Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПРИКАЗ МНС РФ ОТ 15.06.2000 N БГ-3-02/231 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 14.09.2000 N 2381)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

    УТРАТИЛО СИЛУ С 01.01.2002 - ПРИКАЗ МНС РФ ОТ 03.07.2002 N БГ-3-02/336

      Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2000 г. N 2381
      ------------------------------------------------------------------

            МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                                    ПРИКАЗ
                       от 15 июня 2000 г. N БГ-3-02/231

                          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
            МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
                "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА
                    НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"

          В  соответствии  со  статьей 4 части первой Налогового кодекса
      Российской  Федерации  от  31  июля 1998 г.  N 146-ФЗ и статьей 14
      Закона  Российской  Федерации  от  27.12.91  N 2116-1 "О налоге на
      прибыль предприятий и организаций" приказываю:
          Утвердить  Инструкцию  Министерства  Российской  Федерации  по
      налогам и сборам "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
      прибыль предприятий и организаций",  согласованную с Министерством
      финансов Российской Федерации, согласно приложению.

                                            Министр Российской Федерации
                                                     по налогам и сборам
                                                              Г.И.БУКАЕВ

                                                              Согласован
                                                с Министерством финансов
                                                    Российской Федерации




                                 ИНСТРУКЦИЯ
                           от 15 июня 2000 г. N 62

                О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА
                    НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

          Инструкция издана на основании:
          Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.  N 2116-1 "О
      налоге  на  прибыль  предприятий  и организаций" (Ведомости Съезда
      народных   депутатов   Российской  Федерации  и Верховного  Совета
      Российской Федерации, 1992, N 11, ст.  525; N 34, ст.  1976; 1993,
      N 4,  ст.  118;  Собрание  законодательства  Российской Федерации,
      1994, N 32, ст.  3304; 1995, N 18, ст. 1592; N 26, ст. 2402; 1996,
      N 1, ст.  4, 20; 1997, N 3, ст.  357; N 26, ст.  2953; 1998, N 31,
      ст.  3819,  3821,  3825; 1999, N 1, ст. 1; N 7, ст. 879; N 10, ст.
      1162; N 18, ст. 2221) и Постановления Верховного Совета Российской
      Федерации  от  27  декабря 1991 г.  N 2117-1 "О порядке введения в
      действие   Закона   Российской  Федерации  "О  налоге  на  прибыль
      предприятий  и организаций"  (Ведомости  Съезда народных депутатов
      Российской  Федерации  и Верховного  Совета  Российской Федерации,
      1992, N 11, ст. 526; N 32, ст. 1876; N 52, ст. 3063);
          Налогового   кодекса   Российской  Федерации  (часть  первая),
      принятого  Федеральным  законом  от  31  июля  1998  г.  N  146-ФЗ
      (Собрание законодательства Российской Федерации,  1998,  N 31, ст.
      3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134);
          Федерального  закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в
      действие  части  первой  Налогового  кодекса Российской Федерации"
      (Собрание законодательства Российской Федерации,  1998,  N 31, ст.
      3825; 1999, N 28, ст. 3488);
          Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об
      основах   налоговой  системы  в Российской  Федерации"  (Ведомости
      Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
      Российской Федерации, 1992, N 11, ст.  527; N 34, ст.  1976; 1993,
      N 4,  ст.  118;  Собрание  законодательства  Российской Федерации,
      1994, N 10, ст.  1108; 1997, N 30, ст. 3593; 1998, N 31, ст. 3816,
      3827, 3828; N 43, ст. 5213; 1999, N 7, ст. 879; Российская газета,
      N 115  от  19  июня 1999 г.;  Собрание законодательства Российской
      Федерации, 1999, N 28, ст. 3475);
          Закона  Российской  Федерации  от 21 марта 1991 г.  N 943-1 "О
      налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных
      депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,  1991,  N 15, ст.  492;
      Ведомости   Съезда   народных  депутатов  Российской  Федерации  и
      Верховного  Совета Российской Федерации,  1992,  N 33,  ст.  1912;
      N 34,  ст.  1966;  1993, N 12, ст.  429; Собрание законодательства
      Российской Федерации, 1996, N 25, ст.  2958; 1997, N 47, ст. 5341;
      1999, N 28, ст. 3484) и других актов законодательства.
          В порядке,  предусмотренном настоящей инструкцией,  облагается
      прибыль   (превышение   доходов  над  расходами),   полученная  на
      территории   Российской  Федерации,   континентальном  шельфе  и в
      экономической   зоне   Российской   Федерации  и в  иных  случаях,
      предусмотренных     действующим    законодательством    Российской
      Федерации.
          Положения   настоящей   Инструкции   не   распространяются  на
      иностранные  юридические  лица  (компании,   фирмы,  любые  другие
      организации,   образованные   в  соответствии  с законодательством
      иностранных государств).

                            1. Плательщики налога

          1.1. Плательщиками налога на прибыль являются:
          1.1.1.  предприятия и организации (в том числе бюджетные) <*>,
      являющиеся  юридическими  лицами  по  законодательству  Российской
      Федерации,  включая  созданные  на территории Российской Федерации
      предприятия  с иностранными  инвестициями,  а  также международные
      объединения   и организации,   осуществляющие  предпринимательскую
      деятельность;

          <*>  При  определении  понятия  бюджетных  учреждений  следует
      руководствоваться  Инструкцией Госналогслужбы России от 20 августа
      1998  г.  N  48  "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
      прибыль  бюджетными  организациями  (учреждениями) и представления
      отчетности   в  налоговые  органы"  с последующими  изменениями  и
      дополнениями  (зарегистрировано  в Минюсте России 15 сентября 1998
      г.  N 1609)   (Бюллетень  нормативных  актов  федеральных  органов
      исполнительной власти, N 25, 1998 г.; N 6, 1999).

          1.1.2.  коммерческие  банки  различных видов,  включая банки с
      участием  иностранного капитала,  получившие лицензию Центрального
      банка Российской Федерации;
          Банк внешней торговли Российской Федерации;
          кредитные  учреждения,  получившие лицензию Центрального банка
      Российской   Федерации   на   осуществление  отдельных  банковских
      операций;
          Центральный банк Российской Федерации и его учреждения в части
      прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием
      денежного обращения;
          1.1.3.  филиалы иностранных банков - нерезидентов,  получившие
      лицензию  Центрального банка Российской Федерации на проведение на
      территории Российской Федерации банковских операций;
          1.1.4.   предприятия,   организации  и учреждения,  являющиеся
      юридическими  лицами  по  законодательству  Российской Федерации и
      получившие  в Федеральной  службе  России  по надзору за страховой
      деятельностью лицензию на осуществление страховой деятельности;
          1.1.5.  критерии  отнесения  предприятий  к малым предприятиям
      (включая  среднюю  численность работников) установлены Федеральным
      законом  от  14 июня 1995 г.  N 88-ФЗ "О государственной поддержке
      малого   предпринимательства   в Российской  Федерации"  (Собрание
      законодательства Российской Федерации, 1995, N 25, ст. 2343).
          Под субъектами малого предпринимательства, согласно указанному
      Закону,  понимаются коммерческие организации,  в уставном капитале
      которых  доля  участия Российской Федерации,  субъектов Российской
      Федерации,  общественных  и религиозных организаций (объединений),
      благотворительных  и иных фондов не превышает 25 процентов,  доля,
      принадлежащая   одному   или  нескольким  юридическим  лицам,   не
      являющимся субъектами малого предпринимательства,  не превышает 25
      процентов, и в  которых средняя численность работников за отчетный
      период   не   превышает   следующих   предельных   уровней  (малые
      предприятия):  в промышленности, в строительстве и на транспорте -
      100 человек; в сельском хозяйстве и в научно - технической сфере -
      60 человек;  в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле
      и  бытовом  обслуживании  населения  - 30  человек;   в  остальных
      отраслях   и при  осуществлении  других  видов  деятельности  - 50
      человек.  При этом следует иметь в виду,  что к малым предприятиям
      могут  относиться  только  предприятия,   являющиеся  юридическими
      лицами по законодательству Российской Федерации.
          Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности
      (многопрофильные),  относятся  к таковым  по  критериям  того вида
      деятельности,  доля  которого является наибольшей в годовом объеме
      оборота или годовом объеме прибыли.  В течение года эти показатели
      определяются   нарастающим   итогом  с начала  года.   Предприятие
      самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться
      -  объем  оборота  или  объем  прибыли,  полученной  от всех видов
      деятельности  в целом.  Выбранный  предприятием  показатель должен
      быть неизменным в течение отчетного года.
          Для  целей  налогообложения  критерии  отнесения предприятий к
      малым  предприятиям определяются исходя из фактических показателей
      за  соответствующие  отчетные  периоды нарастающим итогом с начала
      года.
          Средняя  за  отчетный  период  численность  работников  малого
      предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе
      работающих  по  договорам  гражданско  - правового  характера и по
      совместительству  с учетом реально отработанного времени,  а также
      работников   представительств,   филиалов   и других  обособленных
      подразделений указанного юридического лица.
          Определение   средней  численности  осуществляется  в порядке,
      устанавливаемом соответствующим федеральным органом исполнительной
      власти.
          Численность  лиц,  работающих  по  договорам  подряда и другим
      договорам  гражданско  - правового характера,  учитывается в общей
      численности  основного  производственного  персонала  ежемесячно в
      течение  всего  срока  действия  договора.  При  отсутствии  учета
      рабочего  времени этих лиц в списочной численности они принимаются
      за каждый календарный день как целые единицы.
          Работники,   заключившие  трудовой  договор  с предприятием  о
      выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в
      среднесписочной   численности  работников  предприятия  как  целые
      единицы.
          Исчисление средней численности работников,  принятых на работу
      по    совместительству,    производится   исходя   из   фактически
      отработанного  ими  времени  с учетом  продолжительности  рабочего
      времени, установленной для совместителей законодательством.
          Постановлением  Совета  Министров  СССР от 22 сентября 1988 г.
      N 1111 "О работе по совместительству" ("СП СССР",  1988, N 33, ст.
      93;  "Свод  законов  СССР",  т.   2,  с.  238-2)  определено,  что
      продолжительность  работы  по  совместительству не может превышать
      четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день. Общая
      продолжительность  работы  по совместительству в течение месяца не
      должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.
          При   этом   к работникам,   работающим  по  совместительству,
      относятся   как  работники  данного  предприятия,   работающие  по
      совместительству  в свободное  от  основной  работы  время,  так и
      работники  других  предприятий,  работающие по совместительству на
      данном предприятии.
          Все  плательщики  налога  на  прибыль,  указанные  в настоящем
      пункте,   в  дальнейшем  именуются  предприятиями,   а  кредитные,
      страховые  организации  при  определении  особенностей  исчисления
      налога    в  дальнейшем   именуются   соответственно   банками   и
      страховщиками.
          1.2. Не являются плательщиками налога на прибыль:
          1.2.1.  предприятия  любых  организационно  - правовых форм по
      прибыли  от  реализации  произведенной  ими сельскохозяйственной и
      охотохозяйственной    продукции,    а    также   произведенной   и
      переработанной      на     данных     предприятиях     собственной
      сельскохозяйственной        продукции,        за       исключением
      сельскохозяйственных     предприятий     индустриального     типа,
      определяемых    по    перечню,    утверждаемому   законодательными
      (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
          При   определении   сельскохозяйственной  и охотохозяйственной
      продукции следует руководствоваться Общероссийским классификатором
      продукции  ОК  005-93,  утвержденным  Постановлением  Госстандарта
      России от 30 декабря 1993 г. N 301.
          Перечень  охотохозяйственной  продукции  приведен в приложении
      N 1 к настоящей Инструкции.
          Прибыль,  полученная предприятиями, перечисленными в указанном
      подпункте,  от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом
      на прибыль в соответствии с настоящей Инструкцией;
          1.2.2.  Центральный банк Российской Федерации и его учреждения
      по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием
      денежного обращения;
          1.2.3.  организации,  применяющие согласно Федеральному закону
      от   29   декабря   1995  г.   N  222-ФЗ  "Об  упрощенной  системе
      налогообложения,   учета   и  отчетности   для   субъектов  малого
      предпринимательства"    (Собрание    законодательства   Российской
      Федерации, 1996, N 1, ст.  15) упрощенную систему налогообложения,
      учета и отчетности,  с предельной численностью работающих (включая
      работающих     по    договорам    подряда    и   иным    договорам
      гражданско - правового характера) до 15 человек независимо от вида
      осуществляемой ими деятельности,  включая численность работающих в
      их филиалах и иных обособленных подразделениях.
          Под  действие  упрощенной  системы  налогообложения,  учета  и
      отчетности   не   подпадают  предприятия,   занятые  производством
      подакцизной    продукции,    предприятия,    созданные   на   базе
      ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий,
      а также кредитные организации,  страховщики, инвестиционные фонды,
      профессиональные   участники   рынка  ценных  бумаг,   предприятия
      игорного   и  развлекательного  бизнеса  и хозяйствующие  субъекты
      других  категорий,  для  которых Министерством финансов Российской
      Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и
      отчетности.
          Субъекты    малого    предпринимательства    имеют   право   в
      предусмотренном  указанным  Федеральным законом порядке перейти на
      упрощенную  систему  налогообложения,  учета и отчетности,  если в
      течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача
      заявления  на право применения упрощенной системы налогообложения,
      учета  и отчетности,  совокупный  размер  валовой  выручки данного
      налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального
      размера оплаты труда,  установленного законодательством Российской
      Федерации  на  первый  день  квартала,  в котором произошла подача
      заявления.
          Вновь  созданное  предприятие,  подавшее  заявление  на  право
      применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,
      считается  субъектом  упрощенной системы налогообложения,  учета и
      отчетности  с того  квартала,  в котором произошла его официальная
      регистрация;
          1.2.4. организации     по     прибыли,      полученной      от
      предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса.
          Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в
      области игорного бизнеса,  признаются в соответствии с Федеральным
      законом  от 31 июля 1998 г.  N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес"
      (Собрание законодательства Российской Федерации,  1998,  N 31, ст.
      3820) плательщиками налога на игорный бизнес.
          Налогом  на  игорный бизнес облагаются следующие виды объектов
      игорного бизнеса:
          игровые столы,  предназначенные для проведения азартных игр, в
      которых игорное заведение участвует через своих представителей как
      сторона;
          игровые столы,  предназначенные для проведения азартных игр, в
      которых игорное заведение участвует через своих представителей как
      организатор и (или) наблюдатель;
          игровые автоматы;
          кассы тотализаторов;
          кассы букмекерских контор.
          При    осуществлении    игорным    заведением   других   видов
      деятельности,   не   относящихся  к игорному  бизнесу,   указанное
      заведение  обязано  вести  раздельный  учет  доходов от этих видов
      предпринимательской  деятельности  и уплачивать  налог на прибыль,
      полученную  от  этих  видов  предпринимательской  деятельности,  в
      соответствии с настоящей Инструкцией;
          1.2.5.    предприятия,    осуществляющие   предпринимательскую
      деятельность в сферах,  переведенных нормативными правовыми актами
      законодательных  (представительных) органов государственной власти
      субъектов   Российской  Федерации  на  уплату  единого  налога  на
      вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии
      с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге
      на  вмененный доход для определенных видов деятельности" (Собрание
      законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3826; 1999,
      N 14, ст. 1661).
          Прибыль,  полученная  предприятиями,  переведенными  на уплату
      единого  налога,  от  иной  деятельности,  осуществляемой наряду с
      деятельностью  на  основе  свидетельства об уплате единого налога,
      подлежит  обложению  налогом на прибыль в соответствии с настоящей
      Инструкцией.
          Общепроизводственные  и общехозяйственные  расходы  (например,
      содержание  дирекции и охраны предприятия,  содержание зданий и их
      текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и
      т.п.)  распределяются пропорционально размеру выручки,  полученной
      от видов деятельности, переведенных на уплату единого налога, и от
      иных видов деятельности в общей сумме выручки.
          1.3.  Для  предприятий,  относящихся  к основной  деятельности
      железнодорожного   транспорта  и связи,   а  также  объединений  и
      предприятий   по  газификации  и эксплуатации  газового  хозяйства
      расчеты  с бюджетом  по  налогу на прибыль производятся в порядке,
      устанавливаемом Правительством Российской Федерации <*>.
          --------------------------------
          <*>  Распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от 10
      февраля 1994 г. N 165-р о расчетах с бюджетом предприятий почтовой
      связи  (доведено до налоговых инспекций телеграммой Госналогслужбы
      России  от  22  февраля  1994 г.  N НП-4-01/27н)  (Собрание  актов
      Президента и Правительства Российской Федерации,  1994,  N 7,  ст.
      577).
          Постановление  Правительства Российской Федерации от 6 октября
      1994 г.  N 1130 "О порядке расчетов с бюджетом акционерных обществ
      (предприятий)  по  газификации  и эксплуатации  газового хозяйства
      Министерства  топлива и энергетики Российской Федерации" (доведено
      до  налоговых  инспекций письмом Госналогслужбы России от 8 ноября
      1994  г.  N  НП-6-01/422)  (Собрание  законодательства  Российской
      Федерации, 1994, N 24, ст. 2645).
          Постановление  Правительства Российской Федерации от 2 февраля
      1996  г.  N  88  "О  порядке уплаты налога на прибыль организаций,
      относящихся  к основной деятельности Министерства связи Российской
      Федерации" (доведено до налоговых инспекций письмом Госналогслужбы
      России   от   20   февраля   1996  г.   N  НП-6-02/110)  (Собрание
      законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 578).
          Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 22 мая
      1996  г.  N 629 "О порядке уплаты налогов на прибыль,  добавленную
      стоимость,   а   также   иных   обязательных   платежей  в бюджеты
      предприятиями   и  организациями   федерального   железнодорожного
      транспорта,    осуществляющими   и  обеспечивающими   перевозочный
      процесс"  (доведено  до налоговых инспекций письмом Госналогслужбы
      России от 5 июня 1996 г. N ВГ-6-02/383) (Собрание законодательства
      Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2701).

          По  предприятиям,   в  состав  которых  входят  территориально
      обособленные  структурные  подразделения,  не  имеющие  отдельного
      баланса  (филиалы  страховщиков,  не  имеющие  баланса  с конечным
      финансовым      результатом)      и     расчетного      (текущего,
      корреспондентского)  счета,  зачисление налога на прибыль в части,
      зачисляемой  в доходы  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,
      производится  в доходы  бюджетов субъектов Российской Федерации по
      месту  нахождения  указанных  структурных  подразделений исходя из
      доли  прибыли,  приходящейся  на  эти  структурные  подразделения,
      определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду
      оплаты  труда)  и стоимости  основных  производственных  фондов  в
      порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации <*>.
          --------------------------------
          <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля
      1995  г.  N  660  "О  порядке  расчетов  с федеральным  бюджетом и
      бюджетами  субъектов  Российской  Федерации  по  налогу на прибыль
      предприятий и организаций,  в состав которых входят территориально
      обособленные  структурные  подразделения,  не  имеющие  отдельного
      баланса   и  расчетного   (текущего,   корреспондентского)  счета"
      (Собрание законодательства Российской Федерации,  1995,  N 28, ст.
      2685)  и Методические указания Госналогслужбы России по применению
      Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г.
      N  660  "О  порядке  расчетов  с федеральным  бюджетом и бюджетами
      субъектов  Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и
      организаций,  в  состав которых входят территориально обособленные
      структурные   подразделения,   не  имеющие  отдельного  баланса  и
      расчетного  (текущего,  корреспондентского)  счета",  направленные
      письмом  Госналогслужбы России от 4 августа 1995 г.  N НП-4-01/46н
      (зарегистрировано в   Минюсте   России   14   августа   1995   г.,
      регистрационный   N   932)   (с  учетом  изменений  и  дополнений,
      зарегистрированных в Минюсте России  28  ноября  1995  г.  N  986)
      (Российские вести, 1995, 5 октября, N 189; 1996, 18 января, N 10).

          При  этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным
      подразделениям  определяется  в соответствии со ставками налога на
      прибыль,   действующими   на  территориях,   где  расположены  эти
      предприятия и структурные подразделения.
          1.4.    До   введения   в  действие   части   второй   Кодекса
      признававшиеся    до    1  января   1999   года   самостоятельными
      налогоплательщиками     по    отдельным    налогам    филиалы    и
      представительства    организаций    исполняют   обязанности   этих
      организаций   по   уплате   налогов   в порядке,   предусмотренном
      действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания
      конкретных     налогов,     уплаты     налогов     филиалами     и
      представительствами,   не   имеющими  отдельного  баланса  и (или)
      расчетного (текущего) счета <*>.
          --------------------------------
          <*>  Федеральный закон от 9 июля 1999 г.  N 155-ФЗ "О внесении
      изменений   и   дополнений  в  Федеральный  закон  "О  введении  в
      действие  части  первой  Налогового  кодекса Российской Федерации"
      (Собрание законодательства Российской Федерации,  1999,  N 28, ст.
      3488).

          Организации,    в    состав    которых    входят   филиалы   и
      представительства,  имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий,
      корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в
      порядке,  установленном  Постановлением  Правительства  Российской
      Федерации  от  1 июля  1995  г.   N  660  "О  порядке  расчетов  с
      федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по
      налогу  на  прибыль  предприятий  и организаций,  в состав которых
      входят  территориально обособленные структурные подразделения,  не
      имеющие     отдельного     баланса    и   расчетного    (текущего,
      корреспондентского)     счета"     и   Методическими    указаниями
      Госналогслужбы  России  по  применению Постановления Правительства
      Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с
      федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по
      налогу  на  прибыль  предприятий  и организаций,  в состав которых
      входят  территориально обособленные структурные подразделения,  не
      имеющие     отдельного     баланса    и   расчетного    (текущего,
      корреспондентского)  счета",  направленными письмом Госналогслужбы
      России  от 4 августа 1995 г.  N НП-4-01/46н,  зарегистрированным в
      Минюсте России 14 августа 1995 г., регистрационный N 932 (с учетом
      изменений и дополнений).
          При  этом указанные организации могут применять вышеупомянутый
      порядок с учетом следующих особенностей.
          Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также
      суммах   налога,  определенных  исходя  из  фактически  полученной
      прибыли,  и о суммах дополнительных платежей в  бюджеты  субъектов
      Российской  Федерации  (возврата из бюджетов) организация сообщает
      филиалам,  представительствам,  а также налоговым органам по месту
      нахождения этих подразделений,  соответственно, до начала квартала
      и в десятидневный срок со дня,  установленного  для  представления
      квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к пункту
      2   Методических  указаний  Госналогслужбы  России  по  применению
      Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г.
      N  660  "О  порядке  расчетов  с  федеральным бюджетом и бюджетами
      субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий  и
      организаций,  в  состав которых входят территориально обособленные
      структурные  подразделения,  не  имеющие  отдельного   баланса   и
      расчетного  (текущего,  корреспондентского) счета",  направленными
      письмом Госналогслужбы России от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н.
          Филиалы и  представительства исполняют обязанности организации
      по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых  взносов,
      налога  от  фактически  полученной  прибыли  за  отчетный  квартал
      нарастающим итогом с  начала  года  и  дополнительных  платежей  в
      бюджет  в  размерах,  сообщенных  организацией,  по  месту  своего
      нахождения   в   бюджеты   субъектов   Российской   Федерации    в
      общеустановленные сроки.
          Исчисление  и уплата  в федеральный бюджет налога на прибыль и
      дополнительных  платежей,   рассчитанных  исходя  из  процента  за
      пользование   банковским   кредитом,   установленного   в истекшем
      квартале Банком России, производятся организациями по месту своего
      нахождения   без   распределения   сумм  налогов  и дополнительных
      платежей по обособленным подразделениям.
          В  аналогичном  порядке  производятся  расчеты  по  налогу  на
      прибыль организациями,  перешедшими на ежемесячную уплату в бюджет
      налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли.
          В указанном выше порядке производятся расчеты по организациям,
      в  состав  которых  входят  филиалы  и представительства,  имеющие
      отдельный  баланс и расчетный (текущий,  корреспондентский) счет и
      расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации,
      что и организация.

                         2. Объект обложения налогом
                   и порядок исчисления облагаемой прибыли

          2.1.  Объектом  обложения  налогом  является  валовая  прибыль
      предприятия,    уменьшенная    (увеличенная)   в  соответствии   с
      положениями, предусмотренными настоящим разделом инструкции.
          2.2. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка)
      от реализации продукции (работ,  услуг),  основных фондов (включая
      земельные  участки),  иного  имущества  предприятия  и доходов  от
      внереализационных операций,  уменьшенных на сумму расходов по этим
      операциям.
          При  этом конечный финансовый результат деятельности страховых
      организаций  (прибыль  или убыток) определяется как разность между
      выручкой  от реализации страховых услуг,  прочими поступлениями от
      страховой   деятельности   и  доходами   от   иной   деятельности,
      осуществляемой  в соответствии с действующим законодательством,  и
      расходами,  включаемыми  в себестоимость оказываемых ими страховых
      услуг   и  иных   работ  (услуг)  в соответствии  с Положением  об
      особенностях  определения  налогооблагаемой базы для уплаты налога
      на    прибыль    страховщиками,     утвержденным    Постановлением
      Правительства  Российской  Федерации  от  16  мая  1994  г.  N 491
      (Собрание законодательства Российской Федерации,  1994,  N 4,  ст.
      368; 1998, N 28, ст. 3363).
          До  определения финансовых результатов от проведения страховых
      операций   страховые   организации   в соответствии  с действующим
      порядком  на  основании  специальных  расчетов  определяют  размер
      страховых резервов.
          Банки  исчисляют  налогооблагаемую  базу для расчета налога на
      прибыль  путем  уменьшения  общей суммы доходов на сумму расходов,
      определенных   в  соответствии   с  Положением   об   особенностях
      определения  налогооблагаемой  базы  для  уплаты налога на прибыль
      банками    и  другими   кредитными   учреждениями,    утвержденным
      Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 16 мая 1994
      г.  N  490 (Собрание законодательства Российской Федерации,  1994,
      N 4, ст. 367).
          2.3.  Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ,  услуг)
      определяется  как  разница  между выручкой от реализации продукции
      (работ,  услуг)  без  налога  на добавленную стоимость и акцизов и
      затратами   на   ее   производство  и реализацию,   включаемыми  в
      себестоимость продукции (работ, услуг).
          Предприятия,  осуществляющие внешнеэкономическую деятельность,
      при   определении  прибыли  исключают  из  выручки  от  реализации
      продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.
          Перечень затрат,  включаемых в себестоимость продукции (работ,
      услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых
      при  расчете  налогооблагаемой  прибыли,  определяются федеральным
      законом.
          До  принятия указанного закона при определении состава затрат,
      включаемых  в себестоимость  продукции  (работ,   услуг),  следует
      руководствоваться  Положением  о составе  затрат по производству и
      реализации  продукции (работ,  услуг),  включаемых в себестоимость
      продукции  (работ,  услуг),  и  о порядке  формирования финансовых
      результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
      Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 5 августа
      1992   г.   N   552  (Собрание  актов  Президента  и Правительства
      Российской   Федерации,    1992,   N   9,   ст.    602;   Собрание
      законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2587; N 28,
      ст.  2686; N 48, ст.  4683; 1996, N 43, ст.  4924; N 49, ст. 5557;
      1997, N 11, ст.  1322; 1998, N 2, ст.  260; N 22, ст.  2469; N 37,
      ст.  4624 и 4634; N 38, ст.  4810; 1999, N 29, ст.  3757) с учетом
      последующих   изменений   и  дополнений,   внесенных   в указанное
      Положение (в дальнейшем - Положение о составе затрат),  Положением
      об  особенностях  определения  налогооблагаемой  базы  для  уплаты
      налога  на  прибыль  банками  и другими  кредитными  учреждениями,
      утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от
      16  мая  1994  г.  N  490,  Положением об особенностях определения
      налогооблагаемой  базы для уплаты налога на прибыль страховщиками,
      утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от
      16  мая  1994  г.  N  491,  а  также особенностями состава затрат,
      определенными   соответствующими   министерствами   и  ведомствами
      Российской  Федерации  по  согласованию  с Министерством экономики
      Российской    Федерации   и  Министерством   финансов   Российской
      Федерации.
          Предприятия, осуществляющие торговую деятельность, при расчете
      предельных  размеров  платежей  (страховых взносов),  включаемых в
      себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением
      о составе затрат, используют показатель валовой прибыли.
          2.4.  При  определении прибыли от реализации основных фондов и
      иного  имущества,   кроме  ценных  бумаг,  фьючерсных  и опционных
      контрактов,  предприятия  для  целей  налогообложения  учитывается
      разница  (превышение)  между  продажной ценой и первоначальной или
      остаточной   стоимостью   этих   фондов  и имущества  с учетом  их
      переоценки,  производимой в установленном порядке,  увеличенной на
      индекс   инфляции,    исчисленный   в  порядке,    устанавливаемом
      Правительством Российской Федерации <*>.
          --------------------------------
          <*>  Постановление  Правительства  Российской  Федерации от 21
      марта  1996  г.  N  315 "Об утверждении порядка исчисления индекса
      инфляции,  применяемого для индексации стоимости основных фондов и
      иного  имущества предприятий при их реализации в целях определения
      налогооблагаемой прибыли" (доведено до налоговых инспекций письмом
      Госналогслужбы России от 29 марта 1996 г. N НП-6-02/217) (Собрание
      законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1367).

          По  основным  фондам,  нематериальным  активам,  малоценным  и
      быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем
      начисления износа,  принимается остаточная стоимость этих фондов и
      имущества.
          Отрицательный  результат  от  их реализации и от безвозмездной
      передачи  в целях  налогообложения  не  уменьшает налогооблагаемую
      прибыль.
          Индекс   инфляции   для   индексации   стоимости  реализуемого
      имущества  предприятий  (ИРИП)  является  специальным показателем,
      предназначенным  исключительно  для  индексации стоимости основных
      фондов  и иного  имущества  предприятий  при их реализации в целях
      определения   налогооблагаемой   прибыли.   Индекс   строится  как
      средневзвешенный  показатель  из соответствующих частных индексов,
      характеризующих  изменение  цен  на  основные  элементы  имущества
      предприятий (основные фонды, материальные оборотные средства).
          В  иное  имущество предприятия,  подлежащее индексации при его
      реализации, включается сырье, материалы, топливо и т.п.  ценности,
      а также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. При реализации
      иного имущества в виде ценных бумаг,  валюты, драгоценных металлов
      и драгоценных камней,  нематериальных активов и другого имущества,
      изменение  цен  на  которые  не  учитывалось  при  расчете индекса
      инфляции   для   индексации   стоимости   реализуемого   имущества
      предприятий, указанный индекс не применяется.
          Индекс  инфляции  применяется  к остаточной стоимости основных
      фондов  и первоначальной стоимости иного имущества согласно данным
      бухгалтерского  учета  по  состоянию на момент их реализации.  При
      этом,  например,  если  реализация основных фондов,  значащихся на
      начало года,  произведена в третьем квартале, остаточная стоимость
      должна быть скорректирована на индекс инфляции первого,  второго и
      третьего  кварталов  путем  их  перемножения.  Если основные фонды
      приобретены  в первом  квартале  и реализованы в третьем квартале,
      применяется индекс инфляции второго и третьего кварталов. При этом
      индекс   инфляции   применяется   по  каждому  объекту  реализации
      отдельно.
          В случае,  если остаточная (первоначальная) стоимость основных
      фондов  и иного  имущества,  скорректированная на индекс инфляции,
      равна  продажной  цене  или превышает ее,  прибыль предприятия для
      целей  налогообложения  уменьшается на сумму фактически полученной
      прибыли  от реализации этих основных фондов и иного имущества и не
      увеличивается  на  сумму  превышения  остаточной  (первоначальной)
      стоимости  основных  фондов  и иного  имущества,  пересчитанной на
      индекс инфляции, над их продажной ценой.
          Индекс инфляции не применяется в  случае  реализации  основных
      фондов  и иного имущества по цене,  равной или ниже их остаточной,
      первоначальной стоимости.
          Прибыль  (убытки)  от  реализации  ценных бумаг,  фьючерсных и
      опционных   контрактов   определяется   как  разница  между  ценой
      реализации  и ценой  приобретения  с учетом  оплаты  услуг  по  их
      приобретению и реализации.
          К  расходам  по  оплате  услуг  по  приобретению  и реализации
      (выбытию)  ценных бумаг для целей налогообложения относятся суммы,
      уплачиваемые  специализированным организациям за консультационные,
      информационные    и   регистрационные   услуги;    вознаграждения,
      уплачиваемые  организациям,  с участием которых приобретены ценные
      бумаги,  и иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению
      и реализации (выбытию) ценных бумаг.
          По  акциям и облигациям,  обращающимся на организованном рынке
      ценных бумаг,  рыночная цена, а также предельная граница колебаний
      рыночной  цены которых устанавливаются в соответствии с правилами,
      устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование
      рынка  ценных бумаг,  убытки от их реализации (выбытия) по цене не
      ниже  установленной  предельной  границы  колебаний  рыночной цены
      могут  быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия)
      соответствующей категории ценных бумаг:
          акции и облигации предприятий, организаций и прочих эмитентов;
          процентные  государственные  облигации  Российской Федерации и
      субъектов   Российской   Федерации  и облигации  органов  местного
      самоуправления  (включая облигации,  эмитированные с 1 января 1999
      г. и размещенные с дисконтом);
          беспроцентные государственные облигации Российской Федерации и
      субъектов   Российской   Федерации  и облигации  органов  местного
      самоуправления (эмитированные до 1 января 1999 г.).
          Обращающимися  на организованном рынке ценных бумаг признаются
      государственные   облигации   Российской   Федерации   и субъектов
      Российской  Федерации,  облигации органов местного самоуправления,
      акции   и  облигации   предприятий,   допущенные   к обращению  на
      организованном рынке ценных бумаг организатором торговли,  имеющим
      лицензию в соответствии с законодательством Российской Федерации о
      ценных бумагах, по которым рассчитаны рыночные цены.
          В   том   случае,   если   сделка   с облигациями  и  акциями,
      обращающимися на организованном рынке ценных бумаг,  совершена вне
      организованного  рынка,  рыночная  цена  определяется на основании
      данных организатора торговли на день совершения сделки.
          Раскрытие   информации   о  рыночной   цене,    рассчитываемой
      организаторами  торговли  в установленном порядке,  осуществляется
      ими    в   соответствии   с  требованиями   федерального   органа,
      осуществляющего регулирование их деятельности.
          Убытки  по операциям с ценными бумагами,  не имеющими рыночной
      котировки  или  не  обращающимися  на  организованном рынке ценных
      бумаг,  могут  быть  отнесены  на уменьшение доходов от реализации
      данной категории ценных бумаг.
          В  соответствии  со  статьей  43 Налогового кодекса Российской
      Федерации   процентами   признается   любой   заранее   заявленный
      (установленный) доход,  в том числе в виде дисконта, полученный по
      долговому  обязательству  любого  вида  (независимо от способа его
      оформления).
          Не  включается  в налогооблагаемую базу прибыль,  полученная в
      связи    с  выкупом   (погашением),    в   том   числе   новацией,
      государственных   краткосрочных   бескупонных  облигаций  (ГКО)  и
      облигаций  федеральных  займов  с постоянным и переменным купонным
      доходом   (ОФЗ)  со  сроком  погашения  до  31  декабря  1999  г.,
      выпущенных в  обращение  до  17  августа  1998  года  при  условии
      реинвестирования  полученных  средств от их погашения (новации) во
      вновь выпускаемые государственные ценные бумаги.  Не включаются  в
      налогооблагаемую базу денежные средства,  выплачиваемые при выкупе
      (погашении),  в том числе  новации,  владельцам  указанных  ценных
      бумаг  в качестве частичного возврата государством предприятию его
      затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.
          При  реализации  первичными владельцами государственных ценных
      бумаг,  полученных в результате реинвестирования, прибыль (убыток)
      определяется  как  разница  между ценой реализации и их оплаченной
      стоимостью   с  учетом   затрат,   связанных  с реализацией.   Под
      оплаченной  стоимостью государственных ценных бумаг,  полученных в
      результате   реинвестирования  (новации),   признается  стоимость,
      равная  фактическим  затратам инвестора на приобретение ГКО и ОФЗ,
      погашаемых  в результате выкупа или новации,  уменьшенным на сумму
      денежных  средств,   полученных  при  реструктуризации  (новации).
      Оплаченная   стоимость   одной   государственной   ценной  бумаги,
      полученной  в результате реструктуризации (новации),  определяется
      как  оплаченная  стоимость  всех полученных государственных ценных
      бумаг, деленная на их количество.
          При    исчислении    первичными    владельцами    дохода    по
      государственным    ценным   бумагам,    полученным   в  результате
      реинвестирования  (новации)  при  их  погашении,  в  том числе при
      направлении  облигаций  федерального  займа  с постоянным купонным
      доходом  (ОФЗ  - ПД)  на  погашение  просроченной задолженности по
      налогам,  штрафам  и пеням в федеральный бюджет,  дополнительно из
      цены  погашения  (номинальной  стоимости  погашаемых ценных бумаг)
      исключаются часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ,
      и  разница  между  ценой  погашения  и ценой  приобретения по ГКО,
      включенные  в номинальную  стоимость государственных ценных бумаг,
      полученных  в результате реструктуризации (новации),  приходящиеся
      на  одну  ценную бумагу,  полученную в результате реструктуризации
      (новации).
          По  операциям с биржевыми фьючерсами и опционными контрактами,
      заключаемыми  в целях  уменьшения  риска  изменения  рыночной цены
      предмета   сделки   (базисного  актива)  в период  торговли  этими
      контрактами,  доходы от купли - продажи фьючерсного или опционного
      контракта либо осуществления расчетов по ним увеличивают, а убытки
      уменьшают налогооблагаемую базу по операциям с базисным активом.
          Условием   признания   сделки  сделкой,   совершаемой  в целях
      уменьшения  рисков  изменения  цены базисного актива,  является ее
      регистрация  на  бирже  в соответствии с требованиями и в порядке,
      которые  установлены  федеральным  органом  исполнительной власти,
      осуществляющим  регулирование  операций с фьючерсными и опционными
      контрактами.
          Доходы   и  убытки   по   фьючерсным   и опционным  контрактам
      определяются  на  день  исполнения контракта независимо от порядка
      расчета между контрагентами.
          Убытки  от  купли - продажи фьючерсных и опционных контрактов,
      заключенных  не  в целях  уменьшения  ценовых  рисков,  могут быть
      отнесены  на  уменьшение  прибыли  только  в пределах  доходов  от
      купли - продажи  указанных  фьючерсных  и  опционных контрактов за
      отчетный период.
          2.5.  Для целей налогообложения цена товаров,  работ или услуг
      определяется  в соответствии  с положениями статьи 40 части первой
      Налогового кодекса Российской Федерации.
          2.6. По   банкам   в  целях  налогообложения  валовая  прибыль
      увеличивается на сумму компенсации разницы в процентах по  ссудам,
      выдаваемым работникам банка,  в случаях,  когда уровень процентных
      ставок по таким ссудам ниже,  чем обычно  применяется  банком  для
      сторонних  клиентов  - всех физических и юридических лиц,  которым
      выданы кредиты,  и сумм возмещения разницы  при  продаже  наличной
      иностранной  валюты,  включая продажу валюты работникам банка,  по
      курсу более низкому,  чем установленный в этот день для  сторонних
      покупателей.  Указанное не относится к ссудам,  выдаваемым за счет
      чистой прибыли, и иностранной валюте, приобретенной за счет чистой
      прибыли и продаваемой своим сотрудникам по льготному курсу.
          Сумма  компенсации  разницы в процентах по ссудам,  выдаваемым
      работникам  банка,  определяется  по  средневзвешенному  проценту,
      рассчитанному  по  всем ссудам,  выданным юридическим и физическим
      лицам  по состоянию на 1-е число месяца,  в котором получены ссуды
      вышеуказанными лицами.
          Если   банк  не  может  обеспечить  расчеты  средневзвешенного
      процента  по  выданным  ссудам на 1-е число,  то сумма компенсации
      может  быть определена исходя из учетной ставки Центрального банка
      Российской   Федерации,   действовавшей   на   дату  выдачи  ссуды
      физическому лицу, увеличенной на три пункта.
          2.7. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций
      включаются:  доходы, получаемые от долевого участия в деятельности
      других   предприятий,   от   сдачи   имущества  в аренду,   доходы
      (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,
      принадлежащим  предприятиям,  прибыль,  полученная  инвестором при
      исполнении  соглашения о разделе продукции,  а также другие доходы
      (расходы)   от   операций,    непосредственно   не   связанных   с
      производством   продукции   (работ,   услуг)   и  ее  реализацией,
      определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат,
      включаемых  в себестоимость  продукции (работ,  услуг),  и порядок
      формирования  финансовых  результатов,   учитываемых  при  расчете
      налогооблагаемой  прибыли.  До  принятия указанного закона следует
      руководствоваться нормативными актами,  перечисленными в последнем
      абзаце пункта 2.3 настоящей инструкции.
          В  состав  доходов  от  внереализационных  операций включаются
      также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий
      при  отсутствии  совместной  деятельности (за исключением средств,
      зачисляемых   в  уставные  фонды  предприятий  их  учредителями  в
      порядке,  установленном законодательством;  средств,  полученных в
      качестве   безвозмездной   помощи   (содействия)  и подтвержденных
      соответствующим   удостоверением  <*>;   средств,   полученных  от
      иностранных  организаций в порядке безвозмездной помощи российским
      образованию,     науке    и   культуре;     средств,    полученных
      приватизированными    предприятиями   в  качестве   инвестиций   в
      результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов);  средств,
      переданных  между основными и дочерними предприятиями при условии,
      что  доля  основного  предприятия  составляет более 50 процентов в
      уставном капитале дочерних предприятий;  средств,  передаваемых на
      развитие  производственной  и непроизводственной  базы  в пределах
      одного юридического лица).
          --------------------------------
          <*>  Действует  со дня официального опубликования Федерального
      закона   от  4 мая  1999  г.   N  95-ФЗ  "О  безвозмездной  помощи
      (содействии)   Российской   Федерации   и  внесении   изменений  и
      дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о
      налогах  и об  установлении  льгот  по  платежам в государственные
      внебюджетные  фонды  в связи с осуществлением безвозмездной помощи
      (содействия)   Российской  Федерации"  (Собрание  законодательства
      Российской  Федерации,  1999,  N 18,  ст.  2221).  Статьей 6 этого
      Закона установлено, что действие Федерального закона от 4 мая 1999
      г.  N 95-ФЗ распространяется также на правоотношения,  возникшие в
      связи  с осуществлением  проектов  и программ безвозмездной помощи
      (содействия)  Российской Федерации до вступления в силу настоящего
      Федерального  закона.  В  случаях,  когда в процессе осуществления
      безвозмездной помощи (содействия) применялся иной налоговый режим,
      чем  предусмотрено  настоящим  Федеральным законом,  пересчет сумм
      излишне  уплаченных  налогов,  равно  как  и возврат  из  них  уже
      взысканных  сумм  штрафных  санкций,  предъявленных по результатам
      проверок контролирующих органов, не производится.
          Согласно   статье  4 указанного  Закона  контроль  за  целевым
      использованием  безвозмездной  помощи  (содействия) ее получателем
      осуществляется  в порядке,  определяемом Правительством Российской
      Федерации,    при    обязательном    участии    в  этом   контроле
      соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской
      Федерации.  В случае нецелевого использования безвозмездной помощи
      (содействия)  ее  получатель,   использующий  предоставленные  ему
      налоговые льготы,  уплачивает суммы налога в бюджеты всех уровней,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное