Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ИНФОРМАЦИЯ ЦБ РФ ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИИ ЗА ЯНВАРЬ СЕНТЯБРЬ 1997 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                        ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

                        ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИИ
                     ЗА ЯНВАРЬ - СЕНТЯБРЬ 1997 ГОДА

       Платежный баланс   страны   оставался   устойчивым   благодаря
   сохраняющемуся  активному  сальдо  внешней  торговли,  масштабному
   притоку   иностранного   капитала,  накопленному  уровню  валютных
   резервов.
       Вместе с тем в третьем квартале обозначились признаки снижения
   "запаса  прочности"  платежного  баланса:  счет  текущих  операций
   оказался   дефицитным,  замедлился  приток  капитала,  сократились
   официальные валютные резервы.
       В целом  международный  обмен финансовыми ресурсами происходил
   динамичнее, отражая движение страны по пути интеграции в структуру
   мирохозяйственных связей.
       Обязательства российской    экономики    перед    иностранными
   контрагентами  приросли  на  36,9  млрд.  долларов  при увеличении
   требований к  остальному  миру  на  32,4  млрд.  долларов.  Чистая
   задолженность   перед   нерезидентами   преимущественно  росла  по
   государственному сектору (на 19,7  млрд.  долларов),  а  также  по
   сектору коммерческих банков (на 6,3 млрд.  долларов). По остальным
   экономическим секторам имел место чистый рост иностранных активов.

                         СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ

       За девять месяцев 1997 года положительное сальдо счета текущих
   операций  сложилось  в  размере  3  млрд.  долларов,  при этом оно
   снизилось в абсолютном выражении по отношению  к  соответствующему
   периоду предыдущего года почти в два с половиной раза.
       Имело место как сокращение активного торгового баланса (с 14,6
   до  12,5 млрд.  долларов),  так и существенное увеличение дефицита
   баланса доходов (с 3 до 5,7 млрд.  долларов).  Соотношение базовых
   параметров счета текущих операций приведено на графике:

             9 месяцев         9 месяцев          9 месяцев
               1995 г.           1996 г.            1997 г.

   млн.  17 +----------------------------------------------------+ 17
   долл.    ¦   ---¬16,6                                         ¦
         15 +---+//+---------------------------------------------+ 15
            ¦   ¦//¦              ---¬14,6                       ¦
         13 +---+//+--------------+//+---------------------------+ 13
            ¦   ¦//¦              ¦//¦              ---¬12,5     ¦
         11 +---+//+--------------+//+--------------+//+---------+ 11
            ¦   ¦//¦              ¦//¦              ¦//¦         ¦
          9 +---+//+--------------+//+--------------+//+---------+  9
            ¦   ¦//¦7,6 +---------+--+--+ 7,4       ¦//¦         ¦
          7 +---+//+--------------+//+----\---------+//+---------+  7
            ¦   ¦//¦              ¦//¦        \     ¦//¦         ¦
          5 +---+//+--------------+//+-------------\+//+---------+  5
            ¦   ¦//¦              ¦//¦              ¦//¦\ 3,0    ¦
          3 +---+//+--------------+//+--------------+//+--+------+  3
            ¦   ¦//¦              ¦//¦              ¦//¦         ¦
          1 +---+//+--------------+//+--------------+//+---------+  1
            ¦   L--+--T--T===     L--+--T--T===     L--+--T--T===¦
         -1 +------+\\¦||+-----------+\\¦||+-----------+\\¦||+---+ -1
            ¦      ¦\\+----2,1       ¦\\¦||¦-3         ¦\\¦||¦   ¦
         -3 +------+\\+--------------+\\+--+-----------+\\¦||+---+ -3
            ¦      ¦\\¦              L----4,2      -3,6L--+||¦   ¦
         -5 +------+\\+-----------------------------------+||+---+ -5
            ¦      ¦\\¦                               -5,7L---   ¦
         -7 +------+--+------------------------------------------- -7
                   -7,0

       ---¬
       ¦//¦ - Сальдо торгового баланса
       L---
       ---¬
       ¦\\¦ - Сальдо баланса услуг
       L---
       ---¬
       ¦||¦ - Сальдо доходов
       L---
       ===  - Сальдо трансфертов

       -+-  - Сальдо текущих операций

       Торговый баланс.  Экспорт  товаров  оценивался  в   63   млрд.
   долларов,  в    том    числе    в   страны  дальнего  зарубежья  -
   50 млрд.  долларов,  в страны СНГ - 13 млрд.  долларов. Впервые за
   последние  годы зафиксировано снижение объемов экспортных поставок
   в сравнении с сопоставимым периодом предыдущего года,  в том числе
   вывоз  товаров  в  страны  дальнего зарубежья сократился на 3%,  в
   страны СНГ - на 4 процента.
       Конъюнктура внешнего   рынка   для  отечественных  экспортеров
   складывалась неблагоприятно.  Наблюдавшееся усиление  конкурентной
   борьбы оказалось для страны весьма чувствительным в силу того, что
   оно проявилось на  сегменте,  где  в  последние  годы  происходила
   концентрация российских   поставок.   Речь   идет   о  топливно  -
   энергетических товарах,  доля которых в отчетном периоде составила
   48%  отечественного   экспорта   против  46%   в январе - сентябре
   1996 года.  В то же время традиционные торговые партнеры из  стран
   Восточной  Европы,  стремясь  ослабить зависимость от монопольного
   российского источника энергоносителей,  увеличивали импорт газа из
   Норвегии, Нидерландов и Великобритании.
       В результате наблюдалось опережение темпов  роста  предложения
   относительно  спроса,  что  способствовало  снижению  мировых цен.
   Последние сократились к уровню 9 месяцев 1996 года по  большинству
   значимых для страны товаров, негативно сказавшись на эффективности
   экспорта в целом.  Сводный индекс  мировых  цен,  рассчитанный  по
   структуре   российского  экспорта  в  страны  дальнего  зарубежья,
   составил 0,98.
       Усиление конкуренции   проявилось   также   и   в  ужесточении
   требований  внешнего  рынка  к  качеству  поставляемой  из  России
   продукции. Ее  примером  может  служить  введение  ЕС  директивы о
   снижении содержания серы в моторном дизельном  топливе  с  0,2  до
   0,05%, приведшее к падению темпов его экспорта.
       Под "вывеской"  антидемпинговой   борьбы   против   российских
   экспортеров  вводились  и  прямые ограничения,  ущерб от которых в
   расчете на год оценивается  на  сумму  свыше  500  млн.  долларов.
   Уровень  антидемпинговых  пошлин  на российские товары,  введенных
   Европейской комиссией в последние  годы,  выводит  экспорт  целого
   ряда российских товаров за черту экономической целесообразности.
       Налоговые ограничения  осуществляли  и  страны  СНГ.  В  конце
   1996 года   Украина,  а  с  1  января  1997  года  и  Казахстан  в
   одностороннем порядке перешли к практике  взимания  НДС  по  месту
   назначения товаров,  в результате чего товары из России попали под
   двойное   налогообложение,   в   значительной   степени    утратив
   конкурентоспособность на рынках названных стран.
       Сокращение вывоза товаров  за  рубеж  было  также  обусловлено
   изменениями в экономической стратегии стран - партнеров.  Снижение
   доли синтетического каучука в мировом потреблении каучука  привело
   к  сокращению  его  экспорта на 30%  к уровню 9 месяцев 1996 года;
   из-за расширения Китаем производственных мощностей по производству
   собственного   карбамида   Россия  в  значительной  мере  утратила
   крупнейшего торгового партнера, потреблявшего ранее почти половину
   отечественного экспорта минеральных удобрений.
       Что касается внутренних причин снижения  экспортных  поставок,
   то главной     причиной    здесь    остается    недоинвестирование
   экспортоориентированных отраслей.  Дефицит инвестиционных ресурсов
   в экономике,  наблюдавшийся  в  последние  годы,  в первую очередь
   сказался на     снижении      конкурентоспособности      продукции
   машиностроительного комплекса.  В  январе  - сентябре 1997 года ее
   экспорт   сократился   к   уровню  сравниваемого  периода  еще  на
   2 процента.
       Наиболее крупными получателями российских товаров,  по  данным
   ГТК  России,  оставались  Украина  и  Германия,  на  долю  которых
   приходилось по  8%  общего  объема  поставок  за  рубеж,  а  также
   Белоруссия, США и Нидерланды - по 5 процентов.
       Импорт товаров составил 50 млрд.  долларов (из стран  дальнего
   зарубежья - около 37 млрд. долларов, из стран СНГ - свыше 13 млрд.
   долларов),  оставшись на уровне девяти месяцев  предыдущего  года.
   Поступление  продукции  из стран дальнего зарубежья выросло на 7%,
   из стран СНГ - уменьшилось на 14 процентов.
       В целом товарная структура иностранных поставок не изменилась:
   по-прежнему в импорте преобладает продукция машиностроения (33%).
       Наибольший прирост   ввоза   товаров,  зарегистрированных  ГТК
   России,  пришелся  на  транспортные  средства:  свыше  0,5   млрд.
   долларов  -  на  автомобили  и  примерно столько же - на продукцию
   судостроения.  Импорт   станков,   оборудования   и   механических
   устройств, напротив, несколько сократился.
       Новым моментом  отчетного  периода  явилось  снижение  объемов
   ввоза   сложной  бытовой  техники  (на  28%)  в  условиях  высокой
   насыщенности ею внутреннего рынка.
       Что касается    импорта   продовольствия,   другой   важнейшей
   составляющей  ввоза  товаров,  то  он  возрос   на   3%,   отражая
   продолжающийся спад в отечественной пищевой промышленности.
       На треть  увеличилось   поступление   лекарственных   средств,
   реагируя на быстрорастущий российский рынок. По имеющимся оценкам,
   за последние три года его объем увеличился в 2 раза, и на 50 - 70%
   он обеспечивается поступлениями извне.
       Результатом мер по укреплению налоговой и платежной дисциплины
   во внешнеторговой сфере  стало  сокращение  нерегистрируемого  ГТК
   России импорта  (включая  ввоз товаров "челноками").  Объемы таких
   поступлений, по  оценкам  Банка   России,   снизились   к   уровню
   января -  сентября  1996 года на 3 процента.  В первую очередь это
   произошло за счет сокращения импорта из стран СНГ.
       Стоимость нерегистрируемого импорта за  9  месяцев  1997  года
   составила порядка 14 млрд. долларов, или 28% общего объема импорта
   (по дальнему зарубежью - 30%, по странам СНГ - 22%).
       Наиболее крупными  поставщиками  продукции  в нашу страну,  по
   данным ГТК,  в отчетном периоде  были  Германия  (12%  российского
   импорта), Белоруссия, Украина и США (по 8%).
       Дефицит баланса  услуг   составил  3,6 млрд.  долларов  против
   4,2 млрд.  долларов  в  январе  -  сентябре  1996  года.   Экспорт
   сохранился на прежнем уровне, импорт уменьшился на 4 процента.
       По-прежнему наибольшую  часть в международном обороте занимают
   услуги,  отражаемые в платежном балансе  по  статьям  "поездки"  и
   "транспорт".
       Предоставленные услуги,   связанные  с  туризмом,  частными  и
   деловыми поездками,  в  целом  сократились  на  3%:  по   дальнему
   зарубежью  они  увеличились   на  1%,   по  ближнему  -  упали  на
   11 процентов.  Последнее было  связано  не  только  с  уменьшением
   общего числа граждан СНГ,  посетивших Россию,  но и с изменением в
   соотношении между категориями въезжающих по целям поездок в пользу
   частных   визитов,  предполагающих  относительно  низкие  удельные
   затраты в стране пребывания.
       Имело место также сокращение экспорта  транспортных  услуг  (в
   страны дальнего зарубежья - на 4%,  в СНГ - на 1%), хотя их доля в
   общем экспорте оставалась весьма существенной - 25%.
       В импорте   услуг   56%   приходилось   на  оплату  пребывания
   российских граждан за рубежом.  По дальнему зарубежью она  выросла
   на 2 процента, что связано не только с ростом затрат на собственно
   отдых,  туризм и пребывание в деловых поездках,  но и с  возросшей
   стоимостью  покупок  товаров для личного потребления,  в том числе
   легковых  автомобилей.   Как   показывают   данные   туристических
   агентств,  резиденты  России  демонстрировали устойчивое повышение
   спроса на дорогостоящие туры за  рубеж.  Одновременно  происходило
   дальнейшее  сокращение  численности  россиян,  выезжавших в страны
   СНГ.  Снижение импорта услуг по  статье  "Поездки"  из  стран  СНГ
   составило 29 процентов.
       Импорт услуг транспорта вырос на 11%,  в том  числе  из  стран
   дальнего  зарубежья  - на 24 процента.  Таким образом,  не удалось
   преодолеть сложившуюся  в  предыдущие  годы  тенденцию  вытеснения
   отечественных   транспортных  организаций  с  рынка  международных
   перевозок. Импорт услуг транспорта из стран СНГ сократился на 17%,
   что   связано   со  снижением  объемов  торговли  с  государствами
   Содружества.
       Баланс оплаты труда сложился с отрицательным сальдо в  размере
   0,3 млрд.    долларов.   Заметно   возросли   доходы   резидентов,
   трудоустроенных за  границей,  хотя  общая  величина   их   оплаты
   остается небольшой (0,2 млрд. долларов).
       Учтенный размер  выплат  нерезидентам,  временно   занятым   в
   экономике  нашей  страны,  составил  в январе - сентябре 1997 года
   0,5 млрд.  долларов и был  на  20%  выше  уровня  соответствующего
   периода предыдущего года.  Две третьих этих средств было выплачено
   гражданам стран СНГ.
       Отрицательное сальдо  баланса  доходов от инвестиций составило
   5,4 млрд.  долларов.  Абсолютное  его  значение  в  таком  большом
   размере было  зафиксировано  впервые.  Величину  сальдо определяло
   снижение на 6%  сумм поступающих доходов на фоне  резко  возросших
   (почти на 40%) платежей страны.
       За январь  -  сентябрь  1997  года предусматривалось получение
   Россией средств в сумме 3,5 млрд.  долларов.  Подавляющая величина
   инвестиционных   доходов  к  получению,  как  и  в  прежние  годы,
   приходилась на обслуживание кредитов,  предоставленных еще  бывшим
   СССР.
       Сложившаяся сумма доходов, подлежащих выплате, характеризующая
   текущую стоимость  обслуживания  иностранных  пассивов  экономики,
   составила 9   млрд.   долларов   против   6,4   млрд.  долларов  в
   сопоставимом периоде 1996  года.  Такое  увеличение  было  связано
   преимущественно с  начислением процентов по государственным ценным
   бумагам, находящимся  в  собственности  нерезидентов,   в   первую
   очередь по  ГКО  -  ОФЗ  -  на сумму 2,5 млрд.  долларов.  Платежи
   процентов по  привлеченным  кредитам  (учтенные  в  текущем  счете
   платежного  баланса  в  соответствии  с  графиком  их начислений),
   оставаясь наиболее значимой позицией в платежах  за  использование
   иностранного капитала,  соответствовали уровню 9 месяцев 1996 года
   (5,5 млрд. долларов).
       Отношение размера    процентных   платежей   всеми   секторами
   экономики к ВВП (в текущих ценах) выросло с 2% в январе - сентябре
   1996 года до 2,6%  в отчетном периоде.  Для сравнения отметим, что
   примерно такую же "долговую нагрузку" имели в 1995  году  Чехия  и
   Польша.
       По текущим  трансфертам  размеры  поступлений  гуманитарной  и
   технической помощи от  иностранных  государств  уменьшились  почти
   вдвое   и   составили   0,2  млрд.  долларов.  Сокращение  объемов
   полученной безвозмездной помощи наблюдалось и в  предыдущем  году,
   и,  таким образом,  значимость этой позиции для платежного баланса
   страны постепенно снижается.

         СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

       Счет операций с капиталом.  Сальдо международных операций,  не
   предполагающих   встречных   потоков   экономических  ценностей  и
   классифицируемых в платежном балансе как  капитальные  трансферты,
   сложилось отрицательным - 0,2 млрд. долларов.
       Главным образом речь идет о трансфертах мигрантов,  отражающих
   суммарную стоимостную оценку потоков имущества, финансовых активов
   и обязательств,  сопровождающих их перемещение в нашу страну и  из
   нее.  Наиболее значимыми продолжают оставаться миграционные потоки
   между Россией и странами СНГ:  их доля в общем  объеме  полученных
   трансфертов  за  девять  месяцев  1997  года составила почти 100%,
   выплаченных - около 50 процентов.
       В целом стоимостная оценка вывезенных из  России  в  январе  -
   сентябре  1997  года  эмигрантами  ресурсов  (2,1 млрд.  долларов)
   превышала  оценку  соответствующих  средств,   ввезенных  в Россию
   (1,9 млрд.  долларов).  По   сравнению   с  аналогичным   периодом
   1996 года  имело  место   снижение   как  объема  выплаченных  (на
   19 процентов),   так   и  полученных  (на  16  процентов)  Россией
   капитальных трансфертов.
       Финансовый счет.  Сальдо финансового счета в его аналитическом
   представлении сложилось положительным -  12,2  млрд.  долларов  (в
   январе -  сентябре  1996  года  оно было отрицательным - 4,2 млрд.
   долларов).  Это означает, что на такую величину зарегистрированный
   приток   иностранного   капитала   в  Россию  превысил  инвестиции
   резидентов в иностранные активы (без  учета  официальных  валютных
   резервов).   Интенсивность   потоков  капитала  возросла,  отражая
   процесс  интеграции  России  в  систему  международных  финансовых
   отношений.  Приток  иностранных  инвестиций   в  страну  возрос  в
   2,4 раза, вывоз капитала - почти на одну треть.
       Структура привлекаемого    капитала    существенным    образом
   изменилась.  Отмечен  рост  доли  прямых  и портфельных инвестиций
   нерезидентов при заметном  снижении  значения  прочих  инвестиций,
   представленных  главным  образом иностранными кредитами.  Причем в
   структуре иностранных кредитов необходимо  отметить  рост  ссуд  и
   займов,   предоставленных   сектору  нефинансовых  предприятий,  и
   сокращение государственных внешних заимствований в этой форме.

        СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
                     В ЯНВАРЕ - СЕНТЯБРЕ 1997 ГОДА

   ------------T----------T----------T-----------T----------T----------¬
   ¦   Вид     ¦I квартал ¦II квартал¦III квартал¦ Январь - ¦Справочно:¦
   ¦инвестиций ¦          ¦          ¦           ¦ сентябрь ¦ январь - ¦
   ¦           ¦          ¦          ¦           ¦  1997 г. ¦ сентябрь ¦
   ¦           ¦          ¦          ¦           ¦          ¦  1996 г. ¦
   ¦           +-----T----+-----T----+-----T-----+-----T----+-----T----+
   ¦           ¦млрд.¦доля¦млрд.¦доля¦млрд.¦доля ¦млрд.¦доля¦млрд.¦доля¦
   ¦           ¦долл.¦в % ¦долл.¦в % ¦долл.¦в %  ¦долл.¦в % ¦долл.¦в % ¦
   +-----------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+----+-----+----+
   ¦Прямые     ¦ 0,9 ¦ 12 ¦ 2,0 ¦ 12 ¦ 2,2 ¦ 18  ¦ 5,0 ¦ 13 ¦ 1,4 ¦  9 ¦
   +-----------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+----+-----+----+
   ¦Портфельные¦ 5,5 ¦ 71 ¦ 8,0 ¦ 47 ¦ 2,1 ¦ 17  ¦15,7 ¦ 43 ¦ 2,3 ¦ 15 ¦
   +-----------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+----+-----+----+
   ¦Прочие     ¦ 1,3 ¦ 17 ¦ 7,1 ¦ 41 ¦ 7,8 ¦ 65  ¦16,2 ¦ 44 ¦11,3 ¦ 76 ¦
   +-----------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+----+-----+----+
   ¦Всего      ¦ 7,7 ¦100 ¦17,1 ¦100 ¦12,1 ¦100  ¦36,9 ¦100 ¦15,1 ¦100 ¦
   L-----------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+----+-----+-----

       Примечание. Без  учета  происшедшего  в  I  квартале 1997 года
   взаимозачета финансовых требований  между  Россией  и  Польшей  на
   сумму 8 млрд. долларов.

       Примечательным обстоятельством    было    увеличение   притока
   капитала в наиболее  эффективной  с  точки  зрения  стимулирования
   экономического  роста  форме - форме прямых иностранных инвестиций
   (с 1,4  до  5  млрд.  долларов).  Однако  самым  весомым  явлением
   отчетного  периода  стал  массовый  приток  портфельных инвестиций
   нерезидентов:  их доля увеличилась с 15 до 43 процентов, а объем -
   почти в семь раз.
       Основной формой увеличения иностранных  требований  резидентов
   выступили,  как и в январе - сентябре 1996 года, прочие инвестиции
   сектора нефинансовых предприятий.
       Структура прироста    иностранных    требований     резидентов
   Российской Федерации (кроме резервных активов) в январе - сентябре
   1996 и 1997 годов представлена ниже.

                                                     (млрд. долларов)
   ----------------T--------T-------T--------T----------T-----------¬
   ¦Вид инвестиций ¦   I    ¦  II   ¦  III   ¦ Январь - ¦Справочно: ¦
   ¦               ¦квартал ¦квартал¦квартал ¦ сентябрь ¦ январь -  ¦
   ¦               ¦        ¦       ¦        ¦  1997 г. ¦ сентябрь  ¦
   ¦               ¦        ¦       ¦        ¦          ¦  1996 г.  ¦
   +---------------+--------+-------+--------+----------+-----------+
   ¦Прямые         ¦   0,5  ¦  0,6  ¦   0,7  ¦   1,8    ¦    0,3    ¦
   +---------------+--------+-------+--------+----------+-----------+
   ¦Портфельные    ¦  -0,2  ¦  0,1  ¦   0,3  ¦   0,2    ¦   -0,1    ¦
   +---------------+--------+-------+--------+----------+-----------+
   ¦Прочие         ¦   7,4  ¦  6,9  ¦   8,5  ¦  22,8    ¦   19,0    ¦
   +---------------+--------+-------+--------+----------+-----------+
   ¦Всего          ¦   7,7  ¦  7,6  ¦   9,5  ¦  24,8    ¦   19,2    ¦
   L---------------+--------+-------+--------+----------+------------

       Примечания. 1.  Знак "-" означает снижение иностранных активов
   резидентов.
       2. В прочие инвестиции включена поправка к резервным активам.
       3. Без  учета происшедшего в I квартале 1997 года взаимозачета
   финансовых   требований   между   Россией   и  Польшей  на   сумму
   8 млрд. долларов.

       Смысл чистого прироста  требований  на  нерезидентов  имеет  и
   сложившаяся   в   балансе   дебетовая  ошибка  (статья  "ошибки  и
   пропуски").  Ее абсолютная величина составила 7,3 млрд.  долларов,
   что,    по-видимому,   связано   не   только   с   несовершенством
   статистической  базы,  используемой  при  составлении   платежного
   баланса, но и с наличием процессов нелегального вывоза капитала.
       Приток прямых  инвестиций,  как  отмечалось  выше,  увеличился
   почти  в  четыре  раза  и  составил  в  отчетном периоде 5,0 млрд.
   долларов (в том числе 1,1 млрд.  долларов -  оплаченная  стоимость
   пакета акций ОАО "Связьинвест"). Нерезиденты отдавали предпочтение
   вложениям   в   финансовый   сектор,   предприятия   топливно    -
   энергетического комплекса,  а также в отрасли, относящиеся к сфере
   обращения  и  обеспечивающие   быструю   капиталоотдачу:   пищевая
   промышленность, общественное питание и торговля.
       Приток прямых иностранных инвестиций  в  определенной  степени
   восполнял   недостаток   внутренних  капиталовложений.  По  данным
   Госкомстата России,  в январе -  сентябре  1997  года  продолжался
   внутренний  инвестиционный  кризис:  общие  инвестиции  в основной
   капитал снизились по сравнению с соответствующим периодом прошлого
   года на 7 процентов.

            ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
           (ПО ДАННЫМ ПЛАТЕЖНЫХ БАЛАНСОВ ЗА 1994 - 1997 ГГ.)

   млн.  6000 T-----------------------------------------------------¬
   долл.      ¦                                             5023    ¦
   США   5000 +-------------------------------------------T------T--+
              ¦                                           ¦      ¦  ¦
         4000 +-------------------------------------------+      +--+
              ¦                                           ¦      ¦  ¦
         3000 +-------------------------------------------+      +--+
              ¦                                           ¦      ¦  ¦
         2000 +--------------------------------1430-------+      +--+
              ¦                   1103       --------¬    ¦      ¦  ¦
         1000 +-----351---------T------T-----+       +----+      +--+
              ¦  -------¬       ¦      ¦     ¦       ¦    ¦      ¦  ¦
            0 +--+------+---+---+------+--+--+-------+-+--+------+---
                 янв. -          янв. -       янв. -       янв. -
                 сент.           сент.        сент.        сент.
                1994 г.         1995 г.      1996 г.      1997 г.

       Зарегистрированный размер  вывоза  капитала  в  форме   прямых
   инвестиций также  существенно вырос и составил в январе - сентябре
   1997 года 1,8 млрд. долларов.
       Российские предприятия топливно  -  энергетического  комплекса
   осуществляли    масштабные    капиталовложения,    связанные    со
   строительством  за  границей  газо-  и  нефтепроводов,   а   также
   инвестировали  в  совместные  производства  по  добыче минеральных
   ресурсов.
       В январе   -   сентябре   1997   года  произошло  значительное
   увеличение  (на  15,7  млрд.  долларов)  иностранных  обязательств
   резидентов России по портфельным инвестициям.
       Решающее значение имела последовательная либерализация доступа
   капитала нерезидентов  на  рынок  государственных  ценных   бумаг,
   которая в условиях относительно высоких реальных процентных ставок
   стимулировала дополнительный  приток  иностранных   инвестиций   в
   ГКО -  ОФЗ:  чистые  поступления  составили  10,7 млрд.  долларов.
   Наиболее  интенсивный   приток   капитала   наблюдался  во  втором
   квартале -  почти  5 млрд.  долларов.  В июле доля нерезидентов на
   рынке ГКО - ОФЗ достигла своего максимума (около 30  процентов  от
   общего объема рынка), увеличившись с начала года почти в два раза.
   В июле - августе доходность государственных ценных  бумаг  заметно
   снизилась,  и  нерезиденты  уже  не были готовы осуществлять новые
   крупномасштабные  инвестиции:  в  III   квартале   чистый   приток
   иностранного капитала составил всего 1,9 млрд.  долларов. При этом
   иностранные  участники  предпочитали  инвестировать   в   наиболее
   доходные бумаги - ОФЗ.
       Данные об инвестициях нерезидентов на рынок ГКО  -  ОФЗ  через
   стандартный механизм с использованием счетов типа "С" представлены
   в следующей таблице:

                                                        (млрд. долл.)
   ------------------T-----T-------T-------T-------T-------T--------¬
   ¦                 ¦1996 ¦   I   ¦  II   ¦  III  ¦ Янв. -¦ Всего  ¦
   ¦                 ¦ год ¦квартал¦квартал¦квартал¦ сент. ¦ 1996 - ¦
   ¦                 ¦     ¦1997 г.¦1997 г.¦1997 г.¦1997 г.¦ янв. - ¦
   ¦                 ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦ сент.  ¦
   ¦                 ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦1997 гг.¦
   +-----------------+-----+-------+-------+-------+-------+--------+
   ¦1. Чистый приток ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦средств нерези-  ¦ 5,9 ¦  4,0  ¦  4,8  ¦  1,9  ¦ 10,7  ¦ 16,6   ¦
   ¦дентов           ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
   +-----------------+-----+-------+-------+-------+-------+--------+
   ¦2. Начисленные   ¦ 0,6 ¦  0,7  ¦  0,9  ¦  0,9  ¦  2,5  ¦  3,1   ¦
   ¦доходы           ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
   L-----------------+-----+-------+-------+-------+-------+---------

       На динамику  портфельных  инвестиций   повлиял   также   выход
   Правительства России   и   местных   органов   власти   на   рынок
   еврооблигаций. Общая сумма,  полученная  федеральными  и  местными
   органами власти  России  от размещения еврооблигаций,  составила в
   январе - сентябре 1997 года около 4 млрд.  долларов.  Министерство
   финансов  Российской Федерации осуществило два займа в этой форме:
   в марте (условия  выпуска  еврооблигаций:  номинал  2  млрд.  нем.
   марок,  облигации выпущены на семь лет, ставка купона 9 процентов)
   и в  июне  1997  года  (условия:  номинал 2 млрд. долл. США,  срок
   10 лет, ставка купона 10 процентов).
       Местные органы власти впервые вышли со своими ценными бумагами
   на международный  рынок  капиталов.  В мае 1997 года правительство
   Москвы  разместило  еврооблигации на сумму 500 млн. долларов (срок
   3 года,  ставка  купона  9,5%),  в  июне  -  правительство Санкт -
   Петербурга на сумму 300 млн.  долларов (срок 5 лет,  ставка купона
   9,5%).
       Нерезиденты участвовали  и на рынке облигаций государственного
   внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). В январе - сентябре 1997 года
   чистый  приток  иностранного  капитала  составил  около  0,2 млрд.
   долларов.
       Зарегистрированный официальной       статистикой       прирост
   обязательств  по  портфельным  инвестициям  сектора   нефинансовых
   предприятий составил около 0,5 млрд.  долларов.  Для сравнения:  в
   соответствующем  периоде  1996  года  аналогичный  показатель   не
   достигал и 0,1 млрд.  долларов.  Тем не менее, по мнению экспертов
   Банка России,  в этих данных не в  полной  мере  отражен  реальный
   масштаб  явления.  По-видимому,  приток инвестиций нерезидентов на
   рынок  корпоративных  ценных  бумаг  был  более  значительным.   В
   противном  случае  трудно  объяснить  наблюдавшееся  стремительное
   увеличение  индексов,  характеризующих  курсовую  стоимость  акций
   крупнейших  российских  акционерных  обществ (индекс РТС за девять
   месяцев вырос более чем в 2,4 раза).
       Суммарная величина  отраженных  в  платежном  балансе прямых и
   портфельных иностранных инвестиций в  экономику  России  составила
   20,7 млрд.   долларов,   т.е.   около   6,2%   к   ВВП  страны  (в
   соответствующем периоде 1996 года - 3,8 млрд.  долларов, или около
   1,1% к  ВВП),  что  свидетельствует  о  существенном росте влияния
   иностранного капитала на макроэкономическую ситуацию в России.
       К "прочим инвестициям" в платежном балансе отнесены операции с
   наличной  валютой,  движение  остатков  на  текущих  счетах  и   в
   депозитах,  торговые кредиты и авансы, ссуды и займы, просроченная
   задолженность.
       Сложившееся по  данной статье отрицательное сальдо - 6,6 млрд.
   долларов  -  свидетельствует  о  происходившем   чистом   приросте
   иностранных активов резидентов в указанной форме.
       Прирост наличной иностранной  валюты  в  небанковском  секторе
   экономики  в  январе  -  сентябре  1997  года  составил  7,1 млрд.
   долларов, т.е. был самым большим с 1992 года.
       Население продолжало  использовать  наличную  СКВ  в  качестве
   инструмента сбережения.  Если в I полугодии 1997 года  наблюдалось
   некоторое снижение   спроса   резидентов   на  СКВ  (доля  покупки
   иностранной валюты  в  структуре  использования  денежных  доходов
   населения снизилась  с  23,6  процента в январе до 19,5 процента в
   июне,  а  накопления  наличной  СКВ   приросли    в  апреле - июне
   1997 года,  по оценкам Банка России, всего на 1,3 млрд. долларов),
   то в  июле  -  сентябре  спрос  на  валюту существенно увеличился.
   Указанная динамика определялась  наложением  нескольких  факторов:
   повышенным   сезонным  спросом  периода  летних  отпусков;  ростом
   реальных располагаемых  доходов  населения;  снижением  процентных
   ставок   по   рублевым   финансовым   инструментам,   используемым
   населением;  объявлением в июле о введении 0,5-процентного  налога
   на  покупку  наличной  СКВ и в августе - о предстоящей деноминации
   рубля.
       Кроме того,  дополнительный спрос на наличную  СКВ  предъявлял
   "теневой"   сектор  экономики,  использующий  наличные  доллары  в
   качестве средства обращения.
       В результате   среднеквартальный   показатель   доли   покупки
   иностранной валюты  в  структуре  использования  денежных  доходов
   населения  достиг  максимального  за  1996 -  1997  гг.  уровня  в
   22 процента,  а  накопления  наличной  СКВ  в небанковском секторе
   увеличились в III квартале 1997 года на 3,4 млрд. долларов.

              БАЛАНС ДВИЖЕНИЯ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
                     В ЯНВАРЕ - СЕНТЯБРЕ 1997 ГОДА

                                                 (млрд. долларов США)
   -----------------------T--------T--------------------------------¬
   ¦                      ¦Январь -¦           Справочно:           ¦
   ¦                      ¦сентябрь+-------T-------T-------T--------+
   ¦                      ¦1997 г. ¦   I   ¦  II   ¦  III  ¦январь -¦
   ¦                      ¦        ¦квартал¦квартал¦квартал¦сентябрь¦
   ¦                      ¦        ¦1997 г.¦1997 г.¦1997 г.¦ 1996 г.¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦1. Ввезено, всего     ¦  29,3  ¦  9,2  ¦  8,4  ¦  11,7 ¦  27,8  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- банковской системой ¦  25,5  ¦  8,3  ¦  7,3  ¦  10,0 ¦  24,0  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- иммигрантами        ¦   0,8  ¦   0,2 ¦  0,3  ¦   0,3 ¦   0,9  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- туристами           ¦   2,5  ¦   0,5 ¦  0,7  ¦   1,2 ¦   2,5  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- по каналам нерегис- ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦  трируемой торговли  ¦   0,5  ¦   0,2 ¦  0,1  ¦   0,2 ¦   0,4  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦2. Вывезено, всего    ¦  21,9  ¦   6,5 ¦  7,2  ¦   8,2 ¦  22,0  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- банковской системой ¦   0,5  ¦   0,2 ¦  0,2  ¦   0,2 ¦   0,3  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- эмигрантами         ¦   0,7  ¦   0,1 ¦  0,3  ¦   0,2 ¦   1,0  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- туристами           ¦   5,5  ¦   1,4 ¦  1,7  ¦   2,4 ¦   5,8  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- по каналам нерегис- ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦  трируемой торговли  ¦  14,4  ¦   4,6 ¦  4,8  ¦   5,0 ¦  14,1  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- прочие              ¦   0,9  ¦   0,2 ¦  0,3  ¦   0,3 ¦   1,0  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦3. Прирост наличной   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦СКВ у резидентов,     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦всего                 ¦   7,4  ¦   2,7 ¦  1,2  ¦   3,5 ¦   5,8  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- в банковском секторе¦   0,2  ¦   0,2 ¦ -0,1  ¦   0,1 ¦   0,1  ¦
   +----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
   ¦- в секторе нефинансо-¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦вых предприятий и в   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦секторе домашних      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦хозяйств              ¦   7,1  ¦   2,4 ¦  1,3  ¦   3,4 ¦   5,7  ¦
   L----------------------+--------+-------+-------+-------+---------

       Изменения, происшедшие в отчетном периоде по  статье  "текущие
   счета и депозиты",  во многом определялись операциями коммерческих
   банков России.  Уменьшение их иностранных активов в  данной  форме
   составило  0,3  млрд.  долларов (в январе - сентябре 1996 года они
   уменьшились  на  0,9  млрд.  долларов).  При  этом   поквартальная
   динамика  носила  разнонаправленный характер.  В I квартале активы
   заметно снизились (-1,4 млрд.  долларов),  во II и  III  кварталах
   имело  место  практически  адекватное  их  увеличение  (1,1  млрд.
   долларов).  Последнее явилось  естественным  итогом  значительного
   притока в экономику в данном периоде средств нерезидентов.
       Рост обязательств  коммерческих  банков  в  форме  остатков на
   текущих  счетах  и  в  депозитах  составил значительную величину в
   3,0 млрд.  долларов (в январе - сентябре 1996 года соответствующий
   показатель  находился   на  уровне  1  млрд.  долларов).  Основная
   причина - активизация инвестиционной деятельности нерезидентов.
       Сумма предоставленных "торговых кредитов и авансов"  составила
   6,1 млрд.  долларов. Иными словами, итоги девяти месяцев 1997 года
   показали, что примерно 8%  экспортных поставок  осуществлялось  на
   условиях рассрочки  платежа,  превышающей рамки отчетного периода.
   При этом  органами  таможенно  -  банковского  валютного  контроля
   зафиксирована  нерепатриация  в законодательно установленные сроки
   выручки за экспортированные товары на сумму 2,6 млрд.  долларов, а
   также непоступление товаров в счет предоставленных ранее импортных
   авансов (3,9 млрд. долларов).
       Решающую роль в операциях между резидентами  и  нерезидентами,
   которые  относятся  в платежном балансе к разделу "ссуды и займы",
   по-прежнему играет деятельность Правительства России по управлению
   государственным   внешним   долгом   и  государственными  внешними
   активами.
       По предоставленным государственным кредитам нерезидентами было
   погашено всего около 1,1 млрд. долларов из подлежащих к выплате по
   графику 9,4 млрд.  долларов (сумма основного долга и процентов без
   учета взаимозачета финансовых требований между Россией и Польшей).
   При  этом  государства  -  бывшие республики СССР в счет погашения
   задолженности перед Россией  фактически  перечислили  в  январе  -
   сентябре  1997  года  около  0,4  млрд.  долларов.  В  этой  связи
   необходимо упомянуть,  что,  учитывая  практическую  неспособность
   государств   СНГ   осуществлять   выплаты  на  условиях  кредитных
   соглашений 1993 - 1994 годов,  Россией были подписаны соглашения о
   реструктуризации  этой  задолженности  с  большинством  стран СНГ.
   Перенос задолженности в соответствии с новыми  соглашениями  нашел
   свое отражение в платежном балансе за I квартал 1997 года.
       В сентябре 1997 года произошло важное событие -  Россия  стала
   полноправным   членом   Парижского   клуба   стран  -  кредиторов.
   Предполагается,  что в  перспективе  должны  увеличиться  наличные
   платежи  в  пользу России по кредитам,  ранее предоставленным СССР
   развивающимся странам.
       Ниже приведены     показатели,     характеризующие    операции
   Правительства  России  по  управлению  государственными   внешними
   активами в форме ссуд и займов.

                                                     (млрд. долларов)
   ---------------------T---------------------T---------------------¬
   ¦    Наименование    ¦     9 месяцев       ¦Справочно: 9 месяцев ¦
   ¦     показателя     ¦     1997 года       ¦       1996 г.       ¦
   ¦                    +-----T---------T-----+-----T---------T-----+
   ¦                    ¦всего¦ дальнее ¦ СНГ ¦всего¦ дальнее ¦ СНГ ¦
   ¦                    ¦     ¦зарубежье¦     ¦     ¦зарубежье¦     ¦
   +--------------------+-----+---------+-----+-----+---------+-----+
   ¦1. Предоставлено    ¦     ¦         ¦     ¦     ¦         ¦     ¦
   ¦новых кредитов      ¦ 0,09¦   0,06  ¦ 0,02¦ 0,10¦  0,09   ¦ 0,01¦
   +--------------------+-----+---------+-----+-----+---------+-----+
   ¦2. График платежей  ¦ 9,4 ¦   8,6   ¦ 0,8 ¦10,4 ¦  9,3    ¦ 1,1 ¦
   +--------------------+-----+---------+-----+-----+---------+-----+
   ¦3. Фактическое      ¦     ¦         ¦     ¦     ¦         ¦     ¦
   ¦погашение           ¦ 1,1 ¦   0,7   ¦ 0,4 ¦ 2,2 ¦  1,7    ¦ 0,5 ¦
   +--------------------+-----+---------+-----+-----+---------+-----+
   ¦4. Объем импорта    ¦     ¦         ¦     ¦     ¦         ¦     ¦
   ¦товаров и услуг     ¦64,2 ¦  48,3   ¦15,9 ¦64,5 ¦ 45,6    ¦18,9 ¦
   +--------------------+-----+---------+-----+-----+---------+-----+
   ¦5. Соотношение      ¦     ¦         ¦     ¦     ¦         ¦     ¦
   ¦погашения к импорту ¦     ¦         ¦     ¦     ¦         ¦     ¦
   ¦товаров и услуг, %: ¦     ¦         ¦     ¦     ¦         ¦     ¦
   ¦ - по графику       ¦     ¦         ¦     ¦     ¦         ¦     ¦
   ¦   (стр. 2 : стр. 4)¦14,6 ¦  17,7   ¦ 5,0 ¦16,2 ¦ 20,5    ¦ 5,7 ¦
   ¦ - фактически       ¦     ¦         ¦     ¦     ¦         ¦     ¦
   ¦   (стр. 3 : стр. 4)¦ 1,6 ¦   1,3   ¦ 2,5 ¦ 3,3 ¦  3,7    ¦ 2,5 ¦
   L--------------------+-----+---------+-----+-----+---------+------

       По привлеченным  государственным  кредитам в январе - сентябре
   1997  года  Россией  было  фактически  погашено  около  4,9  млрд.
   долларов   из  подлежащих  погашению  9,9  млрд.  долларов  (сумма
   основного долга и процентов).  Наличие  просроченных  платежей  по
   внешнему долгу объясняется главным образом тем,  что окончательное
   соглашение между Россией и Лондонским  клубом  по  долгам  бывшего
   СССР  в  отчетном  периоде  еще не было подписано.  В свою очередь
   подписанное  с  Парижским  клубом  соглашение  о  реструктуризации
   значительным  образом  облегчило  в  1997 году нагрузку на бюджет,
   связанную с обслуживанием этой части долга бывшего СССР.
       Платежи по   кредитным   соглашениям,  заключенным  собственно
   Россией, осуществлялись своевременно.
       Некоторые аналитические       показатели,      характеризующие
   обслуживание  официального  внешнего  долга  страны  в  январе   -
   сентябре 1996 и 1997 гг., приведены в следующей таблице:

                                                 (млрд. долларов США)
   ---------------------T-------T-------T-------T--------T----------¬
   ¦   Наименование     ¦   I   ¦  II   ¦  III  ¦9 меся- ¦Справочно:¦
   ¦    показателя      ¦квартал¦квартал¦квартал¦  цев   ¦9 месяцев ¦
   ¦                    ¦1997 г.¦1997 г.¦1997 г.¦ 1997 г.¦ 1996 г.  ¦
   +--------------------+-------+-------+-------+--------+----------+
   ¦1. График платежей  ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦по внешнему долгу   ¦   3,7 ¦   2,9 ¦   3,2 ¦    9,9 ¦   14,5   ¦
   +--------------------+-------+-------+-------+--------+----------+
   ¦2. Фактическое пога-¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦шение внешнего долга¦   1,6 ¦   1,6 ¦   1,7 ¦    4,9 ¦    5,4   ¦
   +--------------------+-------+-------+-------+--------+----------+
   ¦3. Валовой внутрен- ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦ний продукт <*>     ¦ 107,0 ¦ 108,7 ¦ 120,6 ¦  336,3 ¦  313,2   ¦
   +--------------------+-------+-------+-------+--------+----------+
   ¦4. Соотношение пла- ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦тежей по внешнему   ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦долгу и объема ВВП, ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦%:                  ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦- по графику        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦  (стр. 1 : стр. 3) ¦   3,5 ¦   2,7 ¦   2,7 ¦    2,9 ¦    4,6   ¦
   ¦- фактически        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦  (стр. 2 : стр. 3) ¦   1,5 ¦   1,5 ¦   1,4 ¦    1,4 ¦    1,7   ¦
   +--------------------+-------+-------+-------+--------+----------+
   ¦5. Доходы консолиди-¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦рованного бюджета   ¦  19,9 ¦  27,4 ¦  29,8 ¦   77,1 ¦   71,4   ¦
   +--------------------+-------+-------+-------+--------+----------+
   ¦6. Соотношение пла- ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦тежей по внешнему   ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦долгу и доходов кон-¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦солидированного бюд-¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦жета, %:            ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦- по графику        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦  (стр. 1 : стр. 5) ¦  18,8 ¦  10,7 ¦  10,8 ¦   12,8 ¦   20,3   ¦
   ¦- фактически        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦  (стр. 2 : стр. 5) ¦   7,9 ¦   6,0 ¦   5,6 ¦    6,3 ¦    7,5   ¦
   +--------------------+-------+-------+-------+--------+----------+
   ¦7. Экспорт товаров и¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦нефакторных услуг   ¦  23,9 ¦  23,6 ¦  25,5 ¦   73,0 ¦   75,0   ¦
   +--------------------+-------+-------+-------+--------+----------+
   ¦8. Коэффициент об-  ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦служивания внешнего ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦долга, в процентах: ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦(стр. 1 : стр. 7)   ¦  15,7 ¦  12,4 ¦  12,6 ¦   13,5 ¦   19,3   ¦
   +--------------------+-------+-------+-------+--------+----------+
   ¦9. Коэффициент фак- ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦тического обслужива-¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦ния внешнего долга, ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦в процентах         ¦       ¦       ¦       ¦        ¦          ¦
   ¦(стр. 2 : стр. 7)   ¦   6,6 ¦   7,0 ¦   6,5 ¦    6,7 ¦    7,2   ¦
   L--------------------+-------+-------+-------+--------+-----------
       --------------------------------
       <*> В текущих ценах.

       Федеральные органы власти вынуждены были искать дополнительные
   источники для выполнения бюджетных обязательств (отметим погашение
   долгов по пенсиям к 1 июля и ликвидацию части задолженности  перед
   Министерством  обороны),  а  также  внешних  обязательств страны и
   поэтому оставались активными  заемщиками  иностранных  средств.  В
   целом  в  январе  -  сентябре  1997  года  в  структуре источников
   финансирования  федерального  бюджета  доля   внешних   источников
   выросла  с  45  процентов  по  состоянию  на 1 января 1997 года до
   56 процентов на 1 октября 1997 года, причем максимального значения
   данный  показатель  достиг  по  состоянию  на  1  июля 1997 года -
   64 процента.
       За отчетный период сектором государственного  управления  было
   использовано кредитов  на  сумму  5,2  млрд.  долларов.  Основными
   кредиторами    России     выступали    международные    финансовые
   организации -  Международный  валютный  фонд (МВФ) и Международный
   банк реконструкции и развития (МБРР):

                                                 (млрд. долларов США)
   --------------------------T--------T-------T--------T------T--------¬
   ¦ Механизм кредитования   ¦ Задол- ¦Исполь-¦Погашено¦ Кур- ¦ Задол- ¦
   ¦                         ¦женность¦зовано ¦   в    ¦совые ¦женность¦
   ¦                         ¦   на   ¦ в от- ¦отчетном¦ раз- ¦   на   ¦
   ¦                         ¦01.01.97¦четном ¦периоде ¦ ницы ¦01.10.97¦
   ¦                         ¦        ¦периоде¦        ¦      ¦        ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Кредиты МВФ              ¦ 12,5   ¦  2,0  ¦  -0,4  ¦ -0,5 ¦  13,7  ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Резервный кредит,        ¦        ¦       ¦        ¦      ¦        ¦
   ¦1992 г.                  ¦  0,5   ¦   0   ¦  -0,4  ¦   0  ¦   0,1  ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Кредит системной транс-  ¦        ¦       ¦        ¦      ¦        ¦
   ¦формации, 1993 - 1994 гг.¦  3,1   ¦   0   ¦    0   ¦ -0,1 ¦   3,0  ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Резервный кредит,        ¦        ¦       ¦        ¦      ¦        ¦
   ¦1995 - 1996 гг.          ¦  6,2   ¦   0   ¦    0   ¦ -0,2 ¦   6,0  ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Расширенное кредитование,¦        ¦       ¦        ¦      ¦        ¦
   ¦1996 - 1997 гг.          ¦  2,7   ¦  2,0  ¦    0   ¦ -0,1 ¦   4,6  ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Кредиты МБРР             ¦  2,5   ¦  1,4  ¦    0   ¦ -0,2 ¦   3,8  ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Секторные займы          ¦        ¦       ¦        ¦      ¦        ¦
   ¦(5 займов)               ¦  1,6   ¦  0,9  ¦    0   ¦ -0,1 ¦   2,4  ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Промышленность, энер-    ¦        ¦       ¦        ¦      ¦        ¦
   ¦гетика, строительство    ¦        ¦       ¦        ¦      ¦        ¦
   ¦(15 займов)              ¦  0,5   ¦  0,1  ¦    0   ¦   0  ¦   0,7  ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Транспорт и связь        ¦        ¦       ¦        ¦      ¦        ¦
   ¦(3 займа)                ¦  0,2   ¦  0,2  ¦    0   ¦   0  ¦   0,3  ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Прочие займы             ¦  0,1   ¦  0,2  ¦    0   ¦   0  ¦   0,3  ¦
   +-------------------------+--------+-------+--------+------+--------+
   ¦Итого                    ¦ 15,0   ¦  3,4  ¦  -0,4  ¦ -0,7 ¦  17,4  ¦
   L-------------------------+--------+-------+--------+------+---------

       После получения  Россией в конце 1996 года кредитного рейтинга
   дополнительную  возможность   привлекать   средства   нерезидентов
   получили  не  только  федеральные,  но и местные органы власти,  а
   также коммерческие банки и предприятия.
       Синдицированный кредит на сумму 0,2 млрд. долларов был получен
   в отчетном периоде правительством г.  Москвы (кредит  на  3  года,
   процентная ставка - libor + 3,5%).
       Коммерческие банки сумели привлечь в отчетном  периоде  весьма
   ощутимый капитал, чему в немалой степени способствовало присвоение
   целому ряду   российских   коммерческих    банков    международных
   рейтингов.  По  состоянию   на  1  октября  1997  года   уже более
   20 российских  коммерческих  банков  получили  кредитные  рейтинги
   специализированного банковского агентства Thomson  Bank  Watch,  а
   некоторые  -  и  крупнейших  мировых рейтинговых агентств Moody's,
   Standard&Poor;'s, Fitch IBCA.  Основной формой привлечения ресурсов
   стали синдицированные кредиты.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное