Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 29.02.2000 N 154 О ПРОГРАММЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ В Г. МОСКВЕ НА 2000-2001 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 29 февраля 2000 г. N 154

                  О ПРОГРАММЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ
                     В Г. МОСКВЕ НА 2000-2001 ГОДЫ

      Миграционная обстановка  в  Москве  -  результат противоречивых
   социально - экономических и  политических  процессов  в  стране  и
   мире.  Рост  массовой вынужденной и экономической миграции,  в том
   числе незаконной,  ставит перед  органами  власти  Москвы  сложные
   нестандартные   задачи   регулирования   миграционной  ситуации  в
   столице.
      Благодаря принятым  мерам  снижены объемы вынужденной миграции,
   наводится порядок в организации  привлечения  иностранной  рабочей
   силы,  городские  гостиницы  освобождаются  от беженцев.  Положено
   начало установлению контроля за  применением  иностранной  рабочей
   силы   на  рынках  города,  за  деятельностью  фирм,  занимающихся
   экспортом рабочей силы.
      Вместе с   тем   миграционная   обстановка  в  Москве  остается
   напряженной.  Неблагоприятным фактором служит пребывание в  городе
   значительного  числа  незаконных  мигрантов  из  стран  ближнего и
   дальнего зарубежья,  не имеющих регистрации в  органах  внутренних
   дел  и  разрешений  на работу и образующих "теневое" экономическое
   поле.  В общежитиях города продолжает пребывать значительная часть
   беженцев "первой волны". Внешние факторы, формирующие миграционную
   ситуацию  в  столице, -  прозрачность   границ,   наличие   очагов
   напряженности,   недостаточность   нормативной   базы     остаются
   дестабилизирующими.
      Правительство Москвы  отмечает,  что  для  ее нормализации не в
   полной  мере  используются  имеющиеся  возможности,   недостаточно
   эффективно   и  комплексно  ведется  работа  по  совершенствованию
   действующего законодательства и правоприменительной  деятельности,
   включая  подготовку законодательных инициатив в федеральные органы
   власти и в Московскую городскую Думу.  Не  обеспечено  необходимое
   взаимодействие исполнительных органов власти города Москвы в сфере
   регулирования миграции.
      В целях  ускорения  социально - экономического развития города,
   противодействия негативным тенденциям  в  миграционных  процессах,
   обеспечения  законных прав постоянных жителей Москвы,  вынужденных
   переселенцев  и  беженцев,  укрепления  общественной  безопасности
   Правительство Москвы постановляет:
      1. Утвердить Программу регулирования миграции в  г.  Москве  на
   2000-2001 годы (далее - Программа) (приложение 1).
      2. Считать приоритетными  задачами  регулирования  миграции  на
   указанный период:
      2.1. Ограничение роста избыточной вынужденной миграции.
      2.2. Обеспечение   защиты  рынка  труда  Москвы  от  избыточной
   трудовой миграции.
      2.3. Выявление и предупреждение незаконной миграции.
      2.4. Активизацию  миграционных  процессов,   благоприятствующих
   социально - экономическому развитию Москвы.
      2.5. Предупреждение возникновения инфекционных  и  паразитарных
   заболеваний в результате концентрации в городе различных категорий
   мигрантов.
      2.6. Завершение переселения беженцев и вынужденных переселенцев
   из гостиниц города и  принятие  мер  по  их  расселению  в  другие
   регионы Российской Федерации.
      2.7. Улучшение   социально   -   бытовых   условий   пребывания
   вынужденных переселенцев и беженцев.
      3. Утвердить состав курирующих и  исполнительных  подразделений
   по  реализации  Программы  регулирования  миграции  в г. Москве на
   2000-2001 годы (приложение 1 к Программе).
      4. Считать   необходимым   создание   федеральной  и  городской
   нормативно - правовой базы регулирования миграционных процессов.
      В  этих  целях  Миграционной  службе  Москвы в первом полугодии
   2000 года:
      4.1. Представить  в  Комплекс экономической политики и развития
   проекты  обращений  Правительства  Москвы  в  федеральные   органы
   государственной власти:
      4.1.1. О  необходимости  разработки  и   принятия   федеральных
   законов:
      - о миграционной службе;
      - об иммиграционном контроле;
      - о правовом положении иностранных граждан;
      - о привлечении и использовании иностранной рабочей силы.
      4.1.2. Об  ускорении   принятия   постановлений   Правительства
   Российской Федерации:
      - о концепции государственной миграционной политики;
      - о порядке предоставления временного убежища;
      - об  установлении  системы  региональных  квот  по  размещению
   беженцев  на  территории Российской Федерации,  включая финансовое
   обеспечение обустройства данной категории  лиц  в  соответствии  с
   Законом  Российской  Федерации  "О беженцах",  а также возможности
   установления таких квот для размещения и обустройства  вынужденных
   переселенцев.
      4.1.3. О  подготовке   государственной   целевой   долгосрочной
   программы   федерального   уровня  "О  регулировании  миграции  на
   территории Москвы - столицы Российской  Федерации"  как  составной
   части   федеральной   миграционной   программы  с  финансированием
   мероприятий за счет бюджетов различных уровней.
      4.2. Направить в Комплекс экономической политики и развития:
      4.2.1. Проект  постановления  Правительства  Москвы  о  порядке
   работы с беженцами.
      4.2.2. Предложения об  усилении  ответственности  за  нарушение
   установленного  порядка  использования  иностранной рабочей силы с
   введением дифференцированного уровня штрафных санкций.
      4.3. Принять  участие в разработке проекта закона города Москвы
   "О регулировании привлечения и использования  иностранной  рабочей
   силы на территории города Москвы".
      4.4. Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг в
   III  квартале  2000  года  представить  в  Комплекс  экономической
   политики и развития  предложения  по  упорядочению  привлечения  и
   использования   иностранной  рабочей  силы  на  городских  рынках,
   включая формирование правового механизма регулирования занятости в
   этой сфере.
      4.5. Совместно с ГУВД г. Москвы в двухмесячный срок разработать
   и  представить  в  Комплекс  экономической политики и развития и в
   Федеральную    миграционную    службу    России    (ФМС    России)
   организационную    схему    и    оперативный    план   мероприятий
   иммиграционного контроля в г. Москве на 2000 г.
      4.6. Совместно  с Департаментом науки и промышленной политики в
   2000 году представить в Комплекс экономической политики и развития
   предложения по введению:
      - единой автоматизированной городской системы учета иностранной
   рабочей силы, занятой в различных отраслях городского хозяйства;
      - системы отчетности по привлечению  иностранной  рабочей  силы
   предприятиями  и  организациями  всех форм собственности,  включая
   городские рынки.
      4.7. В   первом   полугодии  2000  г.  представить  в  Комплекс
   экономической политики и развития предложения по  введению  единой
   формы  одежды для сотрудников Миграционной службы Москвы,  включая
   проект сметы расходов на эти цели.
      4.8. Во  втором  полугодии 2000 г.  представить на рассмотрение
   Правительства  Москвы  предложения по  корректировке  Программы на
   2001 год с учетом развития миграционной обстановки.
      4.9. До конца  2000  года  совместно  с  Департаментом  внешних
   связей   и   ГУВД   г. Москвы обеспечить  переселение  вынужденных
   мигрантов  из  гостиниц  города   во   временный   жилищный   фонд
   микрорайона Востряково.
      5. С  целью  ускорения  переселения  беженцев   и   вынужденных
   переселенцев из гостиниц города:
      5.1. Миграционной службе Москвы  в  месячный  срок  подготовить
   обращение   в   ФМС   России   об  определении  объемов  и  сроков
   предоставления жилья для  расселения  вынужденных  переселенцев  и
   беженцев,  размещенных  во  временном  жилищном  фонде микрорайона
   Востряково.
      5.2. Миграционной   службе  Москвы  совместно  с  Департаментом
   муниципального   жилья  и  жилищной  политики Правительства Москвы
   в IV  квартале  2000  года  рассмотреть  возможность  формирования
   жилищного фонда для использования в целях расселения и  временного
   размещения вынужденных переселенцев и беженцев.
      6. В   целях   защиты   рынка   труда   г. Москвы    установить
   общегородскую   квоту   на  привлечение  иностранной  рабочей силы
   (без учета городских рынков):
      - на 2000 год - до 50 тысяч человек;
      - на 2001 год - до 45 тысяч человек.
      7. Предложить  Московской  федерации  профсоюзов во II квартале
   2000 г.  подготовить программу контроля за соблюдением норм охраны
   труда  при  использовании  иностранной  рабочей  силы  по отраслям
   городского    хозяйства    и    представить    на     рассмотрение
   Межведомственной   административной   комиссии  при  Правительстве
   Москвы по привлечению и  использованию  в  г.  Москве  иностранной
   рабочей силы.
      8. Отраслевым   департаментам,    комитетам    и    управлениям
   Правительства  Москвы  в  месячный  срок  представить  в  Комплекс
   экономической политики и развития отчеты о  количестве  и  составе
   используемой  иностранной  рабочей  силы  за 1999 год и отраслевые
   программы регулирования привлечения  и  использования  иностранной
   рабочей  силы  на  2000  год  с  обоснованием  потребности  в ней.
   Предусмотреть ежегодную разработку таких программ.
      9. Миграционной   службе   Москвы   совместно  с  Комитетом  по
   телекоммуникациям  и  средствам  массовой  информации   обеспечить
   проведение  информационной  кампании  по  разъяснению  и освещению
   городской миграционной политики.
      10. Принять   к  сведению,  что  в  соответствии  с  совместным
   распоряжением руководителя ФМС России,  Мэра Москвы и  Губернатора
   Московской   области     от     30.08.99     N   229-939-РМ-693-РГ
   "О реорганизации иммиграционного контроля на территории  г. Москвы
   и Московской области", приказами ФМС  России от 20.09.99 N 74 и от
   24.09.99 N 77  и  распоряжением  Мэра Москвы от 26.01.2000 N 97-РМ
   "О   распределении  бюджетных  показателей,  утвержденных  Законом
   города  Москвы  от  24  декабря  1999  года N 40 "О бюджете города
   Москвы  на  2000  год"   в  структуре  Миграционной  службы Москвы
   образованы  новые  подразделения  (включая  посты  иммиграционного
   контроля  в   аэропортах  "Шереметьево-2",    "Шереметьево-1"    и
   "Внуково")   с    общей  штатной   численностью  171   единица   с
   финансированием 71 единицы за счет ФМС России и 100 единиц за счет
   бюджета г. Москвы.
      Департаменту государственного и муниципального имущества города
   Москвы  в  месячный срок внести предложения в Правительство Москвы
   по размещению  вновь  создаваемых  в  Миграционной  службе  Москвы
   подразделений.
      11. Считать целесообразным  создание  при  Миграционной  службе
   Москвы Института по проблемам миграции и демографии.
      Миграционной службе  Москвы  в  месячный  срок  представить   в
   Комплекс  экономической  политики  и  развития проекты положения и
   штатного расписания института.
      12. Создать Штаб Правительства Москвы по регулированию миграции
   (далее - Штаб).
      12.1. Утвердить  Положение  о Штабе (приложение 2) и его состав
   (приложение 3).
      12.2. Установить,  что   назначение   ответственного  секретаря
   Штаба производится распоряжением первого   заместителя    Премьера
   Правительства   Москвы   -  руководителя  Комплекса  экономической
   политики и развития.
      13. ГУВД г.  Москвы в трехмесячный срок представить предложения
   в  Правительство  Москвы   по   увеличению   штатной   численности
   сотрудников, занимающихся   вопросами  иммиграционно  -  режимного
   обеспечения,  с  необходимым  обоснованием  и  расчетами   по   их
   материально   -   техническому     обеспечению,    размещению    и
   финансированию в пределах ассигнований,  предусмотренных в бюджете
   г. Москвы на 2000 г.
      14. Департаменту финансов профинансировать в 2000 году  затраты
   на  реализацию  мероприятий  Программы  в  пределах  ассигнований,
   определенных в бюджете г.  Москвы на 2000 год,  и  при  разработке
   бюджета  города на 2001 и последующие годы   затраты на реализацию
   Программы выделять отдельной строкой.
      15. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
   на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

                                         Премьер Правительства Москвы
                                                          Ю.М. Лужков





                                                         Приложение 1
                                        к постановлению Правительства
                                                               Москвы
                                          от 29 февраля 2000 г. N 154

                               ПРОГРАММА
                  РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ В Г. МОСКВЕ
                           НА 2000-2001 ГОДЫ

                               1. Паспорт
                        Программы регулирования
                 миграции в г. Москве на 2000-2001 годы

      Наименование           Программа регулирования миграции
                             в г. Москве на 2000-2001 годы

      Основание              Распоряжение Мэра Москвы от 25.01.99
      для разработки         N 38-РМ "О внесении изменений
                             и дополнений в распоряжение Мэра Москвы
                             от 10.07.98 N 705-РМ "О преобразовании
                             Миграционной службы г. Москвы
                             при Комитете труда и занятости
                             Правительства Москвы"

      Государственный        Правительство Москвы, ФМС России
      заказчик

      Цель и задачи          Повышение эффективности контроля
                             за миграцией населения, недопущение
                             ее избыточного (превышающего возможности
                             города) роста, активное противодействие
                             негативным тенденциям в развитии
                             миграционной обстановки в Москве
                             в интересах законных прав мигрантов
                             и постоянного населения Москвы,
                             создания благоприятных условий
                             социально - экономического развития

                             Основными задачами регулирования
                             миграции в Москве на 2000-2001 гг.
                             являются:

                             - ограничение роста избыточной
                               вынужденной миграции в целях
                               обеспечения законных прав постоянных
                               жителей Москвы и лиц, получивших
                               в Москве статус вынужденного
                               переселенца и беженца

                             - защита рынка труда Москвы
                               от избыточной трудовой миграции

                             - предупреждение и выявление незаконной
                               миграции

                             - содействие активизации миграционных
                               процессов, способствующих социально -
                               экономическому развитию Москвы

                             - предупреждение возникновения
                               инфекционных и паразитарных
                               заболеваний в результате
                               концентрации в городе различных
                               категорий мигрантов

                             - завершение переселения беженцев
                               и вынужденных переселенцев из гостиниц
                               города

                             - улучшение социально - бытовых условий
                               пребывания вынужденных переселенцев
                               и беженцев, в том числе принятие мер
                               по их расселению в другие регионы РФ

      Сроки реализации       2000-2001 гг.

      Источники              Бюджет Российской Федерации, бюджет
      финансирования         г. Москвы, прочие источники

      Контроль               Миграционная служба Москвы на основе
      за исполнением         информации, поступающей
                             от исполнителей и кураторов
                             направлений Программы, подготавливает
                             и направляет в Правительство Москвы
                             и ФМС России отчеты о ходе выполнения
                             Программы за каждый истекший
                             полугодовой  и  годовой периоды.
                             Общий контроль за исполнением
                             Программы осуществляют Правительство
                             Москвы и ФМС России

      Основные исполнители   Миграционная служба Москвы,
      Программы              департаменты, комитеты, управления
                             Правительства Москвы,
                             федеральные органы

      Ожидаемые конечные     - повышение устойчивости
      результаты               и действенности контроля
                               Правительства Москвы
                               по регулированию миграции
                             - сокращение объемов незаконной
                               миграции
                             - расширение мер содействия
                               обустройству беженцев и вынужденных
                               переселенцев, зарегистрированных
                               в Москве и расселяемых
                               в другие регионы РФ
                             - переселение беженцев и вынужденных
                               переселенцев из гостиниц города
                             - позитивные изменения в социально -
                               экономическом развитии г. Москвы

                         2. Концепция Программы

          2.1. Основания и необходимость разработки Программы

      Программа регулирования миграции в Москве  до 2001 г.  (далее -
   Программа) разработана Миграционной службой Москвы при участии ГУП
   НИиПИ Генплана  г.  Москвы,  Института  социально  -  политических
   исследований  РАН  во  исполнение  распоряжения  Мэра  Москвы   от
   25.01.99 N 38-РМ "О внесении изменений и дополнений в распоряжение
   Мэра Москвы от 10.07.98 N 705-РМ  "О  преобразовании  Миграционной
   службы г.  Москвы  при  Комитете  труда  и занятости Правительства
   Москвы".  В Программе учтены замечания и предложения от отраслевых
   и   территориальных   органов  Правительства  Москвы,  федеральных
   структур, участвующих в пределах своей компетенции в регулировании
   миграции в столице.
      В условиях значительного миграционного потенциала  сопредельных
   государств (исчисляемого десятками миллионов человек) Москва,  ряд
   других  относительно благополучных  в  социально  -  экономическом
   отношении   субъектов  Федерации   подвергаются  все  возрастающей
   миграционной экспансии,  несущей реальную угрозу  их  общественной
   безопасности,   межэтническим   и   межнациональным  отношениям  и
   экономическим интересам.  Особенно серьезно миграционная экспансия
   проявляется в Москве, аккумулирующей практически все основные типы
   (переселение,  сезонная,  маятниковая,   эпизодическая)   и   виды
   миграции  (трудовая,  вынужденная,  семейная,  брачная,  учебная и
   др.),  проявляющиеся  как   в   форме   иммиграционного,   так   и
   эмиграционного движения.
      Миграционные проблемы   Москвы   -   результат   неоднозначных,
   труднопрогнозируемых социально   -  экономических  и  политических
   процессов,  которые сегодня происходят в стране и в мире.  Поэтому
   их  решение  - задача,  прежде всего,  федеральных органов власти.
   Однако    созданное    общегосударственное  нормативно - правовое,
   организационное,    информационное    обеспечение    миграционного
   регулирования явно недостаточно. Оно решает лишь отдельные вопросы
   вынужденной  миграции  (вызываемой  преследованием лиц по признаку
   расовой,    национальной    или     социальной     принадлежности,
   вероисповедания,  политических  убеждений),  оставляя  нерешенными
   многие  другие   миграционные   проблемы   (например,   незаконная
   миграция). Не действуют межгосударственные механизмы регулирования
   миграции,  в частности   статья 7 Соглашения стран СНГ  "О  помощи
   беженцам   и  вынужденным  переселенцам",  принятого  в  1993 г. и
   предусматривающего выплату странами  исхода  вынужденной  миграции
   соответствующих материальных и иных компенсаций.
      За последние   годы   в    Российской    Федерации    имеющаяся
   нормативно -   правовая   база   в   области  контроля  пребывания
   иностранных граждан явно  отставала  от  ситуации.  Альтернативных
   современных  механизмов  управления  и  контроля  за миграционными
   потоками,  основанных на иных, не только административных методах,
   на  федеральном  уровне  не  создано.  Фактически  это  привело  к
   массовой концентрации незаконных мигрантов в столице, значительная
   часть  которых активно участвует в экономической жизни и не имеет,
   даже при желании,  возможности легализовать  свое  положение,  что
   приводит  к  непрозрачности  связанных  с этим финансовых потоков.
   Органы МВД РФ не в состоянии  остановить  незаконную  миграцию,  в
   частности, по причине отсутствия эффективной процедуры выдворения,
   необходимых средств на  депортацию  и  возможности  привлечения  к
   уголовной,  административной  и  экономической  ответственности за
   нарушение правил пребывания.
      Принимая во  внимание,  что  неконтролируемая миграция в Москву
   несет угрозу стабильности не только Москве,  но и  всей  стране  в
   целом,  принятие  сбалансированного  комплекса  новых  эффективных
   мероприятий по регулированию миграции в Москве на ближайший период
   является в высшей степени необходимым.

                  2.2. Исходные положения и сведения

      Основой регулирования  миграции в  Москве являются  Федеральные
   законы  от   19.02.93  N   4530-1  "О   вынужденных  переселенцах"
   (в  редакции  Федерального  закона  от  20.12.95  N  202-ФЗ),   от
   19.02.93 N 4528-1 "О беженцах" (в редакции Федерального закона  от
   21.07.98  N  117-ФЗ),  от  25.06.93  N  5242-1  "О  праве  граждан
   Российской  Федерации   на  свободу   передвижения,  выбор   места
   пребывания  и  жительства  в  пределах  Российской  Федерации", от
   15.08.96  N  114-ФЗ  "О  порядке  выезда из Российской Федерации и
   въезда в Российскую Федерацию" (в редакции Федерального закона  от
   24.06.99  N  118-ФЗ),  Указы  Президента  Российской  Федерации от
   16.12.93  N  2146  "О  привлечении  и  использовании  в Российской
   Федерации   иностранной   рабочей   силы",   от   29.04.94  N  847
   "О   дополнительных   мерах   по   упорядочению   привлечения    и
   использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы", от
   16.12.93 N  2145 "О  мерах по  введению иммиграционного контроля",
   постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713
   "Об  утверждении  Правил  регистрации  и снятия граждан Российской
   Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по  месту
   жительства в пределах  Российской Федерации и  перечня должностных
   лиц,  ответственных  за  регистрацию"   (в  редакции постановления
   Правительства РФ от 14.02.97 N  172), от 08.09.94 N 1021  "О мерах
   по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней  миграции"
   (в редакции  постановления Правительства  РФ от  16.12.94 N 1382),
   от 08.09.94  N 1020  "Об утверждении  Положения об  иммиграционном
   контроле" и ряд других.
      В целях практического решения  конкретных  задач  регулирования
   миграции  в  столице   Московской  городской  Думой приняты Законы
   города  от  09.07.97  N  33  "Об  условиях  пребывания  в   Москве
   иностранных граждан,  имеющих право на безвизовый въезд в Россию",
   от  22.10.97  N  41  "Об  ответственности  за  нарушение   порядка
   привлечения  и  использования  в Москве иностранной рабочей силы".
   Мэром и Правительством Москвы  принят  ряд  нормативных  актов  по
   регулированию миграции,  из них в последние два года: распоряжение
   Мэра  Москвы  от  05.03.99  N  183-РМ  "О  внесении  дополнений  и
   изменений  в  постановление Правительства Москвы от 16.07.96 N 587
   "О практике  привлечения  и  использования  в  Москве  иностранной
   рабочей силы",  постановление Правительства Москвы и Правительства
   Московской области от 30.03.99 N  241-28  "Об  утверждении  Правил
   регистрации    и    снятия    граждан   Российской   Федерации   с
   регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
   Москве  и Московской области",  постановления Правительства Москвы
   от 27.05.97 N 385 "О мерах по  усилению  контроля  за  соблюдением
   порядка  привлечения  и использования в Москве иностранной рабочей
   силы", от 24.02.98 N 140 "О мерах по обеспечению исполнения Закона
   г. Москвы N 41 и внесении дополнений в постановление Правительства
   Москвы от 16.07.96 N 587" и от  15.12.98  N  966  "Об  утверждении
   Порядка работы в Москве с лицами,  ходатайствующими о признании их
   вынужденными переселенцами, и с вынужденными переселенцами".
      Принятые  на   основании  правовых  и  нормативных  актов  меры
   позволили Правительству Москвы взять в целом под контроль развитие
   миграции   в   столице,   ограничить   масштабы  особо  негативных
   проявлений миграционных процессов.
      Вместе  с  тем  состояние  миграционной  обстановки  в   Москве
   продолжает  оставаться   сложным.    Серьезным   дестабилизирующим
   фактором  остается   пребывание  в   городе  значительного   числа
   незаконных  мигрантов, ведущее к усилению социальной напряженности
   и криминализации ряда сфер  жизни  города.   Из-за недопоступления
   ресурсов  от  ФМС  России   в   1999 г.  по  существу прекратилось
   переселение  вынужденных   мигрантов  в   места  их    постоянного
   обустройства.    В  городских   общежитиях  продолжает   пребывать
   значительное количество вынужденных мигрантов.  Растет риск завоза
   инфекционных  заболеваний  прибывающими  мигрантами  из стран, где
   распространены такие  заболевания, как  туберкулез, чума,  холера,
   малярия,  брюшной  тиф,   желтая  лихорадка,  не   говоря  уже   о
   венерических заболеваниях и СПИДе.  Случаи поражения такими  особо
   опасными  и  социально    значимыми  инфекционными   заболеваниями
   регистрировались как в Москве в целом, так и в системе  первичного
   приема мигрантов.
      Не уменьшаются  объемы  незаконной миграции,  несущей серьезную
   угрозу экономической, общественной и эпидемической безопасности.
      Состояние миграционной   обстановки   в   Москве  характеризуют
   следующие  показатели  (если  дата  не  оговаривается,  то  данные
   приводятся за 1998 г.):
      - численность постоянного населения Москвы на  начало  1999  г.
   составляла  8538,2 тыс.   человек   и   сократилась  по  сравнению
   с 1990 г. на 372,7 тыс. человек;
      - численность "дневного" населения города на сегодня составляет
   11,0-11,5 млн. человек, превышая численность постоянных жителей на
   2,5-3,0 млн.  человек.  Ежедневная  маятниковая  миграция  жителей
   Подмосковья  в  Москву  составляет около 2 млн. человек,  из  них:
   700-750 тыс. человек - с трудовыми целями,  600-700 тыс. человек -
   с  культурно - бытовыми  целями,   60,0  тыс. человек - с учебными
   целями;
      - ежедневно в Москву прибывает до 3 млн.  человек, в том числе:
   воздушным транспортом - до 37,3 тыс.  человек,  поездами  дальнего
   следования -   115,1   тыс.   человек,   пригородными  поездами  -
   633,8 тыс. человек, автотранспортом - 2089 тыс. человек,  из   них
   автобусным - до 149 тыс.  человек;  водным  в сезон навигации - до
   1,0 тыс. человек;
      - численность  родившихся  составляла 67,5 тыс.  человек,  т.е.
   оставалась на   уровне   1992-1997 гг.    Численность    умерших -
   125,9 тыс. человек, что на 10,7%  меньше,  чем в среднем за период
   1992-1997  гг.   Естественная   убыль  населения  в  1992-1998 гг.
   составляла в среднем 60-70 тыс. человек в год;
      - число  лиц,  прибывших  в  город  на  постоянное  жительство,
   составило 123,1 тыс.  человек,  что на 31,1% больше, чем в среднем
   за период  1992-1997 гг.  Численность   выехавших   (выбывших)   -
   63,6 тыс.  человек,  что на 19,4%  меньше, чем в среднем за период
   1992-1997 гг.  Миграционный    прирост   населения     был   равен
   59,5 тыс.  человек.  Положительный  миграционный прирост в 1998 г.
   компенсировал естественную убыль населения столицы;
      - численность    лиц,    признанных    беженцами,    составляет
   (на 01.01.2000)   10173 человека,  из  них  10082 - из стран СНГ и
   Балтии,  91 - из стран дальнего зарубежья.  Кроме того, на учете в
   Управлении иммиграционного контроля (УИК) по Московской области  и
   г. Москве  состоит  более  10  тыс.  человек,  ожидающих процедуры
   определения статуса беженца (по данным Миграционной службы  Москвы
   и УИК по г. Москве и Московской области);
      - зарегистрировано  вынужденных   переселенцев  (на 01.01.2000)
   4593 человека,  из  них  получили  статус  в  1999 г.  779 человек
   (по данным Миграционной службы Москвы);
      - прибыло  в  связи  с  покупкой  жилья  в  1995-1998 гг. около
   70 тыс. человек, в том числе в 1998 г. 35,0 тыс. человек;
      - зарегистрировано   граждан   из стран СНГ по месту пребывания
   680,7 тыс. человек;
      - из-за  невыполнения  постановления  Правительства  Российской
   Федерации от 13.10.93 N 1049 "О мерах по  упорядочению  временного
   пребывания   беженцев   в  г. Москве" в  муниципальных  гостиницах
   продолжают пребывать 135 человек (по  состоянию  на  31.12.99),  в
   других    городских     гостиницах    и    общежитиях    размещены
   0,9 тыс. вынужденных мигрантов из Азербайджана, во временном жилом
   фонде микрорайона Востряково - 1,6 тыс. человек;
      - получили постоянную регистрацию по месту жительства в связи с
   заключением  брака  иногородние - около  40 тыс. человек,   что  в
   2,3 раза больше, чем в 1992 г. При этом доля нероссийских  брачных
   мигрантов составила 35-40% и имеет тенденцию постоянного роста;
      - численность  зарегистрированной  иностранной   рабочей   силы
   (далее - ИРС), осуществляющей трудовую  деятельность  в  Москве, в
   1999 г. составляла 73,2 тыс. человек;
      - выбыло   на   временную   работу   за   рубеж   москвичей:  в
   1997 г.  - 1900 человек,  в 1998 г. - 2100 человек. Не уменьшаются
   объемы незаконной миграции, несущей серьезную угрозу экономической
   и  общественной  безопасности,  о  чем  свидетельствуют  следующие
   данные:
      - задержано за нарушение правил регистрации пребывания в Москве
   граждан СНГ 1953 тыс. человек;
      - завершены    расследования    правонарушений,     совершенных
   иногородними  гражданами, - 18628,  что составляет 34,5% от общего
   их  количества.  При  этом  доля  правонарушителей  из  Московской
   области - 27,5%, из прилегающих  областей - 8,9%, из СНГ  - 39,0%,
   из дальнего зарубежья - 2%;
      - оштрафованы  за нарушение порядка привлечения и использования
   ИРС 203 организации;
      - за  1998  и  1999 годы было задержано и выдворено из РФ более
   7 тыс. иностранных граждан (по данным ГУВД г. Москвы).
      Общее количество  лиц  из  дальнего  зарубежья,  пребывающих  в
   Москве без регистрации (в основном из Афганистана, Африки  и Юго -
   Восточной   Азии),    оценивается    по  данным  ГУВД  г. Москвы в
   30 тыс. человек.
      В целях    противодействия    незаконной    миграции    принято
   распоряжение Мэра от 19.08.99 N 896-РМ "О временном порядке  учета
   и оформления права на  трудовую  деятельность на территории города
   Москвы   для   отдельных   категорий   иностранных    работников",
   предусматривающее   возможность   регистрации   части   незаконных
   мигрантов,  фактически  пребывающих  и  работающих  в  Москве  без
   подтверждений на право трудовой деятельности.

      Миграционная емкость территории  города.  Анализ  потенциальной
   емкости   территории   Москвы   показывает,   что  по  современным
   показателям она недостаточна для обеспечения жилой  площадью  даже
   жителей Москвы.  Жилищная проблема до настоящего времени не решена
   в столице,  жилищные условия  и  показатели  обеспеченности  жилой
   площадью  одного москвича не соответствуют современным европейским
   стандартам проживания в  крупном  городе.  В  настоящее  время  на
   каждого  москвича  приходится  20  кв. м общей  площади;  согласно
   прогнозам  на  2005 г. жилищная  обеспеченность  составит  порядка
   23 кв.  м  на  одного  человека.  Эта  величина  далеко отстоит от
   стандартов,  принятых  Московской программой "Жилище" (30-40 кв. м
   на одного человека). Город обязался  обеспечить квартирами жителей
   пятиэтажного ветхого и аварийного  фонда,  очередников,  расселить
   "коммуналки", ликвидировать проживание постоянных жителей города в
   общежитиях.  Улучшения жилищных условий ожидают около полумиллиона
   москвичей,  и,   следовательно,  мигранты  составляют  конкуренцию
   постоянным  жителям  столицы  на  рынке  жилья  при   приобретении
   (покупке)  квартир,  а  также получении (бесплатно или на льготных
   условиях) социально гарантируемого жилища.
      Концентрация населения жителей столицы достаточно высока, о чем
   свидетельствуют показатели плотности населения (7,8  тыс.  человек
   на 1 кв. км в среднем по городу).
      В перспективе в  черте  города  может  быть  размещено  порядка
   230-260 млн.  кв. м жилья, что с учетом существующего жилого фонда
   (176 млн.  кв.  м)   недостаточно для  достижения  запланированных
   стандартов жилищной обеспеченности.
      Для решения  жилищной  проблемы  москвичей  в  настоящее  время
   изыскиваются   возможности   территориального  развития  города  в
   пригородной зоне,  что потребует  огромных  капитальных  затрат  в
   инженерную подготовку территории для строительства.  Это означает,
   что  емкость  территории  Москвы   допускает   размещение   строго
   ограниченного количества мигрантов (включая вынужденных).
      Оценка  перспектив  миграционного  движения  населения в Москву
   (по наиболее реальному варианту прогноза  миграции,  составленному
   исходя  из  относительно  более   высоких   темпов   экономической
   активности  в  Москве  по  сравнению с темпами в регионах "выхода"
   мигрантов) свидетельствует о возможности роста в период до 2005 г.
   почти всех потоков миграции,  в т.ч.  вынужденной и незаконной,  с
   такими нежелательными для города последствиям, как:
      - возрастание до неприемлемого уровня нагрузки на рынок труда и
   жилья, а также на социально - бытовую сферу города;
      - обострение криминогенной обстановки;
      - увеличение  риска  возникновения  в  городе  инфекционных   и
   паразитарных заболеваний.
      (При разработке вариантов прогнозов учитывались также возможные
   изменения  в  федеральной  миграционной  политике,  в  пограничном
   режиме России со странами СНГ,  развития с ними межгосударственных
   отношений и действий Правительства Москвы.)
      Между  тем    со   вступлением   в   силу  Федеральных  законов
   "О вынужденных переселенцах", "О беженцах"  и  ослаблением  режима
   регистрации  по  постановлению  Конституционного  Суда  Российской
   Федерации  от  02.02.98  "По  делу  о  проверке  конституционности
   пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской
   Федерации  с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
   жительства   в   пределах   Российской   Федерации,   утвержденных
   постановлением   Правительства  Российской  Федерации  от  17 июля
   1995 года N 713" отменен или серьезно  ослаблен  ряд   действенных
   административных     способов     миграционного     регулирования,
   сдерживавших  до  последнего  времени   негативные   тенденции   и
   проявления в развитии миграционной ситуации в столице.
      Для предотвращения    бесконтрольности    и     неуправляемости
   миграционных  процессов  в  столице,  несущих  угрозу общественной
   безопасности,   социально   -   экономической,   межэтнической   и
   санитарно -  эпидемиологической стабильности,  требуется выработка
   дополнительного   комплекса   мер   миграционного   регулирования,
   соответствующих складывающейся обстановке.

                 2.3. Принципы регулирования миграции

     Строго соблюдая  законодательно  установленные  права мигрантов,
   учитывая  многообразие  видов  миграции,  их  неоднозначность  для
   реализации   целей   и   задач социально - экономического развития
   столицы,  Правительство Москвы проводит избирательную миграционную
   политику,   базирующуюся   одновременно  на  нескольких  принципах
   миграционного регулирования, важнейшие из которых:
      - ограничительный   -   для   сдерживания  потоков  вынужденной
   внутренней и  внешней  миграции  (до  объемов   не   выше   квоты,
   установленной  по  согласованию  с  ФМС России)  с учетом реальных
   (на  данный  момент  весьма  ограниченных)  ресурсных возможностей
   города в приеме и социальной поддержке мигрантов;
      - избирательный - для принимаемых  (регистрируемых)  мигрантов,
   учитывая их  профессиональные  и  иные возможности для адаптации к
   условиям крупнейшего  мегаполиса,  а  также  другие  основания  их
   пребывания  (проживания)  в  Москве (наличие прямых родственников,
   приобретенная недвижимость и др.);
      - либеральный   -  для  привлечения  ИРС  в  трудонедостаточные
   отрасли города (строительство,  транспорт, коммунальное хозяйство,
   промышленность и  др.),  куда москвичи идут неохотно,  а также для
   маятниковой миграции,  что обеспечивает развитие экономики  города
   при минимальных затратах на инфраструктуру (в 2-5 раз меньше,  чем
   при использовании постоянных жителей города);
      - замещающий  - для замещения иностранной рабочей силы (где это
   экономически и технологически возможно) временной рабочей силой из
   регионов    России    -   партнеров   Москвы   по   экономическому
   сотрудничеству;
      - стимулирующий  -  для привлечения ИРС,  связанной с созданием
   дополнительных рабочих мест для жителей города;
      - сдерживающий   -   для   предотвращения   масштабного  оттока
   высококвалифицированных кадров  для  работы  за  рубежом  ("утечки
   умов");  для   сокращения  фиктивной (например,  брачной) миграции
   и др.;
      - запретительный  -  для  противодействия  нарушению мигрантами
   регистрационного  режима  пребывания  в  Москве;   противоправного
   привлечения и использования ИРС, незаконного экспорта рабочей силы
   за рубеж;
      - возместительный  -  для  свободной (невынужденной)  миграции,
   связанной с приобретением жилья только по коммерческим  (рыночным)
   ценам,  учитывающим  земельную  ренту и полное возмещение расходов
   города на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

                 2.4. Основные цели и задачи Программы

      Основной целью Программы регулирования миграции  на  период  до
   2001  г.  является  сохранение  и повышение эффективности контроля
   Правительства  Москвы  за  развитием  миграции,   недопущение   ее
   избыточного  (превышающего  возможности  города)  роста,  активное
   противодействие  негативным  тенденциям  в  развитии  миграционной
   обстановки   в  Москве  в  интересах  законных  прав  мигрантов  и
   постоянного населения Москвы,  создания благоприятных  условий  ее
   социально - экономического развития.
        Основными задачами регулирования миграции в Москве на  период
   до 2001 г. являются:
      - ограничение роста избыточной вынужденной миграции  на  основе
   установления механизма  квотирования  приема  Москвой  беженцев  и
   вынужденных  перселенцев,  подлежащих   обеспечению   материальной
   поддержкой и льготами за счет бюджетов различных уровней;
     - защита рынка труда Москвы от избыточной трудовой  миграции  на
   основе установления   квоты   на   привлечение   ИРС   (без  учета
   привлечения ИРС на городские рынки),  в том числе на 2000 год - до
   50 тыс. человек, на 2001 год - до 45 тыс. человек;
      - предупреждение и  выявление  незаконной  миграции  на  основе
   введения единой  региональной  системы  учета  внешней  миграции в
   Москву,  расширения контрольных функций Миграционной службы Москвы
   и  усиления мер ответственности иностранцев за уклонение от учета,
   оформления разрешения на трудовую деятельность  и  регистрации  по
   месту пребывания;
      - содействие активизации миграционных процессов, способствующих
   социально - экономическому развитию Москвы;
      - предупреждение  возникновения  инфекционных  и   паразитарных
   заболеваний в результате концентрации в городе различных категорий
   мигрантов;
      - завершение переселения беженцев и вынужденных переселенцев из
   гостиниц города по мере высвобождения помещений во временном жилом
   фонде микрорайона Востряково;
      - улучшение социально - бытовых условий пребывания  вынужденных
   переселенцев и  беженцев с учетом графика выделения жилья в других
   регионах  Российской  Федерации   для   обустройства   вынужденных
   переселенцев,  размещенных во временном жилищном фонде микрорайона
   Востряково.

                  2.5. Методы регулирования миграции

      Для реализации целей и задач Программы, оптимизации структуры и
   объема    миграционных    потоков    применяются   предусмотренные
   нормативно - правовыми   актами  следующие  методы   миграционного
   регулирования:
      - экономические,  предусматривающие взимание  (освобождение  от
   взимания) различных  сборов  и  пошлин  (за  регистрацию  по месту
   пребывания,  за право привлечения ИРС,  иногородних специалистов и
   др.),  их снижение (или повышение) в зависимости от складывающихся
   условий;  регулирование стоимости жилья,  взимание залоговых  сумм
   (например,  на  приобретение обратного билета для ИРС по окончании
   срока  действия  права  на  трудовую   деятельность),   применение
   штрафных   санкций   за   нарушение  установленного  миграционного
   порядка,  а также  воздействие  на  рыночную конъюнктуру  (уровень
   оплаты труда,  стоимость потребительской корзины,  включая цены на
   покупку (аренду) жилья);
      - административные,  предусматривающие   прежде  всего  строгое
   применение паспортного   режима,   режима   регистрации,   порядка
   привлечения  и  использования  ИРС,  других  установленных  норм и
   правил,  а также  административную  ответственность  за  нарушение
   существующих нормативных актов;
      - социально      -      психологические,      предусматривающие
   целенаправленное воздействие  на систему предпочтений и ценностных
   ориентаций, формирующих миграционное поведение населения;
      - оперативные, предусматривающие  усиление  дополнительных  мер
   оперативного контроля за обеспечением установленного миграционного
   порядка,  включая меры фильтрации иммиграционных потоков, усиление
   регистрационного режима пребывания, расширение практики выдворения
   мигрантов - нарушителей, проведение проверок и др.

                  2.6. Механизм реализации Программы

      Реализация Программы  обеспечивается  комплексом мероприятий по
   правовому,   организационному,   информационному   и   финансовому
   обеспечению.

                      2.6.1. Правовое обеспечение

      Решение задач Программы основывается на существенном расширении
   федеральной и городской нормативно - правовой  базы  регулирования
   миграции, обеспечивающем:
      - введение   и   экспериментальную   проверку   новой   системы
   персонифицированного  учета  и  контроля  иммиграционных потоков в
   Москву;
      - правовую   идентификацию   категорий   иммигрантов,  временно
   пребывающих в  Московском   регионе   без   оформленного   статуса
   (обращающиеся  в  региональное  представительство   УВКБ  ООН  как
   нуждающиеся в убежище; иностранцы, работавшие в Московском регионе
   по межправительственным соглашениям,  срок действия которых истек;
   экономические, транзитные мигранты и др.);
      - повышение   ответственности   всех   субъектов   и   объектов
   миграционного регулирования за нарушение установленного порядка;
      - определение    полномочий    и    оперативных    возможностей
   Миграционной службы  Москвы   и   правоохранительных   органов   в
   реализации мер миграционного регулирования;
      - расширение регулирования внешней трудовой миграции;
      - представление  интересов  Правительства Москвы и Миграционной
   службы Москвы в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах;
      - введение порядка медицинского освидетельствования мигрантов и
   мониторинга санитарно - эпидемиологической обстановки  в  связи  с
   пребыванием мигрантов.
      В целях  развития  федеральной  нормативно  -   правовой   базы
   регулирования    миграции    разрабатывается    проект   обращения
   Правительства Москвы в федеральные органы государственной власти:
      - о   необходимости   принятия   указа   Президента  Российской
   Федерации о регулировании миграции в Московском регионе;
      - о необходимости разработки и принятия федеральных законов:  о
   миграции,  о миграционной службе,  об иммиграционном  контроле,  о
   регистрации населения, о правовом положении иностранных граждан, о
   привлечении и использовании иностранной рабочей силы;
      - об  ускорении принятия постановлений Правительства Российской
   Федерации: о концепции государственной  миграционной  политики;  о
   порядке предоставления временного убежища, об установлении системы
   региональных процентных квот по размещению беженцев на  территории

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное