Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПРИКАЗ МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ ОТ 18.08.1998 N 104 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ САНИТАРНОЗАЩИТНЫХ ЗОН ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ГРУПП ПРЕДПРИЯТИЙ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                                   
              КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ
                                   
                                ПРИКАЗ
                      от 18 августа 1998 г. N 104
                                   
          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ
           САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,
                           ГРУПП ПРЕДПРИЯТИЙ
   
       В дополнение к распоряжению Мэра Москвы от 11.11.94 N 561-РМ "О
   едином  порядке предпроектной и проектной подготовки  строительства
   (реконструкции, реставрации, расширении) объектов в г. Москве" и  в
   развитие  СанПиН  2.2.1/2.1.1.567-96  "Санитарно-защитные  зоны   и
   санитарная  классификация предприятий, сооружений и иных  объектов"
   приказываю:
       1.  Утвердить  и ввести в действие Рекомендации  по  разработке
   проектов  санитарно-защитных  зон промышленных  предприятий,  групп
   предприятий.
       2.  В целях обеспечения системной, скоординированной разработки
   нормативных  документов  в области проектирования  и  строительства
   данные    Рекомендации    подлежат   обязательному    использованию
   проектными      и      научно-исследовательскими      организациями
   Москомархитектуры    при   подготовке   соответствующих    разделов
   градостроительной  документации  для  городских  и  территориальных
   комитетов  по охране природы, органов санитарно-эпидемиологического
   надзора, Мосгорэкспертизы, заказчиков инвестиционной деятельности.
       3.  Контроль  за  выполнением настоящего  приказа  оставляю  за
   собой.
   
                                        Председатель Москомархитектуры
                                                          А.В. Кузьмин
   
   
   
   
   
                                                            Утверждены
                                            приказом Москомархитектуры
                                           от 18 августа 1998 г. N 104
   
                             РЕКОМЕНДАЦИИ
             ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН
              ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ГРУПП ПРЕДПРИЯТИЙ
   
                               Введение
   
       Настоящие   Рекомендации  по  разработке  проектов   санитарно-
   защитных  зон промышленных предприятий, групп предприятий (далее  -
   Рекомендации) разработаны:
       -  в  соответствии с законодательными и нормативными  правовыми
   актами Российской Федерации и г. Москвы;
       -  во  исполнение  ст.  34 Закона РСФСР "Об  охране  окружающей
   природной   среды",  ст.  17,  п.  2  Закона  РСФСР  "О  санитарно-
   эпидемиологическом    благополучии    населения",     постановления
   Правительства Москвы от 27 сентября 1994 г. N 860;
       -  на основании комплекса правовых, нормативных, методических и
   иных  документов  в сфере регулирования природопользования,  охраны
   окружающей   среды  и  здоровья  населения  в  части  регламентации
   установления и соблюдения санитарных разрывов между промышленным  и
   иными видами застройки;
       -  с  учетом специфики планировочной структуры, функционального
   использования  территории,  сложившихся  санитарно-гигиенических  и
   экологических условий и высокого уровня фонового загрязнения  в  г.
   Москве.
       Рекомендации   предназначены   для   использования   проектными
   организациями   при   определении  границ  и  разработке   проектов
   организации      санитарно-защитных      зон,      административно-
   управленческими  органами  - для установления  ставок  платежей  за
   использование  земельных ресурсов, платы за загрязнение  окружающей
   природной   среды;   разработке   программ   по   совершенствованию
   использования  земель;  планирования  мероприятий  по   минимизаций
   неблагоприятных  воздействий промобъектов на  состояние  окружающей
   среды и здоровье населения.
       Положения   Рекомендаций  распространяются  на   проектирование
   санитарно-защитных  зон предприятий, находящихся  в  черте  города,
   при  размере санитарно-защитных зон (СЗЗ), не превышающем  2000  м.
   Они   предусматривают  решение  вопросов  защиты   от   загрязнения
   атмосферного   воздуха,  шума,  вибрации,  электромагнитных   волн,
   радиации и ионизирующего излучения планировочными средствами.
       В  Рекомендациях рассмотрены общие требования, предъявляемые  к
   составу    работ,   порядку   проведения   расчетов   и    натурных
   исследований,  оформлению  графических  материалов  при  разработке
   проектов   СЗЗ   действующих   предприятий   (групп   предприятий),
   строящихся  и  проектируемых предприятий (объектов),  а  также  при
   реконструкции,    модернизации   и    техническом    перевооружении
   предприятий.
       В  Рекомендациях  впервые дается комплексный  подход  к  оценке
   всего  многообразия  факторов,  влияющих  на  состояние  окружающей
   среды  и  здоровье  населения при определении  величины  санитарно-
   защитных зон (ЭМИ, вибрация, ионизирующее излучение и т.д.).
       В   Рекомендациях  под  промышленными  предприятиями  (группами
   предприятий)  подразумеваются  также  объекты  транспорта,   связи,
   коммунального хозяйства, строительства и других отраслей,  НИИ,  КБ
   и опытные производства.
       Рекомендации    могут    применяться    всеми    предприятиями,
   организациями  и  учреждениями  независимо  от  их  организационно-
   правовых   форм,   а  также  физическими  лицами,   осуществляющими
   деятельность   в   области  градостроительного  проектирования   на
   территории г. Москвы и лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП).
       Рекомендации не распространяются на: определение границ СЗЗ  от
   транспортных    магистралей    (автомобильных,    железнодорожных);
   определение   границ  (зон)  аварийной  опасности  производственных
   объектов при чрезвычайных ситуациях.
   
                          1. Общие положения
   
       1.1.  Разработка проектов и организация СЗЗ выполняются с целью
   предотвращения     или    ослабления    негативного     воздействия
   производственных  объектов на комфортность  проживания  и  здоровье
   населения,    определения   возможности   сохранения   предприятия,
   применяемой технологии и объемов производства продукции в  условиях
   города,  а  также принятия экономически и технически  обоснованных,
   социально  и  экологически целесообразных проектных и  строительных
   решений.
       1.2.  Разработка проектов СЗЗ должна выполняться в соответствии
   с  законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями
   Президента  Российской Федерации, постановлениями и  распоряжениями
   Правительства  Российской Федерации, требованиями  ГОСТов,  СанПиН,
   СНиП  и  других нормативных актов Минздрава России, Минстроя России
   и  Госкомэкологии России, а также законодательными  и  нормативными
   актами Москвы.
       Вопросы  разработки нормативной, юридической и  организационной
   базы,  установление дополнительных требований к разработке проектов
   СЗЗ,  а  также  согласование проектов организации СЗЗ  находятся  в
   компетенции  территориальных органов Минздрава России (в  Москве  -
   Московского  городского  центра государственного  санэпиднадзора  -
   МГЦ ГСЭН).
       1.3. Разработка проектов СЗЗ осуществляется с учетом требований
   действующих территориальных строительных норм (ТСН) для  г.  Москвы
   как субъекта Российской Федерации.
       1.4.  Комплекс работ по установлению границ СЗЗ промпредприятий
   (групп  предприятий)  может  выполняться  только  предприятиями   и
   организациями,    которые   в   установленном   порядке    оформили
   соответствующие   лицензии   на   их   производство    в    органах
   государственной    системы    лицензирования    экологической     и
   градостроительной деятельности.
       1.5.  Установление границ СЗЗ производится по совокупности всех
   видов  техногенных  воздействий  объекта  на  окружающую  среду   и
   здоровье населения.
       1.6.  Разработка  проекта СЗЗ предприятия  (групп  предприятий)
   выполняется  на  основании  оформленного  в  установленном  порядке
   договора  (контракта)  на создание проекта,  представляющего  собой
   перечень   организационных,  экономических  и  правовых  положений,
   устанавливающих   функционально-технологическое    и    юридическое
   закрепление обязательств, прав и ответственности сторон  на  период
   действия договора (контракта).
       1.7.  Договор  (контракт) заключается проектной организацией  с
   заказчиком  проекта,  которым могут быть  непосредственно  инвестор
   (прямой  договор  подряда или субконтракт) или  другие  юридические
   лица   (договор  субподряда  или  контракт),  имеющие   необходимые
   финансовые средства.
       1.8.  Заказчик  с участием организации, выполняющей  разработку
   проекта   СЗЗ,  должен  осуществить  его  согласование  с  органами
   государственного надзора с оплатой соответствующих затрат.
       Согласования   должны  быть  оформлены  в  виде   текстовых   и
   графических   документов   (акты,   протоколы,   справки,   письма,
   заключения, штампы и надписи на планах и т.д.).
       В    Москве   проект   СЗЗ   согласовывается   МосГЦ   ГСЭН   и
   территориальными подразделениями Москомархитектуры.
       1.9. Заказчик несет ответственность за полноту, достоверность и
   обоснованность исходных данных, послуживших основой для  разработки
   проекта,   а   также   за  своевременное  представление   проектной
   организации  изменений (дополнений) к исходным данным (техническому
   заданию).
       Выполненные  проектные работы и исследования до поступления  от
   заказчика  изменений к исходным данным и техническому заданию  (ТЗ)
   подлежат  оплате заказчиком, что должно быть оговорено  в  договоре
   (контракте).
       1.10.   Исходные  данные  на  разработку  проекта  СЗЗ   должны
   содержать  сведения  в объеме, достаточном для установления  границ
   СЗЗ,  разработки  комплексного проекта  и  оформления  технического
   отчета. Перечень исходных данных приведен в приложении 1.
       1.11.  По  экологически опасным производственным объектам  (при
   необходимости     и     по    другим    объектам)     дополнительно
   предусматриваются   требования  по  установлению   воздействия   на
   окружающую  среду и население и за пределами СЗЗ (зоны  ограничения
   застройки, охранные зоны, зоны наблюдения).
       1.12.  Проектная организация (подрядчик) в процессе  разработки
   проекта  может вносить в ТЗ и программу работ необходимые изменения
   и   дополнения,  обусловленные  спецификой  разработки  проекта   и
   требованиями МГЦ ГСЭН.
       При  выявлении в процессе разработки проекта изменений в объеме
   работ,  вызванных  обнаружением  дополнительных  видов  техногенных
   нагрузок или увеличением их объемов, исследование которых  не  было
   предусмотрено  ТЗ,  следует  поставить заказчика  в  известность  о
   необходимости   внесения  изменений  и  дополнений   в   договорную
   (контрактную) документацию.
       Внесение  изменений  и  дополнений в  договорную  (контрактную)
   документацию,  вызывающих увеличение стоимости и  продолжительности
   проектных   работ,  подлежит  согласованию  с  заказчиком   и   при
   необходимости оформляется дополнительным соглашением.
   
               2. Основные требования к установлению СЗЗ
   
       2.1.  Санитарно-защитная зона - это особая функциональная зона,
   отделяющая  предприятие  от  селитебной  зоны  либо  от  иных   зон
   функционального    использования    территории     с     нормативно
   закрепленными   повышенными  требованиями  к  качеству   окружающей
   среды.
       2.2.  СЗЗ  устанавливается в целях снижения уровня  загрязнения
   атмосферного  воздуха, уровней шума и других  факторов  негативного
   воздействия   до  предельно  допустимых  значений  на   границе   с
   селитебными территориями за счет обеспечения санитарных разрывов  и
   озеленения территорий.
       2.3.   В   СЗЗ   действует  режим  ограниченной   хозяйственной
   деятельности.
       2.4.  Основные  правила установления регламентированных  границ
   СЗЗ  сформулированы  в  СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96  "Проектирование,
   строительство,    реконструкция   и    эксплуатация    предприятий.
   Планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные  зоны  и
   санитарная  классификация предприятий, сооружений и иных  объектов"
   (разделы 3, 4, 5) [4].
       2.5.   Регламентированный  размер  СЗЗ  определяется  в  первую
   очередь классом предприятия или производства по приведенной  в  [4]
   (раздел   5)   классификации.  Этот  класс  зависит  от   характера
   производства,  определяющего состав вредных  воздействий,  диапазон
   удельных   выбросов   и   др.   В   ряде   случаев   размеры    СЗЗ
   дифференцированы от мощности производства.
       В  соответствии с этой классификацией большинство  производств,
   предприятий и объектов могут быть отнесены к одному из  5  классов.
   Для  объектов (предприятий, производств), отнесенных к  какому-либо
   из этих классов, в [4] установлены следующие размеры СЗЗ:
       - для объектов I класса - 2000 м;
       - для объектов II класса - 1000 м;
       - для объектов III класса - 500 м;
       - для объектов IV класса - 300 м;
       - для объектов V класса - 100 м.
       Для   отдельных   производств,  предприятий  и   объектов,   не
   охарактеризованных  в  классификации  [4],  размеры  их  СЗЗ  могут
   устанавливаться   региональными  или  ведомственными   нормативными
   документами,  согласованными в установленном порядке  МГЦ  ГСЭН,  а
   для  предприятий I и II классов - Минздравом России.  В  дальнейшем
   будем  называть СЗЗ, определенные в соответствии с [4] (или  другим
   нормативным документом), нормативными.
       Если  действующие на предприятии производственные  процессы  не
   сопровождаются  выделением вредностей (загрязняющих веществ,  шума,
   излучения, статического электричества и т.д.), не являются  пожаро-
   и   взрывоопасными   и   не   требуют  устройства   железнодорожных
   подъездных  путей, по решению МГЦ ГСЭН СЗЗ для него устанавливается
   минимальный  размер  СЗЗ.  При  размещении  такого  предприятия   в
   пределах селитебной территорий расстояние от границ занимаемого  им
   участка  до жилых домов следует согласно [4] принимать не менее  50
   м.
       Для  отдельных объектов коммунального назначения  в  г.  Москве
   временно  установлены  размеры СЗЗ  25  м  с  учетом  подтверждения
   расчетами и натурными замерами (приложение 8).
       Размер СЗЗ устанавливается с учетом возможностей перспективного
   развития предприятия.
       2.6.  Размеры СЗЗ предприятия (группы предприятий) определяются
   в   направлении   жилой  застройки  и  других  зон   с   нормативно
   определенными   повышенными  требованиями  к  качеству   окружающей
   среды, расположенных вокруг предприятия.
       При этом набор таких зон, в направлении которых устанавливаются
   СЗЗ для конкретного предприятия (группы предприятий), так же как  и
   критерии  их  выбора  (в  частности,  расстояния  от  предприятия),
   определяются по согласованию с территориальными органами  Минздрава
   России в зависимости от класса предприятия.
       Вопрос  о  необходимости установления СЗЗ в других направлениях
   решается   по   согласованию  с  МГЦ  ГСЭН  с  учетом   возможности
   строительства    на   соответствующих   территориях    жилья    или
   возникновения  других  зон  с нормативно определенными  повышенными
   требованиями к качеству окружающей среды.
       2.7.   Если  в  соответствии  с  предусмотренными  техническими
   решениями  и расчетами загрязнения атмосферы, уровней  шума  и  др.
   размеры   СЗЗ  для  предприятия  получаются  больше,  чем  размеры,
   установленные [4], то необходимо пересмотреть проектные  решения  и
   обеспечить  выполнение требований [4] за счет уменьшения количества
   выбросов  вредных веществ в атмосферу, минимизации  шума  и  других
   видов  воздействий.  Если  и  после  дополнительной  проработки  не
   выявлены   технические   возможности  обеспечения   размеров   СЗЗ,
   требуемых   санитарными  нормами,  то  размер  СЗЗ  принимается   в
   соответствии с результатами расчета загрязнения атмосферы,  уровней
   шума  и др. и подтверждения расчетных данных натурными замерами  по
   согласованию с МГЦ ГСЭН.
       2.8.  Допускается  корректировка размеров  СЗЗ  с  учетом  розы
   ветров   (при   существенных  румбовых  отклонениях   преобладающих
   направлений   ветров)   в  сторону  увеличения   по   сравнению   с
   установленными нормативными значениями. Увеличение размеров СЗЗ  за
   счет поправки на розу ветров рекомендуется использовать только  для
   ограничения   нового  жилого  строительства  на  территории   между
   нормативной  и откорректированной в сторону увеличения (расширения)
   с учетом розы ветров СЗЗ.
       2.9. В соответствии с [4] уменьшение размеров СЗЗ допускается в
   исключительных случаях.
       Размеры СЗЗ могут быть уменьшены при:
       -  объективном  доказательстве стабильного  достижения  уровней
   техногенного  воздействия  на окружающую  среду  и  население  ниже
   (либо    в   пределах)   нормативных   требований   по   материалам
   систематических (не менее чем годовых) лабораторных  наблюдений  за
   состоянием воздушной среды и благоприятных характеристиках ПЗА;
       -  подтверждении  замерами  снижения  уровней  шума  и  уровней
   воздействия  других  физических  факторов  в  пределах   селитебной
   территории ниже гигиенических нормативов;
       -   перепрофилировании  (реконструкции,  модернизации  и  т.п.)
   предприятия  с  соответствующим  уменьшением  категории  санитарной
   опасности объекта.
       2.10.  Необходимость увеличения размеров  СЗЗ  по  сравнению  с
   нормативными определяется:
       -  наличием  морально устаревшего технологического оборудования
   на   действующем   предприятии  или   его   отдельных   цехах,   не
   обеспечивающего    качество   атмосферного    воздуха    селитебной
   территории в соответствии с нормативами;
       -  низкой  эффективностью газопылеулавливающего оборудования  и
   отсутствием    технических   решений   по   снижению    загрязнения
   атмосферного воздуха до гигиенических нормативов;
       -   неблагоприятным   по  господствующим   направлениям   ветра
   взаиморасположением селитебных и промышленных территорий;
       -  превышением ПДК содержания в атмосфере химических веществ  и
   ПДУ  шума,  вибрации, ЭМИ и других вредных физических  факторов  за
   пределами   нормативной  СЗЗ  при  невозможности  снижения   уровня
   загрязнения техническими средствами.
       2.11.   Если   одновременно  производится  проектирование   СЗЗ
   нескольких  предприятий,  расположенных  на  смежных  площадках,  и
   установленные  на основании расчетов загрязнения атмосферы,  других
   видов  воздействий и санитарной классификации их  СЗЗ  пересекаются
   или   примыкают  друг  к  другу,  необходимо  выполнить  разработку
   проекта единой СЗЗ для всей группы.
       При     этом    расчет    СЗЗ    производится    в    следующей
   последовательности:
       - определение СЗЗ для каждого предприятия без учета фона;
       -  определение  общей  СЗЗ группы смежных предприятий,  граница
   которой  проводится  в  виде  огибающей  расчетных  границ  СЗЗ  от
   каждого из предприятий;
       - определение СЗЗ для всех предприятий вместе с учетом фона.
   
          3. Определение расчетной границы СЗЗ по показателям
                   загрязнения атмосферного воздуха
   
       3.1.  По  фактору воздействия на качество атмосферного  воздуха
   выбросов    в    атмосферу   загрязняющих   веществ    предприятием
   (производством,  группой предприятий и т.д.)  при  определении  СЗЗ
   предприятия  следует  учитывать те зоны с нормативно  определенными
   повышенными  требованиями к качеству окружающей среды в окрестности
   предприятия  (в  т.ч.  селитебные зоны), которые  попадают  в  зону
   влияния  выбросов  предприятия, определенную в  соответствии  с  п.
   8.5.15 [18].
       При  этом размеры СЗЗ определяются непосредственно от источника
   загрязнения   атмосферы  (ИЗА)  как  с  организованными   выбросами
   (трубы,  шахты,  дефлекторы  и т.д.),  так  и  с  неорганизованными
   выбросами  (неплотности  оборудования,  пруды-отстойники,   участки
   проведения     погрузочно-разгрузочных     работ,     автотранспорт
   предприятия и др.).
       3.2.   На   территории   между  СЗЗ  и  зонами   с   нормативно
   определенными повышенными требованиями к качеству окружающей  среды
   необходимо выполнение таких же требований, как на территории  жилой
   застройки (в частности, к качеству атмосферного воздуха).
       3.3.  Достаточность  ширины  нормативной  СЗЗ  с  точки  зрения
   вредного  воздействия  на  качество атмосферного  воздуха  выбросов
   загрязняющих  веществ  предприятием  (группой  предприятий)  должна
   быть  подтверждена расчетами загрязнения атмосферы с использованием
   данных  по  предприятиям-аналогам  и  многолетних  (не  менее   чем
   годовых) натурных замеров.
       3.4. Проведению расчетов загрязнения атмосферы с целью проверки
   достаточности   нормативной  СЗЗ  должна  в  обязательном   порядке
   предшествовать   проверка  и  обоснование  достоверности   исходных
   данных  (величин выбросов) и полноты использования возможностей  по
   снижению  выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу  и  других
   способов   уменьшения   их   вредного   воздействия   на   качество
   окружающего воздуха прилегающих территорий.
       3.5.   Для   проведения  проверки  достаточности   СЗЗ   должны
   использоваться  нормативные  методы оценки  загрязнения  атмосферы,
   изложенные   в   [18],   и  реализующие  их  программы   для   ЭВМ,
   согласованные   в  установленном  этим  документом   порядке   (см.
   приложение 2).
       3.6.   Достаточность  единой  (объединенной)  СЗЗ  для   группы
   предприятий  с  точки  зрения  вредного  воздействия  на   качество
   атмосферного   воздуха   выбросов  ЗВ  должна   быть   подтверждена
   расчетами и натурными измерениями загрязнения атмосферы, в  которых
   следует  учитывать  выбросы ЗВ всеми предприятиями  рассматриваемой
   группы.
       Эти  расчеты  следует,  как правило, проводить  при  разработке
   схемы  районной  планировки, генерального  плана  города,  проектов
   планировки,  при  выполнении  работ  по  упорядочению  существующей
   застройки.   При   этом   следует  определять   вклады   конкретных
   предприятий в формирование уровней загрязнения воздуха  на  границе
   единой СЗЗ.
       3.7. Если для проектируемого предприятия (групп предприятий)  в
   результате  проведенных расчетов загрязнения атмосферы  (включающих
   в  себя  также  корректировку размеров СЗЗ с  учетом  розы  ветров)
   выяснилось,  что  нормативные размеры  СЗЗ  недостаточны,  т.е.  за
   пределами нормативной СЗЗ отмечаются приземные концентрации  больше
   нормативно   допустимых,   то  необходимо  пересмотреть   проектные
   решения   с   целью  обеспечения  выполнения  требований  критериев
   качества атмосферного воздуха за пределами нормативной СЗЗ за  счет
   уменьшения  количества  выбросов  вредных  веществ  в  атмосферу  и
   других  воздухоохранных мероприятий. Увеличение  высоты  выброса  в
   качестве  мероприятия по улучшению условия рассеивания в г.  Москве
   не  допускается. Если и после дополнительной проработки не выявлены
   технические    возможности    обеспечения    требуемого    качества
   атмосферного воздуха за пределами нормативной СЗЗ, то  размеры  СЗЗ
   могут  быть  скорректированы в соответствии с результатами  расчета
   загрязнения    атмосферы    или    разработкой    мероприятий    по
   перепрофилированию предприятий или выводу особо  вредных  цехов  на
   другие территории.
       3.8. При отсутствии нормативных размеров СЗЗ для проектируемого
   предприятия (групп предприятий) и его (их) производств размеры  СЗЗ
   устанавливаются  на  основании расчетов приземных  концентраций  по
   согласованию с МГЦ ГСЭН.
       3.9.   Уточнение  размеров  СЗЗ  для  действующего  предприятия
   выполняется  в разделе "Уточнение размеров СЗЗ" проекта  нормативов
   ПДВ [27] либо в соответствующем разделе проекта СЗЗ.
       В состав этого раздела включается обоснование принятых размеров
   СЗЗ,  указываются количество жителей, подлежащих расселению из СЗЗ,
   ориентировочные  затраты, требуемые на озеленение и благоустройство
   СЗЗ,  а  также  на  расселение жителей, и  очередность  (конкретные
   сроки) реализации мероприятий.
       Уточнение  затрат  на создание СЗЗ выполняется  в  проекте  СЗЗ
   [29],  разрабатываемом  отдельно от  проекта  ПДВ  по  специальному
   требованию органов Минздрава России.
       3.10.   На  основе  расчетов  загрязнения  атмосферы  выбросами
   действующего  предприятия  (предприятий) проверяется  достаточность
   имеющихся  размеров СЗЗ с учетом как фактических  выбросов  вредных
   веществ   в   атмосферу,  так  и  возможного   их   изменения   при
   реконструкции     производств    и    проведении    воздухоохранных
   мероприятий.
       3.11.  Размеры  СЗЗ  могут быть уменьшены,  если  в  результате
   расчета  рассеивания  в  атмосфере вредных веществ,  поступающих  в
   атмосферу  от ИЗА предприятия, и проведения многолетних  (не  менее
   чем  годовых)  натурных замеров будет установлено,  что  проведение
   природоохранных     мероприятий    (использование     прогрессивных
   технологий и высокоэффективных систем пылегазоулавливания  и  т.п.)
   привело   к  снижению  до  допустимого  уровня  содержания  вредных
   веществ  в  атмосферном воздухе вне уменьшенной СЗЗ (см.  также  п.
   2.9).
       Такое уменьшение размеров СЗЗ необходимо согласовать с МГЦ ГСЭН
   в  части  допустимости за границей уменьшенной СЗЗ уровней вредного
   воздействия    на    окружающую   среду    других    (помимо    ЗВ)
   производственных   вредностей,  выделяющихся  при  функционировании
   производств    предприятия    (предприятий):    шума,     вибрации,
   ультразвука,    ЭМИ,   радиочастотного   излучения,    статического
   электричества, ионизирующего излучения и т.п. [4, 5].
       3.12.   При  необходимости  размещения  новых  производств   на
   площадках  существующих  предприятий, расположенных  поблизости  от
   зон  с нормативно определенными повышенными требованиями к качеству
   атмосферного  воздуха,  возможность их  строительства  должна  быть
   подтверждена   анализом  фоновых  уровней  загрязнения   атмосферы,
   натурными  замерами концентраций загрязняющих веществ в атмосферном
   воздухе и расчетами ожидаемого загрязнения воздуха.
       3.13.  Исходными  данными при определении  внешних  границ  СЗЗ
   предприятия  (группы  предприятий) по фактору вредного  воздействия
   на  качество атмосферного воздуха выбросов в атмосферу загрязняющих
   веществ  предприятием (производством, группой предприятий  и  т.д.)
   являются:
       - картографические материалы;
       -   сведения   о  характере  производств,  функционирующих   на
   предприятии (предприятиях), и их мощности;
       - данные о параметрах ИЗА;
       -   физико-географические  характеристики  района  расположения
   предприятия;
       -  сведения  о  зонах (территориях) с нормативно  определенными
   повышенными требованиями к качеству окружающей среды.
       3.14.    Используемые    при    установлении    размеров    СЗЗ
   картографические материалы могут состоять из одной  или  нескольких
   карт,  планов,  схем  и т.п. (М 1:200-1:2000)  и  должны  позволять
   определять с достаточной точностью (как правило, с точностью  до  1
   метра) положение на местности:
       - границ предприятия;
       -  зон  жилой застройки и других зон с нормативно определенными
   повышенными требованиями к качеству окружающей среды;
       - ИЗА;
       - характерных форм рельефа (гор, рек, озер и т.п.), а также при
   необходимости   должны  позволять  определять  абсолютную   отметку
   высоты любой точки местности в радиусе до 50 наибольших высот  труб
   предприятия (группы предприятий).
       Степень детализации описания объектов на картах (планах, схемах
   и  т.п.)  и  масштаб  изображения на  них  определяются  конкретной
   проектной   задачей,   в  рамках  которой  проводятся   работы   по
   проектированию  СЗЗ. При выборе картографического  материала  можно
   руководствоваться, в частности, таблицей 1 в [29].
       3.15.  Сведения о характере и масштабе производств должны  быть
   достаточны  для  определения  класса  предприятия  (предприятий)  в
   соответствии  с классификацией [4] или нормативных размеров  СЗЗ  в
   соответствии   с   используемыми  московскими  или   ведомственными
   нормативными документами.
       3.16.  Необходимый объем данных о параметрах ИЗА и  степень  их
   детализации    аналогичны   используемому   при   разработке    ПДВ
   предприятия [27], при этом должны быть известны характеристики  ИЗА
   на  разных  стадиях развития предприятия и при разных  режимах  его
   работы.
       3.17.  В  качестве характеристик физико-географических  условий
   района расположения предприятия используются сведения о:
       - метеорологическом режиме района, в частности:
       значение   коэффициента  А,  используемого  в   схеме   расчета
   загрязнения  атмосферы  и определяемого в  соответствии  с  п.  2.2
   [18];
       средняя  максимальная температура атмосферного воздуха наиболее
   жаркого месяца в году, Твт (град. С);
       средняя  температура  атмосферного воздуха  наиболее  холодного
   месяца года, Твх (град. C);
       значение   скорости   ветра,  U5,   превышаемой,   по   средним
   многолетним данным, не более 5% случаев в году;
       среднегодовая повторяемость ветров различных направлений  (роза
   ветров, как правило, восьмирумбовая);
       -   фоновом  загрязнении  приземного  слоя  воздуха  по  данным
   регулярных  наблюдений на постах Росгидромета (МосЦГМС),  в  случае
   отсутствия  данных  -  по результатам сводных расчетов  загрязнения
   атмосферы  в городе (регионе), проведенным согласно [18]  с  учетом
   воздействия промышленности и автотранспорта;
       - рельефе местности в виде карт района расположения предприятия
   с  нанесенными изогипсами (см. также п. 3.16); в том случае,  когда
   перепады  высот в радиусе 50 наибольших высот ИЗА, Hmax0,  (см.  п.
   4.1 в [18]) не превышают 50 м на 1 км, такие карты не нужны.
       При   этом   данные  о  метеорологическом  режиме  района   (за
   исключением   значения   коэффициента  А)  запрашиваются   в   УГМС
   Росгидромета  по  месту расположения объекта (в  Москве  -  в  ОЭРС
   МосЦГМС).   Если   указанным  УГМС  согласована   метеорологическая
   станция,  репрезентативная  для  площадки  размещения  объекта,   и
   соответствующие   данные   для  этой   метеостанции   приведены   в
   климатических  справочниках,  то  они  принимаются   по   указанным
   справочникам.
       Данные  о фоновом загрязнении приземного слоя воздуха теми  ЗВ,
   за   которыми   ведутся  регулярные  наблюдения,  достаточные   для
   определения  фонового  загрязнения  атмосферы  [24],  получают   по
   запросам в установленном порядке от органов Росгидромета,  а  также
   органов санэпиднадзора.
       3.18.  Зоны с нормативно определенными повышенными требованиями
   к  качеству  окружающей  среды (в том числе зоны  жилой  застройки)
   характеризуются     критериями    качества    окружающей     среды,
   установленными   для   этих  зон  (ПДК   загрязняющих   веществ   в
   атмосфере), и их положением на местности (см. п. 3.14).
       3.19.   Построение   нормативной   СЗЗ   предприятия   (группы)
   начинается  с  определения  класса  предприятия  (предприятий)   по
   санитарной  классификации  [4]. Если  в  этой  классификации  таких
   предприятий  нет,  то  определяются  классы  отдельных  производств
   предприятия (предприятий).
       Для   каждого   ИЗА   определяется  нормативный   размер   СЗЗ,
   соответствующий   или   классу   предприятия,   или   классу   того
   производства,  от источников воздействия (ИВ) которого  отводит  ЗВ
   рассматриваемый   ИЗА.   Для   удобства  использования   информации
   рекомендуется составлять таблицу по следующей форме.
   
                                                           Таблица 3.1
   
            НОРМАТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ СЗЗ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
                         АТМОСФЕРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
   
         --------------T---------T------------T--------------¬
         ¦Цех, участок ¦Номер ИЗА¦Производство¦Нормативный   ¦
         ¦             ¦         ¦            ¦размер СЗЗ (м)¦
         +-------------+---------+------------+--------------+
         ¦Цех N 4      ¦     1   ¦Литейное    ¦      500     ¦
         +-------------+---------+------------+--------------+
         ¦Ремонтный цех¦    19   ¦Металло-    ¦      100     ¦
         ¦             ¦         ¦обработка   ¦              ¦
         L-------------+---------+------------+---------------
   
       В тех случаях, когда предприятие или его отдельные производства
   не  отражены  в классификации [4], но для них установлена  величина
   СЗЗ   в   утвержденных  в  установленном  порядке  московских   или
   ведомственных   нормативных   документах   (см.   п.   2.5),    она
   используется в качестве нормативной в соответствующих ИЗА.
       3.20.   Проводятся  расчеты  загрязнения  атмосферы   с   целью
   определения  зоны влияния выбросов предприятия (группы  предприятий
   и  т.д.)  на  загрязнение приземного слоя атмосферы как  зоны,  вне
   которой  максимальные приземные расчетные концентрации не превышают
   0,05 ПДК (см. п. 8.5.15 в [18]).
       Границы   полученной   по   расчетам  зоны   влияния   выбросов
   предприятия  наносятся  на  ту  же  карту  местности,  на   которой
   нанесены  зоны с нормативно определенными повышенными  требованиями
   к  качеству  окружающей среды (в том числе зоны  жилой  застройки),
   как   это   показано   на  рисунке  1,  иллюстрирующем   построение
   нормативной  и  расчетной  СЗЗ. При  расчете  зоны  влияния  группы
   предприятий учитываются все ИЗА предприятий группы.
       3.21.  Для  каждой зоны с нормативно определенными  повышенными
   требованиями  к  качеству окружающей среды (в  том  числе  для  зон
   жилой  застройки),  территория которой хотя бы  частично  попала  в
   зону  влияния  выбросов предприятия (группы),  на  карте  местности
   строятся  две  прямые, касательные к границе этой  зоны  и  границе
   предприятия  (прямые  АК  и  ДЛ, а  также  ИМ  и  АН  на  рис.  1).
   Касательные  прямые  строятся так, что и  рассматриваемая  зона,  и
   предприятие находятся по одну сторону от каждой из этих прямых и  в
   то  же  время  обе территории (зоны и предприятия) находятся  между
   этими прямыми.
       3.22.  На  карте  (плане, схеме) местности  с  нанесенными  ИЗА
   вокруг   каждого   из   них  строится  круг  с   радиусом,   равным
   нормативному размеру СЗЗ для этого ИЗА.
       3.23.  Нормативная  СЗЗ строится как зона,  включающая  в  себя
   полосу  шириной  50  м, примыкающую с наружной стороны  к  границам
   предприятия,  а  также  те  части кругов, построенных  вокруг  ИЗА,
   которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:
       -   выходят  за  внешнюю  границу  50-метровой  полосы   вокруг
   предприятия;
       -   находятся  между  границей  предприятия  и  какой-либо   из
   учитываемых    зон    с   нормативно   определенными    повышенными
   требованиями к качеству окружающей среды, т.е. располагаются  между
   какими-либо    двумя   касательными   прямыми,    построенными    в
   соответствии с п. 3.22 (см. рис. 1).
   
       Приводится  рис.  1.  Построение расчетной СЗЗ  предприятия  по
   показателям воздействия на атмосферный воздух.
   
       Помимо  указанных  частей кругов вокруг ИЗА в  нормативную  СЗЗ
   могут   быть  включены  также  другие  части  кругов  вокруг   ИЗА,
   расположенные  в  направлениях возможного  строительства  жилья,  и
   т.п.
       3.24.  При  определении размеров СЗЗ допускается исключение  из
   рассмотрения  одного  или нескольких отдельно расположенных  мелких
   источников  организованных и неорганизованных  выбросов.  Указанное
   исключение  возможно  при тех условиях, что  исключаемые  источники
   остаются  в пределах определенной без их учета СЗЗ и при  расчетной
   проверке   достаточности  ширины  СЗЗ  показано,  что  вклад   этих
   источников в расчетную концентрацию не превышает 5% ее величины  на
   границе СЗЗ, определенной после их исключения.
      3.25. Достаточность ширины нормативной СЗЗ может быть проверена
   с   помощью   расчетов  загрязнения  атмосферы.  На  первом  этапе
   расчетной  проверки  для  каждого  j-го  вещества,  выбрасываемого
   источниками  предприятия (предприятий),  при каждом i-м режиме его
   (их) выбросов (см.  [28]) рассчитываются параметры Z      и  g   ,
                                                       j,i       j,i
   позволяющие    в  соответствии  с  п.  8.5.14  ОНД-86  [18]   дать
   предварительную  оценку  воздействия  на   качество   атмосферного
   воздуха   выбросов   j-го   вещества   в   рассматриваемом  режиме
   источниками предприятия (группы).
      Параметр Z    рассчитывается по формулам:
                j,i
      а) для    отдельного    вредного    вещества,    выбрасываемого
   предприятием в i-м режиме выбросов:
   
                                   N
                                  SUM C
                                  k=1  m,j,i,k
                           Z    = ------------,                 (3.1)
                            j,i      ПДК
                                        j
   
      где:
      C        -  величина максимальной  приземной  концентрации j-го
       m,j,i,k
   вещества,  создаваемая выбросом его  из  k-го  источника  при  i-м
   режиме выбросов предприятия без учета выбросов других ИЗА.
      C       для    выброса j-го  вещества из k-го источника при i-м
       m,j,i,k
   режиме выбросов предприятия рассчитывается по формулам разделов  2
   и  3  ОНД-86  [18]  с  учетом  метеорологических и топографических
   условий района расположения предприятия;
      ПДК  - предельно допустимая  максимально  разовая  концентрация
         j
   рассматриваемого    (j-го)   вещества   в   атмосферном   воздухе,
   утвержденная Минздравом России;
   
      Примечания:
      1. В (3.1) для источников выбросов,  из которых j-e вещество  в
   i-м режиме не выбрасывается, считается, что C        = 0.
                                                m,j,i,k
      2. Для  веществ,  для которых установлены только среднесуточные
   ПДК,  ПДК     ,  в (3.1) в  качестве  ПДК   используется  величина
            c.c.j                           j
   ПДК     .
      c.c.j
   
      б) для  группы  веществ,  обладающих  эффектом комбинированного
   совместного вредного действия (см. [5]):
   
                                       P
                                 1      j
                         Z    = ---- x SUM Z  ,                (3.1а)
                          j,i   К       c   ci
                                 сд
   
      где:
      P  -  число  веществ  в  j-й  группе  веществ,  при  совместном
       j
   присутствии  которых  в  атмосферном  воздухе  проявляется  эффект
   комбинации   их  совместного  гигиенического  действия  (суммация,
   неполная суммация, потенцирование);
      К   -   коэффициент   комбинации   совместного   гигиенического
       сд
   действия группы веществ, равный:
      К  =  1  -  для  групп  веществ,  обладающих  эффектом суммации
       с
   вредного действия;
      К   = К   - для групп  веществ,  обладающих  эффектом  неполной
       сд    кд
   суммации  вредного  действия,  где  К    -  значение  коэффициента
                                        кд
   комбинированного   действия   рассматриваемой   группы    веществ,
   приведенное в списках Минздрава России или в [23];
      К   = К  - для     групп     веществ,     обладающих   эффектом
       сд    п
   потенцирования  вредного  действия,  где  К  - справочное значение
                                              п
   коэффициента  потенцирования   рассматриваемой   группы   веществ,
   приведенное в списках Минздрава России или в [23].
   
      Параметр g    рассчитывается по формуле:
                j,i
   
                                    C    , при Z    >= 0,1
                                     фм,j       j,i
                     g    = Z    + {                       ,    (3.2)
                      j,i    j,i    0, при Z    < 0,1
                                            j,i
   
      где:
      С     -  максимальная  фоновая  концентрация  j-го  ЗВ  в  зоне
       фм,j
   влияния источников выброса этого  вещества  предприятием  (группой
   предприятий), определенная  по данным Росгидромета или результатам
   сводных расчетов  загрязнения  атмосферы  города  (региона);  зона
   влияния определяется так же, как это указано в п. 3.20.
   
      Примечание. Определение зоны влияния источников,  выбрасывающих
   j-e вещество, можно не проводить, если при C    , определенном как
                                               фм,j
   максимум фоновой концентрами С    в зоне шириной 300  Н     вокруг
                                 ф,j                      max
   границ площадки, при всех режимах выбросов выполняется условие:
   
                                g    < 1.                       (3.3)
                                 j,i
   
      По каждому  j-му  веществу   для   предприятия   рассчитывается
   параметр g  по формуле:
             j
   
                                g  = MAX      ,                 (3.4)
                                 j    i {g   }
                                          j,i
   
   т.е. определяется   наибольшее   значение   параметра   g       из
                                                            j,i
   рассчитанных  для   j-го  вещества    при  всех   режимах   работы
   предприятия (группы).
      Для тех веществ,  для которых значение параметра  g   меньше 1,
                                                         j
   можно  утверждать,  что их  приземные  концентрации нигде не будут
   превышать   нормативы   ПДК,   т.е.   нормативная   СЗЗ   заведомо
   обеспечивает  по  этим  веществам отсутствие превышения нормативов
   качества  воздуха  для  населенных  мест  (или   других   зон    в
   зависимости от используемых ПДК).
   
      3.26. Для  веществ (групп веществ),  для которых не выполняется
   неравенство  (3.4),  проводится  расчет   суммарных   максимальных
   приземных    концентраций,   создаваемых   выбросами   предприятия
   (предприятий) в точках  на  границе  нормативной  СЗЗ  и  в  узлах
   регулярной  сетки  в  прямоугольной  области,  вокруг  предприятия
   (группы предприятий).
      3.27. Минимальные   расстояния   между  расчетными  точками  на
   внешней границе нормативной СЗЗ и узлами расчетной сетки  -   шаги
   сетки    выбираются  так,  чтобы  свести  к  минимуму  вероятность
   появления  внутри  ячеек  сетки  значений  максимальных  расчетных
   приземных  концентраций,  значительно  превосходящих их значения в
   ближайших узлах сетки (вершинах прямоугольной ячейки  сетки).  При
   таком выборе шагов расчетной сетки концентрации внутри ячеек сетки
   (или между точками на границе нормативной СЗЗ)  легко   с  помощью
   интерполяции   (как   правило,  мысленной)  оцениваются  через  их
   значения в ее узлах,  тем самым решается  задача  оценки  величины
   g     во всех точках рассматриваемой территории.
    пр,j
      При выборе  шагов сетки (расстояний между расчетными точками на
   границе нормативной СЗЗ) можно использовать следующую схему.
      Вначале рассчитываются    некоторые    расстояния   от   границ
   предприятия  R    , R     и R     , определяющие выбор шагов сетки
                 1,xm   2,xm    cp,xm
   на разных расстояниях от предприятия.
      Для этого:
      а) все  источники  выбросов  по  j-му  веществу  в  i-м  режиме
   упорядочиваются    в   порядке    убывания   величины максимальной
   приземной   концентрации  C        этого   вещества,   создаваемой
                              m,k,j,i
   отдельно каждым    k-м    источником   без  учета  влияния  других
   источников и фона, так что:
   
                         С    + 1    > C       ,                (3.6)
                          m,k    j,i    m,k,j,i
   
      где:
      C        рассчитываются по формулам пп. 2.1-2.7 ОНД-86 [18];
       m,k,j,i
   
      б) выделяется N      первых источников выбросов (j-го  вещества
                     о,j,i
   в i-м  режиме) в упорядоченном таким образом перечне так,  что для
   источников  с  номером  N  >  N      в  этом  перечне  выполняется
                                  о,j,i
   неравенство:
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное