Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
19.09.2017
USD
57.62
EUR
68.75
CNY
8.78
JPY
0.52
GBP
78.05
TRY
16.65
PLN
16.05
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНОБЛАСТИ ОТ 21.06.2000 N 266-ПГ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" ДО 2005 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                    ГУБЕРНАТОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 21 июня 2000 г. N 266-пг
   
             ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
           "РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
                         ОБЛАСТИ" ДО 2005 ГОДА
   
              (в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ губернатора Ленобласти
                        от 11.07.2002 N 138-пг)
   
        В целях  дальнейшей  реализации   в   Ленинградской   области
   государственной политики в сфере туризма постановляю:
   
        1. Утвердить  прилагаемую  региональную   целевую   программу
   "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области" до 2005
   года.
        2. Возложить   на   комитет  по  делам  молодежи,  физической
   культуре,  спорту  и  туризму  функции   представителя   заказчика
   указанной региональной целевой программы.
        3. Комитету по делам молодежи,  физической культуре, спорту и
   туризму  обеспечить  контроль  за  выполнением программы и целевым
   использованием   средств,   выделенных   на   ее   реализацию,   и
   ежеквартально  информировать  Правительство  области о результатах
   выполнения программы.
        4. Утвердить  руководителем  региональной  целевой  программы
   "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области" до 2005
   года председателя комитета по делам молодежи, физической культуре,
   спорту и туризму Седых Н.П.
        5. Комитету  финансов  и  комитету по экономике и инвестициям
   при проектировании областного бюджета в период с 2001 по 2005 годы
   предусматривать  расходы  на  реализацию  мероприятий  программы в
   утвержденных объемах.
        6. Рекомендовать     главам    администраций    муниципальных
   образований  осуществлять   долевое   участие   в   финансировании
   мероприятий региональной целевой программы "Развитие сферы туризма
   и рекреации Ленинградской области" до 2005 года.
        7. Контроль   за   исполнением   постановления  возложить  на
   вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.
   
                                               Первый вице-губернатор
                                                Ленинградской области
                                                           В.Кириллов
   
   
   
                                                           УТВЕРЖДЕНА
                                           постановлением Губернатора
                                                Ленинградской области
                                               от 21.06.2000 N 266-пг
                                                         (приложение)
   
                     РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                  "РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ
                         ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
                              ДО 2005 ГОДА
   
                                ПАСПОРТ
                     РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
   
                  "Развитие сферы туризма и рекреация
                  Ленинградской области" до 2005 года
   
   ----------------T----------------------------------------------------
   |Полное         |Региональная  целевая  программа   "Развитие  сферы|
   |наименование   |туризма и рекреации  Ленинградской области" до 2005|
   |программы      |года                                               |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Основания   для|распоряжение Губернатора Ленинградской  области  от|
   |разработки     |30  сентября  1998  года  N  636-рг  "О  разработке|
   |программы      |региональной  целевой  программы  "Развитие   сферы|
   |               |туризма и рекреации в Ленинградской области до 2005|
   |               |года";                                             |
   |               |областной закон   "О   туристской  деятельности  на|
   |               |территории Ленинградской  области"  от  31  декабря|
   |               |1997 года N 73-оз;                                 |
   |               |Федеральный закон     "Об     основах     туристкой|
   |               |деятельности  в  Российской Федерации" от 24 ноября|
   |               |1996 года N 132-ФЗ                                 |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Период и  этапы|2000-2005 годы                                     |
   |реализации     |                                                   |
   |программы      |первый этап:   2000-2001    годы    -    разработка|
   |               |технико-экономических обоснований  крупных проектов|
   |               |и реализация первоочередных малоресурсоемких задач;|
   |               |второй этап:  2002-2005  годы  - реализация крупных|
   |               |проектов программы                                 |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Основные   цели|формирование на  территории  Ленинградской  области|
   |программы      |конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли|
   |               |в    качестве    одной    из    ведущих    отраслей|
   |               |территориальной  специализации,  обеспечивающей,  с|
   |               |одной стороны,  спрос потребителей (как российских,|
   |               |так   и   зарубежных)   на   удовлетворение   своих|
   |               |потребностей в туристско-рекреационных  услугах,  с|
   |               |другой     стороны,     значительный     вклад    в|
   |               |социально-экономическое развитие  региона  за  счет|
   |               |увеличения  доходной  части  областного  и  местных|
   |               |бюджетов,  притока  инвестиций,  увеличения   числа|
   |               |рабочих   мест,   улучшения   здоровья   населения,|
   |               |сохранения    и     рационального     использования|
   |               |культурно-исторического и природного наследия      |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Основные задачи|1. Формирование   современной   нормативно-правовой|
   |программы      |   базы туризма.                                   |
   |               |2. Поддержка развития предпринимательства  в  сфере|
   |               |   туризма, прежде    всего   малого   и   среднего|
   |               |   предпринимательства.                            |
   |               |3. Стимулирование    развития   материальной   базы|
   |               |   туризма   путем   привлечения    российских    и|
   |               |   иностранных   инвестиций   для  реконструкции  и|
   |               |   создания новых туристских объектов.             |
   |               |4. Создание  условий  для  возрождения  и  развития|
   |               |   традиционных  центров  туризма   на   Карельском|
   |               |   перешейке  и  в юго-западной части Ленинградской|
   |               |   области.                                        |
   |               |5. Освоение  новых  туристских  районов в восточной|
   |               |   части  области,  имеющих  обширный  природный  и|
   |               |   историко-культурный потенциал.                  |
   |               |6. Разработка и внедрение прогрессивных  методов  и|
   |               |   стандартов    туристского    и    рекреационного|
   |               |   обслуживания.                                   |
   |               |7. Создание  единой современной системы подготовки,|
   |               |   переподготовки и повышения квалификации  кадров,|
   |               |   занятых в сфере туризма.                        |
   |               |8. Проведение  активной   рекламной   деятельности,|
   |               |   направленной      на     формирование     имиджа|
   |               |   Ленинградской  области  как  центра  туризма   и|
   |               |   продвижения  ее  на  российский  и международный|
   |               |   туристские рынки                                |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Объем  финансо-|4491 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета|
   |вых   ресурсов,|2685 тыс. рублей                                   |
   |запланированных|                                                   |
   |по программе на|                                                   |
   |предстоящий год|                                                   |
   |(2003)         |                                                   |
   |(в  ред.  Постановления   губернатора  Ленобласти  от    11.07.2002|
   |N 138-пг)                                                          |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Объем освоенных|бюджетные средства в сумме 2580 тыс. рублей        |
   |в рамках  прог-|                                                   |
   |раммы  финансо-|                                                   |
   |вых ресурсов за|                                                   |
   |весь     период|                                                   |
   |действия  прог-|                                                   |
   |раммы          |                                                   |
   |(2000-2001  го-|                                                   |
   |ды)            |                                                   |
   |(в  ред.  Постановления   губернатора   Ленобласти   от  11.07.2002|
   |N 138-пг)                                                          |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Объем  финанси-|21910  тыс.  рублей,  в  том  числе  из  областного|
   |рования,  необ-|бюджета 10679 тыс. рублей                          |
   |ходимый для за-|                                                   |
   |вершения  прог-|                                                   |
   |раммы          |                                                   |
   |(в  ред.   Постановления   губернатора   Ленобласти  от  11.07.2002|
   |N 138-пг)                                                          |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Ожидаемые      |- формирование    современной     высокоэффективной|
   |конечные       |туристской индустрии в Ленинградской области;      |
   |результаты,    |- обеспечение  общей  продолжительности  пребывания|
   |социальный    и|туристов  на  территории  Ленинградской  области  в|
   |экономический  |пределах 5,5-6 млн чел./дней;                      |
   |эффект,        |- увеличение   внутренних   и  въездных  туристских|
   |важнейшие      |потоков до 2,5-3 млн чел. ежегодно;                |
   |целевые        |- обеспечение   ежегодных   дополнительных  доходов|
   |показатели     |бюджета на уровне 130-140 млн рублей;              |
   |программы      |- обеспечение прироста рабочих мест до 3321        |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Разработчик    |Ассоциация поддержки туризма, инфраструктуры отдыха|
   |программы      |и развлечений                                      |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Сроки          |1999 год                                           |
   |разработки     |                                                   |
   |программы      |                                                   |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Стоимость      |350 тыс. рублей                                    |
   |разработки     |                                                   |
   |программы      |                                                   |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Представитель  |комитет по  делам  молодежи,  физической  культуре,|
   |заказчика      |спорту и туризму                                   |
   |программы      |                                                   |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Основной       |комитет по  делам  молодежи,  физической  культуре,|
   |исполнитель   и|спорту и туризму,  комитет по внешнеэкономическим и|
   |соисполнители  |международным  связям,  комитет  по   экономике   и|
   |программы      |инвестициям,    комитет    финансов,   комитет   по|
   |               |архитектуре  и   градостроительству,   комитет   по|
   |               |жилищно-коммунальному    хозяйству,    комитет   по|
   |               |строительству, комитет по транспорту, Ленинградский|
   |               |областной  комитет  по  управлению  государственным|
   |               |имуществом,  Управление   Министерства   Российской|
   |               |Федерации  по  налогам  и  сборам  по Ленинградской|
   |               |области,   комитет   общего   и   профессионального|
   |               |образования, комитет по здравоохранению, комитет по|
   |               |культуре                                           |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Руководитель   |Карташева Раиса Алексеевна,  председатель  комитета|
   |программы      |по делам молодежи, физической  культуре,  спорту  и|
   |               |туризму (тел. 276-19-22)                           |
   |(в  ред.  Постановления   губернатора   Ленобласти   от  11.07.2002|
   |N 138-пг)                                                          |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Распоряжение об|распоряжение Губернатора Ленинградской  области  от|
   |утверждении    |30 сентября 1998 года N 636-рг                     |
   |задания      на|                                                   |
   |разработку     |                                                   |
   |программы      |                                                   |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Постановление  |постановление Губернатора   Ленинградской   области|
   |об  утверждении|от 21 июня 2000 года N 266-пг                      |
   |программы      |                                                   |
   +---------------+---------------------------------------------------+
   |Организация    |вице-губернатор Ленинградской  области,  курирующий|
   |контроля     за|социальные вопросы                                 |
   |выполнением    |                                                   |
   |программы      |                                                   |
   L---------------+----------------------------------------------------
   
                                ВВЕДЕНИЕ
   
        Региональная целевая  программа  "Развитие  сферы  туризма  и
   рекреации Ленинградской области" до 2005 года (далее -  программа)
   разработана  по  поручению  Правительства  Ленинградской области и
   содержит наиболее  актуальные  предложения  и  мероприятия  по  их
   выполнению         в        целях        создания        правовой,
   организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной
   для  дальнейшего формирования туристской индустрии в Ленинградской
   области.
        Программой предусмотрено  решение  проблемы  взаимодействия в
   едином туристском пространстве Северо-Западного региона  России  и
   Ленинградской области.
        Программа носит    комплексный    характер     и     призвана
   интенсифицировать  туристскую  индустрию,  стабилизировать процесс
   рыночных  отношений,  а  также  укрепить  влияние  государства  на
   развитие туристской отрасли.
        Реализация программы   предполагает   гармоничное   сочетание
   бюджетных и внебюджетных источников финансирования мероприятий,  а
   также ориентирована в большинстве мероприятий  на  привлеченные  и
   инвестиционные средства.
        Программа разработана по заказу комитета по  делам  молодежи,
   физической   культуре,  спорту  и  туризму  Ассоциацией  поддержки
   туризма,  инфраструктуры  отдыха   и   развлечений   при   участии
   Северо-Западного  отделения  Российской  ассоциации  туристических
   агентств,  преподавательского состава  высших  учебных  заведений,
   руководителей туристских предприятий и курортного комплекса.
   
                 I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ
                           И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ
   
        1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
   
        Современная туристская  индустрия  является  одной  из  самых
   высокодоходных отраслей мировой экономики.  Существенные доходы от
   туризма  получают  как  небольшие  страны,  так и крупные развитые
   государства  (США,  Франция,  Испания  и  др.).  Туризм   занимает
   значимую строку в бюджетах этих стран,  принося им до 10 процентов
   валового национального продукта.  Индустрия туризма является одной
   из наиболее прибыльных отраслей экономики и в странах, находящихся
   в схожих с Северо-Западом России природно-климатических  условиях,
   в   частности,   Финляндии  и  Швеции.  Рост  доходов  от  туризма
   значительно опережает рост дохода от большинства  других  отраслей
   экономики.  По прогнозам Всемирной туристской организации (далее -
   ВТО) динамика развития туризма сохранится и в  перспективе.  Доход
   России  от  въездного туризма оценивается экспертами ВТО на уровне
   7,8 млрд долларов США при объеме до 4 млн прибытий.
        Отрасль оказывает   стимулирующее  воздействие  на  торговлю,
   строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Как
   свидетельствует  мировой опыт,  правильное использование имеющихся
   туристско-рекреационных  возможностей  может  оказаться  одним  из
   наиболее  эффективных  рычагов  структурной перестройки экономики.
   Важнейшим условием, определяющим процесс формирования, становления
   и   развития   туристской  отрасли  в  качестве  значимой  отрасли
   территориальной  специализации,  является   формирование   на   ее
   территории туристско-рекреационного     комплекса,     отвечающего
   современным  требованиям,  которое  невозможно  без  использования
   программно-целевых методов.
        Следует отметить,  что  важнейшими  факторами,   оказывающими
   влияние  на доходность туризма,  являются природно-климатические и
   историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень
   благоприятствования государственной политики в отношении туризма.
        В настоящее  время  Ленинградская  область  имеет  достаточно
   большой  туристско-рекреационный потенциал, кроме того, существуют
   следующие предпосылки для его развития:
        - природные  возможности  области,  расположенной  на границе
   смешанных лесов и южной тайги, и уникальная водная система;
        - культурно-историческое   наследие   (включая   исторические
   города);
        - этнографико-культурный         потенциал,        включающий
   народно-художественные промыслы и ремесла.
        Ленинградская область обладает значительными и многообразными
   природно-ресурсными  возможностями.  Наиболее   ценным   природным
   ресурсом  области,  выгодно  отличающим ее туристско-рекреационный
   потенциал  от  потенциалов  других   регионов   Европы,   является
   чрезвычайно   разветвленная   озерно-речная  система,  покрывающая
   практически  всю  ее  территорию  и  связывающая  область  как   с
   зарубежными,  так  и с внутренними регионами России.  Реки и озера
   Ленинградской области богаты рыбой.  Здесь водится около 80  видов
   рыб.
        Во многом уникальны и природные ландшафты области, сочетающие
   лиственные  и  хвойные леса,  гранитные скалы и пещеры,  подземные
   целебные воды и источники,  дюны и песчаные пляжи, и это далеко не
   полный    перечень    достопримечательных    природных   объектов,
   привлекательных для туристов и рекреантов.
        Богат и    разнообразен    животный    и   растительный   мир
   Ленинградской области,  где обитают 60 видов млекопитающих и около
   330 видов птиц.
        Относительно благоприятны и климатические условия: по оценкам
   специалистов,  наилучшие  условия для рекреации - периоды с 7 июня
   по 31 августа (летний отдых),  с 1 декабря  по  15  марта  (зимний
   отдых) и с 23 декабря по 9 января (рождественские каникулы).
        На территории Ленинградской области  сохранилось  более  3900
   историко-культурных памятников, из них:
        около половины - памятники архитектуры и градостроительства;
        700 - памятники археологии;
        100 - памятники искусства.
        В Ленинградской  области имеется также 28 музеев,  в основном
   связанных   с   историко-культурными   памятниками    федерального
   значения.
        Этнографический потенциал области определяется проживанием на
   ее  территории  народов  разных культур (русские,  карелы,  вепсы,
   ижоры и др.),  часть из которых до сих пор сохранила  своеобразные
   черты   своего  быта.  В  восточных  районах  области  сохранились
   народные промыслы (резьба по дереву,  вязание крючком и на спицах,
   плетение на коклюшках (кружева),  изготовление ювелирных изделий и
   изделий из стекла и др.).
        Разумное использование  туристских  ресурсов  должно  и может
   приносить государству и области существенный доход.
        В настоящее   время   в   Ленинградской   области  туристской
   деятельностью занимаются около  200  фирм  (в  том  числе  Москвы,
   Санкт-Петербурга и других городов).
        В Ленинградской области имеется более 600 объектов размещения
   туристов, включая курорты (см. таблицу 1).
   
        Таблица 1.  Распределение объектов размещения по  типам  мест
   проживания туристов
   
   ---------------------------T----------T----------T--------------
   | Типы объектов размещения |Количество|Количество|Заполняемость|
   |                          | объектов |   мест   |в 1998 году, |
   |                          |          |          |  процентов  |
   +--------------------------+----------+----------+-------------+
   |Санатории и профилактории |     24   |    3500  |      39     |
   +--------------------------+----------+----------+-------------+
   |Детские лагеря отдыха     |    450   |   95000  |       7     |
   +--------------------------+----------+----------+-------------+
   |Дома отдыха, пансионаты   |      9   |    1700  |      43     |
   +--------------------------+----------+----------+-------------+
   |Базы отдыха предприятий  и|    100   |   15100  |  нет данных |
   |т. п.                     |          |          |             |
   +--------------------------+----------+----------+-------------+
   |Турбазы, тургостиницы     |      5   |    2000  |      36     |
   +--------------------------+----------+----------+-------------+
   |Гостиницы                 |     55   |    6000  |      28     |
   +--------------------------+----------+----------+-------------+
   |Всего                     |    643   |  123300  |      10<*>  |
   L--------------------------+----------+----------+--------------
        -------------------------------
        <*> - Без учета ведомственных баз отдыха.
   
        Существующие в   настоящее   время  в  Ленинградской  области
   объекты  размещения  туристов  характеризуются  высокой   степенью
   морального   и  физического  износа  и  недостаточной  развитостью
   важнейших   элементов   туристской   инфраструктуры.   Собственные
   предприятия  питания  имеют 60 процентов рекреационных учреждений.
   Спортивные комплексы и сооружения имеются только  в  49  процентах
   объектов  размещения туристов,  а такие элементарные и необходимые
   удобства,  как горячая вода,  душ,  телефон имеются  только  в  73
   процентах  мест  размещения,  более 47 процентов материальной базы
   туризма  нуждается  в  капитальном   ремонте,   модернизации   или
   функциональной реконструкции.
        Всего в отрасли занято около 40 тыс. человек.
        В течение  1998  года  в Ленинградской области побывало свыше
   1,75 млн иностранных граждан,  отнесенных  к  категории  туристов,
   которые  прибыли  через северо-западный участок границы Российской
   Федерации.  За последние  четыре  года  зафиксирован  относительно
   стабильный рост въезда иностранных туристов на территорию области.
   Ежегодный прирост составил 6-8 процентов.  Однако целью  посещения
   для   большинства   иностранных   туристов   является  в  основном
   Санкт-Петербург.
        В 1998  году  на  территории  Ленинградской  области побывало
   около одного млн  туристов  из  России  и  стран  СНГ.  Наибольший
   удельный вес среди этих туристов имеют жители Санкт-Петербурга (52
   процента),  Ленинградской  области  (14  процентов)  и  Москвы  (9
   процентов).
        Общий размер     дохода,      полученного      предприятиями,
   расположенными  на  территории Ленинградской области,  от туризма,
   оценивается в 400 млн рублей.
        Проведенные опросы  мнения  жителей  Ленинградской  области и
   Санкт-Петербурга показывают наличие нескольких профилей  отношения
   к туризму,  существенно зависящих от возраста и доходов населения.
   Наибольшую склонность к  потреблению  туристских  услуг  проявляют
   жители  Ленинградской  области  в  возрасте  от  36  до 45 лет,  а
   наименьшую - представители наиболее молодой возрастной группы  (до
   25 лет). Склонность к потреблению туристских услуг увеличивается и
   по мере роста доходов. Указанные положения наглядно подтверждаются
   данными  опросов жителей Ленинградской области,  представленными в
   таблице 2.
   
        Таблица 2.  Заинтересованность в туристских услугах у жителей
   Ленинградской области
   
   -----------T-----------------------------------------------------
   |   Доход  |                    Возраст                         |
   +----------+-------T---------T--------T--------T-------T--------+
   |(руб./чел.| до 25 |от 26 до |от 36 до|от 46 до|старше |итого в |
   | в месяц) |  лет  | 35 лет  | 45 лет | 55 лет |55 лет |среднем |
   |          |       |         |        |        |       |   по   |
   |          |       |         |        |        |       |доходным|
   |          |       |         |        |        |       |группам |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |   Заинтересованность в туристских услугах за пределы района   |
   +----------T-------T---------T--------T--------T-------T--------+
   |До 600    |  7,69%|  32,22% |  50,00%|  25,00%| 16,67%| 27,94% |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |600-900   | 12,40%|  41,27% |  43,75%|  28,57%| 17,86%| 29,55% |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |900-1500  | 21,90%|  42,73% |  38,89%|  24,00%| 30,00%| 34,09% |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |1500-2100 | 33,33%|  50,00% |  50,00%|  32,14%| 37,50%| 40,91% |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |Свыше 2100| 50,00%|  60,71% |  66,67%|  50,00%| 50,00%| 59,09% |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |Итого    в| 17,39%|  46,81% |  44,44%|  27,12%| 26,92%|        |
   |среднем по|       |         |        |        |       |        |
   |возрастным|       |         |        |        |       |        |
   |группам   |       |         |        |        |       |        |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |    Заинтересованность в туристских услугах в своем районе     |
   +----------T-------T---------T--------T--------T-------T--------+
   |До 600    | 23,08%|    -    |    -   |  16,67%|   -   | 12,97% |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |600-900   |   -   |  16,67% |  12,50%|  14,29%|   -   | 15,91% |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |900-1500  |       |    -    |  16,67%|  44,00%|   -   | 12,97% |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |1500-2100 |   -   |         |    -   |  28,57%| 12,50%|  9,09% |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |свыше 2100|   -   |  14,29% |    -   |    -   |  5-   |  9,09% |
   +----------+-------+---------+--------+--------+-------+--------+
   |Итого    в| 13,04%|   4,26% |  11,11%|  27,12%|  3,85%|        |
   |среднем по|       |         |        |        |       |        |
   |возрастным|       |         |        |        |       |        |
   |группам   |       |         |        |        |       |        |
   L----------+-------+---------+--------+--------+-------+---------
   
        Представленные данные позволяют сделать следующие выводы:
        - сравнительно  малый  интерес к туризму в младшей возрастной
   группе;
        - максимальный  интерес  к  туризму  и организованному отдыху
   приходится на возраст от 25 до 45 лет.  В  дальнейшем  наблюдается
   достаточно резкое снижение интереса;
        - рост  интереса  к  туризму  происходит  параллельно   росту
   дохода;
        - общая  заинтересованность  в  получении   туристических   и
   рекреационных услуг сравнительно высока;
        - в качестве наиболее предпочтительных мест отдыха  выступают
   следующие  зоны,  находящиеся  за  пределами  собственного района:
   Карельский  перешеек  (Выборгский,  Всеволожский   и   Приозерский
   районы),  южная часть Ленинградской области,  прежде всего Лужский
   район (интерес проявляется в  двух  противоположных  группах  -  у
   самой   зажиточной   части  населения,  а  также  у  лиц,  имеющих
   незначительные доходы).  К районам среднего  туристского  интереса
   относятся  Волховский,  Гатчинский  и Тосненский районы.  Очень не
   значителен  интерес  к  восточным  районам  области,  несмотря  на
   наличие там  большого  туристского  потенциала.  Во  многом слабый
   интерес к этим  районам  обусловлен  их  слабой  рекламой  как  на
   областном, так и российском уровнях.
        Оценка числа туристов и рекреантов  в  Ленинградской  области
   строится  на  результатах  опроса  жителей Ленинградской области и
   Санкт-Петербурга и  исходит  из того,  что жители именно этих двух
   субъектов Российской Федерации составляют основную массу  туристов
   и   рекреантов.   При  оценке  текущего  положения  в  туризме  не
   учитывался бизнестуризм и шопинг  (поездка  в  другие  районы  или
   страны с целью покупки товаров),  так как,  во-первых, их динамика
   связана с большим количеством внешних факторов и,  во-вторых,  эти
   виды посещения только частично могут быть отнесены к туризму.
        Оценка размеров  бизнес-туризма  затруднительна из-за резкого
   изменения направления экономических  связей  между  хозяйствующими
   субъектами,   которое   выражается  в  переходе  от  отраслевой  к
   региональной   интеграции,   в   результате   чего   число    лиц,
   командированных на короткие сроки,  достаточно резко снизилось.  С
   другой стороны,  сформировались  достаточно  большие  группы  лиц,
   прописанных   за  пределами  Ленинградской  области,  или  граждан
   государств СНГ,  которые постоянно представляют на  ее  территории
   хозяйственные  интересы  других  субъектов  Федерации и государств
   СНГ.  Существует  значительное  число  работников,  приезжающих  в
   Санкт-Петербург на временные заработки и проживающих на территории
   Ленинградской области.  Отделить указанные категории  приезжих  от
   командированных  крайне  затруднительно.  Говорить  о  создании на
   территории Ленинградской  области  международных  деловых  центров
   представляется преждевременным.
        Приблизительно аналогичная   ситуация   складывается   и    с
   шопингом.  В  этом  виде  туризма  также  нет четкой границы между
   туристом и обычным покупателем.  В частности,  совершенно не ясно,
   куда   отнести   дачников,  которые,  выезжая  на  дачу,  закупают
   продукцию в областных магазинах.  Приграничный шопинг  существенно
   зависит  от  разницы  цен  в  граничащих  с Ленинградской областью
   государствах и в Российской Федерации, действующих правил въезда и
   таможенного  законодательства  как в России,  так и в сопредельных
   государствах.  Поэтому при всей полезности шопинга  для  экономики
   области произвести прогноз развития данного явления на перспективу
   не представляется возможным.
        Оценка числа туристов,  которые посетят Ленинградскую область
   в 2000-2003 годах,  представлена в таблице 3 (рассчитана исходя из
   обработки  результатов  анкетирования  и данных о месте проживания
   туристов, отраженных в "Стратегии развития туризма в Ленинградской
   области").
   
        Таблица 3.  Оценка  числа  туристов в Ленинградской области в
   2000-2003 годах (без реализации программы)
   
   ----------------T--------------T--------------T---------------
   |    Регион     |  Минимальная | Максимальная | Реалистичная |
   |  основного    |    оценка    |    оценка    |    оценка    |
   |    места      +-----T--------+-----T--------+-----T--------+
   | проживания    |  %  |  тыс.  |  %  |  тыс.  |  %  |  тыс.  |
   |   туристов    |     |  чел.  |     |  чел.  |     |  чел.  |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Ленинградская  | 13,6| 102,53 | 12,1|  153,14| 13,0| 133,59 |
   |область        |     |        |     |        |     |        |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Санкт-Петербург| 52,0| 390,45 | 53,5|  675,30| 52,6| 541,79 |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Северо-Западный|  6,1|  46,01 |  6,1|   77,32|  6,1|  63,04 |
   |и      Северный|     |        |     |        |     |        |
   |регионы России |     |        |     |        |     |        |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Москва        и|  8,4|  62,91 |  8,4|  105,72|  8,4|  86,19 |
   |Московская     |     |        |     |        |     |        |
   |область        |     |        |     |        |     |        |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Другие  регионы|  2,5|  18,78 |  2,5|   31,56|  2,5|  25,73 |
   |России         |     |        |     |        |     |        |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Страны Балтии  |  2,4|  17,84 |  2,4|   29,98|  2,4|  24,44 |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Страны СНГ     |  1,1|  13,15 |  1,8|   22,09|  1,8|  18,01 |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Финляндия      | 10,0|  75,12 | 10,0|  126,24| 10,0| 102,91 |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Другие   страны|  2,0|  15,02 |  2,0|   25,25|  2,0|  20,58 |
   |Балтийского    |     |        |     |        |     |        |
   |моря           |     |        |     |        |     |        |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Другие   страны|  0,8|   5,63 |  0,8|    9,47|  0,8|   7,72 |
   |Европы         |     |        |     |        |     |        |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Остальной мир  |  0,5|   3,76 |  0,5|    6,31|  0,5|   5,15 |
   +---------------+-----+--------+-----+--------+-----+--------+
   |Итого          |100,0| 751,2  |100,0| 1262,4 |100  | 1029,1 |
   L---------------+-----+--------+-----+--------+-----+---------
   
        Реалистичная оценка   соответствует   существующему    уровню
   туризма,  который обеспечивается без реализации программно-целевых
   методов.  Максимальная оценка соответствует тому  числу  туристов,
   которое   может   быть  достигнуто  к  2003  году  без  реализации
   программно-целевого   подхода   и   при   благоприятном   развитии
   экономической  ситуации.  Минимальная  оценка  соответствует  тому
   числу туристов,  до которого оно может понизиться  без  реализации
   программы при неблагоприятных экономических изменениях.
        Представленные данные  позволяют  сделать  выводы об основных
   направлениях   продвижения   туристских   услуг.   В    частности,
   значительное  внимание  должно  быть  сконцентрировано  на рекламе
   Ленинградской области в Москве и Московской  области,  а  также  в
   республиках  и  областях  Северного  и  Северо-Западного  регионов
   России.  Кампания по продвижению  туристских  услуг  Ленинградской
   области  в  других  субъектах  Федерации  и  странах СНГ вряд ли в
   ближайшей перспективе даст существенный эффект.
        По-прежнему перспективным направлением продвижения туристских
   услуг области на международный  рынок  является  Финляндия.  После
   девальвации  рубля  в  августе 1998 года в качестве перспективного
   международного рынка для туристских и рекреационных услуг  области
   можно  рассматривать  страны  Балтии,  жители  которых  достаточно
   чувствительны к экономическим факторам.  Определенный потенциал по
   развитию  въездного туризма в Ленинградскую область имеют и страны
   Скандинавии.  Тем самым при реализации программы основное внимание
   при  продвижении  туристских  услуг  на международный рынок должно
   быть  уделено  странам  Балтийского  моря  и  Норвегии.   Основным
   лозунгом  продвижения  должно стать:  "Достаточно высокое качество
   услуг при низких ценах".
        Учитывая все  поступления   от   различных   видов   туризма,
   федеральные  и местные бюджеты должны получать значительный доход.
   Однако  поступлений  в  бюджет,   адекватных   оценке   показателя
   доходности  туризма,  по  мировым методикам и экспертным оценкам в
   настоящее время нет.  Это обусловлено как следствием недостоверной
   системы  учета  доходности  от  туризма,  с  одной стороны,  так и
   недостатками в системе денежного  обращения,  с  другой,  а  также
   иными факторами.
        В то же время, несмотря на комплекс предпринятых мер (участие
   в  российских  и  зарубежных  туристских  выставках,  издание ряда
   двуязычных  путеводителей   по   Ленинградской   области,   другой
   рекламной литературы  и т.  д.),  прирост туристских потоков может
   быть более значительным и давать области наибольшие доходы.
        Анализ причин   недостаточного   роста   туристских   потоков
   позволяет выделить среди них две основные группы.
        Причины внешнего характера:
        1. Экономическая и политическая нестабильность в стране.
        2. Недостаточность  поддержки  туризма  как отрасли экономики
   (неразвитость  федеральной  нормативно-правовой  базы,  отсутствие
   финансирования федеральных программ и т. п.).
        3. "Антиреклама"    России     как     объекта     туристской
   привлекательности   в  зарубежных  средствах  массовой  информации
   (преступность,  низкий  уровень  жизни,   слабая   инфраструктура,
   недостатки в обслуживании и т. п.).
        4. Выраженный  фактор  сезонности  в  туризме,  связанный   с
   особенностями климатических условий.
        Причины  внутреннего характера:
        1. Исторически   сложившаяся  структура  туристских  потоков,
   центром которых был и остается Санкт-Петербург.  Основное внимание
   уделялось     и     уделяется     поддержанию     и    реставрации
   историко-культурных ценностей,  находящихся на территории города и
   вошедших в  течение  ряда  лет  в  состав  его пригородов (городов
   Ломоносова,  Пушкина,  Павловска,  Сестрорецкого и  Зеленогорского
   районов).
        2. Отсутствие действенной системы мероприятий  по  рекламе  и
   продвижению  Ленинградской  области  на российский и международный
   туристские рынки,  отсутствие достаточного количества  средств  на
   создание   соответствующих   рекламных   продуктов   и  проведение
   рекламных кампаний.
        3. Недостаточное    внимание    в    послевоенные    годы   к
   восстановлению   и   поддержанию   исторических,   культурных    и
   природно-климатических   ценностей,   находящихся   на  территории
   области.
        4. Превращение  Ленинградской области в приграничную зону,  в
   результате    чего    существенно    усложнилось     использование
   расположенных в  западной  части  области природных и исторических
   объектов.  По существу необходимо говорить о воссоздании на данных
   территориях рекреационного потенциала.
        5. Размещение на территории области объектов,  которые  могут
   привести к серьезным экологическим катастрофам (в частности,  ЛАЭС
   на  южном  побережье  Финского  залива),  строительство  портов  и
   терминалов.
        6. Разрушение    типового    способа    рекреации     жителей
   Санкт-Петербурга в домах отдыха,  санаториях, пансионатах и других
   рекреационных    учреждениях,    расположенных    на    территории
   Ленинградской   области,  в  результате  ухудшения  экономического
   положения населения и неумеренного предоставления дачных участков,
   а также  участков  под  коттеджное  строительство  в  конце 80-х -
   начале 90-х годов.
        7. Потеря  определенного  количества мест рекреации в связи с
   процессами разгосударствления собственности.
        8. Отсутствие достаточного числа проработанных в соответствии
   с международными требованиями проектов в сфере туризма и рекреации
   и, как следствие, слабое финансирование существующих проектов.
        9. Наличие  существенных  недостатков  в  нормативно-правовой
   базе,  затрудняющих  развитие  отдельных  видов  туризма (водного,
   приграничного, экологического и др.).
        10. Недостаток  комфортабельных и сравнительно недорогих мест
   размещения (гостиниц, пансионатов, санаториев).
        11. Медленное  развитие  сферы развлечений и досуга,  которое
   существенно   снижает    привлекательность    отдыха,    уменьшает
   посещаемость туристами городов и поселков области.
   
        2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
   
        Главная, стратегическая    цель   программы   заключается   в
   формировании     на     территории      Ленинградской      области
   конкурентоспособной  туристско-рекреационной  отрасли  в  качестве
   одной   из   ведущих   отраслей   территориальной   специализации,
   обеспечивающей,   с   одной   стороны,   спрос  потребителей  (как
   российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей
   в туристско-рекреационных услугах,  а с другой, значительный вклад
   в социально-экономическое  развитие  региона  за  счет  увеличения
   доходной   части  областного  и  муниципальных  бюджетов,  притока
   инвестиций,  увеличения числа  рабочих  мест,  улучшения  здоровья
   населения,     сохранения     и     рационального    использования
   культурно-исторического и природного наследия.
        Основными  задачами программы являются:
        1. Формирование современной нормативно-правовой базы туризма.
        2. Поддержка  развития  предпринимательства в сфере туризма и
   прежде всего малого и среднего предпринимательства.
        3. Стимулирование  развития  материальной  базы туризма путем
   привлечения российских и иностранных инвестиций для  реконструкции
   и создания новых туристских объектов.
        4. Создание условий для возрождения и  развития  традиционных
   центров  туризма  на  Карельском  перешейке и в юго-западной части
   Ленинградской области.
        5. Освоение   новых  туристских  районов  в  восточной  части
   области,  имеющих   обширный   природный   и   историко-культурный
   потенциал.
        6. Разработка и внедрение прогрессивных методов и  стандартов
   туристского и рекреационного обслуживания.
        7. Создание  единой  системы  подготовки,  переподготовки   и
   повышения квалификации кадров, занятых в сфере туризма.
        8. Проведение активной рекламной  деятельности,  направленной
   на  формирование имиджа Ленинградской области как центра туризма и
   продвижение ее на российский и международный туристские рынки.
        Программа рассчитана на период до 2005 года и состоит из двух
   этапов.
        Первый этап: 2000-2001 годы - разработка туристских программ,
   проектов и технико-экономических обоснований к  ним  и  реализация
   первоочередных задач.
        Второй этап:  2002-2005 годы -  реализация  основных  крупных
   проектов программы.
   
        3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
   
        Система программных    мероприятий   состоит   из   следующих
   разделов, объединяющих схожие по своей направленности мероприятия:
        1. Совершенствование институциональной структуры управления и
   поддержки туризма.
        2. Совершенствование   нормативно-правовой   базы  туристской
   отрасли.
        3. Содействие   продвижению  туристских  услуг  Ленинградской
   области на российский и мировой рынки.
        4. Создание комфортной информационной среды для туристов.
        5. Содействие привлечению инвестиций в  туристскую  индустрию
   Ленинградской области.
        6. Развитие экологического и спортивно-оздоровительных  видов
   туризма.
        7. Развитие культурно-познавательных видов туризма.
        8. Развитие  межрегионального  и  международного (в том числе
   приграничного) туризма.
        9. Развитие инфраструктуры туризма и зрелищно-развлекательной
   индустрии.
        10. Разработка  программ  развития  туризма  в  муниципальных
   образованиях.
        11. Развитие системы размещения туристов и рекреантов.
        12. Развитие   системы   кадрового   обеспечения   туристской
   отрасли.
   
        3.1. В    качестве    основных    мероприятий     в     сфере
   совершенствования институциональной структуры туризма выступают:
        1. Создание  системы  информационно-туристских   центров   на
   территории области.
        2. Выработка концепции и создание на территории области  ряда
   зон приоритетного развития туризма.
        3. Создание    координационного   совета   по   туризму   при
   Правительстве Ленинградской области.
        4. Создание    туристского    пресс-клуба    при    областном
   информационно-туристском центре.
        Концепция реализации данных мероприятий:
        3.1.1. Основными  задачами  системы  информационно-туристских
   центров должны стать:
        - сбор  информации  о  возможных местах проживания туристов и
   рекреантов, в том числе и в индивидуальном секторе;
        - сбор  информации  и  классификация мест проживания и отдыха
   туристов;
        - информирование туристов о достопримечательностях,  условиях
   проезда,  возможностях проживания и рекреации в  различных  частях
   Ленинградской области;
        - разработка  планов  развития  определенных   территорий   и
   содействие их реализации;
        - размещение    наружной    рекламы    достопримечательностей
   Ленинградской области;
        - разработка и  продвижение  турпродуктов,  пакетов  программ
   местных компаний на российском и международном уровнях;
        - содействие   созданию   на   территории   области    единой
   региональной  системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ)
   и рекреационных зон,  а также  аналогичной  системы  по  охране  и
   рациональному использованию памятников истории и культуры;
        - создание     и      ведение      статистического      учета
   автоматизированного  кадастра  туристских территорий Ленинградской
   области  (представляющего   собой   составную   часть   земельного
   кадастра) и паспорта туристско-рекреационных округов и территорий;
        - ежегодное   проведение   социологических   и  маркетинговых
   исследований  в  сфере  туризма,  результаты  которых  могут  быть
   доведены    до   туристских   фирм,   работающих   на   территории
   Ленинградской области.
        На первом    этапе    предполагается    создать     несколько
   информационно-туристских центров.  Ведущий  центр  службы   должен
   находиться в Санкт-Петербурге и обслуживать интересы рекреантов из
   Санкт-Петербурга и других регионов  России,  а  также  ближнего  и
   дальнего зарубежья. В задачи центра могут входить вопросы по сбору
   необходимой  информации  из  близлежащих  районов:  Всеволожского,
   Ломоносовского и Кировского. Остальные центры следует разместить в
   основных рекреационных зонах  Ленинградской  области:  Выборгском,
   Лужском,    Приозерском,    Тихвинском   и   Волховском   районах.
   Целесообразно       организовать       информационные       центры
   курортно-туристской  службы  и  во  "въездных" районах,  таких как
   Тосненский,  Лодейнопольский  и   Кингисеппский,   которые   могут
   обеспечить    самодеятельных   туристов   достаточно   оперативной
   информацией о возможностях размещения и отдыха.
        В дальнейшем целесообразно открыть центры и в других  районах

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное