Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

РЕШЕНИЕ ОТ 20.04.2000 N ... О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

          МОСКОВСКАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
                    СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
   
                                РЕШЕНИЕ
                        от 20 апреля 2000 года
   
                 О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ"
   
      Московская трехсторонняя  комиссия по регулированию социально -
   трудовых отношений решила:
      1. Одобрить   проект  Программы  "Молодежь  Москвы"  на  период
   2000-2002 годы (приложение).
      2. Комплексу  социальной сферы Правительства Москвы совместно с
   Московской  федерацией  профсоюзов  и   Московской   конфедерацией
   промышленников  и  предпринимателей  доработать проект Программы с
   учетом  высказанных  замечаний  и  внести   ее   на   рассмотрение
   Правительства Москвы во II квартале 2000 года.
   
                                         Премьер Правительства Москвы
                                                          Ю.М. Лужков
   
                                              Председатель Московской
                                                 федерации профсоюзов
                                                        М.Д. Нагайцев
   
                                 Председатель Московской конфедерации
                                    промышленников и предпринимателей
                                                          Е.В. Панина
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                                            к решению
                                             Московской трехсторонней
                                            комиссии по регулированию
                                                 социально - трудовых
                                                            отношений
                                               от 20 апреля 2000 года
   
                                                               Проект
   
                               ПРОГРАММА
                  "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" НА 2000-2002 ГОДЫ
   
                                Паспорт
                 городской программы "Молодежь Москвы"
   
      Наименование               Городская программа "Молодежь
                                 Москвы" на период 2000-2002 годов
   
      Основание для разработки   Решение Московской трехсторонней
                                 комиссии по регулированию
                                 социально - трудовых отношений
                                 от 10 июня 1998 года "О формировании
                                 и реализации молодежной политики
                                 в городе в области социально -
                                 трудовых отношений", Президентская
                                 программа "Молодежь России"
                                 (1998-2000 гг.)
   
      Городской заказчик         Правительство Москвы
   
      Основные разработчики      Комитет по делам семьи и молодежи
      Программы                  Правительства Москвы, Совет по делам
                                 молодежи при Правительстве Москвы,
                                 рабочая группа Московской
                                 трехсторонней комиссии
   
      Цели и задачи              - совершенствование правового
                                 и организационного обеспечения
                                 городской молодежной политики;
                                 - разработка нормативных правовых
                                 актов, внесение изменений
                                 и дополнений в ранее принятые
                                 постановления с целью
                                 совершенствования правового
                                 регулирования многообразных
                                 общественных отношений с участием
                                 молодежи;
                                 - налаживание координации
                                 в сфере городской молодежной
                                 политики;
                                 - создание условий для гражданского
                                 становления, духовно - нравственного
                                 и патриотического воспитания
                                 молодежи;
                                 - решение социально - экономических
                                 проблем молодежи, включая поддержку
                                 молодежи и молодых семей; решение
                                 вопросов профессионального развития
                                 и занятости молодежи, молодежного
                                 предпринимательства и деловой
                                 активности молодежи;
                                 - интеллектуальное и физическое
                                 развитие молодежи, развитие
                                 художественного и научно -
                                 технического творчества, массовых
                                 видов детского и молодежного спорта
                                 и туризма, международных обменов;
                                 - правовая защита и социальная
                                 поддержка молодежи, детских
                                 и молодежных общественных
                                 объединений;
                                 - организационное построение
                                 управления и исполнения молодежной
                                 политики в городе
   
      Сроки реализации           2000-2002 гг.
   
      Исполнители основных       Комитеты Комплекса социальной сферы:
      мероприятий Программы      по делам семьи и молодежи,
                                 общественных и межрегиональных
                                 связей, по культуре, образования,
                                 по физической культуре и спорту,
                                 здравоохранения, труда и занятости,
                                 социальной защиты,
                                 по телекоммуникациям и средствам
                                 массовой информации; Департаменты:
                                 внешних связей, поддержки и развития
                                 малого предпринимательства,
                                 муниципального жилья и жилищной
                                 политики Правительства Москвы;
                                 Московская федерация профсоюзов,
                                 Московская конфедерация
                                 промышленников и предпринимателей,
                                 префектуры административных округов,
                                 Военный комиссариат г. Москвы,
                                 детские и молодежные общественные
                                 объединения города
   
      Источники                  1. Бюджет г. Москвы.
      финансирования             2. Средства Фонда занятости.
                                 3. Целевые бюджетные фонды
                                 административных округов.
                                 4. Целевые бюджетные фонды
                                 муниципальных районов.
                                 5. Средства общественных организаций
                                 и спонсоров
      Ожидаемые конечные         - повышение уровня доходов молодежи
      результаты реализации      и молодых семей, улучшение
      Программы                  социально - бытовых и жилищных
                                 условий;
                                 - создание условий для поддержки
                                 молодой семьи, снижение числа
                                 разводов, уровня безнадзорности
                                 среди детей и подростков;
                                 - снижение уровня безработицы,
                                 обеспечение вторичной и сезонной
                                 занятости молодежи;
                                 - повышение квалификации
                                 и формирование трудовых ресурсов,
                                 соответствующих требованиям рынка;
                                 - рост деловой активности
                                 и предприимчивости молодежи;
                                 - улучшение здоровья молодого
                                 поколения, снижение смертности,
                                 наркомании и алкоголизма
                                 в молодежной среде;
                                 - снижение уровня преступности
                                 в подростковой и молодежной среде;
                                 - повышение духовно - нравственного,
                                 интеллектуального и творческого
                                 потенциала молодого поколения
   
      Организация контроля       Правительство Москвы, Комплекс
      за исполнением Программы   социальной сферы, Комитет по делам
                                 семьи и молодежи, Совет по делам
                                 молодежи при Правительстве Москвы,
                                 Департамент финансов
   
                        1. Концепция Программы
   
                  1.1. Понятие "молодежная политика"
   
      Указ Президента РФ от 16.06.1992 N 1075 "О первоочередных мерах
   в области молодежной политики" называет молодежную  политику одним
   из приоритетных направлений социально - экономической политики <*>
   государства  и  определяет  ее   как   деятельность   государства,
   осуществляемую   в   целях  создания  социально  -  экономических,
   правовых и организационных  условий  и  гарантий  для  социального
   становления  молодых  граждан,  максимального раскрытия потенциала
   молодежи в интересах развития общества.  Дополнительный  аспект  в
   понятие   "молодежная  политика"  вводит  Указ  Президента  РФ  от
   15.08.1997   N 890  "О  федеральной  целевой  программе  "Молодежь
   России" (1998-2000 гг.)": молодежная   политика   определяется как
   деятельность государства, осуществляемая в целях создания правовых
   и  социально  -  экономических  условий  для  реализации интересов
   молодых граждан и поддержки молодежных объединений и движений.
   
      --------------------------------
      <*> Политика    в    узком   смысле   -   деятельность  органов
   государственной власти и управления, отражающая общественный строй
   и  экономическую  структуру  страны;  в  широком  смысле  -  образ
   действий,  направленный  на  достижение  чего-либо,   определяющий
   отношения   с   разными   объектами   (Словарь   русского    языка
   С.И. Ожегова).
   
      Наиболее полное  и  гармоничное определение молодежной политики
   содержится  в  постановлении   Верховного   Совета  от  03.06.1993
   N 5090-1  "Об  основных  направлениях  государственной  молодежной
   политики в РФ" и  постановлении  Правительства  РФ  от  18.06.1997
   N 746   "О   федеральной   целевой   программе   "Молодежь России"
   (1998-2000 гг.)". Она понимается  как  "деятельность  государства,
   направленная на создание правовых, экономических и организационных
   условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и
   развития    молодежных   объединений,   движений   и   инициатив".
   Постановление Верховного Совета от 03.06.1993 N  5090-1  дополняет
   определение  молодежной политики с точки зрения основных целей,  в
   которых она  проводится:  "государственная   молодежная   политика
   выражает линию    государства    на    обеспечение   социально   -
   экономического,  политического и культурного развития  России,  на
   формирование  у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и
   культуре  отечества,  к  другим  народам,   на   соблюдение   прав
   человека".
   
                   1.2. Объекты молодежной политики
   
      Перечень объектов     молодежной    политики    содержится    в
   постановлении Верховного   Совета   от   03.06.1993    N    5090-1
   "Об основных направлениях государственной  молодежной  политики  в
   РФ".
      Молодежная политика проводится в отношении:
      - граждан в возрасте от 14 до 30 лет;
      - молодых семей,  т.е.  семей в первые 3 года после  заключения
   брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности
   брака),   при  условии,  что один из супругов не достиг 30-летнего
   возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец
   не достигли 30-летнего возраста;
      - молодежных объединений.
      Заметим, что   вопрос   об    объекте    молодежной    политики
   представляется спорным. Выше перечень объектов молодежной политики
   представлен  так,  как  он  закреплен  на   сегодняшний   день   в
   действующем законодательстве.  Однако осуществленное в этой работе
   исследование приводит  к  мысли  о  возможности  иного  подхода  к
   определению   объекта  молодежной  политики.  В  настоящий  момент
   основным критерием при  определении  понятия  "молодежь"  является
   возраст.  При  этом  не  учитываются  иные факторы,  которые имеют
   принципиальное значение для выделения категории "молодежь", такие,
   например,     как     материальное     благосостояние,     уровень
   профессиональной  квалификации.  Можно  предположить,  что   более
   удачным был  бы  некий  комплексно  -  дифференцированный подход к
   определению объекта молодежной политики,  что позволило бы достичь
   большей   адресности   при   применении   норм   законодательства,
   регулирующих молодежную проблематику.
   
                   1.3. Субъекты молодежной политики
   
      Основным документом, определяющим субъекты молодежной политики,
   как и при определении объектов,  является постановление Верховного
   Совета от  03.06.1993   N   5090-1   "Об   основных   направлениях
   государственной молодежной политики в РФ".
      Молодежная политика проводится:
      - государственными органами и должностными лицами;
      - молодежными объединениями, их ассоциациями;
      - молодыми гражданами.
      Комментируя содержание  вышеназванного  нормативного   акта   в
   отношении  определения им субъектов молодежной политики,  хотелось
   бы  сделать  следующее  замечание.   Давность   принятия   данного
   документа (1993  г.),  возможно,  объясняет  отсутствие  в перечне
   субъектов молодежной  политики  органов  местного  самоуправления,
   которые   не  входят  в  систему  органов  государственной  власти
   Российской Федерации.  Между тем,  очевидно, что эти органы играют
   немаловажную   роль   при   решении   многих  вопросов  молодежной
   проблематики  (органы  опеки  и  попечительства,  помощь   молодым
   семьям, решение жилищных проблем и т.п.).
   
               1.4. Принципы и цели молодежной политики
   
      В соответствии с постановлением Верховного Совета от 03.06.1993
   N 5090-1  "Об  основных  направлениях  государственной  молодежной
   политики в  РФ"   цели  и  принципы  молодежной  политики являются
   общими для всех уровней государственной власти и управления.
   
      Принципы:
      1. Сочетание государственных,  общественных  интересов  и  прав
   личности  в  формировании  и реализации государственной молодежной
   политики.
      2. Привлечение  молодых  граждан  к непосредственному участию в
   формировании и реализации политики,  программ, касающихся молодежи
   и общества в целом.
      3. Обеспечение  правовой  и  социальной  защищенности   молодых
   граждан,   необходимой  для  восполнения  обусловленной  возрастом
   ограниченности их социального статуса.
      4. Предоставление    молодому    гражданину    гарантированного
   государством минимума социальных услуг  по  обучению,  воспитанию,
   духовному     и    физическому    развитию,    охране    здоровья,
   профессиональной  подготовке  и  трудоустройству,  объем  и   виды
   которого  должны  обеспечивать  необходимое  развитие  личности  и
   подготовку к самостоятельной жизни.
      5. Приоритет    общественных    инициатив    по   сравнению   с
   соответствующей   деятельностью   государственных   органов    при
   финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
   
      Цели:
      1. Содействие социальному, культурному, духовному и физическому
   развитию молодежи.
      2. Недопущение   дискриминации   молодых   граждан  по  мотивам
   возраста.
      3. Создание  условий  для  более  полного  включения молодежи в
   социально -  экономическую,  политическую   и   культурную   жизнь
   общества.
      4. Реализация инновационного потенциала  молодежи  в  интересах
   общественного развития и развития самой молодежи.
   
        1.5. Перечень основных направлений молодежной политики,
        выделяемых действующим законодательством РФ и г. Москвы
   
      Основные направления молодежной политики устанавливаются  почти
   каждым из нормативных актов общего характера, регулирующих вопросы
   молодежи   и   молодежной   политики.   Совокупность   направлений
   молодежной  политики  формируется  на  основании  положений  Указа
   Президента РФ от 16.09.1992  N  1075  "О  первоочередных  мерах  в
   области государственной    молодежной   политики",   постановления
   Правительства от  03.04.1996  N  387   "О   дополнительных   мерах
   поддержки молодежи в РФ", Федеральной программы "Молодежь России",
   одобренной Указом Президента РФ от 10.09.1994 N 1922,  федеральной
   целевой программы "Молодежь России" (1998-2000 гг.),  утвержденной
   постановлением Правительства РФ от 18.06.1997  N  746  (в  составе
   Программы социальных   реформ   в  РФ  на  период  1996-2000  гг.,
   утвержденной постановлением  Правительства   РФ   от    26.02.1997
   N 222),  постановления  Верховного  совета  от 03.06.1993 N 5090-1
   "Об основных направлениях государственной  молодежной  политики  в
   РФ":
      1. Обеспечение соблюдения прав молодежи.
      2. Обеспечение гарантий в сфере образования,  труда и занятости
   молодежи.
      3. Содействие развитию молодежного предпринимательства.
      4. Государственная поддержка молодой семьи.
      5. Предоставление гарантированного минимума социальных услуг.
      6. Поддержка талантливой молодежи.
      7. Формирование условий,  направленных на физическое и духовное
   развитие молодежи.
      8. Поддержка деятельности молодежных объединений.
      9. Содействие международному молодежному сотрудничеству.
      10. Создание  и  укрепление  организаций  и учреждений по делам
   молодежи.
      11. Формирование   и  развитие  системы  социальных  служб  для
   молодежи.
      12. Формирование и развитие системы подготовки и переподготовки
   государственных служащих и специалистов по работе с молодежью.
      13. Поддержка средств массовой информации для молодежи.
      14. Создание  системы  информационного   обеспечения   молодежи
   (обеспечение  молодежи  информацией  о  ее правах и возможностях в
   наиболее важных сферах жизнедеятельности).
      15. Разработка путей решения молодежной жилищной проблемы.
      16. Развитие массового спорта среди молодежи.
      17. Развитие системы молодежного отдыха и туризма.
      18. Совершенствование законодательной базы в данной сфере.
      В соответствии с указанными актами РФ в г. Москве разработана и
   действует следующая нормативная база:
      - постановление   Правительства   Москвы   от  26.03.96  N  275
   "О воспитательной и досуговой работе с подростками и молодежью  по
   месту жительства и занятости несовершеннолетних";
      - Закон города Москвы от 26.06.96 N 20 "О физической культуре и
   спорте";
      - распоряжение  Премьера  Правительства  Москвы   от   07.04.97
   N 354-РП   "О   мерах   по   поддержке  деятельности  общественных
   объединений, ведущих работу по военно - патриотическому воспитанию
   молодежи";
      - распоряжение Мэра Москвы от 07.05.97  N  367-РМ  "О  создании
   Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы";
      - Закон города Москвы N 47 от 12.11.97  "О квотировании рабочих
   мест в городе Москве", ГР 628-ЛП/65;
      - распоряжение  Премьера  Правительства  Москвы   от   23.02.98
   N 189-РП  "О  выделении  ассигнований на подготовку и проведение в
   г. Москве мероприятий Российской научно - социальной программы для
   молодежи и школьников "Шаг в будущее";
      - постановление  Правительства  Москвы  от   17.03.98   N   183
   "О Комплексной   целевой   программе   реабилитации  инвалидов  на
   1998-2000 годы";
      - постановление   Правительства   Москвы   от  31.03.98  N  256
   "О предоставлении  жителям  г.  Москвы,  нуждающимся  в  улучшении
   жилищных  условий,  безвозмездных  субсидий  на  строительство или
   приобретение жилья";
      - постановление   Правительства  Москвы  N  282  от 07.04.98  и
   постановление Правительства Москвы N 160  от  09.03.99  (Программа
   занятости населения г. Москвы на 1998 г. и 1999-2000 гг.);
      - постановление  Правительства  Москвы  от   14.04.98   N   306
   "О городских  целевых  программах  по  улучшению положения детей в
   Москве на 1998-2000 годы" (утверждены 9 программ: "Дети - сироты",
   "Дети Чернобыля",  "Планирование семьи", "Безопасное материнство",
   "Развитие индустрии детского  питания",  "Одаренные  дети",  "Дети
   семей вынужденных переселенцев и беженцев",  "Развитие социального
   обслуживания  семей  и  детей",  "Профилактика  безнадзорности   и
   правонарушений несовершеннолетних");
      - проектные работы по  обеспечению  эффективной  работы  второй
   очереди системы программно - технического и  телекоммуникационного
   обеспечения  инфраструктуры  терминальных  станций  Информационной
   Системы  Мэрии  (АИС)   "Молодежь"  (во  исполнение   распоряжений
   N 771-РП от  16.07.98 и N  1028-РП от 16.09.99)  и созданию Центра
   управления  АИС  "Молодежь"  Комитета  по  делам семьи и молодежи,
   интегрированного  в  городские  информационно  -   технологические
   ресурсы;
      - распоряжение  Мэра  Москвы  от  27.07.98 N 766-РМ "О конкурсе
   проектов в  сфере  культуры  и  искусства,   посвященных   встрече
   2000 года";
      - постановление Правительства Москвы от 11.08.98 N 622 "О мерах
   по     предупреждению     распространения     наркомании     среди
   несовершеннолетних";
      - распоряжение   первого   заместителя  Премьера  Правительства
   Москвы  от  24.08.98  N  759-РЗП   "Об   утверждении   комплексной
   межведомственной программы "Студенческая инициатива";
      - постановление  Правительства  Москвы  от   01.12.98   N   913
   "О проекте  закона  города  Москвы "О занятости населения в городе
   Москве";
      - распоряжение Мэра Москвы от 07.09.98 N 913-РМ "О мероприятиях
   по развитию программы "Международные студенческие -  удостоверения
   ISIC";
      - распоряжение  Премьера  Правительства  Москвы   от   07.10.98
   N 1111-РП  "О  проведении  Городского  конкурса  детского  рисунка
   "Третье тысячелетие глазами детей";
      - распоряжение  Мэра  Москвы  от 02.12.98 N 1214-РМ "О передаче
   функций назначения и выплаты  доплат  к  ежемесячному  пособию  на
   ребенка  многодетным  и  студенческим  семьям  в органы социальной
   защиты населения";
      - постановление   Правительства   Москвы  от  29.12.98  N  1016
   "О мерах по совершенствованию государственной поддержки  досуговых
   организаций,  ведущих работу с детьми,  подростками и молодежью по
   месту жительства";
      - в  рамках Комплексной программы мер социальной защиты жителей
   города Москвы 1999  (постановление    Правительства     Москвы  от
   19.01.99  N  30) Комитетом проводится работа по оздоровлению детей
   из социально незащищенных семей и организации отдыха;
      - постановление   Правительства   Москвы   от   26.01.99  N  45
   "О культурной программе встречи 2000 года";
      - во  исполнение  распоряжения  Мэра Москвы от 01.02.99 N 67-РМ
   "О подготовке  и  проведении  мероприятий,  посвященных  200-летию
   героического похода русской армии под командованием А.В.  Суворова
   через Альпы" в июне 1999 года Комитет принял участие в организации
   и     проведении   образовательно   -   спортивной   игры  "Модель
   миротворчества    ОНН - 1999",    в    которой    приняли  участие
   270 подростков, юношей и девушек;
      - постановление Правительства Москвы от 02.02.99 N 83 "О Совете
   по делам молодежи при Правительстве Москвы";
      - распоряжение Мэра Москвы от 04.02.99 N  77-РМ  "О  проведении
   мероприятий,   посвященных   40-летию   студенческих  строительных
   отрядов";
      - распоряжение   Премьера   Правительства  Москвы  от  10.03.99
   N 202-РП  "О  создании  роликодромов  в  административных  округах
   г. Москвы";
      - постановление  Правительства  Москвы  от   06.04.99   N   276
   "О создании  Межрайонного  центра  "Альтернатива"  по профилактике
   безнадзорности,  преступности,  алкоголизма  и  наркомании   среди
   несовершеннолетних в Западном административном округе";
      - постановление  Правительства  Москвы  от   27.04.99   N   359
   "О подготовке  к  празднованию  55-й  годовщины  Победы  в Великой
   Отечественной   войне   1941-1945   гг.",   продолжена  реализация
   программы "Вахта Памяти 1999-2000";
      - постановление  Правительства  Москвы  от   27.04.99   N   368
   "О создании   муниципального   учреждения  "Межрайонный  центр  по
   профилактике   безнадзорности,   преступности,    алкоголизма    и
   наркомании     среди    несовершеннолетних"    в    Зеленоградском
   административном округе";
      - распоряжение  Мэра  Москвы от 07.05.99 N 468-РМ "О проведении
   Второго Московского международного фестиваля экранного  творчества
   детей "Московские каникулы";
      - распоряжение  первого  заместителя   Премьера   Правительства
   Москвы  от  16.06.99 N 470-РЗП "О проведении молодежного праздника
   "В XXI век с профессией и работой";
      - постановление   Правительства   Москвы   от  08.06.99  N  514
   "О создании   Государственной   службы   реабилитации    инвалидов
   г. Москвы";
      - распоряжение  первого  заместителя   Премьера   Правительства
   Москвы от    16.06.99    N   469-РЗП   "Об   организации   выпуска
   информационно - рекламного каталога свадебных услуг в Москве";
      - постановление   Правительства   Москвы   от  22.06.99  N  549
   "О создании Московского открытого студенческого театра";
      - постановление   Правительства   Москвы   от  13.07.99  N  615
   "О финансировании   ежегодно   проводимых   общественно   значимых
   социальных  и  культурных  мероприятий  за  счет средств Комплекса
   социальной сферы;
      - постановление   Правительства   Москвы   от  20.07.99  N  660
   "О городской    программе    развития    образования    "Столичное
   образование-2";
      - постановление Правительства Москвы от 31.08.99 N 797 "О мерах
   по  социальной  поддержке  и  защите  прав  детей - сирот и детей,
   оставшихся без попечения родителей,  выпускников детских  домов  и
   школ - интернатов";
      - распоряжение  первого  заместителя   Премьера   Правительства
   Москвы  от  01.12.99  N 954-РЗП "О порядке разработки и реализации
   целевых программ в области социальной сферы";
      - Закон   города Москвы  от 24.12.1999  N 40  "О бюджете города
   Москвы на 2000 год";
      - распоряжение   Премьера   Правительства  Москвы  от  28.12.99
   N 1268-РП "Об  утверждении  программы  борьбы  с  преступностью  в
   г. Москве на 2000 год";
      - распоряжение Мэра Москвы от 31.12.1999  N  1552-РМ  "О  плане
   первоочередных  законопроектных  работ администрации города Москвы
   на 2000-2001 годы";
      - постановление   Правительства   Москвы  от  18.01.2000  N  38
   "О комплексной программе мер социальной защиты жителей  Москвы  на
   2000 год";
      - распоряжение  первого  заместителя   Премьера   Правительства
   Москвы  от 27.01.2000 N 29-РЗП "Об утверждении Положения о порядке
   и  условиях  разработки  проекта   создания   рабочих   мест   для
   гарантированного  трудоустройства  инвалидов и молодежи в возрасте
   до 18 лет";
      - распоряжение  Премьера  Правительства  Москвы  от  01.02.2000
   N 69-РП "О подготовке и  проведении  празднования  Дня  защитников
   Отечества"  (вместе с  Планом основных мероприятий по подготовке и
   проведению Дня защитников Отечества);
      - постановление   Правительства  Москвы  от  15.02.2000  N  123
   "О плане  проведения  социологических   исследований   и   опросов
   общественного мнения на 2000 год";
      - постановление  Правительства  Москвы  от  15.02.2000  N   126
   "О ходе  выполнения  плана  основных  мероприятий  по подготовке и
   проведению  празднования   55-й   годовщины   Победы   в   Великой
   Отечественной войне 1941-1945 гг.";
      - распоряжение  Премьера  Правительства  Москвы  от  24.02.2000
   N 144-РП  "Об организации лечения и отдыха москвичей в 2000 году в
   пансионате "Изумруд" и на базе отдыха "Хатинь - бор";
      - распоряжение   первого   заместителя  Премьера  Правительства
   Москвы от 27.03.2000  N  195-РЗП  "О  проведении  VII  Московского
   фестиваля  студенческого  творчества "Фестос - 2000", посвященного
   встрече третьего тысячелетия".
      Кроме того,  ряд  нормативных  актов,  принятых  Правительством
   Москвы, не касаясь напрямую проблем молодежи, косвенно затрагивают
   ее интересы.
   
             2. Московская молодежь и городская молодежная
                       политика на рубеже веков
   
      Рубеж веков, рубеж тысячелетий для мирового сообщества - момент
   осмысления  достижений  народов  и  государств,  оценки нерешенных
   проблем,  прогнозирование перспектив социального развития.  Россия
   пришла к концу XX столетия в состоянии затянувшегося  социально  -
   экономического,  культурного  и  духовного  кризиса,  политической
   нестабильности.
      Одним из   важнейших   индикаторов  социального  неблагополучия
   страны является резкое ухудшение на  протяжении  девяностых  годов
   положения  молодежи - той части российского общества,  с которой в
   наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России
   в ближайшие десятилетия.  Составляя примерно пятую часть населения
   страны (на начало  1999  г.  численность  15-29-летних  россиян  -
   32,2 млн.  человек,  или  22%  населения),  молодежь должна играть
   большую роль в социальных переменах,  в реализации  курса  реформ.
   Однако  в  годы,  завершающие  десятилетие,  российскому обществу,
   государству не удалось продвинуться сколько-нибудь заметно  вперед
   в  решении  основных  социальных  проблем молодого поколения,  что
   сузило социальную  базу  реформ.  В  1998-1999  гг.  эти  проблемы
   нарастали на фоне снижения многих показателей в социальной сфере.
      1. Демографическая  ситуация  в  России  не   только   остается
   неблагоприятной,  но и имеет тенденцию к ухудшению:  отрицательный
   естественный прирост  населения  при  сохранении  нынешних  темпов
   депопуляции,   в   ближайшее   десятилетие   достигнет   наивысших
   показателей среди всех стран мира.
      По многим  демографическим показателям положение в Москве хуже,
   чем в России в целом.  Низкая  рождаемость   вкупе  с  увеличением
   численности  людей  старших  возрастов   способствует  дальнейшему
   старению населения города.  По международным  критериям  население
   считается старым,  когда доля людей в возрасте 65 и старше во всем
   населении превышает 7%. В Москве в этом возрасте в настоящее время
   находится   14,8%   населения.   Доля   мужчин   и  женщин  старше
   трудоспособного  возраста  составляет  24,0%   из   общего   числа
   населения.  Почти  каждый  4-й   житель  достиг к началу 1999 года
   возраста  старше  трудоспособного  (2047,5  тыс.),  а  численность
   населения моложе трудоспособного возраста (до 15 лет включительно)
   несколько снизилась и составила  17,3%  (1474,6  тыс.)  из  общего
   числа населения.  Численность  же  населения  в  возрасте от 15 до
   29 лет включительно  соответствует  -  1695,6  тыс.  человек,  что
   составляет  пятую  часть  населения  города.  Московское  общество
   стареет, и это обстоятельство должно стать предметом внимательного
   анализа  и  управленческих  решении,  разработки более эффективной
   городской  демографической  политики.  В  этой  связи  немаловажно
   учесть, что репродуктивное поведение молодых москвичек в 90-е годы
   значительно изменилось:  коэффициенты   рождаемости   (соотношение
   живорождении  на  1000  женщин)  снизились  в  группе 15-29-летних
   женщин с 1990  г.  по  1998  г.  в  1,5  раза.  Москва  продолжает
   оставаться одним из самых "дорогих" городов России (в феврале с.г.
   прожиточный минимум  на  душу  населения   в   столице   составлял
   2776,86 руб.).  В  молодых  семьях (на которые приходится основная
   масса  рождений  детей)  стремление   иметь   ребенка   все   чаще
   откладывается    на   неопределенное   будущее   ввиду   жизненной
   неустроенности,  влияния  различных  факторов  социального  риска.
   Показатели рождаемости в столице (7,8 на 1000 жителей) ниже, чем в
   целом по России (8,8 на 1000 жителей).
      В 1999  году  смертность  в Москве (127,9 тыс.  чел.) превысила
   рождаемость (67,0  тыс.  чел.)  в  1,9  раза.  Естественная  убыль
   населения  в  1999 году,  по прежнему являющаяся основной причиной
   сокращения численности населения города,  по сравнению с  1998  г.
   увеличилась  на  4,3%.  При этом смертность (14,8 на 1000 жителей)
   возросла по сравнению с 1998 г. (14,6 на 1000 жителей).
      Крайне высокой остается смертность среди молодых москвичей.  На
   начало 1999 г.  число умерших москвичей в возрасте от 15 до 29 лет
   составило 4,2   тыс.  чел.,  при  этом  смертность  среди   мужчин
   (3307 чел.) более чем в 3,6  раза  превосходила  смертность  среди
   женщин  (913  чел.).  В  структуре причин смерти молодых москвичей
   высокий удельный вес составляют несчастные  случаи,  отравления  и
   травмы,  в том числе в последние годы увеличилось число погибших в
   результате транспортных происшествий.
      При низком  уровне  рождаемости в Москве стабильно растет число
   детей, рожденных вне брака:  в 1990 г. - 13,4%, в 1995 г. - 22,4%,
   в 1998 г.  - 25% от общего числа рожденных. При этом увеличивается
   рождаемость внебрачных детей у молодых женщин в возрасте до 19 лет
   включительно.   По   состоянию   на  01.01.99  внебрачные рождения
   составили 35,7%  у самых молодых женщин в возрасте 15-19  лет,  не
   достигших социальной и экономической зрелости.
      В период 1997-1998 гг.  свыше 55% (в 1998 г. - 57,4%) из общего
   числа   детей,  рожденных  вне  брака,  были  зарегистрированы  по
   совместному  заявлению  отца  и  матери.  Это  свидетельствует   о
   стабильной  тенденции отказа части населения от регистрации  брака
   как основной формы института семьи.
      Вместе с  тем   в  1999 году на 2,6%  по сравнению с 1998 годом
   увеличилось количество  зарегистрированных  браков   и   составило
   68,1 тыс.  (в  1998  г.  -  66,4  тыс.).  При этом среднегородской
   показатель брачности повысился с 7,7 до 7,9 (на 1000 жителей).
      Сегодня средний  возраст  вступающих  в  первый  брак в столице
   составляет у женщин 23 года и у мужчин 25-26 лет.
      Для Москвы,  как  и для всей страны,  характерна диспропорция в
   соотношении мужчин  и  женщин.  В  1999  г.  из  общей  постоянной
   численности населения     города    55,1%    составляли    женщины
   (4704,6 тыс.) и 44,9%  мужчины (3833,6 тыс.).  Численность  женщин
   превышает численность мужчин во всех возрастных группах  начиная с
   24 лет.   В   основных  брачных  возрастах  перевес  числа  женщин
   сохраняется.  Отсюда  имеют  место проблемы брачности,  внебрачная
   рождаемость, разводы, неполные семьи и т.п.
      Ежегодно в   Москве  распадается  42-44  тыс.  браков.  Так,  в
   1999 году,  как и в 1998 году,  в  столице  было  зарегистрировано
   43,1 тыс.  разводов.  Как  и  в  предыдущие  годы  неблагоприятным
   остается соотношение зарегистрированных и расторгнутых браков.  На
   каждые  три  зарегистрированных  брака  в  столице  приходится два
   официальных развода.  Коэффициент разводимости в  городе  (5,0  на
   1000  жителей)  выше,  чем в России в целом (3,4 на 1000 жителей).
   Большое количество разводов наряду с ростом внебрачной рождаемости
   влечет  за  собой значительное увеличение числа неполных семей,  в
   которых дети воспитываются одним из родителей. Ежегодно в Москве в
   результате  развода от 25 до 30 тыс.  детей остаются без одного из
   родителей,  что означает формирование источника социальных проблем
   не только нашего времени, но и отдаленного будущего.
      Острой проблемой является нестабильность молодых  семей.  Более
   20% разводящихся  мужчин  и  более  30%  женщин при разводе моложе
   30 лет.  Молодые семьи часто оказываются неустойчивыми  вследствие
   низкого уровня доходов, отсутствия отдельного жилья, вмешательства
   родителей в дела молодых семей.
      2. Состояние здоровья молодежи.
      При высоких  показателях  смертности  в последние годы в Москве
   отмечается снижение младенческой смертности (число детей,  умерших
   до 1 года), которая в 1999 году составила 849 человек (в 1998 году
   умерло 870 малышей в возрасте  до  1  года).  В  структуре  причин
   младенческой  смертности  на  первом  месте остаются перинатальные
   причины - 50,2%  (в 1998 - 55,7%).  На втором месте  -  врожденные
   аномалии - 32,7% (в 1998 г. - 34,9%).
      К сожалению,  в Москве имеет  место  материнская  смертность  в
   результате осложнений беременности, родов и послеродового периода.
   По  состоянию  на  01.01.99  по  этой причине  умерло  27  человек
   (на 01.01.98 - 32 чел.).
      Несмотря на некоторое снижение в последние годы числа  абортов,
   в  Москве  все  еще  остается высоким уровень абортов и осложнений
   после них: из  каждых  3 беременностей - 2 заканчиваются абортами.
   На начало  1999 г.  было сделано 71,7 тыс.  абортов (в возрасте до
   34 лет - 54,6 тыс.) и 15,6 тыс.  мини -  абортов  (в  возрасте  до
   34 лет  -  11,4  тыс.).  При  этом число абортов у первобеременных
   составило 9,7 тыс.,  что особенно  опасно  в  плане  возникновения
   бесплодия.
      В городе высокая детская инвалидность.  В детских  поликлиниках
   города в  1999  году  наблюдалось  21,7  тыс.  детей - инвалидов в
   возрасте до 15 лет включительно (в 1998 г. - 22,2 тыс.). Из общего
   числа детей дети - инвалиды составляют 1,4%.
      Наибольшую опасность составляет то, что вернувшиеся в 90-е годы
   в   страну   болезни,   которые  принято  связывать  с  социальным
   неблагополучием   значительной   части   населения,   не   удается
   ликвидировать или хотя бы локализовать. Так, к сожалению, в Москве
   продолжается рост заболеваемости  детей  туберкулезом.  Количество
   выявленных активных форм туберкулеза в прошлом году увеличилось на
   34,6%, туберкулез был зарегистрирован у 120 детей  (в  1998  г.  -
   94). А уровень заболеваемости сифилисом детей за прошлый год вырос
   на 20,4%.  Было диагностировано 77 случаев  сифилиса  (1998  г.  -
   102). Гонорея  выявлена  у  14 детей (1998 г.  - 19).  Существенно
   увеличилась заболеваемость скарлатиной - в 1,7 раза.  Это наиболее
   высокий показатель заболеваемости скарлатиной за последние 5 лет.
      В 1999 году на учете в  КДН  состояло  более  11  тыс.  трудных
   подростков в возрасте до 18 лет, из которых 3,7 тыс. поставлены на
   учет по причине алкоголизма и токсикомании.  Современные медико  -
   социальные  данные свидетельствуют о том,  что все больше и больше
   число молодых наркоманов пополняют подростки из  семей  с  высоким
   достатком.  Ситуация в Москве с потреблением наркотических средств
   и  других  психоактивных  веществ детьми  и  подростками  является
   тревожной и  имеет выраженную тенденцию к ухудшению.  За последние
   5 лет  число  детей  и  подростков,   наблюдавшихся   учреждениями
   здравоохранения по поводу употребления наркотических и токсических
   веществ,  возросло в 14 раз, количество подростков, доставленных в
   состоянии наркотического или токсического возбуждения, увеличилось
   в 16 раз.
      Для   студентов   52  вузов  Комитетом  здравоохранения  Москвы
   организована студенческая медицинская  служба  (семь  студенческих
   поликлиник,    девять    студенческих   отделений   и   двенадцать
   здравпунктов территориальных поликлиник), осуществляющая:
      - комплекс лечебно - оздоровительных мероприятий;
      - отслеживание состояния здоровья студентов в динамике;
      - выявление причин заболеваний студентов;
      - преемственность     и     взаимодействие     с     различными
   заинтересованными  организациями  как  внутри,  так и вне учебного
   заведения.
      В соответствии   с  директивными  документами  ежегодно  89-90%
   студентов охвачены углубленными медицинскими осмотрами, результаты
   которых свидетельствуют  о  том,  что  каждый  третий  - четвертый
   поступивший на 1 курс имеет те или  иные  отклонения  в  состоянии
   здоровья (ВСД,  заболевания желудочно - кишечного тракта, снижение
   зрения, нарушение опорно - двигательного аппарата и пр.).  И  хотя
   этот  показатель  ориентировочен,  он  обращает внимание на ранние
   периоды (до вузовской) жизни и учебы молодежи,  а также  указывает
   на  необходимость  тщательного  медицинского  отбора абитуриентов.
   (Между тем  медицинская справка о состоянии здоровья по ф. 086 при
   приеме в учебные заведения отменена.)
      Из  года  в  год  уменьшается  доля  студентов,  отнесенных   к
   I и II группам здоровья (т.е. здоровых и практически здоровых).  В
   структуре    заболеваемости    студентов    прослеживается    рост
   психоневрологической, глазной  патологии и  заболеваний внутренних
   органов.  Рост хронической патологии у студентов с 1 по V-VI  курс
   отмечается  практически  во  всех  вузах  (заболевания желудка - в
   10-12 раз, легких и нервно - психической - в 5-6 раз, глазной -  в
   8-9 раз и т.д.).
      Спортивная активность студентов  к  концу  обучения  снижается:
   даже  из  числа студентов,  имеющих спортивный разряд;  занимаются
   спортом  на  IV-VI  курсах  не  более  9-10%.  Лица,  не   имеющие
   спортивного   разряда,   к   последнему   курсу  вообще  перестают
   заниматься физкультурой и спортом.
      Учебно -  трудовая  деятельность  студентов,  характеризующаяся
   9-10 часами ежедневно в  течение  семестра  и  более  12  часов  в
   зачетно - экзаменационные периоды,  также нередко приводит к тому,
   что во второй половине семестра компенсаторные и  реабилитационные
   системы  не  справляются  со  своими задачами и студенты вынуждены
   оформлять академические  отпуска  (1,42%),  среди  причин  которых
   наибольший  удельный  вес  составляют нервно - психические (42%) и
   терапевтические (25%) заболевания.
      Из-за мизерных  стипендий  большая  часть  студентов  вынуждена
   подрабатывать, от чего страдают учеба и здоровье.
      "Студенческие факторы   риска"   (плохая  организация  питания,
   бытовые проблемы,  экзаменационные стрессы и пр.)  становятся  уже
   традиционными.
      В настоящее  время  происходит  переоценка   ценностей,   среди
   которых  приоритетные  позиции  занимают бизнес,  престижное место
   работы, материальные блага. В этой иерархической лестнице здоровью
   отводится одно из последних мест.
      Относительно частые   случаи   неудовлетворительной   адаптации
   студентов, а  также  распространенность  тех  или  иных  нервно  -
   психических расстройств диктуют необходимость создания  в  системе
   высшего образования служб психического здоровья, а также улучшения
   качества    приема    абитуриентов    с     учетом     медицинских
   противопоказаний.
      3. Образование молодежи.
      Образование детей и  юношества,  включающее  в  соответствии  с
   законом об образовании два взаимосвязанных процесса - воспитание и
   обучение, - было и остается важнейшим фактором их социализации.
      В целях  обеспечения  эффективности  этих  процессов  в  городе
   функционируют 3755 образовательных и воспитательных учреждений.
      В общеобразовательных    школах   обучается   и   воспитывается
   1037,3 тыс.  юных москвичей.  Ежегодно высоким уровнем организации
   отличается   в   городе   комплектование    1-х  и   10-х  классов
   общеобразовательных  школ  всех  типов,  выполнение  плана  набора
   учащихся профессионального образования. Нет проблемы с учебниками:
   общеобразовательные  учреждения  всех  типов  и  видов  обеспечены
   необходимыми комплектами.
      Сеть образовательных учреждений Москвы  последовательно  растет
   за  счет  строительства  новых  учебных  заведений,  реорганизации
   существующих,  принятия от различных  ведомств  зданий  дошкольных
   учреждений  и  открытия  новых  на  базе  ранее не функционирующих
   помещений.
      Образовательный процесс  осуществляется дифференцированно.  Для
   наиболее  способных  детей  созданы  программы  цикла   "Одаренный
   ребенок".  В  общеобразовательных  школах  открыты  гимназические,
   лицейские  и  ориентированные  на  вузы  классы.  В  33   вечерних
   (сменных)  общеобразовательных  учреждениях можно получить среднее
   образование без отрыва от работы.
      Сегодня в   школах  Москвы  успешно  внедряются  нетрадиционные
   программы  по  экономике,  экологии,   информатике,   словесности,
   граждановедению,   четырехуровневая   модель  языковой  подготовки
   школьников  и  детей  дошкольного  возраста,   новые   комплексные
   программы  по физическому воспитанию детей от 6 до 18 лет.  Широко
   распространяются новые формы  обучения  -  экстернат,  семейное  и
   надомное образование.
      Формируется городская         система         профессионального
   самоопределения,     обеспечивается    преемственность    обучения
   квалифицированных рабочих, специалистов, обеспечивающая социальную
   защиту наиболее уязвимых слоев молодежи.
      Система образования  стремится  гибко  реагировать  на  запросы
   города, потребности экономики в кадрах. Изменена профессионально -

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное