Стр. 1
Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Регистрационный номер
349 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
650600 - ГОРНОЕ ДЕЛО
КВАЛИФИКАЦИЯ - ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста 650600 - Горное дело
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации
от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей),
реализуемых в рамках данного направления подготовки
дипломированных специалистов:
070600 - Физические процессы (горного или нефтегазового)
производства;
090100 - Маркшейдерское дело;
090200 - Подземная разработка месторождений полезных
ископаемых;
090300 - Обогащение полезных ископаемых;
090400 - Шахтное и подземное строительство;
090500 - Открытые горные работы;
091000 - Взрывное дело.
1.3. Квалификация выпускника - горный инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки горного инженера в рамках направления подготовки
дипломированного специалиста 650600 - Горное дело при очной форме
обучения - 5 лет (для горного инженера по специальности 070600 -
Физические процессы (горного или нефтегазового) производства - 5
лет 6 месяцев).
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Объектами профессиональной деятельности дипломированного
специалиста по направлению - Горное дело являются: угольные шахты,
рудники, карьеры, подземные сооружения различного функционального
назначения, обогатительные фабрики и другие предприятия, связанные
с добычей и переработкой полезных ископаемых и техногенного
(созданного человеком) сырья, созданием и эксплуатацией подземного
пространства, выполнением горных работ на поверхности Земли при
гидротехническом, транспортном строительстве и в других целях.
Дипломированные специалисты по направлению подготовки - Горное
дело должны быть подготовлены к выполнению на должностях горных
инженеров - технических руководителей горными и взрывными
работами, определяемых "Дополнениями к отраслевым тарифным
соглашениям", в соответствии с полученной специальностью следующих
видов профессиональной деятельности:
производственно-технологической;
проектной;
научно-исследовательской;
организационно-управленческой.
Горный инженер по направлению - Горное дело подготовлен к
решению следующих обобщенных типов задач:
а) в области производственно-технологической деятельности:
осуществлять техническое руководство горными и взрывными
работами, т.е. непосредственно управлять технологическими
процессами на производственных объектах, в т.ч. разрабатывать,
согласовывать и утверждать технические, методические и иные
документы, регламентирующие порядок выполнения горных и взрывных
работ и работ со взрывчатыми материалами; следить за выполнением
требований технической документации на производство работ,
действующих норм, правил и стандартов;
б) в области проектной деятельности:
производить технико-экономическую оценку месторождений, технико-
экономическую оценку инвестиций; выбирать основные параметры
горного предприятия; разрабатывать календарный план, систему
разработки, технологию и комплексную механизацию работ;
обосновывать техническую и экологическую безопасность и
экономическую эффективность горных работ; составлять необходимую
техническую документацию в составе творческих коллективов и
самостоятельно;
в) в области научно-исследовательской деятельности:
выполнять экспериментальные и лабораторные исследования;
обрабатывать полученные результаты с использованием современных
компьютерных технологий; моделировать процессы, явления,
эксперименты с использованием современных средств анализа
информации; составлять отдельные разделы отчетов по научно-
исследовательской работе самостоятельно или в составе творческих
коллективов;
г) в области организационно-управленческой деятельности:
уметь организовать свой труд и трудовые отношения в коллективе
на основе современных теорий о производственных отношениях,
принципов управления с учетом технических, финансовых и
человеческих факторов; проводить технико-экономический анализ,
комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения,
изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ,
содействовать обеспечению подразделений предприятия необходимыми
техническими данными, документами, материалами, оборудованием;
участвовать в работах по исследованию, разработке проектов и
программ предприятия (подразделений предприятия); постоянно
совершенствовать свои знания, организовывать работу по повышению
научно-технических знаний работников, их обучение и аттестацию в
установленном правилами безопасности порядке.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Горный инженер, освоивший основную образовательную программу
высшего профессионального образования в рамках направления
подготовки дипломированного специалиста 650600 - Горное дело,
подготовлен для продолжения обучения в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по направлению подготовки
дипломированного специалиста - Горное дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки горного
инженера и горного инженера-физика разрабатывается на основании
настоящего государственного образовательного стандарта
дипломированного специалиста и включает в себя перечень учебных
дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки горного инженера, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки горного
инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины
вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки горного
инженера должна предусматривать изучение студентом следующих
циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины
специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки горного инженера должно
обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста по направлению - Горное дело
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной коммуникации; чтение транскрипции; ¦ ¦
¦ ¦лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера; ¦ ¦
¦ ¦понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая); ¦ ¦
¦ ¦понятие о свободных и устойчивых словосочетани- ¦ ¦
¦ ¦ях, фразеологических единицах; ¦ ¦
¦ ¦понятие об основных способах словообразования; ¦ ¦
¦ ¦грамматические навыки, обеспечивающие коммуника-¦ ¦
¦ ¦цию без искажения смысла при письменном и устном¦ ¦
¦ ¦общении общего характера; основные грамматиче- ¦ ¦
¦ ¦ские явления, характерные для профессиональной ¦ ¦
¦ ¦речи; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного стиля;¦ ¦
¦ ¦культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета; ¦ ¦
¦ ¦говорение; диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и моноло- ¦ ¦
¦ ¦гической речи в сфере бытовой и профессиональной¦ ¦
¦ ¦коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; ¦ ¦
¦ ¦письмо; виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности; ¦ ¦
¦ ¦основы здорового образа жизни студента; ¦ ¦
¦ ¦особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности; ¦ ¦
¦ ¦общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания; ¦ ¦
¦ ¦спорт; индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений; ¦ ¦
¦ ¦профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания; ¦ ¦
¦ ¦методы и источники изучения истории; понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника; отечест- ¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное; методология и теория истори- ¦ ¦
¦ ¦ческой науки; история России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории; ¦ ¦
¦ ¦античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов; проблема этногенеза восточных славян; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы становления государственности; ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники; византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи; особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси; этнокультурные и социально-поли- ¦ ¦
¦ ¦тические процессы становления русской госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственности; принятие христианства; ¦ ¦
¦ ¦распространение ислама; эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв.; ¦ ¦
¦ ¦социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - XV вв.; Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния; ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии; специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства; возвышение Москвы; формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества; ¦ ¦
¦ ¦реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма;¦ ¦
¦ ¦дискуссии о генезисе самодержавия; ¦ ¦
¦ ¦особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России; эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю; структура феодального землевладения; ¦ ¦
¦ ¦крепостное право в России; мануфактурно-промыш- ¦ ¦
¦ ¦ленное производство; становление индустриального¦ ¦
¦ ¦общества в России: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в.; реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России; русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру; ¦ ¦
¦ ¦роль XX столетия в мировой истории; глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов; проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации; революции и реформы; ¦ ¦
¦ ¦социальная трансформация общества; ¦ ¦
¦ ¦столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, демокра-¦ ¦
¦ ¦тии и авторитаризма; ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в.; объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России; российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века; политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика; ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ-¦ ¦
¦ ¦ного кризиса; революция 1917 г.; гражданская ¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия; российская эмиграция; социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; ¦ ¦
¦ ¦формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима; образование СССР; культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг.; внешняя политика; ¦ ¦
¦ ¦курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия; социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг.; усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина; сопротивление сталинизму;¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны; Великая Отечественная война; ¦ ¦
¦ ¦социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы; холодная война; ¦ ¦
¦ ¦попытки осуществления политических и экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческих реформ; НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития; СССР в середине 60 - ¦ ¦
¦ ¦80-х гг.: нарастание кризисных явлений; ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; ¦ ¦
¦ ¦попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал; распад СССР; беловежские соглашения; ¦ ¦
¦ ¦октябрьские события 1993 г.; становление новой ¦ ¦
¦ ¦российской государственности (1993 - 1999 гг.); ¦ ¦
¦ ¦Россия на пути радикальной социально-экономиче- ¦ ¦
¦ ¦ской модернизации; культура в современной ¦ ¦
¦ ¦России; внешнеполитическая деятельность в ¦ ¦
¦ ¦условиях новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания; культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, куль- ¦ ¦
¦ ¦турная антропология; культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры; теоретическая и прикладная культуро- ¦ ¦
¦ ¦логия; ¦ ¦
¦ ¦методы культурологических исследований; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия культурологии: культура, циви- ¦ ¦
¦ ¦лизация, морфология культуры, функции культуры, ¦ ¦
¦ ¦субъект культуры, культурогенез, динамика ¦ ¦
¦ ¦культуры, язык и символы культуры, культурные ¦ ¦
¦ ¦коды, межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, ¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация; ¦ ¦
¦ ¦типология культур; этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры; восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур; специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры; локальные культуры; ¦ ¦
¦ ¦место и роль России в мировой культуре; тенден- ¦ ¦
¦ ¦ции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе; культура и природа; ¦ ¦
¦ ¦культура и общество; культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности; ¦ ¦
¦ ¦культура и личность; инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь и властные отношения; роль и ¦ ¦
¦ ¦место политики в жизни современных обществ; ¦ ¦
¦ ¦социальные функции политики; ¦ ¦
¦ ¦история политических учений; российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика; современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы; ¦ ¦
¦ ¦гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности; особенности становления гражданско-¦ ¦
¦ ¦го общества в России; институциональные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики; политическая власть; политическая ¦ ¦
¦ ¦система; политические режимы, политические ¦ ¦
¦ ¦партии, электоральные системы; ¦ ¦
¦ ¦политические отношения и процессы; политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения; политические ¦ ¦
¦ ¦технологии; политический менеджмент; ¦ ¦
¦ ¦политическая модернизация; ¦ ¦
¦ ¦политические организации и движения; ¦ ¦
¦ ¦политические элиты; ¦ ¦
¦ ¦политическое лидерство; ¦ ¦
¦ ¦социокультурные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦мировая политика и международные отношения; ¦ ¦
¦ ¦особенности мирового политического процесса; ¦ ¦
¦ ¦национально-государственные интересы в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации; ¦ ¦
¦ ¦методология познания политической реальности; ¦ ¦
¦ ¦парадигмы политического знания; экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право; их роль в жизни общества; ¦ ¦
¦ ¦норма права и нормативно-правовые акты; ¦ ¦
¦ ¦основные правовые системы современности; между- ¦ ¦
¦ ¦народное право как особая система права; источ- ¦ ¦
¦ ¦ники российского права; ¦ ¦
¦ ¦закон и подзаконные акты; ¦ ¦
¦ ¦система российского права; отрасли права; ¦ ¦
¦ ¦правонарушение и юридическая ответственность; ¦ ¦
¦ ¦значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе; правовое государство; ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства; ¦ ¦
¦ ¦особенности федеративного устройства России; ¦ ¦
¦ ¦система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; ¦ ¦
¦ ¦понятие гражданского правоотношения; физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица; право собственности; ¦ ¦
¦ ¦обязательства в гражданском праве и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение; наследственное право; ¦ ¦
¦ ¦брачно-семейные отношения; взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей; ¦ ¦
¦ ¦ответственность по семейному праву; ¦ ¦
¦ ¦трудовой договор (контракт); трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦понятие преступления; уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений; ¦ ¦
¦ ¦экологическое право; ¦ ¦
¦ ¦особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦правовые основы защиты государственной тайны; ¦ ¦
¦ ¦законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии;¦ ¦
¦ ¦место психологии в системе наук; история ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии; индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность; ¦ ¦
¦ ¦психика и организм; психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; основные функции психики; ¦ ¦
¦ ¦развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза; ¦ ¦
¦ ¦мозг и психика; ¦ ¦
¦ ¦структура психики; соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного; основные психические процессы;¦ ¦
¦ ¦структура сознания; познавательные процессы; ¦ ¦
¦ ¦ощущение; восприятие; представление; ¦ ¦
¦ ¦воображение; мышление и интеллект; творчество; ¦ ¦
¦ ¦внимание; мнемические процессы; ¦ ¦
¦ ¦эмоции и чувства; психическая регуляция пове- ¦ ¦
¦ ¦дения и деятельности; общение и речь; ¦ ¦
¦ ¦психология личности; межличностные отношения; ¦ ¦
¦ ¦психология малых групп; межгрупповые отношения ¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия; ¦ ¦
¦ ¦педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории педаго- ¦ ¦
¦ ¦гики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача; ¦ ¦
¦ ¦образование как общечеловеческая ценность; ¦ ¦
¦ ¦образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс; образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России; цели, содержание, структура непрерывного¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования; ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс; образовательная, воспи- ¦ ¦
¦ ¦тательная и развивающая функции обучения; ¦ ¦
¦ ¦воспитание в педагогическом процессе; ¦ ¦
¦ ¦общие формы организации учебной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация; ¦ ¦
¦ ¦методы, приемы, средства организации и управле- ¦ ¦
¦ ¦ния педагогическим процессом; ¦ ¦
¦ ¦семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности; ¦ ¦
¦ ¦управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка;¦ ¦
¦ ¦языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦речевое взаимодействие; основные единицы обще- ¦ ¦
¦ ¦ния; устная и письменная разновидности литера- ¦ ¦
¦ ¦турного языка; нормативные, коммуникативные, ¦ ¦
¦ ¦этические аспекты устной и письменной речи; ¦ ¦
¦ ¦функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка; взаимодействие функциональных стилей; ¦ ¦
¦ ¦научный стиль; специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи; ¦ ¦
¦ ¦речевые нормы учебной и научной сфер деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности; ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой стиль, сфера его функциони- ¦ ¦
¦ ¦рования, жанровое разнообразие; языковые формулы¦ ¦
¦ ¦официальных документов; приемы унификации языка ¦ ¦
¦ ¦служебных документов; интернациональные свойства¦ ¦
¦ ¦русской официально-деловой письменной речи; ¦ ¦
¦ ¦язык и стиль распорядительных документов; ¦ ¦
¦ ¦язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль инструктивно-методических документов; ¦ ¦
¦ ¦реклама в деловой речи; правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов; речевой этикет в документе; ¦ ¦
¦ ¦жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле; особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи; оратор и его аудитория; ¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов; подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи; основные приемы¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов; словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления; понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи; ¦ ¦
¦ ¦разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка; ¦ ¦
¦ ¦условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов; ¦ ¦
¦ ¦культура речи; основные направления совершенст- ¦ ¦
¦ ¦вования навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки; социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта; классические социологические теории; ¦ ¦
¦ ¦современные социологические теории; русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль; ¦ ¦
¦ ¦общество и социальные институты; мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации; ¦ ¦
¦ ¦социальные группы и общности; виды общностей; ¦ ¦
¦ ¦общность и личность; малые группы и коллективы; ¦ ¦
¦ ¦социальная организация; социальные движения; ¦ ¦
¦ ¦социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность; понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса; ¦ ¦
¦ ¦социальное взаимодействие и социальные отноше- ¦ ¦
¦ ¦ния; общественное мнение как институт граждан- ¦ ¦
¦ ¦ского общества; ¦ ¦
¦ ¦культура как фактор социальных изменений; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры; ¦ ¦
¦ ¦личность как социальный тип; социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация; личность как деятельный субъект; ¦ ¦
¦ ¦социальные изменения; социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы; концепция социального прогресса; ¦ ¦
¦ ¦формирование мировой системы; место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе; ¦ ¦
¦ ¦методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии; место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре; становление философии; основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития; структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания; ¦ ¦
¦ ¦учение о бытии; монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия; ¦ ¦
¦ ¦понятия материального и идеального; пространст- ¦ ¦
¦ ¦во, время; движение и развитие, диалектика; ¦ ¦
¦ ¦детерминизм и индетерминизм; динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности; научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира; ¦ ¦
¦ ¦человек, общество, культура; человек и природа; ¦ ¦
¦ ¦общество и его структура; гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство; человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей; человек и исторический процесс: личность¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость; ¦ ¦
¦ ¦формационная и цивилизационная концепции ¦ ¦
¦ ¦общественного развития; ¦ ¦
¦ ¦смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; ¦ ¦
¦ ¦свобода и ответственность; мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право; нравственные ценности; представ- ¦ ¦
¦ ¦ления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах; эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни; религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести; ¦ ¦
¦ ¦сознание и познание; сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность; познание, творчество, практика; вера ¦ ¦
¦ ¦и знание; понимание и объяснение; рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦проблема истины; действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык; научное и вненаучное знание; ¦ ¦
¦ ¦критерии научности; структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы; рост научного знания; ¦ ¦
¦ ¦научные революции и смены типов рациональности; ¦ ¦
¦ ¦наука и техника; ¦ ¦
¦ ¦будущее человечества; глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности; взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию; блага; потреб- ¦ ¦
¦ ¦ности, ресурсы; экономический выбор; экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие отношения; экономические системы; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы развития экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦методы экономической теории; ¦ ¦
¦ ¦микроэкономика: рынок; спрос и предложение; ¦ ¦
¦ ¦потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность; факторы спроса; индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос; эффект дохода и эффект замеще- ¦ ¦
¦ ¦ния; эластичность; предложение и его факторы; ¦ ¦
¦ ¦закон убывающей предельной производительности; ¦ ¦
¦ ¦эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль; принцип максимизации прибыли; ¦ ¦
¦ ¦предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли; эффективность конкурентных рынков; ¦ ¦
¦ ¦рыночная власть; монополия; монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция; олигополия; антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование; спрос на факторы производства; ¦ ¦
¦ ¦рынок труда; спрос и предложение труда; ¦ ¦
¦ ¦заработная плата и занятость; рынок капитала; ¦ ¦
¦ ¦процентная ставка и инвестиции; рынок земли; ¦ ¦
¦ ¦рента; общее равновесие и благосостояние; ¦ ¦
¦ ¦распределение доходов; неравенство; внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага; роль государства; ¦ ¦
¦ ¦макроэкономика: национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения; национальный доход; ¦ ¦
¦ ¦располагаемый личный доход; индексы цен; безра- ¦ ¦
¦ ¦ботица и ее формы; инфляция и ее виды; экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие циклы; макроэкономическое равновесие; ¦ ¦
¦ ¦совокупный срок и совокупное предложение; ¦ ¦
¦ ¦стабилизационная политика; равновесие на товар- ¦ ¦
¦ ¦ном рынке; потребление и сбережения; инвестиции;¦ ¦
¦ ¦государственные расходы и налоги; эффект ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; ¦ ¦
¦ ¦деньги и их функции; равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке; денежный мультипликатор; банковская ¦ ¦
¦ ¦система; денежно-кредитная политика; экономиче- ¦ ¦
¦ ¦ский рост и развитие; международные экономиче- ¦ ¦
¦ ¦ские отношения; внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика; платежный баланс; валютный курс; ¦ ¦
¦ ¦особенности переходной экономики России; ¦ ¦
¦ ¦приватизация; формы собственности; предпринима- ¦ ¦
¦ ¦тельство; теневая экономика; рынок труда; рас- ¦ ¦
¦ ¦пределение и доходы; преобразования в социальной¦ ¦
¦ ¦сфере; структурные сдвиги в экономике; ¦ ¦
¦ ¦формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1930 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1720 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦700 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦основы вычислительного эксперимента; функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного; элементы функциональ- ¦ ¦
¦ ¦ного анализа; вероятность и статистика: теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, случайные процессы, статистическое¦ ¦
¦ ¦оценивание и проверка гипотез, статистические ¦ ¦
¦ ¦методы обработки экспериментальных данных; ¦ ¦
¦ ¦вариационное исчисление и оптимальное управле- ¦ ¦
¦ ¦ние; уравнения математической физики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации; общая характеристика про- ¦ ¦
¦ ¦цессов сбора, передачи, обработки и накопления ¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технология програм- ¦ ¦
¦ ¦мирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; ¦ ¦
¦ ¦основы защиты информации и сведений, состав- ¦ ¦
¦ ¦ляющих государственную тайну; методы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦600 ¦
¦ ¦Физические основы механики: понятие состояния в ¦ ¦
¦ ¦классической механике, закон движения, уравнение¦ ¦
¦ ¦движения, законы сохранения, кинематика и ¦ ¦
¦ ¦динамика твердого тела, жидкости и газы, основы ¦ ¦
¦ ¦релятивистской механики; ¦ ¦
¦ ¦колебания и волны: осциллятор, физический смысл ¦ ¦
¦ ¦спектрального разложения, кинематика волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов, интерференция и дифракция волн; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм: понятие о поле, ¦ ¦
¦ ¦потенциальные и вихревые поля, электростатика и ¦ ¦
¦ ¦магнитостатика в вакууме и в веществе, уравнения¦ ¦
¦ ¦Максвелла в интегральной и дифференциальной ¦ ¦
¦ ¦формах, материальные уравнения, квазистационар- ¦ ¦
¦ ¦ные токи; ¦ ¦
¦ ¦атомная и ядерная физика: корпускулярно-волновой¦ ¦
¦ ¦дуализм, принцип неопределенности, квантовые ¦ ¦
¦ ¦состояния, квантовые уравнения движения, ¦ ¦
¦ ¦операторы физических величин, энергетический ¦ ¦
¦ ¦спектр атомов и молекул, природа химической ¦ ¦
¦ ¦связи; ¦ ¦
¦ ¦статистическая физика и термодинамика: три ¦ ¦
¦ ¦начала термодинамики, термодинамические функции ¦ ¦
¦ ¦состояния, уравнение состояния, фазовые равно- ¦ ¦
¦ ¦весия и фазовые превращения, классическая и ¦ ¦
¦ ¦квантовые статистики, кинетические явления; ¦ ¦
¦ ¦физический практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦150 ¦
¦ ¦Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализаторы¦ ¦
¦ ¦и каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ: химия и ¦ ¦
¦ ¦периодическая система элементов, кислотно- ¦ ¦
¦ ¦основные и окислительно-восстановительные ¦ ¦
¦ ¦свойства веществ, химическая связь, ¦ ¦
¦ ¦комплементарность; ¦ ¦
¦ ¦химическая идентификация: качественный и ¦ ¦
¦ ¦количественный анализ, аналитический сигнал, ¦ ¦
¦ ¦химический, физико-химический и физический ¦ ¦
¦ ¦анализ; химический практикум ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы; ¦ ¦
¦ ¦экосистемы; взаимоотношения организма и среды; ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды; экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; ¦ ¦
¦ ¦основы экологического права, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; международное сотрудничество в ¦ ¦
¦ ¦области окружающей среды ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦80 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦130 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2160 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1860 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦200 ¦
¦ ¦Введение; предмет начертательной геометрии; ¦ ¦
¦ ¦задание точки, прямой, плоскости и многогран- ¦ ¦
¦ ¦ников на комплексном чертеже Монжа; позиционные ¦ ¦
¦ ¦задачи; метрические задачи; способы преобразо- ¦ ¦
¦ ¦вания чертежа; многогранники; кривые линии; ¦ ¦
¦ ¦поверхности; поверхности вращения; линейные ¦ ¦
¦ ¦поверхности; винтовые поверхности; циклические ¦ ¦
¦ ¦поверхности; обобщенные позиционные задачи; ¦ ¦
¦ ¦построение разверток поверхностей; касательные ¦ ¦
¦ ¦линии и плоскости к поверхности; аксонометриче- ¦ ¦
¦ ¦ские поверхности; проекции с числовыми отметка- ¦ ¦
¦ ¦ми; конструкторская документация; оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей; элементы геометрии деталей; изобра- ¦ ¦
¦ ¦жения, надписи, обозначения; аксонометрические ¦ ¦
¦ ¦проекции деталей; изображения и обозначения ¦ ¦
¦ ¦элементов деталей; изображение и обозначение ¦ ¦
¦ ¦резьбы; рабочие чертежи деталей; выполнение ¦ ¦
¦ ¦эскизов деталей машин; изображения сборочных ¦ ¦
¦ ¦единиц; сборочный чертеж изделий, изображение ¦ ¦
¦ ¦элементов горных работ и выработок ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦650 ¦
¦ ¦Теоретическая механика: ¦200 ¦
¦ ¦связи и их реакции; плоская и пространственная ¦ ¦
¦ ¦системы сил; пара сил; основные характеристики ¦ ¦
¦ ¦системы сил; уравнение равновесия; инварианты ¦ ¦
¦ ¦системы сил; приведение системы сил; трение; ¦ ¦
¦ ¦кинематика точки; способы задания движения ¦ ¦
¦ ¦точки; виды движения твердого тела: поступатель-¦ ¦
¦ ¦ное, вращательное, плоскопараллельное и сфериче-¦ ¦
¦ ¦ское; сложное движение точки и твердого тела; ¦ ¦
¦ ¦основные законы динамики; дифференциальное ¦ ¦
¦ ¦уравнение движения точки; геометрия масс; меры ¦ ¦
¦ ¦механического движения и механического взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действия; основные теоремы динамики; теория ¦ ¦
¦ ¦гироскопов; основные принципы механики; уравне- ¦ ¦
¦ ¦ние Лагранжа для систем с несколькими степенями ¦ ¦
¦ ¦свободы; колебания систем; уравнения колебаний; ¦ ¦
¦ ¦исследование собственных, затухающих и вынуж- ¦ ¦
¦ ¦денных колебаний; теория удара. ¦ ¦
¦ ¦Прикладная механика: ¦100 ¦
¦ ¦основы теории механизмов: структура и классифи- ¦ ¦
¦ ¦кация механизмов; исследование кинематики ¦ ¦
¦ ¦механизмов аналитическим и графическим методами;¦ ¦
¦ ¦динамика механизмов: классификация сил, ¦ ¦
¦ ¦действующих на звенья механизма; уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения машины в дифференциальной форме и в ¦ ¦
¦ ¦форме уравнения работ; приведение масс, моментов¦ ¦
|