Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 10.05.2007 N 317 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   крановщика,  руководство  перемещением груза после подъема груза на
   высоту,   при   которой  он  виден  крановщиком  и  находящимся  на
   монтажном   горизонте   стропальщиком,  осуществляется  по  команде
   последнего,   при   этом   между   крановщиком   и   стропальщиком,
   руководящим перемещением груза, также устанавливается радиосвязь.
       10.10.     Требования     безопасности     при     эксплуатации
   производственной тары должны соответствовать ГОСТ 12.3.010-82.
       Бункера  (бадьи)  переносные  вместимостью  до  2  м  куб.  для
   бетонной смеси должны отвечать требованиям ГОСТ 21807-76*.
       Применение  башенных  кранов  с  тарой,  разгружаемой  на весу,
   допускается  в  пределах  режима,  указанного в паспорте крана, при
   числе  циклов  работы  крана не более 8 в час и следующих величинах
   суммарной массы тары с перемещаемым грузом:
       -  для  тары  без  вибраторов  (исключая грейферы) - в пределах
   грузоподъемности крана;
       -   для   тары   с  вибратором  -  не  более  50%  максимальной
   грузоподъемности крана;
       -  для  одноканатных  грейферов,  не  допускающих  разгрузку на
   весу, - не более 50% грузоподъемности крана;
       -    для   кранов,   выпускаемых   в   нескольких   исполнениях
   (отличающихся  кратностью запасовки грузового каната, высотой башни
   или  длиной стрелы), под максимальной грузоподъемностью в настоящих
   Рекомендациях      следует     понимать     наибольшую     величину
   грузоподъемности среди всех имеющихся исполнений данного крана.
       Разгрузка  тары  на  весу производится равномерно, в течение не
   менее  10  с.  Мгновенная  разгрузка  тары  на  весу запрещается во
   избежание  возникновения  ударных нагрузок и недопущения несчастных
   случаев с людьми.
       К  работе  с  тарой, разгружающейся на весу, допускаются только
   обученные рабочие.
       Установка   вибраторов   на   таре   разрешается   только   при
   вертикальном   расположении   оси   вращения  дебалансов.  Величина
   возмущающей  силы  вибратора не должна превышать 4 кН (400 кгс) или
   в пределах, определяемых нормативными документами на тару.
       Тара,   применяемая   на  башенных  кранах,  изготавливается  и
   технически  освидетельствуется  согласно  п.  3.1.23 ПБ 10-382-00 в
   соответствии    с    действующими    нормативными   документами   и
   технологическими   картами   с   записью   в  журнале  технического
   освидетельствования тары.
       10.11.  Место производства работ кранами, оснащенными грейфером
   или  магнитом,  образуется  сигнальными ограждениями и обозначается
   предупредительными  знаками  по  ГОСТ  Р  12.4.026-2001  (знак N 3,
   Приложение 8).
       В  пределах  проведения  работ  этими  кранами нахождение людей
   запрещается.  Подсобные  рабочие,  обслуживающие такие краны, могут
   допускаться  к  выполнению  своих  обязанностей  только в перерывах
   работы  крана и после того, как грейфер или магнит будут опущены на
   землю  и  находиться  в  устойчивом положении. Рабочие и крановщики
   проходят  инструктаж по безопасному ведению работ. Крановщик должен
   знать  маршрут  перемещения  грейфера или магнита и границы опасной
   зоны.
       Грузоподъемность  грейфера  определяется взвешиванием материала
   после  пробного зачерпывания, проводимого владельцем грейфера перед
   его  применением  для  перевалки груза данного вида (марки, сорта).
   Пробное  зачерпывание  производится  с  горизонтальной  поверхности
   свеженасыпанного  груза.  К  работе  допускаются  грейферы, имеющие
   автоматическое или дистанционное управление.
       Не  допускается  использование  грейфера  для подъема людей или
   выполнения работ, для которых грейфер не предназначен.
       10.12.  В  случае  если  граница  опасной  зоны  от перемещения
   грузов   краном   выходит   за   пределы  строительной  площадки  и
   отсутствует  возможность  сокращения или ликвидации границы опасной
   зоны   за   счет  организационно-технических  решений,  выполняются
   следующие мероприятия:
       -  уточняются  стоянки  крана, при которых граница зоны выходит
   за пределы строительной площадки;
       -  на  период  работы  крана  с  указанных  стоянок  по границе
   опасной  зоны  выставляется  сигнальное или штакетное ограждение со
   знаками,   предупреждающими   о   работе   крана,  и  пояснительной
   таблицей; в некоторых случаях выставляются и дорожные знаки;
       - составляется график или таблица работы крана по стоянкам;
       -  срок  выполнения  строительно-монтажных  работ  должен  быть
   минимальным  по  своей продолжительности, в отдельных случаях время
   работы  крана  согласовывается с ГИБДД, службой движения городского
   транспорта и другими заинтересованными организациями;
       -  время  работы  крана  по  стоянкам  и смена положений работы
   крана   записывается   в   вахтенном   журнале  крановщика.  Запись
   производится  лицом, ответственным за безопасное производство работ
   кранами;
       -   в  местах  с  массовым  движением  пешеходов  и  транспорта
   дополнительно  выставляются  сигнальщики  для  исключения попадания
   людей   в   опасную   зону.  Сигнальщики  назначаются  приказом  по
   строительной организации из числа наиболее опытных стропальщиков;
       -  в  случаях,  когда  сигнальное  или  штакетное ограждение не
   может  быть  выставлено  на  необходимое  время производства работ,
   руководить  работой  крана и движением транспорта и пешеходов могут
   сигнальщики,  а ограждение может выставляться на одно или несколько
   перемещений краном;
       -  при  интенсивном движении транспорта по согласованию с ГИБДД
   может  дополнительно  на  время работы выставляться пост сотрудника
   ГИБДД,  работающего в контакте с лицом, ответственным за безопасное
   производство работ кранами, или сигнальщиками;
       -   при   необходимости   между   крановщиком   и  сигнальщиком
   оборудуется радиопереговорная связь.
       В  случаях,  при  которых  за ограждением строительной площадки
   сохраняется  опасная  зона только от строящегося здания, необходимо
   выполнить одно из следующих мероприятий:
       -  на каждом этаже закрыть доступ людей на участок, от которого
   образуется   опасная   зона   за  пределами  строительной  площадки
   (например,  закрыть  проемы  в  стенах,  устроить временную отсечку
   ограждением);
       -   у  здания  (сооружения)  установить  улавливающие  средства
   защиты  для предупреждения падения со здания мелкоштучных предметов
   массой до 100 кг;
       -  по  контуру  перекрытия каждого этажа в границах участка, от
   которого  образуется  опасная  зона,  выставить сетчатое ограждение
   высотой 1,6 м;
       -  по  границе  опасной зоны от строящегося здания выставляется
   сигнальное   (или   штакетное)   ограждение   с   выполнением   при
   необходимости  мероприятий, аналогичных при ограждении опасной зоны
   при перемещении грузов кранами.
       10.13.  При  работе  крана  согласно  требованиям ст. 9.5.19 ПБ
   10-382-00 не допускается:
       -  подъем  груза,  засыпанного  землей или примерзшего к земле,
   заложенного  другими  грузами,  укрепленного  болтами  или залитого
   бетоном;
       -  подтаскивание  груза по земле, полу или рельсам крюком крана
   при   наклонном   положении   грузовых   канатов   без   применения
   направляющих    блоков,   обеспечивающих   вертикальное   положение
   грузозахватных канатов;
       -  освобождение  краном  защемленных  грузом стропов, цепей или
   канатов;
       -  перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или
   подвешенного за один рог двурогого крюка;
       -  нахождение  людей  возле  работающего  стрелового  крана  во
   избежание  зажатия  их  между  поворотной  и  неповоротной  частями
   крана;
       - перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми;
       -  оттягивание  груза  во  время  его  подъема,  перемещения  и
   опускания.  Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во
   время   их   перемещения  должны  применяться  крючья  или  оттяжки
   соответствующей длины;
       -  выравнивание  перемещаемого  груза  руками, а также поправка
   стропов на весу;
       -  подача  груза  в  оконные  проемы,  на  балконы и лоджии без
   специальных грузоприемных площадок или специальных приспособлений;
       -  работа при отключенных или неисправных приборах безопасности
   и тормозах;
       -  подъем груза непосредственно с места его установки (с земли,
   площадки,  штабеля  и т.п.) стреловой лебедкой, а также механизмами
   подъема и телескопирования стрелы;
       - посадка в тару, поднятую краном, и нахождение в ней людей;
       -   нахождение  людей  под  стрелой  крана  при  ее  подъеме  и
   опускании без груза.
       10.14.  При  выполнении  погрузочно-разгрузочных  работ кранами
   необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
       -    работать   грузоподъемными   механизмами   и   механизмами
   передвижения крана по сигналу стропальщика;
       -   немедленно   приостанавливать   работу  по  сигналу  "Стоп"
   независимо от того, кем он подан;
       -  подъем,  опускание,  перемещение  груза, торможение при всех
   перемещениях выполнять плавно, без рывков;
       -  перед  подъемом  или опусканием груза необходимо убедиться в
   том,  что  вблизи  груза,  штабеля, железнодорожного сцепа, вагона,
   автомобиля  и  другого  места  подъема или опускания груза, а также
   между  грузом и этими объектами не находится стропальщик или другие
   лица;
       -  стропить  и отцеплять груз необходимо после полной остановки
   грузового  каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске
   или траверсе;
       -   для   подводки   стропа   под   груз  необходимо  применять
   специальные приспособления;
       -  строповку  груза  необходимо  производить  в соответствии со
   схемой строповки для данного груза;
       -  груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на
   0,5 м выше встречающихся на пути предметов;
       -  опускать груз необходимо на предназначенное и подготовленное
   для  него  место  на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение
   груза и легкость извлечения из-под него стропов.
   
        XI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ, РЕКОНСТРУКЦИИ
                     И РАЗБОРКЕ ЗДАНИЙ (СООРУЖЕНИЙ)
   
       11.1.  При  строительстве объектов с применением грузоподъемных
   кранов,  когда опасные зоны расположены вблизи строящихся зданий, а
   также   мест   перемещения   грузов   кранами   и  в  них  попадают
   транспортные  или  пешеходные  пути  общего  пользования,  соседние
   здания  и сооружения, в которых находятся люди, и не представляется
   возможным  выгородить  опасную зону, допускается производство работ
   при  условии выполнения соответствующих мероприятий, обеспечивающих
   безопасность людей, в т.ч.:
       -  устройство  защитных сооружений, обеспечивающих защиту людей
   от действия опасных факторов;
       -  защита  оконных  и  дверных  проемов  зданий,  попадающих  в
   опасную     зону,    специально    предназначенными    для    этого
   предохранительными ограждениями;
       -  искусственное  ограничение  размеров  и конфигурации опасных
   зон    путем   применения   соответствующих   технических   средств
   (дополнительных  средств  ограничения  зоны работы башенных кранов,
   страховочных устройств, защитных экранов и др.).
       11.2.    Высота   предохранительного   (защитного)   ограждения
   (экрана)  от  уровня монтажного горизонта должна быть не менее 3 м,
   а  принудительно  ограниченная высота перемещения груза должна быть
   ниже  верха  предохранительного (защитного) ограждения не менее чем
   на 0,5 м.
       На  расстоянии  не  менее  чем  за  7  м  от предохранительного
   (защитного)  ограждения  (экрана) груз должен быть опущен на высоту
   0,5   м  над  монтажным  горизонтом  (или  встречающимися  на  пути
   препятствиями  при  горизонтальном  перемещении)  и  перемещаться к
   наружной  стене  здания  (сооружения)  на  минимальной  скорости  с
   обязательным  сопровождением  оттяжками,  предотвращающими разворот
   груза.
       При  наличии предохранительного (защитного) ограждения (экрана)
   наружные стены выполняются из мелкоштучных элементов.
       Пешеходный  переход  вдоль защитного ограждения (экрана) должен
   иметь  козырек,  сплошную  обшивку  со стороны строящегося здания и
   располагаться от него не ближе 2 м.
       11.3.   При   возведении  зданий  (сооружений),  примыкающих  к
   зданиям  меньшей  высоты,  когда  в  опасной  зоне могут находиться
   люди,   необходимо   на   период   выполнения   работ   с   помощью
   грузоподъемного  крана  произвести  с  согласия владельца отселение
   людей из части существующего здания, попадающего в опасную зону.
       В  обоснованных случаях допускается возведение примыкающего или
   близко   находящегося   здания  (сооружения)  большей  высоты,  чем
   существующее,  без отселения людей или остановки производства в нем
   с соблюдением следующих мероприятий:
       11.3.1.    Возведение    здания    производить    под   защитой
   предохранительного   ограждения  (экрана)  из  элементов  трубчатых
   лесов  (или  другой  конструкции)  с устройством сплошной стенки из
   досок  толщиной  не  менее  40  мм  и  с двумя настилами вплотную к
   наружной  стене,  один  из  которых  установлен  на  высоте  6 м от
   основания  лесов,  а  второй  -  на  уровне монтажного горизонта. С
   наружной  стороны  лесов  устанавливается  металлическая тканая или
   синтетическая сетка.
       11.3.2.  Поворот стрелы крана должен быть ограничен параллельно
   примыкающей  стене  существующего здания на расстоянии не менее 2 м
   от  защитного  ограждения  (экрана), а груз не должен доводиться до
   экрана  на расстояние не менее 1 м. Допускается подведение груза на
   меньшее   расстояние,   но   под  защитой  участка  наружной  стены
   возводимого этажа.
       11.3.3.  Высота перемещения груза краном должна быть ограничена
   и  быть  ниже  верха  защитного ограждения (экрана) не менее чем на
   0,5  м.  Изменение  ограничения  высоты  подъема производится после
   последующего наращивания защитного ограждения (экрана).
       11.3.4.   Наружные   стены   со   стороны   примыкания   здания
   (сооружения) возводятся только из мелкоштучных элементов.
       11.3.5.  Перемещаемый  груз  на  расстоянии  за 7 м от наружной
   стены  (размер  от габарита груза) должен быть опущен на высоту 0,5
   м  от  монтажного горизонта или встречающихся на пути препятствий и
   перемещаться   далее   на   минимальной   скорости   с  применением
   предохранительных   или   страховочных  устройств,  предотвращающих
   падение груза.
       11.3.6.  Перемещаемые  колонны должны иметь высоту на 1 этаж. В
   примыкающей   к   зданию   7-метровой   зоне  сборные  конструкции,
   элементы,   детали,   оборудование  целесообразно  монтировать  под
   дополнительной защитой наружных стен.
       11.3.7.  Все  работы краном в 7-метровой зоне от наружной стены
   примыкания    здания    производить   по   наряду-допуску   и   под
   непосредственным  руководством  лица,  ответственного за безопасное
   производство работ кранами.
       11.3.8.   Грузоподъемность  крана  и  грузоподъемность  стропов
   должны   быть   снижены   на   10%   против   номинальных  значений
   (установленных     паспортом)    для    соответствующего    вылета,
   одновременно    при    этом   испытание   крана   производится   на
   установленную паспортом грузоподъемность.
       11.3.9.    Рельсовые    пути,   находящиеся   в   эксплуатации,
   подвергаются   постоянной   проверке,  периодическому  комплексному
   обследованию,  обслуживанию и ремонту в соответствии с требованиями
   ГОСТ Р 51248-99.
       11.3.10.   К  эксплуатации  допускается  кран,  рабочий  ресурс
   которого с учетом его отдельных механизмов не выработан.
       11.4.  Возведение  здания  (сооружения),  примыкающего  к более
   высокому  эксплуатируемому  зданию  (сооружению), разрешается вести
   без остановки производства и выселения людей.
       При    этом    разрабатываются    мероприятия,   обеспечивающие
   безопасность  людей в существующем здании; кроме того, необходимо в
   существующем    здании    (сооружении)   закрыть   оконные   проемы
   предохранительными (защитными) ограждениями (экранами).
       Максимальная  высота  перемещения груза краном должна быть ниже
   существующего  здания  не  менее  чем  на  0,5 м, а стрела крана не
   должна  доводиться до существующего здания на расстояние не менее 2
   м.
       Строительные   грузы,   подаваемые   в   зону,   примыкающую  к
   существующему  зданию, на расстоянии 7 м (размер от габарита груза)
   от   места  примыкания  здания  опускаются  на  высоту  0,5  м  над
   перекрытием   (или   другими   возведенными   конструкциями)  и  на
   минимальной скорости подводятся к месту установки.
       Проносить  груз над примыкающим зданием запрещается, что должно
   быть обеспечено техническими мероприятиями.
       При  применении  для  строповки  железобетонных плит перекрытия
   или   других   аналогичных  конструкций  страховочного  устройства,
   выполняемого  методом  обвязки,  укладку плит производят так, чтобы
   не  защемить  стропы,  а  затем,  после  перестроповки за монтажные
   петли,  перемещают  конструкции  в проектное положение, при этом не
   смещая  их  с места проектных опор и не поднимая на высоту более 10
   см.
       11.5.   Возможность  установки  лесов  на  крыше  существующего
   здания  при  наличии  согласия  владельца  подтверждается проектной
   организацией.
       При   установке   лесов   на  крыше  существующего  здания  под
   основание  лесов  укладывается сплошной настил из досок толщиной 20
   -  25 мм на величину опасной зоны от зданий, определенной от полной
   высоты лесов.
       При  несогласии  владельца  или  при низкой несущей способности
   крыши  проектная  организация  в  рабочих  чертежах предусматривает
   специальные  консоли  из  металлоконструкций, закладываемые в стены
   возводимого здания (рисунок 22, разрез 2-2).
       11.6.    При   возведении   примыкающих   зданий   (сооружений)
   необходимо,  чтобы  у применяемых кранов не было больших запасов по
   высоте   подъема,  стрела  крана  при  нахождении  на  стоянке  для
   нерабочего   состояния   должна  быть  выше  существующего  здания,
   попадающего в зону перемещения, не менее чем на 2 м.
       11.7.  В  случае  если  существующее  здание  или сооружение не
   примыкает   вплотную   к   строящемуся   зданию   (сооружению),  но
   расположено   в   пределах  опасной  зоны,  необходимо  разработать
   мероприятия,   обеспечивающие   безопасное   нахождение   людей   в
   существующем  здании  (сооружении),  а  также  исключить нахождение
   людей  между  строящимся  и  существующим  зданиями или разработать
   мероприятия по уменьшению или ликвидации опасной зоны.
       11.8.  При  примыкании  к  строящемуся  зданию (сооружению) или
   нахождении  вблизи  промышленных,  административных и других зданий
   нежилого  типа допускается производство строительно-монтажных работ
   при соблюдении следующих условий:
       11.8.1. Исключение проноса груза над эксплуатирующимся зданием.
       11.8.2.  Разграничение  по времени или зонам (захваткам и т.п.)
   производства  строительно-монтажных  работ  и  пребывания  людей  в
   существующем   здании  или  его  отдельных  частях  с  составлением
   разграничительного  акта,  подписанного администрацией (владельцем)
   существующего здания и строительной организацией.
       11.8.3.    Назначение   администрацией   существующего   здания
   (сооружения)  приказом  лица,  ответственного за выполнение условий
   безопасности.
       11.8.4.    Устройство    ограждения    опасной    зоны   внутри
   эксплуатируемого  здания  (сооружения),  на кровле или запирания на
   замки  с  опечатыванием  входов  в  помещения, попадающие в опасную
   зону.
       11.8.5.   Определение  размеров  зоны,  из  которой  необходимо
   отселить  людей  или  ограничить время их пребывания (указывается в
   ПОС).
       11.9.  Для  строительства у эксплуатируемых многоэтажных зданий
   одно-  и  двухэтажных  пристроек  торгового  и коммунально-бытового
   назначения, как правило, используются стреловые самоходные краны.
       Краны  должны  иметь  минимальный запас высоты подъема, которая
   должна быть меньше существующего здания.
       Все  оконные  и дверные проемы существующего здания, попадающие
   в  опасные зоны от действия крана и строящегося здания, закрываются
   защитными   ограждениями   (экраном),   которые  не  должны  мешать
   эксплуатации существующего здания.
       Входы  в  существующие  здания  должны быть вне опасной зоны от
   действия крана и строящегося здания.
       Основание,   по   которому   перемещается   и   устанавливается
   стреловой  самоходный кран, должно иметь твердое покрытие и уклоны,
   отвечающие требованиям паспорта применяемого крана.
       11.10.1.  В  зону  производства работ необходимо закрыть доступ
   для  посторонних  лиц, непосредственно не связанных с производством
   работ по разборке и демонтажу конструкций.
       У  зоны  производства  работ устанавливаются запрещающие знаки,
   определяющие подходы к рабочим местам.
       11.10.2.   Не   допускается   производство  работ  по  разборке
   конструкций одновременно в нескольких ярусах по одной вертикали.
       11.10.3.   Демонтаж   конструкций   с   помощью   крана  должен
   производиться  при  наличии  наряда-допуска на производство работ в
   местах действия опасных или вредных факторов.
       11.10.4.  Так  как  строповочные приспособления в демонтируемых
   конструкциях,  как  правило, отсутствуют либо повреждены или сильно
   коррозированы,  а  сами  конструкции  разнотипны, для каждой из них
   необходимо  разрабатывать  индивидуальные  способы строповки, а при
   необходимости с усилением конструкций и временным раскреплением.
       11.10.5.  Для  строповки  конструкций  лицо,  ответственное  за
   безопасное  производство  работ кранами, проверяет состояние каждой
   конструкции  и возможность ее строповки в соответствии с принятой в
   ППРк схемой и дает разрешение на ее строповку.
       11.10.6.  До подъема конструкцию необходимо отсоединить от всех
   постоянных креплений.
       Устойчивые    конструкции   типа   ригелей,   плит   перекрытий
   отсоединяются   от   проектных   креплений   до   их  строповок,  а
   неустойчивые   конструкции   типа  колонн  -  после  строповки  или
   временного раскрепления.
       11.10.7.  Для  проверки  отсутствия  у подлежащей к перемещению
   краном   конструкции  связей,  защемлений  и  креплений  с  другими
   конструкциями  необходимо  с  помощью  монтажных  ломиков несколько
   сдвинуть  ее  с  места  и  приподнять  с каждой стороны или угла на
   несколько  сантиметров.  Эта  операция  выполняется в застропленном
   состоянии   груза  при  слабом  натяжении  канатов  грузозахватного
   приспособления.
       11.10.8.  При  перемещении  конструкция  вначале приподнимается
   над  проектным  положением  на несколько сантиметров при наименьшей
   скорости,  чтобы  еще  раз  убедиться,  что она не защемлена, затем
   поднимается  на  высоту  20  -  30  см  для  определения надежности
   действия  тормозов  крана  и  правильности  строповки  конструкции,
   после  чего  производится  дальнейшее перемещение ее на склад или в
   транспорт.
       11.10.9.   При  необходимости  перемещаемая  конструкция  может
   удерживаться   оттяжками   от   вращения  и  случайного  разворота;
   сопровождение  конструкции  с  помощью  оттяжек  производится,  как
   правило,   на  небольшие  расстояния  и  высоту  (до  отведения  от
   оставшихся  существующих  конструкций на расстояние не менее чем на
   1 м).
       11.11.  При реконструкции или строительстве зданий (сооружений)
   в   стесненных   условиях,  когда  требуется  перемещать  груз  над
   производственными,   жилыми   или   служебными   помещениями,   где
   находятся   люди,   необходимо  согласно  ст.  9.5.3  ПБ  10-382-00
   разработать   мероприятия,   обеспечивающие  безопасное  выполнение
   работ,  в  т.ч.  на  плоской  кровле,  несущая  способность которой
   должна  быть  рассчитана проектной организацией на ударную нагрузку
   от  падения  груза  с  высоты  его  перемещения, выполнить защитный
   накат  в  зоне  перемещения  груза из бревен диаметром 100 - 120 мм
   или  бруса  такой  же  толщины, уложенных в летних условиях на слой
   песка  толщиной  100  мм или в зимних условиях при длительном сроке
   производства   работ   на   слой  полужестких  минераловатных  плит
   толщиной   75   -   100  мм,  защищенный  пленкой  от  намокания  и
   промерзания, обеспечивающей безопасное выполнение работ.
       Ширина  зоны  перемещения груза должна быть не менее чем на 3 м
   больше   габарита   груза.  Груз  в  сопровождении  оттяжек  должен
   перемещаться на высоте 200 - 300 мм над накатом.
       Для  плоских  кровель,  не  имеющих  достаточной  прочности,  и
   наклонных  кровель  проектная  организация выдает проектное решение
   по   временному   усилению  или  устройству  из  металлоконструкций
   защитной площадки (навеса) для проноса груза.
       Возможность   перемещения   груза   подтверждается   владельцем
   существующих помещений.
       Непосредственно  в  период  перемещения  груза  краном  в  зоне
   проноса  груза  (с  учетом  опасной  зоны)  под  перекрытием должны
   отсутствовать люди на всех этажах.
   
                  XII. ВЫНОСНЫЕ ГРУЗОПРИЕМНЫЕ ПЛОЩАДКИ
   
       12.1.  Выносные грузоприемные площадки должны устанавливаться в
   соответствии   с   требованиями   инструкции   по   их   монтажу  и
   эксплуатации.   Места   установки  площадок  определяются  проектом
   производства работ.
       12.2.  Выносные грузоприемные площадки должны быть инвентарными
   и   изготавливаться   по   проектам   специализированных  проектных
   организаций     предприятиями,     строительными    и    монтажными
   управлениями,   имеющими   дипломированных   сварщиков.  Материалы,
   используемые  для  изготовления  выносных  грузоприемных  площадок,
   должны  быть  сертифицированы.  Конструкция  крепления  площадки не
   должна  оказывать  отрицательных  воздействий  на  элементы  здания
   (сооружения),   к  которым  производится  крепление  (стены,  плиты
   перекрытия  и  т.п.),  на что должно обращаться особое внимание при
   привязке ранее запроектированных площадок.
       12.3.  Выносные  грузоприемные  площадки проектируются на массу
   принимаемого груза.
       12.4.   Размер   площадок  принимается  с  учетом  максимальных
   габаритов   груза   и   возможности  безопасного  для  стропальщика
   производства работ при приемке груза.
       12.5.  Возможность  установки площадки и способы ее крепления в
   необходимых   случаях  согласовываются  с  автором  проекта  здания
   (сооружения).  Необходимость  согласования  определяет  разработчик
   ППРк или автор проекта площадки.
       12.6.  Выносная  грузоприемная  площадка должна иметь паспорт и
   инструкцию по эксплуатации организации-изготовителя.
       12.7.  Согласно СНиП 12-03-2001 площадка после ее монтажа может
   быть  допущена  к  эксплуатации только после того, как она выдержит
   испытания  статической  нагрузкой,  превышающей  ее  нормативную на
   20%,  в  течение  1  часа. Испытания проводит комиссия, назначаемая
   приказом   по   строительной   организации.   Результаты  испытания
   отражаются в акте их приемки или в общем журнале работ.
       12.8.  В  проекте производства работ показывают места установки
   площадки,   разрабатывают   схему  подачи  грузов  с  пояснительной
   запиской  по  безопасному производству работ. Стропальщик, находясь
   в  открытом  проеме  здания, может принимать подаваемый на приемную
   площадку   груз   только  опущенным  на  высоту  20  -  30  см  над
   ограждением  или  может подходить к грузу, опущенному на высоту 1 м
   от  уровня  площадки.  Для  расстроповки  груза  стропальщик  может
   выходить  на  приемную  площадку  только после того, как груз будет
   опущен   на   площадку.   Запрещается  нахождение  стропальщика  на
   приемной  площадке  во  время  опускания и наведения груза, а также
   под  опускаемым  грузом,  между  грузом  и  ограждением  или стеной
   здания.
       На  выносной  грузоприемной  площадке  вывешивается  табличка с
   указанием  номера,  грузоподъемности, даты испытания, фамилии лица,
   ответственного  за  исправное  состояние  и безопасную эксплуатацию
   площадки.  Таблицу  масс грузов, подаваемых на площадку, вывешивают
   на видном месте на пути подхода к площадке.
       12.9.  Учет  и  регистрация  площадок ведется в журнале учета и
   периодического осмотра грузозахватных приспособлений и тары.
       12.10.  Приказом  по строительной организации назначаются лица,
   ответственные  за  исправное  состояние  и  безопасную эксплуатацию
   грузоприемных  площадок. Осмотр их состояния проводят один раз в 10
   дней, что фиксируется в журнале.
       12.11.  Со  стропальщиками  и  крановщиками, подающими грузы на
   приемную  площадку,  проводят инструктаж под роспись по безопасному
   производству работ.
       12.12.  Площадки  не должны устанавливаться по одной вертикали.
   Смещение  одной площадки относительно другой должно быть не менее 1
   м.   При  подаче  груза  на  одну  площадку  на  других  площадках,
   находящихся  в  опасной  зоне  первой  площадки,  находиться  людям
   запрещается.
       12.13.  Пример  привязки выносных площадок, предназначенных для
   приема  строительных  грузов  и  оборудования  на  перекрытые этажи
   строящихся   или   реконструируемых  зданий  (сооружений),  дан  на
   рисунке 33.
   
          ТАБЛИЦА МАСС ГРУЗОВ, ПОДАВАЕМЫХ НА ВЫНОСНУЮ ПЛОЩАДКУ
   
   -------T---------T----T------T------------------------T----------¬
   ¦  N   ¦Наимено- ¦Ед. ¦Масса,¦ Количество одновременно¦Примечание¦
   ¦строки¦вание    ¦изм.¦  кг  ¦  поднимаемых элементов ¦          ¦
   +------+---------+----+------+------------------------+----------+
   L------+---------+----+------+------------------------+-----------
   
              XIII. СКЛАДИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, КОНСТРУКЦИЙ,
                         ИЗДЕЛИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ
   
       13.1.   Поверхность   площадки  для  складирования  материалов,
   конструкций,  изделий  и  оборудования  необходимо  спланировать  и
   уплотнить.  При  слабых  грунтах  поверхность  площадки  может быть
   уплотнена   щебнем  или  выложена  дорожными  плитами  на  песчаном
   основании.
       Складирование   материалов  производится  за  пределами  призмы
   обрушения  грунта незакрепленных выемок, а их размещение в пределах
   призмы  обрушения  грунта  у  выемок  с  креплением допускается при
   условии  предварительной проверки устойчивости закрепленного откоса
   по паспорту крепления или расчетом с учетом динамической нагрузки.
       Грузы  (кроме  балласта,  выгружаемого  для  путевых работ) при
   высоте  штабеля  до  1,2  м  должны  находиться  от  наружной грани
   головки  ближайшего  к грузу рельса кранового пути на расстоянии не
   менее  2,0  м,  а  при  большей  высоте  -  не менее 2,5 м согласно
   требованиям ГОСТ 12.3.009-76*.
       Для  отвода  поверхностных  вод  следует сделать уклон 1 - 2- в
   сторону   внешнего  контура  склада  с  устройством  в  необходимых
   случаях кюветов.
       13.2.    Стропальщики    должны   знать   места   складирования
   материалов, предусмотренные в ППРк.
       13.3.  Места  складирования  материалов  и конструкций, а также
   места  установки  складского  инвентаря размечаются на строительной
   площадке согласно примеру по рисунку 34.
       13.4.  Материалы,  конструкции,  изделия и оборудование следует
   размещать  в  соответствии с требованиями стандартов, межотраслевых
   правил  по  охране  труда  при  погрузочно-разгрузочных  работах  и
   размещении   грузов,   СНиП   12-03-2001  или  технических  условий
   заводов-изготовителей.
       13.5.   При   отсутствии   стандартов   и  технических  условий
   заводов-изготовителей      рекомендуются      следующие     способы
   складирования основных видов материалов и конструкций:
       -  кирпич  в  пакетах на поддонах - не более чем в два яруса; в
   контейнерах  -  в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7
   м.  Кирпич должен складироваться по сортам, а лицевой - по цветам и
   оттенкам.  Осенью  и  зимой штабеля кирпича рекомендуется покрывать
   листами толя или рубероида;
       -  стеновые  панели  -  в  пирамиды  или  специальные кассеты в
   соответствии   с  паспортом  на  указанное  оборудование  с  учетом
   геометрических    размеров    изделий   и   устойчивости   их   при
   складировании;
       -  панели  перегородок  -  вертикально  в специальные кассеты в
   соответствии   с   паспортом   на   кассету.  Гипсобетонные  панели
   разрешается  устанавливать в пирамиду с отклонением от вертикали на
   угол  не  более  10-. Гипсобетонные перегородки необходимо укрывать
   от атмосферных осадков;
       -  стеновые  блоки  -  в  штабель в два яруса на подкладках и с
   прокладками;
       -  плиты  перекрытий  -  в  штабель  высотой  не более 2,5 м на
   подкладках  и  с  прокладками,  которые располагают перпендикулярно
   пустотам или рабочему пролету;
       -  ригели  и колонны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и
   с прокладками;
       -  фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель высотой
   не более 2,6 м на подкладках и с прокладками;
       -  стены жесткости в зависимости от вида их транспортирования с
   завода - в пирамидах или аналогично плитам перекрытия;
       -  круглый лес - в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками
   между  рядами  и  установкой  упоров  против  раскатывания;  ширина
   штабеля менее его высоты не допускается;
       -  пиломатериалы  -  в  штабель,  высота  которого  при рядовой
   укладке  составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке
   в  клетки  - не более ширины штабеля. В любом случае высота штабеля
   не должна превышать 3 м;
       - мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5 м;
       -  санитарно-технические  и  вентиляционные  блоки  - в штабель
   высотой не более 2,0 м на подкладках и с прокладками;
       -  крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в
   один ярус на подкладках;
       -  стекло  в  ящиках  и рулонные материалы - вертикально в один
   ряд на подкладках;
       - битум - в специальную тару, исключающую его растекание;
       -   черные   прокатные   металлы   (листовая  сталь,  швеллеры,
   двутавровые  балки, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1,5 м на
   подкладках и с прокладками;
       -  теплоизоляционные  материалы  -  в штабель высотой до 1,2 м,
   хранить в закрытом сухом помещении;
       -  трубы  диаметром  до  300  мм  - в штабель высотой до 3 м на
   подкладках и с прокладками с концевыми упорами;
       -  трубы  диаметром  более  300 мм - в штабель высотой до 3 м в
   седло без прокладок с концевыми упорами.
       Нижний  ряд  труб  должен  быть  уложен  на подкладки, укреплен
   инвентарными   металлическими   башмаками  или  концевыми  упорами,
   надежно закрепленными на подкладке.
       При   складировании  железобетонных  элементов,  имеющих  петли
   (плиты,  блоки,  балки и т.д.), высота прокладок должна быть больше
   выступающей части монтажных петель не менее чем на 20 мм.
       Складирование  других материалов, конструкций и изделий следует
   осуществлять  согласно требованиям стандартов и технических условий
   на них.
       13.6.  Между  штабелями  (стеллажами) должны быть предусмотрены
   проходы  шириной  не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от
   габаритов    транспортных    средств   и   грузоподъемных   кранов,
   обслуживающих склад.
       13.7.  При  складировании  грузов  заводская  маркировка должна
   быть видна со стороны проходов.
       13.8.  В  пирамидах  целесообразно  размещать панели одинаковых
   марок.  Панели  должны  плотно  прилегать  друг  к  другу  по  всей
   плоскости. Не допускается односторонняя загрузка пирамид.
       В  кассеты, пирамиды и другое оборудование приобъектного склада
   необходимо   устанавливать   изделия   таким   образом,  чтобы  при
   складировании  не могли потерять устойчивость как сами изделия, так
   и   складское  оборудование.  Изделия  устанавливают  с  учетом  их
   геометрических размеров и форм.
       13.9.  Между штабелями одноименных конструкций, сложенных рядом
   (плиты  перекрытий),  или  между  конструкциями  в  штабеле (балки,
   колонны) должно быть расстояние не менее 200 мм.
       13.10.  Высота  штабеля или ряда штабелей на общей прокладке не
   должна превышать полуторную его ширину.
       13.11.  В  штабелях прокладки располагаются по одной вертикали.
   Расположение   прокладок   зависит  от  условий  работы  изделия  в
   конструкции.
       13.12.  В каждом штабеле должны храниться конструкции и изделия
   одномерной длины.
       13.13.  При  расположении  материалов  и конструкций необходимо
   учитывать требования ППБ 01-03.
       Складирование   материалов   и   конструкций   над   подземными
   коммуникациями   или   в   охранной   зоне   допускается  только  с
   письменного разрешения их владельца.
       13.14.  При  изменении  условий  или  в случае производственной
   необходимости  лицо, ответственное за безопасное производство работ
   кранами,   может   вносить   дополнения   и   изменения   в   схему
   складирования  материалов  и  конструкций, предусмотренную в ППР, с
   соблюдением     требований    стандартов,    технических    условий
   заводов-изготовителей      и      другой     нормативно-технической
   документации,  утвержденной  органами Государственного надзора, и с
   учетом  грузовой  характеристики применяемых грузоподъемных кранов,
   подъездных  путей  и  стоянок транспорта; при этом указанное лицо в
   письменном  виде  за  своей  подписью  обязано выдать стропальщикам
   измененную  схему  складирования  грузов,  второй  экземпляр  схемы
   прикладывается к ППРк.
       При  составлении схемы складирования особое внимание обращается
   на    соблюдение    размеров   проходов,   габаритов   и   способов
   складирования, на недопустимость перегрузки мест складирования.
       13.15.   В   стесненных   условиях   при   отсутствии  площадок
   складирования  допускается  складирование  материалов и конструкций
   на  перекрытиях  (покрытиях) существующих и реконструируемых зданий
   при  письменном  разрешении автора проекта и разработке необходимых
   мероприятий, обеспечивающих устойчивость здания (сооружения).
   
                   XIV. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
   
       14.1.   При  выполнении  погрузочно-разгрузочных  работ  должны
   соблюдаться   требования  СНиП  12-03-2001  "Безопасность  труда  в
   строительстве.   Часть   1.  Общие  требования",  ПОТ  РО-200-01-95
   "Правила   по  охране  труда  на  автомобильном  транспорте",  ГОСТ
   12.3.009-76*    "ССБТ.    Работы   погрузочно-разгрузочные.   Общие
   требования   безопасности",   ГОСТ   12.3.020-80*  "ССБТ.  Процессы
   перемещения    грузов    на    предприятиях.    Общие    требования
   безопасности",  ПОТ  РМ-007-98  "Межотраслевые  правила  по  охране
   труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов".
       14.2.  Площадки  для  погрузочно-разгрузочных работ должны быть
   спланированы  и  иметь уклон не более 1:10, а их размеры и покрытие
   -  соответствовать  проекту  производства работ. Спуски и подъемы в
   зимнее  время  должны  очищаться  от  льда  и посыпаться песком или
   шлаком.  Транспортные  средства  и  оборудование,  используемое для
   погрузочно-разгрузочных      работ,     соответствуют     характеру
   перерабатываемого груза.
       14.3.      Освещенность      площадок,     где     производятся
   погрузочно-разгрузочные  работы, должна соответствовать требованиям
   СНиП  23-05-95*  "Естественное  и  искусственное  освещение" и ГОСТ
   12.1.046-85  "ССБТ.  Строительство.  Нормы  освещения  строительных
   площадок".
       14.4.    Погрузочно-разгрузочные   работы   следует   выполнять
   механизированными  способами  с  применением подъемно-транспортного
   оборудования   и   средств   механизации.  Механизированный  способ
   погрузочно-разгрузочных  работ  является  обязательным  для  грузов
   массой  свыше  50  кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2
   м.
       14.5.    Погрузочно-разгрузочные    работы    выполняются   под
   руководством  лица, ответственного за безопасное производство работ
   с кранами и назначенного приказом руководителя организации.
       Ответственный  за  производство  погрузочно-разгрузочных  работ
   проверяет    исправность   грузоподъемных   механизмов,   такелажа,
   приспособлений,   подмостей   и   прочего  погрузочно-разгрузочного
   инвентаря,   а   также   разъясняет   работникам   их  обязанности,
   последовательность   выполнения   операций,   значение   подаваемых
   сигналов и свойства материалов, подаваемых к погрузке (разгрузке).
       14.6.  Машинисты  грузоподъемных  машин  и  стропальщики должны
   быть обучены способам правильной строповки и зацепки грузов.
       14.7.  Грузозахватные  приспособления  снабжаются  клеймом  или
   прочно  прикрепленной  металлической  биркой  с  указанием  номера,
   паспортной   грузоподъемности   и  даты  испытания.  Грузозахватные
   приспособления,   кроме   клейма   (бирки),  снабжаются  паспортом.
   Перечень   и  вид  основных  грузозахватных  приспособлений  дан  в
   приложении 4.
       14.8.    В   процессе   эксплуатации   съемных   грузозахватных
   приспособлений  и  тары  владелец периодически производит их осмотр
   согласно ст. 9.3.25 ПБ 10-382-00 в следующие сроки:
       - траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;
       - стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;
       -  редко  используемых  съемных грузозахватных приспособлений -
   перед выдачей их в работу.
       Осмотр  грузозахватных  приспособлений  и  тары производится по
   инструкции,   разработанной   специализированной   организацией   и
   определяющей   порядок   и  методы  осмотра,  а  также  браковочные
   показатели.    Выявленные    в    процессе   осмотра   поврежденные
   грузозахватные приспособления изымаются из работы.
       14.9.  Графическое  изображение способов строповки и зацепки, а
   также  перечень  основных  перемещаемых грузов с указанием их массы
   выдаются  на  руки  стропальщикам и машинистам кранов и помещены на
   стендах в местах производства работ.
       Примеры   схем   строповок  грузов  даны  в  приложении  5  (не
   приводится).
       Образец стенда со схемами строповок дан в Приложении 6.
       14.10.  В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в
   зоне  работы  грузоподъемных  машин  запрещается нахождение лиц, не
   имеющих непосредственного отношения к этим работам.
       14.11.  Перед  погрузкой  или разгрузкой сборных железобетонных
   конструкций  монтажные  петли  осматриваются, очищаются от раствора
   или   бетона  и  при  необходимости  выправляются  без  повреждения
   конструкций.
       14.12.  В  местах  постоянной  погрузки и разгрузки автомашин и
   полувагонов   устраиваются   стационарные   эстакады  или  навесные
   площадки  для  стропальщиков. Настил эстакад должен быть ниже борта
   полувагона  на 150 мм. Эстакады оборудуются инвентарными лестницами
   для  доступа  стропальщиков  в полувагоны и защитными ограждениями.
   Эстакады  должны  быть  устроены  вдоль  вагона  с  противоположной
   стороны  от  направления перемещения грузов. При устройстве эстакад
   необходимо  руководствоваться  ГОСТ  9238-83  "Габариты приближения
   строений  и  подвижного  состава  железных  дорог колеи 1520 (1524)
   мм".  Опускать груз на автомашину, а также поднимать с нее груз при
   нахождении людей в кузове или в кабине автомашины не разрешается.
       Разгрузка    и    загрузка    полувагонов   крюковыми   кранами
   производится   по   технологии,   в   которой   определяются  места
   нахождения   стропальщиков   при   перемещении   грузов,   а  также
   возможность безопасного выхода на эстакады и навесные площадки.
       Нахождение   людей  в  полувагонах  при  перемещении  груза  не
   допускается.
       14.13.  При  размещении  автомобилей на погрузочно-разгрузочных
   площадках  расстояние  между  автомобилями, стоящими друг за другом
   (в  глубину),  должно  быть  не  менее  1  м, а между автомобилями,
   стоящими рядом (по фронту), - не менее 1,5 м.
       Если   автомобили  устанавливают  для  погрузки  или  разгрузки
   вблизи  здания,  то  между  зданием и задним бортом автомобиля (или
   задней  точкой  свешиваемого  груза) должен соблюдаться интервал не
   менее 0,5 м.
       Расстояние  между  автомобилем  и штабелем груза должно быть не
   менее 1 м.
       14.14.  Лица, выполняющие такелажные или стропальные работы при
   погрузке  или  разгрузке  грузов,  проходят  специальное обучение с
   выдачей удостоверения на право производства этих работ.
       14.15.   При   выполнении   погрузочно-разгрузочных   работ  не
   допускается    строповка   груза,   находящегося   в   неустойчивом
   положении,  а  также  исправление  положения элементов строповочных
   устройств   на   приподнятом   грузе,   оттяжка   груза  при  косом
   расположении грузовых канатов.
       14.16.   Подъем   контейнеров  и  ящиков  с  оборудованием  без
   сведения  о  массе и способе их строповки, а также железобетонных и
   бетонных  изделий,  не  имеющих маркировки и указаний о фактической
   массе,    запрещается.    Перемещение   груза   неизвестной   массы
   производится только после определения его фактической массы.
       14.17.   Перемещение   мелкоштучных   грузов   производится   в
   специально   для   этого  предназначенной  таре,  при  этом  должна
   исключаться  возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича
   на  поддонах  без ограждения разрешается производить при погрузке в
   транспортное средство и разгрузке его на землю.
       14.18.   При   подъеме   груза,  установленного  вблизи  стены,
   колонны,  штабеля,  железнодорожного  вагона,  стойки  или  другого
   оборудования,  не  должно  допускаться  нахождение  людей  (в  т.ч.
   стропальщика)   между   поднимаемым  грузом  и  указанными  частями
   здания,  конструкции  или оборудования; это требование должно также
   выполняться при опускании и перемещении груза.
       14.19.   Перемещение   длинномерных   грузов  при  производстве
   погрузочно-разгрузочных   работ   в   стесненных  условиях  следует
   производить  параллельно  границе  опасной  зоны  с  удержанием  от
   случайного разворота с помощью гибких оттяжек.
       Число  стропальщиков,  обслуживающих  склад,  при сопровождении
   груза  с  помощью  оттяжек,  следует  принимать  в  соответствии  с
   рисунком 35.
       Для   обеспечения   безопасного   движения   стропальщиков  при
   сопровождении  груза необходимо предусмотреть свободные от грузов и
   со спланированной поверхностью проходы шириной не менее 1 м.
       Оттяжки  выполняются  из  пенькового каната или тонкого гибкого
   троса  и  закреплены  непосредственно  за  конструкцию  или  за  ее
   монтажные петли.
   
                          XV. СТРОПОВКА ГРУЗОВ
   
       15.1.   Строповка   грузов   осуществляется  в  соответствии  с
   требованиями   ПБ   10-382-00.   Строповка  грузов  производится  в
   соответствии  со  схемами строповки. Для строповки предназначенного
   к   подъему  груза  применяются  стропы,  соответствующие  массе  и
   характеру  поднимаемого  груза,  с  учетом  числа  ветвей и угла их
   наклона;  стропы  общего  назначения  следует  подбирать так, чтобы
   угол между ветвями не превышал 90- по диагонали.
       15.2.  Схемы  строповок  разрабатывают  на все грузы. Строповка

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное