Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА. РД 31.81.10-91 (УТВ. МИНМОРФЛОТОМ СССР 17.09.1991) (РЕД. ОТ 18.04.1995)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                             Утверждаю
                                                  Заместитель Министра
                                                   морского флота СССР
                                                          Ю.А.МИХАЙЛОВ
                                                 17 сентября 1991 года
   
                                                           Согласованы
                                                  Отделом охраны труда
                                                  Совета Федеративного
                                                независимого профсоюза
                                         работников водного транспорта
                                            (письмо от 30 июля 1991 г.
                                                          N 5.08П/657)
   
                                              Срок введения в действие
                                         установлен с 1 июля 1992 года
   
                                 ПРАВИЛА
              ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА
   
                             РД 31.81.10-91
   
             (в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ
                          от 18.04.1995 N 1-95)
   
       Разработаны:  Центральным  ордена  Трудового  Красного  Знамени
   научно-исследовательским   и   проектно-конструкторским  институтом
   морского флота.
       Заместитель  директора  по научной работе - д-р техн. наук С.Н.
   Драницын;
       руководитель разработки - Р.В. Щелгачев, канд. техн. наук;
       ответственные  исполнители:  В.Г.  Александров,  Н.Т.  Елисеев,
   Е.П. Загорская, В.П. Петров, А.Д. Чучукин, Р.В. Щелгачев.
       Согласованы   Отделом   охраны   труда   Совета   Федеративного
   независимого профсоюза работников водного транспорта.
       Главный технический инспектор охраны труда - В.И. Шаров.
       Внесены   Отделом   охраны   труда   и   техники   безопасности
   Министерства морского флота.
       Заместитель  начальника  Главкадров,  начальник  отдела  охраны
   труда и техники безопасности - П.И. Ронжин.
       Утверждены Министерством морского флота.
       Взамен РД 31.81.10-75.
   
       При  подготовке  Правил  техники безопасности на судах морского
   флота были использованы:
       1.  Свод  практических  правил  МОТ  "Предупреждение несчастных
   случаев на судне в море и в порту", 1981 г.
       2.  РД  31.81.10-75  "Правила  техники  безопасности  на  судах
   морского флота", 1985 г.
       3. Извещение по безопасности труда N 5-87.
       4.   Другие   отраслевые   нормативные  документы  по  вопросам
   безопасности  труда,  подготовленные отделом охраны труда и техники
   безопасности    Департамента    морского    транспорта,    морскими
   пароходствами,              научно-исследовательскими             и
   проектно-конструкторскими    организациями,    морскими    учебными
   заведениями и др.
       5.   Первая  редакция  Правил  техники  безопасности  на  судах
   морского    флота,    подготовленная   группой   специалистов   под
   научно-методическим  руководством  В.Г.  Александрова  и д-ра техн.
   наук Е.П. Загорской.
       6.  Вторая,  а  также  окончательная  редакции  Правил  техники
   безопасности  на  судах  морского  флота,  подготовленные в 1991 г.
   группой  специалистов  под  научно-методическим  руководством канд.
   техн. наук Р.В. Щелгачева.
       7. Отзывы и рекомендации морских пароходств на проекты Правил.
       8.   Результаты  обсуждений  второй  и  окончательной  редакций
   проекта   Правил   на  совещании  руководителей  служб  по  технике
   безопасности     морских    пароходств,    представителей    других
   заинтересованных организаций морского флота в Ленинграде в 1991 г.
   
       Правила   техники  безопасности  на  судах  морского  флота  (в
   дальнейшем  -  ПТБ)  предусматривают  требования,  предъявляемые  к
   членам  экипажей,  специалистам  других  подразделений  пароходств,
   акционерных  обществ (судоходных компаний) и частных судовладельцев
   по   соблюдению   рекомендуемых   безопасных   методов   и  приемов
   выполнения  судовых  работ  и  работ  по  техническому обслуживанию
   судна  и его технических средств, а также при передвижении по судну
   (проход  по  палубам,  спуск  по  трапам  различного  устройства  и
   назначения), приеме лоцмана и выполнении других работ.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       ПТБ  являются составной частью Системы управления охраной труда
   на морском транспорте (СУОТ МТ).
       ПТБ  разработаны с учетом требований государственных стандартов
   Системы    стандартов   безопасности   труда   (ССБТ),   отраслевых
   руководящих  нормативных  документов по безопасности труда, а также
   документов Международной организации труда (МОТ).
       Термины  и  определения,  используемые  в  настоящих  Правилах,
   приведены в справочном Приложении 1.
   
                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1.1.    Настоящие   Правила   предназначены   для   обеспечения
   безопасных   условий   труда   и   распространяются  на  работников
   плавающего  состава  всех  судов  и плавсредств морского транспорта
   России, находящихся в эксплуатации, ремонте или отстое.
       В  развитие  Правил  судовладелец  обязан разработать на основе
   Типовых  инструкций  и  выдать  на  суда инструкции по безопасности
   труда  для  всех  профессий  судовой команды, а также инструкции по
   выполнению  наиболее  характерных,  опасных  работ  и  обслуживанию
   судовых механизмов.
   (п.   1.1  в  ред.  извещения  по  охране  труда  Минтранса  РФ  от
   18.04.1995 N 1-95)
       1.2.  При  назначении на судно или при перемещении по должности
   членов  экипажа  лицо  командного  состава,  в  подчинение которого
   поступают   вновь   назначенные,  обязано  ознакомить  последних  с
   особенностями  судна,  обязанностями по тревогам и другими судовыми
   расписаниями  внутреннего  распорядка,  спасательными  средствами и
   устройствами,  аварийным имуществом и инвентарем, правилами техники
   безопасности по заведованию.
       Все   члены   судовой   команды  должны  проходить  обучение  и
   инструктажи   по   технике   безопасности   (первичный,  повторный,
   внеплановый,  целевой). Ответственность за правильную организацию и
   качество инструктажей на рабочем месте возлагается на капитана.
   (абзац   введен   извещением   по  охране  труда  Минтранса  РФ  от
   18.04.1995 N 1-95)
       Члены   судовой   команды   обязаны   изучить   инструкции   по
   безопасности труда по своей основной и совмещаемой профессиям.
   (абзац   введен   извещением   по  охране  труда  Минтранса  РФ  от
   18.04.1995 N 1-95)
       Без  первичного инструктажа на рабочем месте пришедший на судно
   член  судовой  команды  не  может быть допущен к выполнению судовых
   работ.
   (абзац   введен   извещением   по  охране  труда  Минтранса  РФ  от
   18.04.1995 N 1-95)
       Инструктажи  по  технике  безопасности  и  обучение  безопасным
   приемам   и  методам  работы  проводят  старший  помощник,  старший
   механик,   помощник   капитана   по  пассажирской  части,  помощник
   капитана  (механик)  по  учебной  части с членами экипажа по своему
   заведованию.
   (абзац   введен   извещением   по  охране  труда  Минтранса  РФ  от
   18.04.1995 N 1-95)
       Все   совершеннолетние  члены  семей  моряков,  прибывающие  на
   судно,  должны  быть  ознакомлены  с  правилами  поведения на борту
   судна  и  расписаться  в  этом  в  специальном журнале у вахтенного
   помощника капитана.
   (абзац   введен   извещением   по  охране  труда  Минтранса  РФ  от
   18.04.1995 N 1-95)
       1.3.  Судовые  работы  должны  выполняться  членами  экипажа  и
   другими   специалистами   (СРБ,   БТОФ   и   др.)   с   применением
   технологических  карт,  инструкций  заводов-изготовителей  и других
   документов.
       На   судах  в  зависимости  от  типа  должны  быть  необходимые
   технологические   карты   на  судовые  работы,  выполняемые  силами
   экипажа.
       В  технологических  картах  должен  быть  раздел  по безопасной
   технологии производства работ (Приложение 11).
       Руководство   судовыми   работами,   производимыми   в   рейсе,
   возлагается   на   лицо   командного   состава,   ответственное  за
   заведование.  В  отдельных  случаях  руководителем работ может быть
   специально назначенное лицо комсостава.
       1.4.  Для приобретения устойчивых навыков использования судовых
   технических  средств, средств индивидуальной защиты, приспособлений
   и  соблюдения  необходимых  мер  безопасности  в  период проведения
   учебных  тревог  и  при выполнении судовых работ с членами экипажей
   должны проводиться регулярные практические занятия.
       1.5.    В    процессе    подготовки    членов    экипажей    на
   учебно-тренажерных  судах  (УТС)  и  отработки  способов  и приемов
   борьбы  за  живучесть  судна администрацией УТС должны быть приняты
   меры,  обеспечивающие наблюдение и контроль за действиями обучаемых
   на  тренажерных  комплексах  с  целью  предотвращения травмоопасных
   ситуаций.  Обучение  должно проходить по планам или технологическим
   картам, содержащим требования безопасности.
       1.6.  Все  технические  средства  судна,  устройства и средства
   борьбы   за   живучесть,   предметы   оборудования   и   снабжения,
   индивидуальные  средства  защиты, техническая документация и ЗИП, а
   также  помещения  в  целях  поддержания  их в порядке и исправности
   распределяются в заведования среди лиц судового экипажа.
       Лицо,  ответственное  за  заведование,  или  руководитель работ
   обязаны:
       (01)   знать   конструкции  используемых  технических  средств,
   принцип  их  действия, а также технологию, организацию и безопасные
   методы   выполнения   судовых   работ   и   работ  по  техническому
   обслуживанию;
       (02)   осуществлять   расстановку   работающих   с   учетом  их
   квалификации и опыта работы;
       (03)   производить   инструктаж   лиц,  участвующих  в  судовых
   работах,  по  вопросам  технологии и безопасности их выполнения, по
   правильному использованию средств индивидуальной защиты;
       (04)   проверять   исправность   используемых   приспособлений,
   инструментов и средств индивидуальной защиты;
       (05)  осуществлять  перед  началом  работ  производство замеров
   состава  воздушной  среды в замкнутых, редко посещаемых помещениях,
   где  есть  опасность  для  здоровья  людей  (двойное  дно, коридоры
   трубопроводов,  форпик, ахтерпик, коффердамы, выгородка вибраторов,
   шахты   лагов,   грузовые  трюмы,  дегазированные  грузовые  танки,
   топливные и масляные цистерны, цистерны питьевой воды и др.);
       (06)  обеспечивать  установку  временных  ограждений  и  знаков
   безопасности на рабочем месте;
       (07)  принимать  меры  к  предотвращению  случаев  травматизма;
   отстранять  от работы лиц, нарушающих правила техники безопасности,
   и приостанавливать работы.
       1.7. Администрация судна должна следить за тем, чтобы:
       (01)    устройства,    системы,   оборудование,   механизмы   и
   приспособления  осматривались,  проверялись и испытывались в сроки,
   установленные  Регистром  и  РД  31.21.30-83  "Правила  технической
   эксплуатации судовых технических средств";
       (02)  все  движущиеся части оборудования (работающего постоянно
   или  эпизодически),  а  также  открытые  отверстия  в оборудовании,
   через  которые  в  процессе  эксплуатации  могут  выделяться пламя,
   горючие   газы,   пыль,  лучистая  теплота  и  т.п.,  были  надежно
   ограждены;
       (03)  все  проемы  в  палубах и расположенные на высоте рабочие
   места,  не  имеющие  постоянных  ограждений  (площадки  управления,
   наблюдения  и  др.),  на  которых  приходится  выполнять какие-либо
   судовые   работы,  имели  надежные  временные  леерные  ограждения.
   Запрещается устанавливать незакрепленные ограждения.
       1.8.  Каждый  член экипажа при обнаружении нарушений требований
   техники  безопасности,  тем более опасности, грозящей людям, обязан
   немедленно   доложить   об   этом   вахтенному  помощнику  капитана
   (вахтенному  механику),  одновременно  приняв  все возможные меры к
   устранению этих нарушений.
   (п.   1.8  в  ред.  извещения  по  охране  труда  Минтранса  РФ  от
   18.04.1995 N 1-95)
       1.9.   Без   разрешения   руководителя   службы  и  без  ведома
   вахтенного  помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа
   запрещается  производить ремонтные, профилактические или наладочные
   работы,  связанные  с  временным выводом из строя любых технических
   средств.
       1.10.  Лица, использующие судовые технические средства, а также
   пользующиеся  средствами бытового обслуживания, независимо от того,
   в   чьем   ведении   они   находятся,  отвечают  за  их  правильную
   эксплуатацию.  Вблизи  оборудования,  установленного  в пищеблоках,
   прачечных,  бытовых  помещениях, должны быть вывешены инструкции по
   его эксплуатации.
       1.11.  При  передвижении  по  штормтрапам,  вертикальным трапам
   необходимо соблюдать правило трех точек (трех опор).
       1.12.  Лица,  производящие  замер глубин ручным лотом на судах,
   имеющих  развернутый  фальшборт  (а также при снятии осадки с борта
   судна),    должны    надевать   предохранительный   пояс,   карабин
   страховочного  каната  которого  должен  быть  закреплен за прочные
   судовые конструкции.
       1.13.   Поручни,   ступени   трапов,  настилы  сходней,  палубы
   проходов  и  рабочих  мест  и  т.п.  должны  быть всегда очищены от
   масел,  воды, снега, льда и всего, что может привести к скольжению.
   Ответственность за это несут руководители по заведованию.
       1.14.  Если трап имеет неисправность, доступ к нему должен быть
   перекрыт  и должна быть вывешена табличка с надписью: "ВОСПРЕЩАЕТСЯ
   ПРОХОД".
       1.15.  Исключен.  -  Извещение  по охране труда Минтранса РФ от
   18.04.1995 N 1-95.
       1.16.  Все  проходы  и  подходы  к  рабочим  местам должны быть
   свободны  от  посторонних  предметов.  Плиты  настилов  должны быть
   уложены  на  место  и  закреплены, вырезы в них - закрыты. Решетки,
   прутки, стойки и поручни должны быть закреплены на штатном месте.
       1.17.  Чехлы,  снимаемые  с  оборудования,  следует  убирать  и
   укладывать на местах, где они не будут мешать проходу.
       1.18.  При  выполнении  судовых  работ  члены  экипажа  обязаны
   пользоваться   спецодеждой,   спецобувью   и   другими   средствами
   индивидуальной   защиты   (СИЗ).   Во  всех  случаях,  связанных  с
   непосредственной  опасностью падения человека за борт, с высоты или
   удара   по  голове  обязательно  применение  страховочных  жилетов,
   страховочных канатов или защитных касок.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       1.19.  В  местах производства судовых работ не должно быть лиц,
   не участвующих в работе.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       1.20.   Запрещается   находиться  за  леерным  ограждением  или
   фальшбортом, а также перегибаться через них.
       1.21.  При  использовании  на судах подъемных устройств (краны,
   шлюпбалки, лифты и др.) не допускается:
       (01)  работать  при  выведенных  из  действия  или  неисправных
   тормозах    и    приборах    безопасности    (концевых,   аварийных
   выключателях,   ограничителе   грузоподъемности,   указателе   угла
   наклона и др.);
       (02)  применять концевые выключатели в качестве рабочих органов
   для остановки механизмов.
       1.22.    На   судах   с   горизонтальным   способом   погрузки,
   железнодорожных  паромах  запрещается  транспортировка  на грузовых
   площадках  подъемников  людей,  за  исключением  водителей, которые
   находятся    у    органов   управления   локомотивов   или   других
   перегрузочных машин.
       Тормозные  устройства  этих  машин должны быть включены с целью
   предотвращения    возможного    перемещения   машин   на   площадке
   подъемника.
       1.23.  Для  производства  работ  по  креплению или раскреплению
   грузов,  мойки  надстройки  и  других  работ  на высоте допускаются
   подъем  и перемещение людей при помощи люльки и судового крана, под
   непосредственным  руководством старшего помощника капитана. Судовые
   грузовые  краны разрешается использовать для подъема людей только в
   том  случае,  когда  механизмы  подъема  и  изменения вылета стрелы
   снабжены  двумя автоматически действующими независимо друг от друга
   тормозами   замкнутого   типа,   обеспечивающими   удержание  груза
   (стрелы) при отсутствии подачи энергии.
       Перед   посадкой  людей  люлька  должна  быть  осмотрена  лицом
   комсостава, отвечающим за ее техническое состояние.
       1.24.  При  подъеме  людей в люльке судовым краном к управлению
   краном  должен  быть назначен по указанию капитана наиболее опытный
   судовой специалист.
       Во    время   перемещения   должны   быть   приняты   меры   по
   предотвращению  возможности  задевания  люльки за груз, контейнеры,
   судовые конструкции, береговые сооружения и др.
       1.25.  Использовать  судовые грузовые стрелы, краны для подъема
   или   опускания   людей  в  трюм,  кроме  случаев  оказания  помощи
   пострадавшему, не допускается.
       1.26. При производстве швартовных работ не допускается:
       (01)  подавать,  выбирать,  вытравливать, закреплять и отдавать
   швартовный  канат,  а  также пускать в действие швартовный механизм
   без команды руководителя швартовной группы;
       (02)    подавать   швартовные   канаты,   имеющие   колышки   и
   необрубленные концы оборванных проволок;
       (03) выбирать канаты, пробуксовывающие на турачках;
       (04)  выбирать  и  стравливать  канаты во время работы с ними у
   киповых  планок  и  роульсов,  а  также  прижимать  их к палубе или
   швартовному устройству ногой или рукой;
       (05)   вытравливать   за   борт  в  воду  швартовные  канаты  и
   бросательные концы на ходу судна при работающих гребных винтах;
       (06)  оставлять  на  турачках  швартовных механизмов швартовные
   канаты;
       (07) накладывать стопоры на чрезмерно натянутые канаты;
       (08) находиться на линии натяжения канатов;
       (09)  выбирать  на  судне  канат, пока со шлюпки, на которой он
   был  завезен, не будут сброшены оставшиеся шлаги и она не отойдет в
   сторону от сброшенного каната;
       (10)  выбирать завезенный на швартовную бочку канат в то время,
   когда на бочке находятся люди;
       (11)  закладывать  более одного каната на каждый роульс киповой
   планки.
       1.27.  При  невозможности  организовать  посадку-высадку членов
   экипажей  в  море  или  на  рейде  из-за  плохих  погодных  условий
   допускается использовать для этих целей вертолет.
       1.28.   Лица,  временно  находящиеся  на  судне,  в  том  числе
   персонал  БТОФ или СРЗ, направленный в рейс для выполнения работ по
   техническому  обслуживанию  или  ремонту  технических  средств,  по
   прибытии  на  судно  должны  пройти  соответствующий  инструктаж по
   технике безопасности.
       1.29.  Все технические средства, предметы снабжения, подлежащие
   периодическому  освидетельствованию  или испытаниям (стропы, ручные
   тали,  механизированный инструмент, спасательные жилеты, штормтрапы
   и т.п.), должны иметь инвентарные номера.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       1.30.   Дополнительные   правила   техники   безопасности   при
   выполнении  работ  на  судах  портового и служебно-вспомогательного
   флота,  с парусным вооружением, дноуглубительного флота приведены в
   Приложениях  2,  3,  10,  а  для  ремонтных работ на всех судах - в
   Приложении 4.
       В   Приложении   6   изложены   рекомендации   по  безопасности
   выполнения работ на высоте.
       Отдельно   в   Приложении   11   помещен  пример  разработанной
   технологической карты на судовые работы.
       1.31.  Лица,  виновные  в  нарушении  настоящих  Правил,  несут
   ответственность   (дисциплинарную,   административную   и  иную)  в
   порядке, предусмотренном федеральными законами.
   (п.  1.31  введен  извещением  по  охране  труда  Минтранса  РФ  от
   18.04.1995 N 1-95)
   
                        2. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО СУДНУ
   
             2.1. Передвижение по забортным трапам и сходням
   
       2.1.1.  Безопасный  доступ  на  судно  должен  обеспечиваться с
   помощью  забортных  трапов  или  сходней,  под которыми должны быть
   установлены  предохранительные сетки, предотвращающие падение людей
   в воду или на причал.
       Предохранительная   сетка  должна  выступать  за  расположенные
   части  нижней площадки трапа или боковые части сходни на расстояние
   не менее 1,5 м.
       Разрешается  оборачивать трап сеткой (сетка устанавливается под
   всем  маршем  трапа  и  ее  края крепятся за поручни). Сетка должна
   иметь  маркировочное кольцо, где указываются заводской номер, месяц
   и год изготовления. Срок службы сеток - 3 года.
       В  темное время суток трапы, сходни и проходы к ним должны быть
   освещены   согласно   Нормам   искусственного  освещения  на  судах
   морского флота.
       Ответственность  за  правильную  установку,  надежное крепление
   забортного  трапа  или сходни несет старший помощник капитана, а за
   их  безопасное  положение, исправное состояние леерного ограждения,
   сеток,  освещение  забортного  трапа  (сходни)  и  проходов к ним -
   вахтенный помощник капитана.
       2.1.2.  При  движении по трапам при посадке или высадке с судна
   члены   экипажа   должны  проявлять  осторожность.  Не  допускается
   перешагивать с причала на палубу или с палубы на причал.
       2.1.3.  Вахтенный  у  трапа  должен  следить  за тем, чтобы при
   движении по забортному трапу:
       (01)   не   превышалась   допустимая   нагрузка  на  трап  (она
   указывается на тетиве трапа);
       (02)  отсутствовало  скопление  людей  на площадках (более двух
   человек);
       (03) не было движения встречных потоков на однопоточных трапах.
       2.1.4.  Если  судно  стоит  так, что нижняя площадка забортного
   трапа  находится  над  поверхностью  причала (более 400 мм) или над
   водой,    то   должна   быть   проложена   дополнительная   сходня,
   закрепленная на площадке трапа, или установлена банкетка.
       2.1.5.  Нижнюю  площадку забортного трапа следует устанавливать
   так,   чтобы   она   не  располагалась  над  швартовными  канатами,
   заведенными   на   береговые  швартовные  тумбы,  и  находилась  на
   расстоянии не менее 1,5 м от них.
       2.1.6.  Если  верхний  конец  сходни  опирается  на релинги или
   фальшборт,  то  на  палубе судна должен быть установлен и закреплен
   трап для перехода через фальшборт (фальшбортный трап).
       2.1.7.   На   борту   судна  у  забортного  трапа  или  сходни,
   установленных  в  рабочее  положение, должен находиться в доступном
   месте спасательный круг с линем длиной не менее 28 м.
       2.1.8.  В  тех  случаях, когда посадка людей производится через
   понтоны,  ошвартованные  к борту судна, забортные трапы разрешается
   не поднимать в течение всего периода нахождения понтонов у борта.
   
                    2.2. Передвижение по штормтрапам
   
       2.2.1.  Прежде  чем  приступить к установке штормтрапа, следует
   произвести   его   внешний   осмотр  с  целью  выявления  возможных
   повреждений.
       Штормтрап должен подвешиваться так, чтобы:
       (01)  два  его подвесных каната с каждой стороны были одинаково
   натянуты и закреплены на судне;
       (02) балясины находились в горизонтальном положении;
       (03) исключалось перекручивание при передвижении по нему;
       (04)  нижняя  балясина  касалась  поверхности воды, причала или
   палубы плавсредства.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       2.2.2.  Безопасный  доступ должен быть обеспечен с обоих концов
   трапа:
       (01) с верхнего конца штормтрапа на палубу судна;
       (02)  с баржи или другого плавсредства, со льда к нижнему концу
   штормтрапа.
       2.2.3.  Запрещается  крепить  штормтрап на борту за балясины. У
   места  установки штормтрапа, в случаях перехода через фальшборт или
   леерное  ограждение,  должен  быть  надежно  закреплен фальшбортный
   трап с поручнем.
   (п.  2.2.3  в  ред.  извещения  по  охране  труда  Минтранса  РФ от
   18.04.1995 N 1-95)
       2.2.4.  При  спуске  или подъеме на штормтрапе может находиться
   только  один  человек; держаться при этом надо не за балясины, а за
   тетивы;  руки  поднимающегося (спускающегося) должны быть свободны.
   Личные вещи (сумки и т.п.) поднимаются на борт на лине.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       2.2.5.  Передвижение  по  штормтрапу допускается при наличии на
   человеке  предохранительного  пояса со страховочным канатом во всех
   случаях  при  невозможности  использования  забортного трапа. Длина
   страховочного  каната  должна  быть на 1,0 м короче, чем расстояние
   от  места  его  крепления  на  борту  судна  до  льда,  причала или
   плавсредства,  а  слабина  должна выбираться (травиться) через утку
   страхующим матросом.
   (п.  2.2.5  в  ред.  извещения  по  охране  труда  Минтранса  РФ от
   18.04.1995 N 1-95)
       2.2.6.  Вахтенный  помощник  капитана  обязан  следить  за тем,
   чтобы при обледенении штормтрап был заменен.
   
                      2.3. Прием и высадка лоцмана
   
       2.3.1.  На  лоцманских  катерах,  оборудованных  заваливающимся
   леерным  ограждением,  во  время  хода  ограждение  должно  быть  в
   рабочем состоянии.
       2.3.2.   Для   приема   и  высадки  лоцманов  на  судах  должны
   применяться  лоцманский  штормтрап  или подъемник. В случаях, когда
   позволяют  погодные  условия,  для  приема и высадки лоцманов может
   быть  использован  забортный  трап,  в  том  числе  в  сочетании  с
   лоцманским штормтрапом.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       2.3.3.  Исключен.  -  Извещение по охране труда Минтранса РФ от
   18.04.1995 N 1-95.
       2.3.4.  На  участке  палубы  лоцманского катера в месте высадки
   (приема)  лоцмана  должны  быть  уложены и закреплены мат, коврик и
   т.п.,   если  палуба  в  этом  месте  не  имеет  противоскользящего
   покрытия.
       2.3.5.  Если  высота  надводного  борта  судна  более  3 м, при
   приеме  лоцмана  с  катера  лоцманскому штормтрапу следует подавать
   ему  предохранительный  пояс  со страховочным канатом, второй конец
   которого,  пропущенный  через  утку,  должен  находиться  в руках у
   встречающего  матроса.  В  условиях  качки  страховка  и  выбирание
   слабины каната должны осуществляться двумя членами экипажа.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       На    лоцмане    должен   быть   надет   рабочий   спасательный
   (страховочный) жилет.
       2.3.6.   Во   время  качки  переход  с  лоцманского  катера  на
   лоцманский  штормтрап  должен  производиться  в  момент  наивысшего
   положения лоцманского катера у борта обслуживаемого судна.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       2.3.7.  Во время посадки (высадки) лоцмана у трапа судна должны
   находиться  вахтенный  матрос  и  один  из  членов  комсостава (как
   правило,   вахтенный   помощник   или   боцман),  а  также  иметься
   спасательный круг с линем длиной не менее 28 м.
       2.3.8.  В  темное  время  суток  место приема к высадке лоцмана
   должно  быть  освещено.  Источник  света не должен ослеплять экипаж
   лоцманского катера и лоцмана.
   
                            3. СУДОВЫЕ РАБОТЫ
   
                     3.1. Работы с канатами и цепями
   
       3.1.1.  На  канаты,  поставляемые на судно, одновременно должны
   предоставляться сертификаты (копии сертификатов).
       3.1.2.   Стальными,  растительными  и  синтетическими  канатами
   разрешается пользоваться в тех случаях, когда:
       (01)  в свидетельстве (сертификате) завода-изготовителя указана
   разрывная нагрузка;
       (02)  конструкция  и прочность канатов соответствуют тем целям,
   для  которых  они  предназначены  (для бегучего, стоячего такелажа,
   швартовных и буксирных канатов).
       3.1.3.  Во  время производства работ необходимо следить за тем,
   чтобы    предотвратить    перекручивание   каната   при   натяжении
   (образование   калышек).   Для  предупреждения  перегрузок  канатов
   следует избегать рывков или резких ослаблений натяжения.
       3.1.4.  Работать  со  стальными  и  синтетическими канатами без
   специальных  перчаток  (рукавиц)  запрещается.  Перчатки (рукавицы)
   должны быть из прочного материала и иметь накладки.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       При    работах    в    рукавицах    следует    принимать   меры
   предосторожности,   исключающие   возможность  затягивания  руки  в
   движущиеся и вращающиеся части механизмов.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       3.1.5.   При  работе  со  стальными  и  растительными  канатами
   запрещается  находиться  и  держать  руки  ближе  1  м  от турачек,
   кнехтов,  блоков  и  других  устройств,  с  которых  выбирается или
   стравливается канат, а также от места наложения стопора.
       При   работе   с   канатами  из  синтетических  материалов  это
   расстояние должно быть не менее 2 м.
       3.1.6.  Запрещается находиться вблизи сильно натянутых канатов,
   а  также  на линии направления тяги, ставить ноги в петли канатов и
   работать  внутри  шлагов  каната,  разнесенного  по палубе, а также
   находиться  внутри  угла,  образованного  канатом,  поданным  через
   киповую  планку,  роульс  и др.; переступать через канат или стоять
   на находящемся под натяжением или выбираемом канате.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       3.1.7. При использовании цепей не допускается:
       (01)  скрещивать,  скручивать и завязывать цепи в узлы; бросать
   их  с  высоты,  подвергать  ударным  нагрузкам, особенно при низких
   температурах;
       (02)  заводить  и  обтягивать  цепи  при креплении контейнеров,
   труб  или другого груза, если цепи ложатся и перегибаются на острых
   углах конструкций судна или груза.
   
                    3.2. Работы швартовные и якорные
   
       3.2.1. Швартовные работы
       3.2.1.1.    Заводку   основных   швартовных   канатов   следует
   производить   по   схеме,  рекомендованной  проектантом  судна  или
   технологической картой, сообразуясь с конкретной обстановкой.
       Подача  дополнительных  швартовных канатов должна производиться
   только после закрепления основных.
       3.2.1.2.  При  подготовке  к швартовным работам все посторонние
   предметы  от  мест  расположения  швартовных  устройств должны быть
   заблаговременно  убраны, а основные швартовные канаты аккуратно и в
   достаточном  количестве  разнесены  по  палубе,  бросательные концы
   приготовлены   к   подаче;   лацпорты   и   иллюминаторы  в  районе
   производства работ задраены.
       Все  члены  экипажа,  участвующие  в швартовных работах, должны
   быть  в  защитных  касках  и  одеты  в соответствующую спецодежду и
   спецобувь.
       3.2.1.3.  При  проведении  швартовных  и  якорных  работ  лицам
   командного  состава  и участвующим в них членам экипажа запрещается
   оставлять без надзора работающие механизмы.
       3.2.1.4.  Подача швартовных канатов на берег или на другие суда
   должна   производиться   при   помощи   бросательного   конца   или
   линеметательного  устройства.  Подавать бросательный конец или линь
   следует после предупредительного окрика: "БЕРЕГИСЬ!".
       3.2.1.5.   Руководители   швартовных   групп  должны  постоянно
   следить  за  заведенными  на  причал  швартовными  канатами  и  при
   появлении    признаков,    свидетельствующих   о   возможности   их
   чрезмерного  натяжения,  докладывать  лицу, руководящему швартовкой
   судна.
       3.2.1.6.  Для  стопорения  стальных  канатов  следует применять
   цепные  стопоры  длиной 2 - 4 м. Один конец цепи следует крепить на
   палубе  за  рым  или кнехт. К ходовому концу цепного стопора должен
   быть прикреплен надежный растительный канат.
       Стопоры  для  растительных  и  синтетических швартовных канатов
   должны  изготавливаться из того же материала, что и канат, но вдвое
   меньшего диаметра.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       Длина  каната  для стопоров должна выбираться с таким расчетом,
   чтобы  лицо,  накладывающее  стопор,  после его крепления на канате
   находилось на расстоянии не менее 2 м от места его наложения.
       Разрывная  нагрузка  стопоров  во  всех  случаях должна быть не
   менее   нагрузки,   воспринимаемой   швартовом  при  натяжении  его
   лебедкой.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       3.2.1.7.  На  верхние  2 - 3 шлага стального каната и каната из
   синтетических  материалов,  закрепленных  на  кнехтах,  должна быть
   наложена схватка из шкимушгара.
       3.2.1.8.  Перед накладыванием огона каната на кнехт, швартовную
   тумбу  или  другое  швартовное  приспособление  бросательный  конец
   должен быть снят с огона.
       3.2.1.9.  При  накладывании  швартовного  каната  на кнехты или
   швартовные битенги руки следует держать с наружной стороны огона.
       3.2.1.10.   При   пробуксовке   каната  на  турачке  швартовный
   механизм   должен   быть   остановлен,   а   на   турачку  положены
   дополнительные шлаги.
       Освобождать   канат,   защемленный   на   турачке   швартовного
   механизма,  разрешается после полной остановки механизма и снятия с
   каната нагрузки, в том числе путем взятия его на стопор.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       3.2.1.11.   Подбирать   швартовные   канаты  разрешается  после
   получения подтверждения с берега, что канат закреплен и чист.
       О начале работы необходимо предупреждать работающих на берегу.
       3.2.1.12.  После окончания швартовных работ производится уборка
   швартовов и рабочего места.
       3.2.2. Работы с якорями
       3.2.2.1.  Отдача, подъем якорей, снятие и наложение стопоров на
   якорь-цепь,  ее  вытравливание  и  выборка  должны производиться по
   команде с мостика.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       3.2.2.2.  Перед  началом  работ  по  отдаче  и  подъему  якорей
   руководитель работ должен:
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       (01) убедиться в исправности якорного устройства;
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       (02) проверить крепление ленточного стопора;
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       (03) удалить людей из опасной зоны между брашпилем и клюзом;
       (04)  проверить,  нет  ли  под  носовым  подзором судна шлюпок,
   катеров, барж и других плавсредств.
       3.2.2.3.   Работы   по   очистке   якоря  и  якорь-цепи  должны
   проводиться под руководством старшего помощника капитана.
       Для  производства этих работ необходимо выставить наблюдающего,
   который   должен   находиться  в  безопасном  месте  и  следить  за
   положением  якоря  и  якорь-цепи.  Все работы надо вести с беседки,
   при   этом  якорь  должен  быть  дополнительно  закреплен  стальным
   канатом.
       3.2.2.4.  Запрещается  работать  якорным  механизмом  во  время
   производства  забортных  работ  по  очистке якоря. Якорный механизм
   разрешается  пускать в ход после выхода на палубу людей, работающих
   за бортом. Работать с якорь-цепью нужно при помощи крючьев.
       3.2.3. Работы с синтетическими канатами
       3.2.3.1.  Эксплуатация  синтетических  канатов,  в том числе их
   выбор,  такелажные  работы,  осмотры  и  выбраковка, а также уход и
   хранение   осуществляются   в   соответствии   с   РД   31.03.03-90
   "Применение  синтетических  канатов  на судах Министерства морского
   флота".
       Применение   трехпрядных  крученых  синтетических  канатов  для
   производства швартовных работ запрещается.
       3.2.3.2.   Для  стопорения  синтетических  канатов  запрещается
   применение цепных стопоров.
       3.2.3.3.  При  выбирании  синтетических  канатов  через турачки
   швартовных   механизмов  необходимо  накладывать  возможно  большее
   количество   шлагов.   Выбирание  канатов  под  натяжением  следует
   производить так, чтобы не образовывалась слабина на турачках.
       3.2.3.4.   На  кнехтах  следует  накладывать  такое  количество
   шлагов  каната, которое обеспечивало бы его надежное крепление (без
   проскальзывания).
       3.2.3.5.  Запрещается  травить  туго  натянутый канат с турачки
   швартовного механизма ослаблением шлагов.
       При   необходимости   потравливания   каната  следует  изменить
   направление вращения турачки, продолжая плотно обтягивать канат.
       3.2.3.6. При работах с синтетическими канатами запрещается:
       (01)  использовать  канаты  с  разрывной  нагрузкой меньше, чем
   этого требуют Правила Регистра для данного судна;
       (02) завязывать на канатах узлы любых видов;
       (03)  пропускать  через один клюз вместе со стальными канатами,
   а также накладывать их на одни кнехты;
       (04)    пропускать    под   натяжением   соединительные   скобы
   комбинированных  канатов  через  киповые  планки и роульсы, а также
   турачки;
       (05)  отдавать  швартовный  конец  с  кнехтов до ослабления его
   натяжения;
       (06)  отдавать натянутый буксирный канат с гака (за исключением
   аварийных случаев).
   
                        3.3. Работы буксировочные
   
       3.3.1.   На   буксирных   дугах   должны  быть  нанесены  цвета
   безопасности,  а на видных местах с обоих бортов буксира (ледокола)
   нанесены предупреждающие надписи: "БЕРЕГИСЬ БУКСИРА!".
       3.3.2.   Работы   по  подаче  и  отдаче  буксирного  каната  на
   судах-буксирах  следует  выполнять  под  руководством  капитана. На
   судах-буксирах  портофлота  руководство  буксировочными  операциями
   осуществляет вахтенный помощник капитана.
       3.3.3.  Перед  подачей  буксирного каната должно быть проверено
   состояние  лебедки  или  гака.  Буксирный канат должен подаваться с
   проводником.  Закладка  буксирного каната на гак должна проводиться
   таким  образом,  чтобы  при  любом натяжении буксирного каната была
   обеспечена его быстрая и безопасная отдача.
       Все   участники  буксировочных  операций  на  судах  (буксир  и
   буксируемое  судно) должны быть одеты в соответствующую спецодежду,
   спецобувь и иметь на голове защитные каски.
       3.3.4.   Отдавать   буксирный  канат  с  гака  или  кнехтов  на
   буксирующем  и  буксируемом  судах  разрешается  по  команде  лица,
   руководящего буксировкой.
       При  отдаче  каната  с  гака  буксирующего  судна или с кнехтов
   буксируемого не разрешается стоять вблизи и впереди них.
       Выбирать  или  стравливать  буксирный канат с помощью буксирной
   лебедки  необходимо  после  того, как из опасной зоны будут удалены
   все люди.
       3.3.5.  Использование якорь-цепей в буксирной линии допускается
   при  условии обеспечения их механизированной выборки на буксируемый
   объект.
       3.3.6. При буксировочных работах запрещается:
       (01)  во  время  вытравливания  или  выбирания каната буксирной
   лебедкой кому-либо находиться у борта, с которого он подается;
       (02)  накладывать какие-либо дополнительные канаты на буксирный
   гак и кнехты, на которых закреплен буксирный канат;
       (03)  начинать  работу по буксировке до получения подтверждения
   с буксируемого судна о закреплении буксирного каната;
       (04)  на  буксируемых  судах перед началом буксировки поднимать
   якоря  или  отдавать  швартовы  без  разрешения  лица, руководящего
   буксировкой;
       (05) производить буксировку судов с отданными якорями;
       (06)  во  время  буксировки  судов, плотов и других плавсредств
   находиться  вблизи  буксирного  гака,  в районе действия буксирного
   каната;
       (07)    оставлять   буксирный   гак   в   нерабочем   положении
   незакрепленным;
       (08) снимать буксирный канат с гака вручную;
       (09) работать винтами до полной выборки каната.
   
                         3.4. Работы со шлюпками
   
       3.4.1.  Спуск и подъем шлюпок допускаются с разрешения капитана
   или   лица,  его  заменяющего,  и  с  ведома  вахтенного  помощника
   капитана, под непосредственным руководством командира шлюпки.
       3.4.2.   Исправность   работы   шлюпочной  лебедки,  тормоза  и
   концевых    выключателей    на    стрелах   шлюпбалок   проверяется
   периодически   методом   приспускания   шлюпки   (перед  каждым  ее
   использованием,  за  исключением  аварийных  случаев,  но  не  реже
   одного   раза   в  3  месяца).  Предварительно  должна  проверяться
   блокировка   запуска  шлюпочной  лебедки  при  установленной  ручке
   ручного  привода.  При  проведении  этой проверки все члены экипажа
   должны быть отведены от лебедки в безопасное место.
       3.4.3.   Перед  спуском  шлюпки  на  воду  ее  командир  должен
   убедиться в том, что отверстия в днище закрыты пробками.
       3.4.4.  Посадка  членов  экипажа в спасательные шлюпки во время
   шлюпочных  учений  производится  после  спуска  шлюпок  на воду, по
   штормтрапам, забортным трапам.
       Во  время шлюпочных учений шлюпка спускается на воду с наличием
   в  ней  2  - 4 чел. (2 чел. занимаются отдачей шлюп-талей, 1 чел. -
   управлением шлюпочным мотором; командир или старшина шлюпки).
       3.4.5.  Во  всех  случаях  нахождения  в шлюпках, на плотах и в
   спасательных  плавучих  средствах  людей  на них должна быть надета
   одежда,  соответствующая метеорологическим условиям, и спасательные
   жилеты.
   (в  ред.  извещения  по  охране  труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N
   1-95)
       Абзац  исключен.  -  Извещение  по охране труда Минтранса РФ от
   18.04.1995 N 1-95.
       3.4.6.  Посадка и нахождение людей в спасательных плавсредствах
   разрешаются  при  наличии надетых спасательных жилетов, а в рабочих
   плавсредствах - рабочих спасательных жилетов.
       При  производстве  ремонтных  работ со спасательных или рабочих
   плавсредств все члены экипажа должны быть в защитных касках.
       Ответственность  за использование спасательных, а также рабочих
   спасательных  жилетов  и  касок  несет командир спасательной шлюпки
   или руководитель работ (на рабочих плавсредствах).
       Спасательные  и рабочие спасательные жилеты разрешается снимать
   после выхода из плавсредства на палубу судна или на причал.
       3.4.7. При использовании шлюпок запрещается:
       (01)  находиться  в  рабочей  шлюпке  при спуске или подъеме ее
   стрелой или краном;
       (02)  поднимать  и  спускать  шлюпку, если в подъемно-спусковом
   устройстве   обнаружены   неисправности,  а  также  при  запутанных
   перекрученных шлюп-талях;
       (03)  включать  двигатель  шлюпочной лебедки, предварительно не
   убедившись в том, что рукоятка ручного привода снята;
       (04)   отключать  блокирующие  устройства,  исключающие  работу
   двигателя шлюпочной лебедки при сообщенном ручном приводе;
       (05)  касаться  вращающихся  деталей  шлюпочного  устройства  и
   направлять руками движущиеся канаты и шкивы блоков;
       (06) перевозить людей в шлюпках, буксируемых судном;
       (07)  производить  крепление шлюпки на шлюпбалках, зачехление и
   другие  работы  со  шлюпочным  устройством  до  установки  леерного
   ограждения со стороны неогражденного борта;
       (08)  производить зачехление шлюпки до того, как будут обтянуты
   и  закреплены шлюп-тали и стопорные устройства, удерживающие шлюпку
   в походном положении.
       3.4.8. Людям, находящимся в шлюпке, запрещается:
       (01)  стоять,  сидеть  на  бортах,  транцевой  доске, ходить по
   банкам и становиться коленями на них;
       (02)  держать  руки  на  планшире  при  подходе к борту судна и
   причалу или при отходе шлюпки;
       (03) наваливаться корпусом на румпель руля;
       (04) перемещаться без разрешения командира шлюпки;
       (05)  находиться  между  шлюп-талями и штевнями шлюпки во время
   ее подъема или спуска;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное