Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РФ ОТ 31.12.1998 N 79 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   производиться  с  учетом  числа ветвей канатов и угла наклона их к
   вертикали.  При  расчете  стропов   общего   назначения,   имеющих
   несколько  ветвей,  расчетный  угол  между ними должен приниматься
   равным 90-. При расчете стропов, предназначенных для определенного
   груза, может быть принят фактический угол.
       При расчете  стропов  коэффициент  запаса  прочности   канатов
   следует  принимать  не менее 6.  Конструкция многоветвевых стропов
   должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.
       2.13.4. Расчет     стропов     из    пеньковых,    капроновых,
   хлопчатобумажных канатов  (лент)  должен  производиться  с  учетом
   числа  ветвей  канатов  и  угла  наклона их к вертикали.  При этом
   коэффициент запаса прочности следует принимать не менее 8.
       2.13.5. Пеньковые  и хлопчатобумажные канаты,  применяемые для
   изготовления стропов,  должны соответствовать ГОСТ 30055 и  другим
   нормативным документам.
       2.13.6. Заплетка  петли  у  пенькового  или  хлопчатобумажного
   каната  должна  иметь  не  менее  двух  полных  и  двух половинных
   проколов и быть оклетнована.
       2.13.7. Применение  для  изготовления  стропов синтетических и
   других  материалов  допускается  в  соответствии  с   нормативными
   документами.
   
             3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ. ДОИЗГОТОВЛЕНИЕ. РЕКОНСТРУКЦИЯ
           И РЕМОНТ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ, КРАНОМАНИПУЛЯТОРНЫХ
               УСТАНОВОК И ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
   
                           3.1. Изготовление
   
       3.1.1. Краны-манипуляторы   и   краноманипуляторные  установки
   (КМУ) должны быть изготовлены  (доизготовлены)  в  соответствии  с
   настоящими  Правилами,  государственными стандартами,  проектами и
   техническими условиями.
       3.1.2. Краны-манипуляторы,  КМУ,  их узлы, механизмы и приборы
   безопасности должны изготавливаться на предприятиях, располагающих
   техническими  средствами   и   квалифицированными   специалистами,
   обеспечивающими  изготовление в полном соответствии с требованиями
   настоящих Правил,  государственных стандартов и других нормативных
   документов,    и    имеющих    разрешение    (лицензию)    органов
   госгортехнадзора.  Разрешение  (лицензия)  выдается   в   порядке,
   установленном  Федеральным  законом  "О  лицензировании  отдельных
   видов деятельности" и  нормативными  документами  Госгортехнадзора
   России  (РД  03-247-98  и  др.).  Номер  и  дата выдачи разрешения
   (лицензии)   на   изготовление   крана-манипулятора,    а    также
   наименование   органа   госгортехнадзора,   выдавшего   разрешение
   (лицензию), должны быть указаны в паспорте крана-манипулятора.
       3.1.3. Если  предприятие  имеет  разрешение  (лицензию)  и  на
   проектирование,  и  на   изготовление   кранов-манипуляторов,   то
   разрешение   (лицензия)   на   изготовление  опытного  образца  не
   требуется.
       В паспорт  опытного образца крана-манипулятора вместо номера и
   даты  выдачи  лицензии  на  изготовление  должен  ставиться  штамп
   "Опытный образец".
       3.1.4. Руководящие  работники  и  специалисты,   связанные   с
   изготовлением,   доизготовлением   кранов-манипуляторов,  КМУ,  их
   металлоконструкций,  узлов,  механизмов и  приборов  безопасности,
   должны  пройти  проверку  знаний настоящих Правил в соответствии с
   Положением  о   порядке   подготовки   и   аттестации   работников
   организаций,  эксплуатирующих  опасные  производственные  объекты,
   подконтрольные     Госгортехнадзору      России,      утвержденным
   Постановлением Госгортехнадзора России от 11.01.99 N 2.
       3.1.5. Для получения  разрешения  (лицензии)  на  изготовление
   расчетных  металлоконструкций  кранов-манипуляторов,  их лебедок и
   приборов безопасности,  выпускаемых в  виде  отдельных  элементов,
   предприятие-изготовитель     должно     представить    в    органы
   госгортехнадзора следующие документы:
       а) паспорт крана-манипулятора и руководство по эксплуатации;
       б) сборочные чертежи  изготавливаемых  узлов,  кинематические,
   электрические, гидравлические схемы;
       в) технические  условия  на   изготовление,   утвержденные   в
   установленном порядке;
       г) справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания.
       3.1.6. Разрешение  (лицензия) на изготовление и доизготовление
   кранов-манипуляторов,  КМУ  и  их  отдельных   металлоконструкций,
   лебедок и приборов безопасности выдается органами госгортехнадзора
   на  основании   результатов   проверки   предприятия-изготовителя,
   рассмотрения  представленной  им  документации  и после проведения
   приемочных испытаний опытного образца.  Отступления от  проекта  и
   других   нормативных  документов  допускаются  по  согласованию  с
   организацией, утвердившей проект.
       Если указанные   документы   согласованы  с  Госгортехнадзором
   России,  то отступления  должны  быть  согласованы  с  ним.  Копию
   согласования  предприятие-изготовитель должно прилагать к паспорту
   каждого крана-манипулятора.
       3.1.7. При  комплектовании  кранов-манипуляторов  из  узлов  и
   деталей,  механизмов  и   приборов   безопасности,   изготовленных
   несколькими    предприятиями,    за    качество   изготовления   и
   доизготовления крана-манипулятора в  целом,  за  соответствие  его
   настоящим    Правилам,   государственным   стандартам   и   другим
   нормативным  документам,  а  также   за   оформление   технической
   документации  на кран-манипулятор отвечает в установленном порядке
   предприятие, выпускающее кран-манипулятор в собранном виде.
       Паспорт крана-манипулятора    составляется    по    документам
   предприятий, изготовивших отдельные узлы или КМУ. Документы должны
   храниться на предприятии, выпускающем краны-манипуляторы.
       3.1.8. В технических условиях на изготовление и доизготовление
   крана-манипулятора   или  отдельных  металлоконструкций  наряду  с
   другими  указаниями  должны  быть  предусмотрены   требования   по
   контролю качества сварки и браковочные показатели, порядок приемки
   узлов и готового изделия,  а  также  сведения  о  применяемых  для
   изготовления металлах и сварочных материалах.
       3.1.9. Для        проверки        качества        изготовления
   кранов-манипуляторов,    соответствия   их   настоящим   Правилам,
   государственным  стандартам  и  другим  нормативным  документам  и
   техническим  условиям  предприятие-изготовитель  должно  проводить
   предварительные   (заводские),   приемочные,    периодические    и
   приемо-сдаточные    испытания.    Предварительным   и   приемочным
   испытаниям   должен   подвергаться    каждый    опытный    образец
   крана-манипулятора.
       3.1.10. Предварительные  (заводские)  испытания  организует  и
   проводит       предприятие-изготовитель      опытного      образца
   крана-манипулятора   по   программе   и   методике,   составленным
   разработчиком проекта и согласованным с органами госгортехнадзора.
   Участие в испытаниях крана-манипулятора представителя организации,
   разработавшей   рабочую   документацию,   и  представителя  органа
   госгортехнадзора обязательно.
       3.1.11. Приемочные       испытания       опытного      образца
   крана-манипулятора должны проводиться по  программе,  составленной
   разработчиком  проекта,  утвержденной  в  установленном  порядке и
   согласованной с  Госгортехнадзором  России.  Приемочные  испытания
   крана-манипулятора  должны  проводиться  с участием представителей
   головной научно-исследовательской организации  и  Госгортехнадзора
   России.
       3.1.12. Программами  предварительных  и  приемочных  испытаний
   опытного  образца  крана-манипулятора  должны  быть  предусмотрены
   испытания на соответствие конструкции  паспортным  данным  (в  том
   числе проверка работы приборов безопасности), визуальный контроль,
   статические  и   динамические   испытания,   а   также   испытания
   крана-манипулятора на устойчивость.
       3.1.13. Результаты  предварительных  и  приемочных   испытаний
   опытного  образца  крана-манипулятора  оформляются  протоколами  и
   актом, в которых указываются предложения и выводы комиссии.
       3.1.14. Периодические    испытания   серийно   изготавливаемых
   кранов-манипуляторов    проводит    предприятие-изготовитель    по
   разработанной    им    программе,    согласованной    с    органом
   госгортехнадзора.  Участие представителя органа госгортехнадзора в
   испытаниях крана-манипулятора обязательно.
       3.1.15. Программа периодических испытаний кранов-манипуляторов
   должна  предусматривать  проведение  испытаний  в  соответствии  с
   требованиями настоящих Правил и технических условий,  в том  числе
   визуальный  контроль,  испытания  на холостом ходу,  статические и
   динамические   испытания,   проверку   приборов   безопасности   и
   паспортных данных крана-манипулятора.
       3.1.16. Периодическим   испытаниям   подвергается   один    из
   изготовленных кранов-манипуляторов один раз в 3 года.
       3.1.17. Результаты периодических испытаний  крана-манипулятора
   оформляются актом с указанием предложений и выводов комиссии.
       3.1.18. Каждый  изготовленный  кран-манипулятор  или  его  КМУ
   должны    подвергаться    приемо-сдаточным    испытаниям   службой
   технического контроля предприятия-изготовителя по разработанной им
   программе.  Результаты  испытаний  должны  быть занесены в паспорт
   крана-манипулятора.
       3.1.19. Программа     приемо-сдаточных     испытаний    должна
   предусматривать визуальный контроль,  испытания на холостом  ходу,
   статические    и   динамические   испытания,   проверку   приборов
   безопасности  и  паспортных  данных  крана-манипулятора,  а  также
   проверку работоспособности ходовой части крана-манипулятора.
       3.1.20. Каждый    вновь     изготовленный     кран-манипулятор
   предприятие-изготовитель  должно занести в книгу учета выпускаемых
   кранов-манипуляторов  и  снабдить  укрепленной  на  видном   месте
   табличкой  с  указанием  наименования предприятия-изготовителя или
   его  товарного  знака,  максимальной  грузоподъемности  (грузового
   момента),   даты  выпуска,  порядкового  номера,  а  также  других
   сведений  в  соответствии  с  нормативными  документами.  Табличка
   должна     сохраняться    в    течение    всего    срока    службы
   крана-манипулятора.  При изготовлении  металлоконструкций,  узлов,
   механизмов и приборов безопасности по заявкам организаций сведения
   о них должны заноситься в книгу учета.
       3.1.21. Паспорт крана-манипулятора и паспорт КМУ  должны  быть
   составлены по форме согласно Приложениям 3 - 6.
       3.1.22. Руководство  по эксплуатации крана-манипулятора должно
   быть разработано специализированной конструкторской организацией в
   соответствии  с  требованиями  настоящих  Правил  и ГОСТ 2.601.  В
   руководстве по эксплуатации наряду с другими  требованиями  должны
   быть указаны:
       а) периодичность и перечень работ по техническому обслуживанию
   и ремонту узлов и механизмов;
       б) возможные  повреждения  металлоконструкций  и  способы   их
   устранения;
       в) периодичность и способы проверки приборов безопасности;
       г) способы регулировки тормозов;
       д) перечень  быстроизнашивающихся  деталей  и  допуски  на  их
   износ;
       е) порядок проведения технического освидетельствования;
       ж) указания  по  приведению  крана-манипулятора  в  безопасное
   положение в нерабочем состоянии;
       з) требования безопасности в аварийных ситуациях;
       и) нормы браковки канатов;
       к) критерии   предельного   состояния  крана-манипулятора  для
   отправки его в капитальный ремонт;
       л) срок службы крана-манипулятора;
       м) другие   указания   по    обслуживанию    и    эксплуатации
   крана-манипулятора с учетом специфики его конструкции.
       3.1.23. Предприятие-изготовитель обязано учитывать  выявляемые
   в  процессе  эксплуатации  недостатки  конструкции  и изготовления
   кранов-манипуляторов и принимать меры  по  их  устранению.  В  тех
   случаях,   когда   выявленные   недостатки   могут  отразиться  на
   безопасности          пользования          кранами-манипуляторами,
   предприятие-изготовитель   обязано   уведомить   все  организации,
   эксплуатирующие их,  о необходимости и  методах  устранения  таких
   недостатков,   а   также   выслать   техническую   документацию  и
   необходимые  материалы,  детали   и   узлы,   подлежащие   замене.
   Рекомендации  по  устранению недостатков должны быть согласованы с
   органом  госгортехнадзора,  выдавшим  разрешение  на  изготовление
   крана-манипулятора.
       3.1.24. Владелец  крана-манипулятора,  обнаружив  в   процессе
   доизготовления  или  эксплуатации недостатки в его конструкции или
   изготовлении,   а    также    несоответствие    крана-манипулятора
   требованиям настоящих Правил,  направляет предприятию-изготовителю
   сообщение  (рекламацию),  копия  которого   отсылается   в   орган
   госгортехнадзора,  выдавший  разрешение (лицензию) на изготовление
   крана-манипулятора.  По кранам-манипуляторам,  поставленным  из-за
   рубежа,         сообщение         (рекламация)        направляется
   предприятию-изготовителю и органу по сертификации.
       3.1.25. Предприятие-изготовитель,       получив      сообщение
   (рекламацию)   от   владельцев   кранов-манипуляторов,   устраняет
   недостатки,  а  также  допущенные  при изготовлении отступления от
   настоящих Правил,  если на эти отступления отсутствует  разрешение
   органов госгортехнадзора.  Предприятие-изготовитель должно вести в
   специальном журнале учет  поступивших  сообщений  (рекламаций),  в
   который  заносятся сведения о предъявителе сообщения (рекламации),
   заводской номер крана-манипулятора,  краткое содержание  сообщения
   (рекламации). В этом журнале предприятие-изготовитель должно вести
   учет других сообщений (рекламаций)  о  недостатках  конструкции  и
   изготовления крана.
       3.1.26. Грейфер,  поставляемый отдельно от крана, должен иметь
   паспорт. В паспорте грейфера, поставляемого отдельно, и в паспорте
   крана-манипулятора,  если грейфер изготавливается  вместе  с  ним,
   должны быть указаны следующие данные и характеристики:
       а) марка;
       б) вид материала, для перевалки которого он предназначен;
       в) предприятие-изготовитель;
       г) заводской номер;
       д) год выпуска;
       е) максимальная грузоподъемность;
       ж) объем зачерпываемого  материала  (грейферы  для  навалочных
   грузов);
       з) масса грейфера (для гидравлического грейфера с учетом массы
   рабочей жидкости);
       и) другие характеристики с учетом специфики конструкции.
       3.1.27. Грузоподъемность   грейфера   для   навалочных  грузов
   данного вида (марки, сорта, физических характеристик) определяется
   взвешиванием материала после пробного зачерпывания,  производимого
   владельцем   крана-манипулятора   перед   применением    грейфера.
   Определение   грузоподъемности  грейфера  оформляется  протоколом,
   который прилагается к паспорту.
       3.1.28. Изготовление  съемных  грузозахватных приспособлений и
   тары на  предприятиях  (в  организациях)  должно  производиться  в
   соответствии   с   нормативными   документами  и  технологическими
   картами.  В случае  применения  сварки  в  проектной  документации
   должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.
       3.1.29. Съемные грузозахватные приспособления  (стропы,  цепи,
   траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на
   предприятии-изготовителе,  а после ремонта -  на  предприятии,  на
   котором они ремонтировались.
       Съемные грузозахватные  приспособления   должны   подвергаться
   осмотру и испытанию нагрузкой,  на 25%  превышающей их номинальную
   грузоподъемность.
       3.1.30. Сведения   об   изготовленных  съемных  грузозахватных
   приспособлениях должны заноситься в журнал,  в котором должны быть
   указаны   наименование   приспособления,  грузоподъемность,  номер
   нормативного документа (технологической карты),  номер сертификата
   на  примененный  материал,  результаты  контроля  качества сварки,
   результаты испытаний грузоподъемного приспособления.
       3.1.31. Съемные     грузозахватные    приспособления    должны
   снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с
   указанием  номера,  грузоподъемности  и  даты  испытания.  Съемные
   грузозахватные   приспособления,   изготовленные   для   сторонних
   организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом.
   
                      3.2. Реконструкция и ремонт
   
       3.2.1. Реконструкция и ремонт крана-манипулятора с применением
   сварки, а также наладка приборов безопасности должны производиться
   специализированными организациями,  имеющими разрешение (лицензию)
   органов  госгортехнадзора.  Разрешение  (лицензия)  на данные виды
   работ выдается   в   порядке,   установленном   РД   03-247-98   и
   РД 10-49-94.
       3.2.2. Реконструкция   и   ремонт   крана-манипулятора  должны
   производиться по проекту  и  техническим  условиям,  разработанным
   специализированной организацией.
       3.2.3. Предприятие,  производящее ремонт с применением  сварки
   или  реконструкцию кранов-манипуляторов,  должно иметь технические
   условия,  содержащие указания о применяемых металлах  и  сварочных
   материалах,  способах  контроля  качества сварки,  нормах браковки
   сварных соединений и порядке приемки  отдельных  узлов  и  готовых
   изделий,   а   также   о   порядке   оформления   эксплуатационной
   документации.
       3.2.4. Предприятие,  производившее  ремонт  или  реконструкцию
   кранов-манипуляторов,  должно   отразить   в   паспорте   характер
   выполненной   работы  и  внести  в  него  сведения  о  примененном
   материале  с  указанием  сертификата.  Документы,   подтверждающие
   качество  примененного  материала  и  сварки,  должны храниться на
   предприятии,  производившем сварочные работы; их копии должны быть
   приложены к паспорту крана-манипулятора.
       3.2.5. Ремонтные или другие  работы,  связанные  с  изменением
   конструкции   или  паспортных  данных  крана-манипулятора,  должны
   производиться по  согласованию  с  предприятием-изготовителем  или
   специализированной организацией.
   
                             3.3. Материалы
   
       3.3.1. Материалы  для  изготовления,  реконструкции  и ремонта
   металлоконструкций  кранов-манипуляторов  и  их  элементов  должны
   применяться   в  соответствии  с  государственными  стандартами  и
   нормативными      документами,       разработанными       головной
   научно-исследовательской организацией.
       3.3.2. Качество  материала,  примененного  при   изготовлении,
   реконструкции   и   ремонте   кранов-манипуляторов,   должно  быть
   подтверждено   сертификатом   предприятия-поставщика   и   входным
   контролем.   При   отсутствии   сертификата  материал  допускается
   применять после его испытания в  соответствии  с  государственными
   стандартами  и  другими нормативными документами.  Выбор материала
   должен  производиться  с   учетом   нижних   предельных   значений
   температуры  окружающей  среды для рабочего и нерабочего состояний
   крана-манипулятора,    степени    нагруженности    элементов     и
   агрессивности  окружающей среды.  Данные о примененном материале и
   нижние предельные значения температуры для рабочего  и  нерабочего
   состояний крана-манипулятора должны быть указаны в его паспорте.
       3.3.3. Чугунное литье по качеству  не  ниже  марки  СЧ  15  по
   ГОСТ 1412 может применяться для изготовления:
       а) зубчатых и червячных колес  кранов-манипуляторов  с  ручным
   приводом;
       б) червячных колес кранов-манипуляторов с  машинным  приводом,
   предназначенных  для  механизма,  группа классификации которого по
   ИСО 4301/1 не выше М5,  и при скорости вращения  колеса  не  более
   1,5 м/с;
       в) червячных колес с  ободом  из  бронзы  независимо  от  рода
   привода  и  группы  классификации  механизма крана-манипулятора по
   ИСО 4301/1;
       г) барабанов, корпусов редукторов и блоков;
       д) колодок  тормозов,   кронштейнов   барабанов   и   корпусов
   подшипников.
       3.3.4. Материалы,  ранее не  применявшиеся  для  изготовления,
   реконструкции и ремонта кранов-манипуляторов, могут быть применены
   по рекомендации головной научно-исследовательской организации и по
   согласованию с Госгортехнадзором России.
   
                     3.4. Сварка металлоконструкций
   
       3.4.1. Сварка  несущих металлоконструкций кранов-манипуляторов
   и  контроль  качества  сварных  соединений  должны  выполняться  в
   соответствии   с   государственными   стандартами  и  нормативными
   документами,  разработанными   головной   научно-исследовательской
   организацией.
       3.4.2. К   сварке   и   прихватке   ответственных    элементов
   металлоконструкций,   приварке   площадок,   перил  и  лестниц  на
   кране-манипуляторе  должны   допускаться   сварщики,   выдержавшие
   испытания в установленном порядке.
       3.4.3. Сварочные работы должны выполняться по  технологическим
   процессам,     разработанным     предприятием-изготовителем    или
   специализированной организацией в соответствии с  государственными
   стандартами  и  нормативными документами,  разработанными головной
   научно-исследовательской  организацией,   с   учетом   конструкции
   свариваемых изделий.
       3.4.4. Сварочные    материалы,    применяемые    для    сварки
   металлоконструкций   кранов-манипуляторов,   должны   обеспечивать
   механические свойства металла шва и  сварного  соединения  (предел
   прочности, относительное удлинение, угол загиба, ударная вязкость)
   не  ниже  нижнего  предельного  показателя  перечисленных  свойств
   основного  металла  конструкции,  установленного  для данной марки
   стали государственным стандартом или техническими  условиями.  Это
   требование  распространяется  также  на приварку перил,  лестниц и
   площадок.  В случае применения в одном  соединении  сталей  разных
   марок   механические   свойства   наплавленного   металла   должны
   соответствовать свойствам  стали  с  большим  пределом  прочности.
   Марки присадочных материалов,  флюсов и защитных газов должны быть
   указаны в технических условиях  на  изготовление,  доизготовление,
   ремонт или реконструкцию кранов-манипуляторов.
       3.4.5. Для  изготовления  элементов  конструкций  из   листов,
   профильного  проката,  труб  и  т.п.  допускается  применение всех
   способов  резки,  обеспечивающих  качественное  получение  форм  и
   размеров этих элементов в соответствии с рабочими чертежами. Резка
   материалов и  полуфабрикатов  из  стали  должна  производиться  по
   технологии,   исключающей   возможность   образования  трещин  или
   ухудшения качества  металла  на  кромках  и  в  зоне  термического
   влияния.
       3.4.6. При  сборке  конструкции   под   сварку   должна   быть
   обеспечена  точность  соединений  в  пределах размеров и допусков,
   установленных чертежами и технологическими процессами.
       3.4.7. Сварка  металлоконструкций  кранов-манипуляторов должна
   производиться в помещениях,  исключающих  влияние  неблагоприятных
   атмосферных  условий  на  качество сварных соединений.  Выполнение
   сварочных работ на открытом  воздухе  допускается  по  специальной
   технологии при условии защиты мест сварки от атмосферных осадков и
   ветра.
       3.4.8. Возможность  и порядок производства сварочных работ при
   температуре ниже 0 -C устанавливаются нормативными документами.
       3.4.9. Допускается    изготовление    сварных    элементов   с
   применением в одном и том же узле различных  методов  сварки,  что
   должно быть оговорено в технических условиях.
       3.4.10. Прихватки,  выполненные в процессе сборки конструкции,
   могут   не   удаляться,   если  при  сварке  они  будут  полностью
   переплавлены.  Перед сваркой  прихватки  должны  быть  очищены  от
   шлака.
       3.4.11. Сварные соединения  должны  иметь  клеймо  или  другое
   условное  обозначение,  позволяющее  установить  фамилию сварщика,
   производившего сварку.  Метод маркировки,  применяемый для сварных
   соединений, не должен ухудшать качество изделий. Маркировка должна
   выполняться методами,  обеспечивающими ее сохранность  в  процессе
   эксплуатации  крана-манипулятора.  Место и метод маркировки должны
   быть указаны на чертежах.
       3.4.12. Необходимость термической обработки сварных соединений
   несущих элементов конструкций должна устанавливаться  техническими
   условиями на изготовление,  доизготовление, реконструкцию и ремонт
   крана-манипулятора.
   
               3.5. Контроль качества сварных соединений
   
       3.5.1. Контроль качества сварных  соединений,  проводимый  при
   изготовлении,     доизготовлении,    реконструкции    и    ремонте
   кранов-манипуляторов   службой   технического   контроля,   должен
   осуществляться   внешним   осмотром  и  измерением,  механическими
   испытаниями,  методами неразрушающего  контроля,  предусмотренными
   нормативными документами.
       3.5.2. Контроль качества сварных соединений должен проводиться
   после  термической  обработки  (если она является обязательной для
   данного  сварного   соединения).   Результаты   контроля   сварных
   соединений  должны быть зафиксированы в соответствующих документах
   (журналах, картах, формулярах и т.п.).
       3.5.3. Все  сварные  соединения  подлежат  внешнему  осмотру и
   измерению с целью выявления в  них  следующих  возможных  наружных
   дефектов:
       а) непараллельности или неперпендикулярности осей  соединяемых
   элементов;
       б) смещения кромок соединяемых элементов;
       в) отступления  от  размеров  и  формы  швов  от  чертежей (по
   высоте, катету и ширине шва, по равномерности усиления и т.п.);
       г) трещин всех видов и направлений;
       д) наплывов,  подрезов,   прожогов,   незаваренных   кратеров,
   непроваров, пористости и других технологических дефектов.
       Перед внешним осмотром поверхность сварного шва и  прилегающих
   к  нему участков основного металла шириной не менее чем по 20 мм в
   обе стороны от шва должна быть очищена от  шлака,  брызг,  натеков
   металла и других загрязнений.  Осмотр и измерение стыковых сварных
   соединений  расчетных  элементов  должны  производиться  по   всей
   протяженности  соединения.  Если  внутренняя  поверхность сварного
   соединения недоступна для осмотра, осмотр и измерение производятся
   только с наружной стороны.
       3.5.4. Контроль  сварных  соединений   просвечиванием   должен
   проводиться в соответствии с ГОСТ 7512,  ультразвуковой контроль -
   с ГОСТ 14782 и другими нормативными документами.  Контроль сварных
   соединений  расчетных элементов металлоконструкций проводят только
   после устранения дефектов,  выявленных внешним осмотром.  При этом
   обязательному  контролю подвергают начало и окончание сварных швов
   стыковых соединений поясов и стенок коробчатых  металлоконструкций
   балок, колонн, стрел.
       При любом  методе  контроля  суммарная  длина   контролируемых
   участков    сварных    соединений   устанавливается   нормативными
   документами и должна составлять не менее:
       50% от  длины  стыка  -  на  каждом  стыке  растянутого  пояса
   коробчатой или решетчатой металлоконструкции;
       25% от  длины  стыка  или  сжатого  участка стенки - на каждом
   стыке сжатого пояса или на сжатых участках стенок;
       75% от длины стыка - на каждом стыке металлоконструкций стрел;
       25% от длины стыка - для всех остальных  стыковых  соединений,
   не указанных в предыдущих пунктах;
       25% от  длины   шва   -   для   других   сварных   соединений,
   контролируемых   ультразвуковым  методом  и  указанных  в  рабочей
   документации.
       Перед проведением   рентгенографического   или  гамма-контроля
   соответствующие   участки   сварного   соединения   должны    быть
   промаркированы  с  таким  расчетом,  чтобы  их  можно  было  легко
   обнаружить на снимках.
       3.5.5. Оценка   качества  сварных  соединений  по  результатам
   внешнего осмотра и неразрушающего контроля должна производиться  в
   соответствии    с    техническими   условиями   на   изготовление,
   доизготовление,  реконструкцию  и   ремонт   кранов-манипуляторов,
   которые должны содержать нормы оценки качества сварных соединений,
   исключающие  выпуск  изделий  с  дефектами,  которые  снижают   их
   прочность и эксплуатационную надежность.
       3.5.6. В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:
       а) трещины  всех видов и направлений,  расположенные в металле
   шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, в
   том    числе   микротрещины,   выявляемые   при   микроскопическом
   исследовании;
       б) непровары  (несплавления),  расположенные на поверхности по
   сечению сварного соединения;
       в) непровары  в вершине (корне) угловых и тавровых соединений,
   выполненных без разделки кромок;
       г) поры, расположенные в виде сплошной сетки;
       д) подрезы и наплывы (натеки);
       е) незаваренные кратеры;
       ж) свищи;
       з) незаваренные прожоги в металле шва;
       и) прожоги и  подплавления  основного  металла  (при  стыковой
   контактной сварке труб);
       к) смещения кромок выше нормы, предусмотренной чертежами.
       3.5.7. Качество       сварных       соединений       считается
   неудовлетворительным,  если в них при любом  виде  контроля  будут
   обнаружены  внутренние или наружные дефекты,  выходящие за пределы
   норм,   установленных   настоящими   Правилами   и    нормативными
   документами   на  изготовление,  доизготовление,  реконструкцию  и
   ремонт кранов-манипуляторов.
       3.5.8. При   выявлении   во   время   неразрушающего  контроля
   недопустимых дефектов в сварных соединениях контролю  должно  быть
   подвергнуто   все  соединение.  Дефектные  участки  сварных  швов,
   выявленные при контроле, должны быть удалены механическим способом
   и переварены.
       3.5.9. На  специализированных  предприятиях  по  изготовлению,
   ремонту    и   реконструкции   кранов-манипуляторов   механические
   испытания сварных соединений  должны  проводиться  периодически  в
   соответствии с техническими условиями,  а при выполнении указанных
   работ  неспециализированным  предприятием  механические  испытания
   должны  проводиться  на  контрольных образцах,  свариваемых каждым
   сварщиком,  принимавшим  участие   в   сварке   металлоконструкций
   крана-манипулятора,  в  количестве  не менее двух для каждого вида
   испытаний (на растяжение, на изгиб).
       3.5.10. Проверка  механических  свойств сварного соединения на
   контрольных образцах проводится вне зависимости от  вида  сварного
   соединения  изделия  путем  испытаний  на  растяжение  и  на изгиб
   образцов,  сваренных  встык.  Результаты  механических   испытаний
   считаются  удовлетворительными,  если  временное  сопротивление не
   ниже  нижнего  предельного  показателя  временного   сопротивления
   металла,  установленного  для  данной марки стали государственными
   стандартами  или  техническими  условиями,  а  угол   изгиба   для
   углеродистых    сталей    составляет    не    менее    120-,   для
   низколегированных сталей при толщине элемента до 20 мм - не  менее
   80-, при толщине элемента более 20 мм - не менее 60-.
   
         4. КРАНЫ-МАНИПУЛЯТОРЫ, КРАНОМАНИПУЛЯТОРНЫЕ УСТАНОВКИ,
               ИХ УЗЛЫ, МЕХАНИЗМЫ И ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ,
                        ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ЗА РУБЕЖОМ
   
       4.1. Краны-манипуляторы,  краноманипуляторные установки (КМУ),
   их  узлы,  механизмы  и  приборы  безопасности,  приобретаемые  за
   рубежом,  должны соответствовать требованиям  настоящих  Правил  и
   нормативных документов, принятых в России (РД 03-247-98 и др.).
       4.2. Соответствие  материалов иностранных марок (приобретаемых
   для        изготовления        расчетных        металлоконструкций
   кранов-манипуляторов)   требованиям   настоящих  Правил  и  других
   нормативных документов или допустимость  их  применения  в  каждом
   конкретном    случае    должны    быть    подтверждены    головной
   научно-исследовательской  организацией,  имеющей   соответствующее
   разрешение  (лицензию)  Госгортехнадзора  России.  Копии указанных
   документов должны быть приложены к паспорту крана-манипулятора или
   КМУ.
       4.3. Организациям-заказчикам  или  поставщикам  до  заключения
   договора  (контракта)  на  поставку  кранов-манипуляторов  или КМУ
   из-за рубежа рекомендуется обращаться в организацию,  занимающуюся
   сертификацией грузоподъемных машин.
       4.4. Эксплуатационная документация  (паспорт,  руководство  по
   эксплуатации),  поставляемая  с  кранами-манипуляторами,  КМУ,  их
   узлами,  механизмами и  приборами  безопасности,  должна  быть  на
   русском  языке  и  соответствовать  требованиям  настоящих Правил.
   Возможные  отступления   от   Правил   организации-заказчику   или
   поставщику рекомендуется согласовать с Госгортехнадзором России до
   заключения договора (контракта) на  применение  и  эксплуатацию  в
   России  кранов-манипуляторов  или  КМУ,  их  узлов,  механизмов  и
   приборов безопасности.
       4.5. Паспорт крана-манипулятора или КМУ должен быть  составлен
   на русском языке по форме согласно Приложениям 3 - 6.
       4.6. Разрешение    на     применение     кранов-манипуляторов,
   приобретенных   за   рубежом,  выдается  Госгортехнадзором  России
   согласно РД 03-247-98.
   
                  5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ
   
                            5.1. Регистрация
   
       5.1.1. Регистрации в  органах  госгортехнадзора  (управлениях,
   управлениях  округов,  инспекциях,  отделах)  до  пуска  в  работу
   подлежат краны-манипуляторы, на которые распространяются настоящие
   Правила, за исключением указанных в ст. 5.1.2.
       5.1.2. Не подлежат регистрации в органах госгортехнадзора:
       а) краны-манипуляторы, устанавливаемые на фундаменте;
       б) краны-манипуляторы      автомобильные,      пневмоколесные,
   короткобазовые,   гусеничные,   на  специальном  шасси,  на  шасси
   колесного и  гусеничного  тракторов,  рельсовые,  железнодорожные,
   переставные, прицепные, самоустанавливающиеся грузоподъемностью до
   1 т включительно или с грузовым моментом до 4 т x м включительно;
       в) краны-манипуляторы, предназначенные для учебных целей.
       5.1.3. Регистрацию      крана-манипулятора      в      органах
   госгортехнадзора  проводят  по  письменному  заявлению владельца и
   паспорту  крана-манипулятора.  В  заявлении  должно  быть  указано
   наличие в организации инженерно-технических работников,  прошедших
   проверку  знаний  настоящих  Правил,  обученного   персонала   для
   обслуживания   кранов-манипуляторов,  а  также  подтверждено,  что
   техническое состояние крана-манипулятора допускает безопасную  его
   эксплуатацию.  Если владелец не имеет необходимых специалистов, то
   при  регистрации  представляется  договор  со   специализированной
   организацией на проведение надзора и обслуживания.
       При регистрации крана-манипулятора,  отработавшего нормативный
   срок    службы,   представляется   заключение   специализированной
   организации о возможности его дальнейшей эксплуатации.
       При регистрации крана-манипулятора,  изготовленного за рубежом
   и не имеющего сертификата, в соответствии с Федеральным законом "О
   промышленной   безопасности   опасных  производственных  объектов"
   представляется заключение органа (центра) по  сертификации  о  его
   соответствии требованиям промышленной безопасности.
       5.1.4. Регистрация      в       органах       госгортехнадзора
   крана-манипулятора,  не имеющего паспорта, основные характеристики
   которого    не     могут     быть     подтверждены     документами
   предприятия-изготовителя,   может   быть  проведена  на  основании
   дубликата паспорта, составленного специализированной организацией.
       Дубликат паспорта должен содержать следующие сведения:
       а) заключение,  составленное на основании расчета соответствия
   грузоподъемности   крана-манипулятора   полезной  грузоподъемности
   (подтверждение полезной грузоподъемности  может  быть  дано  также
   путем  сравнения основных расчетных элементов крана-манипулятора с
   такими же элементами другого крана-манипулятора той же модели);
       б) свидетельство    лаборатории   о   химическом   анализе   и
   механических      свойствах      материала      металлоконструкций
   крана-манипулятора  с  определением  аналога  отечественной стали.
   Стружка  для  химического  анализа  материала   металлоконструкций
   должна  быть  взята  в  выборочном  порядке  из  поясов  стрелы  и
   платформы;
       в) расчет  крюка,  если  он  не соответствует государственному
   стандарту или не снабжен клеймом предприятия-изготовителя;
       г) акт проверки металлоконструкций и качества сварки. Проверка
   состояния  сварных  соединений  металлоконструкций  проводится   в
   соответствии с нормативными документами;
       д) протокол    проверки    технических     характеристик     и
   работоспособности крана-манипулятора.
       5.1.5. Кран-манипулятор подлежит перерегистрации после:
       а) ремонта, если был составлен новый паспорт;
       б) передачи новому владельцу;
       в) реконструкции или доизготовления.
       5.1.6. При   регистрации   крана-манипулятора,   подвергнутого
   реконструкции, должен быть представлен новый паспорт, составленный
   организацией,  производившей реконструкцию,  или старый паспорт, к
   которому должны быть приложены следующие документы:
       а) справка    о    характере    реконструкции,     подписанная
   специализированной организацией, составившей проект реконструкции;
       б) новая  техническая  характеристика   крана-манипулятора   и
   чертежи  общего  вида  с  основными  габаритными размерами (при их
   изменении);
       в) принципиальные гидравлическая и электрическая схемы (при их
   изменении);
       г) кинематические  схемы  механизмов и схемы запасовки канатов
   (при их изменении);
       д) копии   сертификатов   на   примененные  при  реконструкции
   крана-манипулятора материалы;
       е) сведения о результатах контроля качества сварных соединений
   металлоконструкций.
       5.1.7. Ответ  на  заявление  о  регистрации  должен  быть  дан
   владельцу не позднее чем через 5 дней со дня получения  документов
   органами    госгортехнадзора.    При    отказе    в    регистрации
   крана-манипулятора должны быть письменно указаны причины отказа со
   ссылкой  на соответствующий пункт настоящих Правил или нормативный
   документ.
       5.1.8. При  направлении крана-манипулятора для работы в другие
   регионы на срок более 3 мес.  владелец обязан сообщить об  этом  в
   орган      госгортехнадзора,     в     котором     зарегистрирован
   кран-манипулятор,  указав   его   регистрационный   номер,   пункт
   назначения   и   на   какой  срок  он  направляется.  По  прибытии
   крана-манипулятора на место производства работ руководитель  работ
   обязан  поставить  его  на  учет  в  органе  госгортехнадзора,  на
   территории  которого  будут  производиться  работы,   и   получить
   разрешение  на  работу  крана-манипулятора.  При  этом должны быть
   предъявлены   документы,   регламентирующие   порядок   проведения
   профилактических  осмотров  и  технического  обслуживания,  проект
   производства работ,  приказы о назначении  лиц,  ответственных  за
   безопасное    производство    работ    кранами-манипуляторами,   и
   обслуживающего персонала.
       5.1.9. Кран-манипулятор   подлежит   снятию  с  регистрации  в
   органах госгортехнадзора в следующих случаях:
       а) при его списании;
       б) при  передаче   на   баланс   другому   владельцу.   Снятие
   крана-манипулятора    с    регистрации    производится    органами
   госгортехнадзора по письменному заявлению владельца  с  записью  в
   паспорте о причинах снятия с регистрации.
   
                    5.2. Разрешение на пуск в работу
   
       5.2.1. Разрешение   на   пуск   в  работу  крана-манипулятора,
   подлежащего регистрации в органах  госгортехнадзора,  должно  быть
   получено от этих органов в следующих случаях:
       а) перед  пуском  в  работу  вновь   зарегистрированного   или
   поставленного на учет крана-манипулятора;
       б) после  ремонта  металлоконструкций  с   заменой   расчетных
   элементов и узлов;
       в) после реконструкции или доизготовления.
       5.2.2. Разрешение   на   пуск   в   работу   выдает  инспектор
   госгортехнадзора    на     основании     результатов     испытаний
   крана-манипулятора  на  предприятии-изготовителе  или технического
   освидетельствования,  проведенного владельцем. При этом для выдачи
   разрешения  на  пуск  в работу инспектор госгортехнадзора проводит
   контрольную  проверку  состояния   крана-манипулятора,   а   также
   проверку организации обслуживания и надзора за ним на предприятии.
   О предстоящем пуске крана-манипулятора в  работу  владелец  обязан
   уведомить  орган госгортехнадзора не менее чем за 5 дней до начала
   выполнения работ.
   
                  5.3. Техническое освидетельствование
   
       5.3.1. Краны-манипуляторы,   на    которые    распространяются
   настоящие  Правила,  до  пуска их в работу должны быть подвергнуты
   техническому освидетельствованию.  Краны-манипуляторы,  подлежащие
   регистрации   в   органах  госгортехнадзора,  должны  подвергаться
   техническому освидетельствованию до  их  регистрации.  Техническое
   освидетельствование    должно   проводиться   в   соответствии   с
   руководством по эксплуатации  крана-манипулятора,  составленным  с
   учетом  нормативных  документов.  При  отсутствии в руководстве по
   эксплуатации    соответствующих    указаний    освидетельствование
   кранов-манипуляторов  проводится  в  соответствии  с  требованиями
   настоящих Правил.
       5.3.2. Краны-манипуляторы,   находящиеся   в   работе,  должны
   подвергаться техническому освидетельствованию:
       а) частичному - не реже одного раза в 12 мес.;
       б) полному - не реже одного раза в 3 года.
       5.3.3. Внеочередное   полное  техническое  освидетельствование
   крана-манипулятора следует проводить после:
       а) реконструкции или доизготовления;
       б) ремонта металлоконструкций с применением сварки или  замены
   расчетных элементов;
       в) замены стрелы;
       г) капитального   ремонта   или  замены  грузовой  (стреловой)
   лебедки;
       д) замены  крюка  или  крюковой  подвески  (проводятся  только
   статические испытания).
       5.3.4. После замены изношенных стреловых и грузовых канатов, а
   также  во  всех  случаях  их  перепасовки   необходимо   проверить
   правильность  запасовки  и  надежность крепления концов каната,  а
   также   произвести   обтяжку   канатов   грузом,   соответствующим
   наибольшей     грузоподъемности    крана-манипулятора,    о    чем
   инженерно-технический  работник,   ответственный   за   содержание
   кранов-манипуляторов в исправном состоянии,  должен сделать запись
   в паспорте крана-манипулятора.
       5.3.5. Техническое    освидетельствование   крана-манипулятора
   проводится  владельцем,  за  исключением  случаев,   указанных   в
   ст. 5.3.6 настоящих Правил. Техническое освидетельствование должно
   быть возложено на инженерно-технического работника по  надзору  за
   безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов и осуществляться при
   участии  инженерно-технического   работника,   ответственного   за
   содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии. Допускается
   проведение     технического      освидетельствования      поручать
   специализированной организации, имеющей соответствующее разрешение
   (лицензию) Госгортехнадзора России.
       Техническое освидетельствование          кранов-манипуляторов,
   статические    и    динамические    испытания    которых   требуют
   перерегулировки клапанов или  их  замены  (на  период  испытаний),
   рекомендуется проводить в сервисных центрах.
       5.3.6. Полное  первичное техническое освидетельствование вновь
   изготовленного  крана-манипулятора,  а  также  крана-манипулятора,
   прошедшего   ремонт   или   реконструкцию   на  специализированном
   ремонтном предприятии  и  перевозимого  на  место  эксплуатации  в
   собранном    виде,    проводит    служба   технического   контроля
   предприятия-изготовителя   или   специализированного    ремонтного
   предприятия перед отправкой владельцу.  Дата освидетельствования и
   его результаты должны быть записаны в паспорт  крана-манипулятора.
   До  пуска крана-манипулятора в работу владелец должен провести его
   частичное  техническое  освидетельствование  (осмотр  и   проверку
   исправности  оборудования  и  приборов  безопасности),  результаты
   которого занести в паспорт.
       5.3.7. Техническое    освидетельствование   крана-манипулятора
   осуществляется с целью установления:
       а) соответствия   настоящим   Правилам,  паспортным  данным  и
   технической документации;
       б) исправного   состояния,   обеспечивающего   его  безопасную
   работу;
       в) исправного состояния приборов безопасности;
       г) соответствия организации надзора и обслуживания требованиям
   настоящих Правил.
       5.3.8. Полное         техническое          освидетельствование
   крана-манипулятора должно включать:
       а) осмотр и проверку работы (в том числе приборов и  устройств
   безопасности);
       б) астатические испытания;
       в) динамические испытания.
       При частичном техническом  освидетельствовании  статические  и
   динамические испытания кранов-манипуляторов не проводятся.
       5.3.9. При  полном и частичном техническом освидетельствовании
   крана-манипулятора должны быть осмотрены и проверены в работе  все
   механизмы,   гидрооборудование,   приборы  безопасности,  тормоза,
   аппараты управления. Обязательно должно быть проверено:
       а) состояние  металлоконструкций  и  их   сварных   соединений
   (отсутствие   трещин,   деформаций,  изменения  стенок  вследствие
   коррозии и других дефектов), а также кабины, лестниц и площадок;
       б) крепление осей и пальцев;
       в) состояние  крюка,  колес,  блоков,   барабанов,   элементов
   тормозов  (нормы браковки элементов кранов-манипуляторов приведены
   в Приложении 7);
       г) фактическое состояние между крюковой подвеской и упором при
   срабатывании концевого выключателя механизма подъема;
       д) состояние  канатов  и их крепление (нормы браковки стальных
   канатов приведены в Приложении 8).
       Работы, указанные в подпунктах "а" - "д", могут быть проведены
   до технического освидетельствования. Результаты осмотра и проверок
   оформляются   актом.   Предельные   нормы    браковки    элементов
   крана-манипулятора   должны   быть   указаны   в   руководстве  по
   эксплуатации.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное