Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСАТОМНАДЗОРА РФ ОТ 05.07.2000 N 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ НП-15-2000 "ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА АТОМНОЙ СТАНЦИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
                      И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                         от 5 июля 2000 г. N 2
                                   
                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
           ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
         АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ НП-15-2000 "ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА
            МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ
                          НА АТОМНОЙ СТАНЦИИ"
   
       Федеральный   надзор   России   по   ядерной   и   радиационной
   безопасности постановляет:
       1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2001 г. федеральные
   нормы  и правила в области использования атомной энергии НП-15-2000
   "Типовое содержание Плана мероприятий по защите персонала в  случае
   аварии на атомной станции".
       2.  Считать  утратившим силу РД-ЭО-0030-94 "Типовое  содержание
   Плана  мероприятий по защите персонала в случае аварии  на  атомной
   станции".
   
                                                             Начальник
                                                 Госатомнадзора России
                                                        Ю.Г.ВИШНЕВСКИЙ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждено
                                                        Постановлением
                                                 Госатомнадзора России
                                                 от 5 июля 2000 г. N 2
   
                                                    Введено в действие
                                                  с 1 января 2001 года
   
                      ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
                В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
                                   
                       ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА
            МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ
                          НА АТОМНОЙ СТАНЦИИ
                                   
                              НП-015-2000
   
       Типовое  содержание  Плана мероприятий по  защите  персонала  в
   случае  аварии на атомной станции устанавливает основные требования
   к  разработке станционных Планов мероприятий по защите персонала  в
   случае аварии на атомной станции.
       Типовое содержание:
       -  определяет  порядок  объявления на АС  состояния  "Аварийная
   готовность",  "Аварийная обстановка" и введения  в  действие  Плана
   мероприятий  по  защите  персонала  в  случае  аварии  на   атомной
   станции;
       -   устанавливает   первоочередные  действия  эксплуатационного
   персонала  и  администрации АС при возникновении  нарушения  режима
   нормальной эксплуатации атомной станции;
       -   определяет  организацию  работ  по  ликвидации  последствий
   чрезвычайных ситуаций на атомной станции.
       Требования Типового содержания распространяются на персонал АС,
   личный  состав специальной и пожарной охраны АС, а также  персонал,
   временно  прикомандированный  для  обеспечения  функционирования  и
   жизнедеятельности  АС, и подлежат исполнению на  территории  АС,  в
   пределах  СЗЗ  и  на  территории  города  при  АС  в  части  защиты
   персонала АС и членов их семей.
       Типовое содержание разработано взамен Типового содержания Плана
   мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной  станции
   - РД-ЭО-0030-94 (Москва, 1994).
       Типовое  содержание разработано авторским коллективом  концерна
   "Росэнергоатом"  в  составе: Горелова И.И., Сергеева  А.С.,  Небоги
   П.П.
   
                         1. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
   
       АКРБ - аппаратура контроля радиационной безопасности
       АС - атомная станция
       АСКРО   -   автоматизированная  система  контроля  радиационной
   обстановки
       АТС - автоматическая телефонная станция
       АТЦК - Аварийно-технический центр концерна "Росэнергоатом"
       АЭП   -   Государственный  научно-исследовательский,  проектно-
   конструкторский и изыскательский институт "Атомэнергопроект"
       БПУ (БЩУ) - блочный пункт управления (блочный щит управления)
       ВВ - внутренние войска
       ВЗПУПД     -     временный    защищенный    пункт    управления
   противоаварийными действиями
       ВНИИАЭС  -  Всероссийский научно-исследовательский институт  по
   эксплуатации атомных станций
       ГО - гражданская оборона
       Госгортехнадзор  России  - Федеральный  горный  и  промышленный
   надзор России
       ГПС - Государственная противопожарная служба
       Группа ОПАС - группа оказания экстренной помощи АС
       ГРХР - группа радиационной и химической разведки
       ГСМ - горюче-смазочные материалы
       ГУГПС  -  Главное  управление  государственной  противопожарной
   службы
       Дка  -  допустимый уровень объемной активности радионуклидов  в
   воздухе   рабочей   зоны   производственных   помещений   персонала
   категории "А"
       ЗН - зона наблюдения АС
       ЗПУПД   -   защищенный   пункт   управления   противоаварийными
   действиями
       ЗПУПД   АС  -  защищенный  пункт  управления  противоаварийными
   действиями на территории АС
       ЗПУПД   Г   -  защищенный  пункт  управления  противоаварийными
   действиями в городе при АС
       ЗПУПД   РЭ  -  защищенный  пункт  управления  противоаварийными
   действиями в районе эвакуации АС
       ЗРХР - звено радиационной и химической разведки
       ЗСР - зона строгого режима АС
       ИБФ - Институт биофизики
       ИТМ ГО - инженерно-технические мероприятия гражданской обороны
       КЗ - коэффициент защиты защитного сооружения ГО
       КО - команда обеззараживания
       КПП - контрольно-пропускной пункт
       КТО - конструкторско-технологический отдел
       КЧСК    -   Комиссия   по   чрезвычайным   ситуациям   концерна
   "Росэнергоатом"
       КЧСО - Комиссия по чрезвычайным ситуациям АС
       ЛВД - лаборатория внешней дозиметрии
       ЛСО - локальная система оповещения АС
       МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации
       Минатом  России - Министерство Российской Федерации по  атомной
   энергии
       Минздрав   России  -  Министерство  здравоохранения  Российской
   Федерации
       МПА - максимальная проектная авария
       МСЧ - медсанчасть АС
       МЧС   России  -  Министерство  Российской  Федерации  по  делам
   гражданской   обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и    ликвидации
   последствий стихийных бедствий
       НГО - начальник гражданской обороны
       НОРБ - начальник отдела радиационной безопасности
       НПФ - неблагоприятные природные факторы
       НС - начальник смены
       НСБ - начальник смены блока
       НСС - начальник смены станции
       НФГО - начальник формирования гражданской обороны
       ОГ - оперативная группа
       ОКЧС  -  Отраслевая комиссия по чрезвычайным ситуациям Минатома
   России
       ОМТС - отдел материально-технического снабжения
       ООП - охрана общественного порядка
       ОПМ - отряд первой медицинской помощи
       ПАСС - противопожарная и аварийно-спасательная служба
       ПВ - пункт высадки
       ПДД - предельно допустимая доза
       ПП - пункт посадки
       ППЭ - промежуточный пункт эвакуации
       ПР - происшествие, нарушение в работе атомной станции
       ПРУ - противорадиационное укрытие
       ПРХН - пост радиационно-химического наблюдения
       ПТО - производственно-технический отдел
       ПУСО - пункт специальной обработки
       ПЧ - пожарная часть
       ПЭП - приемный эвакуационный пункт
       РАО  "ЕЭС  России"  - Российское акционерное  общество  "Единая
   энергетическая система России"
       РАР - руководитель аварийными работами
       РВ - радиоактивные вещества
       Росгидромет - Федеральная служба России по гидрометеорологии  и
   мониторингу окружающей среды
       РПУ   (РЩУ)   -  резервный  пункт  управления  (резервный   щит
   управления)
       РУ - реакторная установка
       РХБЗ  Минобороны  России  - войска радиационной,  химической  и
   биологической защиты Министерства обороны Российской Федерации
       СВФ - специальное ведомственное формирование
       СДЯВ  (АХОВ)  -  сильнодействующие ядовитые вещества  (аварийно
   химически опасные вещества)
       СЗЗ - санитарно-защитная зона
       СИЗ - средства индивидуальной защиты
       СКЦ  Минатома  России - Ситуационный кризисный  центр  Минатома
   России
       Служба АТР - служба автотранспортного хозяйства
       Служба МТО ГО - служба материально-технического обеспечения  ГО
   АС
       Служба РХЗ ГО - служба радиационной и химической защиты ГО АС
       СНР - спасательные и другие неотложные работы
       СОП - санитарно-обмывочный пункт
       СОТ - станция обеззараживания техники
       СЦВ - стойка центрального вызова
       СЧСО   -   система  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
   ситуаций на атомной станции
       СЭП - сборный эвакуационный пункт
       УКС (ОКС) - управление (отдел) капитального строительства
       ФСБ   России   -  Федеральная  служба  безопасности  Российской
   Федерации
       ЧС - чрезвычайная ситуация
       ЩРК - щит радиационного контроля
   
                          2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       2.1. Типовое содержание Плана мероприятий по защите персонала в
   случае  аварии  на  атомной станции (далее  -  Типовое  содержание)
   устанавливает  основные требования к разработке станционных  Планов
   мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной  станции
   (далее - План мероприятий по защите).
       2.2.   Настоящее  Типовое  содержание  разработано   с   учетом
   требований  федеральных  и  действующих  в  отрасли  директивных  и
   нормативных документов.
       При  разработке настоящего Типового содержания учтены Изменения
   и  дополнения  к  Типовому содержанию Плана мероприятий  по  защите
   персонала  в  случае  аварии  на атомной  станции  (РД-ЭО-0030-94),
   согласованные с МЧС России, Минатомом России, Минздравом  России  и
   одобренные Госатомнадзором России (письмо Госатомнадзора России  от
   03.10.97  N  5-08/759),  а  также требования  Положения  о  порядке
   объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации  и
   организации   экстренной   помощи   атомным   станциям   в   случае
   радиационно   опасных  ситуаций  (далее  -  Положение   о   порядке
   объявления аварийной обстановки).
       2.3. Для предупреждения ЧС на АС, а в случае их возникновения -
   для   локализации  ЧС  и  ликвидации  их  последствий,  обеспечения
   безопасности  и  защиты персонала (работников) и  членов  их  семей
   <1>, окружающей среды и уменьшения ущерба АС создается СЧСО.
   --------------------------------
       <1>  Члены семьи работника АС: ближайшие родственники -  супруг
   (супруга),  состоящие в зарегистрированном браке,  родители,  дети,
   проживающие совместно с работником АС.
   
       2.4. Координирующим органом СЧСО является КЧСО, предназначенная
   для  организации и руководства выполнением работ по  предупреждению
   ЧС   на   АС,  а  в  случае  их  возникновения  -  для  руководства
   ликвидацией их последствий.
       Персональный  состав КЧСО определяется приказом  директора  АС.
   Деятельность   КЧСО   регламентируется   положением,   утвержденным
   директором АС.
       2.5.  Рабочим органом КЧСО является штаб (отдел) по делам ГО  и
   ЧС  АС.  На  него  возлагаются задачи организации  проведения  всех
   мероприятий  по  ГО,  обеспечения управления  силами  и  средствами
   СЧСО,  поддержания в постоянной готовности сил ГО  АС,  обеспечения
   слаженности  и  согласованности работы начальников служб  ГО  АС  и
   командиров формирований.
       2.6.  К  моменту  физического пуска первого блока  АС  (или  по
   результатам  реконструкции  действующих  блоков  АС)  должны   быть
   выполнены     требования    ведомственных     строительных     норм
   проектирования   инженерно-технических   мероприятий    гражданской
   обороны на атомных станциях, касающиеся:
       2.6.1. Обеспечения:
       -   полного   укрытия  в  убежищах  наибольшей  по  численности
   работающей смены АС мирного времени;
       -  укрытия  персонала  АС  и членов  их  семей  в  имеющихся  и
   приспособленных защитных сооружениях города при АС;
       -    выполнения   индивидуального   дозиметрического   контроля
   персонала АС;
       - подготовки фонда производственных, общественных, жилых зданий
   и  сооружений на территории АС и в городе при АС (при недостаточном
   количестве  убежищ и ПРУ) для первоначального укрытия персонала  АС
   и членов их семей в случае возникновения ЧС.
       2.6.2. Создания:
       - АСКРО <2>;
       - ЗПУПД АС, ЗПУПД Г и ЗПУПД РЭ;
       - ЛСО;
       -    необходимого   количества   маршрутов   для    обеспечения
   своевременной эвакуации персонала АС и членов их семей;
       -  складских помещений на территории АС и в городе при  АС  для
   хранения  положенной по табелям оснащения техники,  автотранспорта,
   инструмента и имущества СВФ и формирований ГО АС.
   --------------------------------
       <2>  Здесь  и  далее по тексту в отношении АСКРО  -  с  момента
   внедрения рабочего проекта АСКРО.
   
       2.6.3. Подготовки:
       -  загородных зон (районов эвакуации) АС к приему эвакуируемого
   персонала АС и членов их семей.
       2.6.4. Разработки мероприятий по участию АС:
       -   в  обеспечении  подачи  к  жилым  домам  в  городе  при  АС
   автомобильного транспорта в целях сокращения сроков эвакуации;
       -  в  подготовке  объектов коммунально-бытового  назначения  на
   маршрутах  эвакуации  для санитарной обработки  людей,  специальной
   обработки  СИЗ,  одежды  и  подвижного  состава  автомобильного   и
   железнодорожного транспорта.
       В  п.  2.6 Плана мероприятий по защите подробно излагаются  все
   проведенные   мероприятия,  а  также  проведение   не   выполненных
   мероприятий  в  сроки, определенные ведомственными  требованиями  к
   дополнению графиков технического перевооружения и модернизации АС.
       2.7. План мероприятий по защите разрабатывается эксплуатирующей
   организацией   на   основании   рассмотренной   разработчиками   АС
   запроектной  аварии  с  наихудшими последствиями  для  персонала  и
   населения с учетом фаз развития аварии.
       2.8.    План   мероприятий   по   защите   согласовывается    с
   руководителями   основных  подразделений  АС  и  подписывается   на
   титульном листе директором АС и начальником штаба по делам ГО и  ЧС
   АС.
       2.9.   План  мероприятий  по  защите  согласовывается   главным
   инженером  организации  -  разработчика  проекта  АС,  начальниками
   территориального органа управления по делам ГО и  ЧС  и  управления
   внутренних  дел  области,  главой администрации  города  при  АС  и
   начальником МСЧ.
       2.10.  План мероприятий по защите утверждается Вице-президентом
   -  Техническим директором концерна "Росэнергоатом" по представлению
   Департамента   эксплуатации  соответствующего   типа   реактора   и
   вводится  в  действие  приказом  директора  АС  за  один  месяц  до
   поставки  свежего  топлива на склад для физического  пуска  первого
   (головного) блока.
       Штабом  по  делам ГО и ЧС АС делаются выписки из  утвержденного
   Плана   мероприятий  по  защите  для  всех  начальников   служб   и
   подразделений  АС  в  части,  их  касающейся,  для  разработки  ими
   основных   документов   по   ГО  в  соответствии   с   требованиями
   Руководства  по организации и проведению мероприятий по гражданской
   обороне,  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  на
   атомной станции. Указанные выписки подписываются начальником  штаба
   по делам ГО и ЧС АС.
       Эвакуационные  комиссии АС, кроме того, должны  при  разработке
   своих  документов учитывать требования Рекомендаций по  организации
   и  проведению  эвакуации персонала АС и членов их  семей  в  случае
   аварии  на атомной станции и в других чрезвычайных ситуациях  (МАЭП
   СССР,  АЭП,  1992)  и  Рекомендаций  по  организации  и  проведению
   подготовки  загородной  зоны  (районов  эвакуации)  АС   к   приему
   эвакуируемого персонала и членов их семей (МАЭП СССР, АЭП, 1991).
       2.11.  План мероприятий по защите является одновременно  планом
   действий АС по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.
       2.12.  План  мероприятий по защите должен  содержать  полные  и
   объемные  сведения  обо  всех планируемых мероприятиях  на  АС,  их
   материально-техническом  обеспечении,   силах   и   средствах   АС,
   укомплектованности личным составом, оснащенности  СИЗ,  имуществом,
   инструментом и техникой.
       Основными   документами  Плана  мероприятий   по   защите   для
   использования  в кризисных ситуациях являются план-график  действий
   директора  АС  (РАР) и календарный план-график выполнения  основных
   мероприятий  в  случае  аварии на АС,  которые  должны  оформляться
   наглядно, крупным планом, на отдельно раскладываемых сборках.
       Утвержденный  План  мероприятий  по  защите  представляется   в
   Госатомнадзор    России    в    составе    комплекта    документов,
   обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности  при
   эксплуатации блока АС.
       2.13.  Разработка нового Плана мероприятий по защите,  внесение
   изменений  и дополнений в утвержденный План мероприятий  по  защите
   осуществляются  при вводе в эксплуатацию новых РУ и по  результатам
   реконструкции  действующих  блоков станции,  по  материалам  актов-
   предписаний  органов  государственного регулирования  безопасности,
   при  введении  новой  нормативной  документации  и  по  результатам
   тренировок    (комплексных   учений)   на   основании    извещений,
   разрабатываемых   администрацией  станции  и   утверждаемых   Вице-
   президентом - Техническим директором концерна "Росэнергоатом".
       Утвержденные    извещения   регистрируются   и   представляются
   эксплуатирующей   организацией  АС   в   Госатомнадзор   России   с
   заявлением  о  внесении изменений в условия  действия  лицензии  на
   эксплуатацию блока АС.
       2.14.  Требования  Плана мероприятий по защите распространяются
   на  персонал АС, личный состав специальной и пожарной охраны АС,  а
   также  на  персонал,  временно прикомандированный  для  обеспечения
   функционирования   и   жизнедеятельности   станции,   и    подлежат
   исполнению на территории АС, в пределах СЗЗ и на территории  города
   при АС в части защиты персонала АС и членов их семей.
       2.15.   Планы   мероприятий  по  защите  рабочих   и   служащих
   строительно-монтажных организаций Генерального подрядчика и  других
   организаций    (предприятий),    осуществляющих    производственно-
   хозяйственную  деятельность  на  территории  промплощадки  АС  и  в
   пределах   СЗЗ,   разрабатываются  администрацией   соответствующих
   организаций  (предприятий) на основании Типового  содержания  Плана
   мероприятий  по  защите  населения  в  случае  аварии  на   атомной
   станции,  разрабатываемого МЧС России, с учетом настоящего Типового
   содержания,  согласовываются с администрацией АС, начальником  МСЧ,
   территориальными органами управления по делам ГО и  ЧС  города  при
   АС  и  области  (автономного  округа), утверждаются  руководителями
   этих организаций.
       2.16. Разработка планов защиты населения города при АС и других
   населенных  пунктов,  находящихся в пределах 30-километровой  зоны,
   осуществляется  администрацией этих  населенных  пунктов  с  учетом
   Типового содержания Плана мероприятий по защите населения в  случае
   аварии на атомной станции.
       2.17.  Планы мероприятий по защите персонала и населения должны
   быть  взаимоувязаны  в  части своевременного оповещения  об  угрозе
   (факте)   аварии,   объеме   и   периодичности   передачи   текущей
   информации,  координации  действий  и  взаимопомощи  в   реализации
   предусмотренных мероприятий.
       2.18.  В  зависимости от обстановки на промплощадке, в пределах
   СЗЗ  и  в  городе при АС в части защиты персонала АС  и  членов  их
   семей    Положением   о   системе   предупреждения   и   ликвидации
   чрезвычайных ситуаций концерна "Росэнергоатом" устанавливаются  три
   режима функционирования:
       1. Режим повседневной деятельности (нормальной эксплуатации АС)
   -   не  нарушены  проектные  пределы  и  (или)  условия  безопасной
   эксплуатации АС.
       2.    Режим   повышенной   готовности   (состояние   "Аварийная
   готовность")  - нарушены проектные пределы безопасной  эксплуатации
   АС, но принятия специальных мер по защите персонала не требуется.
       3.  Чрезвычайный  режим  (состояние "Аварийная  обстановка")  -
   нарушены  пределы  и  (или) условия безопасной  эксплуатации  АС  и
   требуется  принятие  специальных мер по защите  персонала  и  (или)
   населения.
       2.19.  Полномочия  принимать решения  об  объявлении  состояния
   "Аварийная  готовность" и (или) "Аварийная обстановка",  вводить  в
   действие  и реализовывать положения Плана мероприятий по защите,  а
   также  обязанности РАР возлагаются на директора (главного инженера)
   АС или лицо, его замещающее.
       2.20.  По  сигналу "Аварийная обстановка" вводится  в  действие
   План мероприятий по защите.
   
         3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ
             ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА АТОМНОЙ СТАНЦИИ
   
       План  мероприятий  по  защите состоит  из  четырех  разделов  и
   приложений  к ним (схемы, графики, таблицы и описания), дополняющих
   текстовую часть.
   
           3.1. Содержание основных данных для планирования
                    мероприятий по защите персонала
   
       3.1.1.  Краткое  описание  АС  (тип,  количество  блоков  и  их
   электрическая  мощность,  месяц и  год  ввода  их  в  эксплуатацию;
   основное   и  резервное  энергообеспечение  систем  и  оборудования
   станции;  основные  производственные  здания  и  сооружения  АС   с
   указанием наибольшей и наименьшей численности работающих в них и  в
   какое  время  суток,  включая  личный состав  специальной  пожарной
   охраны,  других  организаций,  обеспечивающих  функционирование   и
   жизнедеятельность    АС;   системы   водоснабжения,    транспортные
   коммуникации;  схемы канализационных сетей жидких сред  в  пределах
   промплощадки  АС и выходящих за ее пределы, а также  характеристики
   вентиляционных труб для удаления газообразных и аэрозольных сред).
       3.1.2.  Краткое  описание города при АС  (площадь,  численность
   населения,     перечень    основных    промышленных    предприятий,
   общественных  и культурных организаций, расстояние от  промплощадки
   АС,  возможности  оповещения, укрытия и эвакуации  персонала  АС  и
   членов   их   семей,  дорожная  сеть,  водоснабжение,  транспортные
   коммуникации между городом при АС и АС).
       3.1.3.  Особенности  природной среды  и  климатических  условий
   месторасположения  АС  (характеристика ландшафта,  поверхностных  и
   подземных   вод   -   глубина   залегания   и   скорость   потоков,
   метеорологические   условия  -  скорость   и   направление   ветра,
   повторяемость ветра и температура воздуха по сезонам  на  основании
   проекта   или   последнего   года  эксплуатации,   сейсмическая   и
   геодинамическая характеристики площадки АС).
       3.1.4.   Краткое  описание  организации  контроля  экологически
   опасных  веществ  в местах выброса (сброса) на промплощадке  АС,  в
   пределах  СЗЗ и 30-километровой зоны; расположение постов  контроля
   объектов окружающей среды и АСКРО.
       3.1.5.  Основными  признаками аварии на АС  являются  нарушения
   пределов  и  (или)  условий безопасной эксплуатации,  установленных
   Технологическим    регламентом    по    эксплуатации    блока,    и
   сопровождающиеся   превышением  указанных   в   настоящем   Типовом
   содержании показателей радиационной обстановки.
       3.1.6.  Состояние  "Аварийная готовность"  и  (или)  "Аварийная
   обстановка"  на ранней фазе аварии объявляется на АС в  зависимости
   от  складывающейся радиационной обстановки при достижении  мощности
   эффективной  дозы  и (или) объемной активности йода-131  в  воздухе
   помещений  АС  с  постоянным пребыванием персонала,  на  территории
   промплощадки АС, в пределах СЗЗ и ЗН значений, приведенных в  табл.
   1.
   
                                                             Таблица 1
   
          КРИТЕРИИ ДЛЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ НА АС СОСТОЯНИЯ "АВАРИЙНАЯ
              ГОТОВНОСТЬ" И (ИЛИ) "АВАРИЙНАЯ ОБСТАНОВКА"
   
   -----T-----------------------------------T-----------------------¬
   ¦ N  ¦     Контролируемый параметр,      ¦       Состояние       ¦
   ¦п/п ¦          место контроля           +-----------------------+
   ¦    ¦                                   ¦"Аварийная ¦"Аварийная ¦
   ¦    ¦                                   ¦готовность"¦обстановка"¦
   +----+-----------------------------------+-----------+-----------+
   ¦             1. Мощность эквивалентной дозы, мкЗв/ч             ¦
   +----T-----------------------------------T-----------T-----------+
   ¦1.1.¦Помещение постоянного пребывания   ¦> 10,0     ¦> 600      ¦
   ¦    ¦персонала (ЗСР)                    ¦           ¦           ¦
   ¦    ¦                                   ¦           ¦           ¦
   ¦1.2.¦Территория промплощадки АС и СЗЗ   ¦> 2,5      ¦> 200      ¦
   ¦    ¦                                   ¦           ¦           ¦
   ¦1.3.¦Территория ЗН                      ¦> 0,1 <*>  ¦> 20       ¦
   +----+-----------------------------------+-----------+-----------+
   ¦      2. Объемная активность йода-131 в воздухе, Бк/куб. м      ¦
   +----T-----------------------------------T-----------T-----------+
   ¦    ¦                                   ¦           ¦          4¦
   ¦2.1.¦Помещение постоянного пребывания   ¦> 1100     ¦> 2,9 х 10 ¦
   ¦    ¦персонала (ЗСР)                    ¦           ¦           ¦
   ¦    ¦                                   ¦           ¦           ¦
   ¦    ¦                                   ¦           ¦          3¦
   ¦2.2.¦Территория промплощадки АС и СЗЗ   ¦> 275      ¦> 9,7 х 10 ¦
   ¦    ¦                                   ¦           ¦           ¦
   ¦2.3.¦Территория ЗН                      ¦> 7        ¦> 670 <**> ¦
   +----+-----------------------------------+-----------+-----------+
   ¦    ---------------------------                                 ¦
   ¦    <*> Превышение естественного фона.                          ¦
   ¦    <**> Установлен для  критической  группы  (дети  в  возрасте¦
   ¦1 - 2 года).                                                    ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       В  качестве критериев для объявления на АС состояния "Аварийная
   готовность"  приняты  значения основного предела  эффективной  дозы
   (табл.  3.1  НРБ-99)  и  допустимые  концентрации  радионуклидов  в
   атмосферном  воздухе  (табл.  П-1, П-2  НРБ-99)  для  мест,  где  в
   условиях  нормальной эксплуатации они находятся на уровне  значений
   естественного радиационного фона.
       В  качестве критериев для объявления на АС состояния "Аварийная
   обстановка"  приняты  значения,  соответствующие  "нижнему"  уровню
   дозовых критериев, определенных НРБ-99 (табл. 6.3).
       3.1.7.   В   случае   ухудшения   радиационной   обстановки   в
   периодически   обслуживаемых  и  необслуживаемых   помещениях   ЗСР
   действия  по защите персонала осуществляются без ввода  в  действие
   Плана мероприятий по защите.
       3.1.8. Из нерадиационных факторов, влияющих на безопасность АС,
   при   объявлении   на  АС  состояния  "Аварийная  готовность"   или
   "Аварийная обстановка" следует учитывать:
       - пожары и возможности их ликвидации силами ГУГПС МВД России;
       -  состояние  оборудования во время воздействия неблагоприятных
   природных факторов и по их окончании;
       - залповый сброс (выброс) СДЯВ в результате разрыва наибольшего
   количества  технологических емкостей на площадке  АС  и  (или)  при
   воздействии  потенциально  опасных объектов  (складов  ГСМ,  СДЯВ),
   находящихся в СЗЗ.
       Приложения к разделу.
       1. План промплощадки АС.
       2. План санитарно-защитной зоны АС.
       3. План города при АС.
       4. План 30-километровой зоны вокруг АС.
       5.  Расчет-обоснование размеров зон поражения  при  запроектной
   ("реперной")  аварии,  сопровождающейся  выбросом  газо-аэрозольных
   радиоактивных веществ, и при разрыве (разрушении) емкостей с СДЯВ.
       6.  Расчеты зон поражения при радиационной и химической авариях
   на __ АС.
   
                3.2. Порядок объявления на АС состояния
            "Аварийная готовность", "Аварийная обстановка"
      и введения в действие Плана мероприятий по защите персонала
       в случае аварии на атомной станции. Действия оперативного
                     персонала и администрации АС
   
       Устанавливает    первоочередные   действия    эксплуатационного
   персонала  и  администрации АС при возникновении  нарушения  режима
   нормальной эксплуатации станции.
       3.2.1.  При  обнаружении  нарушений пределов  и  (или)  условий
   безопасной  эксплуатации  АС,  при которых  мощность  эквивалентной
   дозы  или  объемная активность йода-131 в воздухе достигнет  уровня
   состояния  "Аварийная  готовность" и (или)  "Аварийная  обстановка"
   (критерии  для объявления на АС состояния "Аварийная готовность"  и
   (или)  "Аварийная  обстановка" приведены в  табл.  1),  а  также  в
   случае  угрозы  безопасности АС при пожарах и стихийных  бедствиях,
   при   нарушении   технологического   режима   или   отказе   систем
   (элементов)   АС,   которые  могут  повлечь  радиационную   аварию,
   эксплуатационный персонал обязан немедленно:
       -   сообщить   об  обстановке  должностному  лицу   в   порядке
   подчиненности, вплоть до НСС;
       -  принять необходимые и доступные меры по оказанию помощи  при
   несчастных случаях, угрозе жизни или переоблучении персонала;
       -   принять   необходимые  и  доступные  меры   по   устранению
   обнаруженного нарушения либо уменьшению его последствий.
       3.2.2.  НСС,  получив  сообщение о фактах, свидетельствующих  о
   возможном возникновении радиационно опасной ситуации или аварии,  а
   также   при   нарушениях,   по  которым  передаются   сообщения   в
   соответствии   с  Положением  о  порядке  расследования   и   учета
   нарушений в работе атомных станций ПНАЭ Г-12-005-97 (НП-004-97,  п.
   2.1),  идентифицирует создавшуюся ситуацию и производит  оповещение
   согласно Перечню нарушений в работе АС, о которых администрация  АС
   должна сообщать немедленно (табл. 2).
   
                                                             Таблица 2
   
                               ПЕРЕЧЕНЬ
            НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ АС, О КОТОРЫХ АДМИНИСТРАЦИЯ
                     АС ДОЛЖНА СООБЩАТЬ НЕМЕДЛЕННО
   
   -----------------------T-----------------------------------------¬
   ¦Наименование нарушений¦   Куда и кому сообщать обо всех видах   ¦
   ¦      в работе АС     ¦         нарушений в работе АС           ¦
   +----------------------+-----------------------------------------+
   ¦Объявление состояния  ¦Дежурный диспетчер концерна              ¦
   ¦"Аварийная готовность"¦"Росэнергоатом"                          ¦
   ¦                      ¦(Кризисный центр концерна                ¦
   ¦                      ¦"Росэнергоатом")                         ¦
   ¦                      ¦СКЦ Минатома России                      ¦
   ¦                      ¦Территориальные органы управления по     ¦
   ¦                      ¦делам ГО и ЧС города при АС и области    ¦
   ¦                      ¦(автономного округа)                     ¦
   ¦Объявление состояния  ¦Начальник отдела инспекции Госатомнадзора¦
   ¦"Аварийная обстановка"¦России на АС                             ¦
   ¦                      ¦Комитет по охране окружающей среды       ¦
   ¦                      ¦области                                  ¦
   ¦Пожар, который может  ¦Дежурный соответствующего округа Госгор- ¦
   ¦повлечь радиационную  ¦технадзора России (в случае повреждения  ¦
   ¦аварию                ¦элемента (элементов) АС, зарегистрирован-¦
   ¦                      ¦ного в органах Госгортехнадзора России)  ¦
   ¦                      ¦Главы администрации города при АС и      ¦
   ¦                      ¦области (автономного округа)             ¦
   ¦Стихийное бедствие    ¦Диспетчер соответствующего управления    ¦
   ¦(землетрясение,       ¦энергосистемы РАО "ЕЭС России" в случаях,¦
   ¦ураган, наводнение и  ¦предусмотренных действующим положением   ¦
   ¦т.п.), которое может  ¦о взаимоотношениях АС с энергосистемой   ¦
   ¦повлечь радиационную  ¦МСЧ                                      ¦
   ¦аварию                ¦Подразделение ГПС по охране АС и област- ¦
   ¦                      ¦ной орган пожарной охраны                ¦
   ¦                      ¦Воинская часть ВВ МВД России, охраняющая ¦
   ¦                      ¦АС (дежурный по воинской части, начальник¦
   ¦                      ¦караула)                                 ¦
   ¦Попытка преступных    ¦Органы МВД России и ФСБ России,          ¦
   ¦элементов совершить   ¦обслуживающие АС                         ¦
   ¦противоправные        ¦Территориальный орган Росгидромета,      ¦
   ¦действия, которые     ¦обслуживающий АС                         ¦
   ¦могут повлечь         ¦Организации других министерств и ведомств¦
   ¦радиационную аварию   ¦на территории АС и в СЗЗ                 ¦
   ¦                      ¦Администрации населенных пунктов в       ¦
   ¦                      ¦5-километровой зоне вокруг АС            ¦
   ¦                      ¦ОКЧС Минатома России (сообщает           ¦
   ¦                      ¦администрация АС)                        ¦
   L----------------------+------------------------------------------
   
       В   целях   сокращения  времени  оповещения   и   своевременной
   организации   работ   по  минимизации  и  ликвидации   чрезвычайной
   ситуации НСС:
       - докладывает лично директору и главному инженеру АС, дежурному
   диспетчеру   концерна   "Росэнергоатом",  территориальным   органам
   управления  по  делам ГО и ЧС города при АС и области  (автономного
   округа);
       -  одновременно  поручает лицу, назначенному  заранее  приказом
   директора  АС,  доложить начальнику отдела инспекции Госатомнадзора
   России на данной АС и сообщить другим абонентам согласно табл. 2;
       -  кроме  того,  НСС  представляет информацию  территориальному
   органу  управления  по делам ГО и ЧС города  при  АС  и  области  и
   дежурному  диспетчеру  концерна "Росэнергоатом"  в  соответствии  с
   установленным порядком;
       -  организует  при необходимости силами оперативного  персонала
   радиационную  разведку  и  обследование оборудования,  помещений  и
   коммуникаций  с  целью установления причин, источников  и  масштаба
   нарушения.
       При   нарушениях,  по  которым  передаются  сообщения  согласно
   Приложению   7,  дежурный  диспетчер  эксплуатирующей   организации
   одновременно  информирует  СКЦ Минатома  России  в  соответствии  с
   установленным порядком.
       3.2.3.  Директор  (главный инженер) АС после получения  от  НСС
   первичной информации о нарушении, оценки и прогноза его развития  и
   (или)   после  ознакомления  с  обстановкой  на  месте  (в   случае
   необходимости)  принимает  решение об объявлении  на  АС  состояния
   "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка" и введении  в
   действие   Плана  мероприятий  по  защите  и  дает  соответствующие
   указания  председателю КЧСО, НСС и начальнику штаба по делам  ГО  и
   ЧС АС (или лицу, его замещающему).
       Принятое  решение доводится до сведения всего  персонала  АС  с
   помощью имеющихся средств связи (громкоговорящей, прямой и  АТС)  и
   оповещения.
       3.2.4.  При  объявлении на АС состояния "Аварийная  готовность"
   НСС  немедленно информирует руководящий состав АС для приведения  в
   состояние   готовности  персонала  и  оборудования  для  устранения
   нарушения,  а  также  для локализации нарушения  и  ликвидации  его
   последствий.  Одновременно уточняется оповещение в  соответствии  с
   Приложениями 8 и 9.
       3.2.5.  При  отсутствии  на  АС директора  (главного  инженера)
   решение  об  объявлении состояния "Аварийная  готовность"  и  (или)
   "Аварийная  обстановка" и введении в действие Плана мероприятий  по
   защите принимает НСС.
       3.2.6.   Введение  в  действие  Плана  мероприятий  по   защите
   осуществляется  путем  последовательного  выполнения   календарного
   плана-графика  проведения основных мероприятий ГО в  случае  аварии
   на АС (Приложение 10).
       3.2.7. Складывающаяся в результате аварии обстановка (по данным
   постов  контроля  и  всех видов разведки, а  также  по  результатам
   лабораторного  контроля отобранных для анализа проб)  наносится  на
   заранее подготовленную топографическую карту масштабом 1:200000.
       3.2.8.  Основные  действия  при  установлении  факта  нарушения
   оперативного  персонала цехов, начальника смены отдела радиационной
   безопасности,  НСС,  руководителей структурных подразделений  АС  и
   директора  АС (РАР) с момента объявления на АС состояния "Аварийная
   готовность"    и    (или)    "Аварийная    обстановка"    приведены
   соответственно в Приложениях 11, 12, 13, 14 и 15.
       Приложения к разделу.
       7. Категории нарушений в работе АС.
       8.   Схема   оповещения  об  объявлении  состояния   "Аварийная
   готовность" и (или) "Аварийная обстановка" на АС.
       9.   Список   абонентов   оповещения  о  состоянии   "Аварийная
   готовность" и (или) "Аварийная обстановка" на АС.
       10. Календарный план-график проведения основных мероприятий  ГО
   в случае аварии на АС.
       11.  Основные  действия оперативного персонала цехов  (отделов,
   лабораторий) АС.
       12.  Основные  действия  начальника смены  отдела  радиационной
   безопасности АС.
       13. Основные действия НСС (до прибытия директора на АС).
       14.  Основные  действия руководителей структурных подразделений
   АС.
       15. План-график действий директора АС (РАР).
   
             3.3. Основные мероприятия по защите персонала
   
       В каждом подразделе подробно излагаются организация указанных в
   нем  мероприятий  на  каждой АС с привлечением  необходимых  сил  и
   средств,  их  укомплектованность специалистами,  оснащенность  СИЗ,
   приборами  радиационной  и химической разведки  и  дозиметрического
   контроля, имуществом, инструментом, техникой.
   
       3.3.1. Организация оповещения и связи
   
       Предусматривает подробное изложение организации и порядка:
       -   передачи  информации  и  оповещения  в  случае  аварии  или
   радиационно  опасной ситуации с момента объявления на АС  состояния
   "Аварийная   готовность"   и   (или)   "Аварийная   обстановка"   в
   соответствии  с  пп.  6.3  и  6.4 Положения  о  порядке  объявления
   аварийной обстановки;
       - обеспечения функционирования системы передачи данных о работе
   блоков каждой АС;
       -  управления  силами  и средствами АС, а  также  привлекаемыми
   силами  и  средствами при проведении на АС  и  в  СЗЗ  СНР  в  ходе
   ликвидации  последствий  аварий, катастроф  и  стихийных  бедствий;
   связи  с  федеральными и региональными противоаварийными  органами,
   местными   органами   власти   и  военным   командованием;   обмена
   информацией  между ЗПУПД (на территории АС, в городе  при  АС  и  в
   районе  эвакуации АС) и другими абонентами в соответствии с  Планом
   мероприятий по защите.
       3.3.1.1.   Для   передачи  информации  и  сигналов   оповещения
   используются имеющиеся каналы (линии) связи (основные и  резервные)
   и   задействуется   ЛСО,   а  с  мобильными  подразделениями   (при
   проведении  разведки, вводе сил и средств в зону аварии, проведении
   СНР) - средства радиосвязи.
       3.3.1.2.  При  организации внешних каналов связи  для  передачи
   данных  между  ЗПУПД (ЗПУПД АС, ЗПУПД Г, ЗПУПД РЭ) и между  ними  и
   Кризисным  центром  концерна "Росэнергоатом" должны  использоваться
   каналы   связи  по  кабельным,  радиорелейным  линиям  и   системам
   спутниковой  связи.  С  каждой  АС  должно  проходить   по   разным
   географическим трассам не менее трех информационных каналов.
       3.3.1.3.  Основными  каналами связи, постоянно  действующими  в
   обычных  условиях  и  в ЧС, должны быть проводные  и  радиорелейные
   междугородние  линии. Спутниковые каналы связи являются  резервными
   средствами  и  используются для передачи данных в  Кризисный  центр
   концерна  "Росэнергоатом" и в СКЦ Минатома России при нарушениях  в
   проводных и радиорелейных линиях связи.
       3.3.1.4.    Все   средства   связи   АС   должны   обеспечивать
   круглосуточный   прием   и  передачу  необходимой   информации   по
   выделенным и коммутируемым каналам связи.
       3.3.1.5. Для обеспечения оповещения и связи в режиме повышенной
   готовности  (состояние  "Аварийная готовность")  и  в  чрезвычайном
   режиме (состояние "Аварийная обстановка") задействуются узлы  связи
   ЗПУПД АС, ЗПУПД Г, ЗПУПД РЭ.
       3.3.1.6.  Надежность и устойчивость связи должна обеспечиваться
   комплексным использованием всех видов связи и узлов связи.
       3.3.1.7.  Оповещение  в случае аварии или  радиационно  опасной
   ситуации  должно содержать краткие рекомендации о мерах  защиты  от
   негативного воздействия последствий нарушения.
       3.3.1.8. Устанавливаются следующие сроки передачи сведений:
       -  незамедлительно по установлении вне зависимости  от  времени
   суток   уведомление   в  случае  аварии  или  радиационно   опасной
   ситуации;
       -  не  позднее 1-го часа от начала аварии - наименование  АС  и
   номер  блока АС, дата и время аварии, состояние блока до нарушения,
   радиационная   обстановка  в  помещениях  АС   и   на   прилегающей
   территории,  предполагаемые причины аварии, краткая  характеристика
   аварии,  суммарное количество радиоактивных продуктов,  поступивших
   в  окружающую  среду при аварии, приблизительный  изотопный  состав
   выброса,  состояние  блока  на время передачи  информации,  краткое
   описание  метеоусловий  в  момент  и  после  аварии  в  районе   АС
   (температура воздуха, облачность, скорость и направление  ветра  на
   различных высотах);
       -  не  позднее  2  часов с момента уведомления,  в  последующем
   ежесуточно к 6 часам (время московское) должна передаваться:
       информация  о  мерах по защите населения и территорий,  ведении
   аварийно-спасательных и других неотложных работ;
       информация  о силах и средствах, задействованных для ликвидации
   чрезвычайных ситуаций;
       уточненная  и  дополнительная информация об аварийном  выбросе,
   обстановке   на   АС,   состоянии  активной   зоны,   радиоактивном
   загрязнении  в  СЗЗ и на прилегающей территории,  уровнях  радиации
   (направляется дежурному диспетчеру концерна "Росэнергоатом" по  его
   требованию).
       Приложение к разделу.
       16. Схема организации оповещения и связи на АС (не приводится).
   
       3.3.2. Приведение в готовность органов управления АС
   
       Определяет  организационные  мероприятия,  сроки  приведения  в
   готовность    СЧСО   и   взаимодействие   КЧСО   с    привлекаемыми
   формированиями   при   объявлении  на   АС   состояния   "Аварийная
   готовность" и (или) "Аварийная обстановка".
       3.3.2.1.   Органами  управления  АС  при  объявлении  состояния
   "Аварийная  готовность"  и  (или)  "Аварийная  обстановка"  на   АС
   являются   КЧСО   и  КЧСК,  осуществляющие  свою   деятельность   в
   соответствии   с  положениями  об  этих  комиссиях,   утверждаемыми
   соответствующими руководителями.
       3.3.2.2. Персональный состав КЧСО и КЧСК определяется приказами
   соответствующих руководителей.
       3.3.2.3. Деятельность КЧСО включает планирование, подготовку  и
   проведение  мероприятий  по  предупреждению  и  ликвидации  ЧС   во
   взаимодействии  с  группой ОПАС, с Кризисным и Аварийно-техническим
   центрами  концерна "Росэнергоатом", центрами технической  поддержки
   Кризисного   центра   и  группы  ОПАС,  территориальными   органами
   управления  по  делам ГО и ЧС города при АС и области  (автономного
   округа),  на  территории  которого действует  АС,  и  привлекаемыми
   силами  и  средствами  других  министерств  и  ведомств  Российской
   Федерации.    Организацию    проведения    указанных    мероприятий
   осуществляет рабочий орган КЧСО - штаб по делам ГО и ЧС АС.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное