Стр. 1
УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 19.07.2005 N 516-ПП
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 1998 г. N 117
О ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
ПАСПОРТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА МОСКВЫ
(с изм., согл. постановлений Правительства Москвы
от 20.07.1999 N 672, от 19.06.2001 N 574-ПП)
В целях проведения в городе единой политики по учету,
сохранности, содержанию и эксплуатации жилищного фонда, а также
для создания условий реализации прав москвичей в сфере жилищных
отношений, в соответствии с Законами Российской Федерации "Об
основах федеральной жилищной политики", "О защите прав
потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации
от 13.10.97 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в
Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от
01.07.97 N 497 "О мерах по реализации Указа Президента Российской
Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно - коммунального
хозяйства в Российской Федерации" и во исполнение распоряжения
Мэра Москвы от 13.04.95 N 186-РМ "Об упорядочении работ по
паспортизации жилищного фонда в Москве" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить целевую Комплексную программу паспортизации
жилищного фонда Москвы (приложение).
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от
19.06.2001 N 574-ПП.
3. Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от
19.06.2001 N 574-ПП.
4. Комитету муниципального жилья:
4.1. В 2-месячный срок подготовить и представить на утверждение
проект распоряжения Мэра о внесении изменений в состав
Координационного совета по разработке и реализации Программы с
учетом новой структуры городского управления и начала этапа
реализации Программы.
4.2. Учесть положения о паспортизации жилых помещений, жилых
домов, жилищного фонда города, изложенные в Программе, при
разработке законодательных актов г. Москвы.
5. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы по
заявке Москомархитектуры предусмотреть выделение средств на
разработку эталона и разделов типовых проектов "Техническая
эксплуатация здания" в пределах выделенных Москомархитектуре
средств.
6. Москомархитектуре и другим организациям, проектирующим жилые
объекты для строительства, реконструкции и капитального ремонта в
Москве, начиная с 1 декабря 1998 года в составе рабочей
документации представлять заказчикам раздел по технической
эксплуатации проектируемых жилых зданий.
7. Управлению развития Генплана, Управлению инвестиционной
политики и финансирования из городских источников, Управлению
бюджетного планирования городского заказа совместно с
Москомархитектурой в месячный срок подготовить и представить
Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
предложения по финансированию разработки разделов по технической
эксплуатации, включаемых в паспорта жилых зданий и квартир, для
индивидуальных проектов и их привязки для типовых проектов.
8. Инспекции государственного архитектурно - строительного
надзора Москвы, префектам административных округов, организациям,
отвечающим за приемку объектов в эксплуатацию, осуществлять
приемку законченных строительством жилых домов при наличии в
составе проектно - сметной документации разделов по технической
эксплуатации.
(п. 8 в ред. постановления Правительства Москвы от 20.07.1999 N
672)
9. Заказчикам после принятия дома эксплуатирующей организацией
в 2-месячный срок передавать владельцу (собственнику) все
комплекты паспортов на квартиры и паспорт на жилое здание.
10. Комитету муниципального жилья, управлениям муниципального
жилья административных округов в срок до IV квартала 1998 года
внести соответствующие изменения и дополнения в нормативные
документы, регламентирующие регистрацию обязательств (сделок) с
жильем.
11. МосгорБТИ в 2-месячный срок представить предложения:
11.1. В Координационный совет по разработке и реализации
Программы - по созданию в своей структуре специального
подразделения по паспортизации квартир, возложив на него решение
задач сбора, хранения, обновления паспортной информации по жилым
помещениям, выдачи ее по запросам граждан и организаций, создания
и ведения соответствующего компьютеризованного банка паспортной
информации, разработки и совершенствования нормативной базы
паспортизации жилья.
11.2. В Департамент экономической политики и развития г.
Москвы, Управление бюджетного планирования городского заказа - по
финансированию изменения своей структуры.
12. Возложить на Московский научно - исследовательский институт
типологии и экспериментального проектирования (МНИИТЭП),
Московский научно - исследовательский и проектный институт
жилищного хозяйства (МосжилНИИпроект), Институт региональных
экономических исследований (ИРЭИ), Государственную жилищную
инспекцию Москвы разработку нормативно - технических разделов
паспортов на квартиры и жилые дома всех серий и индивидуальные.
13. АО "Московский комитет по науке и технологиям" (АО МКНТ):
13.1. Совместно с МНИИТЭП и МосгорБТИ предусмотреть на период
1998-2000 гг. финансирование научно - исследовательских работ в
области создания информационных технологий, программного и
нормативно - методического обеспечения базы паспортизации жилых
помещений Москвы.
13.2. До 1 сентября 1998 г. совместно с МНИИТЭП представить в
Координационный совет по разработке и реализации Программы
предложения о порядке передачи МосгорБТИ разработанных нормативно
- технических разделов паспортов на квартиры в жилых зданиях
массового строительства 1980-1997 гг. с целью формирования базы
данных паспортной информации.
14. Префектам административных округов, Управлению городского
заказа, Управлению жилищно - коммунального хозяйства и
благоустройства:
14.1. Оказать содействие службам БТИ и другим организациям в
проведении обследования жилищного фонда согласно объемам,
предусмотренным Программой, требованиям распоряжения Мэра Москвы
от 05.06.96 N 335-РМ "О совершенствовании деятельности МосгорБТИ"
и спискам строений, представленным в префектуры административных
округов.
14.2. До 1 сентября 1998 года провести проверку наличия и
актуальность сведений в технических паспортах на жилые здания в
ДЕЗ и по ее результатам принять необходимые меры по наведению
порядка в системе получения, хранения и пользования паспортами.
15. Государственной жилищной инспекции Москвы, территориальным
органам БТИ и другим организациям, выполняющим обследования жилых
зданий по заявкам граждан и юридических лиц, направлять информацию
по результатам обследований в МосгорБТИ для занесения в базу
данных "Жилищный и нежилой фонд".
МосгорБТИ в 3-месячный срок подготовить проект положения о
порядке получения информации от вышеуказанных организаций и
представить соответствующий проект документа на утверждение
Правительства Москвы.
16. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первых заместителей Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
и Толкачева О.М.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 10 февраля 1998 г. N 117
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПАСПОРТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА МОСКВЫ
Введение
Целевая комплексная программа паспортизации жилищного фонда
Москвы разработана в соответствии с Законами Российской Федерации
"Об основах федеральной жилищной политики", "О защите прав
потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного
фонда в Российской Федерации", во исполнение распоряжения Мэра
Москвы от 18 апреля 1995 г. N 186-РМ "Об упорядочении работ по
паспортизации жилищного фонда Москвы" и направлена на обеспечение
сохранности и надлежащего использования жилищного фонда города,
совершенствование системы контроля за его состоянием, обеспечение
собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений
необходимыми достоверными сведениями о потребительских
характеристиках жилья, а также правовыми и техническими
рекомендациями по его эксплуатации и правилам пользования.
Объектом разработки Программы является система основных
положений и нормативно - правовых принципов паспортизации
жилищного фонда.
Актуальность разработки Программы связана с изменившимися
условиями современного периода, характеризуемого развитием
многоукладности жилищного фонда и рынка жилья, и определена
потребностью:
- в фиксировании и оценке состояния жилья (жилищного фонда
города, округов, районов и ведомств, строений, квартир) для
последующего использования этих сведений при принятии
управленческих решений и оформлении различного вида договоров в
сфере жилищных отношений;
- в обеспечении сохранности, реконструкции жилищного фонда с
учетом архитектурной и исторической ценности и многообразия типов
жилой застройки Москвы;
- в обеспечении собственников, эксплуатирующих организаций,
арендаторов, нанимателей рекомендациями по безопасной эксплуатации
и использованию помещений в соответствии с действующими нормативно
- правовыми документами;
- в значительном расширении в современных условиях перечня
необходимых сведений о жилье, потребовавшем комплексной проработки
всех аспектов паспортизации.
Цель разработки Программы состоит в совершенствовании
организационно - методических и социально - экономических основ
паспортизации как информационно - правовой системы учета и
доведения до потребителей достоверных сведений о жилищном фонде,
правах и ответственности строительных, эксплуатирующих и
управомоченных организаций, собственников, арендаторов и
нанимателей жилых помещений.
Цель Программы достигается реализацией следующих основных
задач:
- определением юридического статуса паспортизации и паспортов
на дома и жилые помещения;
- решением вопросов сбора, накопления, хранения и доведения до
органов городской власти, управления территориальных единиц и
общин, органов управления жилищным хозяйством города и других
пользователей и потребителей сведений о его состоянии,
качественных и иных характеристиках, правилах эксплуатации и
ответственности за их несоблюдение;
- реализацией установленных законодательными актами Российской
Федерации прав граждан на жилище с учетом их особенностей (для
физических и юридических лиц) при эксплуатации жилья в современных
условиях хозяйствования и существования различных форм
собственности;
- упорядочением взаимоотношений нанимателей, арендаторов и
собственников, уточнением норм эксплуатации и созданием условий
для повышения эффективности использования жилья с учетом имеющихся
ресурсов и задач города;
- рассмотрением роли паспортизации как неотъемлемой части
системы государственных кадастров и звена, регистрирующего
информацию о состоянии жилищного фонда, использовании и ценности
объектов;
- расширением назначения паспортизации жилищного фонда в
современных условиях в зависимости от уровней управления и ее
предназначения в системе управленческих решений и обеспечении
информацией граждан;
- выявлением специфики паспортизации различных типов жилищного
фонда Москвы (жилищного фонда массовой застройки, старого опорного
фонда, домов по индивидуальным проектам, уникальных высотных жилых
зданий и т.д.).
Комплексный характер проблем паспортизации обусловил
необходимость разработки программных мероприятий по отдельным ее
направлениям, экспериментальной апробации внедрения паспортов на
жилые дома и помещения, а также совершенствование методических
основ обследования жилищного фонда.
Руководство разработкой Программы осуществлялось
Координационным советом, созданным по распоряжению Мэра Москвы N
186-РМ от 18.04.95 "Об упорядочении работ по паспортизации
жилищного фонда в Москве" при участии Комитета муниципального
жилья. К работе были привлечены ведущие ученые и специалисты
научных и проектных организаций, структур Правительства Москвы:
МНИИТЭП, МосгорБТИ, ЦЭСИ, Госжилинспекция по г. Москве, НТЦ
"Жилище", Москомархитектура, МКНТ, МосжилНИИпроект, Академия
коммунального хозяйства и др.
Головная организация, осуществляющая методическое обеспечение и
подготовку сводных материалов, - Центр содействия жилищной
реформе.
Структурно итоговые материалы содержат следующие основные
документы:
- проект программы паспортизации жилищного фонда, включающий
организационно - правовые и нормативно - методические условия
ведения паспортов, финансовую характеристику программы и план
основных мероприятий начального этапа ее реализации;
- макеты паспортов на жилищный фонд города (административного
округа, района, ведомства), жилое здание (дом) и жилое помещение
(квартиру);
- порядок учета и обследования жилищного фонда города в целях
его паспортизации.
Результатами реализации Программы должны стать:
- обеспечение пользователей и потребителей сведениями о
правовых, технико - экономических и потребительских
характеристиках жилья, правилах пользования и безопасной
эксплуатации помещений и инженерного оборудования;
- полный учет технических, экологических и экономико -
потребительских характеристик жилищного фонда при разработке и
реализации градостроительных и инвестиционных программ;
- создание информационной основы для решения задач
налогообложения и кредитования, внедрения системы страхования
жилья на основе комплексной оценки домовладений;
- систематическое обновление компьютеризованного банка данных о
жилищном фонде Москвы, содержащего взаимоувязанную графическую,
табличную и текстовую информацию;
- упорядочение системы оценки жилых зданий и квартир при
совершении сделок с жильем и определении размера компенсаций при
переселении граждан.
Этапы и сроки реализации Программы разработаны исходя из
сложившейся социально - экономической ситуации, технических и
экономико - организационных возможностей городских структур и
административных округов, степени компьютеризации и наличия
программного обеспечения.
Программа подготовлена в соответствии с основными положениями
Московской городской программы "Жилище".
Основные термины
Жилищный фонд города - совокупность всех жилых помещений,
расположенных на территории города, независимо от форм
собственности, включая жилые дома, специализированные дома,
квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других
строениях, пригодные для проживания.
Паспортизация жилищного фонда - комплекс мер по сбору,
накоплению, хранению, учету и доведению до пользователей и
потребителей сведений о состоянии, использовании, эксплуатации и
потребительской ценности жилых зданий и квартир согласно
установленному перечню.
Паспорт (на квартиру, жилое здание, жилищный фонд города,
административного округа, района, ведомства) - оформленные в
установленном порядке сведения о жилищном фонде или
соответствующем его объекте, составляющие предмет паспортизации.
Техническая инвентаризация - сбор и учет данных о количестве,
составе, состоянии, принадлежности и стоимости имущества в
соответствии с его функциональным назначением.
Техническое обследование зданий - инженерные изыскания,
проводимые с целью получения достоверной информации о фактическом
состоянии конструкций и здания в целом.
Паспортная информация - сведения, составляющие обязательную и
дополнительные части паспортов на жилищный фонд и его объекты.
Пользователи паспортной информации - государственные,
муниципальные органы власти и управления, государственные и
негосударственные организации и иные юридические и физические
лица, получающие информацию бесплатно (на льготных условиях) на
основании нормативных актов Российской Федерации и Москвы.
Потребители паспортной информации - юридические и физические
лица, получающие информацию за установленную нормативными актами
Москвы плату или по договорным ценам в соответствии с их
конкретными запросами и правом ее получения.
Поставщики паспортной информации - юридические и физические
лица, в т.ч. местные органы власти и управления, собственники,
балансодержатели жилищного фонда, которые обязаны направлять
сведения, составляющие паспортную информацию, включая данные о
текущих изменениях и отклонениях, влияющих на жизнь и здоровье
граждан и приводящих к ухудшению качества и уменьшению объема
жилищного фонда.
1. Назначение паспортизации жилищного фонда
Паспортизация жилищного фонда представляет собой информационно
- правовую систему сбора, учета, хранения, обновления и доведения
до потребителей сведений о состоянии, использовании и ценности
объектов жилищного фонда города, условиях его эксплуатации и
является составной частью единой информационной системы "Жилище".
Паспортизация проводится в соответствии с Законами Российской
Федерации "Об основах федеральной жилищной политики Российской
Федерации", "О защите прав потребителей", положениями Гражданского
кодекса Российской Федерации, Устава города Москвы и другими
нормативными актами.
Паспортизация осуществляется в целях обеспечения сохранности и
надлежащего использования жилищного фонда города с учетом
многообразия типов домостроений, историко - культурной и
архитектурно - художественной ценности зданий и застройки города
на исторически сложившихся территориях, а также для
совершенствования контроля за содержанием и состоянием жилья
различных форм собственности, реализации прав и ответственности
собственников, управляющих, арендаторов и нанимателей жилых
помещений, обеспечения их необходимыми и достоверными сведениями о
потребительских характеристиках жилья, правовыми и техническими
рекомендациями по эксплуатации и правилам его использования.
Содержащаяся в паспортах информация предназначена для
использования органами исполнительной власти Москвы, архитектурно
- проектными, научно - исследовательскими и проектными
организациями при решении задач:
- развития городских территорий;
- выработки вариантов реализации градостроительных и
инвестиционных программ;
- достаточного обоснования решений о характере реконструктивных
мероприятий (снос, реставрация, реконструкция, капитальный
ремонт);
- реализации налоговой политики;
- реализации прав и обязанностей, ответственности органов
местного самоуправления, домовых комитетов, физических лиц.
Городскими и территориальными жилищно - эксплуатационными
службами и организациями:
- для содержания, управления, обслуживания и эксплуатации
жилищного фонда;
- доведения необходимых паспортных сведений до потребителей и
пользователей в лице нанимателей и арендаторов;
- осуществления контроля за состоянием, безопасной
эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда и придомовых
территорий;
- при переводе жилых зданий и помещений в нежилой фонд, а также
при переводе нежилых помещений в жилищный;
- при оценке состояния жилых зданий и помещений для выдачи
разрешения на их перепланировку и использования в целях, указанных
заявителем.
Городскими административными инспекциями, контролирующими
состояние жилья и придомовых территорий, службами, осуществляющими
экологический, санитарно - эпидемиологический, ветеринарный и
пожарный надзор:
- для осуществления надзора за соблюдением собственниками,
балансодержателями, арендаторами и нанимателями, управляющими
жилищным фондом, а также городскими и территориальными
муниципальными жилищно - эксплуатационными службами и
организациями правил и норм технической эксплуатации жилищного
фонда и придомовых территорий, санитарных и экологических норм,
правил противопожарной безопасности и принятия соответствующих мер
административного воздействия в случае их нарушения.
Наличие экологических показателей позволит решить следующие
задачи:
- во-первых, наладить должный контроль за применяемыми
строительными организациями материалами и технологиями с точки
зрения экологической безопасности и соблюдения санитарно -
гигиенических норм и правил производства работ;
- во-вторых, обезопасить производителя работ от необоснованных
претензий потребителей по качеству применяемых ими после выдачи
паспорта материалов и технологий, а также применять санкции к
нанимателям и владельцам квартир в случае выявления при повторном
обследовании ухудшения эколого - гигиенических характеристик,
произошедших по их вине;
- в третьих, представлять выставляемые объекты недвижимости на
уровне требований, предъявляемых в развитых странах к
конструктивным, технологическим, эколого - гигиеническим и другим
параметрам.
Пользователями паспортной информации могут быть:
- государственная налоговая служба;
- правоохранительные органы;
- архитектурно - градостроительные организации и учреждения;
- городские и территориальные жилищно - эксплуатационные службы
и организации;
- органы, осуществляющие экологический, санитарно -
эпидемиологический, ветеринарный и пожарный надзор;
- инспекции, контролирующие состояние жилья и придомовых
территорий;
- специализированные научно - исследовательские, проектные,
плановые, ремонтно - строительные организации, осуществляющие
разработку и формирование программ строительства, капитального
ремонта, государственного инвестирования, реконструкции и
модернизации жилищного фонда;
- некоммерческие организации, осуществляющие обслуживание и
эксплуатацию жилищного фонда;
- некоммерческие организации, осуществляющие инвестирование
строительства и реконструкции жилищного фонда в целях улучшения
жилищных условий населения;
- социально защищаемые категории населения.
Потребителями паспортной информации являются:
- коммерческие - инвестиционные, строительные, проектно -
изыскательские, архитектурно - градостроительные организации,
трастовые компании по управлению территориями, жилищно -
эксплуатационные организации, экологические и др.;
- коммерческие организации, осуществляющие риэлторскую
деятельность и деятельность, связанную с оценкой объектов
жилищного фонда;
- физические лица - собственники, наниматели и наймодатели,
арендаторы и арендодатели жилищного фонда;
- жилищно - строительные и жилищные кооперативы, молодежные
жилые комплексы, товарищества индивидуальных владельцев квартир;
- иные, в том числе иностранные и международные организации,
физические лица, осуществляющие операции с жилищным фондом.
Схема использования паспортной информации для решения различных
задач в жилищной сфере представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема использования паспортной информации
для решения задач в жилищной сфере
Основные показатели Перечень задач, в Перечень пользователей и
которых используется потребителей паспортной
паспортная информация информации
-------------------T---¬ -----------------------------¬
¦вид ¦ п ¦сделки с жильем ¦Комитет муниципального ¦
¦жилища ¦ а +--------------------+жилья, Управления ¦
¦ ¦ с ¦ ¦комплексов перспективного ¦
¦ ¦ п ¦ ¦развития и городского ¦
¦ ¦ о ¦ инвестиционные ¦хозяйства. Департамент ¦
¦ ¦ р ¦ программы ¦экономической политики и ¦
¦адрес ¦ т +--------------------+развития. Москомархитектура.¦
¦ - ¦ а ¦ ¦Риэлторские структуры. ¦
¦параметры здания, ¦ ¦содержание и ремонт ¦Административные округа. ¦
¦помещения ¦ +--------------------¦ДЕЗ, РЭУ. ¦
¦ и ¦ н ¦приватизация жилья ¦Собственники, наниматели, ¦
¦земельного участка¦ а +--------------------+арендаторы. ¦
¦ ¦ ¦ ¦БТИ. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Жилтоварищества ¦
¦ ¦ ж ¦ L-----------------------------
¦ ¦ и ¦изменение ----------------------------¬
¦ ¦ л ¦функционального ¦КМЖ, собственники, ¦
¦ ¦ ф ¦назначения помещения¦риэлторские стр-ры, ¦
¦принадлежность ¦ о +--------------------+Москомимущество, ¦
¦ ¦ н ¦ ¦БТИ ¦
¦ ¦ д,¦ L----------------------------
¦оценка состояния ¦ ¦
¦ ¦ з ¦оценка недвижимости ----------------------------¬
¦условия ¦ д +--------------------+Риэлторские структуры, ¦
¦использования ¦ а ¦ ¦собственники, БТИ, ¦
¦ ¦ н ¦ ¦ДЕЗ и др. ¦
¦ ¦ и ¦ L----------------------------
¦ ¦ е,¦условия
¦условия ¦ ¦использования +---------------------------¬
¦эксплуатации ¦ к +--------------------+Жилкомитеты, наниматели, ¦
¦ ¦ в ¦ ¦собственники, ДЕЗ и др. ¦
¦ ¦ а ¦налоговая, +----------------------------
¦регламентация ¦ р ¦страховая и кредит
¦прав и ¦ т ¦ная деятельность ----------------------------¬
¦ответственности ¦ и +--------------------+Налоговая инспекция, центры¦
¦ ¦ р ¦ ¦страхования, банки, ¦
¦ ¦ у ¦ ¦собственники ¦
L------------------+---- L----------------------------
2. Правовые аспекты паспортизации
Паспорт (на жилое здание, квартиру) представляет собой
документ, включающий комплекс учетных, технических, социально -
экономических, экологических параметров и показателей
потребительского качества, а также правила, условия, требования по
эксплуатации и прочие сведения о жилье.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации эти
сведения являются необходимыми при совершении всех определенных
законом видов сделок (обязательств) с жильем: купли - продажи,
дарения, наследования, мены, залога, найма, обслуживания, передачи
в оперативное управление и хозяйственное ведение и пр.
Документально оформленная информация в виде паспортов на жилые
здания и квартиры предназначается для физических и юридических
лиц, органов власти и управления, органов местного самоуправления,
министерств, ведомств и их служб (имущественных, экономических,
финансовых, налоговых и иных) и используется при реализации их
прав, обязанностей, полномочий по распоряжению, использованию и
содержанию жилищного фонда.
По статусу паспорт является документом информационно -
технического сопровождения сделок (обязательств) с жильем,
обязательным при вводе в эксплуатацию, предоставлении в наем,
аренду, продаже, мене, залоге и других операциях.
Паспорта предназначены для постоянного хранения у
собственников, арендаторов, нанимателей жилья, управомоченных и
управляющих организаций.
Отсутствие у собственника паспорта должно влечь за собой
ответственность в административном порядке. Утраченные паспорта
подлежат восстановлению за счет их владельцев.
Паспорт, кроме основной (обязательной) части, может содержать
ряд приложений (вкладышей), формируемых по запросам потребителей и
характеризующих экологические и иные параметры жилья.
Паспорт на квартиру представляется при оформлении передачи в
собственность, купли, продажи, мены, залога, найма, аренды, обмена
и иных форм предоставления квартиры или регистрации права
собственности, переводе жилых помещений в нежилой фонд, а также
при получении разрешения на изменение планировки квартиры и
содержит информационно - учетные сведения, параметры жилых и
вспомогательных помещений, условия, рекомендации и требования по
ее эксплуатации.
Он строится по модульному принципу с учетом объемно -
планировочных, конструктивных и архитектурных особенностей,
присущих каждой квартире, а также требований агрегирования
информации документа, унификации и доступности сведений для
жильцов и собственников, не имеющих специальной подготовки.
Паспорт на жилое здание представляется при регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, приемке их в эксплуатацию
после строительства, реконструкции, капитального ремонта, передаче
его в управление. Он содержит, кроме инвентаризационно - учетных
сведений, разделы по формам собственности и пользования жилых
помещений, нормативные требования эксплуатации конструкций и
инженерных систем, параметры экологической безопасности, чертежно
- графическую и другую информацию.
Использование паспорта на жилое здание в любых целях
обусловлено наличием в нем сведений на текущий год.
Полный состав и содержание паспортов представлены в приложении
1.
Разработанные макеты паспортов на квартиру, жилое здание,
жилищный фонд города (административного округа, района, ведомства)
представлены в приложениях 2, 3, 4.
С введением в действие Закона РФ "О защите прав потребителей"
каждый субъект рынка (наниматель, арендатор, собственник квартиры)
приобретает права потребителя и соответственно правовую защиту.
При этом должно обеспечиваться право потребителя на необходимую и
достоверную информацию о доме, квартире, жилищно -
эксплуатационных услугах.
Информация должна в обязательном порядке содержать:
- гарантийные обязательства;
- правила и условия нормативного и безопасного использования;
- нормативный срок эксплуатации дома (квартиры).
Включение экологических показателей в паспорт позволит выявлять
квартиры с неблагоприятными воздействиями на человека и учитывать
это при совершении сделок с такими квартирами и выработке мер по
их ликвидации.
Законом определяется ответственность за ненадлежащую
информацию, при этом:
- если в результате предоставления недостоверной или
недостаточно полной информации причинен ущерб здоровью или
имуществу потребителя, он вправе предъявить определенные
требования о возмещении ущерба;
- изготовитель (исполнитель) несет ответственность за ущерб,
причиненный здоровью или имуществу потребителя, независимо от
того, была ли возможность выявить свойства используемых
материалов, оборудования или технологии, повлекшие этот ущерб, или
нет;
- исполнитель освобождается от ответственности, если докажет,
что ущерб нанесен вследствие нарушения потребителем правил
пользования.
При формировании паспортов на квартиру или жилое здание учтены
следующие социально - экономические требования:
1. Каждый непосредственный потребитель (пользователь жилья)
должен знать, что конструкции, системы инженерного оборудования,
элементы здания в целом и квартиры в частности взаимосвязаны,
рассчитаны на заданные режимы нагрузок с учетом определенных
правил эксплуатации.
2. Нарушения правил использования помещений и оборудования,
несанкционированные переоборудования и перепланировки квартир,
приведшие к аварийным ситуациям, ухудшению работы общедомовых
систем и другим последствиям, затрагивающим интересы жильцов дома,
влекут конкретную для каждого случая ответственность в
установленном порядке.
3. Повышение ответственности собственников, нанимателей,
арендаторов может быть обеспечено при условии доведения до
потребителей правил эксплуатации жилья и другой необходимой
информации.
3. Организация ведения паспортов
Ведение паспортов предусматривает сбор, учет и хранение
сведений о состоянии и результатах обследования жилых зданий и
квартир, систематическое обновление компьютеризованного банка
данных и выдачу информации потребителям и пользователям по
установленной форме в графическом, табличном и текстовом виде.
Эта работа должна осуществляться на основе применения
сертифицированных технологий автоматизированного ввода и обработки
информации, а также выполнения требований по ее защите от
несанкционированного доступа.
Функции учета, инвентаризации, организации обследования
объектов жилищного фонда, ведения соответствующей базы данных, а
также оформления и выдачи паспортов на жилые здания и жилищный
фонд заинтересованным организациям и физическим лицам
осуществляются согласно действующим нормативным документам
МосгорБТИ и его территориальными органами.
В целях организации и выполнения работ по формированию базы
данных о состоянии жилых помещений, обновлению информации,
оформлению и выдаче паспортов на квартиры по запросам граждан и
организаций, разработке и совершенствованию нормативной базы
паспортизации жилых помещений в структуре МосгорБТИ в рамках
информационной системы "Жилище" предполагается создать "Центр
паспортизации жилья Москвы".
На Центр возлагаются следующие задачи:
- разработка предложений по совершенствованию законодательной и
нормативной базы паспортизации жилых помещений;
- создание и совершенствование компьютеризованного банка
паспортной информации;
- отработка технологии и выполнение работ по своевременной
фиксации, обновлению, вводу в банк данных необходимых сведений и
реализации их потребителям и пользователям;
- отработка и совершенствование форм сбора паспортной
информации и предоставления ее потребителям и пользователям
(формирование паспортов);
- организация натурных обследований состояния жилья (при
необходимости) с привлечением специализированных организаций на
контрактно - договорной основе;
- ведение мониторинга состояния и потребительской ценности
жилья;
- оказание консультационных услуг по вопросам паспортизации
жилых помещений;
- привлечение на договорной основе юридических и физических лиц
для проведения работ и оказания услуг;
- изучение, обобщение и распространение отечественного и
зарубежного опыта паспортизации жилья, организация и обеспечение
подготовки и переподготовки кадров для выполнения работ.
Формирование банка данных должно осуществляться на основе
информации БТИ, других городских структур по принадлежности и при
необходимости по результатам обследований. Условия передачи
информации (объемы, сроки, тарифы и пр.) определяются
соответствующими согласованными документами, утверждаемыми
Правительством Москвы. Дополнительная информация, не включенная в
утверждаемый перечень, передается на договорной основе.
Предусматривается, что результаты сплошного обследования должны
фиксироваться в паспортах один раз в пять лет.
Изменения, связанные с текущим ремонтом, планово -
предупредительным и выборочным капитальным ремонтом,
перепланировками и переоборудованием жилых помещений, а также
изменения, зафиксированные по результатам весенне - осенних
осмотров и подготовки зданий к зиме, вносятся по факту их
совершения или обнаружения.
Целесообразно также предусмотреть в паспорте ежегодную отметку
ответственного лица (ДЕЗ или иного собственника) независимо от
наличия текущих изменений в состоянии конструкций и здания в
целом.
Информация представляется из:
1. Территориальных бюро технической инвентаризации - сведения
по учету и технической инвентаризации жилищного фонда.
2. Комитета муниципального жилья - сведения о регистрации прав
собственности и формах владения и пользования жилыми помещениями.
3. Управления жилищно - коммунального хозяйства и
благоустройства - нормативно - методические документы, а также
требования по безопасной эксплуатации и сохранности жилищного
фонда.
4. Дирекций единого заказчика - изменения текущей паспортной
информации.
5. Москомархитектуры - комплект проектно - сметной
документации, передаваемой при приемке объектов в эксплуатацию
после строительства и реконструкции, проекты детальной планировки
и размещения объектов жилищного строительства, информация из
Генерального плана развития Москвы.
6. Москомзема - характеристика и границы земельных участков
придомовых территорий.
7. Москомприроды - экологические показатели и результаты
исследований по запросам граждан и организаций.
8. Москомимущества - информация о владельцах (арендаторах)
встроенных и пристроенных нежилых помещений.
9. Государственной жилищной инспекции Москвы - сведения об
отклонениях от нормативов по эксплуатации жилья.
10. Собственников (юридических и физических лиц),
управомоченных органов - паспортная информация об эксплуатируемом
жилищном фонде.
11. Московского городского Центра Госсанэпиднадзора - сведения
о санитарно - гигиеническом режиме помещений и придомовых
территориях.
12. Управления государственной противопожарной службы города -
условия противопожарной эксплуатации.
13. Агентств по оценке недвижимости - информация по конъюнктуре
рынка жилья.
Порядок учета и механизм обследования жилищного фонда в целях
его паспортизации представлен в приложении 5.
Схема информационного взаимодействия городских структур при
паспортизации жилья представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема информационного взаимодействия
городских структур при паспортизации жилищного фонда
---------------------¬
¦Правительство Москвы¦
L---------------------
/\
¦
v
-------------------------------¬
¦Городской кадастр недвижимости¦
L-------------------------------
---------------------¬ / \ ----------------------¬
¦Поставщики ¦ ¦ ¦Территориальные ¦
¦паспортной ¦ ¦ ---->¦подразделения паспор-¦
¦информации ¦ v v ¦тизации жил. фонда ¦
¦------------------¬ ¦ -------------------¬L----------T-----------
¦¦Москомархитектура¦ ¦ ¦ Единая ¦ v
¦L------------------ ¦ ¦ информационная ¦ +--------------------¬
¦------------------¬ ¦ ¦ система "Жилище" ¦ ¦Система паспортов: ¦
¦¦Управление ЖКХ и ¦ ¦ ¦ +>¦- на квартиру ¦
¦¦благоустройства, ¦ ¦ ¦ ----------------¬¦ ¦- на жилое здание ¦
¦¦ДЕЗ, управления ¦ ¦ ¦ ¦ МосгорБТИ ¦¦ ¦- на жилищный фонд ¦
¦¦ЖКХ префектур, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦города, АО, района, ¦
¦¦Госжилинспекция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ведомства ¦
¦L------------------ ¦ ¦ ¦--------------¬¦¦ L---------T-----------
¦------------------¬ ¦ ¦ ¦¦ Цент𠦦¦ v
¦¦Комитет муниц. ¦ ¦ ¦ ¦¦паспортизаци覦¦ ---------------------¬
¦¦жилья, управления¦ +->¦ ¦¦ жилья ¦¦¦ ¦Потребители и ¦
¦¦муниц. жилья АО ¦ ¦ ¦ ¦L--------------¦¦ ¦пользователи ¦
¦L------------------ ¦ ¦ L----------------¦ ¦паспортной ¦
¦------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦информации ¦
¦¦Москомзем ¦ ¦ L------------------- ¦-------------------¬¦
¦L------------------ ¦ ¦¦Городские органы ¦¦
¦------------------¬ ¦ ¦¦власти и управл. ¦¦
¦¦Москомимущество ¦ ¦ ¦L-------------------¦
¦L------------------ ¦ ¦-------------------¬¦
¦------------------¬ ¦ ¦¦Собственники, ¦¦
¦¦Москомприрода ¦ ¦ -------------------¬ ¦¦наниматели, ¦¦
¦L------------------ ¦ ¦Сфера применения: ¦ ¦¦арендаторы жилья ¦¦
¦------------------¬ ¦ ¦строительство, ¦ ¦L-------------------¦
¦¦Органы ¦ ¦ ¦снос, реконструк- ¦ ¦-------------------¬¦
¦¦санэпиднадзора ¦ ¦ ¦ция, капитальный ¦ ¦¦Государственные и ¦¦
¦L------------------ ¦ ¦ремонт, содержа- ¦ ¦¦коммерческие орга-¦¦
¦------------------¬ ¦ ¦ние, обслуживание,¦ ¦¦низации по содер- ¦¦
¦¦Органы ¦ ¦ ¦использование, ¦ ¦¦жанию и обслужива-¦¦
¦¦Госпожнадзора ¦ ¦ ¦распоряжение ¦ ¦¦нию жилья ¦¦
¦L------------------ ¦ ¦жилищным фондом, ¦ ¦L-------------------¦
¦------------------¬ ¦ ¦операции с ¦ ¦-------------------¬¦
¦¦Собственники, ¦ ¦<-+недвижимостью ¦<+¦Риэлторские ¦¦
¦¦управомоченные ¦ ¦ L------------------- ¦¦структуры ¦¦
¦¦органы ¦ ¦ ¦L-------------------¦
¦L------------------ ¦ ¦-------------------¬¦
¦------------------¬ ¦ ¦¦Научно - исслед., ¦¦
¦¦Центры оценки ¦ ¦ ¦¦проектные, плано- ¦¦
¦¦недвижимости ¦ ¦ ¦¦вые, ремонтно - ¦¦
¦L------------------ ¦ ¦¦строительные ¦¦
L--------------------- ¦¦организации ¦¦
¦L-------------------¦
L---------------------
4. Порядок паспортизации
Порядок паспортизации объектов жилищного фонда предусматривает:
- утверждение графика проведения паспортизации жилищного фонда
города;
- утверждение макетов паспортов на квартиру, жилое здание,
жилищный фонд города (округа, района, ведомства);
- утверждение плана мероприятий по реализации Программы;
- организацию Центра паспортизации жилья;
- разработку программного обеспечения и формирования базы
данных Центра паспортизации жилья;
- согласование источников финансирования работ, связанных с
паспортизацией жилищного фонда;
- привлечение структур для выполнения работ по паспортизации
жилья;
- возложение ответственности за выполнение работ по реализации
Программы в части паспортизации жилых зданий и квартир на
МосгорБТИ;
- предоставление Москомархитектурой и другими организациями,
проектирующими жилые объекты, заказчикам раздела по технической
эксплуатации проектируемых для строительства, реконструкции и
капитального ремонта жилых зданий;
- осуществление приемки законченных строительством жилых домов
при наличии паспорта на жилое здание и разделов по технической
эксплуатации, включаемых в паспорта квартир.
Сложившаяся социально - экономическая ситуация, ограниченность
финансовых ресурсов, в том числе бюджетных средств, неготовность
|