Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПРИКАЗ МИНЭНЕРГО РФ ОТ 29.12.2001 N 375 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ГОРОДСКИХ ПОДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ (РД 153-39.4-091-01)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   ¦   ¦температур от -40 -C до +60 -C,¦        ¦покрытия           ¦
   ¦   ¦Дж на 1 мм толщины покрытия,   ¦        ¦                   ¦
   ¦   ¦не менее                       ¦        ¦                   ¦
   +---+-------------------------------+--------+-------------------+
   ¦4  ¦Толщина, мм, не менее          ¦2,0     ¦До диаметра 59 мм  ¦
   ¦   ¦                               ¦        ¦- 2,5              ¦
   ¦   ¦                               ¦        ¦> диаметра 159 мм  ¦
   ¦   ¦                               ¦        ¦- 3,5              ¦
   +---+-------------------------------+--------+-------------------+
   ¦   ¦                               ¦      8 ¦      7            ¦
   ¦5  ¦Переходное электрическое       ¦1 x 10  ¦1 x 10             ¦
   ¦   ¦сопротивление, Ом x кв. м,     ¦        ¦                   ¦
   ¦   ¦не менее                       ¦        ¦                   ¦
   +---+-------------------------------+--------+-------------------+
   ¦6  ¦Площадь катодного отслаивания  ¦        ¦                   ¦
   ¦   ¦при потенциале 1,5 В в 3%      ¦        ¦                   ¦
   ¦   ¦растворе NaCl через 30 суток   ¦        ¦                   ¦
   ¦   ¦(ГОСТ Р 51164-98, приложение   ¦        ¦                   ¦
   ¦   ¦В), кв. см, не более           ¦        ¦                   ¦
   ¦   ¦при 20 -C                      ¦3,0     ¦5,0                ¦
   ¦   ¦при 40 -C                      ¦5,0     ¦10,0               ¦
   ¦   ¦при 60 -C                      ¦10,0    ¦15,0               ¦
   L---+-------------------------------+--------+--------------------
   
       3.9.3. Покрытие Полур (ТУ 2296-034-17187505-00) формируется на
   основе    полиуретановых    композиций,    представляющих    собой
   двухкомпонентные  отверждающиеся  системы  на основе полиуретана и
   технологических  добавок.  Характеристики  покрытия  Полур  весьма
   усиленного типа приведены в табл. 3.9.1.
       3.9.4. Покрытия,  приведенные  в  табл.  3.9.1,  наносятся  на
   фасонные  элементы  трубопроводов в условиях трубоизоляционных баз
   или механических мастерских согласно  специально  разработанным  и
   утвержденным  в  установленном порядке технологическим инструкциям
   на каждый вид покрытия.  Названные покрытия допускается наносить в
   трассовых   условиях  при  соблюдении  технологических  параметров
   нанесения  и  отверждения  покрытий,  а  также  контроля  качества
   применяемых композиций и нанесенного покрытия.
   
                  3.10. Изоляционные работы на местах
                   строительства подземных сооружений
   
       3.10.1. Проведение  работ  по  изоляции  сварных стыков,  мест
   врезок,  углов  поворотов,  мелких  фасонных   частей,   а   также
   резервуаров  СУГ  ручным  способом  в  трассовых условиях во время
   дождя  и  снегопада  допускается   только   при   условии   защиты
   изолируемой   поверхности  от  попадания  влаги.  При  температуре
   воздуха  ниже  минус   25   -C   проведение   изоляционных   работ
   запрещается.
       3.10.2. Сварные  стыки  труб,  фасонные  части  (гидрозатворы,
   конденсатосборники,  колена  и  др.),  а  также  места повреждений
   защитного покрытия изолируют в трассовых условиях, по возможности,
   теми  же материалами,  что и трубопроводы,  или другими,  по своим
   защитным свойствам не уступающими покрытию линейной части трубы  и
   сочетающимися с покрытием трубопровода.
       3.10.3. Перед  проведением  изоляционных  работ  в   трассовых
   условиях необходимо:
       - ознакомиться с технологией изоляционных работ;
       - подготовить необходимое оборудование и приспособления;
       - подготовить  укрытие  для  изоляционных   работ   в   случае
   ненастной    погоды    или    сильного    ветра   (при   нанесении
   термоусаживающихся лент).
   
                Технология изоляции стыков трубопроводов
              с покрытием из экструдированного полиэтилена
                      термоусаживающимися лентами
   
       3.10.4. Наиболее   близким   по   качеству   к   покрытию   из
   экструдированного    полиэтилена    является    покрытие    стыка,
   сформированное  в  трассовых условиях из термоусаживающихся лент с
   применением    специального    оборудования    и    приспособлений
   (пескоструйная   установка  или  шлифмашинка,  газовые  баллоны  с
   горелками, прикаточные валики и др.).
       3.10.5. Для  изоляции  стыков  могут применяться отечественные
   термоусаживающиеся  ленты  Донрад-СТ2  (ТУ  2245-004-46541379-97),
   ДРЛ-СТ2 (ТУ             2245-001-31673075-97),            Терма-СТ
   (ТУ 2245-002-44271562-00),  ЛТА-С (ТУ РБ 03230835-005-98), а также
   термоусаживающиеся ленты фирмы Райхем класса не ниже С50.  Толщина
   термоусаживающейся ленты должна быть не  менее  1,8  мм.  Основные
   физико-механические показатели качества названных лент приведены в
   табл. 3.10.1.
   
