Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
12.06.2015
USD
54.53
EUR
61.48
CNY
8.79
JPY
0.44
GBP
84.27
TRY
19.86
PLN
14.8
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ ОТ 15 ИЮНЯ 1999 ГОДА О ПРОГРАММЕ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                       КОЛЛЕГИЯ ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА
                          СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                            от 15 июня 1999 года


            О Программе совместных действий Республики Беларусь
                и Российской Федерации по совершенствованию
                   таможенного дела в Республике Беларусь


         Рассмотрев вопрос о  Программе  совместных действий  Республики
    Беларусь  и Российской  Федерации  по совершенствованию  таможенного
    дела в Республике Беларусь, коллегия ТК Союза постановляет:

         1. Принять  за  основу  проект  Программы  совместных  действий
    Республики  Беларусь  и Российской  Федерации  по  совершенствованию
    таможенного  дела  в  Республике  Беларусь  с  учетом  замечаний   и
    дополнений (прилагается).

         2. Поручить   ГТК   Беларуси    (В.А.Гошин)   и   ГТК    России
    (В.И.Мещеряков) в 3-месячной срок доработать проект Программы.

         3. Поручить ГТК России внести проект Программы в Исполнительный
    Комитет Союза Беларуси и России.


                                                              УТВЕРЖДЕНА
                                       решением Исполнительного Комитета
                                                 Союза Беларуси и России
                                              от "  "        1999 года N


                                 ПРОГРАММА
                  совместных действий Республики Беларусь
                и Российской Федерации по совершенствованию
                   таможенного дела в Республике Беларусь


         Заказчик:

         Таможенный комитет Союза Беларуси и России.

         Разработчики:

         ГТК России, ГТК Республики Беларусь.

         Основание для разработки:

         решения Исполнительного Комитета  Сообщества Беларуси и  России
    (протоколы N 4  от 4 сентября  1996 года  и N 6  от 18 декабря  1996
    года);

         решение коллегии Таможенного комитета  Союза Беларуси и  России
    (протокол N 3 от 19 декабря 1997 года).

         Координаторы исполнения Программы:

         Управление по    делам    Таможенного   союза    ГТК    России,
    Представительство  таможенной   службы   Российской  Федерации   при
    таможенной службе Республики Беларусь.

         Структура:

         составной частью настоящей Программы являются внесенные в нее в
    виде приложений:

         1. Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры
    пограничных пунктов  таможенного  оформления (пунктов  пропуска)  на
    территории Республики Беларусь на период 1997-2000 годов (Приложение
    19*);

         2. Концепция создания Единой автоматизированной  информационной
    системы  Таможенного комитета  Союза  (ЕАИС  ТКС) с  единым  Центром
    (Приложение 20*);

         3. Программа  Союза  Беларуси  и России  "Борьба  с  различными
    формами      организованной     преступности      на      территории
    государств-участников Союза  Беларуси  и России  на  период до  2000
    года"   (Приложение    21*)   в   части    борьбы   с    таможенными
    правонарушениями.
    -----------------
         * Приложения не приводятся. Примечание "КОДЕКС".

         Источники финансирования:

         - бюджет Союза Беларуси и России;

         - внебюджетные источники  (средства  предприятий и  организаций
    государственного и негосударственного секторов экономики Беларуси  и
    России, а также финансовые поступления из третьих стран);

         Объемы финансирования:

    - капитальное строительство -                209,7            млн.$,

    - материально-техническое обеспечение -      17,6             млн.$,

    - электронное программное обеспечение -      0,2              млн.$,

    - подготовка и переподготовка кадров -       0,5              млн.$,

    - прочие расходы -                           10,0             млн.$,

    Всего: сумма, эквивалентная                  238,0          миллиона
                                                            долларов США

         Примечания.

         - Экспертная     оценка    объемов     финансирования     носит
    ориентировочный характер и подлежит уточнению в процессе  подготовки
    проектно-сметной документации.

         - Общий объем  финансирования мероприятий  данной Программы  не
    включает  в   себя  средства,   предусмотренные  на   финансирование
    Программы   первоочередного   развития   таможенной   инфраструктуры
    пограничных  пунктов таможенного  оформления  (пунктов пропуска)  на
    территории Республики Беларусь на период 1997-2000 годов и Программы
    Союза Беларуси и России "Борьба с различными формами  организованной
    преступности на территории государств - участников Союза Беларуси  и
    России  на период  до  2000  года", финансовое  обеспечение  которых
    осуществляется  на   основании  отдельных  решений   Исполнительного
    Комитета Союза Беларуси и России.


                                    Цели

         Повышение эффективности  работы  таможенной  службы  Республики
    Беларусь   на    приоритетных    направлениях   таможенного    дела,
    способствующее  обеспечению  государственного  контроля  и  развития
    внешнеэкономической деятельности на территории Республики  Беларусь,
    укреплению политической и экономической безопасности Союза  Беларуси
    и России.


                                   Задачи

         Создание путем объединения усилий  таможенных служб Беларуси  и
    России соответствующих условий для решения на территории  Республики
    Беларусь следующих проблем:

         1. Повышения надежности таможенного контроля, совершенствования
    организации и процедур таможенного оформления.

         2. Обеспечения полного  и  своевременного взыскания  таможенных
    платежей.

         3. Усиления борьбы с таможенными правонарушениями.

         4. Обеспечения собственной безопасности таможенных органов.

         5. Представления  высшим   органам  государственной  власти   и
    управления  полной  и  достоверной  таможенной  статистики   внешней
    торговли.


                     Средства (инструменты) достижения
               указанных целей и решения поставленных задач:

         1. Создание и совершенствование таможенной  нормативно-правовой
    базы Республики Беларусь, унифицированной с российской, и завершение
    формирования единого  таможенного пространства.  Разработка на  этой
    основе единого таможенного законодательства Союза Беларуси и России.

         2. Разработка и внедрение  технологий таможенного оформления  и
    контроля,   отвечающих   современным   социальным   и    техническим
    требованиям,  соответствующих  уровню  развития  внешнеэкономических
    связей.

         3. Укрепление    таможенной    инфраструктуры    и    улучшение
    материально-технического  оснащения,  включая  технические  средства
    таможенного    контроля,    автотранспорт,    средства    связи    и
    телекоммуникаций     и     иное     информационное      обеспечение,
    совершенствование  системы  эксплуатации   информационно-технических
    средств.

         4. Укрепление службы таможенной охраны Республики Беларусь.

         5. Совершенствование правового,  аналитического и  оперативного
    взаимодействия   с   правоохранительными   органами,   транспортными
    организациями и другими заинтересованными службами.

         6. Укрепление   службы  собственной   безопасности   таможенных
    органов Беларуси, унификация ее функций с российской.

         7. Создание  банка  данных  по  таможенным  правонарушениям  на
    основе средств автоматизации и передачи данных.

         8. Совершенствование   информационно-технологической    системы
    формирования данных таможенной статистики.

         9. Улучшение   кадрового   обеспечения.   Повышение    качества
    подготовки и переподготовки личного состава.

         10. Совершенствование  структуры таможенной  службы  Республики
    Беларусь и прежде всего - ее центрального аппарата.

         11. Обеспечение   бесперебойного  финансирования   утвержденных
    планов и программ.

         12. Поощрение    свободы    товарообмена    и     справедливой,
    добросовестной конкуренции  в торговле, а  также постепенной  замены
    нетарифных мер тарифными во внешнеэкономической политике  государств
    Союза.


                      Результаты реализации Программы:

         1. Увеличатся  объемы  поступления  в  государственные  бюджеты
    Беларуси и России таможенных платежей.

         2. Повысится   пропускная   способность   пограничных   пунктов
    пропуска в результате ускорения и упрощения таможенных процедур.

         3. Повысится эффективность работы  таможенных служб Беларуси  и
    России по обнаружению и профилактике таможенных правонарушений.

         4. Повысятся  полнота  и  достоверность  информации  о  внешней
    торговле Беларуси и России.

         5. Укрепится  экономическая   безопасность  Союза  Беларуси   и
    России.


                       Международно-правовая основа:

         1. Соглашение  между  Правительством  Российской  Федерации   и
    Правительством Республики  Беларусь о  едином Порядке  регулирования
    внешнеэкономической деятельности  при  объединении денежной  системы
    Республики Беларусь с денежной  системой Российской Федерации от  12
    апреля  1994 года,  в  соответствии  с которым  Республика  Беларусь
    приняла  на  себя  обязательства  по  введению  таможенных  тарифов,
    налогов и сборов в отношении ввоза и вывоза товаров как в  торговом,
    так и неторговом  обороте, полностью идентичных таможенным  тарифам,
    налогам  и  сборам,  действующим в  Российской  Федерации,  а  также
    порядка  нетарифного  регулирования   внешней  торговли  и   порядка
    валютного  регулирования  и валютного  контроля  внешнеэкономических
    операций,  основанных  на  законодательстве  Российской   Федерации.
    Соглашением  предусмотрено  согласование  порядка  распределения   и
    зачисления  в  национальные  бюджеты таможенных  пошлин,  налогов  и
    сборов, взимаемых таможенными органами при вывозе и ввозе товаров.

         2. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией  и
    Республикой  Беларусь  от  6 января  1995  года,  предусматривающее:
    унификацию   внешнеторгового,   таможенного,    валютно-финансового,
    налогового  законодательства;   объединение  таможенных   территорий
    государств  в  единую таможенную  территорию;  обеспечение  единства
    управления таможенными службами; организацию совместного контроля за
    перемещением товаров  и транспортных  средств; согласование  порядка
    взаимного зачисления  таможенных пошлин, налогов  и сборов,  имеющих
    эквивалентное действие; отмену таможенного контроля на общей границе
    при  безусловном  обеспечении  надежного  таможенного  контроля   на
    внешних границах.

         3. Соглашение  между   Российской   Федерацией  и   Республикой
    Беларусь о единстве  управления таможенными  службами от 21  февраля
    1995 года, предусматривающее,  что решения таможенных служб  Сторон,
    относящиеся  к регулированию  правоотношений  в области  таможенного
    дела, принимаются на основе делегирования соответствующих полномочий
    одной из Сторон  и объявляются для  исполнения в таможенных  службах
    соответствующими решениями их начальников.

         4. Договор об  образовании Сообщества  от 2  апреля 1996  года,
    предусматривающий:    завершение   создания    общего    таможенного
    пространства  с  объединенной  службой  управления  и  условий   для
    введения общей валюты, формирование единой нормативно-правовой базы,
    стандартов,   эталонов   и   статистики,   совместную    организацию
    таможенного дела и создание совместной собственности путем  передачи
    органам  Сообщества   имущества,   необходимого  для   осуществления
    возложенных на них полномочий.

         5. Договор о Союзе Беларуси  и России от  2 апреля 1997 года  и
    Устав Союза Беларуси и России. Одной из задач Союза в  экономической
    сфере  является  проведение  единой  таможенной  политики,   включая
    обеспечение   единства  управления   таможенным   делом  на   единой
    таможенной территории, применение  в отношениях с третьими  странами
    одинакового  торгового   режима,  общих   таможенных  тарифов,   мер
    нетарифного  регулирования   внешней  торговли,  развитие   взаимной
    торговли,   эффективное    функционирование   единого    таможенного
    пространства.

         6. Положение   о   Таможенном  комитете   Союза,   утвержденное
    Исполнительным Комитетом Союза Беларуси и России (протокол N 1 от 23
    июля 1997 года).

         7. Решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28  апреля
    1999  года  N  2  "О  завершении  формирования  единого  таможенного
    пространства Союза Беларуси и России".


                                I. Введение

         Опыт работы   по   формированию   правовых,   экономических   и
    организационных   основ   Таможенного   союза   показал,   что   оба
    государства, их  высшие органы  управления, в  том числе  таможенные
    службы,   столкнулись  с   более   значительными  трудностями,   чем
    предполагалось  вначале.  Различия в  законодательствах  (отсутствие
    унификации которых таможенными органами компенсировалось  отработкой
    и совершенствованием  технологий), уровнях  и темпах  экономического
    развития,  условиях  формирования  рыночных  отношений  Беларуси   и
    России, а также отсутствие четкого механизма реализации  достигнутых
    договоренностей по Таможенному  союзу оказали более весомое  влияние
    инерционного характера как на внешнеэкономическую деятельность,  так
    и на интеграционные процессы в целом.

         Вместе с  тем  очевидны  элементы  наметившегося  прогресса   в
    укреплении  Союза Беларуси  и  России, результатах  деятельности  по
    созданию общего таможенного пространства. Так, приняты и вступили  в
    силу новый Таможенный  кодекс Республики Беларусь, Закон  Республики
    Беларусь  "О Таможенном  тарифе"  и  Закон Республики  Беларусь  "Об
    экспортном контроле", что наряду с актами смежного  законодательства
    практически полностью  унифицировало таможенные  нормативно-правовые
    базы двух  стран.  Создана, введена  в  действие и  совершенствуется
    система контроля  доставки  товаров с  эффективностью  в среднем  не
    менее 97% (в 1995 году этот показатель составлял 83%). Урегулированы
    вопросы ведения совместной  таможенной статистики внешней  торговли,
    формируются  и   публикуются   начиная  с   1998  года   официальные
    квартальные бюллетени  и годовые сборники  по таможенной  статистике
    внешней  торговли   Союза,  реализуется  программа   первоочередного
    развития   таможенной   инфраструктуры  на   территории   Республики
    Беларусь,   укрепляется    взаимодействие   таможенных   и    других
    правоохранительных  органов Беларуси  и  России, все  результативнее
    функционирует   Таможенный   комитет  Союза   (в   частности   более
    действенными  становятся   оперативное  согласование  его   решений,
    контроль  исполнения,  обмен информацией,  взаимные  консультации  и
    т.д.).

         Таможенные органы  Беларуси   приобрели  существенный  опыт   в
    таможенном оформлении товаров, следующих в Россию и транзитом  через
    ее территорию, стали  более активно и  грамотно внедрять в  практику
    работы российские  нормативно-правовые  акты, что  в конечном  счете
    укрепило  белорусско-российскую  систему  таможенного  контроля   за
    перемещением   товаров   и  транспортных   средств   по   территории
    Таможенного союза.

         Тем не менее  прогнозируемое развитие интеграционных  процессов
    свидетельствует, что в ближайшие годы таможенным службам Беларуси  и
    России надлежит осуществить ряд крупных мероприятий,  способствующих
    завершению   создания   соответствующих  условий   для   дальнейшего
    совместного движения по пути ведения и совершенствования таможенного
    дела  на общей  таможенной  территории. Объединение  и  концентрация
    усилий   даст  возможность   преодолеть   существующие  проблемы   и
    реализовать волю и стремление  народов Беларуси и России к  созданию
    единого  экономического,  правового,  информационного,  научного   и
    культурного пространства.

         В Программе дана развернутая характеристика реальной ситуации в
    сфере таможенного   контроля   и  оформления   н   определены   пути
    дальнейшего развития таможенного дела  государств - членов Союза  на
    ближайшую перспективу.


               2. Совершенствование организации и технологий
                     таможенного контроля и оформления

         Союзу Беларуси  и  России  как  субъекту  международного  права
    необходимо  присоединиться к  Таможенной  конвенции о  международной
    перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 год).
    Эта мера позволит решить проблему, касающуюся вопросов распределения
    юридической  ответственности  гарантийных  объединений  Беларуси   и
    России  (БАМАП,  АСМАП)  за  недоставку  товаров  при  перевозках  с
    применением книжки  МДП, упростить  отдельные процедуры  таможенного
    оформления и ликвидировать или переориентировать таможенные  пункты,
    созданные для  принятия  от перевозчиков  уведомлений о  пересечении
    белорусско-российской границы.

         Принимая во  внимание финансовый  и  кадровый аспекты  проблемы
    доставки российских товаров, следует признать, что довольно  сложная
    действующая  система  доставки,  которая была  крайне  необходима  в
    переходный   период    (при    отсутствии   развитой    приграничной
    инфраструктуры), в настоящее  время потребляет неоправданно  большие
    средства и ресурсы, что в дальнейшем становится нецелесообразным.  В
    правовом и организационно-технологическом аспектах система  доставки
    также   несовершенна,   поэтому  стратегия   улучшения   организации
    таможенного  контроля  и  оформления,  предполагаемая  в   настоящей
    Программе,   основывается   на  концепции   постепенной,   частичной
    корректировки  в  перспективе  системы  контроля  доставки   товаров
    третьих  стран,  ввозимых  в Россию,  в  сторону  организации  более
    полного  таможенного  оформления  и выпуска  в  свободное  обращение
    определенной  категории  таких  товаров  в  белорусских  пограничных
    таможнях.

         В этих целях создается сеть приграничных таможенных  терминалов
    с  развитой  сферой  посреднических брокерских  и  банковских  услуг
    (декларирование  и  хранение  товаров,  обеспечение   предоставления
    финансовых   гарантий    и    т.д.),   способствующих    обеспечению
    непрерывности   и   динамичности    производственно-технологического
    процесса и сокращению продолжительности таможенного оформления.

         Принципиальная схема  функционирования приграничных  таможенных
    терминалов в условиях переноса на них отдельных операций таможенного
    контроля  и  оформления  товаров российского  назначения  (в  режиме
    выпуска для свободного обращения) выглядит следующим образом.

         Вариант первый.   О   поступлении  на   терминал   определенной
    категории товаров (перечень которых будет согласован между ГТК РБ  и
    ГТК   России)   по    установленным   оперативным   каналам    связи
    незамедлительно    информируется   российский    таможенный    орган
    назначения,  а  также  получатель товаров,  контроль  производит  их
    декларирование  на  основании принятых  электронной  почтой  данных,
    взятых  из  товаросопроводительных  документов  либо  полученных  от
    фирмы-отправителя. Российский таможенный орган назначения производит
    оформление  товаров  с   взиманием  всех  причитающихся   таможенных
    платежей,  после  чего   белорусский  таможенный  орган   производит
    операции таможенного  оформления  и выпуска  товаров для  свободного
    обращения на  территории  Российской Федерации  и  о результатах  по
    установленной   форме  сообщает   в   российский  таможенный   орган
    назначения.    В    случае   обнаружения    нарушения    таможенного
    законодательства товары направляются под сопровождением (конвоем)  в
    ближайшую российскую  таможню  для принятия  соответствующих мер  по
    задержанию товаров и проведению иных процессуальных действий.

         Таможенное оформление на терминале других товаров, следующих  в
    Россию  или транзитом  через  ее  территорию, производится  в  общем
    порядке с применением процедуры доставки.

         Реализация данного варианта  потребует более полного  оснащения
    таможен современным  телекоммуникационным оборудованием,  средствами
    связи и вычислительной техникой.

         Вариант второй  -  схема   таможенного  оформления  товаров   с
    использованием системы гарантий специально создаваемого  таможенного
    банка Союза с размещением его отделений в каждом пункте пропуска (на
    таможенных терминалах).

         Белорусский таможенный  орган   производит  полное   таможенное
    оформление  определенной  категории  российских  товаров   (перечень
    которых  будет  согласован  между  ГТК  России  и  ГТК  РБ).   После
    начисления  таможенных  платежей  один экземпляр  ГТД  передается  в
    соответствующее  отделение   этого  банка,   который  на   основании
    экземпляра  ГТД выдает  указанному  белорусскому таможенному  органу
    банковскую  гарантию  уплаты  таможенных  платежей   соответствующей
    российской  таможне, после  чего  товар выпускается  для  свободного
    обращения на территории Российской Федерации.

         Вариант третий  -  схема   таможенного  оформления  товаров   с
    использованием   специфической  системы   гарантий,   обеспечиваемых
    таможенным    банком    Союза   (либо    банковской    ассоциацией),
    предусматривающей выдачу  этим Банком  (или ассоциацией)  документа,
    принципиально  схожего   с  карнетом  АТА,   применяемым  в   рамках
    Таможенной конвенции о карнете АТА.

         На основании  изложенного  необходимо  рассмотреть  возможность
    создания  Межгосударственного  таможенного банка  Союза  Беларуси  и
    России (МГТБ Союза).

         Основные функции создаваемого МГТБ Союза:

         1. Аккумулирование  взимаемых  на территории  Союза  таможенных
    платежей и  последующее их  перераспределение и  внесение в  бюджеты
    Беларуси и России в установленном порядке.

         2. Обеспечение функционирования  системы банковских гарантий  в
    отношении товаров, в том числе  перемещаемых в режиме транзита и  по
    процедуре доставки.

         3. Хранение  бюджетных   средств  Союза,  предназначенных   для
    таможенных целей, и осуществление банковских операций в соответствии
    с  решениями  Исполкома  Союза,   в  том  числе  по   финансированию
    утвержденных совместных планов и программ в сфере таможенного дела.

         Все три  варианта  (схемы) таможенного  оформления  товаров  на
    приграничных терминалах могут применяться параллельно.

         На территории Союза действуют одинаковые таможенные режимы и  в
    целом  унифицированный порядок  таможенного  оформления и  контроля.
    Ведется работа по подготовке проекта межгосударственного  Соглашения
    о таможенном  деле в  Союзе Беларуси и  России, подписание  которого
    позволит  создать  в сочетании  с  национальными  законодательствами
    Республики  Беларусь   и  Российской   Федерации  основы   правового
    регулирования на едином  таможенном пространстве  Союза, что в  свою
    очередь  позволит создать  равные  условия субъектам  хозяйствования
    Беларуси и России при осуществлении внешней торговли.

         Целесообразно организовать совместное  таможенное оформление  и
    контроль   товаров   и   транспортных  средств   (с   взысканием   в
    установленных  случаях  таможенных  платежей),  перемещаемых   через
    внешнюю границу Союза физическими  лицами, следующими в Россию  либо
    транзитом  через   территорию  России,   и  разработать   технологию
    применения автоматизированной  системы (АС КДТ)  при доставке  таких
    товаров и транспортных средств,  а также сформировать банк данных  о
    субъектах    хозяйствования   Российской    Федерации,    ежемесячно
    передаваемый в ГТК  РБ в  целях обеспечения надлежащего  таможенного
    контроля и повышения  процента доставки товаров, перемещаемых  через
    внешнюю   границу   Союза   субъектами   хозяйствования   Российской
    Федерации.

         Важнейшее значение будет иметь совершенствование действующей на
    территории Беларуси   системы   экспортного   контроля,   включающей
    правовое,   технологическое,  кадровое   и   материально-техническое
    обеспечение и прямо направленной на повышение надежности на  внешних
    границах  таможенного  контроля  таких  специфических  товаров,  как
    продукция  двойного  назначения,   вооружение  и  военная   техника,
    делящиеся   и   радиоактивные   материалы,   химические    вещества,
    сверхуникальная  наукоемкая  продукция  и  т.д.,  и  технологий   их
    изготовления (в том  числе научно-технической информации). Работа  в
    этом  направлении требует  применения  специальных знаний  и  особых
    условий деятельности сотрудников таможенных органов.

         В целях   установления   надлежащего  контроля   за   товарами,
    находившимися  на  территории   Республики  Беларусь  в   таможенных
    режимах: таможенного склада,  переработки на таможенной  территории,
    временного  ввоза,  свободной таможенной  зоны,  свободного  склада,
    реэкспорта и  отказа  в пользу  государства,  следует разработать  н
    утвердить совместную  технологию таможенного  оформления и  контроля
    таких  товаров  в  случаях  их  последующего  вывоза  на  территорию
    Российской Федерации по завершении указанных режимов.


                          3. Обеспечение взыскания
                         таможенных и иных платежей

         ГТК России  окажет   ГТК  Беларуси   содействие  в   реализации
    мероприятий, способствующих повышению полноты взыскания таможенных и
    иных платежей, путем:

         - передачи ежеквартально  в ГТК  РБ электронной  информационной
    базы  средних контрактных  цен  на  товары, ввозимые  на  территорию
    России из третьих стран;

         - проведения  анализа  действующего механизма  зачисления  сумм
    ввозных таможенных пошлин,  налогов и сборов, имеющих  эквивалентное
    действие, на  товары, происходящие  с территории  третьей страны,  в
    соответствующие бюджеты  государств по  принципу "страны  назначения
    товара";

         - ознакомления  сотрудников  белорусских таможенных  органов  с
    организацией   работы   отделов  таможенных   платежей,   таможенной
    стоимости и валютного контроля передовых российских таможен;

         - передачи ежедекадно на магнитных носителях по каналам связи в
    ГТК РБ списка  должников по  делам о  нарушениях таможенных  правил,
    зарегистрированных  и/или   проживающих  на  территории   Республики
    Беларусь.

         Необходимо разработать    и   утвердить    межправительственное
    соглашение, определяющее порядок взимания, распределения и  внесения
    в бюджеты государств - членов Союза таможенных платежей.

         Единый системный   подход   к  решению   вопросов   обеспечения
    наполнения  доходной  части   госбюджетов  позволит  повысить   роль
    таможенной  службы как  инструмента  регулирования внешней  торговли
    государств Союза, усовершенствовать технологию формирования бюджета,
    добиться   стабильного   роста   поступлений   платежей,    повысить
    эффективность таможенно-банковского валютного контроля и  обеспечить
    с помощью сбалансированных  мер тарифного регулирования,  косвенного
    налогообложения защиту внутреннего рынка союзных государств.

         Первый этап работы должен быть нацелен на завершение выполнения
    и в  последующем  неукоснительное  соблюдение  условий  формирования
    Таможенного союза.

         Второй этап  должен   предусматривать   проверку  на   практике
    эффективности единого управления таможенными службами.

         Приоритетными направлениями являются:

         1. Совершенствование       механизма        таможенно-тарифного
    регулирования  внешнеэкономической деятельности  (разработка  единой
    методологии    и    порядка    применения    таможенных     тарифов,
    совершенствование  процедуры   взимания   платежей  путем   усиления
    контроля   за  определением   страны   происхождения  и   таможенной
    стоимости;  оперативное   взаимодействие   с  Всемирной   таможенной
    организацией  (ВТО)  и  таможенными  службами  зарубежных  стран  по
    вопросам  классификации  товаров,  определения  и  контроля   страны
    происхождения товаров).

         2. Разработка   единой   системы   применения   на   таможенной
    территории   Союза   защитных    мер   в   части    антидемпинговых,
    компенсационных  и специальных  пошлин,  а  также импортных  квот  с
    учетом  правил  ВТО  и  акцизных  налогов  на  товары,  ввозимые  на
    таможенную территорию Союза и производимые на этой территории.

         3. Совершенствование  валютного  контроля  (разработка   единой
    системы  осуществления валютного  контроля  таможенными органами  на
    территории Союза, в том числе контроля поступлений валютной  выручки
    от   экспорта   работ,   услуг   и   результатов    интеллектуальной
    деятельности, а также при перемещении валютных ценностей; подписание
    соглашения  о  порядке  взаимодействия таможенных  органов  с  иными
    органами,  осуществляющими валютный  контроль  и ведущими  борьбу  с
    валютными правонарушениями, прежде всего - в области  предупреждения
    нарушений и наложения взысканий).

         4. Совершенствование  системы   взимания  таможенных   платежей
    (разработка  и применение  на  таможенной территории  Союза  единого
    порядка   (правил)    взимания   таможенных   платежей,    погашения
    задолженности по таким платежам на основе переуступки прав погашения
    долгов,   маркировки   подакцизных  товаров,   предназначенных   для
    потребления  на территории  Союза;  формирование и  ведение  единого
    реестра банков  и иных кредитных  учреждений, выступающих  гарантами
    обеспечения внесения таможенных платежей).


             4. Усиление борьбы с таможенными правонарушениями

         Мировая практика     свидетельствует,     что     контрабандная
    деятельность  из года  в  год становится  все  более изощренной.  На
    службу организованной  преступности  приходят (порой  раньше, чем  в
    государственные  правоохранительные  органы)  достижения  в  области
    науки  и   техники.   Совершенствуется  "профессиональный"   уровень
    контрабандистов. Операции наркодельцов,  торговцев оружием и  других
    преступников становятся все более организованными, конспиративными и
    интеллектуальноемкими.   В    сферу   противоправной    деятельности
    вовлекаются   крупные   финансовые   капиталы.   "Грязные"   деньги,
    вырученные   от   незаконной   торговли   оружием   и   наркотиками,
    используются   для    финансирования   международного    терроризма.
    Наркомания же приобрела такие критические масштабы, что вред от  нее
    приравнен  к  такой  глобальной  угрозе  человечеству,  как  ядерное
    оружие.

         Исходя из этого,  совершенствование работы в  области борьбы  с
    контрабандой и  нарушениями таможенных правил  должно развиваться  в
    следующих направлениях:

         1. Полной  унификации  нормативно-правовой  базы,  регулирующей
    правоохранительную  деятельность   таможенных  органов  Беларуси   и
    России.

         Значительным шагом  вперед  в этой  области  является  принятие
    Уголовного   и   Уголовно-процессуального   кодексов,   Кодекса   об
    административных   правонарушениях,    Процессуально-исполнительного
    кодекса по делам  об административных  правонарушениях и закона  "Об
    оперативно-розыскной деятельности" Республики Беларусь.

         2. Организации  более тесного  взаимодействия  с таможенными  и
    другими правоохранительными органами Союза.

         В настоящее  время  ГТК  РБ совместно  с  Представительством  и
    региональными   таможенными   управлениями   Российской    Федерации
    реализует ряд положений Программы Союза Беларуси и России "Борьба  с
    различными  формами   организованной   преступности  на   территории
    государств-участников Союза  Беларуси  и России  на  период до  2000
    года", утвержденной решением Высшего Совета Союза Беларуси и  России
    от 22.01.98.

         В ходе  реализации  указанной Программы  и  других  достигнутых
    соглашений в правоохранительной области необходимо:

         - расширить  применение   института  представителей   (офицеров
    связи) при правоохранительных органах и специальных службах;

         - организовать регулярный обмен информационно-аналитическими  и
    иными материалами по вопросам правоохранительной деятельности;

         - создать единую  базу (банк)  данных о  лицах, совершивших  на
    территории    Союза     таможенные    правонарушения,    а     также
    информационно-технологическую схему автоматизированного обмена этими
    данными;

         - проводить совместные специальные  мероприятия, в том числе  с
    использованием метода "контролируемой поставки", по пресечению:

         контрабанды и хищений сырьевых ресурсов,

         контрабанды и хищений культурных ценностей;

         контрабанды, незаконного  изготовления   и  оборота  оружия   и
    взрывчатых веществ;

         контрабанды и  незаконного  оборота наркотиков  и  психотропных
    вещест, а также этилового спирта и алкогольной продукции.

         - проводить регулярные  специальные  совместные мероприятия  по
    досмотру товаров и  транспортных средств (в  том числе на  отдельных
    участках  российско-белорусской границы)  в  целях выявления  фактов
    недоставления товаров  и  транспортных средств  в таможенные  органы
    назначения,   использования    поддельных   документов,    нарушения
    таможенного обеспечения,  проведения  грузовых и  иных операций  без
    разрешения таможенного органа;

         - продолжать  проводить  совместные  специальные  операции   по
    осуществлению оперативного  контроля за  грузопотоком, следующим  из
    Калининградской области  на  остальную территорию  Союза Беларуси  и
    России  и   в  обратном  направлении   транзитом  через   территории
    прибалтийских республик, с целью предотвращения незаконной  выгрузки
    товаров  на  транзитной   территории  и  выявления   правонарушений,
    связанных  с  незаконным   перемещением  товаров  из  Прибалтики   в
    Калининградскую  область   и   на  остальную   территорию  Союза   с
    использованием поддельных документов;

         - улучшить    оснащение    правоохранительных     подразделений
    таможенных    органов    Беларуси    современной    и    эффективной
    криминалистической   техникой,   техническими   средствами    поиска
    контрабанды и досмотра товаров и транспортных средств.

         3. Проведении   совместных   проверок   финансово-хозяйственной
    деятельности субъектов внешней торговли на территории Союза.

         4. Осуществлении     регулярных    рабочих     встреч     между
    правоохранительными органами Беларуси и России в целях обсуждения  и
    решения  вопросов  совершенствования   форм  и  методов  работы   по
    выявлению,   пресечению   и  расследованию   нарушений   таможенного
    законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, а также
    обучения личного состава правоохранительных подразделений таможенных
    органов  Беларуси  в  соответствующих  центрах  подготовки   силовых
    министерств и ведомств Беларуси и России.


               5. Совершенствование системы таможенной охраны

         В связи  с  тем,  что  белорусские  пограничники  в  1998  году
    приступили  к  охране  белорусско-украинской  границы  на  всем   ее
    протяжении,   чем   практически   завершили   процесс   формирования
    пограничной охраны по  всему периметру белорусского участка  внешней
    границы Союза, необходимо перераспределить штаты, функции и  акценты
    в  дальнейшей  работе  подразделений  таможенной  охраны,   основной
    обязанностью  которых  должно  стать  обеспечение   спецмероприятий,
    проводимых  отделами   по  борьбе  с   контрабандой  и   нарушениями
    таможенных  правил,  и  охрана таможенных  объектов  и  материальных
    ценностей.

         Для выполнения особо важных заданий следует создать при ГТК  РБ
    специальный   отряд   быстрого   реагирования   (СОБР)   с    полным
    материально-техническим оснащением.

         В целях подготовки спецподразделений таможенной охраны Беларуси
    и России необходимо создать соответствующий единый учебный центр.


                  6. Обеспечение собственной безопасности

         Оперативная обстановка в странах,  входящих в Таможенный  союз,
    продолжает оставаться сложной, а на ряде стратегических  направлений
    имеет тенденцию к обострению. Деятельность организованных преступных
    групп  в  околотаможенной   сфере  стала  носить   транснациональный
    характер.  Отмечается  возрастание,  особенно  в  России,  опасности
    преступных  посягательств  на  сотрудников  таможенных  органов  при
    исполнении  ими  должностных  обязанностей, а  также  на  таможенные
    объекты. Вооруженные нападения, взрывы и поджоги, прорывы таможенной
    границы, гибель сотрудников и захваты их в качестве заложников стали
    неотъемлемой частью оперативной обстановки.

         Не прекращаются попытки  проникновения криминальных структур  в
    таможенные  органы,  в  том  числе  к  компьютерным  базам   данных,
    содержащих конфиденциальную  информацию.  Не уменьшается  количество
    должностных  правонарушений,  совершаемых  сотрудниками   таможенных
    органов.

         В этих условиях совершенствование деятельности таможенных служб
    по обеспечению   собственной   безопасности   и   надежной    защите
    сотрудников  от  преступных   посягательств,  борьба  с   коррупцией
    являются  приоритетными  задачами   и  организационно  должны   быть
    направлены на:

         1. Создание  механизма взаимодействия  и  координации в  работе
    подразделений собственной безопасности.

         В этих  целях  на  основе  Концепции  собственной  безопасности
    государств  - участников  СНГ  и  Протокола о  сотрудничестве  между
    таможенными службами государств - участников соглашений о Таможенном
    союзе  в  области обеспечения  собственной  безопасности  необходимо
    разработать   и   подписать  соглашение   о   сотрудничестве   между
    таможенными  службами  Беларуси  и  России  в  области   обеспечения
    собственной безопасности.

         2. Создание в структуре таможенных органов Республики  Беларусь
    подразделений по обеспечению собственной безопасности.

         3. Обучение   личного    состава   подразделений    собственной
    безопасности в соответствующих учебных заведениях правоохранительных
    органов Беларуси и России.

         4. Разработка в ГТК РБ унифицированной с ГТК России нормативной
    базы, регламентирующей   деятельность   подразделений    собственной
    безопасности.

         5. Создание  в  структуре  представительств  таможенных   служб
    Беларуси и России института офицеров безопасности,

         6. Осуществление  рабочих   встреч   и  взаимных   консультаций
    сотрудников подразделений собственной безопасности таможенных  служб
    Беларуси и России.


                  7. Взаимодействие с правоохранительными
                    и другими государственными органами


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное