Стр. 1
Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Регистрационный номер
299 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653300 -
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста "Эксплуатация транспорта
и транспортного оборудования"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации
от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень основных образовательных программ
(специальностей), реализуемых в рамках данного направления
подготовки дипломированного специалиста:
150200 - Автомобили и автомобильное хозяйство;
150900 - Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и
транспортных терминалов;
<*> 240500 - Эксплуатация судовых энергетических установок;
<*> 240600 - Эксплуатация судового электрооборудования и
средств автоматики;
<*> 201300 - Техническая эксплуатация транспортного
радиооборудования;
230100 - Эксплуатация и обслуживание транспортных и
технологических машин и оборудования (по отраслям);
<*> 072900 - Гидрография и навигационное обеспечение
судоходства;
<*> 240200 - Судовождение;
240300 - Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного
движения.
--------------------------------
<*> Для специальностей 240500 - Эксплуатация судовых
энергетических установок, 240600 - Эксплуатация судового
электрооборудования и средств автоматики, 201300 - Техническая
эксплуатация транспортного радиооборудования, 072900 - Гидрография
и навигационное обеспечение судоходства, 240200 - Судовождение -
срок освоения основной образовательной программы подготовки - 5,5
лет.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного
специалиста "Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования"
при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника по
специальности:
- "Автомобили и автомобильное хозяйство" являются автомобили,
предприятия и организации автотранспортного комплекса разных форм
собственности, конструкторско-технологические и научные
организации, автотранспортные и авторемонтные предприятия,
автосервис, фирменные и дилерские центры автомобильных и ремонтных
заводов, маркетинговые и транспортно-экспедиционные службы,
система материально-технического обеспечения, оптовой и розничной
торговли транспортной техникой, запасными частями, комплектующими
изделиями и материалами, необходимыми в эксплуатации;
- "Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и
транспортных терминалов" являются подъемно-транспортные машины
морских и речных портов и заводов, их проектирование,
конструирование, техническая эксплуатация и ремонт;
- "Эксплуатация судовых энергетических установок" являются суда
морского, речного и рыбопромыслового флота, энергетические
установки судов освоения шельфа и буровых платформ, плавучих
дизельных и атомных электростанций, газотурбокомпрессорные
установки, судоремонтные предприятия;
- "Эксплуатация судового электрооборудования и средств
автоматики" являются суда морского, речного и рыбопромыслового
флота, электроэнергетические установки судов освоения шельфа и
буровых платформ, плавучие дизельные и атомные электростанции,
автономные электроэнергетические установки и судоремонтные
предприятия;
- "Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования"
являются радиолокационные, радионавигационные и радиосвязные
системы; системы и средства контроля и диагностики технического
состояния эксплуатируемого оборудования; пилотажные и пилотажно-
навигационные системы и приборы; системы комплексной обработки,
отображения и регистрации радиотехнической информации; системы
вождения и управления движением транспортного средства; системы
предупреждения столкновений;
- "Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических
машин и оборудования (по отраслям)" являются предприятия
различного типа по предоставлению услуг по обслуживанию и ремонту
данных машин; фирменные и дилерские центры, салоны, магазины по
продаже машин, агрегатов, запасных частей; пункты, станции по
заправке и продаже эксплуатационных материалов; выставочные
комплексы, конструкторские и научные центры, рекламные и
издательские службы данной технической направленности;
организации, осуществляющие контроль за техническим состоянием
согласно действующему законодательству; службы по освоению
вторичных ресурсов;
- "Гидрография и навигационное обеспечение судоходства"
являются морские акватории, технические средства их навигационно-
гидрографического оборудования и технологических процессов
гидрографических работ, выполняемых для обеспечения безопасности
мореплавания, гидротехнического строительства, геологоразведки на
шельфе, на море, и других прикладных задач;
- "Судовождение" являются морские и речные суда и технические
средства определения их места и управления ими как подвижными
объектами с целью перевозки грузов, пассажиров, производства
рыбного промысла;
- "Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного
движения" являются планер, силовая установка, пилотажно-
навигационные комплексы и оборудование, гидромеханические системы
и другие функциональные системы летательных аппаратов; организация
и управление деятельностью эксплуатационных авиапредприятий, в том
числе организация летной эксплуатации воздушного транспорта,
организации воздушного движения и аэронавигационного обеспечения
полетов.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению подготовки "Эксплуатация транспорта и
транспортного оборудования" в соответствии с фундаментальной и
специальной подготовкой может выполнять следующие виды
профессиональной деятельности:
- эксплуатационно-технологическую и сервисную;
- организационно-управленческую;
- проектно-конструкторскую;
- производственно-технологическую;
- научно-исследовательскую.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием
образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Выпускники могут в установленном порядке работать в
образовательных учреждениях.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Инженер по эксплуатации транспорта и транспортного
оборудования, в зависимости от вида профессиональной деятельности
подготовлен к решению следующих типов задач:
а) эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность:
- эксплуатация транспорта и транспортного оборудования в
соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
- проведение испытаний и определение работоспособности
установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого транспорта и
транспортного оборудования;
- выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации
транспорта, транспортного оборудования, их элементов и систем;
- руководство проведением работ по техническому обслуживанию и
ремонту транспорта, транспортного оборудования, их силовых и
энергетических систем;
- организация безопасного ведения работ по монтажу и наладке
транспорта и транспортного оборудования;
- проведение маркетингового анализа потребности в сервисных
услугах при эксплуатации транспортных средств и оборудования
различных форм собственности;
- организация работы с клиентурой;
- надзор за безопасной эксплуатацией транспорта и транспортного
оборудования;
- разработка эксплуатационной документации;
- организация экспертиз и аудита при проведении сертификации
производимых деталей, узлов, агрегатов и систем для транспорта и
транспортного оборудования, услуг и работ по техническому
обслуживанию и ремонту транспорта и транспортного оборудования;
- подготовка и разработка сертификационных и лицензионных
документов;
б) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы коллектива исполнителей, выбор,
обоснование, принятие и реализация управленческих решений;
- совершенствование организационно-управленческой структуры
предприятий по эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию,
ремонту и сервису транспорта и транспортного оборудования;
- организация и совершенствование системы учета и
документооборота;
- выбор и, при необходимости, разработка рациональных
нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и
хранения транспорта и оборудования;
- нахождение компромисса между различными требованиями
(стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при
долгосрочном и краткосрочном планировании и определение
рационального решения;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на
обеспечение качества продукции и услуг;
- осуществление технического контроля и управления качеством
изделий, продукции и услуг;
- совершенствование системы оплаты труда персонала;
- обучение и аттестация обслуживающего персонала и
специалистов;
в) проектно-конструкторская деятельность:
- формирование целей проекта (программы), решения задач,
критериев и показателей достижения целей, построение структуры их
взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом
нравственных аспектов деятельности;
- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих
вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных
решений;
- разработка проектов объектов профессиональной деятельности с
учетом механико-технологических, эстетических, экологических и
экономических требований;
- участие в проектировании деталей, механизмов, машин,
оборудования и агрегатов, энергетических установок и систем;
- использование информационных технологий при проектировании и
разработке новых видов транспорта и транспортного оборудования, а
также транспортных предприятий;
- разработка конструкторской и технологической документации для
ремонта, модернизации и модификации транспорта и транспортного
оборудования;
- участие в разработке проектов технических условий и
требований, стандартов и технических описаний, нормативной
документации для новых объектов профессиональной деятельности;
г) производственно-технологическая деятельность:
- определение производственной программы по техническому
обслуживанию, сервису, ремонту и другим услугам при эксплуатации
транспорта или изготовлении оборудования;
- разработка и совершенствование технологических процессов и
документации;
- эффективное использование материалов, оборудования,
соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров
технологических процессов;
- организация и эффективное осуществление контроля качества
запасных частей, комплектующих изделий и материалов,
производственного контроля технологических процессов, качества
продукции и услуг;
- обеспечение экологической безопасности эксплуатации,
хранения, обслуживания, ремонта и сервиса транспорта и
транспортного оборудования, безопасных условий труда персонала;
- внедрение эффективных инженерных решений в практику;
- монтаж и наладка транспортной техники и оборудования,
авторский и инспекторский надзор;
- организация и осуществление технического контроля при
эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;
- производство транспорта и транспортного оборудования;
- организация и эффективное осуществление входного контроля
качества сырья, производственного контроля полуфабрикатов и
параметров технологических процессов, качества готовой продукции;
- проведение стандартных и сертификационных испытаний
материалов, изделий и услуг;
- осуществление метрологической поверки основных средств
измерений;
- эффективное использование материалов, оборудования,
соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров
технологического процесса;
- разработка технической и технологической документации;
д) научно-исследовательская:
- участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в
области транспорта и транспортного оборудования;
- анализ состояния и динамики показателей качества объектов
профессиональной деятельности с использованием необходимых методов
и средств исследований;
- создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать
свойства объектов профессиональной деятельности;
- разработка планов, программ и методик проведения исследований
объектов профессиональной деятельности;
- анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества
испытаний, сертификации продукции с применением проблемно-
ориентированных методов;
- информационный поиск и анализ информации по объектам
исследований;
- техническое, организационное обеспечение и реализация
исследований;
- анализ результатов исследований и разработка предложений по
их внедрению;
- выполнение опытно-конструкторских разработок.
1.4.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер:
- руководствуется программно-целевыми методами управления
производством и принятия решений;
- изучает и анализирует информацию, технические данные,
показатели и результаты использования транспорта и транспортного
оборудования, обобщает и систематизирует их, производит
необходимые расчеты, используя современную электронно-
вычислительную технику;
- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, схемы и
другую техническую документацию;
- составляет планы размещения оборудования, технического
оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает
производственные мощности, программы и загрузку оборудования;
- участвует в разработке технически обоснованных норм
выработки, норм обслуживания оборудования;
- рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода
запасных частей, материалов, энергии);
- разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по
повышению эффективности производства, направленных на сокращение
расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение
производительности труда;
- подготавливает исходные данные для составления планов, смет,
заявок на материалы, оборудование;
- участвует во внедрении разработанных технических решений и
проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского
надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию
проектируемых изделий, объектов;
- осуществляет контроль за соблюдением технологической
дисциплины, состоянием и правильной эксплуатацией, техническим
обслуживанием и ремонтом транспорта и технологического
оборудования, их экологической и транспортной безопасностью;
- следит за соблюдением законов, установленных требований,
действующих норм, правил и стандартов;
- выполняет работы в области научно-технической деятельности по
проектированию, информационному обеспечению, организации
использования транспорта, эксплуатации и ремонта транспортных
средств и их энергетических установок, транспортного оборудования,
используя, при необходимости, средства вычислительной техники;
- разрабатывает нормативные документы, техническую документацию
и предложения по реализации программ по использованию и
обеспечению работоспособности транспорта и транспортных средств;
- проводит технико-экономический анализ, комплексно
обосновывает принимаемые и реализуемые решения по использованию
транспорта и транспортных средств;
- участвует в работах, связанных с испытаниями оборудования и
внедрением его в эксплуатацию;
- организует работу по повышению научно-технических знаний
работников, способствует развитию творческой инициативы,
рационализации, изобретательства, внедрению достижений
отечественной и зарубежной науки, техники, использованию
передового опыта;
- рассчитывает экономическую эффективность проектируемых и
эксплуатируемых изделий, технологических процессов и
предоставляемых услуг;
- разрабатывает методы технического контроля и испытания
продукции и услуг;
- участвует в составлении патентных и лицензионных заявок на
изобретения и промышленные образцы;
- рассматривает рационализаторские предложения по
совершенствованию технологии производства и эксплуатации, дает
заключения о целесообразности их использования;
- участвует в проведении научных исследований и выполнении
технических разработок;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-
технической информации;
- проектирует (при необходимости) средства испытания и
контроля, оснастку, лабораторные макеты, контролирует их
изготовление;
- принимает участие в стендовых, промышленных и
эксплуатационных испытаниях опытных образцов (партий)
проектируемых изделий, материалов и оборудования;
- разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию,
оформляет научно-исследовательские и проектно-конструкторские
работы;
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую
информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники
в области транспорта и транспортных средств;
- подготавливает отзывы и заключения на техническую
документацию, а также информационные обзоры и рецензии;
- консультирует по вопросам проектирования конкурентоспособной
продукции, разработки и реализации прогрессивных технологических
процессов;
- подготовлен к активной творческой профессиональной,
социальной и общественной деятельности, обеспечивающей прогресс
развития общества и конкретной отрасли;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности
современных научных методов познания природы и владеет ими на
уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное
содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет
умениями и навыками физического самосовершенствования;
- имеет представление о системе гражданской обороны,
современном оружии и его поражающих факторах, устойчивости
транспортных объектов и защите населения в условиях воздействия
современного оружия;
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и
социально-экономических наук, способен научно анализировать
социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы
этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
- знает основы отечественной и мировой истории и культуры, а
также имеет потребность в постоянном духовном, профессиональном и
физическом самосовершенствовании;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение
человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать
их при разработке экологических и социальных проектов;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную
область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе
знаний;
- умеет оценивать исторические и современные процессы
общественной жизни страны, место и роль в ней своей
профессиональной деятельности, проблемы и тенденции мирового
развития;
- умеет диалектически мыслить, аргументированно отстаивать свою
точку зрения;
- умеет использовать хотя бы один иностранный язык в своей
профессиональной деятельности, способен продолжить обучение и
вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации,
применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- владеет знаниями основ производственных отношений и
принципами управления с учетом технических, финансовых и
человеческих факторов;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
в письменной и устной речи правильно и логично оформить его
результаты;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих
возможностей, умеет приобретать новые знания, используя
современные информационные образовательные технологии;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их
решения методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, умеет
организовать работу исполнителей, знает основы педагогической
деятельности;
- умеет работать с клиентурой, заказчиками и поставщиками;
- методически и психологически готов к изменению вида и
характера своей профессиональной деятельности;
- имеет навыки коллективной, профессиональной и социальной
деятельности, организаторской работы с людьми, умеет принимать
профессиональные решения с учетом их социальных последствий.
Инженер должен знать:
- законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и
других органов, методические, нормативные и руководящие материалы,
касающиеся выполняемой работы;
- перспективы развития и особенности деятельности учреждения,
организации, предприятия;
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные
особенности разрабатываемых и используемых технических средств,
материалов и их свойства;
- методы использования оборудования, правила и условия
выполнения работ;
- основные требования, предъявляемые к технической
документации, материалам, изделиям и услугам;
- стандарты, технические условия и другие руководящие документы
по разработке и оформлению технической документации;
- методы проведения технических расчетов и определения
экономической эффективности исследований и разработок;
- достижения науки и техники, передовой отечественный и
зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе области
знаний;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по
соответствующей области;
- порядок и методы проведения патентных исследований;
- основы изобретательства;
- методы исследований, проектирования и проведения
экспериментальных работ;
- основы экономики, организации производства, труда и
управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной защиты;
- требования экологии по защите окружающей среды;
- этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к
человеку, обществу, окружающей среде;
- основы педагогической деятельности;
- принципы управления транспортом и транспортными средствами с
учетом технических, финансовых и человеческих факторов.
Дополнительные требования к специальной подготовке инженера
определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей
специализации.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего
профессионального образования по направлению подготовки
дипломированного специалиста "Эксплуатация транспорта и
транспортного оборудования", подготовлен для продолжения
образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
"Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера
разрабатывается на основе настоящего государственного
образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает
в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы
учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера
состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины
вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины
специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста "Эксплуатация
транспорта и транспортного оборудования"
------------T---------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая); понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах; понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, официально-¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля; культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета; говорение; ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение; виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; письмо; виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте; ¦ ¦
¦ ¦физическая культура личности; основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента; особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности; общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе¦ ¦
¦ ¦физического воспитания; спорт; индивидуальный¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений; профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов; основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания; методы и источники изучения истории; ¦ ¦
¦ ¦понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника; отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное; ¦ ¦
¦ ¦методология и теория исторической науки; ¦ ¦
¦ ¦история России - неотъемлемая часть всемирной¦ ¦
¦ ¦истории; античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов; проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян; основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности; древняя Русь и кочевники; ¦ ¦
¦ ¦византийско-древнерусские связи; особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси; ¦ ¦
¦ ¦этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности; принятие христианства; ¦ ¦
¦ ¦распространение ислама; эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв.; социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв.; Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния; Россия и ¦ ¦
¦ ¦средневековые государства Европы и Азии; ¦ ¦
¦ ¦специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства; возвышение Москвы; формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества; ¦ ¦
¦ ¦реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского ¦ ¦
¦ ¦абсолютизма; дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия; особенности и основные этапы ¦ ¦
¦ ¦экономического развития России; эволюция форм¦ ¦
¦ ¦собственности на землю; структура феодального¦ ¦
¦ ¦землевладения; крепостное право в России; ¦ ¦
¦ ¦мануфактурно-промышленное производство; ¦ ¦
¦ ¦становление индустриального общества в ¦ ¦
¦ ¦России: общее и особенное; общественная мысль¦ ¦
¦ ¦и особенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦ХIХ в.; реформы и реформаторы в России; ¦ ¦
¦ ¦русская культура ХIХ века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру; роль ХХ столетия в мировой ¦ ¦
¦ ¦истории; глобализация общественных процессов;¦ ¦
¦ ¦проблема экономического роста и модернизации;¦ ¦
¦ ¦революции и реформы; социальная трансформация¦ ¦
¦ ¦общества; столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции ¦ ¦
¦ ¦и сепаратизма, демократии и авторитаризма; ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале ХХ в.; объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России; российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века; ¦ ¦
¦ ¦политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика; Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса; революция 1917 г.; гражданская война¦ ¦
¦ ¦и интервенция; их результаты и последствия; ¦ ¦
¦ ¦российская эмиграция; социально-экономическое¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима; ¦ ¦
¦ ¦образование СССР; культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг.; внешняя политика; курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и его¦ ¦
¦ ¦последствия; социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг.; усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина; сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму; СССР накануне и в начальный ¦ ¦
¦ ¦период второй мировой войны; Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война; социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие; общественно-политическая жизнь; ¦ ¦
¦ ¦культура; внешняя политика СССР в ¦ ¦
¦ ¦послевоенные годы; холодная война; попытки ¦ ¦
¦ ¦осуществления политических и экономических ¦ ¦
¦ ¦реформ; НТР и ее влияние на ход общественного¦ ¦
¦ ¦развития; СССР в середине 60 - 80-х гг.: ¦ ¦
¦ ¦нарастание кризисных явлений; Советский Союз ¦ ¦
¦ ¦в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал; распад СССР; Беловежские соглашения; ¦ ¦
¦ ¦октябрьские события 1993 г.; становление ¦ ¦
¦ ¦новой российской государственности (1993 - ¦ ¦
¦ ¦1999 гг.); Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации; ¦ ¦
¦ ¦культура в современной России; ¦ ¦
¦ ¦внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания; культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры; социология культуры; ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология; культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры; теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология; методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований; основные понятия культурологии:¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и ¦ ¦
¦ ¦символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, ¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация; типология культур; ¦ ¦
¦ ¦этническая и национальная, элитарная и ¦ ¦
¦ ¦массовая культуры; восточные и западные типы ¦ ¦
¦ ¦культур; специфические и "серединные" ¦ ¦
¦ ¦культуры; локальные культуры; место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре; тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе; культура и природа; ¦ ¦
¦ ¦культура и общество; культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности; культура и личность; ¦ ¦
¦ ¦инкультурация и социализация ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения; роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ; социальные функции¦ ¦
¦ ¦политики; история политических учений; ¦ ¦
¦ ¦российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания; историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика; современные политологические школы;¦ ¦
¦ ¦гражданское общество; его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности; особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России; ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦политическая власть; политическая система; ¦ ¦
¦ ¦политические режимы; политические партии; ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы; политические отношения¦ ¦
¦ ¦и процессы; политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения; политические технологии; ¦ ¦
¦ ¦политический менеджмент; политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация; политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения; политические элиты; политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство; социокультурные аспекты политики; ¦ ¦
¦ ¦мировая политика и международные отношения; ¦ ¦
¦ ¦особенности мирового политического процесса; ¦ ¦
¦ ¦национально-государственные интересы России в¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации; методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности; парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания; экспертное политическое¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право; их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества; норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты; основные правовые системы ¦ ¦
¦ ¦современности; международное право как особая¦ ¦
¦ ¦система права; источники российского права; ¦ ¦
¦ ¦закон и подзаконные акты; система российского¦ ¦
¦ ¦права; отрасли права; правонарушение и ¦ ¦
¦ ¦юридическая ответственность; значение ¦ ¦
¦ ¦законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе; правовое государство; Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства; особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России; система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации; понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; физические и юридические ¦ ¦
¦ ¦лица; право собственности; обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение; наследственное право; брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения; взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей; ¦ ¦
¦ ¦ответственность по семейному праву; трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт); трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность; понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления; уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений; экологическое право;¦ ¦
¦ ¦особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; правовые ¦ ¦
¦ ¦основы защиты государственной тайны; ¦ ¦
¦ ¦законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии; место психологии в системе наук; ¦ ¦
¦ ¦история развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления психологии; индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность; психика ¦ ¦
¦ ¦и организм; психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность; основные функции психики; ¦ ¦
¦ ¦развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза; мозг и психика; структура ¦ ¦
¦ ¦психики; соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного; основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы; структура сознания; познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы; ощущение, восприятие, ¦ ¦
¦ ¦представление, воображение, мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект; творчество; внимание; мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы; эмоции и чувства; психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности; общение и¦ ¦
¦ ¦речь; психология личности; межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения; психология малых групп; ¦ ¦
¦ ¦межгрупповые отношения и взаимодействия; ¦ ¦
¦ ¦педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
|