Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
13.08.2016
USD
64.34
EUR
71.72
CNY
9.68
JPY
0.63
GBP
83.34
TRY
21.76
PLN
16.85
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОССТРОЯ РФ ОТ 04.12.2002 N 161 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
           ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
   
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 4 декабря 2002 г. N 161
   
                  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ,
               УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ
                     ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
   
       В   связи   с  введением  в  действие  с  01.01.2002  главы  25
   Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и  отменой с 01.01.2002
   "Положения   о   составе   затрат   по  производству  и  реализации
   продукции,  работ,  услуг,  включаемых  в  себестоимость  продукции
   (работ,  услуг),  и  о порядке формирования финансовых результатов,
   учитываемых    при    налогообложении    прибыли",    утвержденного
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 05.08.92 N
   552, Госстрой России постановляет:
       1.  Утвердить  разработанную  ОАО  "Институт экономики ЖКХ", по
   представлению  Управления экономики жилищно-коммунального хозяйства
   Госстроя  России,  Методику  планирования,  учета и кулькулирования
   себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства.
       2.   Управлению   экономики   жилищно-коммунального   хозяйства
   Госстроя  России  оказать  содействие органам исполнительной власти
   субъектов  Российской Федерации и органам местного самоуправления в
   вопросах практического применения указанной Методики.
       3.   Рекомендовать   органам  исполнительной  власти  субъектов
   Российской  федерации  и  органам  местного  самоуправления в целях
   обеспечения   рационального   уровня   затрат   на  производство  и
   предоставление   жилищно-коммунальных  услуг  довести  Методику  до
   организаций жилищно-коммунального хозяйства.
       4.  Признать  утратившим  силу  Постановление  Государственного
   комитета  Российской  Федерации  по  строительной,  архитектурной и
   жилищной   политике  от  23.02.99  N  9  "Об  утверждении  Методики
   планирования,   учета   и   калькулирования   себестоимости   услуг
   жилищно-коммунального хозяйства".
   
                                                          Председатель
                                                            Н.П.КОШМАН
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                        Постановлением Госстроя России
                                            от 4 декабря 2002 г. N 161
   
                                МЕТОДИКА
           ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
                       ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
   
       Настоящая   "Методика"  разработана  Институтом  экономики  ЖКХ
   (к.э.н.  И.В.  Бычковский,  к.э.н.  И.Г. Минц), при консультативном
   участии    зам.    начальника   Управления   экономики   ЖКХ   А.И.
   Фатахетдиновой и директора ЗАО "АКЦ Жилкомаудит" И.П. Маликовой.
   
                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1.1.    Методика    планирования,   учета   и   калькулирования
   себестоимости   жилищно-коммунальных   услуг   (далее  -  Методика)
   разработана  в  целях  обеспечения  рационального  уровня затрат на
   производство  и  реализацию услуг, идентичности их состава, методов
   расчета и использования.
       Необходимость   унификации   процедур   планирования,  учета  и
   калькулирования  себестоимости указанных услуг обусловлена тем, что
   при    монопольном   положении   большинства   жилищно-коммунальных
   организаций   для  защиты  интересов  потребителей  ценообразование
   используется   как   элемент  антимонопольного  регулирования.  Это
   характерно  для  монополизированных сфер деятельности в большинстве
   стран  с  рыночной экономикой, хотя реализуется различными методами
   и процедурами.
       При  отсутствии  прямой  конкуренции организаций - исполнителей
   услуг,  обеспечивающей  снижение  затрат до минимально достаточного
   для  производителя  уровня,  тарифы  на жилищно-коммунальные услуги
   формируются  путем  поиска  муниципальным заказчиком и исполнителем
   компромисса  между  потребностями  жилищно-коммунального  хозяйства
   (далее  по  тексту  -  ЖКХ)  в  финансовых  ресурсах  с применением
   процедуры  контроля  допустимых  затрат и совокупными возможностями
   потребителей  и  города  по  их оплате. При этом сохраняется полная
   самостоятельность  хозяйствующих  субъектов  - исполнителей услуг в
   расчете  и организации своих затрат с целью получения максимального
   экономического эффекта (при условии учета социальных ограничений).
       В      условиях     временно     сохраняющегося     дотирования
   жилищно-коммунальных  организаций  для  упорядочения  их финансовых
   взаимоотношений  с потребителями и органами местного самоуправления
   используются   экономически   обоснованные   тарифы.  В  основе  их
   формирования  лежит  не  регламентация себестоимости услуг, а четко
   установленная  и  прозрачная  процедура обоснования, не позволяющая
   завышать  тарифы  или,  наоборот,  исключать объективно необходимые
   затраты, обеспечивающие качество и надежность обслуживания.
       Оценка  обоснованности  фактических  затрат  является начальным
   этапом  формирования  экономически  обоснованного тарифа. Настоящая
   "Методика"         предполагает        использование        системы
   нормативов-индикаторов,    определяющих    основные   пропорции   и
   соотношения.  В  результате  проведения  необходимых  корректировок
   фактических   затрат   формируется  плановая  себестоимость  услуг,
   соответствующая  необходимому  регламенту и технологии работ. Затем
   определяется  плановый  размер  прибыли: оценивается объем средств,
   необходимых  для  модернизации  и развития основных фондов, и в том
   числе   -   доля,   финансируемая   за  счет  прибыли  предприятия.
   Планируются другие платежи из прибыли.
       Рассчитанное  таким  образом  значение  планового тарифа должно
   обеспечивать   соответствие   стандартам   качества   обслуживания,
   учитывающим местные особенности.
       1.2.   Планирование   себестоимости,  так  же  как  и  тарифов,
   осуществляется   по  каждому  технологическому  звену  производства
   услуг,  по организации - исполнителю услуг в целом и по населенному
   пункту  (при наличии нескольких исполнителей одной услуги). То есть
   речь идет о переходе от цены производства к цене потребления.
       Например,   при   наличии   в  теплоэнергетической  организации
   нескольких    котельных    определяется   себестоимость   выработки
   теплоэнергии  в  каждой из них, затем определяется средневзвешенная
   по  организации  в целом, которая является основой для формирования
   экономически  обоснованного  тарифа  -  цены  производства  услуги.
   Расчет    проекта   тарифа   на   основе   плановой   себестоимости
   представляется  организацией  -  исполнителем услуги в регулирующий
   орган,   как   при   безальтернативном   заключении   договора   на
   обслуживание,   так  и  при  конкурсном  размещении  муниципального
   заказа.
       Регулирующий  орган  при  одновременной  деятельности  в городе
   нескольких  теплоэнергетических организаций анализирует обоснование
   себестоимости  и  экономически  обоснованные  тарифы  для каждой из
   них,  а  затем определяет (с учетом либо средневзвешенного значения
   себестоимости  по  городу  в  целом,  либо  "отсекая" предложения с
   завышенными  затратами для стимулирования модернизации или закрытия
   таких  организаций),  устанавливает  цену  потребления  - единый по
   городу тариф для всех потребителей.
       1.3.    Настоящая   Методика   разработана   взамен   "Методики
   планирования,   учета   и   калькулирования   себестоимости   услуг
   жилищно-коммунального   хозяйства",   утвержденной   Постановлением
   Госстроя России от 23.02.1999 N 9.
       1.4.   Методика   разработана  в  соответствии  с  действующими
   положениями  по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством,
   в  частности  учтены  основные положения учета затрат, определенные
   частью  второй  Налогового  кодекса  Российской Федерации (Собрание
   законодательства  Российской  Федерации,  2001, N 33, часть II, ст.
   3413) (далее по тексту - ч. II НК РФ).
       1.5.   При   разработке   Методики  учтена  структура  платежей
   населения    за   жилье   и   коммунальные   услуги,   определенная
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  2 августа
   1999   г.  N  887  "О  совершенствовании  системы  оплаты  жилья  и
   коммунальных   услуг   и  мерах  по  социальной  защите  населения"
   (Собрание  законодательства  Российской  Федерации, 1999, N 33, ст.
   4116)  (далее  по  тексту  - Постановление Правительства Российской
   Федерации от 02.08.1999 N 887).
       Кроме  того,  учтены  особенности  состава  затрат,  методов их
   планирования       и      учета,      обусловленные      спецификой
   производственно-эксплуатационной      деятельности      организаций
   жилищно-коммунального хозяйства, которая заключается в следующем:
       -   неразрывность   или  строгая  последовательность  процессов
   производства,   передачи   и   потребления  материальных  носителей
   услуги,    что    требует    четкой    взаимосвязи    всех   стадий
   производственного  процесса;  использование в ходе технологического
   процесса   сложной   инженерной   инфраструктуры,   привязанной   к
   конкретной  территории (сооружений, сетей водопровода, канализации,
   теплоснабжения, электроснабжения и т.д.);
       -    зависимость    организации   производственного   процесса,
   технологии, потребности в мощностях от местных условий;
       -  технологическая  взаимосвязь  между  организациями различных
   видов   деятельности  ЖКХ,  в  условиях  которой  всякое  серьезное
   нарушение  в  работе  одной из них вызывает сбой в работе другой; в
   результате    может    возникнуть   цепь   отказов   с   серьезными
   последствиями для всех потребителей;
       -   являясь  крупным  потребителем  природных  ресурсов  (воды,
   топливно-энергетических  ресурсов),  жилищно-коммунальное хозяйство
   одновременно выполняет природоохранные функции;
       -  выраженная  социальная  направленность, заключающаяся в том,
   что   минимальный  объем  потребления  жилищно-коммунальных  услуг,
   который  оказывается  населению  в пределах жилищного фонда, должен
   быть   гарантированно  обеспечен  всем  гражданам  за  счет  личных
   средств  и соответствующих целевых социальных гарантий малоимущим в
   виде субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг.
       Некоторые  особенности  планирования  и  учета затрат связаны с
   существующей   системой   договорных   отношений  и  распределением
   имущественных   прав   между  организацией  -  исполнителем  услуг,
   потребителем услуг и муниципальным заказчиком.
       Отдельные  статьи  затрат  и  по структуре, и по размеру затрат
   определяются  тем,  на  каких  условиях организациям - исполнителям
   услуг    переданы    основные    средства    объектов    инженерной
   инфраструктуры (сети, сооружения, источники теплоснабжения и др.):
       -   в  хозяйственное  ведение  (в  этом  случае  исполнитель  в
   наиболее    полном   объеме   формирует   у   себя   инвестиционную
   составляющую,   что   дает   возможность   обеспечивать  не  только
   обслуживание объектов, но и их развитие);
       -  на условиях аренды или лизинга (особенно перспективна аренда
   с правом внесения улучшений в арендуемые основные фонды);
       - на обслуживание (доверительное управление).
       Особенности  распределения  функций между органами управления и
   субъектами   хозяйствования   также  оказывают  влияние  на  состав
   затрат.
       Например:
       -  начисление  и  сбор  платежей  за  услуги  ЖКХ  осуществляет
   расчетно-кассовый  центр, созданный как самостоятельное предприятие
   либо  в  составе службы заказчика (на специально созданный для этих
   целей  транзитный  счет),  который  в  соответствии  с  договорными
   обязательствами    осуществляет    распределение    ("расщепление")
   платежей  между  поставщиками  услуг  и  перечисление  им собранных
   средств, - наиболее рациональный вариант;
       -  начисление  и  сбор  платежей  за  все  услуги  осуществляет
   жилищная  организация,  что,  как  правило,  ведет  к  нарушениям в
   распределении собранных средств;
       -  за каждый вид услуг платежи собирает сам исполнитель услуги,
   что   увеличивает  численность  работников  абонентских  отделов  и
   бухгалтерии,  но главное - создает проблемы населению при получении
   субсидий, так как нарушает принцип "одного окна".
       1.6.  Методика  предназначена  для исполнителей различных видов
   жилищно-коммунальных  услуг,  независимо  от  формы  собственности,
   организационно-правовой   формы   и  ведомственной  принадлежности,
   осуществляющих  содержание  и ремонт жилищного фонда; водоснабжение
   и    водоотведение    (с    очисткой    стоков);    теплоснабжение,
   электроснабжение,  санитарную очистку городов, гостиничное, банное,
   прачечное обслуживание и прочие виды коммунальных услуг.
   
              2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И УЧЕТУ
                СЕБЕСТОИМОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
   
       2.1.   Себестоимость  услуг  организаций  жилищно-коммунального
   хозяйства  представляет  собой  стоимостную  оценку  используемых в
   процессе   производства   и  реализации  услуг  сырья,  материалов,
   топлива,  энергии,  основных  средств,  трудовых  ресурсов, а также
   иных затрат.
       В   целях   налогообложения  расходами  организации  признаются
   обоснованные  и  документально подтвержденные затраты, при условии,
   что  они  произведены  для осуществления деятельности, направленной
   на  получение  дохода.  Затраты  на  основные  виды  деятельности и
   внереализационные  расходы  для этих целей должны будут учитываться
   отдельно.   Каждая   организация   самостоятельно  организует  свою
   систему   налогового   учета  затрат  на  основе  данных  первичных
   документов  отражаемых  в хронологическом порядке объектов учета. В
   случае,   если   в   регистрах   бухгалтерского   учета  содержится
   недостаточно    информации    для   определения   налоговой   базы,
   налогоплательщик   вправе   самостоятельно   дополнять  применяемые
   регистры    бухгалтерского   учета   дополнительными   реквизитами,
   формируя   тем   самым   регистры   налогового  учета,  либо  вести
   самостоятельные регистры налогового учета.
       В  настоящей Методике приведен перечень затрат, учитываемый как
   при  формировании  себестоимости  жилищно-коммунальных услуг, так и
   при определении налогооблагаемой прибыли.
       Расходы,  которые  учитываются при формировании себестоимости и
   налогооблагаемой  базы  в  одинаковых  размерах,  в тексте Методики
   обозначены    "*",   а   расходы,   отражаемые   при   формировании
   налогооблагаемой  прибыли  в  других размерах, чем при формировании
   себестоимости, выделены курсивом.
       Те  расходы, которые для целей налогообложения принимаются не в
   фактически    произведенных   размерах,   а   по   утвержденным   в
   установленном  порядке  нормам,  могут  включаться  в себестоимость
   услуг  по  нормам  либо  по фактическим затратам (по решению органа
   местного   самоуправления   или   органа,   регулирующего   вопросы
   ценообразования).
       2.2.  Себестоимость, исходя из ее назначения, подразделяется на
   плановую и фактическую.
       Плановая  себестоимость  услуг формируется на основании анализа
   фактических  затрат,  их  корректировки  по  результатам экспертизы
   тарифов,  которая  должна проводиться перед принятием решения по их
   пересмотру, а также проверки по нормативам-индикаторам.
       Фактическая  себестоимость  услуг  определяется в конце каждого
   отчетного  периода  на  основании  данных  бухгалтерского  учета  о
   фактических затратах.
       Для    обеспечения    сравнимости   показателей,   прозрачности
   процедуры   их   анализа   и   контроля   плановая   и  фактическая
   себестоимости  должны  формироваться по одной методике и по одним и
   тем же калькуляционным статьям.
       Иначе  говоря,  при  планировании затрат и их учете должно быть
   обеспечено единство:
       - состава затрат;
       - принципов калькулирования себестоимости единицы услуги;
       - объекта калькулирования и калькуляционной единицы;
       -    содержания   расходов   на   обслуживание   и   управление
   производством;
       -  принципов  группировки  и  распределения  комплексных статей
   затрат и др.
       2.3.  Планирование  себестоимости  представляет  собой  систему
   технико-экономических   расчетов   для   определения   экономически
   обоснованных    тарифов    на   жилищно-коммунальные   услуги   при
   обеспечении  государственных  минимальных  социальных стандартов их
   предоставления,   а  также  качества,  надежности  и  экологической
   безопасности обслуживания.
       Планирование  себестоимости  осуществляется  на  основе данных,
   характеризующих   эффективное   использование   основных   средств,
   материальных, энергетических и трудовых затрат.
       2.4.  В  состав  себестоимости  конкретной  услуги, оказываемой
   организацией  -  исполнителем услуг, включаются затраты на комплекс
   работ,  за который в соответствии с договором несет ответственность
   исполнитель.  При  отсутствии  договора  с  заказчиком  по  решению
   органов,  регулирующих  тарифы  на жилищно-коммунальные услуги, для
   исполнителя   может  устанавливаться  стоимость  услуги  исходя  из
   затрат  на  весь  технологический цикл от производства услуги до ее
   реализации    непосредственно    потребителям.    В   себестоимость
   включаются  и  те  виды  затрат,  которые оплачиваются по договорам
   субподряда со сторонними организациями.
       2.5.  Целью  учета затрат и калькулирования себестоимости услуг
   является  своевременное, полное и достоверное отражение фактических
   затрат   на   производство   и  реализацию  услуг  в  документах  о
   финансово-хозяйственной   деятельности,   а   также   осуществление
   контроля     за    эффективностью    использования    материальных,
   энергетических, трудовых и финансовых ресурсов.
       2.6.  Калькулирование  себестоимости  единицы услуги необходимо
   для  обоснования  уровня  тарифов,  определения  прибыли,  а  также
   оценки    эффективности    технологических,    организационных    и
   экономических   мероприятий   по   развитию   и   совершенствованию
   производственно-экономической       деятельности       организаций,
   предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
       2.7.  Планирование и учет затрат по статьям себестоимости услуг
   коммунальных   организаций   для   целей   анализа,   сравнения   с
   нормативами-индикаторами       целесообразно      проводить      по
   технологическим этапам (переделам).
       Так,  в  калькуляции себестоимости водоснабжения отдельно могут
   отражаться затраты на:
       - подъем воды;
       - очистку воды;
       - транспортировку воды потребителям.
       В   калькуляции  себестоимости  водоотведения  отдельно  должны
   отражаться затраты на:
       - перекачку сточной жидкости;
       - очистку сточной жидкости;
       - транспортирование и утилизацию сточной жидкости.
       В  калькуляциях  себестоимости  тепло-,  электроснабжения также
   могут отдельно учитываться затраты на:
       - производство тепловой (электрической) энергии;
       - распределение тепловой (электрической) энергии.
       С   учетом   выделения   затрат   по   указанным  этапам  могут
   рассчитываться  и  тарифы  на эти виды услуг, что целесообразно при
   необходимости,  например,  привлечения  различных  исполнителей для
   производства  воды,  ее очистки и транспортировки потребителям; или
   для   производства  тепла  (горячей  воды)  и  его  транспортировки
   (доставки) до потребителей.
       Кроме  того,  может быть рекомендовано применение принципиально
   новой  системы  оплаты  услуг  коммунальных  организаций:  наряду с
   оплатой    непосредственно   потребляемого   объема   материального
   носителя  услуги  (тепловой энергии, воды и др.) может быть введена
   абонентная  плата,  отражающая право потребителя на доступ к данной
   услуге и соответствующая условно-постоянным затратам исполнителя.
       Калькулирование  себестоимости  услуг  по  содержанию и ремонту
   жилищного  фонда  осуществляется  в соответствии с перечнем работ и
   услуг,   выполняемых   по   договорам   между  собственником  (либо
   уполномоченной   им   службой,   выполняющей  функции  заказчика  -
   управляющей  организации)  и  организацией-подрядчиком,  получившей
   заказ, в том числе в результате конкурсного отбора.
       При  этом  себестоимость  услуг  по  содержанию и ремонту жилья
   складывается из затрат на выполнение работ, обеспечивающих:
       - ремонт конструктивных элементов жилых зданий;
       -    ремонт    и    обслуживание   внутридомового   инженерного
   оборудования;
       -  благоустройство  и  обеспечение  санитарного состояния жилых
   зданий и придомовых территорий.
       2.8.  Объектом  калькулирования  себестоимости  является каждый
   вид   жилищно-коммунальных  услуг,  а  калькуляционной  единицей  -
   соответствующие измерители материального носителя услуги:
       - жилищное хозяйство - кв. м общей площади жилья;
       - водоснабжение - куб. м отпущенной воды;
       - водоотведение - куб. м отведенной сточной жидкости;
       - теплоснабжение - Гкал отпущенной тепловой энергии;
       -  горячее  водоснабжение  -  Гкал тепловой энергии на подогрев
   воды или куб. м отпущенной горячей воды;
       - электроснабжение - кВт.ч отпущенной электроэнергии;
       - санитарная уборка городов:
       вывоз бытового мусора - куб. м бытовых отходов;
       уличная уборка - кв. м убираемой площади;
       - гостиницы - одни койко-сутки;
       - бани - один платный посетитель;
       - прачечные - кг приведенного белья.
       На  основании  "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в
   Российской  Федерации", утвержденной Приказом Минземстроя России от
   4   августа   1998   г.   N  37  (не  нуждается  в  государственной
   регистрации,  письмо  Минюста  России  от  11  сентября  1998  г. N
   6135-ВЭ),  общая  площадь  квартиры определяется как сумма площадей
   ее   помещений,   встроенных   шкафов,  а  также  площадей  лоджий,
   балконов,  веранд,  террас  и  холодных кладовых, подсчитываемых со
   следующими понижающими коэффициентами:
       для лоджий                             0,5
       для балконов, террас                   0,3
       для веранд и холодных кладовок         1,0.
       Приведенное  определение  может  быть  применено  к определению
   общей площади жилья индивидуального дома.
       Использование  показателя  "общей  площади  жилья"  для расчета
   платы  за  содержание  и  ремонт жилья (включая капитальный ремонт)
   базируется  на том, что указанный платеж устанавливается в размере,
   обеспечивающем  возмещение  издержек  на  содержание, капитальный и
   текущий  ремонты мест общего пользования в жилых домах, к которым в
   том   числе  относятся:  межэтажные  лестничные  клетки,  лестницы,
   крыши,   чердачные   помещения,   технические  подполья,  коридоры,
   несущие  конструкции  и  наружные  части  фасадов зданий, балконов,
   козырьков, лоджий, эркеров и др.
       Указанная  площадь  должна  быть  приведена  в  лицевых  счетах
   каждой квартиры.
       Для  определения  платы за отопление в расчете на 1 кв. м жилья
   площадь  квартиры,  индивидуального дома определяется как суммарная
   площадь  жилых  комнат  и  подсобных  помещений  без  учета лоджий,
   балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров.
   
             3. ОСНОВНЫЕ НАТУРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
               ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
   
       3.1.  В  основе определения себестоимости единицы услуги помимо
   общей   суммы  затрат  лежит  объем  ее  реализации  в  натуральном
   выражении (плановый либо фактический).
       Именно   поэтому   в   первом   разделе   плановой  и  отчетной
   калькуляции  себестоимости  услуг организации ЖКХ отражают основные
   натуральные показатели.
       3.2.   К   натуральным   показателям  деятельности  организаций
   жилищно-коммунального   хозяйства   относятся  объемы  выработки  и
   реализации  материального  носителя  услуги, а также его расходы на
   собственные нужды.
       В  жилищных  организациях  к  натуральным показателям относится
   средняя эксплуатируемая площадь жилых помещений.
       Подробно   состав   натуральных  показателей  по  каждому  виду
   деятельности  ЖКХ  будет  рассмотрен в разделе 9 настоящей Методики
   "Особенности  планирования,  учета  и калькулирования себестоимости
   услуг    различных    видов    деятельности   жилищно-коммунального
   хозяйства".
       3.3.  Формирование  натуральных  показателей осуществляется при
   разработке производственной программы организации.
       Основой  этой  программы  является  обоснование прогнозируемого
   объема   и  качества  услуг  с  учетом  требований  потребителей  и
   имеющихся   производственных   возможностей,   а   также   прогноза
   внедрения  системы  учета  потребления  услуг:  установки  приборов
   учета,  обеспечения их обслуживания и поверки, считывания показаний
   и  использования  при  расчетах  с  потребителями.  Кроме того, при
   определении   необходимого   объема   производства   услуг   должна
   учитываться    реализация    мероприятий    по    совершенствованию
   технологии,  замене  изношенных  фондов  и  других, направленных на
   сокращение    потерь    материального    носителя   услуги   (воды,
   теплоэнергии  и  др.)  в  процессе  его  производства  и  доведения
   (транспортировки) до потребителя.
       Для  определения  общего  объема  оказанных  услуг  по  каждому
   конкретному  виду  деятельности  необходимо  располагать  данными о
   мощности   (пропускной   способности)  оборудования  и  сооружений;
   коэффициенте  их  использования, а также количестве потребителей по
   категориям  (население,  организации  бюджетной сферы, промышленные
   предприятия,  прочие  коммерческие  потребители)  и  наличии  у них
   приборов учета.
       В   Приложении   1  к  настоящей  Методике  приведены  основные
   производственные  и  расчетные  показатели деятельности организаций
   водопроводно-канализационного   и   теплоэнергетического  хозяйств,
   необходимые  для  разработки производственной программы. Аналогично
   должны  разрабатываться  производственные  программы  и  для других
   видов жилищно-коммунальных услуг.
       3.4.    Определение    объемов    отпуска    услуг    населению
   осуществляется  (впредь  до  установки приборов учета) на основании
   нормативов  потребления; после установки приборов учета - на основе
   фактических среднестатистических объемов потребления.
       3.5.  Определение объемов отпуска услуг организациям социальной
   сферы,   промышленным   и   другим   потребителям  производится  на
   основании договоров на предоставление услуг.
       При  этом в отдельных случаях, когда реализация услуг указанным
   группам   потребителей   находится   в   зависимости   от  мощности
   (пропускной  способности),  технологии  и  режимов потребления, при
   планировании  объемов  реализации  услуг  этим  потребителям  могут
   устанавливаться лимиты.
       3.6.  Общий  объем  выработки  (или  приобретения  со  стороны)
   материального  носителя  услуги  определяется  как сумма реализации
   услуги  (ее  материального  носителя)  всем  потребителям, потерь и
   неучтенных расходов и расходов на собственные нужды организации.
       3.7.   Потери   материального   носителя   услуги   на   стадии
   планирования  устанавливаются  по  утвержденному нормативу, который
   должен  определяться  с  учетом  возможности  сокращения  потерь  и
   утечек   путем   реализации  мер  по  повышению  надежности  работы
   инженерных  систем  жизнеобеспечения, в том числе совершенствованию
   технологии,    замене   изношенных   фондов,   сокращению   времени
   ликвидации аварий и повреждений.
       Потери  сверх установленного норматива отражаются в фактической
   себестоимости  услуг  и ухудшают финансовые результаты деятельности
   организации.
       3.8.  При определении общего объема выработки (или приобретения
   со  стороны) материального носителя услуги должен также учитываться
   расход  материального  носителя  услуги на собственные, в том числе
   технологические, нужды.
       В  то  же  время следует иметь в виду, что расход материального
   носителя   услуги   на  собственные  нужды  организации  не  должен
   отражаться в общем объеме реализации услуг.
       Это  обусловлено  тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39
   части   I   Налогового   кодекса   Российской  Федерации  (Собрание
   законодательства  Российской  Федерации,  1998,  N  31,  ст.  3824)
   реализацией  товаров,  работ  или  услуг  считается  передача права
   собственности  на  эти  товары, работы и услуги одним лицом другому
   лицу.  В  бухгалтерском  учете  выручка (реализация) признается при
   переходе    права    собственности    (владения,    пользования   и
   распоряжения)  на продукцию (товар) от организации к покупателю или
   если  работа принята заказчиком (услуга оказана). Из этого следует,
   что   при  перемещении  продукции  (товаров,  работ  услуг,  сырья,
   материалов   и   т.д.)   между   различными  подразделениями  одной
   организации  выручка  или доход возникнуть не могут. Следовательно,
   не  признаются  выручкой  (реализацией)  поступления,  связанные  с
   передачей  материальных  ценностей  и  средств  между  структурными
   подразделениями  одного  юридического  лица. Это особенно важно для
   многоотраслевых жилищно-коммунальных организаций.
       При  этом  следует иметь в виду: расходы материального носителя
   услуги   на   собственные,   технологические  и  другие  нужды  при
   производстве    и    реализации    коммунальных   услуг   достигают
   значительных  размеров,  что  требует объективного учета и контроля
   их  обоснованности,  а  также  постоянных усилий по сокращению этих
   расходов.  Превышение  планируемого  объема  расхода  материального
   носителя  услуги на собственные нужды сверх минимально достаточного
   уровня  ухудшает  результаты  финансовой  деятельности организации,
   поскольку не должно выставляться к оплате потребителям.
       Все  эти положения должны учитываться при планировании основных
   натуральных    показателей,   характеризующих   каждый   из   видов
   жилищно-коммунальных услуг, и определении их фактических значений.
   
           4. СОСТАВ ЗАТРАТ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГ
   
       4.1.   В   составе  себестоимости  жилищно-коммунальных  услуг,
   независимо  от их производителя, должны планироваться и учитываться
   следующие виды затрат.
       4.1.1.  Затраты,  непосредственно  связанные  с  технологией  и
   организацией  производства,  включая материальные затраты и расходы
   на  оплату  труда, расходы по контролю производственного процесса и
   качества    услуг,    обеспечению    надежности   и   экологической
   безопасности   их  предоставления,  а  также  устранению  аварий  и
   повреждений объектов жилищной инфраструктуры.*
       4.1.2.  Затраты, связанные с использованием природного сырья, в
   частности  плата  за  пользование  водными  объектами,  затраты  на
   рекультивацию земель, плата за древесину, отпускаемую на корню.*
       4.1.3.  Затраты  на  подготовку,  освоение производства и новых
   объектов   инженерной   инфраструктуры:   комплексную  проверку  их
   готовности  к  вводу  в  эксплуатацию  с  пробным  пуском, наладкой
   оборудования.*
       4.1.4.   Затраты   некапитального   характера,  непосредственно
   связанные    с    совершенствованием   технологии   и   организации
   производства,  а  также  повышением  качества  услуг,  надежности и
   экологической безопасности их предоставления.*
       4.1.5.  Затраты,  связанные  с научно-методическим обеспечением
   производства  и  управления,  проведением  опытно-экспериментальных
   работ,       затраты      по      организации      информационного,
   программно-технического   обеспечения  производства  и  управления,
   организации  выставок,  смотров,  конкурсов  и  других мероприятий,
   выплата авторских вознаграждений и т.п.
       [В   целях  налогообложения  данные  расходы  признаются  после
   завершения  этих  исследований или разработок (завершения отдельных
   этапов работ) и подписания акта сдачи-приемки.
       Указанные   расходы   равномерно  включаются  в  состав  прочих
   расходов  в  течение  трех лет (при условии использования указанных
   исследований  и  разработок в производстве работ, оказании услуг) с
   1-го  числа  месяца,  следующего  за  месяцем,  в котором завершены
   такие исследования (отдельные этапы исследований).
       Расходы  на  научные  исследования и/или опытно-конструкторские
   разработки,    осуществленные    в   целях   создания   новых   или
   совершенствования  применяемых  технологий,  создания  новых  видов
   сырья  или  материалов,  которые не дали положительного результата,
   также  подлежат  включению  в  состав  прочих расходов равномерно в
   течение  трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически
   осуществленных расходов (статья 262 ч. II НК РФ).
       Расходы   организации   на   научные   исследования   и   (или)
   опытно-конструкторские    разработки,    осуществленные   в   форме
   отчислений   на  формирование  Российского  фонда  технологического
   развития  и  иных  отраслевых и межотраслевых фондов финансирования
   научно-исследовательских    и   опытно-конструкторских   работ   по
   перечню,   утвержденному   Правительством  Российской  Федерации  в
   соответствии  с  Федеральным  законом  "О  науке  и государственной
   научно-технической  политике" (Собрание законодательства Российской
   Федерации,  1996,  N  35, ст. 4137 (с изменениями и дополнениями)),
   признаются  для  целей  налогообложения  в  пределах  0,5  процента
   доходов (валовой выручки организации).
       Если   организации  являются  исполнителями  (подрядчиками  или
   субподрядчиками)            научно-исследовательских            или
   опытно-конструкторских    разработок,    то    указанные    расходы
   рассматриваются   как   затраты   на   осуществление   деятельности
   организации, направленной на получение доходов.
       В  случае,  если в результате произведенных расходов на научные
   исследования     и    (или)    опытно-конструкторские    разработки
   организация-налогоплательщик   получает   исключительные  права  на
   результаты  интеллектуальной  деятельности,  указанные  в  пункте 3
   статьи  257  ч.  II  НК РФ, данные права признаются нематериальными
   активами,  которые  подлежат амортизации в соответствии с пунктом 2
   статьи 258 ч. II НК РФ.
       Расходы  на  участие в выставках, смотрах, конкурсах признаются
   для   налогообложения  в  суммах  фактически  произведенных  затрат
   (пункт 4 статьи 264 ч. II НК РФ).]
       4.1.6. Затраты на обслуживание производственного процесса:
       по  обеспечению  производства  сырьем,  материалами,  топливом,
   энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда;*
       по    поддержанию    основных   средств   объектов   инженерной
   инфраструктуры,   а   также  основных  средств,  обеспечивающих  их
   обслуживание  (мастерские,  гаражи,  машины,  механизмы  и  др.)  в
   рабочем   состоянии  (расходы  на  технический  осмотр,  проведение
   текущего и капитального ремонтов);*
       по  проведению аварийно-восстановительных работ, обеспечивающих
   восстановление   работоспособности  объектов  жилищно-коммунального
   назначения;*
       по  проведению  ремонтных  работ, обеспечивающих восстановление
   работоспособности     объектов     вспомогательного     назначения:
   автотранспорта,   специальной  техники  и  оборудования,  зданий  и
   сооружений, не относящихся к основному производству;*
       по  обеспечению  выполнения санитарно-гигиенических требований,
   включая    затраты    на    содержание   помещений   и   инвентаря,
   предоставляемых  организациями медицинским учреждениям для создания
   медицинских  пунктов  непосредственно на территории организации, на
   поддержание   чистоты   и   порядка  на  производстве,  обеспечение
   противопожарной   и   сторожевой   охраны   и   других  специальных
   требований,   предусмотренных  правилами  технической  эксплуатации
   организаций,   надзора  и  контроля,  обеспечения  безопасности  их
   деятельности.*
       4.1.7.  Затраты  по  обеспечению  нормальных  условий  труда  и
   техники  безопасности:  устройство  и содержание ограждений машин и
   их  движущихся частей, люков, отверстий, сигнализаций, прочих видов
   устройств    некапитального   характера,   обеспечивающих   технику
   безопасности,   устройство   и  содержание  дезинфекционных  камер,
   умывальников,   душевых,   бань,  прачечных  на  производстве  (где
   предоставление   этих  услуг  работающим  связано  с  особенностями
   производства);  оборудование рабочих мест специальными устройствами
   (некапитального   характера),   обеспечение   спецодеждой,  обувью,
   защитными    приспособлениями    и   в   случаях,   предусмотренных
   законодательством,  специальным  питанием;  содержание установок по
   газированию  воды,  раздевалок,  шкафчиков  для  спецодежды, комнат
   отдыха;   создание  других  условий,  предусмотренных  специальными
   требованиями   по   охране   труда   и   технике   безопасности   в
   организациях,  предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, а также
   информационное   обеспечение   и   обучение   кадров   по   технике
   безопасности.*
       4.1.8.    Текущие    затраты,   связанные   с   содержанием   и
   эксплуатацией  фондов  природоохранного  назначения,  не входящих в
   объекты  основного производства: золоуловителей, фильтров и другого
   природоохранного   оборудования,   относящегося   в   данном   виде
   жилищно-коммунальных  услуг  к  вспомогательному, расходы по оплате
   услуг    сторонних   организаций   за   обеспечение   экологической
   безопасности    основного   производства,   другие   виды   текущих
   природоохранных затрат.
       4.1.9.   Затраты,   связанные  с  управлением  производством  и
   реализацией услуг:
       -  оплата  труда  работников  аппарата  управления организаций,
   оказывающих     жилищно-коммунальные    услуги,    и    структурных
   подразделений  органов  управления, деятельность которых по решению
   местных   органов   самоуправления  финансируется  за  счет  оплаты
   жилищно-коммунальных услуг;
       -    материально-техническое    и   транспортное   обслуживание
   указанных  работников  деятельности,  включая затраты на содержание
   служебного    автомобильного    транспорта    и    компенсацию   за
   использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.
       [Расходы  на компенсацию за использование для служебных поездок
   личных   легковых   автомобилей   в  пределах  норм,  установленных
   Правительством  Российской  Федерации  (подпункт 11 пункта 1 статьи
   264 НК РФ).]
       Затраты  на  оплату работ службы, выполняющей функции заказчика
   (муниципального   заказчика,  управляющей  компании),  связанные  с
   организацией   договорных   отношений   между   производителями   и
   потребителями     услуг,     защитой     интересов    потребителей,
   осуществлением  функций  управления  объектами  ЖКХ, находящимися в
   муниципальной  собственности,  а также обслуживанием расчетов между
   производителями  и  потребителями  (в тех случаях, когда затраты на
   содержание   этой   службы,   выполняющей   функции  заказчика,  не
   финансируются  из  бюджета  и когда штатным расписанием организации
   не  предусмотрено  содержание  служб либо специалистов аналогичного
   профиля).
       Затраты   на   оплату   работ  службы  заказчика  включаются  в
   себестоимость  услуг  либо  по нормативу, рассчитанному в процентах
   от  планового  объема  реализации  услуг  и  утвержденному  органом
   местного  самоуправления,  либо по ценам (тарифам) на работы службы
   заказчика, утвержденным органом местного самоуправления;*
       -  эксплуатационные  расходы  по  содержанию зданий, помещений,
   сооружений,  оборудования,  инвентаря  и  т.п.,  не  относящихся  к
   основному производству и обеспечивающих процесс управления;
       -   затраты   на  командировки,  связанные  с  производственной
   деятельностью,  включая расходы по оформлению заграничных паспортов
   и других выездных документов.
       [В  целях  налогообложения расходы на командировки, в частности
   на:  проезд  работника  к  месту  командировки  и  обратно  к месту
   постоянной  работы; суточные и (или) полевое довольствие в пределах
   норм,   утверждаемых   Правительством  Российской  Федерации,  наем
   жилого   помещения   -   по   фактическим   расходам   при  наличии
   подтверждающих  документов  (подпункт  12  пункта  1  статьи 264 НК
   РФ);]
       -  оплата  услуг  связи,  [факсимильной  и  спутниковой  связи,
   электронной  почты, Интернета,] вычислительных центров, расчетных и
   расчетно-кассовых   центров,   а   также   юридических   и   других
   управленческих  услуг  вне  зависимости от того, имеются ли в штате
   организации  специалисты  аналогичного  профиля.  Сюда же относится
   оплата    услуг    по    начислению    и    сбору    платежей    за
   жилищно-коммунальные услуги;*
       -  содержание  и  обслуживание  технических средств управления:
   вычислительных  центров,  систем  автоматизированного  управления и
   регулирования  технологическими  процессами, диспетчеризации связи,
   средств сигнализации и других;*
       -  затраты  по  приему  и  обслуживанию  представителей  других
   организаций  (включая  иностранные),  прибывших  для  переговоров с
   целью  установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также
   участников,  прибывших  на заседания Совета директоров (управления)
   и ревизионной комиссии организации (представительские расходы).
       [Для  целей налогообложения представительские расходы в течение
   отчетного  периода  включаются  в состав прочих расходов в размере,
   не  превышающем 4 процентов от расходов организации на оплату труда
   за этот отчетный (налоговый) период.
       К   представительским   расходам   не   относятся   расходы  на
   организацию   развлечений,   отдыха,   профилактики   или   лечения
   заболеваний (пункт 2 статьи 264 НК РФ);]
       -  оплата  консультационных  и  аудиторских  услуг  по оказанию
   консультативно-методической  помощи  при  формировании  и  развитии
   договорных  отношений,  при разработке и реализации планов развития
   жилищно-коммунального   обслуживания,   совершенствованию   форм  и
   методов хозяйствования, повышению качества услуг;*
       -   оплата   деятельности   специализированных  либо  городских
   централизованных         аварийно-диспетчерских,         расчетных,
   расчетно-кассовых,     биллинговых     служб,     созданных     как
   самостоятельные   хозрасчетные   подразделения   в  составе  службы
   заказчика  или  как  самостоятельные  организации.  В  тех случаях,
   когда  штатным  расписанием организации не предусмотрено содержание
   собственных   служб   либо   выполнение   соответствующих   функций
   управления;*
       -   оказание   услуг   некапитального   характера  организациям
   жилищно-коммунального  хозяйства  по обеспечению ресурсосбережения,
   учета и регулирования потребления воды, тепла, газа;*
       -   оказание  посреднических  услуг  в  материально-техническом
   снабжении, обеспечении кредитами, инвестициями и др.;*
       -  обеспечение организаций нормативно-правовыми и методическими
   материалами;*
       -  проведение  ежегодных  обязательных,  а  также  инициативных
   аудиторских    проверок    и    экспертиз   финансово-хозяйственной
   деятельности   организации,   включая   обоснованность  действующих
   тарифов,  кроме  ревизии  или  аудиторской  проверки, проводимой по
   инициативе одного из учредителей (участников) этой организации.
       К   затратам   на  проведение  ежегодной  аудиторской  проверки
   относятся  затраты  независимых  экспертных организаций по проверке
   обоснованности   себестоимости   и  тарифов  (пункт  8  Положения),
   проводимой:
       при   подготовке   хозяйствующими   субъектами  обоснований  на
   регулируемый   период,   установленный   действующими  нормативными
   актами для расчета показателей, включаемых в тариф;
       при    инициативном   обращении   хозяйствующих   субъектов   в
   регулирующие   органы  с  просьбой  пересмотра  тарифов  в  течение
   регулируемого периода;
       в  случае  несогласия  хозяйствующего  субъекта  с утвержденной
   регулирующим органом величиной тарифа;
       в  иных  случаях  по соглашению между хозяйствующим субъектом и
   органом, осуществляющим регулирование тарифов;
       - иные консультационные, информационные и аудиторские услуги.
       [В  целях  налогообложения расходы на оплату аудиторских услуг,
   связанных  с  проверкой  достоверности  бухгалтерской  (финансовой)
   отчетности,   осуществленные  в  соответствии  с  законодательством
   Российской Федерации (подпункт 17 пункта 1 статьи 264 НК РФ).]
       4.1.10.  Затраты,  связанные  с  подготовкой  и переподготовкой
   кадров:
       -  выплата  работникам  организаций средней заработной платы по
   основному  месту  работы во время их обучения с отрывом от работы в
   системе повышения квалификации и переподготовки кадров;*
       -   затраты  по  обучению  учеников  и  повышению  квалификации
   рабочих,   квалифицированных   работников,   не   освобожденных  от
   основной работы;*
       -   оплата   отпусков  с  сохранением  полностью  или  частично
   заработной  платы,  предоставленных  в  соответствии  с действующим
   законодательством  лицам,  успешно обучающимся в вечерних и заочных
   высших   и  средних  специальных  учебных  учреждениях,  в  заочной
   аспирантуре,   в   вечерних  (сменных)  и  заочных  образовательных
   учреждениях,   в   вечерних  (сменных)  профессионально-технических
   учреждениях,  а  также  поступающим  в  аспирантуру с отрывом и без
   отрыва  от производства; оплата их проезда к месту учебы и обратно,
   предусмотренная законодательством;*
       -  затраты,  связанные с выплатой стипендий, платой за обучение
   по   договорам   с   учебными   учреждениями,  учебно-методическими
   центрами   и   др.   для   подготовки,   повышения  квалификации  и
   переподготовки  кадров, затраты базовых организаций по оплате труда
   инженерно-технических   работников   и  квалифицированных  рабочих,
   освобожденных  от  основной  работы,  по  руководству  обучением  в
   условиях   производства   и   производственной   практики  учащихся
   общеобразовательных     и    средних    профессионально-технических
   учреждений, студентов высших учебных учреждений.*
       [Для  налогообложения  расходы  на  подготовку и переподготовку
   кадров   принимаются   при   наличии   лицензии  у  образовательных
   учреждений и в соответствии с договорами с такими учреждениями.
       Не  признаются  для  целей  налогообложения  расходы  по оплате
   обучения   в   высших  и  средних  специальных  учебных  заведениях
   работников  при  получении  ими  высшего  и  среднего  специального
   образования (пункт 3 статьи 264 ч. II НК РФ).]
       4.1.11.  Предусмотренные законодательством затраты, связанные с
   набором   рабочей   силы,   включая   оплату   выпускникам  средних
   профессионально-технических   учреждений  и  молодым  специалистам,
   окончившим  высшее  или среднее учебное учреждение, проезда к месту
   работы.*
       4.1.12.  Затраты по транспортировке работников к месту работы и
   обратно  в  направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом
   общего  пользования  (кроме  такси).  Кроме  того,  в себестоимость
   услуг  включаются  дополнительные затраты, связанные с привлечением
   на  договорной  основе  с  органами местного самоуправления средств
   организации   для   покрытия   расходов   по  перевозке  работников
   маршрутами  наземного,  городского  пассажирского транспорта общего
   пользования  (кроме  такси)  сверх  сумм,  определенных  исходя  из
   действующих  тарифов  на  соответствующие  виды  транспорта. Суммы,
   определенные  исходя из действующих тарифов на транспортные услуги,
   возмещаются  работниками  организаций  (в  форме  оплаты получаемых
   проездных  документов)  или  относятся  на  прибыль,  остающуюся  в

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное