Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 8 МАЯ 1996 Г. N 570 Г. О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996 1997 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                  ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 8 мая 1996 г. N 570
                                   
                    О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
          СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          НА 1996 - 1997 ГОДЫ
                                   
  (с изм., согл. Постановления Правительства РФ от 03.07.1997 N 805)
   
       В   целях   обеспечения  реализации  государственной   политики
   занятости     населения    Правительство    Российской    Федерации
   постановляет:
       1.   Утвердить   прилагаемую  Федеральную   целевую   программу
   содействия занятости населения Российской Федерации на 1996 -  1997
   годы.
       2.   Федеральной   службе   занятости   России   совместно    с
   Министерством  экономики Российской Федерации, Министерством  труда
   Российской   Федерации  и  другими  заинтересованными  федеральными
   органами  исполнительной  власти внести в Правительство  Российской
   Федерации  по итогам 1996 года предложения о необходимых изменениях
   и   дополнениях   к  Федеральной  программе  содействия   занятости
   населения Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и представить  в
   декабре  1997 года проект Федеральной целевой программы  содействия
   занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы.
       3.  Федеральным  органам  исполнительной  власти  совместно   с
   органами   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации
   разрабатывать   и  осуществлять  отраслевые  программы   содействия
   занятости населения.
       4.   Федеральной   службе  занятости   России   представить   в
   Правительство Российской Федерации в марте 1997 года и  марте  1998
   года   отчеты   о   реализации  Федеральной  программы   содействия
   занятости населения Российской Федерации на 1996 - 1997 годы.
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                         В.ЧЕРНОМЫРДИН
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 8 мая 1996 г. N 570
   
                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
          СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          НА 1996 - 1997 ГОДЫ
                                   
      (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.07.1997 N 805)
   
                                ПАСПОРТ
                     ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
          СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          НА 1996 - 1997 ГОДЫ
   
   Наименование,       - Закон Российской  Федерации   "О   занятости
   номер и дата          населения  Российской  Федерации" (ст.  26),
   принятия решения о    Постановление    Правительства    Российской
   разработке            Федерации от 31 мая 1995 г. N 540
   Программы
   
   Государственный     - Федеральная служба занятости России
   заказчик
   
   Основные            - Федеральная служба     занятости     России,
   разработчики          Министерство экономики Российской Федерации,
   Программы             Министерство труда  Российской  Федерации  с
                         участием  федеральных органов исполнительной
                         власти,   органов   исполнительной    власти
                         субъектов Российской Федерации
   
   Цели и задачи       - формирование благоприятных    условий    для
   Программы,            занятости  населения  и  обеспечения рабочей
   важнейшие целевые     силой   предприятий   путем:
   показатели               экономической стабилизации,     повышения
                         качества  и  конкурентоспособности   рабочей
                         силы, развития системы обучения кадров;
                            сдерживания роста численности безработных
                         за счет     организации     и     проведения
                         опережающего переобучения  и  переподготовки
                         персонала,   социальной   защиты  работников
                         организаций,    находящихся     на     грани
                         банкротства,       финансовой      поддержки
                         работодателей, создающих новые рабочие места
                         и осуществляющих профессиональную подготовку
                         персонала;
                            реализации  федеральных  и   региональных
                         мероприятий   по   поддержке   занятости   в
                         регионах с напряженной  ситуацией  на  рынке
                         труда,  в  том числе селективной поддержки и
                         развития   занятости   на    градообразующих
                         предприятиях;
                            расширения    масштабов    и     усиления
                         финансовой поддержки   развития   малого   и
                         среднего          бизнеса,          частного
                         предпринимательства;
                            совершенствования            деятельности
                         государственной службы занятости по созданию
                         условий   для   быстрейшего  трудоустройства
                         безработных  граждан,  эффективной   целевой
                         поддержки лиц,  потерявших работу, смягчения
                         последствий   долговременной    безработицы,
                         увеличения    масштабов    общественных    и
                         временных работ
   
   Сроки и этапы       - в течение 1996 - 1997 годов
   реализации
   Программы
   
   Объемы и источники  - финансовые затраты на  реализацию  Программы
   финансирования        из    Государственного    фонда    занятости
                         населения Российской  Федерации  составят  в
                         1996  году   свыше   9   трлн.   рублей,   в
                         1997  году   -   более  12,9  трлн.  рублей.
                         Средства федерального бюджета,  влияющие  на
                         состояние рынка труда в 1996 году,  составят
                         106,1 трлн. рублей
   
   Ожидаемые конечные  - реализация Программы позволит:
   результаты               сдержать      уровень      регистрируемой
   реализации            безработицы  в   пределах  4,3  процента   в
   Программы             1996 году и 4,9 - 5,6 процента в 1997 году;
                            оказать посредничество  в трудоустройстве
                         4,5   млн.  человек  в  1996  году  и  4,5 -
                         5 млн. человек в 1997 году;
                            обеспечить временное  трудоустройство  по
                         1,4 млн. человек в 1996 и 1997 годах;
                            создать и сохранить 100 тыс. рабочих мест
                         в  1996  году   и  110 тыс.  рабочих  мест в
                         1997 году;
                            поддержать предпринимательскую инициативу
                         200   тыс.   человек    в    1996   году   и
                         210 тыс. человек в 1997 году;
                            предоставить возможность        получения
                         необходимых для последующего трудоустройства
                         профессиональных    навыков    и      знаний
                         550  тыс. безработных граждан  в 1996 году и
                         600 тыс. безработных граждан в 1997 году;
                            провести   профориентационную  работу   с
                         2,7    млн.    человек    в   1996   году  и
                         3 млн. человек в 1997 году;
                            охватить программами      компенсационных
                         выплат  360  тыс.  человек  в  1996  году  и
                         350 тыс. человек в 1997 году;
                            поддержать доходы  2,8  млн.  безработных
                         граждан в 1996 году и 3,5 млн. - в 1997 году
   
   Система организации - контроль     за    реализацией     Программы
   контроля за           осуществляет  Федеральная  служба  занятости
   выполнением           России   совместно    с    заинтересованными
   Программы             федеральными  органами исполнительной власти
                         и с участием органов  исполнительной  власти
                         субъектов Российской Федерации
   
                               ВВЕДЕНИЕ
   
       Главная  задача  социальной политики, проводимой  в  Российской
   Федерации,  состоит  в одновременном обеспечении  экономического  и
   социального  прогресса,  что  предполагает  стремление   к   полной
   занятости  и формирование гибкой государственной системы социальной
   поддержки  населения. Государственная политика занятости направлена
   на  предотвращение  роста безработицы, порождающей  целый  комплекс
   проблем:  снижается  покупательная  способность  и  уровень   жизни
   значительной  части населения, организации теряют квалифицированные
   кадры,  увеличивается риск социальной напряженности, дополнительные
   расходы   на  поддержку  безработных  усиливают  налоговое   бремя.
   Устранение    или   смягчение   действия   факторов,    порождающих
   безработицу,   -  непременное  условие  достижения   социальной   и
   экономической стабильности и успешного проведения реформ.
       Рынок труда формируется под влиянием множества экономических  и
   социальных  факторов  и сам воздействует на них.  Задачу  смягчения
   негативных  последствий  безработицы  можно  решить,  только   если
   политика  занятости станет частью социально-экономической политики.
   Поэтому   основой  для  разработки  Федеральной  целевой  программы
   содействия занятости населения Российской Федерации на 1996 -  1997
   годы    (далее   именуется   -   Программа)   послужили   Программа
   Правительства  Российской Федерации "Реформы и развитие  российской
   экономики   в  1995  -  1997  годах",  утвержденная  Постановлением
   Правительства  Российской Федерации от 28 апреля  1995  г.  N  439,
   прогноз  социально-экономического развития Российской Федерации  на
   1996   год,   подготовленный  Министерством  экономики   Российской
   Федерации,  согласованные  предложения министерств  и  ведомств,  в
   компетенции   которых  находятся  различные  аспекты  регулирования
   трудовой  сферы.  Программа предусматривает  консолидацию  действий
   министерств   и   ведомств  по  реализации  политики  Правительства
   Российской  Федерации на рынке труда в едином контексте мероприятий
   по  оздоровлению экономики. Основное внимание в Программе уделяется
   оптимизации  рынка труда путем согласования и регулирования  спроса
   и предложения рабочей силы.
       В  рамках  общей  стратегической установки  на  формирование  в
   долгосрочной перспективе качественно нового, "гибкого" рынка  труда
   ставится  задача поддержать занятость 66 - 66,5 млн. трудоспособных
   граждан,  сдержать  уровень регистрируемой безработицы  в  пределах
   4,3  процента в 1996 году и 4,9 - 5,6 процента в 1997 году в  целом
   по   стране,   принять   меры  по  устранению   факторов   развития
   безработицы в депрессивных регионах.
   
         ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОГРАММЕ
   
       Трудовые   ресурсы   -   лица  трудоспособного   возраста   (за
   исключением  неработающих инвалидов труда и войны I и  II  групп  и
   лиц,  получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а  также
   работающие  лица нетрудоспособного возраста (подростки и  население
   старше    трудоспособного    возраста).    Согласно    действующему
   законодательству трудоспособный возраст для мужчин - от  16  до  59
   лет, для женщин - от 16 до 54 лет включительно.
       Занятые  -  лица  трудоспособного возраста и  старше,  а  также
   младших  возрастов,  работающие  по  найму  за  вознаграждение   на
   условиях  полного или неполного рабочего времени; не по  найму,  на
   приносящей  доход  работе, самостоятельно или у отдельных  граждан;
   без оплаты на семейном предприятии.
       Незанятые - лица трудоспособного возраста и старше, которые  не
   имеют   работы  (доходного  занятия).  Подразделяются  на  активных
   незанятых  (безработных) - тех, кто ищет работу,  и  на  неактивных
   (пассивных) незанятых - тех, кто не ищет работу.
       Безработные  - лица трудоспособного возраста и старше,  которые
   не  имеют  работы (доходного занятия), занимаются поиском работы  и
   готовы  приступить  к  работе. Из их общей  численности  выделяются
   безработные   официально   признанные   и   получившие   статус   в
   соответствии  с законодательством в органах государственной  службы
   занятости.
       Экономически  активное  население  (рабочая  сила)  -  включает
   занятых и безработных.
       Экономически неактивное население - часть населения, которая не
   входит в состав рабочей силы и не ищет оплачиваемую работу.
       Уровень  безработицы - удельный вес численности  безработных  в
   численности экономически активного населения.
       Уровень  регистрируемой безработицы - удельный вес  численности
   зарегистрированных    безработных   в   численности    экономически
   активного населения.
       Уровень    экономической   активности   -   доля    численности
   экономически активного населения в общей численности населения.
       Частично   безработные  -  лица  наемного  труда,   вынужденные
   работать   (по   инициативе  администрации,  работодателя)   меньше
   установленной   законом   нормативной  продолжительности   рабочего
   времени.
   
             СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА
   
             Трудовая активность населения и потенциальное
                       предложение рабочей силы
   
       Параметры  предложения  рабочей  силы  определяются  в   первую
   очередь социально-экономическими и демографическими факторами.
       Ежегодно  в  трудоспособный возраст  будет  вступать  2,2  млн.
   человек, а выбывать - 1,5 - 1,7 млн. человек.
       Ожидается приток на территорию Российской Федерации до 0,7 млн.
   беженцев  и  вынужденных  переселенцев,  из  них  0,4  млн.   -   в
   трудоспособном возрасте.
       В 1996 году среднегодовая численность трудоспособного населения
   увеличится  на  0,4  млн. человек, а в 1997  году  -  на  0,6  млн.
   человек.
   
                                                             Таблица 1
   
       ПРОГНОЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В 1995 - 1997 ГОДАХ <*>
                   (в среднем за год, млн. человек)
   
   ----------------------------------T----------T---------T---------¬
   ¦                                 ¦ 1995 год ¦1996 год ¦1997 год ¦
   ¦                                 ¦ (расчет) ¦         ¦         ¦
   +---------------------------------+----------+---------+---------+
   ¦Трудовые ресурсы                 ¦   84,7   ¦   84,3  ¦   84,0  ¦
   ¦   из них:                       ¦          ¦         ¦         ¦
   ¦Экономически активное население  ¦   72,8   ¦   72,3  ¦   71,8  ¦
   ¦(без учета численности           ¦          ¦         ¦         ¦
   ¦военнослужащих)                  ¦          ¦         ¦         ¦
   ¦     спрос на рабочие места      ¦          ¦         ¦         ¦
   ¦       занятое население         ¦   67,1   ¦   66,5  ¦   65,9  ¦
   ¦       (удовлетворенный спрос)   ¦          ¦         ¦         ¦
   ¦       безработные <**>          ¦    5,7   ¦    5,8  ¦    5,9  ¦
   ¦       (неудовлетворенный спрос) ¦          ¦         ¦         ¦
   ¦Экономически неактивное население¦          ¦         ¦         ¦
   ¦(обучающиеся с отрывом от        ¦          ¦         ¦         ¦
   ¦производства, занятые в домашнем ¦    8,4   ¦    8,0  ¦    8,2  ¦
   ¦хозяйстве и др.)                 ¦          ¦         ¦         ¦
   L---------------------------------+----------+---------+----------
   
   --------------------------------
       <*>   По   данным  Минэкономики  России  ("Прогноз   социально-
   экономического  развития Российской Федерации на  1996  год"  от  1
   декабря 1995 г. N 3428-П), Госкомстата России, ФСЗ России.
       <**> По данным обследования Госкомстата России, проведенного  в
   соответствии   с  рекомендациями  15-й  Международной   конференции
   статистиков, Женева, 1990 год.
   
       В   1993   -   1995  годах  отмечалось  снижение  экономической
   активности  населения  в трудоспособном возрасте  в  среднем  на  1
   процентный  пункт  <*>.  При этом экономическая  активность  женщин
   снижалась   в   большей  мере,  чем  мужчин.  Если  в   1994   году
   экономическая активность женщин составляла 56 процентов, то в  1995
   году  -  54,8 процента; молодежи в возрасте 15 - 29 лет - 59  и  57
   процентов  соответственно; лиц предпенсионного возраста (женщин  50
   -  54 лет, мужчин 55 - 59 лет) - 72,2 и 72 процента соответственно.
   Тенденция  снижения экономической активности сохранится  в  1996  -
   1997 годах.
   --------------------------------
       <*>  По данным обследования Госкомстата России, проведенного  в
   соответствии   с  рекомендациями  15-й  Международной   конференции
   статистиков, Женева, 1990 год.
   
       Экономическая  активность  граждан пенсионного  возраста  также
   снижается, их численность растет, а высокий спрос на рабочие  места
   в силу низкого жизненного уровня стабилен.
       В  первом  полугодии  1995  года в  России  работало  172  тыс.
   иностранных  граждан (0,25 - 0,3 процента занятых в  экономике).  В
   1996  -  1997 годах ожидается привлечение на работу в Россию  из-за
   рубежа по 300 тыс. человек ежегодно.
       В  1995  году  из  Вооруженных Сил  Российской  Федерации  было
   уволено  около  75 тыс. лиц офицерского состава. В предстоящие  два
   года в связи с сокращением Вооруженных Сил численность уволенных  с
   военной службы составит свыше 150 тыс. человек.
       Сохраняется  стабильный  спрос  на  рабочие  места  со  стороны
   инвалидов.
       В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения
   в  1996  -  1997  годах приведут к сохранению  высокого  спроса  на
   рабочие    места.   Помимо   действия   демографических   факторов,
   предложение  рабочей силы увеличится по социальным и  экономическим
   причинам.
   
                  Рынок труда в переходной экономике
   
       Движение кадров на рынке труда
   
       Российский   рынок   труда   остается   достаточно   гибким   и
   характеризуется  интенсивным  движением  кадров.  Ежегодно   меняет
   место  работы почти каждый пятый работник. В 1995 году  вновь  было
   принято  на  работу  около 12 млн. человек, что  почти  на  1  млн.
   человек больше, чем в 1994 году.
       Общий  прием  на работу в течение 1995 года по-прежнему  меньше
   выбытия,  составившего 13,3 млн. человек, что на 1,3 млн.  человек,
   или  на 10 процентов, меньше, чем в 1994 году. Однако отрицательное
   сальдо  движения  рабочей силы по совокупности  крупных  и  средних
   организаций  составило  1,3 млн. человек и оказалось  самым  низким
   начиная с 1992 года (в 1994 году - 3,5 млн.).
       В 1995 году отмечалось некоторое нарастание процессов замещения
   выбывающих  из  организаций  работников  новыми  кадрами.   Процесс
   замещения  выбывших работников новыми кадрами в 1995 году  составил
   90 процентов против 76 процентов в 1994 году.
       Основная часть выбывших из организаций (68 процентов), как и  в
   1994  году,  увольнялась  по  собственному  желанию  и  примерно  6
   процентов - в связи с сокращением численности персонала.
       Несмотря на отрицательное сальдо приема и выбытия работников  в
   1995  году спрос на рабочую силу возрастал. Происходила интенсивная
   смена   рабочего   места  по  собственному  желанию.   Одновременно
   прослеживалась  тенденция  сокращения  численности   работников   в
   организациях, испытывающих финансово-экономические трудности.
   
       Качество рабочей среды
   
       Стабильная рабочая среда - мощный фактор обеспечения  занятости
   в    организациях,   предотвращения   экономически   неоправданного
   перемещения  работников между рабочими местами и  замедления  роста
   безработицы.
       Заработная   плата.   Ключевой   вопрос   -   совершенствование
   применяемых  схем  и  предотвращение  задержек  выплаты  заработной
   платы.  В  частности, рост безработицы в 1995 году на 10  процентов
   был обусловлен несвоевременной выплатой заработной платы.
       Условия  труда  становятся существенным фактором,  влияющим  на
   занятость.  До  8 - 10 процентов свободных рабочих  мест  не  могут
   быть   заполнены  по  причине  непрестижного  характера  работы   и
   неудовлетворительного состояния охраны труда.
       Неудовлетворительное    состояние   рабочей    среды    снижает
   потенциальные   возможности  трудоустройства,  в  результате   чего
   появляются  незаполняемые  вакансии. Наличие  непрестижных  рабочих
   мест   ограничивает   выбор   работы   для   молодежи,   ведет    к
   дополнительному    давлению    на    рынок    труда,    увеличивает
   непроизводительные   компенсационные   издержки   на    медицинскую
   реабилитацию  лиц, пострадавших от производственных травм,  снижает
   вероятность их последующего трудоустройства.
   
       Виды занятости и использование рабочего времени
   
       Следствием  перемен  на  рынке труда, возникновения  финансово-
   экономических  проблем  у  многих  организаций,  задержки   выплаты
   заработной  платы  и  невысокого ее уровня по ряду  отраслей  стало
   развитие различных видов занятости.
       Основная  часть  занятого населения (94,1 процента)  продолжает
   трудиться   в   режиме   полного   рабочего   дня.   Дополнительные
   возможности  для  совместительства, а  также  необходимость  поиска
   дополнительного   источника   дохода  привели   к   распространению
   вторичной   занятости.   Около  1,3  млн.   человек   работают   по
   совместительству.  Затруднения в поиске  постоянного  места  работы
   вынуждают  часть населения искать временную или разовую  работу.  В
   1995  году  75  процентов безработных искали постоянную  работу,  4
   процента - временную или разовую, 13 процентов - любую <*>.
   --------------------------------
       <*>  По данным обследования Госкомстата России, проведенного  в
   соответствии   с  рекомендациями  15-й  Международной   конференции
   статистиков, Женева, 1990 год.
   
       Если расширение возможностей для занятости за счет разнообразия
   форм  использования  рабочего  дня,  недели  признается  позитивным
   моментом,   то  сохранение  значительных  объемов  административных
   отпусков  и  вынужденно  неполной  отработки  рабочего  времени   -
   существенный  фактор  увеличения  численности  безработных,  в  том
   числе и "скрытых".
       В  среднем за 1995 год ежемесячно около 2 млн. человек работали
   неполную  рабочую неделю и более 2 млн. - находились в  вынужденных
   отпусках  по инициативе администрации. Наибольшие масштабы неполной
   занятости   отмечались   в   организациях  легкой   промышленности,
   машиностроения,  транспорта,  в научных  учреждениях.  Стабилизация
   работы   ряда  отраслей  экономики  в  1996  году  будет   означать
   постепенное  сокращение численности граждан, вынужденно  работающих
   в  режиме неполного рабочего времени или находящихся в отпусках  по
   инициативе администрации.
       Многообразие видов занятости способствует формированию  гибкого
   рынка  труда,  дает возможность поддержать доходы  населения,  а  в
   ряде  случаев  позволяет  сохранить  ядро  трудовых  коллективов  и
   предотвратить массовую безработицу.
   
       Занятость по профессиям
   
       В   1994  -  1995  годах  существенно  изменились  тенденции  в
   формировании  рынка труда. Началось высвобождение рабочих  массовых
   индустриальных  профессий,  при  этом  сохраняли  остроту  проблемы
   использования трудового потенциала специалистов.
       Продолжает       сокращаться       численность       работников
   металлообрабатывающей      и      машиностроительной       отраслей
   промышленности.   В   1996   -   1997  годах   представители   этих
   профессиональных  групп  по-прежнему будут составлять  значительную
   часть общего количества безработных.
       Нестабильная   работа   организаций   легкой   и    текстильной
   промышленности   приведет  к  сокращению   численности   работников
   текстильного,  швейного  и  обувного производства.  Ожидается,  что
   данные   профессиональные  группы  будут   в   наибольшей   степени
   подвержены риску безработицы.
       Сокращение  финансирования  проектных  и  научных  организаций,
   "перепроизводство"   инженерно-технических   кадров    привели    к
   насыщению  спроса  на них и к высокому (более 10 процентов)  уровню
   безработицы  среди специалистов этого профиля. Заметного  улучшения
   перспектив  их  занятости  в ближайшие  годы  не  ожидается.  Число
   безработных  среди инженерно-технических работников  достигнет  650
   тыс. человек.
       Спрос  на малоквалифицированных рабочих и рабочих без профессии
   (специальности) снизится на 1,5 - 2 млн. человек.
       Прогнозируется  достаточно  устойчивый  спрос   на   работников
   организаций   инфраструктуры,   жилищно-коммунального    хозяйства,
   бытового  и сервисного обслуживания населения, образования  (прежде
   всего школьного), здравоохранения.
       Значительная  часть  вакансий будет  открываться  в  тех  новых
   сферах  профессиональной  деятельности, работа  в  которых  требует
   длительной  специальной  подготовки. Новые  требования  к  качеству
   подготовки  рабочей  силы  обусловливают  необходимость   серьезных
   перемен  как  в  базовом  профессиональном  образовании,  так  и  в
   системе переподготовки высвобождаемых работников.
       Ожидаемые  изменения в формировании рынка труда в 1996  -  1997
   годах  приведут к дальнейшей необходимости координации и ежегодного
   согласования  со службой занятости объемов и профилей подготовки  и
   переподготовки кадров с учетом прогноза развития рынка труда.
   
                              Безработица
   
       Общая динамика
   
       Наметившаяся  социально-экономическая  стабилизация   замедлила
   темпы  прироста  общей и регистрируемой безработицы.  Если  в  1994
   году  темпы  прироста  общей численности безработных  составляли  в
   среднем в месяц 2,6 процента, а регистрируемой - 8 процентов, то  в
   1995 году - лишь 0,7 процента и 3 процента соответственно.
       Одновременно  росла  средняя  продолжительность  регистрируемой
   безработицы    (с   5,5   до   6,3   месяца).   В    общей    массе
   зарегистрированных  безработных  увеличилась   доля   граждан,   не
   нашедших  работу  и состоящих на учете в органах  службы  занятости
   свыше  8  месяцев до года (с 16 процентов до 18 процентов) и  более
   года (с 9 процентов до 14 процентов).
   
                                                             Таблица 2
   
                  ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ <*>
                          (в среднем за год)
   
                                                       (млн. человек)
   ------------------------------------T--------T---------T---------¬
   ¦                                   ¦1995 год¦1996 год ¦1997 год ¦
   ¦                                   ¦(расчет)¦(прогноз)¦(прогноз)¦
   +-----------------------------------+--------+---------+---------+
   ¦Безработные - всего <**>           ¦   5,7  ¦   5,8   ¦    5,9  ¦
   ¦                                   ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦ в процентах к экономически        ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦ активному населению               ¦   7,8  ¦   8,0   ¦    8,2  ¦
   ¦                                   ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦    из них:                        ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦зарегистрированы в службе занятости¦   2,0  ¦   3,1   ¦    3,5  ¦
   ¦                                   ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦ в процентах к экономически        ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦   активному населению             ¦   2,7  ¦   4,3   ¦    4,9  ¦
   ¦                                   ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦ в процентах к общей численности   ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦ безработных                       ¦  35    ¦  53     ¦   59    ¦
   ¦                                   ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦не зарегистрированы в службе       ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦занятости                          ¦   3,7  ¦   2,7   ¦    2,4  ¦
   L-----------------------------------+--------+---------+----------
   
   --------------------------------
       <*> По данным Госкомстата России и ФСЗ России в соответствии  с
   прогнозом Минэкономики России на 1996 год.
       <**> По данным обследования Госкомстата России, проведенного  в
   соответствии   с  рекомендациями  15-й  Международной   конференции
   статистиков, Женева, 1990 год.
   
       Ожидается,  что в 1996 - 1997 годах рост безработицы  не  будет
   значительным.  В  отличие от периода 1991 - 1995 годов  безработица
   постепенно приобретает преимущественно структурную форму.
       Сужение  возможностей самостоятельного поиска  работы  увеличит
   число  обращений  в  государственную  службу  занятости.  Из  общей
   численности  не  имеющих работы граждан в 1996 - 1997  годах  будут
   зарегистрированы в качестве официальных безработных  от  50  до  60
   процентов (в зависимости от региона).
       Увеличивается  число  городов  и поселков  с  моноэкономической
   структурой,   на   рынке   труда  которых  вероятно   возникновение
   кризисной ситуации.
       Продолжает усугубляться сложная противоречивая ситуация в сфере
   занятости  населения в малых городах, где проживает до одной  трети
   населения страны. Наиболее высокий рост безработицы имеет  место  в
   малых  и  средних  городах и поселках городского  типа  Ивановской,
   Ярославской,  Псковской,  Владимирской, Костромской,  Ленинградской
   областей,  Чувашской  Республики  -  Чаваш  республики,  Республики
   Калмыкия,  Республики  Мордовия, Удмуртской Республики,  Республики
   Коми, Республики Дагестан.
       В  1995  году, как и в предшествующие годы, темпы  роста  общей
   численности   безработных,  проживающих   в   сельской   местности,
   опережали темпы роста общей численности безработных, проживающих  в
   городской  местности. Общая численность безработных, проживающих  в
   сельской  местности, в конце 1995 года превысила 1,5 млн.  человек,
   из  них  свыше  670 тыс. зарегистрированы в государственной  службе
   занятости.
   
       Региональное распределение безработицы
   
       В  1994  -  1995  годах усилилась дифференциация территорий  по
   состоянию  региональных  рынков  труда.  Наиболее  низкий   уровень
   безработицы  (4 - 6 процентов) отмечается в 16 регионах  страны,  в
   основном  в районах размещения предприятий топливно-энергетического
   комплекса  (Тюменская  область, Республика Татарстан  и  Республика
   Башкортостан),   а   также  в  г.  Москве,   Калужской,   Тульской,
   Воронежской и Самарской областях.
       В 39 регионах уровень безработицы превышает среднероссийский, в
   том  числе в Ингушской Республике - в 5 раз, Республике Дагестан  -
   почти  в 2,5 раза. Напряженная ситуация на рынках труда сохраняется
   в   Ивановской,   Владимирской,  Псковской,   Кировской   областях,
   Республике  Марий  Эл,  Чувашской Республике  -  Чаваш  республики,
   Республике   Калмыкия,  Удмуртской  Республике.  В  этих   регионах
   предложение рабочей силы значительно превосходит спрос на нее.
   
                                                             Таблица 3
   
         ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ И НЕПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ
        В РЕГИОНАХ С НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ НА РЫНКАХ ТРУДА <*>
                         (на конец 1995 года)
   
   --------------------T------------------------T------------T------¬
   ¦                   ¦      Безработные       ¦  Занятые   ¦Чис-  ¦
   ¦                   +------------T-----------+  неполный  ¦лен-  ¦
   ¦                   ¦ всего <**> ¦в т.ч.     ¦  рабочий   ¦ность ¦
   ¦                   ¦            ¦имеющие    ¦   день     ¦заре- ¦
   ¦                   ¦            ¦официальный¦  (неделю)  ¦ги-   ¦
   ¦                   ¦            ¦статус без-¦            ¦стри- ¦
   ¦                   ¦            ¦работного  ¦            ¦рован-¦
   ¦                   +-----T------+----T------+-----T------+ных   ¦
   ¦                   ¦ тыс.¦в % к ¦тыс.¦в % к ¦ тыс.¦в % к ¦безра-¦
   ¦                   ¦ чел.¦эконо-¦чел.¦эконо-¦ чел.¦эконо-¦ботных¦
   ¦                   ¦     ¦мичес-¦    ¦мичес-¦     ¦мичес-¦в рас-¦
   ¦                   ¦     ¦ки    ¦    ¦ки    ¦     ¦ки    ¦чете  ¦
   ¦                   ¦     ¦актив-¦    ¦актив-¦     ¦актив-¦на    ¦
   ¦                   ¦     ¦ному  ¦    ¦ному  ¦     ¦ному  ¦одну  ¦
   ¦                   ¦     ¦насе- ¦    ¦насе- ¦     ¦насе- ¦заяв- ¦
   ¦                   ¦     ¦лению ¦    ¦лению ¦     ¦лению ¦ленную¦
   ¦                   ¦     ¦      ¦    ¦      ¦     ¦      ¦вакан-¦
   ¦                   ¦     ¦      ¦    ¦      ¦     ¦      ¦сию   ¦
   +-------------------+-----+------+----+------+-----+------+------+
   ¦Псковская обл.     ¦ 42,7¦ 11,0 ¦33,9¦  8,4 ¦ 31,1¦  8,1 ¦  117 ¦
   ¦Владимирская обл.  ¦ 82,9¦ 10,0 ¦73,0¦  8,7 ¦118,3¦ 13,5 ¦   24 ¦
   ¦Ивановская обл.    ¦ 82,5¦ 12,9 ¦76,0¦ 11,8 ¦ 76,8¦ 11,8 ¦  156 ¦
   ¦Костромская обл.   ¦ 46,9¦ 11,1 ¦30,3¦  7,4 ¦ 24,5¦  6,9 ¦   23 ¦
   ¦Республика Марий Эл¦ 37,2¦  9,8 ¦17,0¦  4,6 ¦ 43,0¦ 10,2 ¦   42 ¦
   ¦Республика Мордовия¦ 32,7¦  6,8 ¦29,3¦  6,2 ¦ 50,0¦ 12,2 ¦   27 ¦
   ¦Чувашская          ¦ 81,3¦ 12,1 ¦48,0¦  7,3 ¦ 89,4¦ 12,9 ¦   34 ¦
   ¦Республика - Чаваш ¦     ¦      ¦    ¦      ¦     ¦      ¦      ¦
   ¦республики         ¦     ¦      ¦    ¦      ¦     ¦      ¦      ¦
   ¦Кировская обл.     ¦ 94,6¦ 11,6 ¦57,0¦  7,1 ¦ 93,3¦ 11,3 ¦   20 ¦
   ¦Республика Калмыкия¦ 20,8¦ 13,3 ¦13,0¦  7,8 ¦  5,7¦  3,9 ¦   69 ¦
   ¦Республика Дагестан¦149,0¦ 18,6 ¦53,4¦  6,6 ¦ 21,5¦  3,0 ¦   64 ¦
   ¦Удмуртская         ¦     ¦      ¦    ¦      ¦     ¦      ¦      ¦
   ¦Республика         ¦ 78,9¦  9,7 ¦70,0¦  8,6 ¦103,4¦ 12,1 ¦   44 ¦
   L-------------------+-----+------+----+------+-----+------+-------
   
   --------------------------------
       <*> По данным Госкомстата России и ФСЗ России.
       <**> По данным обследования Госкомстата России, проведенного  в
   соответствии   с  рекомендациями  15-й  Международной   конференции
   статистиков, Женева, 1990 год.
   
       В  течение 1995 года значительно ухудшилось положение на  рынке
   труда  в  Республике  Карелия, Тамбовской, Пензенской,  Курганской,
   Амурской   и   Сахалинской  областях,  где  уровень  регистрируемой
   безработицы в 1,6 - 1,9 раза выше общероссийского показателя.
       Несмотря  на некоторый рост численности безработных  в  1996  -
   1997  годах,  сохранится очаговый характер напряженности  на  рынке
   труда,  что  проявится  в  критической  ситуации  с  занятостью   в
   отдельных регионах, отраслях и профессиональных группах.
       Это   предполагает  применение  различных  мер  по   содействию
   занятости  по  типам  регионов в зависимости  от  напряженности  на
   рынке   труда,   приоритетности  мер   поддержки   занятости   ряда
   профессиональных  групп  специалистов  и  рабочих  и  особые   меры
   содействия занятости молодежи и женщин.
   
       Безработица и образование
   
       Перемены  на рынке труда и рост безработицы изменили требования
   к  качеству рабочей силы. Повышение спроса со стороны работодателей
   на   квалифицированные   кадры  изменяет   состав   безработных   в
   зависимости  от  уровня  имеющегося образования.  Работники  низкой
   квалификации  или  узкой специализации имеют  меньше  шансов  найти
   новое   рабочее  место.  Удельный  вес  безработных,   не   имеющих
   профессионального  образования  (имеющих  среднее  общее,  неполное
   среднее, начальное образование), увеличится с 28 процентов  в  1995
   году до 42 процентов в 1997 году.
   
                                                             Таблица 4
   
                  УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ <*> СРЕДИ ГРУПП
               ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ИМЕЮЩИХ
                     РАЗЛИЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
   
                                                        (в процентах)
   -----------------------------------T---------T---------T---------¬
   ¦                                  ¦1995 год ¦1996 год ¦1997 год ¦
   +----------------------------------+---------+---------+---------+
   ¦Уровень безработицы среди граждан,¦         ¦         ¦         ¦
   ¦имеющих образование:              ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦высшее                            ¦   4,3   ¦    4,5  ¦    4,5  ¦
   ¦незаконченное высшее              ¦  10,4   ¦   11,0  ¦   11,4  ¦
   ¦среднее специальное               ¦   7,3   ¦    8,4  ¦    9,4  ¦
   ¦среднее общее                     ¦   9,7   ¦   11,4  ¦   13,1  ¦
   ¦неполное среднее                  ¦  11,3   ¦   13,8  ¦   16,4  ¦
   ¦начальное и не имеющих            ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦начального образования            ¦   7,4   ¦    9,8  ¦   12,6  ¦
   L----------------------------------+---------+---------+----------
   
   --------------------------------
       <*>  По данным обследования Госкомстата России, проведенного  в
   соответствии   с  рекомендациями  15-й  Международной   конференции
   статистиков, Женева, 1990 год.
   
       В  наибольшей степени с трудностями в поиске рабочего  места  в
   связи  с  недостатком профессиональных знаний и опыта  сталкивается
   молодежь. Уровень безработицы среди молодых людей в возрасте  20  -
   24  лет составил в 1995 году 13 процентов и продолжает расти. До 30
   процентов  граждан в возрасте 15 - 19 лет также не имеют  работы  и
   ищут ее.
       Приобретение  первичных профессиональных  и  трудовых  навыков,
   повышение  квалификации, обучение новым профессиям  -  приоритетные
   задачи содействия занятости населения.
   
           ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
   
                      Макроэкономические факторы
   
       Снижение  уровня  инфляции и сокращение бюджетного  дефицита  -
   ключевые  задачи  финансово-экономической политики.  Сдерживание  в
   1996  году  темпов  инфляции  в  пределах  1,9  процента  в  месяц,
   неинфляционное   покрытие  бюджетного  дефицита   в   среднесрочной
   перспективе  окажут  положительное  воздействие  на  инвестиционную
   активность   и   создание  рабочих  мест.   Однако   этот   процесс
   противоречив:  наряду  с  перспективными организациями,  способными
   привлечь   инвестора,   имеется  большое  число   производств,   не
   представляющих    инвестиционного    интереса,    но    сохраняющих
   значительное число рабочих мест, риск сокращения которых остается.
       Снижение   бюджетного   дефицита  и  необходимость   сокращения
   бюджетных  расходов  оборачиваются  недофинансированием  бюджетного
   сектора  экономики.  Последний становится  источником  безработицы.
   Стоит  задача перейти на стабильный режим финансирования бюджетного
   сектора   экономики,  стабилизировать  рабочие  места,   остановить
   экономически не оправданный отток кадров.
       Внешнеэкономические   факторы.  Экспортная   ориентация   части
   организаций    топливно-энергетического   комплекса,   металлургии,
   лесной   и   целлюлозно-бумажной,  химической   и   нефтехимической
   промышленности    способствует    стабилизации    или     повышению
   производства    и    спроса   на   рабочую   силу.   Дополнительное
   стабилизирующее    влияние   на   рынок   труда    могут    оказать
   стимулирование  зарубежных инвестиций, завершение создания  системы
   государственного  контроля за экспортом и  импортом,  регулирование
   импорта   с  целью  повышения  конкурентоспособности  отечественных
   производств и сохранение на них рабочих мест.
       Перераспределение    работающих   между    государственным    и
   негосударственным  секторами  экономики  привело   к   преобладанию
   удельного  веса работающих в негосударственном секторе. Численность
   занятых  в  нем  составляет 40,2 млн. человек (60  процентов  общей
   численности  работающих) и продолжает расти, в 1996 году  возрастет
   до  61  -  67 процентов от общей численности работающих, а  в  1997
   году - до 67 - 70 процентов.
       Негосударственные  организации,  особенно  мелкие  и   средние,
   самостоятельно   оперируя   на  рынке,  создают   возможность   для
   занятости   миллионов   граждан   без   прямого   централизованного
   финансового     участия    государства.    Численность     граждан,
   непосредственно  связанных с негосударственным сектором  экономики,
   составила  в  1995  году  около 20 млн. человек,  или  почти  треть
   экономически активного населения страны. Ожидается, что  в  1996  -
   1997  годах в этих организациях в основном будут создаваться  новые
   рабочие  места.  В  1996  -  1997 годах  ставится  задача  создания
   критической массы малых предприятий при росте их числа в  1,5  -  2
   раза. В результате количество малых предприятий может достичь  2  -
   2,5  млн.,  что  обеспечит создание 600 - 800  тыс.  новых  рабочих
   мест.   Таким  образом,  изменилась  роль  государства   и   нового
   экономического сектора в обеспечении занятости населения.
       Вместе с тем процесс смены собственника неоднозначно влияет  на
   рынок  труда. Эффективный собственник, ответственный не  только  за
   экономическую  эффективность  деятельности  предприятия,  но  и  за
   судьбу  трудового коллектива, только формируется.  Существует  риск
   резкого    сокращения   "излишней"   численности    персонала    на
   приватизированных предприятиях.
       Расширились возможности для самостоятельной предпринимательской
   деятельности   граждан.  Доля  лиц  ненаемного   труда   (фермеров,
   владельцев    индивидуальных   предприятий,   граждан,   работающих
   индивидуально)   составляет  примерно   10   процентов   от   общей
   численности занятых в экономике.
       Банкротства. Процедура банкротства является инструментом вывода
   организаций    из    кризисной   зоны,   сохранения    экономически
   целесообразных и создания новых рабочих мест, сохранения  трудового
   коллектива для обновленного производства.
       На   конец   1995   года   в   России  из   числа   федеральных
   государственных  унитарных и иных организаций, в уставном  капитале
   которых   доля   собственности   Российской   Федерации,   субъекта
   Российской  Федерации или муниципального образования составляет  не
   менее   25   процентов,  неплатежеспособными  признаны   3,3   тыс.
   организаций  с  общей  численностью  работающих  около   2,7   млн.
   человек.  Ликвидированы  или  находятся  в  стадии  ликвидации  127
   организаций    из    общего    числа    организаций,     признанных
   неплатежеспособными.
       В  1996  году  не  ожидается массового закрытия  организаций  и
   соответствующего неконтролируемого высвобождения кадров по  причине
   банкротства.
   
           Инвестиционная активность и создание рабочих мест
   
       В   целом   при   прогнозируемом  росте  объема   промышленного
   производства,  который в 1996 году составит 97 - 100  процентов  по
   отношению к уровню 1995 года, спад производства будет отмечаться  в
   машиностроении, отраслях военно-промышленного комплекса, легкой  (в
   том  числе текстильной) промышленности, а также на транспорте  и  в
   связи,   торговле,  общественном  питании,  материально-техническом
   снабжении, сбытовой и заготовительной деятельности.
       Сокращение  числа  рабочих мест сохраняется в  производственных
   отраслях,   в   большей  степени  в  организациях  государственного
   сектора экономики.
       Численность   работающих,   занятых   в   материальной   сфере,
   уменьшится с 45,8 млн. человек в 1995 году до 45,1 млн.  человек  в
   1996  году и 44,4 млн. человек в 1997 году (с 68,3 процента до 67,8
   процента  и  67,3 процента соответственно). За два года  сокращение
   численности занятого населения составит 1,2 млн. человек. В  то  же
   время  численность занятых в непроизводственной сфере увеличится  в
   1996  - 1997 годах на 0,2 млн. человек (с 21,3 млн. человек до 21,5
   млн. человек).
       Топливная  промышленность, металлургия  и  нефтехимия  остаются
   инвестиционными  приоритетами.  В  этих  отраслях  возможности  для
   занятости стабильны или даже расширяются.
       Однако  увеличение  спроса  на рабочую  силу  в  отраслях,  для
   которых   прогнозируется  рост  занятости,  неадекватно   масштабам
   прогнозируемого в 1996 - 1997 годах высвобождения.
       В наиболее тяжелом положении окажутся организации легкой (в том
   числе  текстильной)  промышленности, угольной  отрасли,  оборонного
   комплекса.
       За  1991 - 1995 годы в связи с сокращением объемов производства
   численность   занятых  в  легкой  (в  том  числе   и   текстильной)
   промышленности уменьшилась примерно на 1 млн. человек. Кроме  того,
   в  1995  году  ежемесячно  трудились в  режиме  неполного  рабочего
   времени   и  находились  в  вынужденных  отпусках  более   половины
   работающих. Дальнейшее падение производства может привести  в  1996
   году к высвобождению еще 400 - 500 тыс. работников отрасли.
       В  целях смягчения возможных последствий в организациях отрасли
   в  1996  -  1997  годах  предполагается  реализовать  систему  мер,
   предусматривающих  бюджетную  поддержку  экономически   эффективных
   производств,  социальную  защиту  работников  в  рамках  отраслевых

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное