Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 10.04.2002 N 29/2065-П ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   умениями и навыками общения и учебного труда,  приобщают к началам
   отечественной и мировой культуры,  создавая  тем  самым  базу  для
   последующего освоения программы основного общего образования.
       Содержание начального     образования     ориентировано     на
   первоначальное формирование основных сторон личности:
       - познавательной культуры;
       - коммуникативной культуры;
       - нравственной культуры;
       - эстетической культуры;
       - трудовой культуры;
       - физической культуры.
       На этой ступени обучения  они  определяют  структуру  учебного
   плана.  Изучение языков направлено на формирование коммуникативной
   и эстетической культуры.  Целью изучения  литературы  и  искусства
   является  развитие  нравственных  и  эстетических  начал личности.
   Познавательная  культура   представлена   двумя   самостоятельными
   курсами: "Окружающий мир" и "Математика". Выделение математики как
   самостоятельного курса  обусловлено  ее  значением  в  познании  и
   коммуникации.   Трудовая   и   физическая   культура  представлены
   соответствующими образовательными и коррекционными областями.
       Обедненность сенсорного опыта,  затруднения в пространственной
   ориентировке, замедленность и неточность осязательного восприятия,
   ослабленность  физического  состояния,  отсутствие  в  большинстве
   случаев специально организованной подготовки у  незрячих  детей  к
   школьному  обучению  потребовало  введения  в  начальной  школе их
   обучения по программе 1  -  4,  а  также  включения  коррекционных
   курсов,    рассчитанных,   в   основном,   на   индивидуальные   и
   малогрупповые занятия.
       Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития
   слепых обучающихся и компенсации их нарушенных функций в  процессе
   обучения  проводится в сочетании со специальными индивидуальными и
   групповыми занятиями  (охрана  и  развитие  остаточного  зрения  и
   зрительного     восприятия,     осязания,     мелкой     моторики,
   пространственной ориентировки,  социально - бытовой  ориентировки,
   формирование  мимики  и  пантомимики,  ритмика,  ЛФК  и  коррекция
   недостатков развития и трудотерапия).
       Сочетание этих   занятий   с   общеобразовательными  занятиями
   создает оптимальные  условия  для  всестороннего  развития  слепых
   обучающихся,   обеспечивая   при   этом  возможность  эффективного
   усвоения программного материала.
       На ступени   основного   общего  образования  так  же,  как  в
   общеобразовательных учреждениях,  получает развитие дифференциация
   обучения,   при  которой  сохраняется  базовое  ядро  обязательных
   учебных курсов.
       Трудовая подготовка  и предпрофессиональное обучение (основная
   школа) осуществляются  в  зависимости  от  возможностей  субъектов
   Федерации.
       Коррекционные курсы     и     специальная     программа     по
   предпрофессиональному  обучению  обеспечивают  слепым  обучающимся
   подготовку к интеграции в мир зрячих,  продолжению образования  на
   ступени среднего (полного) общего образования.
       Примечание. Русский язык изучается  как  государственный  язык
   Российской Федерации в школах с нерусским языком обучения 3 часа в
   неделю.
       В школах   с   русским  языком  обучения  изучается  язык  той
   республики, где расположена школа.
       В школах того и другого типа изучается иностранный язык.
       В иных языковых ситуациях вопрос об изучении  языков  решается
   региональными   органами   управления   образованием   и  учебными
   заведениями (за  счет  часов,  отводимых  на  занятия  по  выбору,
   школьный компонент) в соответствии с Законом "Об образовании".
   
       В базисный  учебный план среднего (полного) общего образования
   включается тот же набор образовательных областей, что и в базисный
   план основного общего образования.
       Но на этой ступени обучение строится  по  принципу  профильной
   дифференциации.  Предпочтение  отдается  обязательным  занятиям по
   выбору, объем которых максимальный.
       Время на  изучение  самостоятельных  курсов  (в  том  числе  и
   коррекционных) может быть увеличено за счет часов,  отведенных  на
   обязательные занятия по выбору обучающихся (школьный компонент).
       В рамках занятий по выбору могут возобновляться те  учебные  и
   коррекционные курсы,  обязательное изучение которых завершилось на
   ступени  основного  общего  образования,  или  появляются   новые,
   связанные     с    профилем    учреждения    или    обеспечивающие
   профессиональную подготовку обучающихся.
       При проведении     занятий    по    трудовому    обучению    и
   предпрофессиональной и профессиональной подготовке  и  информатике
   класс делится на две группы.
       Коррекционная подготовка  проводится  в   индивидуальном   или
   подгрупповом режиме.
       Вопросы организации  предпрофессиональной  и  профессиональной
   подготовки решаются советами учреждений с учетом состояния зрения,
   имеющихся  условий,  возможных  форм  организации   труда   слепых
   обучающихся.
       Необходимость более длительного обучения на ступени начального
   и   основного   общего   образования   слепых  детей  с  задержкой
   психического    развития    определяется    их    общим    уровнем
   психофизического   развития,   которого   они  достигают  к  концу
   дошкольного возраста, состоянием организма и степенью готовности к
   школьному обучению.  Слепые дети с задержкой психического развития
   обычно имеют незначительные нарушения в работе центральной нервной
   системы,  обусловленные  различными причинами.  Достаточно часто у
   этих  детей  наблюдается  церебрастения,  ведущая   к   повышенной
   утомляемости и снижению работоспособности,  что отражается на всем
   психофизическом развитии. В результате усугубляются все трудности,
   которые имеются у слепых детей.
       Слепые дети с задержкой психического развития  медленнее,  чем
   слепые,  овладевают  осязанием и остаточным зрением как средствами
   познания окружающего  их  мира.  Они  имеют  большие  трудности  в
   развитии мелкой моторики рук, в координации движений всего тела, в
   овладении всеми необходимыми двигательными навыками и умениями,  в
   познании   предметов  и  живых  существ  ближайшего  окружения,  в
   ориентировке  в  пространстве.  Трудности  в  познании  ближайшего
   окружения  ведут  к  более  замедленному  развитию  познавательной
   деятельности и речи, чем это наблюдается у обычных незрячих детей.
   Отмечается  большее  отставание  в развитии эмоционально - волевых
   процессов и в формировании положительных качеств  личности.  Среди
   слепых детей с задержкой психического развития нередко встречаются
   расторможенные,  легко возбудимые,  при этом их возбуждение  может
   переходить  в  состояние апатии.  Другие дети бывают очень вялыми,
   заторможенными.  Но  заметное  снижение  общей   работоспособности
   наблюдается у всех слепых детей с задержкой психического развития,
   что определяет их более низкую обучаемость,  чем у слепых. Поэтому
   требуется  большее  время  для  овладения  слепыми  обучающимися с
   задержкой  психического  развития  программой  общеобразовательной
   школы, чем для слепых.
       Базисный план    для    специальных    классов     специальных
   (коррекционных)  образовательных  учреждений  III вида (для слепых
   детей с первичной задержкой психического  развития)  строится  так
   же,  как  план  для  слепых,  не  имеющих,  кроме  зрения,  других
   первичных нарушений  организма,  но  обучение  в  начальной  школе
   растягивается  на  полтора  года.  За  I  - V классы и половину VI
   класса  проходится   программа   начальной   школы   по   тем   же
   образовательным  областям  и  с  тем же распределением часов между
   ними,  как в I - IV классах  для  слепых  обучающихся.  Во  втором
   полугодии   VI   класса   для   слепых   обучающихся  с  задержкой
   психического развития начинается постепенное обучение по  плану  и
   программам   для   V  класса  слепых.  В  VII  классе  для  слепых
   обучающихся с задержкой психического развития ведется обучение  по
   плану  и  программам  оставшихся  частей  V  класса  и  начинается
   обучение по программам VI класса.  Аналогично строится обучение  в
   VIII  классе  для  слепых  обучающихся  с  задержкой  психического
   развития (программы VI и VII классов).  В  IX  классе  для  слепых
   обучающихся   с   задержкой   психического   развития  преобладает
   программа VII класса и начало программы VIII класса.  В  X  классе
   ведется   обучение  по  программе  VIII  класса  с  повторением  и
   закреплением всех ранее проработанных разделов программ.  В  XI  и
   XII  классах  слепые обучающиеся с задержкой психического развития
   обучаются по плану и программам соответственно IX и X классов  для
   слепых  обучающихся,  т.е.  они  заканчивают  обучение  в основной
   школе.
       При хороших результатах обучения и компенсаторного развития, а
   также при их желании слепые обучающиеся с  задержкой  психического
   развития  могут  закончить  полную общеобразовательную школу (XI и
   XII классы для слепых обучающихся).
       Для слепых  обучающихся  с  задержкой  психического  развития,
   высоко  результативно  обучающихся  в  начальной  школе,  возможен
   перевод на программу для слепых обучающихся уже в V - VI классах и
   раньше.
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
             К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ
              СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
               УЧРЕЖДЕНИЙ III ВИДА (ДЛЯ СЛЕПЫХ УМСТВЕННО
                         ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
   
       Слепые дети,  диагностированные как умственно отсталые,  имеют
   существенные органические и функциональные нарушения в центральной
   нервной системе,  что ведет не  только  к  замедленному,  но  и  к
   своеобразному психофизическому развитию по сравнению с тем,  какое
   наблюдается  у  слепых  детей,  не  имеющих  каких-либо  первичных
   нарушений мозговой деятельности.
       По базисному  учебному  плану специальных классов специального
   (коррекционного) образовательного учреждения III вида (для  слепых
   умственно  отсталых  обучающихся)  предполагается  их  обучение  в
   течение девяти лет.  Образовательные области  те  же,  что  и  для
   умственно отсталых с нормальным зрением.  Коррекционные предметы в
   основном те же,  что и для слепых обучающихся.  Объем  же  знаний,
   умений  и  навыков,  которые предполагается сформировать в течение
   9-летнего обучения в школе,  примерно соответствует объему знаний,
   умений   и   навыков   выпускников   специальных   (коррекционных)
   образовательных учреждений VIII вида.
       По базисному плану в I - III классах около половины всех часов
   отводится на занятия языком  (русским  или  другим  родным),  одна
   четвертая   часть   -  на  все  другие  предметы  (ознакомление  с
   окружающим  миром;  изобразительное  искусство;  музыка;  трудовая
   подготовка).  В  последующих  классах  количество часов на занятия
   языком несколько сокращается и постепенно вводится обучение другим
   предметам - основам биологии,  географии и истории;  увеличивается
   количество учебных часов для трудового обучения.
       На ступени  начального  общего  образования  на  всех  учебных
   занятиях по образовательным областям и на  коррекционных  занятиях
   решается  целый  ряд  общих  задач  - прежде всего,  это всемерное
   развитие    познавательных    возможностей    обучающихся    через
   формирование  мелкой  моторики  рук  и  выработку умений ощупывать
   различные предметы,  а также ознакомление  с  ними  по  другим  их
   проявлениям  -  издаваемым  ими  звукам  или шумам,  по их запаху,
   температурным воздействиям,  а также по их общим  очертаниям,  что
   доступно  остаточному  зрению,  имеющемуся  у  большинства  слепых
   обучающихся.
       Вторая задача   -   это   обеспечение   развития  устной  речи
   обучающихся.  Поступающие в школу незрячие умственно отсталые дети
   имеют   обычно   очень   бедную   фразовую   речь  (искаженную  по
   произношению звуков,  по составу звуков в словах,  аграмматичную).
   Третья  задача  -  это  создание  у  обучающихся  представлений  о
   разнообразии и многомерности окружающего их мира, о пространстве и
   времени,  о  наличии у живых существ и у предметов различных очень
   важных свойств, функций.
       Очень сложная   проблема   -  это  обучение  слепых  умственно
   отсталых обучающихся письменной речи по системе Брайля.  Умственно
   отсталым  слепым  трудно понять саму идею фиксации речи,  а способ
   фиксации  с  помощью  определенной  пространственно  расположенной
   системы  точек  -  еще  сложнее.  Поэтому  необходимо  с  I класса
   формировать у обучающихся количественные  представления,  пересчет
   самых различных,  крупных и мелких предметов, сложение и вычитание
   их сначала в пределах 5-ти, затем и до 10-ти, а затем переходить к
   пересчету выпуклых линий и точек.
   
                         БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
              СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                           УЧРЕЖДЕНИЙ IV ВИДА
   
   -----------T----------------------------------------T------------¬
   ¦Образова- ¦      Число учебных часов в неделю      ¦   Всего    ¦
   ¦тельные   +----------------------------------------+-----T------+
   ¦области   ¦      школьное обучение по классам      ¦ фед.¦нац. -¦
   ¦          +--T--T---T--T--T--T---T----T--T--T--T---+комп.¦рег.  ¦
   ¦          ¦I ¦II¦III¦IV¦V ¦VI¦VII¦VIII¦IX¦X ¦XI¦XII¦     ¦комп. ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦     1    ¦2 ¦3 ¦ 4 ¦ 5¦ 6¦ 7¦ 8 ¦ 9  ¦10¦11¦12¦13 ¦ 14  ¦  15  ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦I. Общеоб-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦разова-   ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦тельные   ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦курсы     ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Языки и   ¦ 8¦10¦ 10¦10¦11¦11¦  9¦   8¦ 8¦ 8¦ 5¦  5¦   35¦    68¦
   ¦литература¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Математика¦ 5¦ 5¦  5¦ 5¦ 6¦ 6¦  5¦   5¦ 5¦ 5¦ 6¦  6¦   64¦   -  ¦
   ¦и информа-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦тика      ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Физика и  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦  2¦   2¦ 2¦ 2¦ 2¦  3¦   13¦   -  ¦
   ¦астрономия¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Химия и   ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦   2¦ 2¦ 2¦ 2¦  2¦   10¦   -  ¦
   ¦экология  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Окружающий¦ 1¦ 1¦  2¦ 2¦ 2¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    4¦     4¦
   ¦мир, ОБЖ, ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦природове-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦дение     ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Биология  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦ 1¦  2¦   2¦ 2¦ 2¦ 2¦ - ¦   10¦     2¦
   ¦и экология¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦География ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦ 2¦  2¦   2¦ 2¦ 2¦ 2¦ - ¦   10¦     2¦
   ¦и экология¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Общество  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦ 2¦ 2¦  2¦   2¦ 2¦ 3¦ 4¦  4¦   17¦     4¦
   ¦(история и¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦социальные¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦дисципли- ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦ны)       ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Изобрази- ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 1¦ 1¦  1¦   1¦ 1¦ 1¦  ¦   ¦    8¦     2¦
   ¦тельное   ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦искусство ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Музыка и  ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 1¦ 1¦  1¦   1¦ 1¦ 1¦  ¦   ¦    4¦     2¦
   ¦пение     ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Физкульту-¦ 2¦ 2¦  2¦ 2¦ 2¦ 2¦  2¦   2¦ 2¦ 2¦ 2¦  2¦   20¦     4¦
   ¦ра        ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦II. Трудо-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦вая подго-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦товка     ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Трудовое  ¦ 2¦ 2¦  2¦ 2¦ 2¦ 2¦  2¦   2¦  ¦  ¦  ¦   ¦   10¦     6¦
   ¦обучение  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Предпро-  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦ 2¦ 2¦ 4¦  4¦    4¦     8¦
   ¦фесси-    ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦ональная  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦подготовка¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦III. Кор- ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦рекционная¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦подготовка¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦<*>       ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Коррекци- ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦онная под-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦готовка   ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦<*>       ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦IV. Обяза-¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 2¦ 2¦  4¦   4¦ 4¦ А¦ 6¦  6¦  -  ¦    36¦
   ¦тельные   ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦занятия по¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦выбору    ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Итого:    ¦22¦23¦ 24¦24¦30¦30¦ 32¦  33¦33¦34¦34¦ 34¦  211¦   142¦
   ¦обязатель-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦ная наг-  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦рузка обу-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦чающегося ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦V. Факуль-¦  ¦ -¦ - ¦ -¦ -¦  ¦   ¦   1¦ 1¦ 2¦ 2¦  2¦  -  ¦     8¦
   ¦тативные  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦занятия   ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+------+
   ¦Всего:    ¦22¦23¦ 24¦24¦30¦30¦ 32¦  34¦34¦36¦36¦ 36¦  211¦   150¦
   ¦максималь-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦ная наг-  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦рузка обу-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   ¦чающегося ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦     ¦      ¦
   L----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+-----+-------
   
       --------------------------------
       <*> Обязательная  коррекционная  подготовка  осуществляется  с
   обучающимися  индивидуально  или  по  группам.  На  каждое занятие
   отводится 15 - 25 минут учебного времени  на  одного  обучающегося
   или группу (2 - 3 обучающихся), в том числе на класс:
   
   -----------T--T--T---T--T--T--T---T----T--T--T--T---T------T-----¬
   ¦     1    ¦ 2¦ 3¦ 4 ¦ 5¦ 6¦ 7¦ 8 ¦  9 ¦10¦11¦12¦ 13¦  14  ¦ 15  ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+-----+
   ¦          ¦ I¦II¦III¦IV¦ V¦VI¦VII¦VIII¦IX¦ X¦XI¦XII¦      ¦     ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+-----+
   ¦Ритмика   ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 2¦ 2¦  2¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    10¦     ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+-----+
   ¦ЛФК, мас- ¦ 2¦ 2¦  2¦ 2¦ 2¦ 2¦  2¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    14¦     ¦
   ¦саж       ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+-----+
   ¦Охрана и  ¦ 2¦ 2¦  2¦ 2¦ 1¦ 1¦  1¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    11¦     ¦
   ¦развитие  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦зрения и  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦зритель-  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦ного вос- ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦приятия   ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+-----+
   ¦Социально ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 1¦ 1¦  1¦   1¦ 1¦ 1¦ 1¦  1¦    12¦     ¦
   ¦- бытовая ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦ориенти-  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦ровка     ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+-----+
   ¦Развитие  ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 1¦ 1¦  1¦   1¦  ¦  ¦  ¦   ¦     8¦     ¦
   ¦осязания и¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦мелкой мо-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦торики    ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+-----+
   ¦Развитие  ¦ 2¦ 2¦  2¦ 2¦ 1¦ 1¦  1¦   1¦ 1¦ 1¦ 1¦  1¦    16¦     ¦
   ¦мимики и  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦пантомими-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦ки        ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+-----+
   ¦Предметно ¦  ¦ 1¦  1¦ 1¦ 2¦ 2¦  2¦   3¦ 3¦ 3¦ 3¦  3¦    24¦     ¦
   ¦- практи- ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦ческая де-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   ¦ятельность¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦   ¦      ¦     ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+-----+
   ¦Всего     ¦ 9¦10¦ 10¦10¦10¦10¦ 10¦   6¦ 5¦ 5¦ 5¦  5¦    95¦     ¦
   +----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+-----+
   ¦Итого     ¦31¦33¦ 34¦34¦40¦40¦ 42¦  44¦44¦41¦41¦ 41¦   306¦     ¦
   L----------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+---+------+------
   
       Примечания. 1.  На  русский язык как государственный язык РФ в
   учреждениях с нерусским языком обучения выделяются часы из  общего
   количества  часов,  отводимых  на  образовательный  курс  "Языки и
   литература".
       2. На  занятия  по  трудовой  подготовке  в основной и средней
   школе класс делится на две группы.
       3. Часы,    предусмотренные    на    школьный    компонент   и
   факультативные  занятия,  дополняют  образовательные  области   по
   усмотрению образовательного учреждения.
       4. Часы,  отведенные  на  обязательные  занятия  по  выбору  и
   факультативные,  относятся  к  школьному  компоненту  и  дополняют
   образовательные области по усмотрению учреждения.
       На базе   учреждения   IV   вида   в   установленном   порядке
   организуется надомное обучение.
   
                         БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
            СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
         ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ IV ВИДА (ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ,
                     ИМЕЮЩИХ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ)
   
   ---------------------T------------------------------------T-----------¬
   ¦  Образовательные   ¦    Число учебных часов в неделю    ¦   Всего   ¦
   ¦      области       +------------------------------------+-----T-----+
   ¦                    ¦    школьное обучение по классам    ¦фед. ¦нац. ¦
   ¦                    +--T--T---T--T--T--T---T----T--T--T--+комп.¦  -  ¦
   ¦                    ¦I ¦II¦III¦IV¦V ¦VI¦VII¦VIII¦IX¦  ¦  ¦     ¦рег. ¦
   ¦                    ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦комп.¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦          1         ¦2 ¦3 ¦ 4 ¦5 ¦6 ¦7 ¦ 8 ¦ 9  ¦10¦11¦12¦ 13  ¦ 14  ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦I. Образовательные  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   ¦курсы               ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Язык. Развитие речи ¦ 9¦10¦ 11¦ 9¦11¦ 7¦  7¦   7¦ 5¦  ¦  ¦   20¦   56¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Математика          ¦ 5¦ 5¦  6¦ 6¦ 6¦ 6¦  5¦   5¦ 4¦  ¦  ¦   48¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Окружающий мир, при-¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦  ¦ 2¦  2¦   2¦ 2¦  ¦  ¦    6¦    6¦
   ¦родоведение         ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦География           ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦ 2¦  2¦   2¦ 2¦  ¦  ¦    6¦    2¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦История             ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦  2¦   2¦ 2¦  ¦  ¦    4¦    2¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Изобразительное ис- ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 1¦ 1¦  1¦   1¦ 1¦  ¦  ¦    6¦    3¦
   ¦кусство             ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Музыка и пение      ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 1¦ 1¦  1¦   1¦ 1¦  ¦  ¦    6¦    3¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Физическая культура ¦ 1¦ 2¦  2¦ 2¦ 2¦ 2¦  2¦   2¦ 3¦  ¦  ¦   15¦    3¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦II. Трудовая подго- ¦ 2¦ 2¦  2¦ 4¦ 8¦ 7¦  8¦   8¦11¦  ¦  ¦   20¦   32¦
   ¦товка               ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Итого: обязательная ¦20¦22¦ 24¦24¦29¦29¦ 30¦  30¦31¦  ¦  ¦  131¦  107¦
   ¦нагрузка учащихся   ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦III. Коррекционные  ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   ¦курсы               ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Ритмика             ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦    4¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦ЛФК                 ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 1¦ 1¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦    6¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Ориентировка в      ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 1¦ 1¦  1¦   1¦ 1¦  ¦  ¦     ¦    9¦
   ¦пространстве        ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Социально - бытовая ¦ 1¦ 1¦  1¦ 1¦ 1¦ 2¦  2¦   2¦ 2¦  ¦  ¦     ¦   13¦
   ¦ориентировка        ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Общественно полезный¦  ¦ 1¦  1¦ 1¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦    3¦
   ¦труд                ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Производительный    ¦  ¦  ¦   ¦  ¦ 3¦ 3¦  3¦   3¦ 3¦  ¦  ¦     ¦   15¦
   ¦труд                ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦Групповые и индиви- ¦ 2¦ 2¦  2¦ 1¦ 1¦ 1¦  1¦   1¦ 1¦  ¦  ¦     ¦   12¦
   ¦дуальные корр. заня-¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   ¦тия                 ¦  ¦  ¦   ¦  ¦  ¦  ¦   ¦    ¦  ¦  ¦  ¦     ¦     ¦
   +--------------------+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--+-----+-----+
   ¦                                                   ¦  ¦  ¦  141¦  159¦
   L---------------------------------------------------+--+--+-----+------
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
         К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
                   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ IV ВИДА
   
       Базисный учебный    план     специального     (коррекционного)
   образовательного учреждения IV вида - это основной государственный
   нормативный   документ.   Он   служит   основой   для   разработки
   региональных   базисных   планов   и   исходным   документом   для
   финансирования государственного образовательного учреждения.
       Базисный учебный     план     специального    (коррекционного)
   образовательного учреждения IV вида включает в себя  три  ступени,
   отражающие  уровни общеобразовательных программ:  начальное общее,
   основное общее, среднее (полное) общее образование.
       Базисным учебным     планом    обеспечивается    непрерывность
   начального  и   основного   общего   образования   и   возможность
   обучающимся   продолжать   свое   образование   в  образовательных
   учреждениях, реализующих программы более высокого уровня.
       Базисным учебным    планом    специального    (коррекционного)
   образовательного учреждения IV вида определено  количество  часов,
   отводимое   на   освоение   общеобразовательных  предметов,  курса
   трудовой подготовки,  коррекционных курсов, обязательных предметов
   по   выбору   обучающихся   (школьный  компонент),  факультативных
   занятий.
       Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном
   снижении зрения и непосредственно связанные с этим  особенности  в
   развитии   слабовидящих   детей   (ограниченный   запас  знаний  и
   представлений об окружающем  мире  к  началу  школьного  обучения,
   недостатки  в  развитии  моторики,  речи,  меньшая  познавательная
   активность,  замедленность и  неточность  зрительного  восприятия,
   недостатки в развитии личности и др.), а также опыт коррекционно -
   компенсаторной направленности их обучения, в базисный учебный план
   общего среднего образования включены коррекционные курсы: охрана и
   развитие слабого зрения,  коррекция недостатков  развития  (мелкой
   моторики рук, осязания, мимики и пантомимики), социально - бытовая
   и пространственная ориентировка, ЛФК, ритмика.
       Включение в  базисный учебный план коррекционных курсов наряду
   с  обязательными  занятиями   по   выбору   школьников   (школьный
   компонент) и факультативными занятиями обеспечивает индивидуальный
   подход к учащимся с учетом состояния их  зрительных  возможностей,
   познавательной активности, интересов, личностных особенностей.
       Региональный базисный   план   разрабатывается   региональными
   органами  управления  образования,  исходя  из  специфики  местных
   экономических,  национальных  и  социальных  условий,  на   основе
   федерального  базисного  плана.  Региональный  базисный план носит
   рекомендательный характер.
       В этих   целях  из  федерального  компонента  базисного  плана
   выделены  часы  на  общеобразовательные,  коррекционные  курсы   и
   трудовую подготовку в региональный компонент базисного плана.
       Специальное (коррекционное) учреждение  IV  вида  имеет  право
   составлять   собственный   оригинальный  учебный  план  на  основе
   федерального  базисного  плана   с   учетом   специфики   региона,
   возможностей   учреждения,  контингента  обучающихся  и  пожеланий
   родителей.
       В структуре    федерального    базисного   плана   выделяются:
   инвариантная часть  (общеобразовательные  и  коррекционные  курсы,
   трудовая  подготовка)  и  вариативная  часть  (занятия  по  выбору
   обучающихся - школьный компонент, факультативные занятия).
       Инвариантная часть    обеспечивает   получение   слабовидящими
   обучающимися основного общего образования, формирование личностных
   качеств,    соответствующих   общественным   идеалам,   социальную
   адаптацию  на  основе  развития   у   обучающихся   компенсаторных
   механизмов в условиях специальной коррекционной работы.
       Вариативная часть    позволяет    учитывать     индивидуальные
   зрительные,  возрастные  психофизические  и личностные особенности
   обучающихся (способности,  активность,  интересы  и  склонности  и
   др.).
       В федеральном базисном  плане  обе  части  представлены  тремя
   видами занятий в разной их комбинации - групповые,  подгрупповые и
   индивидуальные:
       Обязательные групповые  занятия (уроки) с обучающимися каждого
   класса по предметам общеобразовательных курсов.
       Групповые и  подгрупповые обязательные занятия по выбору школы
   (школьный компонент) и факультативные занятия.
       Обязательные подгрупповые   и   индивидуальные  занятия  -  по
   коррекции   недостатков   психофизического    развития    (мимики,
   пантомимики  и  др.),  по развитию осязания,  мелкой моторики рук,
   социально - бытовой и пространственной ориентировке.
       Индивидуальные занятия  - по охране и развитию слабого зрения,
   зрительного   восприятия,   исправлению   речевых   и   физических
   недостатков.
       Выбор вида занятия обусловливается количеством  обучающихся  и
   индивидуальными   особенностями   их   развития   (зрительными   и
   психофизическими).
       При делении   обучающихся   класса   на   подгруппы   возможно
   объединение обучающихся из параллельных или смежных классов.
       Единой основой    базисного    учебного   плана   специального
   (коррекционного)  образовательного  учреждения  IV  вида  является
   осуществление  принципа  преемственности,  в  результате  которого
   основные   изучаемые   единицы   содержания   образовательного   и
   коррекционного  циклов  в  дальнейшем  получают  свое  развитие  и
   обогащение.  Наряду с этим каждая из ступеней общего  образования,
   решая  общие  образовательные  задачи,  имеет и свои специфические
   функции,   связанные   с   состоянием   зрения   обучающихся,   их
   познавательной  и эмоциональной сфер,  с личностными и возрастными
   особенностями   обучающихся,   а   также   особенностями    самого
   учреждения.
       Специфика ступеней общеобразовательной школы для  слабовидящих
   обучающихся   различна   как  по  набору  базовых  учебных  курсов
   (образовательных и коррекционных),  так и по соотношению  базового
   ядра   и   занятий   по  выбору  и  др.,  поэтому  базисные  планы
   представлены по ступеням обучения.
       Освоение программы   начального  общего  обучения  закладывает
   основы  функциональной  грамотности  обучающихся,   вооружает   их
   основными умениями и навыками общения и учебного труда,  приобщает
   к началам отечественной и мировой  культуры,  создавая  тем  самым
   базу   для   последующего   освоения  программы  основного  общего
   образования.
       Содержание начального     образования     ориентировано     на
   первоначальное    формирование    основных     сторон     личности
   (познавательной культуры,  коммуникативной культуры,  нравственной
   культуры,  эстетической культуры,  трудовой культуры и  физической
   культуры).
       На этой ступени обучения  они  определяют  структуру  учебного
   плана.  Изучение языков направлено на формирование коммуникативной
   и эстетической культуры.  Целью изучения  литературы  и  искусства
   является  развитие  нравственных  и  эстетических  начал личности.
   Познавательная  культура   представлена   двумя   самостоятельными
   курсами: "Окружающий мир" и "Математика". Выделение математики как
   самостоятельного курса  обусловлено  ее  значением  в  познании  и
   коммуникации.   Трудовая   и   физическая   культура  представлены
   соответствующими образовательными и коррекционными областями.
       Обедненность сенсорного   опыта,  замедленность  и  неточность
   зрительного   восприятия,   большая    утомляемость,    физическая
   ослабленность,   неподготовленность   к   школьному   обучению  (в
   большинстве случаев) у слабовидящих детей потребовало  введения  в
   начальной школе их обучения по программе 1 - 4,  а также включения
   коррекционных курсов,  рассчитанных на индивидуальные и  групповые
   занятия (наполняемость групп - 2 - 3 обучающихся).
       Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития
   обучающихся   и  компенсации  их  нарушенных  функций  в  процессе
   обучения проводится в сочетании со специальными индивидуальными  и
   групповыми (подгрупповыми) коррекционными занятиями (охрана зрения
   и развитие  зрительного  восприятия,  осязания,  мелкой  моторики,
   мимики   и   пантомимики,   социально   -   бытовая  ориентировка,
   исправление недостатков речевого развития,  ЛФК,  ритмики и  др.).
   Сочетание этих занятий с обучением создает оптимальные условия для
   всестороннего  развития  обучающихся   со   зрительным   дефектом,
   обеспечивая    при    этом   возможность   эффективного   усвоения
   программного материала.
       В общеобразовательные  предметы  на  ступени начального общего
   образования       содержания       включены       пропедевтические
   (подготовительные) разделы,  предоставляющие возможность заполнить
   пробелы в представлениях и  знаниях  слабовидящих  обучающихся  об
   окружающем  мире.  Чаще  всего  эти  пробелы  наблюдаются в период
   дошкольного детства слабовидящих в сравнении с нормально  видящими
   детьми,  особенно  в  случаях  отсутствия специального дошкольного
   образования.
       Эти пропедевтические   разделы   в   школе   введены  в  такие
   общеобразовательные дисциплины,  как русский  язык  и  литература,
   математика,  ознакомление с окружающим миром,  искусство, трудовая
   подготовка.
       Коррекционные курсы    дополняют   и   расширяют   возможности
   слабовидящих  обучающихся  в  успешности  овладения   знаниями   и
   умениями программного материала.
       Все общеобразовательные и коррекционные  курсы  подкрепляют  и
   дополняют   друг  друга  и  направлены  на  комплексный  учебно  -
   воспитательный процесс, обеспечивающий:
       - стимуляцию  сенсорно  -  перцептивной деятельности (развитие
   всех форм восприятия);
       - развитие  моторики  и  способов  обследования и изготовления
   реальных предметов и их изображений, моделей;
       - развитие социально - бытовой ориентировки;
       - развитие мимики и пантомимики;
       - активизация   социальных   потребностей  и  развитие  умений
   работать самостоятельно и в различных объединениях;
       - развитие    познавательной   активности   и   познавательных
   интересов;
       - развитие   эмоционально  -  волевой  сферы  и  положительных
   качеств личности.
       Каждый общеобразовательный  и  коррекционный  курс  на ступени
   начального общего  образования  своим  содержанием  подготавливает
   обучающихся к переходу на следующую ступень общего образования.
       На ступени  основного  общего  образования  так  же,   как   в
   общеобразовательном  учреждении  получает  развитие дифференциация
   обучения,  при  которой  сохраняется  базовое  ядро   обязательных
   учебных курсов.
       В 5  -  6  классах  блок  "Природа"  может  быть   представлен
   систематическими     курсами     или     интегрированным    курсом
   "Естествознание",  в 7 - 10  классах  -  систематическими  курсами
   физики, химии, географии и биологии.
       Продление срока   обучения   на   ступени   основного   общего
   образования    в   специальном   (коррекционном)   образовательном
   учреждении IV вида на один год обусловлено  своеобразием  развития
   обучающихся,  а  также  продолжением коррекционно - компенсаторной
   направленности процесса обучения.  В связи  с  этим  в  содержание
   образовательных    областей    включаются   также   дополнительные
   пропедевтические  разделы,   целью   которых   является   развитие
   познавательных интересов, мышления, речи, положительных личностных
   качеств слабовидящих обучающихся.
       Трудовая подготовка  (начальная  школа) и предпрофессиональное
   обучение (основная школа) осуществляются в зависимости от  профиля
   школы,    производственного    окружения,    производственных    и
   материальных возможностей субъектов Федерации.
       Коррекционные курсы     и     специальная     программа     по
   предпрофессиональному обучению обеспечат слабовидящим  обучающимся
   подготовку  к  жизни,  труду,  продолжению  образования  в средней
   школе.
       По окончании  основной  школы слабовидящие обучающиеся впервые
   получат право выбора  профессии.  Им  предоставляется  возможность
   попробовать  свои  силы  в  разных  видах  деятельности и областях
   знания.
       Примечание. Русский  язык  изучается  как государственный язык
   Российской Федерации в школах с нерусским языком обучения 3 часа в
   неделю.
       В школах с русским языком обучения изучается  также  язык  той
   республики, где расположена школа.
       В школах того и другого типа  изучается  иностранный  язык.  В
   иных   языковых  ситуациях  вопрос  об  изучении  языков  решается
   региональными  органами   управления   образованием   и   учебными
   заведениями  (за  счет  часов,  отводимых  на  занятия  по выбору,
   школьный компонент) в соответствии с Законом "Об образовании".
   
       В базисный  план   среднего   (полного)   общего   образования
   включается тот же набор образовательных областей, что и в базисный
   план основного общего образования.
       Но на  ступени  среднего (полного) общего образования обучение
   строится  по  принципу  профильной  дифференциации.   Предпочтение
   отдается   обязательным  занятиям  по  выбору,  которые  достигают
   максимального объема.
       В зависимости  от профиля учреждения отдельные образовательные
   области  могут  быть  представлены  на   этой   ступени   обучения
   самостоятельными   учебными   дисциплинами   или  интегрированными
   курсами.
       Время на  изучение  самостоятельных  курсов  (в  том  числе  и
   коррекционных) может быть увеличено за счет часов,  отведенных  на
   обязательные занятия по выбору обучающихся (школьный компонент).
       В рамках   занятий   по   выбору   в   учебном   плане   могут
   возобновляться  те  учебные  и  коррекционные курсы,  обязательное
   изучение  которых  завершилось   на   ступени   основного   общего
   образования,   или   появляются   новые,   связанные   с  профилем
   учреждения,   или   обеспечивающие   профессиональную   подготовку
   обучающихся.
       Примечание. При проведении занятий по иностранному языку (I  -
   XII   класс),   трудовому   обучению   и   предпрофессиональной  и
   профессиональной подготовке (V - XII класс),  физической  культуре
   (V - XII класс),  по основам информатики и вычислительной технике,
   физике  и  химии  (во  время  проведения   практических   занятий)
   допускается  деление классов на две группы (не более 6 обучающихся
   в группе).
   
       Коррекционная подготовка    проводится    в     основном     в
   индивидуальном и реже подгрупповом режиме (подгрупповые занятия).
       Вопросы организации и предпрофессиональной и  профессиональной
   подготовки,   проведение   трудовой   практики  решаются  советами
   учреждений  с   учетом   имеющихся   условий,   состояния   зрения
   обучающихся,   возможных   форм   организации   труда,  на  основе
   добровольного участия слабовидящих обучающихся.
       Базисный план  финансируется  полностью  по  итоговой нагрузке
   обучающихся.   Факультативные,    коррекционные,    индивидуальные
   малогрупповые   (подгрупповые),  групповые  занятия  финансируются
   независимо от количества обучающихся  в  группе,  т.е.  на  одного
   обучающегося.
       Базисный учебный   план    специальных   классов  специального
   (коррекционного) учреждения IV вида (для слабовидящих обучающихся,
   имеющих задержку психического развития) строится подобно базисному
   учебному плану для слабовидящих обучающихся,  не имеющих первичной
   задержки  психического  развития,   но   срок   освоения   ступени
   начального  общего  образования  увеличивается  на  1  год.  Далее
   слабовидящие обучающиеся,  имеющие первичную задержку психического
   развития,  обучаются  в  VI  классе по учебному плану и программам
   пятого класса для слабовидящих обучающихся,  не имеющих каких-либо
   других первичных нарушений развития (и так далее).
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                 К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ
         КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
           УЧРЕЖДЕНИЯ IV ВИДА (ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
                     ИМЕЮЩИХ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ)
   
       Базисный учебный   план   специальных   классов   специального
   (коррекционного)  образовательного   учреждения   IV   вида   (для
   слабовидящих обучающихся, имеющих умственную отсталость) рассчитан
   на девятилетний срок обучения. В базисном учебном плане сочетаются
   предметы общеобразовательных областей и коррекционные занятия.
       На всех занятиях в I - IV классах обращается  особое  внимание
   на  развитие  у  обучающихся  средств познания окружающего мира не
   только с помощью нарушенного зрения,  но и сохранного слуха, кожно
   - мышечной чувствительности,  обоняния.  Особое внимание уделяется
   формированию осязания как средству познания предметов  в  единстве
   со зрением.
       В специальных    классах     специального     (коррекционного)
   образовательного учреждения IV вида (для слабовидящих обучающихся,
   имеющих   умственную   отсталость)   обучению   письменной    речи
   предшествует    значительный    период,   в   котором   проводится
   всестороннее  развитие  устной  речи  в  единстве  с  предметно  -
   практической   деятельностью.   Проводится   обучение  правильному
   речепроизношению (в  сочетании  с  работой  логопеда),  построению
   фраз.  Обогащается  речь  все  новыми  словами,  значения  которых
   усваивают в предметно - практической деятельности. Речью фиксируют
   названия   предметов,   их  свойств,  функционального  назначения,
   обозначают действия с предметами, пространственное их расположение
   относительно  друг  друга,  длительность  тех  или  иных действий.
   Обучающиеся  учатся  описывать  в  устной  речи  наблюдаемые   ими
   жизненные  ситуации,  выполнение  людьми  тех или иных предметно -
   практических или трудовых действий, результаты этих действий.
       Обучению письму  предшествует  специальный  период по развитию
   рукодвигательной   активности    в    графической    деятельности.
   Обучающиеся  учатся  проводить  на  бумаге четкие (жирные) линии в
   определенных  направлениях,  разной  длины.   По   крупно,   четко
   нарисованному  образцу учатся срисовывать контуры домиков,  других
   предметов, схематичные изображения персонажей и т.д.
       Затем обучающиеся  учатся  писать крупными печатными буквами и
   читать  тексты,  напечатанные  крупным   шрифтом.   Только   после
   овладения   письмом   печатными   буквами   и   чтением   текстов,
   напечатанных  крупным  шрифтом,  обучающиеся  начинают   обучаться
   прописям.
       При обучении  всем  предметам  общеобразовательного  цикла   в
   специальных    классах   для   слабовидящих   умственно   отсталых
   обучающихся  особенно  большое  внимание  уделяется   всем   видам
   доступной  им  наглядности.  Для  слабовидящих  умственно отсталых
   обучающихся I - IV классов более полезна наглядность в виде  четко
   расчлененных   объемных   предметов,   а   также   крупных   ярких
   реалистических  рисунков.  Постепенно  в   обучение   вводятся   и
   схематические   изображения  каких-либо  объектов,  к  адекватному
   восприятию которых обучающиеся специально  подготавливаются  путем
   сравнения   ярких   реалистических   рисунков   и  черно  -  белых
   схематических изображений.
       На коррекционных группах и индивидуальных занятиях, проводимых
   со слабовидящими умственно отсталыми обучающимися,  осуществляется
   развитие  точных движений рук и всего тела,  точная ориентировка в
   небольшом пространстве и координация своих движений и  действий  в
   этом   пространстве  в  плане  подготовки  к  овладению  трудовыми
   действиями, нужными в быту и при производстве.
   
                         БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
              СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                           УЧРЕЖДЕНИЙ V ВИДА
   
                             (I отделение)
   
   --------T---------------------------------------------------------------------¬
   ¦Образо-¦                  Число учебных часов в неделю.                      ¦
   ¦ватель-¦         Подготовительное и школьное обучение по классам             ¦
   ¦ные об-+--------------------------------T--------------------T---------------+
   ¦ласти  ¦        начальная школа         ¦   основная школа   ¦     всего     ¦
   ¦       +-------------------T------------+                    +-------T-------+
   ¦       ¦     I вариант     ¦ II вариант ¦                    ¦ федер.¦нац. - ¦
   ¦       +------T--T--T---T--+--T--T---T--+--T--T---T----T--T--+ комп. ¦рег.   ¦
   ¦       ¦подго-¦I ¦II¦III¦IV¦I ¦II¦III¦IV¦V ¦VI¦VII¦VIII¦IX¦X ¦       ¦комп.  ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное