московской области обязана  сообщить
   указанному   лицу.   Проверке   подлежат  все  подписи  участников
   референдума  и   соответствующие   им   сведения   об   участниках
   референдума,  содержащиеся  в  подписных  листах,  отобранных  для
   проверки.
      6. По  результатам  проверки  достоверности подписей участников
   референдума  и   соответствующих   им   сведений   об   участниках
   референдума,  содержащихся  в подписных листах,  подпись участника
   референдума может быть признана достоверной либо недостоверной или
   недействительной.
      7. Проверке и учету не подлежат подписи участников  референдума
   и   соответствующие   им   сведения   об  участниках  референдума,
   содержащиеся в  подписных  листах,  но  исключенные  (вычеркнутые)
   лицами,  заверяющими  подписные листы,  до представления подписных
   листов  в  Избирательную   комиссию   Московской   области,   если
   исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в
   подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей  участников
   референдума  до  представления  подписных  листов  в Избирательную
   комиссию Московской области.
      8. Если  при проверке подписных листов обнаруживается несколько
   подписей одного и того же лица в поддержку  инициативы  проведения
   референдума,   достоверной   считается   только  одна  подпись,  а
   остальные подписи считаются недействительными.
      9. Недостоверными   считаются  подписи,  выполненные  от  имени
   разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
      10. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от
   имени одного  лица  другим  лицом,  признаются  недостоверными  на
   основании письменного заключения эксперта,  привлеченного к работе
   по проверке достоверности подписей  в  соответствии  с  пунктом  4
   настоящей статьи.
      11. Недействительными считаются:
      а) подписи лиц,  не обладающих правом участвовать в референдуме
   на   территории   Московской   области,   и   подписи   участников
   референдума,    указавших   в   подписном   листе   сведения,   не
   соответствующие  действительности.  Подпись  может  быть  признана
   недостоверной   при   наличии   соответствующей   справки   органа
   внутренних дел,  заключения специалиста,  привлеченного  к  работе
   Избирательной комиссии Московской области в соответствии с пунктом
   4 настоящей статьи;
      б) подписи   участников  референдума,  не  указавших  сведения,
   установленные пунктом 5 статьи 9 настоящего Закона;
      в) подписи,  собранные  до даты регистрации инициативной группы
   по проведению референдума;
      г) подписи  участников референдума,  данные о которых внесены в
   подписной лист нерукописным способом или карандашом;
      д) все подписи в подписном листе,  в случае если подписной лист
   не заверен в соответствии с пунктом 7 статьи 9 настоящего Закона;
      е) подложные подписи,  а именно подписи участников референдума,
   данные о которых внесены лицами, не указанными в пункте 5 статьи 9
   настоящего Закона, а также подписи и даты их внесения, выполненные
   не лично участниками референдума; подлог подписи устанавливается в
   том  числе  и  по  письменному  заявлению  участника  референдума,
   направленному   в   комиссию   референдума;   подписи   участников
   референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем
   регистрации уполномоченных представителей инициативной  группы  по
   проведению референдума;
      ж) все  подписи  участников  референдума  в  подписном   листе,
   изготовленном    с    несоблюдением    требований,   установленных
   приложением 1 к настоящему Закону.
      12. Специально  оговоренные  при  составлении  подписного листа
   исправления и помарки не могут служить  основанием  для  признания
   подписей   участников   референдума   недействительными,  если  не
   установлена их   недостоверность    или    недействительность    в
   соответствии  с  пунктами 9-11 настоящей статьи.  Не могут служить
   основаниями   для   признания   подписи   участника    референдума
   недействительной  имеющиеся  в сведениях об участниках референдума
   сокращения,  не  препятствующие   однозначному   восприятию   этих
   сведений.
      13. По  окончании  проверки   подписных   листов   составляется
   итоговый  протокол,  который  подписывается  руководителем рабочей
   группы - членом Избирательной комиссии Московской области с правом
   решающего   голоса   и  представляется  в  Избирательную  комиссию
   Московской области для принятия решения.  В протоколе  указывается
   количество  заявленных,  количество  представленных  и  количество
   проверенных подписей участников референдума,  а  также  количество
   подписей, признанных недостоверными и недействительными.
      14. О  результатах  соответствующей   проверки   уполномоченный
   представитель инициативной группы по проведению референдума должен
   быть извещен не менее чем за  двое  суток  до  дня  заседания,  на
   котором   будет   рассматриваться  вопрос  о  принятии  решения  о
   проведении референдума. Если в результате соответствующей проверки
   установлено,   что   представленных   подписей   недостаточно  для
   проведения референдума  или  превышена  предельная  величина  доли
   недостоверных   и   недействительных   подписей   среди  подписей,
   подвергшихся проверке,  уполномоченному представителю инициативной
   группы  по  проведению  референдума  в  указанный срок должны быть
   представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов,
   копии  ведомостей  проверки подписных листов с указанием оснований
   (причин) признания подписей участников референдума  недостоверными
   и  недействительными,  копии официальных документов,  на основании
   которых соответствующие подписи были признаны  недостоверными  или
   недействительными,  с указанием  оснований  признания их таковыми.
   Протокол прилагается к решению Избирательной  комиссии  Московской
   области.  Внесение  изменений в протокол после принятия решения не
   допускается.   Копия    протокола    передается    уполномоченному
   представителю  инициативной  группы  по  проведению референдума не
   менее чем за двое суток до дня  заседания  Избирательной  комиссии
   Московской  области,  на  котором  должен рассматриваться вопрос о
   принятии решения о проведении референдума.
   
      Статья 11. Принятие решения о проведении референдума
   
      1. В  случае   соответствия   порядка   выдвижения   инициативы
   проведения референдума требованиям настоящего Закона Избирательная
   комиссия Московской области в течение 15 дней со дня представления
   инициативной  группой по проведению референдума подписных листов и
   протокола об итогах сбора  подписей  направляет  подписные  листы,
   экземпляр  протокола  об  итогах  сбора  подписей  и  копию своего
   постановления в Московскую  областную  Думу.  Копия  постановления
   направляется также инициативной группе по проведению референдума.
      2. В  случае  возникновения  спора  о  компетенции  в  связи  с
   назначением  референдума данный спор разрешается в Конституционном
   Суде Российской Федерации.  В этом случае  подготовка  референдума
   приостанавливается  до  вынесения  решения  Конституционным  Судом
   Российской Федерации.
      3. В  случае  отказа  в  проведении  референдума  Избирательная
   комиссия Московской  области  обязана  в  течение  одних  суток  с
   момента   принятия   решения   об  отказе  выдать  уполномоченному
   представителю инициативной группы по проведению референдума  копию
   решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа
   могут быть:
      а) отсутствие   документов,   необходимых   в   соответствии  с
   настоящим Законом для назначения референдума;
      б) грубое  или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в
   местах, в которых в соответствии с настоящим Законом сбор подписей
   запрещен,  если  представленные  в поддержку инициативы проведения
   референдума подписи  были  собраны  с  нарушением  этого  запрета.
   Грубым  нарушением  указанного  запрета считается сбор не менее 20
   процентов от  представленных  в  поддержку  инициативы  проведения
   референдума подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
      в) недостаточное  количество   представленных   достоверных   и
   действительных   подписей   участников  референдума,  собранных  в
   поддержку  инициативы  проведения  референдума,   или   превышение
   установленной   настоящим   Законом   предельной   величины   доли
   недостоверных  и   недействительных   подписей   среди   подписей,
   подвергшихся проверке;
      г) несоздание инициативной группой  по  проведению  референдума
   фонда референдума;
      д) использование инициативной группой по проведению референдума
   при  финансировании  своей  деятельности  по выдвижению инициативы
   проведения референдума  организации  сбора  подписей  в  поддержку
   этой инициативы,  а также деятельности,  направленной на получение
   определенного   результата   на   референдуме,   помимо    средств
   собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих
   более 5 процентов от установленного настоящим Законом  предельного
   размера расходования средств фонда референдума;
      е) превышение инициативной группой  по  проведению  референдума
   при  финансировании  своей  деятельности  по выдвижению инициативы
   проведения референдума,  организации сбора  подписей  в  поддержку
   этой инициативы,  а также деятельности,  направленной на получение
   определенного  результата  на  референдуме,  размера  расходования
   фонда  референдума  более  чем  на  5  процентов от установленного
   настоящим Законом предельного размера расходования  средств  фонда
   референдума;
      ж) установленный  решением  суда  факт  нарушения   в   течение
   агитационного   периода   инициативной   группой   по   проведению
   референдума  требований,  установленных  пунктом   1   статьи   40
   настоящего Закона;
      з) использование  уполномоченным  представителем   инициативной
   группы  по  проведению  референдума  преимуществ  должностного или
   служебного положения.
      4. Перечень   оснований   отказа   в   проведении  референдума,
   установленный пунктом 3 настоящей статьи, является исчерпывающим.
      5. В случае принятия Избирательной комиссией Московской области
   решения об отказе в проведении референдума  по  предложенному  для
   вынесения на референдум вопросу члены инициативной группы не могут
   в течение  двух  лет  со  дня  принятия  этого  решения  выступать
   повторно  с  инициативой  проведения  референдума  по аналогичному
   вопросу.
   
      Статья 12. Назначение референдума
   
      1. Назначение  и  проведение  референдума   обязательно,   если
   соблюдены   порядок   и  сроки  выдвижения  инициативы  проведения
   референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
   референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом.
      2. Принятие     органом     государственной     власти,    иным
   государственным органом решения по существу вопроса, который может
   быть   вынесен   на   референдум,   не  является  обстоятельством,
   исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
      3. Референдум   назначается   Московской   областной   Думой  в
   соответствии  с  Федеральным  законом   "Об   основных   гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме граждан
   Российской   Федерации",   иным   федеральным   законом,   Уставом
   Московской  области,  настоящим  Законом,  иным законом Московской
   области.
      4. Голосование  на  референдуме  может быть назначено только на
   воскресенье.   Не   допускается    назначение    голосования    на
   предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за
   нерабочим праздничным днем,  а также  на  воскресенье,  которое  в
   установленном   порядке   объявлено  рабочим  днем.  Постановление
   Московской  областной  Думы  о  назначении  референдума   подлежит
   официальному  опубликованию  в  средствах  массовой  информации не
   менее чем за 60 дней до дня голосования.
      5. В  соответствии  с законом Московской области голосование на
   референдуме  не  позднее  чем  за  25  дней  до  назначенного  дня
   голосования  может  быть  перенесено Московской областной Думой на
   более поздний срок (но не более  чем  на  90  дней)  в  целях  его
   совмещения  с  днем  голосования  на  назначенных выборах в органы
   государственной власти либо с днем голосования на ином назначенном
   референдуме.
      6. Постановление  Московской  областной   Думы   о   назначении
   референдума,  а также о перенесении дня голосования на референдуме
   в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи подлежит  официальному
   опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через
   пять дней со дня его принятия.
   
          Глава 3. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА.
        СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА. ОБРАЗОВАНИЕ
                          УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА
   
      Статья 13. Регистрация (учет) участников референдума
   
      1. Регистрации  (учету)  подлежат   все   граждане   Российской
   Федерации, обладающие правом на участие в референдуме.
      2. Основанием для регистрации  (учета)  участников  референдума
   является  факт  нахождения  места жительства гражданина Российской
   Федерации    на    территории    Московской    области,    который
   устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской
   Федерации по месту пребывания и по месту жительства в соответствии
   с  федеральным  законом,  регулирующим  порядок  реализации  права
   граждан Российской Федерации на свободу передвижения,  выбор места
   пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
      3. Регистрация (учет)  участников  референдума,  осуществляется
   главой  муниципального  образования  (если  уставом муниципального
   образования   такая   должность   не   предусмотрена,   -   лицом,
   уполномоченным    на    то   представительным   органом   местного
   самоуправления),  командиром воинской  части  по  состоянию  на  1
   января  и  1  июля  каждого  года.  Регистрация  (учет) участников
   референдума осуществляется в порядке,  установленном Положением  о
   государственной    системе    регистрации    (учета)    участников
   референдума,  утвержденным  Центральной  избирательной   комиссией
   Российской Федерации.
      4. При осуществлении регистрации (учета) участников референдума
   может     использоваться     государственная    автоматизированная
   информационная система,  в которую вводятся  следующие  данные  об
   участниках референдума:  фамилия,  имя,  отчество,  дата рождения,
   место рождения,  пол,  гражданство,  адрес места  жительства,  вид
   документа,   удостоверяющего   личность,   серия   и  номер  этого
   документа,  наименование или код органа,  выдавшего документ, дата
   выдачи документа.
      5. Исполнительные  органы  государственной  власти   Московской
   области  обязаны оказывать необходимое содействие органам местного
   самоуправления и комиссиям  референдума  при  регистрации  (учете)
   участников  референдума  и уточнении сведений о зарегистрированных
   участниках референдума.
      6. Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ
   к документированной информации (персональным данным) о себе, в том
   числе  к информации,  находящейся на машиночитаемых носителях,  на
   уточнение  этой  информации  в  целях  обеспечения  ее  полноты  и
   достоверности,  а  также  имеет  право знать,  кто и в каких целях
   использует  или  использовал  эту  информацию,  кем  и  кому   она
   предоставлена.
   
      Статья 14. Составление списков участников референдума
   
      1. В    целях    реализации    прав    участников   референдума
   территориальными     комиссиями      референдума      составляются
   списки участников референдума на основании сведений,  полученных с
   использованием   государственной   системы   регистрации   (учета)
   участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 4
   настоящей статьи.
      2. В  списки  участников  референдума  на  участках референдума
   включаются  граждане  Российской  Федерации,  обладающие  на  день
   голосования правом на участие в референдуме.
      3. Основанием для включения гражданина Российской  Федерации  в
   список  участников  референдума  на конкретном участке референдума
   является факт нахождения его места жительства на территории  этого
   участка,  а  в  случаях,  предусмотренных  Федеральным законом "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
   референдуме граждан Российской Федерации",  иными законами,  и при
   условии  нахождения  места  жительства  на  территории  Московской
   области  -  факт временного пребывания на территории этого участка
   либо наличие у  гражданина  открепительного  удостоверения.  Факты
   нахождения  места жительства либо временного пребывания гражданина
   на  территории  участка   референдума   устанавливаются   органами
   регистрационного  учета  граждан  Российской  Федерации  по  месту
   пребывания и по месту жительства в пределах территории  Российской
   Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      4. Сведения   о   зарегистрированных   участниках   референдума
   формирует и уточняет уполномоченный на то орган или уполномоченное
   должностное лицо местного самоуправления.  Сведения об  участниках
   референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах
   их семей и о других участниках референдума,  если они проживают на
   территории  расположения  воинской  части  либо зарегистрированы в
   установленном порядке при  воинской  части  по  месту  их  службы,
   формирует  и уточняет командир воинской части.  Указанные сведения
   направляются  уполномоченным  на  то  органом  или  уполномоченным
   должностным  лицом  в  территориальные  комиссии референдума,  при
   отсутствии таковых - в Избирательную комиссию Московской  области,
   а  в  случаях,  предусмотренных  законом,  - в участковые комиссии
   референдума сразу  после  назначения  дня  голосования  или  после
   образования этих комиссий.
      5. Список участников референдума  составляется  территориальной
   комиссией    референдума,    в    том   числе   с   использованием
   государственной   автоматизированной    информационной    системы,
   отдельно  по  каждому  участку  референдума на основании сведений,
   представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом
   или уполномоченным должностным лицом.
      6. Гражданин   Российской   Федерации   включается   в   список
   участников референдума только на одном участке референдума.
      7. Список   участников   референдума   составляется   в    двух
   экземплярах.  Сведения  об  участниках  референдума,  включаемые в
   список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином
   порядке  (по  населенным  пунктам,  улицам,  домам,  адресам места
   жительства участников референдума).  В списке указываются фамилия,
   имя,  отчество,  год  рождения  (в возрасте 18 лет - дополнительно
   день  и  месяц  рождения),  адрес   места   жительства   участника
   референдума.   В   списке   участников   референдума  должны  быть
   предусмотрены  места  для  проставления   участником   референдума
   подписи за полученный им бюллетень для голосования на референдуме,
   а также для внесения суммарных данных по итогам референдума и  для
   проставления   подписи   члена  участковой  комиссии  референдума,
   выдавшего бюллетень участнику референдума.
      8. Первый  экземпляр  списка участников референдума подписывают
   председатель и  секретарь  территориальной  комиссии  референдума,
   составившей  список.  На  участках  референдума,  образованных  на
   территории   воинской   части,   список   участников   референдума
   подписывают   председатель   и   секретарь   участковой   комиссии
   референдума.  Список участников  референдума  заверяется  печатями
   соответственно  территориальной  комиссии референдума и участковой
   комиссии референдума.  Порядок и сроки изготовления, использования
   второго  экземпляра  списка  участников референдума,  его передачи
   соответствующей  участковой  комиссии  референдума,  заверения   и
   уточнения определяются Избирательной комиссией Московской области.
      9. Территориальные  комиссии  референдума  передают   по   акту
   участковым   комиссиям   референдума   первый   экземпляр   списка
   участников референдума конкретного участка референдума не  позднее
   чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия референдума
   вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума на
   отдельные    книги.   Каждая   такая   книга   не   позднее   дня,
   предшествующего  дню   голосования,   должна   быть   сброшюрована
   (прошита),  что  подтверждается печатью соответствующей участковой
   комиссии референдума и подписью ее председателя.
      10. Участковая  комиссия референдума уточняет список участников
   референдума в соответствии с  установленным  порядком  организации
   взаимодействия    комиссий   референдума   с   органами   местного
   самоуправления,  учреждениями  и  организациями,   осуществляющими
   регистрацию (учет) участников референдума. Выверенный и уточненный
   список участников референдума не позднее дня,  предшествующего дню
   голосования,  подписывается  председателем и секретарем участковой
   комиссии референдума  и  заверяется  печатью  участковой  комиссии
   референдума.
      11. Участковая комиссия референдума не позднее чем за  20  дней
   до  дня голосования представляет список участников референдума для
   ознакомления  участников   референдума   и   его   дополнительного
   уточнения.
      12. Гражданин  Российской  Федерации,  обладающий   правом   на
   участие  в  референдуме,  вправе  заявить  в  участковую  комиссию
   референдума о невключении его в список участников  референдума,  о
   любой ошибке или неточности в сведениях о нем,  внесенных в список
   участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в
   течение  двух  часов  с  момента обращения,  но не позднее момента
   окончания  голосования  участковая  комиссия  референдума  обязана
   проверить  заявление,  а  также  представленные  документы  и либо
   устранить ошибку или неточность,  либо дать  заявителю  письменный
   ответ   с   указанием   причин  отклонения  заявления.  Исключение
   гражданина Российской Федерации из списка  участников  референдума
   после  его подписания председателями и секретарями соответствующих
   комиссий референдума и заверения  его  печатями  этих  комиссий  в
   порядке,  предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, производится
   только на основании  официальных  документов,  а  также  в  случае
   выдачи  участнику  референдума  открепительного  удостоверения или
   включения его в другой список участников референдума.  При этом  в
   списке   участников   референдума,   а   также   в   базе   данных
   государственной    автоматизированной    информационной    системы
   указываются факт и дата исключения гражданина Российской Федерации
   из списка,  а также причина такого  исключения.  Запись  в  списке
   участников референдума заверяется подписью председателя участковой
   комиссии  референдума.  Решение  участковой  комиссии  референдума
   может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в суд
   (по месту нахождения  участковой  комиссии  референдума),  которые
   обязаны  рассмотреть  жалобу в трехдневный срок,  а за три и менее
   дня до дня голосования и в день голосования -  немедленно.  Каждый
   гражданин   Российской  Федерации  вправе  сообщить  в  участковую
   комиссию референдума об изменении указанных в пункте 4  статьи  13
   настоящего Закона сведений об участниках референдума, включенных в
   список участников референдума, на соответствующем участке.
      13. Участники  референдума,  находящиеся  в  местах  временного
   пребывания,  работающие в непрерывно действующих организациях и на
   отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности
   работы (смены),  а также  военнослужащие,  находящиеся  вне  места
   дислокации  воинской части,  по личному письменному заявлению,  не
   позднее чем за семь дней до дня голосования могут быть включены  в
   списки  участников  референдума на участке референдума по месту их

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное