Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РФ ОТ 05.06.2003 N 50 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ" (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 19.06.2003 N 4737)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 7
 
       367. В стволах шахт, по которым не предусмотрен спуск и подъем
   людей,  пользоваться  подъемными  установками  разрешается  только
   лицам, занятым на осмотре и ремонте этих стволов.
       При  проходке  стволов  во  время  спуска-подъема оборудования
   проходческими  лебедками  работа  подъема  разрешается  только для
   перемещения наблюдающих за спуском-подъемом оборудования рабочих и
   технического персонала.
       368.  Все  промежуточные,  нижние  и верхние приемные площадки
   вертикальных  стволов,  по  которым  производится  подъем  и спуск
   грузов в вагонетках, а также площадки перед опрокидывателем должны
   быть   оборудованы   стопорными   устройствами,    обеспечивающими
   единичную  дозировку  и предотвращающими  произвольное  скатывание
   вагонеток.
       369.   Все   вновь  создаваемые  защитные  и предохранительные
   средства  (тормозные,  парашютные,  подвесные  устройства  и др.),
   защитная  и предохранительная  аппаратура  (ограничители скорости,
   регуляторы  давления  и др.),   схемы  управления  и автоматизации
   людских   и  грузо-людских   установок  должны  согласовываться  с
   Госгортехнадзором России.
   
                           4.3.2. Армировка
   
       370.  Суммарный зазор между направляющими башмаками скольжения
   подъемного  сосуда  (противовеса)  и проводниками при их установке
   должен составлять:
       а)  на базовой отметке (участок проводников от места разгрузки
   подъемного   сосуда   до  места  установки  концевого  выключателя
   переподъема) в лобовом и боковом направлениях:
       для рельсовых проводников - 10 мм, деревянных - 20 мм;
       б) по глубине ствола в лобовом направлении:
       для  рельсовых проводников - 10 +/- 8 мм,  деревянных - 20 +/-
   10 мм.
       На  базовой  отметке  должен  выдерживаться номинальный размер
   колей проводников.
       При   применении   на   подъемных   сосудах   упругих  рабочих
   направляющих     устройств     качения     обязательно     наличие
   предохранительных  башмаков,  устанавливаемых  непосредственно  на
   несущей конструкции подъемного сосуда и конструктивно не связанных
   с  рабочими  направляющими  устройствами.  Суммарный  зазор  между
   контактными  поверхностями предохранительных башмаков скольжения и
   проводников при их установке должен составлять на базовой отметке:
       для рельсовых проводников - 20 мм, коробчатых - 30 мм.
       Башмаки  скольжения  либо  их сменные вкладыши подлежат замене
   при износе контактных поверхностей свыше 8 мм на сторону.
       Суммарный  износ  проводников  и башмаков на сторону не должен
   превышать в лобовом и боковом направлениях:
       при рельсовых проводниках - 10 мм, деревянных - 18 мм.
       При  этом допускается общий износ боковых поверхностей башмака
   и рельсового проводника двухстороннего расположения до 20 мм.
       Глубина   зева   рабочих   направляющих   башмаков  скольжения
   открытого  типа  при  их  установке  должна  быть:  для  рельсовых
   проводников - 60 мм, для деревянных - 80 мм.
       Глубина  зева  предохранительных  башмаков  скольжения  при их
   установке должна быть:
       для проводников из рельсов - 65 мм, коробчатых - 110 мм.
       Внутренний   диаметр   новых  вкладышей  рабочих  направляющих
   устройств  скольжения  для  канатных  проводников при их установке
   должен  быть  на  10  мм  больше  диаметра  проводникового каната.
   Глубина  канавки  роликов  при  применении направляющих роликоопор
   должна  быть  не  менее  1/3  диаметра проводникового каната.  Для
   предохранительных  направляющих  устройств при применении канатных
   проводников  разница  в диаметрах нового вкладыша и проводникового
   каната  должна  составлять  20  мм,  а  допустимый износ вкладышей
   направляющих - 15 мм по диаметру.
       371.   Инструментальная  проверка  износа  проводников  должна
   производиться на каждом ярусе армировки:
       для  металлических  - через 1 год,  для деревянных,  а также в
   стволах,  где  срок  службы  металлических  проводников составляет
   менее пяти лет, - через шесть месяцев.
       Ответственным за проверку является главный механик шахты.
       Проводники  подлежат  замене при износе на сторону в лобовом и
   боковом направлениях:
       рельсовые   -  более   8 мм,   а  в армировке  с  двусторонним
   расположением   проводников  относительно  сосудов  при  суммарном
   боковом износе - более 16 мм;
       деревянные - более 15 мм;
       коробчатые - более половины толщины стенки.
       Износ  полки,  соединяющей  головку  рельсовых  проводников  с
   подошвой, допускается не более чем на 25% номинальной ее толщины.
       В отдельных случаях допускается износ рельсовых проводников до
   12  мм  на  сторону (суммарный износ при двустороннем расположении
   проводников  - до  24  мм).  При  этом  решение  о возможности  их
   дальнейшей  эксплуатации  должно  приниматься  по  согласованию  с
   территориальным   органом   Госгортехнадзора   России  специальной
   комиссией   под   руководством   главного   механика   объединения
   (концерна, акционерного общества и т.п.) или самостоятельной шахты
   на  основании заключения экспертной организации,  составленного по
   результатам   инструментального  обследования  армировки  с учетом
   кинематики и динамики взаимодействия сосудов с проводниками.
       В  этом  случае  инструментальная  проверка износа проводников
   должна проводиться не реже чем через шесть месяцев.
       При  парашютах резания деревянные проводники в стволе подлежат
   замене при суммарном их боковом износе более 20 мм.
       372.  Эксплуатационные  зазоры  между максимально выступающими
   частями подъемных сосудов стационарных подъемных установок, крепью
   и   расстрелами   в вертикальных  стволах  должны  соответствовать
   величинам, приведенным в табл. 4.4.
   
                                                          Таблица 4.4
   
   ----------T------------T------------T------------T---------------¬
   ¦Вид крепи¦Вид и распо-¦Наименование¦Минимальная ¦   Примечание  ¦
   ¦ ствола  ¦ложение ар- ¦   зазора   ¦величина за-¦               ¦
   ¦         ¦мирования   ¦            ¦зора, мм    ¦               ¦
   +---------+------------+------------+------------+---------------+
   ¦    1    ¦      2     ¦      3     ¦      4     ¦       5       ¦
   +---------+------------+------------+------------+---------------+
   ¦1. Дере- ¦Деревянная и¦Между подъ- ¦     200    ¦Для шахт, нахо-¦
   ¦вянная   ¦металличес- ¦емными со-  ¦            ¦дящихся в экс- ¦
   ¦         ¦кая с одно- ¦судами и    ¦            ¦плуатации, в   ¦
   ¦         ¦и двухсто-  ¦крепью      ¦            ¦случае особо   ¦
   ¦         ¦ронним рас- ¦            ¦            ¦стесненного    ¦
   ¦         ¦положением  ¦            ¦            ¦расположения   ¦
   ¦         ¦проводников ¦            ¦            ¦подъемных сосу-¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦дов в стволе с ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦деревянной ар- ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦мировкой до-   ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦пускается зазор¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦не менее 150 мм¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦при лобовом    ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦расположении   ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦проводников, а ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦также при дву- ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦стороннем, если¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦наиболее высту-¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦пающая часть   ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦сосуда отстоит ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦от оси провод- ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦ников не более ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦чем на 1 м     ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦2. Бетон-¦Металличес- ¦То же       ¦     150    ¦               ¦
   ¦ная, кир-¦кая с одно- ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦пичная,  ¦и двухсто-  ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦тюбинго- ¦ронним рас- ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦вая, бе- ¦положением  ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦тонитовая¦проводников ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦3. Бетон-¦Деревянная  ¦            ¦     200    ¦               ¦
   ¦ная, кир-¦с одно- и   ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦пичная,  ¦двухсто-    ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦тюбинго- ¦ронним рас- ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦вая, бе- ¦положением  ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦тонитовая¦проводников ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦4. Дере- ¦Металличес- ¦Между подъ- ¦     150    ¦При особо стес-¦
   ¦вянная,  ¦кие и дере- ¦емными сосу-¦            ¦ненном располо-¦
   ¦бетонная,¦вянные рас- ¦дами и рас- ¦            ¦жении подъемных¦
   ¦кирпич-  ¦стрелы, не  ¦стрелами    ¦            ¦сосудов в ство-¦
   ¦ная, тю- ¦несущие про-¦            ¦            ¦ле этот зозор  ¦
   ¦бинговая ¦водники     ¦            ¦            ¦может быть     ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦уменьшен до    ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦100 мм         ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦5. Дере- ¦Между подъ- ¦Между двумя ¦     200    ¦При жестких    ¦
   ¦вянная,  ¦емными сосу-¦движущимися ¦            ¦проводниках    ¦
   ¦бетонная,¦дами рас-   ¦сосудами    ¦            ¦               ¦
   ¦кирпич-  ¦стрел отсут-¦            ¦            ¦               ¦
   ¦ная, тю- ¦ствует      ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦бинговая ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦6. Дере- ¦Односторон- ¦Между клетью¦      60    ¦В эксплуатаци- ¦
   ¦вянная,  ¦нее, двух-  ¦и элементами¦            ¦онных стволах, ¦
   ¦кирпич-  ¦стороннее   ¦посадочных  ¦            ¦введенных до   ¦
   ¦ная, тю- ¦боковое и   ¦устройств   ¦            ¦1973 года, этот¦
   ¦бинговая,¦лобовое рас-¦            ¦            ¦зазор может    ¦
   ¦бетонито-¦положение   ¦            ¦            ¦быть не менее  ¦
   ¦вая      ¦проводников ¦            ¦            ¦40 мм          ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦7. Дере- ¦Односторон- ¦Между рас-  ¦      40    ¦При наличии на ¦
   ¦вянная,  ¦нее, двух-  ¦стрелами и  ¦            ¦подъемном сосу-¦
   ¦бетонная,¦стороннее   ¦выступающими¦            ¦де выступающих ¦
   ¦кирпич-  ¦боковое и   ¦частями     ¦            ¦разгрузочных   ¦
   ¦ная, тю- ¦лобовое рас-¦подъемных   ¦            ¦роликов зазор  ¦
   ¦бинговая,¦положение   ¦сосудов,    ¦            ¦между роликом и¦
   ¦бетонито-¦проводников ¦удаленных от¦            ¦расстрелом дол-¦
   ¦вая      ¦            ¦оси провод- ¦            ¦жен быть увели-¦
   ¦         ¦            ¦ников на    ¦            ¦чен на 25 мм   ¦
   ¦         ¦            ¦расстояние  ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦до 750 мм   ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦8. Дере- ¦Деревянная с¦Между рас-  ¦      50    ¦               ¦
   ¦вянная,  ¦лобовым рас-¦стрелом, не-¦            ¦               ¦
   ¦бетонная,¦положением  ¦сущим про-  ¦            ¦               ¦
   ¦кирпич-  ¦проводников ¦водником и  ¦            ¦               ¦
   ¦ная, тю- ¦            ¦клетью      ¦            ¦               ¦
   ¦бинговая,¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦бетонито-¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦вая      ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦9. Дере- ¦Металличес- ¦Между наруж-¦      15    ¦               ¦
   ¦вянная,  ¦кая и дере- ¦ной кромкой ¦            ¦               ¦
   ¦бетонная,¦вянная, не- ¦башмака     ¦            ¦               ¦
   ¦кирпич-  ¦зависимо от ¦подъемного  ¦            ¦               ¦
   ¦ная, тю- ¦расположения¦сосуда и за-¦            ¦               ¦
   ¦бинговая,¦проводников ¦жимным уст- ¦            ¦               ¦
   ¦бетонито-¦            ¦ройством для¦            ¦               ¦
   ¦вая      ¦            ¦крепления   ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦проводников ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦к расстрелам¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦10. Дере-¦Односторон- ¦Между наибо-¦      25    ¦Для проектируе-¦
   ¦вянная,  ¦нее, двух-  ¦лее выступа-¦            ¦мых шахт       ¦
   ¦бетонная,¦стороннее   ¦ющими и уда-¦            ¦               ¦
   ¦кирпич-  ¦и лобовое   ¦ленными от  ¦            ¦               ¦
   ¦ная, тю- ¦расположение¦центра час- ¦            ¦               ¦
   ¦бинговая,¦проводников ¦тями сосуда ¦            ¦               ¦
   ¦бетонито-¦            ¦и расстрелом¦            ¦               ¦
   ¦вая      ¦            ¦с учетом из-¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦носа провод-¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦ников и лап ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦и возможного¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦поворота со-¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦суда        ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦11. Дере-¦Металличес- ¦Между рель- ¦      30    ¦               ¦
   ¦вянная,  ¦кая и дере- ¦сами прием- ¦            ¦               ¦
   ¦бетонная,¦вянная, не- ¦ных площадок¦            ¦               ¦
   ¦кирпич-  ¦зависимо от ¦и клетей    ¦            ¦               ¦
   ¦ная, тю- ¦расположения¦            ¦            ¦               ¦
   ¦бинговая ¦проводников ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦12. Все  ¦Канатные    ¦Между подъ- ¦     225    ¦При глубине    ¦
   ¦виды кре-¦проводники  ¦емным сосу- ¦            ¦ствола до 800 м¦
   ¦пи       ¦многоканат- ¦дом и кре-  ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦ного подъема¦пью, расст- ¦     265    ¦При глубине    ¦
   ¦         ¦            ¦релом или   ¦            ¦ствола более   ¦
   ¦         ¦            ¦отшивкой в  ¦            ¦800 м          ¦
   ¦         ¦            ¦стволе      ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦Между движу-¦     300    ¦Эксплуатацион- ¦
   ¦         ¦            ¦щимися сосу-¦            ¦ные зазоры во  ¦
   ¦         ¦            ¦дами одного ¦            ¦всех случаях   ¦
   ¦         ¦            ¦подъема     ¦            ¦должны быть не ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦менее 0,73 про-¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦ектных         ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦Между движу-¦     350    ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦щимися сосу-¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦дами смежных¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦подъемов    ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦13. Все  ¦Канатные    ¦Между движу-¦     300    ¦               ¦
   ¦виды кре-¦проводники  ¦щимися сосу-¦            ¦               ¦
   ¦пи       ¦одноканат-  ¦дами одного ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦ного подъема¦подъема     ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦Между движу-¦     350    ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦щимися сосу-¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦дами смежных¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦подъемов    ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦            ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦Между подъ- ¦     240    ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦емным сосу- ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦дом и кре-  ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦пью, расст- ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦релом или   ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦отшивкой в  ¦            ¦               ¦
   ¦         ¦            ¦стволе      ¦            ¦               ¦
   L---------+------------+------------+------------+----------------
   
       При   проходческом  подъеме  величина  зазора  между  средними
   направляющими  канатами  должна быть не менее 300 мм.  При глубине
   ствола  свыше  400  м обязательна  установка  отбойных канатов или
   других устройств,  предупреждающих возможность столкновения бадей.
   Эти   устройства   не   требуются,   если  зазоры  между  средними
   направляющими канатами равны 250 + Н/3 мм, где Н - глубина ствола,
   м.
       Зазор   между   движущимися   бадьями   и  крепью  ствола  или
   выступающими   частями   оборудования,   расположенного   в стволе
   (трубопроводами, балками и т.д.), должен быть не менее 400 мм.
       Зазор   между   стенками   раструба   проходческого   полка  и
   выступающими  частями  движущейся  направляющей рамки бадьи должен
   быть не менее 100 мм.
       При   проходке   стволов   с  параллельным   или   последующим
   армированием  зазоры  между  наиболее выступающей частью бадьи или
   направляющей   рамки   и  расстрелами  при  канатных  проводниках,
   расположенных  в плоскости,  перпендикулярной  расстрелам,  должны
   быть  не менее 350 мм;  при канатных проводниках,  расположенных в
   плоскости, параллельной расстрелам, - не менее 400 мм; при жестких
   проводниках  между наиболее выступающей частью стойки направляющей
   рамки и проводником - не менее 30 мм.
       Перед   пуском   вновь   навешенного   или  отремонтированного
   подъемного  сосуда (противовеса),  а также после ремонтных работ в
   стволе,  связанных  с рихтовкой армировки,  проводников или крепи,
   после  падения  в ствол  предметов,   которые  могут  повлиять  на
   положение армировки, должна производиться проверка зазоров.  После
   ремонта,  связанного  с заменой армировки или проводников,  должна
   производиться профилировка проводников.
       Зазоры  между двумя подъемными сосудами в наклонных выработках
   должны  быть  не  менее  200  мм.  Зазор  между крепью выработки и
   наиболее  выступающей  кромкой  габарита  подъемного сосуда должен
   быть  не  менее  250  мм при деревянной крепи,  металлической и из
   железобетонных стоек и не менее 200 мм - при бетонной и каменной.
   
            4.3.3. Подъемные машины и проходческие лебедки
   
       373.  Людские и грузо-людские подъемные установки должны иметь
   электрический привод.  Асинхронный привод с реостатным управлением
   должен  быть  оснащен  системой динамического торможения.  Система
   динамического   торможения  в случае  нарушения  ее  схемы  должна
   включать предохранительный тормоз.
       Лебедки,  служащие  для  спуска  и подъема  людей  в клетях  и
   вагонетках по наклонным и вертикальным выработкам, должны отвечать
   всем требованиям, предъявляемым к подъемным машинам.
       374.  При проходке вертикальных стволов,  шурфов,  скважин для
   навески      проходческого     оборудования     и    осуществления
   спуско-подъемных  операций с различным оборудованием и материалами
   должны  применяться  проходческие лебедки,  отвечающие требованиям
   действующих стандартов, норм безопасности и настоящих Правил.
       375. Подъемные машины и лебедки должны быть снабжены аппаратом
   (индикатором), показывающим машинисту положение сосудов в стволе.
       При  работе подъемной машины на проходке или углубке ствола на
   реборде барабана должна наноситься отметка верхнего среза раструба
   проходческого подвесного полка.
       На  лебедках,  предназначенных  для  подвески оборудования при
   проходке вертикальных стволов, индикатор глубины не требуется.
       Каждая подъемная машина должна иметь исправно действующие:
       а)  самопишущий  скоростемер  (для  машин со скоростью свыше 3
   м/с, установленных на поверхности);
       б) вольтметр и амперметр;
       в) манометры,  показывающие давление сжатого воздуха или масла
   в тормозной системе.
       376.  Каждая подъемная машина и лебедка должна иметь рабочий и
   предохранительный тормоз с независимым включением привода.  Тормоз
   должен воздействовать на орган навивки.
       В  проходческих  лебедках  и лебедках для спасательных лестниц
   (скорость  движения  концевого груза соответственно не более 0,2 и
   0,35  м/с)  должны быть маневровый тормоз на валу двигателя или на
   промежуточном валу, предохранительный тормоз, стопорное устройство
   на  барабане (храповичный останов) и блокировка,  исключающая пуск
   электродвигателя   в  направлении   спуска  груза  при  включенных
   предохранительном тормозе и стопорном устройстве.
       377.  В заторможенном (неподвижном) состоянии подъемной машины
   (лебедки)     отношения     величин     моментов,      создаваемых
   предохранительным  тормозом,  к  максимальным статическим моментам
   должны быть не менее приведенных в табл. 4.5.
   
                                                          Таблица 4.5
   
   ---------------------T--------------T-----------T----------------¬
   ¦Угол наклона, градус¦     До 20    ¦    25     ¦   30 и более   ¦
   +--------------------+--------------+-----------+----------------+
   ¦ K = Мторм / Мстат  ¦      2,1     ¦    2,6    ¦       3,0      ¦
   L--------------------+--------------+-----------+-----------------
   
       Значение  коэффициента  К для промежуточных углов наклона,  не
   указанных в табл. 4.5, определяют путем линейной интерполяции.
       Для  выработок  с переменными  углами наклона тормозной момент
   должен  рассчитываться  для  каждого из участков пути с постоянным
   углом наклона и приниматься по наибольшему из полученных значений.
       Рабочий тормоз в неподвижном состоянии подъемной машины должен
   обеспечивать    получение    момента,    не   менее   создаваемого
   предохранительным тормозом.
       При   перестановке   барабанов   тормозное  устройство  должно
   развивать  на  заклиненном  барабане  момент,  равный не менее 1,2
   статического  момента,  создаваемого  массой  порожнего  сосуда  и
   массой  головного  (уравновешивающего)  каната.  При  перестановке
   барабанов  и перемещении сосуда нахождение людей в сосуде и стволе
   запрещается.
       У  проходческих лебедок и лебедок для спасательных лестниц (со
   скоростью  движения  концевого  груза соответственно до 0,2 и 0,35
   м/с) тормозные моменты, создаваемые отдельно как маневровым, так и
   предохранительным  тормозом,   должны  быть  не  менее  2-кратного
   наибольшего   статического  момента  нагрузки.   Причем  включение
   предохранительного  тормоза  должно  сопровождаться автоматическим
   срабатыванием маневрового тормоза.
       378.   Продолжительность   холостого  хода  предохранительного
   тормоза действующих подъемных машин не должна превышать:
       0,5 с - при пневмогрузовом приводе,
       0,6 с - при гидрогрузовом приводе,
       0,3 с - при пневмопружинном и гидропружинном приводах, а также
   для всех вновь создаваемых конструкций тормозных устройств.
       Время   срабатывания  тормоза,   независимо  от  типа  привода
   тормоза, не должно превышать 0,8 с. Для подъемных машин со шкивами
   трения,  оснащенных  системами  избирательного  или  автоматически
   регулируемого   предохранительного   торможения,   это  требование
   распространяется только на режим спуска груза (противовеса).
       Для  проходческих  лебедок продолжительность холостого хода не
   должна превышать 1,5 с.
       Одноконцевые  подъемные  установки в наклонных выработках,  на
   которых   регулировкой  тормозной  системы  не  удается  исключить
   набегание  вагонеток  на  канат  при предохранительном торможении,
   должны  иметь  устройство,  управляющее предохранительным тормозом
   при  его  включении  и исключающее  набегание в режиме подъема,  а
   также  обеспечивающее в момент остановки барабана машины тормозной
   момент  величиной,   не  менее  предусмотренной  п.   377.   Время
   срабатывания  предохранительного  тормоза при этом может превышать
   0,8 с.
       Под холостым ходом тормоза подразумевается время,  протекающее
   с  момента  разрыва  цепи  защиты  до  момента  появления усилия в
   исполнительном органе тормоза.
       Под  временем  срабатывания  тормоза  следует  понимать время,
   протекающее  с момента  разрыва  цепи  защиты до момента появления
   тормозного усилия, равного по величине статическому.
       379.  После  замены  элементов  тормозной  системы  (тормозные
   колодки,   тяги,   цилиндры   и  др.)  необходимо  производить  ее
   испытание. Результаты испытания оформляются актом.
       380.   На  вертикальных  и наклонных  поверхностных,  а  также
   подземных  с углом наклона более 60 град.  грузо-людских и людских
   подъемах навивка на барабаны машин должна быть однослойной.
       На   подъемных   машинах   грузовых  вертикальных  и наклонных
   подъемов,  установленных  на поверхности,  людских и грузо-людских
   подъемов  в подземных выработках с углом наклона от 30 до 60 град.
   допускается двухслойная навивка канатов на барабаны.
       Трехслойная    навивка    допускается    на   всех   остальных
   эксплуатационных  подъемах  (в  том  числе  подъемах  фланговых  и
   вентиляционных стволов,  используемых только для ремонтных работ и
   перевозки  людей  в аварийных  случаях),   а  также  при  проходке
   вертикальных и наклонных выработок.
       На  аварийно-ремонтных  и вспомогательных  грузовых  подъемных
   установках  (породные стволы,  подъем грузов на эстакады,  спуск и
   подъем  грузов  и вспомогательных  материалов  по  вертикальным  и
   наклонным выработкам с количеством циклов не более 10 в смену),  а
   также  на  проходческих  лебедках  со  скоростью не выше 0,4 м/с и
   лебедках   для   спасательных   лестниц  (скорость  до  0,35  м/с)
   допускается многослойная навивка.
       При наличии более одного слоя навивки каната на барабан должны
   соблюдаться следующие условия:
       а)  реборда барабана должна выступать над верхним слоем на 2,5
   диаметра каната;
       б) за критическим участком каната длиной в четверть последнего
   витка  нижнего  ряда  (переход  на  верхний  ряд)  должно  вестись
   усиленное  наблюдение  (учет  разорванных  в этом месте проволок);
   через  каждые  два  месяца  осуществляется  передвижение каната на
   четверть витка.
       Барабаны  проходческих  лебедок  должны  иметь  реборды с двух
   сторон,  выступающие над верхним слоем навивки не менее чем на 2,5
   диаметра каната.
       На  действующих  наклонных  подъемных установках при доработке
   горизонтов  допускается  по согласованию с территориальным органом
   Госгортехнадзора  России превышение указанного числа слоев на один
   при  условии  выполнения  требований  пп.  а)  и б)  и при наличии
   устройства для плавного перехода каната с одного слоя на другой, а
   при 4-слойной навивке каната на барабан, кроме того, - при наличии
   защиты,  исключающей возможность работы подъема при навивке каната
   на пятый слой.
       На  проходческих  лебедках,  имеющих скорость не выше 0,4 м/с,
   допускается  иметь  высоту  реборды  над  верхним слоем навивки не
   менее 1,5 диаметра каната.
       Футеровка барабанов должна иметь нарезанные канавки независимо
   от числа слоев навивки каната.
       Наличие   футеровки   и  нарезанных   канавок   на   барабанах
   проходческих  лебедок  (скорость  не  выше  0,2 м/с) и лебедок для
   спасательных лестниц (скорость до 0,35 м/с) не обязательно.
       При   строительстве   и реконструкции  шахт  с блочной  схемой
   вскрытия   и  при   проходке   фланговых  стволов,   а  также  при
   необходимости  проведения  выработок  околоствольного  двора через
   скиповый   ствол  разрешается  двухслойная  и трехслойная  навивка
   канатов  на  барабан грузо-людских подъемов на указанных стволах в
   период проведения горизонтальных и наклонных выработок.  При этом,
   кроме  соблюдения  условий,   указанных  выше,   шахтостроительной
   организацией    должны    разрабатываться   и  согласовываться   с
   территориальным  органом  Госгортехнадзора  России  дополнительные
   мероприятия, обеспечивающие безопасность спуска и подъема людей.
       381.  Для ослабления натяжения каната в месте его прикрепления
   к  барабану  на  поверхности  последнего должно быть не менее трех
   витков  трения,  футерованных  деревом,  пресс-массой  или  другим
   материалом,  согласованным  с заводом-изготовителем  машины,  и не
   менее пяти витков трения на барабанах без футеровки.
       382.  Проходческие  лебедки,  используемые для навески полков,
   опалубки,  направляющих  канатов,  а также лебедки для наращивания
   технологических  трубопроводов,   установки  тюбингов  и элементов
   армировки  должны быть оборудованы устройствами контроля натяжения
   канатов.
   
                   4.3.4. Требования к обслуживанию
   
       383.    Подъемные   сосуды,   парашюты,   стопоры,   подвесные
   устройства,   направляющие  башмаки,   посадочные,  загрузочные  и
   разгрузочные  устройства,  направляющие  и отклоняющие  шкивы,  их
   футеровка   и подшипники,   тормозная  система  и другие  элементы
   подъемной  машины,  аппаратура  защиты и система управления должны
   осматриваться   и проверяться  ежесуточно  механиком  подъема  или
   лицом, имеющим соответствующую квалификацию и назначенным приказом
   по шахте для этой цели.  Этим же лицом армировка должна ежесуточно
   осматриваться  при  скорости  движения  сосудов до 1 м/с и не реже
   одного  раза  в неделю  при  скорости  0,3  м/с.  Участки стволов,
   находящиеся   в  ремонте,   должны  осматриваться  ежесуточно  при
   скорости 0,3 м/с.  Одновременно с осмотром армировки ствола должен
   производиться   осмотр   крепи   назначенным   приказом  по  шахте
   специально обученным работником.
       Допускается   одновременное  проведение  осмотра  армировки  в
   смежных  отделениях  ствола  при  разности отметок по высоте между
   подъемными сосудами, из которых производится осмотр, не более 5 м.
       Перед  навеской  нового  каната  и в дальнейшем не реже одного
   раза  в квартал главный механик шахты или старший механик проводят
   осмотр шкивов. При этом должны измеряться сечение желоба и толщина
   его  тела  по  контрольному  отверстию  и производиться  зарисовка
   наиболее изношенного места площади сечения желоба.
       Главный  механик шахты или старший механик не реже одного раза
   в   15   дней  должны  производить  проверку  правильности  работы
   предохранительного  тормоза  и защитных устройств и не реже одного
   раза  в месяц - исправность всех остальных вышеуказанных элементов
   подъемной  установки.  Результаты  осмотров  должны  заноситься  в
   "Книгу осмотра подъемной установки".
       Копры  должны  осматриваться  комиссией  под председательством
   главного инженера шахты.
       Осмотр    металлических    и  железобетонных   копров   должен
   производиться  один  раз в год,  а деревянных и проходческих - два
   раза в год.
       384.  Осмотр проходческих лебедок должен производить ежесменно
   и перед каждой спуско-подъемной операцией электрослесарь, один раз
   в неделю - механик проходки (участка),  один раз в месяц - главный
   механик шахтопроходческого (шахтостроительного) управления.
       Результаты   осмотров   должны   вноситься   в "Книгу  осмотра
   проходческих лебедок".
       385. Машинистами подъемных машин могут назначаться приказом по
   шахте  лица  с общим  стажем работы на шахте не менее одного года,
   прошедшие   специальное   обучение,   получившие   соответствующее
   удостоверение,   прошедшие   2-месячную  стажировку.   Машинистами
   людских  и грузо-людских,  а  также  многоканатных подъемов должны
   назначаться  лица,  проработавшие не менее одного года на грузовых
   подъемных  машинах.  При  проходке  и углубке  стволов машинистами
   подъемов  могут назначаться лица,  прошедшие специальное обучение,
   получившие  соответствующее  удостоверение  и прошедшие 3-месячную
   стажировку на подъеме при проходке ствола.
       При  переходе  на  управление  другой  машиной,  а  также  при
   перерыве в работе более одного месяца обязательна стажировка. Срок
   стажировки определяется главным механиком шахты.
       Не  реже  одного  раза  в год  производится  проверка знаний у
   машинистов   комиссией  под  председательством  главного  механика
   шахты.
       386.  В  часы спуска и подъема смены рабочих,  кроме сменного,
   должен  быть  второй, имеющий  право  на  управление  этой машиной
   машинист,  в  обязанности  которого входит наблюдение за процессом
   подъема  и спуска  и принятие  необходимых  мер в случае нарушения
   нормальной  работы  подъемной  машины  или  неправильных  действий
   сменного машиниста.
       387.  Машинист, принимающий смену, перед началом работы обязан
   проверить  исправность  машины.  Производить  спуск и подъем людей
   разрешается   после   предварительного  перегона  обоих  подъемных
   сосудов вниз-вверх вхолостую.  Результаты проверки машинист обязан
   занести в "Книгу приемки и сдачи смен".
       О  всех  замеченных  неисправностях  машинист подъемной машины
   обязан  сообщить  механику  подъема  или главному механику шахты и
   горному  диспетчеру,  которые  могут  разрешить  работу  подъемной
   машины только после сообщения машиниста.  Причины неисправностей и
   меры,  принятые  для их устранения,  должны заноситься в указанную
   книгу механиком подъема.
       388.   Во   время   работы   клетевого   подъема  на  приемной
   (посадочной)   площадке   надшахтного   здания  должны  находиться
   рукоятчики,  в  околоствольных  дворах  действующих  горизонтов  -
   стволовые.  При  разносторонних  посадке в клеть и выходе людей из
   клети рукоятчики и стволовые должны иметь помощников,  находящихся
   по другую сторону клети.
       На   всех  стволах,   оборудованных  механическим  подъемом  и
   служащих  для  выдачи  людей  только в аварийных случаях,  наличие
   машинистов  подъемных  машин,  стволовых и рукоятчиков на приемных
   площадках определяется ПЛА.
       Если   одновременно  производится  посадка  людей  в несколько
   этажей многоэтажной клети или выход из них,  то на каждой приемной
   площадке  должен находиться рукоятчик,  а в околоствольном дворе -
   стволовой.  Эти рукоятчики и стволовые дают сигналы соответственно
   главному рукоятчику и главному стволовому.
       На промежуточных горизонтах,  на которых не производится прием
   и   выдача  грузов  и имеется  рабочая  сигнализация  машинисту  и
   рукоятчику,  а  также прямая телефонная связь с ними,  допускается
   спуск (подъем) людей при отсутствии на них стволовых при следующих
   условиях:
       а)    в  клети   имеется   устройство   для   непосредственной
   сигнализации рукоятчику и машинисту, а также телефонная связь;
       б) в клети находится лифтер (стволовой).
       При обслуживании подъемной установки лифтером из клети наличие
   рукоятчика и стволового не обязательно.
       На работу в лифтовом режиме должен составляться спецпроект.
       389.  У  всех посадочных пунктов и в машинном отделении должны
   быть вывешены объявления с указанием:
       а)  фамилии  лица,  ответственного  за  безопасную организацию
   спуска и подъема людей;
       б) расписания подъема и спуска людей;
       в) применяемых сигналов;
       г) числа людей, одновременно поднимаемых и спускаемых в каждом
   этаже клети, бадье или людской вагонетке.
       О  всех  запрещениях  или  ограничениях  пользования подъемной
   установкой  для спуска и подъема людей в посадочных пунктах должны
   быть вывешены объявления и проведен инструктаж машинистов подъема,
   стволовых и рукоятчиков с разъяснением причин таких запрещений или
   ограничений.
       390. На всех приемных площадках должны быть вывешены таблицы с
   указанием допустимой загрузки клетей, а для подъемных установок со
   шкивами  трения  - указания об одновременной загрузке обеих клетей
   для предотвращения опасности скольжения. Стволовые и рукоятчики не
   реже  одного  раза в квартал должны инструктироваться о правилах и
   нормах загрузки.
       Спуск  и подъем  длинномерных материалов или крупногабаритного
   оборудования под клетью должен производиться под руководством лица
   технического   надзора.   Об   этом  необходимо  заранее  сообщить
   диспетчеру,   стволовым  промежуточных  горизонтов,  рукоятчику  и
   машинисту подъема.
       391. Перед вводом в эксплуатацию и в дальнейшем один раз в год
   специализированная     наладочная     организация     с   участием
   представителей  энергомеханической службы шахты должна производить
   ревизию   и  наладку   подъемной  установки.   Это  требование  не
   распространяется   на   грузовые   лебедки,   предназначенные  для
   спуска-подъема оборудования и материалов.
       Электрическая  часть и аппаратура автоматизированных подъемных
   установок подлежат ревизии и наладке через шесть месяцев.
       Не  реже  одного  раза  в год  маркшейдерская служба шахты или
   специализированная  организация,  имеющая на это право,  выполняет
   полную проверку геометрической связи шахтного подъема и копра.  По
   результатам   проверки  составляется  акт,   который  утверждается
   техническим  руководителем организации.  Один экземпляр этого акта
   передается главному механику шахты.
       После  ревизии  и наладки  подъемной установки главный механик
   шахты    и   представитель   наладочной   организации   производят
   контрольные  испытания  ее.  О  проведении  контрольных  испытаний
   составляется   протокол,   который   утверждается  директором  или
   техническим руководителем организации.
       Через   шесть   месяцев   после   ревизии   и  наладки  каждая
   эксплуатационная   и  проходческая   подъемная   установка  должна
   подвергаться   техническому   осмотру  и испытанию  комиссией  под
   руководством главного механика шахты.
       О проведенном осмотре и испытании составляется акт.
       392.  Оборудование  шахтных  подъемных установок,  назначенный
   ресурс    или    срок    службы    которого,    установленный    в
   нормативно-технической   документации,    истек,   должно   пройти
   экспертное обследование.
       Решение  о продолжении  эксплуатации  оборудования  в пределах
   продленных  сроков эксплуатации принимается руководителем шахты на
   основании   экспертного   заключения,   утвержденного   в порядке,
   установленном Госгортехнадзором России.
       Экспертное   заключение   должно   выполняться   на  основании
   дефектации,   дефектоскопии   и  других  работ,   необходимых  для
   подготовки заключения.
       393. На каждой подъемной установке должны быть:
       а)  график  работы  подъема,  утвержденный  главным  инженером
   шахты,   с   указанием  времени,   необходимого  для  производства
   ежесуточных осмотров элементов подъемной установки;
       б) паспорт подъемной машины и редуктора;
       в)  детальная схема тормозного устройства с указанием основных
   размеров;
       г)   исполнительные   электрические   схемы   (принципиальные,
   монтажные);
       д) схема парашютных устройств с контролируемыми размерами;
       е) инструкция для машинистов подъемных установок;
       ж) прошнурованные "Книга осмотра подъемной установки",  "Книга
   осмотра канатов и их расхода", "Книга приемки и сдачи смен".
       Схема  тормозного  устройства,   исполнительная  электрическая
   схема,  схема  парашютных  устройств  и инструкция  для  машиниста
   должны быть вывешены в машинном помещении.
   
                       4.4. Сигнализация и связь
                    на шахтном транспорте и подъеме
   
       394.   Каждая   подъемная   установка   должна  быть  снабжена
   устройством  для  подачи  сигнала  от стволового к рукоятчику и от
   рукоятчика   к  машинисту,   а   также   ремонтной  сигнализацией,
   используемой  при  осмотре  и ремонте ствола,  подъемных сосудов и
   элементов  копрового  станка.  В  стволах глубиной более 500 м для
   ремонтной сигнализации должны использоваться средства беспроводной
   связи.
       395.   На  людских  и грузо-людских  вертикальных  и наклонных
   подъемных  установках  (с углом наклона выработки более 50 град.),
   кроме  рабочей и ремонтной сигнализаций,  должна предусматриваться
   резервная с обособленным питанием по отдельному кабелю или каналу,
   обеспечивающему    работоспособность    сигнализации   при   любой
   неисправности рабочей сигнализации. По функциональным возможностям
   резервная  сигнализация  не  должна  отличаться  от  рабочей.  При
   наличии в одном стволе двух подъемных установок, каждая из которых
   обеспечивает  спуск  и подъем людей со всех горизонтов,  резервная
   сигнализация может отсутствовать.
       396.  При  подъеме людей из шахты скипами в аварийных случаях,
   предусмотренных  планом ликвидации аварий,  должна быть обеспечена
   возможность  подачи  сигналов  с посадочной  площадки  на  верхнюю
   приемную площадку и с верхней приемной площадки машинисту подъема.
       397.    Если   подъемная   установка   обслуживает   несколько
   горизонтов,  то  должно  быть устройство,  показывающее,  с какого
   горизонта  подан  сигнал,   а  также  устройство,   препятствующее
   одновременному поступлению сигналов с разных пунктов.
       398.    На   одноклетьевых   людских   подъемных   установках,
   оборудованных  сигнализацией  из  клети,  подача  сигнала из клети
   машинисту   должна   осуществляться  только  лифтером,   прошедшим
   специальное обучение и назначенным приказом по шахте.
       На    грузо-людских    одноканатных    подъемных   установках,
   оборудованных   сигнализацией   из  клети,   кроме  того,   должна
   предусматриваться  и сигнализация  с приемных  площадок,  а  также
   устройство,  не допускающее одновременной подачи сигналов из клети
   и с приемных площадок.
       Ремонтная  сигнализация  на  таких  подъемных установках может
   отсутствовать.
       399.   Вагонетки   для   перевозки   людей  по  горизонтальным
   выработкам  должны  оборудоваться  устройствами для подачи сигнала
   "стоп" машинисту локомотива.
       На людских подъемах с пассажирскими вагонетками в выработках с
   углом наклона до 50 град.  должна быть предусмотрена сигнализация,
   обеспечивающая  подачу  сигналов  машинисту  подъема  горнорабочим
   (кондуктором) из поезда. Эта сигнализация может использоваться при
   осмотре и ремонте выработок и рельсового пути,  а также для подачи
   сигнала "стоп" в аварийных случаях.
       Если  поезд  для  доставки  людей  состоит  более  чем из трех
   вагонеток,  должна  предусматриваться  сигнализация  горнорабочему
   (кондуктору)  поезда,  доступная  всем  пассажирам,  находящимся в
   вагонетках.
       Все  приемные  площадки  должны быть обеспечены телефонной или
   производственной громкоговорящей связью с машинистом подъема.
       400.  Каждая подъемная установка,  используемая при проходке и
   углубке ствола,  должна иметь не менее двух независимых сигнальных
   устройств,  одно  из  которых  должно  выполнять  функции  рабочей
   сигнализации, а второе - резервной и ремонтной. Устройство рабочей
   сигнализации  должно  обеспечивать  возможность подачи сигналов из
   забоя на полок,  с полка - рукоятчику и от рукоятчика - машинисту,
   а ремонтной или резервной, если она выполняет и функции ремонтной,
   - с любой точки ствола.
       401.  При наличии в одном стволе, находящемся в проходке, двух
   равноценных  подъемных  установок  функции  резервной  и ремонтной
   сигнализации  могут  выполняться  одним сигнальным устройством при
   доступе к нему из сосудов обеих подъемных установок.
       Если  ствол  оборудован  более чем одной подъемной установкой,
   подача   исполнительного   сигнала   должна  производиться  только
   рукоятчиком каждой подъемной установки.
       402.  Схема  стволовой  сигнализации  всех подъемных установок
   должна  предусматривать возможность подачи сигнала "стоп" с любого
   горизонта  непосредственно  машинисту.  Каждый  непонятный  сигнал
   должен  восприниматься  рукоятчиком,  стволовым  и машинистом  как
   сигнал   "стоп".    Возобновление   работы   подъемной   установки
   разрешается  только  после  личного  выяснения  машинистом  причин
   подачи неясного сигнала.
       403.  Запрещается  передавать  сигнал из околоствольного двора
   непосредственно машинисту, минуя рукоятчика.  Указанное запрещение
   не распространяется на:
       а) сигнальные устройства,  имеющие блокировку,  препятствующую
   пуску машины до получения разрешительного сигнала от рукоятчика;
       б)  одноклетевые  подъемные  установки  с подачей  сигнала  из
   клети;
       в) скиповые подъемные установки;
       г) установки с опрокидными клетями при подъеме только груза;
       д) ремонтную сигнализацию.
       Подача  сигнала  на  работу  подъема  разрешается только после
   закрытия двери клети и стволовых решеток.
       404.  Между машинистом подъемной машины и рукоятчиком, а также
   между   рукоятчиком   и  стволовым   должна  оборудоваться  прямая
   телефонная  связь.  Такая  же  связь  должна  быть  и на  скиповых
   подъемных установках между машинистом и операторами загрузочного и
   разгрузочного  устройств.  На  вновь  строящихся  шахтах к моменту
   сдачи  их  в эксплуатацию  необходимо,  кроме того,  устанавливать
   производственную двухстороннюю громкоговорящую связь.
       405.  При  проходке  и углубке стволов должна быть оборудована
   прямая  двухсторонняя  телефонная  связь или громкоговорящая связь
   поверхности с полком.
   
                          4.5. Шахтные канаты
   
                        4.5.1. Общие требования
   
       406.  Канаты,  применяемые на подъемно-транспортных установках
   угольных  шахт,  должны  отвечать  требованиям  настоящих Правил и
   других    нормативно-технических   документов,    утвержденных   в
   установленном порядке.
       Допускается  применение  в шахтных  стволах  только  канатов с
   трудногорючей (трудносгораемой) оболочкой.
       407.   Подъемные   и тяговые  канаты  людских  и грузо-людских
   подъемно-транспортных  установок  должны быть грузо-людскими марок
   ВК и В, остальные - не ниже марки 1.
       408.  Канаты  шахтных  подъемных  установок  должны  иметь при
   навеске запас прочности не ниже значений, приведенных в табл. 4.6.
       409.   Подъемные   канаты   для   вертикальных   стволов   при
   максимальной  длине  отвеса  более 600 м навешиваются по отношению
   суммарного  разрывного  усилия  всех  проволок  каната к концевому
   грузу  (без  учета  массы подъемного каната).  Указанное отношение
   должно быть не менее приведенных в табл. 4.7.
   
                                                          Таблица 4.6
   
   -----------------------------------------------------T-----------¬
   ¦Назначение канатов и установок, тип подъемной машины¦   Запас   ¦
   ¦                                                    ¦ прочности ¦
   +----------------------------------------------------+-----------+
   ¦а) подъемные  людских и аварийно-ремонтных установок¦    9,0    ¦
   ¦с машинами барабанного типа, двухканатных со шкивами¦           ¦
   ¦трения  (при  расчете  по  людям),  не оборудованных¦           ¦
   ¦парашютами                                          ¦           ¦
   +----------------------------------------------------+-----------+
   ¦б) подъемные  людских,  грузо-людских   и   грузовых¦    8,0    ¦
   ¦одноканатных и людских и грузо-людских многоканатных¦           ¦
   ¦со шкивами трения                                   ¦           ¦
   +----------------------------------------------------+-----------+
   ¦в) подъемные грузо-людских  установок   с   машинами¦    7,5    ¦
   ¦барабанного типа  и  грузо-людских  трехканатных  со¦           ¦
   ¦шкивами трения,  не оборудованных парашютами, канаты¦           ¦
   ¦для   подвески  грузчиков  (грейферов)  в  стволе  и¦           ¦

Счетчики
 
Реклама
Разное