Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 07.12.2004 N 843-ПП О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ГОРОДА МОСКВЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ПРОГРАММЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОРТФЕЛЯ АКЦИЙ НА 2005-2007 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                          ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
   
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 7 декабря 2004 г. N 843-ПП
   
          О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ГОРОДА
         МОСКВЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
            И ПРОГРАММЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОРТФЕЛЯ
                         АКЦИЙ НА 2005-2007 ГОДЫ
   
           (с изм., согл. постановлений Правительства Москвы
             от 02.05.2006 N 304-ПП, от 20.02.2007 N 103-ПП)
   
       Совершенствование     системы    управления    и    эффективное
   использование   собственности   города  Москвы  является  важнейшей
   частью   работы   по   развитию   экономики  города  и  обеспечению
   поступлений средств в бюджет города Москвы.
       Повышение   эффективности   управления   собственностью  города
   Москвы   тесно   связано  с  внедрением  комплекса  мероприятий  по
   увеличению   капитализации   фондового  портфеля  города  Москвы  и
   инвестиционной  привлекательности  предприятий Московского региона,
   развитию   организованного   рынка   корпоративных   ценных   бумаг
   хозяйственных обществ с долей города Москвы.
       Правительством   Москвы   принят  ряд  нормативных  документов,
   включающих   меры  по  упорядочению  системы  учета,  отчетности  и
   анализа  финансово-экономического  положения хозяйственных обществ,
   развитию   инфраструктуры  рынка  ценных  бумаг,  повышению  уровня
   инвестиционной    активности    населения,   сформирована   система
   представления   интересов   города   в   хозяйственных   обществах,
   закреплен  порядок  передачи  в  доверительное управление городских
   долей  собственности  и  порядок,  определяющий  процедуру  участия
   города Москвы в хозяйственных обществах.
       Тем  не менее проведенный комплекс мероприятий недостаточен для
   проведения   политики   по   увеличению   капитализации  городского
   портфеля  ценных  бумаг  и  вывода  хозяйственных  обществ  с долей
   города  Москвы  на организованный рынок ценных бумаг. Правительство
   Москвы    считает    необходимым   внедрение   системы   управления
   собственностью  города,  основанной  на  использовании  современных
   механизмов и эффективных инструментов управления имуществом.
       В     целях     дальнейшего     совершенствования    управления
   собственностью  города  Москвы и повышения эффективности управления
   городским имуществом Правительство Москвы постановляет:
       1.  Утвердить  Программу  реструктуризации  городского портфеля
   акций  на  2005-2007  годы  (далее - Программа) и основные принципы
   организации    управления    собственностью    города    Москвы   с
   использованием инструментов финансового рынка (приложение 1).
       2.   Установить,   что  положения  Программы  (п.  1)  являются
   обязательными  при  формировании  Программы  приватизации (продажи)
   государственного   имущества   города   Москвы  на  соответствующий
   финансовый год.
       3.   Утвердить   Методические   принципы  формирования  перечня
   пакетов   акций,   собственником  которых  является  город  Москва,
   подлежащих  приватизации  (продаже)  в  2005-2007 годах (приложение
   2).
   (Методические    принципы    утратили    силу.    -   Постановление
   Правительства Москвы от 02.05.2006 N 304-ПП)
       4.  Установить,  что Департамент имущества города Москвы исходя
   из  анализа  экономической эффективности деятельности хозяйственных
   обществ  для  города  Москвы  как  собственника  в  соответствии  с
   утвержденными   Методическими   принципами   формирования   перечня
   пакетов   акций,   собственником  которых  является  город  Москва,
   рекомендуемых  к  приватизации  (продаже),  вносит  на  утверждение
   Правительства  Москвы  предложения  о  приватизации  пакетов  акций
   хозяйственных  обществ  с  долей  города  в  уставном  капитале для
   формирования   среднесрочной   программы   приватизации   (продажи)
   государственного имущества города Москвы.
       По  пакетам  акций  хозяйственных  обществ  с  долей  города  в
   уставном    капитале,    включенных   в   среднесрочную   программу
   приватизации  (продажи)  государственного  имущества города Москвы,
   Департамент   имущества   города  Москвы  исходя  из  экономической
   эффективности   деятельности  хозяйственного  общества  для  города
   Москвы    как   собственника   в   соответствии   с   утвержденными
   Методическими   принципами   формирования  перечня  пакетов  акций,
   собственником   которых  является  город  Москва,  рекомендуемых  к
   приватизации  (продаже),  принимает  решение  о приватизации либо о
   повышении    эффективности   деятельности   таких   обществ   путем
   привлечения  профессиональных  управляющих на договорной основе или
   путем   передачи  полномочий  единоличного  исполнительного  органа
   хозяйственного    общества   управляющей   организации,   досрочном
   прекращении  полномочий  членов совета директоров и избрании нового
   состава совета директоров.
   (п.  4  в  ред.  постановления Правительства Москвы от 02.05.2006 N
   304-ПП)
       5.   Утвердить  порядок  передачи  в  доверительное  управление
   городской собственности, включающий:
       5.1.  Положение  о  порядке  проведения  конкурса  по  передаче
   находящихся  в  собственности  города  Москвы акций (долей участия)
   хозяйственных обществ в доверительное управление (приложение 3).
       5.2.  Положение о порядке взаимодействия органов исполнительной
   власти  города  Москвы  при  учреждении  доверительного  управления
   находящимися   в   собственности  города  Москвы  акциями  открытых
   акционерных   обществ  с  продажей  по  результатам  доверительного
   управления (приложение 4).
       5.3.  Примерные  требования  к  типовому  плану  доверительного
   управления  находящимися  в  собственности  города  Москвы  акциями
   (долями    участия)    хозяйственных   обществ,   передаваемыми   в
   доверительное управление на конкурсной основе (приложение 5).
       5.4.   Временное   положение   о   порядке   передачи  объектов
   недвижимого   имущества,   принадлежащих  городу  Москве  на  праве
   собственности, в доверительное управление (приложение 6).
       5.5.   Положение   об  организации  контроля  за  деятельностью
   доверительных  управляющих  по  управлению переданным им имуществом
   города Москвы (приложение 7).
       5.6.  Положение  о  порядке выплаты вознаграждения и возмещения
   произведенных  расходов  доверительного управляющего при управлении
   имуществом города Москвы (приложение 8).
       6.  Принять  предложение Департамента имущества города Москвы о
   создании инвестиционных фондов с долей участия города Москвы.
       7.   Утвердить   Положение  о  порядке  взаимодействия  органов
   исполнительной  власти  города  Москвы  при  учреждении  управления
   имуществом  города Москвы с использованием инструментов финансового
   рынка и институтов коллективных инвестиций (приложение 9).
       8.   Департаменту   имущества   города   Москвы   совместно   с
   Департаментом  экономической  политики  и  развития города Москвы и
   отраслевыми    органами   исполнительной   власти   города   Москвы
   разработать  и  представить  в  установленном  порядке в I квартале
   2005    года    на   рассмотрение   Правительства   Москвы   проект
   распорядительного   документа,   определяющего  статус  предприятия
   городского  значения, цель присвоения предприятию данного статуса и
   критерии  присвоения  предприятию  с  долей  участия  города Москвы
   статуса  предприятия  городского  значения  с  учетом постановления
   Правительства  Москвы  от  30  сентября  2003  года  N  820-ПП  "Об
   утверждении  Положения  о предприятии городского значения в оптовом
   продовольственном    комплексе,    пищевой    и    перерабатывающей
   промышленности".
   9. Отраслевым органам исполнительной власти города Москвы:
       9.1.  В  месячный  срок  после  выполнения пункта 8 представить
   Департаменту  имущества  города  Москвы  предложения  по конкретным
   предприятиям   для   присвоения   статуса   предприятия  городского
   значения в соответствии с утвержденными критериями.
       9.2.  До  1  мая  2005 года представить в Департамент имущества
   города  Москвы  информацию  об акциях (долях участия) хозяйствующих
   субъектов,   учрежденных   подведомственными   им  государственными
   унитарными предприятиями города Москвы.
   10. Департаменту имущества города Москвы:
       10.1.  При  приватизации  находящихся  в  собственности  города
   Москвы   акций   открытых  акционерных  обществ  считать  одним  из
   приоритетных  способов  приватизации продажу на аукционе с открытой
   формой подачи предложения о цене.
       10.2.  Разработать  и  внести  в  установленном  порядке  во II
   квартале  2005  года  на рассмотрение Правительства Москвы критерии
   оценки  деятельности  доверительных  управляющих  имуществом города
   Москвы.
       10.3.   Осуществлять   контроль  за  деятельностью  управляющих
   компаний,   в   управление  которым  передаются  объекты  городской
   собственности.
       10.4.   До   1   мая  2005  года  провести  анализ  возможности
   консолидации   по   отраслевому   признаку  городских  миноритарных
   пакетов   акций   предприятий   транспортного,   фармацевтического,
   оптово-продовольственного    комплексов    и    предприятий   сферы
   потребительского рынка и услуг.
       10.5.  По итогам проведенного анализа (п. 10.4) в месячный срок
   внести   в  установленном  порядке  на  рассмотрение  Правительства
   Москвы  предложения  по консолидации городских миноритарных пакетов
   акций       предприятий      транспортного,      фармацевтического,
   оптово-продовольственного    комплексов    и    предприятий   сферы
   потребительского рынка и услуг.
       10.6.   Ежегодно   проводить  анализ  эффективности  управления
   городской  собственностью  и  деятельности управляющих компаний, не
   позднее  1  сентября  года,  следующего  за  отчетным, представлять
   отчеты  о  результатах анализа в Департамент экономической политики
   и развития города Москвы.
       10.7.   Привести  в  соответствие  с  настоящим  постановлением
   заключенные  ранее  договоры  доверительного управления имуществом,
   принадлежащим городу Москве, по соглашению сторон.
       10.8.  Внести  в установленном порядке предложения по уточнению
   показателей   бюджета   города  Москвы  о  доходах  и  расходах  по
   результатам    внесения    изменений    в    действующие   договоры
   доверительного управления (п. 10.7).
   11. Считать утратившими силу:
       -  Положение  о  порядке  передачи  в  доверительное управление
   акций   (долей   участия),   принадлежащих   г.   Москве  на  праве
   собственности,   профессиональным   участникам   фондового   рынка,
   утвержденное  постановлением  Правительства Москвы от 3 апреля 2001
   года     N     305-ПП    "Об    итогах    работы    Комплекса    по
   имущественно-земельным   отношениям  в  2000  году  по  привлечению
   ресурсов  в бюджет города, на финансирование городских программ и о
   задачах Комплекса на 2001 год";
       -  Методические  принципы  формирования  перечня пакетов акций,
   собственником    которых    является   город   Москва,   подлежащих
   приватизации    (продаже)    в    2005-2007   годах,   утвержденные
   постановлением  Правительства  Москвы  от  24  августа  2004 года N
   583-ПП    "О   принципах   формирования   среднесрочной   программы
   приватизации  (продажи)  государственного имущества города Москвы и
   о прогнозном плане приватизации на 2005 год".
       12.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
   на  первого  заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка
   Ю.В.
       О   ходе  выполнения  настоящего  постановления  доложить  Мэру
   Москвы в IV квартале 2005 года.
   
                                                            Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
                                         к постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                         от 7 декабря 2004 г. N 843-ПП
   
                                ПРОГРАММА
         РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОРТФЕЛЯ АКЦИЙ НА 2005-2007
        ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА) И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
        УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ГОРОДА МОСКВЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
                     ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
   
               (в ред. постановления Правительства Москвы
                         от 02.05.2006 N 304-ПП)
   
                                Введение
   
       Собственность  города  Москвы  является материально-технической
   базой  функционирования  городской  экономики,  поэтому эффективное
   использование   собственности  является  основной  задачей  органов
   власти  и  управления.  Экономический  рост  города,  развитие  его
   социальной  сферы,  а также увеличение поступлений доходов в бюджет
   города    Москвы,    напрямую   зависят   от   методов   управления
   собственностью, принадлежащей городу.
       Программа   реструктуризации   городского   портфеля  акций  на
   2005-2007   годы   и   основные   принципы  организации  управления
   собственностью   города   Москвы   с   использованием  инструментов
   финансового рынка разработаны в развитие:
       -  постановления  Правительства  Москвы от 26 октября 1999 г. N
   977   "О  проекте  Концепции  управления  собственностью  Москвы  и
   взаимодействия  с иными собственниками на территории города до 2005
   года";
       -  постановления  Правительства  Москвы от 24 октября 2001 г. N
   963-ПП    "О    ходе    выполнения    распорядительных   документов
   Правительства  Москвы  по  выводу  хозяйственных обществ с участием
   города Москвы на рынок ценных бумаг";
       -  постановления  Правительства  Москвы от 24 декабря 2002 г. N
   1059-ПП  "О  ходе выполнения правовых актов города Москвы по выводу
   хозяйственных  обществ с участием города Москвы на фондовый рынок и
   мерах   по  дальнейшему  развитию  рынка  ценных  бумаг  московских
   предприятий";
       -   других   нормативно-правовых  актов  Правительства  Москвы,
   принятых  по вопросам управления долями города Москвы, приватизации
   и развития финансового рынка.
       Программа    разработана    в    соответствии   с   действующим
   законодательством   Российской   Федерации,   регулирующим  вопросы
   деятельности  хозяйственных  обществ,  управления государственной и
   муниципальной    собственностью,    приватизации,    корпоративного
   управления и финансового рынка.
       Основные   концептуальные   положения   Программы  основаны  на
   современных   научных   и   практических  исследованиях  в  области
   управления      региональной      собственностью,      приватизации
   государственной   собственности   и   корпоративного  управления  в
   российских компаниях.
       В    Программе   использован   финансово-экономический   анализ
   предприятий   с   долями   города  Москвы  и  анализ  эффективности
   управления долями города Москвы за 2001-2003 гг.
       По   состоянию  на  1  мая  2004  года  город  Москва  является
   участником  470  акционерных обществ (далее - общества), включенных
   в  Реестр акционерных обществ с долей города, 3 из которых являются
   градообразующими  (без  учета обществ, в которых городу принадлежат
   "золотые  акции").  В  101  акционерном обществе городу принадлежит
   специальное право "золотая акция".
       Доля  города  в уставном капитале обществ, включенных в Реестр,
   составляет:
   - менее 25% - по 235 обществам;
   - от 25 до 50% - по 133 обществам;
       -  от  50  до 100% - по 102 обществам (в том числе 100% - по 29
   обществам).
       Стоимость  чистых  активов  обществ  с  участием города Москвы,
   приходящаяся  на  долю  города в их уставных капиталах, на 1 января
   2003  г.  составляла  36,31  млрд.  руб.  (из  них в 9 предприятиях
   стоимость чистых активов составляет более 1,0 млрд. руб.).
       В  71  предприятии стоимость городского пакета акций составляет
   свыше 30 млн. руб.
       Доходы  бюджета  города  Москвы  от управления долями города по
   итогам 2003 г. на 01.09.2004 составили:
       -  по  дивидендам  -  330,022  млн.  руб.  (более 1,0 млн. руб.
   перечислено  27  предприятиями,  что в сумме составило 314,994 млн.
   руб.).
       Система   управления   долями   города   Москвы   основана   на
   законодательстве  Российской  Федерации  и  нормативных  документах
   органов    власти   города   Москвы,   регулирующих   корпоративное
   управление   хозяйственными   обществами.   Основой   существующего
   управления  городскими  долями является представительство в органах
   управления  предприятий лиц, уполномоченных Департаментом имущества
   города Москвы и отраслевыми департаментами.
       В  2003  г. представителями города в советах директоров обществ
   были   75   госслужащих  Департамента  имущества,  144  госслужащих
   отраслевых   департаментов   и   42  представителя,  не  являющихся
   работниками  городских  органов  власти.  Доверительное  управление
   долями  города  Москвы в 2003 г. осуществлялось специализированными
   управляющими компаниями по 5 предприятиям.
       Существующая   система   управления   долями  города  Москвы  в
   процессе приватизации характеризуется следующими признаками:
       -  низкой финансовой эффективностью для бюджета города Москвы -
   0,3% от бюджета города Москвы за 2003 г.;
       -  низкой  капитализацией  фондового  портфеля города в связи с
   фактическим  отсутствием  предприятий,  акции которых котируются на
   финансовом  рынке,  значительным  количеством  предприятий  с долей
   собственности    города    меньше   25%,   а   также   предприятий,
   финансово-экономическая деятельность которых неэффективна;
       -   ограниченным  набором  управленческих  решений  и  способов
   приватизации,    а    также    отсутствием   утвержденной   системы
   делегирования   функций   управления  профессиональным  управляющим
   организациям и лицам.
       В   этой   связи   Правительство   Москвы  считает  необходимым
   внедрение    системы    управления    собственностью    города    с
   использованием      профессиональных      управляющих     городской
   собственностью,  основанной  на  внедрении современных механизмов и
   инструментов  привлечения  средств  с  организованного рынка ценных
   бумаг.  Основными задачами при совершенствовании системы управления
   собственностью   является   существенное   повышение  доходности  и
   стоимости   объектов   собственности   города   Москвы,   а   также
   капитализации  обществ  с  городской долей собственности за счет их
   выхода на организованный рынок ценных бумаг.
       Распределение  хозяйственных обществ с участием города Москвы в
   уставном  капитале  между  отраслевыми  и  функциональными органами
   исполнительной  власти  города  Москвы для осуществления функций по
   координации    и   контролю   за   деятельностью   данных   обществ
   представлено в приложении 1 к Программе.
   
              Принципы управления городской собственностью.
                    Цели, задачи и методы управления
   
       Основной  программной  целью  управления  собственностью города
   Москвы  является  существенное  повышение  эффективности управления
   долями  города  Москвы и городским имуществом на основе современных
   принципов   управления   региональной   собственностью   и  методов
   управления с использованием инструментов финансового рынка.
       Управление  государственной  и  муниципальной  собственностью в
   условиях  современного  развития  рыночной  экономики базируется на
   принципах     децентрализации,     партнерства,     субсидиарности,
   мобильности и адаптивности, профессионализма.
       Принцип  децентрализации  заключается  в  перемещении  принятия
   решений  от  центральных  органов  управления к агентам рынка. Этот
   принцип     обеспечивает     экономическую     свободу    субъектов
   хозяйствования   в  регионе  и  полицентрическую  систему  принятия
   решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.
       Принцип    партнерства    предполагает    отход    от   жесткой
   иерархической  соподчиненности  по  вертикали.  Он  диктует правила
   поведения  объектов и субъектов регионального управления в процессе
   их взаимодействия как юридически равных партнеров.
       Принцип   субсидиарности  заключается  в  выделении  финансовых
   ресурсов под заранее определенные цели.
       Принципом   мобильности  и  адаптивности  является  способность
   системы  регионального  управления  чутко  реагировать на изменения
   внешней   среды.   Этот   принцип   проявляется   через  постоянную
   трансформацию  функциональной и организационной структур управления
   региональной   собственностью,   позволяющую  субъектам  управления
   адаптироваться    к    быстро    меняющимся    рыночным    условиям
   функционирования.
       С  данными  принципами  тесно  связан принцип профессионализма,
   который  заключается  в  привлечении к управлению государственной и
   муниципальной  собственностью  профессиональных  участников рынка -
   управляющих компаний и профессионалов, не являющихся госслужащими.
       Эффективность   управления  фондовым  портфелем  города  Москвы
   заключается  в  достижении  стратегических  целей в отношении групп
   (отраслей)  предприятий в сочетании с адресной оптимальной тактикой
   для каждого пакета акций из городского портфеля.
       При  управлении городской собственностью преследуются следующие
   основные  цели:  инфраструктурные,  политические, социальные (в том
   числе   безопасности  государства  и  населения),  экономические  и
   финансовые.   Эти   цели   касаются  градостроительства,  экологии,
   отношений  с  федеральным  центром  и  другими регионами, занятости
   населения   и   повышения  уровня  жизни,  городского  обеспечения,
   развития   экономики  города,  привлечения  инвестиций,  пополнения
   бюджета города Москвы, увеличения стоимости городского имущества.
       Данные    цели    определяют    основные    задачи   управления
   собственностью города Москвы, к которым относятся:
   - привлечение прямых инвестиций в предприятия города;
       -  использование инструментов финансового рынка для привлечения
   портфельных инвестиций в городское хозяйство;
       -  повышение  эффективности  использования  земельных  ресурсов
   города в соответствии с Генеральным планом развития Москвы;
   - реализация перспективных градостроительных проектов;
       -  развитие  инфраструктуры  города Москвы для обеспечения нужд
   малого предпринимательства и городского населения;
       -    проведение    политики   городских   властей   в   области
   жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта;
       -  реструктуризация  производственных  предприятий  и  создание
   современных высокотехнологичных производств;
   - развитие инновационного и научно-технического потенциала;
       -  проведение  сбалансированной  целевой  политики  в отношении
   приватизации и продажи долей городской собственности;
       -  совершенствование  форм управления государственными пакетами
   акций и недвижимым имуществом.
       Методами    и    механизмами    достижения   задач   управления
   собственностью города Москвы являются:
       -  обеспечение  обоснованности  и  оптимальности управленческих
   решений  по  распоряжению городской собственностью на основе четких
   количественных и качественных критериев;
       -    привлечение    к   управлению   городской   собственностью
   профессиональных   управляющих   компаний  и  формирование  системы
   управления   собственностью   города  с  использованием  институтов
   доверительного     управления,    специализированных    холдинговых
   компаний,    инвестиционных    фондов,    а    также    привлечение
   профессионалов   в   качестве   представителей   города  в  органах
   управления обществ с городской долей собственности;
       -  осуществление  приватизации  городских долей собственности и
   недвижимого  имущества,  обоснование  выбора  способа  приватизации
   (аукцион,  конкурс,  внесение  в  уставный  капитал новой компании,
   продажа  по итогам доверительного управления, продажа на финансовом
   рынке через организатора торговли и за рубежом);
       -  развитие  системы  учета  собственности предприятий с долями
   города    Москвы,    учета   городской   недвижимости,   проведение
   постоянного    мониторинга    стоимости   городской   недвижимости,
   городских  долей  в  хозяйственных обществах и городского фондового
   портфеля   в  целом,  формирование  интегрированной  информационной
   системы  на  основе  имеющихся  баз  данных Департамента имущества,
   отраслевых     департаментов,    Москомрегистрации,    Департамента
   земельных ресурсов и других организаций;
       -  совершенствование  системы контроля и минимизация рисков при
   управлении собственностью города Москвы.
       Необходимость   изменения   способов   и   методов   управления
   собственностью   города  Москвы  обусловлена  рядом  причин.  Город
   Москва,  являясь  собственником,  в лице своих органов сочетает две
   функции:  собственника  имущества  и  управляющего субъекта. Причем
   методы,     посредством    которых    осуществляется    управление,
   преимущественно  административные  (установление  ставок земельного
   налога,  арендной  платы, отчислений от прибыли предприятий и др.).
   Используя  такие  методы,  невозможно учитывать особенности каждого
   объекта  собственности,  что,  в  свою очередь, приводит к снижению
   поступлений   средств   в  бюджет  города  Москвы.  С  целью  учета
   особенностей   каждого   значимого   объекта  собственности  города
   необходимо  привлекать  профессиональных  управляющих, имеющих опыт
   работы   с  потенциальными  заказчиками  и  инвесторами,  владеющих
   методиками  и технологиями управления предприятиями, недвижимостью,
   ценными бумагами.
   
            Структура и классификация городской собственности
   
       Структура    и    состав    государственной   и   муниципальной
   собственности  города  Москвы включает в себя много самостоятельных
   элементов:  землю,  государственный и муниципальный жилищный фонды,
   нежилые  помещения,  имущественные комплексы, пакеты акций и доли в
   уставных  капиталах  предприятий, движимое и иное имущество. Каждый
   из  указанных элементов характеризуется качественной однородностью,
   имеет  ярко выраженную специфику, в том числе и с точки зрения форм
   и методов управления.
       С   точки  зрения  роли  объектов  собственности  в  реализации
   интересов  собственника  всю  структуру собственности города Москвы
   можно разделить на два класса:
       -  операционная  собственность.  Используется собственником для
   реализации   своих   административных,  производственных,  учебных,
   социальных и любых других функций;
       -    собственность,    используемая   в   коммерческих   целях.
   Непосредственно  собственником  не  используется  и предназначается
   для получения дохода.
       Структура   городской   собственности   состоит   из  следующих
   основных объектов:
       -    объекты    и    предприятия    городской    инфраструктуры
   (государственные        унитарные        предприятия,       объекты
   жилищно-коммунального хозяйства и др.);
       -  социально  значимые  объекты  собственности в соответствии с
   производимыми  товарами  и  оказываемыми услугами, использованием и
   привлечением   работников   (образовательные  учреждения,  жилищный
   фонд, объекты культуры и спорта и др.);
       -  коммерческие предприятия с городскими долями собственности и
   городская недвижимость, использующаяся в коммерческих целях.
       Независимо  от  типа собственности (недвижимость, пакеты акций,
   доли  собственности  и  др.)  ее классификация (т.е. группировка по
   характерным    признакам)   определяется   функциональными   целями
   использования собственности.
       Классификация    собственности   города   имеет   неоднозначный
   характер  и  зависит  от  многих  параметров. К основным параметрам
   классификации структуры собственности города относятся:
       -  цели  Правительства  Москвы в отношении конкретных объектов,
   предприятий и отраслевых групп;
       -  размер  объектов  собственности:  земельный участок, здание,
   капитализация предприятия, численность персонала и др.;
   - виды отраслевой принадлежности объектов собственности;
       -  формы  управления  собственностью  (прямая,  опосредованная,
   временная, постоянная);
       -  форма приватизации собственности (аукцион, конкурс, внесение
   в уставный капитал и др.);
       -  степень  участия  в  управлении  собственностью (размер доли
   города в акционерном капитале, доли в новом строительстве и т.д.);
       -    степень    финансовой   отдачи   от   объектов   городской
   собственности  (дивиденды,  налоговые  поступления,  поступления от
   продаж,   доходы   от   аренды  недвижимого  имущества,  доходы  от
   деятельности ГУП, нового строительства и др.).
       Осуществляя   классификацию,  следует  иметь  в  виду,  что,  в
   отношении  объекта  собственности города может быть несколько целей
   использования,   которые   в   свою   очередь   зависят  от  многих
   параметров:     социальной     значимости    объекта,    отраслевой
   принадлежности,  доходности,  законодательных  ограничений на формы
   управления и приватизации госимущества и др.
       Собственность   города   Москвы,  используемую  в  коммерческих
   целях, можно разделить на две основные группы:
   - объект собственности города Москвы решено реализовать;
   - объект собственности решено сохранить и управлять им.
       В  первом  случае Правительство города Москвы организует работы
   по  поиску  институционального  инвестора  и планирует мероприятия,
   ориентированные  на  временный  рост  стоимости  объекта городского
   имущества.
       Решения   о  продаже  принимает  Департамент  имущества  города
   Москвы   с   привлечением  специалистов  отраслевых  департаментов,
   представителей  префектур,  представителей  государства  в  органах
   управления  акционерных  обществ  в  рамках  работы соответствующих
   комиссий Правительства Москвы.
       При  решении  сохранить  объекты  собственности  в коммерческом
   управлении  мотивацией городских органов власти является финансовая
   эффективность   управления  городской  собственностью,  привлечение
   инвестиций,  повышение  инвестиционной  привлекательности  объектов
   собственности,   роль   объекта   в  обеспечении  жизнедеятельности
   городского    хозяйства    и    населения    города,   модернизация
   производства, налаживание и укрепление производственных связей.
       Управление    городской    собственностью,    используемой    в
   коммерческих  целях,  должно  быть  основано  на  количественных  и
   качественных критериях оценки эффективности управления.
   К количественным критериям относятся:
       -  прямые финансовые поступления в бюджет (дивиденды, доходы от
   продажи    объектов   собственности,   передачи   в   доверительное
   управление и т.п.);
       -  опосредованные  финансовые  поступления в бюджет (увеличение
   налоговых поступлений, доходы от нового строительства и др.);
       -  повышение  стоимости  объектов собственности города Москвы и
   предприятий с городской долей собственности;
       -    повышение   управляемости   городской   собственностью   и
   предприятиями  (увеличение  доли  города  в  капитале  предприятия,
   увеличение   числа  представителей  города  в  органах  управления,
   повышение контроля за использованием объектов недвижимости и др.).
       К   качественным   критериям  оценки  эффективности  управления
   собственностью   города   Москвы   относятся:  привлечение  частных
   инвестиций,   реализация   градостроительных   проектов,   развитие
   городской   инфраструктуры,   решение   целевых   городских  задач,
   увеличение  инновационного  потенциала  и  ряд  других  критериев в
   соответствии с политикой Правительства Москвы.
   
               Реструктуризация городского портфеля акций
   
       Для   целей  настоящей  Программы  и  структурирования  пакетов
   акций,  собственником  которых  является  город  Москва, общества с
   долей города в уставном капитале разделены на три группы.
       В  первую  группу (таблица 1 приложения 2 к Программе) включены
   общества,  пакеты акций которых рекомендуются к приватизации в 2005
   году.
       Во   вторую  группу  включены  общества,  в  уставном  капитале
   которых  доля  города  Москвы  составляет  50%  и  менее (таблица 2
   приложения 2 к Программе).
       Третья  группа содержит перечни обществ с долей города Москвы в
   уставном  капитале  более  50%.  Пакеты акций этих обществ на этапе
   реализации  настоящей  Программы  продаже, как правило, не подлежат
   (таблица 3 приложения 2 к Программе).
       Вторая  группа  обществ  структурирована  на  две  подгруппы  в
   зависимости от доли города в уставном капитале:
       -  первая подгруппа - общества, доля города в уставном капитале
   которых меньше 25% + 1 акция;
       -  вторая подгруппа - общества, доля города в уставном капитале
   которых больше 25%, но не более 50%.
   В первой подгруппе второй группы выделены перечни:
       -  обществ,  выплативших  городу  дивиденды по итогам работы за
   год  свыше 1 млн. рублей. Пакеты акций данных обществ целесообразно
   сохранить   в   собственности   города   Москвы   по  экономическим
   критериям;
       -  обществ,  пакеты  акций которых рекомендуются к приватизации
   на   период  до  2007  года,  исходя  из  методических  подходов  и
   критериев,  принятых в "Методических принципах формирования перечня
   пакетов   акций,   собственником  которых  является  город  Москва,
   подлежащих  приватизации (продаже) в 2005-2007 годах" (приложение 2
   к   постановлению   Правительства).  При  этом  конкретные  способы
   приватизации   пакетов  акций  определяются  с  учетом  предложений
   отраслевых  и  функциональных  органов исполнительной власти города
   Москвы.
   Во второй подгруппе второй группы выделены перечни:
       -  обществ,  которые выплачивают городу дивиденды в сумме свыше
   1  млн.  руб.  в  год,  а  также обществ с показателем интегральной
   доходности  акций  больше  бюджетной  нормы  дисконта. Пакеты акций
   данных  обществ  целесообразно  сохранить  в  собственности  города
   Москвы по экономическим критериям;
       -  обществ  с  показателем интегральной доходности акций меньше
   бюджетной  нормы  дисконта.  Пакеты  акций  обществ  данной  группы
   рекомендуются  к  рассмотрению  на приватизацию, исходя из принятых
   методических   подходов   и   критериев.   При   этом   решение   о
   приватизации,  конкретные  способы  и  сроки  приватизации  пакетов
   акций  этого  перечня  определяются  Департаментом имущества города
   Москвы  с  учетом  предложений  отраслевых и функциональных органов
   исполнительной власти города Москвы;
   (в ред. постановления Правительства Москвы от 02.05.2006 N 304-ПП)
       -  обществ,  стоимость  чистых  активов  которых  меньше  нуля.
   Пакеты   акций  данного  перечня  рекомендуются  к  приватизации  в
   первоочередном  порядке.  Часть  обществ  этого  перечня может быть
   ликвидирована  в  соответствии  с  действующим законодательством по
   предложениям  отраслевых  и  функциональных  органов исполнительной
   власти города Москвы.
   
              Формы управления собственностью города Москвы
                        при реализации Программы
   
       При   реализации   Программы  городские  органы  исполнительной
   власти  исходят  из  того, что существующие организационно-правовые
   схемы  управления  собственностью  города  Москвы,  а  также  формы
   участия   представителей   города   Москвы   в  органах  управления
   хозяйственных  обществ требуют совершенствования, исходя из целей и
   задач    настоящей    Программы.    Рынок    управления   городской
   собственностью  должен  стать  конкурентным.  Мировой  опыт  и опыт
   крупнейших  российских  компаний показывает, что эффективную защиту
   имущественных  интересов  собственников,  конкурентное преимущество
   на  рынках  и  привлечение инвестиционных средств смогут обеспечить
   только  организации, использующие опыт профессиональных менеджеров.
   В  этой  связи  одними  из  важнейших направлений совершенствования
   управления собственностью города Москвы являются:
       -   привлечение   специализированных   управляющих  компаний  с
   использованием   правового   механизма   доверительного  управления
   собственностью города Москвы;
       -  создание  холдинговых компаний для управления предприятиями,
   деятельность   которых  направлена  на  выпуск  продукции  в  одном
   рыночном  сегменте,  а  также  перспективных в отношении интеграции
   производственных и хозяйственных связей;
       -   формирование   инвестиционных  фондов  в  целях  управления
   слаболиквидными  пакетами акций городской собственности, управления
   имущественными   комплексами   и   в   целях   реализации   крупных
   инвестиционных проектов.
   
          Доверительное управление собственностью города Москвы
   
       Доверительное  управление является наиболее подходящим способом
   для   долгосрочного   управления  имуществом  с  передачей  объекта
   управляющей  компании,  но  сохранением  за  учредителем управления
   права собственности на объект управления.
       При  доверительном  управлении  городские  власти  ставят перед
   управляющей компанией следующие задачи:
       -  увеличение  получаемого  от управления собственностью города
   дохода;
       -   увеличение   стоимости   объекта  собственности.  При  этом
   подразумевается,   что   данная   задача   может   быть  решена  за
   определенный  период  времени  и  при  условии успешного проведения
   специальных   мероприятий,   направленных   на   усовершенствование
   технических    и    эксплуатационных   характеристик,   привлечения
   инвестиций, выпуска новой продукции, инноваций и т.п.;
       -  подготовка  объекта  городской  собственности  к  продаже  с
   большой  выгодой.  Решение этой задачи связано с реализацией целого
   комплекса  мероприятий, зачастую носящих неоднозначный характер, но
   в  целом  основанных на мероприятиях по повышению стоимости объекта
   собственности.
       Доверительное     управление    имуществом,    находящимся    в
   собственности  города  Москвы,  включает в себя вопросы финансового
   анализа    и    прогноза,   элементы   антикризисного   управления,
   финансового   учета,   маркетинга,  консалтинга,  оценки,  а  также
   брокерские услуги, если это необходимо.
       Процесс  доверительного управления имеет несколько этапов, и на
   каждом  из них он должен быть максимально прозрачным и понятным для
   городских  властей  с  минимизацией возможных рисков при управлении
   городским имуществом:
       -  принятие  решения  об организации доверительного управления,
   определение  целей,  для  решения которых учреждается доверительное
   управление;
       -  проведение экспертизы, оценки имущества, разработка основных
   положений для проведения конкурса на доверительное управление;
       -    проведение   конкурса   на   право   заключения   договора
   доверительного  управления объектом городской собственности, в ходе
   которого   претенденты   -  управляющие  компании  разрабатывают  и
   представляют  в  конкурсную  комиссию  подробные  планы (программы)
   управления,   предоставляют  гарантии  по  сохранению  имущества  и
   городских доходов при доверительном управлении;
       -    управляющая   компания   осуществляет   управление,   имея
   генеральные  полномочия,  определенные  рамками  договора  и  плана
   (программы) управления;
       -  контроль  за  управляющей компанией осуществляется на основе
   постоянного   мониторинга   управленческих   решений,   типовых   и
   индивидуальных форм отчетности.
       Процедура   передачи   в  доверительное  управление  и  процесс
   управления  объектами  городской собственности регулируются (помимо
   законодательных и нормативных актов федеральных органов власти):
       В  отношении  городских  долей  собственности  в  хозяйственных
   обществах:
       -   Положением   о  порядке  проведения  конкурса  по  передаче
   находящихся  в  собственности  города  Москвы акций (долей участия)
   хозяйственных  обществ  в  доверительное управление (приложение 3 к
   постановлению Правительства Москвы);
       -  Положением  о  порядке взаимодействия органов исполнительной
   власти  города  Москвы  при  учреждении  доверительного  управления
   находящимися   в   собственности  города  Москвы  акциями  открытых
   акционерных   обществ  с  продажей  по  результатам  доверительного
   управления (приложение 4 к постановлению Правительства Москвы).
   В отношении объектов недвижимого имущества:
       -  Временным положением о порядке передачи объектов недвижимого
   имущества,  принадлежащих  городу  Москве на праве собственности, в
   доверительное    управление    (приложение    6   к   постановлению
   Правительства Москвы).
   
             Холдинговое управление городской собственностью
   
       Управление  городским  хозяйством имеет все элементы управления
   крупными  корпоративными структурами. Перспективной формой является
   холдинговое   управление.   Формирование  холдинговых  компаний  на
   основе  объектов  собственности, имущественных прав и пакетов акций
   предприятий,  деятельность  которых  лежит  в  одинаковых  рыночных
   сегментах  и имеющих тесные производственные и хозяйственные связи,
   является   основной   формой  управления  в  крупных  межотраслевых
   корпорациях.
       Холдинговая  форма  управления  городской  собственностью может
   существенно    повысить    управляемость   отдельными   отраслевыми
   сегментами  промышленности  города. При этом увеличивается гибкость
   управления  и  оперативность принятия решений в конкретных отраслях
   промышленности,  повышается ориентация на новые рынки и технологии.
   Происходит  резкое повышение суммарной капитализации за счет вывода
   акций холдингов на финансовые рынки.
       Холдинг   -   группа   компаний   с   однородными   отраслевыми
   признаками,   имеющая   известную   торговую   марку  и  занимающая
   лидирующее  положение  на рынке, обладающая высокой краткосрочной и
   долгосрочной  финансовой  устойчивостью, управляемая по автономному
   типу.
       При   холдинговом  управлении  городские  власти  ставят  перед
   управляющей холдинговой компанией следующие задачи:
       -  формирование эффективной вертикально интегрированной системы
   управления отдельными отраслевыми сегментами городского хозяйства;
       -    кооперация    с   крупными   российскими   и   зарубежными
   производителями  товаров  и  услуг  с  целью  расширения качества и
   ассортимента  товаров  и  услуг  в  Московском  регионе,  выхода на
   региональные рынки, создания новой продукции;
       -  планомерное  увеличение  капитализации  городского  портфеля
   ценных   бумаг   за  счет  вывода  акций  холдинговых  компаний  на
   финансовый рынок.
       Существенным   аргументом   в   целесообразности   формирования
   холдинговых   управляющих   компаний   является   тот   факт,   что
   подавляющее    большинство    предприятий    с    городской   долей
   собственности  не имеют перспектив вывода своих акций на финансовый
   рынок.   Только  крупные  отраслевые  компании  и  их  конгломераты
   способны   привлекать  инвестиционные  средства  с  организованного
   рынка ценных бумаг.
       Холдинг  -  управляющая  компания  создается  в форме открытого
   акционерного  общества  с  долей города Москвы в уставном капитале.
   Одной  из основных функций холдинговой компании является реализация
   ее  права  как  акционера  на  участие  в управлении обществами для
   последовательного   улучшения   результатов   суммарной  финансовой
   деятельности  обществ,  входящих  в холдинг, повышения доходности и
   рыночной    стоимости    (капитализации)    имущества   на   основе
   эффективного менеджмента.
       Уставный  капитал  холдинговой управляющей компании формируется
   за счет:
       -  внесения  принадлежащих  городу Москве пакетов корпоративных
   акций;
       -  внесения имущества города (в том числе объектов недвижимости
   и имущественных прав).
       Создание    холдинговых   управляющих   компаний   регулируется
   постановлениями Правительства Москвы:
       -  от  5  августа  2003  г. N 644-ПП "Об утверждении Временного
   положения   о  порядке  (процедуре)  представления  и  рассмотрения
   заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах";
       -  от  27  апреля 2004 г. N 271-ПП "Об утверждении Методических
   рекомендаций  по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО)
   участия города Москвы в акционерных обществах".
   
              Инвестиционные фонды с участием города Москвы
   
       Инвестиционные  фонды  -  это  новая  форма кредитно-финансовых
   институтов,    активно    развивающаяся   в   последние   несколько
   десятилетий   в   западных   странах.   Опыт   развитых  зарубежных
   финансовых   рынков   показал,  что  инвестиционный  фонд  является
   эффективным  инструментом  по  реорганизации низколиквидных активов
   (акции  мелких  и  средних  компаний, муниципальные и корпоративные
   облигации)    в    ликвидные,   привлечения   средств   в   крупные
   инвестиционные  проекты,  повышения  отдачи  от вложений в доходную
   недвижимость.
       Инвестиционные  фонды  являются перспективной формой управления
   пакетами  акций  города  Москвы, городской недвижимостью и способны
   наравне  с  другими  кредитно-финансовыми  институтам  осуществлять
   финансирование  экономики  города  Москвы.  Развитие инвестиционных
   фондов  тесно  связано  с  динамикой  и  масштабностью рынка ценных
   бумаг  -  чем  выше  уровень  развития рынка ценных бумаг, тем выше
   уровень развития фондов.
       При  создании  инвестиционных  фондов  городские  власти ставят
   следующие задачи:
       -   повышение  ликвидности  и  доходности  городского  портфеля
   ценных бумаг;
       -  развитие  профессиональных форм управления ценными бумагами:
   пакетами   акций  города,  корпоративными  облигациями  предприятий
   города Москвы, муниципальными ценными бумагами;
       -  привлечение инвестиционных средств в отдельные капиталоемкие
   инвестиционные проекты;
   - максимизация доходов от управления и реализации недвижимости.
       Законодательство     Российской    Федерации    предусматривает
   функционирование   акционерных   инвестиционных   фондов  и  паевых
   инвестиционных    фондов.   Субъект   Федерации   может   выступать
   учредителем   только   акционерного   общества   открытого  типа  -
   создавать только акционерный инвестиционный фонд.
       Акционерные  инвестиционные  фонды  находятся  в сфере действия
   корпоративного  законодательства акционерных обществ. Отличительные
   особенности     законодательства,     регулирующего    деятельность
   акционерных   инвестиционных   фондов,   относятся   к   повышенным

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное