Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 05.04.2005 N 180-ПП О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (20052007 ГГ.)"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 5 апреля 2005 г. N 180-ПП
                                   
               О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
                   "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)"
   
       В  целях  решения  задач  комплексного социально-экономического
   развития   города   в   соответствии  с   основными   направлениями
   государственной   политики   в   сфере   культуры,    определенными
   постановлением  Правительства Российской Федерации  от  14  декабря
   2000  г.  N  955 "О федеральной целевой программе "Культура  России
   (2001-2005 годы)", и в соответствии с Законом города Москвы  от  11
   июля  2001 г. N 34 "О государственных целевых программах  в  городе
   Москве" Правительство Москвы постановляет:
       1.  Утвердить городскую целевую комплексную программу "Культура
   Москвы (2005-2007 гг.)" (далее - Программа) согласно приложению.
       2.   Определить   основными   задачами   реализации   Программы
   устойчивое  развитие  отрасли  культуры  и  расширение  культурного
   пространства   города   за  счет  развития  творческих   инициатив,
   укрепления  материально-технической  базы  учреждений  культуры   и
   творческих    коллективов,   организации   их   взаимодействия    с
   общественными  и  творческими организациями, действующими  в  сфере
   культуры и искусства.
       Нацелить  деятельность  исполнителей и  участников  программных
   мероприятий на решение актуальных проблем города:
       - гражданско-патриотическое воспитание;
       - воспитание культуры межнациональных отношений;
       -  развитие  системы художественного и эстетического воспитания
   детей;
       - обеспечение доступности культурных ценностей;
       -   организация   системы   социально-культурной   реабилитации
   инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
       -  пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании и
   алкоголизма;
       -  профилактика беспризорности и безнадзорности среди  детей  и
   подростков.
       3.  Возложить  на  Комитет по культуре  города  Москвы  функции
   государственного  заказчика  - координатора  работы  по  выполнению
   мероприятий Программы. Обеспечить взаимоувязанность ее положений  с
   федеральной целевой программой "Культура России (2001-2005  годы)",
   Генеральным  планом развития Москвы до 2020 года, а также  целевыми
   программами   структурных   подразделений   Правительства   Москвы,
   участвующих в реализации социальной политики города.
       4.  Возложить  функции государственных заказчиков  Программы  в
   части,  их  касающейся, на Департамент образования  города  Москвы,
   Департамент  социальной защиты населения города Москвы, Департамент
   экономической политики и развития города Москвы, Комитет  по  делам
   семьи  и  молодежи  города Москвы, Комитет  физической  культуры  и
   спорта  города  Москвы, Комитет общественных связей города  Москвы,
   Комитет  межрегиональных  связей  и  национальной  политики  города
   Москвы в целях обеспечения безусловного выполнения Программы.
       Государственным заказчикам представлять в Комитет  по  культуре
   города  Москвы  информацию о ходе выполнения мероприятий  Программы
   за  каждое полугодие (1 августа и 1 февраля) с указанием финансовых
   затрат.
       5.  Определить  статус  Программы как  базового  документа  для
   разработки  планов,  программ  и проектов  социально-экономического
   развития  административных  округов  и  города  в  целом  в   части
   развития сферы культуры и искусства.
       6.  Считать  Целевую  комплексную программу развития  публичных
   библиотек  города  Москвы как информационных  интеллект-центров  на
   2004-2006  годы,  утвержденную постановлением Правительства  Москвы
   от  8  июня  2004  г.  N 389-ПП, подпрограммой в составе  городской
   целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)".
       7.  Комитету  общественных связей города  Москвы,  Комитету  по
   делам  семьи  и молодежи города Москвы в ходе реализации  Программы
   организовать  взаимодействие  учреждений  культуры  и  общественных
   организаций   города,   в   том   числе   профсоюзов,   ветеранских
   организаций,  национальных объединений, в воспитательной  работе  с
   детьми  и  молодежью  и  поддержку  негосударственных  организаций,
   действующих в сфере культуры.
       8.  Префектурам административных округов города  Москвы  внести
   изменения  в  программы социально-экономического развития  округов,
   руководствуясь  задачами,  приоритетными  направлениями  работы   и
   мероприятиями   в  сфере  культуры,  предусмотренными   Программой,
   исходя  из возможностей средств целевого бюджетного фонда  развития
   территорий    города   Москвы   в   пределах    годовых    лимитов,
   предусмотренных на эти цели в 2005-2007 гг.
       9.  В соответствии с постановлением Правительства Москвы от  30
   ноября  2004  г.  N  824-ПП  "О  выводе  сторонних  организаций   с
   территорий  парков  культуры и отдыха "Сокольники",  "Измайлово"  и
   "Фили"  префектурам Восточного и Западного административных округов
   города  Москвы  совместно с Департаментом имущества города  Москвы,
   Комитетом  по  культуре города Москвы и дирекциями  государственных
   учреждений  культуры  (парки культуры и  отдыха)  активизировать  в
   2005  году  работу по выводу сторонних непрофильных  предприятий  и
   организаций с территорий парков культуры и отдыха города Москвы.
       10.   Комитету   по   культуре   города   Москвы   осуществлять
   финансирование мероприятий Программы за счет и в пределах  средств,
   предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год.
       11.  Пресс-службе  Мэра  и  Правительства  Москвы  организовать
   работу   по   информационному  обеспечению  Программы  в  городских
   средствах массовой информации.
       12.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
   на  первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы  Швецову
   Л.И.
       О   ходе   выполнения  постановления  докладывать  Мэру  Москвы
   ежегодно в I квартале.
   
                                                            Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                          от 5 апреля 2005 г. N 180-ПП
   
                ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
                   "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)"
   
                                Паспорт
                городской целевой комплексной программы
                   "Культура Москвы (2005-2007 гг.)"
   
   ----------------------T----------------------------------------------------------------¬
   ¦Наименование         ¦Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы        ¦
   ¦Программы            ¦(2005-2007 гг.)"                                                ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Дата принятия        ¦Распоряжение Правительства Москвы от 27.12.2004 N 2619-РП       ¦
   ¦правового акта о     ¦"О Плане работы Правительства Москвы на первое полугодие        ¦
   ¦разработке Программы ¦2005 года"                                                      ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Государственный      ¦Комитет по культуре города Москвы                               ¦
   ¦заказчик -           ¦                                                                ¦
   ¦координатор          ¦                                                                ¦
   ¦Программы            ¦                                                                ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Государственные      ¦Департаменты: образования, социальной защиты населения,         ¦
   ¦заказчики            ¦экономической политики и развития города Москвы; Комитеты:      ¦
   ¦                     ¦по делам семьи и молодежи, физической культуры и спорта,        ¦
   ¦                     ¦общественных связей, межрегиональных связей и национальной      ¦
   ¦                     ¦политики города Москвы                                          ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Основные             ¦- структурные подразделения Комитета по культуре города         ¦
   ¦разработчики         ¦Москвы;                                                         ¦
   ¦Программы            ¦- Институт социально-политических исследований Российской       ¦
   ¦                     ¦академии наук;                                                  ¦
   ¦                     ¦- Единый научно-методический центр Комитета по культуре         ¦
   ¦                     ¦города Москвы ООО;                                              ¦
   ¦                     ¦- "Экокультура"                                                 ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Цель Программы       ¦Основной целью Программы являются оптимизация и                 ¦
   ¦                     ¦модернизация культурной сферы столицы, ее творческое и          ¦
   ¦                     ¦технологическое совершенствование, повышение роли культуры      ¦
   ¦                     ¦в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей        ¦
   ¦                     ¦столицы                                                         ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Задачи Программы     ¦- совершенствование форм государственной поддержки              ¦
   ¦                     ¦творческой деятельности, создание благоприятных условий для     ¦
   ¦                     ¦развития и реализации имеющегося потенциала творческих сил      ¦
   ¦                     ¦столицы;                                                        ¦
   ¦                     ¦- комплексная модернизация и создание инфраструктуры            ¦
   ¦                     ¦учреждений культуры города с целью повышения культурного        ¦
   ¦                     ¦уровня и разнообразия услуг в досуговой сфере. Развитие         ¦
   ¦                     ¦многофункциональных культурных центров на базе                  ¦
   ¦                     ¦"классических" учреждений культуры;                             ¦
   ¦                     ¦- устранение неравномерности развития социально-культурной      ¦
   ¦                     ¦инфраструктуры в округах и районах города. Приоритетное         ¦
   ¦                     ¦развитие социально-культурной инфраструктуры в новых,           ¦
   ¦                     ¦особенно отдаленных от центральной части города, жилых          ¦
   ¦                     ¦массивах;                                                       ¦
   ¦                     ¦- обеспечение приоритетного развития учреждений культуры и      ¦
   ¦                     ¦досуга, ориентированных на работу с подростками и               ¦
   ¦                     ¦молодежью. Разработка и создание системы новых учреждений -     ¦
   ¦                     ¦молодежных многофункциональных центров клубного типа;           ¦
   ¦                     ¦- повышение уровня взаимодействия учреждений и организаций      ¦
   ¦                     ¦культуры в создании и реализации совместных творческих          ¦
   ¦                     ¦проектов, а также эффективное использование возможностей        ¦
   ¦                     ¦современной информационно-коммуникативной среды для             ¦
   ¦                     ¦проведения культурной политики города;                          ¦
   ¦                     ¦- организация и поддержка в условиях многонационального         ¦
   ¦                     ¦мегаполиса различных форм межнационального культурного          ¦
   ¦                     ¦обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост                    ¦
   ¦                     ¦взаимопонимания и взаимоуважения жителей города различных       ¦
   ¦                     ¦наций и народностей;                                            ¦
   ¦                     ¦- наращивание межрегиональных и международных культурных        ¦
   ¦                     ¦связей Москвы в целом и прямых партнерских связей отдельных     ¦
   ¦                     ¦творческих коллективов и учреждений культуры;                   ¦
   ¦                     ¦- дальнейшее развитие материально-технической и финансовой      ¦
   ¦                     ¦базы учреждений культуры города                                 ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Сроки и этапы        ¦2005-2007 годы                                                  ¦
   ¦выполнения Программы ¦                                                                ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Перечень разделов и  ¦1. Развитие учреждений культуры города и совершенствование      ¦
   ¦основных мероприятий ¦их деятельности. Система мероприятий Комитета по культуре       ¦
   ¦                     ¦города Москвы по всем типам учреждений культуры и видам         ¦
   ¦                     ¦деятельности.                                                   ¦
   ¦                     ¦2. Взаимодействие Комитета по культуре города Москвы со         ¦
   ¦                     ¦структурными подразделениями Комплекса социальной сферы         ¦
   ¦                     ¦города Москвы, Комплекса развития научно-производственного      ¦
   ¦                     ¦потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных        ¦
   ¦                     ¦отношений и с Московским городским профессиональным союзом      ¦
   ¦                     ¦работников культуры. Система совместных мероприятий             ¦
   ¦                     ¦структурных подразделений Комплекса социальной сферы города     ¦
   ¦                     ¦Москвы и подразделений Комплекса развития научно-               ¦
   ¦                     ¦производственного потенциала города Москвы, межрегиональных     ¦
   ¦                     ¦и общественных отношений с Комитетом по культуре города         ¦
   ¦                     ¦Москвы.                                                         ¦
   ¦                     ¦3. Укрепление и развитие материально-технической базы           ¦
   ¦                     ¦учреждений культуры. Система мероприятий по укреплению и        ¦
   ¦                     ¦развитию материально-технической базы учреждений культуры,      ¦
   ¦                     ¦включая информатизацию отрасли и оснащение                      ¦
   ¦                     ¦специализированным оборудованием                                ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Исполнители разделов ¦Комитет по культуре города Москвы, подразделения Комплекса      ¦
   ¦и основных           ¦социальной сферы города Москвы, подразделения Комплекса         ¦
   ¦мероприятий          ¦развития научно-производственного потенциала города Москвы,     ¦
   ¦                     ¦межрегиональных и общественных отношений, учреждения и          ¦
   ¦                     ¦организации культуры города Москвы, префектуры                  ¦
   ¦                     ¦административных округов города Москвы, научные и               ¦
   ¦                     ¦образовательные организации, творческие союзы и деятели         ¦
   ¦                     ¦искусств                                                        ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Объемы и источники   ¦Объем бюджетного финансирования, необходимый для реализации     ¦
   ¦финансирования       ¦Программы, уточняется ежегодно при формировании бюджета на      ¦
   ¦Программы            ¦очередной финансовый год исходя из возможностей бюджета         ¦
   ¦                     ¦города Москвы и его доходной части.                             ¦
   ¦                     ¦Впервые в Программе рассматривается возможность финансирования  ¦
   ¦                     ¦реализации мероприятий в период 2005-2007 годов по трем         ¦
   ¦                     ¦вариантам: базовому, реалистическому, оптимистическому.         ¦
   ¦                     ¦При этом предусматриваются наращивания и стабилизации           ¦
   ¦                     ¦внебюджетной составляющей в структуре общего бюджета учреждений ¦
   ¦                     ¦культуры в размере до 30%.                                      ¦
   ¦                     ¦                                                                ¦
   ¦                     ¦ ---------------T---------------------------------------------¬ ¦
   ¦                     ¦ ¦Сроки по      ¦Объемы финансирования Программы, млн. руб.,  ¦ ¦
   ¦                     ¦ ¦годам         ¦по вариантам                                 ¦ ¦
   ¦                     ¦ ¦              +------------T--------------T-----------------+ ¦
   ¦                     ¦ ¦              ¦базовый     ¦реалистический¦оптимистический  ¦ ¦
   ¦                     ¦ +--------------+------------+--------------+-----------------+ ¦
   ¦                     ¦ ¦2005-2007 гг. ¦     49056,8¦       54344,1¦          63432,8¦ ¦
   ¦                     ¦ +--------------+------------+--------------+-----------------+ ¦
   ¦                     ¦ ¦В том числе:  ¦            ¦              ¦                 ¦ ¦
   ¦                     ¦ +--------------+------------+--------------+-----------------+ ¦
   ¦                     ¦ ¦2005          ¦     14421,4¦       15086,5¦          15086,5¦ ¦
   ¦                     ¦ +--------------+------------+--------------+-----------------+ ¦
   ¦                     ¦ ¦2006          ¦     16272,5¦       18085,9¦          21382,7¦ ¦
   ¦                     ¦ +--------------+------------+--------------+-----------------+ ¦
   ¦                     ¦ ¦2007          ¦     18363,9¦       21171,7¦          26963,6¦ ¦
   ¦                     ¦ L--------------+------------+--------------+------------------ ¦
   +---------------------+----------------------------------------------------------------+
   ¦Ожидаемые результаты ¦1. Повышение художественного и профессионального уровня,        ¦
   ¦выполнения Программы ¦разнообразия культурной среды города за счет                    ¦
   ¦                     ¦государственной поддержки творческих сил в театральной и        ¦
   ¦                     ¦концертно-гастрольной, музейно-выставочной, а также в           ¦
   ¦                     ¦сфере художественного образования, кинематографии, охраны       ¦
   ¦                     ¦художественного наследия и др.                                  ¦
   ¦                     ¦2. Совершенствование и модернизация деятельности учреждений     ¦
   ¦                     ¦сферы культуры (музеев, выставочных залов, библиотек,           ¦
   ¦                     ¦клубов, парков культуры и отдыха, кинотеатров), мобилизация     ¦
   ¦                     ¦их резервов за счет внедрения новых коммуникативных,            ¦
   ¦                     ¦информационных и управленческих технологий, а также             ¦
   ¦                     ¦укрепления сотрудничества с общественными объединениями и       ¦
   ¦                     ¦творческими союзами.                                            ¦
   ¦                     ¦3. Создание на основе действующих учреждений культуры           ¦
   ¦                     ¦многофункциональных культурных центров с развитой               ¦
   ¦                     ¦инфраструктурой за счет освоения современных форм               ¦
   ¦                     ¦культурно-досуговой деятельности и внедрения современных        ¦
   ¦                     ¦учреждений культуры - молодежных многофункциональных            ¦
   ¦                     ¦центров.                                                        ¦
   ¦                     ¦4. Достижение инновационного развития и расширения              ¦
   ¦                     ¦культурной среды города за счет укрепления культурных           ¦
   ¦                     ¦традиций и введения новаций в культурную жизнь Москвы.          ¦
   ¦                     ¦5. Обеспечение доступности учреждений культуры, культурных      ¦
   ¦                     ¦благ для всех категорий населения путем равномерного            ¦
   ¦                     ¦развития социально-культурной инфраструктуры во всех            ¦
   ¦                     ¦районах города, а также за счет льготного и бесплатного         ¦
   ¦                     ¦посещения культурных учреждений учащимися, создания             ¦
   ¦                     ¦необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями.      ¦
   ¦                     ¦6. Формирование позитивного образа Москвы, повышение ее         ¦
   ¦                     ¦международного авторитета за счет интеграции культуры           ¦
   ¦                     ¦города в мировое и общероссийское культурное пространство.      ¦
   ¦                     ¦7. Гармонизация межнациональных отношений на основе             ¦
   ¦                     ¦взаимодействия и взаимообмена культур жителей                   ¦
   ¦                     ¦многонационального мегаполиса.                                  ¦
   ¦                     ¦8. Достижение нового качественного уровня в кадровом,           ¦
   ¦                     ¦социальном, правовом и научно-методическом обеспечении,         ¦
   ¦                     ¦рост социальной защищенности работников отрасли, повышение      ¦
   ¦                     ¦престижа работы в учреждениях культуры города.                  ¦
   ¦                     ¦9. Устойчивое функционирование и развитие учреждений            ¦
   ¦                     ¦культуры города за счет планомерного укрепления                 ¦
   ¦                     ¦материально-технической базы, в том числе за счет ввода         ¦
   ¦                     ¦дополнительных площадей учреждений культуры в количестве        ¦
   ¦                     ¦95416,6 (базовый вариант), 106510,5 (реалистический             ¦
   ¦                     ¦вариант), 221899,2 кв. м (оптимистический вариант). Кроме       ¦
   ¦                     ¦того, за счет проведения капитального ремонта: при базовом      ¦
   ¦                     ¦варианте - 48 объектов культуры, при реалистическом - 51        ¦
   ¦                     ¦объект культуры, при оптимистическом варианте - 110             ¦
   ¦                     ¦объектов культуры                                               ¦
   L---------------------+-----------------------------------------------------------------
   
                               Введение
   
       Настоящая  Программа является основным базовым  документом  для
   разработки  планов,  программ  и проектов  социально-экономического
   развития административных округов и города Москвы в целом  в  части
   развития сферы культуры и искусства на период 2005-2007 гг.
       При   создании  Программы  применен  программно-целевой  метод,
   направленный  на  развитие культуры Москвы в период  продолжающихся
   качественных  социально-экономических реформ.  Система  мероприятий
   Программы отражает преемственность с выполненной городской  целевой
   комплексной   программой  "Культура  Москвы  (2002-2004   гг.)"   и
   согласована  с  действующими  городскими  и  федеральными  целевыми
   программами.
       Пути   решения   проблем  культурной  сферы,   предложенные   в
   Программе,  учитывают  опыт  реализации государственной  культурной
   политики  в  2002-2004  годах,  а  также  основаны  на  результатах
   фундаментальных   комплексных  научных  исследований,   проведенных
   Единым  научно-методическим  центром Комитета  по  культуре  города
   Москвы  совместно с Институтом социально-политических  исследований
   Российской   академии   наук  в  2002-2004  гг.,   среди   которых:
   "Социальная сфера города в оценках населения столицы", "Москвичи  о
   повышении   своего   образовательного,   культурного    уровня    и
   организации  досуга",  "Москвичи о  состоянии  публичных  библиотек
   города",   "Мнение  москвичей  о  театрах,  театральном  искусстве:
   состояние   и   тенденции  развития",  "Влияние  средств   массовой
   информации на формирование культурных запросов молодежи в  Москве",
   "Молодежь  и  преступность",  "Профилактика  негативных  явлений  в
   молодежной   среде  средствами  культуры  и  искусства",   "Молодые
   москвичи      об     историко-культурных,     патриотических      и
   интернациональных    традициях   столицы",   "Экология    сознания,
   духовности  и  культуры",  "Молодежь  и  музыка",  "Клуб  -  вчера,
   сегодня  и завтра", "Клуб - центр культурных традиций и инноваций",
   "Москвичи    о   символике   Москвы   и   России".   Информационно-
   аналитическими    источниками    Программы    являются    материалы
   Московского   городского   комитета   государственной   статистики,
   подразделений  Комплекса  социальной  сферы  Правительства  Москвы,
   ГИВЦ  Министерства  культуры  и  массовых  коммуникаций  Российской
   Федерации,   Единого   научно-методического  центра   Комитета   по
   культуре    города    Москвы,   Института    социально-политических
   исследований  Российской  академии  наук,  официальная   информация
   органов  государственной власти, учреждений культуры,  общественных
   объединений и творческих союзов.
   
       Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                   ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
   
            1.1. Обоснование применения программных методов
          для модернизации и целевой поддержки сферы культуры
                             города Москвы
   
       Опыт культурного строительства в современных условиях и большой
   культурный    потенциал    столицы   обуславливают    необходимость
   систематической   комплексной  модернизации  и  целевой   поддержки
   развития   сферы   культуры   города.  Инструментом   осуществления
   стратегических и оперативных мер по реализации культурной  политики
   Правительства  Москвы  должна стать городская  целевая  комплексная
   программа "Культура Москвы (2005-2007 гг.)".
       Многообразие   учреждений  культуры  и  сфер  их  деятельности,
   составляющих отрасль культуры Москвы, необходимость решать  стоящие
   перед  ней проблемы в тесном взаимодействии с органами власти  всех
   уровней,  с  государственными  и  негосударственными  учреждениями,
   общественными  организациями  и творческими  союзами  обуславливают
   необходимость  решения поставленных задач программными  методами  в
   рамках   городской   целевой  программы.   Полноценное   достижение
   конкретных  и  перспективных  целей  в  развитии  такого   сложного
   комплекса   как  культура  Москвы  возможно  только   при   наличии
   среднесрочного  стратегического  плана  -  программы   комплексного
   развития.
   
               1.2. Основные итоги реализации программы
                   "Культура Москвы (2002-2004 гг.)"
   
       Происходящие   в  России  с  начала  90-х  годов  политические,
   экономические и социальные процессы привели к частичному  изменению
   культурных  ориентиров  у части молодежи, к потере  в  определенной
   степени    традиционных   культурных   ценностей    полиэтнического
   московского мегаполиса.
       Преодоление  этих тенденций стало намечаться  в  последние  2-3
   года.  Значительная роль в этом принадлежит разработке  и  успешной
   реализации   городской  целевой  комплексной  программы   "Культура
   Москвы  (2002-2004 гг.)", утвержденной постановлением Правительства
   Москвы от 02.07.2002 N 487-ПП.
       В  ходе реализации программы удалось на основе целевого, научно
   обоснованного,    адресного   подхода    обеспечить    согласование
   направленности функционирования учреждений культуры с работой  всей
   социальной  сферы  города Москвы. Особенностью программы  "Культура
   Москвы  (2002-2004 гг.)" стало активное взаимодействие Комитета  по
   культуре  города  Москвы со структурными подразделениями  Комплекса
   социальной   сферы   города  Москвы  и   с   Московским   городским
   профессиональным союзом работников культуры, творческими союзами  и
   деятелями искусств.
       Необходимо  отметить, что практически вся  система  программных
   мероприятий,  отраженная  в  бюджетных  показателях,  установленных
   Правительством  Москвы  на  развитие культуры,  в  2002-2004  годах
   выполнена.
       За  отчетный период существенно выросла доступность  культурных
   ценностей   и   услуг   для  населения.  Как  показали   результаты
   социологических   исследований,  значение  этого   факта   получило
   положительную оценку в общественном сознании горожан.
       Так,   в  настоящее  время  подавляющее  большинство  москвичей
   считает,   что   в  Москве  есть  все  возможности  для   повышения
   культурного уровня <1> (см. диаграмму 1).
   
   -----------------------------------
       <1>   Социологическое  исследование  "Москвичи  о  возможностях
   повышения   своего   образовательного,   культурного    уровня    и
   организации  досуга", ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы,  М.,
   2003.
   
       Приводится  диаграмма 1 "Есть ли в Москве все  возможности  для
   повышения культурного уровня?".
   
   ------------T----------¬
   ¦Нет - 26%  ¦Да - 74%  ¦
   L-----------+-----------
   
       О  положительных  результатах  реализации  программы  "Культура
   Москвы   (2002-2004   гг.)"  свидетельствует  и   динамика   мнений
   москвичей относительно общей культурной ситуации в столице. Если  в
   2002  г. положительную оценку деятельности городских органов власти
   в  сфере культуры давали лишь 54% жителей столицы, то в 2004  г.  -
   уже 62%, а среди молодежи - 73%.
       Выполнение   системы   программных   мероприятий   учреждениями
   культуры  разных  типов  позволило достичь определенных  успехов  в
   приобщении к культуре самых разных социальных групп москвичей.
       В сфере театрального искусства период реализации предшествующей
   программы характеризуется возрастанием интереса москвичей  к  этому
   жанру  искусства. На московской театральной сцене появилось  немало
   новых  талантливых  постановок,  характеризующихся  оригинальностью
   драматургии,  режиссерских  решений и исполнительского  мастерства.
   Было  выпущено  283  премьерных  спектакля.  Общее  число  зрителей
   составило  более 12 млн. чел., что на 11% больше, чем за предыдущие
   три года.
       Впервые в городе Москве осуществлялось бюджетное финансирование
   не   только  репертуарных  театров,  но  и  независимых  творческих
   коллективов   различных  организационно-правовых   форм   и   видов
   собственности (на конкурсной основе).
       Развитию  театрального  искусства в Москве  способствовали  уже
   получившие  признание и новые фестивальные и конкурсные проекты,  в
   частности,  "Золотая  маска", Международный  театральный  фестиваль
   имени   А.П.  Чехова,  Пасхальный  фестиваль,  театральный   проект
   "Открытая сцена" и др.
       Музеи  и  выставочные залы Москвы за истекший период  развивали
   новые   формы  работы  с  населением  города  и  гостями   столицы.
   Пополнялись  новыми, в том числе уникальными, экспонатами  музейные
   фонды.
       В   выставочных  залах  города  демонстрировались  произведения
   художников из многих стран ближнего и дальнего зарубежья,  регионов
   России.
       Всего  в Москве за три года прошло более 1200 выставок, которые
   посетили свыше 10 млн. человек.
       Ярким   событием   в   жизни  города  стало   проведение   Дней
   исторического и культурного наследия.
       Была   продолжена  работа  по  совершенствованию   деятельности
   библиотек,   расширению  книжного  фонда,   расширению   работы   с
   населением.  Как  хорошее и удовлетворительное оценивают  состояние
   публичных библиотек 75% экспертов <2>.
   
   -----------------------------------
       <2>   Социологическое   исследование  "О  состоянии   публичных
   библиотек в Москве", ЕНМЦ, ИСПИ РАН, М., 2004.
   
       Принципиально  новый подход к работе с населением характеризует
   разработанную  и  принятую  Программу развития  на  базе  библиотек
   комплексных интеллект-центров.
       Активно  развивалась  работа  в клубах  и  Домах  культуры.  За
   истекший   период  в  клубных  учреждениях  работало   свыше   5600
   формирований,  было  проведено около  50  тыс.  культурно-досуговых
   мероприятий, которые посетили 1,5 млн. человек.
       Наиболее   доступными,   демократичными,   посещаемыми    всеми
   категориями      населения      объектами      социально-культурной
   инфраструктуры оставались парки культуры и отдыха. За три  истекших
   года  их посетило более 30 млн. человек, что на 12% больше,  чем  в
   предыдущий  период. С целью оптимизации развития парков  столицы  в
   новых  условиях в 2004 году была разработана Концепция комплексного
   развития "Парки Москвы".
       За  отчетный период 82 государственных муниципальных кинотеатра
   посетило  около  9  млн. чел. Валовой сбор от кинопроката  составил
   более  8  млн.  руб.  Основным стратегическим направлением  в  ходе
   реализации  программы в области кинофикации и кинопроката  являлось
   повышение  уровня  государственного  регулирования  в  этой  сфере,
   увеличение  численности  фильмов  отечественного  производства.   В
   результате   этой  работы  количество  отечественных   фильмов   на
   московском экране возросло с 5% в 2002 году до 14% в 2004 году.
       В   ходе   выполнения   мероприятий   программы   в   городских
   образовательных  учреждениях - детских музыкальных  школах,  школах
   искусств,  средних специальных учебных заведениях удалось сохранить
   устойчивый  рост числа учащихся, повысить качество  образования  за
   счет новых методик и привлечения квалифицированных кадров.
       В  сотрудничестве с таможенными и правоохранительными  органами
   был  усилен контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей через
   границу Российской Федерации.
       Устанавливались  памятники  и  мемориальные  доски   выдающимся
   деятелям  истории, культуры и искусства в Москве,  других  регионах
   России  и  за  рубежом при широком участии общественности,  органов
   местного самоуправления.
       В  области  межрегионального  и  международного  сотрудничества
   решались  задачи  по  сохранению  статуса  Москвы  как  крупнейшего
   российского и мирового культурного центра.
       Было  проведено 52 культурные программы в рамках Дней Москвы  в
   зарубежных  и  российских  городах и Дней зарубежных  и  российских
   городов   в  Москве.  На  базе  прямых  связей  между  учреждениями
   культуры  Москвы и городов-партнеров проведено 165 международных  и
   межрегиональных мероприятий.
       Общественно  значимые массовые культурные  мероприятия  успешно
   формировали  культурный  облик  столицы,  консолидировали  сознание
   москвичей,   внесли   существенный  вклад  в   решение   актуальных
   государственных  социально-политических проблем. О  масштабах  этой
   деятельности  свидетельствуют следующие цифры:  всего  за  истекший
   период  в  той  или  иной  степени в них приняли  участие  28  млн.
   москвичей,  более  50 тыс. профессиональных артистов  и  участников
   народных  коллективов. Режиссерами, сценаристами  и  постановщиками
   было создано около 300 оригинальных творческих проектов.
       Особое внимание и широкий отклик у москвичей нашли мероприятия,
   посвященные  Дню  города,  Рождественские  праздники,  мероприятия,
   связанные  с  подготовкой к 60-летию Победы в Великой Отечественной
   войне,    Днем    России,   молодежные   программы   патриотической
   направленности, акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.
       Важнейшими  показателями  по  объектам  культуры  являются  как
   количественные  характеристики (посещаемость  <3>  и  др.),  так  и
   качественные   -   привлекательность   для   москвичей,   а   также
   художественный    и    интеллектуальный    уровень    предлагаемого
   культурного продукта.
   
   -----------------------------------
       <3>   Данные  Москомстата  по  посещаемости  в  целом  по  всем
   возрастным  группам. Исследования ЕНМЦ Комитета по культуре  города
   Москвы   и   Института  социально-политических   исследований   РАН
   проводились в молодежной аудитории.
   
       Динамика  спроса  на  культурный продукт  -  рост  посещаемости
   учреждений   культуры   города  Москвы  в   2002-2004   годах   при
   незначительном   росте   числа   бюджетных   учреждений    культуры
   приводится в таблице N 1.
   
                                                           Таблица N 1
   
                   ПОСЕЩАЕМОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
   
                                                           (млн. чел.)
   -------------------------------------------T-----T-----T-----¬
   ¦Наименование типа учреждений культуры     ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦
   +------------------------------------------+-----+-----+-----+
   ¦Театры                                    ¦ 3,3 ¦ 3,4 ¦ 3,5 ¦
   +------------------------------------------+-----+-----+-----+
   ¦Музеи и выставочные залы                  ¦ 3,1 ¦ 3,2 ¦ 4,25¦
   +------------------------------------------+-----+-----+-----+
   ¦Библиотеки                                ¦17,2 ¦17,5 ¦17,9 ¦
   +------------------------------------------+-----+-----+-----+
   ¦Парки культуры и отдыха                   ¦10,5 ¦12,0 ¦13,4 ¦
   +------------------------------------------+-----+-----+-----+
   ¦Кинотеатры                                ¦ 2,9 ¦ 3,84¦ 5,0 ¦
   +------------------------------------------+-----+-----+-----+
   ¦Учреждения культуры клубного типа (Дворцы ¦ 0,53¦ 0,69¦ 0,84¦
   ¦культуры, Дома культуры, клубы и прочие   ¦     ¦     ¦     ¦
   ¦учреждения)                               ¦     ¦     ¦     ¦
   L------------------------------------------+-----+-----+------
   
       Достижению  данных позитивных сдвигов способствовал  целый  ряд
   мер,  предусмотренных  программой.  Прежде  всего,  это  увеличение
   численности  посетителей, получивших возможность бесплатно  или  на
   льготных  условиях  пользоваться  культурными  благами  в  театрах,
   музеях,  выставочных залах, клубах по интересам, интеллект-центрах,
   парках  культуры и отдыха и т.п. Сумма государственной  компенсации
   для предоставления этих льгот в 2002-2004 годах составила более  40
   млн. руб., что позволило воспользоваться ими 1,1 млн. москвичей.
       Ориентация  на приобщение подрастающего поколения к  культурным
   достижениям, взятая театрами, музеями и выставочными залами,  нашла
   реальное   отражение   в  неуклонном  увеличении   этой   категории
   посетителей (таблица N 2).
   
                                                           Таблица N 2
   
            ДОСТУПНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОДУКТА -
         ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА БЕСПЛАТНОЙ
                           (ЛЬГОТНОЙ) ОСНОВЕ
   
                                                           (тыс. чел.)
   -------------------------------------T------T-----T------¬
   ¦Наименование учреждений культуры    ¦2002  ¦2003 ¦2004  ¦
   +------------------------------------+------+-----+------+
   ¦Театры (учащиеся)                   ¦ 161,5¦203,1¦ 245,2¦
   +------------------------------------+------+-----+------+
   ¦Музеи и выставочные залы (учащиеся) ¦ 119,9¦121,6¦ 127,5¦
   L------------------------------------+------+-----+-------
   
       Основные  положения данной программы органически  сочетались  с
   содержанием   федеральных   и   городских   комплексных   программ,
   затрагивавших  проблемы  сферы  культуры,  были  ориентированы   на
   решение   наиболее  актуальных  общегосударственных   и   городских
   проблем,   в   том   числе   на  воспитание   гражданственности   и
   патриотизма,    противодействие   негативному   влиянию    массовой
   культуры,  на  борьбу  с такими явлениями, как  правовой  нигилизм,
   пьянство,  наркомания  и  т.п.,  что  придало  системный   характер
   деятельности  учреждений  культуры и досуга  столицы,  повысило  ее
   эффективность, укрепило влияние органов власти Москвы на  городскую
   сферу культуры и т.д.
       Реальное расширение возможностей для культурного досуга горожан
   разного  уровня  обеспеченности отражают результаты  мониторинговых
   социологических опросов 2001-2004 годов, приведенные  на  диаграмме
   2.
   
       Приводится диаграмма 2.
   
       Ориентация на обеспечение доступности культурных ценностей всем
   социальным  слоям  москвичей получила отражение в ценовой  политике
   учреждений    культуры.   Доступность   конкретной    услуги    для
   потенциального потребителя зависит от ее востребованности и  уровня
   цены  на  нее.  При  этом устанавливаемые московскими  учреждениями
   культуры  цены почти всегда ниже, чем они были бы в чисто  рыночных
   условиях,  т.е.  без  поддержки государства.  Общий  объем  платных
   услуг,  предоставляемых населению учреждениями  культуры  и  досуга
   города  в период 2002-2004 гг., ежегодно повышался и достиг в  2004
   году максимального уровня - 1737,2 млн. руб.
       Положительная  тенденция  наметилась в  материальной  поддержке
   кадрового  состава учреждений культуры, который является  важнейшим
   условием  развития  отрасли. Согласно постановлениям  Правительства
   Москвы  от  18.12.2001  N  1157-ПП и  от  02.09.2003  N  734-ПП  "О
   повышении  тарифных  ставок  (окладов)  Единой  тарифной  сетки  по
   оплате  труда  работников организаций бюджетной  сферы"  за  период
   2002-2004  гг. средняя заработная плата работников подведомственных
   учреждений  культуры ежегодно увеличивалась (таблица N 3):  в  2002
   г. - на 44%, в 2003 г. - на 32%, в 2004 г. - на 43,2%.
   
                                                           Таблица N 3
   
            РОСТ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ
                 ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
   
   -----T----------------------T-----------------------T---------------¬
   ¦N   ¦Наименование          ¦Среднемесячная         ¦Проценты (%)   ¦
   ¦п/п ¦учреждения            ¦заработная плата (руб.)¦роста зарплаты ¦
   ¦    ¦                      +-----------T-----------+к 2003 году    ¦
   ¦    ¦                      ¦за 2003 год¦за 2004 год¦               ¦
   +----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
   ¦1.  ¦Театры                ¦       5900¦       8727¦          147,9¦
   +----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
   ¦2.  ¦Музеи                 ¦       5020¦       6844¦          136,3¦
   +----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
   ¦3.  ¦Парки культуры и      ¦       5749¦       9108¦          158,4¦
   ¦    ¦отдыха                ¦           ¦           ¦               ¦
   +----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
   ¦4.  ¦Библиотеки            ¦       2938¦       4492¦          152,9¦
   +----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
   ¦5.  ¦Дома культуры и клубы ¦       2288¦       3309¦          144,6¦
   +----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
   ¦6.  ¦Выставочные залы      ¦       2216¦       3015¦          136,0¦
   ¦    ¦округов               ¦           ¦           ¦               ¦
   +----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
   ¦7.  ¦Музыкальные школы     ¦       3994¦       5338¦          133,7¦
   +----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
   ¦    ¦Итого по культуре     ¦       4680¦       6631¦          141,7¦
   +----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
   ¦    ¦Кинотеатры            ¦       4423¦       6455¦          145,9¦
   +----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
   ¦    ¦Всего по Комитету     ¦       4701¦       6734¦          143,2¦
   L----+----------------------+-----------+-----------+----------------
   
       Учитывая   низкий   уровень  среднемесячной  заработной   платы
   работников  библиотек,  в целях дальнейшей социальной  поддержки  и
   оказания  им  дополнительной адресной помощи решением Правительства
   Москвы  с  1 октября 2003 года библиотекарям установлены  городские
   доплаты  до  уровня прожиточного минимума. В результате  заработная
   плата  библиотекарей системы Комитета по культуре города Москвы  по
   сравнению с 2002 годом увеличилась на 87%.
       Комитет  по  культуре  города  Москвы  обеспечил  реализацию  и
   своевременное финансирование обязательств Правительства  Москвы  по
   Московскому   трехстороннему   соглашению   и   Соглашению    между
   Министерством труда и социального развития Российской  Федерации  и
   Правительством  Москвы на 2004 год по установлению минимума  оплаты
   труда для работников подведомственных учреждений культуры: с 1  мая
   2004 года - 2000 руб., с 1 октября 2004 года - 2500 руб.
   
      1.3. Результаты реализации системы программных мероприятий
              по укреплению материально-технической базы
                       культуры за 2002-2004 гг.
   
       Благодаря  усилиям  Правительства Москвы, Комплекса  социальной
   сферы  города Москвы, совместной работе Комитета по культуре города
   Москвы  и  подведомственных ему учреждений и организаций с  другими
   структурными  подразделениями  Правительства  Москвы  были  сделаны
   существенные    шаги   в   развитии   отрасли   по    направлениям:
   строительство  и  реконструкция объектов культуры (А),  капитальный
   ремонт (Б), техническое переоснащение объектов культуры (В).
   
                   А. Строительство и реконструкция
   
       Основным  направлением  бюджетных капиталовложений  в  развитие
   отрасли являлась адресная инвестиционная программа строительства  и
   реконструкции объектов культуры.
       По театрам и концертным залам:
       -   завершены  строительство  Московского  международного  Дома
   музыки  в  составе культурного центра "Красные Холмы",  Московского
   театра  "Луны",  реконструкция Московского театра под  руководством
   А. Джигарханяна, "Ведогонь-театра" в г. Зеленограде;
       -   продолжались  строительство  и  реконструкция:  Московского
   академического  театра им. К.С. Станиславского и Вл.И.  Немировича-
   Данченко,  Московского  театра  "ET  CETERA"  под  руководством  А.
   Калягина,   МТКЦ   под   руководством  А.   Градского,   МТФЦ   под
   руководством Л. Рюминой.
       По музеям и выставочным залам:
       -  завершена  реконструкция  картинной  галереи  И.  Глазунова,
   завершено строительство нового здания галереи А. Шилова;
       -   продолжались   работы   по   строительству   фондохранилища
   Дарвиновского   музея,  комплексной  реконструкции  и   реставрации
   Московского    планетария,    объектам   Государственного    музея-
   заповедника "Коломенское";
       -   развернута  реконструкция  Центрального  выставочного  зала
   "Манеж".
       По библиотекам:
       - осуществлен ввод библиотеки-фонда "Русское зарубежье", второй
   очереди   библиотеки-читальни   им.   И.С.   Тургенева;   завершена
   реконструкция библиотеки искусств им. А. Боголюбова.
       По кинотеатрам:
       -  в  2004  году  введены в эксплуатацию 3 детских  кинотеатра,
   подготовлены к сдаче еще 2 детских кинотеатра, организована  работа
   по   подготовке   проектной  документации   на   реконструкцию   14
   кинотеатров, входящих в состав ГУП "Московское кино".
       По детским музыкальным школам и школам искусств:
       - завершены реконструкция здания детской художественной школы N
   2  и строительство нового здания Детской музыкальной школы им. В.В.
   Андреева в Северо-Западном административном округе города Москвы;
       -  начата  реконструкция с расширением площадей  детской  школы
   искусств  N  13  в  Митино (Северо-Западный административный  округ
   города  Москвы),  завершена  разработка проектной  документации  на
   строительство детской музыкальной школы в Зеленограде;
       -  выпущены  постановления Правительства Москвы о реконструкции
   ДШИ  им.  С. Рихтера (Южный административный округ города  Москвы),
   ДШИ   им.  Римского-Корсакова  (Восточный  административный   округ
   города Москвы).
       По клубным учреждениям:
       -  выпущено  постановление Правительства Москвы о реконструкции
   Государственного  дома культуры "Гармония" (Южный  административный
   округ  города  Москвы),  принято решение  о  строительстве  в  Юго-
   Восточном   округе  многофункционального  культурно-спортивного   и
   общественно-делового  центра на территории парка  850-летия  Москвы
   за счет внебюджетных источников.
       По Московскому зоопарку:
       - завершена реконструкция павильона "Слоновник".
       По объектам монументального искусства:
       -   установлены  памятники:  В.И.  Сурикову,  Б.  Окуджаве,  Ф.
   Нансену,  А. Навои, Е.Ф. Гнесиной, испанским добровольцам, погибшим
   в    России   в   годы   Великой   Отечественной   войны,   воинам-
   интернационалистам,  бюст  К.К.  Рокоссовского;  памятные  знаки  -
   доблести  российских моряков-черноморцев, жертвам террористического
   акта на Дубровке и др., а также 27 мемориальных досок.
       Основная   доля   капитальных  вложений   в   объекты   отрасли
   приходилась  на  городской бюджет. Общий объем средств,  выделенных
   из  городского  бюджета, за указанный период  составил  11,1  млрд.
   рублей.
       В  2002-2004 гг. объемы бюджетного финансирования строительства
   и  реконструкции отрасли превышали плановые показатели программы  и
   составили 101,1% от предусмотренных программой.
       В   связи   с   удорожанием  стоимости  работ,   материалов   и
   оборудования   претерпели  корректировку   стоимостные   показатели
   общего  объема  работ по объектам, что привело  к  переносу  сроков
   ввода ряда объектов на последующие годы.
       По  объективным причинам не представилось возможным реализовать
   все   инвестиционные  намерения  о  строительстве  и  реконструкции
   объектов   культуры,   по   которым  были   приняты   постановления
   Правительства города Москвы. Вместе с тем с привлечением  сторонних
   инвестиций  удалось  осуществить реконструкцию  зданий  Московского
   театра "Современник", в ходе реализации Программы восстановления  и
   реконструкции государственного парка культуры и отдыха  "Таганский"
   была    проведена    реконструкция    физкультурно-оздоровительного
   комплекса   на  его  территории.  В  рамках  комплексной  застройки
   микрорайонов  получены новые помещения под размещение библиотеки  N
   12  им.  Н.Ф.  Погодина (Центральный административный округ  города
   Москвы)    и    детской   школы   искусств   "Старт"   (Центральный
   административный  округ  города Москвы),  а  также  здание  детской
   музыкальной   школы   N  49  им.  В.В.  Андреева   (Северо-Западный
   административный округ города Москвы).
   
                         Б. Капитальный ремонт
   
       Продолжался капитальный ремонт зданий:
       -  театров:  имени  Моссовета, на Малой Бронной,  "У  Никитских
   ворот", имени Пушкина;
       -  музеев: "Кусково", "Останкино", Маяковского, истории  города
   Москвы, Высоцкого, Цветаевой, "Бородинская панорама" и др.
       Выполнен   большой  объем  работ  по  подготовке   к   открытию

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное