Стр. 1
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 октября 2006 г. N 02-АЛ/2710
Направляется для использования в работе подготовленный Минфином
России аналитический материал "Основные результаты и направления
бюджетной политики в 2007 году и среднесрочной перспективе".
В целях доработки указанного материала при уточнении
перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007 -
2009 гг. и при наличии к нему замечаний и предложений просим
представить их в Минфин России до 1 декабря 2006 г.
Заместитель Министра
Т.А.ГОЛИКОВА
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
В 2007 ГОДУ И СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПЕРСПЕКТИВНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2007 - 2009 ГОДЫ И ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА 2007 ГОД
--------------------T-------T-----------T------------------------¬
¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦Перспективный финансовый¦
¦ ¦(отчет)¦(ожидаемое)¦ план ¦
¦ ¦ ¦ +--------T-------T-------+
¦ ¦ ¦ ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦
¦ ¦ ¦ ¦(проект ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦бюджета)¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦ Экономические условия ¦
+-------------------T-------T-----------T--------T-------T-------+
¦Цена на нефть, ¦50,6 ¦65,0 ¦61,0 ¦54,0 ¦48,0 ¦
¦долл./баррель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦ВВП, млрд. руб. ¦21598 ¦27220 ¦31220 ¦34790 ¦38590 ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦Инфляция, декабрь к¦110,9 ¦109,0 ¦106,5 - ¦104,5 -¦104,0 -¦
¦декабрю, % ¦ ¦ ¦108,0 ¦106,0 ¦105,5 ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦Курс доллара, ¦28,3 ¦27,3 ¦26,5 ¦26,5 ¦26,9 ¦
¦среднегодовой, руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦ Основные параметры бюджетной системы, млрд. руб. ¦
+-------------------T-------T-----------T--------T-------T-------+
¦Доходы ¦8470,2 ¦10179,5 ¦11713,9 ¦11868,2¦12833,2¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦Расходы ¦6798,5 ¦8318,7 ¦10163,5 ¦10922,6¦11989,0¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦Справочно: расходы ¦3959,1 ¦4868,2 ¦5977,1 ¦6450,8 ¦7111,0 ¦
¦на душу населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руб. в месяц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦ Основные параметры федерального бюджета, млрд. руб. ¦
+-------------------T-------T-----------T--------T-------T-------+
¦Доходы ¦5127,2 ¦6159,1 ¦6965,3 ¦6905,6 ¦7464,0 ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦Расходы, всего ¦3514,4 ¦4388,6 ¦5463,5 ¦6001,7 ¦6599,3 ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦Непроцентные ¦3306,7 ¦4196,2 ¦5306,6 ¦5827,3 ¦6418,6 ¦
¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦- пенсии, пособия, ¦167,8 ¦208,4 ¦206,7 ¦249,9 ¦319,8 ¦
¦иные выплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦- трансферты бюдже-¦486,7 ¦542,1 ¦777,2 ¦773,0 ¦769,6 ¦
¦там других уровней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦- трансферты бюдже-¦758,9 ¦901,6 ¦1064,7 ¦1337,0 ¦1495,8 ¦
¦там государственных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦внебюджетных фондов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦Обслуживание ¦208,4 ¦192,4 ¦156,8 ¦174,4 ¦180,7 ¦
¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦долга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦Профицит ¦1612,9 ¦1770,5 ¦1501,8 ¦903,9 ¦864,7 ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+-------+-------+
¦ Справочно: ¦
+-------------------T-------T-----------T--------T--------T------+
¦Стабилизационный ¦1459,0 ¦2547,9 ¦4238,6 ¦5548,1 ¦6604,6¦
¦фонд на конец года,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦млрд. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+--------+------+
¦Государственный ¦875,4 ¦1091,6 ¦1363,2 ¦1595,1 ¦1801,7¦
¦внутренний долг на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦конец года, млрд. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-----------+--------+--------+------+
¦Государственный ¦76,5 ¦50,6 ¦46,7 ¦42,9 ¦41,5 ¦
¦внешний долг на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦конец года, млрд. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦долл. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------+-------+-----------+--------+--------+-------
Введение
"...Уже с этого года большая часть расходов федерального
бюджета должна быть ориентирована на конечный результат".
Из послания Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года.
В 2006 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете
на душу населения превысят 58 тыс. рублей, а к 2009 году -
достигнут 85 тыс. рублей.
Фактически за эти средства общество "приобретает" у государства
общественные услуги - образование, здравоохранение, социальное
обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и
правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских
прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и
оплачено каждым гражданином по отдельности.
Граждане - и как налогоплательщики, и как потребители
общественных услуг - должны быть уверены в том, что передаваемые
ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и
эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые
результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для
каждого человека.
Предпосылки для решения этой стратегической задачи были
заложены в первой половине 2000-х годов восстановлением
долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной
бюджетной системы путем:
разграничения расходных обязательств и ликвидации
"необеспеченных мандатов", общий объем которых в 1,6 раза превышал
возможности бюджетной системы;
последовательного снижения налоговой нагрузки на экономику с
34,2 до 29,3% ВВП <1> и сокращением государственного внешнего
долга с 54% ВВП в 2000 году до 10,2% ВВП в 2005 году;
--------------------------------
<1> Расчетно при цене на нефть 20 долл./баррель.
создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего "подушку
безопасности" в случае снижения экспортных цен на нефть и
сдерживание инфляции в условиях увеличения денежного предложения
вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен
на нефть;
стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных
уровней и введения объективных критериев распределения
межбюджетных трансфертов;
развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего
кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными
стандартами и процедурами.
Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с
одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств
только в пределах реальных возможностей по их финансовому
обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета,
прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой
дисциплины - основное требование к эффективной и ответственной
бюджетной политике и одновременно - необходимое условие для
достижения планируемых целей и результатов государственной
политики.
Следующим этапом в повышении результативности бюджетных
расходов стала правительственная Концепция реформирования
бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах.
Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2007 - 2009
годы и проект федерального бюджета на 2007 год - очередной шаг в
ее реализации в соответствии с задачами, поставленными Бюджетным
посланием Президента Российской Федерации на 2007 год и
среднесрочную перспективу.
ВНЕДРЕНИЕ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ,
ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТЫ
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ Положение Бюджетного послания ¦ Реализация при формировании ¦
¦ ¦ проекта федерального бюджета ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦Расходы бюджетов всех уровней ¦Подготовлены обоснования бюджет-¦
¦должны быть ориентированы на ¦ных ассигнований главных распо- ¦
¦конечный результат, который, в ¦рядителей средств федерального ¦
¦свою очередь, должен быть дос- ¦бюджета. Поправки к Бюджетному ¦
¦тигнут наиболее эффективным ¦кодексу рассматриваются Прави- ¦
¦способом. При этом нельзя до- ¦тельством Российской Федерации ¦
¦пускать искусственного увеличе-¦ ¦
¦ния количества принимаемых обя-¦ ¦
¦зательств, которое будет пре- ¦ ¦
¦пятствовать сопоставлению и вы-¦ ¦
¦бору наиболее эффективных нап- ¦ ¦
¦равлений использования бюджет- ¦ ¦
¦ных средств ¦ ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦Установленные процедуры и сроки¦Проект федерального бюджета на ¦
¦разработки и утверждения перс- ¦2007 год является составной час-¦
¦пективного финансового плана ¦тью перспективного финансового ¦
¦должны неукоснительно соблю- ¦плана Российской Федерации на ¦
¦даться ¦2007 - 2009 годы, одобренного ¦
¦ ¦Правительством Российской ¦
¦ ¦Федерации ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦Уже в следующем году необходимо¦Предусмотрено поправками к ¦
¦утвердить законом федеральный ¦Бюджетному кодексу ¦
¦бюджет на среднесрочный период ¦ ¦
¦(2008 - 2010 годы) ¦ ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦Дальнейшее расширение самостоя-¦Предусмотрено поправками к Бюд- ¦
¦тельности и ответственности ¦жетному кодексу. В 2004 - 2006 ¦
¦главных распорядителей бюджет- ¦гг. проводится эксперимент по ¦
¦ных средств, прежде всего путем¦внедрению главными распорядите- ¦
¦разработки и внедрения методов ¦лями средств федерального бюд- ¦
¦и процедур оценки качества фи- ¦жета методов бюджетного плани- ¦
¦нансового менеджмента на ведом-¦рования, ориентированных на ре- ¦
¦ственном уровне, развития внут-¦зультаты ¦
¦реннего аудита, укрепления фи- ¦ ¦
¦нансовой дисциплины ¦ ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦Необходимо завершить отработку ¦В 2007 году в федеральном бюд- ¦
¦механизмов финансирования меди-¦жете предусмотрено 4,0 млрд. ¦
¦цинской помощи, прежде всего ¦рублей на реализацию в субъектах¦
¦стационарной, с ориентацией на ¦Российской Федерации "пилотного"¦
¦конечный результат и поэтапным ¦проекта, направленного на ¦
¦переходом на преимущественно ¦повышение качества услуг в сфере¦
¦одноканальное финансирование ¦здравоохранения с поэтапным ¦
¦медицинских учреждений ¦переходом на одноканальное ¦
¦ ¦финансирование ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦Требуется внесение изменений в ¦Предусмотрено поправками к ¦
¦бюджетное законодательство, ¦Бюджетному кодексу ¦
¦предусматривающих возможность ¦ ¦
¦финансирования бюджетных учреж-¦ ¦
¦дений на основе государственных¦ ¦
¦заданий, а также права учрежде-¦ ¦
¦ний по более самостоятельному ¦ ¦
¦распоряжению выделенными ¦ ¦
¦бюджетными средствами ¦ ¦
L-------------------------------+---------------------------------
Реализация Концепции должна завершиться принятием системных
поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации,
предусматривающих:
повышение роли среднесрочного финансового планирования, в том
числе переход к формированию и утверждению федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
на 3 года (в режиме "скользящей трехлетки");
выделение расходных обязательств и бюджетных ассигнований
разных видов, в том числе приведение порядка финансирования
долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в
соответствии с едиными принципами и процедурами;
введение в бюджетный процесс обоснований бюджетных ассигнований
и государственных (муниципальных) заданий, задающих конкретные,
измеримые результаты использования бюджетных средств;
расширение возможностей органов власти разных уровней, в рамках
единых принципов и установленных Кодексом общих позиций, по
формированию классификации расходов бюджетов и, следовательно,
определению формата составления и утверждения соответствующих
бюджетов;
создание стимулов для органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению
дотационности соответствующих бюджетов;
обеспечение самостоятельности и ответственности главных
распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при
составлении и исполнении бюджета;
создание условий для реструктуризации бюджетной сети и введения
новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных)
услуг;
уточнение вопросов регулирования государственного
(муниципального) долга, заимствований и гарантий.
В случае его принятия Федеральным Собранием в осеннюю (2006
года) сессию бюджеты всех уровней, начиная с 2008 финансового
года, будут формироваться и исполняться в соответствии с
общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и
процедурами. Многие из них уже прошли практическую апробацию в
рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного
на результаты, в том числе при формировании проекта федерального
бюджета на 2007 год. Их законодательное закрепление создаст новые
возможности, стимулы и требования для повышения результативности
расходов бюджетов всех уровней.
1. Цели и задачи бюджетной политики на 2007 год
и среднесрочную перспективу
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены
стратегические цели развития страны, определенные в ежегодных
Посланиях Президента Российской Федерации.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни
населения. Государство должно способствовать повышению реальных
доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества
граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности
- удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном
жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном
развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех
законодательно установленных социальных гарантий, в том числе
пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан,
нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем - высокие темпы
устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых
рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение
финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего,
необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и
стабильность национальной валюты), определяющую степень доверия
людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение
налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров,
защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и
условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать
развитие транспортной, коммуникационной и энергетической
инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных
услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей
экономики.
Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое
условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в
стране, граждане которой страдают от военных конфликтов,
терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный
потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно
растет и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих
угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их
техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной
армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового
поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Создание условий для будущего развития - важнейшая миссия
социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в
завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут
благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего
процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности.
Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной
системы образования, формирование инновационной среды, поддержка
передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие
демократии и гражданского общества, эффективная организация самого
государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для
достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение
должно внести комплексное решение демографической проблемы.
Достижение многих из них определяется не только их финансовым
обеспечением, но и эффективностью правового регулирования,
способностью государства принимать справедливые законы и
добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках
законодательно установленных полномочий и ответственности, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств
исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.
Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей
развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры
существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса,
налоговую нагрузку и другие условия экономического развития.
Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических
сферах деятельности и наиболее значимые социальные гарантии
осуществляются за счет средств федерального бюджета. Наконец, из
федерального бюджета предоставляются значительные объемы
трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике
ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской
Федерации.
Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2007 -
2009 годы и проект федерального бюджета на 2007 год соответствуют
требованиям Бюджетного послания на 2007 год о необходимости
формирования бюджетной политики "...исходя из необходимости
улучшения качества жизни населения, создания условий для
обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и
социальной сфере, решения проблем макроэкономической
сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности
управления общественными финансами".
Основными задачами бюджетной политики при формировании проекта
федерального бюджета на 2007 год стали:
последовательное снижение темпов инфляции;
обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской
Федерации;
продолжение политики аккумулирования "конъюнктурных" доходов
бюджета в Стабилизационном фонде;
прирост непроцентных расходов федерального бюджета темпами,
адекватными темпам роста экономики;
повышение результативности бюджетных расходов, строгий отбор
принимаемых обязательств;
разработка годового бюджета в строгой увязке с показателями
среднесрочного финансового планирования;
увеличение капитализации специализированных государственных
инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и
импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных
инвестиционных проектов;
использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных
фондов, особых экономических зон, концессионных соглашений,
технопарков в целях расширения частных инвестиций.
2. Финансовое обеспечение государственных обязательств
и общенациональных приоритетов
Основное требование к бюджетной политике - гарантированное
исполнение принятых расходных обязательств, сохранение
долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование
бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых
результатов государственной политики.
2.1. Расходные обязательства Российской Федерации
При формировании бюджетных проектировок на 2007 - 2009 годы
впервые использовался реестр расходных обязательств Российской
Федерации, представляющий собой "инвентаризацию" правовых
оснований и методов расчетов всех включаемых в федеральный бюджет
и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
расходов.
В первую очередь, это важно для выделения "публичных расходных
обязательств" - установленных законами и подлежащих безусловному
исполнению "прямых" финансовых обязательств государства перед
гражданами (пенсий, пособий, компенсаций, иных социальных
гарантий), которые составляют почти 40% от общего объема расходных
обязательств Российской Федерации (рис. 2.1 - не приводится).
Но и все другие виды обязательств должны быть в полном объеме
включены в реестр расходных обязательств. Во-первых, это позволит
гарантировать их исполнение, а значит резко повысить
ответственность соответствующих ведомств за достижение планируемых
результатов. Во-вторых, появится возможность для принятия в
соответствии с целями и приоритетами государственной политики
новых расходных обязательств, обеспеченных реальными источниками
финансирования не только на очередной финансовый год, но и на
среднесрочную перспективу.
Основные Федеральные законы, устанавливающие публичные
обязательства Российской Федерации:
- О трудовых пенсиях в Российской Федерации
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
- Об основах обязательного социального страхования
- О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации
- О ветеранах
- О государственных пособиях гражданам, имеющим детей
- Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний
- О занятости населения в Российской Федерации
- О высшем и послевузовском профессиональном образовании
- О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2.2. Основные параметры федерального бюджета
В 2007 году прогнозируется существенное увеличение возможности
государства по реализации общенациональных приоритетов (табл.
2.1). По сравнению с ожидаемым исполнением в текущем году доходы
федерального бюджета возрастут на 746,2 млрд. рублей (12,1%),
расходы - на 1074,9 млрд. рублей (24,5%).
Таблица 2.1
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
------------------T---------------T--------------T---------------¬
¦ ¦ 2005 (отчет) ¦ 2006 ¦ 2007 (проект) ¦
¦ ¦ ¦ (ожидаемое) ¦ ¦
+-----------------+--------T------+-------T------+-------T-------+
¦ ¦ Млрд. ¦ % к ¦ Млрд. ¦ % к ¦ Млрд. ¦ % к ¦
¦ ¦ руб. ¦ ВВП ¦ руб. ¦ ВВП ¦ руб. ¦ ВВП ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦Доходы ¦5127,2 ¦23,7 ¦6159,1 ¦22,6 ¦6956,3 ¦22,3 ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦В том числе нало-¦3130,3 ¦14,5 ¦3579,9 ¦13,2 ¦4243,0 ¦13,6 ¦
¦говые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦неналоговые ¦1997,0 ¦9,3 ¦2579,1 ¦9,5 ¦2722,4 ¦8,7 ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦из них таможенные¦1641,1 ¦7,6 ¦2280,5 ¦8,4 ¦2414,1 ¦7,7 ¦
¦пошлины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦Расходы, всего ¦3514,4 ¦16,3 ¦4388,6 ¦16,1 ¦5463,5 ¦17,5 ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦В том числе ¦3306,7 ¦15,3 ¦4196,2 ¦15,4 ¦5306,6 ¦17,0 ¦
¦непроцентные: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦процентные ¦208,4 ¦1,0 ¦192,4 ¦0,7 ¦156,8 ¦0,5 ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦Профицит ¦1612,9 ¦7,5 ¦1770,5 ¦6,5 ¦1501,8 ¦4,8 ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦Поступления в ¦1230,0 ¦5,7 ¦1703,5 ¦6,3 ¦1690,7 ¦5,4 ¦
¦Стабилизационный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фонд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦Источники финан- ¦-796,1 ¦-3,7 ¦-501,6 ¦-1,8 ¦188,9 ¦0,6 ¦
¦сирования дефици-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦та (включая изме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нение остатков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств на счетах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦федерального бюд-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жета) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦- привлечение ¦261,0 ¦1,2 ¦436,5 ¦1,6 ¦514,3 ¦1,7 ¦
+-----------------+--------+------+-------+------+-------+-------+
¦- погашение ¦-1057,1 ¦-4,9 ¦-938,1 ¦-3,5 ¦-325,4 ¦-1,0 ¦
L-----------------+--------+------+-------+------+-------+--------
В то же время необходимо отметить, что темпы роста непроцентных
расходов федерального бюджета в 2007 году в реальном выражении
(17,4%) превышают прогнозируемые темпы роста ВВП. В результате
объем непроцентных расходов федерального бюджета возрастет с 15,4%
ВВП в текущем году до 17,0% ВВП в 2007 году и лишь в 2008 - 2009
году планируется его снижение до 16,6 - 16,8% ВВП.
Таким образом, сформулированное в Бюджетном послании требование
о том, что в 2007 году и в среднесрочной перспективе прирост
непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять
темпами, адекватными темпам роста экономики, реализовано не
полностью, что в перспективе может потребовать внесения
соответствующих корректив в бюджетную политику и бюджетное
законодательство.
2.3. Принципы формирования и приоритеты бюджетных расходов
Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной
классификации (табл. 2.2) и субъектам бюджетного планирования
(табл. 2.3) обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в
соответствии с приоритетами государственной политики расходных
обязательств.
Таблица 2.2
ДИНАМИКА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАЗДЕЛАМ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
------------------T------------T-------------------T------T------¬
¦ ¦ 2006 ¦ 2007 (проект) ¦ 2008 ¦ 2009 ¦
¦ ¦ (ожидаемое)¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------T-----+------T-----T------+------+------+
¦ ¦ Млрд.¦ % ¦ Млрд.¦ % ¦Темпы ¦ Млрд.¦ Млрд.¦
¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦роста,¦ руб. ¦ руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ % ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Общегосударствен-¦642,0 ¦14,8 ¦821,3 ¦15,0 ¦27,9 ¦858,5 ¦905,0 ¦
¦ные вопросы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Руководство и ¦179,0 ¦4,7 ¦282,5 ¦5,3 ¦46,3 ¦293,4 ¦317,5 ¦
¦управление в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сфере установлен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных функций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Фундаментальные ¦39,2 ¦0,9 ¦48,5 ¦0,9 ¦23,5 ¦57,9 ¦62,0 ¦
¦исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Государственный ¦45,0 ¦1,1 ¦69,9 ¦1,3 ¦54,9 ¦70,6 ¦73,0 ¦
¦материальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦резерв и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦резервные фонды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Обслуживание ¦192,4 ¦4,6 ¦156,8 ¦2,9 ¦-20,7 ¦174,1 ¦180,7 ¦
¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и муниципального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦долга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Другие общегосу- ¦129,8 ¦3,0 ¦204,7 ¦3,8 ¦58,3 ¦217,2 ¦224,8 ¦
¦дарственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вопросы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Из них Инвестици-¦69,7 ¦0,0 ¦110,6 ¦2,0 ¦58,6 ¦104,2 ¦93,3 ¦
¦онный фонд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Национальная ¦659,2 ¦15,2 ¦821,2 ¦15,0 ¦24,6 ¦919,5 ¦1037,2¦
¦оборона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Национальная ¦539,5 ¦12,5 ¦664,8 ¦12,2 ¦23,1 ¦720,8 ¦846,5 ¦
¦безопасность и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦правоохранитель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ная деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Национальная ¦346,8 ¦8,0 ¦495,9 ¦9,5 ¦49,8 ¦533,6 ¦605,9 ¦
¦экономика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Жилищно-комму- ¦53,4 ¦1,2 ¦49,9 ¦0,9 ¦-7,8 ¦37,3 ¦31,4 ¦
¦нальное хозяйство¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Охрана окружающей¦6,4 ¦0,1 ¦7,8 ¦0,1 ¦21,9 ¦8,5 ¦9,9 ¦
¦среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Образование ¦208,1 ¦4,8 ¦278,5 ¦5,1 ¦33,4 ¦292,5 ¦296,6 ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Культура, кинема-¦51,2 ¦1,2 ¦65,1 ¦1,2 ¦25,2 ¦64,2 ¦62,8 ¦
¦тография и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства массовой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Здравоохранение ¦156,1 ¦3,6 ¦206,2 ¦3,8 ¦31,5 ¦202,5 ¦213,7 ¦
¦и спорт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Социальная поли- ¦217,2 ¦5,0 ¦210,9 ¦3,9 ¦-2,4 ¦254,5 ¦324,8 ¦
¦тика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Межбюджетные ¦1443,7¦33,4 ¦1841,9¦33,3 ¦26,2 ¦2117,3¦2272,5¦
¦трансферты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Бюджетам других ¦386,3 ¦8,9 ¦502,8 ¦8,9 ¦26,0 ¦505,5 ¦531,5 ¦
¦уровней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Государственным ¦901,5 ¦20,9 ¦1064,7¦19,5 ¦18,1 ¦1336,9¦1495,8¦
¦внебюджетным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фондам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----+------+-----+------+------+------+
¦Всего ¦4324,3¦100,0¦5463,5¦100,0¦26,4 ¦6009,2¦6606,5¦
L-----------------+------+-----+------+-----+------+------+-------
Таблица 2.3
ДИНАМИКА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ПО ОСНОВНЫМ СУБЪЕКТАМ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
-------------------------------T-----------T--------------T------¬
¦ ¦ 2006 год ¦2007 год (по ¦Темпы ¦
¦ ¦ ¦проекту Феде- ¦роста ¦
¦ ¦ ¦рального зако-¦ ¦
¦ ¦ ¦на о Федераль-¦ ¦
¦ ¦ ¦ном бюджете ¦ ¦
¦ ¦ ¦на 2007 год) ¦ ¦
¦ +-----T-----+-------T------+------+
¦ ¦Млрд.¦ % ¦ Млрд. ¦ % ¦ % ¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство обороны <1> ¦477,2¦11,1%¦561,2 ¦11,7% ¦17,5% ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство внутренних дел ¦248,1¦5,8% ¦292,4 ¦6,1% ¦17,7% ¦
¦Российской Федерации <1> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство финансов Россий- ¦198,5¦4,7% ¦248,1 ¦5,8% ¦39,4% ¦
¦ской Федерации (без учета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦межбюджетных трансфертов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживания государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦долга) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство образования и ¦190,2¦4,5% ¦279,9 ¦5,7% ¦44,9% ¦
¦науки Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство транспорта ¦174,7¦4,1% ¦222,8 ¦4,6% ¦27,4% ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство здравоохранения ¦134,4¦3,2% ¦233,4 ¦3,0% ¦8,3% ¦
¦и социального развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство экономического ¦109,7¦2,6% ¦180,4 ¦3,8% ¦64,3% ¦
¦развития и торговли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство сельского хозяйс-¦64,5 ¦1,5% ¦85,7 ¦1,8% ¦32,7% ¦
¦тва Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство промышленности и ¦69,3 ¦1,6% ¦116,2 ¦2,4% ¦67,6% ¦
¦энергетики Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство культуры и массо-¦54,1 ¦1,3% ¦70,6 ¦1,4% ¦28,2% ¦
¦вых коммуникаций Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство природных ресур- ¦46,1 ¦1,1% ¦53,1 ¦1,1% ¦15,2% ¦
¦сов Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство Российской ¦32,7 ¦0,8% ¦39,3 ¦0,8% ¦19,9% ¦
¦Федерации по делам гражданской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обороны, чрезвычайным ситуа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦циям и ликвидации последствий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стихийных бедствий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство иностранных дел ¦15,3 ¦0,4% ¦19,8 ¦0,4% ¦28,3% ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----+-----+-------+------+------+
¦Министерство информационных ¦9,8 ¦0,2% ¦20,3 ¦0,4% ¦108,4%¦
¦технологий и связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------+-----+-----+-------+------+-------
--------------------------------
<1> Открытая часть.
Общими факторами формирования бюджетных расходов является
увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного
довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, денежного
содержания государственных служащих, должностных окладов судей,
стипендий, надбавок за ученые степени, существенный рост
ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов,
демографической программы, федеральных целевых программ и
федеральной адресной инвестиционной программы.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Положение Бюджетного послания ¦ Реализация при формировании ¦
¦ ¦ проекта федерального бюджета ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Правительство Российской Федера- ¦На указанные цели проектом ¦
¦ции должно предусмотреть средства¦федерального бюджета на 2007 ¦
¦на выполнение принятых решений по¦год предусмотрено 1,1 трлн. ¦
¦повышению заработной платы в бюд-¦рублей - на 28,2% больше, чем ¦
¦жетной сфере, денежного содержа- ¦в 2006 году ¦
¦ния военнослужащих и сотрудников ¦ ¦
¦правоохранительных органов ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Особое внимание следует уделить ¦В 2007 году предусмотрено по- ¦
¦решению задачи повышения жизнен- ¦вышение размеров социальных ¦
¦ного уровня пенсионеров. В част- ¦пенсий на 21,7%. К 2009 году ¦
¦ности, необходимо обеспечить вы- ¦средний размер трудовой пен- ¦
¦полнение ранее принятого решения ¦сии возрастет в 1,84 раза ¦
¦о доведении размеров социальных ¦ ¦
¦пенсий до уровня не ниже прожи- ¦ ¦
¦точного минимума пенсионера ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦В Послании Президента Российской ¦В 2007 году на реализацию де- ¦
¦Федерации Федеральному Собранию ¦мографической программы в фе- ¦
¦Российской Федерации поставлены ¦деральном бюджете предусмот- ¦
¦задачи по качественному улучшению¦рено 32,2 млрд. рублей ¦
¦системы поддержки материнства и ¦ ¦
¦детства в целях существенного по-¦ ¦
¦вышения рождаемости. Необходимые ¦ ¦
¦для их реализации средства должны¦ ¦
¦быть учтены при формировании фе- ¦ ¦
¦дерального бюджета на 2007 год и ¦ ¦
¦в последующие годы ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦В 2007 - 2008 годах следует обес-¦Общий объем средств, предус- ¦
¦печить выделение средств на реа- ¦мотренных в федеральном бюд- ¦
¦лизацию приоритетных национальных¦жете на реализацию приоритет- ¦
¦проектов ¦ных национальных проектов в ¦
¦ ¦2007 году, составит 206,4 ¦
¦ ¦млрд. руб., что на 50% выше ¦
¦ ¦уровня 2006 года ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦В сфере образования требуется ¦На 2007 год в федеральном ¦
¦оказывать поддержку регионам, ¦бюджете в рамках реализации ¦
¦внедряющим в общеобразовательных ¦приоритетного национального ¦
¦учреждениях новую систему оплаты ¦проекта "Образование" предус- ¦
¦труда, основанную на нормативно- ¦мотрено 3,5 млрд. рублей для ¦
¦подушевом финансировании и нап- ¦поддержки на конкурсной основе¦
¦равленную на повышение доходов ¦региональных программ модерни-¦
¦учителей. В этой связи целесооб- ¦зации образования ¦
¦разно расширить применение бюд- ¦ ¦
¦жетных грантов как инструмента ¦ ¦
¦проведения структурных реформ в ¦ ¦
¦социальной сфере ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦В агропромышленной сфере необхо- ¦На указанные цели в рамках ¦
¦димо обеспечить доступность и ад-¦реализации приоритетного на- ¦
¦ресный характер мер государствен-¦ционального проекта "Развитие ¦
¦ной поддержки, расширение ее ¦АПК" в 2007 году предусмотрено¦
¦форм. Особое внимание следует ¦23,4 млрд. рублей ¦
¦уделять внедрению современных ¦ ¦
¦технологий, дальнейшему развитию ¦ ¦
¦кредитования, в том числе ипотеч-¦ ¦
¦ного, сельхозстрахования и иных ¦ ¦
¦механизмов, стимулирующих деловую¦ ¦
¦активность граждан и повышение ¦ ¦
¦уровня жизни на селе. Развитие ¦ ¦
¦лизинга должно стимулировать при-¦ ¦
¦менение наиболее экономичных в ¦ ¦
¦эксплуатации сельскохозяйственных¦ ¦
¦машин и оборудования ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Использование механизмов Инвести-¦За счет экономии расходов на ¦
¦ционного фонда, венчурных фондов,¦обслуживании внешнего долга ¦
¦промышленно-производственных, ¦объем Инвестиционного фонда ¦
¦технико-внедренческих и турист- ¦увеличен с 69,7 млрд. рублей ¦
¦ско-рекреационных особых экономи-¦в 2006 году до 110,6 млрд. ¦
¦ческих зон, концессионных согла- ¦рублей в 2007 году, предус- ¦
¦шений, технопарков в сфере высо- ¦мотрены средства в объеме ¦
¦ких технологий в целях расширения¦11,1 млрд. рублей на развитие ¦
¦частных инвестиций ¦особых экономических зон ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦В рамках реализации данного пред-¦В 2007 году субсидии бюджетам ¦
¦ложения необходимо, в частности, ¦субъектов РФ на ремонт и ¦
¦предусмотреть в 2007 году допол- ¦строительство автомобильных ¦
¦нительные субсидии регионам в ¦дорог составят 78,3 млрд. ¦
¦размере не менее 35 млрд. рублей ¦рублей ¦
¦на строительство и модернизацию ¦ ¦
¦автомобильных дорог ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Учитывая необходимость ликвидации¦Для ликвидации перекрестного ¦
¦перекрестного субсидирования в ¦субсидирования в электроэнер- ¦
¦сфере электроснабжения и железно-¦гетике на 2007 год предусмот- ¦
¦дорожных перевозок, следует опре-¦рено 30,0 млрд. рублей на ¦
¦делиться с объемами, механизмами ¦взносы в уставные капиталы ¦
¦и сроками необходимой бюджетной ¦системообразующих организаций ¦
¦поддержки ¦электроэнергетики ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Должны быть также предусмотрены ¦На указанные цели в 2007 году ¦
|