Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (УТВ. ПРИКАЗОМ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ ОТ 05.05.1999 N 107)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                           Утверждено
                                                             Приказом
                                                 Госкомрыболовства РФ
                                               от 5 мая 1999 г. N 107
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
                    О ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ
                         РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
   
                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1.1. Настоящее   Положение  определяет  задачи,  содержание  и
   основы   организации   технической   эксплуатации   флота   рыбной
   промышленности  и устанавливает основные требования к техническому
   состоянию  судов  и  судовых  технических   средств   (механизмов,
   оборудования, систем и устройств).
       1.2. Действие  Положения  распространяется  на   суда   рыбной
   промышленности   всех  назначений  и  обязательно  для  выполнения
   судовыми  экипажами  и  работниками  береговых  служб  и   отделов
   предприятий  и организаций,  связанных с технической эксплуатацией
   флота.
       Положение может  быть  использовано  судовладельцами всех форм
   собственности.
       1.3. В развитие настоящего Положения могут издаваться правила,
   инструкции и наставления по технической эксплуатации  судов  и  их
   технических средств.
       Судовладельцы при   необходимости   разрабатывают   и   издают
   инструкции  и другие документы,  учитывающие специфику технической
   эксплуатации принадлежащих им судов.
       1.4. Техническая  эксплуатация флота представляет собой научно
   обоснованную   систему   организационно-технических   мероприятий,
   направленных   на   поддержание  флота  в  техническом  состоянии,
   обеспечивающем  надежную  и  безопасную  работу  судов  и  судовых
   технических  средств  (СТС)  и  их  использование  с  максимальной
   эффективностью.
       1.5. Техническая  эксплуатация судов включает в себя следующие
   функциональные элементы:
       а) техническое   использование   судов  -  комплекс  работ  по
   обеспечению технической готовности судов к работе по назначению  и
   выполнение этой работы, осуществляемый судовым экипажем;
       б) техническое  обслуживание  судов  -   комплекс   работ   по
   поддержанию    судов    в    исправном    техническом   состоянии,
   осуществляемый судовым экипажем,  базами технического обслуживания
   судовладельца    (БТО,    СРЗ,    мастерские)   и   судоремонтными
   предприятиями (СРП);
       в) ремонт  судов  -  комплекс  работ  по восстановлению уровня
   работоспособности   судов,    обеспечивающего    возможность    их
   эксплуатации  в  межремонтные  периоды,  выполняемый СРП различных
   отраслей и форм собственности.
       1.6. Система    организационно-технических    мероприятий   по
   технической эксплуатации судов предусматривает:
       а) организацию технического использования и обслуживания судов
   и их технических средств;
       б) обеспечение  флота  необходимой  нормативной  и технической
   документацией по обслуживанию судов и их технических средств;
       в) обеспечение диагностирования и прогнозирования технического
   состояния судов и их технических средств;
       г) планирование   объемов   и   сроков   ремонта  судов  и  их
   технических средств;
       д) определение  оптимальных  объемов  материально-технического
   обеспечения флота и его осуществление;
       е) организацию            научно-исследовательских           и
   опытно-конструкторских работ в  области  технической  эксплуатации
   флота;
       ж) подготовку и повышение квалификации кадров;
       з) обеспечение нормальной безопасной работы судовых экипажей и
   береговых служб  в  соответствии  с  действующими  нормативными  и
   руководящими документами;
       и) организацию  надзора  за  технической  эксплуатацией  судов
   силами судовладельцев, их вышестоящих и надзорных органов.
   
             2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУДОВ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
   
       2.1. К  судам  рыбной  промышленности  относятся  все  суда  и
   технические   плавучие   средства,    находящиеся    на    балансе
   государственных   организаций   и   предприятий   рыбной  отрасли,
   являющихся   юридическим    лицом,    в    дальнейшем    именуемых
   судовладельцем.
       2.2. К судам рыбной промышленности относятся:
       - научно-исследовательские     и     учебные,    принадлежащие
   научно-исследовательским  институтам,  управлениям   промразведки,
   учебным заведениям;
       - промысловые    суда,    эксплуатируемые     государственными
   рыбопромышленными предприятиями;
       - рыбоохранные,  промысловые  суда,  в  основном   средне-   и
   малотоннажные, катера (буксирные, служебно-разъездные, лоцманские,
   линейные,  пассажирские),  мотолодки со стационарными и подвесными
   моторами,  находящиеся  на  балансе управлений органов рыбоохраны,
   воспроизводства  рыбных  запасов   и   регулирования   рыболовства
   (рыбводы);
       - буксирные   суда   (спасательные,   кантовщики,   линейные),
   танкеры,  плавбуксировщики, катера (пожарные, служебно-разъездные,
   пассажирские,  буксирные  и  др.),  нефтемусоросборщики,  сборщики
   судовых   отходов,   суда   технического   флота  (плавмастерские,
   земснаряды) и другие суда, принадлежащие морским рыбным портам.
   
             3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ
   
                        3.1. Основные положения
   
       3.1.1. Основной формой технической эксплуатации  судов  рыбной
   промышленности    является   система   непрерывного   технического
   обслуживания и  ремонта  (СНТОР),  представляющая  собой  комплекс
   технических  и  организационных мероприятий по проведению плановых
   технических обслуживаний и  ремонтов,  обеспечивающих  надежную  и
   бесперебойную  работу  судовых  технических средств при увеличении
   продолжительности их  использования  между  очередными  заводскими
   ремонтами.  СНТОР  предусматривает внедрение наиболее рациональных
   режимов  эксплуатации  судна,  определяющих   его   долговременную
   эксплуатацию, вплоть до полного амортизационного срока его службы.
       Для судов,  по которым не разработан комплекс документации  по
   системе  непрерывного  технического  обслуживания  (СНТО) и СНТОР,
   основной формой технической эксплуатации  судов  является  система
   планово-предупредительных         осмотров         (ППО)         и
   планово-предупредительных ремонтов (ППР).
       3.1.2. Работа судов по СНТОР, при наличии документации по СНТО
   и СНТОР,  осуществляется в соответствии с действующим Положением о
   переводе  и  эксплуатации  судов  флота  рыбной  промышленности по
   системе непрерывного технического обслуживания и ремонта.
       3.1.3. Для    судов,   не   поднадзорных   Морскому   Регистру
   судоходства,  а  также  для  судов,  перевод  которых   на   СНТОР
   экономически   нецелесообразен,   техническая  эксплуатация  судов
   осуществляется   по   системе   ППО   и   ППР,   базирующихся   на
   планах-графиках  осмотров,  технических  обслуживаний,  ремонтов и
   материально-технического обеспечения,  составляемых и утверждаемых
   организациями   судовладельцев.   При  этом  должен  производиться
   систематический  анализ  скоростей  изнашивания  деталей   СТС   и
   остаточного   ресурса   СТС   до   каждой   категории   ремонта  с
   использованием предельно допустимых износов и зазоров (указывается
   в заводских инструкциях) для установления оптимальных межремонтных
   периодов.
       3.1.4. Организационно-техническое    руководство   технической
   эксплуатацией   судов   рыбной    промышленности    осуществляется
   ведомством    Российской    Федерации    по    рыболовству   через
   соответствующие отделы и службы судовладельцев.
       3.1.5. Методическое    и   научное   руководство   технической
   эксплуатации судов рыбной промышленности осуществляется ведомством
   Российской Федерации по рыболовству через Гипрорыбфлот.
       3.1.6. Непосредственное руководство технической  эксплуатацией
   флота    судовладельца   осуществляет   заместитель   руководителя
   организации  судовладельца  (главный   инженер),   который   несет
   ответственность   за   организацию   технической   эксплуатации  и
   техническое состояние флота, через соответствующие отделы и службы
   (специалистов).
       3.1.7. Функциональные      задачи,      взаимоотношения      и
   ответственность  служб  и  отделов (специалистов) судовладельца за
   техническую  эксплуатацию  флота  устанавливаются  положениями   о
   службах и отделах (специалистах), утверждаемыми руководителем этой
   организации.
       3.1.8. Механико-судовая        служба        (МСС)        либо
   инженерно-техническая  служба   (ИТС)   осуществляет   организацию
   технической  эксплуатации  флота  в  соответствии  с  Положением о
   механико-судовой службе базы флота.  МСС обеспечивает работу судов
   по  СНТОР,  подготовку  и  проведение  технического  обслуживания,
   докования,  ремонта,  классификационного   освидетельствования   и
   инспекторских   осмотров   судов,   осуществляет  теплотехническое
   обслуживание судов, рациональное использование ГСМ, паспортизацию,
   оперативное  руководство  базами  технического  обслуживания (БТО)
   флота и обеспечивает разработку планов их развития.
       3.1.9. Служба     мореплавания    обеспечивает    безопасность
   мореплавания    судов    на    основе    технически     грамотной,
   высококвалифицированной,    безаварийной    эксплуатации    судов,
   поддержание  корпусов  судов,  устройств,  систем   в   надлежащем
   техническом состоянии и проводит проверки состояния оборудования в
   соответствии с требованиями Международных конвенций, приведенных в
   Приложении 1.
       3.1.10. Служба  (специалист)  связи,  электрорадионавигации  и
   поисковой  техники  (СЭРП)  обеспечивает  организацию  технической
   эксплуатации     средств     радиосвязи,    электрорадионавигации,
   гидроакустической рыбопоисковой  техники  и  электронных  приборов
   контроля параметров орудий лова.
       3.1.11. Служба  эксплуатации  (специалист   по   эксплуатации)
   обеспечивает  организацию  эксплуатации  судов  в  соответствии  с
   утвержденным графиком и своевременный приход судов в порт ремонта,
   вывод  судов  из  эксплуатации на ремонт в сроки,  предусмотренные
   планом ремонта флота и сроками  действия  документов  Регистра,  и
   осуществляет    контроль   за   своевременным   вводом   судов   в
   эксплуатацию.
       3.1.12. Технический отдел (специалист) обеспечивает разработку
   и контроль за внедрением новой  техники  и  передовой  технологии,
   обобщение   и   распространение  передового  опыта  и  технической
   информации,  организацию разработки  технической  документации  по
   модернизации  и  переоборудованию  судов,  обеспечивает суда флота
   технической документацией по СНТОР,  хранение  вторых  экземпляров
   судовой  и  другой  отчетной  документации,  руководит  работой по
   изобретательству и рационализации.
       3.1.13. Отдел  материально-технического снабжения (специалист)
   на основании  действующих  нормативов  расхода  производит  расчет
   потребности  флота  с учетом заявок с судов и составляет заявки на
   материалы,  оборудование,  инструмент,  сменные и запасные части и
   средства механизации ремонтных работ,  обеспечивает их получение и
   доставку на суда.
       Предварительные заявки  на  оборудование,  сменные  и запасные
   части   составляются   соответствующими   отделами   и    службами
   судовладельца   и   передаются  в  отдел  материально-технического
   снабжения.
       3.1.14. Планово-экономический     отдел     (специалист     по
   планированию)   планирует   выделение   средств   на   техническую
   эксплуатацию     флота    и    развитие    (или    финансирование)
   производственной  базы  технической  эксплуатации,  ведет  расчеты
   фактической  экономической эффективности применения СНТОР на судах
   флота и экономической эффективности работы флота.
       3.1.15. Отдел  кадров,  по  согласованию с МСС (ИТС),  службой
   мореплавания  и  СЭРП,  обеспечивает  комплектацию  и   оформление
   судовых  экипажей,  а  также  по представлению МСС (ИТС) - судовых
   ремонтных групп, подменных экипажей.
       3.1.16. Отдел  организации  труда,  заработной платы и рабочих
   кадров  осуществляет  меры   по   улучшению   организации   труда,
   совершенствованию   системы   оплаты   труда  судовых  экипажей  и
   работников береговых служб.
       3.1.17. Отдел  техники  безопасности  и промышленной санитарии
   контролирует  выполнение  требований  действующих  Правил  техники
   безопасности  на  судах  флота  рыбной промышленности и санитарных
   правил, СанПиН 2.3.4.050-96.
       3.1.18. Теплотехническая    служба     (отдел,     специалист)
   обеспечивает   теплотехническую  работу  на  судах,  разрабатывает
   рациональные  режимы  работ  судовых   энергетических   установок,
   внедряет  современные приборы контроля и регистрации режима работы
   судовых  энергетических  установок,   осуществляет   контроль   за
   выполнением требований технических условий на проведение очередных
   МРТО и ремонтов ГД, ВДГ и другого теплотехнического и холодильного
   оборудования.
       3.1.19. Отдел    промышленного    рыболовства     (специалист)
   обеспечивает  соответствие применяемых тралов,  неводов,  ловушек,
   сетей,  ярусов и др.  промыслового  снаряжения  и  орудий  лова  и
   режимов  траления  техническим возможностям судовых энергетических
   установок,  траловых лебедок и другого промыслового  оборудования,
   организует эксплуатацию промысловых механизмов и оборудования и их
   техническое обслуживание в соответствии с действующими правилами и
   инструкциями.
       3.1.20. Отдел  производства  рыбной   продукции   обеспечивает
   эксплуатацию  технологического оборудования,  содержание в должном
   техническом и санитарном состоянии цехов и помещений для обработки
   рыбы. В соответствии с санитарными правилами  СанПиН 2.3.4.050-96,
   отдел   (специалист)   планирует   необходимые   для  производства
   продукции расходные материалы и передает заявку в ОМТС.
       3.1.21. В  организациях,  где отсутствуют МСС,  служба (отдел)
   мореплавания,  СЭРП или соответствующие  специалисты,  их  функции
   осуществляют  отделы  флота  данных организаций,  укомплектованные
   соответствующими специалистами с достаточной квалификацией.
       3.1.22. Все суда в части их технической эксплуатации могут при
   необходимости закрепляться за групповыми специалистами (капитанами
   и механиками флота).
       3.1.23. Количество и состав судов,  закрепленных за групповыми
   специалистами,  устанавливаются  МСС (ИТС),  службой мореплавания,
   СЭРП  и  оформляются  приказом   по   организации   судовладельца.
   Количество   и   состав   судов,   закрепленных  за  специалистами
   теплотехнического подразделения, устанавливаются теплотехническими
   подразделениями.
       3.1.24. Количество и состав судов,  закрепленных за капитанами
   и  механиками  службы  флота  (линейными механиками),  оформляются
   приказом по организации судовладельца.
   
                   3.2. Планирование, контроль и учет
                        технической эксплуатации
   
       3.2.1. Планирование     технической     эксплуатации     судов
   осуществляется на основе планов:
       а) организационно-технических   мероприятий   по   технической
   эксплуатации флота;
       б) ремонта и докования судов;
       в) внедрения новой техники и передовой технологии;
       г) материально-технического       обеспечения      технической
   эксплуатации.
       3.2.2. По  судам,  переведенным на СНТО и СНТОР,  планирование
   осуществляется   в   соответствии   с   утвержденной   технической
   документацией  по  СНТО  и СНТОР,  а по судам,  не переведенным на
   СНТОР,  - в соответствии с  планом-графиком  проведения  работ  по
   техническому обслуживанию и ремонту,  разработанному на год или на
   период эксплуатации судна между заводскими ремонтами.
       3.2.3. Планирование  ремонта  и докования судов осуществляется
   МСС (ИТС) в соответствии с разделами 7 и 8 настоящего Положения.
       3.2.4. План  внедрения  новой  техники  и передовой технологии
   разрабатывается техническим  отделом  судовладельца  на  основании
   предложений служб и отделов судовладельца.
       3.2.5. Контроль    за    технической    эксплуатацией    флота
   осуществляется  соответствующими службами и отделами судовладельца
   путем проведения инспекторских осмотров флота и  отдельных  судов,
   посещения судов во время стоянок в портах, выхода в рейсы на судах
   капитанов-наставников, механиков-наставников и других специалистов
   судовладельца,  а также путем систематического анализа показателей
   технической эксплуатации флота.
       Технический надзор    за   судами   во   время   эксплуатации,
   технического обслуживания и ремонта  осуществляется  организациями
   государственного и ведомственного надзора.
       3.2.6. Учет технической эксплуатации должен осуществляться  на
   различных  уровнях  управления технической эксплуатацией в объеме,
   достаточном для целей контроля, планирования, отчетности и анализа
   на каждом уровне.
       Форма учета   и   отчетности   устанавливается    организацией
   судовладельца  с  учетом  указанных  целей  и требований надзорных
   органов. Такой формой может быть "Дело судна", компьютер и др.
       3.2.7. На  основе анализа технической эксплуатации по указанию
   руководителя или заместителя (гл. инженера) должны разрабатываться
   и утверждаться мероприятия по повышению ее качества.
   
                3.3. Материально-техническое обеспечение
                     технической эксплуатации судов
   
       3.3.1. Материально-техническое     обеспечение     технической
   эксплуатации  судов  осуществляется  судовладельцем  через  отделы
   материально-технического снабжения.
       3.3.2. Отдел материально-технического  снабжения  осуществляет
   следующие функции:
       а) разрабатывает  с  участием  других  отделов  и  служб  план
   материально-технического обеспечения судов на предстоящий год;
       б) рассматривает и  согласовывает  материальные  заявки  судна
   после  проверки  и  корректировки  их  соответствующими отделами и
   службами;
       в) осуществляет контроль заявок на основе действующей Методики
   расчета норм потребности сменных и запасных частей к механизмам  и
   оборудованию серийных судов флота рыбной промышленности;
       г) изыскивает возможности и заключает договоры с предприятиями
   и  организациями  на  поставку  материально-технического снабжения
   флота.
       3.3.3. Капитан    судна    обязан   в   сроки,   установленные
   судовладельцем,  подать в отдел материально-технического снабжения
   заявки на необходимое материально-техническое обеспечение.
       3.3.4. Оперативное снабжение судна (на предстоящий  рейс),  за
   исключением  запасных частей и оборудования,  производится отделом
   материально-технического  снабжения  непосредственно  по   заявкам
   судна в соответствии с действующими нормами.
       3.3.5. Снабжение судна запасными частями производится  отделом
   материально-технического  снабжения по заявкам судна под контролем
   соответствующих служб и отделов  судовладельца  в  соответствии  с
   действующими   нормами  расхода  запасных  частей  для  ремонта  и
   эксплуатации судов.
       3.3.6. Отдел    материально-технического    снабжения   обязан
   подготовить материально-техническое обеспечение и  необходимую  на
   него  техническую документацию в объеме полученных заявок в сроки,
   гарантирующие поставку его на судно за плановое  время  стоянки  в
   порту, но не позднее чем за двое суток до выхода судна в рейс.
       3.3.7. Выделенные на рейс материалы,  сменные и запасные части
   доставляются на судно отделом материально-технического снабжения в
   сроки,  установленные диспетчерской службой судовладельца, которая
   обязана  предупредить  капитана  судна  не  позднее чем за сутки о
   времени доставки снабжения.
       3.3.8. Ответственность   за   несвоевременную  подачу  судовых
   заявок отделу материально-технического снабжения и вызванный  этим
   простой судна несет капитан судна.
       3.3.9. Ответственность       за       обеспечение        судов
   материально-техническим  снабжением  в  установленные  сроки несет
   начальник отдела материально-технического снабжения судовладельца.
       3.3.10. Маломерные   суда  флота,  не  поднадзорные  Регистру,
   обеспечиваются  сменными  и  запасными  частями,   материалами   и
   инструментами  в  соответствии с действующим "Положением о порядке
   освидетельствования,  выдачи  судовых   документов   и   снабжения
   маломерных  судов  флота рыбной промышленности СССР и рыболовецких
   колхозов,  не подлежащих техническому  надзору  Морского  Регистра
   СССР и Речного Регистра" 1979 г.
       3.3.11. Использование  запасных   частей   бортового   запаса,
   установленного Правилами Регистра, разрешается только при поломках
   и повреждениях штатных  деталей  в  период  эксплуатации  судна  и
   должно оформляться специальными актами, на основании которых затем
   производится пополнение запаса в кратчайшие сроки.
       3.3.12. Сменные и запасные части надлежит:
       а) содержать   в   полной   исправности   и    готовности    к
   использованию;
       б) надежно  закреплять  в  специально   отведенных   для   них
   легкодоступных,    удобных    для   осмотра   и   снятия   местах,
   обеспечивающих качественное их хранение;
       в) надежно предохранять от коррозии;
       г) снабжать бирками с указанием инвентарного номера и названия
   механизма, для которого они предназначены.
       3.3.13. Доставка  на  судно  сменных  и  запасных  частей  без
   маркировки или сертификата завода-изготовителя запрещается.
       3.3.14. Все запасные  части,  специнструмент,  приспособления,
   оборудование   периодически   (в   установленные   сроки)   должны
   подвергаться осмотру и возобновлению консервации.  Об этом  должны
   быть  сделаны записи в соответствующих журналах учета технического
   состояния по заведованиям.
       3.3.15. Приемка  топлива и масла на судно должна производиться
   в  соответствии  с  действующими  на  нефтебазах  инструкциями  по
   приему, хранению и отпуску на суда нефтепродуктов и контролю за их
   качеством на нефтебазах.  При этом поставщик нефтепродуктов обязан
   выдать  до  приема  нефтепродуктов  судном  паспорт  (сертификат),
   составленный   на   основании   данных    фактических    анализов,
   произведенных    лабораторией   нефтебазы   или   теплотехнической
   лабораторией флота,  а также  копию  сертификата  на  топливо  его
   поставщика.
       Давность лабораторного анализа, указанного в сертификате масел
   с присадками, не должна превышать одного месяца.
       3.3.16. Приемка топлива и масла  на  судно  без  сертификатов,
   характеризующих их качество, запрещается.
       3.3.17. Суда с мощностью главной силовой установки  более  370
   кВт  (503  л.с.)  должны иметь переносную экспресс-лабораторию для
   производства  анализов  топлива  и  масла.  Остальные   суда   для
   производства      указанных     анализов     должны     снабжаться
   быстродействующими   индикаторами   или   пользоваться    услугами
   береговых теплотехнических лабораторий.
       3.3.18. На  гарантийный  период   эксплуатации   для   судовых
   двигателей,  котлов  и  механизмов  надлежит  поставлять только те
   марки топлива и  масел,  которые  установлены  для  них  заводской
   технической документацией.
       При выходе  судна   из   гарантийного   периода   эксплуатации
   применение ГСМ должно регламентироваться действующими нормативными
   документами   и   Международной   конвенцией   по   предотвращению
   загрязнения с судов "МАРПОЛ 73/78".
       3.3.19. Ответственность за снабжение судов топливом и маслами,
   не   соответствующими   требованиям  настоящего  Положения,  несет
   руководство организации судовладельца.
       3.3.20. Питьевая  вода  должна  приниматься  на борт только из
   источников   питьевого   водоснабжения,   разрешенных   санитарным
   надзором.   Наполнение   цистерн   питьевой  воды  через  открытые
   горловины запрещается.
       Подачу мытьевой и котельно-питательной воды в систему питьевой
   воды запрещается.
       3.3.21. Качество    пресной    воды    должно    удовлетворять
   требованиям:
       а) заводских  инструкций  и специальных правил по обслуживанию
   судовых  технических  средств  -   для   воды,   используемой   на
   технические нужды;
       б) санитарных правил для морских судов (СН 2641-82)  и  то  же
   для  судов  промыслового  флота  (СН-1814-77),  ГОСТ 2874-82 "Вода
   питьевая" и СанПиН 2.3.4.050-96 для питьевой и мытьевой воды.
       3.3.22. Обеспечение  водой  осуществляется  в  соответствии  с
   действующими  "Правилами  водоснабжения морских судов промыслового
   флота, 964/26-05.005". Л.: "Транспорт", 1982.
   
                         3.4. Судовые документы
   
       3.4.1. Суда должны иметь  судовые  документы,  предусмотренные
   "Перечнем  нормативных и руководящих документов,  обязательных для
   отходящих в рейс судов".
       3.4.2. На  каждом  судне,  за  исключением  маломерных  судов,
   должна быть техническая документация, содержащая отчетные чертежи,
   схемы, спецификации судна, необходимые для эксплуатации и ремонта,
   предусмотренные   ГОСТ   19439-3-74   "Судовые    эксплуатационные
   документы.  Типовая  номенклатура  документов  для морских судов и
   судов внутреннего плавания", а также:
       а) формуляры   в   соответствии  с  ГОСТ  19439.2-74  "Судовые
   эксплуатационные документы";
       б) заводские  акты  швартовых и ходовых испытаний судна,  а на
   суда, поступившие из новостроя, акты приемо-сдаточных испытаний;
       в) акты осмотров,  освидетельствований и испытаний двигателей,
   устройств,  систем, механизмов, котлов, нефтеводяной сепарационной
   установки,  средств  автоматизации,  электрорадио-  и электронного
   оборудования,  выданных инспектором Регистра в  период  последнего
   ежегодного освидетельствования.
       3.4.3. При отсутствии заводских инструкций по  обслуживанию  и
   эксплуатации  на  отдельные  механизмы,  устройства и оборудование
   службы судовладельца обязаны составлять соответствующие инструкции
   и обеспечивать ими суда.
       3.4.4. Суда,  которым разрешено плавание только на  внутренних
   водных  путях  без  выхода в морские районы,  должны иметь судовые
   документы,  предусмотренные  Правилами  плавания   по   внутренним
   судоходным путям и Правилами Российского Речного Регистра.
       3.4.5. Маломерные  суда,  не  подлежащие  техническому надзору
   Регистра,  должны   иметь   судовые   документы,   предусмотренные
   "Положением   о   порядке   освидетельствования,   выдачи  судовых
   документов   и   снабжения   маломерных   судов    флота    рыбной
   промышленности   СССР   и  рыболовецких  колхозов,  не  подлежащих
   техническому надзору Регистра СССР и Речного Регистра".
       3.4.6. Акт   технического   осмотра   маломерного   судна,  не
   подлежащего надзору Регистра, составленный по форме, приложенной к
   Положению,  упомянутому  в   п.  3.4.5,    является   одновременно
   "Свидетельством к годности к плаванию",  в котором устанавливаются
   условия эксплуатации судна в районе плавания.
   
                4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СУДНУ И СУДОВЫМ
           ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ И ИХ ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
   
                         4.1. Общие требования
   
       4.1.1. Перед выходом в рейс каждое судно должно:
       а) находиться в исправном техническом состоянии, опрятном виде
   и отвечать требованиям всех надзорных органов;
       б) иметь  спасательные  средства,  аварийное и противопожарное
   имущество,  запасные и сменные  части,  инвентарь,  инструменты  и
   снабжение,  установленные  Правилами  Регистра  и едиными типовыми
   табелями инвентарного  снабжения  судов  флота  в  соответствии  с
   назначением  судна,  его  группой  и  районом  плавания,  а  также
   международными конвенциями,  договорами и соглашениями, участником
   которых является Россия;
       в) иметь надлежащие оформленные судовые документы, техническую
   документацию и руководящие нормативные документы;
       г) быть укомплектовано в  соответствии  с  Кодексом  торгового
   мореплавания    экипажем,   состоящим   из   квалифицированных   и
   подготовленных к выполнению своих обязанностей лиц;
       д) иметь запасы топлива, воды, смазочных материалов и провизии
   соответственно продолжительности рейса, с учетом аварийного запаса
   и планируемого пополнения в рейсе;
       е) иметь   в   исправном   состоянии   все    промысловое    и
   технологическое оборудование;
       ж) быть   полностью   снабжено   картами,   навигационными   и
   промысловыми   пособиями,   обеспечивающими   переходы   к  местам
   назначения и ведения промысла;
       з) быть  укомплектовано  предохранительными приспособлениями и
   защитными средствами в  соответствии  с  табелем  снабжения  судов
   флота предохранительными и защитными средствами;
       и) быть окрашено и иметь установленные надписи в  соответствии
   с  Правилами  окраски судов флота и Наставлением по предупреждению
   аварий и борьбе за живучесть судов флота;
       к) иметь   исправные   устройства  и  средства  предотвращения
   загрязнения моря.
       4.1.2. Техническое и санитарное состояние судов, их снабжение,
   квалификация   и   подготовленность   судового   экипажа    должны
   обеспечивать:
       а) безопасность плавания судна;
       б) безопасность людей;
       в) сохранность перевозимого груза;
       г) заданные технико-эксплуатационные показатели судна;
       д) выполнение  производственных  заданий,   поставленных   для
   данного судна;
       е) условия труда  и  культурно-бытовые  условия  для  судового
   экипажа и пассажиров;
       ж) безопасность других судов,  каналов,  портовых сооружений и
   подводных кабелей;
       з) постоянную готовность к эффективному использованию  средств
   борьбы за живучесть судна,  а также средств оказания помощи другим
   судам, терпящим бедствие в море;
       и) предотвращение загрязнения моря;
       к) выполнение  всех   запланированных   на   рейс   работ   по
   техническому обслуживанию.
       4.1.3. Постоянная готовность к действию резервных и  аварийных
   технических  средств  должна периодически проверяться.  Выявленные
   при проверке дефекты должны немедленно устраняться.
       4.1.4. Вся основная арматура механизмов и трубопроводов должна
   быть снабжена маховиками или рукоятками с надписями,  указывающими
   их назначение,  и указателями положения "открыто-закрыто".  У всех
   основных  судовых  механизмов   должны   быть   вывешены   краткие
   инструкции по эксплуатации.
       4.1.5. Все контрольно-измерительные приборы должны  находиться
   в   исправном   состоянии   и  быть  проверены  в  соответствии  с
   требованиями  ГОСТ  8.002-71  "Организация  и  порядок  проведения
   проверки, ревизии и экспертизы средств измерений".
       Проверка производится в  сроки,  установленные  номенклатурным
   перечнем  подлежащих обязательной государственной проверке рабочих
   средств измерений,  предназначенных и применяемых для целей учета,
   взаимных  расчетов  и торговли,  обеспечения техники безопасности,
   охраны  окружающей  среды  и  здоровья   населения.   Пользоваться
   контрольно-измерительными  приборами,  не прошедшими проверки,  не
   разрешается.
   
                    4.2. Корпус, надстройки и рубки
   
       4.2.1. Эксплуатация корпуса судна,  надстроек и  рубок  должна
   осуществляться  в  соответствии  с  "Наставлением  по техническому
   обслуживанию корпусов,  помещений,  устройств и систем судов флота
   рыбной промышленности". Л.: "Транспорт", 1981.
       4.2.2. Техническое состояние корпуса,  надстроек и рубок судна
   при эксплуатации должно удовлетворять следующим требованиям:
       а) наружная обшивка корпуса,  настил второго  дна,  платформы,
   палубы,  переборки  и другие конструкции,  ограничивающие отсеки и
   цистерны корпуса, должны быть водонепроницаемыми;
       б) топливные   и   масляные   цистерны  и  емкости  для  сбора
   нефтесодержащих и сточных вод, нефтеотходов и нефтеостатков должны
   быть нефтенепроницаемыми;
       в) для  деревянных  и  композитных  судов  водонепроницаемость
   корпуса  должна  быть  в  пределах  норм,  установленных Правилами
   Регистра;
       г) набор,   обшивка,   палубы,   переборки   не  должны  иметь
   расшатанных соединений,  ослабевших или выпавших заклепок и трещин
   по сварке или металлу;
       д) наружная обшивка корпуса и настил  палуб  не  должны  иметь
   вмятин  и  погнутого  набора,  выходящих  за пределы допустимых по
   нормам Регистра;
       е) износ  элементов  конструкции  корпуса  и  сварных  швов не
   должен превышать норм,  установленных Правилами Морского  Регистра
   судоходства,  Российским Речным Регистром, или ведомственных норм,
   согласованных с Регистром;
       ж) все  водонепроницаемые и противопожарные переборки закрытия
   и   относящиеся   к   ним   устройства,   указатели   и   клапаны,
   обеспечивающие  водонепроницаемость  отсеков,  должны находиться в
   исправном  состоянии  и  осматриваться  в  сроки,  предусмотренные
   Правилами Регистра, а также перед постановкой судна под погрузку и
   перед выходом его в рейс;
       з) бортовые  ограждения  и  их  крепления  к палубам,  судовые
   трапы,  мерные  ограждения  и  поручни  должны  быть  в  исправном
   состоянии;
       и) лакокрасочные и другие защитные покрытия  не  должны  иметь
   повреждений   и   износов,   превышающих   допустимые,   и  должны
   удовлетворять  требованиям  Правил  окраски  судов  флота   рыбной
   промышленности.  Подводные части корпусов судов должны покрываться
   необрастающими красками, не содержащими оловоорганику;
       к) твердый  балласт,  уложенный  на  судно для обеспечения его
   остойчивости,  должен постоянно находиться на судне в соответствии
   со схемой укладки балласта.
       4.2.3. Техническое   состояние   корпусов   определяется    по
   действующей "Методике оценки технического состояния корпусов судов
   флота рыбной промышленности".  КТИРПХ,  1982. При необходимости по
   методике      Регистра      должно     проводиться     расширенное
   освидетельствование корпусов на уровень 155 и 255, соответствующий
   5- и 10-летней эксплуатации.
       4.2.4. Для  обеспечения  водонепроницаемости  корпуса   судна,
   находящегося в эксплуатации,  запрещается сверление или прорезание
   отверстий  в  наружной  обшивке,  водонепроницаемых  переборках  и
   закрытиях,  палубах,  платформах и втором дне.  Такие работы могут
   производиться только в связи с борьбой за  живучесть  судна  и  со
   спасением людей по распоряжению капитана.
       4.2.5. Очистка,  окраска,  дефектация и устранение дефектов  в
   подводной  части  корпуса производится при очередном доковании или
   ремонте судна,  периодичность которых устанавливается действующими
   нормативами.
       4.2.6. Запрещается выход судна в плавание в случаях:
       а) водотечности наружной обшивки, водопроницаемости переборок,
   палуб,  платформ и других  конструкций,  ограничивающих  отсеки  и
   цистерны  корпуса,  а в районах топливных и масляных цистерн также
   при нефтепроницаемости этих емкостей;
       б) неисправности закрытия грузовых люков,  лацпортов, горловин
   и других отверстий на открытых  палубах  и  в  бортах,  угрожающих
   попаданием забортной воды внутрь судна;
       в) неисправности  дверей,  горловин,  переборочных   стаканов,
   кабельных  коробок  и  других  закрытий  отверстий в непроницаемых
   переборках,  настила  второго  дна,  участка  палуб  и   платформ,
   ограничивающих    отсеки    и    цистерны    корпуса,   угрожающих
   распространением жидкости по судну при затоплении  или  заполнении
   отсека (цистерны).
   
                    4.3. Судовые помещения и отсеки
   
       4.3.1. Техническое и санитарное состояние грузовых трюмов и их
   оборудования должно обеспечивать безопасность судна  и  людей  при
   погрузке,  перевозке  и  выгрузке грузов,  в особенности опасных и
   ядовитых, а также сохранность перевозимых грузов и тары.
       4.3.2. После  каждой  разгрузки  грузовые  трюмы  должны  быть
   очищены от  остатков  груза,  мусора  и  грязи,  провентилированы,
   просушены  и  обработаны  в соответствии с требованиями санитарных
   правил для морских судов промыслового флота.
       4.3.3. Грузовые   люки   должны  иметь  надежные  и  исправные
   закрытия.  Все люковые  съемные  бимсы  и  лючины,  там,  где  они
   предусмотрены, должны быть пронумерованы, с указанием номера люка,
   порядкового номера и расположения по борту.  Съемные бимсы  должны
   иметь исправные стопоры.  На твиндечных палубах при вскрытии люков
   должно быть установлено леерное ограждение.
       4.3.4. Внутренние  крышки зольных и мусорных рукавов,  а также
   клапаны  к  рукавам,  расположенные  ниже  палубы   переборок,   в
   нерабочий момент должны быть надежно закрыты и закреплены.  Крышки
   горловин должны быть надежно закреплены на своих штатных местах  и
   открываться  только на время производства через горловины грузовых
   операций с соблюдением требований техники безопасности.
       4.3.5. Световые   и   вентиляционные  люки  машинно-котельных,
   рефрижераторных и других помещений судна должны быть в исправности
   и  иметь  надежные  водонепроницаемые  закрытия  в  соответствии с
   нормами Регистра.
       4.3.6. Техническое      состояние     машинных,     котельных,
   рефрижераторных помещений,  помещений вспомогательных  механизмов,
   туннелей гребных валов, насосных помещений наливных судов, а также
   их оборудование должно обеспечивать:
       а) нормальную  работу  главных  и  вспомогательных механизмов,
   котлов и других видов оборудования;
       б) нормальные   и  безопасные  условия  работы  обслуживающего
   персонала;
       в) пожарную безопасность и взрывобезопасность судна.
       4.3.7. Состояние цистерн пресной воды и их оборудования должно
   обеспечивать надлежащее качество и сохранность воды.
       4.3.8. Состояние   топливных   цистерн,   цистерн    смазочных
   материалов, цистерн для сбора нефтесодержащих вод, нефтеостатков и
   их оборудования должно обеспечивать:
       а) безопасность судна и сохранность грузов;
       б) безопасность  людей  при  погрузке,  перевозке  и  выгрузке
   нефтепродуктов и других горючих грузов;
       в) предотвращение  утечки  нефтепродуктов  и   нефтесодержащих
   смесей;
       г) предотвращение обводнения и смешивания разносортных грузов.
       4.3.9. Палубные   шпигаты   должны   находиться   в  исправном
   состоянии  и  систематически  очищаться.  Шпигаты,   расположенные
   вблизи  мест приема жидкого груза или ГСМ,  на время приема должны
   закрываться пробками на случай разлива упомянутых грузов.
       4.3.10. Состояние  судовых  продовольственных  кладовых  и  их
   оборудования,  а также  поддерживаемый  в  них  режим  вентиляции,
   температуры  и  влажности  воздуха  должны обеспечивать сохранение
   качества  запасов  продовольствия  в  соответствии  с  нормативами
   сроков их хранения.
       4.3.11. Техническое и санитарное состояние охлаждаемых  трюмов
   должно  обеспечивать  заданный  температурный  режим  и сохранение
   качества перевозимых в них  грузов.  Состояние  зазоров  дверей  и
   уплотнительных  прокладок  должно  обеспечивать надежное и плотное
   закрытие охлаждаемых помещений.
       4.3.12. Запрещается   перевозка   в   рефрижераторных   трюмах
   тяжеловесных  и  других  грузов,  могущих  повредить  и  испортить
   изоляцию,  охлаждающие  батареи  и  другие конструктивные элементы
   оборудования  трюмов,  а  также  грузов,  оставляющих  после  себя
   стойкий запах.
       4.3.13. Техническое и санитарное состояние  жилых,  бытовых  и
   служебных  помещений,  а  также  установленного в них оборудования
   должно обеспечивать нормативные условия эксплуатации судна,  труда
   и  быта  экипажа  и  отвечать  требованиям  санитарных  правил для
   морских судов промыслового флота.
       4.3.14. Размещать грузы в жилых помещениях запрещается.
       4.3.15. Помещения   аккумуляторных   батарей   должны    иметь
   постоянную и эффективную вентиляцию.
       4.3.16. В   помещениях   аккумуляторных    батарей    хранение
   посторонних предметов запрещается.
   
                         4.4. Рангоут и такелаж
   
       4.4.1. Комплектность,  оснащенность  и  техническое  состояние
   рангоута,  стоячего и  бегучего  такелажа  должны  соответствовать
   требованиям Правил Регистра и обеспечивать надежность,  удобство и
   безопасность производства грузовых и промысловых работ, размещение
   и обслуживание сигнальных устройств и антенн.
       4.4.2. Нижние концы стоячего  такелажа  должны  быть  снабжены
   талрепами   со  стопорным  устройством  и  электрически  соединены
   (заземлены) с корпусом судна.  Весь стоячий  такелаж  должен  быть
   хорошо обтянут,  протирован; коуши и сплесни должны быть аккуратно
   и плотно отренцованы и оклетневаны. Оклетневка должна периодически
   вскрываться,  особенно  у  коушей,  для определения степени износа
   троса.
       4.4.3. Все   канаты   стоячего   и  бегучего  такелажа  должны
   соответствовать требованиям  Правил  Регистра,  и  на  них  должны
   иметься сертификаты и свидетельства, подтверждающие их пригодность
   к эксплуатации на судне.
       4.4.4. Узлы  и детали рангоута и их крепления (мачты,  стрелы,
   реи, обухи, блоки, штыри, скобы, талрепы и т.п.) должны находиться
   в  исправном  состоянии,  иметь  соответствующие  свидетельства  и
   сертификаты и отвечать требованиям Правил Регистра.
   
                   4.5. Рулевое устройство и средства
                      активного управления судном
   
       4.5.1. Эксплуатация рулевого устройства должна производиться в
   соответствии  с  инструкцией  по эксплуатации рулевого устройства,
   поставляемой на судно в составе отчетной документации на постройку
   судна, и Правилами обслуживания судовых вспомогательных механизмов
   и ухода за ними.
       4.5.2. Техническое   состояние   рулевого   устройства  должно
   соответствовать  требованиям  Правил   Регистра   и   обеспечивать
   надежное  и  бесперебойное  управление  судном  при  всех условиях
   эксплуатации.
       4.5.3. При  каждой  постановке судна в док вся подводная часть
   рулевого устройства (перо руля,  или поворотная  насадка,  баллер,
   штыри,  подшипники  и  пр.)  должна  быть  подвергнута тщательному
   осмотру.
       4.5.4. Предельные износы петель,  облицовки штырей,  чечевицы,
   пятки рудерписа и других деталей и узлов  рулевого  устройства  не
   должны   быть   выше  установленных  технической  документацией  и
   Правилами Регистра для каждого типа рулевого устройства.
       4.5.5. Все   указатели   положения  руля  (аксиометры)  должны
   содержаться  в  исправном  состоянии.  Согласованность   показаний
   аксиометров   с   фактическим   положением  пера  руля  необходимо
   систематически проверять.  Рассогласование при перекладке руля  на
   правый   и   левый  борт  не  должно  выходить  за  пределы  норм,
   установленных Правилами Регистра.
       4.5.6. На     судах,     оборудованных    рулевым    автоматом
   (авторулевым),  время переключения автоматического  управления  на
   ручное  не  должно  превышать времени,  установленного технической
   документацией завода-строителя.
       4.5.7. В  процессе  эксплуатации судна необходимо периодически
   проверять исправность и  надежность  действия  защитных  устройств
   рулевых   приводов,   предупреждающих   возникновение  на  баллере
   сверхдопустимых крутящих моментов.
       4.5.8. Судно,  имеющее  обычный  руль или любое другое рулевое
   устройство, может быть оборудовано средствами активного управления
   (САУ).  К ним относятся активные рули,  подруливающие устройства и
   поворотные винтовые колонки.
       4.5.9. Управление  САУ и контроль за их работой осуществляется
   дистанционно с одного или нескольких  постов  управления  основным
   рулевым устройством судна без постоянной вахты в помещениях САУ.
       4.5.10. Эксплуатация  САУ,   их   электроприводов   и   систем
   дистанционного управления производится в соответствии с описаниями
   и инструкциями по обслуживанию САУ.
       4.5.11. Оценка   технического   состояния  САУ  осуществляется
   судовладельцем во время следующих освидетельствований:
       а) ежегодного; б) докового; в) очередного.
   
                        4.6. Грузовые устройства
   
       4.6.1. Техническое   состояние  грузовых  устройств  (грузовые
   стрелы,  судовые  грузовые  лебедки  и  краны,   грузовые   лифты,
   подъемники,  элеваторы,  кран-балки,  тельферы,  тали  с  машинным
   приводом и др.) должны обеспечивать безопасное,  быстрое и удобное
   проведение      погрузочно-разгрузочных     работ,     сохранность
   перерабатываемого  груза  и  тары,  а  также  конструкций   судна.
   Эксплуатация    грузовых    устройств   должна   производиться   в
   соответствии с заводскими инструкциями.
       4.6.2. Грузовые    устройства    судна   должны   подвергаться
   периодическим  осмотрам,  освидетельствованиям  и   испытаниям   в
   соответствии с Правилами Регистра.
       В период между осмотрами и  освидетельствованиями  инспектором
   Регистра  наблюдение  за техническим состоянием грузовых устройств
   должно осуществляться администрацией судна.
       4.6.3. Грузовые  устройства  судов,  не поднадзорных Регистру,
   должны подвергаться периодическим осмотрам и  освидетельствованиям
   в  соответствии  с  Положением  по освидетельствованию и испытанию
   грузоподъемных устройств (грузоподъемностью менее 1,0 т) на  судах
   флота рыбной промышленности.
       4.6.4. Работа грузовым устройством после  ремонта  или  замены
   ответственных   несъемных   частей   грузового   устройства  и  их

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное