Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 05.12.2001 N 848 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 2010 ГОДЫ)"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 5 декабря 2001 г. N 848
   
                     О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
                "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
                           (2002 - 2010 ГОДЫ)"
   
   (с изм., согл. Постановлений Правительства РФ от 31.05.2006 N 338,
                          от 09.07.2007 N 437,
           с изм., внесенными распоряжениями Правительства РФ
             от 21.10.2004 N 1355-р, от 21.04.2006 N 553-р)
   
       Правительство Российской Федерации постановляет:
       1.   Утвердить   прилагаемую   Федеральную   целевую  программу
   "Модернизация  транспортной  системы  России  (2002  -  2010 годы)"
   (далее   именуется   -   Программа),  представленную  Министерством
   транспорта  Российской  Федерации  и  Министерством путей сообщения
   Российской Федерации.
       2.  Министерству  экономического развития и торговли Российской
   Федерации  и  Министерству  финансов Российской Федерации ежегодно,
   начиная  с  2002  года,  включать  Программу в перечень федеральных
   целевых   программ,   подлежащих  финансированию  за  счет  средств
   федерального бюджета.
       Установить,  что финансирование отдельных мероприятий Программы
   подлежит  ежегодно  уточнению  с  учетом  возможностей федерального
   бюджета.
       3.  Министерству  финансов  Российской  Федерации, Министерству
   экономического   развития   и   торговли   Российской  Федерации  и
   Министерству    образования    и    науки    Российской   Федерации
   предусматривать  ежегодно,  начиная  с 2002 года, выделение средств
   на  реализацию  Программы,  в том числе на обеспечение деятельности
   органов текущего управления реализацией Программы.
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2006 N 338)
       4.   Рекомендовать   органам  исполнительной  власти  субъектов
   Российской  Федерации  принять  участие  в  реализации  Программы с
   осуществлением  расходов  на  эти  цели в пределах средств бюджетов
   субъектов Российской Федерации.
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                            М.КАСЬЯНОВ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                            от 5 декабря 2001 г. N 848
   
                      ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
                           (2002 - 2010 ГОДЫ)"
   
       (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.05.2006 N 338,
                          от 09.07.2007 N 437)
   
                                 ПАСПОРТ
                      ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
                           (2002 - 2010 ГОДЫ)"
   
   Наименование        - Федеральная целевая программа "Модернизация
   Программы             транспортной системы России (2002 - 2010
                         годы)"
   
   Основание для       - распоряжение Правительства Российской
   разработки            Федерации от 16 февраля 2001 г. N 232-р
   Программы
   
   Государственный     - Министерство транспорта Российской
   заказчик-             Федерации
   координатор
   Программы
   
   Государственные     - Министерство транспорта Российской
   заказчики             Федерации (подпрограмма "Развитие экспорта
   Программы             транспортных услуг"), Федеральное агентство
                         железнодорожного транспорта, Федеральное
                         дорожное агентство, Федеральное агентство
                         воздушного транспорта, Федеральное
                         агентство морского и речного транспорта
   
   Основные            - головной разработчик - автономная
   разработчики          некоммерческая организация "Центр стратегии
   Программы             и совершенствования управления транспортным
                         комплексом".
                         Соисполнители - закрытое акционерное
                         общество "Научно-исследовательский и
                         проектный институт территориального
                         развития и транспортной инфраструктуры",
                         федеральное государственное унитарное
                         предприятие "Государственный научно-
                         исследовательский институт гражданской
                         авиации", федеральное государственное
                         унитарное предприятие "Государственный
                         проектно-изыскательский и научно-
                         исследовательский институт морского
                         транспорта "Союзморниипроект", открытое
                         акционерное общество "Центральный научно-
                         исследовательский институт экономики и
                         эксплуатации водного транспорта",
                         федеральное государственное учреждение
                         "Дирекция государственного заказчика по
                         реализации Федеральной целевой программы
                         "Модернизация транспортной системы России"
   
   Цель и задачи       - основной целью является повышение
   Программы             сбалансированности, эффективности и
                         безопасности функционирования транспортной
                         системы, обеспечивающей жизненно важные
                         национальные интересы страны.
                         Основными задачами являются:
                         совершенствование и развитие опорной
                         транспортной сети;
                         повышение эффективности системы
                         товародвижения;
                         повышение конкурентоспособности
                         транспортной системы России и обеспечение
                         реализации транзитного потенциала страны;
                         обеспечение гарантированной доступности
                         транспортных услуг для населения и
                         организаций;
                         повышение комплексной безопасности и
                         устойчивости транспортной системы
   
   Важнейшие целевые   - реализация мероприятий Программы позволит в
   индикаторы и          2010 году увеличить по сравнению с уровнем
   показатели            2000 года грузооборот железнодорожного
   Программы             транспорта в 1,6 раза, пассажирооборот
                         транспортной авиации - в 2,2 раза. Объем
                         перевалки грузов в российских морских
                         портах увеличится почти в 3 раза и
                         достигнет 542 млн. тонн в год
   
   Сроки и этапы       - 2002 - 2010 годы:
   реализации            I этап - 2002 - 2007 годы;
   Программы             II этап - 2008 - 2010 годы
   
   Перечень            - 2002 - 2005 годы - "Автомобильные дороги",
   подпрограмм           "Безопасность дорожного движения",
   Программы             "Внутренний водный транспорт", "Гражданская
                         авиация", "Единая система организации
                         воздушного движения", "Железнодорожный
                         транспорт", "Информатизация",
                         "Международные транспортные коридоры",
                         "Морской транспорт" и "Реформирование
                         пассажирского транспорта общего
                         пользования".
                         С 2006 года - "Железнодорожный транспорт",
                         "Автомобильные дороги", "Гражданская
                         авиация", "Морской транспорт", "Внутренние
                         водные пути" и "Развитие экспорта
                         транспортных услуг"
   
   Объемы и            - общий объем финансирования мероприятий
   источники             Программы составляет 5510,3 млрд. рублей
   финансирования        в ценах соответствующих лет. Расходы за
   Программы             счет средств федерального бюджета
                         предусматриваются в размере 1227,1 млрд.
                         рублей, расходы за счет средств
                         бюджетов субъектов Российской Федерации -
                         1562,1 млрд. рублей, расходы за счет средств
                         внебюджетных источников - 2721,2 млрд.
                         рублей.
                         Кроме того, предусматриваются расходы за
                         счет средств Инвестиционного фонда
                         Российской Федерации в размере 193,7 млрд.
                         рублей (размер расходов на реализацию
                         Программы за счет средств Инвестиционного
                         фонда Российской Федерации определяется
                         по результатам конкурсного отбора
                         инвестиционных проектов в соответствии
                         с Положением об Инвестиционном фонде
                         Российской Федерации, утвержденным
                         Постановлением Правительства Российской
                         Федерации от 23 ноября 2005 г. N 694).
                         По целевому назначению общая потребность
                         в ресурсном обеспечении распределяется
                         следующим образом:
                         капитальные вложения - 4317,6 млрд. рублей,
                         из них субсидии бюджетам субъектов
                         Российской Федерации на строительство и
                         реконструкцию территориальных автомобильных
                         дорог - 324,6 млрд. рублей;
                         расходы на научно-исследовательские и
                         опытно-конструкторские работы -
                         33,6 млрд. рублей;
                         расходы на прочие нужды - 1159,1 млрд.
                         рублей;
                         средства Инвестиционного фонда
                         Российской Федерации - 193,7 млрд. рублей
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2007 N 437)
   
   Ожидаемые           - на железнодорожном транспорте протяженность
   конечные              электрифицированных линий достигнет
   результаты            44,5 тыс. км, средняя участковая скорость
   реализации            грузовых поездов увеличится на 13,5
   Программы и           процента, а их средний вес - на 18,6
   показатели            процента.
   социально-            Плотность сети автомобильных дорог общего
   экономической         пользования с 2002 по 2010 год увеличится
   эффективности         с 3,9 км на 1000 человек населения до 4,2 км
   на 1000 человек населения.
   Протяженность автомобильных дорог
   федерального значения, соответствующих
   нормативным требованиям, увеличится на 1
   процент и составит 18,6 тыс. км.
   В гражданской авиации будет обеспечен
   среднегодовой прирост авиатранспортных работ
   на уровне 7 - 8 процентов. Развитие объектов
   инфраструктуры воздушного транспорта
   обеспечит формирование опорной
   сети аэропортов.
   На морском транспорте суммарная пропускная
   способность отечественных портов увеличится
   на 370 млн. тонн в год, тоннаж флота,
   контролируемого Российской Федерацией,
   возрастет до 16,8 млн. тонн, доля морских
   портов в переработке российских
   внешнеторговых и транзитных грузов
   возрастет до 90 процентов.
   На внутренних водных путях будет обеспечена
   безопасность и надежность функционирования
   судоходных гидротехнических сооружений, что
   позволит значительно снизить риск
   крупномасштабных техногенных катастроф
   в густонаселенных приречных районах
   европейской части страны, уменьшить масштабы
   и последствия затопления паводковыми водами
   в отдельных регионах страны, повысить
   эффективность судоходства (прежде всего
   при обеспечении внешнеторговых и
   транзитных перевозок).
   Реализация подпрограммы "Развитие экспорта
   транспортных услуг" обеспечит согласованное
   развитие объектов транспортной
   инфраструктуры, повысит
   конкурентоспособность российских
   перевозчиков на мировом рынке транспортных
   услуг, позволит получать дополнительные
   доходы в размере более 6 млрд. долларов
   США в год.
   Модернизация транспортной системы позволит
   обеспечить работой более 2 млн. человек
   в смежных отраслях экономики -
   машиностроении, строительстве и др.
   Общественная эффективность за период
   реализации проектов оценивается в 2,2 трлн.
   рублей, коммерческая - 337 млрд. рублей,
   бюджетная - 303 млрд. рублей
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2007 N 437)
   
           I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                    ее решения программными методами
   
       Экономическая  стратегия  Правительства  Российской  Федерации,
   намеченная    в    Программе    социально-экономического   развития
   Российской  Федерации  на  среднесрочную  перспективу  (2006 - 2008
   годы),   определяет   транспортную  систему  России  как  важнейшую
   составную  часть производственной инфраструктуры, а ее развитие как
   одну из приоритетных задач государственной деятельности.
       Создание  динамично  развивающейся, устойчиво функционирующей и
   сбалансированной   национальной   транспортной   системы   является
   необходимым  условием  подъема  экономики,  обеспечения целостности
   страны, повышения уровня жизни.
       В  условиях  реформирования  экономики  усиливается взаимосвязь
   развития   транспортной   отрасли   с   развитием  других  отраслей
   экономики   и   социальной  сферы,  которые  не  только  определяют
   требования   к   транспорту  в  отношении  направлений,  объемов  и
   качества  перевозок, но и возможности развития отрасли. Удешевление
   и    ускорение    грузовых    перевозок    стимулируют   расширение
   транспортно-экономических   связей,   а  удешевление,  ускорение  и
   повышение   качества   пассажирского  сообщения  приводят  к  росту
   мобильности населения и улучшению условий его жизни.
       Таким   образом,   развитие  и  модернизация  сферы  транспорта
   являются    факторами,    стимулирующими    социально-экономическое
   развитие  страны,  укрепляющими  ее  федерализм  и  территориальную
   целостность.
       Роль  транспорта  еще  более повышается в условиях глобализации
   мировой    экономики,   приводящей   к   значительному   увеличению
   межгосударственных связей.
       Наряду  с  развитием  рынка  транспортных  услуг  в первые годы
   реформ    осуществлялось   совершенствование   системы   управления
   транспортом    и    формирование    законодательно-правовой   базы,
   регламентирующей   транспортную   деятельность.   Были  разработаны
   федеральные  и  отраслевые  целевые  программы  развития всех видов
   транспорта,  реализация  которых должна была обеспечить эффективное
   удовлетворение  потребностей  экономики  и  населения  в перевозках
   грузов и пассажиров в рыночных условиях.
       Уменьшение   доходов  транспортных  организаций  из-за  резкого
   сокращения  спроса  на  перевозки  при  одновременном  росте цен на
   необходимые  им технические средства и материалы, топливо и энергию
   привели  к существенному замедлению обновления основных фондов всех
   видов транспорта и ухудшению их состояния.
       Развитие  транспортной  системы осуществлялось в соответствии с
   отдельными  целевыми  федеральными  и  ведомственными  программами,
   разработанными  без  должной увязки друг с другом, ориентированными
   в основном на федеральный бюджет и не обеспеченными ресурсами.
       Вследствие   этого   в   сфере   транспорта   накопилось  много
   нерешенных  проблем,  которые  могут стать тормозом в осуществлении
   социально-экономической   политики   государства   на  долгосрочную
   перспективу.
       Федеральная   целевая   программа   "Модернизация  транспортной
   системы  России (2002 - 2010 годы)" (далее - Программа) разработана
   на  достаточно  длительный срок с учетом значительной инерционности
   транспортной системы.
       Изменившиеся    социально-экономические   условия   потребовали
   уточнения   приоритетов   развития  транспортной  системы  и  задач
   государства   в   области   развития   транспорта,   направлений  и
   механизмов   их   реализации.   В  апреле  2005  г.  Правительством
   Российской   Федерации   была   одобрена   Транспортная   стратегия
   Российской   Федерации   на   период  до  2020  года,  определяющая
   транспортную   политику,   этапы  и  направления  ее  реализации  в
   долгосрочной перспективе.
       Во  исполнение  поручений  Президента  Российской  Федерации  и
   Правительства   Российской   Федерации  осуществлена  корректировка
   Программы  в  соответствии  с  положениями  Транспортной  стратегии
   Российской   Федерации   на   период   до   2020   года,  с  учетом
   осуществляемых  административной и бюджетной реформ, а также итогов
   реализации Программы в 2002 - 2006 годах.
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2007 N 437)
       Цели  и  задачи  Программы  формировались  исходя  из состояния
   транспортной системы в настоящее время.
       Основные    фонды    всех    видов    транспорта    обновляются
   недостаточными  темпами,  их  износ  достиг  55  -  65  процентов и
   продолжает увеличиваться.
       Транспортные  технологии  не  отвечают  современным требованиям
   эффективного  функционирования  транспорта  в  условиях  рынка,  не
   получили достаточного развития мультимодальные перевозки.
       Уровень     информатизации     транспортных     процессов     и
   информационного   взаимодействия   отрасли   транспорта  с  другими
   отраслями  экономики  недостаточен,  что  мешает  ее  интеграции  в
   мировую коммуникационную систему.
       Недостаточно  научное  обеспечение  функционирования и развития
   транспортной системы.
       Помимо   указанных   общих   проблем  имеются  также  следующие
   специфические проблемы развития отдельных видов транспорта:
       а) на железнодорожном транспорте:
       износ  основных  производственных  фондов  достиг 68 процентов,
   особенно высоким является износ подвижного состава;
       "узким"  местом  на  сети  железных  дорог становятся подходы к
   морским портам и пограничные пункты пропуска;
       недостаточен    уровень   взаимодействия   с   другими   видами
   транспорта,   прежде   всего  с  морским  транспортом,  не  находят
   должного развития мультимодальные перевозки;
       недостаточен   уровень   механизации   работ   по  обслуживанию
   инфраструктуры железнодорожного транспорта;
       б) в дорожном хозяйстве:
       по  всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог
   общего  пользования Россия значительно уступает зарубежным странам,
   развитие  дорожной  сети  не  соответствует  темпам автомобилизации
   страны;
       не    завершено    формирование    опорной   сети   федеральных
   автомобильных  дорог,  особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего
   Востока;
       все  более  резко  проявляется  дефицит  пропускной способности
   федеральной  дорожной  сети, в первую очередь на подходах к крупным
   городам и транспортным узлам страны;
       низкий   технический  уровень  дорог  обусловливает  увеличение
   себестоимости  перевозок  в  1,5  раза,  а  расхода  горючего на 30
   процентов   по   отношению   к   аналогичным  показателям  развитых
   зарубежных стран;
       не   обеспечена   связь  по  автомобильным  дорогам  с  твердым
   покрытием около 50 тыс. населенных пунктов;
       не   урегулированы   и   требуют   решения  вопросы  сопряжения
   магистральных    дорог,   обеспечивающих   подъезд   автомобильного
   транспорта к городам, и внутригородских улиц и дорог;
       в) в гражданской авиации:
       парк  воздушных  судов морально и физически устарел, его основу
   составляют  воздушные  суда,  отстающие по своим характеристикам от
   зарубежных аналогов;
       объекты   инфраструктуры   воздушного   транспорта  значительно
   изношены,    особенно    объекты,    находящиеся    в   федеральной
   собственности,   -  взлетно-посадочные  полосы,  рулежные  дорожки,
   места стоянок самолетов, светосигнальное оборудование;
       нестабильно   функционируют   аэропорты  в  ряде  районов,  где
   авиация является основным или безальтернативным видом транспорта;
       г) на морском транспорте:
       доля  флота  под  российским  флагом  в  общем  тоннаже  флота,
   контролируемого  Российской  Федерацией,  составляет  50 процентов,
   что  недостаточно,  обновление  этого  флота осуществляется низкими
   темпами   -   средний   возраст   судов   превышает  20  лет,  доля
   отечественного   флота  в  перевозках  российских  грузов  остается
   крайне низкой;
       сохраняется  тенденция  к строительству судов, их регистрации и
   осуществлению судоходного бизнеса за рубежом;
       специализация  и  оснащенность  российских  торговых  портов не
   соответствуют  сложившимся  и  перспективным  структуре  и  объемам
   внешнеторговых  и  транзитных грузопотоков, в результате чего почти
   20   процентов  российских  внешнеторговых  грузов,  перевозимых  с
   использованием   морского  транспорта,  следует  через  иностранные
   порты;
       недостаточными    темпами   осуществляется   обновление   флота
   ледоколов,  буксиров  и  спасательных судов, что снижает надежность
   транспортного   обслуживания   и   создает   проблемы   обеспечения
   безопасности мореплавания;
       д) на внутренних водных путях:
       ряд    судоходных    гидротехнических   сооружений,   создающих
   потенциальную    угрозу    возникновения   техногенных   катастроф,
   находится в неудовлетворительном состоянии;
       на  Единой  глубоководной  системе европейской части Российской
   Федерации  развитие  перевозок сдерживают участки внутренних водных
   путей   в   районе   Кочетовского,  Нижне-Свирского  и  Городецкого
   гидроузлов.
       Для  решения  указанных  проблем  необходимо принять неотложные
   меры  по  преодолению  сложившихся  в развитии транспортной отрасли
   негативных тенденций.
       Техническое  перевооружение  транспорта  в сложившихся условиях
   является  ключевой  задачей. Без него нельзя добиться существенного
   улучшения   использования   транспортного   потенциала   страны   и
   эффективного   обслуживания   экономики   и   населения,   а  также
   обеспечить   в   полной   мере   безопасность  перевозок  и  охрану
   окружающей среды.
       Обновление    и    пополнение   парков   транспортных   средств
   предпочтительно   осуществлять   за   счет  техники  отечественного
   производства  с  целью обеспечения безопасности страны и уменьшения
   ее  зависимости  от  закупок  транспортной  техники за рубежом. При
   этом  перевозчикам  должны  поставляться  новые  перспективные типы
   транспортных  средств,  имеющие более высокий коэффициент полезного
   действия,   потребляющие   меньше   энергоресурсов,   более   полно
   удовлетворяющие  требованиям  по  безопасности  перевозок  и охране
   окружающей среды.
       Необходимо  обновить  парки  транспортных  средств  всех  видов
   транспорта,   пополнить   их   прогрессивными  типами  локомотивов,
   вагонов,   автомобилей,   морских,   речных   и   воздушных  судов,
   обеспечить    их    соответствие   прогнозируемой   потребности   в
   перевозках.  При  этом важно обеспечить рациональную структуру этих
   парков   по   мощности,   грузоподъемности,   пассажировместимости,
   специализации, виду потребляемого топлива и другим параметрам.
       Необходимо  также улучшить состояние и техническую оснащенность
   объектов  инфраструктуры, привести их в соответствие с современными
   требованиями,  ликвидировать  имеющиеся  "узкие"  места,  увеличить
   пропускную   и   провозную   способность   звеньев,  ограничивающих
   перевозки,   создать  условия  для  полной  реализации  технических
   возможностей современных подвижных средств.
       На     железнодорожном    транспорте    предстоит    продолжить
   электрификацию  участков,  работающих  на тепловозной тяге, усилить
   подходы   к  морским  портам,  на  ряде  магистральных  направлений
   выполнить  работы, связанные с включением их в состав международных
   транспортных коридоров.
       Большие  работы  предстоит  осуществить  на  сети автомобильных
   дорог.    Необходимо    реконструировать    многие    автомобильные
   магистрали,   улучшить   их  дорожные  покрытия,  построить  обходы
   населенных  пунктов, развязки на разных уровнях и объекты дорожного
   сервиса,   увеличить   протяженность  дорог  общего  пользования  с
   твердым покрытием.
       Для   обеспечения   надежного  и  безопасного  функционирования
   гражданской    авиации   необходимы   масштабные   мероприятия   по
   обновлению  парка  воздушных судов и их модернизации, реконструкция
   объектов  наземной производственной базы, развитие и оснащение этой
   базы  современным  оборудованием  в  соответствии  с установленными
   нормативами.
       Для  эффективного  освоения  прогнозируемых  объемов  перевозок
   морским   транспортом   и   уменьшения  грузопотоков,  следующих  в
   настоящее   время   через   порты  сопредельных  стран,  необходимы
   существенное   наращивание   мощности  перегрузочных  комплексов  в
   отечественных       морских       портах       и       модернизация
   погрузочно-разгрузочного оборудования в них.
       На  внутренних  водных  путях нуждаются в срочной реконструкции
   судоходные    шлюзы    на   многих   гидротехнических   сооружениях
   Волжско-Камского  бассейна  и сибирских реках, необходимо увеличить
   объемы   путевых   работ   по  поддержанию  судоходных  условий  на
   эксплуатируемых реках.
       Наряду    с    совершенствованием    перевозочного    процесса,
   выполняемого  по  традиционной  технологии, должны получить широкое
   применение  новые  прогрессивные технологии перевозок, использующие
   последние достижения науки и техники.
       Для  обеспечения  согласованного  функционирования  всех  видов
   транспорта    важное   значение   будет   иметь   совершенствование
   информационного обеспечения.
       Меры  по  повышению  технического уровня транспорта должны быть
   дополнены    и    подкреплены    мероприятиями    организационного,
   экономического    и   административного   характера,   позволяющими
   улучшить  управление  перевозочным процессом и другой деятельностью
   транспортных   предприятий,   для  чего  предусматривается  научное
   обеспечение разработки соответствующей нормативной правовой базы.
       Большое  значение будут иметь указанные мероприятия для решения
   таких  общетранспортных  проблем, как повышение безопасности работы
   транспорта и развитие экспорта транспортных услуг.
       Реализация  этих  мероприятий позволит успешно решить задачи по
   техническому  перевооружению транспорта, которые связаны с крупными
   капиталовложениями    и    требуют   максимальной   мобилизации   и
   эффективного  использования  инвестиционных  ресурсов, концентрации
   их на решающих направлениях.
       Значительная  роль  в  техническом  перевооружении  и повышении
   эффективности    транспортной    системы    принадлежит    научному
   обеспечению.
       Для  выбора  перспективных  типов  транспортных  средств, более
   совершенных  в конструктивном отношении и в то же время более полно
   отвечающих  эксплуатационным  и  социальным  требованиям, предстоит
   выполнить    большой    комплекс    исследований   по   обоснованию
   рациональных параметров этих средств.
       Систематические   исследования   необходимы  и  для  прогнозных
   оценок   спроса  на  перевозки  грузов  и  пассажиров,  являющегося
   основой  для  принятия  большинства  решений  по  вопросам развития
   сферы   транспорта,  обоснования  экономических  и  организационных
   мероприятий, связанных с ее реформированием.
       Таким   образом,  проблема  модернизации  транспортной  системы
   России    представляет    собой    широкий   круг   взаимосвязанных
   технических,  экономических  и  организационных  вопросов,  решение
   которых должно опираться на научные разработки и учитывать:
       соответствие   развития  сферы  транспорта  общим  направлениям
   социально-экономического развития страны;
       необходимость   ускоренного   развития   транспортной  системы,
   которое  позволит снизить ограничения, накладываемые транспортом на
   производство, сферу обращения и социальную сферу;
       необходимость  согласованного  развития  всех  видов транспорта
   общего  пользования,  обеспечивающего  их  гармоничное сочетание на
   рынке  транспортных  услуг  и  рациональное  участие  в перевозках,
   которое  должно  обеспечить,  в свою очередь, снижение транспортных
   издержек;
       общие    закономерности    формирования   транспортных   систем
   (пропорциональность  развития транспортного хозяйства, рациональные
   схемы   транспортной  сети,  оптимальные  режимы  работы  и  т.д.),
   соблюдение   которых   должно   обеспечить   высокую  эффективность
   инвестиций.
       Наиболее  эффективно проблема модернизации транспортной системы
   может  быть  решена  только  при  условии  рассмотрения  всех видов
   транспорта   общего   пользования   как   составных  частей  единой
   транспортной  системы  и определения необходимых мер по их развитию
   на основе единой методики и общих исходных данных.
       В  Программу  включена  новая  подпрограмма  "Развитие экспорта
   транспортных  услуг",  разработанная в соответствии с распоряжением
   Правительства  Российской  Федерации от 9 декабря 2005 г. N 2188-р,
   предусматривающая  реализацию масштабных инвестиционных проектов на
   условиях государственно-частного партнерства.
       Программа  разработана  на  основе  принятого  при формировании
   Транспортной  стратегии Российской Федерации на период до 2020 года
   оптимистического  сценария развития экономики, в наибольшей степени
   отвечающего   решению   задачи  по  удвоению  внутреннего  валового
   продукта     и     предусматривающего     проведение    структурных
   преобразований экономики.
       Потребности  в  модернизации  транспортной  системы  рассчитаны
   исходя   из   прогнозных   параметров  роста  внутреннего  валового
   продукта,  объемов  производства,  динамики грузовых и пассажирских
   перевозок.
       Программа  соответствует  приоритетам  социально-экономического
   развития страны на среднесрочную перспективу.
       Реализация Программы направлена на:
       развитие    транспортной    инфраструктуры    для   обеспечения
   прогнозируемого  спроса  на перевозки во внутреннем и международном
   сообщениях,  снижения транспортной составляющей в цене продукции, а
   также  обеспечения  условий для интеграции России в мировую систему
   коммуникаций и стандартов;
       осуществление    мероприятий    по   обеспечению   безопасности
   жизнедеятельности    и   сохранения   окружающей   среды,   включая
   предотвращение  чрезвычайных  ситуаций  техногенного  и социального
   характера,   создание   условий   для   улучшения   качества  жизни
   населения;
       содействие   инновационному   развитию   экономики,  выходу  на
   внутренний   и  мировой  рынки  товаров  и  услуг,  закрепление  на
   отдельных  сегментах  этих  рынков,  увеличение  доли  производства
   высокотехнологичных   товаров   и   услуг   в  структуре  экономики
   посредством  снижения  транспортной  составляющей в цене продукции,
   привлечения  к  выполнению  заказов  по  осуществлению  современных
   транспортных  проектов  отечественных  промышленных  и строительных
   предприятий      и      организаций,      проведения      комплекса
   научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
       создание   условий   для  преодоления  социально-экономического
   отставания отдельных регионов России;
       формирование  правового  пространства,  адекватного современным
   запросам   экономики   и   потребностям  модернизации  транспортной
   системы России;
       сохранение  и  развитие  системы профессионального образования,
   соответствующей   потребностям   развития  транспортной  системы  с
   учетом ее модернизации.
       Программно-целевой  метод,  применяемый  для  решения  проблемы
   модернизации   транспортной   системы   страны,   основывается   на
   соблюдении следующих условий:
       модернизация    транспортной    системы   является   одной   из
   приоритетных   задач  развития  экономики  страны,  определенных  в
   Программе  социально-экономического  развития  Российской Федерации
   на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы);
       в  общем  объеме  затрат  на реализацию программных мероприятий
   основную  долю  составляют  средства,  направляемые  на капитальные
   вложения;
       проблема  модернизации  транспортной  системы носит комплексный
   характер,   что   выражается   в   необходимости   государственного
   регулирования,  непосредственного  участия  в  решении поставленных
   задач   федеральных   органов   исполнительной   власти  и  органов
   исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации,  высокой
   степени  координации  функционирования  и  развития отдельных видов
   транспорта;
       участие  в  реализации  Программы транспортных организаций всех
   отраслей  экономики  Российской  Федерации, иностранных инвесторов,
   финансовых, научных и проектных институтов;
       предусматриваемая  Программой модернизация транспортной системы
   страны  возможна  при тесном взаимодействии Министерства транспорта
   Российской  Федерации  и  находящихся  в  его  ведении  федеральных
   агентств   с   Министерством  экономического  развития  и  торговли
   Российской  Федерации, Министерством финансов Российской Федерации,
   Министерством    образования    и   науки   Российской   Федерации,
   Министерством   иностранных  дел  Российской  Федерации  и  другими
   федеральными органами исполнительной власти;
       решение  поставленных  в  Программе  задач носит долговременный
   характер,  что  обусловлено  необходимостью изменения качественного
   состояния  транспортной  системы  России,  значительными масштабами
   работ,  большой продолжительностью реализации основных мероприятий,
   наличием  существенного  промежутка  времени  между  осуществлением
   затрат и получением требуемых результатов;
       в  соответствии  с  целями  Программы в качестве количественных
   результатов  ее  реализации  рассматриваются  показатели  изменения
   технических    и    экономических    параметров    функционирования
   транспортной  системы  страны,  а  также  натуральные показатели по
   вводам   мощностей   и   объемам  работ  на  объектах  транспортной
   инфраструктуры;
       реализация     мероприятий    Программы    даст    значительный
   мультипликативный   эффект   в  транспортной  системе  и  в  других
   отраслях экономики России, а также в социальной сфере;
       реализация  Программы  невозможна без государственной поддержки
   как  в  форме  прямых капитальных вложений из федерального бюджета,
   так  и  в  форме государственного регулирования, поддержки развития
   транспортной системы на международном уровне и др.
   
                II. Основная цель и задачи, сроки и этапы
                          реализации Программы
   
       Модернизация  транспортной  системы  относится  к  приоритетным
   задачам  государственного  регулирования  в  Российской Федерации и
   должна   в   соответствии   с  Транспортной  стратегией  Российской
   Федерации  на  период до 2020 года обеспечить благоприятные условия
   для   развития   экономики  и  социальной  сферы  страны,  снижение
   транспортных   издержек,   создать   необходимые   предпосылки  для
   интеграции     России     в     международное     производственное,
   информационное, транспортное и торговое сообщество.
       Целью    Программы   является   повышение   сбалансированности,
   эффективности  и  безопасности транспортной системы, обеспечивающей
   жизненно важные интересы страны.
       Для  достижения  указанной  цели  необходимо  решить  следующие
   основные задачи:
       совершенствование и развитие опорной транспортной сети;
       повышение эффективности системы товародвижения;
       повышение  конкурентоспособности  транспортной системы России и
   обеспечение реализации транзитного потенциала страны;
       обеспечение  гарантированной доступности транспортных услуг для
   населения и хозяйствующих субъектов;
       повышение  комплексной безопасности и устойчивости транспортной
   системы.
       Для    решения   этих   задач   предусматривается   осуществить
   модернизацию   производственной  базы  транспорта,  внедрить  новые
   технологии   и  виды  технических  средств,  обладающие  повышенной
   безопасностью и экономичностью.
       При  решении программных задач должны учитываться требования по
   обеспечению  экономической  безопасности  страны в части, зависящей
   от сферы транспорта, предусматривающие:
       транспортное    обеспечение    жизненно   важных   потребностей
   экономики  страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и населения
   в перевозках (как в обычных, так и в экстремальных условиях);
       сохранение  экономического  единства Российской Федерации путем
   создания  условий  для  развития  транспортно-экономических  связей
   между ее регионами;
       уменьшение  зависимости  страны  от  использования транспортных
   средств   и  инфраструктуры  других  стран,  а  также  от  поставок
   зарубежных технических средств для отечественного транспорта;
       защиту   интересов  российских  перевозчиков  и  производителей
   транспортных средств, а также внутреннего транспортного рынка.
       Программу предусматривается реализовать в два этапа.
       На  первом  этапе  (2002  -  2007  годы)  развитие транспортной
   системы  будет  ориентировано  на  более  эффективное использование
   имеющихся  мощностей,  на  втором  этапе  (2008 - 2010 годы) должно
   быть   обеспечено   ускоренное   развитие   транспортной   системы,
   направленное  на  значительное  повышение  эффективности и качества
   транспортного обслуживания.
       Указанные  выше  цель  и  основные  задачи  Программы  являются
   общими для всей транспортной системы России.
       С  учетом специфики отдельных видов транспорта соответствующими
   подпрограммами предусматриваются:
       а) на железнодорожном транспорте:
       поэтапное  обновление  и модернизация основных производственных
   фондов,    повышение    безопасности   движения   и   качественного
   обеспечения  платежеспособного  спроса  на  перевозки  пассажиров и
   грузов;
       внедрение    информационно-управляющих   систем,   модернизация
   устройств автоматики, телемеханики, связи и энергоснабжения;
       расширение полигона электрификации до 44,5 тыс. км;
       увеличение   среднего   веса   и  средней  участковой  скорости
   грузовых  поездов  соответственно  до  4008  тонн  (брутто)  и 43,8
   км/час;
       усиление  железнодорожных  подходов к существующим и строящимся
   морским портам;
       рационализация  взаимодействия  с  другими  видами транспорта и
   развитие мультимодальных перевозок;
       б) в дорожном хозяйстве:
       обеспечение    сохранности    существующей    дорожной    сети,
   приоритетное выполнение работ по ее содержанию и ремонту;
       увеличение    протяженности    автомобильных    дорог    общего
   пользования (в действующей классификации) до 605,1 тыс. км;
       доведение   доли   протяженности   автомобильных  дорог  общего
   пользования   федерального  значения,  соответствующих  нормативным
   требованиям,  до  39  процентов  (18,6 тыс. км) общей протяженности
   указанных автомобильных дорог;
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2007 N 437)
       в) в области гражданской авиации:
       повышение  роли  воздушного  транспорта  в транспортной системе
   страны,  обеспечение  надежного воздушного сообщения между всеми ее
   регионами   и   стабильного   функционирования  воздушных  линий  в
   районах,  слабо  обеспеченных другими видами транспорта, увеличение
   доступности воздушного сообщения для всех слоев населения;
       обеспечение  конкурентоспособности  российских  предприятий  на
   мировом  рынке  воздушных перевозок за счет повышения безопасности,
   качества  и  экономической  эффективности  перевозок  в  результате
   модернизации  и переоснащения парка воздушных судов их современными
   типами,  развитие  на  этой основе региональных перевозок и авиации
   общего назначения;
       формирование  опорной  сети  аэропортов  федерального  значения
   (крупных    пересадочных    узлов   и   региональных   аэропортов),
   модернизация   объектов   инфраструктуры   воздушного   транспорта,
   внедрение современных технологий и новых типов наземной техники;
       повышение безопасности гражданской авиации;
       повышение  эффективности методов государственного регулирования
   деятельности    по    обеспечению   функционирования   и   развития
   гражданской авиации;
       г) на морском транспорте:
       улучшение  материально-технической  базы отрасли, приведение ее
   в  соответствие с требованиями развивающейся российской экономики и
   внешней   торговли,   а   также  с  мировыми  стандартами  за  счет
   обновления   и   пополнения   морского  торгового  флота,  атомного
   ледокольного  флота,  реконструкции  существующих  и создания новых
   перегрузочных   мощностей   в   морских  портах,  развития  систем,
   обеспечивающих    навигационное    обслуживание    и   безопасность
   судоходства, развития соответствующих учебных заведений;
       увеличение  объема  переработки  грузов  в  российских  морских
   портах  до  542  млн.  тонн  в  год  и общего тоннажа транспортного
   флота, контролируемого Российской Федерацией, до 16,8 млн. тонн;
       повышение  доли  отечественных  морских  портов  в  обеспечении
   переработки российских внешнеторговых грузов до 90 процентов;
       повышение  уровня  безопасности  мореплавания  и  экологической
   безопасности  на  морском  транспорте,  надежности гидротехнических
   сооружений в морских портах;
       снижение  среднего возраста судов под российским флагом с 20 до
   14 лет;
       д) на внутренних водных путях:
       повышение  пропускной  способности  внутренних  водных путей на
   направлении  международного  транспортного  коридора "Север - Юг" и
   направлениях завоза грузов на Крайний Север;
       обеспечение    стабильного    и    надежного   функционирования
   внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;
       обновление  флота государственных бассейновых управлений водных
   путей  и  судоходства  для  проведения  путевых работ, обслуживания
   судоходной обстановки, обеспечения экологических требований и др.;
       развитие  инфраструктуры  внутренних  водных  путей в интересах
   удовлетворения  транспортных  потребностей  населения, судоходства,
   энергетики, а также поддержания экологического равновесия;
       проведение реконструкции системы технологической связи;
       е) в области развития экспорта транспортных услуг:
       увеличение  объема транзитных перевозок через территорию России
   на 25 - 30 млн. тонн в год;
       увеличение   объема   перевозок   трансфертных   пассажиров   в
   аэропортах-хабах до 3 - 4 млн. пассажиров;
       увеличение    доли   российских   автоперевозчиков   на   рынке
   международных перевозок до 50 процентов;
       увеличение  объема  экспорта  транспортных  услуг до 13,1 млрд.
   долларов США в год.
       Целевые  и объемные показатели Программы приведены в Приложении
   N 1.
   
                  III. Система программных мероприятий
   
       Система   программных   мероприятий   направлена   на  освоение
   перспективных  объемов  перевозок  грузов и пассажиров, преодоление
   сложившихся  диспропорций  в  развитии транспортной системы страны,
   улучшение  состояния  ее  материально-технической  базы, применение
   современных  технологий  перевозок,  переработки и хранения грузов,
   повышение  качества  перевозок пассажиров, расширение набора услуг,
   предоставляемых  грузовладельцам  и другим участникам транспортного
   процесса.
       Включенные    в    Программу    мероприятия   сгруппированы   в
   подпрограммы  по  отраслевому  признаку  с учетом их функциональной
   однородности  и взаимосвязанности, а также рационального управления
   реализацией  Программы.  Программа включает в себя 6 подпрограмм, 5
   из  которых  сформированы  по  отраслевому принципу: "Автомобильные
   дороги",   "Внутренние   водные   пути",   "Гражданская   авиация",
   "Железнодорожный    транспорт"    и   "Морской   транспорт".   Одна
   подпрограмма   -   "Развитие   экспорта   транспортных   услуг"   -
   сформирована  по  функциональному  принципу и направлена на решение

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное