Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2004 г. N 339-ПП
О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ"
(2004-2006 ГГ.)
В целях реализации в городе государственной молодежной
политики, создания правовых, экономических и организационных
условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами
конституционных прав, в соответствии с Законом города Москвы от 28
января 2004 года N 4 "О молодежи" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить городскую целевую программу "Молодежь Москвы"
(2004-2006 гг.) согласно приложению (далее - Программа).
2. Возложить на Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы
функции государственного заказчика - координатора Программы.
3. Префектурам административных округов города Москвы в
двухмесячный срок разработать и утвердить соответствующие окружные
программы на 2004-2006 гг. с финансированием из средств целевых
бюджетных фондов развития территорий города Москвы.
4. Органам исполнительной власти города Москвы, принимающим
участие в реализации Программы:
4.1. Обеспечить безусловное выполнение программных мероприятий
и ежегодно до 31 января представлять в Комитет по делам семьи и
молодежи города Москвы отчеты о выполнении мероприятий Программы с
указанием финансовых затрат на их реализацию.
4.2. Финансирование мероприятий Программы в 2004-2006 гг.
осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в
бюджетах города Москвы на соответствующие годы.
5. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы:
5.1. В месячный срок подготовить предложения по созданию
городского центра государственного заказа по подготовке молодых
специалистов для системы городского хозяйства и представить их
руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы.
5.2. Совместно с префектурами административных округов города
Москвы:
5.2.1. Подготовить предложения о передаче с 1 января 2005 года
префектурам административных округов города Москвы финансовых
средств на содержание государственных учреждений города Москвы по
ведению социально-воспитательной и досуговой работы по месту
жительства.
5.2.2. Обеспечить широкое освещение мероприятий Программы в
городских и окружных средствах массовой информации.
6. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы
оказывать содействие организаторам мероприятий, проводимых в
рамках Программы, в изготовлении и размещении информации на
средствах наружной рекламы согласно их заявке.
7. Совету по делам молодежи при Правительстве Москвы регулярно
рассматривать на своих заседаниях вопросы о ходе реализации
Программы.
8. Просить Московскую федерацию профсоюзов обеспечить участие
городских отраслевых объединений профсоюзов, Ассоциации
"Московский городской координационный совет добровольного
спортивного общества профсоюзов", молодежного профсоюзного актива
в реализации мероприятий Программы.
9. Постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2001 года N
403-ПП "О программе "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы" признать
выполненным и с контроля снять.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову
Л.И. и префектов административных округов города Москвы.
О ходе выполнения настоящего постановления докладывать Мэру
Москвы ежегодно в марте.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 25 мая 2004 г. N 339-ПП
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ"
(2004-2006 ГГ.)
Паспорт
городской целевой программы "Молодежь Москвы"
(2004-2006 гг.)
Наименование программы Городская целевая программа "Молодежь
Москвы" (2004-2006 гг.)
Основание для Закон города Москвы от 28 января
разработки программы 2004 года N 4 "О молодежи"
Государственный Комитет по делам семьи и молодежи
заказчик - координатор города Москвы
программы
Государственные Департамент федеральной
заказчики - государственной службы занятости
соисполнители программы населения по городу Москве;
Департамент поддержки и развития
малого предпринимательства города
Москвы;
Департамент жилищной политики
и жилищного фонда города Москвы;
Департамент социальной защиты
населения города Москвы;
Департамент образования города Москвы;
Департамент здравоохранения города
Москвы;
Департамент международных связей
города Москвы;
Комитет по культуре города Москвы;
Комитет физической культуры и спорта
города Москвы;
Комитет общественных связей города
Москвы;
Комитет межрегиональных связей
и национальной политики города Москвы;
Комитет по телекоммуникациям
и средствам массовой информации города
Москвы;
Комитет рекламы, информации
и оформления города Москвы;
префектуры административных округов
города Москвы;
управы районов
Разработчики Комитет по делам семьи и молодежи
программы города Москвы, Совет по делам молодежи
при Правительстве Москвы
Сроки и этапы 2004-2006 годы
реализации программы
Цели программы - содействие нравственному,
интеллектуальному и физическому
развитию молодых граждан;
- создание условий для участия молодых
граждан в системе общественных
отношений;
- помощь молодым гражданам в решении
социальных проблем;
- профилактика негативных проявлений
в молодежной среде;
- воспитание молодых граждан в духе
патриотизма, уважения к другим
народам, к родному городу
Основные задачи Оказание государственной поддержки
программы молодым гражданам:
- в сфере образования
и профессиональной ориентации;
- в сфере здоровья, физической
культуры и спорта;
- в сфере противостояния
антиобщественным проявлениям, таким
как наркомания, экстремизм,
национальная нетерпимость;
- в сфере организованного досуга
и отдыха;
- в сфере труда, трудоустройства
и развития предпринимательской
инициативы;
- в социальной сфере.
Оказание государственной поддержки
молодежным организациям:
- организационная поддержка молодежных
организаций и молодых граждан;
- ресурсная поддержка молодежных
организаций;
- информационная и кадровая поддержка
молодежных организаций.
Оказание государственной поддержки
молодым семьям:
- в решении задачи роста рождаемости;
- в социальной и жилищной сферах.
Воспитание молодых граждан
и профилактика негативных проявлений
в молодежной среде
Основные мероприятия Основные целевые направления
программы (подпрограммы):
1. Укрепление здоровья, формирование
здорового образа жизни молодых
граждан.
2. Социальная защита молодых граждан,
укрепление института семьи, содействие
в решении ее жизненных проблем.
3. Стимулирование действий молодежных
организаций, направленных на воспитание
у молодых граждан нравственных
принципов, гражданской ответственности
и профилактику экстремизма
в молодежной среде.
4. Правовое воспитание молодых
граждан, повышение экономической
культуры и стимулирование
предпринимательской инициативы молодых
граждан.
5. Повышение востребованности
и конкурентоспособности молодых
граждан на рынке труда.
6. Молодежная культура и творчество,
поддержка талантливых и одаренных
молодых граждан.
7. Поддержка студенчества.
8. Научно-техническое творчество
молодых граждан.
9. Молодежное международное
и межрегиональное сотрудничество.
10. Информационное обеспечение
молодежной политики.
11. Формирование инфраструктуры,
кадровое обеспечение молодежной
политики
Ожидаемые результаты Поэтапное решение проблем,
реализации программы поставленных в программе, позволит:
- охватить антинаркотическими
профилактическими мероприятиями до 80%
молодых граждан в возрасте от 14 до 25
лет и добиться снижения числа вновь
вовлекаемых в потребление
наркотических средств на 50%;
- повысить выявляемость употребления
наркотических средств молодыми
гражданами в возрасте от 14 до 18 лет;
- укрепить позитивное отношение
молодых граждан к созданию полноценной
семьи, рождению и ответственному
воспитанию детей;
- сохранить тенденцию к увеличению
ежегодной рождаемости в молодых
московских семьях на 7-8%;
- создать за три года до 97 тыс.
рабочих мест для молодежи, в том числе
не менее 50 тыс. временных рабочих
мест;
- привлечь к участию в реализации
программы не менее 300 молодежных
общественных и некоммерческих
организаций, в том числе путем
финансирования конкретных проектов,
направленных, в первую очередь,
на снижение экстремистских проявлений,
национальной нетерпимости в молодежной
среде;
- снизить уровень безнадзорности среди
детей и подростков за счет увеличения
посещаемости сетевой молодежной
инфраструктуры на 15%
Финансовое Финансовое обеспечение программы
обеспечение программы предусмотрено из следующих источников:
- городской бюджет, в том числе
средства целевых бюджетных фондов
развития территорий города Москвы;
- федеральный бюджет;
- внебюджетный фонд социального
страхования РФ;
- внебюджетные источники, в том числе
средства общественных организаций,
инициативные источники, целевые
инвестиции, пожертвования.
Общий объем финансирования 9715,5
млн. руб., в т.ч. по годам реализации:
---------------T------T------T------¬
¦По источникам ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦
¦финансирования¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+
¦Городской ¦2571,7¦3133,9¦3517,9¦
¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+
¦Федеральный ¦ 47,0¦ 21,7¦ 21,7¦
¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+
¦МРО Фонда ¦ 18,0¦ 18,0¦ 18,0¦
¦социального ¦ ¦ ¦ ¦
¦страхования РФ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+
¦Внебюджетные ¦ 90,7¦ 126,5¦ 130,4¦
¦источники ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+
¦Итого ¦2727,5¦3300,1¦3687,9¦
L--------------+------+------+-------
Система организации Управление программой осуществляет
управления и контроля Комплекс социальной сферы города
за исполнением Москвы, Комитет по делам семьи
программы и молодежи города Москвы путем сбора,
обобщения информации о реализации
программы, согласования спорных
вопросов, в случае необходимости
принятие дополнительных решений Мэра
и Правительства Москвы.
Контроль за исполнением программы
осуществляет Правительство Москвы -
Комплекс социальной сферы города
Москвы, Комитет по делам семьи и
молодежи города Москвы, Совет по делам
молодежи при Правительстве Москвы,
Департамент финансов города Москвы.
Отчетный период устанавливается как
календарный год.
Срок представления отчета - март
месяц
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Введение
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая
период становления социальной зрелости, адаптации, интеграции в
мир взрослых. По предварительным данным переписи населения 2002
года граждан от 14 до 25 лет в Москве насчитывается 1 миллион 350
тысяч. В городе проживает 256,5 тысячи молодых семей, из которых
128 тысяч - полные молодые семьи с детьми, 51,6 тысячи - неполные
молодые семьи с детьми, 76,9 тысячи - семьи без детей. В кризисных
условиях именно молодежь больше всего подвержена крушению идеалов,
обострению нигилизма, апатии, так как система ценностей подвижна,
мировоззрение не устоялось, что приводит к потере нравственного и
духовного здоровья части представителей молодежной среды.
К сожалению, существующие экономические и социальные программы
города недостаточно учитывают специфическую социальную позицию
молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с
этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи,
определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым
поколением на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В центре внимания современной государственной молодежной
политики должна оказаться молодежь как стратегический ресурс,
главный носитель будущего, основной источник инноваций, важнейший
фактор перемен. К возрасту сегодня надо относиться как к понятию
не только демографическому, но рассматривать его также в сочетании
с экономическими, социальными и политическими условиями
развивающегося общества. Такой подход к молодежи, оценке ее роли и
значения для настоящего и будущего Москвы способен выработать
особую государственную политику, молодежную политику, работающую
на управление процессами в многообразной молодежной среде,
принятие адекватных решений на опережение негативных социальных
событий, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде,
ускорение развития, взамен политики запоздалой реакции на уже
развившиеся противоречия и проблемы.
Для того чтобы оказать поддержку молодежи и направить ее
потенциал на благо общества, нужны знания основных тенденций
развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д.
Эти знания необходимы для всего общества, для того, чтобы
спроектировать реальную молодежную политику. Кроме этого, эти
знания должны находить свое отражение в законах, с помощью которых
государство, все общество хотело бы повлиять на процессы
социализации молодежи и процессы замещения поколений. Отметим, что
по данным ЮНЕСКО с 1979 года в мире принято свыше ста документов,
касающихся проблем молодежи. В них постоянно подчеркивается мысль,
что молодые люди, прежде всего, своим трудом должны достигать
своих целей, быть в постоянном поиске, строить свою судьбу.
О выполнении программы "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы
и иных мероприятий в сфере молодежной политики
Программа "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы была утверждена
постановлением Правительства Москвы от 24.04.2001 N 403-ПП "О
программе "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы". Программа
реализовывалась органами исполнительной власти города Москвы
совместно с подведомственными учреждениями, молодежными и
студенческими общественными и профсоюзными организациями.
Хорошо зарекомендовала себя конструкция формирования окружных
молодежных программ, разработанных и утвержденных префектурами
административных округов, на основе которых наряду с общегородской
программой реализовывалась молодежная политика в административных
округах города Москвы с использованием средств целевых бюджетных
фондов развития территорий административных округов города.
В рамках реализации программы в части здоровья молодежи
регулярно проводились диспансеризация и мониторинг состояния
здоровья детей, подростков, студенческой молодежи. По данным
Департамента здравоохранения, диспансеризация, осмотр
специалистами в целом по городу охватывали около 97% детей и
подростков. Ежегодно около 90% студентов проходили углубленные
медицинские осмотры. Анализ итогов диспансеризации позволил
выявлять отклонения в состоянии здоровья, наиболее
распространенные заболевания у этой группы населения и более
целенаправленно проводить профилактические и лечебные мероприятия.
Для повышения качества медицинского обслуживания в рамках
данной программы выполнялись мероприятия по оснащению отдельных
медицинских учреждений и подразделений необходимым лечебным и
диагностическим оборудованием. Была продолжена реализация программ
"Планирование семьи" и "Безопасное материнство". В центрах
планирования семьи проводилось индивидуальное консультирование, в
женских консультациях была полностью обеспечена выдача пациенткам
антианемических препаратов и витаминов, в родильных домах также
бесплатно всем роженицам выдавались подарочные комплекты для
новорожденных детей.
Одним из условий здоровья молодежи является развитие и
поддержка молодежного спорта. Приобщение молодежи к здоровому
образу жизни было одной из приоритетных задач программы "Молодежь
Москвы". Во всех административных округах сформированы и
реализовались программы развития спортивной базы в жилых
микрорайонах, в городе ведется большая работа по строительству,
реконструкции, ремонту спортсооружений для занятий молодежи
физической культурой и спортом.
Продолжена реализация городской студенческой спортивной
программы, основой которой являются Московские студенческие игры и
Спартакиада средних специальных учебных заведений. В высших
учебных заведениях работают спортивные отделения, секции и группы
оздоровительной направленности по 47 видам спорта с охватом более
63 тысяч студентов и аспирантов. В финальном этапе Московских
студенческих игр принимают участие более 18 тысяч студентов из 120
вузов Москвы и ближнего Подмосковья.
Начата работа по созданию в столице городской системы контроля
и повышения резервов здоровья населения. Проводилась работа в
сфере сохранения и укрепления традиций физкультурно-
оздоровительной и спортивной работы в районах и округах города.
Немало сделано и в сфере занятости молодежи и студентов.
Проводилась работа по поддержке и созданию молодежно-социальных
производств, по трудоустройству по программе временной занятости.
В рамках программы "Мой двор, мой подъезд" подросткам и молодежи
предлагалось участвовать на возмездных началах в озеленении и
благоустройстве дворовых площадок и пришкольных участков.
Большой популярностью среди молодежи и работодателей города
пользуются общегородские и локальные ярмарки вакансий для
молодежи, проведение иных общегородских акций в сфере
трудоустройства (например, ежегодно проводится Международный форум
"Карьера", в котором принимают участие более 100 ведущих
российских и международных компаний, около 17000 молодых
специалистов, студентов и выпускников московских вузов). С июня
2001 года действует Центр социально-трудовой адаптации молодых
инвалидов. В состав Центра входит информационно-консультационный
пункт, где обращающиеся за содействием могут пройти
профтестирование и получить информацию об имеющихся вакансиях.
Стал уже традиционным городской конкурс профессионального
мастерства "Московские мастера". За право получить почетное звание
"Московский мастер" соревновались представители 43 профессий.
В январе 2002 года создано государственное учреждение города
Москвы "Московский городской штаб молодежно-студенческих отрядов".
Студенческие отряды работали на строительстве фундаментальной
библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова, участвовали в оборудовании
специальных мест для передвижения инвалидов, благоустройстве
городских парков, заливке хоккейных площадок, работали вожатыми в
загородных оздоровительных лагерях. Общее количество бойцов
молодежно-студенческих отрядов летом 2003 года составило 21 тысячу
человек. Московский сводный студенческий волонтерский отряд
участвовал в организации и проведении девятой Международной
выставки молодежных научно-технических проектов "ЭКСПО-Наука
2003". Впервые это мероприятие проводилось под эгидой ЮНЕСКО. В
выставке приняли участие свыше 2000 молодых людей в возрасте до 23
лет из 88 стран и 87 российских регионов.
Для реализации задач социального обеспечения молодежи в городе
созданы и функционируют 14 центров и 47 отделений социальной
помощи семье и детям. По видам оказываемых социальных услуг и
категориям населения, которым эти услуги предоставляются, центры
являются многопрофильными, многофункциональными учреждениями.
Деятельность центров социальной помощи семье и детям в первую
очередь направлена на профилактику беспризорности и безнадзорности
несовершеннолетних, предупреждение семейного неблагополучия,
организацию социального патронажа детей-сирот - выпускников
детских домов и школ-интернатов, а также реабилитацию детей с
ограниченными возможностями. За период с 2001 по 2003 год в
центрах и отделениях социальной помощи семье и детям оказано более
500 тыс. различных социальных услуг.
С 1 января 2004 года увеличен размер именных стипендий
Правительства Москвы с 350 до 400 рублей (контингент получателей -
10,3 тыс. чел.); ежемесячных дотаций остро нуждающимся студентам с
250 до 300 рублей на человека (контингент получателей - 30,5 тыс.
чел.). С 1 октября 2003 года размер ежемесячных компенсационных
выплат на питание детей до трех лет студенческим семьям, где оба
родителя являются студентами дневных форм обучения, увеличен со
150 до 500 рублей в месяц на каждого ребенка.
Обеспечение жильем молодых семей в 2001-2003 годах
осуществлялось в рамках программы реализации жилой площади и
программы "Молодой семье - доступное жилье" и программы
обеспечения жильем выпускников детских домов и сиротских
учреждений. За период 2001-2003 годов предоставлена 661 отдельная
квартира по договорам безвозмездного пользования для выпускников
детских домов, сиротских учреждений Департамента образования
города Москвы и детей-инвалидов, выпускников стационарных
учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы.
По программе "Молодой семье - доступное жилье" в 2003 году за счет
городского бюджета построено и передано под заселение молодыми
очередниками 3309 квартир в трех административных округах города
Москвы.
В рамках реализации программы "Зритель" дети и подростки
обеспечиваются бесплатными билетами на посещение музеев и театров,
а также спортивных соревнований. В 2001-2003 гг. сертификаты были
выданы 180 тыс. учащихся.
Внимание уделяется и вопросам организации детского,
молодежного, семейного отдыха. Только летом 2003 года был
организован отдых 24733 человек. Эта работа ведется прежде всего
на основе принципа адресной помощи и поддержки. Преимуществом при
выделении путевок пользовались семьи, имеющие троих и более
несовершеннолетних детей и нуждающиеся в городской поддержке,
родители-пенсионеры и родители-инвалиды, имеющие
несовершеннолетних детей, неполные семьи, имеющие
несовершеннолетних детей и находящиеся в трудной жизненной
ситуации.
Одним из стратегических направлений являлось сохранение и
развитие в городе системы работы с молодежью по месту жительства.
Оно было определено постановлениями Правительства Москвы от
26.03.96 N 275 "О воспитательной и досуговой работе с подростками
и молодежью по месту жительства и занятости несовершеннолетних",
от 29.12.98 N 1016 "О мерах по совершенствованию государственной
поддержки досуговых организаций, ведущих работу с детьми,
подростками и молодежью по месту жительства", от 18.07.2000 N 551
"О кадрах педагогов-организаторов". В соответствии с программой
была продолжена работа по развитию сети различных учреждений,
организаций и предприятий, ведущих социально-воспитательную и
досуговую работу с подростками и молодежью по месту жительства. Их
деятельность приоритетно направлена на создание среды общения
подростков, реализацию дополнительных образовательных программ и
услуг, социально-педагогическое сопровождение процесса
социализации юных москвичей, создание необходимых условий для
личностного развития, укрепления здоровья, консультационно-
профилактической работы, продуктивного досуга и творческого труда
детей и молодежи. На сегодняшний день в городе функционирует 99
государственных учреждений. В этих учреждениях работает более 400
кружков, творческих студий, спортивных секций, объединений по
интересам. В систему социально-воспитательной работы по месту
жительства вовлечено более 150 тысяч несовершеннолетних и
молодежи, более 3000 специалистов по работе с детьми и молодежью.
На базе клубов и учреждений по месту жительства реализуется
значительная часть программ гражданско-патриотической
направленности, военно-патриотической и поисковой деятельности.
Эта система, обеспечивающая досуг и занятость подростков, играет
заметную роль в системе профилактики правонарушений и
безнадзорности несовершеннолетних. В семи административных округах
созданы межрайонные центры "Дети улиц", с 1997 года функционирует
Городской центр "Дети улиц". В русле уличной социальной работы и
волонтерского движения сосредоточиваются усилия на проведении
ранней позитивной профилактики, предупреждения появления "уличных
детей". К этой работе привлекаются студенты педагогических вузов.
Вошло в традицию проведение акций, приуроченных к Всемирному дню
борьбы с наркоманией и наркобизнесом, Всемирному дню борьбы со
СПИДом, Всемирному дню борьбы с табакокурением.
В целях культурного воспитания молодежи, развития у студентов
творческой активности, популяризации студенческого творчества
комитетами Комплекса социальной сферы ежегодно проводятся
фестивали, концерты, различные культурно-массовые программы. В
марте - апреле 2003 года состоялся десятый юбилейный Московский
фестиваль "Фестос - 2003" с участием студенческих творческих
коллективов регионов Российской Федерации. В фестивале приняли
участие 14500 человек в составе 1301 студенческого творческого
коллектива из 117 высших учебных заведений столицы, 11 вузов
Московской области и 31 вуза из 27 регионов России, а также
представители 11 вузов (9 коллективов) из 6 стран зарубежья. По
инициативе Союза молодежных организаций Российской Федерации
проходит Московский фестиваль творческой молодежи "Молодежь - за
культуру мира".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы и Совета
ректоров вузов о взаимодействии с московскими государственными
вузами федерального подчинения в городе регулярно проводятся
мероприятия, посвященные празднику студентов "Татьянин день", Дню
молодежи, Международному дню студента, в которых принимают
активное участие студенческие организации и сами студенты. В
рамках праздничных мероприятий, посвященных Дню города, был
организован парад Московского студенчества, в котором приняло
участие 24 тысячи студентов, представляющих более 100 вузов
столицы.
Большое внимание уделяется организации военно-патриотической и
поисковой деятельности молодежных объединений, развитию
гражданственности и патриотизма подростков и молодежи, подготовке
их к военной службе. В рамках мероприятий, посвященных памятным
датам истории нашего Отечества, проходят соревнования, турниры и
акции. Одним из важных направлений в деятельности подростково-
молодежных клубов по созданию условий для развития физической
культуры и спорта в Москве является развитие военно-технических
видов спорта, подготовка молодежи к службе в армии.
Развивалось международное и межрегиональное сотрудничество. При
поддержке Правительства Москвы в апреле 2002 года в Москве на базе
МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся второй
Международный конгресс студентов, молодых ученых и специалистов
"Молодежь и наука - третье тысячелетие". 17 ноября 2003 года в
Московском Дворце молодежи в рамках празднования Международного
дня студента была проведена студенческая акция "Москва - центр
международного студенчества". Организован обмен студенческими
отрядами с другими регионами: городом Тюмень и Свердловской
областью.
Проведена большая работа по информационному обеспечению
молодежной политики. На базе студенческих профсоюзных комитетов и
ректоратов вузов, студенческих и молодежных общественных
организаций успешно функционируют и финансируются за счет средств
городского бюджета 45 терминальных станций (информационно-
консультационных пунктов) Информационной системы Мэрии Москвы
"Молодежь", которые обслуживают до 350 пользователей в день,
обеспечивая студентов информацией в области вторичной занятости,
образования, досуга, спорта. Активно идет работа над развитием
сети таких информационно-консультационных пунктов в молодежных и
детско-подростковых организациях по месту жительства. Для
организации этой работы, а также в порядке передачи опыта
привлекаются студенты вузов в статусе штатных и нештатных
сотрудников.
Организована работа по регулярному освещению мероприятий
программы "Молодежь Москвы" в средствах массовой информации, в том
числе на телеканалах "ТВЦ" и "ТВ Столица". Материалы, привлекающие
внимание к проблемам молодежи, публикации о мероприятиях программы
периодически размещаются в городских и некоторых общефедеральных
периодических печатных изданиях. Подготовлены, изданы и направлены
в редакции 100 средств массовой информации для использования в
работе информационно-аналитические сборники "Правительство-город-
люди", "СИМПТОМ" и "Пульс", содержащие материалы по проблемам
молодежи.
Осуществлен серьезный прорыв в сфере правового обеспечения
молодежной политики. В соответствии с программой "Молодежь Москвы"
был разработан и 28 января 2004 года принят Московской городской
Думой Закон города Москвы "О молодежи", который регулирует
осуществление государственной молодежной политики в городе Москве.
На его основе исполнительная власть сможет решать конкретные
тактические задачи. Целями молодежной политики согласно Закону
являются содействие нравственному, интеллектуальному и физическому
развитию молодых граждан; создание условий для участия молодых
граждан в системе общественных отношений; помощь молодым гражданам
в решении социальных проблем; воспитание молодых граждан в духе
патриотизма, уважения к другим народам, к родному городу;
предотвращение негативных проявлений в молодежной среде.
В частности, для поддержки молодых граждан в сфере труда и
занятости Законом предусматривается создание ежедневно обновляемой
базы данных о свободных рабочих местах и вакансиях, помещаемой в
сети Интернет; создание консультационных центров по вопросам
трудоустройства и телефона доверия по вопросам нарушения трудовых
прав молодых граждан и так далее. Молодые граждане, проработавшие
в течение трех и более лет на социально значимом предприятии,
имеют право на оплату обучения в московских вузах по выбранной ими
специальности.
В сфере здоровья, физической культуры и спорта Закон
предусматривает проведение ежегодной диспансеризации
несовершеннолетних молодых граждан; создание центров
репродуктивного здоровья (планирования семьи); создание центров
анонимной профилактики социально опасных заболеваний молодежи,
осуществляющих анонимные бесплатные исследования; создание базы
данных, предоставляющей сведения о возможностях регулярного
занятия спортом, и так далее. Закон обязывает бюджетные
организации предоставлять безвозмездно молодым гражданам
спортивные залы для занятий спортом.
Для оказания социальной поддержки молодым гражданам Законом
предписывается создание бесплатных (для молодых граждан,
находящихся в тяжелой жизненной ситуации) психологических и
юридических консультационных центров в каждом административном
округе, выделение льгот при пользовании городским транспортом,
дополнительных стипендий и так далее.
Молодой семье, в которой супруги имеют место жительства в
городе Москве, или одному из родителей - молодому гражданину,
имеющему место жительства в городе Москве (при условии, что другой
родитель также является молодым гражданином или не установлен), за
счет средств бюджета города будет выплачиваться дополнительное
единовременное пособие в связи с рождением ребенка в размере 5
прожиточных минимумов при рождении первого ребенка, 7 прожиточных
минимумов при рождении второго ребенка и 10 прожиточных минимумов
при рождении третьего ребенка.
В целях воспитания молодежи в духе патриотизма и уважения к
истории и культуре Отечества, к родному городу, к другим народам,
предотвращения экстремистских и иных негативных проявлений в
молодежной среде Закон предписывает распространение среди молодых
граждан информационных материалов; проведение мероприятий,
пропагандирующих здоровый образ жизни и социально полезное
поведение; выпуск телевизионных передач, посвященных проблемам
молодежи.
Это лишь некоторые меры молодежной политики, предусмотренные
Законом. Поскольку он предполагает использование программного
метода молодежной политики, данные и другие меры должны получить
развитие в программах "Молодежь Москвы". Программами будут
предусмотрены и новые меры молодежной политики, согласующиеся с
текущими потребностями молодежи Москвы.
Подводя итоги реализации программы "Молодежь Москвы" (2001-2003
гг.), следует отметить, что система среднесрочного
программирования в целом себя оправдала, основные мероприятия
программы выполнены. Ухудшение политического и нравственного
состояния, социально-экономического положения молодежи не
произошло, притом что ранее наблюдалась явно отрицательная
динамика. Тем не менее необходимо отметить, что молодое поколение
в большинстве своем остается без устоявшихся социальных
ориентиров. Отсутствие традиционных форм социализации, основанной
на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны,
повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу,
поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило
неготовность значительной части молодежи включиться в новые
общественные отношения. Выбор жизненного пути определяется не
способностями и интересами молодого человека, а зачастую случайным
стечением обстоятельств.
К числу тревожных тенденций в молодежной среде относится
ускорение падения престижа профессионально-технического
образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую
деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания
продолжать обучение; изменение мотивации получения ученой степени
и как следствие снижение интеллектуального уровня аспирантского
корпуса - будущего российской науки.
Молодежная среда по-прежнему остается опасной криминогенной
зоной. Сохраняются неблагоприятные тенденции, такие как омоложение
преступности, усиление ее группового характера.
В целях преодоления негативных тенденций в рамках последующих
программ необходимо предусмотреть смещение акцентов с проведения
мероприятий для молодежи на разработку и внедрение инновационных
подходов и технологий вовлечения самой молодежи в организацию
жизнедеятельности муниципальных образований, формирование среды
обитания, инициирования и стимулирования общественной активности
молодежи, поддержки молодежных объединений.
Также следует отметить, что реализация программы выявила ее
внутренние сложности и противоречия:
1) на территории Москвы одновременно реализуется несколько
программ Правительства Москвы, в той или иной степени
затрагивающих интересы детей, подростков и молодежи. Среди них
такие, как "Москва на пути к культуре мира", "Одаренные дети",
"Мой двор, мой подъезд", "Культура и дети", "Военно-патриотическое
воспитание молодежи" и др. Взаимоувязка программ нередко носит
механистический характер, выражающийся в перетекании мероприятий
из одной программы в другую;
2) для адекватного отражения в последующих мероприятиях в сфере
молодежной политики злободневных задач, своевременной
корректировки отдельных ее направлений и мероприятий является
необходимым ежегодный мониторинг процессов, происходящих в
молодежной среде, деятельности субъектов (институтов) молодежной
политики, эффективности использования имеющихся ресурсов. Сейчас
такой мониторинг не является достаточным;
3) для совершенствования и развития кадрового потенциала
системы семейной и молодежной политики непреходящее значение имеет
наличие системы непрерывного разноуровневого обучения (подготовка,
переподготовка, повышение квалификации) специалистов, повышение
качества научно-методического сопровождения процесса разработки и
реализации молодежной политики;
4) недостаточно внимания уделяется адресно молодежи, работающей
в базовых отраслях городского хозяйства, проблемам ее жизненного
самоопределения и социального становления.
Эти проблемы должны найти отражение в содержательной части
приоритетных мероприятий новой программы "Молодежь Москвы".
II. Основные подходы, цели и задачи программы,
этапы и сроки реализации программы
О базовых подходах к содержанию программы "Молодежь Москвы"
(2004-2006 гг.)
1. Новая программа - первая принимаемая после вступления в силу
Закона города Москвы "О молодежи". Часть 2 статьи 5 Закона города
Москвы "О молодежи" в значительной степени предопределила
содержание разделов программы. Поэтому, хотя их наименования не
должны обязательно дублировать соответствующие пункты части 2
статьи 5 Закона, все позиции, указанные в этих пунктах, должны
найти отражение в мероприятиях программы.
Кроме того, и иные статьи Закона указывают конкретные
мероприятия, которые должны осуществляться в рамках молодежной
политики. Эти мероприятия должны интегрироваться в предлагаемую
программу.
2. Принятие Закона "О молодежи" знаменует новый этап развития
молодежной политики в городе Москве. Но вхождение в этот этап
должно быть максимально мягким, чтобы не разрушить уже имеющуюся
положительную динамику решения проблем молодежи. Поэтому
осуществление большей части мероприятий, проведенных и успешно
зарекомендовавших себя в 2001-2003 годах, предусматривается и на
2004-2006 годы. В то же время особое внимание предлагается
уделить:
1) мерам по укреплению здоровья, формированию здорового образа
жизни молодых граждан. Это направление нацелено на сохранение
положительной динамики сокращения среди молодежи общих, вирусных и
неврологических заболеваний, проведение мер по предупреждению
возникновения вирусных эпидемий в школах и детских садах, оказание
специализированной бесплатной медицинской помощи детям, подросткам
и молодежи.
Наиболее необходимыми для города, для его молодых жителей в
подпрограмме на 2004-2006 годы выбраны мероприятия доврачебной
профилактики, предупреждения опасных эпидемиологических
заболеваний методом вакцинации и диспансеризации, широкой
консультационно-информационной деятельности по вопросам
планирования семьи и репродуктивного здоровья молодежи, выявления
на ранних стадиях жизни ребенка различных патологий,
просветительская деятельность о необходимости здорового образа
жизни молодежи через организацию и участие медицинской
общественности в различных молодежных акциях, направленных на
борьбу с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением. Впервые
программой предусмотрены организация и проведение ежегодного
тестирования несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
на предмет потребления наркотических средств и психотропных
веществ.
В основе профилактической программы должна лежать идея
индивидуальной профилактики. Сегодня знание патогенетических
механизмов воздействия на здоровье конкретных факторов среды и
образа жизни позволяет использовать их не только для охраны
общественного здоровья, но и здоровья конкретного человека.
Профилактическая программа должна быть дифференцирована по
возрастному признаку.
Намечены дальнейшие шаги по оказанию помощи молодым семьям по
сопровождению беременности и выхаживанию родившихся детей. Для
этого предусмотрены дальнейшее оснащение родильных домов новейшей
|