Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.02.2004 N 13-ОЗ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА" (ПРИНЯТ ЗС ЛО 03.02.2004)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   24 февраля 2004 года N 13-оз
   ___________________________________________________________________
   
                          ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
   
                             ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
   
         О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ
           ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
                     ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
   
         (Принят Законодательным собранием Ленинградской области
                          3 февраля 2004 года)
   
                  (в ред. ЗАКОНОВ Ленинградской области
              от 18.11.2004 N 91-оз, от 05.04.2005 N 23-оз,
              от 28.07.2005 N 63-оз, от 18.05.2006 N 31-оз,
                          от 06.02.2007 N 6-оз)
   
   Статья 1
   
       Утвердить    прилагаемую    региональную    целевую   программу
   "Поддержка   и   развитие  особо  охраняемых  природных  территорий
   Ленинградской области на период до 2010 года".
   
   Статья 2
   
       Настоящий   областной   закон   вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.
   
                                                            Губернатор
                                                 Ленинградской области
                                                            В.Сердюков
   Санкт-Петербург,
   24 февраля 2004 года
   N 13-оз
   
   
   
   
   
                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                     областным законом
                                                 от 24.02.2004 N 13-оз
                                                          (приложение)
   
                     РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
            "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
        ТЕРРИТОРИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
   
                       (в ред. Законов Ленобласти
              от 18.11.2004 N 91-оз, от 05.04.2005 N 23-оз,
              от 28.07.2005 N 63-оз, от 18.05.2006 N 31-оз,
                          от 06.02.2007 N 6-оз)
   
                                 ПАСПОРТ
          РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ
       ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
                         НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
   
             (в ред. Закона Ленобласти от 06.02.2007 N 6-оз)
   
   ------------------T-------------------------------------------------¬
   ¦Полное наименова-¦Региональная целевая программа "Поддержка и  раз-¦
   ¦ние Программы    ¦витие  особо  охраняемых   природных   территорий¦
   ¦                 ¦Ленинградской области на  период  до  2010  года"¦
   ¦                 ¦(далее - Программа)                              ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Основание     для¦   Постановление   Правительства    Ленинградской¦
   ¦разработки  Прог-¦области от 11 июля 2003 года  N  149  "О  порядке¦
   ¦раммы            ¦разработки, утверждения и контроля за реализацией¦
   ¦                 ¦региональных  целевых  программ  в  Ленинградской¦
   ¦                 ¦области";                                        ¦
   ¦                 ¦   Федеральный  закон  от  14   марта  1995  года¦
   ¦                 ¦N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территори-¦
   ¦                 ¦ях" (с последующими изменениями);                ¦
   ¦                 ¦   Федеральный закон  от  10  января  2002   года¦
   ¦                 ¦N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с  последую-¦
   ¦                 ¦щими изменениями)                                ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Период  и   этапы¦2004-2010 годы                                   ¦
   ¦реализации  Прог-¦1 этап: 2004 год                                 ¦
   ¦раммы            ¦2 этап: 2005 год                                 ¦
   ¦                 ¦3 этап: 2006 год                                 ¦
   ¦                 ¦4 этап: 2007 год                                 ¦
   ¦                 ¦5 этап: 2008-2010 годы                           ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Цель Программы   ¦Сохранение природной среды в Ленинградской облас-¦
   ¦                 ¦ти путем создания долгосрочной стратегии развития¦
   ¦                 ¦и   обеспечения   функционирования   региональной¦
   ¦                 ¦системы  особо  охраняемых  природных  территорий¦
   ¦                 ¦Ленинградской  области,  обоснование  потребности¦
   ¦                 ¦в необходимых финансовых и иных ресурсах         ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Основные  задачи,¦Проведение природоохранных мероприятий по  сохра-¦
   ¦мероприятия Прог-¦нению  особо  охраняемых  природных   территорий,¦
   ¦раммы            ¦совершенствование системы контроля и  управления,¦
   ¦                 ¦разработка и внедрение  механизмов  использования¦
   ¦                 ¦рекреационного   потенциала,   повышение   уровня¦
   ¦                 ¦экологического воспитания и образования          ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Объем  финансиро-¦Всего - 13215 тысяч рублей, в том числе:         ¦
   ¦вания по Програм-¦федеральный бюджет - 585 тысяч рублей,           ¦
   ¦ме в 2004 году   ¦областной бюджет - 9390 тысяч рублей,            ¦
   ¦                 ¦прочие источники - 3240 тысяч рублей             ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Объем  финансиро-¦Всего - 15055 тысяч рублей, в том числе:         ¦
   ¦вания по Програм-¦федеральный бюджет - 1135 тысяч рублей,          ¦
   ¦ме в 2005 году   ¦областной бюджет - 8580 тысяч рублей,            ¦
   ¦                 ¦прочие источники - 5340 тысяч рублей             ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Объем  финансовых¦Всего - 10965 тысяч рублей, в том числе:         ¦
   ¦ресурсов,  запла-¦федеральный бюджет - 0,                          ¦
   ¦нированных     по¦областной бюджет - 8000 тысяч рублей,            ¦
   ¦Программе на 2006¦прочие источники - 2965 тысяч рублей             ¦
   ¦год              ¦                                                 ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Объем  финансовых¦Всего - 11840 тысяч рублей, в том числе:         ¦
   ¦ресурсов,  запла-¦федеральный бюджет - 0,                          ¦
   ¦нированных     по¦областной бюджет - 9700 тысяч рублей,            ¦
   ¦Программе на 2007¦прочие источники - 2140 тысяч рублей             ¦
   ¦год              ¦                                                 ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Объем  финансиро-¦   Всего - 55415 тысяч рублей, в том числе:      ¦
   ¦вания,  необходи-¦федеральный бюджет - 0,                          ¦
   ¦мый для  заверше-¦областной бюджет - 39685 тысяч рублей,           ¦
   ¦ния Программы    ¦прочие источники - 15730 тысяч рублей,           ¦
   ¦                 ¦в том числе:                                     ¦
   ¦                 ¦   2008 год: всего  - 14580 тысяч рублей,  в  том¦
   ¦                 ¦числе:                                           ¦
   ¦                 ¦федеральный бюджет - 0,                          ¦
   ¦                 ¦областной бюджет - 12020 тысяч рублей,           ¦
   ¦                 ¦прочие источники - 2560 тысяч рублей;            ¦
   ¦                 ¦   2009-2010 годы: всего -  40835  тысяч  рублей,¦
   ¦                 ¦в том числе:                                     ¦
   ¦                 ¦федеральный бюджет - 0,                          ¦
   ¦                 ¦областной бюджет - 27665 тысяч рублей,           ¦
   ¦                 ¦прочие источники - 13170 тысяч рублей.           ¦
   ¦                 ¦   Объем  финансирования  по  Программе  за  счет¦
   ¦                 ¦средств областного бюджета подлежит уточнению   в¦
   ¦                 ¦соответствии   с  законом  об  областном  бюджете¦
   ¦                 ¦Ленинградской области на соответствующий финансо-¦
   ¦                 ¦вый год                                          ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Общий объем фина-¦Всего - 106490 тысяч рублей, в том числе:        ¦
   ¦нсирования,   за-¦федеральный бюджет - 1720 тысяч рублей,          ¦
   ¦планированный  на¦областной бюджет - 75355 тысяч рублей,           ¦
   ¦весь период дейс-¦прочие источники - 29415 тысяч рублей            ¦
   ¦твия Программы   ¦                                                 ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Ожидаемые  конеч-¦   Сохранение  уникальных  и  типичных  природных¦
   ¦ные   результаты,¦комплексов на всех  утвержденных  и   созданных в¦
   ¦социальный и эко-¦период действия Программы особо  охраняемых  при-¦
   ¦номический    эф-¦родных территориях Ленинградской области путем:  ¦
   ¦фект,   важнейшие¦   1) развития системы нормативно-правовой базы в¦
   ¦целевые   показа-¦части совершенствования  охраны  природных  комп-¦
   ¦тели Программы   ¦лексов и объектов;                               ¦
   ¦                 ¦   2) установки предупредительных и  информацион-¦
   ¦                 ¦ных знаков;                                      ¦
   ¦                 ¦   3) зонирования территории на земельные участки¦
   ¦                 ¦с различной  степенью  ограничения  хозяйственной¦
   ¦                 ¦деятельности;                                    ¦
   ¦                 ¦   4)   обустройства   территорий   для   ведения¦
   ¦                 ¦эколого-просветительской, туристической  и  куль-¦
   ¦                 ¦турно-оздоровительной деятельности;              ¦
   ¦                 ¦   5)  экологического  воспитания  и  просвещения¦
   ¦                 ¦населения и пропаганды экологических знаний.     ¦
   ¦                 ¦   Сокращение ежегодно в среднем на 10  процентов¦
   ¦                 ¦доли бюджетных затрат на выполнение природоохран-¦
   ¦                 ¦ных мероприятий  за  счет  средств,  привлеченных¦
   ¦                 ¦государственными  учреждениями,   осуществляющими¦
   ¦                 ¦оперативное управление конкретными особо  охраня-¦
   ¦                 ¦емыми природными территориями,  а  также  средств¦
   ¦                 ¦организаций,   осуществляющих    природоохранную,¦
   ¦                 ¦эколого-просветительскую, туристическую  и  куль-¦
   ¦                 ¦турно-оздоровительную деятельность  на  основании¦
   ¦                 ¦договора  с  представителем заказчика  Программы,¦
   ¦                 ¦в том числе не менее чем:                        ¦
   ¦                 ¦2004 год - на 96 тысяч рублей;                   ¦
   ¦                 ¦2005 год - на 76 тысяч рублей;                   ¦
   ¦                 ¦2006 год - на 40 тысяч рублей;                   ¦
   ¦                 ¦2007 год - на 75 тысяч рублей;                   ¦
   ¦                 ¦2008 год - на 75 тысяч рублей;                   ¦
   ¦                 ¦2009 год - на 47,5 тысячи рублей;                ¦
   ¦                 ¦2010 год - на 42 тысячи рублей.                  ¦
   ¦                 ¦   Привлечение  на  особо  охраняемые   природные¦
   ¦                 ¦территории средств международных проектов и прог-¦
   ¦                 ¦рамм в среднем  до  15  процентов  от  бюджетного¦
   ¦                 ¦финансирования, в том числе не менее чем:        ¦
   ¦                 ¦2004 год - 450 тысяч рублей;                     ¦
   ¦                 ¦2005 год - 700 тысяч рублей;                     ¦
   ¦                 ¦2006 год - 1410 тысяч рублей;                    ¦
   ¦                 ¦2007 год - 875 тысяч рублей;                     ¦
   ¦                 ¦2008 год - 1080 тысяч рублей;                    ¦
   ¦                 ¦2009 год - 1950 тысяч рублей;                    ¦
   ¦                 ¦2010 год - 1050 тысяч рублей.                    ¦
   ¦                 ¦   Выполнение международных обязательств  Россий-¦
   ¦                 ¦ской Федерации, в том числе  по  сохранению  пяти¦
   ¦                 ¦водно-болотных  угодий  международного  значения,¦
   ¦                 ¦утвержденных на территории Ленинградской  области¦
   ¦                 ¦Правительством Российской Федерации.             ¦
   ¦                 ¦   Ожидаемый экономический эффект при  реализации¦
   ¦                 ¦мероприятий Программы за счет сохранения  природ-¦
   ¦                 ¦ных комплексов и  объектов  на  особо  охраняемых¦
   ¦                 ¦природных территориях составит 183 миллиона  руб-¦
   ¦                 ¦лей, в том числе по годам:                       ¦
   ¦                 ¦2006 год - 35500 тысяч рублей;                   ¦
   ¦                 ¦2007 год - 15000 тысяч рублей;                   ¦
   ¦                 ¦2008 год - 98500 тысяч рублей;                   ¦
   ¦                 ¦2009 год - 25500 тысяч рублей;                   ¦
   ¦                 ¦2010 год - 8500 тысяч рублей                     ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Представитель за-¦Комитет по природным ресурсам и охране окружающей¦
   ¦казчика Программы¦среды Ленинградской области                      ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Основной исполни-¦   В  2004  году  -  государственное   учреждение¦
   ¦тель    Программы¦"Территориальный экологический фонд Ленинградской¦
   ¦(бюджетополуча-  ¦области".                                        ¦
   ¦тель)            ¦   С 1 января 2005 года - Ленинградское областное¦
   ¦                 ¦государственное учреждение "Раковые озера".      ¦
   ¦                 ¦   С 1 января 2006 года - Ленинградское областное¦
   ¦                 ¦государственное учреждение "Региональное агентст-¦
   ¦                 ¦во природопользования и охраны окружающей среды" ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Фамилия,     имя,¦Дедов Михаил Александрович - председатель комите-¦
   ¦отчество,   долж-¦та по  природным  ресурсам  и  охране  окружающей¦
   ¦ность, номер  те-¦среды  Ленинградской  области,  тел.:  576-62-35,¦
   ¦лефона  руководи-¦719-62-48                                        ¦
   ¦теля Программы   ¦                                                 ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Распоряжение   об¦Распоряжение Правительства Ленинградской  области¦
   ¦утверждении зада-¦от 9  сентября  2002  года  N  333-р  "О  порядке¦
   ¦ния на разработку¦разработки проекта региональной целевой программы¦
   ¦Программы        ¦поддержки и развития особо  охраняемых  природных¦
   ¦                 ¦территорий Ленинградской области до 2010 года"   ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Постановление  об¦Постановление Правительства Ленинградской области¦
   ¦утверждении Прог-¦от 29 сентября 2003 года N 203                   ¦
   ¦раммы            ¦                                                 ¦
   +-----------------+-------------------------------------------------+
   ¦Система организа-¦Представление ежеквартального  отчета  в  комитет¦
   ¦ции  контроля  за¦экономического  развития  Ленинградской  области.¦
   ¦выполнением Прог-¦Общий контроль за выполнением Программы осуществ-¦
   ¦раммы            ¦ляет  вице-губернатор  Ленинградской  области   -¦
   ¦                 ¦председатель  комитета  экономического   развития¦
   ¦                 ¦Ленинградской области Г.В.Двас                   ¦
   L-----------------+--------------------------------------------------
   
               СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОГРАММЕ
   
       ЦНЭЭ   РАН   -   Центр   независимой  экологической  экспертизы
   Российской академии наук
       ГУ  "Вепсский  лес"  -  ленинградское областное государственное
   природоохранное учреждение "Природный парк "Вепсский лес"
       ГУ  "Раковые  озера"  - ленинградское областное государственное
   учреждение "Раковые озера"
       ЛООО    "Сохранение   природы   и   культурного   наследия"   -
   ленинградская   областная   общественная   организация  "Сохранение
   природы и культурного наследия"
       ГУП   НИИП   градостроительства   -  государственное  унитарное
   предприятие   "Научно-исследовательский  и  проектный  институт  по
   разработке генеральных планов и проектов застройки городов"
       НИЦ   природопользования   -   Научно-исследовательский   центр
   информации,     проблем    природопользования    и    экологической
   безопасности
       БиНИИ   -   Биологический   научно-исследовательский   институт
   Санкт-Петербургского государственного университета
       БИН  РАН  -  Ботанический  институт им. В.Л.Комарова Российской
   академии наук
       НИЦЭБ   РАН   -  Научно-исследовательский  центр  экологической
   безопасности Российской академии наук
   ГГИ - Государственный гидрологический институт
       СПб    общество   естествоиспытателей   -   Санкт-Петербургское
   общество естествоиспытателей
       "КЕ  Ассоциация" - Санкт-Петербургская общественная организация
   содействия  сохранению  окружающей  природной  среды  и устойчивому
   развитию "КЕ Ассоциация"
       ООО  "Аэроэкология"  - общество с ограниченной ответственностью
   "Аэроэкология"
       ГУ  "ТЭФ  ЛО"  -  государственное  учреждение  "Территориальный
   экологический фонд Ленинградской области"
   ЗИН РАН - Зоологический институт Российской академии наук
       СПбНИИЛХ    -    Санкт-Петербургский   научно-исследовательский
   институт лесного хозяйства
       ААНИИ  -  Арктический и антарктический научно-исследовательский
   институт
       СПб  НЦ  РАН  -  Санкт-Петербургский  научный  центр Российской
   академии наук
       ЛОГУ     "Региональное    агентство    природопользования"    -
   Ленинградское  областное  государственное  учреждение "Региональное
   агентство природопользования и охраны окружающей среды"
   (строка введена Законом Ленобласти от 18.05.2006 N 31-оз)
   
              Раздел 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ
                            И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ
   
   1.1. Общая информация
   
       Современное   понимание   задач  охраны  природы  рассматривает
   формирование   глобальной   системы   особо   охраняемых  природных
   территорий  (далее  - ООПТ) как важнейший путь для сохранения среды
   обитания   человека.   Этим   объясняется   огромное  международное
   внимание   к   региональным   системам  ООПТ  России  -  крупнейшей
   составной части этой глобальной системы.
       В  международной  природоохранной  практике существование сетей
   ООПТ   разных   уровней   подчинения  (международных,  федеральных,
   региональных  и  местных)  -  обычное  явление.  ООПТ регионального
   подчинения   имеют  большую  площадь  и  выполняют  основной  объем
   природоохранных  задач  в  странах  и  на  территориях,  где  земля
   исторически  являлась  собственностью  государства.  В  европейских
   странах ООПТ занимают в среднем 10-12 процентов территории.
       Основными  условиями  формирования  региональной  системы  ООПТ
   Ленинградской области должны считаться:
       приоритет   решения   наиболее   актуальных  для  Ленинградской
   области природоохранных проблем;
       научная  обоснованность  ценности и необходимости организации и
   функционирования  каждой  ООПТ  с  природоохранной, рекреационной и
   познавательной точек зрения;
       реальная    возможность    поддержания   необходимого   режима,
   обеспечивающего   надлежащие   условия   для   сбережения  основных
   охраняемых   объектов   при   продолжении   ведения   хозяйственной
   деятельности;
       первоочередность  организации  ООПТ  в  наиболее  населенных  и
   освоенных   в   хозяйственном   отношении   районах   области,  где
   природоохранная,  рекреационная  и  познавательная ценность объекта
   особенно высока.
       В   настоящее   время   на   территории  Ленинградской  области
   организованы:
       один    государственный   природный   заповедник   федерального
   значения "Нижнесвирский" (на площади 41000 гектаров)
       один  государственный  природный заказник федерального значения
   "Мшинское болото" (на площади 60400 гектаров)
       Итого  -  две  ООПТ  федерального  значения  на  площади 101400
   гектаров,  что  составляет  1,2  процента  территории Ленинградской
   области;
       один  природный  парк регионального значения "Вепсский лес" (на
   площади 189100 гектаров)
       22  государственных  природных заказника регионального значения
   (на   площади  262647  гектаров)  (перечислены  в  приложении  1  к
   Программе)
       14  памятников  природы регионального значения (на площади 4769
   гектаров) (перечислены в приложении 1 к Программе).
       Итого  - 37 ООПТ регионального значения на общей площади 463516
   гектаров   (в  том  числе  89568  гектаров  акватории  федерального
   подчинения),  что составляет 5,98 процента территории Ленинградской
   области,   или  4,5  процента  территории  области  при  исключении
   акватории федерального подчинения.
       Кроме  этого,  пять ООПТ Ленинградской области на общей площади
   219000  гектаров  объявлены водно-болотными угодьями международного
   значения.
   На завершающей стадии проектирования находятся:
       один    государственный   природный   заповедник   федерального
   значения  на  площади  17113  гектаров, что составляет 0,2 процента
   территории Ленинградской области,
       17   ООПТ   регионального  значения  на  общей  площади  261116
   гектаров,  что  составляет  3,1  процента  территории Ленинградской
   области.  В  рамках  действия Программы предусматривается увеличить
   общую  площадь  ООПТ  до  880000 гектаров, что составляет (исключая
   акваторию   федерального   подчинения)   10,4  процента  территории
   Ленинградской области.
   
       1.2.   Основные   направления   функционирования  системы  ООПТ
   Ленинградской области
   
   1.2.1. Охрана природных комплексов
   
       Основной  задачей системы ООПТ является сохранение уникальных и
   типичных  природных  комплексов  и  объектов,  которые имеют особое
   природоохранное,  научное,  культурное, эстетическое, рекреационное
   и оздоровительное значение.
       К   числу   наиболее   актуальных  проблем  в  деле  сохранения
   природных  комплексов  на  территории Ленинградской области следует
   отнести:
       сохранение  природных  комплексов водной системы Онежское озеро
   -  река Свирь - Ладожское озеро - река Нева - Невская губа Финского
   залива - Финский залив;
   сохранение эталонных участков коренных старовозрастных лесов;
   сохранение экосистем верховых и переходных болот.
       При   формировании   региональной  системы  ООПТ  Ленинградской
   области  решаются  следующие  природоохранные  задачи,  при этом на
   каждой  отдельной  ООПТ  должна  быть  решена одна или несколько из
   них:
       сохранение   эталонов   ландшафтов,   представленных  в  данном
   регионе;
       сохранение   экосистем   на   местности  со  сложным  микро-  и
   мезорельефом;
   сохранение экосистем приустьевых участков рек, маршей;
       сохранение   экосистем   старовозрастных   смешанных   лесов  с
   участием широколиственных пород;
   сохранение пойменных лугов;
   сохранение редких видов и уникальных природных объектов;
   сохранение мест нереста лососевых рыб;
   сохранение мест колониального гнездования птиц;
   сохранение мест щенения тюленей;
   сохранение путей миграций животных и мест их скоплений;
       сохранение  "коридоров"  между  крупными  ООПТ  для поддержания
   процесса   перераспределения  особей  различных  видов  растений  и
   животных;
   сохранение природных комплексов истоков крупных рек.
       Существующие  и планируемые в ближайшие годы к организации ООПТ
   в  прибрежных  зонах  и  на основных водотоках, впадающих в Финский
   залив   и   Ладожское   озеро,  позволят  удовлетворительно  решать
   проблему  сохранения природных комплексов уникальной водной системы
   Онега  -  Свирь - Ладога - Нева - Балтика, то есть одну из основных
   природоохранных  проблем  Северо-Западного  региона России. На этих
   ООПТ  представлены  все основные прибрежные экосистемы, в том числе
   песчаные  и  галечные  пляжи,  прибрежные заливные луга, песчаные и
   галечные  отмели, луды и острова, дюны и береговые валы, прибрежная
   растительность,  в  том  числе  тростниковые  заросли, псаммофитные
   сообщества,   черноольховые   леса,   боры   и  ивняки,  наскальные
   растительные     сообщества.     С     организацией     заповедника
   "Ингерманландский"  и  заказников  "Кузнечное"  и  "Приграничный" в
   значительной  степени  увеличатся  площади  охраняемых акваторий, в
   том  числе  с  глубинами, превышающими пять метров. Важно отметить,
   что  помимо  сохранения  природных  комплексов  Финского  залива  и
   Ладожского  озера в системе ООПТ представлены и водотоки, впадающие
   в  них,  и  болотные  системы,  поддерживающие  их водный баланс. В
   совокупности  эти  ООПТ призваны решать проблемы сохранения фауны и
   флоры   местообитаний,  находящихся  на  грани  полной  деградации:
   песчаных  пляжей,  дюнных  комплексов,  черноольховых  топей, среду
   обитания  мигрирующих  животных,  островные  экосистемы  с  местами
   размножения колониальных видов.
       Существующие   и  запланированные  к  организации  ООПТ  решают
   проблему   сохранения   эталонных  участков  старовозрастных  лесов
   средне-  и южнотаежного типов. На данный момент на территориях ООПТ
   представлены    различные    варианты   старовозрастных   сосняков,
   ельников,  смешанных  хвойно-лиственных  лесов,  смешанных  лесов с
   участками  широколиственных  пород,  черноольшанников.  Организация
   новых  ООПТ  ("Карельский лес", "Низовское болото", "Термоловский",
   "Южное  Приладожье")  позволит  сохранить  среду  обитания большого
   числа видов, связанных со старовозрастным лесом.
       Большим  достижением существующей системы ООПТ является хорошая
   представленность  на  ней различных вариантов верховых и переходных
   болот.   35   существующих  и  проектируемых  ООПТ  ныне  оберегают
   болотные  экосистемы,  в том числе болота карельского типа - редкие
   болотные   сообщества,   находящиеся   на   южной   границе  своего
   распространения.  Следует  отметить,  что  в  таежной  зоне  только
   верховые  болота  представляют  собой  естественную  среду обитания
   видов,  так  как  все  варианты  лугов  здесь являются экосистемами
   антропогенного  происхождения. Именно поэтому значимость сохранения
   верховых   и   переходных  болот  для  поддержания  биоразнообразия
   особенно велика.
       Положительным  качеством  системы  ООПТ  Ленинградской  области
   является   организация   ООПТ   в   наиболее   густо  населенной  и
   хозяйственно  освоенной  части  области,  где  разрушение природных
   комплексов   идет   наиболее   быстрыми   темпами.   Именно   здесь
   природоохранная,  рекреационная  и  научно-познавательная  ценность
   ООПТ  особенно велика. Они создают прибежище сотням видов растений,
   грибов  и животных, уже исчезнувших из других участков хозяйственно
   освоенного  ландшафта,  в то же время они являются наиболее активно
   посещаемыми  уголками  природы при организации отдыха населения и в
   первую    очередь   используются   в   научно-исследовательских   и
   познавательных целях.
       Вместе  с  тем  следует  признать,  что  существующая сеть ООПТ
   далека  от  совершенства  и на данный момент не способна решать ряд
   проблем.  К  числу  задач  первоочередного  плана  следует  отнести
   завершение   работ   по   организации   ООПТ   по   подготовленным,
   завершенным  проектам.  Именно  это мероприятие позволит решить ряд
   актуальных  вопросов:  сохранение  эталонов ландшафтов и экосистем,
   не   представленных   на   существующих   ООПТ;   сохранение   мест
   размножения  колониальных  животных  и  нерестилищ  рыб; сохранение
   миграционных  стоянок  птиц;  охрана  мест  обитания большого числа
   редких видов; регламентация рекреационных нагрузок.
       В  первую  очередь  предусматривается организация ООПТ, проекты
   по    которым    находятся    в    стадии   завершения:   заказники
   "Приграничный",  "Приневский",  "Долина  реки Смородинки", "Морье",
   "Кокоревский".
       Организация   новых   ООПТ   предусматривается  для  сохранения
   уникальных  природных  комплексов,  ландшафтов, объектов, которые в
   существующей  системе  ООПТ  не представлены, для сохранения редких
   видов  растений,  при переводе памятников природы местного значения
   в заказники регионального значения.
       Для   поддержки   существующих   ООПТ   Ленинградской  области,
   сохранения  природных  комплексов и объектов, редких видов растений
   и  животных,  объектов  особой  охраны Программой предусматривается
   проведение следующих природоохранных мероприятий:
   вынос границ ООПТ в натуру;
       установка  аншлагов (информационных щитов) по границам ООПТ, на
   основных подъездах к ООПТ, на пересечении дорог;
       природоохранные   рейды   с  целью  обеспечения  установленного
   режима  охраны  территории  и пресечения браконьерства (запрещенный
   лов рыбы, применение запрещенных орудий лова и так далее);
       мероприятия  по  благоустройству  территории  (расчистка рек от
   завалов, территории от захламленности и так далее);
       мероприятия  по  снижению антропогенной нагрузки на территорию:
   организация регламентированной рекреации;
       биотехнические  мероприятия  по сохранению животных (устройство
   подкормочных полей, солонцов, искусственных щитов и другие);
       мероприятия  по  сохранению  редких  видов животных, растений и
   грибов на основании рекомендации специалистов;
   противопожарные мероприятия.
       Перечень  природоохранных  мероприятий,  проводимых  на  каждой
   территории,   определяется   с  учетом  особенностей  ООПТ,  режима
   охраны, местоположения и так далее.
   
   1.2.2. Формирование нормативно-правовой базы ООПТ
   
       Существование   региональных   сетей  ООПТ  в  настоящее  время
   базируется  на  международных  нормативных  правовых актах и пакете
   федеральных  законов  и  указов  Президента  Российской Федерации в
   области  охраны окружающей среды, землепользования, лесопользования
   и    общегражданского   законодательства.   Основными   документами
   являются:
       Международная    конвенция    о    биологическом   разнообразии
   (Рио-де-Жанейро, 1 июня 1992 года);
       Водный  кодекс  Российской  Федерации от 18 октября 1995 года N
   167-ФЗ;
       Лесной  кодекс  Российской  Федерации  от 29 января 1997 года N
   22-ФЗ;
       Земельный  кодекс  Российской Федерации от 25 октября 2001 года
   N 136-ФЗ;
       Федеральный  закон  "О  ратификации  конвенции  о биологическом
   разнообразии" от 17 февраля 1995 года N 16-ФЗ;
       Федеральный  закон  "Об особо охраняемых природных территориях"
   от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ;
       Федеральный  закон  "О  животном мире" от 24 апреля 1995 года N
   52-ФЗ;
       Федеральный  закон  "Об  охране  окружающей среды" от 10 января
   2002 года 7-ФЗ.
       В  рамках Программы предусматривается разработка и согласование
   областного   закона  "Об  особо  охраняемых  природных  территориях
   Ленинградской  области"  и  подзаконных  актов.  Для  регулирования
   отношений    на   ООПТ   предусматривается   разработка   следующих
   нормативных  документов:  Положение  о  порядке  возмещения ущерба,
   нанесенного   ООПТ   Ленинградской  области;  Положение  о  порядке
   распоряжения  средствами  ООПТ  Ленинградской  области; Положение о
   порядке  пользования  ООПТ  Ленинградской области в рекреационных и
   научно-исследовательских   целях;   Положение   о  порядке  ведения
   мониторинга  на ООПТ; Положение о порядке резервирования земель под
   организацию   ООПТ   Ленинградской  области;  типовые  положения  о
   природных  заказниках,  о  памятниках  природы,  об  охранных зонах
   ООПТ,  об  учреждении  и  ликвидации  ООПТ,  изменения  их границ и
   правового статуса на территории Ленинградской области и других.
   
   1.2.3. Развитие инфраструктуры и организация управления ООПТ
   
       В  функционировании  региональной  системы  ООПТ  Ленинградской
   области  за  последние  три-четыре года наметился ряд положительных
   тенденций:  организованы две новые ООПТ, подготовлены и согласованы
   проекты  еще  16 ООПТ; общая площадь существующих ООПТ приблизилась
   к  6  процентам  от  площади  Ленинградской  области;  продолжаются
   работы    по    международному   проекту   "Охрана   биологического
   разнообразия   природы   на   приграничных   территориях  России  и
   Финляндии"  в  рамках международного Соглашения между Министерством
   окружающей    среды   Финляндской   Республики   и   Правительством
   Ленинградской области.
       В  соответствии  с  постановлением  Правительства Ленинградской
   области  от  27  ноября  2002  года  N  213 "О внесении изменений и
   дополнений  в  постановление Правительства Ленинградской области от
   26  декабря  1996  года  N 494 "О приведении в соответствие с новым
   природоохранным      законодательством     Российской     Федерации
   существующей   сети   ООПТ   Ленинградской  области"  в  управление
   Правительства   Ленинградской   области   переданы  государственные
   природные заказники и памятники природы регионального значения.
       Таким   образом,   не   только   ликвидировано   несоответствие
   указанного     нормативного     правового     акта     действующему
   законодательству,  но  сделан  первый шаг по реализации полномочий,
   предоставленных  органам государственной власти субъекта Российской
   Федерации федеральным законодательством.
       В  соответствии  с  пунктом 8 статьи 22 Федерального закона "Об
   особо   охраняемых   природных   территориях":   "для   обеспечения
   функционирования  государственных природных заказников создаются их
   администрации",  при  этом  финансирование содержания администраций
   осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации.
       В  настоящее  время  бюджетные  средства  Ленинградской области
   ограничены  и  отсутствует возможность организовать администрацию в
   каждом заказнике.
       В   2001   году  создано  и  в  настоящее  время  функционирует
   ленинградское  областное государственное природоохранное учреждение
   "Природный  парк  "Вепсский лес". В 2003 году создано ленинградское
   областное   государственное  учреждение  "Раковые  озера"  на  базе
   государственного  природного заказника "Раковые озера" в Выборгском
   районе.  Начиная  с  2004  года предполагается постепенная передача
   других  ООПТ,  расположенных  на  Карельском  перешейке,  в ведение
   государственного учреждения "Раковые озера".
       Для     обеспечения    функционирования    ООПТ    и    решения
   природоохранных,  рекреационных,  экологических  и просветительских
   задач  предусматривается  развитие инфраструктуры ООПТ, находящихся
   в    управлении    государственного    учреждения:    строительство
   административных   зданий   или   аренда   помещений,  приобретение
   техники,    транспорта    и    оборудования    для    осуществления
   природоохранной  деятельности,  оснащение  оргтехникой  и  создания
   банка  данных, налаживание системы информационного обеспечения. При
   расчетах  учтены  средства за счет рефинансирования, то есть доходы
   учреждения    от   выполнения   разрешенных   видов   деятельности,
   приносящих доход.
       Создание   государственного   учреждения  обеспечит  постоянную
   охрану  территории  и стимулирует получение инвестиций, в том числе
   иностранных,  позволит принимать участие в международных программах
   по договорам и соглашениям, получать гранты.
       Генерально-стратегическим    документом,    определяющим   пути
   решения          организационно-правовых,          природоохранных,
   социально-хозяйственных,  рекреационных  и  научно-просветительских
   задач  государственного  учреждения по обеспечению функционирования
   ООПТ, является План управления ООПТ.
       Таким  образом,  первостепенной  задачей  по  совершенствованию
   функционирования  системы  ООПТ  является  развитие  инфраструктуры
   территорий,     находящихся     в    управлении    государственного
   природоохранного  учреждения,  находящегося  в  ведении комитета по
   природным   ресурсам   и   охране  окружающей  среды  Ленинградской
   области.
   
   1.2.4. Организация информационного обеспечения ООПТ
   
       Специфика   системы  информационного  обеспечения  определяется
   тематическим    многообразием    видов   информационных   ресурсов,
   необходимых  для  управления ООПТ, причем значительная часть данных
   сосредоточена   в  профильных  организациях  и  органах  управления
   различной  ведомственной  принадлежности. Это обстоятельство делает
   первоочередной   задачу   регулирования   отношений,   связанных  с
   получением,   распространением   и   использованием  информации  по
   вопросам поддержки и развития ООПТ.
       Многообразие  видов  информационных  ресурсов,  используемых  в
   процессе   управления   ООПТ,   определяет   потребность   развития
   согласованной  системы баз разнородных данных, которая позволила бы
   выполнять  совместную  обработку  информационных материалов разного
   типа,  включая  данные  о  природной среде, социально-экономические
   данные и тому подобное.
       Комплексность  управления  ООПТ  требует  решения  целого  ряда
   методических   проблем   унификации  и  структуризации  разнородных
   информационных  ресурсов  для  управленческой деятельности, научных
   исследований,   образования   и  просветительской  деятельности  по
   вопросам  поддержки и развития ООПТ с учетом требований действующих
   национальных  и  международных  рекомендаций и стандартов. В рамках
   работ   по   созданию   информационной   системы   управления  ООПТ
   необходимо:
       продолжение   развития   автоматизированной   системы   ведения
   государственного кадастра ООПТ Ленинградской области;
       развитие  системы  разнородных баз данных по вопросам поддержки
   и развития ООПТ;
       приобретение,  освоение  и  адаптация  коммерческих программных
   продуктов для информационного обеспечения ООПТ;
       создание  автоматизированной  системы  ведения  "Красной  книги
   природы Ленинградской области";
   создание системы сертифицированных базовых электронных карт;
       создание  серии геоинформационных систем для ООПТ Ленинградской
   области как ключевых элементов системы.
       Для  проведения образовательной и просветительской деятельности
   предусматривается   создание   и   публикации   в   сети   Интернет
   веб-портала  с  информацией  по ООПТ Ленинградской области, а также
   разработки  и  создания  мультимедийных электронных справочников по
   ООПТ   для   их   распространения  в  образовательных  учреждениях,
   туристических   и   других  фирмах,  среди  населения.  Современные
   информационные  технологии  предоставляют  возможность доведения до
   широкого    круга   потребителей   просветительской   и   рекламной
   информации об ООПТ Ленинградской области.
       Основная   цель   предлагаемого  раздела  Программы  состоит  в
   создании  системы  обеспечения  постоянной информационной поддержки
   принятия  решений  по  наиболее важным направлениям управления ООПТ
   на   базе   обоснованных   технологических  решений  по  применению
   современных  информационных  технологий.  Эффективное и комплексное
   информационное  обеспечение служит неотъемлемым условием достижения
   устойчивого функционирования и развития ООПТ.
   
   1.2.5. Организация регламентированной рекреации
   
       При  организации  региональных  ООПТ вводится режим ограничения
   хозяйственной  деятельности,  если  она противоречит целям создания
   природных    заказников    и    памятников    природы.   Наибольший
   рекреационный  и эколого-просветительский потенциал ООПТ обусловлен
   их   уникальными   и   относительно   слабо  освоенными  природными
   комплексами.
       Использование   рекреационного   потенциала   ООПТ  -  один  из
   наиболее  перспективных  способов получения внебюджетных средств на
   функционирование ООПТ, снижающий расходы областного бюджета.
       Организация     регламентированной     рекреации     на    ООПТ
   предусматривает  регламентацию  времени, места и объема нагрузок на
   территорию  с  целью недопущения негативного воздействия рекреации.
   Осуществление   регламентируемой   рекреации,   с   одной  стороны,
   обеспечит  населению  возможность  отдыха  на  природе,  с другой -
   повысит  экологическую  грамотность  населения  и позволит получить
   дополнительные  финансовые  средства для проведения природоохранных
   мероприятий и развития инфраструктуры.
       При   оценке   рекреационного   потенциала   ООПТ   учитываются
   экологические, природоохранные и социально-экономические факторы.
       Использование   рекреационного   потенциала  ООПТ  возможно  по
   следующим основным направлениям:
       организация    экологического    туризма    (пешего,   конного,
   автомобильного, водного, сельского и так далее);
   организация отдыха (кемпинги, мотели, отели и так далее);
   организация экскурсий;
   организация любительского лова рыбы;
   организация охоты, в том числе эксклюзивной.
       Наиболее    перспективными    для   организации   экскурсионной
   деятельности   являются   следующие   ООПТ:   "Березовые  острова",
   "Выборгский",   "Раковые   озера",   "Кузнечное",  "Озеро  Вуокса",
   "Ореховский",     "Кокоревский",     "Приневский",    "Котельский",
   "Кургальский",  "Сяберский",  "Череменецкий",  "Шалово-Перечицкий",
   "Чистый  мох",  природный  парк  "Вепсский  лес", а также памятники
   природы   "Река   Рагуша",   "Каньон   реки   Лава",  "Саблинский",
   "Староладожский" и все территории с геологическими обнажениями.
       Использование   рекреационного   потенциала   для   организации
   стационарного  отдыха  и  туризма в первую очередь целесообразно на
   следующих  ООПТ:  природный парк "Вепсский лес", заказники "Раковые
   озера",      "Гладышевский",      "Кургальский",      "Выборгский",
   "Шалово-Перечицкий".
       Любой    разрешенный    режимом    охраны   вид   рекреационной
   деятельности  на  ООПТ  может  осуществляться  либо государственным
   учреждением  по  обеспечению  функционирования ООПТ, либо на основе
   договорных   отношений   юридического   лица   с   государственными
   учреждениями  или  Правительством  Ленинградской  области. При этом
   возможно   на   одной  и  той  же  ООПТ  осуществлять  одновременно
   несколько    видов   деятельности,   если   это   не   противоречит
   установленному режиму.
       В   настоящее   время   используется   рекреационный  потенциал
   государственного  комплексного  памятника  природы  "Саблинский"  в
   Тосненском  районе,  на территории которого Ленинградская областная
   общественная   организация   "Сохранение   природы   и  культурного
   наследия"       осуществляет       на       договорной       основе
   туристско-экскурсионную,     рекреационную,    природоохранную    и
   инвестиционную    деятельность.    Администрацией    Ленинградского
   областного  государственного  учреждения  "Природный парк "Вепсский
   лес"   начаты   работы   по   развитию   экологического  туризма  и
   организации отдыха.
       Развитие  рекреации  на ООПТ предусматривается при обязательном
   долевом   участии   государственного   учреждения  (природный  парк
   "Вепсский  лес",  "Раковые  озера")  или  организации, использующей
   рекреационный потенциал территории.
       В  расчетах  при  проведении  природоохранных  работ  на  ООПТ,
   рекреационный  потенциал  которых используется на договорной основе
   юридическим   лицом,   учтены   инвестиции   юридического   лица  -
   пользователя   рекреационным  потенциалом  ООПТ  в  графе  "прочие"
   планов реализации Программы на соответствующий год.
   (в ред. Закона Ленобласти от 06.02.2007 N 6-оз)
   
   1.2.6. Экологическое образование и просвещение
   
       Повышение  экологической  грамотности  населения  Ленинградской
   области,   связанной   с   проблемами   сохранения   биологического
   разнообразия,  уникальных  природных комплексов и объектов на ООПТ,
   осуществляется по следующим основным направлениям:
   издательская деятельность;
   просветительская деятельность на ООПТ.
   Издательская деятельность
       В  настоящее время по совместным российско-финляндским проектам
   подготовлены  к  изданию две книги: "Заповедная природа Карельского
   перешейка"  и  "Раковые  озера  - жемчужина Карельского перешейка",
   готовятся  к  изданию  книги  "Вепсский  лес",  "Красная книга почв
   Ленинградской  области". Кроме того, необходимо издание буклетов по
   системе  ООПТ  Ленинградской  области,  буклетов по отдельным ООПТ,
   справочников, монографий, фотоальбомов и так далее.
   Просветительская деятельность на ООПТ
       Наиболее  эффективной  формой  пропаганды идей охраны природы и
   повышения  уровня  экологического  образования  населения  является
   организация  специализированных  экспозиций,  посвященных природным
   особенностям ООПТ.
       Для   проведения   экспозиций,   выставок,   семинаров  и  тому
   подобного  необходимо  создание  на  основе  существующей сети ООПТ
   Ленинградской    области    центров   экологического   просвещения,
   ориентированных на одну или несколько ООПТ.
       Создание   экспозиций   в   первую   очередь  целесообразно  на
   территориях,   на   которых   долгое   время   проводились  научные
   исследования   и   накоплен   определенный   научный  потенциал:  в
   природном  парке  "Вепсский  лес",  в  заказниках  "Раковые озера",
   "Кургальский", "Шалово-Перечицкий".
       Программой   предусмотрено   создание  учебно-просветительского
   фильма   "Особо   охраняемые   природные  территории  Ленинградской
   области"   на   русском   и   английском   языках   для   повышения
   экологического     образования     населения     и     ознакомления
   заинтересованных  международных  организаций  с  особенностями ООПТ
   Ленинградской области.
   
   1.2.7. Научные исследования
   
       Система  ООПТ  Ленинградской  области  активно используется как
   полигон  для  научно-исследовательских работ сотрудниками различных
   учреждений.   На   ООПТ   Ленинградской   области   расположены  12
   научно-исследовательских  организаций,  их  баз  или станций. Среди
   них  Биологический  НИИ  СПбГУ,  станция  "Отрадное"  Ботанического
   института   РАН,  Гидрологическая  станция  института  озероведения
   ("Озеро    Красное"),   Научно-исследовательская   база   ГосНИИОРХ
   ("Сяберский"),   Болотная   станция   ГГИ   ("Болото  Ламмин-Суо"),
   Научно-исследовательский   стационар   СПб  НИИЛХ  (природный  парк
   "Вепсский   лес"),   Болотная   станция  БИН  РАН  ("Чистый  мох"),
   экспериментальная  станция  Лесотехнической академии ("Лисинский"),
   база  Санкт-Петербургского  горного  института ("Саблинский"), база
   Института     географии    Санкт-Петербургского    государственного
   университета  ("Кузнечное"). На различных ООПТ специалистами разных
   институтов   в  течение  многих  десятилетий  ведутся  стационарные

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное