Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653300 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ИНЖЕНЕР (УТВ. МИНОБРАЗОВАНИЕМ РФ 05.04.2000)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                             Утверждаю
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                          В.Д.ШАДРИКОВ
                                                    5 апреля 2000 года
   
                                                 Регистрационный номер
                                                            299 тех/дс
   
                                                              Вводится
                                                 с момента утверждения
   
               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                                   
     НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653300 -
         ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
                                   
                   КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИНЖЕНЕР
   
            1. Общая характеристика направления подготовки
         дипломированного специалиста "Эксплуатация транспорта
                     и транспортного оборудования"
   
       1.1.   Направление   подготовки  дипломированного   специалиста
   утверждено  Приказом Министерства образования Российской  Федерации
   от 02.03.2000 N 686.
       1.2.     Перечень     основных     образовательных     программ
   (специальностей),   реализуемых  в   рамках   данного   направления
   подготовки дипломированного специалиста:
       150200 - Автомобили и автомобильное хозяйство;
       150900  -  Эксплуатация  перегрузочного оборудования  портов  и
   транспортных терминалов;
       <*> 240500 - Эксплуатация судовых энергетических установок;
       <*>  240600  -  Эксплуатация  судового  электрооборудования   и
   средств автоматики;
       <*>    201300    -   Техническая   эксплуатация   транспортного
   радиооборудования;
       230100   -   Эксплуатация   и   обслуживание   транспортных   и
   технологических машин и оборудования (по отраслям);
       <*>   072900   -   Гидрография   и  навигационное   обеспечение
   судоходства;
       <*> 240200 - Судовождение;
       240300  - Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного
   движения.
   --------------------------------
       <*>   Для   специальностей   240500  -   Эксплуатация   судовых
   энергетических   установок,   240600   -   Эксплуатация    судового
   электрооборудования  и  средств автоматики,  201300  -  Техническая
   эксплуатация транспортного радиооборудования, 072900 -  Гидрография
   и  навигационное обеспечение судоходства, 240200 -  Судовождение  -
   срок  освоения основной образовательной программы подготовки -  5,5
   лет.
   
       1.3. Квалификация выпускника - инженер.
       Нормативный  срок  освоения основной образовательной  программы
   подготовки  инженера  по  направлению  подготовки  дипломированного
   специалиста  "Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования"
   при очной форме обучения - 5 лет.
       1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
       1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
       Объектами    профессиональной   деятельности   выпускника    по
   специальности:
       -  "Автомобили и автомобильное хозяйство" являются  автомобили,
   предприятия  и организации автотранспортного комплекса разных  форм
   собственности,     конструкторско-технологические     и     научные
   организации,    автотранспортные   и   авторемонтные   предприятия,
   автосервис, фирменные и дилерские центры автомобильных и  ремонтных
   заводов,   маркетинговые   и   транспортно-экспедиционные   службы,
   система  материально-технического обеспечения, оптовой и  розничной
   торговли  транспортной техникой, запасными частями,  комплектующими
   изделиями и материалами, необходимыми в эксплуатации;
       -    "Эксплуатация   перегрузочного   оборудования   портов   и
   транспортных  терминалов"  являются  подъемно-транспортные   машины
   морских   и   речных   портов   и   заводов,   их   проектирование,
   конструирование, техническая эксплуатация и ремонт;
       - "Эксплуатация судовых энергетических установок" являются суда
   морского,   речного   и   рыбопромыслового  флота,   энергетические
   установки  судов  освоения  шельфа  и  буровых  платформ,  плавучих
   дизельных    и   атомных   электростанций,   газотурбокомпрессорные
   установки, судоремонтные предприятия;
       -   "Эксплуатация   судового  электрооборудования   и   средств
   автоматики"  являются  суда  морского, речного  и  рыбопромыслового
   флота,  электроэнергетические установки  судов  освоения  шельфа  и
   буровых  платформ,  плавучие дизельные  и  атомные  электростанции,
   автономные    электроэнергетические   установки   и   судоремонтные
   предприятия;
       -  "Техническая  эксплуатация транспортного  радиооборудования"
   являются   радиолокационные,  радионавигационные   и   радиосвязные
   системы;  системы  и  средства контроля и диагностики  технического
   состояния  эксплуатируемого оборудования; пилотажные  и  пилотажно-
   навигационные  системы  и приборы; системы  комплексной  обработки,
   отображения  и  регистрации  радиотехнической  информации;  системы
   вождения  и  управления движением транспортного  средства;  системы
   предупреждения столкновений;
       -  "Эксплуатация  и обслуживание транспортных и технологических
   машин   и   оборудования   (по  отраслям)"   являются   предприятия
   различного типа по предоставлению услуг по обслуживанию  и  ремонту
   данных  машин;  фирменные и дилерские центры, салоны,  магазины  по
   продаже  машин,  агрегатов,  запасных частей;  пункты,  станции  по
   заправке   и   продаже  эксплуатационных  материалов;   выставочные
   комплексы,   конструкторские   и  научные   центры,   рекламные   и
   издательские     службы    данной    технической    направленности;
   организации,  осуществляющие  контроль  за  техническим  состоянием
   согласно   действующему  законодательству;   службы   по   освоению
   вторичных ресурсов;
       -   "Гидрография   и  навигационное  обеспечение   судоходства"
   являются  морские акватории, технические средства их  навигационно-
   гидрографического   оборудования   и   технологических    процессов
   гидрографических  работ,  выполняемых для обеспечения  безопасности
   мореплавания,  гидротехнического строительства, геологоразведки  на
   шельфе, на море, и других прикладных задач;
       -  "Судовождение" являются морские и речные суда и  технические
   средства  определения  их  места и управления  ими  как  подвижными
   объектами   с  целью  перевозки  грузов,  пассажиров,  производства
   рыбного промысла;
       -   "Эксплуатация  воздушных  судов  и  организация  воздушного
   движения"    являются   планер,   силовая   установка,   пилотажно-
   навигационные  комплексы и оборудование, гидромеханические  системы
   и  другие функциональные системы летательных аппаратов; организация
   и  управление деятельностью эксплуатационных авиапредприятий, в том
   числе   организация  летной  эксплуатации  воздушного   транспорта,
   организации  воздушного  движения и аэронавигационного  обеспечения
   полетов.
       1.4.2. Виды профессиональной деятельности.
       Выпускник по направлению подготовки "Эксплуатация транспорта  и
   транспортного  оборудования"  в соответствии  с  фундаментальной  и
   специальной    подготовкой   может   выполнять    следующие    виды
   профессиональной деятельности:
       - эксплуатационно-технологическую и сервисную;
       - организационно-управленческую;
       - проектно-конструкторскую;
       - производственно-технологическую;
       - научно-исследовательскую.
       Конкретные    виды   деятельности   определяются    содержанием
   образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
       Выпускники   могут   в   установленном   порядке   работать   в
   образовательных учреждениях.
       1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
       Инженер    по    эксплуатации   транспорта   и    транспортного
   оборудования,  в зависимости от вида профессиональной  деятельности
   подготовлен к решению следующих типов задач:
       а) эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность:
       -   эксплуатация  транспорта  и  транспортного  оборудования  в
   соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
       -   проведение   испытаний   и  определение   работоспособности
   установленного,  эксплуатируемого  и  ремонтируемого  транспорта  и
   транспортного оборудования;
       -   выбор  оборудования  для  замены  в  процессе  эксплуатации
   транспорта, транспортного оборудования, их элементов и систем;
       -  руководство проведением работ по техническому обслуживанию и
   ремонту  транспорта,  транспортного  оборудования,  их  силовых   и
   энергетических систем;
       -  организация безопасного ведения работ по монтажу  и  наладке
   транспорта и транспортного оборудования;
       -  проведение  маркетингового анализа потребности  в  сервисных
   услугах   при  эксплуатации  транспортных  средств  и  оборудования
   различных форм собственности;
       - организация работы с клиентурой;
       - надзор за безопасной эксплуатацией транспорта и транспортного
   оборудования;
       - разработка эксплуатационной документации;
       -  организация  экспертиз и аудита при проведении  сертификации
   производимых  деталей, узлов, агрегатов и систем для  транспорта  и
   транспортного   оборудования,  услуг  и   работ   по   техническому
   обслуживанию и ремонту транспорта и транспортного оборудования;
       -  подготовка  и  разработка  сертификационных  и  лицензионных
   документов;
       б) организационно-управленческая деятельность:
       -    организация   работы   коллектива   исполнителей,   выбор,
   обоснование, принятие и реализация управленческих решений;
       -   совершенствование  организационно-управленческой  структуры
   предприятий  по эксплуатации, хранению, техническому  обслуживанию,
   ремонту и сервису транспорта и транспортного оборудования;
       -    организация   и   совершенствование   системы   учета    и
   документооборота;
       -   выбор   и,   при  необходимости,  разработка   рациональных
   нормативов  эксплуатации,  технического  обслуживания,  ремонта   и
   хранения транспорта и оборудования;
       -   нахождение   компромисса  между   различными   требованиями
   (стоимости,   качества,  безопасности  и  сроков  исполнения)   при
   долгосрочном    и   краткосрочном   планировании   и    определение
   рационального решения;
       -   оценка  производственных  и  непроизводственных  затрат  на
   обеспечение качества продукции и услуг;
       -  осуществление  технического контроля и управления  качеством
   изделий, продукции и услуг;
       - совершенствование системы оплаты труда персонала;
       -    обучение   и   аттестация   обслуживающего   персонала   и
   специалистов;
       в) проектно-конструкторская деятельность:
       -   формирование  целей  проекта  (программы),  решения  задач,
   критериев  и показателей достижения целей, построение структуры  их
   взаимосвязей,   выявление  приоритетов  решения  задач   с   учетом
   нравственных аспектов деятельности;
       - разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих
   вариантов,  прогнозирование последствий,  нахождение  компромиссных
   решений;
       -  разработка проектов объектов профессиональной деятельности с
   учетом  механико-технологических,  эстетических,  экологических   и
   экономических требований;
       -   участие   в  проектировании  деталей,  механизмов,   машин,
   оборудования и агрегатов, энергетических установок и систем;
       -  использование информационных технологий при проектировании и
   разработке  новых видов транспорта и транспортного оборудования,  а
   также транспортных предприятий;
       - разработка конструкторской и технологической документации для
   ремонта,  модернизации  и  модификации транспорта  и  транспортного
   оборудования;
       -   участие   в  разработке  проектов  технических  условий   и
   требований,   стандартов   и  технических   описаний,   нормативной
   документации для новых объектов профессиональной деятельности;
       г) производственно-технологическая деятельность:
       -   определение  производственной  программы  по   техническому
   обслуживанию,  сервису, ремонту и другим услугам  при  эксплуатации
   транспорта или изготовлении оборудования;
       -  разработка и совершенствование технологических  процессов  и
   документации;
       -    эффективное    использование   материалов,   оборудования,
   соответствующих   алгоритмов   и   программ   расчетов   параметров
   технологических процессов;
       -  организация  и  эффективное осуществление контроля  качества
   запасных    частей,    комплектующих    изделий    и    материалов,
   производственного  контроля  технологических  процессов,   качества
   продукции и услуг;
       -    обеспечение   экологической   безопасности   эксплуатации,
   хранения,   обслуживания,   ремонта   и   сервиса   транспорта    и
   транспортного оборудования, безопасных условий труда персонала;
       - внедрение эффективных инженерных решений в практику;
       -   монтаж  и  наладка  транспортной  техники  и  оборудования,
   авторский и инспекторский надзор;
       -   организация  и  осуществление  технического  контроля   при
   эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;
       - производство транспорта и транспортного оборудования;
       -  организация  и  эффективное осуществление входного  контроля
   качества   сырья,   производственного  контроля  полуфабрикатов   и
   параметров технологических процессов, качества готовой продукции;
       -   проведение   стандартных   и   сертификационных   испытаний
   материалов, изделий и услуг;
       -   осуществление  метрологической  поверки  основных   средств
   измерений;
       -    эффективное    использование   материалов,   оборудования,
   соответствующих   алгоритмов   и   программ   расчетов   параметров
   технологического процесса;
       - разработка технической и технологической документации;
       д) научно-исследовательская:
       -  участие  в  фундаментальных  и  прикладных  исследованиях  в
   области транспорта и транспортного оборудования;
       -  анализ  состояния и динамики показателей  качества  объектов
   профессиональной деятельности с использованием необходимых  методов
   и средств исследований;
       -  создание  теоретических моделей, позволяющих  прогнозировать
   свойства объектов профессиональной деятельности;
       - разработка планов, программ и методик проведения исследований
   объектов профессиональной деятельности;
       -  анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения  качества
   испытаний,   сертификации   продукции  с   применением   проблемно-
   ориентированных методов;
       -   информационный  поиск  и  анализ  информации  по   объектам
   исследований;
       -   техническое,  организационное  обеспечение   и   реализация
   исследований;
       -  анализ результатов исследований и разработка предложений  по
   их внедрению;
       - выполнение опытно-конструкторских разработок.
       1.4.4. Квалификационные требования.
       Для решения профессиональных задач инженер:
       -   руководствуется  программно-целевыми  методами   управления
   производством и принятия решений;
       -   изучает  и  анализирует  информацию,  технические   данные,
   показатели  и  результаты использования транспорта и  транспортного
   оборудования,    обобщает   и   систематизирует   их,    производит
   необходимые     расчеты,    используя    современную    электронно-
   вычислительную технику;
       - составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, схемы и
   другую техническую документацию;
       -   составляет   планы  размещения  оборудования,  технического
   оснащения     и     организации    рабочих    мест,    рассчитывает
   производственные мощности, программы и загрузку оборудования;
       -   участвует   в   разработке  технически  обоснованных   норм
   выработки, норм обслуживания оборудования;
       -  рассчитывает  нормативы материальных затрат  (нормы  расхода
   запасных частей, материалов, энергии);
       - разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по
   повышению  эффективности производства, направленных  на  сокращение
   расхода     материалов,     снижение    трудоемкости,     повышение
   производительности труда;
       -  подготавливает исходные данные для составления планов, смет,
   заявок на материалы, оборудование;
       -  участвует во внедрении разработанных технических  решений  и
   проектов,  в оказании технической помощи и осуществлении авторского
   надзора   при  изготовлении,  испытаниях  и  сдаче  в  эксплуатацию
   проектируемых изделий, объектов;
       -   осуществляет   контроль   за  соблюдением   технологической
   дисциплины,  состоянием  и  правильной  эксплуатацией,  техническим
   обслуживанием    и    ремонтом   транспорта   и    технологического
   оборудования, их экологической и транспортной безопасностью;
       -  следит  за  соблюдением  законов, установленных  требований,
   действующих норм, правил и стандартов;
       - выполняет работы в области научно-технической деятельности по
   проектированию,     информационному    обеспечению,     организации
   использования  транспорта,  эксплуатации  и  ремонта   транспортных
   средств  и их энергетических установок, транспортного оборудования,
   используя, при необходимости, средства вычислительной техники;
       - разрабатывает нормативные документы, техническую документацию
   и   предложения   по   реализации  программ  по   использованию   и
   обеспечению работоспособности транспорта и транспортных средств;
       -    проводит    технико-экономический    анализ,    комплексно
   обосновывает  принимаемые  и реализуемые решения  по  использованию
   транспорта и транспортных средств;
       -  участвует в работах, связанных с испытаниями оборудования  и
   внедрением его в эксплуатацию;
       -  организует  работу  по  повышению научно-технических  знаний
   работников,    способствует   развитию    творческой    инициативы,
   рационализации,     изобретательства,     внедрению      достижений
   отечественной    и   зарубежной   науки,   техники,   использованию
   передового опыта;
       -  рассчитывает  экономическую  эффективность  проектируемых  и
   эксплуатируемых     изделий,    технологических     процессов     и
   предоставляемых услуг;
       -   разрабатывает  методы  технического  контроля  и  испытания
   продукции и услуг;
       -  участвует в составлении патентных и лицензионных  заявок  на
   изобретения и промышленные образцы;
       -     рассматривает    рационализаторские    предложения     по
   совершенствованию  технологии  производства  и  эксплуатации,  дает
   заключения о целесообразности их использования;
       -  участвует  в  проведении научных исследований  и  выполнении
   технических разработок;
       - осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-
   технической информации;
       -   проектирует  (при  необходимости)  средства   испытания   и
   контроля,   оснастку,   лабораторные   макеты,   контролирует    их
   изготовление;
       -    принимает    участие   в   стендовых,    промышленных    и
   эксплуатационных     испытаниях    опытных    образцов     (партий)
   проектируемых изделий, материалов и оборудования;
       -  разрабатывает проектную и рабочую техническую  документацию,
   оформляет   научно-исследовательские   и   проектно-конструкторские
   работы;
       -  изучает  специальную литературу и другую  научно-техническую
   информацию, достижения отечественной и зарубежной науки  и  техники
   в области транспорта и транспортных средств;
       -   подготавливает   отзывы   и   заключения   на   техническую
   документацию, а также информационные обзоры и рецензии;
       -  консультирует по вопросам проектирования конкурентоспособной
   продукции,  разработки  и реализации прогрессивных  технологических
   процессов;
       -   подготовлен   к   активной   творческой   профессиональной,
   социальной  и  общественной деятельности,  обеспечивающей  прогресс
   развития общества и конкретной отрасли;
       -   имеет  целостное  представление  о  процессах  и  явлениях,
   происходящих  в  неживой  и  живой  природе,  понимает  возможности
   современных  научных  методов познания природы  и  владеет  ими  на
   уровне,  необходимом для решения задач, имеющих  естественнонаучное
   содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
       -  имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет
   умениями и навыками физического самосовершенствования;
       -   имеет   представление   о  системе   гражданской   обороны,
   современном   оружии   и  его  поражающих  факторах,   устойчивости
   транспортных  объектов  и защите населения в  условиях  воздействия
   современного оружия;
       -   знаком  с  основными  учениями  в  области  гуманитарных  и
   социально-экономических   наук,   способен   научно   анализировать
   социально-значимые  проблемы и процессы, умеет использовать  методы
   этих   наук   в  различных  видах  профессиональной  и   социальной
   деятельности;
       -  знает  основы отечественной и мировой истории и культуры,  а
   также  имеет потребность в постоянном духовном, профессиональном  и
   физическом самосовершенствовании;
       -  знает  этические  и  правовые нормы, регулирующие  отношение
   человека  к  человеку, обществу, окружающей среде, умеет  учитывать
   их при разработке экологических и социальных проектов;
       -  понимает  сущность  и  социальную значимость  своей  будущей
   профессии,  основные  проблемы дисциплин,  определяющих  конкретную
   область  его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе
   знаний;
       -   умеет   оценивать   исторические  и  современные   процессы
   общественной   жизни   страны,   место   и   роль   в   ней   своей
   профессиональной   деятельности,  проблемы  и  тенденции   мирового
   развития;
       - умеет диалектически мыслить, аргументированно отстаивать свою
   точку зрения;
       -  умеет  использовать хотя бы один иностранный  язык  в  своей
   профессиональной  деятельности,  способен  продолжить  обучение   и
   вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
       -  умеет  на  научной  основе организовать свой  труд,  владеет
   компьютерными  методами  сбора, хранения  и  обработки  информации,
   применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
       -   владеет   знаниями  основ  производственных   отношений   и
   принципами   управления   с   учетом  технических,   финансовых   и
   человеческих факторов;
       -  владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
   в  письменной  и  устной  речи правильно  и  логично  оформить  его
   результаты;
       -  способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
   практики   к   переоценке   накопленного   опыта,   анализу   своих
   возможностей,    умеет   приобретать   новые   знания,    используя
   современные информационные образовательные технологии;
       -  способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
   реализацией  профессиональных функций, умеет  использовать  для  их
   решения методы изученных им наук;
       -  готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе,  умеет
   организовать   работу  исполнителей,  знает  основы  педагогической
   деятельности;
       - умеет работать с клиентурой, заказчиками и поставщиками;
       -  методически  и  психологически  готов  к  изменению  вида  и
   характера своей профессиональной деятельности;
       -  имеет  навыки  коллективной, профессиональной  и  социальной
   деятельности,  организаторской работы  с  людьми,  умеет  принимать
   профессиональные решения с учетом их социальных последствий.
       Инженер должен знать:
       -  законы,  постановления, распоряжения, приказы вышестоящих  и
   других  органов, методические, нормативные и руководящие материалы,
   касающиеся выполняемой работы;
       -  перспективы развития и особенности деятельности  учреждения,
   организации, предприятия;
       -  принципы  работы, технические характеристики, конструктивные
   особенности  разрабатываемых  и используемых  технических  средств,
   материалов и их свойства;
       -   методы   использования  оборудования,  правила  и   условия
   выполнения работ;
       -    основные    требования,   предъявляемые   к    технической
   документации, материалам, изделиям и услугам;
       - стандарты, технические условия и другие руководящие документы
   по разработке и оформлению технической документации;
       -   методы   проведения  технических  расчетов  и   определения
   экономической эффективности исследований и разработок;
       -   достижения  науки  и  техники,  передовой  отечественный  и
   зарубежный  опыт  в  соответствующей  выполняемой  работе   области
   знаний;
       -  специальную  научно-техническую и  патентную  литературу  по
   соответствующей области;
       - порядок и методы проведения патентных исследований;
       - основы изобретательства;
       -    методы    исследований,   проектирования   и    проведения
   экспериментальных работ;
       -   основы   экономики,  организации  производства,   труда   и
   управления;
       - основы трудового законодательства;
       -   правила   и   нормы  охраны  труда,  техники  безопасности,
   производственной санитарии и противопожарной защиты;
       - требования экологии по защите окружающей среды;
       - этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к
   человеку, обществу, окружающей среде;
       - основы педагогической деятельности;
       -  принципы управления транспортом и транспортными средствами с
   учетом технических, финансовых и человеческих факторов.
       Дополнительные  требования  к специальной  подготовке  инженера
   определяются   высшим  учебным  заведением  с  учетом  особенностей
   специализации.
       1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
       Инженер,  освоивший основную образовательную программу  высшего
   профессионального    образования    по    направлению    подготовки
   дипломированного    специалиста    "Эксплуатация    транспорта    и
   транспортного    оборудования",   подготовлен    для    продолжения
   образования в аспирантуре.
   
             2. Требования к уровню подготовки абитуриента
   
       2.1.  Предшествующий уровень образования абитуриента -  среднее
   (полное) общее образование.
       2.2.  Абитуриент должен иметь документ государственного образца
   о  среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
   образовании,  или  начальном профессиональном образовании,  если  в
   нем  есть  запись  о  получении  предъявителем  среднего  (полного)
   общего образования, или высшем профессиональном образовании.
   
       3. Общие требования к основной образовательной программе
        по направлению подготовки дипломированного специалиста
        "Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования"
   
       3.1.  Основная  образовательная программа  подготовки  инженера
   разрабатывается     на    основе    настоящего     государственного
   образовательного стандарта дипломированного специалиста и  включает
   в   себя  учебный  план,  программы  учебных  дисциплин,  программы
   учебных, производственных практик.
       3.2.  Требования  к обязательному минимуму содержания  основной
   образовательной  программы  подготовки  инженера,  к  условиям   ее
   реализации   и   срокам   ее   освоения   определяются    настоящим
   государственным образовательным стандартом.
       3.3.  Основная  образовательная программа  подготовки  инженера
   состоит    из   дисциплин   федерального   компонента,    дисциплин
   национально-регионального  (вузовского)  компонента,  дисциплин  по
   выбору  студента,  а  также  факультативных  дисциплин.  Дисциплины
   вузовского  компонента и по выбору студента в каждом  цикле  должны
   содержательно   дополнять  дисциплины,  указанные   в   федеральном
   компоненте цикла.
       3.4.  Основная  образовательная программа  подготовки  инженера
   должна   предусматривать   изучение  студентом   следующих   циклов
   дисциплин:
       цикл   ГСЭ   -  общие  гуманитарные  и  социально-экономические
   дисциплины;
       цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
       цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
       цикл   СД   -   специальные  дисциплины,   включая   дисциплины
   специализации;
       ФТД - факультативы.
       3.5.  Содержание национально-регионального компонента  основной
   образовательной  программы подготовки инженера должно  обеспечивать
   подготовку    выпускника   в   соответствии   с    квалификационной
   характеристикой,     установленной    настоящим     государственным
   образовательным стандартом.
   
      4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
          образовательной программы по направлению подготовки
              дипломированного специалиста "Эксплуатация
               транспорта и транспортного оборудования"
   
   ------------T---------------------------------------------T------¬
   ¦  Индекс   ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
   ¦           ¦                                             ¦часов ¦
   +-----------+---------------------------------------------+------+
   ¦ГСЭ        ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800  ¦
   ¦           ¦дисциплины                                   ¦      ¦
   +-----------+---------------------------------------------+------+
   ¦ГСЭ.Ф.00   ¦Федеральный компонент                        ¦1260  ¦
   +-----------+---------------------------------------------+------+
   ¦ГСЭ.Ф.01   ¦Иностранный язык                             ¦340   ¦
   ¦           ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации,    ¦      ¦
   ¦           ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в       ¦      ¦
   ¦           ¦изучаемом языке; основные особенности полного¦      ¦
   ¦           ¦стиля произношения, характерные для сферы    ¦      ¦
   ¦           ¦профессиональной коммуникации; чтение        ¦      ¦
   ¦           ¦транскрипции; лексический минимум в объеме   ¦      ¦
   ¦           ¦4000 учебных лексических единиц общего и     ¦      ¦
   ¦           ¦терминологического характера; понятие        ¦      ¦
   ¦           ¦дифференциации лексики по сферам применения  ¦      ¦
   ¦           ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная,    ¦      ¦
   ¦           ¦официальная и другая); понятие о свободных и ¦      ¦
   ¦           ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦      ¦
   ¦           ¦единицах; понятие об основных способах       ¦      ¦
   ¦           ¦словообразования; грамматические навыки,     ¦      ¦
   ¦           ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦      ¦
   ¦           ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦      ¦
   ¦           ¦общении; основные грамматические явления,    ¦      ¦
   ¦           ¦характерные для профессиональной речи;       ¦      ¦
   ¦           ¦понятие об обиходно-литературном, официально-¦      ¦
   ¦           ¦деловом, научном стилях, стиле художественной¦      ¦
   ¦           ¦литературы; основные особенности научного    ¦      ¦
   ¦           ¦стиля; культура и традиции стран изучаемого  ¦      ¦
   ¦           ¦языка, правила речевого этикета; говорение;  ¦      ¦
   ¦           ¦диалогическая и монологическая речь с        ¦      ¦
   ¦           ¦использованием наиболее употребительных и    ¦      ¦
   ¦           ¦относительно простых лексико-грамматических  ¦      ¦
   ¦           ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦      ¦
   ¦           ¦неофициального и официального общения; основы¦      ¦
   ¦           ¦публичной речи (устное сообщение, доклад);   ¦      ¦
   ¦           ¦аудирование; понимание диалогической и       ¦      ¦
   ¦           ¦монологической речи в сфере бытовой и        ¦      ¦
   ¦           ¦профессиональной коммуникации; чтение; виды  ¦      ¦
   ¦           ¦текстов: несложные прагматические тексты и   ¦      ¦
   ¦           ¦тексты по широкому и узкому профилю          ¦      ¦
   ¦           ¦специальности; письмо; виды речевых          ¦      ¦
   ¦           ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы,    ¦      ¦
   ¦           ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо,   ¦      ¦
   ¦           ¦биография                                    ¦      ¦
   +-----------+---------------------------------------------+------+
   ¦ГСЭ.Ф.02   ¦Физическая культура                          ¦408   ¦
   ¦           ¦ Физическая культура в общекультурной и      ¦      ¦
   ¦           ¦профессиональной подготовке студентов; ее    ¦      ¦
   ¦           ¦социально-биологические основы; физическая   ¦      ¦
   ¦           ¦культура и спорт как социальные феномены     ¦      ¦
   ¦           ¦общества; законодательство Российской        ¦      ¦
   ¦           ¦Федерации о физической культуре и спорте;    ¦      ¦
   ¦           ¦физическая культура личности; основы         ¦      ¦
   ¦           ¦здорового образа жизни студента; особенности ¦      ¦
   ¦           ¦использования средств физической культуры для¦      ¦
   ¦           ¦оптимизации работоспособности; общая         ¦      ¦
   ¦           ¦физическая и специальная подготовка в системе¦      ¦
   ¦           ¦физического воспитания; спорт; индивидуальный¦      ¦
   ¦           ¦выбор видов спорта или систем физических     ¦      ¦
   ¦           ¦упражнений; профессионально-прикладная       ¦      ¦
   ¦           ¦физическая подготовка студентов; основы      ¦      ¦
   ¦           ¦методики самостоятельных занятий и           ¦      ¦
   ¦           ¦самоконтроль за состоянием своего организма  ¦      ¦
   +-----------+---------------------------------------------+------+
   ¦ГСЭ.Ф.03   ¦Отечественная история                        ¦      ¦
   ¦           ¦ Сущность, формы, функции исторического      ¦      ¦
   ¦           ¦знания; методы и источники изучения истории; ¦      ¦
   ¦           ¦понятие и классификация исторического        ¦      ¦
   ¦           ¦источника; отечественная историография в     ¦      ¦
   ¦           ¦прошлом и настоящем: общее и особенное;      ¦      ¦
   ¦           ¦методология и теория исторической науки;     ¦      ¦
   ¦           ¦история России - неотъемлемая часть всемирной¦      ¦
   ¦           ¦истории; античное наследие в эпоху Великого  ¦      ¦
   ¦           ¦переселения народов; проблема этногенеза     ¦      ¦
   ¦           ¦восточных славян; основные этапы становления ¦      ¦
   ¦           ¦государственности; древняя Русь и кочевники; ¦      ¦
   ¦           ¦византийско-древнерусские связи; особенности ¦      ¦
   ¦           ¦социального строя Древней Руси;              ¦      ¦
   ¦           ¦этнокультурные и социально-политические      ¦      ¦
   ¦           ¦процессы становления русской                 ¦      ¦
   ¦           ¦государственности; принятие христианства;    ¦      ¦
   ¦           ¦распространение ислама; эволюция             ¦      ¦
   ¦           ¦восточнославянской государственности в ХI -  ¦      ¦
   ¦           ¦ХII вв.; социально-политические изменения в  ¦      ¦
   ¦           ¦русских землях в ХIII - ХV вв.; Русь и Орда: ¦      ¦
   ¦           ¦проблемы взаимовлияния; Россия и             ¦      ¦
   ¦           ¦средневековые государства Европы и Азии;     ¦      ¦
   ¦           ¦специфика формирования единого российского   ¦      ¦
   ¦           ¦государства; возвышение Москвы; формирование ¦      ¦
   ¦           ¦сословной системы организации общества;      ¦      ¦
   ¦           ¦реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и¦      ¦
   ¦           ¦особенности складывания российского          ¦      ¦
   ¦           ¦абсолютизма; дискуссии о генезисе            ¦      ¦
   ¦           ¦самодержавия; особенности и основные этапы   ¦      ¦
   ¦           ¦экономического развития России; эволюция форм¦      ¦
   ¦           ¦собственности на землю; структура феодального¦      ¦
   ¦           ¦землевладения; крепостное право в России;    ¦      ¦
   ¦           ¦мануфактурно-промышленное производство;      ¦      ¦
   ¦           ¦становление индустриального общества в       ¦      ¦
   ¦           ¦России: общее и особенное; общественная мысль¦      ¦
   ¦           ¦и особенности общественного движения России  ¦      ¦
   ¦           ¦ХIХ в.; реформы и реформаторы в России;      ¦      ¦
   ¦           ¦русская культура ХIХ века и ее вклад в       ¦      ¦
   ¦           ¦мировую культуру; роль ХХ столетия в мировой ¦      ¦
   ¦           ¦истории; глобализация общественных процессов;¦      ¦
   ¦           ¦проблема экономического роста и модернизации;¦      ¦
   ¦           ¦революции и реформы; социальная трансформация¦      ¦
   ¦           ¦общества; столкновение тенденций             ¦      ¦
   ¦           ¦интернационализма и национализма, интеграции ¦      ¦
   ¦           ¦и сепаратизма, демократии и авторитаризма;   ¦      ¦
   ¦           ¦Россия в начале ХХ в.; объективная           ¦      ¦
   ¦           ¦потребность индустриальной модернизации      ¦      ¦
   ¦           ¦России; российские реформы в контексте       ¦      ¦
   ¦           ¦общемирового развития в начале века;         ¦      ¦
   ¦           ¦политические партии России: генезис,         ¦      ¦
   ¦           ¦классификация, программы, тактика; Россия в  ¦      ¦
   ¦           ¦условиях мировой войны и общенационального   ¦      ¦
   ¦           ¦кризиса; революция 1917 г.; гражданская война¦      ¦
   ¦           ¦и интервенция; их результаты и последствия;  ¦      ¦
   ¦           ¦российская эмиграция; социально-экономическое¦      ¦
   ¦           ¦развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование¦      ¦
   ¦           ¦однопартийного политического режима;         ¦      ¦
   ¦           ¦образование СССР; культурная жизнь страны в  ¦      ¦
   ¦           ¦20-е гг.; внешняя политика; курс на          ¦      ¦
   ¦           ¦строительство социализма в одной стране и его¦      ¦
   ¦           ¦последствия; социально-экономические         ¦      ¦
   ¦           ¦преобразования в 30-е гг.; усиление режима   ¦      ¦
   ¦           ¦личной власти Сталина; сопротивление         ¦      ¦
   ¦           ¦сталинизму; СССР накануне и в начальный      ¦      ¦
   ¦           ¦период второй мировой войны; Великая         ¦      ¦
   ¦           ¦Отечественная война; социально-экономическое ¦      ¦
   ¦           ¦развитие; общественно-политическая жизнь;    ¦      ¦
   ¦           ¦культура; внешняя политика СССР в            ¦      ¦
   ¦           ¦послевоенные годы; холодная война; попытки   ¦      ¦
   ¦           ¦осуществления политических и экономических   ¦      ¦
   ¦           ¦реформ; НТР и ее влияние на ход общественного¦      ¦
   ¦           ¦развития; СССР в середине 60 - 80-х гг.:     ¦      ¦
   ¦           ¦нарастание кризисных явлений; Советский Союз ¦      ¦
   ¦           ¦в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка      ¦      ¦
   ¦           ¦государственного переворота 1991 г. и ее     ¦      ¦
   ¦           ¦провал; распад СССР; Беловежские соглашения; ¦      ¦
   ¦           ¦октябрьские события 1993 г.; становление     ¦      ¦
   ¦           ¦новой российской государственности (1993 -   ¦      ¦
   ¦           ¦1999 гг.); Россия на пути радикальной        ¦      ¦
   ¦           ¦социально-экономической модернизации;        ¦      ¦
   ¦           ¦культура в современной России;               ¦      ¦
   ¦           ¦внешнеполитическая деятельность в условиях   ¦      ¦
   ¦           ¦новой геополитической ситуации               ¦      ¦
   +-----------+---------------------------------------------+------+
   ¦ГСЭ.Ф.04   ¦Культурология                                ¦      ¦
   ¦           ¦ Структура и состав современного             ¦      ¦
   ¦           ¦культурологического знания; культурология и  ¦      ¦
   ¦           ¦философия культуры; социология культуры;     ¦      ¦
   ¦           ¦культурная антропология; культурология и     ¦      ¦
   ¦           ¦история культуры; теоретическая и прикладная ¦      ¦
   ¦           ¦культурология; методы культурологических     ¦      ¦
   ¦           ¦исследований; основные понятия культурологии:¦      ¦
   ¦           ¦культура, цивилизация, морфология культуры,  ¦      ¦
   ¦           ¦функции культуры, субъект культуры,          ¦      ¦
   ¦           ¦культурогенез, динамика культуры, язык и     ¦      ¦
   ¦           ¦символы культуры, культурные коды,           ¦      ¦
   ¦           ¦межкультурные коммуникации, культурные       ¦      ¦
   ¦           ¦ценности и нормы, культурные традиции,       ¦      ¦
   ¦           ¦культурная картина мира, социальные институты¦      ¦
   ¦           ¦культуры, культурная самоидентичность,       ¦      ¦
   ¦           ¦культурная модернизация; типология культур;  ¦      ¦
   ¦           ¦этническая и национальная, элитарная и       ¦      ¦
   ¦           ¦массовая культуры; восточные и западные типы ¦      ¦
   ¦           ¦культур; специфические и "серединные"        ¦      ¦
   ¦           ¦культуры; локальные культуры; место и роль   ¦      ¦
   ¦           ¦России в мировой культуре; тенденции         ¦      ¦
   ¦           ¦культурной универсализации в мировом         ¦      ¦
   ¦           ¦современном процессе; культура и природа;    ¦      ¦
   ¦           ¦культура и общество; культура и глобальные   ¦      ¦
   ¦           ¦проблемы современности; культура и личность; ¦      ¦
   ¦           ¦инкультурация и социализация                 ¦      ¦
   +-----------+---------------------------------------------+------+
   ¦ГСЭ.Ф.05   ¦Политология                                  ¦      ¦
   ¦           ¦ Объект, предмет и метод политической науки; ¦      ¦
   ¦           ¦функции политологии; политическая жизнь и    ¦      ¦
   ¦           ¦властные отношения; роль и место политики в  ¦      ¦
   ¦           ¦жизни современных обществ; социальные функции¦      ¦
   ¦           ¦политики; история политических учений;       ¦      ¦
   ¦           ¦российская политическая традиция: истоки,    ¦      ¦
   ¦           ¦социокультурные основания; историческая      ¦      ¦
   ¦           ¦динамика; современные политологические школы;¦      ¦
   ¦           ¦гражданское общество; его происхождение и    ¦      ¦
   ¦           ¦особенности; особенности становления         ¦      ¦
   ¦           ¦гражданского общества в России;              ¦      ¦
   ¦           ¦институциональные аспекты политики;          ¦      ¦
   ¦           ¦политическая власть; политическая система;   ¦      ¦
   ¦           ¦политические режимы; политические партии;    ¦      ¦
   ¦           ¦электоральные системы; политические отношения¦      ¦
   ¦           ¦и процессы; политические конфликты и способы ¦      ¦
   ¦           ¦их разрешения; политические технологии;      ¦      ¦
   ¦           ¦политический менеджмент; политическая        ¦      ¦
   ¦           ¦модернизация; политические организации и     ¦      ¦
   ¦           ¦движения; политические элиты; политическое   ¦      ¦
   ¦           ¦лидерство; социокультурные аспекты политики; ¦      ¦
   ¦           ¦мировая политика и международные отношения;  ¦      ¦
   ¦           ¦особенности мирового политического процесса; ¦      ¦
   ¦           ¦национально-государственные интересы России в¦      ¦
   ¦           ¦новой геополитической ситуации; методология  ¦      ¦
   ¦           ¦познания политической реальности; парадигмы  ¦      ¦
   ¦           ¦политического знания; экспертное политическое¦      ¦
   ¦           ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦      ¦
   +-----------+---------------------------------------------+------+
   ¦ГСЭ.Ф.06   ¦Правоведение                                 ¦      ¦
   ¦           ¦ Государство и право; их роль в жизни        ¦      ¦
   ¦           ¦общества; норма права и нормативно-правовые  ¦      ¦
   ¦           ¦акты; основные правовые системы              ¦      ¦
   ¦           ¦современности; международное право как особая¦      ¦
   ¦           ¦система права; источники российского права;  ¦      ¦
   ¦           ¦закон и подзаконные акты; система российского¦      ¦
   ¦           ¦права; отрасли права; правонарушение и       ¦      ¦
   ¦           ¦юридическая ответственность; значение        ¦      ¦
   ¦           ¦законности и правопорядка в современном      ¦      ¦
   ¦           ¦обществе; правовое государство; Конституция  ¦      ¦
   ¦           ¦Российской Федерации - основной закон        ¦      ¦
   ¦           ¦государства; особенности федеративного       ¦      ¦
   ¦           ¦устройства России; система органов           ¦      ¦
   ¦           ¦государственной власти в Российской          ¦      ¦
   ¦           ¦Федерации; понятие гражданского              ¦      ¦
   ¦           ¦правоотношения; физические и юридические     ¦      ¦
   ¦           ¦лица; право собственности; обязательства в   ¦      ¦
   ¦           ¦гражданском праве и ответственность за их    ¦      ¦
   ¦           ¦нарушение; наследственное право; брачно-     ¦      ¦
   ¦           ¦семейные отношения; взаимные права и         ¦      ¦
   ¦           ¦обязанности супругов, родителей и детей;     ¦      ¦
   ¦           ¦ответственность по семейному праву; трудовой ¦      ¦
   ¦           ¦договор (контракт); трудовая дисциплина и    ¦      ¦
   ¦           ¦ответственность за ее нарушение;             ¦      ¦
   ¦           ¦административные правонарушения и            ¦      ¦
   ¦           ¦административная ответственность; понятие    ¦      ¦
   ¦           ¦преступления; уголовная ответственность за   ¦      ¦
   ¦           ¦совершение преступлений; экологическое право;¦      ¦
   ¦           ¦особенности правового регулирования будущей  ¦      ¦
   ¦           ¦профессиональной деятельности; правовые      ¦      ¦
   ¦           ¦основы защиты государственной тайны;         ¦      ¦
   ¦           ¦законодательные и нормативно-правовые акты в ¦      ¦
   ¦           ¦области защиты информации и государственной  ¦      ¦
   ¦           ¦тайны                                        ¦      ¦
   +-----------+---------------------------------------------+------+
   ¦ГСЭ.Ф.07   ¦Психология и педагогика                      ¦      ¦
   ¦           ¦ Психология: предмет, объект и методы        ¦      ¦
   ¦           ¦психологии; место психологии в системе наук; ¦      ¦
   ¦           ¦история развития психологического знания и   ¦      ¦
   ¦           ¦основные направления психологии; индивид,    ¦      ¦
   ¦           ¦личность, субъект, индивидуальность; психика ¦      ¦
   ¦           ¦и организм; психика, поведение и             ¦      ¦
   ¦           ¦деятельность; основные функции психики;      ¦      ¦
   ¦           ¦развитие психики в процессе онтогенеза и     ¦      ¦
   ¦           ¦филогенеза; мозг и психика; структура        ¦      ¦
   ¦           ¦психики; соотношение сознания и              ¦      ¦
   ¦           ¦бессознательного; основные психические       ¦      ¦
   ¦           ¦процессы; структура сознания; познавательные ¦      ¦
   ¦           ¦процессы; ощущение, восприятие,              ¦      ¦
   ¦           ¦представление, воображение, мышление и       ¦      ¦
   ¦           ¦интеллект; творчество; внимание; мнемические ¦      ¦
   ¦           ¦процессы; эмоции и чувства; психическая      ¦      ¦
   ¦           ¦регуляция поведения и деятельности; общение и¦      ¦
   ¦           ¦речь; психология личности; межличностные     ¦      ¦
   ¦           ¦отношения; психология малых групп;           ¦      ¦
   ¦           ¦межгрупповые отношения и взаимодействия;     ¦      ¦
   ¦           ¦педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦      ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное