Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
05.07.2017
USD
59.23
EUR
67.3
CNY
8.71
JPY
0.52
GBP
76.57
TRY
16.69
PLN
15.86
 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ (УТВ. МПС РФ 25.11.1996 N ЦМ-407, МЧС РФ 31.10.1996 N 9/733/3-2)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   количество радиоактивного вещества (радиационные упаковки типа  В),
   может  оказать  серьезное  воздействие на здоровье  и  безопасность
   населения  на  прилегающих к зоне радиационной транспортной  аварии
   территориях.
       Если    авария   сопровождается   пожаром,   то   увеличивается
   вероятность   рассеяния  радиоактивных  веществ,   что   необходимо
   учитывать при выборе средств индивидуальной защиты.
       3.11.8.  Класс  8  (едкие и (или) коррозионные  вещества).  При
   проведении  аварийно-восстановительных  работ  с  опасными  грузами
   данного  класса  необходимо  учитывать,  что  при  непосредственном
   контакте  эти  вещества вызывают повреждения  живой  ткани,  а  при
   утечке  и  просыпании  - повреждение и даже разрушение  перевозимых
   грузов  или  транспортных  средств. Некоторые  грузы  этого  класса
   являются  горючими  веществами, образующими при  горении  токсичные
   продукты,   проявляют  окисляющее  действие,  воспламеняя   горючие
   вещества (материалы).
   
                4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
   
       4.1. При возникновении пожара на перегоне машинист после оценки
   обстановки   по  согласованию  с  поездным  диспетчером   принимает
   решение  либо  следовать  до  ближайшей  станции  (разъезда),  либо
   остановить  поезд  на  участке,  по  возможности  горизонтальном  и
   благоприятном  для  подъезда  пожарных  автомобилей  (у   шоссейных
   дорог, переездов).
       4.2.  При  возникновении пожара машинист, дежурный по  станции,
   маневровый диспетчер, поездной диспетчер должны немедленно:
       -  сообщить в органы внутренних дел (линейные органы внутренних
   дел)  и  на  центральный  пункт пожарной связи  гарнизона  пожарной
   охраны: наименования и количество груза в горящем и смежных  с  ним
   вагонах;  принятые  меры по отцепке и эвакуации  соседних  вагонов,
   обесточиванию  участка  контактной сети;  характер  (вид,  степень)
   опасности  грузов, находящихся в зоне пожара, и другие  необходимые
   сведения;
       - организовать сбор членов добровольной пожарной дружины (ДПД);
       -   подать  заявку  энергодиспетчеру  о  снятии  напряжения   в
   контактной сети;
       -  обеспечить  первоочередную эвакуацию пассажиров,  подвижного
   состава с людьми и опасными грузами в безопасное место;
       -  освободить  до прибытия пожарного поезда по  возможности  не
   менее  трех соседних путей с обеих сторон от очага пожара и вывести
   вагоны из опасной зоны на расстояние не менее 200 м.
       Силами ДПД и работников станции:
       -  приступить  к  тушению  пожара  с  использованием  первичных
   средств пожаротушения согласно указанию аварийной карточки;
       -  проложить рукавную линию от ближайших источников воды и  при
   условии  обеспечения  личной безопасности  осуществлять  с  помощью
   распыленных  струй воды защиту работников, выполняющих операции  по
   эвакуации подвижного состава и опасных грузов;
       -      предотвратить,      по      возможности,      растекание
   легковоспламеняющихся  и  горючих  жидкостей;  емкости   с   такими
   жидкостями, по возможности, переместить в безопасное место;
       -  заземлить  после  получения информации о  снятии  напряжения
   контактную  сеть  на  участках  работы  пожарных  подразделений   в
   возможно короткий срок.
       К  выполнению  работ  при необходимости могут  быть  привлечены
   другие работники железнодорожного транспорта.
       4.3.  Ответственность  за организацию  и  руководство  тушением
   пожара  до  прибытия пожарных подразделений, спасанием  пассажиров,
   эвакуацией подвижного состава и грузов возлагается:
       на  станциях - на начальника станции, его заместителя, а  в  их
   отсутствие на дежурного по станции;
       на   перегонах   -   на  машинистов  (помощников)   и   бригады
   специалистов сопровождения опасных грузов.
       Ответственный    за   тушение   пожара   высылает    работников
   железнодорожного  транспорта  для  встречи  подразделений  пожарной
   охраны.
       4.4.  После  прибытия  к  месту пожара  подразделений  пожарной
   охраны  руководитель тушения пожара возглавляет работы  по  тушению
   пожара и управляет подразделениями пожарной охраны, участвующими  в
   ликвидации  пожара.  Действия работников  станции  по  эвакуации  и
   рассредоточению  подвижного  состава  осуществляются  по   указанию
   руководителя тушения пожара или по согласованию с ним.
       Между  руководителем тушения пожара и штабом ликвидации  аварии
   должна быть организована устойчивая связь.
       Руководителем   тушения  пожара  для   тушения   пожара   могут
   создаваться  следующие  боевые участки:  по  обеспечению  эвакуации
   подвижного  состава; защите подвижного состава;  тушению  пожара  и
   охлаждению  выведенных  из зоны пожара железнодорожных  вагонов,  в
   том числе вагонов-цистерн.
       4.5. При пожаре на электрифицированных участках запрещается  до
   снятия   напряжения  приближаться  к  проводам  и   другим   частям
   контактной  сети и воздушных линий на расстояние менее  2  м,  а  к
   оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м  до  их
   заземления.
       Ликвидация  пожара, в том числе с помощью пожарного поезда,  на
   электрифицированном  участке  должна  производиться  только   после
   получения  руководителем  тушения пожара письменного  разрешения  о
   снятии  напряжения  в  контактной сети от  электромонтера  сетевого
   района,  с  указанием  номера  приказа энергодиспетчера  и  времени
   снятия напряжения.
       В  тех  случаях, когда для прибытия электромонтера и  получения
   разрешения  о  снятии напряжения требуется время, за которое  может
   произойти  значительное  развитие пожара с опасными  последствиями,
   допускается получение разрешения по имеющимся средствам связи.
       До  снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов,
   крыши  вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии  менее
   2   м   от   контактной   сети,  разрешается   производить   только
   углекислотными,  аэрозольными  и  порошковыми  огнетушителями,   не
   приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.
       Использование  воды,  химических,  пенных  или  воздушно-пенных
   огнетушителей   разрешается  только  после  снятия   напряжения   и
   заземления контактной сети.
       Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 7
   м  от  контактной  сети,  находящейся под напряжением,  допускается
   любыми   средствами  пожаротушения  (огнетушителями)   без   снятия
   напряжения.  При  этом  необходимо следить, чтобы  струя  воды  или
   пенного  раствора не приближалась к контактной сети  на  расстояние
   менее 2 м.
       Локомотивные  бригады  и  проводники  вагонов  или  специалисты
   грузоотправителя  (грузополучателя) должны  быть  обучены  правилам
   пользования  средствами  пожаротушения и  способам  тушения  пожара
   вблизи  проводов  контактной  сети в  соответствии  с  действующими
   требованиями пожарной безопасности.
       4.6.  При  необходимости доставки пожарной  техники  и  личного
   состава   к   месту   пожара  железнодорожным  транспортом   органы
   управления   Государственной  пожарной  службы  направляют   заявку
   дежурному  по  отделению (управлению) железной дороги на  требуемое
   количество  платформ  и  вагонов с указанием  времени  и  места  их
   подачи.
       4.7. При тушении пожаров с веществами, обладающими ядовитыми  и
   едкими  (коррозионными) свойствами (см. Приложение  7  к  настоящим
   Правилам),  и  применении  в  качестве огнетушащего  средства  воды
   должны   быть  приняты  меры  против  попадания  этих  веществ   на
   слизистые  оболочки  и кожные покровы людей, занятых  в  ликвидации
   аварии. Выбор средств индивидуальной защиты следует осуществлять  в
   соответствии с Приложением 3.1 к настоящим Правилам.
   
       5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
   
       5.1.  При  возникновении аварийных ситуаций с опасными  грузами
   комплекс  лечебных и профилактических мероприятий в очаге поражения
   и  при ликвидации последствий осуществляют бригады скорой помощи  и
   центр  санитарно-эпидемиологического надзора отделения (управления)
   железной  дороги в соответствии с аварийными карточками (Приложение
   2 к настоящим Правилам) и медицинскими аварийными карточками.
       5.2.  Главный  санитарный врач отделения (управления)  железной
   дороги  немедленно  информирует об этом главного санитарного  врача
   железной  дороги.  Диспетчерский,  дежурный  персонал  должен  быть
   заблаговременно  обучен передаче информации с  наибольшей  полнотой
   сведений  для  принятия  экстренных решений (передаче  сведений  из
   аварийной карточки на конкретный опасный груз).
       5.3. Главный санитарный врач отделения (главный санитарный врач
   железной  дороги) железной дороги собирает, анализирует и  обобщает
   информацию для принятия решений:
       - количество пострадавших, характер и степень поражения;
       -  время,  место,  характер аварии (взрыв, сход,  опрокидывание
   подвижного состава, разлив химических веществ);
       -    наименование,    состав   груза,   количество    разлитого
   (рассыпанного) вещества;
       -  свойства химических веществ, их токсичность и опасность  для
   человека;
       -  влияние  химических веществ на селитебную и производственную
   зоны;
       -   средства   индивидуальной  и  коллективной  защиты   людей,
   работающих в зоне аварии, и пострадавших;
       - мероприятия по оказанию медицинской помощи пострадавшим;
       - природоохранные мероприятия по локализации и ликвидации очага
   заражения.
       5.4.  По  прибытии  на  место аварии  главный  санитарный  врач
   (железной дороги) или назначенное им ответственное лицо, исходя  из
   сложившейся   ситуации,   оперативно  разрабатывает   рекомендации,
   касающиеся:
       -  необходимости  эвакуации населения,  находящегося  в  районе
   аварии, и ограничения доступа посторонних лиц в зону аварии;
       -   режима,   порядка,  условий  работы  аварийных   бригад   с
   применением средств индивидуальной защиты в зоне аварии;
       - условий отдыха и питания;
       - защиты источников водоснабжения;
       - предотвращения экологических последствий аварийной ситуации;
       - методов утилизации и нейтрализации опасного вещества, которые
   оперативно передаются руководителю работ.
       5.5.   В   обязанности  главного  санитарного  врача  отделения
   железной  дороги  (главного  санитарного  врача  железной   дороги)
   входит:
       -  обеспечение  динамического контроля за состоянием  воздушной
   среды, почвы, воды в зоне заражения;
       -  оценка  возможной зараженности маневровых составов, поездов,
   проходящих по соседнему пути;
       - определение безопасных маршрутов передвижения, входа и выхода
   из  очага  заражения  личного состава формирований,  участвующих  в
   ликвидации аварии;
       -   контроль  за  состоянием  резервных  источников   питьевого
   водоснабжения;
       -  оценка  обстановки  в  зоне аварии с  определением  наиболее
   безопасных  мест  для  сосредоточения пораженных  (временный  пункт
   сбора) и пути эвакуации пораженных и населения.
       5.6.  На  основе  полученной информации главный врач  больницы,
   поликлиники,   амбулатории  по  месту  приписки  восстановительного
   поезда    формирует    врачебно-аварийную    бригаду    из    числа
   подготовленных  специалистов, проводит инструктаж и  направляет  на
   место аварии для проведения медико-профилактических мероприятий.
       5.7.  Руководитель  врачебно-аварийной  бригады  организует  на
   месте  аварии инструктаж личного состава, готовящегося к  работе  в
   очаге заражения и оказанию первой медицинской помощи.
       5.8.   Взаимодействие   и   координацию   работы   привлеченных
   медицинских  подразделений  в зоне аварии  осуществляет  специально
   уполномоченный   работник   врачебно-санитарной   службы   железной
   дороги.
       5.9. Общие принципы оказания доврачебной помощи:
       5.9.1.   Проверить,   вызвана  ли   скорая   помощь   к   месту
   происшествия. Если в этом нет уверенности - срочно вызвать.
       5.9.2.   Целесообразно,  чтобы  работами  по  оказанию   первой
   (доврачебной)  помощи руководил один из оказавшихся в  зоне  аварии
   работников,  знакомых  с  приемами само- и взаимопомощи.  Оказывать
   помощь   надо   спокойно,  уверенно,  не  проявляя  суетливости   и
   руководствуясь  основным правилом: не нанести  вреда  пострадавшему
   неумелыми действиями.
       5.9.3. Извлекать пострадавших, оказавшихся под обломками, нужно
   не  за конечности (поскольку могут быть переломы), а за тело, чтобы
   не усилить страданий и не усугубить тяжесть повреждения.
       5.9.4.  Первая  помощь  при отравлении  химическими  веществами
   состоит,  прежде  всего, в выведении пострадавших  (или  выносе  на
   подручных  средствах) из очага аварии в безопасное  место,  которое
   выбирается с наветренной стороны.
       5.9.5. При необходимости тушат горящую одежду, освобождают ее и
   средства   индивидуальной   защиты   от   загрязнений   веществами.
   Загрязненную одежду снять.
       5.9.6. При попадании вещества в глаза необходимо срочно промыть
   их  большим  количеством  теплой воды либо  указанным  в  аварийной
   карточке раствором.
       5.9.7.  При  попадании  химических веществ  на  кожные  покровы
   (капли,   морось,   пыль,  общее  загрязнение)   их   следует,   не
   размазывая,  снять куском какой-нибудь ткани (или ватным  тампоном)
   с последующим промыванием водой.
       5.9.8.  При  попадании химических веществ в  желудочно-кишечный
   тракт,   если   больной   в  сознании  (за   исключением   случаев,
   предусмотренных  п. 5.9.12), необходимо дать ему  выпить  несколько
   стаканов  теплой воды и раздражением задней стенки глотки (пальцем)
   вызвать  рвоту  (2 - 3 раза), после этого дать выпить  0,5  стакана
   воды  (при  возможности  с 2 - 3 столовыми ложками  активированного
   угля).
       5.9.9.  При отсутствии сознания у пострадавшего уложить его  на
   носилки  без  подушки.  Голову  пострадавшего  приопустить  вниз  и
   повернуть набок.
       5.9.10. Удобно уложив пострадавшего, нужно ослабить стягивающие
   части  одежды: пояс, воротник, лиф и пр. Вообще устранить в  одежде
   все то, что стесняет дыхание.
       5.9.11.  При  переломах  и  вывихах  накладывается  фиксирующая
   повязка,  при ожогах - асептическая повязка на раневую  поверхность
   (ожоговую рану).
       5.9.12.   Запрещается   давать   пить   жидкость   и   вызывать
   искусственным  путем  рвоту у пострадавших  вследствие  поступления
   через  рот бензина, керосина, скипидара, фенолов, кислот и щелочей,
   обладающих  резко выраженным раздражающим и прижигающим  действием.
   Прием  жидкости  может  вызвать в любом  случае  рвотные  движения,
   которые   усугубят  ожог  пищевода  из-за  повторного   поступления
   прижигающей жидкости с обратным током в момент рвоты, и, что  более
   опасно,  попадание  этих веществ и продуктов в дыхательные  пути  и
   поражение последних.
       5.9.13. Не следует пытаться поить больного, который находится в
   бессознательном состоянии. Это может привести к попаданию  жидкости
   в   дыхательные   пути  и  к  смертельному  исходу   в   результате
   тяжелейшего   нарушения  дыхания,  с  которым  не  всегда   удается
   справиться даже врачу, владеющему принципами реанимации.
       5.9.14.  При ослаблении дыхания дать понюхать нашатырный  спирт
   (1  -  2  капли на ватку), а больным, у которых наступила остановка
   дыхания   и   сердечной  деятельности,  следует  еще  до   прибытия
   медицинского   персонала  проводить  непрямой   массаж   сердца   и
   искусственное  дыхание (эти виды помощи могут оказывать  работники,
   получившие ранее обучение приемам оказания само- и взаимной  помощи
   по этим видам первой помощи).
       5.9.15. Методы искусственного дыхания, такие как "рот - в  рот"
   или  "рот  -  в нос", при острых отравлениях не практикуются  ввиду
   опасности  отравления спасающего токсичным веществом, всасывающимся
   через  слизистые (фосфорорганические соединения, дихлорэтан, анилин
   и  др.),  и  также  в тех случаях, когда состав ядовитого  вещества
   неизвестен.
       5.9.16.  Во всех случаях пострадавшему надо постараться создать
   максимально  возможные условия физического и психического  покоя  и
   предохранить от охлаждения.
       5.9.17.   При   кожных   кровотечениях  прикладывать   тампоны,
   смоченные   (по  возможности)  перекисью  водорода,   при   носовых
   кровотечениях   уложить   пострадавшего,   приподнять   и    слегка
   запрокинуть голову, прикладывая холодные компрессы на переносицу  и
   затылок, в нос - ватные тампоны, увлажненные перекисью водорода.
       5.9.18. После оказания первой (доврачебной) помощи пострадавший
   должен быть немедленно доставлен в ближайший медицинский пункт  или
   должна быть вызвана скорая помощь.
       5.9.19.  Первая помощь должна оказываться вне очага  поражения,
   при   этом   оказывающие  первую  помощь  пострадавшим   вследствие
   отравления   чрезвычайно  и  высокотоксичными   веществами   должны
   использовать   соответствующие  средства   индивидуальной   защиты,
   указанные в аварийной карточке.
   
        6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ, НЕЙТРАЛИЗАЦИИ
                      И ДЕГАЗАЦИИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
   
       6.1. Работы по локализации загрязнений (заражений) проводятся в
   соответствии  с  указаниями аварийной карточки при  соблюдении  мер
   пожарной и личной безопасности и включают:
       -  перекачку остатков опасного груза из поврежденной емкости  в
   пригодную;
       -   откачку   разлившейся  жидкости  из   пониженных   участков
   местности;
       -  откачку  зараженной  опасными веществами  воды  из  мест  ее
   накопления;
       -  засыпку сыпучим материалом остатков разлившейся жидкости для
   впитывания им опасного вещества;
       -  сбор  просыпаний и выемку верхнего слоя зараженного  грунта,
   засыпку выемки незараженным грунтом;
       -  обвалование  участков разлива; сооружение запруд,  прокладку
   ям,  котлованов,  ловушек, прудов-отстойников  с  целью  накопления
   опасного вещества;
       - устройство отводных канав, заградительных поперечных канав на
   склоне,   строительство  временных  самотечных  лотков,   прокладку
   желобов, труб для канализации стока опасного вещества;
       - устройство дренажа зараженного участка территории;
       -  строительство гидротехнического сооружения вдоль водостока с
   целью  защиты его от опасного вещества в период сильных дождей  или
   обильного снеготаяния;
       -  создание  водяной  завесы  при  интенсивном  испарении  газа
   (паров) с целью изоляции части территории;
       - создание огневой завесы;
       - вспахивание зараженного грунта;
       -   создание   наносоудерживающих  сооружений  в  русле   реки,
   водохранилища для задержки зараженного ила.
       6.2.  Способы  нейтрализации  (дегазации)  опасных  веществ  на
   железнодорожном пути и территории опасной зоны:
       - промывка водой, моющими композициями;
       - промывка нейтрализующими растворами;
       -  засыпка  порошками нейтрализующих веществ  отдельных  очагов
   заражения;
       -  сжигание  опасных  веществ  в отдельных  очагах  при  угрозе
   попадания их в подземные или поверхностные воды;
       -   перепахивание  почвы  или  обработка  почвы  фрезой   после
   нанесения  на  нее  композиций химических  веществ,  способствующих
   быстрому  разложению  в  естественных  условиях  нефтепродуктов   и
   масел;
       - срезка зараженного грунта.
       6.3.  Для нейтрализации опасных веществ на железнодорожном пути
   и   территории  применяют  нейтрализаторы,  указанные  в  аварийной
   карточке на данный груз и в Приложении 3.3 к настоящим Правилам.
       Ориентировочные нормы расхода нейтрализаторов:
       - сухих веществ - 0,5 - 1 кг/кв. м;
       - водных растворов - 1 - 2 л/кв. м.
       Время   воздействия   (экспозиция)   нейтрализующего   раствора
   составляет, ориентировочно, 0,5 - 2 часа.
       Удаление   слоя  почвы  и  уплотненного  снега  путем  срезания
   машинами производится на глубину 7 - 8 см; рыхлого снега -  20  см;
   толщина  слоя  грунта при засыпке обработанной  поверхности  грунта
   должна составлять примерно 10 см.
       6.4.  Подвижной  состав, загрязненный опасными  грузами,  может
   быть  использован для погрузки или дальнейшего передвижения  только
   после нейтрализации (дегазации). Дегазацию подвижного состава,  как
   правило,  производят  на  месте  аварии.  Для  нанесения  растворов
   рекомендуется       использовать       насосное        оборудование
   восстановительного    или    пожарного    поездов.    Нейтрализация
   (дегазация)  опасных  грузов, находящихся на  поверхности  груженых
   поездов  или  отдельных вагонов, производится без выгрузки  грузов.
   Исключения   из   этого  правила  определяет  руководитель   работ.
   Контроль  полноты нейтрализации (дегазации) проводится периодически
   по мере обработки.
       6.5.   Способы   нейтрализации  (дегазации)  опасных   веществ,
   находящихся на подвижном составе:
       - обтирание периодически сменяемой влажной ветошью или паклей;
       -  обметание  или  очистка  скребками  всех  частей  и  деталей
   подвижного состава, с которыми соприкасаются люди;
       - обдувание загрязненных поверхностей струей острого пара;
       -  удаление  ядовитой  пыли с помощью пылесосов  или  насадками
   вакуумных установок;
       - обмывка холодной или горячей водой, паром под давлением;
       -  обмывка  моющими  композициями с  одновременным  протиранием
   щетками  с помощью насосного оборудования или приборов РДП-4В,  ДК-
   4.
       Обмывку производят при давлении струи не менее 0,2 МПа.
       Расход воды - 3 - 5 л/кв. м.
       Расход моющих, нейтрализующих растворов - 1,5 - 2 л/кв. м.
       После нанесения раствора делают 15-минутную экспозицию.
       Труднодоступные  места  могут  потребовать  дополнительной  или
   ручной обработки.
       6.6. При хранении, подготовке к работе (например, приготовлении
   растворов)  и  работе с нейтрализаторами необходимо учитывать,  что
   большинство  из  них сами по себе являются опасными  веществами.  В
   связи  с  этим  руководство отделения (управления) железной  дороги
   совместно  с  дорожным  ЦСЭН  обязано  заблаговременно  разработать
   местную   инструкцию  по  работе  с  нейтрализаторами,   определить
   совместно  с  местными органами власти места вывоза  и  захоронения
   опасных   грузов  и  зараженного  грунта,  а  также  контролировать
   выполнение требований этой инструкции персоналом.
       6.7.  Мероприятия по нейтрализации проводятся в режиме  сменной
   работы    с   непрерывным   пребыванием   в   очаге   в   средствах
   индивидуальной    защиты   не   более   40    минут    при    общей
   продолжительности смены не более 4 часов.
       6.8.  Для установления ущерба, нанесенного окружающей природной
   среде   аварийной   ситуацией  с  опасными  грузами,   используются
   методики, утвержденные компетентным органом.
   
               7. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
                      С РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
   
       7.1.   При   возникновении   аварийной   ситуации   работниками
   железнодорожного транспорта в соответствии с положениями раздела  2
   настоящих Правил устанавливается наличие в составе поезда грузов  с
   радиоактивными  веществами;  информирование  причастных   служб   и
   специалистов  основывается  на  приведенной  в  разделе   2   схеме
   оповещения (рис. 1).
       7.2.   При   наличии  в  составе  поезда  радиационного   груза
   необходимо  руководствоваться аварийной  карточкой,  прилагаемой  к
   перевозочным  документам  или имеющейся у  дежурного  по  отделению
   (управлению)  железной дороги либо у сопровождающего  персонала.  В
   аварийной   карточке  указаны  первичные  действия;  в   дальнейшем
   следует руководствоваться рекомендациями лиц, сопровождающих  груз,
   специалистов  ЦСЭН на железнодорожном транспорте и  территориальных
   служб МЧС России.
       При радиационных транспортных авариях необходимо:
       -  удалить  из  потенциально опасной зоны людей,  в  том  числе
   пострадавших, на расстояние, указанное в аварийной карточке, но  не
   менее   100   -   200   м  в  наветренную  сторону,   если   другие
   обстоятельства  не  требуют  больших  расстояний  (после  уточнения
   радиационной  обстановки расстояние следует изменить в соответствии
   с ситуацией);
       - оказать пострадавшим доврачебную помощь;
       -    оградить    зону    радиационной    транспортной    аварии
   предупредительными  знаками  и сигналами  остановки  в  радиусе  не
   менее 10 м от ее внешней границы;
       -  прекратить  проход людей и пропуск подвижного состава  через
   зону  радиационной  транспортной  аварии  до  ликвидации  аварийной
   ситуации.
       Доступ  в  зону  радиационной транспортной  аварии  разрешается
   только для лиц, участвующих в аварийно-восстановительных работах.
       7.3.   При   радиационной   транспортной   аварии   специалисты
   грузоотправителя  (грузополучателя),  территориальной  службы   МЧС
   России  должны  прибыть  на место радиационной  аварии  в  возможно
   короткий  срок  и  совместно  со  специалистами  дорожного  ЦСЭН  и
   железной дороги провести анализ ситуации по следующей схеме:
       - имеются ли пострадавшие, оказана ли им медицинская помощь и в
   каком объеме;
       - нарушены ли условия ядерной безопасности;
       -  существует (или существовал) очаг пожара вблизи  упаковок  с
   радиоактивным веществом;
       - имеются ли воспламеняющиеся жидкости или газы, взрывоопасные,
   токсичные или окисляющие вещества в зоне аварии;
       -  наличие  и  степень  радиационной  опасности  по  показаниям
   соответствующих приборов;
       - целостность грузовых контейнеров или упаковок;
       -  собрана  ли  необходимая информация относительно  размещения
   населения, водоемов, возможность доступа в зону аварии.
       Эта  информация используется при планировании мер по ликвидации
   радиационной транспортной аварии.
       7.4.  Первичное определение категории радиационной транспортной
   аварии  и  организация выполнения работ в соответствии с п.  7.2  и
   7.3   настоящих   Правил  должны  проводиться  при  участии   лица,
   сопровождающего  груз.  Если  сопровождающий  персонал   не   может
   выполнять  свои  функции,  а  также в  случае  его  отсутствия  или
   гибели,    то    до    прибытия    специалистов    грузоотправителя
   (грузополучателя) и формирований МЧС России эти действия  выполняет
   назначенное  начальником  отделения  железной  дороги  (начальником
   железной   дороги)  ответственное  лицо,  руководствуясь  аварийной
   карточкой  и указаниями знаков опасности на радиационных  упаковках
   и подвижном составе.
       7.5. После анализа ситуации указанные в п. 7.3 настоящих Правил
   специалисты должны провести следующие действия:
       - более точно определить радиационную обстановку и границы зоны
   радиационной  транспортной аварии, принять меры  по  ее  ограждению
   предупредительными  знаками, оцеплению, а также  установить  уровни
   загрязненности  радиоактивными веществами территории,  транспортных
   средств,  грузов и т.п.; при необходимости принять меры к эвакуации
   населения близлежащих территорий;
       -   восстановить   условия  ядерной  безопасности   (в   случае
   необходимости);
       -   принять   меры  безопасности,  направленные  на  устранение
   возможного  возгорания,  взрыва,  токсического  воздействия  других
   опасных   грузов,  находящихся  в  зоне  радиационной  транспортной
   аварии;
       -  выявить  людей, подвергшихся облучению, и  направить  их  на
   медицинское    обследование.   Лиц,   загрязненных   радиоактивными
   веществами, отправить на санитарную обработку; их одежду,  обувь  и
   личные вещи - на дезактивацию и захоронение;
       - откорректировать в соответствии с конкретной обстановкой план
   организации    работ   по   ликвидации   последствий   радиационной
   транспортной  аварии,  который  грузоотправитель  (грузополучатель)
   должен иметь до начала перевозки.
       В плане ликвидации последствий радиационной транспортной аварии
   должны  быть  предусмотрены  следующие основные  меры:  определение
   привлекаемых  к аварийно-восстановительным работам  сил  и  средств
   (специальных  аварийных бригад - САБ, специалистов  и  формирований
   МЧС    России,   Минздравмедпрома   России   и   других   ведомств,
   подразделений   железнодорожного  транспорта),  их   инструктаж   и
   постановка задач с учетом радиационной обстановки, необходимых  мер
   радиационной   защиты,   объема   и  последовательности   аварийно-
   восстановительных   работ;  обеспечение   радиационного   контроля;
   дезактивация  зоны  радиационной  транспортной  аварии,  подвижного
   состава,  грузов, оборудования, спецодежды и т.д.; сбор и  удаление
   радиоактивных   отходов;   организация   медицинского   обеспечения
   пострадавших;   определение   степени   пригодности   грузов    для
   дальнейшего   использования;  расследование  причин  и  составление
   отчетных документов о радиационной транспортной аварии.
       Откорректированный в соответствии с конкретными складывающимися
   условиями   план   ликвидации  радиационной   транспортной   аварии
   утверждается  начальником  отделения железной  дороги  (начальником
   железной  дороги)  по  согласованию  с  местными  органами   власти
   (комиссией по чрезвычайным ситуациям).
       7.6.   Работники  подразделений  железнодорожного   транспорта,
   привлекаемые  для  проведения  аварийно-восстановительных  работ  в
   зоне    радиационной   транспортной   аварии,   на   этот    период
   приравниваются   к   профессиональным  работникам,   работающим   с
   источниками ионизирующих излучений.
       При  проведении  работ  по ликвидации последствий  радиационной
   транспортной  аварии время пребывания людей в зоне  этой  аварии  и
   режимы    их   радиационной   защиты   определяются   с    участием
   представителя   ЦСЭН   в  зависимости  от   уровней   излучения   и
   радиоактивного загрязнения.
       7.7.   При   планировании   мер   по   ликвидации   последствий
   радиационной   транспортной   аварии  основные   дозовые   пределы,
   устанавливаемые Нормами радиационной безопасности, не  должны  быть
   превышены.  Работы  в зоне аварии выполняются только  после  выдачи
   наряда-допуска.
       7.8.  При  обнаружении в сборном вагоне радиационных  упаковок,
   имеющих   видимые  повреждения  или  упавших  на  бок,   необходимо
   прекратить   все   работы  в  вагоне,  двери   вагона   закрыть   и
   опломбировать;  принять  меры  к  перестановке  вагона   на   путь,
   удаленный от мест пребывания людей на расстояние не менее 10  м,  и
   вызвать представителя ЦСЭН.
       Представитель  ЦСЭН  должен провести радиационный  контроль,  и
   если  будет  установлено  наличие  радиоактивного  загрязнения  или
   повышение   уровней  излучения  от  упаковки,  необходимо   вызвать
   представителя  грузоотправителя  (грузополучателя)  и  специалистов
   территориальных  служб  МЧС России, с которыми  решается  вопрос  о
   ликвидации   последствий   радиационной   транспортной   аварии   и
   дальнейшем следовании груза.
       7.9. В случае обнаружения технической неисправности вагонов или
   контейнеров,  загруженных радиационными упаковками, и необходимости
   их   перегрузки  начальник  станции,  на  которой  была  обнаружена
   неисправность,    должен   немедленно   информировать    об    этом
   грузоотправителя  (грузополучателя),  который  обязан  прибыть   на
   известившую  его станцию и выполнить перегрузочные операции  своими
   силами   с   предоставлением  ему  железной   дорогой   необходимых
   погрузочно-разгрузочных механизмов.
       7.10.  В  ходе ликвидации последствий радиационной транспортной
   аварии    должен    быть   организован   постоянный    радиационный
   дозиметрический контроль, включающий:
       -  измерения уровней излучения в зоне радиационной транспортной
   аварии и на ее границах;
       -  измерения  концентрации радиоактивных веществ  в  воздухе  и
   радиоактивного  загрязнения близлежащих территорий,  воды  открытых
   водоемов  и источников питьевого водоснабжения, зданий, сооружений,
   подвижного  состава,  используемых  при  аварийно-восстановительных
   работах   механизмов  и  технических  средств,   кожных   покровов,
   спецодежды  и  средств  индивидуальной защиты  лиц,  участвующих  в
   работах в зоне радиационной транспортной аварии.
       По   данным   дозиметрического   контроля   проводится   оценка
   индивидуальных   доз  внешнего  облучения  рабочих   и   персонала,
   занятого   на  ликвидации  последствий  радиационных  аварий.   При
   необходимости  проводится оценка возможного  внутреннего  облучения
   указанных категорий.
       7.11. Режимы радиационной защиты должны предусматривать:
       -  сведение  к  минимуму времени пребывания в зоне радиационной
   транспортной аварии;
       -  нахождение  на максимальном расстоянии от места радиационной
   транспортной  аварии  лиц,  не занятых в аварийно-восстановительных
   работах;
       - использование индивидуальных средств защиты органов дыхания в
   целях исключения попадания радиоактивных веществ внутрь организма;
       -  использование  спецодежды  для  защиты  кожных  покровов  от
   радиоактивного загрязнения;
       -  специальную  обработку используемых  технических  средств  и
   индивидуальных   средств  защиты,  а  также  санитарную   обработку
   персонала с последующим прохождением радиационного контроля;
       -   медицинский  контроль  персонала,  занятого  на  ликвидации
   аварии.
       7.12.  Вагоны  и  контейнеры,  в  которых  произошли  нарушения
   радиационных  упаковок, погрузочно-разгрузочные и другие  механизмы
   и  технические  средства,  применяемые для ликвидации  радиационной
   транспортной   аварии,   складские   помещения   и   места   общего
   пользования,   где   были   обнаружены   неисправные   радиационные
   упаковки,   могут   использоваться   только   после   радиационного
   контроля,   при   котором   будет  установлено,   что   уровни   их
   радиоактивного   загрязнения  не  превышают  предельно   допустимых
   уровней, указанных в Нормах радиационной безопасности.
       7.13.  Дезактивационные  и  работы  по  ликвидации  последствий
   радиационной  транспортной  аварии  проводятся  специализированными
   формированиями  под  контролем специалистов  санэпиднадзора  и  при
   соблюдении   мер   радиационной   безопасности   согласно    Нормам
   радиационной безопасности.
       7.14.   В  зоне  радиационной  транспортной  аварии  производят
   дезактивацию  загрязненных  участков  территории,  железнодорожного
   пути,   подвижного   состава   и  других   объектов.   Загрязненные
   радиоактивными  веществами предметы, вещи,  оборудование,  а  также
   отходы  дезактивационных работ должны быть  тщательно  упакованы  и
   отправлены в пункт дезактивации или захоронения.
       7.15.   Не   допускается  перемещение  из   зоны   радиационной
   транспортной  аварии  вагонов  и других  транспортных  средств  (за
   исключением    автомобилей   скорой   помощи   с    пострадавшими),
   загрязненного   грунта,   материалов,   оборудования   или   других
   предметов,  в  отношении которых имеется подозрение о радиоактивном
   загрязнении,   если  их  пропуск  не  осуществлялся   через   пункт
   радиационного контроля.
       7.16. В зоне радиационной транспортной аварии запрещается прием
   пищи, воды, курение.
       7.17.  Проход  персонала  САБ  и  других  лиц,  участвующих   в
   ликвидации  последствий радиационной транспортной  аварии,  в  зону
   аварии  разрешается только с наветренной стороны  с  использованием
   средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
       7.18.  Для  предотвращения распространения под  влиянием  ветра
   радиоактивных   веществ,   оказавшихся   вне   упаковок,    следует
   использовать пластиковую пленку или брезент.
       7.19.  При возникновении пожара в пути следования или в  местах
   хранения   радиационных   упаковок   на   станции   необходимо   по
   возможности  удалить  их  из  зоны  пожара  в  безопасное  место  и
   привести  в  действие  систему пожаротушения. Тушение  радиационных
   упаковок  производится  всеми средствами  пожаротушения,  если  нет
   иного указания в аварийной карточке.
       7.20.  Результаты работы по ликвидации последствий радиационной
   транспортной  аварии оформляются актом совместно  с  представителем
   грузоотправителя. Акт с протоколами радиационного  дозиметрического
   контроля  отправляется установленным порядком всем заинтересованным
   организациям.
       7.21.  В  случае  утери  или хищения  радиационного  груза  или
   радиоактивного  вещества,  даже  если  вагон  не  попал  в  аварию,
   следует   оповестить  органы  МВД  на  железнодорожном  транспорте,
   которые должны предпринять меры для его быстрого обнаружения.
       Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций  с
   опасными   грузами   при   перевозке  их   по   железным   дорогам,
   утвержденные  МПС СССР 10.12.83, аварийные карточки N  701  -  775,
   опубликованные    в   Сборнике   правил   перевозок    и    тарифов
   железнодорожного транспорта N 386, 1992, аварийные карточки  N  766
   -  788,  опубликованные  в  Сборнике  правил  перевозок  и  тарифов
   железнодорожного транспорта N 390, 1992, со дня вступления  в  силу
   настоящих Правил считаются не действующими в системе МПС России.
   
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
                                     к Правилам безопасности и порядку
                                         ликвидации аварийных ситуаций
                                      с опасными грузами при перевозке
                                                их по железным дорогам
   
              ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ
                              В ПРАВИЛАХ
   
       Аварийная  карточка  (ав.  карт.)  -  утвержденный  МПС  России
   документ    установленной    формы,   регламентирующий    первичные
   оперативные   действия   причастных   работников   железнодорожного
   транспорта  и спецформирований по ликвидации последствий  аварийных
   ситуаций   с   опасными  грузами  при  их  перевозке  магистральным
   железнодорожным транспортом.
       Аварийная  ситуация  - условия, отличные от условий  нормальной
   перевозки  грузов,  связанные  с загоранием,  утечкой,  просыпанием
   опасного груза, повреждением тары или подвижного состава с  опасным
   грузом,  которые  могут  привести или  привели  к  взрыву,  пожару,
   отравлению,  облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям,  гибели
   людей  и  животных;  опасным последствиям для  природной  среды,  а
   также  случаи,  когда  в зоне аварии на железной  дороге  оказались
   вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
       Аварийно-восстановительные  работы  -   комплекс   мероприятий,
   осуществляемый          специализированными         подразделениями
   железнодорожного   транспорта,   направленный   на    окончательную
   ликвидацию   последствий  аварийной  ситуации   для   транспортного
   процесса.
       Безопасное место - на перегоне - место вне населенного  пункта,
   тоннелей, мостов, виадуков и других сооружений; на станции -  место
   на  отдельном  пути, наиболее удаленное от главного  пути,  зданий,
   сооружений, вагонов, занятых людьми и опасными грузами.
       Внешнее  облучение  -  облучение тела от  находящихся  вне  его
   радиоактивных веществ.
       Внутреннее  облучение  - облучение тела от  находящихся  внутри
   него радиоактивных веществ.
       Возгорание - процесс начала горения под воздействием  источника
   зажигания.
       Воспламенение   -   возгорание,   сопровождающееся   появлением
   пламени.
       Горение  -  сложное, быстропротекающее химическое  превращение,
   сопровождающееся выделением значительного количества тепла и  ярким
   свечением.
       Дыхательный аппарат - фильтрующий противогаз или респиратор.
       Фильтрующие  противогазы применять при объемной доле  кислорода
   не  менее  18% и суммарной объемной доле ядовитых паров и газов  не
   более 0,5%.
       Респираторы применять при объемной доле кислорода не менее  18%
   и  концентрации ядовитых паров и газов, превышающей  ПДК  не  более
   чем в 15 раз.
       Защитный  костюм  -  специальная одежда,  обладающая  защитными
   свойствами, составная часть средств индивидуальной защиты.
       Зона   аварии  -  территория,  занятая  поврежденным  подвижным
   составом,  развалом,  россыпью,  разливом  груза,  увеличенная   по
   периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 м.
       Зона   горения  -  часть  пространства,  в  котором  происходит
   подготовка   горючих  веществ  к  горению  (подогрев,   разложение,
   испарение) и их горение.
       Зона  радиационной транспортной аварии - территория, в пределах
   которой  в  результате  радиационной транспортной  аварии  возможно
   дополнительное   облучение  выше  установленных  дозовых   пределов
   согласно "Нормам радиационной безопасности" (НРБ).
       Классификационный   шифр  -  численный  код   опасного   груза,
   характеризующий  его  транспортную опасность, устанавливаемый  ГОСТ
   19433.
       Легковоспламеняющиеся  вещества  и  материалы  -   вещества   и
   материалы,  способные  воспламеняться от  кратковременного  (до  30
   сек.)  воздействия  источника зажигания с  низкой  энергией  (пламя
   спички, искра, тлеющая сигарета и т.п.).
       Ликвидация   последствий   аварийной   ситуации   -    комплекс
   организационно-технических     мероприятий,     направленных     на
   предотвращение  угрозы  людям, защиту  природной  среды,  возможную
   сохранность  груза, подвижного состава, сооружений и  возобновление
   движения поездов и маневровых работ в возможно короткий срок.
       Меры первой помощи - то же, что и доврачебная помощь.
       Нейтрализация  - составная часть мер по ликвидации  последствий
   аварийных    ситуаций,   связанная   с   удалением,   рассеиванием,
   превращением в неопасные формы опасных грузов, их паров,  продуктов
   горения и разложения.
       Номер  ООН  - порядковый номер, присвоенный опасному грузу  или
   группе  сходных по свойствам опасных грузов на основе  Рекомендаций
   Комитета  экспертов  Организации Объединенных  Наций  по  перевозке
   опасных грузов (документ ST/SG/AC.10/1 Rev.8).
       Объект  с  поверхностным радиоактивным  загрязнением  (ОПРЗ)  -
   объект,  который,  не  являясь сам по себе радиоактивным,  содержит
   радиоактивное вещество, распределенное на его поверхности.
       Опасная  зона - зона аварии, в пределах которой имеется  угроза
   поражения   от  взрыва,  пожара,  отравления,  облучения,   ожогов,
   обморожения людей и животных.
       Опасные  грузы  -  вещества, материалы  и  изделия,  обладающие
   свойствами,  проявление  которых  в  транспортном  процессе   может
   привести  к  гибели или заболеваниям людей и животных,  а  также  к
   взрыву,  пожару,  повреждению сооружений  и  транспортных  средств,
   отнесение  к  которым основано на соответствующих классификационных
   показателях и критериях (ГОСТ 19433).
       Предельно допустимая концентрация (ПДК) - концентрации веществ,
   которые  при  ежедневной, кроме выходных дней, работе в  течение  8
   часов  (или  при другой продолжительности, но не более  41  часа  в
   неделю)   в   течение  всего  рабочего  стажа  не  могут   вызывать
   заболеваний  или  отклонений в состоянии  здоровья,  обнаруживаемых
   современными  методами  исследований,  в  процессе  работы  или   в
   отдаленные  сроки жизни настоящего и последующих поколений.  ПДК  в
   воздухе  рабочей  зоны  устанавливаются для химических  соединений,
   обладающих   вредным   действием,  которые   могут   находиться   в
   окружающей  среде  в виде газов, паров, аэрозолей,  а  также  смеси
   паров аэрозоля.
       Радиационная  транспортная авария - нарушение защитных  свойств
   или  системы  герметизации упаковки, при  котором  произошел  выход
   радиоактивных  веществ  и  (или)  увеличение  уровня   ионизирующих
   излучений  выше  величин,  установленных  для  нормальных   условий
   перевозки.  Под  радиационной транспортной аварией  также  понимают
   события    вне   территории   грузоотправителя   (грузополучателя),
   сопровождающиеся  механическими, тепловыми, химическими  и  другими
   видами   воздействия   на   радиационный  груз,   и   неисправности
   упаковочных   комплектов,  которые  могут  привести   к   повышению
   радиационной опасности перевозимого груза.
       К  транспортной радиационной аварии относится также  утеря  или
   хищение радиоактивного источника в процессе перевозки.
       Радиационная  упаковка  (упаковка) - транспортный  радиационный
   упаковочный  комплект с радиоактивным содержимым, подготовленным  к
   перевозке.
       Радиационный  груз  -  упаковка,  или  упаковки,   или   партии
   радиоактивных   веществ,   представленные   грузоотправителем   для
   перевозки.
       Радиационный     дозиметрический    контроль     -     комплекс
   организационных   и   технических  мероприятий,   направленных   на
   получение  информации о радиационной обстановке и  дозах  облучения
   людей.
       Радиоактивное   вещество  -  вещество,   удельная   активность
                                 -1           -1
   которого превышает 70 кБк x кг   (2нКu x кг  ).
       Радиоактивное  вещество  низкой  удельной  активности  (НУА)  -
   радиоактивный   материал,   который   по   своей   природе    имеет
   ограниченную удельную активность.
       Средства  индивидуальной защиты (СИЗ)  -  технические  средства
   индивидуального пользования для предохранения человека  от  опасных
   для его жизни и здоровья воздействий.
       Степень  токсичности  -  показатель, характеризующий  возможное
   неблагоприятное   влияние   на  человека   данного   вещества   при
   продолжительном контакте, определяемый на основе ГОСТ 12.1.007.
       Транспортная опасность - обобщенный показатель, характеризующий
   неблагоприятное  влияние  опасного груза на  окружающую  среду  при
   непродолжительном воздействии в условиях аварийной ситуации.
       Транспортный    радиационно-защитный    упаковочный    комплект
   (транспортный    упаковочный   комплект)   -   комплекс    средств,
   используемый   для  транспортирования  радиоактивных   веществ,   с
   обеспечением  сохранности  ядерной и  радиационной  безопасности  и
   защиты   от   их   вредного  воздействия   на   окружающую   среду,
   обслуживающий персонал и население.
       Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной  территории,
   сложившаяся  в  результате  аварии,  опасного  природного  явления,
   катастрофы,  стихийного или иного бедствия, которые  могут  повлечь
   или  повлекли  за собой человеческие жертвы, ущерб  здоровью  людей
   или  окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение
   условий жизнедеятельности людей.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное