Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2007 г. N 76-ПП
О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы и Совета
ректоров вузов Москвы и Московской области от 13 декабря 2005 г. N
1012-ПП/07/05 "О взаимодействии с московскими государственными
вузами федерального подчинения в 2005/2006 учебном году", в целях
определения политики в области взаимодействия и консолидации
усилий Правительства Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и
Московской области, научной и педагогической общественности в
повышении роли системы высшего образования в эффективном решении
хозяйственно-экономических, социальных и культурных задач города,
повышения качества подготовки специалистов с высшим
профессиональным образованием, формирования атмосферы
межэтнической солидарности, культуры, мира и ненасилия в столичном
мегаполисе Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить городскую среднесрочную программу по
взаимодействию и оказанию поддержки московским государственным
вузам федерального подчинения в 2007-2009 гг. (приложение).
2. Возложить на Департамент семейной и молодежной политики
города Москвы функции государственного заказчика - координатора
Программы.
3. Персональное руководство городской среднесрочной программой
по взаимодействию и оказанию поддержки московским государственным
вузам федерального подчинения в 2007-2009 гг. (далее - Программа)
возложить на руководителя Департамента семейной и молодежной
политики города Москвы Гусеву Л.И.
4. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы
организовать работу по реализации мероприятий, предусмотренных
Программой.
5. Осуществить размещение государственного заказа, формируемого
в рамках реализации Программы, в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в том
числе Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд", а также правовых актов
города Москвы.
6. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города
Москвы предусмотреть в 2007-2009 гг. ежегодное выделение в
установленном порядке по представлению Совета ректоров вузов
Москвы и Московской области (далее - Совет ректоров вузов) жилой
площади для обеспечения преподавателей и работников вузов,
состоящих на учете по улучшению жилищных условий по месту
жительства, в рамках объемов и на условиях, установленных
Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве
на период 2006-2008 гг. и заданиями до 2010 года, утвержденной
постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. N 268-ПП.
7. В целях улучшения жилищных условий преподавателей и
сотрудников вузов принять к сведению обязательство Совета ректоров
вузов совместно с вузами города Москвы и префектурами
административных округов города Москвы продолжить в 2007-2009 гг.
работу по подготовке и внесению в Москомархитектуру предпроектных
предложений для использования незастроенных территорий вузов под
различные виды строительства (жилые дома и объекты социальной
сферы) с оформлением в установленном порядке проектов
соответствующих правовых актов, устанавливающих:
- включение объектов жилищного строительства в адресную
инвестиционную программу города Москвы с последующим
финансированием за счет средств городского бюджета;
- долю вузов в объеме не менее 70% для предоставления жилых
помещений преподавателям и работникам вузов, признанным
нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2000 г., а
также для формирования фонда специализированных жилых помещений
для размещения на время трудового контракта иногородних
работников;
- обязательство Совета ректоров вузов о выделении из доли вузов
5% площади для предоставления преподавателям и работникам вузов,
не ведущих жилищное строительство.
8. Департаменту имущества города Москвы продолжить
установленную практику арендных отношений с некоммерческой
организацией "Ассоциация московских вузов" на условиях,
определенных п. 22 постановления Правительства Москвы и Совета
ректоров вузов Москвы и Московской области от 13 декабря 2005 г. N
1012-ПП/07/05.
9. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы, Департаменту финансов города Москвы ежегодно
предусматривать в бюджете города Москвы в 2008-2009 гг. отдельной
строкой выделение Департаменту образования города Москвы средств
на оказание финансовой помощи государственным высшим учебным
заведениям федерального подчинения, а также Академии труда и
социальных отношений с учетом числа полностью заполненных штатных
единиц, общей численности студентов и числа студентов, проживающих
в общежитиях, в том числе в 2007 году - в размере 812000000 руб.
10. Согласиться с предложением Совета ректоров вузов о
расходовании выделенных на 2007 год средств (п. 9) по следующим
направлениям:
- 515000000 руб. - для осуществления дополнительных выплат к
заработной плате преподавателям высших учебных заведений (размер
выплат по категориям преподавателей может устанавливаться учеными
советами вузов под их ответственность);
- 134700000 руб. - на содержание и ремонт учебных зданий вузов
и общежитий;
- 120000000 руб. - на материально-техническое обеспечение
учебных заведений;
- 41700000 руб. - на развитие инновационно-образовательной
деятельности;
- 600000 руб. - на ежегодные именные премии Правительства
Москвы московским вузам за высокую эффективность взаимодействия с
московскими общеобразовательными учреждениями.
Принять к сведению, что расходование выделенных средств
осуществляется вузами в соответствии с заключенными контрактами и
сметами, утвержденными в установленном порядке учеными советами
вузов.
11. Установить, что финансирование мероприятий Программы в 2007
году осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных
отраслевым органам исполнительной власти города Москвы в бюджете
города Москвы на Программу, а начиная с 2008 года - в пределах
перспективного финансового плана на 2007-2009 гг.
12. Департаменту образования города Москвы обеспечить
перечисление средств бюджета города Москвы, выделяемых в
соответствии с настоящим постановлением (пункт 9), на основании
договоров, заключаемых с вузами, при условии представления ими
отчетов о целевом использовании средств по установленной форме.
13. Предложить Совету ректоров вузов обязать вузы своевременно
представлять в Департамент образования города Москвы отчеты о
расходовании денежных средств, полученных в качестве финансовой
помощи на вышеуказанные цели.
14. Разрешить префектурам административных округов города
Москвы использовать средства целевых бюджетных фондов развития
территорий города Москвы на финансирование мероприятий Программы и
оказание материально-технической поддержки вузам федерального
подчинения.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову
Л.И.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 6 февраля 2007 г. N 76-ПП
ГОРОДСКАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ
В 2007-2009 ГГ.
Паспорт Программы
----------------------------T-------------------------------------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦О взаимодействии с московскими государственными вузами ¦
¦ ¦федерального подчинения в 2007-2009 годах ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Основание для разработки ¦Постановление Правительства Москвы и Совета ректоров вузов ¦
¦Программы ¦Москвы и Московской области от 13.12.2005 ¦
¦ ¦N 1012-ПП/07/05 "О взаимодействии с московскими ¦
¦ ¦государственными вузами федерального подчинения в 2005/2006 ¦
¦ ¦учебному году", пункт 26 ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Государственный заказчик - ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. ¦
¦координатор Программы ¦Персональный руководитель Программы - руководитель ¦
¦ ¦Департамента семейной и молодежной политики города Москвы - ¦
¦ ¦Л.И. Гусева ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Государственные заказчики ¦Департамент науки и промышленной политики города Москвы; ¦
¦Программы ¦Департамент образования города Москвы; ¦
¦ ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Разработчики Программы ¦Управление координации деятельности Комплекса социальной ¦
¦ ¦сферы города Москвы; ¦
¦ ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы; ¦
¦ ¦Совет ректоров вузов Москвы и Московской области ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Основные исполнители ¦Департамент градостроительной политики, развития и ¦
¦Программы ¦реконструкции города Москвы; ¦
¦ ¦Департамент науки и промышленной политики города Москвы; ¦
¦ ¦Департамент поддержки и развития малого предпринимательства ¦
¦ ¦города Москвы; ¦
¦ ¦Департамент земельных ресурсов города Москвы; ¦
¦ ¦Департамент имущества города Москвы; ¦
¦ ¦Департамент природопользования и охраны окружающей среды ¦
¦ ¦города Москвы; ¦
¦ ¦Департамент здравоохранения города Москвы; ¦
¦ ¦Департамент образования города Москвы; ¦
¦ ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы; ¦
¦ ¦Комитет общественных связей города Москвы; ¦
¦ ¦префектуры административных округов города Москвы; ¦
¦ ¦Совет ректоров вузов Москвы и Московской области; ¦
¦ ¦московские государственные вузы федерального подчинения ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы реализации ¦2007-2009 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦Расширение участия вузов города Москвы и Московской области в¦
¦ ¦эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и ¦
¦ ¦культурных задач города, обеспечивающее осуществление ¦
¦ ¦всесторонней инновационной деятельности на важнейших ¦
¦ ¦стратегических направлениях: ¦
¦ ¦- сохранение и развитие научного и педагогического ¦
¦ ¦потенциалов государственных вузов, ориентированных на ¦
¦ ¦создание и реализацию научных достижений в сфере ¦
¦ ¦фундаментальных и прикладных наук и формирование на этой ¦
¦ ¦основе новых учебных дисциплин и специальностей; ¦
¦ ¦- повышение качества подготовки и переподготовки специалистов¦
¦ ¦с высшим профессиональным образованием, в особенности в ¦
¦ ¦интересах городского хозяйства, в т.ч. в области ¦
¦ ¦научно-инновационного предпринимательства; ¦
¦ ¦- укрепление социальных гарантий научно-педагогических ¦
¦ ¦работников на основе стимулирования инновационной ¦
¦ ¦деятельности профессорско-преподавательского состава; ¦
