Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПРИКАЗ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ ОТ 10.11.2000 N 296 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ "ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ НА СУДАХ НА СУДАХ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
                                   
                                ПРИКАЗ
                      от 10 ноября 2000 г. N 296
                                   
                 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ
        "ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ НА СУДАХ ФЛОТА
                     РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ"
   
       В  целях  совершенствования  организации  эксплуатации  судовых
   технических   средств,   а   также   обеспечения   их   нормального
   технического  состояния  и  повышения эффективности  использования,
   приказываю:
       1.  Утвердить и ввести в действие с 1 января 2001 года "Правила
   эксплуатации    электрооборудования   на   судах    флота    рыбной
   промышленности России".
       2.  Считать  утратившими  силу с 1 января  2001  года  "Правила
   эксплуатации    электрооборудования   на   судах    флота    рыбной
   промышленности СССР", изд. 1987 года.
       3.  Откорректировать  с  учетом  п.  1,  2  настоящего  Приказа
   "Перечень  нормативных  и  руководящих документов  по  безопасности
   мореплавания,   ведения   промысла  и  технической   эксплуатации",
   наличие которого обязательно на отходящих в рейс судах.
       4.  Институту  "Гипрорыбфлот" обеспечить тиражирование  "Правил
   эксплуатации    электрооборудования   на   судах    флота    рыбной
   промышленности   России"   для  рассылки   их   судовладельцам   на
   договорной основе в соответствии с их заявками.
       5.   Государственным  администрациям  морских  рыбных   портов,
   капитанам  морских  рыбных  портов контролировать  наличие  "Правил
   эксплуатации    электрооборудования   на   судах    флота    рыбной
   промышленности России" на судах при оформлении их отхода в море.
       6.   Поручить   институту  "Гипрорыбфлот"   на   основе   опыта
   эксплуатации   судов  рыбной  отрасли  постоянно   совершенствовать
   содержание настоящего документа.
       7.  Контроль  за  выполнением настоящего Приказа  возложить  на
   Управление мореплавания, развития флота и портов (В.В. Соколов).
   
                                                 Председатель Комитета
                                                         Ю.П.СИНЕЛЬНИК
   
   
   
   
   
                                ПРАВИЛА
         ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ НА СУДАХ ФРП РОССИИ
   
                            1. Общая часть
   
       1.1. Общие положения.
       1.1.1.  Настоящие "Правила эксплуатации электрооборудования  на
   судах  ФРП России" (в дальнейшем - Правила) устанавливают  основные
   требования   к   использованию   по   назначению   и   техническому
   обслуживанию  (ТО) электрооборудования, находящегося в эксплуатации
   на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.
       1.1.2.      Назначением     Правил     является     организация
   квалифицированной  эксплуатации судового  электрооборудования,  при
   которой  его  техническое  состояние должно  обеспечивать  надежную
   работу  и  эффективное использование оборудования  при  минимальных
   расходах на эксплуатацию и ремонт.
       1.1.3. Действие Правил распространяется на электрооборудование,
   предназначенное   для   производства,   преобразования,   передачи,
   распределения  и потребления электроэнергии, а также на  аппаратуру
   управления, внутрисудовую связь и сигнализацию.
       1.1.4.   Действие  Правил  не  распространяется  на  аппаратуру
   радиосвязи,  электрорадионавигации и промысловой  гидроакустики,  а
   также   на   электрические  (электронные)  системы   и   устройства
   автоматизации судовых производственных процессов и оборудования.
       1.1.5.     Правила     не    распространяются     на     ремонт
   электрооборудования.   Вид   ремонта,   состав   и    периодичность
   определяются планами-графиками судовладельца.
       1.1.6.  Требования  Правил  к  использованию  по  назначению  и
   техническому   обслуживанию  электрооборудования  обязательны   для
   выполнения   на   всех  судах  рыбопромыслового  флота   Российской
   Федерации независимо от их формы собственности.
       1.1.7.  Выполнение  требований Правил  обязательно  для  членов
   экипажей    судов   и   работников   инженерно-технических    служб
   судовладельцев,   связанных   с  использованием   и   ТО   судового
   электрооборудования и материально-техническим снабжением.
       1.1.8.  Члены экипажей судов несут ответственность за нарушение
   Правил  в  пределах своих обязанностей согласно  Уставу  службы  на
   судах  рыбопромыслового флота Российской Федерации (в дальнейшем  -
   Устав).
       1.2.  Общие  требования  по организации  эксплуатации  судового
   электрооборудования.
       1.2.1. Эксплуатация электрооборудования должна осуществляться в
   строгом  соответствии с Уставом, действующими в  отрасли  Правилами
   техники   безопасности   на  судах  флота   рыбной   промышленности
   Российской    Федерации   (в   дальнейшем   -    Правила    техники
   безопасности),  Правилами  пожарной  безопасности  на  судах  флота
   рыбной  промышленности Российской Федерации (в дальнейшем - Правила
   пожарной  безопасности), Санитарными правилами  для  морских  судов
   промыслового флота (в дальнейшем - Санитарные правила),  настоящими
   Правилами  и  судовой  эксплуатационной документацией  (см.  раздел
   19).
       1.2.2.   Технические  описания  и  инструкции  по  эксплуатации
   (Руководства       по      эксплуатации)      заводов-изготовителей
   электрооборудования  (в дальнейшем - Инструкции  по  эксплуатации),
   являются основными документами для обслуживающего персонала.
       Если  отдельные  положения настоящих Правил  не  согласуются  с
   требованиями   инструкций  по  эксплуатации,   должны   выполняться
   требования инструкций.
       1.2.3.     Все    инструкции    по    эксплуатации     судового
   электрооборудования    зарубежного   производства    должны    быть
   переведены на русской язык.
       1.2.4.  Ответственность за организацию эксплуатации и исправное
   состояние электрооборудования несет главный (старший) механик.
       1.2.5.  Ответственность за поддержание  в  исправном  состоянии
   электрооборудования   в   процессе  эксплуатации   возлагается   на
   старшего   электромеханика  и  подчиненный  ему  электротехнический
   персонал.
       1.2.6.   Расписание   по   заведованиям  составляется   старшим
   электромехаником  в  соответствии  с  распределением  обязанностей,
   предусмотренных  Уставом,  и согласовывается  с  главным  (старшим)
   механиком и инженерно-технической службой судовладельца.
       1.2.7. На судах, где только один электромеханик, в соответствии
   с  Уставом  он  выполняет обязанности старшего  электромеханика.  В
   дальнейшем  лицо, выполняющее обязанности старшего  электромеханика
   именуется "старший электромеханик".
       1.2.8.   На  судах,  где  электротехнический  персонал  штатным
   расписанием     не     предусмотрен,     эксплуатация      судового
   электрооборудования  возлагается по назначению главного  (старшего)
   механика  на  членов  судомеханической службы.  Ответственность  за
   исправное  состояние электрооборудования в этом случае возлагается,
   как правило, на третьего механика.
       1.3.  Общие  требования к использованию по назначению  судового
   электрооборудования.
       1.3.1.  Лица,  использующие  электрооборудование,  отвечают  за
   правильность   его   использования  по  назначению   и   соблюдение
   допустимых режимов работы.
       1.3.2.   Вводить   в  действие  допускается  только   исправное
   электрооборудование  после выполнения всех операций  по  подготовке
   его  к  действию,  предусмотренных инструкциями по  эксплуатации  и
   Правилами.   Экстренный   ввод   электрооборудования   в   действие
   допускается  производить  только при  необходимости  предотвращения
   аварии судна, его технических средств или несчастного случая.
       1.3.3.  После  продолжительного нерабочего периода,  устранения
   неисправности,    выполнения   ТО   с   разборкой    или    ремонта
   электрооборудование,    работающее   в    режиме    автоматического
   управления,  рекомендуется  вводить в  действие  в  режиме  ручного
   управления   (при   возможности),   после   чего   переходить    на
   автоматическое управление.
       Примечание: Под "продолжительным нерабочим периодом" понимается
   период  времени  1  месяц  и  более, в течение  которого  исправное
   электрооборудование не включается в работу.
   
       1.3.4.   Старший  электромеханик  обязан  проводить  инструктаж
   членов   судового  экипажа,  использующих  по  назначению   судовые
   механизмы,  устройства  и  аппаратуру,  имеющие  в  своем   составе
   электрооборудование.
       1.3.5.  При  использовании  электрооборудования  по  назначению
   необходимо осуществлять контроль за соблюдением допустимых  режимов
   его работы с учетом условий эксплуатации.
       1.3.6.   Контроль   за   работой   электрооборудования   должен
   осуществляться  по показаниям контрольно-измерительных  приборов  и
   сигналам  исполнительной и аварийно-предупредительной  сигнализации
   (АПС), а также путем внешнего осмотра.
       1.3.7.  В  случае  появления при пуске или  в  процессе  работы
   электрооборудования   ненормальных   шумов,    стуков,    вибраций,
   искрения,  нагрева,  а  также  при  срабатывании  АПС  или   выходе
   контролируемых  параметров  за  допустимые  пределы,  должны   быть
   приняты  немедленные  меры вплоть до вывода электрооборудования  из
   действия для выяснения и устранения неисправностей.
       1.3.8. Вывод из действия (остановка) электрооборудования должен
   производиться  в последовательности, установленной  инструкцией  по
   эксплуатации.
       В  случае  возникновения угрозы человеческой жизни  или  аварии
   допускается   экстренный  вывод  электрооборудования  из   действия
   вахтенным персоналом.
       1.3.9.  Электрооборудование должно быть выведено из действия  и
   обесточено при непосредственной угрозе затопления.
       1.3.10.   Основное   и  резервное  электрооборудование   должно
   находиться  в  техническом состоянии, обеспечивающем  готовность  к
   немедленному включению в действие.
       Использование основного и резервного электрооборудования должно
   осуществляться, исходя из равномерной наработки их ресурсов,  кроме
   особо оговоренных случаев.
       1.3.11.    Неисправности   электрооборудования    в    процессе
   эксплуатации   должны  устраняться  по  мере  их  возникновения   и
   выявления   причины.   При   отсутствии   технической   возможности
   немедленного устранения - при проведении планового ТО.
       1.4.  Общие  требования  по техническому обслуживанию  судового
   электрооборудования.
       1.4.1. ТО судового электрооборудования должно осуществляться  в
   соответствии  с Положением о технической эксплуатации судов  рыбной
   промышленности без вывода судна из эксплуатации.
       1.4.2.  ТО  электрооборудования включает комплекс  операций  по
   поддержанию изделия в исправном состоянии при использовании его  по
   назначению в течение всего срока службы.
       1.4.3.  ТО  электрооборудования  предусматривает  осмотровой  и
   инструментальный  контроль и оценку технического состояния  изделия
   или его элементов с выполнением ТО с установленной периодичностью.
       1.4.4.  Объем  и  периодичность проведения ТО  для  конкретного
   электрооборудования  устанавливаются в  соответствии  с  указаниями
   инструкций   по   эксплуатации,  при  отсутствии  последних   -   в
   соответствии с рекомендациями настоящих Правил.
       1.4.5.   ТО   электрооборудования   необходимо   выполнять    в
   соответствии   с   планами-графиками  работ  по   ТО   и   ремонту,
   разрабатываемыми судовладельцем на период эксплуатации судна  между
   заводскими ремонтами.
       График  ТО  электрооборудования  по  срокам  проведения   работ
   необходимо      координировать     с     графиком      предъявления
   электрооборудования на освидетельствование Регистру.
       1.4.6.  ТО электрооборудования в зависимости от объема и сроков
   проведения   работ   подразделяется   на   ежедневные   осмотры   и
   периодическое ТО.
       1.4.7.   Ежедневным   осмотрам   подлежит   электрооборудование
   (основное и резервное) ответственных устройств и механизмов:
       1) главные, вспомогательные и аварийные генераторы;
       2) гребные электродвигатели;
       3)  щит электродвижения, главный распределительный щит (ГРЩ)  и
   аварийный  распределительный щит (АРЩ), а  также  принадлежащие  им
   трансформаторы;
       4)  электроприводы рулевого устройства, подруливающих устройств
   и винта регулируемого шага (ВРШ);
       5) электроприводы якорно-швартовных устройств;
       6) электроприводы осушительных и пожарных насосов;
       7)    электроприводы    вспомогательных   механизмов    главной
   энергетической установки;
       8)  электрооборудование  других устройств  и  систем,  действие
   которых  непосредственно влияет на безопасность плавания,  движение
   судна и управление им.
       Ежедневным    осмотрам   подлежит   также   электрооборудование
   механизмов,   устройств  и  систем,  выполняющих   производственные
   функции  в соответствии с назначением судна (холодильная установка,
   технологическое и промысловое оборудование и т.п.).
       При   ежедневных  осмотрах  должно  контролироваться  исправное
   техническое  состояние электрооборудования, готовность  к  действию
   генераторов  и электрооборудования механизмов, предназначенных  для
   работы в автоматических режимах.
       1.4.8.  Периодические  ТО  электрооборудования  для  конкретных
   изделий    проводятся    в   объеме,   определяемом    конструкцией
   оборудования,  и  могут  подразделяться на  ряд  стадий  (осмотров,
   проверок,  разборок  и  др.)  в  соответствии  с  инструкциями   по
   эксплуатации.  Целью выполнения периодических ТО в  целом  является
   проверка  технического  состояния и  поддержание  работоспособности
   электрооборудования.
       1.4.9.   ТО   электрооборудования  должно  выполняться   силами
   судового   электротехнического   персонала   с   привлечением   при
   необходимости   лиц,   ответственных   за   заведование    судовыми
   техническими  средствами,  или  членами  судомеханической   службы,
   ответственными  за  исправное  состояние  электрооборудования,  при
   отсутствии электротехнического персонала.
       Работы  по  ТО  электрооборудования,  которые  не  могут   быть
   выполнены  силами судового экипажа, должны выполняться силами  базы
   технического    обслуживания   судовладельца,   специализированными
   организациями,  или специалистами предприятий-изготовителей  (фирм)
   при нахождении судна в порту.
       1.4.10. Выполнение работ по ТО электрооборудования должно  быть
   подробно отражено в журнале технического состояния.
       Работы   по  ТО  электрооборудования  должны  фиксироваться   в
   машинном электротехническом журнале.
       1.4.11. Контроль за выполнением работ по ТО электрооборудования
   в  соответствии  с  графиком и за их качеством должны  осуществлять
   главный  (старший) механик и старший электромеханик, а  по  приходу
   судна  в  порт  -  также  специалисты инженерно-технической  службы
   судовладельца.
       1.4.12.   До   начала   и   после   окончания   работ   по   ТО
   электрооборудования    необходимо    произвести    проверку     его
   сопротивления  изоляции. Измерение сопротивления  изоляции  следует
   производить  в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации
   и раздела 16.
       1.4.13.  Работы по ТО электрооборудования должны выполняться  с
   соблюдением  требований  Правил  техники  безопасности   и   Правил
   пожарной безопасности.
       ТО, как правило, должно производиться при снятом напряжении.
       Особое   внимание  следует  уделить  мерам  по   предотвращению
   случайной  (ошибочной) подачи напряжения на электрооборудование  во
   время проведения работ по его ТО в обесточенном состоянии.
       1.4.14.     Изменения     штатных    схем     и     конструкций
   электрооборудования   в   рейсе,  в  целях  ликвидации   аварийного
   состояния,    должны   выполняться   под   руководством    старшего
   электромеханика  с разрешения главного (старшего)  механика.  После
   ликвидации  аварийного  состояния  должны  быть  приняты  меры   по
   восстановлению штатных схем и конструкций электрооборудования.
       1.4.15.  Изменения,  вносимые  в штатные  схемы  и  конструкции
   электрооборудования   в   процессе   эксплуатации   судна,   должны
   выполняться  с  разрешения судовладельца  и  после  согласования  с
   Регистром технической документации.
       1.4.16.    Все    изменения   штатных   схем   и    конструкций
   электрооборудования,    произведенные    в    процессе     ремонта,
   модернизации   или   переоборудования,  должны   быть   внесены   в
   эксплуатационную документацию.
       1.5. Обязанности электротехнического персонала.
       1.5.1. Судовой электротехнический персонал обязан:
       1)   знать  состав,  устройство  и  технические  характеристики
   электрооборудования,   требования   инструкций   по   эксплуатации,
   настоящих  Правил и других нормативных документов,  касающихся  его
   эксплуатации;
       2) осуществлять приемку электрооборудования в эксплуатацию (при
   приемке  судна из новостроя или ремонта и при приеме-сдаче  дел)  в
   соответствии с указаниями раздела 18;
       3)  подготавливать  электрооборудование к действию  при  выходе
   судна  в  море, плаванию в сложных условиях, работе на промысле,  к
   специальным задачам эксплуатации судна, к осмотрам и ремонтам;
       4)   подготавливать   и   предъявлять   электрооборудование   к
   освидетельствованию Регистром (см. раздел 20) или другими  органами
   надзора и обеспечивать устранение замечаний;
       5) осуществлять использование электрооборудования по назначению
   в   соответствии  с  требованиями  эксплуатационной  и  нормативно-
   технической  документации  в  объеме, предусмотренном  должностными
   инструкциями;
       6)     обеспечивать     исправное     техническое     состояние
   электрооборудования    путем   регулярного    ТО    и    устранения
   неисправностей;
       7)   осуществлять   контроль   за   правильным   использованием
   электрооборудования   с  соблюдением  требований   Правил   техники
   безопасности  и Правил пожарной безопасности при его  использовании
   членами экипажа судна;
       8)  комплектовать, пополнять, сохранять и экономно использовать
   запасные  части,  расходные материалы, инвентарь и инструмент.  При
   комплектовании    запасных    частей   следует    руководствоваться
   требованиями     Правил     Регистра    и    нормативно-технической
   документацией;
       9) комплектовать и содержать в нормальном состоянии техническую
   документацию  по электрооборудованию, руководствуясь  Положением  о
   технической  эксплуатации судов рыбной промышленности и  указаниями
   раздела 19;
       10)   отражать   состояние   электрооборудования   в   процессе
   эксплуатации в документах учета по электротехнической части;
       11) поддерживать порядок в электротехнических помещениях.
       1.5.2.   Кроме  указанного  выше,  электротехнический  персонал
   должен выполнять обязанности согласно Уставу.
       1.6.   Распределение  обязанностей  при  эксплуатации  судового
   электрооборудования.
       1.6.1.   ТО  устройств  и  механизмов,  в  которые   наряду   с
   электрооборудованием входят и другие технические  средства,  должно
   осуществляться раздельно по заведованиям.
       1.6.2.  Центровка  всех электроприводных  механизмов,  дизель-,
   турбо-,  валогенераторов и крупных электромашинных преобразователей
   должна производиться механическим персоналом.
       1.6.3.  Все  виды  токарных  и  сварочных  работ,  связанные  с
   электрооборудованием,  должны выполняться по распоряжению  главного
   (старшего)       механика      соответствующими       специалистами
   судомеханической службы.
       1.6.4.  Работы по ТО и ремонту подшипников скольжения и  систем
   принудительной  смазки  электрических машин  должны  обеспечиваться
   механиком по заведованию.
       Контроль  состояния  подшипников  скольжения  и  принудительной
   смазки  электрических машин должен осуществлять  электротехнический
   персонал.
       1.6.5.  Наблюдение  за уровнем воды в льялах помещений  гребных
   электродвигателей  и  их  осушение должно  производиться  вахтенным
   механиком.
       1.6.6.  Наружная окраска, маркировка красками  и  содержание  в
   чистоте электрооборудования, установленного на открытых палубах,  в
   жилых,  служебных и производственных помещениях, а также  кабельных
   трасс,  является  обязанностью палубной  команды  и  обслуживающего
   персонала  холодильной установки и соответствующих производственных
   цехов и участков (рыбцеха, рыбомучной установки и т.п.).
       Наружная  окраска, маркировка красками и содержание  в  чистоте
   электрооборудования, установленного в машинно-котельном  отделении,
   а  также специальных электротехнических помещений и находящегося  в
   них  электрооборудования и кабельных трасс,  является  обязанностью
   электротехнического персонала.
       1.6.7.  Наружная  чистка  и  промывка  светильников,  а   также
   колпаков  светильников  во  время ТО,  является  обязанностью  лиц,
   осуществляющих приборку помещений и районов судна,  в  которых  эти
   светильники  установлены. Снятие и установка колпаков  светильников
   осуществляется электротехническим персоналом.
       ТО  фонарей и светильников, установленных на мачтах,  выполняет
   электротехнический персонал.
       1.6.8. Ответственность за правильное и безопасное использование
   переносных    и    передвижных   электрифицированных    механизмов,
   переносных  светильников  и  ручного  электроинструмента   палубной
   (машинной)  командой при выполнении аварийных, ремонтных  и  других
   видов работ несет вахтенный помощник капитана (вахтенный механик).
       Наружная  чистка  и своевременная доставка в места  хранения  и
   крепление      по-походному      переносных      и      передвижных
   электрифицированных    механизмов   и    переносных    светильников
   производятся   по   распоряжению  вахтенного   помощника   капитана
   (вахтенного  механика)  лицами,  в  пользовании  которых  механизмы
   находились.   ТО   и   ответственность   за   исправное   состояние
   электрооборудования  и  питающих  гибких  кабелей  возлагается   на
   старшего электромеханика.
       1.6.9. Ответственность за правильное использование и содержание
   в  чистоте наружной поверхности электрооборудования, установленного
   в  рулевой и штурманской рубках, несет вахтенный помощник капитана.
   ТО  и  ответственность  за исправное состояние  электрооборудования
   возлагается  на  старшего электромеханика. При возникновении  любых
   неисправностей  в  работе  электрооборудования  вахтенный  помощник
   капитана    обязан   немедленно   сообщить   об    этом    старшему
   электромеханику.
       1.6.10.    Зачехление    и   расчехление    электрифицированных
   механизмов,  расположенных на открытых палубах, должна  производить
   палубная  команда.  Ответственность за своевременное  зачехление  и
   расчехление несет боцман.
       1.6.11.  Ответственность за правильное использование сигнально-
   отличительных фонарей (в т.ч. за получение, хранение  и  обновление
   сертификатов),  а  также  за  палубное и  трюмное  освещение  несет
   персонал общесудовой службы.
       ТО  и  ответственность  за исправное состояние  возлагается  на
   старшего электромеханика.
       1.6.12.  ТО  бытовых электроприборов (холодильников, пылесосов,
   утюгов,   чайников,   настольных  ламп   и   т.п.)   осуществляется
   электротехническим     персоналом.    Ответственность     за     их
   использование,  сохранность и исправное  состояние  возлагается  на
   лиц,    материально   ответственных   за   них.    Сдача    бытовых
   электроприборов  в  ремонт  на береговые  предприятия  службы  быта
   должна производиться старшим помощником капитана.
       1.6.13.   Ответственность   за   правильное   использование   и
   содержание   в   надлежащем   порядке   и   чистоте   электрических
   нагревательных  приборов  и  других электрифицированных  устройств,
   установленных в пищеблоках, несет камбузный персонал (повар).
       ТО и ответственность за исправное состояние электрооборудования
   камбуза возлагается на старшего электромеханика.
       1.6.14.   Ответственность   за   правильное   использование   и
   содержание  в  надлежащем порядке электрооборудования механизмов  и
   устройств      производственного     назначения,     установленного
   непосредственно  в  производственных помещениях  и  на  промысловых
   палубах,  а также средств внутритрюмной механизации, несет персонал
   служб   добычи   и   обработки  рыбы  (и   морепродуктов).   ТО   и
   ответственность    за   исправное   состояние   электрооборудования
   возлагается на старшего электромеханика.
       1.6.15. Ответственность за организацию технической эксплуатации
   и  исправное  состояние электропогрузчиков несет главный  (старший)
   механик, за использование и хранение - старший помощник капитана.
       ТО и ответственность за исправное состояние электрической части
   электропогрузчиков возлагается на старшего электромеханика.
       1.7. Порядок проверки знания Правил.
       1.7.1. Правила в полном объеме должны знать:
       1) главный (старший) механик судна;
       2) судовой электротехнический персонал: старший электромеханик,
   другие электромеханики, старший электрик, другие электрики;
       3)    работники    управления   судовладельца,   обеспечивающие
   техническую      эксплуатацию     судового     электрооборудования:
   руководители    инженерно-технических    служб,    специалисты    -
   электромеханики.
       1.7.2. Члены экипажа судна (кроме указанных в 1.7.1), связанные
   с  использованием  электрооборудования по назначению,  и  работники
   инженерно-технических  служб  судовладельца,  связанные  с   ТО   и
   ремонтом  электрооборудования,  а также  с  материально-техническим
   снабжением, должны знать Правила в части, их касающейся.
       1.7.3. Проверка знания Правил у лиц судового командного состава
   должна  проводиться  в  рамках очередных  и  внеочередных  проверок
   знаний   в   соответствии  с  Положением  о  проверке  знаний   лиц
   командного   состава   судов   флота   рыбной   промышленности    и
   рыболовецких колхозов.
       1.7.4.  Проверка  знания  Правил у лиц судовой  команды  должна
   проводиться   не  реже  одного  раза  в  год  в  рамках   очередной
   переаттестации.
       Проверку  должен  проводить старший электромеханик,  результаты
   проверки должны оформляться записями в аттестационных документах.
   
                             2. Генераторы
   
       2.1. Использование по назначению.
       2.1.1. Общие требования.
       2.1.1.1.  Количество  генераторов,  включаемых  на  шины   ГРЩ,
   определяется из условия обеспечения потребности в электроэнергии  с
   учетом  безопасности мореплавания в каждом эксплуатационном  режиме
   судна.
       СЭЭС  и  генераторы, входящие в ее состав, могут  работать  при
   ручном   и  автоматизированном  управлении  (на  судах  со   знаком
   автоматизации).
       В  автоматизированных СЭЭС генераторы, находящиеся в резерве, и
   их  устройства автоматизации должны быть в постоянной готовности  к
   работе.
       2.1.1.2.     При    использовании    генераторов     необходимо
   контролировать:
       1)  основные  параметры генераторов (напряжение, частоту  тока,
   ток, мощность и др.) по штатным щитовым измерительным приборам;
       2) сопротивление изоляции генераторов и судовой сети по штатным
   приборам на ГРЩ;
       3) работу щеточного аппарата, контактных колец (коллектора);
       4) температуру нагрева генераторов;
       5)  работу  подшипников,  их  температуру  нагрева,  подачу   и
   давление масла в подшипниках с принудительной смазкой;
       6) отсутствие постороннего шума и вибрации;
       7)  действие  средств  АПС (сигнальных  ламп,  световых  табло,
   звуковых сигналов);
       8) температуру воздуха в помещении;
       9) состояние воздушных фильтров;
       10) исправность защитных заземлений.
       2.1.1.3.  Перед постановкой генераторного агрегата в  "горячий"
   резерв  (готовность  к  пуску)  необходимо  измерить  сопротивление
   изоляции генератора, а также выполнить проверки в объеме 2.2.1.
       2.1.1.4.  При  работе  валогенератора особое  внимание  следует
   уделять  контролю частоты вращения. Использование валогенератора  с
   пониженной  частотой  вращения (более чем  на  5%  номинальной)  не
   допускается.
       2.1.2. Одиночная работа.
       2.1.2.1.   При  подготовке  генератора  к  действию  необходимо
   выполнить проверки в объеме 2.2.1, измерить сопротивление  изоляции
   и доложить вахтенному механику о готовности генератора к работе.
       2.1.2.2.   При   подготовке   генератора   к   действию   после
   продолжительного  нерабочего периода необходимо выполнить  проверки
   в объеме 2.1.2.1 и дополнительно:
       1) проверить надежность контактных соединений;
       2) отключить выключатель гашения поля (при наличии);
       3) отключить стояночный обогрев генератора.
       2.1.2.3.  После  проведения проверок  генератора,  указанных  в
   2.1.2.2,  необходимо  провернуть ротор (якорь)  генератора  вручную
   или  с  помощью валоповоротного или пускового устройства первичного
   двигателя  и  убедиться  в  его свободном вращении.  Проворачивание
   роторов  (якорей)  генераторов с механическим приводом  выполняется
   вахтенным механиком.
       2.1.2.4.    При    обнаружении    неисправностей    генератора,
   находящегося в работе, необходимо:
       1) доложить вахтенному механику;
       2) подготовить резервный генератор к действию в соответствии  с
   2.1.2.1 для последующего ввода в работу.
       2.1.3. Параллельная работа генераторов переменного тока.
       2.1.3.1.   Включение  синхронных  генераторов  на  параллельную
   работу  может  осуществляться  способом  ручной  синхронизации  (по
   синхроноскопу   или   лампам)   или  автоматической   синхронизации
   (посредством автоматических устройств).
       2.1.3.2.  При  включении синхронного генератора на параллельную
   работу   с   другими  работающими  генераторами   способом   ручной
   синхронизации необходимо:
       1) подготовить генератор к действию в соответствии с 2.1.2.1;
       2)  установить рукоятки переключателей синхронизации  в  нужное
   положение;
       3) после информации вахтенного механика о готовности первичного
   двигателя   к   принятию  нагрузки  довести   частоту   включаемого
   генератора до частоты работающих генераторов;
       4)   довести  напряжение  включаемого  генератора  до  величины
   напряжения на шинах ГРЩ;
       5)   при  совпадении  фаз  генераторов  (по  положению  стрелки
   синхроноскопа,  погасанию или остановке  вращения  огня  ламп  -  в
   зависимости  от  используемых  устройств  синхронизации)   включить
   автоматический выключатель генератора.
       2.1.3.3.  При  автоматической синхронизации  генераторов  (СЭЭС
   работает  при  ручном  управлении)  необходимо  выполнить  указания
   2.1.3.2 1), 2).
       Выключатель    генератора   включается   автоматически    после
   автоматического достижения условий синхронизации.
       2.1.3.4.   Прием   и  распределение  активной  нагрузки   между
   генераторами   может   осуществляться  вручную   (воздействием   на
   регуляторы    частоты    вращения   первичных    двигателей)    или
   автоматически,     при     наличии    соответствующих     устройств
   автоматизации.
       2.1.3.5.  После  окончания  действий по  включению  синхронного
   генератора   на   параллельную   работу   с   другими   работающими
   генераторами   и   распределения   нагрузок   установить   рукоятки
   переключателей синхронизации в исходное положение.
       2.1.3.6. При длительной параллельной работе генераторов следует
   контролировать распределение нагрузок между генераторами.
       2.1.4. Параллельная работа генераторов постоянного тока.
       2.1.4.1.  Включение генератора постоянного тока на параллельную
   работу   с   работающими  генераторами  необходимо  производить   в
   следующем порядке:
       1) подготовить генератор к действию в соответствии с 2.1.2.1;
       2) после информации вахтенного механика о готовности первичного
   двигателя  к принятию нагрузки установить напряжение генератора  на
   2 - 3 В больше, чем напряжение на шинах ГРЩ;
       3) включить автоматический выключатель генератора;
       4)   добиться   равномерного   распределения   нагрузки   между
   генераторами, воздействуя на регуляторы возбуждения и следя,  чтобы
   напряжение на шинах оставалось номинальным.
       2.1.5. Вывод генераторов из действия.
       2.1.5.1.   Вывод   генераторов  из  действия   производится   с
   разрешения  вахтенного механика. При выводе генераторов  из  работы
   необходимо:
       1) разгрузить генератор, переведя нагрузку на другой генератор;
       2) отключить автоматический выключатель генератора;
       3) снять возбуждение генератора (включить гашение поля);
       4)  включить  стояночный  обогрев  после  остановки  первичного
   двигателя (при необходимости).
       2.1.5.2.  Экстренный  вывод  из  действия  генераторов  без  их
   предварительной   разгрузки   допускается   только    при    угрозе
   несчастного  случая,  аварии генераторов  или  пожаре.  О  причинах
   отключения  генераторов необходимо немедленно  доложить  вахтенному
   механику.
       2.2. Техническое обслуживание.
       2.2.1. При ежедневном осмотре генераторов необходимо:
       1) убедиться в отсутствии посторонних предметов на генераторах,
   вблизи соединительных фланцев, вентиляционных отверстий;
       2) проверить уровень масла в подшипниках скольжения;
       3)  убедиться в отсутствии внутри генератора конденсата и масла
   (при наличии смотровых лючков);
       4)  проверить  состояние щеточного аппарата и контактных  колец
   (коллектора);
       5)   проверить  состояние  выпрямителей  и  других  вращающихся
   устройств системы возбуждения;
       6) проверить исправность защитных заземлений;
       7)  убедиться в отсутствии недопустимой вибрации и  посторонних
   шумов,   а   также  повышенного  нагрева  корпусов  и   подшипников
   генераторов, находящихся в работе.
       2.2.2.  Во  избежание наклепа подшипников качения  неработающих
   генераторов  необходимо не реже одного раза в  неделю  поворачивать
   их роторы (якоря).
       2.2.3. При периодическом ТО генераторов необходимо:
       1) проверить сопротивление изоляции;
       2) проверить исправность устройств обогрева;
       3) убедиться в отсутствии внутри генератора конденсата и масла;
       4)  проверить  состояние щеточного аппарата и контактных  колец
   (коллектора),    затянуть   контактные   соединения,    переключить
   полярность контактных колец (при необходимости);
       5)   продуть   сжатым  воздухом,  протереть  внутренние   части
   генератора  и  устройств  системы  возбуждения  бельевой   ветошью,
   смоченной моющим средством;
       6) очистить воздушные фильтры;
       7)  вскрыть  коробки  выводов и проверить состояние  контактных
   соединений;
       8) проверить зазоры между железом статора и ротора (якоря);
       9) просушить генератор (при необходимости);
       10) заменить смазку подшипников качения (при необходимости);
       11) проверить исправность защитных заземлений;
       12) окрасить наружные поверхности (при необходимости).
       2.2.4.  Проверку  генераторов в действии  после  проведения  ТО
   следует  производить  на  холостом ходу и  на  судовую  нагрузку  в
   течение 1 часа.
       При этом необходимо контролировать:
       1) выходные параметры генераторов;
       2) работу щеточного аппарата и биение колец (коллекторов);
       3) нагрев корпусов и подшипников;
       4) отсутствие постороннего шума и повышенной вибрации.
       2.2.5.   Разборку  генераторов  следует  производить  в  случае
   крайней необходимости или в установленные планом-графиком сроки.
       2.2.6.   Сушке   подлежат   генераторы   в   случае   понижения
   сопротивления  изоляции  ниже нормы в  результате  увлажнения,  при
   этом:
       1)  сушка должна производиться в соответствии с инструкцией  по
   эксплуатации;
       2)  из  существующих  способов сушки предпочтительным  является
   способ сушки нагретым воздухом с помощью теплоэлектровентилятора;
       3)  при  работе с переносными теплоэлектровентиляторами  должны
   строго  соблюдаться требования электробезопасности для  переносного
   электроинструмента.
       2.2.7.   Периодическое  ТО  генераторов   следует   производить
   ориентировочно  один  раз в шесть месяцев,  если  в  инструкции  по
   эксплуатации не оговорено иное.
   
                           3. Трансформаторы
   
       3.1. Использование по назначению.
       3.1.1.   При   подготовке  трансформаторов  к  действию   после
   продолжительного нерабочего периода необходимо:
       1) проверить надежность контактных соединений;
       2) проверить исправность защитных заземлений;
       3)  измерить  сопротивление  изоляции  обмоток  между  собой  и
   относительно корпуса.
       3.1.2.  При  вводе  в действие трансформаторов  для  автономной
   работы  необходимо  включать  и  отключать  их  только  со  стороны
   первичного напряжения.
       3.1.3.  При  вводе в действие трансформаторов для  параллельной
   работы необходимо включать их сначала со стороны первичного,  затем
   вторичного    напряжения   (нагрузки),   отключать   трансформаторы
   необходимо  в  обратном  порядке - сначала  со  стороны  вторичного
   напряжения, затем со стороны первичного.
       3.1.4.    При    использовании    трансформаторов    необходимо
   периодически контролировать:
       1) напряжение и токовую нагрузку по штатным приборам;
       2) температуру нагрева кожуха;
       3) отсутствие повышенного шума (гудения);
       4) исправность защитных заземлений.
       3.1.5.  При  использовании трансформаторов  для  электрического
   разделения сетей (камбуза, рыбцеха, электропогрузчиков с  кабельным
   питанием,  переносного электроинструмента и  др.)  особое  внимание
   следует   обращать   на  состояние  изоляции  и   соответствие   ее
   сопротивления  нормам, а также на исправность  защитных  заземлений
   корпусов этих трансформаторов.
       3.2. Техническое обслуживание.
       3.2.1.   При  ежедневном  осмотре  трансформаторов  (п.  1.4.7)
   необходимо:
       1)    убедиться   в   отсутствии   посторонних   предметов   на
   трансформаторах;
       2) убедиться в отсутствии повышенного нагрева корпусов;
       3) проверить исправность защитных заземлений.
       3.2.2. При периодическом ТО трансформаторов необходимо:
       1) измерить сопротивление изоляции обмоток;
       2)  снять  и очистить защитные кожухи, осмотреть магнитопровод,
   зажимы и изоляцию обмоток;
       3)  протереть  поверхности магнитопровода  и  обмоток  бельевой
   ветошью,  а  в случае сильного загрязнения - ветошью,  смоченной  в
   моющем средстве;
       4) обжать контактные соединения;
       5) просушить обмотки (при необходимости) и покрыть поврежденные
   места изоляции эмалью;
       6)  установить  защитные  кожухи  и  проверить  затяжку  болтов
   крепления трансформаторов;
       7) проверить исправность защитных заземлений;
       8) включить и проверить в действии.
       3.2.2.  ТО  трансформаторов  должно осуществляться  при  снятом
   напряжении.
       3.2.3. При снижении сопротивления изоляции трансформаторов ниже
   нормы  их сушку следует осуществлять нагретым воздухом, посредством
   теплоэлектровентиляторов.
       3.2.4.  Трансформаторы  после  ТО  должны  быть  проверены  под
   нагрузкой.
       3.2.5. Периодичность ТО - не реже одного раза в год.
   
                    4. Статические преобразователи
   
       4.1. Использование по назначению.
       4.1.1.   При   подготовке  к  действию  после  продолжительного
   нерабочего    периода   статических   преобразователей   различного
   назначения   -  силовых,  зарядных,  сварочных  и  др.,  содержащих
   неуправляемые  и  управляемые  полупроводниковые  приборы   (диоды,
   транзисторы,   тиристоры   и   пр.)   со   средствами   коммутации,
   управления,  измерения,  контроля и  защиты,  необходимо  выполнить
   проверки   в  объеме  4.2.1,  измерить  сопротивление  изоляции   и
   проверить   в   действии   (в  составе   технических   средств   по
   принадлежности).
       4.1.2.    При    использовании   статических   преобразователей
   необходимо:
       1) контролировать электрические параметры преобразователей;
       2)  не  допускать перегрузку преобразователей свыше  допустимых
   значений;
       3)   обеспечивать   нормальную  работу  систем   вентиляции   и
   охлаждения;
       4)  периодически проверять температуру нагрева  основных  узлов
   преобразователей   по   имеющимся   индикаторам,   по   температуре
   охлаждающего воздуха или другим одобренным методом.
       4.2. Техническое обслуживание.
       4.2.1.  При  ежедневном осмотре статических преобразователей  в
   составе технических средств, перечисленных в 1.4.7, необходимо:
       1)  произвести наружный осмотр, обращая внимание на исправность
   элементов;
       2)  убедиться  в  отсутствии пыли, влаги, масла  и  топлива  на
   наружных    поверхностях,    а   также    посторонних    предметов,
   препятствующих прохождению охлаждающего воздуха;
       3) проверить исправность защитных заземлений;
       4) проверить нагрев работающих преобразователей.
       4.2.2.  При  проведении периодического ТО необходимо  выполнить
   проверки согласно 4.2.1 и дополнительно:
       1) отключить преобразователь от питающей сети и нагрузки;
       2)  измерить  сопротивление  изоляции  перед  началом  и  после
   окончания работ по ТО;
       3) снять крышки, кожухи, дверцы и продуть преобразователи сухим
   сжатым воздухом;
       4) протереть бельевой ветошью доступные узлы и поверхности;
       5)  внимательно  осмотреть  состояние  конструктивных  узлов  и
   блоков   с  целью  выявления  механических  повреждений  и   других
   дефектов;
       6)    проверить   состояние   контактных   соединений   и   при
   необходимости провести их обжатие;
       7)   проверить   исправность   действия   системы   вентиляции,
   контрольно-измерительных      приборов,      коммутационно-защитной
   аппаратуры и других устройств;
       8)  установить крышки, кожухи, дверцы, затянуть соответствующие
   крепления;
       9)  включить  в  питающую сеть, подключить штатную  нагрузку  и
   проверить в действии.
       4.2.3. При периодическом ТО специализированных преобразователей
   необходимо    дополнительно   проверять   диапазоны   регулирования
   выходных   параметров,  например:  напряжения   и   частоты   -   в
   преобразователях систем электропривода; напряжения и тока заряда  -
   в  зарядных  преобразователях; напряжения и  сварочного  тока  -  в
   сварочных   преобразователях  в  соответствии  с  инструкциями   по
   эксплуатации используемого оборудования.
       4.2.4.  При  отсутствии необходимых указаний в  инструкциях  по
   эксплуатации   при   выполнении   работ   по   периодическому    ТО
   преобразователей      следует     руководствоваться      следующими
   рекомендациями:
       1) измерения необходимых параметров в силовых цепях переменного
   и  выпрямленного  тока  при использовании дополнительных  приборов,
   кроме    имеющихся   штатных,   следует   производить   с   помощью
   соответствующих  приборов электромагнитной или магнитоэлектрической
   системы,  с  классом  точности не хуже  2,5.  Контрольные  проверки
   напряжений   и   малых  токов  можно  выполнять  с   использованием
   мультиметров (тестеров) магнитоэлектрической системы;
       2)  проверку  гальванических соединений  в  обесточенных  цепях
   следует  производить  с помощью мультиметров  (тестеров),  омметров
   магнитоэлектрической системы;
       3) проверку напряжений в слаботочных цепях необходимо выполнять
   вольтметрами  с высоким внутренним сопротивлением или  электронными
   осциллографами;
       4)    проверку    сопротивления    изоляции    силовых    цепей
   преобразователя   допускается  выполнять   мегаомметрами   обычного
   применения  при условии временного шунтирования (или  выведения  из
   работы   посредством   разъемных   соединений)   узлов   и   блоков
   низковольтной электроники;
       5) проверку сопротивления изоляции узлов и блоков низковольтной
   электроники следует выполнять посредством омметров или  тестеров  с
   допустимым уровнем напряжения встроенных источников питания;
       6) снятие и установку съемных блоков следует производить только
   в обесточенном состоянии;
       7)  при  перегорании плавких вставок предохранителей необходимо
   после  их  замены  выяснить  причины  выхода  из  строя,  устранить
   неисправность  и  только  после этого  включать  преобразователь  в
   работу;
       8)   при   необходимости   выявления  неисправности   отдельных
   полупроводниковых  приборов  (диодов,  транзисторов,  тиристоров  и
   пр.)  следует применять принцип "исправен - неисправен" посредством
   измерения  сопротивлений  р-n  переходов  при  прямой  и   обратной
   полярностях  контрольного  источника  напряжения  с  использованием
   мультиметров  (тестеров) или омметров с соответствующими  пределами

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное