Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
24.06.2017
USD
59.66
EUR
66.68
CNY
8.72
JPY
0.54
GBP
75.99
TRY
17.03
PLN
15.77
 

ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОТ 12 АВГУСТА 1949 ГОДА ОБ ОБРАЩЕНИИ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ (ЖЕНЕВА, 12 АВГУСТА 1949 ГОДА)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                          ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
                        ОТ 12 АВГУСТА 1949 ГОДА
                     ОБ ОБРАЩЕНИИ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ

                     (Женева, 12 августа 1949 года)

       Нижеподписавшиеся, Уполномоченные Правительств, представленных
   на  Дипломатической  Конференции,   которая  заседала  в Женеве  с
   21 апреля до 12 августа 1949 года  с  целью  пересмотра  Женевской
   конвенции  от  27  июля  1929  года об обращении с военнопленными,
   заключили следующее соглашение:

                       РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                                Статья 1

       Высокие Договаривающиеся   Стороны   обязуются    при    любых
   обстоятельствах соблюдать   и   заставлять   соблюдать   настоящую
   Конвенцию.

                                Статья 2

       Помимо постановлений,  которые должны вступить в  силу  еще  в
   мирное время,  настоящая  Конвенция  будет  применяться  в  случае
   объявленной войны  или  всякого  другого  вооруженного  конфликта,
   возникающего     между     двумя    или    несколькими    Высокими
   Договаривающимися Сторонами,  даже в том случае,  если одна из них
   не признает состояния войны.
       Конвенция будет применяться также во  всех  случаях  оккупации
   всей  или части территории Высокой Договаривающейся Стороны,  даже
   если   эта   оккупация   не   встретит    никакого    вооруженного
   сопротивления.
       Если одна  из  находящихся  в  конфликте  держав  не  является
   участницей настоящей  Конвенции,   участвующие   в   ней   державы
   останутся тем  не  менее  связанными  ею в своих взаимоотношениях.
   Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной
   державы, если последняя принимает и применяет ее положения.

                                Статья 3

       В случае вооруженного конфликта,  не  носящего  международного
   характера и   возникающего   на   территории   одной   из  Высоких
   Договаривающихся Сторон,  каждая из находящихся в конфликте сторон
   будет обязана применять, как минимум, следующие положения:
       1. Лица,  которые  непосредственно  не  принимают  участия   в
   военных  действиях,  включая  тех  лиц из состава вооруженных сил,
   которые сложили оружие,  а также тех,  которые перестали принимать
   участие   в  военных   действиях   вследствие  болезни,   ранения,
   задержания   или   по  любой  другой  причине,   должны  при  всех
   обстоятельствах   пользоваться   гуманным  обращением  без  всякой
   дискриминации  по  причинам  расы,  цвета кожи,  религии или веры,
   пола,  происхождения или имущественного положения или любых других
   аналогичных критериев.
       С этой  целью  запрещаются  и всегда и всюду будут запрещаться
   следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:
       a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность,  в
   частности всякие виды убийства,  увечья, жестокое обращение, пытки
   и истязания,
       b) взятие заложников,
       c) посягательство  на  человеческое  достоинство,  в частности
   оскорбительное и унижающее обращение,
       d) осуждение   и  применение  наказания  без  предварительного
   судебного решения,  вынесенного  надлежащим  образом   учрежденным
   судом, при  наличии  судебных  гарантий,  признанных  необходимыми
   цивилизованными нациями.
       2. Раненых  и  больных  будут  подбирать,  и  им будет оказана
   помощь.
       Беспристрастная гуманитарная     организация,    такая,    как
   Международный комитет  Красного  Креста,  может  предложить   свои
   услуги сторонам, находящимся в конфликте.
       Кроме того,  находящиеся в конфликте стороны  будут  стараться
   путем специальных  соглашений  ввести  в  действие  все  или часть
   остальных положений настоящей Конвенции.
       Применение предшествующих   положений   не  будет  затрагивать
   юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

                                Статья 4

       A. Военнопленными  по  смыслу  настоящей  Конвенции   являются
   попавшие во  власть  неприятеля  лица,  принадлежащие  к  одной из
   следующих категорий:
       1) Личный   состав  вооруженных  сил  стороны,  находящейся  в
   конфликте, а  также  личный  состав  ополчения  и  добровольческих
   отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.
       2) Личный состав других ополчений  и  добровольческих отрядов,
   включая личный   состав   организованных  движений  сопротивления,
   принадлежащих стороне,  находящейся в конфликте,  и действующих на
   их собственной  территории  или  вне ее,  даже если эта территория
   оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая
   организованные движения   сопротивления,   отвечают  нижеследующим
   условиям:
           a) имеют   во   главе   лицо,   ответственное   за   своих
       подчиненных,
           b) имеют   определенный   и   явственно   видимый   издали
       отличительный знак,
           c) открыто носят оружие,
           d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
       3) Личный состав регулярных вооруженных сил,  считающих себя в
   подчинении правительства  или  власти,  не  признанных  держащей в
   плену державой.
       4) Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их
   состав непосредственно, как, например,  гражданские лица, входящие
   в экипажи военных самолетов,  военные корреспонденты,  поставщики,
   личный состав рабочих  команд  или  служб,  на  которых  возложено
   бытовое обслуживание   вооруженных   сил,  при  условии,  что  они
   получили на это разрешение от тех  вооруженных  сил,  которые  они
   сопровождают, для    чего   эти   последние   должны   выдать   им
   удостоверение личности прилагаемого образца.
       5) Члены  экипажей судов торгового флота,  включая  капитанов,
   лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся
   в конфликте,  которые  не пользуются более льготным режимом в силу
   каких-либо других положений международного права.
       6) Население    неоккупированной   территории,   которое   при
   приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется  за
   оружие для    борьбы   со   вторгающимися   войсками,   не   успев
   сформироваться в регулярные войска,  если оно носит открыто оружие
   и соблюдает законы и обычаи войны.
       B. Следующие лица будут подвергаться такому же обращению,  как
   и военнопленные, в соответствии с настоящей Конвенцией:
       1. Лица,  принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам
   оккупированной страны,    если    оккупирующая   держава   считает
   необходимым по причинам их принадлежности интернировать  их,  даже
   если она вначале освободила их, в то время, когда военные действия
   происходили за пределами оккупированной ею  территории,  особенно,
   когда  эти  лица  безуспешно пытались присоединиться к вооруженным
   силам,  к  которым  они  принадлежат и которые принимают участие в
   военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному
   с целью их интернирования.
       2. Лица,  принадлежащие к одной из категорий,  перечисленных в
   настоящей статье,  которых приняли на своей территории нейтральные
   или невоюющие державы и которых эти державы должны интернировать в
   соответствии с международным правом, если они только не предпочтут
   предоставить  им более благоприятный режим;  однако на этих лиц не
   распространяются  постановления  статьей  8,   10,  15,  абзаца  V
   статьи 30,  статей 58 - 67,  92, 126, а в тех случаях, когда между
   сторонами,   находящимися   в   конфликте,   и    заинтересованной
   нейтральной  или  невоюющей  державой  существуют  дипломатические
   отношения,  также и  постановления  статей,  касающихся  держав  -
   покровительниц.  В случае,  когда существуют такие дипломатические
   отношения, сторонам, находящимся в конфликте, за которыми числятся
   эти  лица,   разрешается  осуществлять  в  отношении   их  функции
   державы - покровительницы,  предусмотренные настоящей  Конвенцией,
   без   ущерба   для   тех   функций,  которые  эти  стороны  обычно
   осуществляют  в  соответствии  с  дипломатической  и   консульской
   практикой и договорами.
       C. Эта  статья никоим образом  не затрагивает статуса медико -
   санитарного  и духовного  персонала,  предусмотренного в статье 33
   настоящей Конвенции.

                                Статья 5

       Настоящая Конвенция будет применяться  к  лицам,  указанным  в
   статье 4,  с того момента, как они попадут во власть неприятеля, и
   вплоть до их окончательного освобождения и репатриации.
       В случае,  если в отношении лиц, принявших то или иное участие
   в военных  действиях  и  попавших  в  руки  противника,  возникает
   сомнение в их принадлежности к одной из категорий, перечисленных в
   статье 4, такие лица будут пользоваться покровительством настоящей
   Конвенции  до  тех  пор,  пока  их  положение  не будет определено
   компетентным судом.

                                Статья 6

       Помимо соглашений, специально предусмотренных статьями 10, 23,
   28, 33,  60,  65,  66,  67,  72, 73, 75, 109, 110, 118, 119 и 122,
   Высокие Договаривающиеся   Стороны   смогут    заключать    другие
   специальные соглашения  по  любому  вопросу,  который они сочли бы
   целесообразным урегулировать особо. Ни одно специальное соглашение
   не должно наносить ущерба положению военнопленных,  установленному
   настоящей  Конвенцией,   ни  ограничивать  прав,  которые  она  им
   предоставляет.
       Военнопленные продолжают  пользоваться   преимуществами   этих
   соглашений в  течение  всего  времени,  пока к ним будет применима
   Конвенция, кроме случаев специального  включения  иных  условий  в
   вышеупомянутые или позднейшие соглашения и,  равным образом, кроме
   случаев предоставления им той или другой находящейся  в  конфликте
   стороной более благоприятных условий.

                                Статья 7

       Военнопленные ни   в   коем  случае  не  смогут  отказываться,
   частично или полностью, от прав, которые им обеспечивают настоящая
   Конвенция и  специальные соглашения,  предусмотренные в предыдущей
   статье, если таковые имеются.

                                Статья 8

       Настоящая Конвенция будет применяться  при  содействии  и  под
   контролем  держав - покровительниц,  на  которых  возложена охрана
   интересов  сторон,  находящихся в конфликте.  Для этого  державы -
   покровительницы   смогут,   кроме  своего   дипломатического   или
   консульского персонала,  назначать  делегатов   из   числа   своих
   собственных граждан  или  граждан  других  нейтральных держав.  На
   назначение этих делегатов должно быть получено  согласие  державы,
   при которой они будут выполнять свою миссию.
       Стороны, находящиеся в конфликте,  будут облегчать в  пределах
   максимальной возможности   работу   представителей  или  делегатов
   держав - покровительниц.
       Представители или  делегаты  держав - покровительниц ни в коем
   случае не  должны  выходить  за  рамки   своей   миссии,   которая
   определена настоящей   Конвенцией;   они   должны,   в  частности,
   принимать во    внимание    настоятельные    нужды    безопасности
   государства, при котором они выполняют свои функции.

                                Статья 9

       Положения настоящей   Конвенции  не  служат  препятствием  для
   гуманитарных действий,  которые  Международный  комитет   Красного
   Креста или  любая  другая беспристрастная гуманитарная организация
   предпримут для защиты военнопленных и для оказания  им  помощи,  с
   согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

                               Статья 10

       Договаривающиеся Стороны   смогут  во  всякое  время  войти  в
   соглашение о  том,  чтобы   доверить   какой-нибудь   организации,
   представляющей полную  гарантию  беспристрастия  и  действенности,
   обязанности,   возлагаемые   настоящей  Конвенцией  на  державы  -
   покровительницы.
       Если на  военнопленных  не  распространяется   или   перестала
   распространяться по  каким-либо причинам деятельность какой-нибудь
   державы  -  покровительницы  или  организации,  предусмотренной  в
   первом абзаце, держава, во власти которой находятся военнопленные,
   должна обратиться с просьбой к нейтральному государству или  такой
   организации принять на себя функции,  выполняемые в соответствии с
   настоящей  Конвенцией  державой  -  покровительницей,  назначенной
   сторонами, находящимися в конфликте.
       Если покровительство  не  может  быть   обеспечено   указанным
   образом,  держава,  во  власти  которой  находятся  военнопленные,
   должна    обратиться    с  просьбой   к  какой-либо   гуманитарной
   организации,  такой, как, например, Международный комитет Красного
   Креста,   или,   с  учетом  положений  настоящей  статьи,  принять
   предложение   такой   организации   взять   на   себя   выполнение
   гуманитарных   функций,   выполняемых  в соответствии  с настоящей
   Конвенцией державами - покровительницами.
       Любая нейтральная держава или любая организация,  приглашенная
   заинтересованной державой  или  предлагающая  себя для этих целей,
   должна действовать  с сознанием  ответственности  по  отношению  к
   стороне,  находящейся  в  конфликте,  за  которой  числятся  лица,
   пользующиеся покровительством настоящей Конвенции,  и предоставить
   достаточные гарантии  того,  что  она  в  состоянии  взять на себя
   соответствующие функции и выполнять их беспристрастно.
       Предыдущие   положения   не   могут   нарушаться  специальными
   соглашениями  между  державами,  когда  одна из этих держав,  даже
   временно,   ограничена   в  своих   возможностях   свободно  вести
   переговоры  с другой  державой  или  ее  союзниками в силу военной
   обстановки,  особенно  в тех  случаях,  когда вся или значительная
   часть территории данной державы оккупирована.
       Каждый раз,  когда в настоящей Конвенции упоминается держава -
   покровительница, это  наименование  означает  также   организации,
   заменяющие ее согласно настоящей статье.

                               Статья 11

       Державы - покровительницы  во всех случаях,  когда  они сочтут
   это полезным  в  интересах покровительствуемых лиц,  в частности в
   случае разногласия между находящимися  в  конфликте  сторонами  по
   поводу  применения  или  толкования положений настоящей Конвенции,
   будут  оказывать  свои  добрые  услуги  с   целью   урегулирования
   разногласия.
       С этой  целью  каждая  из  держав  -  покровительниц сможет по
   просьбе одной из сторон или по собственной  инициативе  предложить
   находящимся в   конфликте   сторонам   организовать  совещание  их
   представителей и,  в  частности,  властей,  на  которые  возложена
   забота об   участи   военнопленных,   возможно,   на  нейтральной,
   надлежащим образом выбранной территории.  Находящиеся в  конфликте
   стороны обязаны дать ход предложениям,  которые им будут сделаны в
   этом   смысле.   Державы  -  покровительницы   могут,   в   случае
   необходимости, представить  на  одобрение  находящихся в конфликте
   сторон принадлежащее к нейтральной державе или  же  делегированное
   Международным комитетом   Красного   Креста  лицо,  которое  будет
   приглашено участвовать в этом совещании.

               РАЗДЕЛ II. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
                         О ЗАЩИТЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ

                               Статья 12

       Военнопленные находятся во власти неприятельской  державы,  но
   не  отдельных  лиц  или  воинских  частей,   взявших  их  в  плен.
   Независимо от ответственности,  которая может пасть  на  отдельных
   лиц, держащая в плену держава несет ответственность за обращение с
   военнопленными.
       Военнопленные могут  быть  переданы  держащей в плену державой
   только державе, которая является участницей настоящей Конвенции, и
   только после  того,  как держащая в плену держава удостоверилась в
   желании и способности державы,  которой передаются  военнопленные,
   применять Конвенцию.   Если  военнопленные  передаются  при  таких
   условиях, ответственность за применение Конвенции  несет  держава,
   принимающая их, до тех пор, пока они находятся на ее попечении.
       Однако, если  эта  держава  не  выполнит  положений  настоящей
   Конвенции по  любому  важному  пункту,  держава,  которая передала
   военнопленных,  получив  уведомление  державы  -  покровительницы,
   должна принять  эффективные  меры  для  исправления  положения или
   потребовать возвращения  военнопленных.  Такое  требование  должно
   быть удовлетворено.

                               Статья 13

       С военнопленными  следует  всегда  обращаться  гуманно.  Любой
   незаконный акт  или  бездействие  со  стороны  держащей  в   плену
   державы, приводящие  к  смерти  военнопленного,  находящегося в ее
   власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу,
   запрещаются и   будут   рассматриваться  как  серьезные  нарушения
   настоящей Конвенции.  В частности,  ни один военнопленный не может
   быть подвергнут   физическому   калечению   или  же  научному  или
   медицинскому опыту какого бы то  ни  было  характера,  который  не
   оправдывается соображениями    лечения    военнопленного   и   его
   интересами.
       Военнопленные   равным   образом  должны  всегда  пользоваться
   защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от
   оскорблений и любопытства толпы.
       Применение к ним репрессалий воспрещается.

                               Статья 14

       При любых  обстоятельствах  военнопленные   имеют   право   на
   уважение к их личности и чести.
       К женщинам  следует  относиться  со всем полагающимся  их полу
   уважением  и обращаться с ними должны,  во всех случаях,  не хуже,
   чем с мужчинами.
       Военнопленные    полностью    сохраняют    свою    гражданскую
   правоспособность,  которой  они  пользовались  во  время захвата в
   плен.  Держащая  в плену  держава может ограничивать осуществление
   прав, предоставляемых этой правоспособностью, на своей собственной
   территории или вне ее,  лишь в той степени,  в какой этого требуют
   условия плена.

                               Статья 15

       Держащая в  плену   держава   обязана   бесплатно   обеспечить
   содержание военнопленных   и   также   врачебную  помощь,  которую
   потребует состояние их здоровья.

                               Статья 16

       С учетом положений настоящей Конвенции,  касающихся  звания  и
   пола, держащая  в  плену  держава  должна  со всеми военнопленными
   обращаться одинаково,  без какой-либо  дискриминации  по  причинам
   расы, национальности,   вероисповедания,   политических  убеждений
   и всем  другим причинам,  основанным на аналогичных критериях,  за
   исключением случаев привилегированного режима,  который она  могла
   бы установить  для  военнопленных по состоянию их здоровья,  по их
   возрасту или квалификации.

                            РАЗДЕЛ III. ПЛЕН

                                Часть I

                              НАЧАЛО ПЛЕНА

                               Статья 17

       Каждый военнопленный  при  его  допросе обязан сообщить только
   свои фамилию,  имя и звание,  дату рождения и личный номер или, за
   неимением такового, другую равноценную информацию.
       В случае,  если военнопленный сознательно нарушит это правило,
   ему может   угрожать   ограничение   преимуществ,  предоставляемых
   военнопленным его звания или положения.
       Каждая сторона,  находящаяся  в  конфликте,  обязана  снабжать
   удостоверением личности  с  указанием  фамилии,   имени,   звания,
   личного номера  или  равноценных  сведений  и даты рождения всякое
   лицо, на которое распространяется ее юрисдикция  и  которое  может
   оказаться военнопленным.  Это  удостоверение личности может, кроме
   того, иметь подпись  или  оттиски  пальцев  владельца,  или  то  и
   другое, а  также  может  содержать любые другие сведения,  которые
   сторона, находящаяся в конфликте,  захочет  добавить  в  отношении
   лиц, принадлежащих  к  составу  ее  собственных  вооруженных  сил.
   Удостоверение   личности   должно,  по  возможности, быть размером
   6,5 x 10  см   и  должно  иметь  дубликат.  Военнопленный   обязан
   предъявлять удостоверение личности при любом требовании, но оно ни
   в коем случае не может быть у него отнято.
       Никакие физические или моральные пытки и никакие  другие  меры
   принуждения не  могут применяться к военнопленным для получения от
   них   каких-либо   сведений.   Военнопленным,   которые  откажутся
   отвечать,   нельзя   угрожать,   подвергать  их  оскорблениям  или
   каким-либо преследованиям или ограничениям.
       Военнопленные, которые не могут дать сведений о своей личности
   из-за   своего  физического  или  психического  состояния,   будут
   переданы   на   попечение   медицинской   службы.   Личность  этих
   военнопленных  будет  установлена  всеми  возможными  средствами с
   учетом положений предыдущего абзаца.
       Допрос военнопленных должен проводиться на языке, понятном для
   них.

                               Статья 18

       Все  вещи  и  предметы  личного  пользования,  за  исключением
   оружия, лошадей,  воинского  снаряжения  и   военных   документов,
   останутся во  владении  военнопленных,  так  же  как металлические
   каски,  противогазы и подобные предметы, выданные им для их личной
   защиты.  У  них  останутся также вещи и предметы,  служащие для их
   обмундирования и питания,  даже  в том  случае,  если  эти вещи  и
   предметы принадлежат к официальному воинскому снаряжению.
       Военнопленные никогда  не  должны оставаться без удостоверений
   личности. Держащая в плену держава  выдает  удостоверения  тем,  у
   кого их нет.
       Знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия
   и предметы,  имеющие,  главным образом,  субъективную ценность, не
   могут быть отняты у военнопленного.
       Денежные суммы,   находящиеся   у  военнопленных,  могут  быть
   отобраны у них только по распоряжению офицера и только после того,
   как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры этих сумм
   и данные об их владельцах,  и  последним  будет  выдана  подробная
   расписка, на  которой  будут  разборчиво  написаны  имя,  звание и
   воинская часть лица,  выдавшего эту  расписку.  Денежные  суммы  в
   валюте держащей  в  плену  державы  или  те,  которые  по  просьбе
   военнопленных были обменены на эту  валюту,  будут  заноситься  на
   кредит лицевого счета военнопленного в соответствии со ст. 64.
       Держащая в  плену  держава  сможет  отбирать  у  военнопленных
   ценные вещи  только по соображениям безопасности.  В таких случаях
   соблюдается тот же порядок,  что и в  отношении  изъятия  денежных
   сумм.
       Указанные вещи,  а также отобранные денежные суммы,  если  они
   были в другой валюте, чем валюта держащей в плену державы, и об их
   обмене не  поступала  просьба  от  владельцев,  должны   храниться
   держащей в  плену  державой  и  будут  возвращены военнопленным по
   окончании их  плена в том виде, в каком они были отобраны.

                               Статья 19

       В возможно  более  краткий  срок  после  их  взятия   в   плен
   военнопленные эвакуируются   в  лагери,  расположенные  достаточно
   далеко от зоны военных действий для того,  чтобы они находились  в
   безопасности.
       В опасной  зоне  можно   временно   задерживать   только   тех
   военнопленных, которые  по  состоянию  своих  ранений  или болезни
   подвергаются большему риску при эвакуации,  чем при оставлении  на
   месте.
       Военнопленных   не   следует   без   необходимости  подвергать
   опасности в ожидании их эвакуации из зоны военных действий.

                               Статья 20

       Эвакуация военнопленных  должна всегда проводиться гуманно и в
   условиях, подобных  тем,  которые   держащая   в   плену   держава
   предоставляет  своим войскам при их передвижениях.
       Держащая в  плену   держава   должна   снабжать   эвакуируемых
   военнопленных питьевой  водой и пищей в достаточном количестве,  а
   также предоставлять им необходимую одежду  и  медицинскую  помощь.
   Она примет  все  необходимые меры предосторожности для обеспечения
   их безопасности  во  время  эвакуации  и   составит   при   первой
   возможности список эвакуируемых военнопленных.
       Если военнопленные должны  во  время  эвакуации  пройти  через
   транзитные лагери,  их  пребывание  в  этих лагерях будет возможно
   более коротким.

                                Часть II

                      ИНТЕРНИРОВАНИЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                               Статья 21

       Держащая в  плену  держава  может  подвергнуть   военнопленных
   интернированию. Она  может обязать их не выходить за установленную
   черту лагеря,  в котором они интернированы,  или же,  если  лагерь
   обнесен оградой, не выходить за эту ограду.
       За исключением случаев,  предусмотренных положениями настоящей
   Конвенции,   касающимися   уголовных  и  дисциплинарных   санкций,
   военнопленных нельзя держать  в  запертых  помещениях  или  лишать
   права  покидать  помещения,  если  только  эта  мера  не  является
   необходимой для охраны их здоровья;  во всяком  случае  применение
   этой меры допускается лишь в течение того времени,  пока вызвавшие
   ее обстоятельства не отпали.
       Военнопленным может  быть  под честное слово или обязательство
   предоставлена ограниченная или полная  свобода,  если  только  это
   допускают законы державы,  за которой они числятся. Эта мера будет
   применяться, в   частности,   в   случаях,   когда    она    может
   способствовать улучшению    здоровья   пленных.   Пленных   нельзя
   принуждать согласиться на свое освобождение под честное слово  или
   обязательство.
       При открытии военных действий каждая  сторона,  находящаяся  в
   конфликте, сообщит  противной  стороне  законы и правила,  которые
   разрешают или запрещают  ее  гражданам  давать  согласие  на  свое
   освобождение под  честное слово или обязательство.  Военнопленные,
   освобожденные под честное слово или обязательство в соответствии с
   таким образом  сообщенными  законами  и  правилами,  обязаны своей
   личной честью точно выполнять взятые на себя обязательства  как  в
   отношении державы,  за  которой  они  числятся,  так и в отношении
   державы, взявшей их в плен.  В таких случаях держава,  за  которой
   они числятся, не  должна требовать или принимать от них каких-либо
   услуг, противоречащих данным  ими  слову или обязательству.

                               Статья 22

       Интернированные военнопленные могут быть  размещены  только  в
   помещениях, находящихся  на суше и предоставляющих полную гарантию
   в отношении гигиены и сохранения здоровья.  За исключением  особых
   случаев, оправдываемых  интересами  самих  пленных,  их не следует
   размещать в тюремных зданиях.
       Военнопленные, интернированные  в  нездоровых местностях или в
   местностях, климат которых губителен для их  здоровья,  будут  при
   первой возможности   переведены  в  места  с  более  благоприятным
   климатом.
       Держащая в  плену  держава  будет  размещать  военнопленных  в
   лагерях или секторах лагерей с учетом их национальности,  языка  и
   обычаев, при  условии,  что  военнопленных  не  будут  отделять от
   военнопленных тех вооруженных сил,  в которых они служили в момент
   захвата их  в  плен,  за  исключением тех случаев,  когда они сами
   выразят на это  согласие.

                               Статья 23

       Ни один военнопленный ни в какое время не может быть ни послан
   в такой район,  где он подвергался бы действию огня из зоны  боев,
   ни  задержан  там,  а  также  не может быть использован для защиты
   своим присутствием  каких-либо  пунктов  или  районов  от  военных
   операций.
       Военнопленные должны располагать в той же мере,  что и местное
   гражданское население, убежищами против воздушных налетов и других
   опасностей войны.  За исключением тех из них,  которые участвовали
   бы в  защите  своих  помещений  от  этих  опасностей,  они  смогут
   отправляться в  убежище  возможно  быстрее,  как  только будет дан
   сигнал тревоги.  Любая  другая  мера  защиты,  принятая  в  пользу
   населения, должна применяться также и к ним.
       Держащие  в плену  державы  будут  сообщать  друг  другу,  при
   посредстве  держав - покровительниц,   все  необходимые  данные  о
   географическом положении лагерей для военнопленных.
       Днем лагери для военнопленных, когда это позволяют соображения
   военного характера,  должны быть обозначены буквами "PW" или "PG",
   расположенными таким  образом,  чтобы  они  были отчетливо видны с
   воздуха; однако заинтересованные державы могут условиться о другом
   способе обозначения.  Только  лагери  для военнопленных могут быть
   обозначены таким образом.

                               Статья 24

       Транзитные или сортировочные лагери постоянного типа по своему
   устройству должны  отвечать  условиям,  подобным предусмотренным в
   настоящей части,  и для военнопленных в  них  должен  существовать
   такой же режим, как  и  в других лагерях.

          Глава II. ПОМЕЩЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ОДЕЖДА ВОЕННОПЛЕННЫХ

                               Статья 25

       Условия размещения  военнопленных  в  лагерях  должны  быть не
   менее благоприятными,  чем  условия,  которыми  пользуются  войска
   держащей в  плену державы,  расположенные в той же местности.  Эти
   условия должны  устанавливаться  с  учетом  привычек   и   обычаев
   военнопленных и  ни  в  коем случае не должны быть вредными для их
   здоровья.
       Вышеупомянутые постановления должны применяться,  в частности,
   к  помещениям для сна военнопленных как в отношении общего размера
   площади  и минимальной кубатуры,  так и в отношении оборудования и
   постельных принадлежностей, в том числе и одеял.
       Помещения,  предназначенные военнопленным  для индивидуального
   или коллективного  пользования,  должны быть полностью защищены от
   сырости, в достаточной мере отапливаться и освещаться,  особенно в
   промежуток времени  между  наступлением  темноты  и  установленным
   часом выключения света.  Должны быть приняты  все  противопожарные
   меры.
       В тех  лагерях,  в  которых  наряду  с   мужчинами   находятся
   военнопленные женщины,  для  них  должны быть обеспечены отдельные
   помещения для сна.

                               Статья 26

       Основной суточный рацион питания должен  быть  достаточным  по
   количеству, качеству  и разнообразию для того,  чтобы поддерживать
   хорошее состояние здоровья у военнопленных и не  допускать  потери
   веса или явлений,  связанных с недостатком питания.  Следует также
   считаться с привычным для пленных режимом питания.
       Держащая   в  плену   держава   должна   снабжать   работающих
   военнопленных необходимым дополнительным питанием в соответствии с
   работой, которую они выполняют.
       Военнопленным должна  доставляться питьевая вода в достаточном
   количестве. Курение табака должно быть разрешено.
       Военнопленные   будут,  в   максимально   возможной   степени,
   привлекаться к участию в приготовлении для  себя  пищи;  для  этой
   цели их  можно  привлекать  к  работе  на кухне.  Кроме того,  они
   получат возможность  сами  приготовлять  пищу  из   дополнительных
   продуктов, которыми они будут располагать.
       Для принятия пищи должны быть обеспечены надлежащие помещения.
       Всякие  коллективные  дисциплинарные взыскания,  затрагивающие
   питание, воспрещаются.

                               Статья 27

       Одежда, белье  и  обувь  будут  выдаваться   военнопленным   в
   достаточном количестве  держащей  в  плену  державой,  причем  она
   должна учитывать  климатические  условия  местности,   в   которой
   находятся военнопленные.  Форменная  одежда  неприятельских армий,
   захваченная держащей в  плену  державой,  будет  использована  для
   обмундирования военнопленных, если она соответствует климатическим
   условиям.
       Регулярная замена   и  ремонт  этих  предметов  обеспечиваются
   держащей в плену державой.  Кроме того,  работающие  военнопленные
   получат соответствующую  одежду  везде,  где  этого требует род их
   работы.

                               Статья 28

       Во всех лагерях будут устроены ларьки, в которых военнопленные
   смогут покупать продукты питания,  предметы обихода, мыло и табак,
   продажная цена которых не должна превышать местных торговых цен.
       Прибыль, полученная  от  ларьков,  будет  употреблена в пользу
   военнопленных; для  этой  цели  будет  создан  специальный   фонд.
   Доверенное лицо  будет  иметь  право  принимать  участие  в работе
   ларька и в использовании этого фонда.
       При   ликвидации   какого-нибудь   лагеря   кредитовое  сальдо
   специального  фонда  должно  предаваться  какой-либо международной
   гуманитарной    организации    для    использования   в  интересах
   военнопленных,   являющихся  гражданами  той  же  страны,   что  и
   военнопленные, способствовавшие  созданию  этого  фонда.  В случае
   всеобщей репатриации эта  прибыль  остается  у  держащей  в  плену
   державы,    если    между    заинтересованными    державами    нет
   противоположного соглашения.

                Глава III. ГИГИЕНА И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

                               Статья 29

       Держащая в плену держава  будет  обязана  принимать  все  меры
   гигиены, необходимые  для обеспечения чистоты и благоприятного для
   здоровья состояния  лагерей  и  для  предупреждения  возникновения
   эпидемии.
       Военнопленные будут  располагать  днем  и  ночью   санитарными
   установками, отвечающими   правилам   гигиены   и содержащимися  в
   постоянной  чистоте.   Во  всех  лагерях,   в  которых  помещаются
   женщины - военнопленные,  для них должны предоставляться отдельные
   санитарные установки.
       Кроме того,  помимо  бань  и  душей,  которые будут устроены в
   лагерях,   военнопленным  будет  предоставляться  вода  и  мыло  в
   достаточном количестве для повседневного содержания тела в чистоте
   и для стирки белья; для этого им будут предоставляться необходимые
   помещения, возможности и время.

                               Статья 30

       Каждый лагерь  будет  иметь   соответствующий   лазарет,   где
   военнопленные получат помощь, в которой они могут нуждаться, и где
   им будет  предоставлен  необходимый  режим   питания.   В   случае
   надобности будут    устраиваться    изоляторы   для   заразных   и
   душевнобольных.
       Военнопленные, страдающие   тяжелой  болезнью,  или  состояние
   здоровья  которых  требует  специального  лечения,  хирургического
   вмешательства или  госпитализации,  должны  быть  приняты в любое,
   могущее обеспечить их лечение, военное или гражданское медицинское
   учреждение, даже  если их репатриация ожидается в близком будущем.
   Особые условия будут созданы для ухода за инвалидами,  в частности
   слепыми, и для их переобучения в ожидании репатриации.
       Медицинская    помощь    будет    оказываться    военнопленным
   преимущественно  медицинским  персоналом  державы,  за которой они
   числятся, и по возможности их национальности.
       Нельзя препятствовать   военнопленным   являться  на  прием  к
   медицинскому персоналу.  Власти,  держащие в плену, будут выдавать
   каждому подвергающемуся  лечению  военнопленному  по  его  просьбе
   официальную справку с указанием характера его ранений или болезни,
   длительности и  характера  лечения.  Дубликат  этой  справки будет
   послан в Центральное агентство по делам военнопленных.
       Расходы по  лечению,  включая  расходы  по приобретению всяких
   приспособлений, необходимых для поддержания здоровья военнопленных
   в хорошем  состоянии,  а  именно  -  зубных  или других протезов и
   очков, должна нести держащая в плену держава.

                               Статья 31

       Медицинские осмотры военнопленных будут производиться не  реже
   одного  раза  в  месяц.  Во  время  медицинских  осмотров  следует
   проверять и отмечать вес каждого военнопленного.  Эти  осмотры,  в
   частности, будут  иметь  целью проверку общего состояния здоровья,
   питания и  чистоты  военнопленных,  а  также  выявление   заразных
   болезней, особенно:  туберкулеза, малярии и венерических болезней.
   Для этой цели будут  применяться  наиболее  эффективные  доступные
   методы, например периодические массовые  рентгеновские  снимки  на
   микрофильме для обнаружения туберкулеза в ранних стадиях.

                               Статья 32

       Держащая в плену держава может потребовать  от  военнопленных,
   хотя и  не  принадлежащих  к  медицинской службе своих вооруженных
   сил, но  являющихся  врачами,  зубными   врачами,   санитарами   и
   санитарками, выполнять  свои  медицинские  обязанности в интересах
   военнопленных,  числящихся  за той же державой,  что  и они  сами.
   В  этом  случае они будут продолжать числиться военнопленными,  но
   будут  пользоваться  таким  же  обращением,  что и соответствующий
   санитарный  личный состав,  задержанный держащей в плену державой.
   Они  будут  освобождены от любой другой работы,  предусмотренной в
   статье 49.

               Глава IV. МЕДИЦИНСКИЙ И ДУХОВНЫЙ ПЕРСОНАЛ,
             ЗАДЕРЖАННЫЙ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ВОЕННОПЛЕННЫМ

                               Статья 33

       Медико-санитарный  состав  и  духовный  персонал,  задержанные
   держащей в плену державой,  с целью оказания помощи военнопленным,
   не должны   считаться   военнопленными.   Они    будут,    однако,
   пользоваться, по  меньшей мере,  преимуществами и покровительством
   настоящей   Конвенции,   и   им   будут  также  предоставлены  все
   возможности,   необходимые  для  оказания  медицинской  и духовной
   помощи военнопленным.
       Они будут  продолжать  выполнять  свои  медицинские и духовные
   обязанности в    интересах    военнопленных,    по    преимуществу
   принадлежащих к  вооруженным  силам,  за которыми они числятся,  в
   рамках военных законов и уставов держащей в плену  державы  и  под
   руководством ее компетентных органов,  а также в соответствии с их
   профессиональной этикой.  При  выполнении  своих   медицинских   и
   духовных обязанностей  они  будут  также  пользоваться  следующими
   льготами:
       a) им  будет  разрешено  периодически  посещать военнопленных,
   находящихся в рабочих командах или в госпиталях, расположенных вне
   лагеря. Держащая  в  плену  держава  предоставит  им  с этой целью
   необходимые средства транспорта;
       b) в  каждом  лагере старший по званию и по стажу военный врач
   будет нести ответственность перед военными властями лагеря за все,
   связанное    с   деятельностью   задержанного   медико-санитарного
   персонала.   С  этой  целью  с начала  военных  действий  стороны,
   находящиеся в конфликте,  договорятся по поводу соотношения званий
   их медико-санитарного персонала,  в том числе и персонала обществ,
   упомянутых в статье 26 Женевской конвенции от 12 августа 1949 года
   об  улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.  Этот
   врач  и,  равным  образом,  священнослужители  будут  иметь  право
   обращаться  к  соответствующим  властям  лагеря  по всем вопросам,
   касающимся   их   профессиональной   деятельности.   Эти    власти
   предоставят им необходимые возможности для ведения корреспонденции
   по этим вопросам;
       c) хотя  задержанный  персонал  будет  подчиняться  внутренней
   дисциплине  лагеря,  в  котором  он  находится,  однако его нельзя
   принуждать выполнять работу,  не связанную с его медицинскими  или
   религиозными обязанностями.
       Во время военных действий стороны,  находящиеся  в  конфликте,
   договорятся по  поводу  возможной  смены  задержанного персонала и
   установят порядок этой смены.
       Ни одно  из предшествующих положений не освобождает держащую в
   плену державу  от  обязательств,  лежащих   на   ней   в   области
   удовлетворения медицинских и духовных нужд военнопленных.

                   Глава V. РЕЛИГИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
                       И ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                               Статья 34

       Военнопленным будет   предоставлена   полная    свобода    для
   выполнения обрядов их религии, включая посещение богослужений, при
   условии соблюдения  ими  дисциплинарного  порядка,   предписанного
   военными властями.
       Для религиозных служб будут отведены надлежащие помещения.

                               Статья 35

       Служителям культа,  входившим в состав  военного  духовенства,
   попавшим во   власть   неприятельской  державы  и  оставшимся  или
   задержанным для оказания  помощи  военнопленным,  будет  разрешено
   обслуживать их   духовные   нужды   и   свободно  отправлять  свои
   обязанности среди  своих  единоверцев  в  соответствии  со   своей
   религиозной совестью.  Они  будут  распределены  между  различными
   лагерями и рабочими командами,  в которых находятся военнопленные,
   принадлежащие к  тем  же  вооруженным  силам,  говорящие на том же
   языке или принадлежащие к той же религии. Им будут предоставляться
   необходимые возможности,   в   том  числе  транспортные  средства,
   предусмотренные  в  статье  33,   для   посещения   военнопленных,
   находящихся  за  пределами  их  лагеря.   Они  будут  пользоваться
   свободой  переписки,  подлежащей цензуре,  по религиозным делам их
   культа с духовными властями страны,  в которой они задержаны,  и с
   международными  религиозными организациями.  Письма   и   почтовые
   карточки, которые   они  могут  отправлять,  не  входят  в  норму,
   установленную в статье 71.

                               Статья 36

       Военнопленные, которые являются служителями культа, но которые
   не входили  в  состав  военного  духовенства  в  своей собственной
   армии, получат разрешение,  каково бы ни было их  вероисповедание,
   свободно  отправлять  свои  обязанности  среди  своих единоверцев.
   В этом отношении  с ними будут обращаться  как  с  представителями
   военного духовенства,  задержанными держащей в плену державой. Они
   не будут принуждаться ни к какой другой работе.

                               Статья 37

       В тех случаях,  когда военнопленные  не  располагают  духовной
   помощью представителя  военного  духовенства  из числа задержанных
   лиц  или  военнопленного  -  служителя   их  культа,   по  просьбе
   заинтересованных военнопленных  для  отправления этих обязанностей
   будет назначен служитель культа,  принадлежащий к  вероисповеданию

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное