Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 24.01.98 N 80 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ РОССИИ" НА 1998 2005 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 24 января 1998 г. N 80

           О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
                      РОССИИ" НА 1998 - 2005 ГОДЫ

       Правительство Российской Федерации постановляет:
       1. Утвердить представленную Министерством экономики Российской
   Федерации  Федеральную целевую программу "Энергосбережение России"
   на 1998 - 2005 годы (далее именуется Программа).
       2. Определить   государственным   заказчиком  -  координатором
   Программы Министерство топлива и энергетики Российской  Федерации,
   а  государственным  заказчиком  подпрограммы  "Энергосбережение  в
   жилищно-коммунальном   хозяйстве"   -   Государственный    комитет
   Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
       3. Министерству экономики Российской  Федерации,  Министерству
   финансов  Российской  Федерации,  Министерству  науки и технологий
   Российской  Федерации  и   Министерству   топлива   и   энергетики
   Российской  Федерации при разработке проектов федерального бюджета
   на  1999  -  2005  годы  предусматривать  выделение   средств   на
   финансирование Программы.
       Финансирование мероприятий Программы в 1998  году  осуществить
   за счет средств,  выделяемых на финансирование Федеральной целевой
   программы "Топливо и энергия" в пределах средств,  предусмотренных
   на реализацию подпрограммы "Энергосбережение России".
       4. Рекомендовать  органам  исполнительной   власти   субъектов
   Российской  Федерации  принять  участие  в  реализации Программы и
   разработать    соответствующие    региональные    программы     по
   энергосбережению.  Министерству  топлива  и  энергетики Российской
   Федерации  оказать   органам   исполнительной   власти   субъектов
   Российской   Федерации   необходимую   методическую   помощь   при
   разработке региональных программ по энергосбережению.

                                           Председатель Правительства
                                                 Российской Федерации
                                                        В.ЧЕРНОМЫРДИН




                                                           Утверждена
                                         Постановлением Правительства
                                                 Российской Федерации
                                            от 24 января 1998 г. N 80

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                       "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ РОССИИ"
                           (1998 - 2005 ГОДЫ)

   Государственный заказчик -      Министерство топлива и энергетики
   координатор Программы           Российской Федерации

   Государственный заказчик        Государственный комитет Российской
   подпрограммы                    Федерации по жилищной и
   "Энергосбережение в жилищно -   строительной политике
   коммунальном хозяйстве"


                                ПАСПОРТ
                     ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                       "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ РОССИИ"
                           (1998 - 2005 ГОДЫ)

   Наименование Программы           Федеральная целевая программа
                                    "Энергосбережение России"
                                    (1998 - 2005 годы).

   Дата принятия решения о          Положения Указа Президента
   разработке Программы, дата ее    Российской Федерации от 7 мая
   утверждения (наименование        1995 г. N 472 "Об основных
   и номер соответствующего         направлениях энергетической
   нормативного акта)               политики и структурной
                                    перестройки топливно -
                                    энергетического комплекса
                                    Российской Федерации на период до
                                    2010 года", поручение
                                    Правительства Российской
                                    Федерации от 17 сентября 1997 г.
                                    N ВЧ-П7-29646.

   Государственный заказчик,        Минтопэнерго России.
   координатор Программы

   Основные разработчики            Минтопэнерго РФ, Минэкономики
   Программы                        РФ, Комитет Российской Федерации
                                    по строительной и жилищной
                                    политике, отраслевые структуры,
                                    проектные и научные организации
                                    РАН, ТЭК, машиностроения и
                                    других отраслей.

   Цели и задачи Программы,         Реализация основных положений
   важнейшие целевые показатели     энергосберегающей политики,
                                    утвержденных Указом Президента
                                    Российской Федерации от 7 мая
                                    1995 г. N 472, требований
                                    Федерального закона "Об
                                    энергосбережении". Обеспечение
                                    перехода российской экономики на
                                    энергосберегающий путь развития
                                    при улучшении бытовых условий
                                    населения. Использование
                                    комплекса рыночных механизмов и
                                    мер государственного
                                    регулирования. Достижение в
                                    период 1998 - 2005 годов экономии
                                    топливно - энергетических
                                    ресурсов в объеме 365 - 435 млн.
                                    тонн условного топлива и снижение
                                    на этой основе энергоемкости ВВП
                                    к 2005 году на 13,4%; сокращение
                                    бюджетных дотаций регионов на
                                    топливо- и энергообеспечение при
                                    снижении цен и тарифов на
                                    энергоресурсы.

   Сроки и этапы реализации         1998 - 2005 годы, в том числе:
   подпрограммы                     1 этап - 1998 - 2000 годы
                                    2 этап - 2001 - 2005 годы.

   Перечень основных мероприятий    Основные направления научно -
   и подпрограмм                    технического прогресса в
                                    энергосбережении, развитие
                                    производства и оснащение
                                    потребителей средствами учета и
                                    регулирования расхода
                                    энергоресурсов, оборудованием и
                                    средствами энергосберегающей
                                    электротехники, инвестиционная
                                    политика и энергосберегающие
                                    проекты, нормативно - правовое и
                                    финансовое обеспечение Программы,
                                    стандартизация и сертификация.
                                    Экономические и финансовые
                                    механизмы реализации Программы,
                                    региональная политика и
                                    управление реализацией Программы.
                                    Подпрограммы:
                                    1. Энергосбережение в отраслях
                                    топливно - энергетического
                                    комплекса.
                                    2. Энергосбережение в жилищно -
                                    коммунальном хозяйстве.
                                    3. Энергосбережение в энергоемких
                                    отраслях промышленности.
                                    4. Производство сертифицированных
                                    приборов, систем учета и
                                    регулирования расхода
                                    энергоресурсов и оснащение ими
                                    потребителей.
                                    5. Энергосберегающая
                                    электротехника.

   Исполнители Программы и          Министерства и ведомства
   основных мероприятий             Российской Федерации, органы
                                    исполнительной власти субъектов
                                    РФ, уполномоченные ими
                                    хозяйствующие субъекты,
                                    предприятия, организации,
                                    концерны и акционерные общества.

   Экономия, объемы и источники
   финансирования Программы
   (трлн. руб. в ценах
   1995 года)
                -------------------------T-------------T------------¬
                ¦  Этапы реализации      ¦Экономия ТЭР ¦Объем финан-¦
                ¦      Программы         ¦  за период, ¦ сирования, ¦
                ¦                        ¦(млн. т у.т.)¦(трлн. руб.)¦
                +------------------------+-------------+------------+
                ¦I  (1998 - 2000 гг.)    ¦   53 -  69  ¦    15,2    ¦
                +------------------------+-------------+------------+
                ¦II (2001 - 2005 гг.)    ¦  312 - 366  ¦    40,1    ¦
                +------------------------+-------------+------------+
                ¦Всего (1998 - 2005 гг.) ¦  365 - 435  ¦    55,3    ¦
                L------------------------+-------------+-------------
                ---------------------T------------T----------T------¬
                ¦                    ¦ Источники  ¦  Объем   ¦% от  ¦
                ¦                    ¦финансирова-¦ финанси- ¦объема¦
                ¦                    ¦    ния     ¦ рования, ¦затрат¦
                ¦                    ¦            ¦трлн. руб.¦      ¦
                +--------------------+------------+----------+------+
                ¦Государственная     ¦федеральный ¦  1,6     ¦  3   ¦
                ¦финансовая поддержка¦бюджет      ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦            ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦бюджеты     ¦ 11,2     ¦ 20   ¦
                ¦                    ¦субъектов РФ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦и региональ-¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦ные фонды   ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦энергосбе-  ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦режения     ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦            ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦внебюджет-  ¦  1,2     ¦  2   ¦
                ¦                    ¦ные целевые ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦средства    ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦Минтоп-     ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦энерго РФ   ¦          ¦      ¦
                +--------------------+------------+----------+------+
                ¦Внебюджетные источ- ¦собственные ¦ 12,1     ¦ 22   ¦
                ¦ники                ¦средства    ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦предприятий ¦          ¦      ¦
                ¦                    +------------+----------+------+
                ¦                    ¦кредиты рос-¦ 16,7     ¦ 30   ¦
                ¦                    ¦сийских и   ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦зарубежных  ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦банков      ¦          ¦      ¦
                ¦                    +------------+----------+------+
                ¦                    ¦средства от ¦ 12,5     ¦ 23   ¦
                ¦                    ¦использо-   ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦вания       ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦рыночных    ¦          ¦      ¦
                ¦                    ¦механизмов  ¦          ¦      ¦
                +--------------------+------------+----------+------+
                ¦ВСЕГО:              ¦            ¦ 55,3     ¦100   ¦
                L--------------------+------------+----------+-------

                                    Объемы финансирования уточняются
                                    при разработке годовых прогнозов
                                    социально - экономического
                                    развития страны и ежегодных
                                    федеральных бюджетов.

   Ожидаемые конечные результаты    Всего за период экономия
   реализации Программы             энергоресурсов составит 365 -
                                    435 млн. т у.т. К 2001 году
                                    должно быть завершено, в
                                    основном, оснащение потребителей
                                    приборами и системами учета
                                    расхода и регулирования
                                    энергоресурсов, средствами
                                    энергосберегающей электротехники,
                                    а также реализована
                                    инвестиционная программа по
                                    расширению использования
                                    энергосберегающих технологий,
                                    производству энергетически
                                    высокоэффективных материалов,
                                    оборудования и конструкций.
                                    Будет создана нормативно -
                                    правовая база и отлажен
                                    финансово - экономический
                                    механизм энергосбережения на
                                    федеральном и региональных
                                    уровнях.
                                    При реализации Программы будут
                                    созданы дополнительные рабочие
                                    места, повышены уровни
                                    газификации быта, возрастет
                                    электробезопасность технологий и
                                    оборудования, значительно
                                    уменьшатся выбросы вредных
                                    веществ и водопотребления.

            ----------------------T-----------T----------T----------¬
            ¦ Основные показатели ¦  Единица  ¦2000 г. к ¦ 2005 г. к¦
            ¦                     ¦ измерения ¦1995 году ¦ 1995 году¦
            +---------------------+-----------+----------+----------+
            ¦Экономия ТЭР         ¦млн. т у.т.¦ 38 - 45  ¦ 88 - 102 ¦
            +---------------------+-----------+----------+----------+
            ¦Снижение энергоем-   ¦    %      ¦   5,3    ¦   13,4   ¦
            ¦кости ВВП            ¦           ¦          ¦          ¦
            +---------------------+-----------+----------+----------+
            ¦Экономия бюджет-     ¦трлн. руб. ¦  20,0    ¦   32,9   ¦
            ¦ных средств за счет  ¦           ¦          ¦          ¦
            ¦сокращения дотаций   ¦           ¦          ¦          ¦
            ¦на оплату теплоэнер- ¦           ¦          ¦          ¦
            ¦гии                  ¦           ¦          ¦          ¦
            +---------------------+-----------+----------+----------+
            ¦Снижение тарифов и   ¦           ¦          ¦          ¦
            ¦цен за счет уменьше- ¦           ¦          ¦          ¦
            ¦ния инвестиционной   ¦           ¦          ¦          ¦
            ¦составляющей         ¦           ¦          ¦          ¦
            ¦                     ¦           ¦          ¦          ¦
            ¦ по электроэнергии   ¦    %      ¦  9 - 11  ¦ 10 - 13  ¦
            ¦ по газу             ¦    %      ¦  8 - 9   ¦ 11 - 13  ¦
            L---------------------+-----------+----------+-----------

   Система организации контроля     Доклады о ходе реализации
   за использованием Программы      Программы представляются в
                                    установленном порядке.






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                    И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

              1. АНАЛИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
                       В ПЕРИОД 1993 - 1997 ГОДОВ

       В указанный период работы по энергосбережению осуществлялись в
   основном  в  соответствии  с  программой энергосбережения России и
   подпрограммой энергосбережения России на период  до  2000  года  в
   составе   Федеральных   целевых   программ  "Топливо  и  энергия",
   утвержденных   соответствующими   Постановлениями    Правительства
   Российской Федерации в 1993 и 1996 годах.
       В    соответствии   с  разработанными  программами  в  1993  -
   1997 годах  было обеспечено проведение работ по следующим основным
   направлениям:
       Государственная Дума,  Совет  Федерации и Президент Российской
   Федерации приняли в I квартале 1996  года  Федеральный  закон  "Об
   энергосбережении", на  основе  которого  в  основном  сформирована
   нормативно - правовая база энергосбережения;
       Правительство   Российской  Федерации приняло Постановления от
   2 ноября 1995 г.  N 1087 и от 8  июля  1997  г.  N  832,  которыми
   предусмотрен  комплекс мер по энергосбережению,  включая оснащение
   предприятий,  организаций и  населения  до  2000  года  средствами
   приборного учета и регулирования расхода энергоносителей;
       за последние  годы  показатели,   регулирующие   эффективность
   энергопотребления,  включены  в  состав 314 ГОСТов,  дополнительно
   разработаны проекты 15 основных ГОСТов;
       при участии  Минтопэнерго  России Минстроем России разработаны
   СНиП в  части  повышения  в  1,5  -  2  раза  уровня  теплозащиты,
   оснащения  гражданских  и  промышленных  зданий  приборами учета и
   регулирования потребляемых энергоресурсов и воды;
       сформирована в  основном  промышленная база по производству на
   36 заводах приборов учета и регулирования расхода  энергоресурсов,
   реализованы     первоочередные     мероприятия     по     созданию
   электротехнической элементной базы энергосбережения;
       реализуется соглашение  о  займе между Российской Федерацией и
   Мировым банком реконструкции и развития для 10 городов  страны  по
   распределительным  тепловым  сетям  на  сумму 60 млн.  долл.  США,
   ведутся работы,  связанные с получение кредита от МБР и Р на сумму
   300 млн. долл. США;
       Российским внебюджетным межотраслевым фондом  энергосбережения
   и   Государственным   межрегиональным   Центром   энергосбережения
   Минтопэнерго РФ  проводятся  работы  по  нормативно  -  правовому,
   программному  и  финансовому  обеспечению проводимых субъектами РФ
   работ в рамках  заключенных  ими  соглашений  о  сотрудничестве  с
   Минтопэнерго России в области энергосбережения;
       на территориях многих  субъектов  РФ  образованы  региональные
   центры энергоэффективности  и фонды энергосбережения (Челябинская,
   Тульская,  Костромская,  Нижегородская,   Курская,   Белгородская,
   Липецкая,    Воронежская,   Орловская,   Тамбовская,   Ростовская,
   Самарская,  Тюменская  области,  Республика  Карелия,  Хабаровский
   край,  города  Москва  и  Санкт - Петербург  и  ряде других);
       при государственной    финансовой   поддержке   осуществляется
   реализация  первоочередных  инвестиционных   проектов.   Поддержку
   получили  проекты,  направленные  на  завершение  НИОКР и создание
   опытно - промышленных установок и систем,  обеспечивающих серийное
   производство   высокоэффективной   энергосберегающей   техники   и
   приборов.   Созданы   мощности   по   производству   и   внедрению
   автоматизированных     комплексов    на    основе    разработанных
   энергосберегающих  и  экологически  чистых  технологий   на   базе
   противодавленческих  и  газорасширительных  турбин малой и средней
   мощности в диапазоне 0,5 - 25,0 МВт  на  АО  "Калужский  турбинный
   завод". Созданы мощности по производству приборов учета электро- и
   теплоэнергии,      газа,     воды,    нефти  и  нефтепродуктов   в
   гг.     Челябинске,    Москве,   Тюмени,   Зеленограде,  Энгельсе,
   Сарапуле,  Смоленске,  Твери и Санкт  -  Петербурге.  Организовано
   производство    новых    теплоизоляционных    и    конструкционных
   ресурсосберегающих материалов в Московской и  Ивановской  областях
   для нужд теплоэнергетики и строительства. Осваивается производство
   мощностного  ряда   энергоустановок   "бестопливной"   энергетики.
   Сооружаются      при      поддержке      Программы     ЕЭК     ООН
   "Энергоэффективность-2000" объекты  в  12  демонстрационных  зонах
   высокой энергетической эффективности.
       В период  1993  -  1997  г.г.   программами  предусматривалась
   реализация  230  первоочередных  малозатратных  и  быстроокупаемых
   инвестиционных  проектов с объемом капитальных вложений 5,88 трлн.
   рублей.  Реализация этих инвестиционных проектов  должна  была  бы
   обеспечить  сокращение  потребности  в  энергоресурсах по стране в
   объеме  3,5  млн.  тонн  условного   топлива   в   год.   Из   них
   государственная  поддержка  за счет бюджетных капитальных вложений
   была установлена в размере 180 млрд.  рублей.  Бюджетом Российской
   Федерации   на   1994   -   1997   годы   были  предусмотрены  для
   энергосбережения капитальные вложения в объеме 59,9 млрд.  рублей,
   а выделены в объеме всего лишь 13,2 млрд. рублей, что не позволило
   обеспечить  запланированные  объемы  экономии   энергоресурсов   и
   снижение  энергоемкости  валового  внутреннего  продукта,  которая
   продолжала расти медленными темпами.

                       2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

       Одной из основных причин напряженного состояния в  топливно  -
   энергетическом   комплексе  страны  продолжает  оставаться  низкая
   энергетическая   эффективность   российской   экономики.   Затраты
   российского общества   на   удовлетворение  своих  потребностей  в
   топливе  и  энергии  очень  велики.  Доля  продукции  топливно   -
   энергетического  комплекса (ТЭК) в стране составляет одну треть от
   общего объема промышленного производства, а доля инвестиций в этот
   комплекс  достигает почти 30%  от суммарных инвестиций в экономику
   за счет всех источников.  При этом более 60% объема продукции ТЭКа
   используется    для   удовлетворения   внутренних   энергетических
   потребностей России.
       Уровень эффективности энергоиспользования является своего рода
   индикатором  научно  -  технического  и  экономического потенциала
   страны,   позволяющего   минимизировать   издержки   общества   на
   удовлетворение  своих  энергетических потребностей.  Сопоставление
   показателей энергоемкости экономики  России  и  развитых  западных
   стран показывает,  что удельная энергоемкость валового внутреннего
   продукта (ВВП)  в  нашей  стране  выше,  чем  в  развитых  странах
   Западной  Европы  почти  в 3 раза и в 1,8 раза больше,  чем в США,
   длительное время активно  проводящими  энергосберегающую  политику
   при  финансовой  поддержке и законодательном регулировании в сфере
   производства и потребления энергоресурсов.
       Основными причинами    такого    положения    являются     как
   сложившаяся    более   тяжелая   и,   следовательно,   энергоемкая
   межотраслевая структура промышленного производства в России, так и
   технологическое    несовершенство   производственного   потенциала
   основных производственных фондов, в связи с чем энергоемкость ряда
   технологий   в   машиностроении,   металлургии,  химико  -  лесном
   комплексах и в других отраслях значительно превышает энергоемкость
   аналогичных   технологий  в  развитых  капиталистических  странах.
   Большое негативное  влияние  на  эффективность энергоиспользования
   оказывают  энергорасточительство   и   бесхозяйственность,   плохо
   налаженный  и  необустроенный  соответствующим аппаратурным парком
   учет  и  контроль  использования  топлива  и  энергии,   а   также
   недогрузка   производственных   мощностей   из-за   спада  объемов
   производства  в  последние  годы.  Более   высокая   энергоемкость
   экономики  России  связана  и  с  ее климатическими особенностями.
   Однако этим  фактором  обусловлено  не  более  10  -  20%  разницы
   удельного   энергопотребления   по   сравнению  с  индустриальными
   странами Запада.
       Неэффективное использование топлива  и  энергии  в  российской
   экономике  обусловлено также несовершенством действующих правовых,
   финансово   -   экономических   и   ценовых   механизмов,    слабо
   стимулирующих производителей и потребителей энергоресурсов снижать
   затраты на топливо и энергию. Ограниченное производство и особенно
   использование  энергосберегающей  техники,  приборов учета расхода
   энергоресурсов,  специальных  материалов  вызвано    недостаточным
   платежеспособным   спросом,   слабостью   информационной   базы  и
   инфраструктуры  рынка  этой   техники,   недостатком   средств   у
   предприятий, сложностью получения кредитов на приемлемых условиях.
   Энергозатратность производств все в большей  степени  определяется
   постоянно  возрастающей  долей устаревших производственных фондов,
   изношенностью оборудования,  нехваткой квалифицированных кадров  в
   области  энергосбережения.  Не  проводится  обучение  и пропаганда
   эффективных методов экономии энергоресурсов среди населения.
       В то   же  время  развитие  экономики  тесно  взаимосвязано  с
   удельной   ее   энергоемкостью   рядом   органически   неразрывных
   взаимоотношений, поскольку чем меньшие издержки несет общество для
   удовлетворения своих сопоставимых ресурсных потребностей,  тем оно
   богаче.
       В рыночных  условиях  хозяйственная  взаимосвязь  экономики  и
   энергопотребления     особенно     значимо    проявляется    через
   конкурентоспособность товаропроизводителей.
       В последнее  время доля энергозатрат в себестоимости продукции
   и услуг  составляет  в  среднем  на  транспорте  17%,  в  сельском
   хозяйстве - 11%,  в промышленности -  18%,  а  в  ряде  масштабных
   производств достигает 40 и даже 60%.
       В этих    условиях    энергоемкость   производства   оказывает
   существенное  влияние  на  цену  продукции  и  ее  конкурентность.
   Высокая   энергоемкость   производства   в   России   приводит   к
   соответствующему уровню цен на продукцию,  что ограничивает  спрос
   на  нее  и  тормозит  развитие  производства,  снижая одновременно
   налогооблагаемую базу и уровень жизни населения, позволяя получать
   соответствующие   доходы   зарубежным   экспортерам   товаров   на
   российский рынок.
       Другим важнейшим     фактором     взаимосвязи    эффективности
   энергоиспользования   и   развития   экономики   страны   являются
   инвестиционные затраты,  необходимые  для  обеспечения  внутренних
   потребностей в топливе и энергии.
       Расчеты показывают,  что при реализации имеющегося  потенциала
   энергосбережения   в   России,   достигающего   почти   40%  всего
   энергопотребления,  необходимые ежегодные  инвестиционные  затраты
   только  в ТЭКе могут быть уменьшены в среднем на 50 трлн.  рублей.
   Это позволит также соответственно сократить затраты на  геолого  -
   разведочные   работы,  снизить  цены  на  продукцию  ТЭКа  и,  как
   следствие,    дополнительно     повысить     конкурентоспособность
   отечественного производства. При этом принимается во внимание, что
   инвестиции,   необходимые   для    реализации    энергосберегающих
   мероприятий у потребителей энергоресурсов,  в 3 - 4 раза ниже, чем
   затраты на их альтернативную добычу и производство.
       С учетом изложенного  макроэкономический  эффект  от  снижения
   удельной  энергоемкости  валового  внутреннего  продукта на каждый
   процент оценивается   ростом    национального  дохода   на  0,3  -
   0,4 процента.   Кроме   того,  энергосбережение   может    оказать
   существенное  влияние  на увеличение экспортного потенциала страны
   со всеми   вытекающими   из   этого    позитивными    не    только
   экономическими, но и политическими последствиями.
       Таким образом,  реализация энергосберегающей  стратегии  может
   оказать  широкое  и многогранное положительное влияние на развитие
   экономики страны в  целом  и  в  том  числе  на  совершенствование
   производственных, транспортных и коммунально - бытовых технологий,
   торможение   инфляционных   процессов,   рыночную   конкурентность
   отечественных    товаропроизводителей,    увеличение   экспортного
   потенциала  России  и,  наконец,  на  рост  внутреннего   валового
   продукта   и,   в   конечном  итоге,  на  повышение  уровня  жизни
   российского общества.
       Для реализации  энергосберегающей стратегии необходимо принять
   приоритетную   федеральную   целевую   программу,    разработанную
   Минтопэнерго  России  совместно  с  заинтересованными федеральными
   органами  исполнительной  власти.   Эта   программа   аккумулирует
   конкретные  направления,  меры и проекты,  обеспечивающие снижение
   удельной  энергоемкости  экономики  России   и   должна   являться
   инструментом решения данной проблемы.
       Целью этой  программы  является обеспечение ускорения перевода
   российской экономики на энергосберегающий путь развития и принятие
   первоочередных мер   по  реализации  политики  энергосбережения  в
   период до 2005 года с учетом изменившихся экономических условий  в
   стране. Программа будет содействовать превращению энергосбережения
   в решающий фактор улучшения социальных  условий  жизни  населения,
   решению    экономических    задач  и  удовлетворению   спроса   на
   энергетические ресурсы по мере подъема российской экономики.
       При осуществлении   программы энергосбережения удастся снизить
   нагрузку  на  топливодобывающие  отрасли   и   облегчить   решение
   социальных   проблем.   За  счет  энергосбережения  и  структурных
   преобразований  в  промышленности  в  ближайший   период   удастся
   высвободить  резервы  тепловой и электрической энергии и направить
   их для  повышения  надежности  энергообеспечения   в   жилищно   -
   коммунальном  и  сельском  хозяйстве,  существенно улучшив условия
   жизни населения.  Широкое  освоение  наукоемких  энергосберегающих
   технологий  и  производство соответствующих техники и оборудования
   потребуют создания дополнительных рабочих мест  в  промышленности,
   на  транспорте  и  строительстве с перепрофилированием целого ряда
   традиционных, использующих ручной труд профессий.
       Реализация программы   энергосбережения   позволит   сократить
   бюджетные дотации в регионах на топливо- и  энергообеспечение  при
   одновременном снижении тарифов на энергоресурсы.

   70-- -- -- -- -- -- --- --- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ---¬
     ¦                                                                ¦
     ¦                                                  ---¬          ¦
     ¦                                                  ¦  ¦          ¦
     ¦                                                  ¦  ¦          ¦
   60+- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ¦  ¦ -- -- -- ¦
     ¦                                                  ¦  ¦          ¦
     ¦                                                  ¦  ¦          ¦
     ¦                                                  ¦  ¦          ¦
     ¦                                                  ¦  ¦          ¦
   50+- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ¦  ¦ - -- -- -+
     ¦                                                  ¦  ¦          ¦
     ¦---¬                                              ¦  ¦          ¦
     ¦+--+                                              ¦  ¦          ¦
     ¦+--+                                        -TT¬  ¦  ¦          ¦
   40++--+- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --+¦¦¦ -+  +- -- -- --+
     ¦+--+                                        ¦¦¦¦  ¦  ¦          ¦
     ¦+--+                                        ¦¦¦¦  ¦  ¦          ¦
     ¦+--+                                        ¦¦¦¦  ¦  ¦          ¦
     ¦+--+                                     ---+¦¦¦  ¦  ¦          ¦
   30++--+- -- -- -- -- --- -- -- -- --  -- -- +--+¦¦¦ -+  ¦ - -- -- -+
     ¦+--+                          ---¬       +--+¦¦¦  ¦  ¦          ¦
     ¦+--+  г==¬                    ¦  ¦       +--+¦¦¦  ¦  ¦          ¦
     ¦+--+  ¦==¦  гTT¬              ¦  ¦       +--+¦¦¦  ¦  гTT¬       ¦
     ¦+--+  ¦==¦  ¦¦¦¦        -TTг==¬  ¦       +--+¦¦¦  ¦  ¦¦¦¦       ¦
   20++--+ -¦==¦ -¦¦¦¦ -- -- -+¦¦¦==¦  гTT¬ -- +--+¦¦¦  ¦  ¦¦¦¦ -- -- ¦
     ¦+--+TT¦==¦  ¦¦¦¦        ¦¦¦¦==¦  ¦¦¦¦    +--+¦¦¦  ¦  ¦¦¦¦       ¦
     ¦+--+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦        ¦¦¦¦==¦  ¦¦¦¦    +--+¦¦¦  ¦  ¦¦¦¦       ¦
     ¦+--+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦        ¦¦¦¦==¦  ¦¦¦¦    +--+¦¦¦  ¦  ¦¦¦¦       ¦
     ¦+--+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦     ---+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦    +--+¦¦¦  ¦  ¦¦¦¦       ¦
   10++--+¦¦¦==¦--¦¦¦¦- -- +--+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦ -- +--+¦¦г==¬  ¦¦¦¦ -- -- ¦
     ¦+--+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦     +--+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦    +--+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦       ¦
     ¦+--+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦     +--+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦    +--+¦¦¦==¦  ¦¦¦¦       ¦
    0L+--+++¦--¦--¦¦¦¦-----+--+++¦--¦--¦¦¦¦----+--+++¦--¦--¦¦¦¦--------
             ТЭК            Жилкомбыт и с/х     Промышленность
                       ---¬                       и транспорт
       Природный газ   +--+
                       L---

                       -TT¬
       Нефтепродукты   ¦¦¦¦
                       L++-

                       г==¬
       Твердое топливо ¦==¦
                       L==-

                       ---¬
       Э/энергия       ¦  ¦
                       L---

                       гTT¬
       Тепло           ¦¦¦¦
                       L¦¦-

                     3. ПОТЕНЦИАЛ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ.
                     ОБЪЕМЫ ЭКОНОМИИ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

       Потребление    топливно - энергетических   ресурсов  в  России
   в   1996  году  составило  около  840  млн.  т у.т.  в год.  Общая
   потребность страны в топливе и энергии к 2010 году оценивается  на
   уровне 1050 - 1160 млн.  т у.т.  с учетом реализации к этому сроку
   потенциала энергосбережения  в  объеме  350  -  460  млн.  т  у.т.
   Потенциал  энергосбережения  при  этом  будет соответствовать тому
   количеству  первичных энергоресурсов,  на  которое  сократится  их
   потребность при осуществлении программы энергосбережения.

               Потенциал экономии энергетических ресурсов
              в 2010 году по отношению к уровню 1995 года

   -------------------T---------T----------T---------T---------T---------T---------¬
   ¦                  ¦ Природ- ¦ Нефтепро-¦ Уголь,  ¦Электро- ¦Тепло-   ¦Всего,   ¦
   ¦                  ¦ный газ, ¦  дукты,  ¦ кокс,   ¦энергия, ¦энергия, ¦млн.     ¦
   ¦                  ¦  млрд.  ¦млн. тонн ¦ млн. т  ¦ млрд.   ¦ млн.    ¦т у.т.   ¦
   ¦                  ¦ куб. м  ¦          ¦ у.т.    ¦ кВт. ч. ¦ Гкал    ¦         ¦
   +------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+
   ¦Топливно -        ¦ 33 - 48 ¦11 - 14   ¦25 - 31  ¦ 28 - 37 ¦115 - 145¦110 - 145¦
   ¦энергетический    ¦         ¦          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦комплекс, в т.ч.  ¦         ¦          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦- добыча нефти    ¦  3,7 - 8¦          ¦         ¦         ¦         ¦4,5 - 10 ¦
   ¦- добыча угля     ¦         ¦          ¦         ¦  6 - 8  ¦         ¦1,5 - 3  ¦
   ¦- транспорт       ¦  6 - 7  ¦          ¦ 5 - 6,5 ¦ 22 - 29 ¦110 - 135¦ 38 - 47 ¦
   ¦энергоносителей   ¦         ¦          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦- электро- и      ¦ 28 - 33 ¦ 7 - 9,5  ¦20 - 25  ¦         ¦         ¦ 58 - 77 ¦
   ¦теплоэнергетика   ¦         ¦          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦- нефтепереработка¦         ¦ 3,5 - 4  ¦         ¦         ¦  6 - 8  ¦  6 - 7  ¦
   +------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+
   ¦Жилкомбытсектор   ¦  8      ¦ 0,4 - 0,6¦18 - 21  ¦ 80 - 90 ¦105 - 120¦ 65 - 75 ¦
   +------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+
   ¦Сельское хозяйство¦1,4 - 1,5¦14 - 15   ¦1,5 - 1,7¦  8 - 10 ¦  4      ¦ 27 - 30 ¦
   +------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+
   ¦Транспорт         ¦         ¦23 - 28   ¦         ¦         ¦         ¦ 33 - 40 ¦
   +------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+
   ¦Промышленность, в ¦ 25 - 34 ¦ 4 - 6    ¦ 8 - 12  ¦170 - 235¦120 - 160¦115 - 170¦
   ¦т.ч.              ¦         ¦          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
   +------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+
   ¦- общепромышлен-  ¦  6 - 8  ¦ 0,5 - 1  ¦         ¦105 - 145¦ 55 - 70 ¦ 52 - 75 ¦
   ¦  ные мероприятия ¦         ¦          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦- металлургия     ¦  8 - 10 ¦ 1,5 - 2  ¦ 6,5 - 9 ¦ 15 - 23 ¦  4 - 6  ¦ 25 - 35 ¦
   ¦- машиностроение  ¦  2 - 3  ¦ 1,2 - 1,8¦         ¦ 41 - 53 ¦         ¦ 11 - 16 ¦
   ¦- строительные    ¦  6 - 8  ¦          ¦ 1,5 - 3 ¦  6 - 9  ¦ 28 - 40 ¦ 15 - 22 ¦
   ¦  материалы       ¦         ¦          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦- химия и нефтехи-¦  3 - 4,5¦          ¦         ¦  3 - 5  ¦  8 - 12 ¦  6 - 11 ¦
   ¦  мия             ¦         ¦          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦- лесобумажная    ¦0,2 - 0,5¦ 0,7 - 1  ¦         ¦         ¦ 25 - 32 ¦  6 - 11 ¦
   ¦  промышленность  ¦         ¦          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
   +------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+
   ¦ВСЕГО:            ¦ 68 - 92 ¦52 - 64   ¦52 - 65  ¦285 - 370¦340 - 425¦350 - 460¦
   L------------------+---------+----------+---------+---------+---------+----------
       В соответствии с настоящей Программой по трем наиболее  важным
   секторам   экономики,    топливно   -  энергетическому  комплексу,
   жилищно -   коммунальному   хозяйству   и   энергоемким   отраслям
   промышленности   предстоит   обеспечить   в   2005  году  экономию
   энергоресурсов   (по   отношению   к   1995   году) в  объеме 88 -
   102 млн.  т  у.т.,  а в 2000 году - 38 - 45 млн.  т у.т.  При этом
   часть  намеченной  экономии  должна  быть   достигнута   за   счет
   совершенствования структуры производства,  а остальная, большая ее
   часть,  в результате технологических  усовершенствований  за  счет
   внедрения  достижений  научно  -  технического  прогресса  -  55%,
   проведения    целенаправленной    инвестиционной    политики     и
   осуществления комплекса организационных мероприятий.
       Достижение указанных объемов экономии будет  означать,  что  к
   2010 году энергоемкость валового внутреннего продукта России будет
   снижена по сравнению с 1995 годом на 22 - 25%.
       На первом   этапе,   в   1998  -  2000  годах,  потребность  в
   энергоресурсах  за   счет   реализации   технического   потенциала
   энергосбережения  должна  быть  сокращена не менее чем на  3 - 4%.
   Сокращение  спроса  на  энергоресурсы  в  этот  период   за   счет
   структурных  изменений  будет  осуществляться  в направлении роста
   доли  малоэнергоемкой  продукции  и,  в  первую  очередь,  товаров
   народного    потребления,   обеспечивая   решение   первоочередных
   социально - экономических задач.
       Опыт западных  стран,  переживших энергетический кризис 1973 -
   1974   годов,   свидетельствует    о    возможностях    реализации
   государственных  энергосберегающих  программ,  в том числе за счет
   ужесточения   государственных    стандартов    на   энергетические
   характеристики  промышленной продукции,  технологические процессы,
   теплотехнические характеристики зданий и сооружений,  и  позволяет
   считать реальным   достижение  в  России  указанных  выше  объемов
   экономии энергетических ресурсов.

                     4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Программу энергосбережения предусматривается  реализовывать  в
   два этапа,  сопряженных во времени с проводимой в стране жилищно -
   коммунальной реформой,  первый этап - 1998 - 2000  годы  и  второй
   этап - 2001 - 2005 годы.
       В начале первого этапа реализации Программы, 1998 - 1999 годы,
   приходящегося    в    соответствии   с   Основными   направлениями
   энергетической стратегии  России на период осуществления комплекса
   антикризисных  мер  в  экономике  и  в  энергетическом  хозяйстве,
   основными  направлениями  работы в области энергосбережения должны
   быть:
       разработка и  принятие  субъектами  РФ  законодательных актов,
   направленных на регулирование отношений в регионах России в  сфере
   производства  и  услуг,  рационального  использования и экономного
   расходования топлива и энергии с  учетом  требований  Федерального
   закона  "Об  энергосбережении"  и  других  нормативно  -  правовых
   документов;
       создание системы      управления      энергопотреблением     и
   энергосбережением  в   регионах   на   основе   децентрализации  и
   антимонопольного законодательства  и  повышения  роли  регионов  в
   энергосбережении;
       оказание финансовой  поддержки  энергосбережению  со   стороны
   государства  за счет целевых бюджетных ассигнований и внебюджетных
   целевых средств,  средств региональных фондов  энергосбережения  с
   целью   инвестирования   наиболее   эффективных  энергосберегающих
   проектов и программ;
       организация работ   по   оснащению  потребителей  приборами  и
   системами учета и регулирования расхода  энергоресурсов,  а  также
   средствами и оборудованием энергосберегающей электротехники;
       дальнейшее совершенствование системы цен на топливо и  энергию
   с  приведением  внутренних  цен  в  соответствие с затратами на их
   производство и доставку потребителям и устранением  несоответствия
   с  ценами на основную промышленную продукцию.  Это увеличит эффект
   от  предлагаемых  законодательных,  административных,   научно   -
   технических  и  иных энергосберегающих мер,  о чем свидетельствует
   весь  предыдущий  опыт  в  стране   и   за   рубежом;
       дальнейшее совершенствование системы тарифов на  электрическую
   и  тепловую  энергию  и  цен  на  природный газ для потребителей с
   консолидацией  на  этой  основе  части  средств,  необходимых  для
   финансирования  энергосбережения  в  регионах  в  соответствии  со
   статьей 14 Федерального закона "Об энергосбережении";
       введение в действие рыночных механизмов мобилизации средств, в
   том   числе   населения,   а   также   механизмов,  обеспечивающих
   привлечение заемных средств российских и зарубежных инвесторов.
       Этот период     характеризуется     необходимостью    оказания
   интенсивной      государственной       финансовой       поддержки,
   предусматриваемой  Программой  на  возвратной основе в объеме 35 -
   40%  от   общей   потребности   в   финансовых   ресурсах,   когда
   преимущественно     будут     реализовываться    энергоэффективные
   энергосберегающие проекты с инвестиционным циклом не более 1,5 лет
   и окупаемостью до 1,5 - 2 лет.
       В конце  первого  этапа,  1998  -  2000  годы,  связанного   с
   преодолением  энергетического  кризиса  и  формированием развитого
   энергетического рынка в России,  должны начать  функционировать  в
   полную   меру   законодательные   и  нормативные  акты  в  области
   энергопотребления  и  энергосбережения,  а   также   финансово   -
   экономические  механизмы.  На  этом  этапе предусматривается также
   завершить в  основном  формирование  в  субъектах  РФ  комплексных
   систем государственного управления энергосбережением.
       Особое внимание при достижении целей энергосбережения  в  этот
   период  должно  быть  уделено организации массового производства и
   оснащения всех категорий энергопотребителей относительно  дешевыми
   и  качественными  коммерческими  средствами  учета и регулирования
   расхода топлива  и  энергии,  что  является  непременным  условием
   достижения  предусмотренных в настоящей Программе объемов экономии
   энергоресурсов.
       Исключительно важное  значение  это  имеет для сферы жилищно -
   коммунального  хозяйства,  где  приборный  учет  и   регулирование
   расхода   энергоресурсов   позволят   решить   социальные  задачи,
   связанные  с  энергообеспечением  населения   при   сокращении   и
   последующей  отмене  дотаций  в  жилищно - коммунальном секторе за
   счет  исключения  переплат  за  энергоресурсы.
       На втором этапе,  в 2001 - 2005 годах,  должны  получить  свое
   дальнейшее    развитие   создание   и   освоение   производителями
   принципиально новых малоэнергоемких технологий,  высокоэффективных
   в энергетическом отношении видов оборудования, технических средств
   и  материалов  как  за  счет   внедрения   достижений   научно   -
   технического прогресса,  так и за счет совершенствования структуры
   производства и расширения сферы услуг.  При этом  в  общем  объеме
   валового  внутреннего  продукта  будет  постоянно  возрастать доля
   наукоемких и энергоэкономичных производств.
       Увеличение средств  от   использования   рыночных   механизмов
   позволит  в  этот  период  уменьшить  долю средств государственной
   финансовой поддержки до 22% от общего объема финансирования.
       На этом   этапе   будет   также   завершено  создание  системы
   показателей энергетической эффективности в составе государственных
   стандартов  и  производственной базы по выпуску энергосберегающего
   электротехнического оборудования и комплексов.
       При этом  появится  возможность  приступить,  исходя  из более
   благоприятной  экономической  ситуации,   к   реализации   крупных
   инвестиционных проектов,  финансируемых в основном за счет заемных
   средств  российских,  а  также  зарубежных  инвесторов.  За   счет
   наращивания  объемов  экономии  энергетических  ресурсов  во  всех
   сферах экономики и сокращения затрат  производителей  промышленной
   продукции     на     энергообеспечение     произойдет    повышение
   конкурентоспособности российской промышленной продукции.

        5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
                           В ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ

       Среди многообразия  научно - технических задач,  стоящих перед
   экономикой  и  ее  отраслями,  первоочередными  являются  те,  без
   решения которых   невозможно   эффективное   и    безопасное    их
   функционирование,  а  также те,  решение которых создает фундамент
   для  дальнейшего  повышения  научно  -  технического  уровня  этих
   отраслей экономики.
       Исходя из этого,  при проведении научно - технической политики
   в  энергосбережении  высшими  приоритетами  на период до 2005 года
   должны быть:
       повышение эффективности  использования  сырьевых  и топливно -
   энергетических  ресурсов  за  счет  внедрения  новых  экологически
   чистых технологий глубокой переработки исходного сырья и топлива с
   расширением ассортимента конечной продукции и энергоносителей;
       снижение доли  сырьевых  ресурсов  в  вывозе  энергоносителей,
   повышение масштабов и глубины переработки нефти,  газа  и  угля  в
   регионах  путем  комплексного использования природных ресурсов,  в
   т.ч. за счет нефтегазохимии;
       обеспечение компенсации выбывающих мощностей в объеме не менее
   15%  в год за счет технической  реконструкции  объектов  ТЭКа  без
   существенного наращивания новых производственных мощностей,  ввода
   малых НПЗ,  углеобогатительных фабрик,  станций  утилизации  газа,
   объектов    малой    и   нетрадиционной   энергетики с укороченным

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное