Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 25.05.2004 N 339-ПП О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" (2004-2006 ГГ.)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1
                                
                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 25 мая 2004 г. N 339-ПП
                                   
            О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ"
                            (2004-2006 ГГ.)
   
       В   целях   реализации  в  городе  государственной   молодежной
   политики,   создания  правовых,  экономических  и   организационных
   условий,  гарантий  и  стимулов для реализации молодыми  гражданами
   конституционных прав, в соответствии с Законом города Москвы от  28
   января   2004   года   N   4  "О  молодежи"  Правительство   Москвы
   постановляет:
       1.  Утвердить  городскую  целевую программу  "Молодежь  Москвы"
   (2004-2006 гг.) согласно приложению (далее - Программа).
       2. Возложить на Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы
   функции государственного заказчика - координатора Программы.
       3.   Префектурам  административных  округов  города  Москвы   в
   двухмесячный срок разработать и утвердить соответствующие  окружные
   программы  на  2004-2006 гг. с финансированием из  средств  целевых
   бюджетных фондов развития территорий города Москвы.
       4.  Органам  исполнительной власти города  Москвы,  принимающим
   участие в реализации Программы:
       4.1.  Обеспечить безусловное выполнение программных мероприятий
   и  ежегодно  до 31 января представлять в Комитет по делам  семьи  и
   молодежи города Москвы отчеты о выполнении мероприятий Программы  с
   указанием финансовых затрат на их реализацию.
       4.2.  Финансирование  мероприятий  Программы  в  2004-2006  гг.
   осуществлять  за  счет  и в пределах средств,  предусматриваемых  в
   бюджетах города Москвы на соответствующие годы.
       5. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы:
       5.1.  В  месячный  срок  подготовить  предложения  по  созданию
   городского  центра  государственного заказа по  подготовке  молодых
   специалистов  для  системы городского хозяйства  и  представить  их
   руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы.
       5.2.  Совместно с префектурами административных округов  города
   Москвы:
       5.2.1. Подготовить предложения о передаче с 1 января 2005  года
   префектурам  административных  округов  города  Москвы   финансовых
   средств  на содержание государственных учреждений города Москвы  по
   ведению  социально-воспитательной  и  досуговой  работы  по   месту
   жительства.
       5.2.2.  Обеспечить  широкое освещение мероприятий  Программы  в
   городских и окружных средствах массовой информации.
       6.  Комитету  рекламы,  информации и оформления  города  Москвы
   оказывать   содействие  организаторам  мероприятий,  проводимых   в
   рамках  Программы,  в  изготовлении  и  размещении  информации   на
   средствах наружной рекламы согласно их заявке.
       7.  Совету по делам молодежи при Правительстве Москвы регулярно
   рассматривать  на  своих  заседаниях  вопросы  о  ходе   реализации
   Программы.
       8.  Просить Московскую федерацию профсоюзов обеспечить  участие
   городских    отраслевых    объединений    профсоюзов,    Ассоциации
   "Московский    городской   координационный   совет    добровольного
   спортивного  общества профсоюзов", молодежного профсоюзного  актива
   в реализации мероприятий Программы.
       9. Постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2001 года  N
   403-ПП  "О программе "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы"  признать
   выполненным и с контроля снять.
       10.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
   на  первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы  Швецову
   Л.И. и префектов административных округов города Москвы.
       О  ходе  выполнения настоящего постановления  докладывать  Мэру
   Москвы ежегодно в марте.
   
                                                            Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                            от 25 мая 2004 г. N 339-ПП
   
                      ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                           "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ"
                            (2004-2006 ГГ.)
   
                                Паспорт
             городской целевой программы "Молодежь Москвы"
                            (2004-2006 гг.)
   
      Наименование программы   Городская целевая программа "Молодежь
                               Москвы" (2004-2006 гг.)
   
      Основание для            Закон города Москвы от 28 января
      разработки программы     2004 года N 4 "О молодежи"
   
      Государственный          Комитет по делам семьи и молодежи
      заказчик - координатор   города Москвы
      программы
   
      Государственные          Департамент федеральной
      заказчики -              государственной службы занятости
      соисполнители программы  населения по городу Москве;
                               Департамент поддержки и развития
                               малого предпринимательства города
                               Москвы;
                               Департамент жилищной политики
                               и жилищного фонда города Москвы;
                               Департамент социальной защиты
                               населения города Москвы;
                               Департамент образования города Москвы;
                               Департамент здравоохранения города
                               Москвы;
                               Департамент международных связей
                               города Москвы;
                               Комитет по культуре города Москвы;
                               Комитет физической культуры и спорта
                               города Москвы;
                               Комитет общественных связей города
                               Москвы;
                               Комитет межрегиональных связей
                               и национальной политики города Москвы;
                               Комитет по телекоммуникациям
                               и средствам массовой информации города
                               Москвы;
                               Комитет рекламы, информации
                               и оформления города Москвы;
                               префектуры административных округов
                               города Москвы;
                               управы районов
   
      Разработчики             Комитет по делам семьи и молодежи
      программы                города Москвы, Совет по делам молодежи
                               при Правительстве Москвы
   
      Сроки и этапы            2004-2006 годы
      реализации программы
   
      Цели программы           - содействие нравственному,
                               интеллектуальному и физическому
                               развитию молодых граждан;
                               - создание условий для участия молодых
                               граждан в системе общественных
                               отношений;
                               - помощь молодым гражданам в решении
                               социальных проблем;
                               - профилактика негативных проявлений
                               в молодежной среде;
                               - воспитание молодых граждан в духе
                               патриотизма, уважения к другим
                               народам, к родному городу
   
      Основные задачи          Оказание государственной поддержки
      программы                молодым гражданам:
                               - в сфере образования
                               и профессиональной ориентации;
                               - в сфере здоровья, физической
                               культуры и спорта;
                               - в сфере противостояния
                               антиобщественным проявлениям, таким
                               как наркомания, экстремизм,
                               национальная нетерпимость;
                               - в сфере организованного досуга
                               и отдыха;
                               - в сфере труда, трудоустройства
                               и развития предпринимательской
                               инициативы;
                               - в социальной сфере.
                               Оказание государственной поддержки
                               молодежным организациям:
                               - организационная поддержка молодежных
                               организаций и молодых граждан;
                               - ресурсная поддержка молодежных
                               организаций;
                               - информационная и кадровая поддержка
                               молодежных организаций.
                               Оказание государственной поддержки
                               молодым семьям:
                               - в решении задачи роста рождаемости;
                               - в социальной и жилищной сферах.
                               Воспитание молодых граждан
                               и профилактика негативных проявлений
                               в молодежной среде
   
      Основные мероприятия     Основные целевые направления
      программы                (подпрограммы):
                               1. Укрепление здоровья, формирование
                               здорового образа жизни молодых
                               граждан.
                               2. Социальная защита молодых граждан,
                               укрепление института семьи, содействие
                               в решении ее жизненных проблем.
                               3. Стимулирование действий молодежных
                               организаций, направленных на воспитание
                               у молодых граждан нравственных
                               принципов, гражданской ответственности
                               и профилактику экстремизма
                               в молодежной среде.
                               4. Правовое воспитание молодых
                               граждан, повышение экономической
                               культуры и стимулирование
                               предпринимательской инициативы молодых
                               граждан.
                               5. Повышение востребованности
                               и конкурентоспособности молодых
                               граждан на рынке труда.
                               6. Молодежная культура и творчество,
                               поддержка талантливых и одаренных
                               молодых граждан.
                               7. Поддержка студенчества.
                               8. Научно-техническое творчество
                               молодых граждан.
                               9. Молодежное международное
                               и межрегиональное сотрудничество.
                               10. Информационное обеспечение
                               молодежной политики.
                               11. Формирование инфраструктуры,
                               кадровое обеспечение молодежной
                               политики
   
      Ожидаемые результаты     Поэтапное решение проблем,
      реализации программы     поставленных в программе, позволит:
                               - охватить антинаркотическими
                               профилактическими мероприятиями до 80%
                               молодых граждан в возрасте от 14 до 25
                               лет и добиться снижения числа вновь
                               вовлекаемых в потребление
                               наркотических средств на 50%;
                               - повысить выявляемость употребления
                               наркотических средств молодыми
                               гражданами в возрасте от 14 до 18 лет;
                               - укрепить позитивное отношение
                               молодых граждан к созданию полноценной
                               семьи, рождению и ответственному
                               воспитанию детей;
                               - сохранить тенденцию к увеличению
                               ежегодной рождаемости в молодых
                               московских семьях на 7-8%;
                               - создать за три года до 97 тыс.
                               рабочих мест для молодежи, в том числе
                               не менее 50 тыс. временных рабочих
                               мест;
                               - привлечь к участию в реализации
                               программы не менее 300 молодежных
                               общественных и некоммерческих
                               организаций, в том числе путем
                               финансирования конкретных проектов,
                               направленных, в первую очередь,
                               на снижение экстремистских проявлений,
                               национальной нетерпимости в молодежной
                               среде;
                               - снизить уровень безнадзорности среди
                               детей и подростков за счет увеличения
                               посещаемости сетевой молодежной
                               инфраструктуры на 15%
   
      Финансовое               Финансовое обеспечение программы
      обеспечение программы    предусмотрено из следующих источников:
                               - городской бюджет, в том числе
                               средства целевых бюджетных фондов
                               развития территорий города Москвы;
                               - федеральный бюджет;
                               - внебюджетный фонд социального
                               страхования РФ;
                               - внебюджетные источники, в том числе
                               средства общественных организаций,
                               инициативные источники, целевые
                               инвестиции, пожертвования.
                               Общий объем финансирования 9715,5
                               млн. руб., в т.ч. по годам реализации:
   
                               ---------------T------T------T------¬
                               ¦По источникам ¦2004  ¦2005  ¦2006  ¦
                               ¦финансирования¦      ¦      ¦      ¦
                               +--------------+------+------+------+
                               ¦Городской     ¦2571,7¦3133,9¦3517,9¦
                               ¦бюджет        ¦      ¦      ¦      ¦
                               +--------------+------+------+------+
                               ¦Федеральный   ¦  47,0¦  21,7¦  21,7¦
                               ¦бюджет        ¦      ¦      ¦      ¦
                               +--------------+------+------+------+
                               ¦МРО Фонда     ¦  18,0¦  18,0¦  18,0¦
                               ¦социального   ¦      ¦      ¦      ¦
                               ¦страхования РФ¦      ¦      ¦      ¦
                               +--------------+------+------+------+
                               ¦Внебюджетные  ¦  90,7¦ 126,5¦ 130,4¦
                               ¦источники     ¦      ¦      ¦      ¦
                               +--------------+------+------+------+
                               ¦Итого         ¦2727,5¦3300,1¦3687,9¦
                               L--------------+------+------+-------
   
      Система организации      Управление программой осуществляет
      управления и контроля    Комплекс социальной сферы города
      за исполнением           Москвы, Комитет по делам семьи
      программы                и молодежи города Москвы путем сбора,
                               обобщения информации о реализации
                               программы, согласования спорных
                               вопросов, в случае необходимости
                               принятие дополнительных решений Мэра
                               и Правительства Москвы.
                               Контроль за исполнением программы
                               осуществляет Правительство Москвы -
                               Комплекс социальной сферы города
                               Москвы, Комитет по делам семьи и
                               молодежи города Москвы, Совет по делам
                               молодежи при Правительстве Москвы,
                               Департамент финансов города Москвы.
                               Отчетный период устанавливается как
                               календарный год.
                               Срок представления отчета - март
                               месяц
   
                 I. Содержание проблемы и обоснование
            необходимости ее решения программными методами
   
                               Введение
   
       Молодежь  -  это социально-демографическая группа, переживающая
   период  становления  социальной зрелости, адаптации,  интеграции  в
   мир  взрослых.  По предварительным данным переписи  населения  2002
   года  граждан от 14 до 25 лет в Москве насчитывается 1 миллион  350
   тысяч.  В  городе проживает 256,5 тысячи молодых семей, из  которых
   128  тысяч - полные молодые семьи с детьми, 51,6 тысячи -  неполные
   молодые  семьи с детьми, 76,9 тысячи - семьи без детей. В кризисных
   условиях  именно молодежь больше всего подвержена крушению идеалов,
   обострению  нигилизма, апатии, так как система ценностей  подвижна,
   мировоззрение  не устоялось, что приводит к потере нравственного  и
   духовного здоровья части представителей молодежной среды.
       К  сожалению, существующие экономические и социальные программы
   города  недостаточно  учитывают  специфическую  социальную  позицию
   молодого  поколения в процессе общественного развития.  В  связи  с
   этим  необходимо усилить внимание к социальным проблемам  молодежи,
   определению  средств, форм, методов и критериев  работы  с  молодым
   поколением на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
       В   центре   внимания  современной  государственной  молодежной
   политики  должна  оказаться  молодежь  как  стратегический  ресурс,
   главный  носитель будущего, основной источник инноваций,  важнейший
   фактор  перемен. К возрасту сегодня надо относиться как  к  понятию
   не  только демографическому, но рассматривать его также в сочетании
   с    экономическими,   социальными   и   политическими    условиями
   развивающегося общества. Такой подход к молодежи, оценке ее роли  и
   значения  для  настоящего  и  будущего Москвы  способен  выработать
   особую  государственную политику, молодежную  политику,  работающую
   на   управление   процессами  в  многообразной  молодежной   среде,
   принятие  адекватных  решений на опережение  негативных  социальных
   событий,  профилактику  асоциальных  явлений  в  молодежной  среде,
   ускорение  развития,  взамен политики  запоздалой  реакции  на  уже
   развившиеся противоречия и проблемы.
       Для  того  чтобы  оказать  поддержку молодежи  и  направить  ее
   потенциал  на  благо  общества,  нужны  знания  основных  тенденций
   развития молодежной культуры, психологических особенностей  и  т.д.
   Эти   знания  необходимы  для  всего  общества,  для  того,   чтобы
   спроектировать  реальную  молодежную  политику.  Кроме  этого,  эти
   знания  должны находить свое отражение в законах, с помощью которых
   государство,   все   общество  хотело  бы  повлиять   на   процессы
   социализации молодежи и процессы замещения поколений. Отметим,  что
   по  данным  ЮНЕСКО с 1979 года в мире принято свыше ста документов,
   касающихся проблем молодежи. В них постоянно подчеркивается  мысль,
   что  молодые  люди,  прежде всего, своим  трудом  должны  достигать
   своих целей, быть в постоянном поиске, строить свою судьбу.
   
      О выполнении программы "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы
            и иных мероприятий в сфере молодежной политики
   
       Программа  "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы была  утверждена
   постановлением  Правительства Москвы  от  24.04.2001  N  403-ПП  "О
   программе   "Молодежь   Москвы"  на  2001-2003   годы".   Программа
   реализовывалась  органами  исполнительной  власти   города   Москвы
   совместно   с   подведомственными   учреждениями,   молодежными   и
   студенческими общественными и профсоюзными организациями.
       Хорошо  зарекомендовала себя конструкция формирования  окружных
   молодежных  программ,  разработанных  и  утвержденных  префектурами
   административных округов, на основе которых наряду с  общегородской
   программой  реализовывалась молодежная политика в  административных
   округах  города  Москвы с использованием средств целевых  бюджетных
   фондов развития территорий административных округов города.
       В   рамках  реализации  программы  в  части  здоровья  молодежи
   регулярно   проводились  диспансеризация  и  мониторинг   состояния
   здоровья  детей,  подростков,  студенческой  молодежи.  По   данным
   Департамента      здравоохранения,     диспансеризация,      осмотр
   специалистами  в  целом  по городу охватывали  около  97%  детей  и
   подростков.  Ежегодно  около  90% студентов  проходили  углубленные
   медицинские   осмотры.   Анализ  итогов  диспансеризации   позволил
   выявлять     отклонения    в    состоянии    здоровья,     наиболее
   распространенные  заболевания  у  этой  группы  населения  и  более
   целенаправленно проводить профилактические и лечебные мероприятия.
       Для  повышения  качества  медицинского  обслуживания  в  рамках
   данной  программы  выполнялись мероприятия по  оснащению  отдельных
   медицинских  учреждений  и  подразделений  необходимым  лечебным  и
   диагностическим оборудованием. Была продолжена реализация  программ
   "Планирование   семьи"  и  "Безопасное  материнство".   В   центрах
   планирования  семьи проводилось индивидуальное консультирование,  в
   женских  консультациях была полностью обеспечена выдача  пациенткам
   антианемических  препаратов и витаминов, в  родильных  домах  также
   бесплатно  всем  роженицам  выдавались  подарочные  комплекты   для
   новорожденных детей.
       Одним   из  условий  здоровья  молодежи  является  развитие   и
   поддержка  молодежного  спорта.  Приобщение  молодежи  к  здоровому
   образу  жизни было одной из приоритетных задач программы  "Молодежь
   Москвы".   Во   всех   административных  округах   сформированы   и
   реализовались   программы   развития  спортивной   базы   в   жилых
   микрорайонах,  в  городе ведется большая работа  по  строительству,
   реконструкции,   ремонту  спортсооружений  для   занятий   молодежи
   физической культурой и спортом.
       Продолжена   реализация   городской   студенческой   спортивной
   программы, основой которой являются Московские студенческие игры  и
   Спартакиада  средних  специальных  учебных  заведений.   В   высших
   учебных  заведениях работают спортивные отделения, секции и  группы
   оздоровительной направленности по 47 видам спорта с  охватом  более
   63  тысяч  студентов  и  аспирантов. В финальном  этапе  Московских
   студенческих игр принимают участие более 18 тысяч студентов из  120
   вузов Москвы и ближнего Подмосковья.
       Начата  работа по созданию в столице городской системы контроля
   и  повышения  резервов  здоровья населения.  Проводилась  работа  в
   сфере    сохранения    и    укрепления    традиций    физкультурно-
   оздоровительной и спортивной работы в районах и округах города.
       Немало  сделано  и  в  сфере занятости  молодежи  и  студентов.
   Проводилась  работа  по  поддержке и созданию  молодежно-социальных
   производств,  по трудоустройству по программе временной  занятости.
   В  рамках  программы "Мой двор, мой подъезд" подросткам и  молодежи
   предлагалось  участвовать  на возмездных  началах  в  озеленении  и
   благоустройстве дворовых площадок и пришкольных участков.
       Большой  популярностью  среди молодежи и  работодателей  города
   пользуются   общегородские  и  локальные   ярмарки   вакансий   для
   молодежи,   проведение   иных   общегородских   акций    в    сфере
   трудоустройства (например, ежегодно проводится Международный  форум
   "Карьера",   в   котором  принимают  участие  более   100   ведущих
   российских   и   международных  компаний,   около   17000   молодых
   специалистов,  студентов и выпускников московских  вузов).  С  июня
   2001  года  действует  Центр социально-трудовой  адаптации  молодых
   инвалидов.  В  состав  Центра входит информационно-консультационный
   пункт,    где    обращающиеся   за   содействием    могут    пройти
   профтестирование  и  получить информацию  об  имеющихся  вакансиях.
   Стал   уже   традиционным   городской   конкурс   профессионального
   мастерства "Московские мастера". За право получить почетное  звание
   "Московский мастер" соревновались представители 43 профессий.
       В  январе  2002 года создано государственное учреждение  города
   Москвы  "Московский городской штаб молодежно-студенческих отрядов".
   Студенческие   отряды  работали  на  строительстве  фундаментальной
   библиотеки  МГУ  им.  М.В. Ломоносова, участвовали  в  оборудовании
   специальных   мест  для  передвижения  инвалидов,   благоустройстве
   городских  парков, заливке хоккейных площадок, работали вожатыми  в
   загородных   оздоровительных  лагерях.  Общее   количество   бойцов
   молодежно-студенческих отрядов летом 2003 года составило 21  тысячу
   человек.   Московский  сводный  студенческий   волонтерский   отряд
   участвовал   в   организации  и  проведении  девятой  Международной
   выставки   молодежных   научно-технических  проектов   "ЭКСПО-Наука
   2003".  Впервые  это мероприятие проводилось под эгидой  ЮНЕСКО.  В
   выставке приняли участие свыше 2000 молодых людей в возрасте до  23
   лет из 88 стран и 87 российских регионов.
       Для  реализации задач социального обеспечения молодежи в городе
   созданы  и  функционируют  14 центров  и  47  отделений  социальной
   помощи  семье  и  детям. По видам оказываемых  социальных  услуг  и
   категориям  населения,  которым эти услуги предоставляются,  центры
   являются   многопрофильными,   многофункциональными   учреждениями.
   Деятельность  центров  социальной помощи семье  и  детям  в  первую
   очередь  направлена на профилактику беспризорности и безнадзорности
   несовершеннолетних,   предупреждение   семейного    неблагополучия,
   организацию   социального  патронажа  детей-сирот   -   выпускников
   детских  домов  и  школ-интернатов, а также  реабилитацию  детей  с
   ограниченными  возможностями. За  период  с  2001  по  2003  год  в
   центрах и отделениях социальной помощи семье и детям оказано  более
   500 тыс. различных социальных услуг.
       С   1  января  2004  года  увеличен  размер  именных  стипендий
   Правительства Москвы с 350 до 400 рублей (контингент получателей  -
   10,3 тыс. чел.); ежемесячных дотаций остро нуждающимся студентам  с
   250  до 300 рублей на человека (контингент получателей - 30,5  тыс.
   чел.).  С  1  октября 2003 года размер ежемесячных  компенсационных
   выплат  на питание детей до трех лет студенческим семьям,  где  оба
   родителя  являются  студентами дневных форм обучения,  увеличен  со
   150 до 500 рублей в месяц на каждого ребенка.
       Обеспечение   жильем   молодых   семей   в   2001-2003    годах
   осуществлялось  в  рамках  программы  реализации  жилой  площади  и
   программы   "Молодой   семье  -  доступное   жилье"   и   программы
   обеспечения   жильем   выпускников  детских   домов   и   сиротских
   учреждений.  За период 2001-2003 годов предоставлена 661  отдельная
   квартира  по  договорам безвозмездного пользования для  выпускников
   детских   домов,  сиротских  учреждений  Департамента   образования
   города   Москвы   и   детей-инвалидов,   выпускников   стационарных
   учреждений Департамента социальной защиты населения города  Москвы.
   По  программе "Молодой семье - доступное жилье" в 2003 году за счет
   городского  бюджета  построено и передано  под  заселение  молодыми
   очередниками  3309 квартир в трех административных  округах  города
   Москвы.
       В  рамках  реализации  программы  "Зритель"  дети  и  подростки
   обеспечиваются бесплатными билетами на посещение музеев и  театров,
   а  также спортивных соревнований. В 2001-2003 гг. сертификаты  были
   выданы 180 тыс. учащихся.
       Внимание    уделяется   и   вопросам   организации    детского,
   молодежного,   семейного  отдыха.  Только  летом  2003   года   был
   организован  отдых 24733 человек. Эта работа ведется  прежде  всего
   на  основе принципа адресной помощи и поддержки. Преимуществом  при
   выделении  путевок  пользовались  семьи,  имеющие  троих  и   более
   несовершеннолетних  детей  и  нуждающиеся  в  городской  поддержке,
   родители-пенсионеры       и       родители-инвалиды,        имеющие
   несовершеннолетних     детей,     неполные      семьи,      имеющие
   несовершеннолетних   детей  и  находящиеся  в   трудной   жизненной
   ситуации.
       Одним  из  стратегических  направлений  являлось  сохранение  и
   развитие  в  городе системы работы с молодежью по месту жительства.
   Оно   было  определено  постановлениями  Правительства  Москвы   от
   26.03.96  N  275 "О воспитательной и досуговой работе с подростками
   и  молодежью  по  месту жительства и занятости несовершеннолетних",
   от  29.12.98  N  1016 "О мерах по совершенствованию государственной
   поддержки   досуговых  организаций,  ведущих   работу   с   детьми,
   подростками и молодежью по месту жительства", от 18.07.2000  N  551
   "О  кадрах  педагогов-организаторов". В соответствии  с  программой
   была  продолжена  работа  по  развитию сети  различных  учреждений,
   организаций  и  предприятий,  ведущих  социально-воспитательную   и
   досуговую работу с подростками и молодежью по месту жительства.  Их
   деятельность  приоритетно  направлена  на  создание  среды  общения
   подростков,  реализацию дополнительных образовательных  программ  и
   услуг,      социально-педагогическое     сопровождение     процесса
   социализации  юных  москвичей,  создание  необходимых  условий  для
   личностного   развития,   укрепления   здоровья,   консультационно-
   профилактической  работы, продуктивного досуга и творческого  труда
   детей  и  молодежи. На сегодняшний день в городе  функционирует  99
   государственных учреждений. В этих учреждениях работает  более  400
   кружков,  творческих  студий,  спортивных  секций,  объединений  по
   интересам.  В  систему  социально-воспитательной  работы  по  месту
   жительства   вовлечено   более  150  тысяч   несовершеннолетних   и
   молодежи, более 3000 специалистов по работе с детьми и молодежью.
       На  базе  клубов  и учреждений по месту жительства  реализуется
   значительная      часть      программ     гражданско-патриотической
   направленности,  военно-патриотической  и  поисковой  деятельности.
   Эта  система,  обеспечивающая досуг и занятость подростков,  играет
   заметную    роль   в   системе   профилактики   правонарушений    и
   безнадзорности несовершеннолетних. В семи административных  округах
   созданы  межрайонные центры "Дети улиц", с 1997 года  функционирует
   Городской  центр "Дети улиц". В русле уличной социальной  работы  и
   волонтерского  движения  сосредоточиваются  усилия  на   проведении
   ранней  позитивной профилактики, предупреждения появления  "уличных
   детей".  К этой работе привлекаются студенты педагогических  вузов.
   Вошло  в  традицию проведение акций, приуроченных к Всемирному  дню
   борьбы  с  наркоманией и наркобизнесом, Всемирному  дню  борьбы  со
   СПИДом, Всемирному дню борьбы с табакокурением.
       В  целях  культурного воспитания молодежи, развития у студентов
   творческой   активности,  популяризации  студенческого   творчества
   комитетами   Комплекса   социальной   сферы   ежегодно   проводятся
   фестивали,  концерты,  различные  культурно-массовые  программы.  В
   марте  -  апреле  2003 года состоялся десятый юбилейный  Московский
   фестиваль  "Фестос  -  2003"  с  участием  студенческих  творческих
   коллективов  регионов  Российской Федерации.  В  фестивале  приняли
   участие  14500  человек  в  составе 1301 студенческого  творческого
   коллектива  из  117  высших  учебных заведений  столицы,  11  вузов
   Московской  области  и  31  вуза из 27  регионов  России,  а  также
   представители  11  вузов (9 коллективов) из 6 стран  зарубежья.  По
   инициативе   Союза  молодежных  организаций  Российской   Федерации
   проходит  Московский фестиваль творческой молодежи "Молодежь  -  за
   культуру мира".
       В  соответствии с постановлением Правительства Москвы и  Совета
   ректоров  вузов  о  взаимодействии с  московскими  государственными
   вузами   федерального  подчинения  в  городе  регулярно  проводятся
   мероприятия, посвященные празднику студентов "Татьянин  день",  Дню
   молодежи,   Международному  дню  студента,  в   которых   принимают
   активное  участие  студенческие  организации  и  сами  студенты.  В
   рамках   праздничных  мероприятий,  посвященных  Дню  города,   был
   организован  парад  Московского  студенчества,  в  котором  приняло
   участие  24  тысячи  студентов,  представляющих  более  100   вузов
   столицы.
       Большое внимание уделяется организации военно-патриотической  и
   поисковой    деятельности    молодежных    объединений,    развитию
   гражданственности  и патриотизма подростков и молодежи,  подготовке
   их  к  военной  службе. В рамках мероприятий, посвященных  памятным
   датам  истории нашего Отечества, проходят соревнования,  турниры  и
   акции.  Одним  из  важных  направлений в деятельности  подростково-
   молодежных  клубов  по  созданию условий  для  развития  физической
   культуры  и  спорта  в Москве является развитие  военно-технических
   видов спорта, подготовка молодежи к службе в армии.
       Развивалось международное и межрегиональное сотрудничество. При
   поддержке Правительства Москвы в апреле 2002 года в Москве на  базе
   МГТУ  им.  Н.Э.  Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся  второй
   Международный  конгресс студентов, молодых  ученых  и  специалистов
   "Молодежь  и  наука - третье тысячелетие". 17 ноября  2003  года  в
   Московском  Дворце  молодежи  в рамках празднования  Международного
   дня  студента  была проведена студенческая акция  "Москва  -  центр
   международного   студенчества".  Организован  обмен   студенческими
   отрядами   с  другими  регионами:  городом  Тюмень  и  Свердловской
   областью.
       Проведена   большая   работа  по  информационному   обеспечению
   молодежной  политики. На базе студенческих профсоюзных комитетов  и
   ректоратов    вузов,   студенческих   и   молодежных   общественных
   организаций  успешно функционируют и финансируются за счет  средств
   городского   бюджета   45   терминальных  станций   (информационно-
   консультационных  пунктов)  Информационной  системы  Мэрии   Москвы
   "Молодежь",  которые  обслуживают  до  350  пользователей  в  день,
   обеспечивая  студентов информацией в области  вторичной  занятости,
   образования,  досуга,  спорта. Активно идет  работа  над  развитием
   сети  таких  информационно-консультационных пунктов в молодежных  и
   детско-подростковых   организациях   по   месту   жительства.   Для
   организации   этой  работы,  а  также  в  порядке  передачи   опыта
   привлекаются   студенты  вузов  в  статусе  штатных   и   нештатных
   сотрудников.
       Организована   работа  по  регулярному  освещению   мероприятий
   программы "Молодежь Москвы" в средствах массовой информации, в  том
   числе  на телеканалах "ТВЦ" и "ТВ Столица". Материалы, привлекающие
   внимание  к проблемам молодежи, публикации о мероприятиях программы
   периодически  размещаются  в городских и некоторых  общефедеральных
   периодических печатных изданиях. Подготовлены, изданы и  направлены
   в  редакции  100  средств массовой информации для  использования  в
   работе  информационно-аналитические сборники  "Правительство-город-
   люди",  "СИМПТОМ"  и  "Пульс", содержащие  материалы  по  проблемам
   молодежи.
       Осуществлен  серьезный  прорыв в  сфере  правового  обеспечения
   молодежной политики. В соответствии с программой "Молодежь  Москвы"
   был  разработан  и 28 января 2004 года принят Московской  городской
   Думой   Закон  города  Москвы  "О  молодежи",  который   регулирует
   осуществление государственной молодежной политики в городе  Москве.
   На  его  основе  исполнительная  власть  сможет  решать  конкретные
   тактические  задачи.  Целями молодежной  политики  согласно  Закону
   являются  содействие нравственному, интеллектуальному и физическому
   развитию  молодых  граждан; создание условий  для  участия  молодых
   граждан  в системе общественных отношений; помощь молодым гражданам
   в  решении  социальных проблем; воспитание молодых граждан  в  духе
   патриотизма,   уважения  к  другим  народам,  к   родному   городу;
   предотвращение негативных проявлений в молодежной среде.
       В  частности,  для поддержки молодых граждан в  сфере  труда  и
   занятости  Законом предусматривается создание ежедневно обновляемой
   базы  данных  о свободных рабочих местах и вакансиях, помещаемой  в
   сети   Интернет;  создание  консультационных  центров  по  вопросам
   трудоустройства  и телефона доверия по вопросам нарушения  трудовых
   прав  молодых  граждан и так далее. Молодые граждане, проработавшие
   в  течение  трех  и  более лет на социально  значимом  предприятии,
   имеют право на оплату обучения в московских вузах по выбранной  ими
   специальности.
       В   сфере   здоровья,  физической  культуры  и   спорта   Закон
   предусматривает      проведение      ежегодной      диспансеризации
   несовершеннолетних     молодых    граждан;     создание     центров
   репродуктивного  здоровья  (планирования семьи);  создание  центров
   анонимной  профилактики  социально  опасных  заболеваний  молодежи,
   осуществляющих  анонимные  бесплатные исследования;  создание  базы
   данных,   предоставляющей   сведения  о  возможностях   регулярного
   занятия   спортом,   и   так  далее.  Закон   обязывает   бюджетные
   организации    предоставлять   безвозмездно    молодым    гражданам
   спортивные залы для занятий спортом.
       Для  оказания  социальной поддержки молодым  гражданам  Законом
   предписывается   создание   бесплатных   (для   молодых    граждан,
   находящихся   в  тяжелой  жизненной  ситуации)  психологических   и
   юридических  консультационных  центров  в  каждом  административном
   округе,  выделение  льгот  при пользовании  городским  транспортом,
   дополнительных стипендий и так далее.
       Молодой  семье,  в  которой супруги имеют  место  жительства  в
   городе  Москве,  или  одному из родителей  -  молодому  гражданину,
   имеющему место жительства в городе Москве (при условии, что  другой
   родитель также является молодым гражданином или не установлен),  за
   счет  средств  бюджета  города  будет выплачиваться  дополнительное
   единовременное  пособие в связи с рождением  ребенка  в  размере  5
   прожиточных  минимумов при рождении первого ребенка, 7  прожиточных
   минимумов  при рождении второго ребенка и 10 прожиточных  минимумов
   при рождении третьего ребенка.
       В  целях  воспитания молодежи в духе патриотизма и  уважения  к
   истории  и культуре Отечества, к родному городу, к другим  народам,
   предотвращения  экстремистских  и  иных  негативных  проявлений   в
   молодежной  среде Закон предписывает распространение среди  молодых
   граждан    информационных   материалов;   проведение   мероприятий,
   пропагандирующих   здоровый  образ  жизни  и   социально   полезное
   поведение;  выпуск  телевизионных  передач,  посвященных  проблемам
   молодежи.
       Это  лишь  некоторые меры молодежной политики,  предусмотренные
   Законом.   Поскольку  он  предполагает  использование  программного
   метода  молодежной политики, данные и другие меры  должны  получить
   развитие   в   программах  "Молодежь  Москвы".  Программами   будут
   предусмотрены  и  новые меры молодежной политики,  согласующиеся  с
   текущими потребностями молодежи Москвы.
       Подводя итоги реализации программы "Молодежь Москвы" (2001-2003
   гг.),     следует     отметить,    что    система    среднесрочного
   программирования  в  целом  себя  оправдала,  основные  мероприятия
   программы   выполнены.  Ухудшение  политического  и   нравственного
   состояния,    социально-экономического   положения   молодежи    не
   произошло,   притом   что  ранее  наблюдалась  явно   отрицательная
   динамика.  Тем не менее необходимо отметить, что молодое  поколение
   в   большинстве   своем   остается   без   устоявшихся   социальных
   ориентиров.  Отсутствие традиционных форм социализации,  основанной
   на  социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны,
   повысило  личную  ответственность молодых  людей  за  свою  судьбу,
   поставив  их  перед  необходимостью выбора, с другой  -  обнаружило
   неготовность  значительной  части  молодежи  включиться   в   новые
   общественные  отношения.  Выбор  жизненного  пути  определяется  не
   способностями и интересами молодого человека, а зачастую  случайным
   стечением обстоятельств.
       К  числу  тревожных  тенденций  в  молодежной  среде  относится
   ускорение     падения     престижа     профессионально-технического
   образования;   увеличение  числа  молодежи,   начинающей   трудовую
   деятельность  с  низким уровнем образования и  не  имеющей  желания
   продолжать  обучение; изменение мотивации получения ученой  степени
   и  как  следствие  снижение интеллектуального уровня  аспирантского
   корпуса - будущего российской науки.
       Молодежная  среда  по-прежнему остается  опасной  криминогенной
   зоной.  Сохраняются неблагоприятные тенденции, такие как омоложение
   преступности, усиление ее группового характера.
       В  целях  преодоления негативных тенденций в рамках последующих
   программ  необходимо предусмотреть смещение акцентов  с  проведения
   мероприятий  для  молодежи на разработку и внедрение  инновационных
   подходов  и  технологий  вовлечения самой  молодежи  в  организацию
   жизнедеятельности  муниципальных  образований,  формирование  среды
   обитания,  инициирования  и стимулирования общественной  активности
   молодежи, поддержки молодежных объединений.
       Также  следует  отметить, что реализация программы  выявила  ее
   внутренние сложности и противоречия:
       1)  на  территории  Москвы одновременно  реализуется  несколько
   программ   Правительства   Москвы,   в   той   или   иной   степени
   затрагивающих  интересы детей, подростков  и  молодежи.  Среди  них
   такие,  как  "Москва  на пути к культуре мира",  "Одаренные  дети",
   "Мой  двор, мой подъезд", "Культура и дети", "Военно-патриотическое
   воспитание  молодежи"  и  др. Взаимоувязка программ  нередко  носит
   механистический  характер, выражающийся в  перетекании  мероприятий
   из одной программы в другую;
       2) для адекватного отражения в последующих мероприятиях в сфере
   молодежной     политики    злободневных    задач,     своевременной
   корректировки  отдельных  ее  направлений  и  мероприятий  является
   необходимым   ежегодный   мониторинг  процессов,   происходящих   в
   молодежной  среде,  деятельности субъектов (институтов)  молодежной
   политики,  эффективности использования имеющихся  ресурсов.  Сейчас
   такой мониторинг не является достаточным;
       3)   для  совершенствования  и  развития  кадрового  потенциала
   системы семейной и молодежной политики непреходящее значение  имеет
   наличие  системы непрерывного разноуровневого обучения (подготовка,
   переподготовка,  повышение  квалификации)  специалистов,  повышение
   качества  научно-методического сопровождения процесса разработки  и
   реализации молодежной политики;
       4) недостаточно внимания уделяется адресно молодежи, работающей
   в  базовых  отраслях городского хозяйства, проблемам ее  жизненного
   самоопределения и социального становления.
       Эти  проблемы  должны  найти отражение в  содержательной  части
   приоритетных мероприятий новой программы "Молодежь Москвы".
   
            II. Основные подходы, цели и задачи программы,
                  этапы и сроки реализации программы
   
      О базовых подходах к содержанию программы "Молодежь Москвы"
                            (2004-2006 гг.)
   
       1. Новая программа - первая принимаемая после вступления в силу
   Закона  города Москвы "О молодежи". Часть 2 статьи 5 Закона  города
   Москвы   "О   молодежи"   в  значительной  степени   предопределила
   содержание  разделов программы. Поэтому, хотя  их  наименования  не
   должны  обязательно  дублировать  соответствующие  пункты  части  2
   статьи  5  Закона,  все позиции, указанные в этих  пунктах,  должны
   найти отражение в мероприятиях программы.
       Кроме   того,   и  иные  статьи  Закона  указывают   конкретные
   мероприятия,  которые  должны осуществляться  в  рамках  молодежной
   политики.  Эти  мероприятия должны интегрироваться  в  предлагаемую
   программу.
       2.  Принятие Закона "О молодежи" знаменует новый этап  развития
   молодежной  политики  в  городе Москве. Но вхождение  в  этот  этап
   должно  быть  максимально мягким, чтобы не разрушить уже  имеющуюся
   положительную   динамику   решения   проблем   молодежи.    Поэтому
   осуществление  большей  части мероприятий,  проведенных  и  успешно
   зарекомендовавших  себя в 2001-2003 годах, предусматривается  и  на
   2004-2006   годы.  В  то  же  время  особое  внимание  предлагается
   уделить:
       1)  мерам по укреплению здоровья, формированию здорового образа
   жизни  молодых  граждан.  Это направление  нацелено  на  сохранение
   положительной динамики сокращения среди молодежи общих, вирусных  и
   неврологических  заболеваний,  проведение  мер  по   предупреждению
   возникновения вирусных эпидемий в школах и детских садах,  оказание
   специализированной бесплатной медицинской помощи детям,  подросткам
   и молодежи.
       Наиболее  необходимыми для города, для его  молодых  жителей  в
   подпрограмме  на  2004-2006  годы выбраны  мероприятия  доврачебной
   профилактики,     предупреждения     опасных     эпидемиологических
   заболеваний   методом   вакцинации   и   диспансеризации,   широкой
   консультационно-информационной     деятельности     по     вопросам
   планирования  семьи и репродуктивного здоровья молодежи,  выявления
   на    ранних    стадиях   жизни   ребенка   различных    патологий,
   просветительская  деятельность  о  необходимости  здорового  образа
   жизни    молодежи   через   организацию   и   участие   медицинской
   общественности  в  различных  молодежных  акциях,  направленных  на
   борьбу   с   наркоманией,  алкоголизмом,  табакокурением.   Впервые
   программой   предусмотрены  организация  и  проведение   ежегодного
   тестирования несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18  лет
   на   предмет   потребления  наркотических  средств  и  психотропных
   веществ.
       В   основе   профилактической  программы  должна  лежать   идея
   индивидуальной   профилактики.  Сегодня   знание   патогенетических
   механизмов  воздействия  на здоровье конкретных  факторов  среды  и
   образа  жизни  позволяет  использовать  их  не  только  для  охраны
   общественного   здоровья,  но  и  здоровья  конкретного   человека.
   Профилактическая   программа  должна   быть   дифференцирована   по
   возрастному признаку.
       Намечены  дальнейшие шаги по оказанию помощи молодым семьям  по
   сопровождению  беременности  и выхаживанию  родившихся  детей.  Для
   этого  предусмотрены дальнейшее оснащение родильных домов  новейшей

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное