Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСОБЛДУМЫ ОТ 22.03.2006 N 5/172-П ОБ ИТОГОВОМ ОТЧЕТЕ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2005 ГОДЫ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                       МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 22 марта 2006 г. N 5/172-П
                                   
           ОБ ИТОГОВОМ ОТЧЕТЕ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
         ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                          НА 2001-2005 ГОДЫ"
   
       Рассмотрев  Итоговый  отчет  о  выполнении  областной   целевой
   программы  "Развитие образования в Московской области на  2001-2005
   годы",  в  соответствии со статьей 14 Закона Московской  области  N
   11/96-ОЗ  "О  Концепции,  прогнозах  и  государственных  программах
   социально-экономического  развития Московской  области"  Московская
   областная Дума постановила:
       Утвердить   Итоговый  отчет  о  выполнении  областной   целевой
   программы  "Развитие образования в Московской области на  2001-2005
   годы" (приложение).
   
                                                          Председатель
                                             Московской областной Думы
                                                          В.Е. Аксаков
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                             Московской областной Думы
                                         от 22 марта 2006 г. N 5/172-П
   
                            ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
          О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
          ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2005 ГОДЫ"
   
       В  целях  решения  приоритетных задач  развития  образования  в
   Московской   области   Законом  Московской  области   N   2/2002-ОЗ
   утверждена  областная  целевая программа  "Развитие  образования  в
   Московской области на 2001-2005 годы" <1> (далее - Программа).
   --------------------------------
       <1>  Изменения внесены Законами Московской области N 3/2003-ОЗ,
   N 5/2003-ОЗ.
   
       Программа  реализовывалась с учетом и  на  основе  потребностей
   социально-экономического развития Московской  области,  приоритетов
   Концепции  модернизации российского образования на период  до  2010
   г.,  последующих  документов о приоритетных  направлениях  развития
   российской  образовательной системы, анализа состояния  образования
   в области.
       Общий  объем финансирования, утвержденный по областной  целевой
   программе  "Развитие образования в Московской области на  2001-2005
   годы"  (далее  - Программа), составил 1401900 тыс.  рублей,  в  том
   числе:
       - бюджет Московской области - 1109750 тыс. рублей;
       -   прочие  источники  (бюджет  Российской  Федерации,   бюджет
   муниципальных  образований  Московской  области)  -   292150   тыс.
   рублей.
       Комплексными   программами  социально-экономического   развития
   Московской  области  в  период 2002-2005 гг. (далее  -  Комплексные
   программы) было предусмотрено финансирование мероприятий  Программы
   за  счет  средств бюджета Московской области в размере 182182  тыс.
   рублей,  что  составляет 16,3% от утвержденного  Программой  объема
   финансирования.
       Фактически за 2002-2005 годы было профинансировано и  выполнено
   мероприятий  Программы  на  общую сумму  539025  тыс.  рублей,  что
   составляет  38%  от утвержденного Программой общего  финансирования
   (по всем источникам), в том числе:
       - средства бюджета Московской области - 181279 тыс. рублей, что
   составляет 99,5% от выделенных по Комплексной программе средств;
       - прочие источники - 357746 тыс. рублей, в том числе:
       бюджеты  муниципальных образований Московской области -  135030
   тыс. рублей;
       бюджет Российской Федерации - 222716 тыс. рублей.
       В   2001   году   финансирование   мероприятий   Программы   не
   осуществлялось.      Финансирование      мероприятий      Программы
   осуществлялось  в  соответствии  с законами  Московской  области  о
   бюджете на соответствующий год.
       В   реализации  мероприятий  Программы  приняли   участие   все
   областные  образовательные  учреждения, образовательные  учреждения
   всех   муниципальных   образований  Московской   области,   ведущие
   российские  научно-практические центры.  В  реализации  мероприятий
   Программы  приняло  участие  более 50%  образовательных  учреждений
   всех  видов  и типов, из которых 718 - непосредственные исполнители
   проектов.
       Реализация    Программы    обеспечила   достижение    следующих
   результатов и социальных эффектов:
       -    развитие   сети   образовательных   учреждений   различных
   организационно-правовых форм и типов;
       - обновление содержания образования, обеспечивающего достижение
   социальной компетентности обучающихся и воспитанников как  гарантии
   их   социальной   защищенности,  развитие   личной   инициативы   и
   гражданской ответственности, формирование здорового образа жизни;
       -  увеличение  адаптивных возможностей  системы  образования  с
   учетом  особенностей различных групп обучающихся  и  воспитанников,
   своеобразия    культурных    и   социально-экономических    условий
   Московской области;
       -  развитие  профессионального образования с учетом структурных
   изменений     в    экономике,    на    рынке    труда;    повышение
   конкурентоспособности профессионального образования,  социальной  и
   экономической активности молодежи;
       -   усиление   воспитательных  функций   системы   образования,
   сохранение    и   развитие   системы   учреждений   дополнительного
   образования  детей,  снижение масштабов  и  вероятности  проявления
   социальных рисков детства;
       -   развитие   инновационного  потенциала  системы  образования
   области,   формирование  элементов  инфраструктуры   инновационного
   развития системы образования;
       -   укрепление   кадрового  потенциала   системы   образования,
   повышение  социального  статуса работников  образования  Московской
   области;
       - совершенствование экономических механизмов функционирования и
   развития     системы    образования,    повышение     эффективности
   использования  бюджетных средств в образовании, рост  инвестиций  в
   систему образования;
       -  укрепление  материально-технической и  технологической  базы
   системы образования.
       Данные о финансировании Программы в 2002-2005 гг. в целом и  по
   отдельным  мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования  и
   годам  реализации  представлены  в  приложениях  N  1,  2,  3   (не
   приводится).
       В  рамках  областной целевой программы "Развитие образования  в
   Московской  области  на  период 2006-2010 годов"  будут  обеспечены
   преемственность   и   развитие  результатов,  полученных   в   ходе
   реализации Программы в 2001-2005 г.
       В рамках Программы выполнялись следующие мероприятия.
       Раздел   I.   Обновление  содержания  образования  и  повышение
   качества образования.
       По   разделу   1.1.   Оценка  состояния   действующей   системы
   образования.
       По разделу решена задача разработки эффективной образовательной
   политики как части социальной политики Московской области.
       Выполнены следующие мероприятия раздела.
       Проведены 7 обучающих семинаров и областная научно-практическая
   конференция   по   вопросам   научно-методического   и   проектного
   сопровождения   Программы,   в   которых   приняло   участие    226
   представителей  муниципальных  органов  управления  образованием  и
   областных образовательных учреждений.
       Осуществлены     комплексные    социологические    исследования
   социального  статуса  учительства,  отношения  жителей   Московской
   области  к  социальной  политике Губернатора Московской  области  и
   Правительства   Московской   области,  состоянию   и   перспективам
   развития образования в Подмосковье.
       Результаты  исследования  показали,  что  большинство   жителей
   Подмосковья, в том числе учительство, выражает доверие и  поддержку
   Губернатору  Московской  области  в  его  деятельности.  Две  трети
   опрошенных  считает,  что  реальную  поддержку  учительству   может
   оказать   именно   Правительство   Московской   области,    а    не
   предприниматели,  профессиональные союзы  или  другие  организации.
   При   этом   часть  учительства  выражает  неудовлетворение   своим
   материальным  положением и связывает надежды на изменение  ситуации
   с  политикой Губернатора Московской области. Большинство опрошенных
   выражает    удовлетворение   направлениями   и   темпами   развития
   образования Подмосковья, отмечая частные негативные тенденции.
       Результаты исследования использованы при разработке эффективной
   образовательной  политики как части социальной политики  Московской
   области.
       По разделу 1.2. Дошкольное образование.
       По  разделу  решена  задача  обновления  содержания,  повышения
   качества и доступности дошкольного образования.
       В рамках раздела выполнены следующие мероприятия.
       Разработаны,  прошли  апробацию  и  внедряются  в  деятельности
   дошкольных    образовательных   учреждений    всех    муниципальных
   образований  Московской области технологии  и  методики  реализации
   принципа преемственности дошкольного и общего образования.
       Созданы  и  внедряются новые модели дошкольных  образовательных
   учреждений,   реализующих   наряду   с   развивающими   программами
   программы   для   детей  с  нарушениями  развития  и  заболеваниями
   (задержка  психического развития, неврологические  и  аллергические
   заболевания,  заболевания опорно-двигательного аппарата,  нарушение
   зрения и речи).
       Выполнение  мероприятий Программы позволило  увеличить  на  36%
   количество   дошкольных   образовательных   учреждений   Московской
   области,   использующих  новые  методики  сохранения  и   коррекции
   физического  и  психического  здоровья  детей.  Количество   данных
   учреждений    составило   540,   в   том   числе   348   дошкольных
   образовательных   учреждений  с  коррекционными   группами.   Всего
   функционирует   1799   коррекционных  групп,   охватывающих   25662
   ребенка,  из  них: 1455 групп - для детей с нарушениями  речи,  148
   групп  -  для  детей с нарушением зрения, 93 группы - для  детей  с
   нарушениями опорно-двигательного аппарата, 88 групп - для  детей  с
   нарушениями  интеллекта,  39  групп -  для  детей  с  туберкулезной
   интоксикацией.
       Для   решения   задач  духовно-нравственного,  патриотического,
   экологического   и  физического  воспитания  детей   в   дошкольных
   образовательных  учреждениях  в  рамках  Программы  разработаны   и
   внедрены   в  деятельность  более  50%  дошкольных  образовательных
   учреждений   развивающие   программы  по   экологии,   краеведению,
   народной   культуре,   основам  безопасности  жизнедеятельности   с
   необходимым методическим обеспечением.
       Разработан и внедряется в дошкольные образовательные учреждения
   и  механизм  организации  гибких форм пребывания  детей  ("неполная
   неделя",  "неполный день" и др.). За период реализации Программы  в
   54  дошкольных  образовательных учреждениях организовано  60  групп
   кратковременного пребывания, охватывающих 757 детей.
       Проведены   три  областные  конференции  и  17   семинаров   по
   распространению  инновационного опыта по приоритетным  направлениям
   развития  дошкольного образования, в которых приняли участие  более
   500   специалистов  дошкольных  образовательных   учреждений   всех
   муниципальных образований Московской области.
       В   дошкольные   образовательные  учреждения  43  муниципальных
   образований  поставлено  учебное и игровое  оборудование  на  сумму
   2500,9   тыс.   рублей,   обеспечивающее   реализацию   вариативных
   программ.
       Реализация мероприятий Программы способствовала:
       -   сохранению   и  развитию  сети  дошкольных  образовательных
   учреждений в новых социально-экономических условиях;
       - увеличению числа детей, посещающих дошкольные образовательные
   учреждения,  обеспечению наиболее полного охвата детей вариативными
   формами    дошкольного   образования,   позволяющими    реализовать
   родителям  право  выбора  образовательных услуг  в  соответствии  с
   особенностями ребенка;
       -  объединению усилий детского сада и семьи в воспитании  детей
   дошкольного возраста;
       -  повышению  готовности детей к обучению  в  начальной  школе,
   уменьшению  доли  обучающихся, испытывающих  трудности  в  освоении
   программ начального образования;
       - повышению экономической эффективности деятельности дошкольных
   образовательных учреждений.
       По разделу 1.3. Общее образование.
       По данному разделу выполнены следующие задачи:
       - обновление содержания общего образования;
       - повышение качества и доступности общего образования;
       - создание инновационных площадок;
       -    внедрение   новых   образовательных,   информационных    и
   коммуникационных технологий.
       Выполнение мероприятий Программы позволило осуществить  научно-
   методическое,    организационное    и    ресурсное    сопровождение
   федерального   эксперимента   по  совершенствованию   структуры   и
   содержания общего образования.
       Широкомасштабный эксперимент по совершенствованию  структуры  и
   содержания  общего образования охватил 285 школ, 4 тысячи  учителей
   и   12   тысяч   учащихся  1-4,  10-11  классов  64   муниципальных
   образований Московской области.
       В  образовательных  учреждениях,  участвующих  в  эксперименте,
   разработаны  и  апробированы  базисные  учебные  планы,  созданы  и
   апробированы   программы   профильных   междисциплинарных   курсов,
   освоены  новые  учебные пособия и программы,  технологии  проектной
   работы,     реализован    комплекс    мероприятий    по    созданию
   здоровьесберегающей  образовательной  среды  в  общеобразовательных
   учреждениях.     Создана    региональная    информационная     сеть
   образовательных учреждений, участвующих в эксперименте.
       В   рамках   различных   форм  повышения  квалификации   прошли
   подготовку   10411   работников   образования,   участвовавших    в
   эксперименте.  В  целях методического обеспечения  эксперимента  по
   совершенствованию   структуры  и  содержания   общего   образования
   проведены  6  научно-практических  конференций  и  23  семинара,  в
   которых  приняло  участие  более 1200 представителей  муниципальных
   систем образования.
       Осуществлены  поставки  учебного оборудования,  обеспечивающего
   внедрение   новых  образовательных  технологий,  в  образовательные
   учреждения  32  муниципальных  образований  Московской  области  на
   сумму 3609,95 тыс. рублей.
       Разработана  и  проходит  апробацию  модель  областной  системы
   оценки качества образования. В апробацию как целостной модели,  так
   и  отдельных организационно-технологических элементов включены  все
   муниципальные образования Московской области.
       Для   проведения  мониторинга  качества  образования,   научно-
   методической     поддержки     и    организационно-технологического
   сопровождения  процедур лицензирования и аттестации образовательных
   учреждений,   аттестации  педагогических  и   руководящих   кадров,
   информационно-аналитического   обеспечения   деятельности   органов
   управления    образованием   Московской   области    в    структуре
   государственного      образовательного      учреждения      высшего
   профессионального   образования   Московской   области    "Академия
   социального    управления"   создан   областной   Центр    качества
   образования.     Разработано    учебно-методическое     обеспечение
   подготовки  кадров системы образования по вопросам оценки  качества
   образования  и  охране  труда. С целью подготовки  специалистов  по
   вопросам  оценки  качества образования проведены  девять  обучающих
   семинаров и две научно-практические конференции, в которых  приняло
   участие   270   представителей   всех   муниципальных   образований
   Московской области.
       Выполнение  мероприятий Программы позволило обеспечить  участие
   системы  образования Московской области в федеральном  эксперименте
   по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ).
       В    2003-2006   гг.   в   эксперимент   включены    выпускники
   общеобразовательных     учреждений    большинства     муниципальных
   образований  Московской области. 14 учреждений (с учетом  филиалов)
   высшего  профессионального  образования  участвовало  в  проведении
   вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ в 2005 году  на
   территории Московской области.
       С   целью   информационного  и  организационно-технологического
   сопровождения  ЕГЭ  на территории Московской  области  в  структуре
   государственного      образовательного      учреждения      высшего
   профессионального   образования   Московской   области    "Академия
   социального   управления"  создан  Региональный   центр   обработки
   информации   (РЦОИ).   Созданы  новые  информационные   ресурсы   и
   апробированы   информационные   технологии,   обеспечивающие    как
   внедрение  ЕГЭ,  так  и  более широкое их  использование  в  рамках
   системы оценки качества образования Московской области.
       Проведено обучение целевых групп различных категорий участников
   эксперимента     (муниципальные    координаторы,     уполномоченные
   государственных  экзаменационных  комиссий,  руководители   пунктов
   проведения  экзаменов,  их помощники, руководители  образовательных
   учреждений,  руководители методических служб муниципальных  органов
   управления  образованием,  эксперты  предметных  комиссий  и  др.).
   Общее     количество    специалистов    -    участников     единого
   государственного  экзамена, прошедших обучение на  муниципальном  и
   областном уровне, составило 3934 человека.
       Мероприятия  по  Программе позволили в короткие  сроки  создать
   инфраструктуру,   нормативно-правовое,  кадровое   и   методическое
   обеспечение  проведения ЕГЭ, что сказалось на улучшении  восприятия
   введения ЕГЭ среди педагогической и родительской общественности.
       Разработана  и  реализована система мер по  поддержке  русского
   языка  как  языка  межнационального общения. Разработана  концепция
   преподавания   русского   языка   в   образовательных   учреждениях
   Московской   области  и  программа  развития   русского   языка   в
   Московской области. Созданы: Областной ресурсный центр по  изучению
   и  пропаганде  русского  языка на базе  методического  кабинета  г.
   Электросталь,  экспериментальный  кабинет  в  Деденевской   средней
   школе  Дмитровского  района, Школа юного  филолога  при  Московском
   государственном   областном   университете.   Подготовлен   учебно-
   методический   комплекс  по  русскому  языку  для  старшей   школы.
   Проведены   4   областные  конференции  по  проблемам  преподавания
   русского  языка,  в  которых  приняло  участие  326  представителей
   муниципальных   органов   управления   образованием   и   областных
   образовательных    учреждений.   В    муниципальных    образованиях
   организованы  выставки  методической  литературы  и  учебников   по
   русскому языку и литературе.
       Разработаны  и  внедряются областные компоненты образовательных
   стандартов  общего  образования. Созданы,  изданы  и  направлены  в
   образовательные  учреждения  75 муниципальных  образований  учебно-
   методические   комплекты,  обеспечивающие   содержание   областного
   компонента государственного стандарта общего образования:
       -  Московская  область - субъект Российской Федерации  (учебное
   пособие, программа, методические рекомендации);
       -   История   Московской   области  с   приложением   "Духовное
   краеведение  Подмосковья"  (учебное пособие,  методическое  пособие
   для учителя, рабочая тетрадь для учащихся);
       - Родное Подмосковье (учебное пособие, методическое пособие для
   учителя);
       - Русское речевое общение (учебное пособие, книга для учителя).
       Осуществлены   мероприятия   по   созданию,   экспериментальной
   отработке   и  внедрению  дистанционного  образования  в   условиях
   сельской  школы в Коломенском, Ногинском, Раменском,  Серпуховском,
   Зарайском,  Луховицком,  Озерском,  Дмитровском,  Орехово-Зуевском,
   Ступинском,  Егорьевском, Серебряно-Прудском, Подольском,  Клинском
   муниципальных районах.
       Созданы   ресурсные   центры   дистанционного   образования   в
   Серпуховском  и  Коломенском  районах. Разработано  и  апробировано
   необходимое    учебно-методическое   и   программное    обеспечение
   дистанционного образования.
       Организована  подготовка и консультативная поддержка  учителей,
   администрации,     технических     специалистов     образовательных
   учреждений, а также обучение учащихся, участвующих в эксперименте.
       Проведены 16 обучающих семинаров, тематических курсов и мастер-
   классов,  в  которых  приняло  участие 186  работников  образования
   (учителя,  руководители  и технические специалисты  образовательных
   учреждений) 14 районов области.
       Дальнейшее    развитие    данного   направления    сдерживается
   отсутствием сети Интернет в сельских школах.
       Массовое   подключение   всех  общеобразовательных   учреждений
   Московской  области  к  сети  Интернет будет  осуществлено  в  ходе
   реализации   приоритетного  национального  проекта   "Образование",
   федеральной  целевой  программы  "Развитие  единой  образовательной
   информационной  среды  в  2006-2010  годах"  и  областной   целевой
   программы "Электронное Подмосковье на период 2006-2009 годы".
       Выполнение мероприятий Программы обеспечило:
       -   повышение  доступности  и  качества  образования   учащимся
   сельских школ;
       -    обновление   содержания   образования,   внедрение   новых
   образовательных технологий;
       -  оптимизацию учебной нагрузки, повышению здоровьесберегающего
   потенциала образования;
       - рост числа педагогов, владеющих информационными технологиями,
   технологиями    организации    исследовательской    и     проектной
   деятельности учащихся;
       -  внедрение  программ предпрофильной подготовки и  профильного
   обучения в сельской школе;
       -  повышение  уровня  компетентности учащихся  в  использовании
   информационно-коммуникационных технологий;
       - создание условий для выявления и работы с одаренными детьми и
   детьми с ограниченными возможностями.
       По   разделу   1.4.  Совершенствование  практики   специального
   (коррекционного)  образования детей с ограниченными  возможностями,
   их реабилитации и социальной адаптации средствами образования.
       По  разделу решены задачи повышения доступности образования для
   детей  с  ограниченными возможностями развития; развития психолого-
   педагогической  поддержки,  реабилитации  и  социальной   адаптации
   детей с ограниченными возможностями развития.
       Выполнены следующие мероприятия раздела.
       Созданы  и  внедрены в деятельность дошкольных  образовательных
   учреждений   Московской  области  методики  раннего   выявления   и
   коррекции нарушений психического развития детей.
       Разработаны  и внедрены модели интеграции детей с ограниченными
   физическими    возможностями   (зрения,   слуха,   речи,    опорно-
   двигательного  аппарата), обеспеченные необходимыми  методическими,
   дидактическими  материалами,  в  образовательные  учреждения   ряда
   муниципальных  образований  Московской  области  (г.  Коломна,   г.
   Подольск, г. Электросталь).
       Разработано   учебно-методическое   обеспечение   (методические
   пособия,  программы и рекомендации) деятельности по реабилитации  и
   социальной    адаптации   детей-инвалидов,    их    интеграции    в
   общеобразовательное      учреждение.     Сформирован      областной
   информационный  банк  отечественного и зарубежного  опыта  в  сфере
   специального  (коррекционного) образования детей. Создан  областной
   научно-методический  и  практический Центр психолого-педагогической
   реабилитологии  и  профилактики детской  инвалидности  в  структуре
   Московского государственного областного университета.
       Организовано  целевое повышение квалификации 100% руководителей
   и    специалистов    областных    и    муниципальных    специальных
   (коррекционных) общеобразовательных учреждений I-VIII видов.
       Проведены  семь  научно-практических и обучающих  семинаров,  в
   рамках  которых  102  специалиста всех  областных  и  муниципальных
   специальных  (коррекционных) школ-интернатов прошли  подготовку  по
   вопросам    интеграции    детей-инвалидов   в   общеобразовательное
   учреждение  и  созданию развивающей среды для детей  с  нарушениями
   развития.
       Во  все  областные специальные (коррекционные)  школы-интернаты
   осуществлены   поставки  игрового  оборудования   для   организации
   развивающей игровой среды на сумму 2103 тыс. рублей.
       В   результате  реализации  мероприятий  Программы  в   системе
   образования  Московской  области  создана  полноценная,  отвечающая
   современным  требованиям научно-методическая база  деятельности  по
   реабилитации,   социальной   адаптации   и   интеграции   детей   с
   ограниченными возможностями и инвалидностью. Обеспечены  увеличение
   охвата   детей-инвалидов  программами  реабилитации  и   социальной
   адаптации   средствами  образования,  рост  численности   детей   с
   нарушениями   физического  и  психического   развития,   получающих
   дошкольное и общее среднее образование.
       По разделу 1.5. Воспитание и дополнительное образование детей.
       По  разделу  решены задачи повышения воспитательного потенциала
   общеобразовательных учреждений, сохранения и развития  деятельности
   учреждений   дополнительного   образования   детей,   внедрения   и
   распространения  эффективных форм и методов  воспитательной  работы
   со   школьниками  по  традиционным  и  инновационным   направлениям
   педагогической практики.
       По данному подразделу Программы реализовано 358 проектов. Среди
   исполнителей   проектов  170  образовательных  учреждений   из   57
   муниципальных  образований, 11 областных учреждений и  организаций,
   6 научно-исследовательских организаций.
       Реализация проектной деятельности по данному разделу  Программы
   осуществлялась  по  девяти  основным  направлениям,  в  том  числе:
   этическо-нравственное   и   гражданско-патриотическое   воспитание,
   развитие   основ   детско-юношеского   самоуправления   в   системе
   воспитательной     деятельности     образовательных     учреждений,
   активизация  туристско-краеведческой и  экологической  деятельности
   школьников,   разработка   и  внедрение   эффективных   направлений
   практической  подготовки детей и подростков по основам безопасности
   жизнедеятельности,     поддержка    детского     технического     и
   художественного   творчества,  занятий  физкультурой   и   спортом,
   отработка  программ  и моделей социально-педагогической  работы  по
   профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних.
       Выполнены следующие мероприятия раздела.
       В  ходе реализации Программы было проведено 5 областных научно-
   практических  конференций  по  общим  вопросам  развития   практики
   воспитания и дополнительного образования детей и около 300  научно-
   практических  семинаров и мастер-классов для  специалистов  системы
   образования   Московской  области.  Разработано   и   доведено   до
   исполнителей  в  печатном  и электронном  виде  более  100  научно-
   методических  материалов.  В  целях внедрения  современных  форм  и
   технологий  воспитательной работы с детьми  по  всем  направлениям,
   организации  их  занятости во внеурочное время в  рамках  Программы
   были  разработаны  модели  и  проведены  мероприятия  с  детским  и
   педагогическим    активом   на   областном,   межмуниципальном    и
   муниципальном  уровнях,  осуществлены поставки  специализированного
   оборудования в образовательные учреждения.
       Разработана  и  реализована  стратегия  развития  воспитания  и
   дополнительного образования детей в системе образования  Московской
   области.   Отработаны  и  внедрены  основные   компоненты   системы
   воспитательной  работы  школы  по  моделям  "Школа-клуб"  и  "Школа
   полного дня".
       Отработаны  подходы  к  организации деятельности  муниципальных
   учреждений   дополнительного   образования   детей   как   открытых
   социально-педагогических  систем.  Сохранена   и   увеличена   сеть
   учреждений   данного  типа,  увеличен  на  15,8%   охват   учащихся
   общеобразовательных    учреждений   учреждениями    дополнительного
   образования   детей.  Сегодня  в  системе  образования   Московской
   области действует 303 учреждения дополнительного образования  детей
   с контингентом более 280 тысяч детей школьного возраста.
       Получило  свое  развитие  гражданско-патриотическое  воспитание
   учащихся,  что  привело к повышению их социальной  активности.  При
   научно-методической   и   организационной   поддержке    за    счет
   программных  мероприятий  расширилась  практика  деятельности   169
   детско-юношеских   общественных   объединений   и   организаций   в
   образовательных учреждениях 42 муниципальных образований,  которыми
   охвачено более 64 тыс. школьников.
       В   два   раза   увеличился  охват  школьников   областными   и
   муниципальными         мероприятиями        туристско-краеведческой
   направленности.  Сохранена сеть школьных музеев в  количестве  460,
   активизировалась   их   работа.  В  качестве   нового   направления
   воспитания  и дополнительного образования детей созданы и  внедрены
   в  практику  программы  "Школа безопасности"  и  "Юный  спасатель".
   Разработаны   и   внедрены  в  опорных  районах  и  образовательных
   учреждениях  инновационные  психолого-педагогические  программы   и
   технологии  по  формированию  у подростков  установок  толерантного
   сознания и поведения.
       Создана  инфраструктура информационно-методического обеспечения
   инновационного   развития  системы  воспитания  и   дополнительного
   образования  Московской  области:  специализированный  методический
   кабинет  и передвижная методическая выставка по методике воспитания
   и   дополнительного   образования  детей;  мобильный   методический
   комплекс  по подготовке детского и педагогического актива  обучению
   основам   безопасности  жизнедеятельности  (совместно   с   Главным
   управлением  по делам гражданской обороны и чрезвычайным  ситуациям
   Московской   области);  учебно-практическая   площадка   областного
   значения  по  обучению детей безопасному поведению на  дорогах  (на
   базе   Станции   юных   техников  г.  Королева);  экспериментальная
   лаборатория  экологических образовательных игр (на базе Московского
   государственного областного университета).
       В  целях совершенствования материально-технического обеспечения
   реализации  программ  воспитания  и  развития  детей  и  подростков
   учреждениям   общего   и  дополнительного  образования   поставлено
   учебное,  спортивное  и  игровое оборудование  в  общем  объеме  на
   8419,889 тыс. рублей.
       Выполнение мероприятий Программы позволило:
       - внедрить системный подход в организации воспитательной работы
   и   дополнительного   образования  детей  в   системе   образования
   Московской    области,   увеличить   охват   учащихся   программами
   воспитания и дополнительного образования;
       -   расширить  возможности  внедрения  инновационных   идей   и
   технологий  в  практику  воспитания и  дополнительного  образования
   детей и подростков;
       -  повысить уровень социальной адаптации детей и подростков, их
   гражданской активности и патриотизма;
       - создать предпосылки для снижения безнадзорности и асоциальных
   явлений среди несовершеннолетних.
       По разделу 1.6. Профессиональное образование.
       По  разделу  решены  задачи обновления содержания  и  повышения
   качества    профессионального    образования,    внедрения    новых
   образовательных,  информационных и  коммуникационных  технологий  в
   системе профессионального образования.
       Выполнены следующие мероприятия.
       Разработаны и реализованы учебные планы и программы  подготовки
   специалистов  повышенного уровня квалификации в системе  начального
   профессионального образования.
       Разработан  и экспериментально апробирован факультативный  курс
   "Самостоятельный поиск работы".
       Созданы:
       -  система  областного  заказа  на  подготовку  специалистов  в
   системе начального образования;
       -  методическая  база  для прогнозирования  объемов  подготовки
   кадров в системе начального профессионального образования;
       - областной банк данных образовательных учреждений, реализующих
   программы    начального,    среднего,   высшего,    дополнительного
   профессионального образования;
       -  перечень  учебной  литературы по специальным  предметам  для
   учреждений начального и среднего профессионального образования.
       В   структуре   государственного  образовательного   учреждения
   высшего  профессионального образования Московской области "Академия
   социального    управления"   создан   областной   Центр    развития
   профессионального образования.
       Выполнение мероприятий Программы способствовало:
       -    обновлению    содержания   начального    профессионального
   образования, открытию новых специальностей;
       - повышению качества подготовки специалистов;
       - увеличению объемов подготовки специалистов повышенного уровня
   квалификации;
       -  расширению возможностей системы начального профессионального
   образования  по удовлетворению постоянно изменяющихся  потребностей
   рынка   труда   (увеличение  приема  обучающихся   по   профессиям,
   востребованным  рынком труда, в том числе возобновление  подготовки
   квалифицированных   рабочих   по   специальностям,   связанным    с
   машиностроением,   металлообработкой,   строительством,    сельским
   хозяйством).
       В  рамках  областной целевой программы "Развитие образования  в
   Московской  области  на  период 2006-2010 годов"  будут  обеспечены
   преемственность и развитие системы мер по решению задач  обновления
   содержания  и  повышения  качества  профессионального  образования,
   внедрения  новых образовательных, информационных и коммуникационных
   технологий.
       По   разделу   II.   Совершенствование   сети   образовательных
   учреждений области.
       По разделу выполнены следующие задачи:
       - развитие сети образовательных учреждений различных типов;
       - создание инновационных площадок;
       -  обновление  содержания образования, повышение его  качества,
   доступности и воспитывающего потенциала;
       -    внедрение   новых   образовательных,   информационных    и
   коммуникационных технологий;
       -  развитие  психолого-педагогической  и  социальной  поддержки
   детей, родителей и педагогов.
       Выполнены следующие мероприятия раздела.
       Создана  сеть городских и сельских школ, в которых  реализуются
   различные  модели предпрофильной подготовки и профильного обучения,
   учитывающие  возможности  историко-культурных  и  научных   центров
   Подмосковья:
       -  различные  профильные  классы внутри  одной  многопрофильной
   школы (оборонно-спортивные, гуманитарные, медицинские, кадетские  и
   др.);
       -    различные    однопрофильные    школы    старшей    ступени
   (государственное  образовательное учреждение "Московская  областная
   школа-интернат с первоначальной летной подготовкой");
       - сетевое профильное обучение;
       - реализация индивидуальных учебных планов.
       Система   предпрофильной  подготовки  и  профильного   обучения
   внедряется  в 27% учреждений большинства муниципальных  образований
   Московской  области  и охватывает более 15000 обучающихся  и  более
   2000   педагогических  работников.  Созданные   модели   обеспечены
   учебными  планами,  положениями  о  классах  профильного  обучения,
   программами  дисциплин  и  элективных  курсов,  УМК  по   различным
   предметам  профильного обучения и др. нормативными и  методическими
   материалами.
       Проведена  серия  мероприятий  (3  областные  конференции,   11
   обучающих  семинаров, 4 "круглых стола"), направленных на обобщение
   и    трансляцию    инновационного    опыта    реализации    моделей
   предпрофильной  подготовки  и  профильного  обучения,   в   которых
   приняло участие 1102 специалиста.
       В  26  общеобразовательных  школах Московской  области  создана
   компьютерная   база   информационных  технологий   для   реализации
   профильного обучения на старшей ступени средней школы.
       Разработаны  проект региональной целевой комплексной  программы
   Московской  области по переходу на профильное обучение  на  старшей
   ступени  общеобразовательной  школы и  рекомендации  по  разработке
   целевых  комплексных  программ перехода на профильное  обучение  на
   муниципальном  уровне. Образовательным учреждениям 44 муниципальных
   образований  Московской области, реализующим модели  предпрофильной
   подготовки  и профильного обучения, поставлено учебное оборудование
   на сумму 15291,16 тыс. рублей.
       Реализован   ряд  мероприятий  по  поддержке  одаренных   детей
   Московской  области. Проведены летняя и зимняя школы по  математике
   для  одаренных детей, в которых участвовали дети ряда муниципальных
   образований Московской области.
       Выполнение  мероприятий Программы способствовало  увеличению  с
   2001  г.  более чем на 50% числа подмосковных школьников - призеров
   всероссийских предметных олимпиад.
       Обеспечено   участие  Московской  области  в  эксперименте   по
   отработке  моделей реструктуризации сельской школы.  В  федеральном
   эксперименте  участвовали  Серпуховский  и  Коломенский  районы.  В
   целом  в  работе  по  апробации  моделей  реструктуризации  приняло
   участие 27 образовательных учреждений Московской области.
       Разработан  пакет нормативно-правовых документов и  необходимое
   методическое   обеспечение   для  реализации   конкретных   моделей
   реструктуризации.
       Опыт  проведения эксперимента по реструктуризации в  Московской
   области  получил высокие оценки на федеральном уровне и  обобщен  в
   изданном  пособии "Реструктуризация сети сельских  школ  Московской
   области:  рекомендации  по  реализации  учебной,  воспитательной  и
   социокультурной функций школы".
       Образовательным   учреждениям  13   муниципальных   образований
   Московской области для реализации различных моделей сельской  школы
   осуществлены поставки оборудования на сумму 3620,3 тыс. рублей.
       В  сельские  однокомплектные средние  школы  21  муниципального
   образования  осуществлены поставки универсальных  кабинетов  химии,
   физики,   биологии   (с  использованием  в  обучении   компьютерных
   технологий) на сумму 8691,28 тыс. рублей.
       Осуществлена    поставка    компьютерных    классов    в    489
   общеобразовательных  школ 69 муниципальных  образований  Московской
   области.
       Выполнение мероприятий Программы обеспечило:
       -  увеличение  числа  обучающихся по программам  предпрофильной
   подготовки,    индивидуальным   учебным   планам,   профильным    и
   углубленными программам на 34%;
       -  увеличение числа учащихся, включенных в исследовательскую  и
   проектную деятельность, на 31%;
       -  расширение  возможностей  для удовлетворения  индивидуальных
   образовательных потребностей учащихся;
       -   повышение  фундаментальности  образования  и  эффективности
   подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.
       Выполнение  мероприятий областной целевой  программы  "Развитие
   образования  Московской области на 2001-2005  годы"  и  федеральной
   целевой  программы "Развитие единой образовательной  информационной
   среды  в 2001-2005 годах" обеспечило качественное изменение в сфере
   информатизации  системы  образования  Московской  области.  На  18%
   выросло  число  школ,  имеющих кабинеты основ информатики.  На  23%
   увеличилось  общее число компьютеров. Компьютерный парк практически
   полностью обновлен. Доведена численность учащихся, приходящихся  на
   один компьютер, с 83 до 39.
       В  целях развития сетевого взаимодействия учреждений начального
   профессионального  образования  созданы  и  успешно   функционируют
   ресурсные центры начального профессионального образования:
       -  Московский областной профессиональный колледж (г.о.  Сергиев
   Посад, строительные профессии);
       -    ГОУ   профессиональный   лицей   N   26   (г.о.   Королев,
   металлообрабатывающий (машиностроительный) профиль);
       -  ГОУ  профессиональное училище N 98 (с.п. Игумнова Раменского
   района, сельскохозяйственный профиль);
       -  ГОУ  профессиональное  училище N  114  (г.о.  Орехово-Зуево,
   профессии   текстильной   и   легкой   промышленности    и    сферы
   обслуживания);
       -  Московский  областной государственный  автомобильно-дорожный
   колледж (г.о. Бронницы).
       Разработано учебно-методическое обеспечение программ подготовки
   специалистов для различных отраслей промышленности и сферы  бытовых
   услуг.
       Сформированы информационные и учебные лаборатории.
       На  базе  ресурсных  центров прошли  подготовку  по  программам
   повышения     квалификации    180    специалистов    -     мастеров
   производственного     обучения    всех    учреждений     начального
   профессионального образования Московской области.
       Проведены  две  конференции  и  5  методических  семинаров  для
   учителей    общеобразовательных   учреждений    и    преподавателей
   учреждений  начального  профессионального образования  по  вопросам
   совершенствования  форм  получения  общего  образования   учащимися
   учреждений  начального профессионального образования и формирования
   мотивации  к  профессиональному самоопределению в рамках  начальной
   профессиональной  подготовки учащихся 9-х классов основной  ступени
   и  учащихся  старшей ступени общего образования, в которых  приняло
   участие 108 специалистов.
       Ресурсные     центры     оснащены     учебно-лабораторным     и
   производственным      оборудованием,      контрольно-измерительными
   приборами и инструментами на сумму 3000 тыс. рублей.
       Выполнение мероприятий Программы способствовало:
       -    обновлению    содержания   начального    профессионального
   образования, открытию новых специальностей;
       - повышению качества подготовки специалистов;
       - увеличению объемов подготовки специалистов повышенного уровня
   квалификации;
       -  расширению возможностей системы начального профессионального
   образования  по удовлетворению постоянно изменяющихся  потребностей
   рынка   труда   (увеличение  приема  обучающихся   по   профессиям,
   востребованным  рынком труда, в том числе возобновление  подготовки
   квалифицированных   рабочих   по   специальностям,   связанным    с
   машиностроением,   металлообработкой,   строительством,    сельским
   хозяйством).
       В    структуре    Московского    государственного    областного
   педагогического  института  в  г. Орехово-Зуево  создана  областная
   школа-интернат  для одаренных детей-сирот и детей,  оставшихся  без
   попечения  родителей. Для обеспечения деятельности  школы-интерната
   осуществлены поставки оборудования на сумму 2200 тыс. рублей.
       В  целях  развития  сети учреждений для  детей,  нуждающихся  в
   психолого-педагогической   и  медико-социальной   помощи,   создана
   учебно-методическая  база  деятельности  для  2  областных   и   14
   муниципальных     центров     психологической     диагностики     и
   консультирования, психолого-медико-социального сопровождения.
       Осуществлены   поставки  оборудования  в   учреждения   четырех
   муниципальных образований на сумму 800 тыс. рублей.
       В  целях развития сети учреждений дополнительного образования в
   структуре   Московского  государственного  областного  университета
   созданы:
       - Областной центр развития творчества детей и юношества;
       - Областной детский экологический центр;
       - Областной центр эстетического воспитания детей;
       -   Областной  детско-юношеский  центр  физической  культуры  и
   спорта.
       В   областные  учреждения  дополнительного  образования   детей
   осуществлены поставки оборудования на сумму 1000,0 тыс. рублей.
       В  муниципальные  учреждения дополнительного образования  детей
   Московской  области  осуществлены поставки  оборудования  на  сумму
   697,998 тыс. рублей.
       Обеспечена   материально-техническая   поддержка   деятельности
   областного детского образовательно-оздоровительного лагеря на  базе
   Чкаловской школы-интерната.
       Выполнение мероприятий Программы обеспечило:
       -   увеличение   охвата  детей  услугами  программ   учреждений
   дополнительного образования;
       - снижение вероятности и масштабов проявления социальных рисков
   детства (безнадзорности, наркомании, правонарушений).
       По  разделу III. Развитие психолого-педагогической и социальной
   поддержки детей в системе образования.
       По   данному   разделу  выполнена  задача  развития  психолого-
   педагогической   и   социальной  поддержки   детей,   родителей   и
   педагогов.
       Выполнены следующие мероприятия раздела.
       Разработана и внедрена в образовательных учреждениях Московской
   области  инновационная программа "Жизненные навыки"  для  работы  с
   учащимися 1-4 классов общеобразовательных школ и их родителями.
       Разработано  нормативное и программно-методическое  обеспечение
   практики  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения
   родителей, на воспитание в семью.
       В   ряде  муниципальных  образований  (Одинцовский,  Чеховский,
   Ступинский,   Люберецкий,   Серпуховский   муниципальные    районы)
   реализован  инновационный  проект  "Центр  семейного  воспитания  в
   системе образования". Разработано нормативно-правовое и программно-
   методическое обеспечение деятельности центров.
       Организованы  две  конференции  и  5  обучающих  семинаров  для
   специалистов  муниципальных  органов  управления  образованием   по
   охране  прав  детей и приемных родителей, директоров детских  домов
   Московской   области   и  школ-интернатов,  учреждений   начального
   профессионального   образования   по   вопросам   совершенствования
   социально-правовой  защиты  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
   попечения  родителей.  В мероприятиях приняли  участие  специалисты
   всех муниципальных образований Московской области.
       Организована   серия  мероприятий  (обучающие  и   тематические
   семинары,   конкурсы),  направленные  на  повышение  компетентности
   приемных  семей  Московской  области  в  воспитании  детей-сирот  и
   детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  в  которых  приняло
   участие 84 приемные семьи.
       Проведены конференция и 6 обучающих семинаров, в рамках которых
   196  специалистов образовательных учреждений освоили  инновационные
   программы формирования социальной компетентности учащихся.
       Проведены   научно-практическая  конференция  и   7   обучающих
   семинаров,  направленных  на распространение  инновационного  опыта
   профилактики   и   коррекции   раннего  семейного   неблагополучия,
   социально-педагогической работы с детьми группы  риска,  в  которых
   приняло участие 216 специалистов.
       Осуществлены поставки оборудования для обеспечения деятельности
   центров  семейного воспитания в системе образования  на  сумму  900

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное