Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2003 г. N 439/27
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 ГОД
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития
Московской области на 2004 год, Правительство Московской области
постановляет:
1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития
Московской области на 2004 год согласно приложению.
2. Министерству экономики Московской области (Крымов В.Б.):
2.1. Произвести корректировку основных показателей прогноза
социально-экономического развития Московской области на 2004 год
с учетом итогов работы отраслей экономики и социальной сферы
Московской области за первое полугодие 2003 года и представить
Правительству Московской области информацию об уточненных
параметрах прогноза социально-экономического развития Московской
области на 2004 год.
2.2. Представить в установленном порядке в Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации до 15
октября 2003 года уточненный прогноз социально-экономического
развития Московской области на 2004 год и уточненные параметры
прогноза социально-экономического развития Московской области до
2006 года.
3. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации,
Законом Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и
государственных программах социально-экономического развития
Московской области" (в редакции Закона Московской области N
47/99-ОЗ с дополнениями, внесенными Законами Московской области
N 81/2001-ОЗ и N 4/2002-ОЗ) и Законом Московской области N
31/95-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в
Московской области" (в редакции Законов Московской области N
1/98-ОЗ и N 42/98-ОЗ) представить в установленном порядке прогноз
социально-экономического развития Московской области на 2004 год
для сведения в Московскую областную Думу не позднее срока
представления проекта закона Московской области "Об областном
бюджете на 2004 год".
4. Министерству по делам печати и информации Московской
области (Барковский А.В.) обеспечить опубликование прогноза
социально-экономического развития Московской области
на 2004 год в средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Московской области
Репченко Н.М.
Губернатор Московской области
Б.В. Громов
Приложение
к постановлению Правительства
Московской области
от 28 июля 2003 г. N 439/27
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2004 ГОД
Прогноз социально-экономического развития Московской области
на 2004 год разработан в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Московской области.
Правовой основой для его разработки явились:
- Федеральный закон "О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития Российской
Федерации";
- поручение Правительства Российской Федерации от 19.03.2003 N
МК-П5-03133 и принципиальная схема порядка разработки прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на 2004
год, параметров прогноза на период до 2006 года и проекта
федерального бюджета на 2004 год;
- Закон Московской области "О Концепции, прогнозах и
государственных программах социально-экономического развития
Московской области";
- постановление Правительства Московской области от 06.02.2003
N 61/3 "Об организации и сроках разработки прогноза
социально-экономического развития Московской области на 2004 год,
проекта закона Московской области "О Комплексной программе
социально-экономического развития Московской области на 2004
год", проекта закона Московской области "Об областном бюджете на
2004 год", параметров прогноза социально-экономического развития
Московской области до 2006 года и перспективного финансового
плана Московской области до 2006 года".
Разработка основных параметров развития экономики Московской
области проведена по двум вариантам:
- первый вариант - умеренный - исходит из относительно
устойчивой комбинации внешних и внутренних условий
социально-экономического развития Московской области;
- второй вариант основан на сохранении достаточно
благоприятных тенденций развития, достигнутых в 2002 году, и
предполагает раскрытие потенциальных возможностей развития всех
секторов экономики Московской области с учетом спроса на
внутреннем и внешнем рынках и инвестиционных возможностей.
Оба варианта учитывают влияние предполагаемых изменений
законодательства о налогах и сборах начиная с 2004 года.
Прогноз социально-экономического развития Московской области
на 2004 год разработан на основе анализа тенденций развития
отраслей экономики и социальной сферы Московской области,
сценарных условий функционирования экономики Российской
Федерации с учетом индексов-дефляторов, рекомендованных
Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации.
Демографические показатели
Демографические процессы в Московской области в силу своей
инерционности развиваются в соответствии с уже сложившимися
тенденциями.
В результате сохранения крайне низкой рождаемости, высокой
смертности и неблагополучной возрастной структуры в 2004 году
продолжится сокращение численности населения Московской области
независимо от условий развития отраслей экономики. По сравнению с
оценкой 2002 года (оценка 2002 года дана с учетом предварительных
итогов Всероссийской переписи населения), численность населения
Московской области сократится: по первому варианту на 26,6 тыс.
человек, по второму - на 21,6 тыс. человек. Сохраняется тенденция
к сокращению численности городского и сельского населения
Московской области.
В 2004 году в городах будет проживать от 5240,9 до 5244,9 тыс.
человек, ожидаемое сокращение численности городского населения к
оценке 2002 года составит 15,8 тыс. человек по первому варианту и
11,8 тыс. человек - по второму. Доля городского населения в общей
численности населения Московской области составит 79,4 процента.
Сельское население в 2004 году сократится соответственно на 10,8
тыс. человек и 9,8 тыс. человек и составит 20,6 процента от
общей численности населения Московской области.
Замедлению общей убыли населения Московской области может
способствовать положительный миграционный прирост, существенно
выросший в 2002 году и составивший 52,3 тыс. человек. Дальнейшее
сохранение величины миграционного прироста на этом уровне
позволит частично восполнить естественную убыль постоянного
населения Московской области.
Основные общеэкономические показатели
В прогнозируемом периоде сохранится стабильный рост валового
регионального продукта, который обусловлен расширением
внутреннего спроса. По оценке, в 2004 году объем валового
регионального продукта достигнет 500,7 млрд. рублей, что
превышает уровень 2002 года (оценка) на 17,4 процента.
В производстве валового регионального продукта наиболее
высокими темпами будут развиваться промышленность и торговля.
В структуре валового регионального продукта основное место
занимает промышленность (доля валовой добавленной стоимости
промышленности в 2004 году составит 28,4 процента). Положительным
фактом является то, что в структуре валового регионального
продукта в значительной мере возрастает доля торговли, которая
увеличится с 10,8 процента в 2002 году до 13,8 процента в 2004
году.
Промышленность
Промышленность остается ведущей отраслью экономики Московской
области, которой принадлежит решающая роль в обеспечении
прогрессивных структурных сдвигов в экономике, создании
социально-экономических предпосылок для преобразований в сфере
труда и обслуживания.
Прогноз развития промышленного комплекса Московской области
сформирован на базе статистических данных за 2000-2002 гг. и
истекший период текущего года с учетом сложившейся динамики
производства, выявленных тенденций, анализа спроса на продукцию
промышленности на внутреннем и внешних рынках.
При определении платежеспособного спроса внутреннего рынка на
промышленную продукцию учитывался:
- предполагаемый спрос на продукцию промышленности других
отраслей экономики, а также внутрипромышленное потребление;
- спрос на потребительские товары с учетом динамики денежных
доходов населения Московской области, а также объем импорта
потребительских товаров.
В 2001-2002 годах в Московской области достигнут устойчивый
рост промышленного производства (индекс промышленного
производства составил соответственно 114 и 108,7 процента).
В 2003 году, по оценке, положительная динамика сохранится и
индекс промышленного производства составит 111,5 процента.
Прогноз развития отраслей промышленности в 2004 году
предусматривает увеличение общего объема промышленного
производства в целом на 6,8-9,7 процента (по I и II вариантам) по
сравнению с оценкой 2003 года. При этом опережающий прирост
производства ожидается в промышленности строительных материалов
(11-13,5 процента), машиностроении и металлообработке (8-13
процентов), цветной металлургии (9-12 процентов), пищевой
промышленности, включая мукомольно-крупяную (8-8,6 процента),
химической и нефтехимической промышленности (6-8 процентов),
лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
(4-8 процентов).
Объем финансирования мероприятий федеральных целевых программ,
в которых участвуют организации промышленного комплекса
Московской области, в 2002 году составил около 3 млрд. рублей. В
2003 году финансирование указанных организаций в рамках
федеральных целевых программ предусмотрено в объеме 3,5 млрд.
рублей.
Организациями промышленного комплекса в 2003 году, по оценке,
предусматривается инвестировать в основной капитал более 24,1
млрд. рублей за счет всех источников финансирования. Значительный
рост объемов привлекаемых инвестиций по сравнению с 2002 годом
ожидается в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности (в 2,3 раза), в химической и нефтехимической
промышленности, в цветной металлургии (в 1,7 раза).
Предусматривается дальнейшее внедрение в производство
прогрессивных и ресурсосберегающих технологий, позволяющих
расширить масштабы производства продукции с высокой степенью
обработки, сделать высокорентабельным процесс замещения импорта
инвестиционных и потребительских товаров на отечественном рынке,
повысить эффективность использования сырья и топлива.
Основной целью развития промышленности является повышение
конкурентоспособности продукции, развитие производства
инновационной продукции и обеспечение ее выхода на внутренний и
внешний рынок, замещение импортной продукции.
Реализацию основной цели должны обеспечить:
- активизация процессов модернизации и реконструкции
действующих промышленных организаций;
- разработка новых видов продукции, технологий, материалов с
использованием научно-технического потенциала Московской области;
- формирование инновационной политики, определение приоритетных
проектов и направлений развития промышленности, по которым
целесообразно оказывать государственную поддержку и
стимулирование;
- реструктуризация убыточного промышленного сектора,
поддерживаемого системой бюджетных субсидий;
- дальнейшее совершенствование политики государственных закупок
товаров и услуг для государственных нужд;
- государственная поддержка развития социально значимых и
экспортно-ориентированных производств.
Агропромышленный комплекс
Прогнозные показатели развития агропромышленного комплекса на
2004 год определялись на базе статистических данных за период
2000-2002 годов, а также исходя из:
- сложившегося уровня платежеспособного спроса на
сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие и оценки
его возможных изменений в прогнозируемом периоде с учетом
динамики денежных доходов населения Московской области;
- состояния продовольственного потенциала в сельском хозяйстве
и сфере переработки и тенденции его изменения в прогнозируемом
периоде;
- экономических условий для развития производства,
предпринимательства и деловой активности в агропромышленном
секторе, включая систему мер государственной поддержки
агропромышленного комплекса Московской области.
В 2002 году произведено сельскохозяйственной продукции на
сумму 28,9 млрд. рублей.
Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции
сельскохозяйственными организациями на 0,9 процента,
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - на 5,4 процента,
хозяйствами населения - на 2,5 процента.
В растениеводстве во всех категориях хозяйств достигнут
прирост продукции на 3,9 процента. Обеспечен рост производства
зерна на 14,7 процента и овощей на 4,7 процента.
В животноводстве замедлился темп сокращения поголовья крупного
рогатого скота и возобновился рост поголовья свиней, овец и коз.
При объемах продукции растениеводства в 2002 году в 14,95
млрд. рублей оценка 2003 года составит 16,71 млрд. рублей. В
2004 году прогнозируется рост производства продукции
растениеводства по первому варианту на 2,3 процента, по второму
варианту - на 5,9 процента.
При благоприятных погодных условиях (второй вариант) ожидаемое
увеличение объемов продукции растениеводства обусловлено
увеличением ежегодных темпов прироста производства зерна (2003
год - на 3,5 процента, 2004 год - на 10,1 процента).
Прогнозируется увеличение объемов производства картофеля по
сравнению с 2002 годом от 27,1 до 34,1 процента.
При объемах производства продукции животноводства в 2002 году
в 14 млрд. рублей ожидается ее увеличение в 2003 году до 15,2
млрд. рублей и прогнозируется рост в 2004 году до 17,3-17,4 млрд.
рублей.
Производство скота и птицы во всех категориях хозяйств в 2004
году по сравнению с 2003 годом возрастет: по первому варианту -
на 0,9 процента, по второму - на 3,4 процента. В первом варианте
прогнозируется увеличение производства молока на 2,7 процента, во
втором - на 4,4 процента.
В целом объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех
категорий в 2004 году составит: в условиях первого варианта -
36,4 млрд. рублей и возрастет к уровню 2003 года на 2 процента; в
условиях второго варианта - соответственно 36,9 млрд. рублей и
возрастет на 4,9 процента.
В прогнозном периоде приоритетными направлениями в
растениеводстве останутся улучшение плодородия
сельскохозяйственных угодий, предотвращение выбытия
сельскохозяйственных угодий из оборота, улучшение условий жизни в
сельской местности, создание дополнительных рабочих мест.
Малое предпринимательство
В Московской области в 2002 году зарегистрировано 45,92 тыс.
малых предприятий. По сравнению с их количеством в 2001 году
(45,99 тыс.), число малых предприятий незначительно снизилось - на
0,2 процента. В промышленности снижение произошло на 9,6
процента. В строительстве отмечен их рост на 0,2 процента, в
торговле и общественном питании - на 2,1 процента. В 2002 году
наибольшее количество малых предприятий было сконцентрировано в
торговле и общественном питании - 46 процентов (от общего
количества малых предприятий в Московской области), в
промышленности - 18 процентов, строительстве - 12 процентов.
По оценке, в 2003 году ожидается увеличение количества малых
предприятий по сравнению с 2002 годом на 0,2 процента. По
прогнозу на 2004 год прирост числа малых предприятий увеличится.
Прогнозируемые изменения будут сопровождаться увеличением
среднесписочной численности работников малых предприятий во всех
отраслях.
По прогнозу, динамика выпуска товаров и услуг малыми
предприятиями по всем видам деятельности в 2004 году будет
положительной.
Инвестиции
В настоящее время с учетом высокого уровня загрузки старых
производственных мощностей источником устойчивого экономического
роста в Московской области может быть только расширение
инвестиций в основной капитал.
В 2002 году прирост инвестиций в основной капитал составил 5,6
процента по сравнению с 2001 годом.
Опережающими темпами в 2002 году росли инвестиции в таких
отраслях, как топливная промышленность (115 процентов к уровню
2001 года), промышленность строительных материалов (176
процентов), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность (в 3 раза), пищевая промышленность (120
процентов), легкая промышленность (112 процентов), связь (133
процента), наука и научное обслуживание (190,2 процента),
образование (122,5 процента).
В 2003 году, по оценке, положительная динамика инвестиций
сохранится и прирост их объема по сравнению с 2002 годом составит
20 процентов.
Предполагаемый объем инвестиций в основной капитал в условиях
первого варианта в 2004 году составит 93,4 млрд. руб. (106
процентов к предыдущему году).
В условиях второго варианта прирост инвестиций в основной
капитал в 2004 году может составить 8 процентов.
В структуре инвестиций будет сохраняться высокая доля отраслей
сферы материального производства. Удельный вес инвестиций в
промышленность в 2004 году составит более 34 процентов от общего
объема инвестиций. Опережающими темпами будут расти объемы
инвестиций в машиностроение и металлообработку, пищевую
промышленность, а также промышленность строительных материалов.
Для дальнейшего повышения инвестиционной активности необходимо
создание финансовой инфраструктуры, обеспечение правовой защиты
отечественных и иностранных инвесторов, повышение финансовой
прозрачности предприятий и организаций.
Иностранные инвестиции. На территории Московской области
зарегистрировано около 1000 организаций с участием иностранного
капитала. Среди инвесторов такие всемирно известные фирмы, как
"Марс", "Мишлен", "Данон", "ИКЕА", "Сан-Гобен", "ПепсиКо",
"Нестле" и другие.
В 2002 году в Московскую область поступило иностранных
инвестиций на 689,9 млн. долларов США, что на 85,1 процента
превысило уровень 2001 года. Иностранные компании в первую
очередь направляли средства на реализацию инвестиционных проектов
в пищевой промышленности, промышленности строительных материалов,
в торговле, поскольку вложения в эти отрасли наиболее выгодны с
точки зрения конкурентоспособности, рентабельности и быстрой
окупаемости.
По оценке, в 2003 году в Московскую область будет привлечено
900 млн. долларов США иностранных инвестиций, что составит 130,4
процента к уровню 2002 года.
В прогнозируемом периоде увеличение притока иностранных
инвестиций будет основываться на дальнейших мерах по улучшению
инвестиционной привлекательности Московской области.
В 2004 году прогнозируемый объем иностранных инвестиций
достигнет 1 млрд. долларов США, что на 11,1 процента больше
ожидаемого уровня 2003 года.
Финансы
Общий объем финансовых ресурсов Московской области, включающих
в себя прибыль, амортизационные отчисления, налоговые и
неналоговые доходы, средства целевых бюджетных фондов, отделений
государственных внебюджетных фондов и единого социального налога,
без учета средств, перечисляемых и получаемых из федерального
бюджета и структур федерального уровня, по прогнозу составит в
2004 году 217,9 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с оценкой
текущего года на 7,5 процента.
Наиболее значимым в доходной части баланса в 2004 году будет
размер налоговых доходов (без учета поступлений налога на
прибыль) - 78,4 млрд. рублей. Удельный вес этого вида доходов в
общих доходах Московской области составит 36 процентов.
В расчетах прогнозных поступлений налоговых доходов учтены
следующие направления реформирования налоговой системы:
- передача одного процента ставки налога на прибыль с
федерального уровня на региональный;
- понижение начиная с 2004 года основной ставки налога на
добавленную стоимость до 18 процентов при сохранении льготных
ставок;
- увеличение акцизных ставок на подакцизные товары
(ликероводочную продукцию, пиво и др.);
- отмена акциза на природный газ;
- снижение налогооблагаемой базы по налогу на имущество
предприятий за счет исключения из нее нематериальных активов,
затрат и запасов; увеличение ставки налога до 2,2 процента;
отмена ряда федеральных льгот по данному виду налога;
- постепенный переход на рыночную оценку имущества физических
лиц с одновременным снижением максимальной налоговой ставки;
- отмена с 01.01.2004 налога с продаж;
- пересмотр перечня региональных и местных налогов и сборов,
включая отмену с 2004 года целевых сборов на содержание милиции,
сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта;
- совершенствование платежей, связанных с использованием
природных ресурсов (введение с 01.01.2004 водного налога и сбора
за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами).
Расчет налога на доходы физических лиц по прогнозу на 2004 год
базируется на темпах роста заработной платы по Московской
области, превышающих предложенные Сценарными условиями
социально-экономического развития Российской Федерации на 2004
год и на период до 2006 года (124,6 процента против 118,2
процента).
Снижение налоговых доходов в 2004 году относительно оценки
2003 года составит по финансовому балансу 2,6 процента, что
вызвано отменой налога с продаж.
Следующим по значимости показателем доходной части финансового
баланса Московской области в 2004 году станет прибыль. Доля
прибыли в доходах составит 21,7 процента, а ее размер достигнет
47,3 млрд. рублей.
По оценке, в 2003 году в Московской области ожидается рост
этого показателя по сравнению с предшествующим периодом на 25
процентов, по прогнозу на 2004 год - на 7,7 процента (по
сравнению с оценкой 2003 года).
Третьим, наиболее значительным источником доходов сводного
финансового баланса Московской области в 2004 году явятся
средства единого социального налога, суммарный размер которого
(32,7 млрд. рублей) определен по прогнозным данным Московских
областных отделений государственных внебюджетных фондов и
Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации
по Московской области. Удельный вес поступлений единого
социального налога в доходах Московской области составит 15
процентов.
Амортизационные отчисления в 2004 году прогнозируются на
уровне 15,9 млрд. рублей (удельный вес в доходной части
финансового баланса - 7,3 процента) против 13,9 млрд. рублей в
2003 году. При расчетах амортизационных отчислений учитывалось
следующее: рост объема инвестиций за счет всех источников
финансирования, увеличение удельного веса амортизации,
начисленной нелинейными методами, а также снижение количества
организаций, применяющих понижающие коэффициенты.
Экспертные оценки, проведенные на базе отдельных прогнозных
данных Министерства имущественных отношений Московской области с
учетом таких факторов, как рост эффективности использования
государственного и муниципального имущества, увеличение доходов
от продажи земли и нематериальных активов, позволили определить
величину неналоговых доходов в 2004 году в объеме 6,4 млрд.
рублей. Удельный вес этого вида доходов в общих доходах
Московской области составит 2,9 процента.
Средства целевых бюджетных фондов Московской области по
прогнозу на 2004 год суммарно составят 9,0 млрд. рублей, включая
средства, получаемые из федерального бюджета территориальным
дорожным фондом Московской области.
По прогнозу на 2004 год, объем средств, перечисляемых
Московской областью в федеральный бюджет, превысит объем средств,
получаемых из федерального бюджета, в 2,5 раза.
В соответствии с прогнозом в 2004 году Московская область
передаст в федеральный бюджет в виде налогов и прочих платежей 34
млрд. рублей. В прогнозируемом периоде из федерального бюджета
ожидается получение средств в размере 13,4 млрд. рублей, из них:
ассигнования на инвестиции - 5,2 млрд. рублей, дотации, субвенции
и прочие поступления - в сумме не менее 8,2 млрд. рублей.
Доходы Московской области с учетом межбюджетных отношений в
2004 году ожидаются в размере 199,4 млрд. рублей, что на 14,7
процента выше оценки 2003 года.
Расходная часть сводного финансового баланса Московской
области по прогнозу на 2004 год составит 199,3 млрд. рублей и
возрастет по сравнению с оценкой 2003 года на 10,7 процента.
Расходы сводного финансового баланса по социально значимым
отраслям Московской области на 2004 год определены с учетом
прогнозируемых темпов роста заработной платы в бюджетной сфере и
индекса потребительских цен для пересчета материальных затрат.
Наибольший удельный вес в структуре расходов на 2004 год будет
приходиться на следующие статьи: расходы на социально-культурные
мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также средств
внебюджетных фондов (51,5 процента), и средства, остающиеся в
распоряжении организаций (24,8 процента).
Государственные дотации, субсидии, субвенции отраслям
экономики Московской области составят в 2004 году 9,1 млрд.
рублей (4,6 процента расходов финансового баланса), затраты на
инвестиции за счет средств федерального бюджета и бюджета
Московской области - 12,7 млрд. рублей (6,4 процента).
Сводный финансовый баланс Московской области в 2004 году
прогнозируется с профицитом в размере 0,1 млрд. рублей за счет
остатков средств на счетах целевых внебюджетных фондов
(Московского областного фонда обязательного медицинского
страхования и Московского областного регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации).
Труд
По оценке, в 2002 году прирост числа занятых в экономике
составит около 25 тыс. человек. Рост численности отмечен в
отраслях материального производства и в непроизводственной сфере.
Тенденция роста числа занятых в экономике сохранится и в
последующие годы.
Численность безработных, зарегистрированных в службах
занятости, в 2003 г. может составить 38 тыс. человек, а в 2004
г. будет колебаться на уровне 38-40 тыс. человек.
Денежные доходы и расходы населения
По оценке, в 2003 году общая сумма денежных доходов населения
Московской области составит 344,16 млрд. рублей, что в 1,28 раза
выше отчетных данных за 2002 год.
Основной составляющей денежных доходов населения является фонд
заработной платы, который в 2003 году, по оценке, составит 144,55
млрд. рублей, что в 1,29 раза выше уровня этого показателя в 2002
году.
Доля фонда заработной платы в общей сумме денежных доходов
населения в 2003 году, по оценке, составит 42 процента.
При этом доля "других доходов", включающих денежное
довольствие военнослужащих, доходы наемных работников от
предприятий и организаций, кроме оплаты труда, а также доходы,
не связанные с работой по найму (доходы от собственности, продажи
валюты и т.д.), составит 27 процентов.
Общая сумма социальных трансфертов населению Московской
области, включающих пенсии, пособия, стипендии и т.д., в 2003
году, по оценке, составит 79,16 млрд. рублей, что в 1,27 раза
выше отчета за 2002 год.
Это объясняется, в частности, намерениями федеральных и
региональных органов власти повысить минимальный размер пенсий и
довести его уровень до величины прожиточного минимума
пенсионеров.
Общая величина расходов и сбережений населения Московской
области в 2003 году, по оценке, составит 346 млрд. рублей,
увеличившись по сравнению с 2002 годом на 31 процент. Наибольшую
долю в общей сумме расходов по-прежнему будут составлять
потребительские расходы (77 процентов).
По прогнозу на 2004 год, общая сумма денежных доходов населения
составит 428,76 млрд. рублей, что в 1,25 раза выше оценки 2003
года.
В 2004 году прогнозируется рост фонда заработной платы в 1,25
раза по сравнению с оценкой 2003 года. При этом доля этого
показателя в общей сумме доходов составит 42 процента.
Предполагается, что в 2004 году в 1,25 раза возрастет величина
социальных выплат населению, которая достигнет 98,62 млрд.
рублей, их доля в общей сумме доходов населения составит 23
процента. Прогноз роста социальных трансфертов основан на том,
что в 2004 году будет продолжена социальная политика,
направленная на адресную помощь гражданам в зависимости от
среднедушевого дохода семьи. Перераспределение социальной помощи
в пользу малообеспеченных слоев населения должно привести к
снижению уровня бедности.
Прогноз на 2004 год предусматривает рост реальных денежных
доходов населения и рассчитан исходя из предполагаемого снижения
среднегодового уровня инфляции до 110,4 процента. Прогнозируется,
что реальные денежные доходы населения Московской области в 2004
году составят 113,5 процента по сравнению с оценкой 2003 года.
Общая сумма расходов и сбережений населения по прогнозу на
2004 год достигнет 428,78 млрд. рублей, что в 1,24 раза выше
оценки 2003 года. При этом наибольшую долю (77,5 процента) в
сумме расходов будут занимать, как и прежде, затраты на покупку
товаров и оплату услуг.
В целом в 2004 году прогнозируется повышение платежеспособного
спроса населения Московской области, основанное на увеличении его
реальных доходов.
Потребительский рынок
Основным фактором, определяющим рост оборота розничной
торговли, является рост платежеспособного спроса населения
Московской области.
Повышение благосостояния населения Московской области
обеспечило прирост оборота розничной торговли в 2002 году к
уровню 2001 года на 12,2 процента, объем его составил 153,8 млрд.
рублей.
Для потребительского рынка Московской области характерен
относительно низкий уровень покупок на вещевых, смешанных и
продовольственных рынках - всего 15,4 процента.
В структуре оборота розничной торговли преобладающую долю
занимали непродовольственные товары - 56,5 процента.
Оборот общественного питания достиг 4,7 млрд. рублей (прирост
к уровню 2001 года составил 8,2 процента).
Итоги 2002 года и истекшего периода текущего года дают
основание предположить, что по оценке в 2003 году оборот
розничной торговли возрастет по отношению к 2002 году на 18
процентов и составит 196,4 млрд. рублей, оборот общественного
питания соответственно на 15,2 процента и составит 5,9 млрд.
рублей.
Оборот розничной торговли в 2004 году по отношению к 2001 году
увеличится на 48,3 процента по первому варианту прогноза и на
52,3 процента по второму варианту.
Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить
устойчивый характер.
Прогноз развития рынка платных услуг населению на 2004 год
базируется на тенденциях развития указанной сферы в
предшествующие периоды.
В 2001-2003 годах и в среднесрочной перспективе сохраняется
тенденция отставания темпов роста объема платных услуг,
оказываемых населению Московской области, по сравнению с
динамикой роста оборота розничной торговли и реальных
располагаемых денежных доходов населения, что обусловливается
продолжающимся значительным ростом цен на услуги по сравнению с
товарами и, как следствие, изменением потребительского спроса
населения в пользу приобретения товаров, особенно
непродовольственных. В 2002 году в Московской области рост цен на
услуги (145,2 процента) по-прежнему опережал рост цен на товары
(112,5 процента) и потребительские цены в целом (118,2 процента).
Вместе с тем в 2001-2002 годах в сфере услуг достигнута
позитивная динамика индекса физического объема платных услуг в
целом и большинства видов услуг. Рост объемов платных услуг в
процентах к предыдущему году составил соответственно: в 2001 году
- 105,6 процента и в 2002 году - 104,4 процента. По мере роста
реальных денежных доходов населения расширяются и качественно
изменяются потребительские предпочтения населения. Так, более
высокими темпами в эти годы развивались услуги физической
культуры и спорта (их рост в процентах к предыдущему году
составил соответственно 122,8 и 111,2 процента), медицинские
услуги (123,1 и 122,9 процента), услуги в системе образования
(123,6 и 111,2 процента), услуги правового характера (117,6 и
110,4 процента).
Стабильно развивается рынок бытовых услуг. В 2002 году открыто
487 организаций, оказывающих бытовые услуги, годовой прирост сети
составил 7,6 процента, население Московской области обслуживают
около 6900 организаций.
По итогам истекшего периода 2003 года также отмечена
положительная динамика развития рынка платных услуг населению.
Предполагается, что к концу 2003 года рост объема платных услуг
составит 6 процентов.
Прогнозные расчеты показывают, что устойчивый рост объема
платных услуг в 2004 году сохранится. Прогнозируется прирост в
этой сфере на 5-7 процентов (по двум вариантам).
Развитие отраслей социальной сферы
Прогноз развития отраслей социальной сферы на 2004 год
ориентирован на решение проблем функционирования отраслей
социальной сферы и создание необходимых условий для
удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения
Московской области в социальных услугах при формировании
оптимального соотношения платности и бесплатности услуг
населению с одновременным обеспечением адресной и
дифференцированной поддержки малообеспеченных групп населения.
В Московской области в 2002 году введено в эксплуатацию более
3,2 млн. кв. м общей площади жилых домов, что на 14 процентов
превысило уровень 2001 года. Из общей площади введенного жилья 50
процентов (или 1,6 млн. кв. м) составляет индивидуальное жилищное
строительство.
В 2003 году, по оценке, ввод жилья возрастет на 8,9 процента и
составит 3,5 млн. кв. м общей площади жилых домов.
В 2004 году ввод жилья прогнозируется с ростом по сравнению с
оценкой 2003 года на 13,3 процента в условиях первого варианта, и
на 16,1 процента в условиях второго.
В 2002 году продолжались работы по реформированию и
модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Жилищно-коммунальные услуги на территории Московской области в
прошедшем году оказывали более тысячи предприятий, из них:
муниципальных - 40 процентов, государственных - 9 процентов,
частных - 33 процента, смешанной собственности - 18 процентов.
Полная стоимость предоставляемых населению
жилищно-коммунальных услуг в 2002 году составила 30,1 млрд. руб.,
доля платежей населения в покрытии затрат на все виды
жилищно-коммунальных услуг - 89,02 процента. В прогнозируемом
периоде предполагается сохранить средний уровень оплаты
населением указанных услуг в размере 90 процентов.
В долгосрочной перспективе к основным задачам, решаемым в
рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства Московской
области, относятся:
- демонополизация деятельности организаций
жилищно-коммунального хозяйства, создание конкурентной среды в
сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечение финансовой стабилизации отрасли путем перехода
от дотирования организаций жилищно-коммунального хозяйства к
адресной социальной поддержке малообеспеченных семей;
- усиление адресности бюджетных расходов на субсидирование
оплаты жилья и коммунальных услуг гражданам, совершенствование
порядка предоставления адресных жилищных компенсаций (субсидий)
семьям с низкими доходами;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг,
предусматривающее дифференциацию оплаты жилья в зависимости от
его качества и местоположения;
- совершенствование управления жилищным фондом, повышение
эффективности системы регулирования коммунальных предприятий.
В сфере образования численность детей в дошкольных
образовательных учреждениях в 2002 году составляла 195 тыс.
человек и в течение 2003-2004 годов она останется на этом же
уровне. В связи с этим обеспеченность дошкольными
образовательными учреждениями в период 2002-2004 годов имеет
стабильный характер.
В общеобразовательных учреждениях в силу демографических
причин в 2004 году произойдет сокращение контингента обучающихся
на 13 процентов по сравнению с 2001 годом, в связи с чем
количество обучающихся в первую смену в этих учреждениях будет
увеличиваться и составит 95 процентов.
В Московской области осуществляется реформирование системы
здравоохранения. Проводится работа по перепрофилированию коечной
сети, развитию ресурсосберегающих организационных форм (дневных
стационаров, стационаров краткосрочного пребывания, амбулаторных
хирургических центров и др.), увеличению объемов медицинской
помощи на амбулаторно-поликлиническом уровне.
Прогнозируется сокращение коечного фонда, в результате
обеспеченность больничными койками уменьшится. Сокращение
коечного фонда связано с его реструктуризацией за счет выделения
стационаров интенсивного, восстановительного лечения, увеличения
объемов высокоспециализированных видов помощи в федеральных
институтах и больниц других ведомств, а также развития
стационаров долечивания и ухода за больными (стационары
медико-социальной помощи).
В прогнозируемом периоде предусматривается увеличение
обеспеченности врачами на 10 тыс. населения на 3,4 процента по
сравнению с 2001 годом.
Уровень обеспеченности населения стационарными учреждениями
социального обслуживания престарелых и инвалидов (взрослых и
детей) в 2004 году возрастет: в условиях первого варианта
прогнозных расчетов - на 3,6 процента к уровню 2001 года, в
условиях второго варианта - на 11,4 процента и составит
соответственно по вариантам 16,81 и 18,08 мест на 10 тыс.
населения.
Охрана окружающей среды
Объем инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды и
рациональное использование природных ресурсов, за счет всех
источников финансирования в 2001 году составил 125,9 млн. рублей,
в 2002 году этот показатель равен 194,78 млн. рублей, что
составляет 136,5 процента к предыдущему году.
В 2003 году предполагается направить на природоохранные
мероприятия из всех источников финансирования 393,72 млн. рублей,
что в 1,8 раза больше, чем в 2002 году. Прогноз по данному
показателю на 2004 год - 500,6-505,6 млн. рублей, что составляет
в процентах к предыдущему году 115,8-116,3 процента.
В 2003 году предполагается израсходовать средств федерального
бюджета на объекты, включенные в федеральную адресную
инвестиционную программу 2003 года, в размере 36,1 млн. рублей.
Это следующие объекты: Щелковские межрайонные очистные сооружения
- 2 млн. рублей, очистные сооружения пос. Шаховская - 8,1 млн.
рублей, Раменские городские очистные сооружения - 10 млн. рублей,
станция обезжелезивания воды для водозаборного узла в пос.
Львовский Подольского района - 10 млн. рублей,
проектно-изыскательские работы и строительство очистных
сооружений г. Дмитрова - 1 млн. рублей, регулирующий гидроузел на
реке Пахре в Подольском районе - 5 млн. рублей.
На 2004 год Московской областью направлены государственному
заказчику федеральной целевой программы "Экология и природные
ресурсы Российской Федерации на 2002-2010 годы" - Министерству
природных ресурсов Российской Федерации заявки на ассигнования из
федерального бюджета по финансированию природоохранных
мероприятий Московской области на сумму 42,6 млн. рублей, в том
числе: расширение очистных сооружений в г. Раменское - 10 млн.
рублей, предохранение от разрушения левого берега реки Оки на
925-927 км судового хода у пос. Соколова Пустынь Ступинского
района - 16 млн. рублей, проектно-изыскательские работы,
разработка проектной документации и реконструкция очистных
сооружений в г. Дмитрове - 2 млн. рублей, полигон твердых и
бытовых отходов Ульяновского лесничества Ступинского района - 4,8
млн. рублей, очистка и благоустройство бассейна реки Яузы в
г. Мытищи - 9,8 млн. рублей.
Сброс загрязненных сточных вод в 2002 году составил 630 млн.
куб. м, в 2003 году значение указанного показателя возрастет до
655,2 млн. куб. м. Такое увеличение объема сброса загрязненных
сточных вод в 2003 году объясняется тем, что при выдаче лицензий
на водопользование и заключении договоров на водопользование в
2002 году и начале 2003 года Министерством экологии и
природопользования Московской области совместно с Главным
управлением охраны окружающей среды и природных ресурсов
Министерства природных ресурсов Российской Федерации по
Московской области выявлено и поставлено на учет дополнительно 46
предприятий - водопользователей мощностью 72 млн. куб. м.
Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух
стационарными источниками загрязнения, в 2002 году составил
176,24 тыс. тонн, что составляет 99,9 процента к уровню
предыдущего года. В 2003 году предполагается объем вредных
веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными
источниками, сохранить на уровне 2002 года.
Объем водопотребления в 2001 году составил 1838,7 млн. куб. м.
В 2002 году указанный показатель снизился до 1779,13 млн. куб. м.
Значительное уменьшение водопотребления в 2002 году связано с
аварией на 3 энергоблоке Каширской ГРЭС, в связи с чем ГРЭС
работала не в полную мощность. В 2003 году предполагается объем
водопотребления довести до уровня 2120 млн. куб. м, в 2004 году -
2125 млн. куб. м.
Объем оборотного и повторно-последовательного использования
воды по отчету 2001 года составил 3460,58 млн. куб. м, в 2002
году - 3188,23 млн. куб. м. Спад объема оборотного и
повторно-последовательного использования воды в 2002 году также
произошел из-за уменьшения объемов производства Каширской ГРЭС в
связи с аварией на 3 энергоблоке.
Внешнеэкономическая деятельность
При разработке прогноза основных направлений
|