                                                       Таблица 3.10.1
   
              ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТЕРМОУСАЖИВАЮЩИХСЯ ЛЕНТ
   
   ----T---------------------T--------------------------------------¬
   ¦ N ¦      Показатель     ¦         Норма для лент типа          ¦
   ¦п/п¦                     +-------------T----------T-------------+
   ¦   ¦                     ¦Донрад-СТ2   ¦ЛТА-С     ¦Терма-СТ     ¦
   ¦   ¦                     ¦(ТУ 2245-004-¦(ТУ РБ    ¦(ТУ 2245-002-¦
   ¦   ¦                     ¦46541379-97),¦03230835- ¦44271562-00) ¦
   ¦   ¦                     ¦ДРЛ-СТ2      ¦005-98)   ¦             ¦
   ¦   ¦                     ¦(ТУ 2245-001-¦          ¦             ¦
   ¦   ¦                     ¦31673075-97) ¦          ¦             ¦
   +---+---------------------+-------------+----------+-------------+
   ¦1  ¦Прочность адгезионно-¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦го соединения со     ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦сталью, Н/см         ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦(кгс/см), не менее   ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦- при 20 -C на       ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦воздухе              ¦35,0 (3,5)   ¦45,0 (4,5)¦50,0 (5,0)   ¦
   ¦   ¦- после выдержки в   ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦воде при 20 -C в     ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦течение 1000 ч       ¦30,0 (3,0)   ¦-         ¦35,0 (3,5)   ¦
   +---+---------------------+-------------+----------+-------------+
   ¦2  ¦Прочность адгезионно-¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦го соединения с по-  ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦лиэтиленовым покрыти-¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦ем, Н/см (кгс/см), не¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦менее                ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦- при 20 -C на       ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦воздухе              ¦35,0 (3,5)   ¦45,0 (4,5)¦50,0 (5,0)   ¦
   ¦   ¦- после выдержки     ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦в воде при 20 -C     ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦в течение 1000 ч     ¦-            ¦-         ¦35,0 (3,5)   ¦
   +---+---------------------+-------------+----------+-------------+
   ¦3  ¦Прочность при разры- ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦ве, МПа, не менее    ¦12,0         ¦12,0      ¦12,0         ¦
   +---+---------------------+-------------+----------+-------------+
   ¦4  ¦Относительное        ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦удлинение при разры- ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦ве, %, не менее      ¦200          ¦250       ¦200          ¦
   +---+---------------------+-------------+----------+-------------+
   ¦5  ¦Температура          ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦усадки, -C, не менее ¦130          ¦110 - 130 ¦130 - 160    ¦
   +---+---------------------+-------------+----------+-------------+
   ¦6  ¦Степень усадки в про-¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦дольном направлении, ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦%, не менее          ¦20           ¦20        ¦10 - 25      ¦
   +---+---------------------+-------------+----------+-------------+
   ¦7  ¦Удельное объемное    ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦   ¦электросопротивление,¦             ¦      15  ¦             ¦
   ¦   ¦Ом x см, не менее    ¦-            ¦1 x 10    ¦-            ¦
   +---+---------------------+-------------+----------+-------------+
   ¦8  ¦Толщина, мм          ¦1,4 - 2,0    ¦0,5 - 1,8 ¦1,2 - 2,4    ¦
   +---+---------------------+-------------+----------+-------------+
   ¦9  ¦Ширина, мм           ¦300; 450     ¦225; 450; ¦350; 450; 610¦
   ¦   ¦                     ¦             ¦630       ¦             ¦
   L---+---------------------+-------------+----------+--------------
   
       3.10.6. Изоляция  сварных  стыков  термоусаживающимися лентами
   должна выполняться по приведенной ниже  технологии  и  состоит  из
   ряда последовательно проводимых технологических операций:
       - предварительный подогрев и сушка стыка (при необходимости);
       - очистка  зоны  сварного стыка шлифмашинкой или пескоструйным
   аппаратом;
       - формирование манжеты и ленты;
       - нанесение и усадка манжеты и нагрев стыка.
       3.10.7. Формирование манжеты.
       Термоусаживающаяся лента,  используемая для изоляции  сварного
   стыка   труб,  вырезается  таким  образом,  чтобы  ее  нахлест  на
   заводское изоляционное покрытие составлял не менее 70 мм,  а длина
   соответствовала  длине  окружности  трубопровода плюс 20%  от этой
   длины на  термоусадку  материала,  плюс  100  мм  на  нахлест  при
   формировании манжеты.
       Формирование из    ленты    кольцевой    манжеты    проводится
   непосредственно   на   трубопроводе  рядом  со  стыком.  При  этом
   заготовка  ленты  по  кольцу  изгибается  вокруг  сварного   стыка
   трубопровода.  Величина  нахлеста ленты должна составлять не менее
   100 мм. Под манжету в месте нахлеста ленты подставляется прокладка
   из  термостойкого  материала  (фторопласта).  После чего с помощью
   ручной газовой горелки  прогревают  адгезионный  подслой  ленты  в
   месте   нахлеста  до  образования  расплава,  а  затем  вручную  с
   применением  прикатывающего  валика  производят  уплотнение  места
   нахлеста  ленты.  По мере остывания расплава происходит склеивание
   ленты и формирование кольцевой манжеты.
       Подготовленную манжету  оставляют рядом с зоной сварного стыка
   трубопровода до тех пор,  пока не  прогреют  стык  до  необходимой
   температуры.
       3.10.8. Нагрев зоны сварного стыка до необходимой  температуры
   (130  -  140  -C)  производят ручными газовыми горелками различных
   конструкций.  Газовая горелка должна обеспечивать получение факела
   некоптящего  пламени  длиной  не менее 300 мм и шириной до 100 мм.
   Контроль температуры нагрева стыка в  разных  точках  осуществляют
   пробным  контактом  полоски  ленты,  прикладываемой  к поверхности
   разогретого стыка подклеивающим  слоем.  Если  подклеивающий  слой
   ленты  при контакте с металлом трубы быстро плавится и прилипает к
   стальной   поверхности,   температура   стыка   достаточная    для
   формирования  покрытия  из  термоусаживающейся ленты.  При нагреве
   стыка до указанной выше температуры металл  приобретает  сизоватый
   цвет.
       3.10.9. Края примыкающего к стыку покрытия также  должны  быть
   нагреты  мягким  пламенем  горелки до 90 - 100 -C,  полиэтилен при
   этом может слегка размягчиться.
       3.10.10. Нанесение и усадка манжеты.
       После нагрева  изолируемой  зоны  до  необходимой  температуры
   термоусаживающаяся   манжета  устанавливается  на  место  сварного
   стыка. Величина нахлеста манжеты на заводское покрытие труб должна
   составлять не менее 70 мм по обе стороны сварного стыка.
       Процесс термоусаживания манжеты начинается с  ее  фиксирования
   на  зоне  сварного  стыка.  Это  достигается равномерным прогревом
   центральной части манжеты по всему периметру,  в  результате  чего
   манжета  дает  усадку  и  фиксируется  на  трубе.  Для обеспечения
   равномерности усадки материала и предотвращения сваривания манжеты
   к  верхней  образующей трубопровода в самом начале процесса усадки
   между манжетой и трубой по обеим сторонам манжеты  устанавливаются
   эластичные  специальные  кольцевые  прокладки  толщиной 10 - 15 мм
   (могут быть изготовлены из отрезков кабеля и т.д.).
       После закрепления  манжеты на изолируемом участке трубопровода
   прокладки вынимаются и производится прогрев и усадка всей манжеты.
       Процесс усадки  ведется от центра манжеты к кромкам.  При этом
   для обеспечения максимального адгезионного контакта между манжетой
   и  изолируемым  участком трубопровода нельзя допускать образования
   под покрытием воздушных пузырей, складок. Уплотнение, выравнивание
   покрытия   может   производиться  вручную  (с  помощью  рукавицы),
   прикатывающим эластичным валиком,  дощечкой с  мягкой,  эластичной
   набивкой и др.
       Термоусаживающаяся манжета должна плотно,  без гофр и  складок
   облегать   изолируемый   участок  трубопровода  с  выходом  валика
   расплава адгезионного подслоя ленты из-под  манжеты  на  заводское
   покрытие.
       3.10.11. Контроль качества изолируемого стыка.
       Сформированное защитное    покрытие    должно    удовлетворять
   следующим требованиям:
       - иметь одинаковую величину нахлеста на заводское покрытие;
       - копировать рельеф изолируемой поверхности сварного стыка без
   гофр, морщин, протяженных и локальных воздушных включений;
       - не иметь проколов, задиров и других сквозных дефектов;
       - толщина  сформированного  покрытия  должна быть не менее 1,8
   мм;
       - показатель   прочности   адгезионной  связи  сформированного
   покрытия с металлом и заводским  полиэтиленовым  покрытием  должен
   составлять не менее 3,5 кг на см ширины отслаиваемой полосы.
   
                     Изоляция стыков и ремонт мест
             повреждений полимерных покрытий трубопроводов
                с применением полиэтиленовых липких лент
                       и полимерно-битумных лент
   
       3.10.12. Для  изоляции  стыков  и  ремонта  мест   повреждений
   полимерных    покрытий    трубопроводов    (из   экструдированного
   полиэтилена,  из  полиэтиленовых  липких   лент   и   др.)   могут
   применяться  полиэтиленовые  липкие  ленты типа Полилен 40-ЛИ-45 и
   полимерно-битумные ленты типа ЛИТКОР.
       3.10.13. Полиэтиленовые  липкие  ленты  толщиной 0,45 мм могут
   применяться для  изоляции  стыков  газопроводов  малых  и  средних
   диаметров   (диаметр   57   -   530   мм)  с  заводским  покрытием
   преимущественно  из  полиэтиленовых   липких   лент.   Допускается
   применение  указанных  лент  для  изоляции  стыков  трубопроводов,
   построенных из труб с покрытием из экструдированного  полиэтилена,
   при  условии,  что  с концов труб полиэтиленовое покрытие снято на
   конус под углом не более 30- и что на 100 мм примыкающего к  стыку
   покрытия  создана  шероховатость.  Невыполнение указанного условия
   приводит к браку в покрытии стыка.
       Липкие ленты   должны   наноситься  на  стык  по  специальному
   клеевому праймеру,  выпускаемому под каждый вид ленты,  с  усилием
   натяжения 1,5 - 2,0 кгс на см ширины навиваемой полосы.
       3.10.14. Качественное выполнение работ  при  ручном  нанесении
   ленточного   покрытия   на  стык  возможно  лишь  при  температуре
   окружающего воздуха не ниже +10 -C,  т.е.  в теплое время года,  и
   при использовании полиэтиленовых лент толщиной не более 0,45 мм.
       3.10.15. Качество покрытия стыка из полиэтиленовых липких лент
   должно  соответствовать требованиям ТУ 4869-001-11775856-95 "Трубы
   стальные с покрытием из  полиэтиленовых  липких  лент".  Структура
   покрытия   весьма   усиленного   типа  должна  включать  три  слоя
   изоляционной  ленты  40-ЛИ-45  и  слой   оберточной   ленты   типа
   Полилен-ОБ.  Общая толщина покрытия должна составлять не менее 1,8
   мм.
       3.10.16. Технология  изоляции  стыка  полиэтиленовыми  липкими
   лентами состоит из следующих технологических операций:
       - очистка изолируемой  поверхности  трубопровода  и  нанесение
   грунтовки  типа  НК-50,  П-001  и др.,  специально выпускаемых под
   каждый вид ленты;
       - заравнивание  выступающего  клейма  сварщика  и сварного шва
   пластичной битумной мастикой, нанесенной по праймеру;
       - снятие  на конус под углом не более 30- примыкающего к стыку
   ПЭ-покрытия  и  придание  ему  шероховатости  на  длине   100   мм
   металлическими  щетками  или  шлифмашинкой  (если это не сделано в
   заводских условиях);
       - снятие  с  примыкающего к стыку покрытия защитной обертки на
   длине около 100 мм (относится к покрытию из полиэтиленовых  липких
   лент);
       - нанесение  на  подготовленную  поверхность  сварного   стыка
   изоляционной  полиэтиленовой  ленты  с  нахлестом  более  65%  для
   получения 3-слойного покрытия.
       Нахлест на  примыкающее  к стыку покрытие линейной части трубы
   должен быть не менее 100 мм,  т.е. на тот участок, с которого была
   снята защитная обертка.
       3.10.17. Нанесение   изоляционной   ленты   на   стык   должно
   осуществляться   по   подсохшей   "до  отлипа"  грунтовке,  причем
   грунтовка должна наноситься не только на околошовную зону сварного
   стыка,  но  и  на  примыкающее  к  стыку  полиэтиленовое покрытие.
   Грунтовка должна наноситься  равномерным  слоем,  особое  внимание
   необходимо  уделять  равномерности  нанесения  грунтовки на нижнюю
   образующую стыка трубопровода.  Не допускается  наличие  пропусков
   грунтовки по поверхности. Расход грунтовки - 80 г/кв. м.
       3.10.18. На  стык,  изолированный  полимерной  липкой  лентой,
   должны   наносить  защитную  полимерную  обертку  в  один  слой  с
   нахлестом витков 2 - 2,5 см.
       3.10.19. Качество   нанесенного   на   стык   покрытия  должно
   соответствовать требованиям табл. 3.4.1 (п. 3.4.3).
       3.10.20. Засыпку газопровода грунтом  необходимо  осуществлять
   только  после формирования адгезии ленточного покрытия к трубе (не
   менее чем через сутки).
       3.10.21. Универсальным   материалом   для  изоляции  стыков  и
   ремонта   мест   повреждений   покрытий    из    экструдированного
   полиэтилена,  а  также  из  полиэтиленовых  липких  лент  является
   полимерно-битумная лента типа ЛИТКОР.
       3.10.22. Изоляцию стыковых  соединений  и  фасонных  элементов
   трубопроводов,    включая    конденсатосборники,    с   указанными
   полимерными покрытиями  полимерно-битумными  лентами  типа  ЛИТКОР
   необходимо производить по следующей технологии:
       - сушка и подогрев изолируемой поверхности (в зимнее  и  сырое
   время года);
       - очистка изолируемой  поверхности  (ручная  -  металлическими
   щетками или механизированная - шлифмашинками);
       - обработка концевых участков полиэтиленового покрытия  (50  -
   70 мм) щетками для придания глянцевой поверхности шероховатости;
       - нанесение на  изолируемую  поверхность  кистью  или  валиком
   битумного праймера;
       - навивка  по  праймеру  заранее  заготовленной  полосы  ленты
   ЛИТКОР.  Навивку  следует  производить,  предварительно  освободив
   липкую мастичную сторону  ленты  от  антиадгезионной  прокладки  и
   нагревая  мастичный  слой  пламенем  паяльной лампы или пропановой
   горелки  до  начала  его  подплавления.  Прогретую  ленту   слегка
   натягивают и прижимают к изолируемой поверхности трубопровода.  Во
   избежание образования пузырей и для плотного  прилегания  к  трубе
   ленту дополнительно прикатывают валиком.
       3.10.23. Ширина  навиваемой  полосы  ленты  типа  ЛИТКОР   при
   спиральной  навивке  должна  быть  не  более  150 мм.  Двухслойное
   покрытие формируется с одной бобины  с  нахлестом  не  менее  50%.
   Оберточную  ленту  наносят  с  нахлестом 15 - 20 мм.  При изоляции
   углов поворота и  мест  врезок  необходимо  применять  ленту  типа
   ЛИТКОР шириной 70 - 85 мм.
       3.10.24. Сформированное  покрытие  стыка  из ленты типа ЛИТКОР
   должно удовлетворять следующим требованиям:
       - иметь величину нахлеста на покрытие трубы не менее 70 мм;
       - копировать рельеф изолируемой  поверхности  без  гофр,  быть
   плотным, без пазух и воздушных включений;
       - толщина покрытия весьма усиленного типа должна быть не менее
   4,0 мм;
       - адгезия покрытия из ленты типа ЛИТКОР к поверхности трубы  и
   к полимерному покрытию должна составлять не менее 1,5 кгс/см.  При
   нанесении  ленты  по  подсушенному  праймеру  адгезия  формируется
   быстро,  в  связи  с  чем  измерение адгезии можно проводить сразу
   после  остывания  покрытия.  При  нанесении  ленты  по   "мокрому"
   праймеру адгезия формируется до указанной величины не менее суток;
       - покрытие  должно  быть  сплошным   при   проверке   искровым
   дефектоскопом при напряжении на щупе 20 кВ.
       3.10.25. Ремонт мест повреждений покрытия из экструдированного
   полиэтилена  необходимо выполнять с применением термоусаживающихся
   лент или ленты типа ЛИТКОР,  а покрытий из  полиэтиленовых  липких
   лент - лентой типа ЛИТКОР или полиэтиленовой липкой лентой Полилен
   40-ЛИ-45 (аналогично  технологии  изоляции  стыков,  изложенной  в
   п. 3.10.16).
       3.10.26. Работы   по  ремонту  покрытий  из  экструдированного
   полиэтилена   термоусаживающимися   лентами   включают   следующие
   технологические операции:
       - очистка  зоны  ремонтируемого  участка  покрытия   (стальная
   поверхность,  соседние  участки заводского покрытия не менее 50 мм
   от края дефекта);
       - нагрев    (сушка)    ремонтируемого   участка.   Температура
   предварительного подогрева вновь изолируемой поверхности  стали  и
   прилегающих  участков  заводского (базового) покрытия определяется
   соответствующей технической документацией на данный материал;
       - нанесение  ленты-заполнителя.  В  качестве заполнителя может
   применяться лента-заполнитель типа "Герлен-Д".  При незначительной
   толщине  покрытия  (менее 2,0 мм) допускается применять заплату из
   термоусаживающейся ленты;
       - нанесение  защитной  заплаты  из  термоусаживающейся  ленты.
   Заплата  вырезается   таким   образом,   чтобы   ее   нахлест   на
   неповрежденное заводское покрытие составлял не менее 50 мм,  а при
   больших и протяженных дефектах - не менее 70 мм.
       3.10.27. Ремонт     мест     повреждений     с     применением
   полимерно-битумной   ленты   типа   ЛИТКОР   включает    следующие
   технологические операции:
       - зачистка покрытия вокруг оголенного участка трубопровода;
       - нанесение  на  оголенную металлическую поверхность битумного
   праймера и его высушивание;
       - наклеивание заплаты на запраймированный участок,  вырезанной
   из ленты типа ЛИТКОР  по  форме  поврежденного  участка  изоляции.
   Мастичный  слой  заплаты  перед  наклеиванием подплавляют пламенем
   паяльной лампы или газовой горелки;
       - подплавление  и  наложение  поверх первого слоя второго слоя
   заплаты с перекрыванием его не менее чем на 50 мм во все  стороны.
   Для  получения  плотного  покрытия  его прикатывают валиком (через
   антиадгезионную бумагу).
       Для предотвращения    сдвиговых    деформаций    при   засыпке
   трубопровода грунтом (особенно на трубопроводах больших диаметров)
   поверх  заплаты  накладывают  кольцевой бандаж из любой полимерной
   ленты с липким слоем.
   
               Изоляция стыков и ремонт мест повреждений
              покрытия трубопроводов, построенных из труб
                     с мастичным битумным покрытием
   
       3.10.28. Для изоляции  стыков  трубопроводов  и  ремонта  мест
   повреждений  покрытия  должны применяться преимущественно битумные
   мастики тех марок,  из  которых  сформировано  покрытие  трубы,  в
   частности     битумно-резиновая     мастика    (ГОСТ    15836-69),
   битумно-атактическая   мастика   (ТУ   204   РСФСР   1057-80)    и
   битумно-полимерная  мастика  (ТУ  2513-001-05111644-96),  а  также
   полимерно-битумная лента типа  ЛИТКОР  (ТУ  2245-001-48312016-01),
   являющаяся более технологичной в трассовых условиях,  чем битумные
   мастики,  и рулонный наплавляемый битумно-полимерный материал типа
   Изопласт-П (ТУ 5774-005-05766480-95).
       3.10.29. Требования к применяемым материалам:
       - битумно-резиновая    мастика    должна    быть    заводского
   изготовления;
       - битумно-атактическая      мастика      изготавливается     в
   битумноварочных  котлах  в  условиях   трубоизоляционных   баз   и
   разливается в мешки из крафт-бумаги или бидоны;
       - битумно-полимерная мастика также изготавливается в  условиях
   трубоизоляционных  баз  из битума БНИ-IV с добавлением полимерного
   модификатора (ТУ 9400-001-26503804-96) в количестве от 3 до 6%.
       Основные физико-механические  характеристики  битумных мастик,
   рекомендуемых для изоляции стыков  и  мест  повреждений  покрытия,
   приведены в табл. 3.6.1 (п. 3.6.1).
       Основные показатели  качества  ленты  типа  ЛИТКОР и рулонного
   наплавляемого  материала  типа Изопласт-П приведены в табл.  3.7.2
   (п. 3.7.6) и табл. 3.8.1 (п. 3.8.2) соответственно.
       В качестве армирующих и  оберточных  материалов  для  изоляции
   стыков  и  ремонта  мест  повреждений  мастичных битумных покрытий
   необходимо применять рулонные материалы типа "Бризол":
       - Поликром-БР (ТУ 66.30.019-93);
       - полотно  резиновое  гидроизоляционное  (ТУ  38.105436-77   с
   учетом Изм. N 4 от 25.09.94).
       Допускается применять в  качестве  армирующего  материала  для
   изоляции   стыков   стеклохолст,   стеклосетку  Э(с)-40,  нетканое
   полимерное полотно (п. 3.6.15).
       Основные требования к  рулонным  гидроизоляционным  материалам
   приведены в табл. 3.10.2.
   
                                                       Таблица 3.10.2
   
                   ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
                 РУЛОННЫХ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
                    ТИПА БРИЗОЛ (ТУ 38-105-1819-88)
   
   ----T-----------------------------------------------T------------¬
   ¦ N ¦                  Показатель                   ¦    Норма   ¦
   ¦п/п¦                                               ¦            ¦
   +---+-----------------------------------------------+------------+
   ¦1  ¦Условная прочность при растяжении, МПа         ¦0,6 (6)     ¦
   ¦   ¦(кгс/кв. см), не менее                         ¦            ¦
   +---+-----------------------------------------------+------------+
   ¦2  ¦Относительное удлинение при разрыве, %, не     ¦60          ¦
   ¦   ¦менее                                          ¦            ¦
   +---+-----------------------------------------------+------------+
   ¦3  ¦Водопоглощение за 24 часа, %, не более         ¦0,8         ¦
   +---+-----------------------------------------------+------------+
   ¦4  ¦Эластичность, количество двойных перегибов,    ¦10          ¦
   ¦   ¦не менее                                       ¦            ¦
   +---+-----------------------------------------------+------------+
   ¦5  ¦Гибкость на стержне диаметром 10 мм при        ¦не должно   ¦
   ¦   ¦температуре минус 5 -C                         ¦быть трещин ¦
   +---+-----------------------------------------------+------------+
   ¦6  ¦Гарантийный срок хранения со дня изготовления  ¦6 месяцев   ¦
   L---+-----------------------------------------------+-------------
   
                     Технология изоляционных работ
   
       3.10.30. Технология  изоляции сварных соединений трубопроводов
   и ремонта мест повреждений битумных покрытий,  а  также  нанесения
   покрытий  на  фасонные  части  с  использованием битумных мастик и
   рулонного материала типа Бризол или других  армирующих  материалов
   должна включать следующие основные операции:
       - очистку изолируемой поверхности стыка (ручная - щетками  или
   наждачной бумагой N 2, N 3; механизированная - шлифмашинкой);
       - обработку концевых участков  примыкающего  к  зоне  сварного
   стыка битумного покрытия путем срезания его на конус на расстоянии
   100 - 150 мм, для чего удаляют с покрытия обертку из бумаги. Затем
   срезанное  на  конус покрытие выравнивают,  подплавляя его газовой
   горелкой или паяльной лампой;
       - сушку и подогрев стыка (в зимнее и сырое время года);
       - нанесение на очищенную поверхность стыка кистью или  валиком
   битумного праймера, приготовленного из битума БНИ-IV и бензина (не
   содержащего солярку) в соотношении 1:3 по объему;
       - нагрев мягким пламенем газовой горелки (или паяльной лампой)
   примыкающих к  зоне  сварного  стыка  или  места  врезки  концевых
   участков  мастичного  битумного покрытия длиной около 100 - 150 мм
   до начала оплавления мастики;
       - нанесение  по высохшему праймеру первого слоя горячей (140 -
   160) -C битумно-полимерной мастики, армированной 1 слоем рулонного
   материала типа Бризол или стеклотканью Э(с)4-40 (ГОСТ 19907-83);
       - нанесение второго слоя горячей  битумно-полимерной  мастики,
   также армированной 1 слоем Бризола или стеклотканью Э(с)4-40.
       При армировании покрытия Бризолом  необходимая  общая  толщина
   достигается  за  счет  нанесения  двух  слоев,  а  при армировании
   мастики стеклосеткой или нетканым  полимерным  полотном  требуемая
   толщина покрытия достигается за счет нанесения трех слоев.
       При нанесении   покрытия   необходимо   соблюдать    следующие
   требования:
       - ширина нахлеста формируемого на стыке покрытия на  мастичное
   покрытие линейной части трубы должна быть не менее 100 мм;
       - полотно  Бризола  целесообразно  наносить  на   стык   путем
   оборачивания им стыка, при этом ширина полотна должна определяться
   длиной стыка плюс 140 - 200 мм.  При изоляции  мест  врезок  углов
   поворота и отводов необходимо использовать узкую ленту Бризола или
   стеклоткани (шириной 70 - 100 мм) и формировать  покрытие  методом
   навивки по спирали,  причем витки ленты Бризола, армирующие первый
   слой битумно-полимерного покрытия,  не должны нахлестывать друг на
   друга.  Второй (оберточный) слой наносится с нахлестом не менее 20
   мм;
       - при изоляции стыка по указанной технологии следует проводить
   послойную  прикатку  сформированного  покрытия  валиком  в   целях
   избежания   пустот   и   неровностей,   а   также   для  улучшения
   прилипаемости покрытия как к металлу, так и к имеющемуся битумному
   покрытию.
       При ремонте с применением битумных мастик необходимо выполнять
   следующие технологические операции:
       - на подогретый до оплавления участок с поврежденным  битумным
   покрытием  наносят  из  лейки  слой  горячей  битумной  мастики  и
   накладывают поверх него заранее приготовленную заплату из Бризола,
   перекрывающую  дефект  в  покрытии  не менее чем на 50 мм по всему
   периметру;
       - затем  наносят  второй слой расплавленной битумной мастики и
   его накрывают заплатой из Бризола с нахлестом, не менее чем на 100
   мм  перекрывающим  1-й  слой  покрытия.  Сформированное покрытие в
   горячем  виде  прикатывают  деревянным  валиком   для   устранения
   воздушных пузырей, гофр и для более плотного межслойного сцепления
   покрытия;
       - толщина  изоляционного  покрытия  зоны  сварного  стыка и на
   отремонтированном участке на трубах диаметром 159 мм  должна  быть
   не  менее 7,0 мм,  на трубах диаметром свыше 159 мм - не менее 8,0
   мм;
       - Бризол, температура хрупкости которого согласно ТУ до -5 -C,
   следует хранить в зимнее время в трассовых условиях в  вагончиках,
   и  перед  нанесением на стык слегка прогреть ленту паяльной лампой
   или  мягким  пламенем  газовой  горелки,  не  допуская  деформации
   полотна;
       - степень прилипаемости  покрытия  как  к  металлу,  так  и  к
   существующему    покрытию   должна   быть   удовлетворительной   и
   соответствовать ГОСТ 9.602-89* (для покрытий  на  основе  битумных
   мастик);
       - во избежание расслоения между наносимой на стык  мастикой  и
   существующим   на   трубе   мастичным   покрытием   необходимо   в
   обязательном порядке  прогревать  до  оплавления  существующее  на
   трубе  покрытие.  Качество  изоляции  стыка или отремонтированного
   участка покрытия в  значительной  степени  зависит  от  соблюдения
   технологии изоляционных работ.
       3.10.31. Изоляция    стыковых   соединений   трубопроводов   с
   мастичным битумным покрытием с применением полимерно-битумных лент
   типа ЛИТКОР должна включать следующие технологические операции:
       - подготовку поверхности стыка или места врезки  трубопроводов
   к работам по нанесению покрытия из ленты типа ЛИТКОР проводят, как
   указано в п. 3.10.30;
       - нанесение первого  изоляционного  слоя  ленты  по  битумному
   праймеру   путем   наклеивания   ленты   шириной,   равной  ширине
   изолируемого стыка.  Перед наклеиванием  ленту  ЛИТКОР  необходимо
   освободить     от     антиадгезионной     пленки     и    прогреть
   мастично-полимерный слой пламенем пропановой горелки до начала его
   подплавления.  Прогретую ленту ЛИТКОР необходимо слегка натянуть и
   прижать  к  изолируемой  поверхности  трубопровода.  Во  избежание
   образования  пузырей  и  для  плотного  прилегания  к  трубе ленту
   необходимо дополнительно прикатать валиком;
       - нанесение   поверх   первого,  изоляционного  слоя  второго,
   оберточного слоя из ленты ЛИТКОР большей ширины. Ширину навиваемой
   полосы второго слоя ленты необходимо выбирать таким образом, чтобы
   образовался нахлест на обе стороны основного покрытия не менее 7,0
   см.  Ленту  наносят также путем подогрева пламенем газовой горелки
   мастичного слоя и прикаткой к уже имеющемуся покрытию;
       - для  увеличения механической прочности формируемого покрытия
   стыка на основе ленты ЛИТКОР желательно второй  слой  наносить  из
   ленты  ЛИТКОР-оберточной.  При  отсутствии ленты ЛИТКОР-оберточной
   покрытие   необходимо   формировать   из    двух    слоев    ленты
   ЛИТКОР-изоляционной  плюс  обертка  из  полиэтиленовой  ленты типа
   Полилен или аналогичных лент.
       3.10.32. Показатели качества покрытия стыка лентой типа ЛИТКОР
   должны соответствовать требованиям п. 3.10.24.
   
                Технология ремонта поврежденных участков
         мастичного покрытия в трассовых условиях наплавляемым
                     рулонным материалом Изопласт-П
   
       3.10.33. Ремонту  подлежат  сквозные  повреждения покрытия,  а
   также  участки,  на   которых   зафиксировано   снижение   толщины
   вследствие   продавливания  покрытия  (вмятины,  задиры  и  т.п.).
   Поврежденные участки  могут  быть  отремонтированы  с  применением
   наплавляемого   рулонного   битумно-полимерного   материала   типа
   Изопласт-П.
       3.10.34. Отслоившееся  мастичное  покрытие  в  зоне  сквозного
   дефекта должно быть удалено с трубы,  а края оставляемого покрытия
   освобождены  от  бумаги,  зачищены  на  конус  в разогретом виде с
   применением   ножа   или   металлического   шпателя.   Поверхность
   оголенного  металла  трубопровода  на  участках дефекта необходимо
   зачистить от ржавчины стальными проволочными щетками,  высушить  и
   запраймировать битумным праймером.
       3.10.35. Работы по ремонту поврежденного  мастичного  покрытия
   подземных    газопроводов   включают   следующие   технологические
   операции:
       - выкраивание  из  рулонного  материала  двух заплат,  форма и
   размер одной из которых соответствует форме повреждения  покрытия,
   вторая  заплата  должна перекрывать первую по площади не менее чем
   на 5 см в каждую сторону;
       - оплавление  краевых участков поврежденного покрытия пламенем
   паяльной лампы;
       - праймирование оголенного металла трубы битумным праймером;
       - подплавление пламенем паяльной лампы или газовой  горелки  с
   внутренней  стороны заплаты и наложение ее на поврежденный участок
   покрытия таким образом,  чтобы заплата как можно точнее  легла  на
   оголенный   участок   трубы   и   заполнила  его.  Заплату  плотно
   прикатывают  к  трубе  специальным   валиком   с   антиадгезионной
   пропиткой или прижимают рукавицей;
       - подплавление и наложение поверх первого  слоя  второго  слоя
   заплаты  с  перекрыванием его не менее чем на 5 см во все стороны,
   однако  при  нанесении  второго  слоя  необходимо  одновременно  с
   подплавлением    рулонного    материала    осуществлять   подогрев
   поверхности ранее наклеенного изоляционного  слоя  до  начала  его
   плавления и плотную его прикатку.
       При несоблюдении этих требований прилипаемость слоев  покрытия
   друг  к  другу  будет  недостаточной,  в покрытии могут возникнуть
   расслоения в процессе эксплуатации.
       3.10.36. Общая  толщина  покрытия  весьма  усиленного  типа на
   основе Изопласта-П на отремонтированном  участке  должна  быть  не
   менее 7,5 мм.
       Покрытие должно хорошо  прилипать  к  поверхности  трубы  и  к
   основному  мастичному  покрытию.  Адгезия покрытия на сдвиг должна
   составлять не менее 5,0 кгс/кв. см. Нижний и верхний слои покрытия
   должны  быть  сплавлены  между собой,  между слоями не должно быть
   пазух,  вздутий и расслоений.  Покрытие должно быть сплошным,  без
   пропусков и прожогов.
       3.10.37. Для подплавления мастичного слоя ленты типа ЛИТКОР  и
   Изопласта-П  необходимо  применять  паяльные  лампы  либо  газовые
   горелки,  работающие от пропановых баллонов типа БП-3-50  емкостью
   50 л, оснащенных регулятором давления (редуктором) типа БПО-5-3.
       3.10.38. Изоляция  стыков,  отводов,  углов  поворотов,   мест
   врезок и заглушек трубопроводов,  построенных из труб с различными
   видами     покрытий,     должна     выполняться      универсальной
   полимерно-битумной  лентой  типа  ЛИТКОР,  а  также полиэтиленовой
   лентой  Полилен   40-ЛИ-45,   или   битумно-полимерной   мастикой,
   армированной  Бризолом.  Технологии  изоляционных работ аналогичны
   приведенным в п.  п.  3.10.16, 3.10.22, 3.10.30 и 3.10.31. Участки
   стыковки   трубопроводов   с  различными  видами  покрытий  должны
   выполняться материалами, приведенными в табл. 3.10.3.
   
                                                       Таблица 3.10.3
   
                 МАТЕРИАЛЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ
            ОТВОДОВ, УГЛОВ ПОВОРОТОВ, МЕСТ ВРЕЗОК, ЗАГЛУШЕК,
               МЕСТ ПРИВАРКИ ШИН ДЛЯ КУ ДЛЯ ГАЗОПРОВОДОВ
                      С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПОКРЫТИЙ
   
   ----T-------------------T-----------------T----------------------¬
   ¦ N ¦      Покрытие     ¦  Покрытие вновь ¦     Материал для     ¦
   ¦п/п¦    действующего   ¦ присоединяемого ¦     изоляции мест    ¦
   ¦   ¦    трубопровода   ¦   трубопровода  ¦присоединения (врезки)¦
   +---+-------------------+-----------------+----------------------+
   ¦1  ¦Мастичное битумное ¦Из экструдирован-¦Полимерно-битумная    ¦
   ¦   ¦                   ¦ного полиэтилена ¦лента типа ЛИТКОР     ¦
   +---+-------------------+-----------------+----------------------+
   ¦2  ¦Мастичное битумное ¦Из полиэтиленовых¦Полимерно-битумная    ¦
   ¦   ¦                   ¦липких лент      ¦лента типа ЛИТКОР     ¦
   +---+-------------------+-----------------+----------------------+
   ¦3  ¦Мастичное битумное ¦ПАП-М 105        ¦Полимерно-битумная    ¦
   ¦   ¦                   ¦                 ¦лента типа ЛИТКОР     ¦
   +---+-------------------+-----------------+----------------------+
   ¦4  ¦Мастичное битумное ¦Мастичное        ¦Полимерно-битумная    ¦
   ¦   ¦                   ¦битумное         ¦лента типа ЛИТКОР,    ¦
   ¦   ¦                   ¦                 ¦битумные мастики +    ¦
   ¦   ¦                   ¦                 ¦Бризол                ¦
   +---+-------------------+-----------------+----------------------+
   ¦5  ¦Из экструдированно-¦ПАП-М 105        ¦Полимерно-битумная    ¦
   ¦   ¦го полиэтилена     ¦                 ¦лента типа ЛИТКОР     ¦
   +---+-------------------+-----------------+----------------------+
   ¦6  ¦Из экструдированно-¦Из полиэтиленовых¦Полимерно-битумная    ¦
   ¦   ¦го полиэтилена     ¦липких лент      ¦лента типа ЛИТКОР,    ¦
   ¦   ¦                   ¦                 ¦Полилен 40-ЛИ-45 (на  ¦
   ¦   ¦                   ¦                 ¦прямых участках)      ¦
   +---+-------------------+-----------------+----------------------+
   ¦7  ¦Из экструдированно-¦Из экструдирован-¦Полимерно-битумная    ¦
   ¦   ¦го полиэтилена     ¦ного полиэтилена ¦лента типа ЛИТКОР и   ¦
   ¦   ¦                   ¦                 ¦Полилен 40-ЛИ-45 (на  ¦
   ¦   ¦                   ¦                 ¦прямых участках)      ¦
   +---+-------------------+-----------------+----------------------+
   ¦8  ¦Из полиэтиленовых  ¦Из полиэтиленовых¦Полимерно-битумная    ¦
   ¦   ¦липких лент        ¦липких лент      ¦лента типа ЛИТКОР,    ¦
   ¦   ¦                   ¦                 ¦Полилен 40-ЛИ-45 (на  ¦
   ¦   ¦                   ¦                 ¦прямых участках)      ¦
   +---+-------------------+-----------------+----------------------+
   ¦9  ¦Из полиэтиленовых  ¦ПАП-М 105        ¦Полимерно-битумная    ¦
   ¦   ¦липких лент        ¦                 ¦лента типа ЛИТКОР     ¦
   L---+-------------------+-----------------+-----------------------
   
                 3.11. Складирование и транспортировка
                  изолированных труб и резервуаров СУГ
   
       3.11.1. При складировании изолированных труб и резервуаров,  а
   также   их   транспортировании   к  местам  строительства  следует
   принимать меры для предохранения защитного покрытия от повреждения
   и   учитывать   требования   "Инструкции  по  хранению,  погрузке,
   транспортировке   и   разгрузке   изолированных   труб"   (Сборник
   руководящих материалов по защите городских подземных трубопроводов
   от коррозии. М.: "Недра", 1987).
       3.11.2. Поднимать, перемещать и опускать изолированные трубы и
   резервуары   необходимо   с   помощью   механизмов   вертикального
   транспорта   (автомобильных   или  башенных  кранов)  с  надежными
   захватными приспособлениями.  Не допускается  применение  канатов,
   цепей  и других грузозахватных устройств,  которые могут повредить
   покрытие.
       Башенные краны  применяются  при разгрузке с трубоизоляционных
   устройств,  складировании  и  погрузке   изолированных   труб   на
   автомобильный транспорт.
       Автомобильные краны применяются  при  разгрузке  изолированных
   труб  на  местах  сооружения трубопроводов,  а также на погрузке и
   разгрузке труб в железнодорожный транспорт.
       3.11.3. Разгрузка  изолированных  труб на местах строительства
   трубопроводов должна производиться с применением мягких полотенец,
   капроновых  кольцевых  стропов  или  стальных  стропов с торцевыми
   захватами.
       3.11.4. Трубы  с покрытием на трассе или строительной площадке
   должны  укладываться  на  инвентарные  прокладки,   обеспечивающие
   сохранность     покрытия.     Укладывать    изолированные    трубы
   непосредственно на землю запрещается.
       3.11.5. Участок  трубопровода  опускают  в  траншею при помощи
   мягких полотенец,  плавно,  без ударов труб о  стенки  траншеи  на
   постель  из  мягкого  грунта.  Освобождать  полотенца из-под трубы
   следует   без   рывков   после   проверки   правильности   укладки
   трубопровода в траншею.
       3.11.6. Транспортирование    изолированных     труб     должно
   производиться  в  железнодорожных  полувагонах  или  автомобильным
   транспортом,  оборудованным турникетными кониками и  комплектуемым
   прицепами-роспусками,  на  которых  также  установлены турникетные
   коники  с  резиновыми  прокладками,  предохраняющими  покрытие  от
   повреждений.
       3.11.7. Размещение   и   крепление   изолированных   труб    в
   полувагонах  должно  производиться  в  соответствии с требованиями
   "Технических  условий  погрузки  и   крепления   грузов"   МПС   и
   действующей      на     предприятии-изготовителе     документации,
   согласованной с МПС.
       3.11.8. Погрузочно-разгрузочные   работы  и  хранение  труб  и
   резервуаров СУГ должны производиться в  условиях,  предотвращающих
   повреждение покрытия. Сбрасывание труб и резервуаров с автомобилей
   при их разгрузке не допускается.
       3.11.9. Допустимая  температура окружающей среды при хранении,
   транспортировке,  погрузке и разгрузке изолированных труб  зависит
   от материала, из которого изготовлено покрытие, и отражена в ТУ на
   трубы с конкретным видом покрытия.
       3.11.10. При  длительном  (более  0,5  года)  хранении  труб с
   покрытием  и  изолированных  резервуаров  СУГ   рекомендуется   не
   допускать попадания на них прямых солнечных лучей.
       3.11.11. При   складировании   изолированных    труб    должны
   выполняться следующие требования:
       - трубы   с   покрытием   должны   храниться   на   стеллажах,
   оборудованных   поперечными  вертикальными  упорами,  исключающими
   самопроизвольное  скатывание  труб.   Нижний   ряд   труб   должен
   укладываться на ложементы;
       - высота штабеля для труб с мастичным  битумным  покрытием  не
   должна превышать 2 м;
       - высота  штабеля  для  труб  с  полимерными  покрытиями   (из
   экструдированного    полиэтилена,    ленточно-полиэтиленовым,   из
   полиэтиленовых липких лент) не должна превышать 3 м;
       - расстояние   между   штабелями  должно  обеспечивать  проезд
   трубовоза и работу крана;
       - площадка для складирования должна быть горизонтальной.
       3.11.12. При складировании труб запрещается:
       - укладывать в один штабель трубы разного диаметра;
       - складировать вместе изолированные и неизолированные трубы;
       - укладывать   трубы   в   наклонном   положении  с  опиранием
   поверхности трубы на кромки нижележащих труб.
   
                      3.12. Специальные требования
   
       3.12.1. К выполнению работ по нанесению на стыки трубопроводов
   покрытия  из  битумных  мастик  допускаются лица не моложе 18 лет,
   прошедшие  медицинское  освидетельствование,  обучение  и  сдавшие
   экзамен в установленном порядке.
       3.12.2. Каждый  рабочий  при   допуске   к   работе   получает
   инструктаж   по   технике   безопасности   на   рабочем   месте  с
   соответствующей распиской в журнале по проведению инструктажа.
       3.12.3. Лица,   работающие   с   оборудованием  для  подогрева
   изоляционных  материалов  (мастик,  рулонных  материалов),  должны
   проходить  обучение по программам пожарно-технического минимума со
   сдачей зачетов.
       3.12.4. При выполнении работ по изоляции стыков и ремонту мест
   повреждений  покрытия  все  работающие  с  горячими  мастиками   и
   грунтовками   (праймером),   содержащими   токсичные   и   летучие
   огнеопасные  вещества,  должны  быть  проинструктированы   об   их
   свойствах   и  обучены  безопасным  методам  и  приемам  работ  по
   утвержденной на данном предприятии программе.
       3.12.5. Рабочие,    занятые    приготовлением   и   нанесением
   мастичного  слоя  и  праймера  (грунтовки),  должны   работать   в
   брезентовых рукавицах, фартуках и ботинках на толстой подошве.
       3.12.6. При приготовлении праймера смешение битума с  бензином
   должно производиться только деревянными мешалками на расстоянии не
   менее 10 м от места разогрева битума.
       3.12.7. Емкости для хранения праймера должны иметь герметичные
   крышки. При вывинчивании пробок у бочек с праймером нельзя ударять
   молотком  или  другими  металлическими  предметами.  Нельзя курить
   около емкостей и у мест приготовления и применения праймера.
       3.12.8. Если   в   процессе  работы  был  пролит  бензин  (или

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное