Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 27.04.2004 N 271-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИКОЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ (ТЭО) УЧАСТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1
                                
                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 27 апреля 2004 г. N 271-ПП
                                   
        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ
        ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ (ТЭО) УЧАСТИЯ ГОРОДА
                    МОСКВЫ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
                                   
          (с изм., согл. постановления Правительства Москвы
                        от 02.05.2006 N 304-ПП)
   
       В   соответствии  с  постановлением  Правительства  Москвы   от
   08.04.2003  N  236-ПП  "О  совершенствовании  работы  Комплекса  по
   имущественно-земельным отношениям на основе применения  и  развития
   модели  эффективного управления собственностью" и в целях повышения
   эффективности   участия  города  Москвы  в  акционерных   обществах
   Правительство Москвы постановляет:
       1.  Утвердить Методические рекомендации по разработке  технико-
   экономических   обоснований   (ТЭО)   участия   города   Москвы   в
   акционерных обществах (приложение 1).
       2.  Утвердить Методические рекомендации по анализу ТЭО  участия
   города Москвы в акционерных обществах (приложение 2).
       3.  Утвердить  форму Типового заключения по ТЭО участия  города
   Москвы в акционерных обществах (приложение 3).
       4. Установить, что обязательным приложением к заявке на участие
   города  в  акционерных  обществах является  заключение  отраслевого
   департамента,  комитета, управления или префекта  административного
   округа.
       5.  Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
   на  первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы  Росляка
   Ю.В.
   
                                                            Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
                                         к постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                         от 27 апреля 2004 г. N 271-ПП
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
            ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ
          (ТЭО) УЧАСТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
                                   
              (в ред. постановления Правительства Москвы
                        от 02.05.2006 N 304-ПП)
   
                          1. Общие положения
   
       1.1.   Настоящие   Методические  рекомендации   разработаны   в
   соответствии с постановлением Правительства Москвы от 05.08.2003  N
   644-ПП  "Об  утверждении Временного положения о порядке (процедуре)
   представления  и  рассмотрения заявок на участие  города  Москвы  в
   хозяйственных обществах" и конкретизируют требования  к  содержанию
   ТЭО участия города в акционерных обществах.
       1.2.  Настоящие  Методические  рекомендации  предназначены  для
   организаций,  разрабатывающих ТЭО участия г. Москвы  в  акционерных
   обществах,  организаций, выполняющих экспертизу этих ТЭО,  а  также
   для  уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы,  одной
   из  функций  которых является подготовка решений об участии  города
   Москвы в акционерных обществах.
       1.3.   Настоящие  Методические  рекомендации  применяются   при
   разработке  ТЭО участия города в акционерных обществах в  следующих
   случаях:
       1.3.1.  При внесении имущества и (или) исключительных  прав  г.
   Москвы  в  уставные  капиталы  открытых  акционерных  обществ   при
   учреждении этих обществ (согласно статье 25 Федерального закона  от
   21.12.2001  N  178-ФЗ  доля  города  в  уставном  капитале   такого
   общества должна быть не менее чем 25% плюс одна акция).
       1.3.2.  При внесении имущества и (или) исключительных  прав  г.
   Москвы   в   уставные  капиталы  действующих  открытых  акционерных
   обществ  в  порядке  оплаты  размещаемых дополнительных  акций  при
   увеличении  уставных  капиталов этих обществ  (согласно  статье  25
   Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ доля города  в  уставном
   капитале  такого общества должна быть не менее чем  25%  плюс  одна
   акция).
       1.3.3.  При  оплате дополнительно выпускаемых  (для  увеличения
   уставного   капитала)   акций  действующих   акционерных   обществ,
   созданных  в  процессе  приватизации и  у  которых  город  имеет  в
   собственности акции, предоставляющие более 25 процентов голосов  на
   общем  собрании  акционеров,  с  целью  сохранения  доли  города  в
   уставных  капиталах этих обществ (согласно статье  40  Федерального
   закона   от   21.12.2001  N  178-ФЗ  такая  оплата   обеспечивается
   внесением  в уставный капитал общества государственного  имущества,
   имущественных прав либо средств бюджета города Москвы).
       1.3.4.  При  предоставлении  бюджетных  инвестиций  действующим
   обществам, что влечет возникновение права собственности  г.  Москвы
   на  эквивалентную  часть  уставных  капиталов  или  имущества  этих
   обществ (согласно статье 80 Бюджетного кодекса РФ).
       1.4.    Настоящие   Методические   рекомендации   могут   также
   применяться  при  разработке  технико-экономических  обоснований  и
   расчетах   показателей   бюджетной   эффективности   предоставления
   субсидий  и  субвенций  из  бюджета г. Москвы  (в  соответствии  со
   статьей   78  Бюджетного  кодекса  РФ)  и  бюджетных  кредитов   (в
   соответствии  со  статьей  76 Бюджетного  кодекса  РФ)  юридическим
   лицам,  не являющимся государственными унитарными предприятиями  г.
   Москвы  (хотя в этих случаях город не становится участником какого-
   либо акционерного общества).
       1.5. Настоящие Методические рекомендации могут применяться  при
   разработке    технико-экономических    обоснований    и    расчетах
   показателей   бюджетной   эффективности  инвестиционных   проектов,
   осуществляемых  обществами  с  долей  города  Москвы   в   уставном
   капитале.
   (п. 1.5 введен постановлением Правительства Москвы от 02.05.2006  N
   304-ПП)
   
                 2. Основные требования к ТЭО участия
             города в акционерных обществах и методическая
                         основа их разработки
   
       2.1.   При  разработке  ТЭО  следует  учитывать,  что   главное
   назначение  ТЭО  - показать и обосновать расчетами  бюджетную  (для
   бюджета  города  Москвы)  эффективность  участия  города  Москвы  в
   акционерном   обществе,   а  также  реализуемость   инвестиционного
   проекта,  в  котором  городу  Москве  предстоит  участвовать.   Для
   обществ,  которые уже имеют долю города Москвы в уставном капитале,
   главным    назначением    ТЭО   является   обоснование    бюджетной
   эффективности проекта, реализуемого обществом.
   (п.  2.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 02.05.2006  N
   304-ПП)
       2.2.   Внесение  городом  имущества,  имущественных  прав   или
   денежных  средств в уставные капиталы акционерных обществ  является
   инвестициями. Соответственно методической основой оценки  бюджетной
   эффективности  участия города в акционерных обществах  должны  быть
   Методические  рекомендации  по оценке эффективности  инвестиционных
   проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем  РФ
   N   ВК   477   от   21.06.1999  (далее  по  тексту  -  Методические
   рекомендации  по  оценке эффективности ИП), с учетом  особенностей,
   изложенных в настоящих Методических рекомендациях.
       2.3.  В  настоящих Методических рекомендациях приняты следующие
   основные термины и определения:
       бюджетный  эффект  проекта с участием города Москвы  в  проекте
   (ЧДДбсу)  -  чистый дисконтированный доход бюджета  города  Москвы,
   накопленный  за  расчетный  период  и  учитывающий  все   вызванные
   проектом   и   участием  города  Москвы  в  этом  проекте   притоки
   (поступления)  в  бюджет города Москвы и все  оттоки  (расходы)  из
   бюджета, включая потери бюджета от предоставления налоговых и  иных
   льгот;
       бюджетный  эффект проекта без участия города Москвы  в  проекте
   (ЧДДббу)  -  чистый дисконтированный доход бюджета  города  Москвы,
   накопленный  за  расчетный  период  и  учитывающий  все   вызванные
   проектом притоки (поступления) в бюджет города Москвы и все  оттоки
   (расходы)   из  бюджета  города  Москвы,  рассчитанные  исходя   из
   предположения, что город Москва не участвует в проекте  в  качестве
   инвестора;
       бюджетный эффект участия города Москвы в проекте (Эу) - прирост
   бюджетного  эффекта  проекта, вызванный участием  города  Москвы  в
   проекте, т.е. разница между ЧДДбсу и ЧДДббу;
       индекс  рентабельности участия города Москвы в проекте (Иру)  -
   отношение  Эу  к  сумме дисконтированных оттоков из бюджета  города
   Москвы за расчетный период при участии города Москвы в проекте.
       Под    проектом    в   данных   определениях   понимается    (в
   соответствующих случаях):
       -   проект  создания  и  функционирования  нового  акционерного
   общества,   в  уставный  капитал  которого  предполагается   внести
   приватизируемое имущество города Москвы;
       -  проект,  в  целях реализации которого планируется  увеличить
   уставный   капитал   действующего   акционерного   общества   путем
   размещения  этим  обществом дополнительных акций, оплатить  которые
   (или  часть  которых) предлагается городу Москве путем  внесения  в
   уставный капитал этого общества имущества или исключительных прав;
       -  проект,  в  целях реализации которого планируется  увеличить
   уставный  капитал действующего акционерного общества (созданного  в
   процессе   приватизации  и  у  которого  город   Москва   имеет   в
   собственности  более  25% голосующих акций) путем  размещения  этим
   обществом  дополнительных акций, оплатить  часть  которых  с  целью
   сохранения  доли города Москвы в уставном капитале  этого  общества
   городу Москве предлагается имуществом или бюджетными средствами;
       -    инвестиционный   проект,   для   осуществления    которого
   предполагается предоставление городом Москвой бюджетных  инвестиций
   действующему обществу;
       -   проект,   в  рамках  которого  предполагается  использовать
   предоставляемые  городом  Москвой субвенции  или  субсидии  (в  том
   числе  для  компенсации  части купонного  дохода  по  корпоративным
   облигациям);
       -   проект,   в  рамках  которого  предполагается  использовать
   предоставляемый городом Москвой бюджетный кредит (в том  числе  для
   компенсации части купонного дохода по корпоративным облигациям);
       -  инвестиционный  проект,  осуществляемый  обществом  с  долей
   города Москвы в уставном капитале.
       Остальные  термины  и  определения,  используемые  в  настоящих
   Методических  рекомендациях, соответствуют терминам и определениям,
   принятым в Методических рекомендациях по оценке эффективности ИП.
   (п.  2.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 02.05.2006  N
   304-ПП)
       2.4.  ТЭО  участия города во вновь создаваемом обществе  должно
   содержать следующие разделы:
       2.4.1. Резюме.
       2.4.2. Обоснование необходимости создания нового общества.
       2.4.3.  Существо проекта и обоснование целесообразности участия
   г. Москвы в обществе.
       2.4.4. Анализ рынка, концепция маркетинга и план продаж.
       2.4.5. Выбор технологии и оборудования (только для ТЭО создания
   обществ, осуществляющих производственную деятельность).
       2.4.6.   Основные   строительные  и  архитектурно-планировочные
   решения    (только   для   ТЭО,   предусматривающих   строительство
   объектов).
       2.4.7. План осуществления проекта.
       2.4.8.   Организация  производства  (только  для  ТЭО  создания
   обществ, осуществляющих производственную деятельность).
       2.4.9.  Снабжение производства материальными ресурсами  (только
   для   ТЭО   создания   обществ,   осуществляющих   производственную
   деятельность).
       2.4.10. Структура управления обществом и кадры.
       2.4.11.  Расчет  показателей эффективности проекта  в  целом  и
   бюджетной  эффективности  проекта  с  участием  города  в   проекте
   создания нового общества.
       2.4.12.  Расчет  показателей эффективности проекта  в  целом  и
   бюджетной  эффективности  проекта без  участия  города  в  проекте.
   Бюджетный эффект участия города в обществе.
       2.4.13. Возможные риски и меры по их нейтрализации.
       2.4.14. Выводы и предложения.
       2.5.  В  случае создания нового общества с участием  г.  Москвы
   возможны  следующие  варианты,  особенности  которых  должны   быть
   отражены  в  ТЭО  (прежде  всего в расчетах  показателей  бюджетной
   эффективности участия г. Москвы в обществе):
       2.5.1.  Создание  нового общества возможно только  при  участии
   города Москвы.
       2.5.2. Участие города Москвы в Обществе ускоряет его создание и
   (или)   выход  на  проектные  показатели  работы  либо  дает   иной
   положительный дополнительный эффект.
       2.5.3.  Участие  города Москвы не влияет ни на  сроки  создания
   общества,   ни   на   освоение   проектных   показателей,   ни   на
   эффективность его работы.
       2.6. ТЭО участия города в действующем обществе должно содержать
   следующие разделы:
       2.6.1. Резюме.
       2.6.2. Основные сведения об обществе.
       2.6.3. Данные об имущественном комплексе общества.
       2.6.4. Данные о финансово-экономическом положении общества.
       2.6.5.  Сведения  о  дебиторской и  кредиторской  задолженности
   общества.
       2.6.6. Структура финансирования общества.
       2.6.7. Данные о производственной деятельности общества.
       2.6.8. Участники общества и его акционерный капитал.
       2.6.9.   Описание  инвестиционного  проекта,   для   реализации
   которого  планируется увеличить уставный капитал общества (получить
   бюджетные средства).
       2.6.10.   Обоснование  величины  и  стоимости   пакета   акций,
   приобретаемого городом.
       2.6.11.  Расчет  показателей эффективности проекта  в  целом  и
   бюджетной эффективности проекта с участием города в проекте.
       2.6.12.  Расчет  показателей эффективности проекта  в  целом  и
   бюджетной  эффективности  проекта без  участия  города  в  проекте.
   Бюджетный эффект для г. Москвы от участия в обществе (проекте).
       2.6.13. Возможные риски и меры по их нейтрализации.
       2.6.14. Выводы.
       2.7.  В  случае приобретения городом Москвой пакета размещаемых
   дополнительных   акций  действующего  общества   также   необходимо
   различать   следующие  случаи,  особенности  которых  должны   быть
   отражены  в  ТЭО  (прежде  всего в расчетах  показателей  бюджетной
   эффективности участия г. Москвы в обществе):
       2.7.1.  Осуществление инвестиционного проекта,  для  реализации
   которого  общество  увеличивает свой уставный капитал  и  размещает
   дополнительные акции, возможно только при участии города Москвы.
       2.7.2.  Участие  города Москвы в осуществлении  инвестиционного
   проекта  ускоряет его реализацию и (или) позволяет привлечь  меньше
   финансовых   ресурсов   для   его   реализации   либо   дает   иной
   положительный дополнительный эффект.
       2.7.3. Участие города в инвестиционном проекте не влияет ни  на
   сроки его осуществления, ни на его финансовые показатели.
       2.8. Представляемая в ТЭО информация должна быть достоверной  и
   обоснованной.    Все   подтверждающие   материалы    должны    быть
   представлены в отдельных приложениях к ТЭО.
       Если   создание  общества  (или  инвестиционный   проект,   для
   реализации  которого  общество размещает дополнительные  акции  или
   облигации)  предполагает  инвестиции в  строительство  предприятий,
   зданий  и  сооружений, то информация, содержащаяся  в  ТЭО,  должна
   быть   подтверждена   проектной  документацией,   разработанной   в
   соответствии  со  СНИП 11-01-95 "Инструкция о  порядке  разработки,
   согласования,  утверждения  и  составе  проектной  документации  на
   строительство  предприятий,  зданий  и  сооружений"   и   прошедшей
   государственную  экспертизу  в соответствии  с  распоряжением  Мэра
   Москвы   от   12.05.94  N  226-РМ  "О  государственной   экспертизе
   градостроительной  и  проектно-сметной  документации  и   упрощении
   процедуры  ее  согласования".  Для случая,  когда  создание  нового
   общества  возможно  только при участии города  Москвы,  допускается
   использовать  в качестве подтверждающей документации  предпроектные
   обоснования    инвестиций   в   строительство,   разработанные    в
   соответствии  с  СП  11-101-95 "Порядок  разработки,  согласования,
   утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство  зданий
   и сооружений".
       2.9.  Расчеты  показателей бюджетной  эффективности  проекта  в
   целом  и  бюджетного  эффекта проекта с участием  города  Москвы  в
   проекте   должны   быть   многовариантными,  т.е.   предусматривать
   несколько   сценариев  реализации  инвестиционного   проекта   (как
   минимум   трех,   связанных  с  оценкой  уровня   рисков   проекта:
   оптимистического,  пессимистического  и  рационального),  а   также
   учитывать возможные схемы финансирования проекта.
       Базовый  (основной)  сценарий должен основываться  на  умеренно
   пессимистических оценках исходных показателей (условий).
       Вспомогательные (неосновные) сценарии разрабатываются с  учетом
   вероятности  наступления неблагоприятных (что  особенно  важно  при
   оценке  возможных  рисков)  или  благоприятных  обстоятельств   для
   реализации проекта.
       Расчеты  показателей бюджетной эффективности проекта в целом  и
   бюджетного  эффекта  проекта без участия города  Москвы  в  проекте
   также  должны быть по возможности многовариантными. В  этом  случае
   для  расчета  бюджетного эффекта участия города в  проекте  берется
   вариант,  имеющий  наибольшее  значение  ЧДДббу  с  учетом   уровня
   рисков.
       2.10.  Продолжительность расчетного периода  должна  охватывать
   весь  жизненный цикл разработки и реализации проекта вплоть до  его
   прекращения, но не должна превышать среднего срока службы  основных
   фондов   общества.  В  случае  реализации  инвестиционного  проекта
   продолжительность  расчетного  периода,  как  правило,  не   должна
   превышать  10  лет.  В  любом  случае продолжительность  расчетного
   периода  не  должна превышать 20 лет и не может быть меньше  сроков
   погашения обществом инвестиционных и налоговых кредитов.
       При  необходимости в конце расчетного периода предусматривается
   ликвидация  сооруженных  объектов или их  продажа  (соответствующие
   затраты и доходы должны быть предусмотрены в расчетах).
       При  разбиении расчетного периода на шаги следует стремиться  к
   тому,  чтобы  на конец соответствующего шага приходились  следующие
   события (моменты):
       - момент завершения строительства и его этапов;
       -   моменты   завершения  освоения  вводимых   производственных
   мощностей;
       -  моменты  замены  выбывающих основных средств  (по  важнейшим
   группам);
       -  получение  (выборка траншей) кредитов и платежи в  погашение
   основного долга по кредитам, а также процентные платежи.
       При  этом  инвестиционный  период  следует  разбивать  на  шаги
   продолжительностью  не  более  1  квартала,  а   период   погашения
   основного   долга   по   кредитам  -   на   шаги,   соответствующие
   периодичности платежей.
       2.11.  Денежные  потоки  могут  выражаться  в  разных  валютах.
   Рекомендуется  первоначально  учитывать  денежные  потоки   в   тех
   валютах,  в  которых  они реализуются (производятся  поступления  и
   платежи),  а  затем приводить все расчеты к единой валюте  -  рублю
   РФ. Применение в сводных расчетах другой валюты допускается лишь  в
   тех  случаях,  когда  проектом  предусматривается,  что  свыше  50%
   реальных  поступлений  и  платежей  (притоков  и  оттоков  денежных
   средств) будет осуществляться в этой валюте.
       2.12. Все стоимостные показатели ТЭО и финансовую реализуемость
   проекта  следует рассчитывать, как правило, в прогнозных ценах  (то
   есть   ценах,  учитывающих  инфляцию).  Учет  инфляции  в  расчетах
   следует  производить в соответствии с Методическими  рекомендациями
   по оценке эффективности ИП, раздел 9, стр. 63.
       Прогнозируемые  темпы инфляции и ставка рефинансирования  Банка
   России   по   годам  расчетного  периода  должны   приниматься   по
   прогнозным  данным Минэкономразвития РФ. В случаях  когда  прогнозы
   Минэкономразвития  РФ на долгосрочную перспективу  не  разработаны,
   могут  быть  использованы  методы экстраполяции  либо  иные  методы
   расчета   прогнозных   показателей.  Методика  расчета   прогнозных
   показателей  и  примененный  математический  аппарат  должны   быть
   подробно описаны в приложении к ТЭО.
       Для  целей  настоящих Методических рекомендаций при  отсутствии
   соответствующих прогнозных данных Минэкономразвития РФ  в  расчетах
   допускается принимать:
       -  ставку рефинансирования Банка России - на минимальном уровне
   за    последний    год,   когда   ставка   рефинансирования    либо
   устанавливалась  Банком  России, либо был дан  официальный  прогноз
   этой  ставки  (например, если проект будет осуществляться  в  2004-
   2013  годах,  а  прогноз ставки рефинансирования  на  эти  годы  не
   разработан,   принимается   минимальная  ставка   рефинансирования,
   установленная в течение 2003 года, 16%);
       -   ежегодные   темпы  общей  инфляции  -  на   уровне   8%   и
   соответственно цепные общие индексы инфляции - в размере 1,08.
       Применять  для  расчетов  текущие цены  (т.е.  цены  без  учета
   инфляции)   рекомендуется  лишь  в  тех  случаях,   когда   заранее
   известно,  что  все составляющие денежных потоков будут  изменяться
   вследствие инфляции примерно одинаковыми темпами. Как правило,  это
   возможно  лишь  в  тех  случаях, когда  по  условиям  заимствований
   возврат   и  обслуживание  долгосрочных  кредитов  и  облигационных
   займов  осуществляются  с  индексацией платежей  в  зависимости  от
   темпов  инфляции (либо в схеме финансирования проекта  долгосрочные
   заимствования     вообще    отсутствуют);     при     осуществлении
   инвестиционного  проекта используется твердая  договорная  цена  на
   подрядные   работы   и,  кроме  того,  проектом   предусматривается
   ежегодная  переоценка основных фондов. Следует иметь  в  виду,  что
   текущие  цены  необязательно должны быть неизменными: их  изменение
   может   быть   предусмотрено  проектом,  например,   в   результате
   изменения   качества  выпускаемой  продукции,   проведения   гибкой
   ценовой политики с целью завоевания рынка сбыта и т.п.
       Для  расчетов показателей эффективности проекта денежные потоки
   (сальдо  потоков) следует выражать в дефлированных или,  когда  это
   допустимо, в текущих ценах.
       2.13.    Для    целей   настоящих   Методических   рекомендаций
   коммерческую    норму    дисконта    следует    рассчитывать    как
   средневзвешенную величину по формуле:
   
                                n
                           E = SUM E  x A ,                       (1)
                               i=1  i    i
   
   где:
      E - средневзвешенная коммерческая  годовая  норма дисконта  для
   расчета ЧДД проекта в целом, %;
      E  - годовая норма дисконта для i-го инвестора, %;
       i
      A  - удельный вес инвестиций i-го инвестора в долях  единицы от
       i
   общей суммы инвестиций;
      n - число инвесторов.
   
      При  расчете чистого  дисконтированного дохода проекта (ЧДД)  в
   рублях:
      - норма  дисконта  для  инвестиций  из бюджета (бюджетная норма
   дисконта   Е )  принимается   в   размере одной четвертой   ставки
               Б
   рефинансирования    Центрального   банка  РФ  на  дату  проведения
   расчетов;
      - норма дисконта на заемные средства принимается  равной  одной
   четвертой   процента  за  кредит  по  соответствующему  кредитному
   договору (проекту договора);
      - норма дисконта для прочих инвесторов принимается равной одной
   четвертой действующей на дату проведения расчетов ставки Сбербанка
   РФ по долгосрочным депозитным рублевым вкладам.
      При расчете ЧДД в валюте (условных единицах):
      - норма дисконта для инвестиций  из  бюджета  (бюджетная  норма
   дисконта Е ) принимается в размере ставки LIBOR (или EURIBOR, если
             Б
   расчеты производятся в euro) на дату проведения расчетов;
      - норма   дисконта  на  заемные   средства  принимается  равной
   проценту  за  кредит  по  соответствующему   валютному  кредитному
   договору (проекту договора);
      - норма  дисконта  для  прочих  инвесторов  принимается  равной
   действующей на момент проведения расчетов ставке  Сбербанка  РФ по
   долгосрочным депозитным валютным вкладам.
      Коэффициент дисконтирования, применяемый  для  расчета  чистого
   дисконтированного  дохода  проекта  в  целом  и  внутренней  нормы
   доходности, рассчитывается по формуле:
   
                                         1
                         "альфа"  = -------------,                (2)
                                m          t - t0
                                            m
                                    (1 + E)
   
      где:
      "альфа"  - коэффициент дисконтирования на шаге m;
             m
      E - коммерческая годовая норма дисконта, в долях единицы;
      t  - момент окончания m-го шага, в долях года;
       m
      t  - момент приведения.
       0
   
      Момент приведения, как правило, должен совпадать с концом шага,
   в котором осуществлены первые инвестиции в проект. Разница t  - t
                                                               m    0
   выражается в годах.
      Аналогичным образом рассчитывается коэффициент  дисконтирования
   для  расчета  бюджетного  эффекта,  с той разницей, что в качестве
   нормы  дисконта  применяется  бюджетная норма дисконта Е , (равная
                                                           Б
   одной  четвертой  ставки рефинансирования Центрального банка РФ на
   момент выполнения расчетов при проведении расчетов в рублях  или в
   размере ставки LIBOR - при проведении расчетов в  валюте).  Момент
   приведения в этом случае должен совпадать с концом шага, в котором
   г. Москва предполагает осуществить первые инвестиции в проект.
       2.14.  В ТЭО необходимо как можно более полно отразить "внешние
   эффекты",   т.е.  экономические  и  внеэкономические   последствия,
   которые   могут   возникнуть   во  внешней   среде   в   результате
   производственной деятельности общества, но не отражены ни  в  ценах
   на   производимую  обществом  продукцию  (работы,  услуги),  ни   в
   затратах на ее производство.
       Примерами внешних эффектов являются:
       -  изменение рыночной стоимости жилых домов и квартир в них,  а
   также  стоимости  земельных участков в результате  строительства  в
   непосредственной    близости   от   них   крупного    промышленного
   предприятия или торгового центра;
       -  воздействие вновь организованного производства  на  здоровье
   населения;
       - экономия времени населения, обусловленная реализацией проекта
   в области транспорта и связи;
       -   увеличение   пассажиропотока  на   определенных   маршрутах
   общественного  городского транспорта в связи с пуском  предприятия,
   имеющего   большую  численность  работающих  и/или   обслуживающего
   большое  число  посетителей, увеличение требуемого количества  мест
   парковки для легковых автомобилей рядом с этим предприятием;
       -  снижение  объемов производства и реализации  у  предприятий-
   конкурентов   вновь   создаваемого  общества  и,   как   следствие,
   уменьшение  налоговых  поступлений в бюджет города  Москвы  с  этих
   предприятий и т.д.
       В   случаях  когда  внешние  эффекты  поддаются  количественной
   оценке,  особенно с точки зрения изменения доходов и (или) расходов
   бюджета  города  Москвы, следует учесть эти  эффекты  при  расчетах
   бюджетной эффективности проекта.
       2.15.  Особое внимание следует уделить обоснованности  расчетов
   налоговой  базы  по  налогам, уплачиваемым обществом  в  бюджет  г.
   Москвы,  так  как  от  суммы этих налогов  в  значительной  степени
   зависят  показатели  бюджетной эффективности участия  г.  Москвы  в
   акционерных  обществах.  Алгоритм расчетов  налоговой  базы  должен
   соответствовать  требованиям Налогового кодекса РФ  (по  налогу  на
   имущество  - требованиям Закона Российской Федерации "О  налоге  на
   имущество предприятий" N 2030-1 от 13.12.1991).
       2.16.  Текст ТЭО должен быть выполнен в формате Microsoft Word,
   а  все  расчеты должны быть выполнены с использованием  электронных
   таблиц  Microsoft  Excel.  Рекомендуется оформить  расчеты  в  виде
   приложения  к  ТЭО,  а  по тексту ТЭО вставлять  копии  необходимых
   таблиц   (или  только  части  этих  таблиц,  содержащие  результаты
   расчетов),  конвертированные в формат Microsoft Word.  Представлять
   ТЭО и расчеты к нему необходимо как на бумажном носителе, так и  на
   магнитном носителе (дискете).
   
             3. Типовой макет и методические рекомендации
           по разработке ТЭО создания акционерного общества
                         с участием г. Москвы
   
       Настоящий   типовой  макет  технико-экономического  обоснования
   (ТЭО)  предназначен  для обоснования создания  нового  акционерного
   общества с участием г. Москвы.
       3.1. Резюме.
       В  резюме  проекта создания нового общества должны быть  кратко
   изложены следующие основные моменты:
       - цель создания общества;
       -  существо  проекта,  включая  виды  деятельности  общества  и
   намечаемые  к  производству  и реализации  товары,  работы,  услуги
   (далее по тексту - продукция), в том числе по городскому заказу;
       - социальные вопросы, решаемые проектом;
       - организационная схема проекта;
       -  причины,  обусловливающие участие  города  Москвы  в  данном
   проекте;
       - предполагаемая величина уставного капитала;
       -  предполагаемый  состав учредителей  и  их  доли  в  уставном
   капитале;
       -  виды  и  источники формирования вклада каждого  участника  в
   уставный капитал;
       - предполагаемое место расположения общества, при необходимости
   сооружения  новых  объектов  -  место  их  расположения  и  площади
   земельных участков;
       - инвестиционные затраты на осуществление проекта;
       -   источники   и   условия   привлечения   инвестиций   (схема
   финансирования проекта);
       -    сроки    реализации   проекта   (организационный   период,
   инвестиционный период, срок выхода на проектные показатели  работы)
   и его жизненный цикл;
       - основные финансовые результаты проекта;
       - основные показатели эффективности проекта в целом (внутренняя
   норма    доходности,   чистый   дисконтированный   доход,    период
   окупаемости с дисконтированием);
       -   основные   показатели   бюджетной   эффективности   проекта
   (бюджетный  эффект  проекта с участием города в проекте,  бюджетный
   эффект  проекта  без  участия города в  проекте,  бюджетный  эффект
   участия г. Москвы в проекте, период окупаемости затрат города);
       - основные риски, связанные с осуществлением проекта, и меры по
   их минимизации;
       - выводы и рекомендации по проекту.
       Если  по  проекту создания общества предполагается  осуществить
   строительство  зданий  и  сооружений, то данные  об  инвестиционных
   затратах,   необходимых   для  реализации  проекта,   рекомендуется
   привести в резюме в виде следующей таблицы:
   
                                                             Таблица 1
   
               ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ (КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ
                       ЗА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЕРИОД)
   
                                         (млн. денежных ед. измерения)
   ----T----------------------------------------------------T------T--------------------------------¬
   ¦N  ¦Вид инвестиций                                      ¦Всего ¦В том числе по периодам (шагам) ¦
   ¦п/п¦                                                    ¦      ¦инвестиционного цикла           ¦
   ¦   ¦                                                    ¦      +-------T------T------T----------+
   ¦   ¦                                                    ¦      ¦1      ¦2     ¦...   ¦n         ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦1  ¦Стоимость проектно-изыскательских работ             ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦2  ¦Плата за землю                                      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦3  ¦Подготовка территории строительства, включая        ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   ¦   ¦компенсационные выплаты                             ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦4  ¦Стоимость оборудования                              ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦5  ¦Стоимость строительно-монтажных работ               ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦6  ¦Затраты на строительство объектов инженерной        ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   ¦   ¦инфраструктуры                                      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦7  ¦Затраты на долевое участие в развитии городской     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   ¦   ¦инженерной инфраструктуры при получении технических ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   ¦   ¦условий на присоединение к инженерным коммуникациям ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦8  ¦Прочие затраты на строительство                     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦9  ¦Инвестиции в прирост оборотных средств              ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦10 ¦Всего инвестиций                                    ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦   ¦В том числе финансируемых за счет:                  ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦11 ¦Собственных средств                                 ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦12 ¦Привлеченных (заемных) средств                      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   +---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------+
   ¦13 ¦Вклада имущества г. Москвы в уставный капитал       ¦      ¦       ¦      ¦      ¦          ¦
   L---+----------------------------------------------------+------+-------+------+------+-----------
   
       Примечание.  Данные таблицы 1 должны соответствовать  проектно-
   сметной документации, утвержденной в установленном порядке.
   
       Данные  об  основных  финансовых  результаты  проекта  создания
   общества также рекомендуется представить в виде таблицы:
   
                                                             Таблица 2
   
                ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
                           СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВА
   
                                         (млн. денежных ед. измерения)
   ----T-----------------------------------------------------T------T-------------------------------¬
   ¦N  ¦Наименование показателей                             ¦Всего ¦В том числе по периодам (шагам)¦
   ¦п/п¦                                                     ¦      ¦жизненного цикла проекта       ¦
   ¦   ¦                                                     ¦      +-------T------T------T---------+
   ¦   ¦                                                     ¦      ¦1      ¦2     ¦...   ¦Т        ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦1  ¦Объем продаж (выручка от  реализации) продукции,     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   ¦   ¦работ, услуг (без НДС и акцизов)                     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦1.1¦В том числе по горзаказу                             ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦1.2¦В том числе реализация услуг населению               ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦2  ¦Чистая прибыль (убыток)                              ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦3  ¦Предполагаемые дивиденды по итогам соответствующего  ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   ¦   ¦года, всего                                          ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦3.1¦В том числе приходящиеся на долю г. Москвы           ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦4  ¦Отчисления от чистой прибыли на нужды общества:      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦4.1¦В фонд накопления (фонд развития производства)       ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦4.2¦В фонды потребления                                  ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦4.3¦На пополнение оборотного капитала                    ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦5  ¦Начисленная сумма налогов, всего                     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦5.1¦В том числе сумма налогов, подлежащая перечислению в ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   ¦   ¦бюджет г. Москвы                                     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦6  ¦Возврат заемных средств, включая проценты за кредит  ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦7  ¦Чистый дисконтированный доход проекта                ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦8  ¦Бюджетный эффект проекта с участием города в проекте ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦9  ¦Бюджетный эффект проекта без участия города в проекте¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   +---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+---------+
   ¦10 ¦Бюджетный эффект участия города в проекте            ¦      ¦       ¦      ¦      ¦         ¦
   L---+-----------------------------------------------------+------+-------+------+------+----------
   
       3.2. Обоснование необходимости создания нового общества.
       Назначение  раздела  -  посредством подробного  анализа  общего
   состояния  производства и потребления в той сфере, в которой  новое
   общество  предполагает  осуществлять  свою  деятельность,  показать
   необходимость   создания   этого  общества   и   возможные   объемы
   производства  и  реализации продукции.  Для  сравнения  могут  быть
   приведены  данные  по  другим  регионам  страны  или  по   наиболее
   развитым странам.
       3.3. Существо проекта и обоснование целесообразности участия г.
   Москвы в обществе.
       В данном разделе должны быть даны:
       3.3.1.   Цели  создания  общества,  подробное  описание   видов
   предполагаемой    деятельности.    Подробная    характеристика    и
   номенклатура  продукции,  намечаемой к производству  и  реализации.
   Отличительные  качества  продукции  и  ее  конкурентоспособность  в
   сопоставлении с той, что уже имеется на рынке.
       3.3.2.   Предполагаемая   роль  нового   общества   в   решении
   социальных,  экономических, экологических  и  иных  проблем  города
   Москвы  (в  том  числе предполагается ли производить  продукцию  по
   городскому заказу и оказывать услуги населению). Ожидаемые  внешние
   эффекты  от реализации проекта, как отраженные, так и не отраженные
   в расчетах экономической эффективности.
       3.3.3.  Логическое обоснование необходимости (целесообразности)
   участия  города  Москвы  в  создании  общества  с  организационной,
   технологической, финансовой и иных точек зрения. Следует  показать,
   что  даст  городу  участие в данном обществе и  что  даст  обществу
   участие  города в нем (может ли общество быть создано  без  участия
   города  и  если  нет, то почему; если да, то какие  преимущества  и
   выгоды получит общество от участия в нем города).
       3.3.4.  Предполагаемая  величина уставного  капитала  общества,
   предполагаемый  состав учредителей и их доли в  уставном  капитале,
   виды  и  источники формирования вклада каждого участника в уставный
   капитал.
       3.3.5. Краткая характеристика каждого соучредителя акционерного
   общества.
       3.4. Анализ рынка, концепция маркетинга и план продаж.
       3.4.1.  Анализ намечаемых рынков сбыта продукции, маркетинговые
   исследования. В данном подразделе должны быть приведены:
       -  анализ  структуры  рынка  и  выявление  его  сегментов  (все
   население,   население  с  определенным  уровнем  доходов,   группы
   предприятий,   государственные  и  региональные  нужды,   география
   предполагаемого сбыта);
       -   объемы   предполагаемого  рынка  сбыта   и   его   основные
   характеристики (развивающийся, стабильный, сужающийся);
       - особенности сегмента рынка, на который ориентируется проект;
       -  основные  сведения  о  конечных  потребителях;  для  крупных
   промышленных  потребителей и оптовых покупателей  указать,  имеются
   ли с ними предварительные договоренности о реализации намечаемой  к
   выпуску продукции;
       - динамика спроса и цен на аналогичную продукцию за последние 5-
   7 лет и тенденции их изменения на последующие периоды;
       -  текущие  и  прогнозируемые темпы  инфляции  в  анализируемом
   секторе рынка;
       - характер спроса (равномерный или сезонный);
       -  сведения  об  основных  конкурентах,  их  сильных  и  слабых
   сторонах;
       -  подробная  характеристика свойств  продукции,  намечаемой  к
   производству обществом, которые позволят завоевать рынок сбыта.
       Для   проведения   маркетинговых   исследований   рекомендуется
   использовать    материалы   государственной   статистики,    данные
   социологических   опросов  и  выборочных  опросов  торгово-сбытовых
   организаций,   коммерческую  периодическую  печать.   Для   крупных
   проектов   необходимо  привлекать  к  маркетинговым   исследованиям
   специализированные  маркетинговые фирмы.  В  этом  случае  отчет  о
   маркетинговых    исследованиях,   составленный   специализированной
   фирмой, должен быть приложен к ТЭО.
       3.4.2.  Маркетинговые  мероприятия. В  подразделе  должны  быть
   подробно описаны:
       -  намечаемая  организация системы сбыта  (поставка  по  прямым
   договорам,    реализация   через   торгово-сбытовые    организации,
   организация  сети фирменных магазинов и т.д.); если  предполагается
   использовать специализированные торговые или посреднические  фирмы,
   то дать их подробную характеристику;
       -  анализ альтернативных методов (программ) сбыта и обоснование
   выбранной программы;
       -  методы  рекламы  и затраты на ее проведение;  другие  методы
   продвижения продукции на рынок;
       -  ценовая  политика  и обоснование уровня цен  на  выпускаемую
   продукцию   по   периодам  жизненного  цикла   проекта   с   учетом
   необходимости завоевания рынка;
       -  возможные действия конкурентов при появлении на рынке нового
   производителя и предполагаемые меры противодействия;
       -   требования  к  организации  производства  с  точки   зрения
   необходимости   гибко   реагировать  на  изменяющуюся   конъюнктуру
   спроса;
       - сведения о разработке новых продуктов (работ, услуг), которые
   могут  составить  конкуренцию намечаемой  к  выпуску  продукции,  и
   возможные действия общества в этих случаях.
       3.4.3. План продаж (реализации) продукции.
       План  продаж  и расчет выручки от реализации продукции  (работ,
   услуг) необходимо представить в виде следующей таблицы.
   
                                                             Таблица 3
   
                              ПЛАН ПРОДАЖ
   
   ----T--------------------------------------T----------------T-----T-------------------------------¬
   ¦N  ¦Наименование показателей              ¦Ед. изм.        ¦Всего¦В том числе по периодам (шагам)¦
   ¦п/п¦                                      ¦                ¦     ¦жизненного цикла проекта       ¦
   ¦   ¦                                      ¦                ¦     +-----T-----T-----T-------------+
   ¦   ¦                                      ¦                ¦     ¦1    ¦2    ¦...  ¦Т            ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦1  ¦Продукция 1                           ¦                ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦1.1¦Объем продаж в натуральном выражении  ¦натур. ед. изм. ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦1.2¦Предполагаемая цена реализации с НДС и¦денежная ед.    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   ¦   ¦акцизами                              ¦измерения       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦1.3¦Объем продаж (доходы от реализации) с ¦млн. денежн.    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   ¦   ¦НДС и акцизами                        ¦ед.             ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦1.4¦В том числе по городскому заказу      ¦       -"-      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦2  ¦Продукция 2                           ¦                ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦2.1¦Объем продаж в натуральном выражении  ¦натур. ед. изм. ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦2.2¦Предполагаемая цена реализации с НДС и¦денежная ед.    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   ¦   ¦акцизами                              ¦измерения       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦2.3¦Объем продаж (доходы от реализации) с ¦млн. денежн. ед.¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   ¦   ¦НДС и акцизами                        ¦                ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦2.4¦В том числе по городскому заказу      ¦       -"-      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+
   ¦   ¦и т.д.                                ¦                ¦     ¦     ¦     ¦     ¦             ¦
   +---+--------------------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----+-------------+

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное