Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
13.08.2016
USD
64.34
EUR
71.72
CNY
9.68
JPY
0.63
GBP
83.34
TRY
21.76
PLN
16.85
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 03.12.2002 N 858 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 3 декабря 2002 г. N 858
   
                     О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
                 "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"
   
   (с изм., согл. Постановлений Правительства РФ от 29.04.2005 N 271,
                от 03.04.2006 N 190, от 17.09.2007 N 596,
            с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
                         от 21.10.2004 N 1355-р)
   
       Правительство Российской Федерации постановляет:
       1.   Утвердить   прилагаемую   федеральную   целевую  программу
   "Социальное   развитие   села   до   2010  года"  (далее  именуется
   Программа).
       2.   Утвердить   государственным   заказчиком  -  координатором
   Программы  Министерство  сельского  хозяйства Российской Федерации,
   государственными  заказчиками  -  Министерство  сельского хозяйства
   Российской  Федерации,  Федеральное дорожное агентство, Федеральное
   агентство  связи, Федеральное агентство по образованию, Федеральное
   агентство  по  здравоохранению  и социальному развитию, Федеральное
   агентство  по  культуре и кинематографии и Федеральное агентство по
   строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
   (в  ред.  Постановлений  Правительства  РФ  от 29.04.2005 N 271, от
   03.04.2006 N 190)
       3.  Министерству  экономического развития и торговли Российской
   Федерации,   Министерству   финансов   Российской   Федерации   при
   формировании  проектов  федерального  бюджета  на  2003 - 2010 годы
   включать   Программу   в  перечень  федеральных  целевых  программ,
   подлежащих  финансированию  за счет средств федерального бюджета, и
   уточнять  объемы  выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом
   возможностей федерального бюджета.
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2005 N 271)
       4.   Рекомендовать   органам  исполнительной  власти  субъектов
   Российской Федерации и органам местного самоуправления:
       разработать  и  принять  региональные и муниципальные программы
   социального развития села до 2010 года;
       предусматривать   в   проектах  бюджетов  субъектов  Российской
   Федерации  и  местных  бюджетов  средства  на  реализацию указанных
   программ.
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                            М.КАСЬЯНОВ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                            от 3 декабря 2002 г. N 858
   
                      ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                 "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"
   
       (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.04.2006 N 190,
                          от 17.09.2007 N 596)
   
                                 ПАСПОРТ
                      федеральной целевой программы
                 "Социальное развитие села до 2010 года"
   
   Наименование       - федеральная целевая программа "Социальное
   Программы            развитие села до 2010 года"
   
   Основание для      - распоряжение Правительства Российской
   разработки           Федерации от 22 января 2001 г. N 76-р
   Программы
   
   Государственный    - Министерство сельского хозяйства
   заказчик -           Российской Федерации
   координатор
   Программы
   
   Государственные    - Министерство сельского хозяйства
   заказчики            Российской Федерации, Федеральное
   Программы            дорожное агентство, Федеральное агентство
                        связи, Федеральное агентство по
                        образованию, Федеральное агентство по
                        культуре и кинематографии, Федеральное
                        агентство по здравоохранению и
                        социальному развитию, Федеральное
                        агентство по строительству и жилищно-
                        коммунальному хозяйству
   
   Основные           - Министерство сельского хозяйства
   разработчики         Российской Федерации, Министерство
   Программы            экономического развития и торговли
                        Российской Федерации, Министерство
                        образования и науки Российской Федерации,
                        Министерство здравоохранения и
                        социального развития Российской
                        Федерации, Министерство культуры и
                        массовых коммуникаций Российской
                        Федерации, Министерство промышленности и
                        энергетики Российской Федерации,
                        Министерство информационных технологий и
                        связи Российской Федерации, Министерство
                        транспорта Российской Федерации,
                        Министерство природных ресурсов
                        Российской Федерации, Федеральное
                        агентство по строительству и жилищно-
                        коммунальному хозяйству, Федеральное
                        агентство по физической культуре и спорту
   
   Цели и задачи      - основными целями Программы являются:
   Программы            развитие социальной сферы и инженерной
                        инфраструктуры сельских муниципальных
                        образований;
                        создание правовых, административных и
                        экономических условий для перехода к
                        устойчивому социально-экономическому
                        развитию сельских муниципальных
                        образований и реализации Федерального
                        закона "Об общих принципах организации
                        местного самоуправления в Российской
                        Федерации";
                        создание условий для завершения передачи
                        объектов социальной сферы и инженерной
                        инфраструктуры села в ведение органов
                        местного самоуправления;
                        расширение рынка труда в сельской
                        местности и обеспечение его
                        привлекательности;
                        повышение престижности проживания в
                        сельской местности.
                        Основными задачами Программы являются:
                        улучшение состояния здоровья сельского
                        населения путем повышения доступности и
                        качества предоставления первичной медико-
                        санитарной помощи, занятий физической
                        культурой и спортом;
                        повышение уровня электро-, водо- и
                        газоснабжения сельских поселений;
                        обеспечение сельских поселений телефонной
                        и телекоммуникационной связью;
                        расширение сети сельских автомобильных
                        дорог;
                        привлечение и закрепление в сельской
                        местности молодых семей и молодых
                        специалистов
   
   Основные целевые   - предоставление 9007,5 тыс. кв. м жилья в
   индикаторы и         сельской местности;
   показатели           предоставление 3243,2 тыс. кв. м жилья
   Программы            для молодых семей и молодых специалистов
                        на селе;
                        введение в действие общеобразовательных
                        учреждений на 190,38 тыс. мест,
                        дошкольных образовательных учреждений на
                        13,23 тыс. мест, районных и участковых
                        больниц на 12 тыс. коек, клубных
                        учреждений на 43,8 тыс. мест, 1762
                        предприятий по оказанию населению услуг
                        производственной деятельности (мельницы,
                        маслобойки, крупорушки и т.д.);
                        открытие 1441 филиала детско-юношеских
                        спортивных школ при сельских
                        общеобразовательных учреждениях, 1550
                        предприятий розничной торговли и
                        общественного питания, 6991
                        специализированного предприятия бытового
                        обслуживания, 240 информационно-
                        консультационных центров;
                        газификация 391581 дома (квартиры);
                        введение в действие станций
                        водоподготовки и систем водоотведения
                        мощностью 164,5 тыс. куб. м в сутки, 1413
                        тыс. номеров телефонной сети, 12633 км
                        автомобильных дорог
   
   Сроки и этапы      - 2003 - 2010 годы:
   реализации           I этап - 2003 - 2005 годы;
   Программы            II этап - 2006 - 2010 годы
   
   Основные           - мероприятия Программы сгруппированы по
   мероприятия          направлениям, связанным с жилищным
   Программы            строительством, образованием,
                        здравоохранением, культурой, торгово-
                        бытовым обслуживанием, информационно-
                        консультационным обеспечением сельского
                        населения, электрификацией, газификацией,
                        водоснабжением, телекоммуникационной
                        связью, дорожным строительством.
                        Реализация мероприятий Программы
                        обеспечит:
                        улучшение жилищных условий сельского
                        населения, в том числе молодых семей и
                        молодых специалистов;
                        улучшение состояния здоровья сельского
                        населения путем повышения доступности и
                        качества предоставления первичной медико-
                        санитарной помощи;
                        сохранение и развитие базы для занятий
                        физической культурой и спортом в целях
                        формирования здорового образа жизни
                        сельского населения, профилактики
                        правонарушений, наркомании и алкоголизма;
                        повышение образовательного уровня
                        учащихся общеобразовательных учреждений в
                        сельской местности, приведение качества
                        образования в соответствие с современными
                        требованиями;
                        активизацию культурно-досуговой
                        деятельности в сельской местности;
                        развитие и расширение информационно-
                        консультационного обслуживания сельского
                        населения;
                        повышение уровня и качества электро-,
                        водо- и газоснабжения сельских поселений,
                        обеспечение их телефонной и
                        телекоммуникационной связью;
                        расширение сети автомобильных дорог в
                        сельской местности и их благоустройство;
                        повышение уровня занятости сельского
                        населения на основе сохранения и создания
                        рабочих мест
   
   Исполнители        - определяются на конкурсной основе в
   основных             установленном законодательством
   мероприятий          Российской Федерации порядке
   Программы
   
   Объемы и           - общий объем финансирования I этапа
   источники            Программы (2003 - 2005 годы) составляет
   финансирования       52,9 млрд. рублей, в том числе:
   Программы            средства федерального бюджета - 5,5 млрд.
                        рублей;
                        средства бюджетов субъектов Российской
                        Федерации - 23,1 млрд. рублей;
                        средства внебюджетных источников - 24,3
                        млрд. рублей;
                        общий объем финансирования II этапа
                        Программы (2006 - 2010 годы) составляет
                        153,4 млрд. рублей, в том числе:
                        средства федерального бюджета - 28,8
                        млрд. рублей;
                        средства бюджетов субъектов Российской
                        Федерации - 65,5 млрд. рублей;
                        средства внебюджетных источников - 59 млрд.
                        рублей
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2007 N 596)
   
   Ожидаемые          - реализация Программы позволит:
   результаты           улучшить жилищные условия более 141 тыс.
   реализации           сельских семей и довести уровень
   Программы и          обеспеченности их коммунальными услугами
   показатели           до 45 процентов;
   социально-           привлечь для проживания на селе 73,65
   экономической        тыс. молодых семей и молодых
   эффективности        специалистов, обеспечив их доступным жильем;
                        повысить уровень газификации домов
                        (квартир) природным газом до 48,6 процента;
                        улучшить снабжение сельских потребителей
                        электроэнергией, довести электропотребление
                        на бытовые цели до 0,8 МВт.ч на душу
                        населения;
                        довести долю обучающихся в благоустроенных
                        общеобразовательных учреждениях в первую
                        смену до 90 процентов;
                        повысить уровень обеспеченности детскими
                        дошкольными учреждениями до 40 - 45
                        процентов;
                        повысить уровень обеспеченности
                        больничными местами до 69,5 койкоместа на
                        10 тыс. человек, амбулаториями - до 144,4
                        тыс. посещений в смену;
                        повысить уровень обеспеченности клубными
                        учреждениями до 215 мест на 1 тыс. человек;
                        улучшить информационно-консультационное
                        обслуживание сельского населения;
                        привлечь к регулярным занятиям физической
                        культурой и спортом 35 процентов учащейся
                        сельской молодежи и 22 процента
                        населения, работающего в сельской местности;
                        расширить сеть комплексных организаций
                        торгово-бытового обслуживания;
                        повысить уровень обеспеченности сельского
                        населения питьевой водой до 47 процентов;
                        обеспечить введение 1,4 млн. телефонных
                        номеров;
                        провести реконструкцию 30,1 тыс. км
                        автомобильных дорог, связывающих сельские
                        населенные пункты (с включением их в сеть
                        дорог общего пользования), и расширить на
                        12,6 тыс. км сеть автомобильных дорог общего
                        пользования, связывающих сельские населенные
                        пункты
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2007 N 596)
   
           I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                    ее решения программными методами
   
       Для  успешного  решения  стратегических  задач  по  наращиванию
   экономического    потенциала   аграрного   сектора   и   реализации
   приоритетного  национального  проекта  "Развитие  агропромышленного
   комплекса"  требуется  системный  подход, важнейшей частью которого
   является  осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на
   селе,   преодолению   дефицита   специалистов  и  квалифицированных
   рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
       Сложившаяся  на  селе  ситуация в социальной сфере препятствует
   формированию  социально-экономических  условий устойчивого развития
   агропромышленного комплекса.
       За    последние    15    лет   в   результате   резкого   спада
   сельскохозяйственного    производства   и   ухудшения   финансового
   положения    отрасли,    изменения    организационно-экономического
   механизма  развития  социальной  сферы  и инженерной инфраструктуры
   села   произошло   снижение  доступности  для  сельского  населения
   образовательных,  медицинских,  культурных и торгово-бытовых услуг,
   увеличилось   отставание  села  от  города  по  уровню  и  условиям
   жизнедеятельности.
       В  основной  части  сельского  жилищного фонда нет элементарных
   коммунальных   удобств.   Водопроводом   оборудовано   42  процента
   сельского  жилищного  фонда,  центральным отоплением - 44 процента,
   канализацией  -  32 процента, горячим водоснабжением - 20 процентов
   площади сельских жилых помещений.
       Сеть   участковых  больниц  сократилась  на  1994  единицы  (41
   процент),  фельдшерско-акушерских  пунктов  -  на  3408  единиц  (7
   процентов).  На  10 тыс. человек в сельской местности приходится 55
   больничных   коек,   в   городской   -  133  койки,  обеспеченность
   амбулаторно-поликлиническими  учреждениями  в  расчете  на  10 тыс.
   жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.
       Сокращение  инфраструктуры  сельских учреждений здравоохранения
   обусловлено  недостаточным  инвестированием в развитие этой отрасли
   в   90-х   годах   и   реструктуризацией   в  последние  годы  сети
   стационарного медицинского обслуживания.
       Обеспеченность  сельского  населения врачами меньше в 4,7 раза,
   а  средним  медицинским  персоналом  -  в  1,9  раза по сравнению с
   городским населением.
       Сеть   физкультурно-оздоровительных   и  спортивных  сооружений
   сократилась  на две трети, их единовременная пропускная способность
   составляет  10  -  15  процентов  норматива.  Занимаются физической
   культурой  и  спортом всего 3 - 5 процентов взрослого населения и 8
   -   10  процентов  учащейся  молодежи,  тогда  как  в  экономически
   развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.
       Сеть  дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990
   годом   сократилась   наполовину.   Численность  детей,  посещающих
   дошкольные  учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в
   городе она составляет 66 процентов.
       В   результате  оптимизации  региональной  системы  образования
   количество  школ  и  других сельских общеобразовательных учреждений
   сократилось  на  6,6  тысяч.  Если  в  начале  90-х годов на 1 тыс.
   сельских  населенных  пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений
   и  315  школ,  то в 2004 году соответственно - 292 учреждения и 144
   школы.
       В   результате  сокращения  сети  сельских  общеобразовательных
   учреждений   и  недостаточной  организации  доставки  детей  к  ним
   обострилась  проблема  доступности  для  сельского  населения услуг
   образования.
       Сеть  сельских  клубов  и  домов  культуры  сократилась  на  26
   процентов,   библиотек   -   на  11  процентов,  библиотечный  фонд
   уменьшился  на  71  млн. экземпляров (17 процентов). В расчете на 1
   тыс.  сельских  поселений  приходится 327 клубных учреждений против
   410 в 1990 году.
       В  связи  с  увеличением  торговых  издержек  и резким падением
   платежеспособного  спроса  сельского  населения  резко  сократилась
   сеть   организаций   розничной  торговли  и  общественного  питания
   системы  потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной
   и  производственной  деятельности.  В  то же время частный бизнес в
   торгово-закупочной   сфере   на   селе  пока  не  получил  должного
   развития.  Практически  ликвидирована система бытового обслуживания
   сельского населения.
       Обострилась   проблема   электроснабжения  сельских  поселений.
   Большая  часть  воздушных  электрических  линий  и трансформаторных
   подстанций,    находящихся    на    балансе    сельскохозяйственных
   организаций,  отработали свой нормативный срок и требуют замены, их
   дальнейшая  эксплуатация  опасна для жизни потребителей. Одна треть
   линий  электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в
   результате   сверхнормативной   эксплуатации   пришла  в  ветхое  и
   технически непригодное состояние.
       Потери    электроэнергии    из-за    сверхнормативного   износа
   электрических   сетей   возросли  более  чем  на  четверть,  велика
   продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.
       В  сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых
   домов,  но  только  две пятых этой площади газифицированы природным
   газом.
       Централизованным  водоснабжением  обеспечено 45,2 тыс. сельских
   поселений  (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента).
   Большинство  систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и
   технологического  оборудования  для  улучшения  качества  воды,  36
   процентов  протяженности  уличной  водопроводной  сети  нуждается в
   замене.  В  результате  три  четверти сельского населения вынуждены
   пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
       Основная   масса   сельского   населения   живет   в   условиях
   ограниченного   информационного   поля   или   вообще  находится  в
   информационной   изоляции.   В   одной   трети  сельских  поселений
   телефонная  связь  отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27
   процентов   сельских   семей,  а  среди  горожан  -  67  процентов.
   Нетелефонизированными    остается    почти   половина   организаций
   социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.
       В    результате    отсутствия   дорог   сдерживаются   растущие
   потребности  сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация
   выездных   форм   социального   обслуживания  сельского  населения,
   развитие торгово-бытового и других видов сервиса.
       Из-за   бездорожья  и  нехватки  автобусного  парка  64,3  тыс.
   сельских поселений остается без автобусного сообщения.
       Ухудшается   демографическая  ситуация  на  селе.  Естественная
   убыль  сельского  населения  увеличилась  с  30 тыс. человек в 1992
   году   до  793  тыс.  человек  на  начало  2005  года.  Коэффициент
   смертности  в  расчете  на 1 тыс. сельского населения составляет 18
   промилле,  что  на  18  процентов  выше  по  сравнению  с  городом.
   Продолжительность  жизни на селе на начало 2005 года по сравнению с
   1990  годом  снизилась  на  4,1  года и составляет 63,8 года против
   65,8 года в городе.
       В   период   между   двумя   последними   переписями  населения
   российское  село  утратило  10,7  тыс.  населенных  пунктов.  Число
   поселений,   не  имеющих  постоянных  жителей,  увеличилось  на  40
   процентов  и  достигло  13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их
   удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.
       Неблагоприятная  демографическая  ситуация,  вследствие которой
   прогрессирует  сокращение  численности  сельского  населения, в том
   числе  и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми
   кадрами на селе.
       Комплекс   накопившихся   с   90-х   годов  производственных  и
   социальных  проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных
   работников.  В  результате  недостаток  профессиональных  кадров  в
   агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек.
       Ухудшается  качественный  состав  кадров сельского хозяйства. В
   2004   году   среди   занятого   в   сельском  хозяйстве  населения
   профессиональное  образование  имели только 53 процента работников,
   а высшее - 13,6 процента.
       Задача   обеспечения   продовольственной  безопасности  страны,
   поставленная   в   приоритетном   национальном   проекте  "Развитие
   агропромышленного  комплекса",  диктует  необходимость  изменения и
   возрастания    требований    к   качественным   характеристикам   и
   профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
       Содействие   решению  задачи  притока  молодых  специалистов  в
   сельскую  местность  и  закрепления их в аграрном секторе экономики
   предполагает   необходимость   формирования  в  сельской  местности
   базовых  условий  социального  комфорта, в том числе удовлетворения
   их первоочередной потребности в жилье.
       Для  обеспечения  устойчивого социально-экономического развития
   сельских  муниципальных образований и эффективного функционирования
   агропромышленного  производства  необходимо усилить государственную
   поддержку   социального   и   инженерного   обустройства   сельских
   поселений,  развития  несельскохозяйственных  видов  деятельности в
   сельской  местности,  расширения  рынка  труда,  развития процессов
   самоуправления  и  на  этой  основе повысить качество и активизацию
   человеческого потенциала.
       Без   значительной   государственной  поддержки  в  современных
   условиях   сельские   муниципальные   образования  не  в  состоянии
   эффективно  участвовать  в  социальных  реформах  и  удовлетворении
   основных  жизненных  потребностей  проживающего  на  их  территории
   населения.
       Исходя  из  задач  социально-экономической  политики  страны на
   ближайший   период  и  долгосрочную  перспективу,  для  преодоления
   критического   положения   в   сфере   социального   развития  села
   необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.
       Таким    образом,   необходимость   разработки   и   реализации
   долгосрочной  федеральной  целевой  программы  "Социальное развитие
   села до 2010 года" (далее - Программа) обусловлена:
       социально-политической  остротой  проблемы и ее общефедеральным
   значением;
       необходимостью   формирования   базовых   условий   социального
   комфорта  для  расширенного  воспроизводства  и закрепления на селе
   трудовых     ресурсов,     обеспечивающих    эффективное    решение
   стратегических  задач  агропромышленного  комплекса,  в том числе в
   рамках     приоритетного     национального     проекта    "Развитие
   агропромышленного комплекса";
       межотраслевым    и    межведомственным   характером   проблемы,
   необходимостью  привлечения  к ее решению органов законодательной и
   исполнительной   власти  на  федеральном  и  региональном  уровнях,
   органов    местного    самоуправления,    профсоюзных   организаций
   агропромышленного  комплекса  и  общественных  объединений сельских
   жителей;
       необходимостью  приоритетной государственной поддержки развития
   социальной    сферы    и    инженерной    инфраструктуры   сельских
   муниципальных образований.
   
                II. Основные цели, задачи, сроки и этапы
                          реализации Программы
   
       Программа разработана для достижения следующих основных целей:
       развитие  социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских
   муниципальных образований;
       сокращение   разрыва   между   городом   и   селом   в   уровне
   обеспеченности    объектами    социальной    сферы   и   инженерной
   инфраструктуры,   повышение   престижности  проживания  в  сельской
   местности  и содействие решению общегосударственных задач в области
   миграционной политики;
       создание   правовых,   организационных,   институциональных   и
   экономических     условий     для     перехода     к    устойчивому
   социально-экономическому     развитию     сельских    муниципальных
   образований,  эффективной  реализации  полномочий  органов местного
   самоуправления;
       расширение  рынка  труда в сельской местности и обеспечение его
   привлекательности;
       создание  условий  для  завершения передачи объектов социальной
   сферы  и  инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного
   самоуправления.
       Мероприятия  Программы направлены на решение следующих основных
   задач:
       стимулирование   привлечения   и   закрепления   для  работы  в
   социальной  сфере  и других секторах сельской экономики выпускников
   высших   учебных  и  средних  профессиональных  заведений,  молодых
   специалистов;
       улучшение   состояния   здоровья   сельского   населения  путем
   повышения   доступности   и   качества   предоставления   первичной
   медико-санитарной  помощи,  занятий  физической культурой и спортом
   для    предупреждения    заболеваний    и    поддержания    высокой
   работоспособности;
       повышение   роли   физкультуры   и   спорта   для  профилактики
   правонарушений,    преодоления    распространения    наркомании   и
   алкоголизма;
       повышение   образовательного  уровня  учащихся  сельских  школ,
   приведение  качества  образования  в  соответствие  с  современными
   требованиями,   обеспечивающими   конкурентоспособность  кадров  на
   рынке труда;
       активизация культурной деятельности на селе;
       развитие   и   расширение   информационно-консультационного   и
   правового  обслуживания  сельского  населения  по  вопросам ведения
   личного     подсобного     и    домашнего    хозяйства,    развитие
   несельскохозяйственных видов деятельности;
       повышение  уровня  и  качества  электро-, водо- и газоснабжения
   сельских     поселений,     обеспечение     их     телефонной     и
   телекоммуникационной связью;
       расширение   сети   сельских   автомобильных  дорог  с  твердым
   покрытием и их благоустройство;
       повышение  уровня  занятости  сельского населения, сохранение и
   создание новых рабочих мест.
       Учитывая   ограниченность   средств   бюджетов   всех  уровней,
   поставленные  в Программе задачи должны решаться путем формирования
   условий   для   самодостаточного  развития  сельских  муниципальных
   образований,  применения  ресурсосберегающих подходов и технологий,
   создания   благоприятного  инвестиционного  и  предпринимательского
   климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.
       Для решения указанных задач предусматриваются:
       предоставление  приоритетной государственной поддержки развития
   социальной    сферы    и    инженерной    инфраструктуры   сельских
   муниципальных  образований  на  федеральном, региональном и местном
   уровнях;
       разработка  и реализация эффективного экономического механизма,
   обеспечивающего   содержание  и  эксплуатацию  объектов  социальной
   сферы  и  инженерной  инфраструктуры  села  на  уровне  нормативных
   требований;
       повышение  эффективности  использования материально-технических
   и  кадровых  ресурсов  социальной  сферы  села  путем  формирования
   предприятий  интегрированного  типа,  внедрения новых прогрессивных
   форм деятельности;
       разработка   и   внедрение   в   сельском  строительстве  новых
   экономичных   проектов   жилых  домов,  жилищно-производственных  и
   жилищно-сервисных  комплексов,  общественных  зданий  (в  том числе
   многопрофильного  использования),  адаптированных к различным типам
   сельских  поселений,  их местоположению, демографической ситуации и
   другим условиям;
       снижение  стоимости  сельского  жилищного  строительства  путем
   внедрения  новых конструктивных решений, отечественных строительных
   материалов  и  технологий, расширения применения комплектов деталей
   и  домов,  строительства  жилья "под ключ", развития инжиниринговых
   услуг,  снижения  стоимости  строительных материалов, применяемых в
   сельском строительстве;
       создание  условий  для  привлечения  в  социальную  сферу  села
   средств     сельскохозяйственных    товаропроизводителей,    других
   внебюджетных  источников,  а  также  для  функционирования  в сфере
   обслуживания    сельского   населения   малых   предпринимательских
   структур;
       формирование  правового и методического обеспечения социального
   развития села.
       Предусматривается,  что  Программа  будет  осуществляться  в  2
   этапа.
       На  I этапе (2003 - 2005 годы) обеспечиваются совершенствование
   нормативной      правовой,      организационно-управленческой     и
   научно-методической  базы  социального  развития  села  и  создание
   условий,   минимально   необходимых   для   реализации   социальных
   гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
       На  II  этапе  (2006  -  2010 годы) предусматривается переход к
   формированию   в   сельских   муниципальных  образованиях  условий,
   обеспечивающих  более  высокий уровень жизни, соответствующий новым
   требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.
       В  реализации  I  этапа  Программы  (2003  - 2005 годы) приняли
   участие  76  субъектов Российской Федерации. Исходя из поставленных
   в   Программе   задач,  на  федеральном  уровне  была  сформирована
   необходимая   нормативная   правовая  база.  Субъектами  Российской
   Федерации   -   участниками  Программы  осуществлены  разработка  и
   принятие   региональных  программ  по  социальному  развитию  села,
   позволившие   конкретизировать  задачи  Программы  применительно  к
   потребностям сельских муниципальных образований.
       В  2003  -  2005 годах на реализацию мероприятий Программы было
   выделено 50,1 млрд. рублей, из них:
       средств федерального бюджета - 5,8 млрд. рублей;
       средств  бюджетов  субъектов  Российской Федерации - 22,4 млрд.
   рублей;
       внебюджетных средств - 21,9 млрд. рублей.
       Исходя   из   ресурсных   возможностей   федерального  бюджета,
   основными  приоритетными  направлениями  I  этапа Программы (2003 -
   2005  годы)  были  определены  жилищное строительство, газификация,
   водоснабжение,   развитие   средств   связи  общего  пользования  и
   строительство автомобильных дорог в сельской местности.
       Принцип  софинансирования  Программы  за  счет средств бюджетов
   разных  уровней  и  внебюджетных  источников  обеспечил  наибольшую
   результативность мероприятий Программы по этим направлениям.
       Оказание  государственной  поддержки  жилищного строительства в
   сельской  местности осуществлялось в форме субсидий за счет средств
   федерального  бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (70
   процентов),   предоставляемых   сельским   жителям,  нуждающимся  в
   улучшении жилищных условий.
       На  эти  цели за 3 года было выделено 15 млрд. рублей, из них 2
   млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.
       За  счет всех источников финансирования введено 6039 тыс. кв. м
   жилья,  что  в  2,2  раза  больше  плановых  заданий. Свыше 75 тыс.
   сельских семей смогли приобрести благоустроенное жилье.
       За  3  года  введено в действие 22,69 тыс. км распределительных
   газовых  сетей (в 2,3 раза больше плановых заданий), газифицировано
   286,5  тыс.  квартир  (при  плановом  задании  - 122 тыс. квартир),
   введена в действие 51 газонаполнительная станция.
       Объем  средств  федерального бюджета в финансировании указанных
   мероприятий составил 12,9 процента.
       Реализация   мероприятий   Программы,   связанных  с  развитием
   телекоммуникационных   сетей   в   сельской  местности,  обеспечила
   прирост  емкостей  телефонной  сети  на  722,5  тыс.  номеров  (114
   процентов).
       Финансирование    этих   мероприятий   Программы   в   основном
   осуществлялось   за   счет   средств  внебюджетных  источников  (92
   процента).
       Значительно  расширилась  сеть  бытового  обслуживания  за счет
   открытия  3014  новых  организаций и 5593 пунктов приема заказов на
   бытовые  услуги.  Сеть  торговли и общественного питания в сельской
   местности   пополнилась   новыми   668   организациями.  Введено  в
   эксплуатацию   566   объектов  переработки  по  оказанию  населению
   производственных услуг.
       Вместе  с  тем  за  2003  -  2005  годы  из-за дефицита средств
   бюджетов  субъектов Российской Федерации не удалось в полном объеме
   реализовать   отдельные  мероприятия  Программы,  в  том  числе  по
   развитию  сети  организаций  социальной  сферы  села, строительство
   которых  осуществлялось  преимущественно  за  счет средств бюджетов
   субъектов Российской Федерации.
       Не   все   регионы   смогли   разработать   механизм  замещения
   выбывающих  источников  финансирования  инвестиционных  проектов за
   счет привлечения средств внебюджетных источников.
       В  2003  -  2005  годах  были  введены в действие новые объекты
   социальной  сферы,  в  том  числе общеобразовательные школы на 51,8
   тыс.  мест,  детские  дошкольные  учреждения  на  3,65  тыс.  мест,
   районные    и    участковые    больницы    на    4,8   тыс.   коек,
   амбулаторно-поликлинические  учреждения  на  5,7  тыс.  посещений в
   смену,   130   фельдшерско-акушерских   пунктов,   146   спортивных
   сооружений, а также клубные учреждения на 18,9 тыс. мест.
       В  17 сельских районах открылись информационно-консультационные
   центры.
       Причиной   недовыполнения   заданий   по  введению  в  действие
   объектов  водоснабжения  является  несвоевременное  и  не  в полном
   объеме   выполнение   отдельными  субъектами  Российской  Федерации
   обязательств по софинансированию указанных мероприятий.
       Так,   было   введено   в   действие   2,9  тыс.  км  локальных
   водопроводов,  42,14  тыс.  куб.  м станций водоподготовки и систем
   водоотведения, 40 водоохранных зон.
       Приведение  в  нормативное  техническое состояние ведомственных
   автомобильных   дорог,   связывающих  сельские  населенные  пункты,
   осуществлялось    в    рамках    Федеральной    целевой   программы
   "Модернизация  транспортной  системы  России  (2002  - 2010 годы)",
   государственным  заказчиком  которой  является Федеральное дорожное
   агентство.  На  эти  цели  за  2003  -  2005  годы  за счет средств
   федерального   бюджета   было  выделено  2,6  млрд.  рублей.  Объем
   софинансирования  за  счет  средств  бюджетов  субъектов Российской
   Федерации  и  внебюджетных источников на эти цели составил 12 млрд.
   рублей.   В   сельской   местности   было   построено   1905,5   км
   автомобильных  дорог  общего  пользования и приведено в нормативное
   техническое состояние 3611,6 км ведомственных автомобильных дорог.
   
                       III. Мероприятия Программы
   
       Реализация  мероприятий  Программы будет способствовать решению
   задач,         определенных         Основными         направлениями
   социально-экономической     политики    Правительства    Российской
   Федерации    на    долгосрочную    перспективу.   Предусматривается
   выполнение  мероприятий  Программы  за  счет  средств  федерального
   бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации и внебюджетных
   источников.
       Мероприятия   по   научному  обеспечению  реализации  Программы
   включают   разработку   новых  технических  подходов  и  технологий
   жилищно-гражданского    строительства,   инженерного   обустройства
   сельских  муниципальных  образований,  новых  проектных  решений  в
   отношении  объектов  жилищного,  социально-культурного  назначения,
   проведение   мониторинга   процессов,   происходящих   в  различных
   отраслях  социальной  сферы  села, а также подготовку предложений и
   рекомендаций по их регулированию.
       Инвестиционные  мероприятия  по реализации Программы направлены
   на  окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы
   и  инженерной  инфраструктуры  села,  замену  ветхого  и аварийного
   фонда,   реконструкцию,   техническое   перевооружение  действующих
   объектов  социальной  сферы  и  инженерной  инфраструктуры  села, а
   также на новое строительство.
       Мероприятия    по   организационному   обеспечению   реализации
   Программы  включают  проведение планировочных работ, инвентаризацию
   и  оптимизацию  сети объектов социальной сферы, оказание содействия
   хозяйствующим  субъектам,  участвующим  в социальном развитии села,
   создание  других  условий,  способствующих  улучшению условий жизни
   сельского  населения,  демографической  и социально-психологической
   ситуации на селе.
       Программа    включает   мероприятия   по   развитию   жилищного
   строительства  в  сельской  местности, обеспечению доступным жильем
   молодых  семей  и молодых специалистов на селе, развитию в сельской
   местности  сети  учреждений образования, здравоохранения, культуры,
   информационно-консультационного   обеспечения,   систем   электро-,
   водо-  и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования
   и телекоммуникационной связи.
   
       Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской
                                местности
       (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2007 N 596)
   
       В  целях  улучшения  жилищных  условий  граждан,  проживающих в
   сельской   местности  и  не  обладающих  достаточными  собственными
   средствами, Программа предусматривает:
       формирование  финансовых, организационных и кредитно-финансовых
   механизмов  строительства  (приобретения)  жилья, включая механизмы
   ипотечного жилищного кредитования;
       создание  механизмов,  способствующих  привлечению внебюджетных
   средств в жилищное строительство в сельской местности.
       Средства   федерального  бюджета  выделяются  на  безвозвратной
   основе   бюджетам   субъектов   Российской  Федерации  на  условиях
   софинансирования,    осуществляемого    в    порядке   межбюджетных
   отношений.
       Министерство    сельского    хозяйства   Российской   Федерации
   совместно   с   Министерством   регионального  развития  Российской
   Федерации  обеспечивает  формирование нормативной правовой базы для
   эффективного  решения  жилищной  проблемы  в  сельской  местности в
   соответствии  с  соглашением  между  ними  и  с  учетом предложений
   Федерального  агентства  по  строительству  и жилищно-коммунальному
   хозяйству   оказывает  методологическую  и  консультативную  помощь
   субъектам  Российской  Федерации  в  решении  вопросов разработки и
   внедрения    механизмов    жилищного   кредитования,   обеспечивает
   проведение  мониторинга  преобразований  в  жилищной  сфере  села в
   целях  осуществления  анализа ситуации, обобщения и распространения
   опыта  регионов  и эффективных методов реализации жилищной политики
   в сельской местности.
       Министерство   сельского   хозяйства   Российской  Федерации  и
   Федеральное  агентство  по  строительству  и  жилищно-коммунальному
   хозяйству  в  соответствии  с  соглашением  между ними обеспечивают
   выполнение   мероприятий  по  развитию  жилищного  строительства  в
   сельской местности согласно приложению N 1.
       Реализация указанных мероприятий позволит:
       улучшить  жилищные  условия  более  141  тыс.  сельских семей и
   повысить   уровень  коммунального  обустройства  жилья  в  сельской
   местности;
       сформировать   систему   ипотечного  жилищного  кредитования  в
   сельской    местности    на    базе   государственных   стандартов,
   разрабатываемых   для   создания   системы   ипотечного   жилищного
   кредитования  граждан,  постоянно проживающих в сельской местности,
   порядок   выдачи   и  погашения  ипотечных  жилищных  кредитов,  их
   обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
       привлечь  для  финансового  обеспечения  внебюджетные источники
   финансирования.
   
               Обеспечение доступным жильем молодых семей
                     и молодых специалистов на селе
   
       Основной  целью  мероприятий  по  обеспечению  доступным жильем
   молодых  семей и молодых специалистов на селе является формирование
   эффективного   кадрового  потенциала  агропромышленного  комплекса,
   необходимого  для  выполнения задач агропродовольственной политики,
   повышение   его   образовательного   и  профессионального  уровней,
   создание  условий  для  преодоления кадрового дефицита в социальной
   сфере села, развитие рынка труда в сельской местности.
       Для  этой цели необходимо осуществить следующие меры правового,
   финансового и организационного характера:
       нормативное  правовое  и  методическое  обеспечение  реализации
   указанных мероприятий;
       формирование  стабильных  источников  государственной поддержки
   молодых  семей  и  молодых  специалистов  на  селе  за счет средств
   федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской Федерации и
   внебюджетных  источников  для  строительства (приобретения) жилья в
   сельской местности;
       проведение      информационно-разъяснительной     деятельности,
   направленной   на   освещение  мероприятий  по  обеспечению  жильем
   молодых семей и молодых специалистов на селе.
       Предполагается,  что  участниками  мероприятий  по  обеспечению
   доступным  жильем  молодых  семей и молодых специалистов на селе на
   добровольной основе могут быть соответственно:
       семья,  в  которой  возраст  одного из супругов не превышает 30
   лет,  один  из  супругов или супруги являются гражданами Российской
   Федерации,  работают  или  изъявили  желание  работать по трудовому
   договору  не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса
   или  в  организациях  социальной  сферы  села  и  которая постоянно
   проживает  или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет
   жилья  или  нуждается  в  улучшении  жилищных  условий  в  сельском

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное