Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
12.09.2017
USD
57.17
EUR
68.65
CNY
8.76
JPY
0.53
GBP
75.42
TRY
16.82
PLN
16.2
 

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.11.2003 N 148/2003-ОЗ О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРИНЯТ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МОСОБЛДУМЫ ОТ 29.10.2003 N 2/73-П)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   19 ноября 2003 года N 148/2003-ОЗ
   ___________________________________________________________________
   
                                                                Принят
                                                        постановлением
                                             Московской областной Думы
                                        от 29 октября 2003 г. N 2/73-П
   
                                 ЗАКОН
                          МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                                   
              О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                                   
            (в ред. Законов МО от 17.01.2005 N 14/2005-ОЗ,
       от 22.06.2005 N 148/2005-ОЗ, от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ,
        от 07.10.2006 N 174/2006-ОЗ, от 01.02.2007 N 8/2007-ОЗ)
                                   
                       Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья  1.  Понятие местного референдума в Московской  области.
   Принципы проведения местного референдума в Московской области
   
       1. Местный референдум в Московской области (далее - референдум)
   -  форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место
   жительства   которых   расположено  в   границах   соответствующего
   муниципального    образования   Московской   области    (далее    -
   муниципальное  образование), по наиболее важным  вопросам  местного
   значения  в  целях  принятия  решений, осуществляемого  посредством
   голосования  граждан  Российской Федерации,  обладающих  правом  на
   участие в референдуме.
       2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе,
   применяются  в  том  же  значении, что и в Федеральном  законе  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме граждан Российской Федерации".
       3.   Референдум   проводится  в  соответствии  с   Конституцией
   Российской  Федерации, Федеральным законом "Об  основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской   Федерации",  иными  федеральными   законами,   Уставом
   Московской  области,  настоящим Законом, иными законами  Московской
   области, уставами муниципальных образований.
       4.  Гражданин  Российской Федерации участвует в референдуме  на
   основе  всеобщего  равного  и  прямого  волеизъявления  при  тайном
   голосовании.
       5.   Участие  гражданина  Российской  Федерации  в  референдуме
   является  свободным  и  добровольным.  Никто  не  вправе  оказывать
   воздействие  на  гражданина Российской Федерации с целью  принудить
   его  к  участию  или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать
   его свободному волеизъявлению.
       6.   Деятельность   комиссий  при   подготовке   и   проведении
   референдума,  подсчете  голосов, установлении  итогов  голосования,
   определении  результатов  референдума  осуществляется   открыто   и
   гласно.
       7.  Лица  без  гражданства, иностранные организации  не  вправе
   осуществлять   деятельность,  способствующую  либо   препятствующую
   выдвижению   инициативы   проведения   референдума   и   проведению
   референдума, достижению определенного результата на референдуме.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       8.  Референдум  организуют  и проводят  комиссии,  указанные  в
   пункте  1 статьи 16 настоящего Закона. Вмешательство в деятельность
   комиссий   со   стороны   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных  органов  государственной власти,  органов  местного
   самоуправления,  организаций,  должностных  лиц,  иных  граждан  не
   допускается.
   
       Статья 2. Вопросы референдума
   
       1.  На  референдум могут быть вынесены только вопросы  местного
   значения.
       2.  Федеральным  законом, Уставом Московской  области,  законом
   Московской  области, уставом муниципального образования могут  быть
   определены  вопросы, подлежащие обязательному вынесению на  местный
   референдум.
   (п. 2 в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       3.  Вопросы  референдума  не должны ограничивать  или  отменять
   общепризнанные   права   и   свободы   человека    и    гражданина,
   конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
       4. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству
   Российской Федерации, законодательству Московской области.
       5.  Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом,
   чтобы  исключалась  возможность его множественного  толкования,  то
   есть  на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также,
   чтобы  исключалась неопределенность правовых последствий  принятого
   на референдуме решения.
       6. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
       а)  о  досрочном  прекращении  или продлении  срока  полномочий
   органов  местного  самоуправления, о приостановлении  осуществления
   ими  своих  полномочий, а также о проведении  досрочных  выборов  в
   органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
       б) о персональном составе органов местного самоуправления;
       в)   об   избрании   депутатов  и  должностных   лиц   местного
   самоуправления,  об утверждении, о назначении  на  должность  и  об
   освобождении  от должности указанных должностных  лиц,  а  также  о
   даче  согласия  на  их назначение на должность  и  освобождение  от
   должности;
       г)   о   принятии   или  об  изменении  бюджета  муниципального
   образования,   исполнении   и  изменении  финансовых   обязательств
   муниципального образования;
       д)  о  принятии  чрезвычайных  и  срочных  мер  по  обеспечению
   здоровья и безопасности населения.
       7.  Установление  иных ограничений для вопросов,  выносимых  на
   референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
   
       Статья 3. Право на участие в референдуме
   
       1.  Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18  лет,
   место     жительства    которого    расположено    на    территории
   соответствующего муниципального образования, вправе  голосовать  на
   референдуме.  Гражданин Российской Федерации, который достигнет  на
   день   голосования   возраста   18  лет,   вправе   участвовать   в
   предусмотренных   федеральными  законами,   настоящим   Законом   и
   проводимых  законными  методами других действиях  по  подготовке  и
   проведению референдума.
       2. На основании международных договоров Российской Федерации  и
   в  порядке, установленном законом, иностранные граждане,  постоянно
   проживающие    на    территории   соответствующего   муниципального
   образования,  имеют  право участвовать  в  референдуме  на  тех  же
   условиях, что и граждане Российской Федерации.
       3.   Не   имеет  права  участвовать  в  референдуме  гражданин,
   признанный  судом недееспособным или содержащийся в местах  лишения
   свободы по приговору суда.
   
       Статья 4. Право на прямое волеизъявление на референдуме. Тайное
   голосование
   
       1.  Гражданин  Российской Федерации голосует на референдуме  за
   вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.
       2.  Голосование  на  референдуме является  тайным,  исключающим
   возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
   
       Статья  5.  Обстоятельства, исключающие назначение и проведение
   референдума
   
       1.  Референдум  не  назначается  и  не  проводится  в  случаях,
   установленных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан Российской Федерации".
       2. Орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии
   с  настоящим Законом, уставом муниципального образования  принимать
   решение  о  назначении  референдума, вправе отказать  в  назначении
   референдума  только  в  случае нарушения при выдвижении  инициативы
   проведения  референдума  нормативных правовых  актов,  регулирующих
   подготовку и проведение референдума.
       3.  Срок,  в течение которого референдум с такой же  по  смыслу
   формулировкой   вопроса  не  проводится,  устанавливается   уставом
   муниципального образования, но не может быть менее  одного  года  и
   более  двух  лет  со  дня  официального  опубликования  результатов
   референдума.
       4.  Установление иных обстоятельств, исключающих  назначение  и
   проведение  референдума, кроме указанных  в  настоящей  статье,  не
   допускается.
   
          Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА, ПОРЯДОК
                 ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
   
       Статья 6. Инициатива проведения референдума
   
       (в ред. Закона МО от 22.06.2005 N 148/2005-ОЗ)
   
       1. Инициатива проведения референдума принадлежит:
       1)  гражданам  Российской Федерации, имеющим в соответствии  со
   статьей 3 настоящего Закона право на участие в референдуме;
       2) избирательному объединению, иному общественному объединению,
   уставы   которых   предусматривают  участие  в  выборах   и   (или)
   референдумах,  и  которые зарегистрированы в порядке,  определенном
   федеральным  законом,  на местном или на более  высоком  уровне  не
   позднее  чем за один год до дня образования инициативной группы  по
   проведению референдума;
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       3)   Совету  депутатов  муниципального  образования   и   главе
   (руководителю)  местной  администрации муниципального  образования,
   выдвинутой ими совместно.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       2.  Условием  назначения  референдума  по  инициативе  граждан,
   избирательных    объединений,   иных   общественных    объединений,
   указанных  в  пункте 1 настоящей статьи, является сбор необходимого
   в  соответствии с настоящим Законом количества подписей в поддержку
   данной инициативы, в установленном законом порядке.
       3.  Инициатива  проведения референдума, выдвинутая  гражданами,
   избирательными  объединениями, иными  общественными  объединениями,
   указанными  в  пункте  1 настоящей статьи, оформляется  в  порядке,
   установленном настоящим Законом.
       Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Советом
   депутатов   муниципального  образования  и  главой  (руководителем)
   местной   администрации  муниципального  образования,   оформляется
   правовыми  актами  Совета  депутатов муниципального  образования  и
   главы    (руководителя)   местной   администрации    муниципального
   образования.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
   
       Статья   7.   Образование  инициативной  группы  по  проведению
   референдума
   
       Каждый  гражданин  или  группа  граждан  Российской  Федерации,
   имеющие   право   на  участие  в  референдуме,  вправе   образовать
   инициативную   группу  по  проведению  референдума  в   количестве,
   определенном  уставом муниципального образования, но  не  менее  10
   человек,  имеющих право на участие в референдуме. Если  инициатором
   проведения  референдума выступает избирательное  объединение,  иное
   общественное объединение, указанное в пункте 1 статьи 6  настоящего
   Закона,  руководящий орган этого избирательного объединения,  иного
   общественного  объединения либо руководящий орган  его  московского
   областного  отделения или его структурного подразделения  выступает
   в   качестве   инициативной   группы  по   проведению   референдума
   независимо от своей численности.
   (в  ред.  Законов МО от 22.06.2005 N 148/2005-ОЗ, от  26.05.2006  N
   78/2006-ОЗ)
   
       Статья   8.   Регистрация  инициативной  группы  по  проведению
   референдума
   
       1.  Инициативная группа по проведению референдума обращается  в
   избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством  о
   регистрации группы.
       2.  В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума
   должен   (должны)   содержаться  вопрос   (вопросы),   предлагаемый
   (предлагаемые)  инициативной группой для вынесения  на  референдум,
   должны  быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения,
   серия,  номер  и  дата  выдачи паспорта или документа,  заменяющего
   паспорт гражданина с указанием наименования или кода выдавшего  его
   органа,  а  также адрес места жительства каждого члена инициативной
   группы  и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории
   муниципального образования. Ходатайство инициативной группы  должно
   быть подписано всеми членами указанной группы.
       3.   К  ходатайству  должен  быть  приложен  протокол  собрания
   инициативной  группы  по проведению референдума,  на  котором  было
   принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
       4.  Избирательная комиссия муниципального образования в течение
   15  дней  со  дня  поступления ходатайства инициативной  группы  по
   проведению   референдума   обязана   рассмотреть   ходатайство    и
   приложенные к нему документы и принять решение:
       в   случае  соответствия  указанных  ходатайства  и  документов
   требованиям    Федерального   закона   "Об    основных    гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской   Федерации",  Устава  Московской  области,   настоящего
   Закона,  устава  муниципального образования - о  направлении  их  в
   Совет   депутатов  муниципального  образования,  уполномоченный   в
   соответствии    с   настоящим   Законом,   уставом   муниципального
   образования принимать решение о назначении референдума;
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       в  противном  случае  -  об  отказе в регистрации  инициативной
   группы.
       5. Совет депутатов муниципального образования, уполномоченный в
   соответствии    с   настоящим   Законом,   уставом   муниципального
   образования  принимать  решение  о назначении  референдума,  обязан
   проверить  соответствие  вопроса, предлагаемого  для  вынесения  на
   референдум требованиям статьи 2 настоящего Закона в срок  не  более
   20  дней со дня поступления в избирательную комиссию муниципального
   образования   ходатайства   инициативной   группы   по   проведению
   референдума   и   приложенных   к  нему   документов   в   порядке,
   установленном    настоящим    Законом,    уставом    муниципального
   образования.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       6.  Если  Совет депутатов муниципального образования  признает,
   что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи  2
   настоящего    Закона,    избирательная   комиссия    муниципального
   образования   осуществляет  регистрацию  инициативной   группы   по
   проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство,  а
   также сообщает об этом в средства массовой информации.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       Решение   о   регистрации  инициативной  группы  по  проведению
   референдума  принимается в пятнадцатидневный срок со дня  признания
   Советом  депутатов муниципального образования соответствия вопроса,
   выносимого на референдум, требованиям статьи 2 настоящего Закона.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       7.  Регистрационное свидетельство, форма которого  утверждается
   Избирательной  комиссией  Московской  области  и  которое  выдается
   инициативной  группе  по  проведению референдума,  действительно  в
   течение  срока, установленного уставом муниципального  образования,
   но не менее одного месяца.
       8.  Если  Совет депутатов муниципального образования  признает,
   что  вопрос,  выносимый  на  референдум,  не  отвечает  требованиям
   статьи  2  настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального
   образования   отказывает   инициативной   группе   по    проведению
   референдума в регистрации.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       9.   В   случае   отказа  инициативной  группе  по   проведению
   референдума   в   регистрации  ей  выдается  решение  избирательной
   комиссии   муниципального  образования,   в   котором   указываются
   основания отказа.
       10.   Основанием  отказа  инициативной  группе  по   проведению
   референдума  в регистрации может быть только нарушение инициативной
   группой  Конституции  Российской  Федерации,  федеральных  законов,
   Устава   Московской  области,  настоящего  Закона,   иных   законов
   Московской  области,  устава муниципального  образования.  Отказ  в
   регистрации  может быть обжалован в порядке, установленном  статьей
   75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав  и
   права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
   
       Статья  9.  Сбор  подписей  в поддержку  инициативы  проведения
   референдума
   
       1.  В  поддержку  инициативы проведения референдума  собираются
   подписи   участников  референдума.  Количество  подписей,   которое
   необходимо  собрать в поддержку инициативы проведения  референдума,
   составляет   пять   процентов  от  числа  участников   референдума,
   зарегистрированных  на  территории  муниципального  образования   в
   соответствии  с  пунктом  10  статьи  16  Федерального  закона  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме граждан Российской Федерации".
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       2.   Подписи  могут  собираться  со  дня,  следующего  за  днем
   регистрации   инициативной   группы  по   проведению   референдума.
   Подписные  листы  должны  изготавливаться  за  счет  средств  фонда
   референдума.   Период  сбора  подписей  участников  референдума   в
   поддержку  инициативы проведения референдума должен  составлять  20
   дней.
       3.   Подписи   могут   собираться   только   среди   участников
   референдума,  обладающих правом на участие в  референдуме.  Участие
   органов  государственной  власти, органов местного  самоуправления,
   органов  управления организаций независимо от формы  собственности,
   учреждений,  членов  избирательных  комиссий  с  правом   решающего
   голоса  в  сборе  подписей,  равно  как  и  принуждение  участников
   референдума  в  процессе  сбора подписей  и  их  вознаграждение  за
   внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих  местах,
   по  месту  учебы,  в  процессе и в местах выдачи заработной  платы,
   пенсий,  пособий, стипендий, иных социальных выплат,  а  также  при
   оказании  благотворительной помощи запрещается. Подписи,  собранные
   с     нарушением     положений    настоящего    пункта     являются
   недействительными.
   (в  ред.  Законов  МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ, от  01.02.2007  N
   8/2007-ОЗ)
       4.  Право  сбора  подписей  участников референдума  принадлежит
   дееспособному   гражданину  Российской  Федерации,   достигшему   к
   моменту    сбора   подписей   возраста   18   лет.   Уполномоченный
   представитель  инициативной группы по проведению референдума  может
   заключать  с  лицом,  собирающим  подписи  участников  референдума,
   договор  о  сборе  подписей.  Оплата данной  работы  осуществляется
   только   из  средств  фонда  референдума,  созданного  инициативной
   группой по проведению референдума.
       5.  Подписной  лист изготавливается по форме,  установленной  в
   приложении  к  настоящему  Закону. Участник  референдума  ставит  в
   подписном  листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает
   свои  фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте  18  лет  на
   день  голосования  - дополнительно день и месяц  рождения),  серию,
   номер  паспорта  или документа, заменяющего паспорт  гражданина,  а
   также  адрес места жительства, указанный в паспорте или  документе,
   заменяющем  паспорт  гражданина. Данные об  участнике  референдума,
   ставящем  в подписном листе свою подпись и дату ее внесения,  могут
   вноситься  в  подписной лист лицом, собирающим подписи в  поддержку
   инициативы   проведения  референдума.  Указанные  данные   вносятся
   только  рукописным способом, при этом использование  карандашей  не
   допускается.  Подпись  и  дату  ее  внесения  участник  референдума
   ставит собственноручно.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       6.  При  сборе  подписей  участников  референдума  в  поддержку
   инициативы    проведения    референдума   допускается    заполнение
   подписного  листа  на  лицевой  и  оборотной  стороне.   При   этом
   оборотная  сторона является продолжением лицевой стороны  с  единой
   нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на  оборотной
   стороне подписного листа.
       7.   При  сборе  подписей  в  поддержку  инициативы  проведения
   референдума   подписной  лист  удостоверяется   лицом,   собиравшим
   подписи,  которое  собственноручно  указывает  свои  фамилию,  имя,
   отчество,  дату  рождения, адрес места жительства,  серию  и  номер
   паспорта  или  заменяющего его документа с  указанием  наименования
   или  кода  выдавшего  его  органа, дату  его  выдачи,  ставит  свою
   подпись   и  дату  ее  внесения,  и  уполномоченным  представителем
   инициативной  группы по проведению референдума,  который  указывает
   свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
   
       Статья 10. Процедура проверки подписей участников референдума в
   поддержку инициативы проведения референдума
   
       (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
   
       1.   Наличие   необходимого  количества   подписей   участников
   референдума,   собранных   в   поддержку   инициативы    проведения
   референдума,   выдвинутой  инициативной   группой   по   проведению
   референдума,  является  основанием  для  назначения  референдума  в
   порядке, предусмотренном настоящим Законом.
       2.   Количество   представляемых  для  назначения   референдума
   подписей   участников   референдума  может   превышать   количество
   подписей, необходимое для назначения референдума, не более  чем  на
   10  процентов,  если иное не установлено федеральным законом.  Если
   для   назначения   референдума  требуется  представить   менее   40
   подписей,    количество    представляемых    подписей    участников
   референдума  может превышать количество подписей,  необходимое  для
   назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
       3.   Подписные   листы  с  подписями  участников   референдума,
   собранными    в   поддержку   выдвижения   инициативы    проведения
   референдума,     представляются    в     избирательную     комиссию
   муниципального   образования  в  сброшюрованном  и  пронумерованном
   виде.   При   приеме   подписных  листов   избирательная   комиссия
   муниципального образования заверяет каждый подписной  лист  печатью
   комиссии   и   выдает  уполномоченному  представителю  инициативной
   группы  по проведению референдума подтверждение в письменной  форме
   о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
       4.   Избирательная  комиссия  муниципального  образования   для
   проведения  проверки  достоверности подписей и  соответствующих  им
   данных,  содержащихся  в  подписных листах,  может  своим  решением
   создавать  рабочие  группы из числа членов  комиссии,  привлеченных
   специалистов.   К   такой   проверке   могут   привлекаться   члены
   нижестоящих  комиссий референдума, эксперты из  числа  специалистов
   органов  внутренних  дел, юстиции, военных комиссариатов,  а  также
   специализированных  учреждений и организаций,  осуществляющих  учет
   населения.  Их  заключения могут служить основанием  для  признания
   недостоверными данных в подписных листах.
       5.  Избирательная комиссия муниципального образования проверяет
   достоверность  подписей участников референдума в подписных  листах,
   а   также   правильность  оформления  подписных  листов.   Проверке
   избирательной  комиссией  муниципального  образования  подлежат  20
   процентов   от   установленного  настоящим   Законом   необходимого
   количества  подписей.  Подписные  листы  для  выборочной   проверки
   отбираются   посредством  случайной  выборки  (жребия).   Процедура
   случайной     выборки    определяется    избирательной    комиссией
   муниципального образования.
       6.  При проведении проверки подписей участников референдума,  в
   том  числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать
   уполномоченные  представители  инициативной  группы  по  проведению
   референдума,  представившей необходимое для назначения  референдума
   количество   подписей  участников  референдума.  О  соответствующей
   проверке    должен    извещаться    уполномоченный    представитель
   инициативной   группы  по  проведению  референдума,   представившей
   установленное количество подписей участников референдума.
       7.  По  результатам проверки достоверности подписей  участников
   референдума   и   соответствующих   им   сведений   об   участниках
   референдума,  содержащихся  в подписных листах,  подпись  участника
   референдума  может быть признана достоверной либо  недостоверной  и
   (или) недействительной.
       8. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума,
   содержащиеся  в  подписных  листах,  но  исключенные  (вычеркнутые)
   инициаторами проведения референдума, если это специально  оговорено
   ими  в  подписном листе или протоколе об итогах сбора  подписей  до
   представления    подписных   листов   в   избирательную    комиссию
   муниципального образования.
       9.  Не могут служить основанием для признания подписи участника
   референдума  недействительной имеющиеся в  сведениях  об  участнике
   референдума,  содержащиеся в подписных листах,  сокращения  слов  и
   дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
   (в ред. Закона МО от 01.02.2007 N 8/2007-ОЗ)
       10. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько
   подписей  одного  и того же лица в поддержку инициативы  проведения
   референдума,   достоверной  считается  только   одна   подпись,   а
   остальные подписи считаются недействительными.
       11.  Недостоверными  считаются подписи,  выполненные  от  имени
   разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
       Подписи,  выполненные от имени разных лиц одним  лицом  или  от
   имени  одного  лица  другим  лицом,  признаются  недостоверными  на
   основании письменного заключения эксперта, привлеченного  к  работе
   по  проверке  достоверности подписей в  соответствии  с  пунктом  4
   настоящей статьи.
       12. Недействительными считаются:
       1)  подписи участников референдума, внесенные в подписной  лист
   до  дня,  следующего  за  днем регистрации инициативной  группы  по
   проведению референдума;
       2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;
       3)  подписи участников референдума, указавших в подписном листе
   сведения   не  соответствующие  действительности.  В  этом   случае
   подпись   признается   недействительной  при  наличии   официальной
   справки  органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения
   эксперта,   привлеченного  к  работе  по   проверке   достоверности
   подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
       4)  подписи  участников референдума без указания каких-либо  из
   сведений,  требуемых в соответствии с настоящим Законом,  либо  без
   указания  даты  собственноручного внесения  участником  референдума
   своей подписи в подписной лист;
       5) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в
   подписной лист нерукописным способом или карандашом;
       6)  подписи участников референдума с исправлениями в  датах  их
   внесения  в  подписной  лист, если эти  исправления  специально  не
   оговорены участниками референдума;
       7)   подписи  участников  референдума,  даты  внесения  которых
   проставлены участниками референдума не собственноручно;
       8)   подписи   участников   референдума   с   исправлениями   в
   соответствующих  им сведениях об участниках референдума,  если  эти
   исправления  специально  не оговорены участниками  референдума  или
   лицами, заверяющими подписные листы;
       9)  все  подписи  участников референдума в  подписном  листе  в
   случае,  если  подписной лист не заверен собственноручной  подписью
   лица,  осуществлявшего  сбор  подписей  участников  референдума,  и
   уполномоченного  представителя инициативной  группы  по  проведению
   референдума,  либо  если  эта подпись  недостоверна,  либо  если  в
   сведениях   о   лице,   осуществлявшем  сбор  подписей   участников
   референдума,    в   дате   внесения   подписи   указанным    лицом,
   уполномоченным  представителем инициативной  группы  по  проведению
   референдума   имеются   исправления,  специально   не   оговоренные
   соответственно  лицом,  осуществлявшим  сбор  подписей,  названными
   уполномоченными представителями;
       10)   подписи  участников  референдума,  собранные  с  участием
   органов  государственной  власти, органов местного  самоуправления,
   органов    управления   организаций   всех   форм    собственности,
   учреждений,  членов  комиссий с правом  решающего  голоса,  либо  с
   принуждением    участников    референдума    в    процессе    сбора
   представленных   подписей,   либо  с   вознаграждением   участников
   референдума  за внесение представленных подписей, либо  на  рабочих
   местах,  по месту учебы, либо в процессе и местах выдачи заработной
   платы,  пенсий,  пособий, стипендий, иных социальных  выплат,  либо
   при оказании благотворительной помощи;
       11) подписи участников референдума, если сведения о них внесены
   в  подписной  лист  не  самими участниками  референдума,  ставящими
   подписи,  и  не  лицом,  осуществлявшим  сбор  подписей  участников
   референдума,  внесенных  в  этот подписной  лист,  -  на  основании
   письменного   заключения  эксперта,  привлеченного  к   работе   по
   проверке   достоверности  подписей  в  соответствии  с  пунктом   4
   настоящей статьи;
       12)  все  подписи  участников референдума  в  подписном  листе,
   изготовленном    с    несоблюдением    требований,    установленных
   приложением к настоящему Закону.
       13.  При  обнаружении  в  подписном  листе  заполненной  строки
   (заполненных   строк),  не  соответствующей  (не   соответствующих)
   требованиям  настоящего  Закона, не учитывается  только  подпись  в
   данной   строке   (данных   строках),   за   исключением   случаев,
   предусмотренных подпунктами 9 и 12 пункта 12 настоящей статьи.
       14.   По   окончании  проверки  подписных  листов  составляется
   итоговый  протокол,  в  котором указывается  количество  заявленных
   подписей,   количество   представленных   подписей   и   количество
   проверенных  подписей участников референдума,  а  также  количество
   подписей,  признанных  недостоверными и (или) недействительными,  с
   указанием   оснований  (причин)  признания   их   таковыми.   Копия
   протокола  передается  уполномоченному  представителю  инициативной
   группы  по проведению референдума не позднее чем за двое  суток  до
   заседания  комиссии,  на  котором должен рассматриваться  вопрос  о
   проведении  референдума.  В  случае если проведенная  избирательной
   комиссией  муниципального  образования  проверка  подписных  листов
   повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом 3  пункта
   2   статьи   11  настоящего  Закона,  уполномоченный  представитель
   инициативной  группы по проведению референдума  вправе  получить  в
   избирательной  комиссии муниципального образования  одновременно  с
   копией  итогового  протокола заверенные копии  ведомостей  проверки
   подписных   листов,  в  которых  указываются  основания   (причины)
   признания  подписей участников референдума недостоверными  и  (или)
   недействительными  с указанием номеров папки,  подписного  листа  и
   строки  в  подписном листе, в которых содержится  каждая  из  таких
   подписей,  а  также  получить  копии  официальных  документов,   на
   основании    которых   соответствующие   подписи   были    признаны
   недостоверными   и   (или)  недействительными.  Итоговый   протокол
   прилагается   к   решению  избирательной  комиссии   муниципального
   образования   о   результатах  выдвижения   инициативы   проведения
   референдума.  Повторная проверка подписных  листов  после  принятия
   избирательной   комиссией  муниципального  образования   указанного
   решения  может  быть  осуществлена только  судом  или  комиссией  в
   соответствии  с  пунктом  6  статьи  76  Федерального  закона   "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме  граждан  Российской Федерации"  и  только  в  пределах
   подписей, подлежавших проверке.
   (в ред. Закона МО от 01.02.2007 N 8/2007-ОЗ)
   
       Статья 11. Принятие решения о проведении референдума
   
       (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
   
       1.    Избирательная   комиссия   муниципального    образования,
   установившая соответствие порядка выдвижения инициативы  проведения
   референдума  требованиям настоящего Закона,  устава  муниципального
   образования,  в  течение 15 дней со дня представления  инициативной
   группой  по проведению референдума подписных листов и протокола  об
   итогах  сбора  подписей направляет эти подписные  листы,  экземпляр
   протокола   и   копию  своего  постановления  в   Совет   депутатов
   муниципального  образования, который  в  соответствии  с  настоящим
   Законом,  уставом муниципального образования уполномочен  принимать
   решение  о  назначении  референдума. Копия  постановления  комиссии
   направляется также инициативной группе по проведению референдума.
       2.  В  случае  отказа  в  проведении референдума  избирательная
   комиссия  муниципального  образования  в  течение  одних  суток   с
   момента  принятия  ею  решения об отказе в  проведении  референдума
   обязана  выдать  уполномоченному представителю инициативной  группы
   по   проведению  референдума  копию  соответствующего   решения   с
   изложением   оснований  отказа.  Основаниями  отказа  в  проведении
   референдума являются:
       1)  отсутствие среди документов, представленных для  назначения
   референдума,  документов, необходимых в соответствии с  Федеральным
   законом  "Об  основных  гарантиях избирательных  прав  и  права  на
   участие  в  референдуме  граждан Российской  Федерации",  настоящим
   Законом для назначения референдума;
       2)    наличие    среди    подписей   участников    референдума,
   представленных  для  назначения  референдума,  более  10  процентов
   подписей,  собранных  в  местах, где  в  соответствии  с  настоящим
   Законом   сбор   подписей  запрещен,  если  иное   не   установлено
   федеральным законом;
       3)  недостаточное  количество достоверных  подписей  участников
   референдума,   представленных  для  назначения  референдума,   либо
   выявление   10   и   более   процентов   недостоверных   и    (или)
   недействительных   подписей   от   общего   количества    подписей,
   отобранных  для  проверки,  если иное  не  установлено  федеральным
   законом.  Выявление  10  и более процентов  недостоверных  и  (или)
   недействительных   подписей   от   общего   количества    подписей,
   отобранных   для  проверки,  не  является  основанием  для   отказа
   назначения  референдума в случае, когда для назначения  референдума
   требуется   представить  менее  200  подписей,   если   достоверных
   подписей достаточно для назначения референдума;
       4)  несоздание  инициативной группой по проведению  референдума
   фонда  референдума (за исключением случая, когда в  соответствии  с
   настоящим   Законом  создание  фонда  референдума   необязательно).
   Отсутствие  средств  в  фонде референдума  не  является  основанием
   отказа в проведении референдума;
       5) использование инициативной группой по проведению референдума
   при  финансировании  своей  деятельности по  выдвижению  инициативы
   проведения   референдума,  организации  сбора  подписей  участников
   референдума,  а  также  деятельности,  направленной  на   получение
   определенного    результата   на   референдуме,   помимо    средств
   собственного  фонда референдума иных денежных средств, составляющих
   более  5  процентов от установленного настоящим Законом предельного
   размера расходования средств фонда референдума;
       6)  превышение  инициативной группой по проведению  референдума
   при  финансировании  своей  деятельности по  выдвижению  инициативы
   проведения   референдума,  организации  сбора  подписей  участников
   референдума,  а  также  деятельности,  направленной  на   получение
   определенного результата на референдуме, более чем на  5  процентов
   от    установленного   настоящим   Законом   предельного    размера
   расходования средств фонда референдума;
       7)  установленный решением суда факт несоблюдения  инициативной
   группой  по  проведению  референдума  ограничений,  предусмотренных
   пунктом 1 или 1.1 статьи 38 настоящего Закона;
   (подп. 7 в ред. Закона МО от 01.02.2007 N 8/2007-ОЗ)
       8)   неоднократное  использование  членом  или   уполномоченным
   представителем   инициативной  группы  по  проведению   референдума
   преимуществ своего должностного или служебного положения.
       3.   Перечень   оснований  отказа  в  проведении   референдума,
   установленный пунктом 2 настоящей статьи, является исчерпывающим.
       4.  В  случае  принятия избирательной комиссией  муниципального
   образования   решения  об  отказе  в  проведении   референдума   по
   предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы  не
   могут  в  течение двух лет со дня принятия этого решения  выступать
   повторно  с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему
   такую же по смыслу или содержанию формулировку.
   
       Статья 12. Назначение референдума
   
       1.   Назначение  и  проведение  референдума  обязательно,  если
   соблюдены   порядок   и  сроки  выдвижения  инициативы   проведения
   референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме  граждан  Российской  Федерации",  настоящим   Законом,
   уставом муниципального образования.
       2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу
   вопроса,  который  может  быть вынесен на референдум,  не  является
   обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума  по
   данному вопросу.
       3.  Совет депутатов муниципального образования обязан назначить
   референдум  в течение 30 дней со дня поступления в Совет  депутатов
   муниципального  образования  документов  о  выдвижении   инициативы
   проведения референдума.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       В   случае,  если  референдум  не  назначен  Советом  депутатов
   муниципального   образования  в  установленные  сроки,   референдум
   назначается  судом  на  основании обращения граждан,  избирательных
   объединений,  главы  соответствующего  муниципального  образования,
   органов государственной власти Московской области или прокурора.  В
   случае,  если  референдум  назначен судом, референдум  организуется
   избирательной  комиссией муниципального образования, а  обеспечение
   его     проведения     осуществляется    исполнительным     органом
   государственной    власти   Московской   области,    уполномоченным
   Правительством Московской области.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
   (п. 3 в ред. Закона МО от 22.06.2005 N 148/2005-ОЗ)
       4.  Голосование на референдуме может быть назначено  только  на
   воскресенье.
       Не  допускается  назначение голосования  на  предпраздничный  и
   нерабочий   праздничный  дни,  на  день,  следующий  за   нерабочим
   праздничным  днем, а также на воскресенье, которое в  установленном
   порядке  объявлено  рабочим днем. Решение о назначении  референдума
   подлежит    официальному   опубликованию   в   средствах   массовой
   информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.
       5.   В   соответствии  с  уставом  муниципального   образования
   голосование  на  референдуме  не  позднее  чем  за   25   дней   до
   назначенного   дня   голосования  может  быть  перенесено   Советом
   депутатов муниципального образования на более поздний срок  (но  не
   более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования  на
   назначенных  выборах  в органы государственной  власти  или  органы
   местного   самоуправления   либо  с  днем   голосования   на   ином
   назначенном референдуме.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       6.  Решение  Совета  депутатов  муниципального  образования   о
   назначении  референдума, а также о перенесении дня  голосования  на
   референдуме  в  соответствии с пунктом 5 настоящей статьи  подлежит
   официальному  опубликованию  в  средствах  массовой  информации  не
   позднее чем через пять дней со дня его принятия.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
   
          Глава 3. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА.
        СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА. ОБРАЗОВАНИЕ
                         УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА
   
       Статья 13. Регистрация (учет) участников референдума
   
       (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
   
       1. Регистрации (учету) подлежат все участники референдума.
       2.  Регистрация (учет) участников референдума осуществляется  в
   порядке,  установленном статьей 16 Федерального закона "Об основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан Российской Федерации".
   
       Статья 14. Составление списков участников референдума
   
       1. В целях реализации прав участников референдума избирательной
   комиссией    муниципального   образования    составляются    списки
   участников   референдума  на  основании  сведений,   полученных   с
   использованием   государственной   системы   регистрации    (учета)
   участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом  6
   настоящей статьи.
       2.  В  списки  участников референдума на  участках  референдума
   включаются  граждане  Российской  Федерации,  обладающие  на   день
   голосования  правом  на  участие в референдуме  в  соответствии  со
   статьей 3 настоящего Закона.
       3.   Если   на  основании  международного  договора  Российской
   Федерации   иностранные  граждане  имеют   право   на   участие   в
   референдуме,  то в списки участников референдума в  соответствии  с
   законом   включаются  иностранные  граждане,  достигшие   на   день
   голосования  возраста 18 лет, постоянно проживающие  на  территории
   муниципального образования, в котором проводится референдум,  и  не
   подпадающие под действие пункта 3 статьи 3 настоящего Закона.
       4.  Основанием для включения гражданина Российской Федерации  в
   список  участников  референдума на конкретном  участке  референдума
   является  факт нахождения его места жительства на территории  этого
   участка,  а  в  случаях  предусмотренных  Федеральным  законом  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме  граждан  Российской Федерации",  настоящим  Законом  -
   факт  временного пребывания гражданина на территории этого  участка
   (при  наличии  у  гражданина права на участие в референдуме).  Факт
   нахождения  места жительства либо временного пребывания  гражданина
   на  территории  определенного  участка референдума  устанавливается
   органами  регистрационного учета граждан  Российской  Федерации  по
   месту  пребывания  и  по  месту жительства  в  пределах  Российской
   Федерации  в соответствии с законодательством Российской Федерации,
   а  в  случаях,  предусмотренных Федеральным  законом  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан    Российской   Федерации",   иным   законом   -    другими
   уполномоченными  на  то  органами,  организациями  и   должностными
   лицами.
   (п. 4 в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       5.  Военнослужащие,  проходящие военную  службу  по  призыву  в
   воинских  частях,  военных  организациях  и  учреждениях,   которые
   расположены    на    территории   соответствующего   муниципального
   образования, если место жительства этих военнослужащих  до  призыва
   на  военную службу не было расположено на территории муниципального
   образования,  не  включаются в списки участников референдума  и  не
   учитываются при определении числа участников референдума.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       6.  Сведения  об  участниках референдума формирует  и  уточняет
   глава  (руководитель) местной администрации муниципального  района,
   городского   округа.   Сведения   об   участниках   референдума   -
   военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей  и  о
   других  участниках  референдума, если они проживают  на  территории
   расположения  воинской части либо зарегистрированы в  установленном
   порядке  при  воинской  части  по  месту  их  службы,  формирует  и
   уточняет  командир воинской части. Указанные сведения  направляются
   уполномоченным  на то органом или уполномоченным должностным  лицом
   в  избирательные комиссии муниципальных образований не позднее  чем
   за  50  дней  до  дня  голосования, а  в  случаях,  предусмотренных
   настоящим Законом, - в участковые комиссии референдума сразу  после
   образования этих комиссий.
   (п. 6 в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       7.  Список  участников референдума составляется соответствующей
   комиссией,  в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно  по
   каждому  участку референдума на основании сведений,  представляемых
   по   установленной   форме  уполномоченным  на   то   органом   или
   уполномоченным должностным лицом.
       Лица,  представляющие сведения об участниках референдума, несут
   ответственность за достоверность и полноту этих сведений,  а  также
   за своевременность их представления.
   (п. 7 в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       8.   Гражданин   Российской  Федерации  включается   в   список
   участников  референдума  только на одном участке  референдума.  При
   выявлении избирательной комиссией муниципального образования  факта
   включения  гражданина  Российской  Федерации  в  списки  участников
   референдума  на  разных участках референдума  на  одном  и  том  же
   референдуме  избирательная комиссия муниципального  образования  до
   передачи  списков  участников  референдума  в  участковые  комиссии
   референдума  проводит работу по устранению ошибки или неточности  в
   указанных списках.
   (в ред. Закона МО от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
       9.   Список   участников  референдума   составляется   в   двух
   экземплярах.   Первый   экземпляр  списка  участников   референдума
   изготавливается  в  машинописном  виде,  второй   экземпляр   -   в
   машиночитаемом   виде.   В   исключительных   случаях   допускается
   составление  списков  участников  референдума  в  рукописном  виде.
   Сведения  об участниках референдума, включаемые в список участников
   референдума,  располагаются  в  алфавитном  или  ином  порядке  (по
   населенным   пунктам,   улицам,   домам,   квартирам).   В   списке
   указываются  фамилия, имя, отчество, год рождения  (в  возрасте  18
   лет  - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства
   участника референдума. В списке участников референдума должны  быть
   предусмотрены   места   для  проставления  участником   референдума
   подписи  за полученный им бюллетень для голосования на референдуме,
   серии  и  номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт
   гражданина,  а  также  для  внесения  суммарных  данных  по  итогам

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное