Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 апреля 1998 г. N 306
О ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ
ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
В МОСКВЕ НА 1998-2000 ГОДЫ
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации
от 19.09.97 N 1207 "О федеральных целевых программах по улучшению
положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы" и в
целях принятия неотложных мер по улучшению положения детей в
Москве Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить:
- городскую целевую программу "Дети - сироты" на 1998-2000 годы
(приложение 1);
- городскую целевую программу "Дети Чернобыля" на
1998-2000 годы (приложение 2);
- городскую целевую программу "Планирование семьи" на
1998-2000 годы (приложение 3);
- городскую целевую программу "Безопасное материнство" на
1998-2000 годы (приложение 4);
- городскую целевую программу "Развитие индустрии детского
питания" на 1998-2000 годы (приложение 5);
- городскую целевую программу "Одаренные дети" на
1998-2000 годы (приложение 6);
- городскую целевую программу "Дети семей вынужденных
переселенцев и беженцев" на 1998-2000 годы (приложение 7);
- городскую целевую программу "Развитие социального
обслуживания семей и детей" на 1998-2000 годы (приложение 8);
- городскую целевую программу "Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" на 1998-2000 годы
(приложение 9).
2. Комитетам социальной защиты населения, образования, по
культуре, здравоохранения, по делам семьи и молодежи, Миграционной
службе при Комитете труда и занятости, ГУВД г. Москвы,
департаментам потребительского рынка и услуг, науки и промышленной
политики:
2.1. Принять меры по выполнению городских целевых программ по
улучшению положения детей в Москве на 1998-2000 годы.
2.2. При ежегодном формировании бюджета (1999, 2000 годы)
предусмотреть затраты, необходимые на реализацию вышеуказанных
городских целевых программ, и своевременно представлять данные о
планируемых затратах на рассмотрение в Управление бюджетного
планирования городского заказа.
3. Префектам административных округов в месячный срок
разработать и утвердить дополнительные мероприятия по решению
приоритетных задач жизнеобеспечения детей и принятию действенных
мер по улучшению их положения.
4. Управлению бюджетного планирования городского заказа
предусмотреть выделение средств на реализацию программ.
5. Поручить Комитету по делам семьи и молодежи координацию
работы соответствующих ведомств по реализации городских целевых
программ по улучшению положения детей в Москве на 1998-2000 годы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 14 апреля 1998 г. N 306
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ - СИРОТЫ"
НА 1998-2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ - СИРОТЫ"
НА 1998-2000 ГОДЫ
Наименование Программы - городская целевая программа
"Дети - сироты"
на 1998-2000 годы
Наименование, дата и - Распоряжение первого заместителя
номер решения Премьера Правительства Москвы
о разработке Программы Шанцева В.П. от 29.10.97 N 1120-РЗП
"О разработке городских целевых
программ по улучшению положения
детей в Москве на 1998-2000 годы"
Основные разработчики - Комитет образования
Программы Комитет социальной защиты населения
Цель и задачи Программы - обеспечение образовательных,
воспитательных, профилактических мер,
направленных на социальную адаптацию
в обществе детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
- научно - методическое и нормативно -
правовое обеспечение процесса
социализации;
- строительство и реконструкция детских
домов и школ - интернатов;
- внедрение новых форм семейного
воспитания как наиболее приоритетного
направления в устройстве детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- укрепление материально - технической
базы учреждений интернатного профиля.
Сроки реализации - 1998-2000 годы
Программы
Исполнители основных - Комитет образования
мероприятий Программы Комитет по культуре
Комитет по делам семьи и молодежи
Комитет по труду и занятости
Комитет социальной защиты населения
префектуры административных округов
Объемы и источники - средства, предусмотренные комитетами
финансирования Программы и управлениями на текущее бюджетное
финансирование
Ожидаемые конечные - дальнейшая рационализация городской
результаты реализации сети образовательных учреждений для
Программы детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- создание условий для социального
становления и самореализации
детей - сирот, готовых к
самостоятельной трудовой жизни;
- развитие семейных форм воспитания
детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Контроль за исполнением - Комитет образования
Программы
Характеристика проблемы
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.08.94
N 1696 "О президентской программе "Дети России" распоряжением
Правительства Москвы от 16.03.95 N 225-РЗП принята программа "Дети
Москвы", в рамках которой в основном реализована целевая программа
"Дети - сироты".
Определив приоритетные направления, Московский комитет
образования, научные и другие заинтересованные организации города
разработали и поэтапно осуществляли мероприятия по обеспечению
выживания, защиты, обучения, воспитания и развития детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация программы позволила провести рационализацию
городской сети образовательных учреждений для детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
За годы действия программы "Дети - сироты" в г. Москве было
открыто 6 детских домов (2 - в Южном округе, по 1 - в Центральном,
Северном, Северо - Западном округах и Зеленограде) и 1 школа -
интернат (в Юго - Западном округе). Открыто 13 учреждений для
временного пребывания детей и подростков (приютов). В том числе
5 - в системе образования, 3 - в системе социальной защиты
населения, 1 - в системе Комитета по делам семьи и молодежи,
4 - благотворительными организациями города. В целях создания
наиболее благоприятных условий для содержания и воспитания детей -
сирот реорганизовано 6 образовательных учреждений. Условия,
созданные во вновь открытых и реорганизованных учреждениях для
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
максимально приближены к домашним.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы и Главы
Администрации Московской области от 15.12.92 N 1072-250 за счет
средств международной организации "SOS - Киндердорф - детские
деревни" (Германия) в 1996 г. в поселке Томилино построен детский
городок из коттеджей, в котором разместился негосударственный
детский дом семейного типа на 80 воспитанников.
В целях предотвращения социального сиротства, оказания помощи
семьям в воспитании детей, требующих индивидуального
педагогического подхода в системе образования города открыто
12 психолого - медико - социальных центров, в которых работают
высококвалифицированные специалисты.
В результате государственной политики, проводимой
Правительством г. Москвы в отношении детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, за последние годы значительно
усовершенствована материально - техническая база образовательных
сиротских учреждений.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, положение детей в
городе остается весьма тяжелым.
Специфика социально - экономической ситуации в стране, кризис
гуманности, высокий уровень преступности, насилия, жестокости,
наркомании и алкоголизма, утрата культурных и нравственных
ценностей, сказывается, прежде всего, на детях и подростках, как
наименее защищенной части населения.
Продолжают расти показатели социального сиротства, которое
распространяется под влиянием ухудшения условий жизни семьи,
падения нравственных устоев. По-прежнему распространены жестокое
обращение с несовершеннолетними, вовлечение их в попрошайничество
и нищенство, лишение жилья и средств к существованию.
На 1 сентября 1997 г. в образовательных учреждениях для детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучалось и
воспитывалось 3254 ребенка в возрасте от 3 до 18 лет (на уровне
1996 г.). Из них: 16% - дети - сироты. Этот показатель за период
реализации программы "Дети - сироты" вырос, практически, в три
раза, что является следствием увеличения смертности среди
взрослого населения страны. За этот период времени появилась такая
категория детей в сиротских учреждениях, как дети родителей "без
определенного места жительства" (3,7%).
На учете в органах опеки и попечительства муниципальных районов
состояло 9997 человек в возрасте от 0 до 18 лет, находящихся под
опекой и попечительством граждан, что почти на 1 тысячу человек
больше, чем на 1 сентября 1996 г.
Увеличение количества детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, говорит о том, что программа "Дети - сироты"
требует продолжения.
Цель и задачи
Целью городской целевой программы "Дети - сироты" на
1998-2000 годы (далее - Программа) является обеспечение
образовательных, воспитательных, профилактических мер,
направленных на психологическое восстановление, социальную
адаптацию детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в обществе.
Основными задачами Программы являются:
- дальнейшее развитие нормативной и правовой базы по
обеспечению жизнедеятельности детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
- внедрение новых форм семейного воспитания, как наиболее
приоритетного направления в устройстве детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
- формирование условий для духовно - нравственного воспитания
гражданского и патриотического становления, всестороннего развития
личности;
- организация психолого - педагогического и медицинского
обеспечения процесса обучения и воспитания детей - сирот;
- укрепление материально - технической базы учреждений
интернатного профиля.
Ожидаемые результаты
1. Сокращение количества детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в государственных учреждениях г. Москвы.
2. Дальнейшая рационализация городской сети образовательных
учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
3. Улучшение физического и психического здоровья детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Создание условий для социального становления и
самореализации ребенка - сироты, готового к самостоятельной
трудовой жизни, адаптации его в общество.
5. Повышение духовно - нравственного, интеллектуального,
творческого потенциала воспитанников сиротских учреждений.
6. Дальнейшее развитие семейных форм воспитания детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
МЕРОПРИЯТИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 1998-2000 ГОДЫ
----T------------------------------T-----------T---------------------T----------T--------------------------------------¬
N ¦ Мероприятия ¦ Сроки ¦ Исполнители ¦ 1998-2000¦ Источники финансирования (тыс. руб.) ¦
п/п ¦ ¦ исполнения¦ ¦ годы ¦ в том числе по годам: ¦
¦ ¦ ¦ ¦ всего +-----------T-----------T--------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦
----+------------------------------+-----------+---------------------+----------+-----------+-----------+--------------+
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
----+------------------------------+-----------+---------------------+----------+-----------+-----------+--------------+
1. Предупреждение социального сиротства ¦
-----------------------------------T-----------T---------------------T----------T--------------------------------------+
1.1. Оказание помощи детям из ¦ ¦префектуры ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
неблагополучных семей: ¦ ¦административных ¦ ¦ ¦
¦ ¦округов ¦ ¦ ¦
- выявление детей группы ¦ 1998- ¦ ¦ ¦ ¦
социального риска ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦
- временное устройство ¦ 1998- ¦ ¦ ¦ ¦
детей в приюты ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦
1.2. Отработка модели системы ¦ 1998- ¦Комитет образования ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
отбора и подготовки ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦
приемных семей на базе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
д/д N 19 ЦАО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.3. Создание городской системы ¦ 1998- ¦Комитет образования, ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
информации о семьях ¦ 2000 ¦префектуры ¦ ¦ ¦
потенциальных усыновителей, ¦ ¦административных ¦ ¦ ¦
опекунов, попечителей и ¦ ¦округов ¦ ¦ ¦
приемных семьях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.4. Дальнейшее развитие банков ¦ ¦ ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
данных: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- о детях - сиротах, ¦ 1998 ¦Комитет ¦ ¦ ¦
воспитывающихся в ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
образовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
для детей - сирот ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- о детях - сиротах, имеющих ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦ ¦
юридический статус, на ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
основании которого они ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
могут быть усыновлены ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.5. Создание банка данных о ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
детях - сиротах, ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
воспитывающихся в домах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
ребенка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----------------------------------+-----------+---------------------+----------+--------------------------------------+
2. Совершенствование системы социализации детей - сирот ¦
и подготовки их к самостоятельной жизни ¦
-----------------------------------T-----------T---------------------T----------T--------------------------------------+
2.1. Открытие новых учреждений: ¦ 1998 ¦Комитет образования, ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
- д/д N 12 СЗАО ¦ ¦окружные управления ¦ ¦ ¦
- д/д для детей с нормальным ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
интеллектом (ЗАО) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- приют (ЮАО) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
перепрофилирование учреждений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦
школ - интернатов в детские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
дома - школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
N 69 ЮЗАО ¦ 1998 ¦ ¦ ¦ ¦
N 11 ЗАО ¦ 1998 ¦ ¦ ¦ ¦
N 82 САО ¦ 1998 ¦ ¦ ¦ ¦
N 49 ВАО ¦ 1998 ¦ ¦ ¦ ¦
N 46 ВАО ¦ 1998 ¦ ¦ ¦ ¦
перепрофилирование: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
N 67 ЮВАО (открытие ¦ 1999 ¦ ¦ ¦ ¦
дошкольного отделения) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
N 80 ВАО (открытие ¦ 1999 ¦ ¦ ¦ ¦
постинтернатного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
отделения) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
N 1809 ЮЗАО ¦ 1999 ¦ ¦ ¦ ¦
открытие новых учреждений: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
N 12 СЗАО ¦ 1998 ¦ ¦ ¦ ¦
д/д норма ЗАО ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦
школы - интерната N 33 ¦ 1998 ¦ ¦ ¦ ¦
c сиротской группой СВАО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
приюта ЦАО ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦
детского дома ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦
2.2. Психолого - педагогическое ¦ 1998 ¦Комитеты: ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
и медицинское обеспечение ¦ 2000 ¦образования, ¦ ¦ ¦
процесса социализации ¦ ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦
детей - сирот: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- развитие службы психолого - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
педагогической поддержки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
детей - сирот в учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
интернатного типа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- внедрение новых технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
воспитания детей - сирот на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
основе развития их личности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
в т.ч. в домах ребенка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- проведение мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
личностного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
интеллектуального развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
детей - сирот в учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
интернатного типа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- развитие новых форм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
медицинского и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
немедицинского оздоровления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
в образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
учреждениях для детей - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
сирот ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- обеспечение учреждений для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
детей - сирот и детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
родителей недостающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
медицинской аппаратурой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
и оборудованием в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
соответствии с профилем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- определение медицинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
учреждений для бесплатного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
обслуживания и оперативного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
лечения детей - сирот, детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
родителей, а также лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
из числа выпускников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
сиротских учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2.3. Совершенствование системы ¦ 1998- ¦Комитеты: ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
социализации детей - сирот ¦ 2000 ¦образования, ¦ ¦ ¦
через их включение в ¦ ¦по культуре ¦ ¦ ¦
культурные и спортивные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
мероприятия: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- фестиваля детского творчества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
"Надежда" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- спортивного фестиваля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
"Надежда" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- фестиваля "Юные таланты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Московии" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- детские и юношеские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Олимпийские игры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- развитие фондов библио-, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
видео-, и аудиотек в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
образовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
для детей - сирот ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- проведение благотворительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
спектаклей, концертных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
программ и других ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
культурно - массовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
мероприятий в дни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
государственных общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
праздников и в каникулярное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
время ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2.4. Совершенствование организации ¦ 1998- ¦Комитеты: ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
летней оздоровительной ¦ 2000 ¦образования, ¦ ¦ ¦
кампании для детей - сирот, ¦ ¦по делам семьи ¦ ¦ ¦
в т.ч. развитие лагерей труда ¦ ¦и молодежи ¦ ¦ ¦
и отдыха, творческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
профильных смен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
для детей - сирот, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
воспитывающихся в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
образовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
и находящихся на семейных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
формах воспитания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2.5. Совершенствование работы ¦ 1998- ¦Комитет по делам ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
детского реабилитационного ¦ 2000 ¦семьи и молодежи, ¦ ¦ ¦
Центра "Слава" ¦ ¦префектура САО ¦ ¦ ¦
2.6. Создание системы мер, ¦ 1998- ¦комитеты: ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
обеспечивающих социальные ¦ 2000 ¦образования, ¦ ¦ ¦
гарантии и права на труд ¦ ¦по труду и ¦ ¦ ¦
лицам из числа выпускников ¦ ¦занятости ¦ ¦ ¦
образовательных учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
для детей - сирот ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
и детей, оставшихся без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
попечения родителей: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- оказание профориентационной, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
психологической и юридической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
помощи в профессиональном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
личностном самоопределении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
детей - сирот, на базе центров¦ ¦ ¦ ¦ ¦
социально - трудовой адаптации¦ ¦ ¦ ¦ ¦
подростков и молодежи с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
учетом их психофизического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
состояния, способностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
интересов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- расширение профилей учреждений¦ ¦ ¦ ¦ ¦
начального профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
образования, гарантирующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
прием учащихся из числа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
выпускников сиротских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
учреждений для получения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
второго начального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
профессионального образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- увеличение количества групп ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
из числа детей - сирот в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
учреждениях начального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
образования N 49, 66, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
68, 87; ВПУ N 304, 316 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- организация службы временного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
и постоянного трудоустройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
детей - сирот и детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
родителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2.7. Создание учреждений или групп ¦ 1998- ¦Комитет образования ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
постинтернатной адаптации в ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦
образовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
для детей - сирот и детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
родителей, для выпускников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
не обеспеченных условиями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
проживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2.8. Реализация постановлений и ¦ 1998- ¦Комитеты: ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
распоряжений Правительства ¦ 2000 ¦образования, ¦ ¦ ¦
Москвы, регламентирующих ¦ ¦муниципального ¦ ¦ ¦
вопросы обеспечения ¦ ¦жилья, социальной ¦ ¦ ¦
выпускников учреждений ¦ ¦защиты населения ¦ ¦ ¦
для детей - сирот и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
детей, оставшихся без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
попечения родителей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
жилой площадью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----------------------------------+-----------+---------------------+----------+--------------------------------------+
3. Ресурсное обеспечение социализации детей - сирот ¦
-----------------------------------T-----------T---------------------T----------T--------------------------------------+
3.1. Оснащение и переоснащение ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
учреждений для детей - сирот ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
и детей, оставшихся без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
попечения родителей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
дидактическими и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
техническими средствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
обучения, обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
создания развивающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
предметно - игровой среды в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
учреждениях для детей - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
сирот и детей, оставшихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
без попечения родителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
3.2. Подготовка, повышение ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
квалификации, специализация ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
педагогических кадров, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
работающих в образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
учреждениях для детей - сирот:¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- апробация квалификационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
требований к специалистам, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
работающим с детьми - сиротами¦ ¦ ¦ ¦ ¦
в образовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
3.3. Обеспечение учреждений для ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
детей - сирот и детей, ¦ 2000 ¦образования, ¦ ¦ ¦
оставшихся без попечения ¦ ¦префектуры ¦ ¦ ¦
родителей автомобильным ¦ ¦административных ¦ ¦ ¦
транспортом ¦ ¦округов ¦ ¦ ¦
3.4. Оснащение учреждений для ¦ 1998- ¦Комитеты: ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
детей - сирот и детей, ¦ 2000 ¦образования, ¦ ¦ ¦
оставшихся без попечения ¦ ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦
родителей, в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
и домов ребенка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
недостающей медицинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
аппаратурой и оборудованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
в соответствии с профилем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----------------------------------+-----------+---------------------+----------+--------------------------------------+
4. Методическое, нормативно - правовое обеспечение процесса социализации детей - сирот ¦
-----------------------------------T-----------T---------------------T----------T--------------------------------------+
4.1. Апробация новых методик и ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
программ психолого - ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
педагогического сопровождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
детей - сирот, развивающей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
коррекционной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
4.2. Внедрение программ ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
подготовки к самостоятельной ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
жизни детей - сирот и детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
родителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
4.3. Изучение и распространение ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
позитивного опыта работы ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
учреждений интернатного типа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
4.4. Развитие форм и методов - ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
углубленного эстетического, ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
трудового, физического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
воспитания в образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
учреждениях для детей - сирот:¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- эстетическое: УВК N 1660, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1845, школы - интернаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
N 49, 55; детские дома ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
N 9, 18, 29, 39, 46 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- физическое: УВК N 1845, школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
интернаты N 15, 24 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- трудовое: школы - интернаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
N 67, 80, УВК N 1809 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
4.5. Завершение аттестации и ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
лицензирования образовательных¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
учреждений для детей - сирот и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
детей, оставшихся без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
попечения родителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----------------------------------+-----------+---------------------+----------+--------------------------------------+
5. Капитальное строительство ¦
-----------------------------------T-----------T---------------------T----------T--------------------------------------+
5.1. Строительство пристроек к: ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
- детскому дому N 50 САО ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
(учебно - производственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
корпус и столовая) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- школе - интернату N 15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Юго - Восточного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
(физкультурно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
оздоровительный комплекс) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- детскому дому N 29 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Центрального округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
(коттеджи для проживания) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
5.2. Реконструкция здания ¦ 1998 ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
д/д N 50 САО ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
5.3. Капитальный ремонт ¦ 1998 ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
учреждений: ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
УВК N 1867 Южного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
д/д N 17 Западного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
д/д N 29 Центрального округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----------------------------------+-----------+---------------------+----------+--------------------------------------+
Примечание. Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно по мере ¦
разработки и утверждения проектно - сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий ¦
и сооружений. ¦
___________________________________________________________________----------------------------------------------------+
6. Обеспечение информационных и организационных мероприятий ¦
-----------------------------------T-----------T---------------------T----------T--------------------------------------+
6.1. Издание методической ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
информационной литературы ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
для специалистов, работающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
в образовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
для детей - сирот и детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
родителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
6.2. Ведение банка данных по ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
реализации городской ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
программы "Дети - сироты" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
6.3. Проведение организационных ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
мероприятий по реализации ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
программы "Дети - сироты" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
6.4. Анализ и разработка правовой ¦ 1998- ¦Комитет ¦ ¦текущее бюджетное финансирование ¦
базы для обеспечения работ по ¦ 2000 ¦образования ¦ ¦ ¦
реализации программы "Дети - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
сироты" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----------------------------------+-----------+---------------------+----------+---------------------------------------
Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы
от 14 апреля 1998 г. N 306
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ"
НА 1998-2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ"
НА 1998-2000 ГОДЫ
Наименование Программы - городская целевая программа
"Дети Чернобыля"
на 1998-2000 годы
Наименование, дата и - распоряжение первого заместителя
номер решения о Премьера Правительства Москвы
разработке Программы Шанцева В.П. от 29.10.97 N 1120-РЗП
"О разработке городских целевых
программ по улучшению положения
детей в Москве на 1998-2000 годы"
Основные разработчики - Комитет здравоохранения
Программы
Цель и задачи Программы - снижение воздействия неблагоприятных
факторов Чернобыльской аварии на
детей, подвергшихся радиации;
- совершенствование системы оказания
медицинской помощи, дальнейшее
развитие социально - психологической
и педагогической помощи
детям - "чернобыльцам"
Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы
Исполнители основных - Комитет здравоохранения
мероприятий Программы Комитет образования
Комитет по делам семьи и молодежи
окружные управления здравоохранения
Объемы и источники - средства, предусмотренные комитетами
финансирования Программы на текущее бюджетное финансирование,
а также средства обязательного
медицинского страхования
Ожидаемые конечные - лечебно - профилактическая помощь
результаты реализации детям, подвергшимся радиации
Программы вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС, и снижение детской заболеваемости
и инвалидности
Контроль за исполнением - Комитет здравоохранения
Программы
Характеристика проблемы
Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к
загрязнению экологической среды радиоактивными осадками
15 административных территорий России. На 01.11.97 в Москве
проживает 491 ребенок, пострадавший от радиации. За прошедшие годы
проведена определенная работа по учету, организации медицинской
помощи, диспансеризации детей, прибывших из радиоактивно
загрязненных, вследствие катастрофы на ЧАЭС, районов, и родившихся
от лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии. Согласно
закону РСФСР от 15.05.91 "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС",
приказу ГМУ Москвы от 27.08.91 N 329 "О мерах по улучшению
медицинского обслуживания граждан, пострадавших вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" и распоряжению ГМУ Москвы от
02.11.92 N 82 "О совершенствовании работы по организации учета и
диспансерного наблюдения детей, пострадавших от аварии на
Чернобыльской АЭС". В консультативной поликлинике Морозовской ДГКБ
проводится учет, углубленное обследование, динамическое
наблюдение, диспансеризация, лечение и реабилитация детей,
пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Создан банк
данных детей - "чернобыльцев".
Количество детей, взятых на учет, не уменьшается: так, в
1996 г. взято 162 ребенка, за 10 месяцев 1997 г. - 80 детей.
В настоящее время продолжают иметь место неблагоприятные
тенденции в состоянии здоровья детей. В структуре детской
заболеваемости существенно вырос удельный вес болезней эндокринной
системы и в первую очередь заболеваний щитовидной железы.
Распространенность болезней эндокринной системы в 1996 г.
увеличилась на 14% и составила 2300 на 100 тыс. детского
населения. Среди детей - "чернобыльцев" болезни эндокринной
системы, обмена веществ и иммунитета в 1996 г. составил 8% в
структуре всех заболеваний - 130 случаев, из них 63 - первичных, в
том числе заболевания щитовидной железы 93 случая, из них 63 -
первичных, гипотериоз - 4 (2 - первичных), тиреоидит - 7 (3 -
первичных).
Особую тревогу вызывает канцерогенная опасность влияния
ионизирующей радиации и внутреннее облучение организма за счет
потребления загрязненных радионуклеидами продуктов питания в
местах загрязнения после Чернобыльской аварии. В связи с большой
миграцией населения, в Москве оказываются дети и взрослые из
экологически неблагоприятных регионов. Положение усугубляется
дефицитом в организме детей витаминов группы В, С, провитамина А
(бета - каротина). Остается тревожным уровень злокачественных
заболеваний у детей в Москве (более 1000 детей). В реабилитации
этих детей большую работу проводит онкодиспансер, созданы
10 окружных онкокабинетов, укомплектованных онкологами.
Чернобыльская катастрофа отрицательно сказалась на
эмоционально - психологическом и социально - нравственном
самочувствии людей, особенно детей. Проведенные исследования
показывают, что многие школьники не чувствуют себя здоровыми,
испытывают различные недомогания, значительная часть их ощущает
беспокойство, неуверенность в себе и в своем будущем. Многие
родители хотят забыть эту трагедию и с этой целью отказываются от
диспансеризации своих детей. Многолетний опыт работы с
"чернобыльцами" показал, что необходимо подключать психолога при
работе с данным контингентом населения.
В 1996 г. среди детей - "чернобыльцев" было выявлено
63 психических расстройства, из них 39 впервые; болезней нервной
системы и органов чувств - 134, из них 78 впервые. Среди
наблюдаемых детей - 491 человек, 8 - инвалиды детства, из них:
умственная отсталость - 1, бронхиальная астма - 1, миелодисплазия
- 1, гидронефроз - 1, несахарный диабет - 1, целиакия - 1, ДЦП -
1, врожденные аномалии твердого и мягкого неба - 1. В последние
годы 1996-97 гг. улучшилась работа в детских городских
поликлиниках Москвы по учету, диспансерному наблюдению и
реабилитации детей - "чернобыльцев".
В соответствии с распоряжением ГМУ от 02.11.92 N 82
"О совершенствовании работы по организации учета и диспансерного
наблюдения детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС",
данная группа детей ежегодно проходит диспансеризацию в
территориальных детских поликлиниках или в консультативной детской
поликлинике Морозовской ДГКБ с осмотром и наблюдением педиатра,
эндокринолога, отоларинголога, окулиста, невропатолога, ортопеда,
хирурга, стоматолога по показаниям гематолога, онколога,
аллерголога, дерматолога, кардиолога, других специалистов,
исследуются клинические анализы крови, мочи по показаниям
биохимические анализы крови и мочи, иммунологический анализ крови,
гормоны щитовидной железы, УЗИ, ЭКГ и др.
В 1996 г. в стационаре обследовано 33 ребенка, санаторное
лечение получили 44 ребенка. По группам здоровья дети -
"чернобыльцы" в 1996 г. были распределены следующим образом:
1 группа - 44, 2 группа - 292, 3 группа - 75 детей.
С 1995 г. согласно приказа МЗ РФ от 26.11.93 N 281 "О порядке
ведения Российского государственного регистра лиц подвергшихся
воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
на каждого ребенка в консультативной поликлинике заполняется
кодировочный талон.
Цель и основные задачи
Целью городской целевой программы "Дети Чернобыля" на
1998-2000 годы (далее - Программа) является снижение воздействия
неблагоприятных факторов Чернобыльской аварии на здоровье детей на
основе комплексного решения проблем медицинской и психологической
реабилитации с использованием высокотехнологичных методов
коррекции отклонений в состоянии здоровья, лекарственных
препаратов и продуктов питания с лечебно - профилактическими
свойствами. Программа предусматривает совершенствование системы
оказания медицинской помощи, дальнейшее развитие социально -
психологической и педагогической помощи детям - "чернобыльцам".
Основные направления реализации Программы
1. Совершенствование системы оказания медицинской помощи детям,
подвергшимся радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ежегодная диспансеризация детей - "чернобыльцев" в
территориальных детских поликлиниках и в консультативной
поликлинике Морозовской ДГКБ с обязательным наблюдением педиатра,
эндокринолога, отоларинголога, окулиста, невропатолога, хирурга -
ортопеда, стоматолога, остальные специалисты по показаниям.
Обязательные исследования: клинический анализ крови и мочи; по
показаниям - другие лабораторные и инструментальные методы
исследования с использованием современной лечебно -
диагностической аппаратуры.
Этапы диспансеризации и реабилитации детей - "чернобыльцев"
1 этап - диспансеризация на базе территориальной детской
поликлиники, окружного консультативно - диагностического центра.
Все данные на каждого ребенка ежегодно передаются в
консультативную поликлинику Морозовской ДГКБ и формируется банк
данных в компьютере.
2 этап - диспансеризация на базе консультативной поликлиники
Морозовской ДГКБ, в случае отсутствия специалистов в
территориальной детской поликлинике. По итогам диспансерного
осмотра врач педиатр поликлиники определяет состояние здоровья
ребенка, его физическое, нервно - психическое развитие, планирует
методы обследования, лечение и реабилитацию. Данные диспансерного
осмотра оформляются в виде этапного эпикриза (ф. 112), отражаются
в ф.131у, ф.030, ф.026. Врач педиатр дает рекомендации в детские
дошкольные учреждения и школы по режиму, питанию, физическому
воспитанию и реабилитационным мероприятиям, при необходимости
выписывает бесплатно лекарственные препараты.
3 этап - стационарное лечение по клиническим показаниям.
4 этап - санаторное лечение, как метод реабилитации детей со 2
и 3 группой здоровья.
2. Обеспечение детей, подвергшихся радиации, вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, продуктами питания с лечебно -
профилактическими свойствами.
Предусматривается использование йодированной соли в
организованных коллективах; организация дополнительного питания
для детей, находящихся в местных детских санаториях; использование
комплекса витаминов группы В, С, бета - каротина, биопрепаратов и
биодобавок к пище в зимне - осенний период и по клиническим
показаниям детям - "чернобыльцам".
3. Совершенствование системы оказания социально -
психологической помощи детям, подвергшимся радиации.
Совместно с психологами лечебно - профилактических учреждений и
школ проводить работу по оказанию социально - психологической
помощи детям и семьям "чернобыльцев"; совместно с органами
народного образования организовывать летний отдых детей.
Обеспечить правовую, психологическую и социальную защиту детей.
Оценка эффективности реализации Программы
и ожидаемый результат
|