¦ ¦- формирование поколения молодых специалистов, готовых взять ¦
¦ ¦на себя ответственность за прогрессивное развитие страны, ¦
¦ ¦профессионально и морально подготовленных к осуществлению ¦
¦ ¦творческих прорывов в научной и научно-производственной ¦
¦ ¦деятельности, созданию атмосферы культуры, мира, ненасилия ¦
¦ ¦и межэтнической солидарности ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Основные задачи Программы ¦1. Повышение результативности использования ¦
¦ ¦научно-технического потенциала высшей школы в интересах ¦
¦ ¦города, в т.ч. в рамках выполнения крупных межвузовских ¦
¦ ¦проектов на основе комплексного решения проблем городского ¦
¦ ¦хозяйства, организации выпуска импортозамещающей ¦
¦ ¦(экспортоориентированной) продукции, формирования ¦
¦ ¦технологических цепочек производства наукоемкой продукции, ¦
¦ ¦конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. ¦
¦ ¦2. Максимальная концентрация интеллектуальных, материальных и¦
¦ ¦финансовых ресурсов на стратегических направлениях ¦
¦ ¦научно-технического прогресса, в особенности на проектах ¦
¦ ¦с высокой степенью готовности инновационного продукта. ¦
¦ ¦3. Организация с учетом роли ученых города Москвы в ¦
¦ ¦инновационном развитии страны совместной деятельности ¦
¦ ¦вузовской, академической и отраслевой науки по разработке и ¦
¦ ¦внедрению научно-технических (научно-технологических) ¦
¦ ¦достижений в перспективные производственные процессы, новые ¦
¦ ¦или усовершенствованные товары и услуги, реализуемые на ¦
¦ ¦внутреннем и внешнем рынках. ¦
¦ ¦4. Повышение профессионального уровня специалистов, их ¦
¦ ¦гражданской ответственности за социально-экономическое и ¦
¦ ¦интеллектуальное развитие государства, предусматривающее: ¦
¦ ¦- осуществление эффективной, многоуровневой ¦
¦ ¦и многоступенчатой подготовки, переподготовки и повышения ¦
¦ ¦квалификации кадров для приоритетных направлений развития ¦
¦ ¦науки, технологий и техники, обеспечивающих ¦
¦ ¦их профессиональную и социальную мобильность в условиях ¦
¦ ¦формирования рыночной экономики в стране; ¦
¦ ¦- широкое вовлечение профессорско-преподавательского состава,¦
¦ ¦аспирантов и студентов в научно-внедренческую деятельность ¦
¦ ¦путем создания бизнес-инкубаторов, центров технического ¦
¦ ¦превосходства, научно-внедренческих структур, интегрированных¦
¦ ¦научно-технических и исследовательских коллективов и т.п.; ¦
¦ ¦- создание с участием вузов на основе всестороннего ¦
¦ ¦использования их творческих достижений, в особенности в ¦
¦ ¦смежных областях наук, кадрового, ¦
¦ ¦лабораторно-исследовательского ¦
¦ ¦и экспериментально-производственного потенциалов центров ¦
¦ ¦коллективного пользования, малых научно-производственных ¦
¦ ¦предприятий, технопарков, кластеров и т.п.; ¦
¦ ¦- усиление материальной заинтересованности ¦
¦ ¦научно-педагогических кадров в осуществлении эффективной ¦
¦ ¦инновационной деятельности. ¦
¦ ¦5. Подготовка и регулярное осуществление мероприятий по ¦
¦ ¦привлечению молодежи в научно-технологическое инновационное ¦
¦ ¦предпринимательство. ¦
¦ ¦6. Дальнейшее развитие системы крупных межвузовских проектов,¦
¦ ¦обеспечивающей комплексное решение проблем городского ¦
¦ ¦хозяйства на основе интеграции соответствующих разработок ¦
¦ ¦вузов, академических и отраслевых институтов со сроком ¦
¦ ¦выполнения НИР и ОКР не более 2-3 лет: ¦
¦ ¦- I стадия: ¦
¦ ¦Проведение НИР, включая создание и исследование ¦
¦ ¦экспериментальных образцов, в т.ч. в условиях планируемого ¦
¦ ¦применения новых технологий (техники), разработку и ¦
¦ ¦согласование с профильными органами государственной власти ¦
¦ ¦города Москвы инновационных предложений, включающих ¦
¦ ¦технико-экономические обоснования и технические задания ¦
¦ ¦на выполнение ОКР; ¦
¦ ¦- II стадия: ¦
¦ ¦Проведение ОКР по разработкам, отобранным на конкурсной ¦
¦ ¦основе по результатам НИР, для выполнения в полном объеме ¦
¦ ¦крупного комплексного проекта, обеспечивающего решение ¦
¦ ¦соответствующих проблем городского хозяйства со сроком ¦
¦ ¦окупаемости в течение 2-3 лет средств, инвестируемых в ¦
¦ ¦проект, за счет сокращения затрат городского бюджета на ¦
¦ ¦приобретение соответствующих материалов, изделий, услуг с ¦
¦ ¦учетом интегрального показателя "Цена/Качество" и налоговых ¦
¦ ¦поступлений в бюджет города в результате производственной ¦
¦ ¦(коммерческой) реализации инноваций. ¦
¦ ¦7. Мониторинг научно-технического потенциала вузов и ¦
¦ ¦определение по его результатам номенклатуры разработок, ¦
¦ ¦обеспечивающих на федеральном и региональном уровнях создание¦
¦ ¦технологий (техники), существенно опережающих мировой ¦
¦ ¦уровень. ¦
¦ ¦8. Информационно-экономический анализ технической, ¦
¦ ¦технологической, производственной и рыночной перспективности ¦
¦ ¦инновационной продукции, планируемой к созданию в 2008-2009 ¦
¦ ¦годах и последующей реализации; подготовка на этой базе ¦
¦ ¦планов внедрения новых технологий (техники), в т.ч. на основе¦
¦ ¦взаимодействия государственного и частного капитала. ¦
¦ ¦9. Организация целевой подготовки (переподготовки) кадров в ¦
¦ ¦направлении повышения их социальной и профессиональной ¦
¦ ¦мобильности, развития ответственности, интеллектуальной ¦
¦ ¦толерантности, здорового образа жизни в системах: ¦
¦ ¦- средняя школа - вуз; ¦
¦ ¦- вуз - производственная деятельность в условиях профильных ¦
¦ ¦предприятий; ¦
¦ ¦- вуз - научно-производственные инжиниринговые, ¦
¦ ¦предпринимательские структуры, обеспечивающие решение ¦
¦ ¦реальных прикладных задач при выполнении студенческих ¦
¦ ¦научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, ¦
¦ ¦дипломных проектов, диссертаций; ¦
¦ ¦- спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, ¦
¦ ¦молодежные средства коммуникаций и информации. ¦
¦ ¦10. Проведение в течение 2-3 лет перспективных исследований, ¦
¦ ¦направленных на создание "прорывных" технологий, ¦
¦ ¦обеспечивающих инновационное развитие производственной ¦
¦ ¦инфраструктуры в 2010-2015 годах. ¦
¦ ¦11. Разработка в соответствии с действующим законодательством¦
¦ ¦финансово-экономических схем эффективной рыночной реализации ¦
¦ ¦научно-технических достижений в интересах города в системе ¦
¦ ¦"Разработчик - Потребитель - Производитель - Инвестор". ¦
¦ ¦12. Создание организационно-экономических механизмов ¦
¦ ¦формирования научно-внедренческих структур ¦
¦ ¦(бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, в особенности ¦
¦ ¦молодежные, научно-исследовательские лаборатории и центры и ¦
¦ ¦т.п.) и научно-производственных организаций (малые ¦
¦ ¦предприятия, технопарки, кластеры и т.п.), ориентированных на¦
¦ ¦осуществление выпуска и внедрение (коммерческую реализацию) ¦
¦ ¦конкурентоспособной продукции. ¦
¦ ¦13. Формирование с учетом Федерального закона от 21 июля 2005¦
¦ ¦г. N 94-ФЗ, ст. 7 проблемно-ориентированных конкурсных ¦
¦ ¦комиссий с участием представителей производственных ¦
¦ ¦(научно-производственных) организаций, являющихся ¦
¦ ¦потенциальными потребителями новых технологий, профильных ¦
¦ ¦органов государственной власти города Москвы, Ассоциации ¦
¦ ¦московских вузов. ¦
¦ ¦14. Создание условий для привлечения ¦
¦ ¦в научно-производственную сферу высококвалифицированных ¦
¦ ¦кадров. ¦
¦ ¦15. Увеличение числа специалистов, занятых ¦
¦ ¦в научно-технических и научно-производственных секторах ¦
¦ ¦городского хозяйства ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Основные мероприятия ¦+----------------------------------------------------------¬ ¦
¦Программы ¦¦N ¦Наименование среднесрочных подпрограмм ¦ ¦
¦ ¦¦п/п¦ ¦ ¦
¦ ¦+---+------------------------------------------------------+ ¦
¦ ¦¦1. ¦Среднесрочная программа "Разработка перспективных ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦технологий в рамках крупных межвузовских проектов в ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок" ¦ ¦
¦ ¦+---+------------------------------------------------------+ ¦
¦ ¦¦2. ¦Среднесрочная программа "Развитие ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦инновационно-образовательной деятельности" ¦ ¦
¦ ¦+---+------------------------------------------------------+ ¦
¦ ¦¦3. ¦Среднесрочная программа "Участие системы высшего ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦образования в решении социальных и культурных задач ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦города" ¦ ¦
¦ ¦L---+------------------------------------------------------- ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Финансовое обеспечение ¦Общий объем финансирования <*> 396650 тыс. руб., в т.ч. ¦
¦Программы ¦по годам реализации: ¦
¦ ¦---------------------T-------T---------T--------T----------¬ ¦
¦ ¦¦ ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦Всего ¦ ¦
¦ ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦Объем ¦92000,0¦ 120750,0¦183900,0¦ 396650,0¦ ¦
¦ ¦¦финансирования по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦годам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦Источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦Текущее бюджетное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦финансирование, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦т.ч. по статьям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦расходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+---T----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦Код¦Вид расходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦211¦Заработная ¦39018,5¦ 54150,6¦ 73899,0¦ 167068,0¦ ¦
¦ ¦¦ ¦плата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦213¦Начисление на ¦10222,8¦ 14187,4¦ 19361,5¦ 43771,8¦ ¦
¦ ¦¦ ¦фонд оплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦труда (единый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦социальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦налог) - 26,2%, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦включая тариф ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦на обязательное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦страхование от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦несчастных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦случаев на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦производстве и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦профессиональных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦заболеваний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦225¦Услуги на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦имущества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦226¦Прочие услуги ¦23500,0¦ 29600,0¦ 45000,0¦ 98100,0¦ ¦
¦ ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦290¦Прочие расходы ¦ 2608,4¦ 2972,0¦ 12489,5¦ 18069,9¦ ¦
¦ ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦310¦Увеличение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦стоимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦340¦Увеличение ¦16650,3¦ 19840,0¦ 33150,0¦ 69640,3¦ ¦
¦ ¦¦ ¦стоимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦материальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦запасов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+---+----------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦Целевые бюджетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦фонды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦Федеральный бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦Внебюджетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦(с расшифровкой) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+--------------------+-------+---------+--------+----------+ ¦
¦ ¦¦Итого ¦92000,0¦ 120750,0¦183900,0¦ 396650,0¦ ¦
¦ ¦L--------------------+-------+---------+--------+----------- ¦
¦ ¦------------------------------- ¦
¦ ¦<*> Объемы финансирования уточняются ежегодно при ¦
¦ ¦формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый ¦
¦ ¦год ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты ¦- создание и внедрение перспективных технологий, разработка ¦
¦реализации Программы ¦на этой основе и освоение промышленного выпуска (коммерческой¦
¦ ¦реализации) конкурентоспособной, импортозамещающей, ¦
¦ ¦экспортоориентированной продукции на стратегических ¦
¦ ¦направлениях инновационного развития: ¦
¦ ¦ - "Технология живых систем - Здравоохранение"; ¦
¦ ¦ - "Новые материалы"; ¦
¦ ¦ - "Городской транспорт"; ¦
¦ ¦ - "Энергетика"; ¦
¦ ¦ - "Эффективное землепользование в условиях крупных ¦
¦ ¦городов"; ¦
¦ ¦ - "Строительная индустрия"; ¦
¦ ¦ - "Производственные технологии и оборудование"; ¦
¦ ¦ - "Повышение экологической безопасности города Москвы за ¦
¦ ¦счет совершенствования системы природоохранной деятельности";¦
¦ ¦ - "Построение инновационно-образовательной системы "Наука -¦
¦ ¦Образование - Рынок труда"; ¦
¦ ¦ - "Формирование системы "Средняя школа - Вузы - ¦
¦ ¦Предприятие -Наука" по приоритетным направлениям развития ¦
¦ ¦науки и технологии"; ¦
¦ ¦ - "Мониторинг и социологические исследования в студенческой¦
¦ ¦среде, включая формирования банка данных по различным ¦
¦ ¦вопросам студенческой жизни"; ¦
¦ ¦ - "Развитие систем информационного обеспечения молодежной ¦
¦ ¦политики"; ¦
¦ ¦- экономически эффективное развитие системы "Наука - ¦
¦ ¦Инновации - Производство - Рынок", в особенности на основе ¦
¦ ¦создания наукоемких производств и научно-внедренческих ¦
¦ ¦структур, ориентированных на выпуск, в т.ч. с использованием ¦
¦ ¦лабораторной и научно-производственной базы вузов, ¦
¦ ¦перспективной, импортозамещающей, экспортоориентированной ¦
¦ ¦продукции, обеспечивающих в течение 2-3 лет окупаемость ¦
¦ ¦инвестированных в научно-производственную деятельность ¦
¦ ¦средств за счет снижения затрат на приобретение ¦
¦ ¦соответствующей продукции с учетом интегрального показателя ¦
¦ ¦"Цена/Качество", экономии энергетических, финансовых и ¦
¦ ¦материальных ресурсов, налоговых поступлений в бюджет города;¦
¦ ¦- формирование на стратегических направлениях ¦
¦ ¦специализированных инновационных подсистем, обеспечивающих ¦
¦ ¦комплексное решение важнейших проблем на базе синтеза новых ¦
¦ ¦знаний и интегрированного развития научно-исследовательской, ¦
¦ ¦научно-прикладной, научно-образовательной, научно- ¦
¦ ¦производственной деятельности, экономически высокоэффективное¦
¦ ¦решение важнейших проблем в среднесрочной и долгосрочной ¦
¦ ¦перспективе, в т.ч. создание "прорывных" технологий, ¦
¦ ¦ориентированных на научно-технический прогресс ¦
¦ ¦производственной инфраструктуры в 2010-2015 гг.; ¦
¦ ¦- создание необходимой научно-технической базы для реализации¦
¦ ¦программ; ¦
¦ ¦- рост объемов коммерчески привлекательных результатов НИР и ¦
¦ ¦ОКР; ¦
¦ ¦- рост объемов интеллектуальной собственности, вовлеченной в ¦
¦ ¦хозяйственный оборот; ¦
¦ ¦- ежегодный дополнительный объем производства новой и ¦
¦ ¦усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет ¦
¦ ¦применения созданных передовых технологий; ¦
¦ ¦- сохранение рабочих мест в сфере науки; ¦
¦ ¦- повышение конкурентоспособности создаваемой инновационной ¦
¦ ¦продукции; ¦
¦ ¦- привлечение молодых специалистов ко всем видам ¦
¦ ¦инновационной деятельности в рамках выполнения и последующей ¦
¦ ¦реализации проектов Программы в системе "Наука - ¦
¦ ¦Образование - Производство - Рынок", в том числе научной, ¦
¦ ¦инженерной и инжиниринговой, организационно-управленческой и ¦
¦ ¦финансово-экономической, производственно-технологической ¦
¦ ¦и т.п.; ¦
¦ ¦- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме ¦
¦ ¦производства ¦
+---------------------------+-------------------------------------------------------------+
¦Система организации ¦Управление Программой осуществляется государственным ¦
¦управления и контроля за ¦заказчиком - координатором Программы - Комитетом по делам ¦
¦исполнением Программы ¦семьи и молодежи города Москвы. ¦
¦ ¦Контроль за ходом исполнения и реализации Программы ¦
¦ ¦осуществляет Правительство Москвы. ¦
¦ ¦Государственные заказчики Программы: Департамент науки и ¦
¦ ¦промышленной политики города Москвы, Департамент образования ¦
¦ ¦города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики ¦
¦ ¦города Москвы - отвечают за реализацию Программы, ¦
¦ ¦осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и ¦
¦ ¦целевое использование выделенных на реализацию Программы ¦
¦ ¦бюджетных средств. ¦
¦ ¦В соответствии со ст. 5, п. 2 Закона "Об инновационной ¦
¦ ¦деятельности в городе Москве" от 07.07.2004 N 45 по Программе¦
¦ ¦в целом и по соответствующим направлениям научно-технической ¦
¦ ¦и научно-производственной деятельности создаются ¦
¦ ¦научно-координационные советы для осуществления координации ¦
¦ ¦работ, проведения комплексного информационно-экономического ¦
¦ ¦анализа хода выполнения проектов и входящих в них разработок,¦
¦ ¦в т.ч. путем проведения семинаров, совещаний, выставок и ¦
¦ ¦подготовки на этой основе рекомендаций для принятия ¦
¦ ¦управленческих решений. ¦
¦ ¦Для обеспечения достижения конечного результата - освоение ¦
¦ ¦производства высокоэффективной продукции (экономически ¦
¦ ¦выгодной коммерциализации инноваций) в системе управления ¦
¦ ¦Программой реализуется принцип самоорганизации науки, ¦
¦ ¦заключающийся в том, что по всем мероприятиям Программы ¦
¦ ¦выделяются организации-координаторы, несущие всю полноту ¦
¦ ¦ответственности перед Правительством Москвы за эффективное ¦
¦ ¦выполнение разработок по приоритетным направлениям в системе ¦
¦ ¦"Наука - Инновации - Производство - Рынок": ¦
¦ ¦- "Технология живых систем - Здравоохранение" - МГУ ¦
¦ ¦им. М.В. Ломоносова (факультет фундаментальной медицины), ¦
¦ ¦МГТУ им. Н.Э. Баумана (факультет биомедицинской техники); ¦
¦ ¦- "Новые материалы" - МИСиС; ¦
¦ ¦- "Городской транспорт" - МИИТ; ¦
¦ ¦- "Энергетика" - МГУ им. М.В. Ломоносова (физический ¦
¦ ¦факультет), МЭИ; ¦
¦ ¦- "Эффективное землепользование в условиях крупных городов" -¦
¦ ¦ГУЗ; ¦
¦ ¦- "Строительная индустрия" - МГСУ; ¦
¦ ¦- "Производственные технологии и оборудование" - МГТУ ¦
¦ ¦"Станкин"; ¦
¦ ¦- "Повышение экологической безопасности города Москвы за счет¦
¦ ¦совершенствования системы природоохранной деятельности" - ¦
¦ ¦МИИТ; ¦
¦ ¦- "Информационно-экономический анализ инвестиционной ¦
¦ ¦перспективности инновационной продукции" - Ассоциация ¦
¦ ¦московских вузов ¦
L---------------------------+--------------------------------------------------------------
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Московская высшая школа, интеллектуальный потенциал которой
определяют свыше ста государственных вузов, имеет многоотраслевой
характер, охватывая практически все направления научно-
технических, естественнонаучных, социально-экономических и
гуманитарных знаний.
В вузах Москвы работает многочисленный отряд специалистов
высшей квалификации, среди которых около девяти тысяч докторов
наук.
За десятилетия, а иногда и более чем за столетие в московских
вузах сложились уникальные, всемирно известные научные школы,
взаимодействовать с которыми ученые многих стран считают за честь.
Высшим учебным заведениям всегда была присуща опора на
фундаментальную науку - проведение собственных глубоких
фундаментальных исследований, постоянное взаимодействие с
Академией наук. Это важно не только с точки зрения развития
системы знаний, но и как гарантия высокого научно-технического
уровня прикладных разработок.
Московские вузы принимают активное участие в решении многих
практических задач народного хозяйства страны и города, работая в
тесной связи с предприятиями, отраслевыми научно-
исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями.
Многие вузы, благодаря своему авторитету, широким научно-
техническим связям, становятся координирующими центрами в масштабе
страны, объединяющими усилия различных организаций в решении
важнейших проблем.
Московские вузы, имея славные и давние традиции, выросли в
лидирующие, головные организации, определяющие основные отраслевые
направления развития высшего образования и научных исследований на
государственном уровне.
Москве присуще уникальное, единственное в мире сочетание - на
территории одного города сосредоточено огромное количество мощных,
разнопрофильных академических и отраслевых научно-
исследовательских институтов, вузов, научно-производственных
объединений, предприятий высоких технологий. Высшие учебные
заведения - неотъемлемая и одна из важнейших частей этого
конгломерата науки и производства, обладающего колоссальным научно-
техническим потенциалом.
Являясь многопрофильными научно-образовательными учреждениями,
сохранившими и приумножившими в сложнейших условиях творческий
потенциал своих научных школ, вузы способны:
- разрабатывать качественно новые технические, технологические
и организационно-экономические решения на основе синтеза научных
достижений в различных областях знаний;
- создавать с использованием имеющейся научно-лабораторной и
экспериментальной базы наукоемкие высокорентабельные производства,
в том числе центры коллективного пользования, малые предприятия,
технопарки и т.п., обеспечивая их централизованно инжиниринговыми
и финансово-экономическими услугами;
- подготавливать высококвалифицированные кадры для решения
научно-технических, организационно-экономических и управленческих
задач, связанных с техническим перевооружением и модернизацией
производственного и хозяйственного комплекса города Москвы;
- привлекать, используя свою деловую и научную репутацию,
инвестиции из бюджетных и внебюджетных источников финансирования
для создания и внедрения высоких технологий;
- осуществлять эффективную координацию в области проведения
проблемно-ориентированных, фундаментальных и прикладных
исследований, выполнения опытно-конструкторских работ на основе
выбора экономически оптимальных направлений научно-технической
деятельности и концентрации на этих направлениях интеллектуальных,
материально-технических и финансовых ресурсов.
Таким образом, на современном этапе высшая техническая школа
становится ключевым звеном в системе "Фундаментальная наука -
Прикладная наука - Образование - Производство - Рынок",
обеспечивающим прогрессивное развитие всего научно-технического
комплекса на основе организации инновационного процесса.
Поэтому постоянная связь Правительства Москвы с вузами важна
для города и стратегически точна.
В целях повышения эффективности использования интеллектуального
потенциала вузов в интересах города начиная с 1995 г.
финансируются наиболее значимые для города разработки специалистов
высшей школы. От Правительства Москвы эту деятельность формируют и
ведут Департамент науки и промышленной политики и Московский
комитет по науке и технологиям.
Объемы финансирования науки в системе "Вузы - Москве"
составили:
- 1996 г. - 7,2 млн. руб.;
- 2000 г. - 28,0 млн. руб.;
- 2005 г. - 100,0 млн. руб.
Важнейший аспект совместной работы московских вузов, Совета
ректоров вузов и Правительства Москвы - формирование крупных
межвузовских проектов.
Разработка крупных проектов должна обеспечивать:
- комплексное решение проблем городского хозяйства с высокими
технико-экономическими показателями;
- организацию и совершенствование важных для городского
хозяйства объектов с максимальным использованием научно-
технического потенциала вузов и производственно-технического
потенциала предприятий города;
- создание и выпуск высокоэффективной экспортоориентированной и
импортозамещающей продукции;
- достижение реального экономического эффекта за счет:
- экономии затрат городского и федерального бюджетов;
- получения дивидендов от инвестированных в науку средств;
- подготовки (переподготовки) кадров;
- социальную ориентацию перспективных проектов на формирование
в новых наукоемких производствах высококвалифицированных и
высокооплачиваемых рабочих мест.
Стратегические подходы к разработке крупных проектов:
1. Реализация крупных проектов должна обеспечивать решение
наиболее важных для производственного и хозяйственного комплекса
города Москвы вопросов, связанных с техническим перевооружением,
повышением эффективности функционирования за счет максимального
привлечения к созданию перспективных производств недоиспользуемого
промышленного потенциала города и специально подготовленных
высококвалифицированных кадров.
2. Особое внимание должно быть обращено на создание в сфере
"Наука - Производство" не только высококвалифицированных, но и
высокооплачиваемых рабочих мест, имея в виду, что уровень оплаты
труда должен существенно превышать размеры средней заработной
платы в Москве.
3. Необходимо сконцентрировать усилия на разработке
импортозамещающей продукции высокого уровня, прежде всего, в
области производства лекарственных препаратов и медицинской
техники.
Создание на базе столичных вузов федерального подчинения
федерально-региональной инновационной системы "Москва",
обеспечивающей развитие в интересах Российской Федерации и города
инновационного процесса "Наука - Образование - Кадры -
Производство - Рынок" на стратегических направлениях научно-
технического прогресса, позволит осуществить в среднесрочной и
долгосрочной перспективе:
- расширение выпуска конкурентоспособной, импортозамещающей,
экспортоориентированной продукции, в основе которого лежат
результаты выполненных НИР и ОКР;
- развитие высокорентабельных наукоемких производств;
- вовлечение в активную научно-производственную деятельность
высококвалифицированных специалистов, в том числе в сфере
инжиниринга и менеджмента, имея в виду использование на этих новых
направлениях молодых преподавателей и научных работников,
аспирантов и студентов.
Несмотря на то, что в Москве сосредоточено около 60% научно-
технического потенциала страны, трудится треть всех научных
работников России, более половины докторов и кандидатов наук,
стабильное инновационное развитие экономики столицы и России в
целом пока не обеспечено. При огромном научно-техническом
потенциале удельный вес Москвы в общем объеме созданных передовых
технологий по России в целом не превышает 15%. Не сформирован
масштабный и развитой рынок результатов инновационной
деятельности.
Система московского образования в течение ряда лет развивается
практически в соответствии с целями, определенными приоритетным
национальным проектом "Образование", реализуемым в стране по
инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Главное преимущество высокоразвитой страны связано с
возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во
многом определяется состоянием образования.
Уровень образования - это исходная, отправная точка
экономического и научно-технического прогресса. Отставание в
образовательном развитии прямо сказывается на
конкурентоспособности государства и перспективах его развития.
Последнее десятилетие страна находится на этапе перехода к
рыночной экономике и перед отечественным образованием поставлены
фундаментальные задачи обеспечения устойчивого инновационного
развития страны с приведением содержания образования и его
структуры к новым реалиям российской жизни, претерпевшей
глубочайшие политические и социально-экономические изменения.
Необходимо интегрироваться в международное образовательное
пространство, обеспечив рост конкурентоспособности и
государственной значимости экспорта образовательных услуг,
повышение эффективности по привлечению иностранных граждан для
обучения в московских учебных заведениях на компенсационных
условиях.
В то же время традиционная система образования, равно как и
государственная молодежная политика, не обеспечивает
целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной,
ответственной молодежи, ее подготовки к жизни в самоорганизуемом
обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная
молодежная политика, призванная сформировать и закрепить
необходимые нормы поведения и моральные ценности в общественных
традициях.
С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с
которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует
достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.
Стремительное старение населения и неблагоприятные
демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем
будущем предъявить к сегодняшней молодежи повышенные требования:
она станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая
деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет
источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и
пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент
демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000
человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет
в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни,
стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России
по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны
быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и
экстремистским призывам. Однако результаты исследований
показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах
даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян,
в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до
35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди
граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45%.
Только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности
общественных организаций. Сходные тенденции в США и странах
объединенной Европы стали основанием для внедрения специальных
программ по вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов
молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности,
развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и
межнациональных отношений. Однако в настоящее время российская
молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этим проблемам.
Согласно опросу 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает
раздражение или неприязнь к представителям иной национальности,
51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых
национальных групп.
В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст
вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается,
российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические
отношения значительно раньше. Уже сейчас согласно последнему
всероссийскому опросу 34% опрошенных заработали свои первые деньги
до 15 лет, еще 44% - с 15 до 17 лет включительно, 11% начали
зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При
этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые
ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и
предпринимательства молодежь уже сегодня составляет и будет
составлять значительный процент работающих, то в социальной
бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального
управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это
может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении,
сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису
в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между
"объективно пожилой" по кадровому составу социальной сферой и
относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не
способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране
|